Высоцкий каждый выбирает для себя. Юрий Левитанский — Каждый выбирает для себя: Стих

Исходное сообщение солнышко_5
Юрий Левитанский – стихи про одиночество
Я то же где-то был, когда-то:
Свист тонкий пули, гром раската
Артиллерийского огня,
И в пламени горит броня,
И трепет вздрогнувшей земли…
Но, так сказать, как Левитанский,
Про свой священный долг гражданский,
Не многие сказать могли.

Сегодня статья посвящена творчеству нашего современника, поэта, чьи строки вы знаете и, может быть, любите. Стихи Юрия Левитанского немного грустные, написанные вне канонов и правил, такие красивые и мудрые – это стихи про одиночество, про поиск себя в этом мире, стихи о дружбе и друзьях, о быстротечности нашей жизни. Начинаю статью одним из самых известных стихотворений Левитанского.

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.

Каждый выбирает для себя.

Стихи Левитанского сразу запоминаешь, потому что они музыкальны, у них есть своя интонация, читая их начинаешь и дышать по- другому, им в такт, как будто они сотворены из воздуха.

После Пушкина никто, кажется, так не любил глаголы, никто так изысканно не рифмовал, не перекатывал по строке, как волна перекатывает гальку, шурша и звеня. Он рифмовал их виртуозно…
Е Бершин

Музыка моя, слова,
их склоненье, их спряженье,
их внезапное сближенье,
тайный код, обнаруженье
их единства и родства…
музыка моя, слова,
осень, ясень, синь, синица,
сень ли, синь ли, сон ли снится,
сон ли синью осенится,
сень ли, синь ли, синева -

Музыка моя, слова,

Юрий Левитанский – биография

Юрий Левитанский родился 22 января 1922 года в Черниговской области. Первые его стихи появились в середине 30-х годов в газетах Донбасса, когда мальчику было 13 лет. В 16 лет Юрий приезжает в Москву и поступает в знаменитый институт философии, литературы и истории.

Через 3 года начинается война и юноша уходит на фронт добровольцем, сразу после сдачи экзаменов за 3-й курс. Поэт прошел путь от солдата до офицера, был награжден многочисленными орденами и медалями. При обороне Москвы в сорок первом он лежал на снегу, на льду за пулеметом рядом со своим другом и поэтом Семеном Гудзенко.

Я неопознанный солдат.
Я рядовой. Я имярек.
Я меткой пули недолёт.
Я лёд кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лёд –
я в нём, как мушка в янтаре…

Но он не был поэтом-фронтовиком, хоть и был военным фотокорреспондентом какое-то время. Война для него не закончилась в 1945 году, он еще воевал на сопках Маньчжурии.

Юрий Левитанский мало писал о войне в молодости, возможно потому что хотел забыть страшные мгновенья, а возможно, хотел осознать – чем стала война для миллионов людей.

…Ну, что с того, что я там был.
Я был давно. Я всё забыл…

Считаю одним из лучших стихотворений о войне. Послушайте! Без пафоса, естественно и искреннее, но как же сильно!

Война для Левитанского всегда была незаживающей раной. Вплоть до его смерти. И если в дальнейшем поэт и писал стихи о войне, то с высоты своего духовного более позднего опыта.

…Я медленно учился жить.
Ученье трудно мне давалось.
К тому же часто удавалось
урок на после отложить…

Плен стихов Левитанского

«Манера Юрия Левитанского говорить с читателем тактична, ненавязчива, но одновременно покоряюща, властна. Стих берет вас в полон мягко, неощутимо - не вдруг заметишь, когда, на каком витке поэтической спирали случилось так, что вы уже не можете оставить стихотворение недочитанным, не можете бросить поэта посреди дороги, которой он вас ведет, не можете не выслушать его до конца…
… И принципиальное разнообразие размеров, ритмов, необычных интонационных зачинов и неожиданных концовок. И длинная, нескончаемая строка, словно бикфордов шнур, тянущаяся к рифме, которая вдруг взрывается, когда этого уже и не ждешь, и озаряет строку, строфу, все стихотворение светом нового смысла..»
Юрий Болдырев

Говорили - ладно, потерпи,
время - оно быстро пролетит.

Пролетело.

Говорили - ничего, пройдет,
станет понемногу заживать.

Заживало.

Станет понемногу заживать,
буйною травою зарастать.

Зарастало.

Время лучше всяких лекарей,
время твою душу исцелит.

Исцелило.

Ну и ладно, вот и хорошо,
смотришь - и забылось наконец.

Не забылось.

В памяти осталось - просто в щель,
как зверек, забилось.
***
Его рифма так свободна, что может появляться, а потом внезапно пропадать, но в стихах Левитанского это пленяет. .

Первые сборники стихов Юрия Левитанского.

В 1948 году выходит первый поэтический сборник стихов Ю. Левитанского «Солдатская дорога», а в 1963 году его книга «Земное небо» принесла поэту известность. Самая же популярная книга стихов «Кинематограф» была написана, когда поэту было уже 50.

«Жизнь моя, кинематограф, чёрно-белое кино!
Кем написан был сценарий? Что за странный фантазёр
этот равно гениальный и безумный режиссер?
Как свободно он монтирует различные куски
ликованья и отчаянья, веселья и тоски!
Он актёру не прощает плохо сыгранную роль -
будь то комик или трагик, будь то шут или король.
О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом
в этой драме, где всего-то меж началом и концом
два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно…»

У него все было позднее, поздние стихи, поздняя любовь, поздние дети. Причем, удивляются критики, его лирика с возрастом становится прозрачней, как будто душа его не старела, а молодела. Его стихи – это размышление, это строки, пропущенные через сердце, тонкие, лиричные и очень личные. Стихи про одиночество, про место в этом мире. Все стихи – это «мои мгновенья, мои годы, мои сны».
Иногда стихи ироничны, но как-то мягко и застенчиво ироничны. Его стихи негромкие, как и он сам. И в этом – особое очарование. Но в то же время, отмечают его друзья, при всей своей интеллигентности и мягкости, он мог пойти на многое, отстаивая свои ценности, доказывая и убеждая со всем пылом и неожиданной страстностью.

В мастерской скульптора Вадима Сидура, 1968 год. фото Гладкова (с)

В Москве Левитанский появился в середине пятидесятых, где и жил до конца жизни, писал стихи, работал переводчиком, обладая удивительным языковым чутьем и слухом.

И мы уходим в переводы,
идём в киргизы и казахи,
как под песок уходят воды,
как Дон Жуан идёт в монахи.

Прокормиться на собственные стихи трудно и Юрий Левитанский много переводит с немецкого, чешского, португальского, польского и других языков. Юрия Левитанского любили коллеги и выбирали ему стихи для перевода. Знали, что хорошие стихи в оригинале в переводе Левитанского становятся очень хорошими, он вдыхает в них свою жизнь..

«Стою у окна, его отворив пошире,
И белым платком машу, навсегда прощаясь
С моими стихами, которые к вам уходят»
Фернандо Пессоа (перевод с португальского Ю. Левитанского)

Практически португальский Левитанский)

Юрий Левитанский отличался редкой восприимчивостью, возможно поэтому он был одним из лучших поэтических пародистов, и его книга «Сюжет с вариантами», книга пародий, была издана буквально по требованию его друзей-писателей, героев этих пародий. Некоторые критики считают, что Левитанский был лучшим пародистом не только своего времени, но и всех времен. Он мог пародировать не только выдернутые строки из стихов, но сам стиль и образ мышления пародируемого.

“И да будет тень моя среди вас..”

«В нем была драгоценная любовь к скорбям – amor fati, – которая достается поэтам как крест и как дар. Плакальщик и печальник, наш вечный Пьеро, белая ворона среди здравомыслящих и комильфотных московских поэтов…»
О.Николаева

У Юрия Левитанского много стихов о времени, об уходящем времени,

…Все проходит в этом мире, снег сменяется дождем,
все проходит, все проходит, мы пришли, и мы уйдем.
Все приходит и уходит в никуда из ничего.
Все проходит, но бесследно не проходит ничего…

О ценности каждого мгновения..

….Мы себя убеждаем - ну, что там печалиться
попусту,
но подстреленной птицей клокочет и рвется
в груди
этот сдавленный возглас - как вслед уходящему
поезду -
о мгновенье, помедли,
помешкай,
постой,
погоди!…

О вечной суете, убыстряющейся спешке нашей жизни

«Нету времени друг друга пожалеть,
от несчастья от чужого ошалеть.
Даже выслушать друг друга - на бегу -
нету времени - приедешь? - не могу!».

Об уходящих друзьях и одиночестве.

….Что-то случилось, нас все покидают.
Старые дружбы, как листья, опали…

Его поэзия – это поиск добра, красоты, правды, смысла жизни. Его стихи стремятся расшевелить и пробудить, и напомнить, что жизнь – всего мгновенье. И надо быть чуть участливее, чуть добрее, чуть сострадательнее, чуть нежнее друг к другу. Хотя бы чуть..

Что для этого надо? Всего лишь вглядеться… вглядеться в лицо близкого, любимого, друга, просто прохожего..

Всего и надо, что вглядеться,- боже мой,
всего и дела, что внимательно вглядеться,-
и не уйдешь, и никуда уже не деться
от этих глаз, от их внезапной глубины…

Многие стихи Левитанского стали популярными песнями. Особенно в исполнении Камбуровой или дуэта Никитиных, столь любимых студенческими аудиториями. Помните «Диалог у Новогодней Елки» из «Москва слезам не верит» (“Что происходит на свете? А просто зима”) да и другие песни из этого фильма? Очень нравится песня в исполнении Елены Камбуровой

“Кто-нибудь утром проснется и ахнет,
и удивится – как близко черемухой пахнет,
пахнет влюбленностью, пахнет любовным признаньем,
жизнь впереди – как еще нераскрытая книга…”

К сожалению, не смогла ее найти на видео. Все те же стихи про одиночество и про надежду

Но ниже – одна из наиболее известных и любимых многими песня «Всего и надо, что вглядеться» в исполнении дуэта Никитиных.

Он не был бунтарем, он был неравнодушным человеком, подписавшим десятки писем в защиту диссидентов. В годы распада СССР он был весь погружен в события и «вбирал в себя волны времени, его напасти, ужасы, катастрофы»

Это общество - словно рояль, безнадежно
расстроенный,
весь изломанный, весь искорябанный, весь
искореженный -
вот уж всласть потрудились над ним исполнители
рьяные,
виртуозы плечистые, ах, барабанщики бравые.

Как в беспамятстве, все эти струны стальные и медные,
лишь вчера из себя исторгавшие марши победные, -
та едва дребезжит, та, обвиснув, бессильно качается,
есть отдельные звуки, а музыка не получается.

И все так же плывет над пространством огромной страны
затянувшийся звук оборвавшейся некой струны.

В 1995 году Юрий Левитанский был удостоен Государственной премии Российской Федерации за сборник «Белые стихи». Во время ее вручения поэт обратился к Ельцину с призывом прекратить войну в Чечне. А 25 января 1996 года на «круглом столе» московской интеллигенции в мэрии опять поднимался этот вопрос. Он мог не идти – возраст, оперированное больное сердце… – но не пойти не смог.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

…выступление Левитанского было столь эмоционально, что сердце поэта не выдержало…

….Что происходит на свете? – А просто зима.
Просто зима, полагаете вы? – Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома….

Это случилось на 3-й день после его 74 -летия

….На зыбучий этот снег
осторожно ставлю ногу,
и помалу, понемногу
след теряется вдали.

В белый морок, в никуда
простираю молча руки -
до свиданья, мои други,
до свиданья,
до свида……

Стихи Левитанского про одиночество, стихи о дружбе и друзьях,
об уходящем времени и любви.

Не поговорили.

Собирались наскоро, обнимались ласково,
Пели, балагурили, пили и курили.
День прошел - как не было.
Не поговорили.
Виделись, не виделись, ни за что обиделись,
Помирились, встретились, шуму натворили.
Год прошел - как не было.
Не поговорили.
Так и жили - наскоро, и дружили наскоро,
Не жалея тратили, не скупясь, дарили.
Жизнь прошла - как не было.

Не поговорили…

Сто друзей

Ста рублей не копил – не умел.
Ста друзей все равно не имел.
Ишь чего захотел – сто друзей!
Сто друзей – это ж целый музей!
Сто, как Библия, мудрых томов.
Сто умов.
Сто высотных домов.
Сто морей.
Сто дремучих лесов.
Ста вселенных заманчивых зов:
скажешь слово одно -
и оно
повторится на сто голосов.
Ах, друзья,
вы мудры, как Сократ.
Вы мудрее Сократа стократ.
Только я ведь и сам не хочу,
чтобы сто меня рук – по плечу.
Ста сочувствий искать не хочу.
Ста надежд хоронить не хочу.
…У витрин, у ночных витражей,
ходят с ружьями сто сторожей,
и стоит выше горных кряжей
одиночество в сто этажей.

Попытка убыстренья

Я зимнюю ветку сломал, я принес ее в дом
и в стеклянную банку поставил.
Я над ней колдовал, я ей теплой воды подливал,
я раскрыть ее листья заставил.
И раскрылись зеленые листья,
растерянно так раскрывались они,
так несмело и так неохотно,
и была так бледна и беспомощна бедная эта
декабрьская зелень -
как ребенок, разбуженный ночью,
испуганно трущий глаза
среди яркого света,
как лохматый смешной старичок,
улыбнувшийся грустно
сквозь слезы.

Ночью проснулся от резкого крика «Спасите!»

Ночью проснулся от резкого крика «Спасите!».
Сел и прислушался. Тихо в квартире и сонно.
Спали спокойно мои малолетние чада,
милые чада, мои малолетние дщери.

Что же случилось? Да нет, ничего не случилось.
Все хорошо, мои милые. Спите спокойно.
Да не разбудит однажды и вас среди ночи
тщетно молящий о помощи голос отцовский.

Да не почудится вам, что и вы виноваты,
если порою мне в жизни бывало несладко,
если мне так одиноко бывало на свете,
если хотелось мне криком кричать
временами.

Живешь, не чувствуя вериг

Живешь, не чувствуя вериг,
живешь - бежишь туда-сюда.

Живешь - и горе не беда. -
Но вечером,
но в тишине,
но сам с собой наедине,
когда звезда стоит в окне,
как тайный соглядатай,
и что-то шепчет коридор,
как ростовщик и кредитор,
и въедливый ходатай…

Живешь, не чувствуя вериг,
и все на свете трын-трава.
- Ну как, старик? - Да так, старик!
Давай, старик, качай права! -
Но вечером,
но в тишине,
но сам с собой наедине,
когда звезда стоит в окне,
как тайный соглядатай…

Итак - не чувствуя вериг,
среди измен, среди интриг,
среди святых, среди расстриг,
живешь - как сдерживаешь крик.
Но вечером,
но в тишине…

Как медленно тебя я забывал!
Не мог тебя забыть,
а забывал.
Твой облик от меня отодвигался,
он как бы расплывался,
уплывал,
дробился,
обволакивался тайною
и таял у неближних берегов -
и это все подобно было таянью,
замедленному таянью снегов.
Все таяло.
Я начал забывать
твое лицо.
Сперва никак не мог
глаза твои забыть,
а вот забыл,
одно лишь имя все шепчу губами.
Нам в тех лугах уж больше не бывать.
Наш березняк насупился и смолк,
и ветер на прощанье протрубил
над нашими печальными дубами.
И чем-то горьким пахнет от стогов,
где звук моих шагов уже стихает.
И капля по щеке моей стекает…
О, медленное таянье снегов!

Я вас не задержу

Я вас не задержу.
Да-да, я ухожу.
Спасибо всем за все.
Счастливо оставаться.
Хотя, признаться, я
и не предполагал,
что с вами будет мне
так трудно расставаться….

Были использованы материалы сайта http://levitansky.ru

В последнее время то там, то здесь слышатся строчки «Женщину, религию, дорогу каждый выбирает по себе…». Кто-то согласен с ними, кто-то - нет, но они никого не оставляют равнодушными, и хоть на минуту, но заставляют задуматься над своей жизнью. На правильной ли мы дороге, кто на самом деле наши попутчики, и во что мы верим, когда произносим слова молитвы… Так кто же автор этих строк? Разбираемся вместе.

Поэт

Он поэт и наш с вами современник. Строки из его многочисленных стихотворений у всех на слуху. Они про одиночество, про бесконечный поиск самого себя в этом огромном мире, про любовь и дружбу и, конечно же, про быстротечность всего сущего, кроме надежды. Если вы еще не догадались, о ком идёт речь, то разрешите представить - Юрий Левитанский. Именно он автор известных строк: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу…».

Годы переживаний

Юрий Левитанский прошёл всю войну. Великая Отечественная всегда была для него незаживающей раной. Иначе и быть не могло. Человек глубокой души не может увидеть и тут же забыть. Он пропускает всё через себя, и многое, если не всё, остаётся с ним навсегда. Оно болит и ноет, но в то же время оно очищает и даёт право чувствовать жизнь тоньше и глубже. Поэтические произведения Ю. Левитанского - яркое тому подтверждение. Стихотворение «Женщину, религию, дорогу каждый выбирает по себе…» не является исключением. Критики удивлялись тому, что его поэтические произведения из года в год становятся всё прозрачней, невесомей, словно душа его продолжает молодеть, так и не склонившись перед непрерывным течением времени. Видно, знала что-то…

Творчество

В стихотворении «Женщину, религию, дорогу каждый выбирает по себе…» он не осуждает читателя за выбранный им жизненный путь и говорит о том, что "ни к кому претензий" нет. Ю. Левитанский лишь предлагает еще раз отойти в сторону и взглянуть на себя и на свою жизнь со стороны: кому мы служим - «дьяволу или пророку», какие слова любви мы знаем, что на самом деле таит наше обращение к Богу - веру, смирение или страх, и, наконец, какую роль мы играем, во что переодеваемся - в «щит и латы» или берем с собой «посох и заплаты». Никто не знает, в чём истина, и почему случается так или иначе. Никто не может сказать наверняка, от чего зависит наш выбор, правильный он или ложный, и существует ли он на свете. Поэт не обособляет и себя, и признает, что «выбираю тоже - как умею». Но в то же самое время он предупреждает, что незнание или нежелание знать не освобождает от ответственности, наказание в любом случае постучится в дверь, и какая она будет - "мера окончательной расплаты" - мы вновь выбираем сами.

Стихотворение «Женщину, религию, дорогу каждый выбирает по себе…» - это, прежде всего, размышление. Оно строгое, но не громкое. Оно принципиальное, но понимающее и не осуждающее. Оно простое, но мудрое. Впрочем, как и все творчество поэта, как и он сам.

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Анализ стихотворения «Каждый выбирает для себя» Левитанского

Стихотворение «Каждый выбирает для себя» Юрия Давидовича Левитанского было опубликовано в 1983 году, но оно останется актуальным в любое время. Проблема выбора часто встает перед человеком, и каждому приходится принимать какое-то решение, влияющее в дальнейшем на всю его жизнь.

Поэт рассуждает о том, что все люди свободны и сами делают выбор, от которого зависит их судьба. Он выделяет самые значимые из них. Люди сами выбирают свой жизненный путь, строят свои нравственные качества – «дьяволу служить или пророку». Самостоятельно определяют, с кем связать свою судьбу, семейные отношения и дружбу. Выбирают профессию и занятие.

Правильный выбор всегда сложно сделать, каждый полагается на свой личный опыт, чувства, вкусы и интересы. Важно обдумать все возможные варианты и их последствия. И далеко не всегда видно сразу, что правильно, а что нет. А в некоторых случаях выбирать приходится по принуждению. Но за будущее от своих решений каждый всегда расплачивается сам, выбирая даже саму «меру окончательной расплаты», которая может выражаться в душевных ранах, проблемах со здоровьем, потере интересов, вынужденной необходимостью заниматься нелюбимым делом.

Каждый наш день состоит из череды принятых решений. Каким-то человек придает небольшое значение, совершая их автоматически из раза в раз. Другие же влияют на всю судьбу в дальнейшем, поэтому всегда важно видеть ценность такого выбора.

Три из катренов посвящены описанию мыслей автора извне, размышлениям и наказам. Последний же противопоставлен остальным, в нем поэт переходит на повествование от первого лица, говоря о том, что он, как и все, тоже постоянно делает выбор. И принимает он эти решения, как умеет, ведь это нелегко для каждого, и для автора тоже. Он показывает, что все его размышление основано на личном опыте. И Левитанский подчеркивает, что «ни к кому претензий не имеет», как бы говоря, что и на свой счет он их также не принимает.

Стихотворение написано в жанре повествования, философских размышлений. Пятистопный хорей с опоясывающей рифмовкой. Первая и последняя строчка в каждом катрене повторяются, что создает некую закольцованность четверостиший. Этим приемом автор выделяет основной посыл своего произведения, остальными строками лишь разъясняя главную мысль.

Произведение затрагивает очень важную тему. Выбор это всегда сложно, особенно если он повлияет на всю дальнейшую судьбу. И важно понимать, что каждый сам ответственен за принятые решения, и прежде, чем винить других, следует об этом задуматься.

Дорогие друзья блога! Сегодня я хочу посвятить статью творчеству нашего современника, поэта, чьи строки вы знаете и, может быть, любите. Стихи Юрия Левитанского немного грустные, написанные вне канонов и правил, такие красивые и мудрые — это стихи про одиночество, про поиск себя в этом мире, стихи о дружбе и друзьях, о быстротечности нашей жизни. Начинаю статью одним из самых известных стихотворений Левитанского.

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Стихи Левитанского сразу запоминаешь, потому что они музыкальны, у них есть своя интонация, читая их начинаешь и дышать по- другому, им в такт, как будто они сотворены из воздуха.

После Пушкина никто, кажется, так не любил глаголы, никто так изысканно не рифмовал, не перекатывал по строке, как волна перекатывает гальку, шурша и звеня. Он рифмовал их виртуозно…
Е Бершин

Музыка моя, слова,
их склоненье, их спряженье,
их внезапное сближенье,
тайный код, обнаруженье
их единства и родства…
музыка моя, слова,
осень, ясень, синь, синица,
сень ли, синь ли, сон ли снится,
сон ли синью осенится,
сень ли, синь ли, синева -

музыка моя, слова,

Юрий Левитанский — биография

Юрий Левитанский родился 22 января 1922 года в Черниговской области. Первые его стихи появились в середине 30-х годов в газетах Донбасса, когда мальчику было 13 лет. В 16 лет Юрий приезжает в Москву и поступает в знаменитый институт философии, литературы и истории.

Через 3 года начинается война и юноша уходит на фронт добровольцем, сразу после сдачи экзаменов за 3-й курс. Поэт прошел путь от солдата до офицера, был награжден многочисленными орденами и медалями. При обороне Москвы в сорок первом он лежал на снегу, на льду за пулеметом рядом со своим другом и поэтом Семеном Гудзенко.

Я неопознанный солдат.
Я рядовой. Я имярек.
Я меткой пули недолёт.
Я лёд кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лёд –
я в нём, как мушка в янтаре…

Но он не был поэтом-фронтовиком, хоть и был военным фотокорреспондентом какое-то время. Война для него не закончилась в 1945 году, он еще воевал на сопках Маньчжурии.


Юрий Левитанский мало писал о войне в молодости, возможно потому что хотел забыть страшные мгновенья, а возможно, хотел осознать – чем стала война для миллионов людей.

…Ну, что с того, что я там был.
Я был давно. Я всё забыл…

считаю одним из лучших стихотворений о войне. Послушайте! Без пафоса, естественно и искреннее, но как же сильно!

Война для Левитанского всегда была незаживающей раной. Вплоть до его смерти. И если в дальнейшем поэт и писал стихи о войне, то с высоты своего духовного более позднего опыта.

…Я медленно учился жить.
Ученье трудно мне давалось.
К тому же часто удавалось
урок на после отложить…

Плен стихов Левитанского

«Манера Юрия Левитанского говорить с читателем тактична, ненавязчива, но одновременно покоряюща, властна. Стих берет вас в полон мягко, неощутимо - не вдруг заметишь, когда, на каком витке поэтической спирали случилось так, что вы уже не можете оставить стихотворение недочитанным, не можете бросить поэта посреди дороги, которой он вас ведет, не можете не выслушать его до конца…
… И принципиальное разнообразие размеров, ритмов, необычных интонационных зачинов и неожиданных концовок. И длинная, нескончаемая строка, словно бикфордов шнур, тянущаяся к рифме, которая вдруг взрывается, когда этого уже и не ждешь, и озаряет строку, строфу, все стихотворение светом нового смысла..»
Юрий Болдырев

Говорили - ладно, потерпи,
время - оно быстро пролетит.

Пролетело.

Говорили - ничего, пройдет,
станет понемногу заживать.

Заживало.

Станет понемногу заживать,
буйною травою зарастать.

Зарастало.

Время лучше всяких лекарей,
время твою душу исцелит.

Исцелило.

Ну и ладно, вот и хорошо,
смотришь - и забылось наконец.

Не забылось.

В памяти осталось - просто в щель,
как зверек, забилось.
***
Его рифма так свободна, что может появляться, а потом внезапно пропадать, но в стихах Левитанского это пленяет. .

Первые сборники стихов Юрия Левитанского.

В 1948 году выходит первый поэтический сборник стихов Ю. Левитанского «Солдатская дорога», а в 1963 году его книга «Земное небо» принесла поэту известность. Самая же популярная книга стихов «Кинематограф» была написана, когда поэту было уже 50.

«Жизнь моя, кинематограф, чёрно-белое кино!
Кем написан был сценарий? Что за странный фантазёр
этот равно гениальный и безумный режиссер?
Как свободно он монтирует различные куски
ликованья и отчаянья, веселья и тоски!
Он актёру не прощает плохо сыгранную роль —
будь то комик или трагик, будь то шут или король.
О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом
в этой драме, где всего-то меж началом и концом
два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно…»

У него все было позднее, поздние стихи, поздняя любовь, поздние дети. Причем, удивляются критики, его лирика с возрастом становится прозрачней, как будто душа его не старела, а молодела. Его стихи – это размышление, это строки, пропущенные через сердце, тонкие, лиричные и очень личные. Стихи про одиночество, про место в этом мире. Все стихи — это «мои мгновенья, мои годы, мои сны».
Иногда стихи ироничны, но как-то мягко и застенчиво ироничны. Его стихи негромкие, как и он сам. И в этом – особое очарование. Но в то же время, отмечают его друзья, при всей своей интеллигентности и мягкости, он мог пойти на многое, отстаивая свои ценности, доказывая и убеждая со всем пылом и неожиданной страстностью.

В мастерской скульптора Вадима Сидура, 1968 год. фото Гладкова (с)

В Москве Левитанский появился в середине пятидесятых, где и жил до конца жизни, писал стихи, работал переводчиком, обладая удивительным языковым чутьем и слухом.

И мы уходим в переводы,
идём в киргизы и казахи,
как под песок уходят воды,
как Дон Жуан идёт в монахи.

Прокормиться на собственные стихи трудно и Юрий Левитанский много переводит с немецкого, чешского, португальского, польского и других языков. Юрия Левитанского любили коллеги и выбирали ему стихи для перевода. Знали, что хорошие стихи в оригинале в переводе Левитанского становятся очень хорошими, он вдыхает в них свою жизнь..

«Стою у окна, его отворив пошире,
И белым платком машу, навсегда прощаясь
С моими стихами, которые к вам уходят»
Фернандо Пессоа (перевод с португальского Ю. Левитанского)

Практически португальский Левитанский)


Юрий Левитанский отличался редкой восприимчивостью, возможно поэтому он был одним из лучших поэтических пародистов, и его книга «Сюжет с вариантами», книга пародий, была издана буквально по требованию его друзей-писателей, героев этих пародий. Некоторые критики считают, что Левитанский был лучшим пародистом не только своего времени, но и всех времен. Он мог пародировать не только выдернутые строки из стихов, но сам стиль и образ мышления пародируемого.

«И да будет тень моя среди вас..»

«В нем была драгоценная любовь к скорбям – amor fati, — которая достается поэтам как крест и как дар. Плакальщик и печальник, наш вечный Пьеро, белая ворона среди здравомыслящих и комильфотных московских поэтов…»
О.Николаева

У Юрия Левитанского много стихов о времени, об уходящем времени,

…Все проходит в этом мире, снег сменяется дождем,
все проходит, все проходит, мы пришли, и мы уйдем.
Все приходит и уходит в никуда из ничего.
Все проходит, но бесследно не проходит ничего…

О ценности каждого мгновения..

….Мы себя убеждаем - ну, что там печалиться
попусту,
но подстреленной птицей клокочет и рвется
в груди
этот сдавленный возглас - как вслед уходящему
поезду -
о мгновенье, помедли,
помешкай,
постой,
погоди!…

о вечной суете, убыстряющейся спешке нашей жизни

«Нету времени друг друга пожалеть,
от несчастья от чужого ошалеть.
Даже выслушать друг друга - на бегу -
нету времени - приедешь? - не могу!».

об уходящих друзьях и одиночестве.

….Что-то случилось, нас все покидают.
Старые дружбы, как листья, опали…

Его поэзия – это поиск добра, красоты, правды, смысла жизни. Его стихи стремятся расшевелить и пробудить, и напомнить, что жизнь – всего мгновенье. И надо быть чуть участливее, чуть добрее, чуть сострадательнее, чуть нежнее друг к другу. Хотя бы чуть..

Что для этого надо? Всего лишь вглядеться… вглядеться в лицо близкого, любимого, друга, просто прохожего..

Всего и надо, что вглядеться,- боже мой,
всего и дела, что внимательно вглядеться,-
и не уйдешь, и никуда уже не деться
от этих глаз, от их внезапной глубины…

Многие стихи Левитанского стали популярными песнями. Особенно в исполнении Камбуровой или дуэта Никитиных, столь любимых студенческими аудиториями. Помните «Диалог у Новогодней Елки» из «Москва слезам не верит» («Что происходит на свете? А просто зима») да и другие песни из этого фильма? Очень нравится песня в исполнении Елены Камбуровой

«Кто-нибудь утром проснется и ахнет,
и удивится — как близко черемухой пахнет,
пахнет влюбленностью, пахнет любовным признаньем,
жизнь впереди — как еще нераскрытая книга…»

К сожалению, не смогла ее найти на видео. Все те же стихи про одиночество и про надежду

Но ниже — одна из наиболее известных и любимых многими песня «Всего и надо, что вглядеться» в исполнении дуэта Никитиных.

Он не был бунтарем, он был неравнодушным человеком, подписавшим десятки писем в защиту диссидентов. В годы распада СССР он был весь погружен в события и «вбирал в себя волны времени, его напасти, ужасы, катастрофы»

Это общество - словно рояль, безнадежно
расстроенный,
весь изломанный, весь искорябанный, весь
искореженный -
вот уж всласть потрудились над ним исполнители
рьяные,
виртуозы плечистые, ах, барабанщики бравые.

Как в беспамятстве, все эти струны стальные и медные,
лишь вчера из себя исторгавшие марши победные, -
та едва дребезжит, та, обвиснув, бессильно качается,
есть отдельные звуки, а музыка не получается.

И все так же плывет над пространством огромной страны
затянувшийся звук оборвавшейся некой струны.

В 1995 году Юрий Левитанский был удостоен Государственной премии Российской Федерации за сборник «Белые стихи». Во время ее вручения поэт обратился к Ельцину с призывом прекратить войну в Чечне. А 25 января 1996 года на «круглом столе» московской интеллигенции в мэрии опять поднимался этот вопрос. Он мог не идти – возраст, оперированное больное сердце… — но не пойти не смог.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

…выступление Левитанского было столь эмоционально, что сердце поэта не выдержало…

….Что происходит на свете? – А просто зима.
Просто зима, полагаете вы? – Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома….

Это случилось на 3-й день после его 74 -летия

….На зыбучий этот снег
осторожно ставлю ногу,
и помалу, понемногу
след теряется вдали.

В белый морок, в никуда
простираю молча руки -
до свиданья, мои други,
до свиданья,
до свида……

Стихи Левитанского про одиночество, стихи о дружбе и друзьях,
об уходящем времени и любви.

Не поговорили.

Собирались наскоро, обнимались ласково,
Пели, балагурили, пили и курили.
День прошел - как не было.
Не поговорили.
Виделись, не виделись, ни за что обиделись,
Помирились, встретились, шуму натворили.
Год прошел - как не было.
Не поговорили.
Так и жили - наскоро, и дружили наскоро,
Не жалея тратили, не скупясь, дарили.
Жизнь прошла - как не было.

Не поговорили…

Сто друзей

Ста рублей не копил — не умел.
Ста друзей все равно не имел.
Ишь чего захотел — сто друзей!
Сто друзей — это ж целый музей!
Сто, как Библия, мудрых томов.
Сто умов.
Сто высотных домов.
Сто морей.
Сто дремучих лесов.
Ста вселенных заманчивых зов:
скажешь слово одно —
и оно
повторится на сто голосов.
Ах, друзья,
вы мудры, как Сократ.
Вы мудрее Сократа стократ.
Только я ведь и сам не хочу,
чтобы сто меня рук — по плечу.
Ста сочувствий искать не хочу.
Ста надежд хоронить не хочу.
…У витрин, у ночных витражей,
ходят с ружьями сто сторожей,
и стоит выше горных кряжей
одиночество в сто этажей.

Попытка убыстренья

Я зимнюю ветку сломал, я принес ее в дом
и в стеклянную банку поставил.
Я над ней колдовал, я ей теплой воды подливал,
я раскрыть ее листья заставил.
И раскрылись зеленые листья,
растерянно так раскрывались они,
так несмело и так неохотно,
и была так бледна и беспомощна бедная эта
декабрьская зелень -
как ребенок, разбуженный ночью,
испуганно трущий глаза
среди яркого света,
как лохматый смешной старичок,
улыбнувшийся грустно
сквозь слезы.

Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает для себя.

Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает для себя…
И мы тоже выбираем - как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!


Виктор Ратьковский 01.01.2013 10:34:07
Отзыв: положительный
Ох, сложную Вы вещь затронули, мадам,
о выборе, а кто его не знает.
Мы каждый день чего-то выбираем,
а толку, ведь ошибки тут и там.

И кто сказал, Она! Не мы её!
Трагичную смешливую актрису,
кто тихо в уголке своём прядёт,
и ласково её мы называем кисой.

И, если отрицаете судьбу, вот так,
а кто бы говорил нам про такое,
а может ясновидцев теперь море,
так погадает, точно на пятак.

Вы дайте ручку, вижу, вижу, вижу,
у Вас уже кружится голова,
и Ваши о претензиях слова,
к своим и Богу я предвижу.

Вот говорите, только для себя,
да за ребёнка удавить готовы,
тому, кто скажет горестно: Судьба!,
по морде, без дуэли, мы таковы.
С улыбкой
Заходите на гаданья

Екатерина (Сибирячка) 01.01.2013 20:10:47

в чем она сложная???
для меня все в этом мире встало на свои места..я живу, верю, люблю.
тот человек, который не понял, он суетится, ищет...не понимает значит.

*************************
От рождения ты обладал аутентичностью. Но вскоре за твоё "Я" взялись как следует: ты - христианин, католик, белый, немец, представитель избранной Богом расы, ты должен править миром, и так далее, и тому подобное. Тебе навязывают ложное представление о том, кем ты являешься. Тебе дают имя, а вокруг этого имени возводят гору амбиций и обусловленности.

Нет иллюзий - нет и разочарований.
****************

Некоторые люди привыкают к реальному миру, такому, какой он есть на самом деле. Они продолжают жить в нем, но они не любят его. У них нет другого выбора, но они верят в то, что мир вырвется из объятий пустоты и двинется вперед.

С новым годом.

Виктор Ратьковский 01.01.2013 22:27:59

О, на своём всё месте говорите? Нет, я ей-Богу рад за Вас,
но выбор, это здесь, сейчас, и он удастся, если победите,
иллюзию, что правда с Вами! Поглядите, без суеты, при выборе спешите?
Так ошибётесь, и не раз. С холодной головой, я где-то это слышал,
анализ, вычисленья, дураки, когда любовь ударила по "крыше",
тогда о том ли думают мозги?
И жить, какая жизнь без тех иллюзий, не пить, и не курить, и не любить,
а как сравнить, всю призрачность аллюзий, отбросить стыд, а что ещё забыть?
Привычные слова, несбыточные взгляды, и сказки, что из детства до поры,
они дождутся, и фонтан фантазий подарим людям, ведь они нужны.
И в постоянстве ищем приключений, и серых буднях радугу мы ждём,
каких же нам подарит вдохновений, эфир что информацией несом?
С улыбкой



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!