Воспитательная концепция н. е

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Н.Е. Щуркова
Рубрика (тематическая категория) Технологии

Литература

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,1991.

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

Баланюк Г.И. О педагогической технике // Советская педагогика. М., 1965, №1.

Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

Бухвалова Э.О. О требованиях к речи педагога // Народное образование. 1982, №1.

Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991.

Голубовский Б. Пластика в искусстве актера. М., 1986.

Гордин В.Ю., Коротов В.М., Лихачев Б. Т. Методика педагогического воздействия. М., 1967.

Добрович А.Б, Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1980.

Ежелœенко В.Б. Новая педагогика. С-Пб., 1999.

Ершов П.М. Технология актерского искусства. Соч., Т.Г. М., 1992.

Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М.,1978.

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.

Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982. История педагогической технологии. Сб. науч. тр.
Размещено на реф.рф
Ред. М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин. М., 1992.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1976.

Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.

Краткий справочник по педагогической технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. М. 1998.

Львова. Ю.Л. Некоторые аспекты педагогической техники учителя в наследии А.С. Макаренко // Советская педагогика. 1981, №3.

Мироненко В.В. История и состояние проблемы психологии выразительных движений // Вопросы Психологии, 1975, №3.

Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., 1972. Немировский А. Пластическая выразительность актера. М., 1988. Николаев В. Не повышать голоса // Народное образование. 1989, №1.

Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1989.

Основы педагогического мастерства / Под. ред. И.Я. Зязюна. Киев, 1996.

Павлова Е.П. Классное руководство: как воспитать счастливого. М, 2001.

Педагогика и психология игры // Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1985.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А. Смирнова. М., 1998. С.104-105.

Педагогика: Учебное пособие /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.,1996.

Потанина Л.Т. Символика поведения. М., 2001.

Рагозина Л.Д., Щуркова Н.Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта школьника. М., 2002.

Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1990.

Розенштейн М. Театральное искусство в педагогической практике // Путь просвещения. 1924, № И, 12.

Соловейчик С. Ату и буки // Новый мир.
Размещено на реф.рф
1985, №3.

Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 1988.

Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.,2000.

Щуркова Н.Е. и др.
Размещено на реф.рф
Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. М., 2001.

Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.

Введение.............................................................................................................................................................. 2

Раздел 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА............... 5

Глава 1. Предмет педагогической технологии...................................................................................... 5

Глава 2. Понятийный аппарат педагогической технологии.......................................................... 10

Глава 3. Функционально-операционная выработка содержания педагогической технологии.............................................................................................................................................................................. 16

Глава 4. Принципы воспитания в педагогической технологии и собственно технологические принципы.......................................................................................................................................................... 20

Глава 5. Технологическая карта воспитания...................................................................................... 26

Раздел 2. СТРУКТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ............. 31

Глава 6. Педагогическое общение........................................................................................................... 31

Глава 7. Педагогическое требование в контексте культуры.......................................................... 42

Глава 8. Профессиональная работа педагога с группой.................................................................. 52

Глава 9. Профессионально-педагогическое ораторское искусство (Информативно-речевое воздействие педагога).................................................................................................................................. 62

Глава 10. Ситуация ʼʼосложненного поведенияʼʼ детей и профессиональное педагогическое ее разрешение....................................................................................................................................................... 66

Глава 11. Наблюдение за детьми как способ диагностирования их социально-психологического развития....................................................................................................................... 70

Глава 12. Роль психофизического аппарата педагога в его профессиональной деятельности.............................................................................................................................................................................. 72

Раздел 3. ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ......................... 80

Глава 13. Профессиональная студия в педвузе................................................................................... 80

Глава 14. Профессиональные. Мастерские в школе......................................................................... 84

Глава 15. Индивидуальная работа педагога по овладению педагогической технологией. 87

Раздел 4. ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.......................................................................................................................................... 92

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Концепция воспитания  цель воспитательного процесса определение понятия воспитания Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. По мнению Надежды Егоровны, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Моральная составляющая цели воспитания Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным. По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.

3 слайд

Описание слайда:

Принципы воспитания 1)принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры; 2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни; 3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

4 слайд

Описание слайда:

Направления воспитательного процесса    философическое диалогическое этическое Философическое воспитание - это воспитание над ситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни». Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. При осуществлении этического воспитания, педагог «возвышается до ученика», когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек - человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования, а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.

5 слайд

Описание слайда:

Н.Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьника. В Программе определены педагогические задачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению. формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества; формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни; формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле; формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; формирование образа жизни, достойной Человека; формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути. Такими задачами являются следующие:

6 слайд

Описание слайда:

Происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов: 1) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире; 2) усвоения как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе; 3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры. Результат формирующего влияния этих процессов на личность ребенка автор концепции обозначает триадой: знаю - умею - люблю. Индивидуальное восхождение ребенка к культуре

7 слайд

Описание слайда:

По мнению Н.Е. Щурковой, успешную реализацию классным руководителем трех основных функций. Они следующие: 1) обустройство жизни ребенка в школе; 2) организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом; 3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни. Неоднократно утверждали, что восхождение ребенка к ценностям культуры, его движение от одной ступени к другой успешно проходит благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом.

8 слайд

Описание слайда:

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса Для определения эффективности процесса воспитания, как полагает Н.Е. Щуркова, необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью. В качестве главного критерия оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. Если целевым ориентиром воспитания является личность, способная строить жизнь, достойную Человека, то, следовательно, основания такой жизни - истина, добро и красота - могут выполнить роль показателей воспитанности школьника.

9 слайд

Описание слайда:

Для более целостного и детального анализа и оценки результативности воспитательного процесса Н.Е. Щуркова предлагает использовать такие показатели, как: - внешний облик ребенка; - физическое и психическое развитие детей; - их поведение; - качественность разнообразной деятельности; - способности и самочувствие детей; - ценностные предпочтения; - отношение ребенка к своему Я. Надежда Егоровна подчеркивает, что «воспитательный результат - это мера соответствия развития ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития». Итак, это мир мыслей, чувств и педагогической практики Н.Е. Щурковой.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Формирование образа жизни, достойной Человека» Надежда Егоровна Щуркова д. п. н,. профессор Московского государственного педагогического университета

Образ жизни - это новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способного обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни.

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель и принципы воспитания. По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Составляющие: Личность. Лик. Социальное лицо человека. Моральная составляющая Творческая составляющая

«Цель воспитания, - как считает Н.Е.Щуркова, - должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, так, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и своеобразии в широком коридоре культуры, но так, чтобы индивидуальное своеобразие ни в коем случае не сводилось к варварству пещерного органического человека».

Принципы 1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры; 2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни; 3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

5 методических направлений. Н.Е. Щуркова называет пятъ методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания. Первое - обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями. Второе - предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении». Третье направление - находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении.

Четвертое методическое направление- упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это необходимый шаг от «знаю» к «умею». Пятое направление- это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.

Этическое воспитание 1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей. 2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. Учитель же призван замечать, видеть эти достоинства и оглашать их перед всеми. Это педагогический постулат всех гуманистически ориентированных педагогов: о достоинствах говорить постоянно и громко - о недостатках не говорить или только тихо, «на ушко», как это умеет делать Ш.А. Амонашвили. 3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, - не означает плохой.

Задачи - формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества; - формирование ценностных отношений к нормам куль­турной жизни; - формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле; - формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; - формирование образа жизни, достойной Человека; - формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

МЛАДШЕКЛАССНИК (2-4 КЛАСС). Восприятие окружающего мира. Общее отношение: земля есть общий дом для жизни растений, животных и человека Социальные нормы жизни, сложившиеся в ходе исторического развития. Общее отношение: на основе осознаных элементарных норм общежития и понимания их значения признавать их важность и проявлять желание их исполнения в повседневной жизни.

Школьная учебная деятельность как ведущая деятельность в развитии личности школьника. Общее отношение: учеба в школе - «маленькая работа» детей в контексте «большой» трудной работы взрослых Правила человеческих взаимоотношений. Общее отношение: «Не посягать на другого человека». Правила человеческого труда (учебной и любой другой деятельности). Общее правило: «Нельзя не трудиться – так устроена жизнь человека.».

Правила игры и развлечений. Общее правило: «Постарайся, чтобы игра доставляла удовольствие каждому участнику ». Гигиенические нормы человеческой жизни. Общее отношение: «В здоровом теле - здоровый дух » Культура пользования предметами и вещами. Общее правило: «Все вещи и предметы, созданные трудом человека, имеют своего хозяина». Правила поведения в общественных местах. Общее правило: «Вокруг тебя люди – учитывай их интересы!»

МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК (5-6 КЛАСС) Человек в принципиальном отличии от животного. Общее отношение: осознанная удовлетворенность своей принадлежности к человечеству Человек как homo sapiens («человек разумный»). Общее отношение: чувство восторженного удивления перед разумом человека, дарованного природой.

Человек как homo moralis («человек моральный»). Общее отношение: желания блага каждому человеку в его многотрудной жизни. Человек как homo faber («человек созидательный»). Общее отношение: эмоциональное прочувствование благодарности всем людям, созидающим материальные и духовные ценности. Школьная учебная деятельность есть радость познания мира для человека, живущего в этом мире. Общее отношение: интерес к научным тайнам устройства мира и благодарность школе за возможность познания мира.

Человек как homo ludens («человек играющий»). Общее отношение: признание ценности игры как упражнениия свободных творческих сил человека. Другой человек - это другой. мир. Общее отношение: привычная ориентированность на Другого и приветливость как готовность к добрым взаимоотношениям Группы людей с их отличительными свойствами и чертами. Общее отношение к людям разных свойств и качеств – безусловное уважение как утруждение себя ради самочувствия и жизни Другого

Люди – это мужчины и женщины. Общее отношение: признание отличительных достоинств мужчин и отличительных достоинств женщин как основание для взаимного уважения Человек как созидатель и потребитель средств жизни. Общее оотношение: признание приоритета созидания над потреблением для развития жизни, человека и проживания счастливой жизни. Человек как житель планеты Общее отношение: интерес к жизни человечества. Человек великий и человек ничтожный. Общее отношение к великому человеку – признательность и благодарность за привнесение в человеческую жизнь ценностного вклада.

СТАРШИЙ ПОДРОСТОК (7-8 КЛАСС) РАННЯЯ ЮНОСТЬ (9-10 КЛАСС) ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ (11 КЛАСС)


Цель и принципы воспитания

Назначение принципов - сохранять целенаправленность профессиональной работы педагога, чтобы не забывал о цели, чтобы не уклонялся от содержания, чтобы не нарушал формирование социально-ценностных психологических образований. Принцип - это всегда то главное, о чем не должен забывать профессионал. Когда повар говорит: «В приготовлении каши главное - это...», когда сапожник произносит: «Самым главным в сапоге...», то это как раз о выполнении того, без чего нет достижения поставленной цели.

Три общих руководящих положения лежат в основе профессиональной работы педагога.

Основополагающий - принцип ценностной ориентации.

Процессуальный - принцип субъектности.

Методический - принцип целостности .

Педагогическая ценностная ориентация задана самим содержанием воспитания и состоит в том, что педагог предъявляет детям вочеловеченную сущность предметного мира, подымаясь с ними до ценностного обобщения, входе любого рода деятельности и в момент любого плана жизненной ситуации. Данный принцип максимально широкого объема реализуется на всем поле жизнедеятельности детей, не сводится к отдельным групповым делам, именуемым в практике воспитательным мероприятием. И столь же важен при проведении учебных занятий с детьми на уроке, как и во время веселой досуговой деятельности.

…Если педагог умеет мгновенно выявлять в предмете его ценностную предназначенность, он легко реализует принцип ценностной ориентации.

Не надо думать, что ценностная ориентация вносит нечто искусственное в работу с детьми. Методом «лучевого озарения» педагог предъявляет детям привычный предмет, и он обретает для детей свою сущность.

…Способы реализации принципа ценностной ориентации самые разнообразные: педагогическая реплика, мимоходом прозвучавшая в ходе работы; новое понятие, впервые прозвучавшее для детей и обобщившее предмет обсуждения; педагогическая аргументация какого-то положения общего закона жизни; парадоксальное суждение, поставившее всех в тупик; философическое рассуждение по поводу предмета или события.

Педагогический принцип субъектности предписывает педагогу постоянное инициирование осознания ребенком связи своего личностного «Я» с объектами действительности и осмыслению свободного выбора, производимого индивидуальностью либо группой детей как совокупным субъектом. Этот принцип так же широк, как широко процессуальное воспитательное пространство. Воплощение его имеет бесконечно многообразные формы: от простейшего вопроса «Чего ты хочешь?» до длительного глубокого напряженного раздумья воспитанников о своем жизненном пути.

Субъектность предполагает осмысленность в отношении двух явлений жизни с её сложными социальными связями и законами, а также себя самого с не менее сложными духовными и психическими процессами. Атрибуты субъектности - в общей способности отдавать отчет в происходящем и в частных проявлениях, таких, как наличие цели, предвидение последствий планируемого, оценка своих сиюминутных желаний, самооценка, относительно адекватная, и саморегулирование самочувствия и состояния.


Разумеется, маленькие дети начальной школы обладают минимальнейшей субъектностью, но мера её увеличивается с ростом ребенка. Достаточно ввести в систему общения с ребенком вопросы «Чего ты хочешь?», «Как ты себя при этом чувствуешь?» и «Как ты думаешь, чувствует себя другой человек при этом?», как повышается способность к соотнесению своих действий и их влияния на других людей, к соотнесению своих действий и последующих за ними событий.

Реализация принципа субъектности осуществляет содержательным порядком вопрос «кто входит в контекст культуры», каковым является тот, кого ведет за собою педагог, какова мера осмысления такого продвижения и его необходимости для личной жизни.

Общим условием развития субъектности школьника является уважение личности и признание индивидуальных её особенностей как данность. С этим не может не согласиться сегодняшний педагог школы, наблюдающий сцены уничижения личности школьника, давления с позиции административной на его индивидуальность, пресечения свободы размышлений и выражения мнений об окружающем мире. Таким образом, выхолащивается духовное содержание личности, воспитанник преобразуется в объект жизненных обстоятельств.

Педагогический принцип целостности касается момента психологического прикосновения к личности (педагогического воздействия в контексте взаимодействия с ребенком) и предписывает педагогу направить воздействие по трем психологическим каналам одновременно: на его разум, способный обнаруживать смысл ситуации; на его эмоции, отражающие влияние действительности на самочувствие субъекта; на моторно-двигательный аппарат, который производимыми действиями материализует связь субъекта с объектом окружающей реальности. Принцип целостности тоже относится ко всем сферам воспитательной практики. Его плодотворность можно наблюдать и фиксировать на уроке и во время школьной перемены, в течение школьного завтрака и во время школьного бала, в беседе с ребенком и на публичной лекции.

Принцип целостности напоминает педагогу о том, что отношение к объектам мира целостно, но его формирование дискретно: то эмоциональная сторона обгоняет разум, то воля отстает от эмоций, то разум с волей ведет борьбу. «Ум с сердцем не в ладу» - довольно частая психологическая картина среди школьников. Педагог содействует гармонизации этих разных сторон отношения, так чтобы целостное отношение, если оно есть как таковое, проявляло себя целостным образом, в рациональных суждениях, оценках, эмоциональных реакциях, чувствах и в действиях, поступках, поведении.

Педагогические влияния, направленные одновременно на три канала восприятия и отражения, имеют продуктом своим единое отношение. Чтобы формировать ценностное отношение к школе, надо чтобы дети понимали роль школы в жизни человека, чтобы озабочивались проблемами школы, проживали радостные минуты в школе, чтобы практически споспешествовали благу школы, производя физические и духовные усилия.

Три принципа воспитания - производные содержания и цели воспитания. Психологическая природа отношения, неоднозначность субстанции и неоднородность формы выражения отношения предначертали педагогу три общих руководящих положения для профессионального влияния на личностное развитие ребенка. Если бы мы предположили, что содержанием воспитания является поведение детей (к сожалению, приходится констатировать расхожесть такой точки зрения), то иные принципы воспитания выдвинутся на первый план: послушание, контроль, инструкция, наказание и т.п. (приходится констатировать распространенность таких принципиальных положений в школьной практике воспитания).

Если вообразить, что содержание воспитания - это удовольствие ребенка, то легко спроецировать вероятностные принципы: к ним, скорее всего, придется отнести «ненасилие», «вседозволенность», «безответственность» и нечто подобное.

Ещё раз приходится говорить о бездумном увлечении так называемыми педагогическими новациями, когда производится массированная пропаганда новых методик без опоры на анализ содержательной стороны процесса, когда методики повисают в пустом пространстве, уподобляются пустому и красивому мыльному пузырю.

Прослеживается прямая зависимость от содержания воспитания и профессиональной позиции педагога. Теперь педагог уже не может оставаться на прежней позиции, которая предполагала в воспитаннике «ребенка», «ещё не личность», «пока не индивидуальность», «пока не представитель мужского или женского пола», «пока вне контекста культуры», а, следовательно, объект, подлежащий научению, приучению, приказанию и подавлению в случае сопротивления.

(Цитата из работы: Щуркова Н.Е. Новое воспитание.-М.,2000.С.50-67.)

Вопросы для самоконтроля

1. Какие критерии выделения структуры воспитательного процесса вы знаете?

2. Докажите, что воспитательный процесс является интегратором педагогической деятельности и педагогического взаимодействия.

3. Для чего, на ваш взгляд, необходимо взаимодействие воспитателей и воспитанников?

4. Почему закономерности являются «устойчивыми тенденциями процесса воспитания»?

5. Некоторые педагоги принципы «культуросообразности» и «природосообразности» называют закономерностями. Может быть они ошибаются? Свой ответ обоснуйте.

6. С чем связано понимание принципов как идей, определяющих всю воспитательную деятельность учителя?

7. Какие основные принципы воспитания вы знаете?

8. В чем вы видите взаимодействие закономерностей и принципов воспитания?

9. Как вы думаете, относятся общие закономерности воспитания к обучению?

http://www.pedlib.ru/Books/5/0497/index.shtml

Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

Н.Е. Щуркова

Ученым советом Педагогического общества России

в качестве учебного пособия для студентов и преподавателей

педагогических учебных заведений, учителей школ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ МОСКВА 2002

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор, академик РАО

В.А. Сластенин

ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

Т.С. Буторина

Щуркова Н.Е.

Щ98 Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

ISBN 5-93134-175-7

В учебном пособии представлена педагогическая технология как отдельная научная дисциплина и как наиважнейший элемент педагогического профессионализма. Определены связи с теорией и методикой воспитания, выделены содержательные разделы и представлен прикладной материал для обучения и совершенствования мастерства педагога в области воспитания детей. Описаны способы овладения педагогической технологией, предложен методический материал для самостоятельной работы будущего педагога по формированию профессиональных умений.

Адресовано педагогам школы, студентам и преподавателям педагогических вузов и педколледжей, а также научным работникам и педагогам-практикам.

ISBN 5-93134-175-7 ©Щуркова Н.Е., 2002

©Педагогическое общество России, 2002

Введение

Научное обеспечение воспитания как социально-психологического и социально-педагогического процесса производится системой научных дисциплин. Оно производится либо прямым порядком, когда объектом исследования выступает непосредственно процесс воспитания ребенка, либо опосредованно, когда научная дисциплина исследует один из вопросов, решение которого чрезвычайно важно для практики воспитания.

Спектр изучаемых основополагающих вопросов ширится по мере развития научной педагогической мысли, а также по мере того, как практика осознает проблемы воспитания, с которыми она не в состоянии справиться.

Педагогическая технология как научная дисциплина - дитя такого динамического развития педагогической мысли и воспитательной практики.

Не может не смущать терминологическая сторона вопроса о новой дисциплине: наука о формировании души человека определяется термином из области производственной, где создаются средства существования и где духовный мир как бы не подлежит учету. Жесткий термин «технология» нельзя назвать удачным, хотя он имеет свои основания. Но терминологические обозначения данной научной отрасли, такие, как «педагогическая режиссура», «педагогическое мастерство», «педагогическое ремесло», еще менее соответствуют содержанию этого нового научного ответвления.

Выйти на технологический уровень - значит выйти на уровень операционный, когда научно обосновываются производимые операции для получения результата.

Что заставило педагогическую мысль выйти на технологический уровень?

Поставив этот вопрос, мы должны признать, что такой шаг произведен в силу удивительной сложности и тонкости человека как социально-психологического феномена. И нет иной причины. Если бы любое достижение культуры - будь это привычка мыть руки перед едой или теорема Пифагора, или же эстетическое правило композиционного центра - усваивалось человеком прямым порядком и заимствовалось бы личностным миром ребенка непосредственно и просто, то надобности в разработке тонких операционных воздействий не было бы ни в методике преподавания школьных дисциплин, ни в методике управления воспитательными учреждениями, ни в системологии воспитательного процесса, и даже дидактика обходилась бы прямыми указаниями на то, что следует сообщать и чему следует научить ребенка.

Сложность духовной структуры личности диктует необходимость применения тонких методов воздействия, соответствующих тонкости внутреннего мира человека. Поэтому, если все педагогические дисциплины стали именовать свои научные разработки технологическими, то это означает, что все авторы вынуждены исходить из сложности человеческой природы и трудностей процесса становления и развития личности. Не признать этого нельзя. А значит, нельзя не признать, что существует единая «технология», а не множество технологий для каждого ответвления научно-педагогической теории.

Поэтому наше пособие называется «Педагогическая технология», в нем раскрывается воспитательный процесс на уровне тонких операционных «прикосновений» к личности - в любой сфере жизни ребенка и в любом виде совместной деятельности педагога с детьми.

Педагогическая технология - новая научная дисциплина, ее общественное признание не насчитывает и двадцати лет. Но нельзя игнорировать колоссальный исторический опыт, который накопило практическое воспитание за весь исторический период своего развития. Уже начиная с Сократа (4-ый век до н.э.), выявлялись наиболее продуктивные способы организации взаимодействия с учениками, выстраивались воздействия таким образом, чтобы ученик мог достигнуть наилучших успехов в своем развитии. Параллельно педагогическим исканиям ораторы, политики, артисты, медики тоже фиксировали наиболее удачные методики профессионального влияния на человека.

Просматривая педагогическую деятельность выдающихся ученых, мы находим интереснейшие решения по непосредственному воздействию личности педагога на личность ребенка. Особую богатейшую палитру тончайших психологически оправданных способов воздействия предоставляет наследие А.С. Макаренко, так широко используемое в странах разной культуры благодаря богатству именно технологических решений, найденных этим педагогом.

Воспитательная же практика пока, суммируя тонкие операционные воздействия во взаимоотношениях «человек - человек», фиксирует общее оценочное суждение по поводу таких воздействий - лишь то, что эти операции «хорошие» и обладают плодотворным влиянием.

В 20-ые годы в нашей стране появлялись педагогические студии по обучению учителя умениям, позволяющим ему свободно владеть своим психофизическим аппаратом - голосом, пластикой, мимикой, а также некоторым другим профессиональным умениям и навыкам.

Как показывают исследования*, ведущие педагоги страны выходили на технологическое решение воспитательных проблем. Так, в воспитательной практике В.Н. Сороки-Росинского «художественно-игровые формы деятельности практиковались во всех учебных предметах…, что стимулировало положительное эмоциональное отношение детей к учению... вслед за русским языком, литературой и немецким языком пожелала инсценироваться и история»**... Перед нами пример педагогического поиска технологического решения проблемы приобщения детей к учению.

* История педагогической технологии / Под ред. М.Г. Плоховой, Ф.А. Фрадкина. М., 1992.

** Там же. Кирсанова Л.А. Педагогическая технология в воспитательной системе В.Н. Сороки-Росинского. С. 115.

Со временем студийная форма профессионального обучения исчезла и забылась.

В 60-ые годы Тульский педагогический институт, а чуть позже МГПИ им. Ленина создают программы для занятий по овладению педагогической техникой. Фрагментарно упражнения из них включают в контекст учебных занятий педвузов, при этом обнаруживается острая надобность в новой методике автономного проведения таких занятий.

В 80-ые годы педагоги Полтавского пединститута приступили к разработке содержания занятий по педагогической технике, обозначив новый учебный курс как «Педагогическое мастерство» -термин излишне широкий, если иметь в виду лишь голосовую, пластическую, мимическую выразительность психо-физического аппарата педагога.

К 90-м годам оказалось, что в разных регионах страны уже накоплен богатый опыт в области педагогической технологии*.

* Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Полтава, 1991.

Параллельно этому разрабатывалась методика психологических тренингов и выявлялись некоторые тонкие операционные воздействия на человека, инициирующие его активность. Слияние двух новационных линий создало предпосылки для окончательного оформления новой научной дисциплины.

Появление «Практикума по педагогической технологии»* и использование повсеместно его в качестве учебного пособия для студентов педвуза знаменовало новую фазу педагогического общественного мнения. Вслед заданным пособием начинается длинная цепь разного порядка работ, посвященных отдельным сторонам профессрюнального труда педагога. А в практику вузовской педагогической подготовки широко внедряются тренинговые занятия по овладению педагогической технологией.

* Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1999.

Позже по причинам организационно-управленческого порядка доминанта академического образования вытеснила частично практическую подготовку педагога к работе с детьми, и эта чрезвычайно важная учебная дисциплина отодвинулась на задворки из-за бездумности организаторов дела педагогического образования.

Но, разумеется, нельзя не признать, что одной из причин снижения внимания к педагогической технологии была недостаточная концептуальная и содержательная разработанность этой дисциплины. С одной стороны, материал для занятий был в наличии и мог определить успех профессионального тренинга, но, с другой стороны, этот материал не обеспечивался основательностью научно-теоретического понимания, поэтому плодотворность занятий оказывалась недостаточно высокой. Добавим и следующее: преподаватели педвузов, к сожалению, имеют малую практику работы с детьми, а иногда вовсе лишены опыта практической профессиональной работы, и, взявшись за преподавание прикладной педагогики, склонны психологически себя защищать, укрепляя доминанту теоретической части педагогической науки.

Учебное пособие состоит из четырех разделов; каждый из них рассматривает проблему педагогической технологии в определенном ракурсе.

Первый ракурс (Раздел 1) высвечивает место педагогической технологии в системе педагогических дисциплин, исследующих вопросы воспитания. Второй ракурс (Раздел 2) позволяет осветить содержательную сторону проблемы. С позиции третьего ракурса рассмотрения (Раздел 3) выявляются разные пути овладения педагогической технологией. А четвертый ракурс (Раздел 4) обнаруживает личностно-характерологическое условие для практического овладения педагогической технологией.

Работа по данному учебному пособию предполагает два направления: первое - овладение технологической стороной профессионализма в учебной аудитории под руководством преподавателя; второе - самостоятельная работа студента вне академических занятий согласно данным в пособии инструкциям. Очень важно, чтобы начальные упражнения в профессиональных умениях проводились под контролем преподавателя, так чтобы в условиях полной самостоятельности будущий педагог не приобретал негативных привычек, от которых потом придется избавляться. Этим обусловлена необходимость письменных работ студентов по самоанализу проведенной операции и оценке ее опытным преподавателем.

В содержание пособия включены задания для самостоятельной работы студента по овладению основными операционными умениями, имеющими профессиональную ценность. Предполагается, что данные упражнения студент производит в свободных условиях естественного повседневного взаимодействия с людьми, но то, что студент производит, подвергается профессиональному анализу, - в этом смысл предлагаемых заданий. Упражнения многократны. Их последовательность согласуется с последовательным распределением материала пособия. Выполнять задания можно по ходу изучения раздела или главы (поэтому в конце главы предлагается ряд вопросов на более глубокое осмысление материала), но не исключен вариант, когда студент приступает к самостоятельной работе по окончании курса - проверяя меру усвоения материала в иных обстоятельствах. Поэтому в конце учебного пособия представлены задания свободного порядка для выполнения их в разных сферах жизни и в разных условиях, чтобы достигнуть, в итоге, свободного владения операциями.

Наличие данного пособия в руках каждого студента избавляет от необходимости вести сопроводительные записи во время учебных занятий, позволяет повысить плодотворность профессионального тренинга. В процессе практикума можно опираться на представленные в пособии схемы, достаточные опоры для тренинга, но предполагающие дополнительное основательное ознакомление студента со всем материалом пособия после аудиторных занятий.

Книга содержит список основной литературы по проблеме педагогической технологии. Этот список строго ограничен, именно потому, что границ у литературных источников сегодня нет, ибо во многих книгах (в том числе в художественной литературе) можно обнаружить тонкие и психологически богатые способы «прикосновения к личности».

Весьма важно, чтобы содержательная ткань взаимодействия всех участников занятий включала в себя самые высокие способы и формы - современной культуры общения между людьми. Добавим: вне зависимости и вопреки распространенным диким формам общения в период социального распада нашего общества. Занятия по педагогической технологии предполагают приобретение студентами опыта иного порядка поведения, речи и общения. Достижения культуры служат основным критерием оценки личностного взаимодействия студентов и преподавателя на этих занятиях.

В материал пособия включены фрагменты из реальной воспитательной практики сегодняшнего школьного педагога и из рассказов студентов педвуза об их самостоятельной работе. Такого рода достоверные иллюстрации (со ссылкой на того, кто производил Профессиональные действия) подтверждают плодотворность педагогической технологии: эти рассказы иллюстрируют формы работы, отражают практическую значимость оснащения молодого педагога технологическими операциями воздействия, а также раскрывают потенциальную возможность педагога изменять ситуацию взаимоотношений людей как в учебно-воспитательном учреждении, так и в повседневной жизни, а следовательно, улучшать как профессиональную, так и личную сферу жизни.

Представленный материал - продукт многолетней исследовательской деятельности научной группы. В разработке отдельных вопросов принимали участие И.В. Бабурова, Е.Ф. Баранова, C.B. Бадмаева, О.Ф. Горбунова, Е.П. Павлова, С.И. Попова, Л.Д. Рагозина.

Автор выражает благодарность своей научно-исследовательной группе и декану психолого-педагогического факультета профессору В.А. Сластенину, содействовавшему первичному внедрению курса педагогической технологии в систему педагогического вузовского образования.

В разработке педагогической технологии и методики овладения данной научной дисциплиной принимали участие широкие круги педагогов-практиков Карелии, Тюменской, Вологодской и Калужской областей, Пензы, Смоленска, Белгорода, Ханты-Мансийского округа, а также наши коллеги из Минска, Бреста и Севастополя.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!