Во сколько ребенок начинает говорить первые слова. Когда дети впервые начинают говорить: определяемся с возрастом малыша для первых слов и целых предложений

Во сколько ребенок начинает говорить и нужно ли его этому учить? Вопрос этот весьма актуален в связи с тем, что учебные заведения сейчас требуют от девочек и мальчиков уметь читать и писать еще перед тем, как они пойдут в первый раз в первый класс, в наших интересах научить малыша разговаривать как можно быстрее. Просто потому, что ребенку потом самому будет легче научиться читать.

Ошибки родителей в общении с маленьким ребенком

Самая фатальная ошибка родителей, когда ребенок начинает говорить агу и произносить самые первые звуки – сюсюканье. Не называйте при ребенке машину «бибикой», говорите просто «машина». Потом еще ребенку придется переучиваться с «бибики» на «машину». Пусть телефон будет для него не «алё-алё», а «телефон».

Одна малышка в 2 годика говорила «лёлё» вместо «работа». Например, когда ее спрашивали: «Где папа, Анечка?», - она отвечала: «Папа лёлё». Это означало, что папа на работе. И ни у кого не возникало мыслей исправить девочку и объяснить, как нужно говорить правильно. Напротив, все разговаривали с ней на ее языке: «Анечка, папа лёлё, да?» Так делать не надо! Если ребенок не умеет выговаривать какое-нибудь слово, не надо умиляться и повторять за ним. Надо научить ребенка говорить это слово правильно. Пусть он еще не выговаривает некоторых букв, это придет со временем, но он должен знать, как оно звучит.

Начинаем разговаривать с рождения

С ребенком нужно разговаривать. С новорожденным – особенно. Обращайте внимание на звуки, которые он издает в ответ, на его выражение лица и отвечайте ему, удивляйтесь, смейтесь, улыбайтесь и ведите диалог. Малыши любят общаться и очень хорошо умеют это делать даже без слов.

С ребенком постарше (от 1 годика) эффективным будет просматривание цветных, ярких картинок с животными, цветами, с игрушками. Желательно, чтобы рисунки были крупными, тогда ребенку будет проще отличить их друг от друга. Каждого животного на картинке называйте четко, громко и правильно. Собачка – значит собачка, а не «гав-гав». Повторите несколько раз. Для ребенка это все равно, что иностранный язык. Когда вы впервые услышите незнакомое иностранное слово, вы вряд ли сможете запомнить его и уловить интонацию с первого раза. Так же и ваш малыш.

Наберитесь терпения. Дети начинают говорить первые слова далеко не всегда правильно. Но с каждым днем произношение будет все четче, и скоро ребенку уже не понадобится ваша помощь.

Хороший способ научить чадо правильно произносить буквы – ежедневное повторение алфавита. Останавливайтесь на буквах, которые пока не поддаются и оттачивайте, у малыша не пропадет интерес. И переходите к следующей букве.

После букв плавно перейдите к произношению слогов (например, «ма»). После того как слог усвоен, попробуйте научить ребенка сказать этот слог дважды (ма-ма). Потом трижды. Это станет базовым шагом к произношению сложных слов в дальнейшем (ма-ка-ка, ма-ши-на). Ребенок начинает говорить мама и папа отчетливо примерно в 9 месяцев .

Слоги усвоены, можно попробовать проговорить простые односложные слова (кит, кот, сон, слон). Тщательно следите за правильным произношением букв. В случае необходимости можно повторить трудные для ребенка буквы и слоги с их участием.

Помните несколько основных правил.

1. Не торопите ребенка. Со временем он обязательно научится. И прежде чем ругать малыша, вспомните, что когда-то сами были на их месте. Это сейчас вы взрослые, все знаете и понимаете.

2. Сделайте так, чтобы ребенок получал искреннее удовольствие от процесса, иначе он быстро потеряет интерес к обучению. Цветные картинки, книжки с «выдвижными» страницами и ваше неподдельное внимание к вашему чаду помогут вам в этом.

3. Занимайтесь всей семьей. Дети очень внимательно и ревностно относятся к отношениям мамы с папой. Когда родители по-настоящему любят друг друга и с удовольствием занимаются со своим ребенком, это создает особенную, волшебную атмосферу. Малыш научится разговаривать в процессе игры с любимыми папой и мамой – это самое важное.

Речь, мышление и психика развивают одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка. Но не стоит излишне паниковать и ориентироваться на рассказы о соседских детях, которые уже к году рассказывают наизусть стихи. Конечно, существуют сроки, когда ребенок должен начать говорить определенные звуки или слова, но они являются примерными. Реально ребенок может заговорить раньше или позже, и это будет считаться индивидуальной нормой.

Во сколько ребенок начал говорить - важно. Но не для того, чтобы порадовать родственников и похвастаться перед соседями. По развитию речи можно судить, гармонично ли развиваются психика и мышление ребенка.

Во сколько дети начинают говорить и как интенсивно развивается их речь?

Речь ребенка до года

Времени, когда ребенок начинает говорить «агу», с благоговением ждут все родители. Гулить, агукать и произносить замысловатые рулады из гласных ребенок начинает уже к двум-четырем месяцам.

Примерно с семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги.

Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые одно- и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например «ту-ту», «ко-ко», «мяу». Таких слов в лексиконе ребенка должно быть пять-десять.

Речь ребенка до двух лет

Период с года до двух - время, когда ребенок начинает говорить слова в большом количестве. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и глаголы.

Ближе к двум годам дети уже изъясняются простыми предложениями, могут обобщать предметы по определенному признаку, воспринимают несложные рассказы на слух, без картинок.

Речь ребенка до трех лет

Период с двух до трех лет - время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.

Как помочь ребенку начать говорить?

  • Постоянно беседуйте с малышом

Рассказывайте ребенку, что вы сейчас делаете, что видите вокруг. Ваш монолог будет складываться по принципу «что вижу, о том пою». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Не пытайтесь заменить живое общение гулом телевизора или аудиозаписями - должного эффекта не будет.

  • Развивайте мелкую моторику

Совершенствование движений пальцев и рук косвенно способствует развитию области мозга, которая отвечает за речевую активность. Чтобы ребенок рано начал говорить, необходимо делать ему массаж ладошек, играть в пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками, перебирать крупу, нанизывать бусины на шнурок.

  • Выполняйте упражнения, чтобы ребенок начал говорить

Читайте ребенку стишки, которые нужно закончить «в рифму», побуждайте его называть предметы, которые он видит на картинках и вокруг себя, выполняйте артикуляционные упражнения, направленные на разучивание произношения определенных звуков.

  • Не игнорируйте признаки задержки речевого развития:

К году у ребенка не появилось в речи и пары слов, хотя бы звукоподражательных;

К полутора-двум годам ребенок не запоминает названия предметов - не может их принести и вообще не выполняет просьбы и не реагирует на свое имя;

К двум годам ребенок произносит только отдельные слова и не может составить даже простое предложение из двух слов, а также не повторяет слова за взрослым;

К двум - двум с половиной годам ребенок не знает части тела, не различает цвета;

К трем годам ребенок не говорит предложениями из трех-четырех слов, не понимает смысл простых рассказов.

Насторожить родителей также должны странные гортанные звуки вместо обычных слов, невнятная речь, в которой ничего нельзя разобрать, гиперактивное поведение, а также некоторые странные особенности ребенка: если он не умеет жевать пищу, держит открытым рот, не смотрит в глаза. Такие особенности также могут указывать на задержку речевого и психического развития.

Если вы заметили, что речь ребенка не соответствует возрастным нормам, покажите ребенка неврологу, психологу и дефектологу. Возможно, ему потребуются занятия с логопедом или другая терапия. Не ждите, когда ребенок заговорит сам, надеясь на услышанные где-то истории про «молчал до пяти лет, а потом резко заговорил предложениями». Задайте специалистам вопрос: почему ребенок не начинает говорить? Чем раньше вы заметите задержку речевого развития и начнете занятия со специалистами, тем лучших результатов достигнет ребенок и к школе его речь не будет отличаться от речи сверстников.

Мама учится понимать своего ребенка с самого рождения. Желания новорожденного пока вполне предсказуемы: он хочет кушать, замерз или ему пора поменять подгузник, но иногда узнать, что беспокоит кроху очень непросто.

Через две-три недели родителей ждет награда за бессонные ночи – младенец начнет улыбаться и стремиться к обществу. До первого простого слово ребенка и полноценного общения еще далеко - ни один педиатр точно не знает, в каком возрасте дети начинают говорить.

Произнесение первого слова ребенком - знаковое событие для семьи, которого родители ждут с нетерпением

Таблица развития речи

Четких сценариев речевого развития по месяцам не существует. В таблице приведены обобщенные сроки формирования словарного запаса у детей:

1-3 мес. Кроха активно агукает. Вначале он выдает протяжные звуки: «Аааа, уууу», затем слоги: «гуууу» «буууу»
4-5 мес. Младенец повизгивает, любит смеяться, петь – издавать протяжные звуки, меняя интонацию. Кроха начинает гулить: абу, апу
6 мес. Дитя реагирует на знакомые голоса, лепечет (проговаривает звуки: «ма», «та» и подобные)
7-8 мес. Младенец понимает фразы и просьбы («возьми уточку», «дай ручку»). Расширяется запас произносимых звуков. Кроха пытается подражать («Как лает собачка?» «Гав-гав», «А коровка?» «Муу»»). Кроха узнает некоторые предметы, ищет их взглядом, поворачивает голову
9-11 мес. Можно услышать новые звуки. Кроха проговаривает до 10 простых односложных фраз и звукоподражаний: «Ляля», «Баба», «Ко-ко», «Мяу»
1–1,5 года Любимое чадо может назвать членов семьи: папа, деда, баба. Может показать на картинке животных, части тела или лица. Играет в рифмованные стихи. Может повторять окончания простых стихов
2-3 года Детки понимают простые вопросы и выполняют просьбы, могут принести игрушки, свои вещи. Знают понятия «вверх» и «вниз», рассказывают простые стихи, сказки
3-4 года Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми людьми. Говорит простыми предложениями, может объяснить просьбу. Фразы хорошо понятны, звуки произносятся правильно

В 3-4 года детки уже активно общаются между собой, их речь становится осмысленной, новые слова быстро запоминаются

Это приблизительные, но общепринятые параметры. Если вы обнаружили значительные отклонения, стоит обратиться к специалистам – логопеду, неврологу, психологу, чтобы исключить задержку речевого и психического развития.

Первые занятия

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В это время произносится первое слово маленького ребенка - «агу». Гулить младенец начинает в полтора месяца. Вначале это протяжные звуки: аааа, ууу, аууу. К трем месяцам появляются слоги «абу», «агу» и др. К полугоду кроха начнет петь, произнося звуки с меняющейся интонацией. К 6 месяцев появится лепет, а к 9 - и долгожданное «мама».

Гулит малыш только если ему комфортно. Убедившись, что он не голоден, ему тепло и сухо, присядьте рядом с ним, наклонитесь и тихо произносите звуки. Младенец обязательно вам ответит.

Разговаривать с новорожденным нужно ласково и с улыбкой, отвечая на все звуки, которые он произносит. Откликайтесь с улыбкой, а если крохе захочется пообщаться, откладывайте неотложные дела. Повторяйте агу, меняя сочетания звуков, и кроха будет повторять за вами.

Почему младенцы выбирают именно «агу»? Все звуки, произносимые новорожденными - гортанные. Звуки [а], [у] по артикуляции больше на «г-гу» или «г-ха», поэтому их воспроизведение легче дается младенцу. Сначала звуки произносятся рефлекторно, но после продолжительных тренировок, кроха начинает придавать эмоциональную окраску своему «агуу» в разговоре с родителями.


Первые «разговоры» младенца - это агуканье, при помощи которого грудничок выражает свои эмоции

Всегда ли «мама» – первое слово?

Мамы и папы ждут осознанных фраз от крохи с большим нетерпением. Когда ребенок начинает говорить, гордость переполняет молодых родителей. В лепете крохи долгожданное «мама» можно различить уже после 7 месяцев. Кроха еще не осознает значения этого выражения, просто сочетания звуков младенцу легко произнести.

Осознанно звать родителей детки будут только после года или даже позднее. При этом во многих книгах развития отмечено первое простое слово малыша - «дай», оказывается, оно гораздо полезнее, чем умение звать родителей.

С помощью игры можно помочь крохе поскорее сказать «мама». Выполняя любые действия, нужно проговаривать: «Мама кормит свою крошку, убирает, варит суп». Можно поиграть в прятки. Спрятать лицо за пеленку и спросить: «Где наша мама? Я здесь!». За игрой вы и не заметите, когда ваш ребенок начинает говорить «мама».

Становление осознанной речи

Как распознать слова в лепете? Порой сложно сразу сказать, когда маленький ребенок начинает говорить. Было ли это первое простое слово ребенка или еще лепет? Что это, часто повторяемые слоги, или уже осознанные фразы? Если вы обнаружите, что ваше чадо говорит: «дай» и показывает пальчиком телефон или любимую игрушку, можно с уверенностью сказать, что это и есть первое слово вашего ребенка.


Чтобы понять, что хочет сказать ребенок, нужно обращать внимание и на его жесты, тогда взаимопонимание установится быстрее

Нельзя установить единую норму и определить с точностью, в каком возрасте дети начинают говорить. При этом формирование речи у большинства деток происходит поэтапно – с милого «агу» до четких многосложных предложений и фраз.

Не нужно торопить детей, некоторые к году говорят до 15 простых слов, другие – не говорят и 4. Главное, чтобы кроха понимал обращенную к нему речь, выполнял простые просьбы, накапливал пассивный разговорный словарь.

Как проверить, понимает ли вас ваше чадо? Попросите его принести мячик, а потом машинку. Если задания выполнены правильно, значит малыш развивается хорошо, не о чем беспокоиться и вы вскоре услышите первое слово своего ребенка.

Как растет активный разговорный словарь?

Услышав первые слова малыша, родители задумываются: «А что же дальше? К какому возрасту заговорит мой сын?». В среднем, активный словарь годовалых детей пополняется ежемесячно на 6-8 фраз. Чаще всего после полутора лет происходит «лексический скачок», и малыш добавляет в речь по 8 новых слов в неделю.

В это время важно как можно больше говорить с детьми, читать им хорошие книги, петь песни. Спустя 2-3 месяца родители обнаруживают «лексический взрыв». Ежедневно кроха произносит столько фраз, сколько ранее разучивал неделями.


Чтение книг - прекрасный способ обогатить активный словарный запас ребенка и стимулировать его речевое развитие

Когда появляются фразы и простые предложения?

Речь полуторагодовалых детей понимают обычно только близкие родственники. Кроха проговаривает только ударные слоги или окончания фраз, но именно этот период признается отправной точкой формирования активного разговорного словаря. Часто фразы звучат так: «Дай куку», что переводится «Дай куклу».

После 2 лет кроха пробует говорить предложениями - это пока еще 2 -3 слова, не подчиняющиеся никаким грамматическим нормам. Если ваше чадо не говорит фразами до 2,5 лет, то его следует показать специалисту - дефектологу и детскому неврологу, чтобы исключить задержку в развитии.

Полноценными собеседниками детки становятся в трехлетнем возрасте. Они уже хорошо согласовывают слова, могут ответить на ряд вопросов. Некоторые крохи уже могут философствовать, их посещают непростые мысли: куда утром пропадают звезды, почему дует ветер, откуда берутся дети?

Почему ребенок молчит?

В практике врачей встречаются «молчуны» - детки, не разговаривающие до определенного возраста. В три года родители слышат только первые слова своего ребенка, а через пару недель дети вовсю говорят предложениями. Это скорее исключение из правил.

Если к трем годам ребенок не заговорил, то необходимо искать причины «упорного молчания» - это могут быть проблемы медицинского характера: задержка речевого развития, нарушение слуха, отставание в развитии нервной системы.

Есть и иные факторы. К ним относится недостаточно развитая мелкая моторика, настойчивое обучение, отсутствие мотивации к разговору, переизбыток эмоций.

Развитие мелкой моторики

Руки – второй по важности орган речи и от их развития напрямую зависит, как скоро кроха заговорит. С самого рождения деткам нужно делать легкий массаж, можно играть в пальчиковые игры: сорока, гуси-гуси и другие.

С полутора лет можно подключать и творческую активность: рисование, лепка из пластилина, кинетический песок, тактильные короба и другое (рекомендуем прочитать: ). Мелкую моторику прекрасно развивает нанизывание бус и шнуровка.

Отсутствие мотивации или настойчивое обучение

Часто дети молчат из-за чрезмерной опеки своих родителей. Взрослые настолько научились предугадывать желания своих чад, что крохе совсем не нужно говорить, а достаточно пролепетать пару звуков и указать на желанную вещь пальчиком. Как только родители «разучиваются» понимать своего ребенка, у малыша возникает потребность в более четком изложении своих желаний, тогда в скором времени речь появляется.

Некоторые родители слишком упорно учат ребенка говорить, постоянно требуя повторить одну и ту же фразу. Если малыш не справляется, родители раздражаются, исправляют, иногда даже кричат. Это не самые лучшие методы для развития речи, так можно только замкнуть ребенка в себе, задержав процесс развития на долгие месяцы.


Чрезмерная опека и попытки быстро разговорить ребенка могут привести к обратному результату - малыш замкнется в себе и откажется учиться

Переизбыток эмоций или недостаток внимания

Бывает и обратная ситуация. Когда ребенок говорит свое первое слово, родители счастливы. Заметив реакцию, кроха снова и снова повторяет это слово, не понимая, почему родители больше не радуются. Задача родителей - проверить, соотносит ли малыш фразу с ее значением. Понимает ли кроха, что «мяч», «машина» - это игрушки, а «сок» - это любимый напиток?

Плохо говорящие малыши встречаются у очень занятых работой родителей. Недостаток внимания взрослые искупают всевозможными игрушками. Дефицит живого общения, особенно без детского сада, приводит к тому, что кроха замолкает.

Что делать, чтобы ребенок заговорил вовремя?

Для того чтобы ребенок заговорил вовремя, уделять внимание развитию речи нужно с самого рождения. Психологи и логопеды предлагают ряд советов:

  • Не включайте телевизор в игровой комнате. Постоянный звуковой фон только мешает развитию речи.
  • Разговаривайте с детьми с самого рождения. Проговаривайте фразы четко и ласково.
  • Рассказывайте крохе стихи, которые нужно закончить «в рифму». Самое популярное стихотворение «Гуси-гуси га-га-га». Его можно разучивать с малышом уже после года.
  • Не нужно «сюсюкать» в общении с детьми. Коверкая таким образом звуки, вы лишаете малыша верного восприятия речи.
  • Разговаривайте с детками простым и понятным для них языком, без сложных и непонятных конструкций.
  • Не говорите слишком быстро. Общаясь к крохе, проговаривайте все фразы медленно и четко. Ребенок, отвечая, тоже не должен торопиться.
  • Позвольте своим деткам стать активными собеседниками. Отвечайте на гуление, поддерживайте пение, хвалите за новые слова.
  • Не упрощайте речь вашей крохи. Не называйте собаку «Гав-Гав», а курицу «Ко-ко». Услышав от ребенка фразу: «Мама, би-би!», подтвердите: «Правильно, сыночек, это машина!».
  • Научитесь внимательно слушать и отвечайте на все детские вопросы. Отшучиваясь и отнекиваясь от общения, вы лишаете себя интересного собеседника в будущем.
  • Не забывайте читать вслух. Выбирайте детские книги с короткими текстами и яркими интересными картинками. Чтение должно занимать не менее 10 минут в день.

Не пренебрегайте этими советами, решение проблемы «упорного молчания» начинать лучше на самом раннем этапе. Чем раньше родители обратят внимание на задержку речевого развития, тем лучших результатов можно достичь и первые простые слова малыша не заставят себя ждать.

Когда пора волноваться?

Большинство педиатров и детских неврологов сходятся во мнении, что до 3 лет детки могут развиваться без оглядки на сверстников. Если же к этому возрасту дошкольник так и не заговорил, обязательно стоит обратиться к дефектологу, психологу и неврологу, чтобы исправить проблемы в звукопроизношении как можно раньше.

Вопрос о том, когда ребенок начинает говорить, беспокоит чуть ли не каждого родителя. Ведь отклонения от нормы могут указывать на наличие пороков в развитии. А это серьезный повод начать беспокоиться о здоровье малыша.

Когда следует ждать от малыша первых слов?

Каждый ребенок индивидуален, и его речевой аппарат развивается в зависимости от особенностей организма воспринимать ту или иную информацию, от способности к размышлению и от особенностей психики. Поэтому ответить на вопрос, во сколько дети начинают говорить, очень трудно, так как специального «календаря речи» просто не существует. Но есть некоторые данные, которые позволяют определить, имеются ли отклонения в развитии у ребенка или же нет.

Обычно стремление к общению или словесному выражению эмоций у деток появляется уже в 4 месяца: еще не умея разговаривать, кроха активно воспроизводит различные звуки

Как правило от детей в этом возрасте не ждут красноречивых монологов, так как они еще слишком маленькие. Но даже в столь юном возрасте можно определить, насколько правильно формируется речевой аппарат.

Примерно с 4 месяцев детки постепенно начинают произносить некоторые звуки. Уже с 6 месяцев эти звуки перерастают в предложения, только произносятся они на «детском языке». А вот уже с 8–10 месяцев они начинают при помощи звуков общаться со взрослыми, они уже четко обозначают свою позицию, требуют, чтобы им что-то дали, а также произносят некоторые слова, которые состоят из нескольких букв, например, «мама», «папа», «баба» и «дай».

Небольшие отклонения от норы не указывают наличие серьезных пороков в развитии. Некоторые детки начинают произносить первые слова в 8–9 месяцев, а некоторые и в возрасте одного года начинают произносить свои первые непонятные для взрослых слова.

В медицине нормой считается, если ребенок в 1 год знает и осмысленно произносит около 10 слов. Однако на практике такое явление крайне редкое, и если в доме напротив живет девочка, которой 1 годик и она уже во всю пытается разговаривать, а ваш малыш молчит, это еще не повод поднимать панику и бежать к врачам.

Отклонением считается, если ребенок в возрасте одного года произносит всего несколько «лепетных» слов, при этом отсутствует полностью интонация голоса, если он не может соотносить слова с действиями, предметами или лицами.

К двум годам ребенок обычно уже умеет четко произносить несложные слова, кроме того пытается воспроизвести более сложные, которые пока ему не поддаются

Обеспокоенность родителей при задержке речи у их чада весьма понятна. Ведь каждому хочется, чтобы его ребенок не отставал в развитии от своих сверстников. Поэтому вопрос о том, когда ребенок начинает говорить и стоит ли ждать «прорыва» речи именно в этом возрасте, весьма уместен.

В этом возрасте дети начинают активно лепетать, причем вставлять осмысленные слова в свои предложения они начинают примерно в возрасте одного года и трех месяцев. Малыш начинает понимать больше слов, соотносить их с определенными действиями, например, во время увлеченной игры. Самое важное в это время – начинать активно разговаривать с ребенком и заводить с ним диалог, в котором он непременно будет принимать участие.

В возрасте одного года и шести месяцев лепет ребенка заменяется упрощенными словами, он начинает подражать взрослым и пытаться повторить за ними некоторые слова. Естественно, что в этом возрасте полностью повторить то или иное слово у него не получится. Как правило произносит он только первый или последний слог.

К двум годам словарный запас ребенка значительно пополняется. Он уже может произносить четко упрощенные слова и невнятно сложные, состоящие более чем из 3 слогов.

Поэтому если вы зададите врачу вопрос, когда ребенок должен начать говорить, то он наверняка ответит вам, что к двум годам малыш обязательно заговорит!

Если большую часть времени ребенок предоставлен самому себе, не стоит удивляться, что речевые навыки у него развиваются крайне медленно

Этот возраст знаменит своим «прорывом» речи, причем если ранее это были отдельные слова и попытки построить предложения из 2–4 слов, то сейчас малыш готов непрерывно болтать сложными предложениями. Кстати, после двух лет и шести месяцев в речь ребенка должны войти такие вопросы как «где», «как» и «почему». Этот возраст в народе называется «почемучкой». Дети начинают интересоваться всем, что их окружает, и не только как называется тот или иной предмет, а также откуда он взялся вообще на этом мире. Например, откуда взялись деревья, почему светит солнце и т. д. То есть к трем годам ребенок уже должен произносить внятную и осмысленную речь.

Если малыш не соотносит слова с предметами и явлениями, которые они обозначают, это тревожный звоночек для родителей

Основными симптомами задержки развития речи являются:

  • отсутствие активности и лепетания в возрасте одного года;
  • отсутствие понимания значения слов, не соотношение их с действиями в возрасте одного года и шести месяцев;
  • вместо предложений в два года ребенок в общении использует отдельные слова;
  • неспособность построения элементарных предложений, состоящих из 3–4 слов, в возрасте трех лет.

Формирование речевого аппарата напрямую зависит от развития головного мозга. Здесь очень важно, чтобы ребенок каждый день общался со взрослыми, иначе процесс формирования речевых навыков будет очень длительным, что может послужить серьезным отклонениям в развитии.

Однако если вы ищете ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить, и решили найти его в этой статье, мы хотим вас предупредить о том, что все вышеперечисленные симптомы нормального развития речи среднестатистические и не являются непреложным правилом.

Если вы переживаете за своего ребенка и замечаете какие-либо затормаживания в процессе развития разговорного аппарата, лучше всего обратиться к врачу. Он произведет осмотр и скажет вам о наличии или отсутствии речевых пороков.

А кому, собственно, малыш что-то должен? Современные логопеды, педиатры, психологи все чаще придерживаются мнения, что та заветная дата, когда ребенок начал говорить , наступает у каждого в различные сроки. Разумеется, молодые родители беспокоятся, почему чадо пользуется языком жестов, ограничивается 5-слогами, упорно не желает повторять самые простые слова. Мама жалуется, что сыночек молчит, хотя ему 2 года и 2 месяца, а девочку из семьи, живущей этажом ниже, уже «водят» на занятия по английскому языку, где она запоминает и (это не шутка!) повторяет, и произносит не только отдельные слова, но фразы. Отсюда возникают вопросы о том, во сколько начинают говорить мальчики, а когда – девочки. Педагог уверена, что ребенок осознанно использует иноязычные слова. В приведенном примере, оба ребенка – первенцы, мамы строго относятся к своим обязанностям: занятия, игры, прогулки непременно входят в режим дня. Но у каждой из мам – ребенок индивидуальный!

Наш ребенок не говорит

Хотя ровесники давно произносят полные предложения, мы обращаем пристальное внимание если наш малыш при этом не говорит ещё. Кумир миллионов родителей доктор Бенджамин Спок считал, что не все дети начинают говорить на определенном месяце развития. Большое значение имеют такие факторы, как темперамент, природные особенности .

Помните и об атмосфере , в которой воспитывается малыш. Да, ему пока не удается сказать даже слово "мама" , однако он замечает, насколько доброжелательны люди вокруг него. Причем не только, как относятся к нему старшие, но и как вы общаетесь между собой. У старших, особенно это касается пап, в общении проявляется диктаторство, что напрочь лишает ребенка инициативы . Этому малышу будет неуютно даже в своей семье, он может замкнуться, уйти в себя. Он еще слишком мал, чтобы изменить эмоциональный фон семьи , но достаточно большой, чтобы уловить все недомолвки, скрытую неприязнь, недоверие. Поэтому во сколько месяцев ребенок начинает говорить первые зависит не только от малыша!

С течением времени мамы, чаще всего это именно мамы и бабушки, начинают метаться в поисках чудо-средств, чтобы помочь малышу начать общение . Если вы не желаете «подождать еще пару месяцев », или поведение ребенка действительно вызывает тревогу и опасения, обратитесь к участковому педиатру.

ВАЖНО! Пройдите консультацию у опытного, хорошо зарекомендовавшего себя доктора, если считаете, что с вашим малышом, что-то не так.

На что обратить внимание, чтобы ребенок начал говорить

  • В норме ли органы слуха и речевой аппарат;
  • Соответствует ли возрасту психофизическое состояние малыша;
  • Доброжелателен и активен ли ребенок;
  • Может ли заменять общение звукоподражанием, воспроизводить несложные мелодии;
  • Самое главное, удостоверьтесь, что вы отлично понимаете друг друга.

Когда ребенок начинает говорить

Помните, что речь – одно из основных действий, которым овладевает человек в процессе своего индивидуального развития . Эта функция обеспечивает человеку одну из форм взаимодействия с окружающими, чаще всего, людьми (хотя дети пытаются общаться с разными предметами). По статистике, этим навыком дети овладевают тогда, когда им исполняется год или полтора . Однако не всегда дети говорят чётко и ясно к этому возрасту. Известно, что девочкам свойственно раннее развитие и, как следствие, они девочки начинают говорить раньше мальчиков . Тем не менее не всегда дети начинают говорить к установленному опытным путём сроку. Поэтому необходимо, чтобы участие взрослых непосредственно сказывалось на темпах овладения этим навыком.

Начинаем говорить первые слова

Обращая внимание на эти нехитрые советы, вы способствуете гармоничному развитию вашего малыша и помогаете малышу начать говорить первые слова и составлять фразы:

  • Родители должны относиться к ребёнку как к взрослому человеку . Это значит, что не нужно сюсюкать. Речевые партии родителей в отношении ребёнка должны быть такими же, как если бы они говорили со взрослым человеком. Это важно для того, чтобы малыш начал усваивать информацию правильно и начал произносить слова .
  • Необходимо опредмечивать произносимые слова . На запоминание влияет демонстрация того предмета, имя которого называется. Помимо того, что дети запоминают слова гораздо быстрее, они ещё и усваивают понятия формы, цвета.
  • Нужно описывать происходящие вокруг явления. Например, идя с малышом по парку, можно рассказывать, что происходит вокруг: поют птички, сидящие на большом дереве, проехала машина зелёного цвета, а вон там, на лужайке, мальчик и девочка играют в мяч или рассказывают другу другу интересные истории из своей жизни. Таким образом, ребёнок начнёт воспринимать поток информации и сопоставлять его с реальностью.

Речь на первом году жизни

К первому году своей жизни малыш овладевает 6-8 словами . Они составляют его базовый лексикон. Заметно, что он пользуется словами как угодно: произносит лишь слоги целого слова, мешает их между собой, называет каким-то словом не тот предмет, какой он означает и так далее. Одним словом, экспериментирует.

Артикуляционный аппарат развивается не без участия родителей. Смотря на их мимику, дети пытаются двигать органами речи подобным образом, чтобы научиться издавать такие же звуки, поэтому важно не ограничивать ребёнка в общении с родителями. И во время разговора смотреть на него!

Речь в старшем возрасте (3-4 года)

В старшем возрасте дети приобретают способность связывать слова между собой , использовать в речи словосочетания, предложения, так как формируется мышление и речь. Начинается период «почемучки» , когда ребёнок активно интересуется всевозможными явлениями, предметами, их происхождением и областью применения. Важно давать детям ответы на их вопросы, поддерживать диалог, чтобы не потушить ту жажду познания окружающего мира до того момента, когда она (жажда) сама будет сходить на нет.

Как ускорить момент

Если вам очень хочется, чтобы ваше чадо побыстрее заговорило на человеческом языке, попытаемся ускорить речевую деятельность ребенка . Давайте исходить из того, что наш маленький человек должен захотеть научиться разговаривать . Он показывает пальчиком на желаемый предмет, игрушку, призывая вас помочь. Постарайтесь проговорить медленно и очень доброжелательно, как только вы и можете, что именно малышу нужно. Не повторил сейчас, исполните его просьбу, он все равно скажет. Только не теряйте уверенность в том, что ваш малыш скажет первое слово, предложение, а потом еще много разных фраз. Вспомните, как долго и трудно вы ждали заветного момента, слушайте его, отвечайте и получайте удовольствие от общения. Вы эту радость заслужили!

Полезное видео

О том, когда ребенок начинает говорить доктор Евгений Комаровский расскажет в своей постоянной программе:

Итоги

Итак, основным принципом развития речи является развитие этой речи, как бы парадоксально это не звучало. Это значит, чтобы человек научился говорить, с ним нужно разговаривать, необходимо, чтобы он слышал речь, видел, как её произносят, а самое главное – зачем это делают. Входя в коммуникативную среду, ребёнок очень быстро научится излагать свои мысли, а общение с разными людьми помогает выработать определённую точку зрения и мнение на любую сложившуюся ситуацию уже с пелёнок.

Фото и видео: свободные источники Интернет



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!