Запорожская Сечь. Как становились казаками-запорожцами

Во времена казачества почетный чин казака хотел заполучить каждый парень. Однако, не всем это удавалось, ведь процесс посвящения был довольно непрост. Он состоял из 4 длительных этапов, соответствующих возрастным категориям:

  • Младенчество.
  • 5 – 6-летие.
  • Подростковый возраст,
  • Юношество.

При отборе учитывался и характер. Мальчик должен был ощущать себя настоящим воином. С малого возраста отцы даже устраивали для своих сыновей импровизированные сражения.

Военная амуниция «на зубок»

Этап младенчества наступал после появления молочных зубов. Его начало отмечалось неким ритуалом, который в народе называли «На зубок». На мальчишку надевали шашку и усаживали в седло к боевому коню. Ему подрезался чуб, который являлся одним из признаков бывалого казака. По завершению сын передавался матери со словами «Забирай казака!». В честь события было заведено дарить вещи, связанные с военными действиями. Будущий вояка получал первые стрелы лук и порох. А глава семьи даже мог одарить потомка настоящим ружьем или саблей.

Настоящий казак — виртуозный наездник

Когда парню исполнялось 5 или 6 лет наступал очередной этап посвящения. К этому периоду времени будущий казак был обязан хорошо держаться верхом на коне. Потому как умение ездить в седле было основным испытанием. Оно проводилось в торжественной обстановке на главном майдане. При этом обязательно присутствовал атаман. Наездник делал круг верхом на лошади. Если ему удавалось удержаться, тогда ему присваивался титул казачка рода. На него надевалась ярко-красная лента, которая и давала знать о принадлежности к определенному роду. Если же, по воле случая, мальчик падал, тогда его оставляли «на второй год».

Первые бои

Детство будущего казака было своеобразным курсом юного бойца. Все игры носили сопернический характер. Мальчики учились управляться с луком. Настоящего казака нельзя представить без хорошего боевого коня, поэтому они должны были уметь управляться с лошадью. И уже в 5 лет казачонок скакал во всю прыть. В старшем возрасте игры несколько усложнялись и дополнялись специальными навыками такими как обращение с огнестрельным и холодным оружием. Подростки участвовали в рукопашных боях, прекрасно плавали и умели противостоять несшемуся табуну.

Хорошим учителем были и многовековые стычки с татарами. Практически с младенчества детям внушалась мысль: «стрелять нужно метко, потому как это умение однажды может решить судьбу». И как только малыш был способен удержать в руках боевое ружье отец забирал его охотится на пернатых степных обитателей.

Инициация в подростковый этап проводилась в возрасте 15 лет. Устраивались бои в игровой форме. Группу подростков разбивали на несколько частей (чаще всего на две). Каждая из них строила собственное укрепление. Участники групп должны были «завоевать» своего соперника. В качестве оружия использовались лубочные сабли и камышовые пики. Несмотря на то, что это действие больше походило на театрализованное оно несло в себе и учебный характер. Участники параллельно обучались тактике и стратегии, проверяли свои силы и возможности.

Настоящий казак способен поднять монетку на скаку

Начиная с 17 лет парней принимали в «настоящие» казаки. Но прежде они должны были пройти полное обучение в военном лагере. Прибывали туда при полном вооружении верхом на лучшем коне, которым владела семья. Учителями были мудрые старейшие воины. Также там присутствовал и атаман. Лагерь располагался у водоема, потому как в программу обучения входили «водные уроки». Учебный процесс включал и уроки стрельбы на скаку, рублю шашкой стоя в седле. Высшим пилотажем считалось умение поднять монету или плеть с расстеленной бурки во время галопа.

По окончанию обучения юношей ожидало публичное состязание. На него съезжались целыми станицами, ожидая настоящего шоу. Выпускники лагеря в полном вооружении верхом на своих лошадях переправлялись через водоем. Они демонстрировали навыки на практике: стреляли с лука в цель, боролись на лошадях, фланкировали пикой и саблей, а также многое другое. Итоги обучения подводил атаман. Он называл самых лучших наездников, сильных борцов и метких стрелков. Им и доставалось по нарядной уздечке, предмету казачьего вооружения или хорошему седлу от главнокомандующего.

Казачья младенческая инициация (посвящение)

Редко сегодня можно увидеть посвящение маленьких детей в казаки. Этот старинный обряд имеет глубокий смысл и играет важную роль в воспитании настоящего мужчины. 30 июля в КИТК "Казачий Дон" мы стали свидетелями появления нового казачка.

Рождение мальчика в семье казака всегда считалось большой радостью. На нового продолжателя рода возлагаются большие надежды - его готовят стать воином, тружеником. Вот почему малыша нужно воспитывать по казачьим обычаям уже с пеленок.

Согласно существующей традиции, отец Михаил дождался появления у своего сына первого зуба и совершил обряд посвящения. На донских просторах у конюшни собрались родственники и друзья семьи.

Крестный отец в первый раз посадил будущего казачка верхом на оседланного коня и подрезал светлые волосы, нестриженые с рождения. В седле мальчик держался спокойно и уверенно, ни капельки не испугавшись красивой белой кобылицы. Пришло время дать ребенку главные казачьи символы. Надев на казачка шашку и фуражку, крестный вернул казака матери со словами «Вот тебе казак!».

Очень важен не сам ритуал, а его сакральное значение. Этим обрядом мальчика посвящали в казаки, признавали его принадлежность к общине вольных сынов Тихого Дона. Более того, в семье растет мальчик и его нужно воспитывать мужчиной. Мужчина - голова, защитник, воин!




4 мая 2015, впервые за многие десятилетия, последовавшие за Гражданской войной в России, в Пятигорске провели обряд посажения казачат на коня. Об этом рассказывает портал "Благословенный Кавказ".

На праздник, который посвятили 70-летию Великой Победы, приехали казаки из казачьих обществ, действующих на территории Пятигорской епархии: региона Кавказских Минеральных Вод, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Пригласили кунаков из КБР и КЧР.

Обряд был распространен еще в Древней Руси для боярских, княжеских детей и их дружинников, отметили организаторы. У казаков он сохранился без изменений почти до наших дней. Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному. Сын, внук и правнук казака, он ребенком уже был казаком. Обычай посажения на коня остается актуальным и сегодня. Ведь это - первое испытание будущего защитника Отечества. Прикосновение к истокам, слияние с родными традициями и обычаями. Возможность почувствовать себя равным старшим братьям-казакам.

Местом проведения праздника стала гора Машук. В организации участвовали Горячеводская казачья община, Пятигорская епархия и мэрия столицы Северо-Кавказского округа.

По решению оргкомитета всем гостям был предписан казачий дресс-код: мужчинам - национальные рубахи или рубахи с длинными рукавами, головные уборы в виде папах либо форменные фуражки. Женщин пропускали только в длинных юбках и блузках с длинными рукавами и убранными волосами.

Казаки, люди православные, каждое серьезное дело начинают с молитвы. Так же было и в этот день. На поляне была установлена походная часовня, в которую принесли ковчег с мощами великомученика и Победоносца Георгия.

Молебен перед cвятыней совершил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в сослужении казачьего духовенства Пятигорской епархии. Особо помянули вождей и воинов, и всех отдавших свои жизни на фронте и в тылу ради Победы.

"Мы помним о подвиге наших предков, защитивших народ от страшной угрозы уничтожения, и сегодняшний праздник становится очень важным свидетельством того, что от крепкого корня Великой Победы появляются новые побеги. Мы не придумываем что-то новое, а обращаемся к тысячелетнем опыту народа", — отметил архиерей.

По окончании богослужения состоялось вручение наград отличившимся казакам, а затем начался сам обряд посажения на коня. Посвящение прошли более ста казачат Горячеводской общины возрастом от одного года до десяти лет. Под казачьи песни отец, дед или крестный отец сажали казачат в седло. На них впервые одевали казачью шашка и папаху. Сделав почетный круг, казачата получали благословение стариков и атамана.

Завершением праздника стала показательная джигитовка.

Сценарий посвящения в казаки.

Ведущий:
Родина! Ты всем сынам понятна,
Родина! Одна на все века,
Родина! Как солнце необъятна,
Родина! Как звёзды высока.

К вносу флага Российской Федерации прошу всех встать. Равняйсь! Смирно! Флаг внести!


(под марш выходят дети с флагом)

Ведущий:

Внимание! Казачья группа 9-классников. Для приветствия класса приготовиться! Классу войти! (дети выходят строевым шагом) Классные руководители: Теплякова Г.А. и Михайлова Н.Н.

Казачья группа 6-7-8 кл. Для приветствия классов приготовиться. Классу войти! (дети выходят строевым шагом) Классные руководители: Горохова Е.Я., Тулепова А.У., Красильник Г.А., Теплякова С.А.

Внимание! Казачья группа 5-классников. Для приветствия класса приготовиться! Классу войти! (дети выходят строевым шагом)
- Классные руководители Кожемякина Е.В. и Бражникова В.А..

Ведущий:
- Слово предоставляется директору школы.

Директор:
- Торжественный вечер «Посвящение в казаки» объявляется открытым!!!

(Звучит гимн России)

Ведущий:
- Сегодня у нас в гостях (перечисление гостей)
Ведущий

Мы все с вами живём на удивительной земле, овеянной славой, земле, чья история вошла в летопись казачества. Сегодня мы будем много говорить о казаках. А кто же такие казаки?


Казак - полномерная воля,

Безоглядная доля,

Нерушимая крепь,

Не тупящийся меч,

Правды маяк,

Веры оплот,

Мужества грань,

Благородства дань.


Ведущий:

Сами казаки, говоря о себе, подчёркивали: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!»

Чтец 1.
Скажу, что я высказать вправе
О матери милой своей.
Я знаю Россию по славе
Геройских её сыновей.

Чтец 2.
Что в битвах, которым нет равных


Прошли до великих морей.
Я знаю Россию по правде
Геройских её дочерей.

Чтец 3.
Нет в России города без славы


Местной, повсеместной, мировой.
На своих птенцов глядит Держава,
Видит их с горы сторожевой.

Чтец 4.
О, Россия! С нелёгкой судьбою страна.


У меня ты, Россия, как сердце одна.
Я и другу скажу, я скажу и врагу:
Без тебя, как без сердца, прожить не могу.

Чтец 5
Взмыло солнце над полями


Свет клубится над землей
А вокруг, куда не глянешь
Оренбургский край родной!

Чтец 6
На краю Руси обширной


Вдоль уральских берегов
Проживает тихо, мирно
Войско кровных казаков.

Чтец 7
Много лет войску оренбургскому

Много лет и казакам
Атаману войсковому
И станицам, городам!


Ты цвети, мой край родной
Становись все краше
Не уронит честь казачью
Поколенье наше!

Ведущий

Не прошла казачество стороной ни Гражданская война, ни голод, Ни Великая Отечественная война. Но всегда казаки были верны своему Отечеству. Но главное что бы не делали казаки, они всегда были честны перед собой и своей совестью, а в дела свои всегда душу вкладывали.

А что же молодые казачата?

Учащийся 9 классов:

Шибутные пацаны, проще – казачата

На глазах станицы всей растут, как опята!

Норовят во всём блеснуть! И на то причина –

Может, скажет кто-нибудь: «Чёртов казачина!»
(Исполняют песню «…………….»)

Ведущий

Перед молодыми казаками стоит задача – вырасти смелыми, ловкими, сильными и мужественными. Казачата должны уважать обычаи и традиции своих дедов и отцов, знать историю казачества.


Ведущий

Начинается церемония посвящения в казаки.


- К произнесению клятвы приготовиться. Стоять смирно!

Клятва казака

Обещаю свято, оберегать и защищать интересы Оренбургского казачества.

Клянемся

Крепить единство Оренбургского казачьего войска,

Клянемся

слушаться старших, добросовестно овладевать знаниями, чтобы стать надежной сменой славным оренбургским казакам - моим дедам и прадедам.

Клянемся

Обещаю с честью нести звание оренбургского казака и быть верным сыном великой моей Родины - России».


Клятва казачки:

Я, казачка родного Оренбуржья, обещаю свято оберегать и защищать интересы Оренбургского казачества,

Клянемся!

хранить традиции казачьей семьи, сохраняя домашний очаг, продолжать род Оренбургского казачества.

Клянемся!

Обещаю с честью нести звание Оренбургской казачки, быть верной дочерью Великой Родины России

Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Ведущий

Отныне вы не хлопцы, а казаки! Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родную станицу! Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки! Ну, а казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход. Будьте и вы добрыми и верными хозяюшками в казачьем курене.


Ведущий

Возрождение казачества – это вовсе не ребячество

И не шутка, и не месть, хоть униженных не счесть!

Может, в этом есть лихачество,

Но ведь здесь и суть казачества:

Никому не преклоняться, за родную землю драться,

Крепко Родину любить, если надо – защитить!

Честно жить, работать дружно –

Вот казачеству что нужно!
(исполняется песня «…………………….»)
Ведущий. Ребята, чтобы всегда оставаться казаками, нужно знать и соблюдать 5 законов.

Учащиеся 9 классов:


1.

В казачий класс попасть не просто

Это право заслужи.

Что ты смел, умел и вежлив

Сразу делом докажи.

2.

Казаками назовут

Только тех, кто любит труд,

Кто в учении прилежен,

Не ленив и не изнежен.

3.

В казачий класс пускай к нам идет

Только тот, кто в дружбу верит.

Никогда, нигде, ни в чём

Мы друзей не подведём.
4.

Вместе весело шагать,

Песня помогает.

Делать нечего у нас

Тем, кто этого не знает.

5.

Чтобы был у нас порядок

Надо поработать.

Ты о слабых, младших, старых

Проявляй заботу.
Ведущий

Надеемся, что вы, ребята, будете расти именно такими: радостью и гордостью России.


Пятиклассники:

Для грядущего светлого дня мы растем


Мы готовы отчизне служить беззаветно
Каждый день наш и каждый наш помысел чист.
Мы отчизне верны и иного не знаем.
Потому свой прекрасный кадетский девиз

Руку к сердцу прижав, повторяем.

Он молитва нашей жизни
Мы верны всегда ему
БОГУ- ДУШУ.
ЖИЗНЬ - ОТЧИЗНЕ
ДОЛГ - СЕБЕ,
ЧЕСТЬ НИКОМУ


Мы казачьи заветы

Не забудем никогда!

И пускай, как скорость света,

Мимо нас летят года.

И куда б мы не попали,

Завела судьба бы нас,

Никогда не оплошает

Наш казачий 5 класс!


(Исполняется песня «………….»)

Ведущий:
- Слово для закрытия церемонии посвящения предоставляется директору школы.

Директор:


- Церемония, посвящённая принятию кадетской клятвы, объявляется закрытой.

Право первыми покинуть зал предоставляется 5 классам, 6-8 кл., 9 кл.

Под марш дети уходят

Права и обязанности казака

Право на вступление в казачье общество (круг, объединение, землячество) имеет любой православный, казак по отцу или по матери, а главное - осознающий себя казаком и живу­щий по принципам казачества, служащий всей душой и всем помышлением народу своему.

Правом присутствия на кругах и сходах, правом быть избранным на любую должность, правом свободно излагать и отстаивать свои взгляды как на развитие казачьей общины, так и всего казачества, традиционно обладают мужчины, православные казаки.

Казак имеет право посещать круги и сходы вместе с отцом, совершеннолетним старшим братом или родственником, крестным отцом или наставником, свободно выбранным им самим или его матерью с 10-летнего возраста (в виде исключения - с 8-летнего). (Здесь и далее возраст устанавливается на Кругу. Наша памятка предлагает уставную традиционную форму, а содержание казаки должны вкладывать свое и по своему усмотрению.)

Казак обязан принимать участие во всех делах своего общества с 16 лет. По решению Круга заслуги перед казачеством может получить право голоса до совершеннолетия, которое на­ступает в 21 год и влечет за собою полноправное членство.

По обычаю казаков, женщина пользуется большим уважением и почитанием. Разговаривая с женщиной на Кругу или сходе, казак обязан стоять, при разговоре с женщиной преклонных лет снять шапку.

Казак не имеет права вмешиваться в женские дела.

Казак обязан оберегать женщину всеми силами и средствами. Защищать ее, отстаивать ее честь и достоинство - этим он обеспечивает будущее своего народа.

Казачки могут создавать любые объединения внутри общества, не противоречащие прин­ципам православия и Уставу общества, в которые казак, старик или атаман не имеют права вмешиваться без просьбы женщин.

По просьбе атамана или атаманского правления казачка может принимать участие во всех делах своего общества, где пользуется всеми правами. Интересы женщины-казачки на Кругу представляет ее отец, крестный, муж, брат или сын. Одинокая казачка, девушка или вдова пользуются личной защитой атамана, членов атаманского правления и совета стариков. Казачка вправе выбрать себе ходатая из своих станичников, хуторян или совета стариков. В иных случаях ее интересы на Кругу представляет атаман.

Казачка имеет право обращаться непосредственно к атаману с просьбами, жалобами или предложениями или выходить на Круг через совет стариков. Казачки могут находиться на Кругу в качестве почетных гостей по специальным приглашениям.

Основанием для вступления в любое казачье общество служит личное заявление вступающего с последующим поручительством трех членов этого общества: от товарища вступающего, совета стариков, от члена атаманского правления. За казачку поручается уважаемая женщина из казачьего объединения. Кроме поручительства, обязательно благословение священника.

Вступивший в казачье общество обязан соблюдать казачьи обычаи и традиции, придержи­ваться принципов казачьей нравственности: почитать каждого старика отцом своим, пре­старелую казачку - матерью. Равно как и пожилые люди должны относиться к тем, кто моложе, как к детям своим. Каждую казачку почитать сестрою своею, чьи честь и достоинство следует нести выше собственной головы, каждого казака - братом, каждого ребенка любить и оберегать как собственного.

Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.

Казачество всегда исповедовало принцип полной свободы убеждений. Посему: личным де­лом каждого является его партийная принадлежность. Как правило, член казачьего обще­ства может быть в любой партии или беспартийным, но, сохраняя себя, общество запрещает ему пропаганду в своих рядах любых партийных взглядов, а также ношение партийной одежды и атрибутики. Всякий член казачьего общества должен помнить, что он прежде всего казак, равно как и сотоварищ его по объединению, иначе противники нашего возрождения опять поделят нас на «белых», «красных» и иных, как это уже было, и стра­вят друг с другом.

Вера в Бога есть дар. Личное дело каждого, верит он в Бога или нет. Но поскольку все каза­чьи обычаи связаны с православием, член казачьего общества обязан выполнять их вместе с братьями своими. Никто не вправе упрекать казака в безверии, равно как и в религиознос­ти. За нарушение этого правила, за оскорбление отеческого обычая должно следовать строгое наказание и даже исключение из общества.

Казачество всегда было стволом российской государственности. Традиционно, не пре­тендуя ни на какую власть, казак всегда поддерживал существующий в стране порядок, был оплотом стабильности. Посему член любого казачьего объединения должен быть безупречным гражданином, примером нравственности в быту и службе.

Казак понимает свою жизнь как служение Богу, исполнение его заповедей через служение Отечеству и народу. Нельзя служить вполсилы - любое дело, порученное атаманом, советом стариков, правлением или Кругом, казак обязан выполнять безупречно.

Казак обязан по первому зову являться на круги и сходы в предписанной для каждого от­дельного случая одежде. Обязан иметь и по приказу атамана надевать в праздничные храмовые дни и иные праздники, отмечаемые его обществом, национальную одежду, со всей ее атрибутикой и деталями, такую, как было принято в той области, откуда он ведет свою родословную.

Казак обязан постоянно высоко нести казачью честь, беречь достоинство казачества, его обычаи и традиции. Следовать постоянно христианским заповедям, таким, как любовь к ближнему, законопослушание, веротерпимость, трудолюбие и миролюбие.

Да будет самым тяжким наказанием казака исключение его из казачьего общества.

Казачий круг

Традиционно у казаков казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. По старинным актам известны круги валовые, войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела и, при полной независимости и демократизме казачьих обществ, были собранием полноправных представителей народа. Низшим кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской. Его решения мог пересмотреть или приостановить круг войско вой, который состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался крут валовой, куда собирались представители всего народа. Он решал особо важные вопросы и был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд войска бывал в отлучке и не голосовал.

Сохранилось много описаний казачьих кругов в разных казачьих областях и войсках, а также в Войске Запорожском, где круг имел общеславянское название - коло (кола). Круг был высшим проявлением казачьей демократии и вольнолюбия, поэтому любой тоталитарный режим стремился его уничтожить. На Дону круги были запрещены в 1721 году, на - Урале в 1775 г., но несмотря на запрещение и кровавые репрессии (как в 1771 году, когда начальник гарнизона Яицкого городка Траубенберг приказал стрелять картечью из пушек по казачьему кругу, что послужило причиной Пугачевского восстания), станичные, полковые и поселковые круги (теперь их называли «сходы») продолжали существовать до 1917 года, когда во всех казачьих землях эта старая демократическая традиция была восстановлена. Конституционный казачий Круг Дона, Кубани и Терека созывался в январе 1920 года. Он был последним Кругом в России.

Первый Большой казачий Круг, собравший представителей от 80 тысяч казаков всех областей СССР, собрался в июле 1990 г. и положил начало возобновлению этой неотъемлемой стороны казачьей жизни. Учредителям Круга многое пришлось восста­навливать по крупицам, разыскивая драгоценные свидетельства о веками выработанных правилах проведения кругов, пока не был установлен следующий порядок.

КАЗАЧИЙ КРУГ МОЖЕТ НАКАЗАТЬ КАЗАКА:

объявить выговор;
поставить вопрос о перевыборах, если он занимает должность;
определить денежный штраф за нанесение ущерба в размере этого ущерба;
исключить из общества - за грубые нарушения Устава, за кражу или покушение на нее, присвоение денег или получение их обманом, за оскорбление старика, за оскорбление чувства верующих, за систематическое пьянство.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!