Вороний день (Вурна хатл) - праздник встречи весны у народов Севера. Тема проектной работы: "Вороний день"

Народный праздник Мартын Лисогон отмечается 27 апреля 2019 года (по старому стилю - 14 апреля). В православном церковном календаре это дата почтения памяти святителя Мартина I, папы Римского.

Свое название праздник получил из-за лисиц, которые в этот день бросают старые норы и начинают рыть новые. В это время животное слепнет и глохнет, поэтому его легко поймать. Охотник не упустит такую возможность.

История

Родина святого Мартина - Италия. Он получил образование в Римской церкви. После смерти Папы Феодора I, в 649 году, его избрали папой Мартином I. В то время единство Церкви было нарушено ересью монофелитов. Учение о единой воле в Богочеловеке Иисусе Христе получило широкое распространение. Император Констанс и патриарх Константинопольский Павел II являлись монофелитами. Они вместе составили и издали «Типос» - запрет об упоминании о двух волях в Иисусе Христе.

В том же году, когда Мартин стал Папой, еретический образец христианской веры доставили в Рим. Мартин созвал православное собрание и осудил монофелитскую ересь. Император пришел в бешенство и приказал доставить к нему святителя.

Военачальник Олимпий по прибытии в Рим испугался открыто арестовать Папу. Он подослал солдата, чтобы тот тайно убил его. Но он неожиданно ослеп. Испуганный военачальник вернулся в Сицилию. Спустя пять лет попытку повторили. Папу обвинили в связи с врагами империи, осуждении святой Богоматери и увезли на остров Наксос.

Через год лишений и издевательств стражи Мартина доставили на суд императора. Истощенного и в лохмотьях старца вывели на площадь на потеху толпы. Но знающие правду люди уходили со слезами на глазах. Суд приговорил Мартина к смертной казни. Но раскаявшийся патриарх Павел, а также вера и мужество мученика заставили императора изменить приговор и сослать Мартина на Херсонес Таврический. Там он и скончался в 655 году.

Традиции и обряды

В этот народный праздник охотятся на лисиц.

Приняты смотрины и сватовство. Считается, что если они произошли в этот день, то путь молодых будет легким, как птичье крыло.

На Мартына Лисогона принято выказать уважение ворону. Его называют мудрой и вещей птицей. Чтобы задобрить ворона, нужно сварить кашу, вынести в сковороде в поле и перевернуть вверх дном. Птицу привлечет блеск, и она обязательно заинтересуется. После этого сковороду необходимо убрать. Считается, что прикормленный таким образом ворон будет оберегать хозяйство.

Приметы

Если день выдался дождливым, то землю будет легко вспахать.

День солнечный и теплый - к хорошему урожаю.

В небе облака и тучи перемешаны, значит, скоро будет дождь с ветром.

Чем больше на Мартына Лисогона работать, тем больше придет добра в дом.

Праздник народов севера «Вороний день»

(старший дошкольный возраст 5-7 лет)

Цель : приобщение детей к национальным традициям народов Югры - ханты и манси.

Задачи.

Образовательные:

Познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором.

Развивающие:

Обогащение словарного запаса детей;

Развитие художественно-творческих способностей детей.

Воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов севера;

Воспитание бережного отношения к птицам, природе родного края.

Образовательная область «Художественное творчество» (технология музейная педагогика).

Предварительная работа : знакомство с традициями народов севера, изготовление детьми оригами - вороны, изображение деревьев(береза, для завязывания ленточек,),чтение художественной литературы, выставка детских рисунков, выставка совместного творчества детей и родителей.

Оборудование : проектор, ноутбук, музыкальный центр, подборка аудиозаписей, спортивный инвентарь.

Дети сидят в зале. Ответы на загадки появляются на экране (презентация).

Ведущий.

Мы гостей встречаем,

Праздник начинаем!

Празднуем весны приход,

День вороний у ворот!

Отгадайте, когда это бывает?

Загадка

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной )

«Доскажите словечко»

Прошла зима и каждый рад.

Спешит весна и месяц… (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется…(апрель)

Ведущий : Апрель - это не просто весенний месяц – это месяц, возвращения перелетных птиц на Родину. Радуются приходу весны не только перелетные птицы, больше всех радуются первому весеннему солнышку птицы, которые зимовали у нас на севере. По мнению хантов и манси, "вороны приносят весну". Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров вороны выступают также покровительницами женщин и детей.

А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете зимующих птиц и перелетных птиц.

Игра «Перелетные и зимующие птицы»

Набираются 2 команды по 3 человека:1 команда – «Зимующие птицы»,

2 команда – «Перелетные птицы».

Правила игры:

Перед вами картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Каждая команда выбирает себе картинки по названию команды и укладывает их в свой обруч. Выигрывает команда, допустившая меньше количество ошибок. По окончанию игры дети каждой команды показывают выбранные картинки зрителям и называют изображенную птицу. Если зрители согласны - хлопают, если не согласны – топают.

Ведущий: На дворе апрель – середина весны. Давайте узнаем, что происходит в лесу. А чтобы попасть туда надо взяться за руки, закрыть глаза и хором произнести такие слова:

Ветер, ветер, ветерок!

Знаешь сотни ты дорог.

Ты подуй дружок сильней,

Отнеси нас в лес скорей.

Ведущий: А в лесу весна идет полным ходом!

Игра «Как…»

Я буду начинать фразу, а вы ее заканчивать.

Снег тает, как… мороженое.

Лед на реках трещит, как… сухарик

Капель звенит, как … колокольчик.

Облако пушистое, как… вата.

Дятел стучит, как… (молоток).

Птицы поют, как (кто?)… (певцы, артисты, радио).

Весна. Звенит капель, дышит свежестью и все вокруг поет. Споем и мы.

Дети исполняют песню о весне «Весна-красна»

Ведущий : Поют все - даже ворона. Ее громкое «Кар» разносится по всему лесу. Народы севера – ханты и манси, считают ворону первой птицей, которая приносит весну к нам на север. Сейчас я вам расскажу весеннюю сказку. Усаживайтесь, ребята, поудобнее и слушайте внимательно.

Сказка о вороне.

Когда-то очень давно ворона залетела в наши северные края и была очень удивлена тем, что здесь так холодно, пасмурно и вокруг ни души. Она села на ветку, собрала все свои силы и каркнула во все свое «воронье горло» (дружно, хором). Ее пронзительное: «Кар!», прокатилось по северным лесам. Этот крик разбудил природу и человека. И началась весна! За это люди благодарны вороне и с тех самых пор, каждой весной празднуют Вороний День.

Традиция праздновать Ворна хатл появилась в древние времена. Давным-давно, как гласит хантыйская легенда, пришла зима с трескучими морозами, солнце скрылось за облаками, нескончаемые снегопады и метели довели людей до отчаяния: темно, холодно, голодно. Запасы продуктов закончились, мороз стал ещё крепче и люди, звери, деревья застыли, замёрзли. Казалось, что всё живое превратилось в ледяные фигурки. И вот однажды в эти суровые снежные края, то ли по ошибке, то ли из любопытства залетела ворона. Летит она час, два, а кругом тишина. Ни звука, ни шороха не слышно. Мёртвая тишина. Испугалась ворона и от отчаяния громко закричала: «Каррррр!». Её крик был таким пронзительным и громким, что сосульки на деревьях разлетелись, люди проснулись, звери зашевелились, и даже солнце выглянуло и засияло так ярко, что появились ручейки, проталины, и на земле всё ожило. Вот с тех самых пор у народа ханты появился праздник почитания вороны, священной птицы, которая своим криком разбудила матушку природу и спасла всё живое.

В благодарность за своё спасение люди с наступлением тепла устраивают в честь неё праздник, поют песни, приносят жертву и дарят подарки. Конечно, Ворна хатл сейчас не такой как в древние времена, когда весну встречали с прилётом вороны и с появлением первых проталин и ручейков. Тогда праздник начинался в апреле в южных районах, а заканчивался в мае на севере. Сейчас ханты празднуют Вороний день 7 апреля. Приготовления к проведению торжества начинаются заранее.

Весенние приметы

Ведущий: Если внимательно наблюдать за вороной, можно определить какой будет весна. А вы знаете приметы народов севера?

Продолжите предложение:

1.Ворона села на верхушку дерева …значит, весна будет долгой.

2. Ворона села на нижние ветви дерева –… быть скорой весне.

3. Если ворона села на высокое дерево - … весна будет долгой, затяжной.

4. Ворона сидит на низком дереве – … ждать быстрой весны.

Вороний день

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна. Ворона – первый признак.

У птицы просят мудрости, добра.

Готовят стол из угощений разных..

И рады дети – множество забав.

Приносит им весенний первый праздник.

Ведущий: На вороний день все нарядно одевались. Женщины подходили к березе и кланялись, повязывали цветные ленточки, просили у вороны мудрости и добра, спокойствия в семье, и здоровья своим детям. В «Вороний день» - родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.

(Воспитатели и дети кланяются березе и повязывают цветные ленточки.)

А что делали дети? Конечно, дети, как и всегда, играли. И мы с вами сейчас поиграем.

Игра «Воронье гнездо» Прилетит к нам на север ворона и начинает строить гнезда или ремонтировать старые.

Правила игры: набираются 2 команды по 3-4человека и по команде начинают «строить гнезда» из ваты, веточек, пакли. Чья команда построит самое теплое и надежное гнездо.

Ведущий: А вот эта игра проверяет быстроту и выносливость.

«Прыжки через нарты».

Состязание способствует развитию быстроты, прыжковой выносливости. Описание состязания. Количество участников не ограничено. По сигналу участники начинают выполнять прыжки через нарты, ведущий ведет счет. Побеждает тот, кто больше совершил прыжков.

Ведущий:

Игра «Собери ягоды» на развитие внимания, координационных движений. Описание игры. Игроки располагаются в одну шеренгу. Ведущий называет название ягод: «черемуха» - необходимо подняться на носки, руки вверх, кисти рук вращаются, «морошка» - наклон вперед, «малина» - присед, руки вперед. Участники должны правильно повторить имитацию движений по названию «ягод», ведущий после нескольких повторений, сознательно ошибается, участники должны выполнить строго по названию. Если кто – то из игроков ошибается, то он делает шаг вперед и т.д. Победителем становится тот, кто выполнил меньше шагов.
Ведущий: . На Вороний День, задабривая ворону, ветки березы украшали бубликами и баранками. Посмотрите на экран, на что они похожи? Какая по форме баранка – круг обозначает солнце. А солнце - это тепло, весна, начало обновления в природе. Вот и мы всех угощаем таким вкусным солнышком – т. е. несем весну. И сегодня мы вас угощаем баранками – весенним солнышком, символом новой жизни.

У хантов этот замечательный весенний праздник Ворна хатл (Вороний день), когда детям дарят подарки, друг другу желают здоровья, счастья и благополучия, приносят жертву богам, родовым и семейным духам с просьбой оградить родных и близких от бед и несчастий

Подарки детям – обязательный атрибут праздника. Поэтому к седьмому апреля ребятишкам шьют наряды, готовят сладости и игрушки. Утром хозяйки чума будят сыновей и дочерей с песнями и прибаутками: «Вставай, моё солнышко ненаглядное! Кто рано встаёт, тот везде успеет. Поспеши, радость моя, ворона прилетела, подарки, наверное, принесла, ведь ты у меня в этом году был послушным, примерным ребёнком. Выгляни на улицу, посмотри, нет ли там и для тебя чего-нибудь». А на улице, что за чудо, на ветках деревьев висят узелки. У каждого рода своя песня к этому празднику, но все они прославляют ворону: «Мать ворона прилетела, связку сушек принесла. Выходите, дети, поскорее, разбирайте угощенье!». Вот так с детского радостного смеха начинается этот день, а для родителей нет ничего лучше, чем счастливое лицо ребёнка.


У каждого народа мира есть свои: верования, обряды, праздники, язык. У хантов и манси все обряды и праздники связаны с матушкой-природой. Два основных больших праздника являются: «Вороний день» и «Медвежий праздник». Рассмотрим подробнее.


«Вороний день»

«Вороний день» празднуется, чаще всего, 7 апреля каждого года у хантов. В этот день ханты готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются дереву березе. В качестве дара приносят ленточки или лоскутки материи, монеты или специально изготовленные куколки. Подражают криками птиц Севера, участников праздника приглашают всех к общему обеду. После обеда устраиваются игры и танцы. Вороний день является самым почитаемым праздником в Югре. Ворона считается у хантов: первой птицей, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона — это предвестница весны. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище — всё это весна! Не случайно у народов ханты есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.

Фотография:

Даже есть хантыйская легенда: "Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала, летала - вокруг никого; холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во всё горло. Полетело её звонкое "Кар-кар" над просторами севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах, от этого крика ожила Земля от зимней спячки, проснулся человек - закипела жизнь!"

Фотография: Празднование "Вороний день" у хантов.

Фотография: Празднование "Вороний день" у хантов.

Фотография: Празднование "Вороний день" у хантов.

Фотография: Празднование "Вороний день" у хантов.

«Медвежий праздник»

Медвежий праздник считается самым красочным праздником у народов ханты и манси. Животное медведь у хантов и манси считается священным, а также сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. (Нум-Торум - небесный бог у хантов и манси) А также медведь обозначает, как и у русского народа, считается «хозяином тайги». У хантов и манси нет особого дня для празднования «Медвежья праздника». Данный праздник связан с успешной охотой на медведя.

Фотография:

Интересный факт: Длительность праздника у манси и хантов зависела от того, кого убили охотники. Если это был самец, то справляли самое малое 5 дней, самке - 4 дня, а медвежатам 2-3 дня.
Праздник можно праздновать повторно только через 7 лет. Я была только один раз в 2010 году, значит, следующий праздник будет проходить в 2018 году.

Фотография: Празднование "Медвежий праздник"

На этом празднике, коренные народы брали шкуру животного, в данном случае медведя и свертывали голову, лапы, затем они украшали ее своими разнообразными украшениями, это могли быть: кольца, ленты, шелковые платки, которые складывать надо было в передние лапы животного. Затем надо одевать маску и танцевать ритуальный танец возле медведя, желательно, что б был в руках лук и стрелы. Данный танец сопровождается музыкой под бубен. Затем режется мясо, часть отдается воронам, а другую часть варят.

Фотография: Празднование "Медвежий праздник"

Фотография: Празднование "Медвежий праздник"

Шкура, часть лица животного, губы, череп - считаются священными для народа и хранятся отдельно.

Фотография: Празднование "Медвежий праздник"

В конце обязательно поется песня «О прощении» , что б духи простили хантов и манси за убийство символа тайги-медведя.

Фотография: Празднование "Медвежий праздник"

Картина: "Охота на медведя"

Внимание! Что б посещать праздники хантов, как совет лучше спросить разрешение у старейшего хантов и манси, что б ни получилось не приятностей в дальнейшем на мероприятии.

Оригинал взят у

Таныгина Элвика

Вороний праздник (хант. - Ворнга хотал, Вурга хатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (хант. - ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну.

Главная виновница торжества, конечно же, ворона. У народа ханты считается, что именно эта птица несет на своем хвосте тепло, пробуждение жизни.

Актуальность исследования заключается в том, что, мы живем в ХМАО- Югре, и должны знать культуру, традиции народа ханты, но к сожалению, не все знакомы с традициями, праздниками, одним из которых является «Вороний день».

Скачать:

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

V районный конкурс исследовательских работ

обучающихся 2-7 классов «ЮНИОР»

«Вороний день»

Направление «Изобразительное искусство»

Сургутский район

2017 год

«Вороний день»

Таныгина Элвика,

учащаяся объединения «Изобразительное искусство»

МБУДОД «Федоровский дом детского творчества»

Научный руководитель:

Васильева Наталья Владимировна,

Педагог дополнительного образования

МБУ ДОД «Федоровский дом детского творчества»

Аннотация

Вороний праздник (хант. - Ворнга хотал, Вурга хатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (хант. - ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну.

Ворона – одна из первых птиц, прилетающих в Западную Сибирь в апреле. Новый год ханты отмечают с прилетом ворон. Ворона выступает в роли посредника между зимой и летом, она символизирует смену времени года.

Актуальность исследования заключается в том, что, мы живем в ХМАО- Югре, и должны знать культуру, традиции народа ханты, но к сожалению, не все знакомы с традициями, праздниками, одним из которых является «Вороний день».

Так родилась идея исследовательской работы «Вороний день». Материалы интернет- сайта, литература послужили основой для исследования и написания этой работы.

Объект исследования : история этого праздника и картина Таныгина Ю.И. «Вороний день».

Предметом нашего исследования является хантыйский праздник «Вороний день».

Цель работы : привить толерантное отношение к народу ханты через традиции, праздник «Вороний день.

Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующей гипотезы: если изучать хантыйские традиции, праздники, то сохраним бережное отношение к сво ей земле, в котором живем и толерантное, уважительное отношение к народу ханты.

Отсюда определились задачи:

  • изучить историю праздника «Вороний день»;
  • изучить хантыйскую легенду о вороне;
  • ознакомиться с приметами, связанными с вороной .
  • привлечь внимание наших сверстников к изучению хантыйского праздника и к картине художника Таныгина Ю.И.

Методы исследования:

Изучение и анализ документальных источников;

Опрос респондентов;

Поиск материала на сайте «Вороний день».

Проведено анкетирование, в котором приняли участие 20 учеников. Результаты показали, что дети мало знают об этом празднике.

Материалы данной работы способствуют толерантному воспитанию учащихся. Они могут быть использованы на уроках ИЗО при изучении темы «Традиции хантов», на уроках краеведения, во внеурочной деятельности при проведении урока ИЗО.

  1. История хантыйского праздника «Вороний день».

Вороний праздник (хант. - Ворнга хотал, Вурга хатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (хант. - ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну.

Главная виновница торжества, конечно же, ворона. У народа ханты считается, что именно эта птица несет на своем хвосте тепло, пробуждение жизни.

Ворона – одна из первых птиц, прилетающих в Западную Сибирь в апреле. Новый год ханты отмечают с прилетом ворон. Ворона выступает в роли посредника между зимой и летом, она символизирует смену времени года.

Ворону считают также птицей, приносящей вести и детей.

В это день все жители поселка собирались в лесу, заранее выбрав специальное место для проведения праздника. Потом эта территория могла называться святилищем или жертвенным местом и одни из таких мест могли быть расположены рядом с поселением, другие- в отдалении. Некоторые священные места содержались в такой чистоте, что даже не все почитатели посещали их (причиной было стремление уберечь святыню от разорения. Чаще всего эти места были на возвышенностях, островах, высоких берегах. К священным местам относились с уважением, почитанием, со страхом. Здесь запрещалась любая хозяйственная деятельность, т.к. растения и животные считались собственностью местных духов. Всякий провожающий должен был оставить ему дар. Рассказ сторожилов: «На одном из таких мест застрелил охотник и убил 2 лосей. Ночью к его костру явились мертвец-медведь и покойник-человек. Охотник спасаясь от гостей, всю ночь просидел на болоте, держа в руке горящую головешку. Наутро убитые лоси встали, один их них даже без шкуры и ушли в лес. После того, как выбрано место, разводят огромных размеров костер. На огне готовят праздничное блюдо «соломат», готовили мясо оленей и других домашних животных. Каждый желающий мог изготовить обязательное для встречи Вороны гнездо. Взрослые и дети плели гнездо из хвороста, камыша и соломы, украшали его яркими подручными материалами .

Ходили друг к другу в гости, угощались, приглашали гостей, развешивали сушки на деревьях, совершали поклонения березе, подвязывали на ветви цветные ленточки и монеты, танцевали традиционную Куриньку, Акань-акань, Ойка икв, а также танцы, изображавшие весеннее поведение. Считается, что именно танец пробуждает солнышко внутри души, выражая заботу о своих близких. Именно весной люди, как никогда, хотят делиться этим чувством. Кроме танцев ханты играли в игры и прыгали в нарты.

В настоящее время стали ставить стол на краю деревни, а на него - жертвенную пищу для ворон (горячую кашу и чай). У северных ханты мужчины в день праздника доставали из священных амбаров или нарт изображения духов-покровителей, приносили им дары, угощение, убивали оленя. На берёзы вешали свежие калачи, символизировавшие солнце, которые с весёлыми криками собирали и съедали дети. На Казыме к этому дню готовили оленье мясо и выставляли его воронам с просьбой: «Не троньте наших оленей и оленят». На Северной Сосьве и Ляпине ещё зимой заготавливали мясо оленёнка, убитого на охоте, для приготовления праздничного блюда для детей .

В. п. отмечался 7 апреля и под влиянием христианства слился с Благовещением. В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а В. п. - с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. Обские угры связывали ворону с прародительницей Калтащ (Сянь), помогающей при родах, или Торум эви, Небесной Девой Матерью, принимающей облик вороны. Есть предположение, что первоначально в празднике участвовали только девочки и старухи.

1.2 Изучение хантыйской легенды.

Земля рождается из глубины вод, принесенной со дна малой птицей в клюве: «Вначале земли не было, была только одна вода. Бог решил сотворить землю и человека, для чего приказал большой птице (гагаре) нырнуть в воду и достать оттуда земли. Но большая птица земли достать не могла. Тогда Бог послал малую птицу. Та глубоко нырнула в воду и пробыла там три дня. Когда она вынырнула на поверхность воды, из клюва у нее показалась кровь, а вместе с кровью там оказалась и жидкая земля. Земля эта стала быстро расти, а через непродолжительное время из нее образовался остров, на котором с такою же быстротой стали расти деревья. Когда остров стал большим, Бог создал первых людей - мужчину (пырысь) и женщину (эква). По одному из преданий, вестница весны в далекие времена носила светлый окрас, а потом провинилась, стала угольно-черной. Но несмотря на древние птичьи прегрешения, коренные северяне ворону почитают и ее прилета ждут с нетерпением.

Кулик - тоже священная птица. В одном из мифов о происхождении земли говориться, что кулик по приказу Кон-ики-пах («Господин-старик», одно из имен седьмого сына Торума) достал землю после наводнения. Зачин этого мифа таков: «Всех зверей ханты убивают, только кулика не убивают».Принесенная птицей земля стала постепенно разрастаться, и старик тундрового холма послал белоснежного ворона осмотреть ее. В первый день ворон облетел землю - за полчаса, во второй - за полдня, в третий - за целый день. При этом в последний день вернулся черным, так как съел умершего человека. Старик проклял его и ворон стал жить в лесу. По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки - стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки» .

1.3.Хантыйские приметы

Сказки нельзя было рассказывать весной, с того момента, когда прилетала первая ворона, летом и осенью, до тех пор, пока вороны не улетят на зимовку из тех мест, где живут манси. Существовало поверье: если кто-либо нарушит этот запрет, то голова его покроется паршой. Говорили: «Ворона нагадит ему на голову». Связанно это с растущей продолжительностью дня и весенними работами. Песни и загадки можно было слушать в течение всего года, Так как они не велики по объёму и не отнимают много времени. Короткие детские сказочки тоже можно было рассказывать круглый год. В этот день ханты не занимались промыслами и не выполняли домашней работы. Зато внимательно следили за поведением ворон: любые действия в этот день являлись приметами. Считалось, что если женщина в этот день вымоет пол какой-либо детской вещью, она навредит своему ребенку. Если вороны сядут в кучку, то на следующий день будет сильный ветер. Причем, он будет дуть в ту сторону, в какую эти птицы повернули головы. Если же они, птицы, просто сидят возле дерева, опять же в кучке, -это, значит, к несчастью.

1.4 Картина «Вороний день». Таныгин Ю.И.

«Вороний день» можно рассмотреть на примере картины Таныгина Юрия. Картина делится на 2 части. 1 часть –это природа. В этой части преобладают холодные оттенки, потому что это природа Севера. Во 2 части преобладают теплые оттенки. Здесь домашний уют и люлька. Эта картина имеет большой смысл, т.к.прилет вороны связан с рождением ребенка. Прилетев на пенек, ворона садится на теплые влажные стружки, тем самым будто приговаривая: «Пусть здесь родится много детей, долгоживущих и здоровых мальчиков и девочек». Автор связывает картину с личными переживаниями, которые связаны с рождением своего первенца т.е. меня. Картина «Вороний день» была написана папой в 2003 году, когда родилась я, и она участвовала на многих выставках.

Опрос респондентов

  1. Знаете ли вы хантыйский праздник «Вороний день» ?
  2. Когда проводится этот праздник?
  3. Какие особенности праздника «Вороний день»?
  4. Знаете ли легенды, связанные с вороной?

Заключение

Из изученного можно сделать вывод, что из всех опрошенных респондентов знают этот праздник 45%, особенности праздника и время проведения знают одинаковое количество опрошенных- 20% и к сожалению, легенду о вороне знают совсем немногие- 15 %. Т.е очень мало людей знают об этом празднике. Изучение данной темы дает возможность приобщиться к культуре, традициям и праздникам народа ханты, что ведет к толерантному отношению между людьми.

Лидия Александровна Паршакова
Сценарий весеннего хантыйский праздник «Ворна хатл. Вороний день»

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ВОРОНИЙ ДЕНЬ »

Цель : Знакомить с культурой, бытом и искусством народа ханты ;

Действующие лица :

Ведущая

Бабушка (Хозяйка чума)

- Ворона

Необходимый материал :

Для обряда окуривания : березовый гриб – кушмалты сан, мех водоплавающего животного (бобра, нерпы) – вой пун, металлическая чаша.

Для игр : Палочки-хворост , 8 конусов, 4 бруска-болотца, 2 рыбки, 2 ложки, 4 тарелки, 2 стула, крупа, 2 шкуры, 2 гимнастические палки пластмассовые, 2 гимнастические палки деревянные, 2 обруча, 1 веревка длинная, 2 «стада оленей» , ленточки.

Ход праздника:

На сцене стоит чум . Звучит песня «Анки варах»

Ведущая : Здравствуйте дорогие гости, милые детки! Сегодня собралось здесь много гостей, все пришли к нам на весенний хантыйский праздник «Ворна хатл » . Если праздник хантыйский , то давайте и поздороваемся друг с другом на хатныйской языке «Вуща ула!»

Сейчас, дорогие гости мы проведем обряд очищения. Обряд этот проводится для очищения жилища от злых духов, для того, чтобы попросить у добрых духов здоровья, тепла, взаимопонимания и всего хорошего.

Согласно древним поверьям, именно ворона своим карканьем пробуждает природу к новой жизни. Ворона несет Благую весть на Север, весну, тепло и солнце. В хантыйских преданиях Ворона ассоциируется с женским духом, с мифологической небесной девой, богоматерью, покровительницей женщин, детей и семейного счастья.

Накануне родители укладывали детей спать пораньше, а затем развешивали на ветках деревьев угощения. Отмечать праздник начинали с раннего утра. Взрослые и дети радовались и старались не проспать зарю.

(дети спят в чуме, бабушка выходит из чума с угощениями, затем развешивает угощения на ветках березы, заходит в чум и начинает будить детей)

Бабушка : Нявремат нох кила, нох кила. Детки вставайте, просыпайтесь (дети просыпаются и выходят из чума, видят, что на деревьях развешаны угощения, снимают их и радостные забегают в чум).

В чуме топиться печка, горит огонь. Возле печки сидит бабушка, и что-то мастерит. К ней обращаются дети.

Дети (радостно) : Анканки, ванта ворна имен муневан тус калащ. Бабушка, посмотри нам ворона принесла угощения .

Дети : Бабушка, расскажи, откуда появился костер?

Бабушка : Появился костер от искорки. Без огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять.

Дети : Бабушка, а снег откуда?

Бабушка : Снег это «белая снежинка – маленькая льдинка» . Белые, пушистые хлопья покрывают всю землю, а у нас на севере снега выпадает большое количество, после которого талая вода наполняет реки.

Дети : Бабушка а правда, что снег тает весной и прилетают птицы?

Бабушка : Правда, а в день прилёта ворон , ханты отмечают весенний праздник «Ворна хатл » «Вороний день » ! По поведению птиц судили о том, какая будет весна : Если ворона села на низкое дерево – весна будет скоротечной, если на высокое - затяжной.

Дети : Ой, бабушка расскажи, как ворона , прилетая на север, приносит весну!

Бабушка : Слушайте, как об этом говорится в старинной легенде.

«Давно это было. Как – то весной прилетела ворона в северный край . Летала, кружила, смотрела кругом : холодно, хмуро, никого нет. Собралась тогда ворона с силой и каркнула во всё горло. Полетел её звонкий крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля, проснулся человек. С этого дня повели свой род ханты .

Бабушка с детьми выходят из чума.

Ханты фольклорный коллектив «Кунавт нэ» исполняют песню «Вороний праздник » по окончании песни прилетает «Ворона » .

Ворона : Здравствуйте, дорогие гости! Долго я к вам летела из далеких теплых краев. И вот, с вами. И пусть с моим появлением маленькие девочки и маленькие мальчики родятся! На ямку с теплыми гнилушками из их люлек я присяду. Замершие лапки свои отогрею.

Дети : Вуща ула ворна ими . Здравствуй, Ворона ! Так это ты весну можешь позвать?

Ворона : Да! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать, да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах появилось.

Бабушка : Так детишки маленькие, их мамы еще на улицу не пускают. Как же ты можешь знать?

Ворона : Из детских колыбелек, перед моим прилетом выносят подстилочки и складывают перед чумом. Сколько подстилочек, столько и детей прибавилось в стойбище. А я в них лапки грею, а то еще холодно.

Бабушка : Поможем вороне , построим ей гнездо. Чем больше гнездо, тем больше летом семья найдет утиных гнезд, тем успешнее будет охота.

Игра «Построй гнездо»

В игре участвуют 2 команды. 2 команды строят гнездо, из палочек-хвороста пробегая между конусами.

Ворона : Посмотрите, какие гнезда мне построили ребята. Молодцы!

Бабушка : Ворона , наши детки так ждали твоего прилета и подготовили для тебя стихотворения.

Скачет чёрная ворона ,

Интересно очень, боком,

Орех по земле катает,

Его клювом разбивает.

Ворона , ворона

Приятна и мила

И даже, отдаленно,

Похожа на Орла!

На берёзе возле дома

Строила гнездо ворона .

Охраняет днём и ночью,

Мамой стать ворона хочет .

Нынче праздник , древний праздник .

В гости еду, еду я.

Каждый чтит Вороний праздник .

Люди как одна семья!

Ворона : Наш край называют краем болот. И вам приходится много ходить по топким местам. Сейчас поиграем в игру «Перейди болото»

необходимо : 4 бруска – болотца.

По сигналу первые игроки, не сходя с первых брусков, кладут второй брусок перед собой и переступают на него двумя ногами. Освободившийся брусок перекладывают вперёд и переступают на него. Так оба постепенно передвигаются к финишу, находящемуся от линии старта на расстоянии 5-7метров. Возвращаясь обратно бегом.

Ворона : Вороний день «Ворна хатл » – это праздник женщин . Издавна считалось, что женщину, которая 7 апреля первой увидит ворону , ожидает счастье. Поэтому женщины старались, затопив огонь в очаге, быстрее выйти на улицу. По поверьям ханты , кто первым увидит красавицу ворону и даже другую прилетевшую птицу, то его ждет удача в течение всего года : на охоте, на рыбалке и т. д. А это – самое главное для хантыйского народа .

Приглашаем Тоярову Н. А. и дочь Евгению исполнить песню «Хулам нови хопты»

Ворона : А где же наша красавица весна, что то задерживается она. Давайте позовем весну и встретим ее веселой песней .

Дети старшей группы исполняют песню «Веснянка» .

Весна : Здравствуй милая ворона ! Как я рада тебя видеть! Здравствуйте детки, здравствуйте гости дорогие!

Ворона : Вуща ула хорам тови! Здравствуй весна красна! Посмотри сколько сегодня собралось здесь гостей, все пришли к нам на весенний хантыйский праздник «Ворна хатл » .

Весна : Ребята, птицы наши друзья обижать их нельзя. Они приносят пользу людям и являются украшением природы, а как они красиво поют.

Давайте споем песенку птичкам «Тиф, тиф» , дети средней группы исполняют песню.

Бабушка : Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по-своему. Готовили пищу на костре, устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как будто вороне . Чтобы она принесла удачу, счастье, тепло. Стол с угощением обязательно ставили около берёзы.

Ворона : А теперь мы поиграем в игру «Накорми птиц»

В игре участвуют 2 команды. Для игры необходимо : 2 ложки, 2 тарелки и 2 миски, 4 стула. По сигналу бегут первые игроки, переносят крупу ложкой из миски в тарелку, которая находится на расстоянии 3 метра. Выигрывает тот, чья команда быстрее перенесет крупу.

Весна : Весеннее тепло , прилет вороны – первой весенней птицы дают людям силу, в этот день меряются силой , играют в подвижные игры, и нам пора немного поразмяться, потягаться в силе, умении, ловкости.

Национальные игры «Катание на шкурах» , «Метание тынзяна на хорей» , «Перегони стадо»

Бабушка : Есть у нашего народа ещё один обычай. В Вороний день взрослые и дети привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Ленточка на дереве – это подарок небесному богу Турому. По поверьям, бог обязательно исполнит одно желание. Обычно ханты священным деревом считают березу – символ небесной чистоты. Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками.

(Дети и взрослые привязывают к дереву ленточки)

Весна : У хантов принято в этот день угощать , не только ворону , но и друг друга. И сейчас мы приглашаем всех гостей на чаепитие. И на прощанье мы хотим вам пожелать :

Желаем, чтоб Ваши мечты исполнялись,

А все неудачи скорей забывались!

Бабушка :

Желаем счастья и добра,

Чтоб жизнь, как день была светла !

Ворона :

Мы ещё раз поздравляем вас с традиционным праздником «Ворна хатл » . Желаем всем всего самого доброго и пусть загаданные желания в этот день непременно сбудутся . Оена, пищена, йисана, нуптана улаты!

Весна, бабушка и ворона угощают детей и гостей ароматным чаем, затем прощаются и уходят.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!