Воскресная проповедь. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня

Спрашивает Дмитрий
Отвечает Александра Ланц, 23.01.2010


Доброго вам времени суток, Дмитрий!

Если предположить, что Бог не всякому человеку даёт возможность прийти к Иисусу, то тогда, конечно, нет никакой свободы выбора, тогда всё предопределено и нам от этого никуда не деться.

Некоторое время назад Господь даровал мне привилегию написать о том, что Его любовь безгранична и распростаняется , и о том, что если кто-то погибнет для Вечности, то в этом будет вина не Бога, а тех людей, которые не смотря на доступность источников познания, на постоянные попытки Спасителя достучаться до них, так и не решились откликнуться, а если и откликнулись, то не решились продолжать идти по пути спасения.

Для понимания трудных текстов Писания, очень важен ответ на вопрос, что является основанием наших суждений о Боге и Его плане спасения? Давайте посмотрим, на каком основании строилась вера Апостолов:

И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы .

Бог есть любовь.

единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете

праведный Судия

Бог... всякой благодати

Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои .

Может ли Такой Бог быть избирательным в том, кого спасать, а кого не спасать, кому давать, а кому не давать?

Давайте сначала присмотримся к 39-му стиху той же главы:

«Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день».

«Все предано Мне Отцем Моим» .
«так как Ты дал Ему власть над всякою плотью » .
«дана Мне всякая власть на небе и на земле» .

Получается, что Отец отдал в руки Иисуса всё существующее, в том числе и всякого человека! Миссия Иисуса: спасти это всё, дать этому всему Жизнь! «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (). Иисус принёс эту жизнь всем без исключения, ибо такова есть воля Пославшего Его.

Именно об этом Иисус говорит Своим слушателям в шестой главе:

«хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру » () . Всему миру! Но что же мы видим в этой главе? Слушающие сопротивляются, не желают верить Ему, требуют всё больше чудес. Они! Те, кто знает пророчества о Мессии, те, кто ждал прихода Мессии, те, к кому обращены словам Моисея: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте..» () Они не желают брать Хлеб Жизни!

И тогда Иисус говорит им слова, которые служат прямым упрёком их неверию:

«Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня... У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» ().

Отец привлекает всех, и та толпа, которая постоянно собиралась вокруг Иисуса, - прямое доказательство деятельности Отца. Все были влекомы к Нему, все размышляли о том, является ли Он Мессией, все чего-то ждали от Него. И так же происходит сейчас. Если бы Отец не совершал эту работу по привлечению людей к Иисусу, то никто никогда не откликнулся бы на Его слова «иди за Мной» . Отец влечёт людей к Иисусу, потому что Иисус – Единственный Путь в Домой, Единственная надежда любого человека на возможность воскресения и жизни в Вечности. Поэтому Отец прикладывает все усилия, чтобы внимание людей было привлечено к Его Сыну. Однако, кто реально приходит к Сыну (т.е. не ногами, а сердцем)? "Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне" Значит, если человек до сих пор не пришёл к Сыну своим сердцем, то этот человек всё ещё ничего не слышал от Отца и ничему ещё не научился от Отца.

А теперь посмотрим на стих, о котором вы спрашиваете: «никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» ()

Давайте подумаем: вот вы читаете Библию и верите, что Иисус ваш Спаситель, вы любите Его и во всём стараетесь следовать его примеру. Значит вам дано это от Отца, правильно? А ваш сосед постоянно насмехается над вами и вообще не верит в Бога. Значит, ему не дано. Но вот совершенно неожиданно для вас, уверенного в том, что ваш сосед никогда не признает Иисуса, сосед начинает интересоваться Библией и становится горящим любовью христианином. Получается, что ему теперь дано. А вы вдруг остыли и отошли. Значит, вам опять не дано? Как-то не совсем логично, ведь мы знаем, что Бог не меняется ().

Значит, этот стих надо читать, применяя его не к отдельным личностям, а ко всей ситуации, сложившейся на планете Земля . И тогда мы увидим, что все имеют возможность прийти к Иисусу именно потому, что всем дана эта возможность, и наоборот: никто не мог бы прийти к Иисусу, если бы Отец изначально не дал эту возможность. Ведь Иисус был заклан «от создания мира» () . Если бы это «заклание» не случилось, мы сказали бы, что Отец никому не дал возможность прийти к Иисусу.

Таким образом, словами «никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» Иисус утверждает, что никто из нас не смог бы быть спасён, если бы с самого начала Отец не отдал нам бы Своего Сына. Отец дал нам эту возможность, теперь любой человек может прийти к Иисусу Спасителю.

Посмотрите так же на то, что говорит Христос до этих слов:

«Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего».

Получается, что Отец дал возможность спасения всем, но спасутся только поверившие в эту возможность. Предают неверующие! Если человек изначально не верит Богу, говорившему в книгах Закона и Пророков о том, каким должно быть спасение, то он никогда не поверит Иисусу. Об этом Иисус предупреждает Своих учеников: "для того-то и говорил Я вам" ! Отец всем даёт возможность прийти ко Спасению, но ведь Он не насильно тащит нас туда. Он даёт, а наше дело – взять, т.е. поверить.

И ещё одно: Библия учит нас думать иначе, чем думает этот мир. Библия всегда предоставляет нам полную картину главных для нашего спасения истин. Стих, привлекший ваше внимание, как раз содержит в себе всю полносту происходящего. Просто спросите себя: когда я могу точно сказать, что Отец дал мне спасение, привлёкши меня к Иисусу?

1) в тот момент, когда я узнал о спасении в Иисусе или

2) в тот момент, когда я лично принял Спасителя Иисуса в своё сердце?

"никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего».

Когда каждый из нас может сказать, что нам действительно дано Спасение? Когда слышим о Нём или когда верою берём Его?

С уважением,
Саша.

Читайте еще по теме "Спасение":

19 ноя Что если познавший Иисуса грешит произвольно, становится ли он опять рабом греха или это невозможно больше? Так как Иисус избавил спасенного от греха. (Азиэль) Азиэль спрашивает: Что если познавший Иисуса грешит произвольно, становится ли он опять рабом греха или это невозможно больше? Так как Иисус избавил спасенного от греха. Мир вам, Азиэль, Давайте пос...

«Любая измена, становится о ней известно или нет, - это плохо. Потому что в слове «измена» есть часть «мена» - я меняю одного человека на другого и об этом не говорю, веду себя так, как будто все в порядке. На 99% такие измены вскрываются и становятся душевной, сердечной болью. И сказываются на физиологическом здоровье: на этом фоне у человека все валится из рук, встречается депрессия, обида, истерика, психоз… У всех по-разному. Поэтому сразу договоримся, что измена - это плохо.

Ну а если никогда-никогда и никто-никто и ни за что не узнает? Но вы-то это знаете! Вы-то помните и никогда не забудете. Измена незаживающей раной останется надолго, на очень долгое время. Поэтому совет один: все-таки не изменять.

Но есть разные измены, и нужно по-разному к ним относиться. Бывает, что два человека слились в экстазе, получили физиологическую разрядку: оргазм у нее, оргазм у него… Но на самом деле он любит другую - ту, с которой прожил не один год, а может, и не один десяток лет. Ту, которая родила ему детей, ту, с которой он всегда вместе. Тогда это трудно назвать изменой, это - физиологическая разрядка. По пьянке, по случайности, бес попутал, черт побрал! Такие вещи не стоит считать изменой, их нужно научиться не замечать, прощать. И в них никогда не признаваться. Это просто несчастный случай».

Артем Костюжев, психотерапевт

«Человек имеет право на абсолютно любое поведение. Некоторые поступки общество осуждает, может оштрафовать или посадить в тюрьму. Сфера личных отношений постепенно выходит из-под морализаторского диктата. Не так еще давно появилась возможность развода...

Измена - это предательство только с позиции того, от кого ушел партнер (завел роман на стороне). С точки зрения «беглеца-изменщика» это может быть все что угодно. От поиска новых ощущений и опыта до новых отношений. А «третий» в этих отношениях, вероятно, получает шанс на счастье.

Кстати, идея о том, что у человека нет права изменять, может привести к проблемам и к насилию. Брошенные изменщиками люди охотно формируют избегающее поведение и стремятся к цинизму и гендерной ненависти или к отгороженности и самоизоляции. В обществе мы видим консервативный настрой и почти однозначный запрет на адюльтер. Человек, задающий такой вопрос, будто хочет получить общественное подтверждение своей точки зрения. В силу эмоциональной насыщенности формулировка вопроса подталкивает к определенному ответу».

Регина Готова, журналист

«Когда мы говорим о праве, мы апеллируем к некому своду правил. Есть УК РФ, ТК РФ, Конституция и другие нормативные документы, есть правила поведения пассажира, есть общественная мораль (неписаная, противоречивая и зачастую сомнительная), и есть этика взаимоотношений в паре. Насколько помню, в ГК никаких наказаний за измену не предусмотрено, право на измену - из области общественной морали и этики взаимоотношений.

В контексте общественной морали вопрос рассматривать не буду: во-первых, это очень скользкая плоскость, во-вторых, я глубоко убеждена, что то, что касается двоих, не касается больше никого.

Взаимодействие в паре основано на договоренностях, представлениях, ожиданиях и прочем. Как правило, каждый из партнеров рассчитывает на любовь и верность, в противном случае, чаще всего, связь неприемлема. Перестает ли преступление быть преступлением, если о нем не знают правоохранительные органы? Я не проецирую УК на взаимоотношения, просто иллюстрирую принцип.

Если я знаю про инцидент, у меня есть выбор: принять эту данность и жить дальше или разбежаться

Можно ли говорить о том, что измены не было, если вторая сторона об этом не знает? Если человек изменяет, то он заведомо выдает себя не за того, кем является в глазах партнера, он поступает вероломно. Механизм обмана таков, что человек, вынужденный постоянно лгать, постепенно отворачивается от самого себя, от той части, которая живет той своей маленькой тайной жизнью, происходит расщепление личности, это создает напряжение, партнер становится раздражителем, он получает не только совместную жизнь, основанную на лжи, но еще и незаслуженную нервотрепку.

Существуют люди, которые предпочтут жить в счастливом неведении и не знать об измене. Другие не могут простить сам обман. Поскольку я отношусь ко второй категории, могу объяснить, в чем дело. Если партнер меня обманывает, он подменяет важную часть нашей и моей жизни иллюзией, крадет у меня жизнь. Если я знаю про инцидент, то у меня есть выбор: принять эту данность и жить дальше или разбежаться. В случае сокрытия меня лишают выбора. В моей аксиоматике это не тайная интрижка, это самое подлое предательство».

Зачем проповедовать закон, если никто не может спастись, выполняя его? Кроме того, с нравственной точки зрения человек просто не способен соблюдать заповеди.

По сути дела, это возражение представляет собой всего лишь вариант тех возражений, на которые мы уже ответили, однако поскольку аргумент, основанный на отрицании закона, под разными масками выглядит весьма правдоподобно, оно заслуживает внимательного рассмотрения.

Мы согласны с нашим критиком в том, что, соблюдая закон, никто не может спастись и что у человека нет нравственных сил для того, чтобы соблюсти его. Тем не менее мы не можем согласиться с выводом, который на основании этих фактов кажется уместным и согласно которому закон был упразднен на кресте. Что бы мы сказали о человеке, утверждающем, что зеркала никому не нужны, поскольку, глядя в них, никто не может обрести красоту? Мы сказали бы, что зеркало и не должно делать нас красивыми и что никто никогда не предъявлял к нему таких требований. Зеркало позволяет нам удостовериться в том, что мы выглядим так, как подобает. Поглядев на себя, мы можем тем или иным способом устранить недостатки.

То же самое относится и к закону. Он никогда не предназначался для того, чтобы сделать человека святым, чистым или прекрасным. Его назначение заключается не в том, чтобы спасти человека от его грехов и несовершенств, а в том, чтобы дать ему возможность понять, в каком состоянии он находится. Вдумываясь в закон и проникаясь его требованиями благодаря убеждающей силе Божьего

Духа, человек сразу видит тот или иной нравственный недостаток, искажающий красоту его души, - так же, как, глядя в зеркало, он усматривает какой-нибудь физический изъян, искажающий красоту тела.

Видя свои духовные недостатки и осознавая собственную нечистоту, человек с готовностью воспринимает весть о том, что он может очиститься от скверны. Иными словами, только тогда, когда человек понимает, что он грешник, он готов внимать Евангелию, возвещающему спасение от греха. О грехе мы узнаем благодаря закону (см. Рим. 3:20), и поэтому вполне очевидно, что только узнав закон, человек способен слушать и принимать то, что предлагает ему Евангелие.

Можно задать такой вопрос: если грешный человек не в состоянии соблюсти закон и если, став христианином, он не ощущает необходимости соблюдать его, тогда зачем вообще этот закон был дан? Неужели нам надо превращать его в фарс и отягощать Небеса возвещением законодательства, которое тысячелетиями никто не мог исполнить и которое в последние две тысячи лет нет необходимости исполнять?

Трудно понять, почему данное возражение надо использовать для доказательства того, что закон был упразднен именно на кресте. До Христа у людей так же не было нравственных сил для соблюдения святого Закона Божьего, как нет их в течение многих столетий и после пришествия Иисуса. Кроме того, до Христа у них не было надежды обрести спасение через закон, потому что (как мы выяснили), начиная от Адама, у Бога была только одна возможность спасения - через жертву Христа (см. Возражение 14). Таким образом, если приведенное возражение о ненужности закона и актуально сегодня, оно в равной мере применимо и по отношению к прошлому, начиная с первых дней греховной истории человечества. Иными словами, получается, что на протяжении всей мировой истории Закон Божий оказывается совершенно бесполезным.

На самом же деле закон не был упразднен для христианина: все дело в том, что только христиане способны его истинно исполнять. Божественное законодательство было бы в этом мире мертвой буквой, если бы оно не предназначалось для христиан, которые ему подчиняются. Верой Христос приходит в наши сердца и воплощает в нас небесные заповеди (см. Еф. 3:20; Гал. 2:20; 1 Кор. 1:23, 24). Таким образом, нельзя сказать, что в этом мятежном мире Законом Божьим полностью пренебрегают и всецело над ним насмехаются, потому что есть люди, соблюдающие и утверждающие его единственно возможным образом - живя согласно его требованиям. Вот почему Павел говорит: "Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем" (Рим. 3:31).

Христос и фарисеи. Клавдий Лебедев (1825—1916)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всех вас поздравляю с воскресным днем.

Думаю, что у многих из вас, приходящих в храм, слушающих проповеди священников, читающих Евангелие, читающих Священное писание, святых отцов, которые давали толкование на Священное писание, возникал вопрос – если всё Евангелие и Священное писание так полно истолковано, почему же, существует такое множество всяких ложных учений, ересей и почему же люди живут не так, как заповедал Христос, а так как им заблагорассудится. Они не читают, не вразумляются, или причина в чем-то ином?

Бывает часто и такое, если люди только начинают ходить в церковь, сразу становятся слишком строги к своим близким, начинают их поучать, ими понукать. Начинают говорить так, – «вот если бы они пришли и эту проповедь послушали, если бы прочитали это Евангелия, или то толкование, то тогда они, уж это точно, всё бы отбросили и начали ходить в церковь». И люди, которые сами недавно ходят в храм, становятся бичом для своих близких; они начинают подстёгивать, подгонять близких и в итоге вместо любви рождается отторжение. А близким в свою очередь кажется, что тот, кто их гонит в храм, сошел с ума, стал фанатиком, что он требует от них то, что вовсе им и не нужно. Отчего же так происходит, почему люди не обращаются сразу же к Богу, после того как им что-то было рассказано.

В сегодняшнем Евангельском чтении и содержится ответ на этот вопрос.

Христос и фарисеи. Джеймс Тиссо (1836—1902). Бум., акв.

Приходят к Самому Иисусу Христу Господу Богу и Спасу нашему фарисеи, чтобы искушать Его, и спрашивают, – чему же Он учит. «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22:35,36). И Господь отвечает: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39). И ответить им нечего было и возразить нечего, так как они и сами знали закон. И тогда Господь говорит: «что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» (Мф. 22:42,44). Фарисеи знали, что Давид великий царь и почитали его, и ждали пришествия Сына Давидова, такого же великого. Но, спрашивает у них Христос, как Давид мог назвать своего Сына Господином? Ведь он был Царь, могущественный, водимый Духом Святым, отец, как же он мог назвать Сына большим чем он и как мог назвать Господином? Кто может быть Господином у царя? Только Бог. И тогда замолкают все фарисеи. Они не могут ответить на этот вопрос. Конечно, они могут сказать, что правильно Давид называет Его Господином, потому что Он будет поставлен самим Богом, Он будет Миссией (по-еврейски маши́ах), но тогда Иисус Христос спросил бы у них, но ведь Меня называют Мессией, и по делам Моим, разве вы не видите, почему же вы не верите Мне? Ведь сколько чудес Господь сотворил перед народом. Но, фарисеи, зная это, не могут сказать так, потому что не могут они признать Того, кто стоит пред ними Господином и Мессией. И они молчат. Они больше ни о чем не спрашивают Его. Они услышали вопрос, и сам вопрос подсказывал им ответ, но настолько закостеневшие были их сердца, и настолько были уверены они в своей правоте, что им было безразлично, о чем их спросили, и что нужно ответить.

Заговор фарисеев против Иисуса. Джеймс Тиссо (1836-190). Бум., акв.

И, казалось бы, когда Сам Господь Сердцеведец, Сам Господь Вседержитель, Сам Господь Иисус Христос обращается к ним, неужели Он не может найти какие-то слова, чтобы достучаться до их сердец? И вот, услышав Самого Мессию, услышав от Него слова Священного писания о Мессии, писания, которое они прекрасно знают, они ничего не отвечают. И малого того, они не идут, размышляя о сказанных Им словах, а идут, чтобы договориться как Его убить.

Это был Сам Христос, который обращался к фарисеям и спрашивал их. Его не приняли…

Проповедовать – это предлагать, а не насиловать. Учить это давать выбор, а не тащить за собой. Любить это заботиться, а не угнетать. И если бы мы с вами владели разными языками и на них проповедовали, если бы мы с вами творили великие чудеса перед своими близкими, то они и этого не замечали бы, если их сердца не раскрыты, если их не коснулся Святой Дух. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин.6:44). Потому что люди привыкают даже к чудесам и начинают считать их чем-то должным, или смотрят на чудеса, как на нечто услащающее их взор, служащее их бытовым потребностям, и на самом деле чудо не касается их души. Пример этому Ирод Антипа, искавший чуда у Христа: «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо» (Лк.23.8). Но увидеть наши нападки, злобу и недовольство, Духа Святого не надо, это видно обычными плотскими глазами. Постоянное давление и непрошенное назидание не делает нас соработниками Апостолов и тружениками нивы Христовой.

Сегодняшнее Евангелие нам объясняет, что, если человек закостенел в том, о чем он думает, на что надеется, чем живет, если человек не хочет менять свой образ жизни, не хочет напрягаться, думать, мало ли что еще, не хочет видеть вещи очевидные, чтобы вы перед ним ни делали, и ни говорили, он не поймет. Я не раз уже приводил такой пример: зашли в храм несколько человек и только один услышал, что читалось из Евангелия, и он уходит и размышляет об услышанном, а остальные хотя и слышали, но только вышли их храма, из головы всё вылетело. А если и мы с вами такие же, чего мы можем требовать от своих ближних. Мы можем только пример показать, чтобы близкие наши посмотрели и сказали, – «да, наш близкий стал к нам более ласков, более заботлив, стал больше любить нас. Что же с ним произошло? Пойдем и мы научимся творить такоже». И если мы этому научимся, если научим других этим не самым тяжелым вещам с точки зрения богословия, но очень тяжелым с точки зрения повседневной нашей жизни, это и будет нашей проповедью. Мы можем сказать тысячи слов напрасно. И снова вспомним, что даже Христос, обратившись к фарисеям, которые были людьми образованными, не мог добиться иного, как только того, что они еще более возненавидели Его.

Сегодняшнее Евангелие напоминает нам две великие заповеди: возлюби Господа Бога и ближнего своего. А если ты считаешь, что эти заповеди ты исполняешь, что любишь и Господа и ближнего, почему тогда не слышишь Самого Христа? «… пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф.9.13) Для нас это Евангелие сегодня – урок. Мы можем говорить красивые слова о Боге, но если не слышим призыв Господень, то мы с вами как «медь звенящая и кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1). Аминь.

Прот. Александр Новиков,
настоятель храма в честь иконы Пресвятой
Богородицы именуемой «Млекопитательница»

2015, . Все права защищены.

Как и у любого другого человека на планете, у меня бывают удачные периоды в жизни, а иногда весь мир против меня. И хотя я терпеть не могу советы в духе «помоги себе сам» (в виде цитат под фотографиями в Instagram), мне иногда нужно взбодриться. В большинстве случаев, чтобы выбраться из болота (а мой мозг питает склонность к науке и математике), мне нужно взорвать перед носом логическую бомбу.

Это будет длинная статья. Если ты нашёл её в папке входящих сообщений и уже думаешь, что это за фигня, то просто удали её. Если ты читаешь этот пост в окне браузера и видишь, как медленно продвигается скроллбар, потому что до конца ещё далеко, - закрой вкладку и возвращайся к подборкам фишек и советов.

Ты всё ещё здесь? Ничего, все лишние отсеются с помощью пунктов 1, 4 и 8.

Это руководство работает, когда в жизни происходит всякая дрянь. Кто-то пишет гадости в комментах? Прочитай этот пост. Кто-то требует вернуть деньги за продукт, над которым ты работал пять лет, и при этом ещё придирается? Прочитай статью. Тебя уволили, от тебя ушёл клиент? Прочитай этот пост. Зомби-апокалипсис? Ну тогда запасайся едой и оружием. А потом прочитай этот пост.

1. Люди всё время обижаются

Мы держимся за свои убеждения. Мы любим рассказывать, насколько широки наши взгляды, а сами придираемся к другим людям по мелочам. Еле ползущие по дороге водители (которые прибавляют скорость, стоит дороге расшириться до двух полос), семнадцатилетние инструкторы йоги (которые первые 45 минут часового занятия рассказывают о смысле жизни), авторы, разжигающие споры в интернете (вроде меня), люди, которые ругаются или засоряют ленты в социальных сетях…

Прими как должное: что бы ты ни сделал, кто-то может быть этим недоволен. И будет.

Это не значит, что нужно перестать заниматься своими делами. Просто не удивляйся, когда кто-то сообщит, что .

2. Если кто-то на тебя обиделся, то он тебя заметил

Прежде чем впадать в уныние из-за того, что кто-то вывалил кучу грязи, пойми: этот человек выделил время и потратил его на то, чтобы сообщить тебе своё мнение. Он тебя нашёл, заметил и оценил продукт, который ты сделал. Ну да, он тебя ненавидит. Но ты отнял его время, потому что он тратит минуты, чтобы рассказать о своей ненависти.

Даже если ты ничего и не ответишь (а ты и не должен), ты победил. Он ничего не хочет знать о тебе, но ты уже на его радаре. И потом, если кто-то выражает недовольство, это же максимум, что может случиться. Жизнь продолжается, Земля всё-таки вертится, кто-то обиделся, а ты стал умнее.

Более трагичный сценарий: кто-то жалуется на тебя публично. Это тоже не так страшно, потому что люди обращают внимание только на то, что касается их лично. Поэтому общественные сенсоры и ленты Twitter быстро забудут о тебе.

Мы с ума сходим, думая, что нас будут ненавидеть. Особенно когда мы делаем что-то для людей и выкладываем в интернет. Лучше пойми, что, пока несколько человек тебя ругают, остальные молча скачивают твои работы. Или даже покупают, что ещё круче.

3. Когда тебя не замечают - это плохо. Но таков порядок вещей

Если никто не питает к тебе ненависти, значит, всем на тебя плевать. Если внимание нужно тебе для уверенности, чувства собственной значимости или, страшно представить, чтобы зарабатывать на этом деньги, пойми, что мгновенно ты его не получишь. Люди, на которых ты сам обращаешь внимание, когда-то были на твоём месте. Они , чтобы остальные начали к ним прислушиваться.

И ещё: если никто не смотрит на тебя, ты по-настоящему свободен.

Танцуй в нижнем белье. Пиши в стол для себя. Ругайся так, будто только что вернулся с распродажи нецензурных слов. Найди себя. Не теми способами, какими это делают повзрослевшие хиппи, поглощая пасту и медитируя в ашраме, а теми, которые помогут отделить важные вещи от неважных. Делай что-то только потому, что тебе так захотелось. Заложи фундамент уверенности, которая скоро придёт.

4. Люди будут осуждать тебя независимо от того, что ты делаешь. Потому что они любят осуждать

Страх заставляет беспокоиться о том, что подумают другие. Вопрос, будут ли люди осуждать тебя, даже не стоит, потому что будут обязательно. Люди любят изображать из себя судей, и приговоры пугают.

Реальная история: я только что получил приглашение на мероприятие, прочитал его и тут же решил, что это полный отстой. Я даже вслух сказал: «Долбаные хиппи!» Меня звали на вечеринку танцевать, есть органические местные продукты, пить розовое вино, фотографироваться с людьми, которые носят дреды, увлекаются боди-артом и постоянно обнимаются. Стоит другим пропустить вечеринку только потому, что я туда не пойду? Нет. Вечеринка станет ужасной, потому что я невысокого мнения о тусовке хиппи? Да они плевать на меня хотели. Они собираются пить своё вино (возможно, из чаш, которые сами вырезали из дерева, разговаривая с феями), всю ночь танцевать и отрываться по полной.

Так вот. Не надо делать как я. Делай как эти хиппи. Не буквально, конечно (хотя как знать), но ты меня понял.

Посмотри на вещи под таким углом: если что-то делаешь или не делаешь, тебя всё равно кто-то осудит. Даже если ты боишься и не делаешь вообще ничего - порцию ты получишь. А если нет разницы, может, стоит чем-то заняться? Таким образом, даже если ты и будешь критиковать себя, то хотя бы станешь спокойно спать по ночам (устав от вина и танцев - в переносном смысле). А всех остальных, кто пытается тебя осудить, можешь вежливо посылать лесом.

Нам важно, что скажут другие. Но опасно ценить чужое мнение выше своего собственного.

По мере уменьшения важности список должен быть такой:

  1. Твоё мнение о себе.
  2. Чьё-то мнение о тебе.

Между первым и вторым пунктом должно быть огромное расстояние.

5. К счастью, осуждение и уважение - разные вещи

Осуждение и уважение - это не одно и то же. Люди могут думать, что ты засранец, но высоко ценить. Люди могут быть абсолютно с тобой несогласны, но признавать твои заслуги.

И наоборот. Тебя могут считать приличным и приятным человеком, но при этом ни капли не уважать. О приятных людей принято вытирать ноги. Мерзко, но что поделать. С другой стороны, никто не будет вытирать ноги о человека, который вызывает уважение.

6. Будешь уважать себя - другие начнут уважать тебя

В мире, где каждый норовит тебя обидеть и осудить, уважать себя чертовски трудно. Но необходимо.

Вычисли в первую очередь, за что ты уважаешь себя, а другие скоро начнут делать то же самое. Это потому, что люди ведут себя как овцы в стаде. Они видят, как кто-то действует определённым образом, и начинают повторять. Как миллионы леммингов и хомячков. Дерек Сиверс рассказывал , выступая на TED, как один парень начал танцевать, и все подхватили его движения (а может, он просто выпил розового вина). И если ты уважаешь себя - громко и гордо - есть шансы, что остальные тоже станут. А если и нет, у тебя будет целый мешок самоуважения, а это круто.

7. Самоуважение и самоуверенность - это очень, очень разные понятия

Самоуважение означает точное знание, что ты готов сделать, а что не готов. Это твои честь и достоинство. Это линия, которую ты чертишь, чтобы понять своё место в жизни и оценить, что ты сделал.

Самоуважение не даёт тебе привилегий и дополнительных прав. Притормози, чувак!

Самоуверенность - это когда ты думаешь, что чего-то достоин. Ты заслуживаешь только самоуважения и адекватной оценки окружающих. Чтобы добиться остального, нужно вкалывать. И даже тогда не всё складывается, как хочется. Просто карта не так легла.

Наглость - самый быстрый способ потерять уважение. Мир не крутится вокруг тебя. Ты не заслуживаешь ничего, что не заработал. Нужно начинать с малого и расти, вкладываться в развитие. Нельзя просто так взять и стать известным или заработать бабки на том, что ты любишь делать. Мир работает по другой схеме, и я этому рад.

Эштон Катчер был прав, когда сказал: «Путь к хорошей жизни - много работать, быть умным, внимательным и великодушным. Единственное, что может быть ниже твоего достоинства, - не работать».

Самоуважение не значит, что ты заслужил что-то или что ты лучше других. Это не значит, что ты можешь позволить себе не рисковать (как все мы делаем) и не интересоваться, к чему приведут твои действия.

8. Тот, кто тебя не уважает, тебе не нужен

Итак, ты загрузил себе самоуважение. И понял, что самоуверенность - это хлам. И некоторые люди всё ещё не хотят тебя уважать.

Лучшая реакция на этих людей такая: пока они тебе не мешают, плевать на них. Они не станут поддерживать твою работу и не помогут тебе . Избавься от них так быстро и тихо, как только это возможно. Иначе они мёртвым грузом будут висеть на тебе и мешать двигаться к победе.

Пока они не вредят, не обращай внимания. Людей, которые не уважают тебя, даже близко нельзя подпускать к своей жизни. Это не твоя аудитория, не твоя стая, не твои клиенты. Они вообще не нужны.

9. Тебе нужны только те, кто тебя уважает и ценит

Если исключить из жизни троллей и засранцев, в мире останется две категории людей: которые про тебя ничего не знают и которые тебя ценят. Первых можно не учитывать, пока не потребуется завоевать внимание аудитории. Тогда придётся рассказать им о своём существовании.

Вторые - это твои люди. Самые важные для тебя на планете. Они не просто обращают на тебя внимание, они интересуются. К ним нужно относиться как к членам королевской семьи. Работай для них, будь с ними щедрым и убедись, что они знают, как ты их ценишь.

10. Уверенными могут быть даже застенчивые люди, интроверты и «не такие, как все»

Я странный маленький нерд , который боится всего на свете, не любит скопления людей и обожает одиночество. Я точно не типичный экстраверт.

Я уверен в себе, и не потому что я эгоист (ну ладно, немного из-за этого), а потому что я пробую делать что-то, ошибаюсь и учусь. Я всю жизнь провёл, изучая, как делать пару вещей (и всё ещё работаю над этим). Ты тоже можешь приобрести уверенность таким способом. Для этого нужно работать и учиться.

Чтобы быть уверенным, не нужно быть громким. Иногда самый уверенный человек в комнате может сказать всего три фразы за весь вечер. Но когда он говорит, все остальные затыкаются и слушают.

Чтобы быть уверенным, не нужно сообщать всем и каждому, как много ты знаешь. Уверенные люди в курсе своих знаний, и им не нужно ничего доказывать. Они делятся опытом, когда это уместно или когда их спрашивают. И делают это так, чтобы помочь себе.

Уверенный человек - это не тот, кто скачет по сцене, выкрикивая банальности и размахивая руками. Ставлю 100500 миллионов долларов на то, что он-то как раз не чувствует уверенности. Уверенный человек может быть тихим, сдержанным и знающим, когда нужно притормозить.

11. Не переживай так, будто завтра конец света

И переживания - твоя повседневная действительность.

Если будешь тратить свои нервы на всё и всех, скоро останешься совсем без них или, что ещё хуже, влезешь в нервные долги. Времени не останется, изведёшь его на мелочи и незначительных людей, обстоятельства будут управлять твоей жизнью и закапывать в землю все начинания.

Если слишком часто обращаешь внимание на что-то неважное, то это сигнал, что с твоей жизнью не всё в порядке. Надо искать идеи и людей, которые достойны твоих нервов.

Не трать себя на мелочи, которые не можешь проконтролировать, и на людей, которые этого не заслуживают. Например, на троллей. И длинная очередь в кассу не стоит ни одной нервной клетки. Лучше помедитируй.

Если сможешь удержать свои эмоции и сделать запас, у тебя будет чем отреагировать, когда это действительно понадобится. Береги свои нервы! Попридержи негатив до того момента, когда его действительно нужно будет выплеснуть.

12. Можно переживать из-за важных вещей

Когда что-то или кто-то действительно имеет значение, можно потратить несколько нервных клеток и крепких выражений. Раздавай эмоции, когда это требуется, иначе они обесценятся и ты превратишься в циника. Существует только очень небольшая группа людей и идей, ради которых я готов рискнуть. И на них я готов расходовать переживания, потому что сделал запас, как белка на зиму.

13. Спокойствие и апатия - это не одно и то же

Апатия - это безразличие, которое ты чувствуешь по отношению к неважным вещам. Спокойствие - умение не придавать значения вещам, которые того не заслужили. Об этом нужно поразмышлять, и это нужно понять.

Спокойствие - это свойство характера, похожее на . Апатия - отсутствие чувств.

14. Величие приходит, когда ты нормально относишься к глупости

Никто не знает, что нужно делать.

Эксперты, идейные лидеры, у которых, кажется, есть всё на свете, - нужно учитывать слишком много мнений, чтобы решить, что приведёт к успеху, а что нет. А вся разница между успешными людьми и неудачниками в том, что первые делали чёрт знает что и продолжали делать, пока что-то из этого не сработало. А потом написали бестселлер о том, как добились , как будто они всё это время понимали, что делают. И стали ещё более крутыми. Такой круговорот.

Делать что-то новое и неизвестное всегда страшно. И никто не может гарантировать результата. Нужно встать, подтянуться и сделать шаг. Иногда получается продвинуться вперёд. А иногда шнурки запутываются и ты падаешь лицом вниз.

Самые успешные люди не боятся выглядеть глупо, когда пробуют сделать что-нибудь. Они думают о том, что получится, а не о чужих мыслях на свой счёт.

Я даже обнаружил (к разочарованию своей жены), что мне нравится выставлять себя дураком перед публикой. Расскажу малоизвестный факт: «неудачники» получают больше удовольствия от жизни, потому что знают, когда стоит переживать, а когда стоит начихать на чужое мнение, и веселятся, выпивая своё розовое вино и танцуя с собой на концертах (или, как я, в проходах между рядами в супермаркете).

15. Мы все странные, ненормальные, разные

И ты тоже. Пользуйся этим как преимуществом. Единственный способ выделиться - быть странным, ненормальным собой. Иначе сольёшься с толпой.

Пойми, что отличает тебя от других, даже если это сложно сделать. Все люди, которыми ты восхищаешься и с которых берёшь пример, делают именно так. Они все приняли свои особенности и используют их как достоинства.

Никто не добился известности и успеха, просто будучи таким же, как все.

А те, кто кажется нормальным, просто притворяются. Ну или ты просто плохо их знаешь. У всех есть свои тараканы. Мы все чудаки. Поэтому жизнь такая интересная.

16. Откажись от границ, которые установили другие люди

Если тебе говорят: «Не делай этого, не получится», - пойми, что эти слова касаются их, а не тебя. Люди действуют из лучших побуждений, но их советы основаны на личном опыте, их выборе и на всякой фигне.

Установи свои границы и признавай только их. Не хочешь отвечать на звонки и письма начальника после 11 часов вечера и по субботам? Ну и не отвечай.

Границы похожи на самоуважение. Большинство людей были бы довольны, если бы ты оставался в рамках, потому что они их придумали. Дай им знать, что тебя такое положение дел не устраивает. От этого ты станешь не засранцем, а сильной личностью и уважаемым человеком.

Никогда не позволяй никому устанавливать рамки. Потому что это будут чужие установки, не твои, и тебе придётся идти у кого-то на поводу.

17. Будь честен с собой. Знай, кто ты есть и кем ты не являешься

Когда приобретаешь самоуважение и создаёшь свои собственные границы, узнаёшь о себе много нового, поэтому можно определить, кто ты есть. Но будь честен в этом вопросе. Сначала с собой, потом с другими.

Быть честным намного проще, если играешь роль, которая тебе нужна. Быть честным легче и в конечном итоге интереснее.

18. Можно быть честным без грубости

Почувствуй разницу между ситуациями: ясно выразить своё мнение о чём-то или вести себя как баран. Если тебе кто-то или что-то не нравится, не надо ругаться. Иногда быть честным значит просто заткнуться и пройти мимо. Чтобы стать большой личностью, не всегда надо побеждать. Иногда нужно дать другим почувствовать себя победителями. Иногда лучше быть приятным человеком, чем быть правым.

Честность не даёт тебе права безнаказанно трепать языком, заканчивая речь словами: «Да я просто хотел сказать правду!» Нет, ты просто нагрубил. Не надо так.

Хамов не любят даже другие хамы. Будешь хамить - умрёшь в одиночестве, окружённый 17 кошками, которых будет некому покормить.

Чтобы понять, когда ты честен, а когда просто грубишь, сначала думай, а потом говори. Иначе вместо слов рискуешь выдать поток ругани. Если заметил за собой такой недостаток, делай пятисекундную паузу, прежде чем начать разговор. Пауза творит чудеса.

19. Чем меньше ты ожидаешь, тем более успешным ты станешь

«Бхагавад-гита», мегамудрая и старая индуистская книга, гласит: «Мы достойны работы, а не плодов её». Глубокая и правдивая мысль.

Не начинай дело только потому, что хочешь получить вознаграждение. Начинай потому, что хочешь делать. Это всё равно что писать книгу, потому что хочешь издать бестселлер. Никто не может гарантировать тебе такого результата. Писать книгу надо потому, что ты хочешь писать. С таким подходом, независимо от дальнейшего развития событий, ты уже выполнишь поставленную задачу.

Фокусируй внимание на том, что делаешь, как будто результат не имеет значения.

Все пункты, перечисленные выше, ничего не стоят без твоего внимания. Внимания к окружающим, к своим нервам и, главное, к себе. Ты один отвечаешь за свою жизнь, начни самостоятельно ею распоряжаться.

Вот так. Девятнадцать трудных, бодрящих советов, которые помогут побеждать. Теперь перестань читать подборки в интернете и иди работать.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!