Занятие в подготовительной группе по нравственному воспитанию. Неделя вежливости

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Далеко гляжу».

Так же снимается глазное напряжение, если просто посмотреть вдаль.

Дети подходят к окну и смотрят вдаль.

(Педагог читает медленно).

Высоко сижу, далеко гляжу…

Нет, нам времени не жаль:

С интересом смотрим вдаль.

Ты найди объект вдали,

На него смотри, смотри,

Сквозь него смотри…

Исследуй, рассматривай и наблюдай,

Глазам напряженье снимать помогай.

«Жмурки».

Зажмуривание глаз. Укрепляет мышцы глаз, снимает напряжение.

Дети читают слова, при этом зажмуривают глаза. Зажмуривать надо так, чтобы каждый раз увидеть черное поле.

Сейчас мы в жмурки поиграем:

Веки сильно мы сжимаем,

Держим, держим, напрягаем…

И спокойно расслабляем.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Погреемся».

И.п. - стоя.

Представим, что зимой мы долго гуляли по лесу и сильно замерзли. Вдруг видим - костер. Давайте погреемся около него! Разводим руки в стороны и быстро скрещиваем их перед грудью, обнимая себя за плечи. Произносим «ух-ух» и энергично хлопаем себя ладонями по плечам. Упражнение рекомендуется повторить 8-10 раз.

Очень холодно зимой,

Дует ветер ледяной.

Мы замерзли и пора

Нам погреться у костра.

Мы протянем две руки

Пусть нас греют огоньки.

Ножками потопаем,

По плечам похлопаем.

Гори, гори веселей,

Ребятишек обогрей.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Игры на преодоление двигательного автоматизма

Пожалуйста!

1 вариант. Все участники игры вместе с ведущим становится в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.

2 вариант. Игра идет так же, как в 1 – м варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.п.

БОДРЯЩАЯ ГИМНАСТИКА

“ Добрый день”

Ручки, ножки, щечки, ушки очень любят потягушки.

Мы погладим их легонько и проснемся потихоньку.

Где же, где же наши глазки? Отвечайте без подсказки.

Мы прикрыли их ладошкой и погладили немножко.

Глазки вверх мы поднимали, глазки вниз мы опускали

И моргали, и моргали.

Глазки, глазки, добрый день! Просыпаться нам не лень!

Ушко правое ладошкой, ушко левое ладошкой

Все погладили, ребятки, и подергали немножко?

Ушки, ушки, добрый день! Просыпаться нам не лень!

Щечку правую ладошкой, щечку левую ладошкой

Все погладили, ребятки, и похлопали немножко?

Щечки, щечки, добрый день! Просыпаться нам не лень!

С ручкой правой поиграем, с ручкой левой поиграем –

Пальчики соединяем, а потом разъединяем.

Ручки, ручки, добрый день! Бить в ладошки нам не лень!

Ножку правую ладошкой, ножку левую ладошкой

Все погладили, ребятки, и потопали немножко?

Ножки, ножки, добрый день! Дружно топать нам не лень

Значит, будем просыпаться, умываться, одеваться!

ЛОГОРИТМИКА

Хозяюшка

Наша-то хозяюшка Идут по кругу, взявшись за руки.

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К празднику дала:

Чашечку собачка Сложили ладони чашечкой, «лижут язы-

Моет языком. ком чашечку».

Хрюшка собирает Присели, делают ритмичные на-

Крошки под окном. клоны головой.

По столу котише Встали, делают руками движения

Лапою скребет, к себе.

Половичку козочка «Метут пол».

Веничком метет.

Алёнка - малёнка

Аленка-маленка Хлопки ладонями и удары кулачками по-

Шустра-быстра: переменно.

Воды наносила, Загибают пальчики по одному, начиная с

Сарафан дошила, больших.

Носок довязала,

Ягод насбирала,

Песню допела,

Везде поспела, Хлопки ладонями, удары кулачками по-

В охотку ей дело. переменно.

Помощники

Раз, два, три, четыре,

попеременно.

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики по одному на каждое

И большую поварешку. название посуды.

Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили, Снова загибают пальники.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. Ритмичные удары кулачками и в ладоши

Н, Нищева попеременно.

Жадина

Пес шагал по переулку, Дети идут по кругу, держась за

Руки.

Он жевал большую булку.

Подошел щеночек, Останавливаются лицом в круг,

Загибают по одному пальцу

Попросил кусочек. на обеих руках, начиная с больших

Подошла кошка-мяушка,

Попросила кошка мякишка.

Прискакала лягушка,

Попросила горбушку.

Подошла курочка,

Попросила курочка корочку.

Подошла уточка,

Постояла минуточку.

Попросила уточка чуточку,

Только попробовать!

Сел пес, Приседают. Принимают позу

«мыслителя».

Стал гадать - Дать или не дать.

По гадал-погадал,

Пожевал-пожевал...

И сказал: Встают. Разводят руками.

Я бы дал! У меня у самого

Больше нету ничего!

(По Э. Мошковскои)

СТИХИ

«Уроки вежливости»

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

В гостях, медведь,

Нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

А старых уважай

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили!

Вежливые слова

(загадки для детей)

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

(Браво!)

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»

(после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»

(Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»

(Благодарю!)

Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…

(Добро пожаловать!)

Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»

(вам помочь!)

Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»

(Поздравляем!)

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»

(Прошу прощенья!)

Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «…»

добрым утром!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»

(Спокойной ночи!)

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте...»

(так добры!)

Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…»

(Угощайтесь!)

Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши …

(представиться!)

Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно …»

(познакомиться!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»

(аппетита!)

Добрые слова

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!- я кричу.
Добрый день! –кричу я вслед
Всем идущим на обед!
"Добрый вечер!” - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

О . Дриз

"Ежели вы вежливы..."

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки

И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами

И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!

Маршак С.

Слово "Пожалуйста"

Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его “ Пожалуйста ”.
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.

Спасибо!

Как жалко, что недели
Так медленно летят!
И что, родившись, дети
Не сразу говорят!
А то бы только-только
Я маму увидал,
Как тут же бы, как сразу
"Спасибо!" ей сказал.
За то, что я родился!
За то, что я живой!
За то, что вместе с папой
Идём сейчас домой!
За то, что дверь откроем
И знаем наперёд,
Что мама напевает
И нас к обеду ждет!

Спасибо

В ответ на привет
Не молчит он, как рыба.
В ответ на привет
Произносит - спасибо!

Билет на футбол
Вы ему принесли бы,
За это - спасибо,
Спасибо, спасибо!

А если б его
От контрольной спасли бы,
За это - спасибо,
Сто тысяч спасибо!

А если б за ним
Прибежали ребята,
На помощь кому-то
Позвали куда-то?

Ну что ж! И тогда б
Не молчал он, как рыба,
Сказал бы в ответ:
"Удружили! Спасибо!"

Будь внимательным

Зайчик прыгает на ножке.
Больно заиньке немножко.
Наступил ему на лапку
Медвежонок косолапый.

Не хотел, прости, дружок!
Съешь с малиной пирожок!

В гостях веди себя прилично!

Кошки свинок в гости звали,
День рождения справляли.
Поросята приходили,
Поздороваться забыли.

Не сказали на прощанье
Ни "пока", ни "до свиданья",
Насорили, натоптали.
Больше их не приглашали.

Не бери чужие игрушки!

Воробей играл в песочек
И нашел "ничей" совочек.
Тут мышонок прибежал:
-Я совочек потерял!

Знает честный воробей-
Вещь не может быть "ничьей".
-Вот совочек, получай,
Только больше не теряй!
-Спасибо!

Не обзывайся!

Два зайчонка не играли,
А друг друга обзывали:
-Куцехвостый!
- Сам такой!Длинноухий и косой!
Разобиделись, надулись,
Друг от друга отвернулись.

Мимо Рыжик проходил,
Глупых заек помирил:
-Тот, кто обзывается,
Без друзей останется!


НОД в подготовительной группе "Азбука вежливости"

Представленное интегрированное занятие может быть использовано воспитателями ДОУ для детей 6–7-и лет по развитию речи, аппликации, социализации.

Целью данной образовательной деятельности явилось следующее:

Научить правилам поведения и необходимости их соблюдать, проявлять к ним интерес. Для достижения этой цели мной были поставлены несколько важных задач, которые были успешно решены.

В результате у детей появилось желание выполнять некоторые законы общения. Сформировалось положительное отношение к взрослым. Дети стали употреблять некоторые вежливые формы общения: “извините, чем могу помочь”, “мне очень жаль”, и др.

Дети научились самостоятельно работать с разными материалами в аппликации.

У воспитанников развивались творческие способности, чувство композиции, эстетическое восприятие.

Сформировались первые шаги приготовления пищи, что важно для будущих первоклассников. В ходе этой образовательной деятельности сложилась благоприятная эмоционально – психологическая атмосфера для общения воспитателя, детей и родителей.

Интегрируемые образовательные области: “Познание. Формирование целостной картины мира”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Творчество”, “Безопасность”, “Физическая культура”.

Виды детской деятельности : коммуникативная, продуктивная, игровая.

Цель: обучение правилам поведения и необходимости их соблюдать, проявлять к ним интерес.

Задачи. Развивать у детей понимание необходимости законов общения, желание их узнавать и выполнять. Формировать положительное отношение к взрослым: упражнять детей в подобающих формах общения: “извините, чем могу помочь”, “мне очень жаль”, и др.

Повторить знание букв, закрепить умение печатать слова самостоятельно выполнять аппликацию: умение работать с разными материалами. Развивать творческие способности, чувство композиции, эстетическое восприятие.

Формировать первые шаги приготовления пищи, учить будущих первоклассников самостоятельной деятельности, учить понимать свою роль в коллективном труде.

Планируемые результаты: умеет ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; имеет представления о вежливых словах, умение использовать (употреблять) в общении выражения: “извините, чем могу помочь”, “мне очень жаль”, и т.п., умения использовать свои умения и навыки в коллективном труде, умеет самостоятельно приготовить себе пищу.

Материалы и оборудование: бумага для изготовления открытки – меню, разный материал для украшения: готовые цветочки, скатанные шарики из гофрированной бумаги, трафареты, клей. Листы в летку для печатания слов, ручки. Продукты для бутербродов. Накрытый стол для гостей (скатерть, салфетница и др.)

Предварительная работа: Беседа о вежливости, беседа – занятия о приготовлении пищи, экскурсия на пищеблок, изготовление колпаков и фартуков. Разучивание стихотворений, чтение пословиц.

Организационный момент.

– Добрый день! – тебе сказали,
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся. От наших улыбок стало сразу светлее.

Много славных дел ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому необходимо учиться с самого раннего детства. Сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках, правилах поведения…………….

Беседа на тему: “Зачем нужны правила?”

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где люди соблюдают правила?

Дети: В транспорте, при знакомстве, на улице, за столом…

Воспитатель: Ребята, а кто придумал правила? Зачем?

Дети: Правила придумали люди.

Например, когда людей собирается много, они разговаривают по очереди, чтобы слышно каждого.

Воспитатель: Когда говорим “правильно”, что имеем ввиду?

Дети: …..

Воспитатель: Люди по – разному поступают и действуют. Мы должны уметь оценивать поступки других, но можем оценить и себя. Например, “я поступил хорошо, когда уступил место”. Я сделал правильно” (т.е. по правилам).

Воспитатель: Вспомните случаи, когда вы сами понимали, что так делать нельзя. Когда и что нельзя? Почему?

Дети: ….

Воспитатель: Ребята, вы бы что выбрали: жить по правилам? Жить без правил? Почему?

Дети:…

Воспитатель: Да, ребята вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше и чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих…Я думаю, что волшебные слова вам пригодятся в вашей жизни.

Воспитатель: А вы знаете, откуда пошла традиция, приветствовать друг друга? – Ответы детей и дополнения воспитателя: Охотники на мамонтов уже вежливо поднимали копье или каменный топор, показывая свое почтение и здороваясь. Позже, здороваясь, люди протягивали друг другу руки. Почему? Давно люди ходили всегда вооруженными. Встречаясь, они опасались друг друга, поэтому при дружеском расположении протягивали правую руку. Показывая, что в руке нет оружия. С той поры это стало традицией – дружеское рукопожатие. А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.

Воспитатель: По-разному можно приветствовать друг друга. Но отклониться от приветствия, не ответить на него всегда считалось верхом невоспитанности и неуважения к людям. В поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание: “ Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне”.

Воспитатель: Кивком головы, поклоном. Военные руку поднимают к фуражке. Мужчины, приветствуя друг друга, иногда приподнимают шляпу.

Воспитатель: Ребята, а как еще можно поприветствовать друг друга?

Ответы детей:…

Игра “Как можно..”:

1) поздороваться;
2) попрощаться;
3) поблагодарить;
4) вежливо попросить;
5) вежливо отказать;
6) вежливо обратиться.

Воспитатель: Ребята, знают пословицы о вежливости, добре.

(Дети по очереди читают пословицы и объясняют их значение.)

Дети:

– Добро творить – себя веселить.
– Добрые слова дороже богатства.
– Слово лечит и слово калечит.
– Ссора до добра не доводит.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру “Кто больше знает вежливых слов”. (С мячом.)

Еслиребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первым дойдет до педагога.

Воспитатель: А сейчас нам дети прочитают стихи о правилах поведения.

Воспитатель: Ребята, молодцы, мы с вами вспомнили хорошие поступки, правила вежливости.

Воспитатель: Ребята, у нас открылось “Кафе вежливости”. В кафе пришли гости – посетители. В каждом кафе гостям предлагают меню, где написаны блюда, которые приготовили повара. А у нас нет меню и не готово еще угощение.

Сейчас дети – повара, будут готовить угощенья, используя данные продукты. А другие дети будут украшать меню – открытку, а остальные дети будут писать в меню названия продуктов. На столах есть все необходимое для работы. Приступайте к работе.

(Дети по – подгруппам выполняют задания. “Повара” – моют руки, одевают спецодежду. Готовят из предложенных продуктов бутерброды, канапе. Часть детей украшают открытку. Другие печатают название продуктов на вкладыше.)

Воспитатель: Все закончили?

Воспитатели: Ребята, перед тем как предлагать гостям меню и угощения, мы должны вспомнить правила поведения за столом, а поможет нам игра

Продолжи предложение”.

Закончите фразу:

– За столом нужно сидеть….(красиво) прямо, не слишком далеко от стола.
– На столе лежат только кисти рук, локти на стол мы не ставим.

За столом нельзя говорить …громко или с полным ртом.

– Следи, чтобы вокруг твоей тарелки не было …крошек, клякс от еды, корок.
– Если ты что-то разбил или разлил, обязательно нужно сказать, извините меня, я сделал это нечаянно.
– Печенье, пироги, конфеты берут рукой.
– Обед подошел к концу. Промокни губы салфеткой.
– Всегда благодари хозяйку за угощенье добрыми словами спасибо, очень вкусно.

Воспитатель: Молодцы ребята, вот теперь вы можете вежливо предложить меню гостям.

Дети: Разрешите вам предложить меню! Вы готовы сделать заказ?

(Дети – повара разносят угощенье гостям и детям.)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в каждом из вас есть маленькое солнце. Это солнце доброта. Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Дарите всем по солнышку – частичку света, доброты.
Слова любви и нежности дарите людям, как цветы.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Чему вы научились?

Воспитатель: В знак того, что вы сегодня, ребята были все такие вежливые, добрые, родители вам приготовили сладкие призы

Светлана Артемьева

Тема:"Будь вежлив".

Цели:

Уточнить и закрепить представление детей о вежливости.

Развивать грамматически правильную речь.

Воспитывать умение оценивать поведение товарищей.

Активизировать словарь.

Оборудование:

книга "Волшебное слово" В. Осеева, "Просто старушка", "Еже ли вы вежливы " С. Я. Маршак, "Урок вежливости" и др.

Предварительная работа:

Повседневная работа по воспитанию вежливости у детей.

Чтение произведений: В. Осеевой, С. Я. Маршака и др.

Заучивание стихов, песен о вежливости, работа над пословицами.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Садитесь, ребята. А у тебя, Настя, и стульчика нет? Возьми, пожалуйста (подаю стул сама, если не догадываются это сделать мальчики).

Молодец, Настя, не забыла сказать "спасибо".

Как приятно смотреть на воспитанную девочку или мальчика, которые не забывают поблагодарить за услугу, умеют обратиться с просьбой к товарищу или взрослому.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о вежливости.

2. Чтение рассказа "Случай на улице".

Я вам прочитаю рассказ "Случай на улице", а вы послушайте внимательно.

"Однажды, по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палку, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову вверх и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старичок очень рассердился на мальчика. Но тот мальчик что-то сказал старичку, и тот сразу подобрел. "

Что же такое сказал мальчик, от чего дедушка перестал сердиться?

Ответы детей:

Да, мальчик был вежливый. Толкнул нечаянно старичка и сразу же мальчик ему сказал: "Извините пожалуйста".

Недаром говорится: "Ласковое слово и камень растопит. "

Старичок сначала рассердился на мальчика, но услышав, вежливые, хорошие слова - сразу подобрел, стал добрым и приветливым.

3. Беседа по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово".

Ребята, посмотрите к какому рассказу нарисована эта картина?

Ответы детей ("Волшебное слово")

Правильно, молодцы.

Кто нарисован на картинке? (Дедушка и Павлик)

Почему у Павлика такое грустное лицо? (Потому что он разозлился на Ленку, которая не дала ему краску. На бабушку, которая не дала ему морковку. На брата, который не берёт на лодке кататься.)

Посмотрите на следующую картинку. Кто здесь нарисован?

Ответы детей (Лена и Павлик)

Почему у Лены такое выражение лица?

Потому что она не ожидала, что Павлик скажет "Волшебное слово".

Ребята, скажите, а как вёл себя Павлик до встречи со стариком? (Он был грубый, невежливый)

Как помог старичок Павлику стать вежливым? Как старичок учил Павлика говорить слово "пожалуйста"? (тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь)

Как помогло это слово Павлику в дальнейшем? (ответы детей)

Вот поэтому слово "пожалуйста" называют волшебным. Как стал Павлик говорить это слово в разговоре со своими родными, сразу у всех у них изменилось отношение к нему: все стали добрыми, как будто волшебник махнул своей палочкой. Вот и вам всегда нужно говорить слово "пожалуйста", если вы обращаетесь с просьбой к товарищам или взрослым.

А какие ещё волшебные слова вы знаете? (Здравствуйте, до свидания, извините и др.)

А когда нужно говорить спасибо? (ответы детей)

Правильно, если из вас кто-то сделал что-то хорошее, в таком случае нужно поблагодарить словами "спасибо" или "большое спасибо".

А если вам сказали "Спасибо", что вы должны ответить (пожалуйста)

А когда вы уступаете место, как вы говорите? (садитесь пожалуйста)

А если вы кого-то нечаянно задели, толкнули? (простите пожалуйста)

Взрослый, к которому вы решили обратиться, занят разговором. Как нужно поступить в этом случае? (ответы детей)

Молодцы, хорошо знаете правила вежливости.

Кого называют вежливым? (Кто знает все правила вежливости и их выполняет)

Физкультминутка "Пятачок"

Поросёнок Пятачок

Отлежал себе бочок. (сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)

Встал на ножки

Потянулся!

А потом присел,

Нагнулся!

И немножко поскакал,

И на месте пошагал.

А потом опять прилёг, -

Но уже на левый бок! (сесть на корточки руки на поясе, делаем наклоны влево)

А кто у нас в группе самый вежливый? Какие вежливые поступки своих друзей вы знаете? Можете о них рассказать? (ответы детей)

Правильно, эти дети поступают хорошо. Они знают правила вежливого поведения и не забывают их выполнять.

Да, я совсем забыла, сегодня я в библиотеке взяла интересную книгу и хотела сейчас вам её показать. Она в ящике моего стола. Принеси мне книгу, Миша, пожалуйста. (выполняет задание).(Если Миша будет соблюдать все правила, хвалю его:"Молодец, Миша, спасибо!)

Посмотрите, ребята, какая хорошая книга. Эта сказка про фею и про двух девочек, добрую и вежливую, злую и нехорошую. Я вам прочитаю её в свободное от занятий время.

Скажите, ребята, как Миша выполнил моё поручение? (ответы детей)

Вежлив он был сейчас или нет?

Почему вы так думаете? Как можно ещё по другому сказать?

4. Пословицы о вежливости.

"Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится " ,- есть такая пословица.

А какие пословицы о вежливости вы знаете?

"Ласковое слово человеку, что дождь в засуху ", " От ласкового слова язык не отсохнет ", "Требуя вежливости от других, будь сам вежлив ".

5. Игра "Мы дошколята - вежливые ребята".

А теперь, ребята, мы с вами поиграем. Игра называется " Мы дошколята - вежливые ребята " .

Я буду вам рассказывать один случай про мальчика Вову, а вы будьте внимательны и в том месте, где я остановлюсь,скажите недостающее слово все вместе, хором.

Однажды Вова, поехал в театр. В автобусе он сел около окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова сказал, встав с места: "Садитесь. (дети хором - "пожалуйста".) Женщина обрадовалась и очень вежливо поблагодарила Вову:(дети хором - "спасибо"). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал (все хором -"извините пожалуйста").

Молодцы!

Надеюсь, что если вы окажетесь в таком положении, как Вова, так же будете вежливы.

6. Итог занятия.

Сегодня мы с вами говорили о вежливости. Я ещё раз убедилась в том, что правила вежливого поведения вы знаете хорошо и не только знаете, но и стараетесь их выполнять.

Когда все дети будут вежливы, тогда, как поётся в песне: "и станут все на свете любить таких детей ".

Цель:

Задачи:

Словарная работа:

Предварительная работа:

Оборудование:

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Организованная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной группе.

на тему:«Царство вежливости и доброты»,

Цель: способствовать нравственному развитию личности ребенка.

Задачи: познакомить с понятием «вежливость», показать, в чем проявляется вежливость, показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов; воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям; развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей.

Словарная работа: вежливость, доброта, вежливые слова (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи,)

Предварительная работа: беседа о вежливости, о значение вежливых слов; чтение художественных произведений; разучивание физкультминутки.

Оборудование: Цветы, корзина, шапочка гуся,сердечки, фонограмма песни «Улыбка».

Ход организованной образовательной деятельности

Орг. Момент. Вводная беседа

Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками в нашем сегодняшнем путешествии. А посетим мы с вами чудесное царство. В этом царстве люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Называется оно «Царство вежливости и доброты».

2. Основная часть «В царстве вежливости и доброты».

1.) Беседа о «вежливых словах».

Кто помнит, с какого слова я начала сегодняшнее занятие? (Доброе утро.)

Приятно ли вам было услышать его? Почему? (ответы детей)

Произнося эти слова, мы желаем людям приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.

Вот как хорошо сказано об этом в стихотворении «Я и солнышко»:

Солнышко ясное встало.

Доброе утро!

Сказало.

Доброе утро!

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим.

Но если, проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все ровно.

Придумано мудро:

Доброе утро.

Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно,плохое настроение, нужно все равно говорить: «Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее.

А какие еще слова вам приятно слышать от других людей?(Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи и т.д).

Слова эти не только приятно слышать, но и приятно произносить. Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в группе?

Вслушайтесь в слово «здравствуйте». Здравствуйте – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым. Каждому человеку приятно, когда ему желают здоровья.

Послушайте стихотворение (читает стихотворение ребенок):

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть и были совсем не знакомы.

Просто «здравствуйте» больше ведь мы ничего не сказали!

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Что же особенного произошло между людьми, что у них на капельку солнца, радости счастья стало больше? (Они простым словом «здравствуйте» пожелали друг другу здоровья, и от этого пожелания им стало радостнее, теплее на душе.)

Есть еще одно приятное слово. Это слово «спасибо».

Откуда взялось это слово? Давайте узнаем.

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: Спаси вас Бог! «Спаси Бог» - превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей! ».

А что значит слово «до свидания»? (До нового, до скорого свидания)

Что мы хотим сказать человеку, когда говорим ему «До свидания»?

(Что прощаемся не надолго и рады будем увидеть вас снова) .

Значит, с какой целью люди говорят друг другу «Здравствуйте», «До свидания», «спасибо», «пожалуйста» и другие слова? С целью уделить внимание человеку, пожелать ему всего хорошего. А как называются все эти слова? (Вежливые) .

ФИЗКУЛЬМИНУТКА:

Давайте немного отдохнем. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «вежливые слова». И так, начали:

Встаньте, пожалуйста,

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста! МОЛОДЦЫ.

2. Ребята, скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи? (вежливым, воспитанным, культурным).

А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком по имени Петрусь из стихотворения «Невежливая вежливость».

Обещал отцу Петрусь:

Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить.

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит - утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только - только задремал.

А Петрусь как заорет:

С добрым утром, дед Федот! -

Дед ругнул его спросонок:

Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой! -

Та отпрянула в сторонку.

Как невежливая девчонка.

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды - прыг.

Чуть не сел ему на плечи:

Ты, вожатый закричал, -

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

Какие вежливые слова произносил Петрусь? (Доброе утро, извините, добрый вечер). Можно ли назвать Петруся вежливым, ведь он употреблял в своей речи вежливые слова? (Нет. Поступки его были не красивые, не правильные.)

Чтобы Вы посоветовали Петрусю? (он должен извинится, знать где и как

употреблять вежливые слова). Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи вежливые слова? (нет)

Как их нужно употреблять? (правильно, нужно сначала подумать - уместны твои слова, нужны ли они в данной ситуации, а потом только говорить) .

Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять вежливые слова, но и употреблять их правильно, в зависимости от той или иной ситуации, в которой вы находитесь.

Егор покажет вам историю, которая приключилась с одним мальчиком. (драматизация стихотворения «Гусь».):

Ко мне бежит огромный Гусь.

Я говорю себе:

«Не трусь!

Быть может,

Ото Гусь - ручной,

Бежит знакомиться со мной».

Но у гуся свирепый вид-

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет?

Но и пусть!

Я улыбнулся:

Здравствуй, Гусь!

Он головой кивнул в ответ.

И мне послышалось: «Привет»!

Что хотел сделать Гусь? (Ущипнуть мальчика)

Почему он мальчика не тронул? (мальчик с ним поздоровался.)

Разве могут птицы и звери понять человеческую речь? (нет)

Так как же Гусь понял, что мальчик с ним поздоровался? (по приветливому взгляду, доброй улыбке).

Ребята, значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой, искренне, добрым взглядом, то их понимают не только люди, но и животные. Не даром, наверно, в народе говорят, что «вежливое слово и кошке приятно».

Я вам сегодня хочу открыть один маленький секрет. Вы знаете, что нашу землю освещает большое солнце. Где оно находится? (на небе). Это солнце светит каждый день, согревая нас своим теплом. Но оказывается, что бывает еще и маленькое солнышко. Оно, ребята, светит в каждом из нас. Это маленькое солнце своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас, делая их добрее. Это солнышко вызывает у нас стремление помогать больным, несчастным, жалеть кого обидели. И если человек смог зажечь внутри себя это солнце, то он никогда не причинит зло другому человеку. Что же это за солнышко, которое есть в каждом из нас? (ответы детей)

Правильно, это ДОБРОТА!

Ребята, а вы знаете, что из народной мудрости появилось много пословиц и поговорок, о «вежливости и доброте». (Чтение 3-4 пословиц детьми)

Вежливости открываются все двери.

Если доброта, как солнце светит, радуются и взрослые и дети.

От худого слова, навек ссора.

Доброе слова лечит, а худое калечит

4. Закрепление нового материала:

1.) А теперь поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет -молчите:

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром» скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «Спасибо»

У кого из вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

2.Игра: «Подскажи словечко»(за правильные ответы воспитатель раздает цветы) . Мне еще раз хочется убедится как вы много знаете вежливых слов.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит (добрый день) .

Когда виноваты, сказать поспешите:

«Прошу Вас, пожалуйста (извините)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо) .

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят. (до свидания) .

(за правильные ответы воспитатель раздает цветы)

А теперь подведем итоги. Что получилось у нас? (корзина с цветами - корзина счастья) .

А цветы в корзине – это цветы человеческой души, а именно - ласка, любовь, нежность, доброе слово, забота, искренность, тепло, понимание) .

Дети, давайте будем щедро каждый день дарить эти «цветы» окружающим! И давайте начнем прямо сегодня.

Посмотрите, а что это еще лежит у нас в корзине? (сердце)

Вот где находится «Царство Вежливости и Доброты» (в нашем сердце.)

А чтобы вы не забывали где, находится наше царство - вам подарки – символ этого царства - наши теплые добрые сердца. (дарятся сердца, заранее подготовленные) .

Звучит Фонограмма песни «Улыбка».

5. Итог.

И закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы такими строками:

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив.

Ведь это основа - основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым - обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.


ирина мамедова
Беседа о вежливости для детей подготовительной к школе группы

ТЕМА : Нужно ли быть вежливым ?

ЦЕЛЬ : воспитание культуры поведения, формирование нравственных знаний у дошкольников .

1. Воспитатель : Как мы здороваемся друг с другом, когда встречаемся? " Здравствуй ", "Привет". Представьте, если бы мы говорили "Ели вы сегодня?", " Здоров ли ваш скот?". Похоже ли это на приветствие? А ведь это то же самое, что и "здравствуйте". Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта. На первый взгляд кажется немного смешно, но если подумать чуть - чуть, то легко можно доказать, что "здоров ли ваш скот?" - "здравствуйте". В самом деле, что составляло основу жизни монгола - кочевника в старые времена? Его стадо. Здоровые животные - хватает еды - все благополучно в семье. Пал скот - и у людей голод, болезни, смерть. Вот и получается : пожелать здоровья животным - все равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

Какими только приветствиями не пользуются люди! САЛЮТ, ЧАО, САЛАМ АЛЕЙКУМ, ХАУ ДУ Ю ДУ.

Я ВАС ВИЖУ - жители Африки зулусы. Другие жители Африки изобрели приветствия на все случаи жизни :

АКУШЕ - работающему

АКУАРЕ - уставшему

АКУРИН - путешественнику

АКВАЛЕЙО - чужестранцу

Есть особые приветствия для сидящего, стоящего, лежащего, счастливого, несчастного и т. д. Представляете, каково приходится маленьким африканцам, пока они все это выучат. И ведь нельзя перепутать.

Движения и жесты при приветствии еще разнообразнее :

* кланяются в пояс

* падают на колени и ударяются о землю лбом

* подносят руку ко лбу и сердцу

* прикасаются носами

* показывают язык

* офицеры щелкают каблуками и роняют, как подрубленную, голову на грудь

* дамы приседают в реверансе

* мушкетеры, изящно склонившись, помахивают шляпами

*рыцари поднимают забрала шлемов, стягивают перчатки

* рабы обнажали бритые головы и т. д.

А сейчас как?

* военные отдают честь

* мужчины обмениваются рукопожатиями, машут издали руками

* женщины обнимаются, целуются

Уклонятся от приветствия или не ответить на него нельзя. Во все времена и у всех народов это считалось очень невоспитанным, неуважением к окружающим.

2. Прослушайте стихотворение С. Я. Маршака "Ежели вы вежливы ". По ходу чтения отвечаем на вопрос "Что нужно делать вежливому человеку ?"

3. Физкультминутка

4. Давайте послушаем пословицы и поговорки о хороших манерах, о хорошем отношении друг к другу.

* Ласковое слово - что весенний день.

* Худо тому, кто добра не делает никому.

* Сам погибай, а товарища выручай.

* Учись доброму, худое на ум не пойдет.

* Нет друга - ищи, а найдешь - береги.

* Все за одного, один за всех.

* Первый шаг к добру - не делать зла.

5. Рассмотрим иллюстрации. Кто поступает вежливо , а кто нет.

6. Прослушайте рассказ "Вежливое слово ". Почему к мальчику стали хорошо относиться?

* Что значит быть вежливым ?

* Что противоположно вежливости ? (грубость, эгоизм)

* Первый шаг к добру - не делать.

Не делать зла - значит, быть вежливым , добрым, внимательным.

Наша беседа закончена , Но, друзья,

Мораль ее запомнить стоит :

Без вежливости человек ,

Поверьте, очень мало стоит.

Я желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами

Вы смотрели на людей,

Чтобы были справедливы

И в решениях мудры.

К людям будете добры вы -

Люди будут к вам добры.

Публикации по теме:

«Цветок вежливости». Сценарий мероприятия по правилам вежливости для детей старшей группы - познакомить детей с понятием этикет и с правилами этикета; - показать детям важную роль вежливых слов в жизни людей и побуждать детей.

Занятие-беседа о правилах вежливости «Добрые слова» Программное содержание Учить детей применять в речи основные правила вежливости. Дать детям понять, понять, что формы проявления вежливости.

Беседа с детьми подготовительной к школе группы «Права и обязанности» (6–7 лет) Задачи: Закрепить представления детей о законах, защищающих права человека; Способствовать росту самосознания, возможности и.

«Их именами названы улицы нашего города». Беседа в подготовительной к школе группе, посвященная ВОв Беседа в подготовительной к школе группе посвященная ВОВ на тему: «Их именами названы улицы нашего города» Задачи: Обучающая – Содействовать.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие с Матрешкой по стране Вежливости» Задачи: воспитание культуры поведения, умения вести себя в коллективе; развитие коммуникативных навыков у детей; развитие эмпатии,.

Конспект интегрированной НОД для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в город вежливости» Цель: формирование навыков вежливого поведения, развитие потребности в доброжелательном общении с окружающими. Задачи: Образовательные:.

Цель: развить диалогическую речь. Программные задачи: 1. Вызвать интерес к теме Победы в Великой Отечественной войне. 2. Приобщать к элементарным.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!