Здоровьесберегающие технологии в работе гпд. Тема: «Воспитание здорового образа жизни в условиях группы продлённого дня Здоровый образ жизни в группе продленного дня

Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья.Целью современного образования является формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса..

Просмотр содержимого документа
«здоровьесбережение в работе ГПД»

Тема: "Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя ГПД".

В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Особо актуальным становится вопрос состояния здоровья детей.

Актуальность проблемы:

Ребенок-барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Как никогда, остается актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего детства. В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников.

Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.

Слайд:

Слайд:

Целью современного образования является формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса.

Слайд:

    Образовательные (приобретение знаний и представлений о здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье, обучение двигательным умениям и навыкам, распространение информации по профилактике вредных привычек).

    Воспитательные (формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, устойчивых мотивов самовоспитания, эстетическое и эмоциональное развитие личности).

    Оздоровительные (укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, включение в активную двигательную деятельность, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику).

Слайд :

Сам термин “здоровье” рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова).

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Слайд :

Новизна

Здоровьесбережение нации является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики нашего государства. В числе оздоровительных мероприятий особое значение придаётся системе здоровьесбережения в образовании.

Ухудшение здоровья школьников обусловлено различными факторами.

Существует несколько факторов, влияющих на здоровье детей.

Слайд :

Экологические:

Солнечная радиация, плохая экологическая обстановка , состав питьевой воды, ежегодная температура воздуха, влажность, чистота воздуха.

Социокультурные:

Семейные условия жизни и воспитания; низкий социально-экономический уровень жизни многих семей , что отрицательно сказывается на качестве питания детей, их отдыхе и физическом развитии, и кризис семьи, отражающийся на психологическом здоровье. Также рост заболеваемости детей напрямую связан и с неправильным образом жизни взрослых, который они повседневно наблюдают (дома, на улице, в телепередачах) и перенимают.

Биологические факторы:

Наследственность, состояние здоровья матери во время

беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного.

Педагогические:

К педагогическим факторам следует отнести:

1.Факторы внешней среды, способные оказать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, социальные, экономические и т.д.)

2.Факторы школьной среды – качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, спортивного оборудования и оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм.

3.Организация учебного процесса (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул) и режима учебной нагрузки;

4.Организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития;

В условиях наш ей школы разработана программа здоровьесберегающего обучения и воспитания «Здоровые дети – здоровая нация» (слайд )

Обозначая цели и задачи деятельности по здоровьесбережению, в нашей школе исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы программы здоровьесбережения определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

Слайд :

Участниками программы являются:

    учащиеся

    педагогическое сообщество

    родители

    социальные партнеры: ДЮСШ, школьная столовая, библиотеки, ФАП

Реализация нашей программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

Слайд :

    культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

    культуру физическую (способность управлять физическими движениями);

    культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

    культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).

Ответственными за реализацию здоровьесберегающей программы являются представители администрации школы, учителя, воспитатели групп продлённого дня, классные руководители, социальный педагог, психолог, медсестра и другие работники школы. Также привлекаются родители и социальные партнеры школы.

Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. Ученые-физиологи относят к школьным факторам риска , негативно влияющим на здоровье детей:

Слайд :

- интенсификацию учебного процесса;

- несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни,

- недостаточное использование средств физического воспитания и спорта.

В осуществлении мер, направленных на сбережение и укрепление здоровья школьников, велика роль воспитателя ГПД. Воспитатель группы продленного дня должен эффективно использовать средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе при работе с учащимися, а особенно с первоклассниками, и активно вовлекать учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления. Таким образом, владея современными педагогическими знаниями, воспитатель планирует свою работу в тесном взаимодействии с учителями, учащимися и их родителями, с медицинскими работниками, учитывая приоритеты сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Слайд :

Из опыта работы.

Я провела диагностику и мониторинг состояния здоровья учащихся.

Слайд:

Проанализировав заболевания учащихся нашей школы, можно сделать вывод: количество учащихся, имеющих I группу здоровья, составляет всего лишь 3% обучающихся. Вторая группа – 30%, третья группа здоровья – 14% ,четвертая - 5%. На первом месте – заболевания нервной системы и органов чувств; на втором – болезни костно-мышечной системы; на третьем месте – заболевания органов дыхания и зрения. Такие факты заставляют подумать.

В результате анализа и на основе школьной программы я разработала собственную программу здоровьесбережения школьника в группе продленного дня: «Здоровым быть– здорово»

Слайд :

Она включает следующие компоненты:

      Соблюдение режима дня.

      Рациональное питание.

Большое внимание в ГПД отводится гигиене: все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки (в классе хранится жидкое мыло и полотенца). Классные санитары ведут контроль за соблюдением правил личной гигиены, внешнего вида учащихся, сменной обувью, санитарного состояния кабинета.

Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются, соблюдается тепловой и питьевой режим.

В кабинетах начальной школы комплекты новой мебели, в которых парты регулируются под рост ученика. Все кабинеты оснащены современным оборудованием.

В своей работе я стремлюсь воспитать в каждом ребёнке ответственное отношение к самому себе и окружающему миру. Приобщение каждого к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, процесс социализации личности, это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства и на всю жизнь.

Регулярно я провожу с детьми занятия о том, что такое здоровый образ жизни, как заботиться о своем здоровье. Беседы, на которых ведуразговор о правильном питании, о двигательном режиме школьника, о составление режима дня, о вредных привычках. Сюда же входит цикл бесед о правилах поведения (в столовой, библиотеке, в раздевалке, на школьном дворе и т.д.) Цикл бесед «В гостях у Мойдодыра» провожу с практическими занятиями. На них мы составляем режим дня младшего школьника, говорим о правилах гигиены. Систематически провожу беседы на тему правил дорожного движения «Уроки дорожной азбуки». В начале учебного года мы с детьми разрабатываем индивидуальные маршруты «Я иду в школу».

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме группы продленного дня складывается из таких видов, как физкультурные минутки во время самоподготовки, час занятий физической культуры (спортивный час), игры и развлечения на прогулках, игры и эстафеты в спортивном зале.

Большую роль в своей работе я отвожу спортивному часу. Провожу его как в спортивном зале, так и на свежем воздухе. В этом году в рамках ФГОС наша школа закупила новое спортивное оборудование, благодаря которому занятия стали более интересными и полезными. Новый спортивный зал соответствует всем необходимым требованиям, ребята с удовольствием занимаются там не только на уроках физкультуры, но и занятиях по внеурочной деятельности.

Физкультминутки неотъемлимая часть занятий и мероприятий в начальных классах, которая обусловлена физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультурные минуты я провожу вовремя самоподготовки.В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

Упражнения по формированию осанки,

Укрепления мышц рук,

Отдых позвоночника,

Релаксационные упражнения для мимики лица,

Потягивание

Кроме физминуток, во время самоподготовки использую гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику.

Увлекательно проходят прогулки на свежем воздухе в группе продленного дня, которые сочетаются с играми, укрепляющими здоровье детей и способствующими их физическому развитию. Наша школа выиграла грант губернатора Алтайского края в сфере молодежной политики и получила деньги на строительство спортивной площадки. Так что в этом году наши прогулки будут ещё более увлекательными и полезными для здоровья.

Экскурсии в природу, походы помогают в сплочении детского коллектива. Здесь же мы учимся заботиться о природе, своём здоровье. Я регулярно провожу:

Природоведческие экскурсии («Птицы наши друзья», «По следам пернатых», «Эти удивительные растения» и т.д.);

Обществоведческие экскурсии («Труд работников в школе», «Село, в котором я живу», «Улицы нашего села»);

Прогулки-практикумы («Мы идем в школу», «Знакомимся с дорожными знаками» «Правила поведения в природе»);

Следопытские прогулки: («Найди клад», «Чьи следы») и др.

В прошлом году я проводила общешкольное мероприятие «Дорога к доброму здоровью». Целью этого мероприятия было сформировать у детей основы ЗОЖ. Показать на примере, что может разрушить здоровье человека, повторить правила личной гигиены и закаливания. Учить детей быть внимательными и добрыми к окружающим. Все мероприятие проводилось в форме путешествия на «поезде здоровья» и сопровождалось красочной презентацией и музыкальным оформлением. Во время путешествия мы с ребятами останавливались на станциях под названием: «зарядочная», «чистюля», «витаминная», «привычкино вредно», «дорожная», «радостная», «внимательная» и т.д.

Слайд :

Дети с удовольствием рассказывали стихи, отгадывали загадки, делали зарядку, пели песни. Вспомнили также правила дорожного движения. В конце мероприятия я подарила всем участникам небольшие памятки, на которых изображено «дерево здоровья» и пожелала придерживаться этих советов. Детям и педагогам мероприятие очень понравилось. Оно получилось очень позитивным и, на мой взгляд полезным. Зрители выразили пожелание проводить такие мероприятия как можно чаще. Я хочу сделать проведение таких мероприятий традиционными, так как они способствуют закреплению навыков здорового образа жизни.

В прошедшем учебном году, я участвовала в краевом конкурсе видеороликов «Мы здоровью скажем – да» и заняла там 3 место.

Слайд:

Во время съемок ролика, я опросила большое количество учащихся нашей школы. Вопросы, которые я задавала им, касались отношения к здоровому образу жизни. По итогам опроса, выяснилось, что большинство наших учащихся знакомы с основами здорового образа жизни и сами стараются придерживаться этих основ, а также активно занимаются спортом.

Предлагаю на ваш суд небольшую нарезку из этого ролика

Слайд: (запустить)

Тема здоровьесберегающих технологий является моей темой по самообразованию, над которой я работаю уже пятый год.

Анализируя свою деятельность, я получила следующие результаты:

Повысился интерес обучающихся к здоровому образу жизни

Уменьшилось количество детей, болеющих ОРЗ

Снизилось количество пропусков по болезни

Но вместе с тем, выявились и некоторые проблемы:

Недостаточное информирование и привлечение родителей. Необходимо наиболее активно привлекать родителей к проведению различных мероприятий. В будущем году я планирую проводить с родителями различные анкетирования (об организации режима дня, «что вы делаете для укрепления здоровья ваших детей», «ценности, которые хотят родители воспитать в своих детях» и т.д.)

Я считаю, что успешная реализация здоровьесберегающих технологий зависит от высокого профессионализма педагогов, правильно организованного образовательного процесса, планомерной работы с родителями, активного участия самих учащихся.

Слайд:

В заключение хочется сказать, что образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни.

Однажды, я прочитала одну притчу, которой я хотела бы закончить своё выступление.

Жил один мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

Наше здоровье - в наших руках! Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации



Актуальность проблемы

Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы. В сложившейся ситуации деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей должна рассматриваться как условие национальной безопасности и развития российского общества в новом веке. Образовательные учреждения, работающие с детьми младшего школьного возраста, должны формировать уровень здоровья будущего гражданина. Это очень важная и актуальная для нашего времени задача.


Цель работы

Формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса.


  • Образовательные
  • Воспитательные
  • Оздоровительные

Из словаря С.И.Ожегова

Сам термин “здоровье” рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие.


Новизна

Здоровьесбережение нации является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики нашего государства. В числе оздоровительных мероприятий особое значение придаётся системе здоровьесбережения в образовании.


  • Экологические
  • Социокультурные
  • Биологические
  • Педагогические

Программа здоровьесберегающего обучения и воспитания школы

«Здоровые дети – здоровая нация»


  • учащиеся
  • педагогическое сообщество
  • родители
  • социальные партнеры

  • физиологическая
  • физическая
  • психологическая
  • интеллектуальная

  • интенсификация учебного процесса;
  • несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни,
  • недостаточное использование средств физического воспитания и спорта.



« Здоровым быть– здорово»

  • Соблюдение режима дня. Рациональное питание. Оптимальная двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих. Профилактика заболеваний, закаливание. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни. Повышение психоэмоциональной устойчивости.
  • Соблюдение режима дня.
  • Рациональное питание.
  • Оптимальная двигательная активность.
  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
  • Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих.
  • Профилактика заболеваний, закаливание.
  • Предупреждение вредных привычек и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
  • Повышение психоэмоциональной устойчивости.










  • повысился интерес обучающихся к здоровому образу жизни
  • снизилось количество пропусков по болезни
  • уменьшилось количество детей, болеющих ОРЗ

Заключение

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни.

Поиск путей формирования
здорового образа жизни
в группе продленного дня

Трошина Е.В.
СОШ № 10
Учитель начальных классов

Здоровье народа дороже всего,
Богатства земли не заменят его.
Здоровье не купи никто, не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз
Жамбыл

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм.
На современном этапе работа по формированию ЗОЖ является актуальной, т.к. здоровье – это не только отсутствие болезни, но и полное благополучие. Общее развитие и воспитание школьников требуют особого внимания, т.к. именно в этом возрасте формируются физические и нравственные стороны будущей личности. Гигиеническое обучение и воспитание в детском возрасте создает предпосылки для гармонического развития человека, повышения ответственности за свое здоровье.
Новый подход или активное отношение к здоровью проявляется в том, что современный человек не ждет милостей от здравоохранения, а сам предпринимает те или иные конкретные шаги – от сбора информации о здоровом образе жизни до выбора дыхательной гимнастики – и совершает прочие эффективные действия, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Среди многих факторов, которые могут влиять на здоровье младших школьников в группе продленного дня, но интенсивности воздействия на первом месте оказывается двигательная активность. Правильно организованная физкультура – оздоровительная работа является не только средством отдыха и укрепления здоровья детей, но и способствует повышению качества их учебного труда.
Особое место в системе физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками в группе продленного дня отводится подвижным играм, прогулке. Необходимо повышать общую физическую подготовку учащихся, снимать усталость от малоподвижной деятельности на уроках, вызывать у каждого из детей устойчивый интерес к какому-либо виду спорта.
На прогулке с ребятами в ГПД мною проводятся такие подвижные игры: «День и ночь», «Третий лишний», «Выбивалы», «Кондалы», «Жмурки», «Кошки – мышки», «Выше земли» и другие. Главное условие – все дети должны быть включены в активное движение. На прогулку мы с ребятами ходим ежедневно.
Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширение кругозора детей, развитие их познавательных интересов, воспитания нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе.
Формировать знания ребенка о здоровом образе жизни необходимо начинать с изучения строения своего тела, знаний о выполняемых функциях и жизнедеятельности человеческого организма. Для прочного усвоения знаний детьми я использую в работе дидактические игры, например: «Что ты знаешь о …», «Письмо от Почемучки», «К нам пришел Незнайка» и другие; загадки, специальные сказки, стихи и т.д.
Для того, чтобы научить ребенка «слышать» и «слушать» свой организм, предлагаю использовать лечебную гимнастику, физкультминутки, упражнения на релаксацию, игры-занятия. Наибольшая эффективность от физкультминуток достигается лишь тогда, когда их форма и содержание разнообразны.
Какие я провожу:
1. Оздоровительно-гигиенические.
Расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поболтать ножками.
2. Ритмические.
Дружно встали, раз, два, три.
Мы теперь богатыри и т.д.
3. Двигательно-речевые.
Дети коллективно читают веселые стихи и как бы инсценируют их.

Пчелки в домиках сидят
И в окошечки глядят.
Порезвиться захотели
Друг за другом полетели.
Полетели, полетели
И на место тихо сели.
4. Подражательные.
Рассматривая картинку с машинами, имитируем их движение или работу шофера за рулем. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится анализировать.
Научить ребенка ценить свою жизнь и жизнь другого человека – одна из важнейших задач воспитания детей, для решения которой необходимо ставить перед ребенком определенную проблему, в том числе и нравственную. С этой целью я предлагаю использовать в работе произведения художественной литературы соответствующей тематики, постановку и решение проблемных ситуаций, дидактические игры, например: «Опасно – неопасно», «Если я сделаю так …» и другие.
Большое значение в изучении здорового образа жизни играют навыки профилактики и гигиены у детей. Важно, чтобы знания, приобретенные в школьном возрасте, человек мог использовать в процессе всей своей жизни. Решая эту задачу, я использую в своей работе четверостишия, касающиеся той или иной процедуры, знакомлю детей с лекарственными растениями в игровой форме.
Если ребенок видит чужую боль, сопереживает ей – это означает, что у него чистая и добрая душа. Особенно хорошо это можно пронаблюдать при чтении и анализе художественных произведений. Таким образом создается положительное эмоциональное поле, что в свою очередь тоже является одним из составляющих здорового образа жизни.

Список литературы
1. Анцибор М.М., Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем. – М. 1999.
2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. С.-П., 2000
3. Кинль В.М. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в группах продленного дня младших школьников. – Киев. 1988
4. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М. 1985
5. Шурухина В.К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме продленного дня школы с учащимися I-III классов. – М. 1980.

общеобразовательная школа №1»Обобщение опыта по внеклассной работе« Формирование здорового образа жизни в ГПД»Выполнила: Нина Геннадьевна Шибайло учитель изобразительного искусства Татьяна Аркадьевна Биткина учитель начальных классов с. Шелаболиха2011

Слайд 2

Наша школа работает в режиме продленного дня уже много лет для учащихся начального звена и родители убеждены в том, что пребывание их ребенка в ГПД помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье

(как физическое, так и нравственное). Дети находятся постоянно в зоне педагогического влияния.

Слайд 3

Эффективность работы ГПД во многом зависит от отношения ребенка к школе, от его желания посещать группу. Хорошее настроение – залог физического и нравственного здоровья ребенка, его успехов в учебе и труде.

Слайд 4

Работа по формированию здорового образа жизни должна быть системной, подкрепленной

внеклассными мероприятиями.

Слайд 5

Предлагаемый мною материал раскрывает специфические условия работы ГПД:Разработка

внеклассного мероприятия по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста « Быть здоровым - это здорово!» с использованием новых ИКТ.Конкурсы, выставки детских рисунков позволяет раскрывать и развивать художественно- эстетический вкус и духовные потребности у учащихся.Подвижные игры с использованием ярких атрибутов, которые можно проводит как в помещении так и на свежем воздухе- способствуют укреплению общего состояния и здоровья детей, формированию детского коллектива.Занимательный материал помогает развивать логическое мышление.

Слайд 6

Внеклассное мероприятие « Быть здоровым - это здорово!»

  • Звёздный час
  • Слайд 7

    «Единственная красота, которую я знаю - это здоровье»Генрих Гейне.

    Слайд 8

    Актуальность

    Младший возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.

    Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемое внеклассное мероприятие нацелено на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по укреплению своего здоровья.

    Слайд 9

    Цель:

    Создание условий для формирования у детей потребности быть здоровыми душой и телом, стремление творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законом природы, законами бытия, использование полученных знаний в повседневной жизни.

    Слайд 10

    Задачи:

    • Систематизировать знания учащихся о здоровом образе жизни; выявить факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека.
    • Развивать творческие способности учащихся, умении работать в группе(команде), навыки самостоятельной работы и умение организовать работу других.
    • Воспитать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
  • Слайд 11

    Новизна

    • Компетентностный,
    • личностно-ориентированный подходы,
    • информационно-комуникационные технологии,
    • здоровьесберегающие технологии.
    • Практическая значимость
    • Материал данного проекта может быть использован при провидении классного часа, внеклассного мероприятия, на уроках, на родительских собраниях.
  • Слайд 12

    Без чего не вытащишь и рыбку из пруда?

    • питание
    • свежий воздух
    • отдых
    • движение
  • Слайд 13

    Спасает от усталости, от лени, от сонливости, улучшает работу мозга, помогает оставаться

    бодрым и сильным.

    • питание
    • свежий воздух
    • отдых
    • движение
  • Слайд 14

    Бесценный дар природы, средство закаливания, тренирует наши лёгкие, нервы, кровеносные

    сосуды.

    • питание
    • свежий воздух
    • отдых
    • движение
  • Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд 18

    Слайд 19

    Чтение стихотворения " Мой край"

    Внеклассное мероприятие в ГПД

    на тему: "Здоровый образ жизни"

    в 1г классе МБОУ «АСОШ №2»

    Актанышского района Республики Татарстан

    Цели:

      раскрыть понятие здоровый образ жизни,

      определить условия сохранения здоровья,

      формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.

    Этапы занятия:

      Вступительная часть. Определение понятия здоровый образ жизни.

      Основная часть занятия. Раскрытие понятия здоровый образ жизни.

      • Режим дня.

        Гигиена тела.

        Гигиена зрения.

        Правильное питание.

        Занятия физкультурой и спортом.

      Итоговая часть.

    Ход занятия

    1. Вступительная часть.

    – Какого человека называют здоровым? (Сильного, крепкого, он не болеет, физически и психически благополучен.)

    – Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни.

    – По каким признакам мы узнаем, что человек ведет здоровый образ жизни? (Человек занимается спортом, не имеет вредных привычек, соблюдает режим дня, не болеет, правильно питается.)

    – Поговорим о некоторых составляющих здорового образа жизни человека. (В ходе вступительной беседы учитель на доске выставляет карточки, на которых записаны условия здорового образа жизни.)

    2. Основная часть занятия.

    А) Режим дня.

    – Как понимаете это выражение: «режим дня»?

    – Расскажите о своем распорядке дня.

    – Как самому составить распорядок дня?

    (Составить список дел, указать время, соблюдать это расписание.)

    – Используя карточки, составим примерный распорядок дня.

    (Дети делятся на 2-3 группы, каждая группа получает карточки. Ученики выстраиваются в определенном порядке. Затем выбирается наиболее оптимальный вариант режима дня.)

    – Главное правило при составлении режима дня – чередовать труд и отдых.

    – Зачем нужен режим дня? (Чтобы все успевать, делать планомерно, без спешки, суеты, чтобы было хорошее настроение.)

    Б) Гигиена тела.

    – Воспользуемся словарём, выясним значение слова «гигиена».

    (Гигиена – раздел медицины, изучающий, как сохранить здоровье, а так же система действий, направленная на поддержание чистоты.)

    – Почему в режиме дня обязательны водные процедуры? (Вода очищает наше тело, контрастное обливание помогает закалить организм.)

    – Какую часть тела нужно мыть чаще других? (Руки)

    – С чем это связано?

    – Как нужно мыть руки? (1 ученик показывает, как правильно мыть руки)

    – Почему руки необходимо мыть с мылом?

    – Очень важно своевременно обрезать ногти, до 95% микробов скапливается именно под ними!

    В) Гигиена зрения.

    – Почему человеку важно сохранять хорошее зрение?

    – Для снятия напряжения с глаз необходимо выполнять специальные упражнения. Какие из них вы используете? (Ученики показывают упражнения, объясняют правила выполнения и объясняют их назначение.)

    Игра «Весёлые человечки».[

    – Проверим ваше зрение. Я показываю карточки с фигурками человечков, повторите их движения.

    (Для данной игры учитель готовит карточки, на которых схематично изображены фигурки человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения: наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседание и т.п. Размер изображения 1 – 2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а потом повторить его движения).

    Г) Правильное питание.

    – В режиме дня необходимо планировать питание. Сколько раз необходимо есть? (Не менее 3 раз.)

    – Самый важный прием пищи – утренний. Древние говорили: «Завтрак съешь сам». Почему?

    – Из каких продуктов состоял ваш сегодняшний завтрак? (Врачи рекомендуют на завтрак есть молочные блюда, омлет, чай с бутербродом.)

    Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет».

    – Из списка выберите полезные, вредные продукты. Объясните свой выбор.

    (Детям предложен набор продуктов: рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, торты, сникерс, яблоки, чипсы, фанта, лук.)

    Д) Занятия физкультурой и спортом.

    – Человек, ведущий здоровый образ жизни, в режиме дня обязательно выделяет время для занятий физкультурой и спортом. О своем спортивном увлечении расскажет ваш одноклассник Зубанов Слава. (Мальчик занимается футболом, участвует в соревнования, имеет награды: медали и грамоты.)

    – Что дает занятие спортом? (Ученик не болеет, всегда бодрый, энергичный, спорт помогает в учебе.)

    3. Итоговая часть.

    – Какой теме был посвящёно занятие?

    – Как понять значение слов здоровый образ жизни?

    – Пожелание

    Я желаю вам, ребята,
    Быть здоровыми всегда.
    Но добиться результата
    невозможно без труда.
    Постарайтесь не лениться –
    Каждый раз перед едой,
    Прежде, чем за стол садиться,
    Руки вымойте водой.
    И зарядкой занимайтесь
    Ежедневно по утрам.
    И, конечно, закаляйтесь –
    Это так поможет вам!
    Свежим воздухом дышите
    По возможности всегда,
    На прогулки в лес ходите,
    Он вам силы даст, друзья!
    Я открыла вам секреты,
    Как здоровье сохранить,
    Выполняйте все советы,
    И легко вам будет жить!

    Использованная литература

      Романенко В. М. Классный час «Здоровый образ жизни» // Завуч. 2008. № 7. С. 125, 128.

      Уфимцева Л. П . Для профилактики близорукости // Начальная школа.1993. №2. С.67 – 69.

    Приложение 1

    Школа пешехода

    На улицах наших

    Движенья так много.

    Везде всевозможных

    Так много машин!

    Но ты не теряйся,

    Не бойся дороги,

    А правилам этим

    Учиться спеши!

    Пешеход! Пешеход!

    Эта школа для тебя.

    Пешеход! Пешеход!

    Школа пешехода для ребят!

    Школа пешехода для ребят!

    «Пешеходы»

    Я приятель пешеходу.

    Я водителей гроза.

    Я стою у перехода –

    Нажимай на тормоза!

    Пешеход! Решил дорогу

    Безопасно перейти –

    В этом я тебе подмога,

    Поспеши меня найти!

    Песенка светофора и пешеходов

    Светофор . Стою на перекрёстке с давних пор.

    Пешеходы . Стоит на перекрёстке с давних пор.

    Св . Я всем известный, всем известный светофор.

    П. Он всем известный, всем известный светофор.

    Св. Вас от опасностей я ограждаю,

    Заранее я вас предупреждаю.

    П. Нас от опасностей он ограждает,

    Заранее он нас предупреждает.

    Св. Вот зажегся красный свет –

    Всем известно – хода нет.

    П. Вот зажегся красный свет –

    Всем известно – хода нет.

    Св . С вами так условимся:

    Жёлтый – приготовимся,

    А зелёный говорит:

    «Путь открыт! Совсем открыт!»

    П. С вами так условимся:

    Жёлтый – приготовимся,

    А зелёный говорит:

    «Путь открыт! Совсем открыт!»

    Песенка дорожных знаков

    Раз, два – левой!

    Идём по мостовой!

    Раз, два – левой!

    Дорожных знаков строй!

    Раз, два – левой!

    Где ехать, где идти,

    Раз, два – левой!

    Расскажем по пути!

    Раз, два – левой!

    Беду предупредим!

    Раз, два – левой!

    На нас, дружок, гляди!

    Раз, два – левой!

    Где ехать, где идти.

    Раз, два – левой!

    Расскажем по пути!

    Играть на дороге опасно

    Чтобы не было, дружок,

    У тебя несчастий,

    У тебя несчастий,

    Не играй ты никогда

    На проезжей части,

    На проезжей части.

    Это правило запомнить

    Нужно обязательно:

    На дороге, на дороге,

    На дороге, на дороге

    Будь всегда внимательным!

    «Велосипедное движение запрещено»

    Любишь ты велосипеды,

    Знаешь радости победы,

    Мчишься быстро – с ветерком,

    А со мною не знаком?

    Ездят здесь одни машины,

    Всюду их мелькают шины.

    У тебя велосипед?

    Значит – стоп! Дороги нет!

    «Осторожно: дети!»

    Я детишек добрый друг,

    Я их жизни охраняю.

    Школа рядом – всех вокруг

    Шоферов предупреждаю!

    Мы едем, едем, едем.

    Мы едем, едем, едем

    В далекие края.

    Хорошие соседи,

    Веселые друзья.

    Движеньем полон город,

    Бегут машины в ряд.

    Цветные светофоры

    И день и ночь горят.

    Нам весело живется,

    Мы песенку поем.

    А в песенке поется

    О том, как мы живем.

    Шагая осторожно,

    За улицей следи

    И только там, где можно,

    Её переходи.

    Помни!

    Помни! На дороге трудностей так много.

    Помни! На дороге тысячи машин.

    Помни! Переходов много на дороге.

    Помни! Эти песни-правила учи!

    Правила движенья

    Каждый должен знать

    И без промедленья

    Правила движенья

    Должен выполнять. (2 раза)

    Помни! На дорогах трудностей так много.

    Помни! На дорогах – тысячи машин.

    Помни! Перекрёстков много на дорогах.

    Помни! Эти песни – правила учи!

    Частушки:

    1. Как шофер ни тормозит, 5. Мы хорошие спортсмены,

    А машина всё скользит, Любим мы играть в футбол,

    На колёсах, как на лыжах,- Мостовую превратили

    Ближе, ближе, ближе, ближе. В наше поле-стадион.

    2. Для спасенья есть возможность: 6. Мне, бесспорно, вывод ясен,

    Лучший тормоз – осторожность. Что для жизни пас опасен,

    Жизнь свою побереги, Не дороги, а дворы –

    Перед машиной не беги! Место для такой игры.

    3. Мы подруженьки-подружки, 7. Много правил я учил,

    Есть глаза у нас и ушки, Кое-что и подзабыл,

    По дороге мы идём, А без знанья правил этих

    Всё читаем и поём. Трудно жить на белом свете.

    4. Дорогие вы подружки, 8. Знаки все мы знать должны,

    Наш последний вам совет: Чтобы, выехав на рынок,

    Ведь дорога не читальня Не остались дружно мы

    И не место для бесед. И без ног, и без ботинок.

    Все: Мы частушки вам пропели,

    Хорошо ли, плохо ли

    А теперь мы вас попросим,

    Чтоб вы нам похлопали.

    Приложение 2

    Игра «Не играй на мостовой»

    Участвуют две команды по 6-7 человек. Задача: добежать до стульев, ведя перед собой мяч (это двор – играть можно), оббежать стул, взять мяч в руки (это дорога – играть нельзя) и быстрее добежать обратно и передать мяч следующему игроку. Побеждает та команда, в которой участники прибегут первыми и не ошибутся.

    Игра «Светофор»

    Когда ведущий зажигает зелёный свет, ребята должны потопать ногами, будто идут, когда горит жёлтыё свет, ребята должны похлопать в ладоши. При красном свете в зале должна быть тишина. Перед началом игры надо обязательно провести репетиции, чтобы все поняли условия игры. Выигрывает та команда, ребята которой окажутся более внимательными.

    Игра «Островки безопасности»

    Участвуют две команды по 6-7 человек. Первому игроку выдаются «Лапы», раскрашенные как дорожка перехода. Задача: перекладывая лапы перед собой, перепрыгивать с одной на другую. Так дойдя до стула, оббежать его, взять лапы в руки и добежав до команды, передать их следующему игроку. Победит та команда, которая быстрее справиться с заданием.

    Подведение итогов.

    Тема: «Организация учебно-воспитательной работы по формированию ЗОЖ и укреплению здоровья учащихся в рамках ГПД»

    (Из опыта работы)

    «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

    сделайте его крепким и здоровым»

    Ж.Ж. Руссо

    Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание здорового подрастающего поколения. Эта многоплановая проблема. Воспитатель группы продленного дня должен эффективно использовать средства, методы и приемы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе и активно вовлекать учащихся в систему работы. Обучение и воспитание строится с учетом биологического возраста детей, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований, индивидуальности каждого ребенка. От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

    Здоровье является фактором личностно – ценного образования, поэтому главными задачами современной школы являются следующие:

      воспитание здоровой личности; личности, ориентированной на здоровый образ жизни (ЗОЖ);

      организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребёнка;

      использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника.

    Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня и в нашей школе, поэтому мы, педагоги, поставили перед собой следующую цель:

    Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

    Для достижения поставленной нами цели необходимо решить ряд задач:

    1. Профилактика вредных привычек.

    2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

    3. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

    4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

    5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

    Задача педагога группы продленного дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые стали бы интересны и полезны школьнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.

    В конечном итоге мы должны придти к следующему результату: воспитать нравственно, физически и психически здорового ученика, адекватно оценивающего своё место и предназначение в жизни.

    Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве приоритетных направлений в воспитании мы рассматриваем физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание.

    В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся.

    Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

    Организация учебно-воспитательной работы по укреплению ЗОЖ и укреплению здоровья в ГПД включает в себя следующие компоненты:

      Соблюдение режима дня;

      Рациональное питание;

      Оптимальная двигательная активность;

      Предупреждение вредных привычек;

      Повышение психоэмоциональной устойчивости;

      Разъяснительная работа с родителями;

    1.Соблюдение режима дня

    В нашей школе организованы 2 группы продленного дня по 15 человек. Возраст не ограничен, группу посещают дети со 2 – 11 класс. Первоклассники могут посещать группу со второго полугодия. Для занятий оборудованы два класса. В каждой группе четко спланирован режим дня. Ведь режим дня - это не что иное, как рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека. От того, как строится день ребёнка, как сочетается его работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли он завтракает, обедает и ужинает, зависит не только дееспособность, но и его самочувствие, работоспособность, настроение и здоровье.

    Раз в неделю мы проводим беседы о здоровом образе жизни. «Азбука поведения», «Законы закаливания», «Болезни, связанные с неправильным питании», «Разговор о правильном питании», «Твои поступки и привычки» и т.д..

    На занятиях используются различные формы работы : беседы по теме, проведение опытов, наблюдений, оздоровительных минуток, праздников, КВН, игр-путешествий, соревнований, диспутов, практикумов, «уроков»-здоровья и т.д

    2.Рациональное питание.

    В обязанности педагога входит организация своевременного питания учащихся, обучение их культурно – гигиеническим правилам приема пищи.

    Поэтому с раннего детства необходимо обеспечить полноценное и правильно организованное питание ребенка, являющееся залогом здоровья. У детей начальных классов повышенная потребность в двигательной активности. А пища служит основным источником энергии и строительным материалом для роста и развития организма ребенка.

    3.Оптимальная двигательная активность.

    Движение как форма физиологической активности, присуща практически всему живомуи играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.

    Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Ежедневно в нашей школе организуются прогулки на свежем воздухе. Виды этих прогулок разнообразны. Можно выделит следующие:

      Прогулка наблюдение – дети, например, могут наблюдать за сезонными изменениями;

      Прогулка-задание, цель которой может быть - поздравить товарищей или взрослых с праздником;

      Прогулка-задача направлена на решение какой-нибудь практической задачи;

      Прогулка-поиск – во время такой прогулки могут получить задание отыскать, к примеру, лекарственные растения;

      Прогулка-поход на скорость, выносливость, дисциплину, внимание и т.д;

      Прогулка-фантазия должна предоставлять возможность творческого развития (изготовить поделку, сочинить стихотворение, придумать сказку;

      Прогулка-показ, ставит перед воспитателем задачи познакомить и показать;

      Прогулка-практикум, предусматривает закрепление ЗУН учащихся по ПДД, культуре поведения и т.д.

      Комбинированная прогулка проводиться в сочетании с играми, спортивными занятиями, экскурсионной работой.

    Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Во время прогулки воспитатель решает сразу две задачи: обеспечивает интересное проведение времени и содействует укреплению коллектива.

    А также игровая деятельность занимает одно из главных мест в развитии ребенка. Жизнь ему проще познавать в игре. Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, опираясь на дощкольный опыт детей, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики.

    Основная форма работы - спортивные соревнования, эстафеты, подвижные, малоподвижные и пальчиковые игры, упражнения на релаксацию,зрительную гимнастику, строевые и физические упражнения, упражнения для формирования осанки.

    4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.

    Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.

    Мы ведем систематическую работу по воспитанию самостоятельности и культуры поведения в группе продленного дня, поскольку от внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, собранным, уметь владеть собой. Мы считаем своей задачей помочь ребенку в овладении культурой поведения. В группе продленного дня, как нигде, отражается воспитанность наших учеников.

    5. Повышение психоэмоциональной устойчивости .

    По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата, даже самой маленькой победы.

    Поэтому в нашей школе обязательно проводятся занятия по психологии. Проводят их как школьный психолог, так и учителя и педагоги группы продленного дня. Основная цель этих занятий - психологическое здоровье , т.е помочь школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни. Занятия проводятся индивидуально или в группах:

      Тренинговые занятия - групповое занятие, целью которого является создание условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

      Волшебный стул – цель данного группового дела – развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности.

    6. Разъяснительная работа с родителями:

    В работе с родителями используются тематические родительские собрания о соблюдении режима дня школьников, о ПДД; правилах просмотра ТВ, правила работы за компьютером; о необходимости посещения каждым ребёнком какого-либо кружка или спортивной секции. Наряду с родительскими собраниями в практику школы вошло один раз в год проводить день открытых дверей для родителей. Где родители могут посетить или провести сами любой мастер-класс.

    Эффективность работы группы продленного дня во многом зависит от отношения ребёнка к школе, от его желания посещать группу. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств. Помните, здоровье детей – в наших с вами руках! Благодарю всех за внимание.



  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!