Устойчивое выражение камня на камне. "Камня на камне не оставить": значение фразеологизма и примеры

Цитата из Библии. В Евангелие от Матфея сказано (глава 24):

"Мф.24:1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.

Мф.24:2 Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне ; все будет разрушено."

А также в Евангелии от Марка (гл. 13, ст. 2).

В выражении имеется в виду, что строение, построенное из камней, разрушено на столько, что не осталось даже двух сложенных камней.

Примеры

"Если бы не это спасительное вырождение, то от нашей цивилизации давно бы уже не осталось камня на камне , всё слопал бы чумазый."

"В моем юношеском организме, выражаясь образно, камня на камне не было, восстал язык на язык, царство на царство. В моей отчаянной душе раскалялась и бурлила наиотчаяннейшая любовь."

"Если бы вы поехали учиться! - говорил он. - Только просвещенные и святые люди интересны, только они и нужны. Ведь чем больше будет таких людей, тем скорее настанет царствие божие на земле. От вашего города тогда мало-помалу не останется камня на камне - всё полетит вверх дном, всё изменится, точно по волшебству. И будут тогда здесь громадные, великолепнейшие дома, чудесные сады, фонтаны необыкновенные, замечательные люди... Но главное не это. Главное то, что толпы в нашем смысле, в каком она есть теперь, этого зла тогда не будет, потому что каждый человек будет веровать и каждый будет знать, для чего он живет, и ни один не будет искать опоры в толпе. Милая, голубушка, поезжайте! Покажите всем, что эта неподвижная, серая, грешная жизнь надоела вам. Покажите это хоть себе самой!"

от чего. Разг. Уничтожать, разрушать что-л. до основания, без остатка. ДП, 144, 223; ФСРЯ, 193; БМС 1998, 246; БТС, 732.

  • - покидать. Оставить порт - покинуть порт, уйти из порта. Оставить судно - покинуть судно перед его гибелью...

    Морской словарь

  • - 1. кто, что Полностью уничтожать, разрушать...
  • - Будет совершенно уничтожено...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - камня на камне не оставлять/не оставить Чаще сов. Обычно 3 л. наст., буд. вр. или прош. вр. 1. Уничтожать, разрушать до основания что-либо. С сущ. со знач. лица или отвлеч...
  • - /не оставить Чаще сов. Обычно 3 л. наст., буд. вр. или прош. вр. 1. Уничтожать, разрушать до основания что-либо. С сущ. со знач. лица или отвлеч...

    Учебный фразеологический словарь

  • - см. Камня на камне не оставить...
  • - См. КАРА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Из Библии. Выражение встречается в Евангелии от Марка и в Евангелии от Матфея. В последнем сказано: «И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - кого. Прост. Разорять кого-л. Глухов 1988, 117...
  • - кого. Прост. Шутл. Разорить кого-л. ЗС 1996, 46...

    Большой словарь русских поговорок

  • - кого. Разг. Ставить кого-л. в глупое положение. ФСРЯ, 147; БМС 1998, 173...

    Большой словарь русских поговорок

  • - кого. Волг. Обманывать, перехитрить кого-л. Глухов 1988, 117...

    Большой словарь русских поговорок

  • - что. Разг. Умалчивать о чём-л., не высказывать вслух чего-л. Ф 2, 21...

    Большой словарь русских поговорок

  • - кого. Разг. Дурачить, обманывать кого-л., оставлять кого-л. без самого необходимого, без того, на что тот рассчитывал, надеялся. ФСРЯ, 287; ЗС 1996, 296...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 11 обругавший опровергнувший оспоривший разгромивший раздраконивший разрушивший раскатавший раскритиковавший раскритиковавший в пух и прах ...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 8 бравший под обстрел бранивший громивший критиковавший опровергавший оспаривавший разрушавший ругавший...

    Словарь синонимов

"Не оставлять/ не оставить камня (камень) на камне" в книгах

«Я камень. Я безвольно-тяжкий камень…»

Из книги Легкое бремя автора Киссин Самуил Викторович

«Я камень. Я безвольно-тяжкий камень…» Я камень. Я безвольно-тяжкий камень, Что в гору катит, как Сизиф, судьба. И я качусь с покорностью раба. Я камень, я безвольно-тяжкий камень. Но я срываюсь, упадая вниз, Меня Сизиф с проклятьем подымает И снова катит в гору, и

Камень покоящийся и камень падающий

Из книги Адулруна. Готическая каббала автора Карлссон Томас

Камень покоящийся и камень падающий Писание и сын божий - одно: Христос является нам как камень, передающий человечеству послание спасения и просвещения. Хильдебранд так объясняет представления Буреуса о посреднике: Таким образом, он приравнивает посредника не только к

48. Черный камень и камень кубический

автора Генон Рене

48. Черный камень и камень кубический Нам уже случалось мимоходом разоблачать различные лингвистические фантазии, для которых дало повод имя Кибелы. Мы не будем здесь возвращаться к тем из них, которые слишком явно лишены всякого обоснования и которые вызваны на свет

49. Дикий камень и камень тесаный

Из книги Символы священной науки автора Генон Рене

49. Дикий камень и камень тесаный В одной статье, где речь шла об алтарях, которые у древних евреев должны были строиться исключительно из дикого камня, мы прочли вот эту, прямо скажем, поразительную фразу: "Символика дикого камня была изменена франкмасонством, которое

Глава 3 ОРУЖИЕ ДЕРЕВЯННОГО ВЕКА: БУМЕРАНГ И ДЕРЕВЯННЫЙ МЕЧ; О КАМНЕ И СОЧЕТАНИИ ДЕРЕВА И КАМНЯ

Из книги Книга мечей автора Бёртон Ричард Фрэнсис

Из книги Как было на самом деле. Чудо света на Руси под Казанью автора

11. Скорее всего, в первой Каабе наряду с внешним обходом вокруг Черного Камня существовал также обычай внутреннего обхода внутри самой Каабы вокруг камня или креста Обратимся снова к Корану. Ведь считается, что именно из Корана извлекаются сведения об обязательном

Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора Носовский Глеб Владимирович

8. Железные клещи, упавшие с неба при боге-царе Гефесте-Свароге, и старинное поселение Клещин недалеко от Ярославля, выросшее затем в город Переславль-Залесский. Известный «Синий Камень» в Переславле-Залесском, на берегу Плещеева озера, – это «заместитель» бывшего здесь

Камня на камне не оставить

автора Серов Вадим Васильевич

Камня на камне не оставить Из Библии. Выражение встречается в Евангелии от Марка (гл. 13, ст. 2) и в Евангелии от Матфея (гл. 24, ст. 1-2). В последнем сказано: «И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё

Не оставить камня на камне

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Не оставить камня на камне см. Камня на камне не

4. Оставлять ли на чай?

Из книги Как выйти сухим из воды. Искусство выкручиваться из самых неловких жизненных ситуаций автора Грегг Кавет

4. Оставлять ли на чай? Никому не нравится чувствовать себя жмотом. Но и лохом быть тоже никому не охота. Где-то между этими крайностями и расположена золотая середина – идеальный размер чаевых. Но вопросы по поводу чаевых не ограничиваются тем, когда, кому и сколько

ГЛАВА 40. Нельзя быть столь легким на подъем, чтобы оставлять тот монастырь, в котором ты обещал Богу умереть. Ибо Отцы старались даже своей келии не оставлять без повода, и в ней они обретали немалую духовную пользу

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

ГЛАВА 40. Нельзя быть столь легким на подъем, чтобы оставлять тот монастырь, в котором ты обещал Богу умереть. Ибо Отцы старались даже своей келии не оставлять без повода, и в ней они обретали немалую духовную пользу 1. Из ПалладияНа Нитрийской горе жил некто по имени

Не оставлять следов

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Не оставлять следов Умирая, дзенский монах Бокудзю попросил своих учеников принести все его книги, всё, что он написал, и всё, что он сказал. Всё это было сложено, но они не могли понять, что он собирается делать. А он начал сооружать из них костер.Они начали кричать и

Из книги Над Евангелием автора (Грибановский) Михаил

VIII. "И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! Посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено так что не останется здесь камня на камне" Мк.13:1–2; Лк.21:5–6 Глубокая и

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

2. Не оставлять надежду

Из книги Христианский вызов автора Кюнг Ганс

2. Не оставлять надежду Богословы слишком долго поносили мир, чтобы теперь не почувствовать искушения сразу загладить всю свою вину. Манихейская демонизация мира сейчас сменилась секулярным прославлением мира: и то, и другое - знак богословской отчужденности от мира.

Например, человеческих отношений, или чьих-то планов. Однако в первоисточнике это выражение употреблялось в прямом смысле, и было пророческим. В Евангелии эти слова произносятся дважды.

Когда Иисус подходил к Иерусалиму, то увидев городские стены Он неожиданно заплакал и стал говорить о бедах, грозящих городу. Закончил Он свою речь такими словами: «И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».

Говоря о «посещении» Христос имел ввиду Свой приход в столицу Иудейского царства. Возникает вопрос; как же Иерусалим не узнал «времени посещения своего», если жители города с почетом и славой встретили Иисуса?

Да, Иерусалим с торжеством встречал Спасителя. Но всего через несколько дней все изменилось. Те же самые люди, наученные своими вождями, потребовали у римского наместника Понтия Пилата предать Иисуса жестокой казни. И это было исполнено…

Второй раз Иисус употребил вырежние «камня на камне» уже будучи в Иерусалиме. Однажды, глядя на Иерусалимский храм, апостолы стали говорить о его величии и великолепии. Иисус же, услышав их разговор, сказал: «Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено». Так он повторил пророчество о горькой судьбе города и храма.

Эти слова Христа сбылись через несколько десятков лет. В 66 году нашей эры иудеи подняли восстание против Рима. А через три года после этого, в 70 году, войска римского полководца Тита взяли Иерусалим. В результате осады и штурма город превратился в руины. Грандиозный Иерусалимский храм был полностью разрушен. До наших дней сохранилась лишь небольшая часть западной его стены, которая теперь носит имя Стены Плача.

Иерусалимский храм имел особое место для религии Ветхого Завета - только в нем иудеи могли совершать жертвоприношения. Вокруг него строилась вся богослужебная жизнь.

С его разрушением Иудейское царство прекратило свое существование, а сами иудеи были рассеяны по всему миру.

Свт. Иларий Пиктавийский

Величественная красота устройства храма была показана Христу сразу же после того, как Он предрек опустошение Иерусалима, словно для того, чтобы тронуть Его. Однако Он сказал, что все должно быть разрушено, что не останется там камня на камне, поскольку уже освящался вечный храм как место обитания Святого Духа. Этот вечный храм - человек, который становится достойным обитания Божьего через познание Сына, исповедание Отца и послушание заповедям.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прп. Иустин (Попович)

Блж. Иероним Стридонский

Блж. Феофилакт Болгарский

Ориген

Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено

После того как Христос предсказал все, что случится с Иерусалимом, Он вышел из храма - Тот, Который сохранял храм от падения, пока был в нем. Ибо пока Слово [Божие] было у иудеев, не отнимая от них Царства Божия, он стоял, и дела иудеев были невредимы. После же того, как, согласно слову Самого [Господа], сказавшего: Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу (Мф. 21:43) , Он отнял у них Царство Божие и дал язычникам; тогда и Иисус, и Царство Божие оказались у язычников. Поэтому ныне ни Иисус, ни Царство Божие не находятся у иудеев, ибо они оставлены как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город (Ис. 1:8) , из-за злодеяния, которое совершили против Христа.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Иисус же рече им: не видите ли вся сия; аминь глаголю вам, не имать остати зде камень на камени, иже не разорится

Сначала спрашивает их: не видите ли всего этого столь чудного? А потом предсказывает погибель всего этого и пророчествует уже не об оставлении только, а о совершенном разрушении. Марк (13:1-2) говорит: и исходящу Ему от церкве, глагола Ему един от ученик Его: Учителю, виждь каково камение и какова здания. И отвещав Иисус рече ему: видиши ли сия великая здания; не имать остати зде камень на камени, иже не разорится. А Лука (21:5-6) написал: и некиим глаголющым о церкви, яко камением добрым и сосуды украшена, рече: сия яже видите, придут дние, в няже не останет камень на камени, иже не разорится . Подошли, конечно, все ученики. Чтобы указать Иисусу Христу на здания храма; а когда некоторые из них говорили между собой о храме, что он украшен дорогими камнями и богат вкладами, то один из учеников же сказал Иисусу Христу: Учителю, виждь, каково камение и какова здания ; но Он и ему всем остальным сказал то, что ответил. Иные говорят, что в некоторых частях остался камень на камне, который не был разрушен. Им мы возражаем, что все, на что было указано и что тогда достойно было удивления, согласно с предсказанием Господа, было разрушено до основания. А если что-нибудь осталось от римлян, то было разрушено потом или перенесено к другим зданиям.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено

(Мк. 13:2; Лк. 21:6) . Так как по Мк. 12:1 с Христом говорил только один ученик, то в 13:2 Он и отвечает только ему одному. У Матфея и Луки Он говорит со всеми учениками.

Если ученики не могли примирить мысли о предстоящем запустении храма и всех храмовых построек с их тогдашним великолепием, то Христос теперь только усиливает прежде высказанную Им мысль, говоря, что в храме будет не только внутреннее запустение, но и внешнее, что от того, чем любуются ученики, не останется камня на камне. Все это исполнилось буквально. Κελεύει ήδη τ"ν τε πόλιν άπασαν καί τον αεών κατασκάπτειν (кесарь повелевает срыть весь город и храм), говорит иудейский историк (Иосиф Флавий, Иудейская Война, 7:1, 1). Во время иудейской войны и взятия Иерусалима Титом храм был сожжен, а “город сравнен с землею.” Только три башни во дворце Ирода и часть стены были оставлены, первые - как памятники бывшей некогда крепости города, а последняя - в качестве защиты при возобновлении осады. Похвальной речью войску, наградами за выдающиеся воинские подвиги, благодарственной жертвой и пиром отпраздновал Тит трудно и со многими жертвами достигнутую победу (Шюрер). Иерусалим пал в сентябре 70 года по Р. X.

Толковая Библия.

Обращаясь к ученикам, Христос предостерег: “Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят”. Эти слова Христа исполнились.

(Евангелия от Матфея, 24; от Марка, 13; от Луки, 21:5-38)

Однажды, выходя из храма, ученики обратили внимание Иисуса на величие и красоту этого сооружения, массивные стены которого выдержали некогда осаду армии Навуходоносора.

Перед Иисусом было действительно великолепное зрелище, но Он с грустью сказал: “Я вижу все это. Строение прекрасно. Но послушайте Меня: придет день, когда не останется здесь камня на камне; все будет разрушено”.

Христос говорил это перед большим скоплением народа. Но, когда Он остался один, Петр, Иоанн, Иаков и Андрей пришли к Нему на гору Елеонскую. “Скажи нам, – попросили они, – когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?” Отвечая Своим ученикам, Иисус не стал разделять два события – разрушение Иерусалима и великий день Своего пришествия, слив воедино их описание, предоставив ученикам возможность самим уяснить заложенный в них смысл. Когда Он говорил о разрушении Иерусалима, Его пророческие слова значили гораздо больше и предрекали грядущее вплоть до последнего великого дня, когда Господь восстанет, чтобы наказать мир за его грехи. Это слово сказано было не только для учеников, но и для тех, кто будет жить в последние дни земной истории.

Обращаясь к ученикам, Христос предостерег: “Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят”. Эти слова Христа исполнились. В период между Его смертью и осадой Иерусалима появилось много лжехристов. Но это предостережение справедливо и для живущих в последнее время. Тот же самый обман, к которому прибегали лжехристы до разрушения Иерусалима, повторялся на протяжении всех веков и будет совершаться в будущем.

“Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец” (то есть не конец иудейского народа), – сказал Христос. “Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней”. Перед разрушением Иерусалима люди боролись за власть, повсюду велись войны и распространялись военные слухи. “Все эти знамения, – предупредил Иисус, – лишь начало Его судов”.

“Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга”. Все это пережили христиане.

Через Своих слуг Бог дал иудейскому народу последнюю возможность покаяться. Он являл Себя через Своих свидетелей, которых судили и бросали в тюрьмы, а судьи выносили им смертный приговор. Всякий раз, когда преследуют христиан, свидетели этих гонений делают выбор: за Христа или против Него. Те, кто проявлял сочувствие к невинно осужденным, показывают свое расположение ко Христу. Другие же раздражены тем, что принципы истины находятся в прямом противоречии с их обычаями.

Христос дал своим ученикам знамение скорой гибели Иерусалима и объяснил, как спастись. “Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что эти дни отмщения, да исполнится все написанное”. Христос предупреждал о событиях, которые произойдут через сорок лет, при разрушении Иерусалима. Христиане вняли этому предостережению, и ни один из них не погиб во время осады города.

“Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу”, – сказал Христос. Творец субботы не отменил ее, пригвоздив ко кресту. Смерть Христа не умалила субботу. Через сорок лет после Его распятия суббота должна была оставаться по-прежнему святой. В течение сорока лет ученикам надлежало молиться, чтобы их бегство не случилось в субботу.

От разрушения Иерусалима Христос сразу же перешел к самому великому событию – к последнему звену в цепи истории нашей земли. Он начал говорить о пришествии Сына Божьего в величии и славе. Между этими двумя событиями Христос видел целые столетия мрака, ознаменовавшиеся кровью, слезами и мучениями Его последователей. Его ученики не выдержали бы такого зрелища, и Иисус упомянул об этом лишь кратко. “Тогда будет великая скорбь, – сказал Он, – какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни”. Более тысячи лет продолжались такие гонения на последователей Христа, каких мир никогда не знал ранее. И если бы Господь не простер Своей руки, чтобы сохранить Свой народ, все бы погибли. “Но ради избранных, – сказал Он, – сократятся те дни”.

Гонения на религиозной почве вновь повторятся в истории. Властители издадут законы, ограничивающие религиозную свободу. Они присвоят себе право, которое принадлежит одному Богу – распоряжаться совестью человека, над которой властен только Бог. Уже сегодня они начинают делать первые шаги и не остановятся до тех пор, пока не достигнут предела, через который уже нельзя перейти, потому что Бог вступится за Свой верный народ, соблюдающий заповеди.

Освобождением для детей Божьих станет Второе пришествие их Спасителя и Господа Иисуса Христа.

Подготовила И. Беднякова



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!