Указать место лечения от компьютерной зависимости подростка. Игровая зависимость от компьютерных игр у подростков

Слайд. Сегодня одним из популярных занятий подростка в свободное время стали компьютерные игры и «зависание» в Интернете. Нужно признать, что компьютер - наше настоящее и будущее. Безусловные плюсы современной компьютеризации - это развитие у детей важнейших операций мышления: обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания. Компьютерные игры развивают и детский интеллект, и зрительно-моторную координацию. Интернет предлагает образовательный и полезный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Многим родителям знакома проблема, как усадить школьника за домашние уроки. А на компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, приобретают элемент игры. Работа на нем обучает детей новому более простому способу получения и обработки информации. Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, лежит в основе формирования познавательной мотивации, множества интеллектуальных навыков. Но родители должны понимать, что все должно быть в разумных пределах, иначе «плюсы» начнут превращаться в «минусы».

В России все чаще говорят о негативном воздействии компьютерных игр на психику ребенка. Бесконтрольное пользование Интернетом и чрезмерное увлечение компьютерными играми может привести к компьютерной и игровой зависимости, полному нарушению социальных связей, которое выражается в том, что дети не умеют и боятся общаться друг с другом, они отделяют себя от реального мира и уходят в свой - виртуальный. В виртуальном компьютерном мире легко можно стать кем угодно. Для этого не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, не нужно скрывать агрессию. Достаточно только «загрузить» игру А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К сожалению, и проблемы тож… С одной стороны, виртуальный мир предоставляет огромные возможности, сегодня он оказался, по сути, главным источником информации.

Слайд. Но, информационное воздействие Интернета может нанести непоправимый вред ребенку, т. к. в компьютерной сети невозможно отследить качество и содержание информации, поступающей и обновляющейся ежесекундно. Родители должны знать, что существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действий тех или иных наркотиков. Современные дети часто посещают нежелательные сайты, ввязываются в общение с незнакомыми людьми, когда пользуются компьютером дома в отсутствие родителей.

Особенно если отношения с родителями отчужденные, и ребенок чувствует себя одиноким, он, не задумываясь, доверяется любому злоумышленнику, представляющемуся ему благосклонным и симпатизирующим собеседником. К сожалению, реальная встреча с таким «доброжелателем» может закончиться трагедией.

Пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Наиболее часто наблюдается у детей и подростков, особенно у мальчиков.

Основное значение имеет не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.

Слайд. Компьютерная зависимость - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

Обычно компьютерная зависимость у детей возникает в 10-16 лет. И в этом нет ничего удивительного – подростковая психика еще недостаточно устойчива. Однако медицинская статистика неутешительна – среди игроманов все чаще можно встретить младших школьников и даже дошколят. Как распознать компьютерную зависимость у детей?

Слайд. Опровергнуть или подтвердить наличие у ребенка этого заболевания можно только после консультации у психолога. Однако и в домашних условиях родители могут обратить внимание на явные симптомы зависимости.

    Ребенок сидит за монитором более трех часов в день, не учитывая выполнение домашних заданий.

    Подростку нужно, чтобы компьютер работал в фоновом режиме. Поэтому ребенок включает его сразу после пробуждения, возвращения с занятий.

    Любые попытки взрослых ограничить время, проводимое за экраном, часто заканчиваются ссорами, скандалами и острыми конфликтами с подростком.

    У школьников резко снижается количество социальных контактов, поскольку общение происходит в мессенджерах, соцсетях.

    Дети не способны занять себя в отсутствие гаджетов. Настольные игры, книги и другие развлечения им попросту не интересны.

    Зачастую ребенок пренебрегает домашними обязанностями, уроками в пользу еще одного сеанса игры.

    Практически все взаимодействие со сверстниками сводится к обсуждению новинок игровой индустрии, компьютерной техники.

Самое очевидное последствие постоянного пребывания за монитором – это нарушение зрения. По данным Министерства здравоохранения РФ, среди сегодняшних подростков широко распространен «компьютерный зрительный синдром», среди симптомов которого – резь в глазах, слезоточивость и постоянные головные боли.

Слайд. Однако проблем со здоровьем из-за компьютера возникает гораздо больше. Компьютерная зависимость у детей может вызвать:

    ожирение, поскольку дети, уставившись в экран, не гуляют, не играют, а механически поедают то, что лежит у них в тарелке;

    ослабление иммунитета, а значит, подверженность простудным и инфекционным заболеваниям;

    проблемы с памятью, концентрацией внимания, и, как следствие, трудности с учебой;

    бессонницу;

Слайд. Основные типы компьютерной зависимости у детей

Перед тем как рассуждать о способах решения проблемы нужно понять, какой именно вид зависимости существует у ребенка. По мнению специалистов, нездоровое увлечение компьютером бывает трех основных типов.

    Игровая зависимость у детей (кибераддикция) проявляется в нездоровом влечении к компьютерным игрушкам.

    онлайн серфинг, или непреодолимая нужда в постоянном потоке информации, заставляет человека бесконечно путешествовать по Сети.

Слайд. Компьютерная зависимость

Кибераддикция (англ. addiction - зависимость, пагубная привычка, кибер - сокр. слова кибернетический) - зависимость от компьютерных игр

В 2012 году термин «Кибернетическая лудомания» официально введён в мировую медицинскую практику.

Единственная классификация компьютерных игр, разработанная психологом, которую мы имеем на сегодняшний день - это классификация Шмелева, созданная им в 1988 году. Однако это скорее жанровая, нежели психологическая классификация компьютерных игр; кроме того мы вынуждены отметить, что она не является полной даже как жанровая - в ней отсутствуют игры типа «стратегии», которые в настоящее время получили очень большое распространение.

Слайд. Выглядит она следующим образом:

I. Ролевые компьютерные игры.

3. Руководительские игры.

1. Аркады.

2. Головоломки.

3. Игры на быстроту реакции.

Слайд. I. Ролевые компьютерные игры . Основная их особенность - наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина «вхождения» в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Здесь выделяется три подтипа преимущественно по характеру своего влияния на играющего, силе «затягивания» в игру, и степени «глубины» психологической зависимости.

1. Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз». Если, в случае с последними, человек в критические секунды жизни своего героя может бледнеть и ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных «врагов», то в случае вида извне, внешние проявления более умеренны, однако, неудачи или гибель «себя» в облике компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.

3. Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми. Акцентирование предпочтений играющего на играх этого типа можно использовать при диагностике, рассматривая как компенсацию потребности в доминировании и власти.

II. Не ролевые компьютерные игры. Основанием для выделения этого типа является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте «прохождения» и (или) набирания очков. Выделяется несколько подтипов:

1. Аркадные игры. Этот тип совпадает с аналогичным в жанровой классификации. Такие игры еще называют «приставочными», т.к., в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены на игровых приставках. Сюжет, как правило, слабый, линейный. Все, что нужно делать играющему - быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.

2. Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.

3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4. Традиционно азартные игры. Мы употребляем в названии слово «традиционные», поскольку нельзя назвать тип просто «азартными играми», т.к. практически все не ролевые компьютерные игры по своей природе являются азартными. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом -- компьютерные варианты игрового репертуара казино. Психологические аспекты формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов весьма сходны и, поэтому, мы не будем акцентировать на этом внимание.

Слайд. Самые опасные игры!!!

(по данным «The Youth Care Foundation», Швеция)

World Of Warcraft (11,5 миллиона пользователей)

Grand Theft Auto 4, Manhunt, Postal, DOOM, серия Mortal Kombat

Lineage 2 Resident Evil 4 Condemned Clive Barker’s Jericho

Слайд. Почему формируется компьютерная зависимость?

Первое и необходимое условие формирования любой зависимости – чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным, либо стремиться «уйти». А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру… В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» детей, завышенные требования, которые предъявляют к ребенку взрослые.

Второе условие формирования игровой зависимости – удовольствие. Во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости - эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость. Поэтому именно дети, которым в жизни недостает позитивных эмоций, чаще всего становятся жертвами компьютера.

Причем, компьютерная зависимость формируется очень быстро (достаточно полтора-два месяца!) и в дальнейшем оказывает огромное влияние на развитие личности, особенно детской.

Причины появления компьютерной зависимости:

отсутствия теплых доверительных отношений, понимания в семье;

неумения ладить с окружающими, отсутствия друзей;

отсутствия увлечений, хобби, не связанных с компьютером;

общая неудачливость ребёнка.

Профилактика компьютерной зависимости:

создание теплых отношений с собственным ребенком;

совместное времяпрепровождение и интерес к его жизни и досугу;

ограничение времени проведения перед компьютером;

увлечение ребенка спортом, книгами, искусством.

Важно знать!!! Тяжёлая форма компьютерной зависимости лечится у психиатра!!!

Во всех случаях - это люди, маниакально зависящие от виртуального мира.

По мнению специалистов, игромания так же пагубна, как алкоголизм или наркомания, и приводит к глубоким изменениям личности - самоизоляции, неуравновешенности психики, патологической забывчивости и неопрятности, равнодушию к близким. Заболевший испытывает непреодолимое желание, как можно дольше находиться в виртуальной реальности, забывая обо всем.

В игре ребенок получает власть над миром, превращаясь в любого сказочного персонажа или киногероя. Играя, он одним движением компьютерной мышки может переиграть какой-то сюжет, вернуться назад, переделать часть игры. Это особенно засасывает детей, которые в реальной жизни понимают свою неуспешность.

Кроме того, нельзя не учитывать, что практически все подростковые игры построены на агрессии и убийствах. Во многих происходит тотальный гомицид - дозволенное убийство.

А ведь ролевая игра не просто развлечение. В такого рода играх быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут подвигнуть неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов в реальной жизни.

Опасность для психики таит в себе и Интернет. Во Всемирную сеть можно выходить под любым именем, придумать любую биографию, имидж. У некоторых психически неустойчивых подростков в связи с этим возникают проблемы самоидентификации. У компьютероманов происходит отчуждение "Я", начинается раздвоение личности. Вторая патология - дети начинают лихорадочно рыскать по сайтам, бессмысленно скачивая информацию. Для них самоцель - "сидение в Интернете".

Единственный, на настоящей момент, проверенный способ не дать подростку «присесть» на компьютерные игры - это привлечь его в процессы, не связанные с виртуальной реальностью. Показать растущему человеку массу существующих увлекательных занятий: спортивные секции, кружки по интересам, туризм, танцы и т.п., которые позволяют пережить острые ощущения и самореализоваться, но при этом тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Всегда нужно помнить, что компьютер может стать другом, помочь в беде, найти единомышленников, а может и добавить огромное количество проблем, привести к одиночеству, став заклятым врагом.

Слайд. Зависимость подростков от социальных сетей

Все чаще подростки попадают под их зависимость. Вам наверняка говорили такое выражение, как: «Сайт вконтакте на подобие холодильники, ты знаешь, что он пустой, но все равно заглянешь десять раз». Вот также и со школьниками, вначале они проявляют любопытство, потом их вовсе невозможно отлепить от компьютера.
Среди молодежи есть такая игра на подобие «У кого больше друзей?». Ведь их количество порой доходит до пяти тысяч. Зачем им столько друзей? Теоретически, круг знакомых любого человека не превышает двухсот человек, а наиболее близких друзей около 5-10. Мы просто не в состоянии запомнить более пятисот людей. Имея у себя в друзьях 2000 людей, человек все равно чувствует, что одинок

Подростки тратят родительские деньги, чтобы подарить виртуальные подарки своим «друзьям». Но в социальной сети можно все:
- продумывать фразы, которые напишешь «друзьям»;
- скидывать свои самые лучшие фотографии;
- рассказывать о событии, которого на самом деле не было, но так хочется, чтобы оно было;
- творить свой виртуальный мир.
Частое посещение социальных сетей для полностью несформировавшейся психики подростка может негативно сказаться на его здоровье. Школьник будет меньше общаться со своими реальными друзьями, а также замкнется в себе. Если у ребенка образовались комплексы, то они начнут развиваться с большой скоростью.
Опасность социальных сетей в анонимности и возможности скрывать свою личность, примеряя различные роли по своему желанию. Подростки играют роль того, кем бы им хотелось быть, уходя от реальности и проживая в сети чужую, совершенно непохожую на реальность, жизнь. В некоторых случаях это приводит к раздвоению личности и потере чувства реальности.

Слайд. Признаки интернет зависимости у подростков:

    Снижение успеваемости, систематические прогулы,

    Частые беспричинные перемены настроения, от вялого до приподнятого, от безучастного-подавленного до приподнятого-эйфорического.

    Болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы.

    Нарастающая оппозиционность к родителям, родственникам, старым друзьям.

    Значительное эмоциональное отчуждение.

    Ухудшение памяти и внимания.

    Приступы депрессии, страха, тревоги, появление фобий.

    Ограниченное общение с друзьями, родителями, родственниками, значительное изменение круга общения.

    Уход от дел, к которым наблюдался интерес, отказ от хобби.

    Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги.

    Изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее не характерные

Слайд. У детей и подростков наблюдаются четыре степени Интернет-зависимости.

1. Ребенок проводит за компьютером менее 7 часов в неделю, его деятельность в сети разнообразна, он охотно рассказывает, чем занят. Сам выключает компьютер, «отлучение» от Интернета и необходимость прерваться (для уроков, разговора и т.д.) воспринимает спокойно, проблем со сном и аппетитом нет. Учеба в норме, одевается как всегда, в комнате порядок.

2. Ребенок находится за компьютером до 15 часов в неделю, деятельность разнообразна, но однонаправлена (игры, соцсети и т.д.), рассказывает не обо всем. Компьютер выключает после напоминания, необходимость прерваться воспринимает по-разному, в том числе и негативно. Иногда объедается у компьютера или забывает поесть, изредка бывают ночные кошмары. Учеба в норме, может неаккуратно одеться, захламить комнату.

3. Ребенок пребывает за компьютером до 22 часов в неделю, деятельность узконаправлена (3-4 чата, соцсети или игры), неохотно рассказывает о ней. Компьютер выключает после нескольких напоминаний, перерывы воспринимает негативно. Аппетит заметно снижен или повышен, сон нарушен – спит то мало, то много, кричит и мечется во сне. Учеба страдает, одежда часто неаккуратна, в комнате беспорядок. Несколько меняется круг общения и интересы.

4. Ребенок засиживается за компьютером более 3-х часов в день, ежедневно, не отрываясь, предпочитая 1-2 игры или соцсети или беспорядочный серфинг. Компьютер старается не выключать вообще, постоянно проверяет почту и мессенджеры, на просьбы прерваться или рассказать, чем занят, реагирует агрессивно. Аппетит и сон сильно нарушены, успеваемость сильно упала, одежда и комната в беспорядке, круг общения и интересы сменились.

Первая-вторая стадия почти не требуют вмешательства – это естественный интерес, необходимый для жизни в современном мире. Достаточно разговаривать с детьми об их увлечениях и ненавязчиво отслеживать, чем они заняты, о чем пишут в соцсетях, во что играют. Хороший способ поднять родительский авторитет – обыграть ребенка в его игру или поддержать флэшмоб в соцсети.

Третья стадия свидетельствует о необходимости серьёзного вмешательства, консультаций с психологом. Надо «выдернуть электрод», обеспечив ребенку полноценную жизнь в реальности – сильные впечатления, дружную компанию, полезное занятие. Пусть лазает по веревочным лестницам и скалодромам, учится фехтовать или ездить верхом, играет в КВН, в крайнем случае использует компьютерные навыки для дизайна или написания программ. Договоритесь об ограничении времени за компьютером с правом раз в неделю или раз в месяц наиграться вволю.

Четвертая стадия, к сожалению, без вмешательства профессионалов может окончиться печально. Для определения степени тяжести заболевания, объема вмешательства и лечения, обратитесь к тем специалистам, к которым вас направит школьный психолог, врач из поликлиники или частной клиники.

Слайд. 3) Интернет-серфингом названо посещение страниц web-сайтов. Занимаясь чтением новостей, просмотром фильмов, играя в онлайн игры, люди серфят в виртуальном пространстве. Для серфинга нужно установить на компьютер обозреватель. Это особая программа, предоставляющая возможность связываться с web-узлами и слушать, читать и смотреть информацию, содержащуюся в них. Благодаря ей можно также перемещаться к иным узлам, кликая по гиперссылкам.
Открывающийся веб-документ может содержать другие ссылки. В результате пользователь «плывет» по океану информации. Поэтому используется название «серфинг».


В последние десятилетия компьютерная зависимость стала серьёзной социально-экономической проблемой из-за своего распространения на всё более широкие массы. Статистика указывает, что до 10% пользователей персональных компьютеров и Всемирной паутины в мире уже страдают от того или иного вида компьютерной зависимости. А в таких странах, как Северная Корея и КНР проблема зависимости от компьютеров признана на государственном уровне и находится под правительственным контролем.

Суть проблемы

Что страшного в том, что ребёнок играет в компьютерные игры? Ведь тогда в доме тихо и спокойно. Но современные психологи начинают бить тревогу по поводу того, что дети всех возрастов впадают в зависимость от компьютеров. По существу, различные зависимости похожи одна на другую. Если наркозависимый человек постоянно находится в поисках дозы, то ребёнок с не меньшим нетерпением ждёт момента, когда ему разрешат сесть за компьютер и включить любимую игру. До того же он не знает, чем заняться, не находит себе места, болтается по дому, изнывая от тоски. Это уже такая проблема, которая требует настоящего лечения, чтобы избежать более серьёзных проблем.

Происхождение термина «компьютерная зависимость»

Словосочетание «компьютерная зависимость» возникло в начале 90-х годов прошлого века вместе с развитием производства персональных компьютеров. Этот термин обозначает состояние человека, который уже не может без этой техники жить, а готов всё свободное время проводить за экраном монитора. Но с тех пор зависимость претерпела ряд изменений, возникли разные её формы, а сама она превратилась из беды единиц в массовую проблему всех возрастов.

Причины возникновения компьютерной зависимости

Особенно важно знать, почему компьютерная зависимость появляется у подростков. В первую очередь следует назвать недостаток внимания как со стороны родителей и других взрослых, так и своих сверстников. Его-то ребёнок и компенсирует с помощью «умной железяки» . Эта проблема стала ещё более острой с появлением многочисленных социальных сетей, ведь там подросток может создать себе иной, улучшенный образ, может завести, наконец, друзей… и уйти в виртуальную жизнь. В этом случае речь уже идёт не просто об игромании, а о настоящей интернет-зависимости подростка. Заставить его уйти в виртуальный мир могут и другие причины:

  • неуверенность в своих силах;
  • недооценка собственной личности;
  • недовольство своей внешностью (при настоящих или кажущихся отклонениях).

Часто он поступает так просто потому, чтобы не отличаться от погодков - раньше это было связано с игровой зависимостью, но теперь к тому же ведёт развитие социальных сетей.
Если у ребёнка не появилось других увлечений, и он не знает, как «убить» свободное время, то это также повод «плотно сесть» за компьютер.
Может провоцировать привыкание к компьютеру и воспитание, и манера семейного общения. Если родители не позволяют ребёнку проводить больше пары часов в день за компьютером, то и зависимости будет труднее развиться.

Недетский контент: откуда берутся трёхлетки с неврозами?

Многие современные родители не только лояльно относятся к тому, что их чада смотрят фильмы далеко не...

Основные опасности

Важно особенно подчеркнуть, что именно у подростков компьютерная зависимость наиболее опасна, поскольку грозит тяжёлыми последствиями. Когда человек находится в виртуальном мире, то он теряет способность адекватного контроля реального времени, поэтому регулярно опаздывает, пропускает занятия или вовсе прогуливает школу.
Серьёзнейшей проблемой стал высокий уровень агрессии, вызываемый у ребёнка в процессе некоторых компьютерных игр. Если ему что-то не удаётся, то он проявляет бурю негативных эмоций, а его психика постепенно расшатывается и дестабилизируется. Эти эмоции он переносит и в реальный мир, когда общается с друзьями и родителями. Но плохо даже то, что после сто первой попытки ребёнок сможет справиться с игрой. Тогда после этого он подумает, что и в реальной жизни всё может так же просто получиться. А реальность безжалостно бьёт его, заставляя в себе разочароваться. Пагубно сказывается компьютерная зависимость и на здоровье ребёнка: безусловно, портится зрение, возможен авитаминоз и прочие проблемы, вызванные неправильным питанием - страдающие компьютерной зависимостью подростки перестают нормально питаться, времени у них хватает только на перекусы. Подросток перестаёт следить за своим внешним видом, забывает про личную гигиену.

Разновидности компьютерной зависимости

Уже упоминалось, что компьютерная зависимость может принимать разные формы. Сегодня преобладает игромания и интернет-зависимость, когда подросток с головой уходит в виртуальный мир.
Игровую зависимость можно диверсифицировать по типам игр:

  • Ролевые игроманы видят игру глазами своего персонажа. Не менее худшим вариантом является видение своего героя со стороны.
  • Менее опасны стратегические игры, но даже они могут втянуть подростка в свой мир.
  • Более простые игры, представленные флеш-игрушками, аркадами, головоломками.
  • Особенно опасны виртуальные азартные игры, в которых игроки могут расставаться с реальными деньгами.

Потенциальные жертвы

Кто может обзавестись компьютерной зависимостью?

  • Большой риск есть у детей, часто предоставленных самим себе из-за отсутствия дома родителей.
  • Это может касаться и детей нуворишей, которые обычно находятся дома одни или с прислугой, которую не намерены слушаться.

Зависимость от компьютеров больше наблюдается среди мальчиков, согласно статистике, их в 10 раз больше, чем девочек. Наиболее опасным возрастом считается 12-15 лет.

Чем грозит зависимость от компьютера?

Зависимость от компьютерных игр способна привести к многочисленным неприятным последствиям:

  • У ребёнка с такой зависимостью будет постепенно, но неуклонно сужаться круг общения, что в реальной жизни может закончиться полной его изоляцией от общества, а это чревато тяжёлыми последствиями.
  • Здоровье подростка также может претерпеть необратимые изменения: нарушится обмен веществ, наступит ожирение и атрофия мускулатуры, упадёт зрение.
  • Постепенно, но неуклонно будет нарушаться и дестабилизироваться психика.
  • Кроме того, игроман из подросткового возраста захватит все свои болячки во взрослую жизнь, что может её попросту разрушить.
  • Подросток может пойти даже на воровство, поскольку многие игры в интернете не бесплатные. В этом случае он уже идёт на прямое столкновение с законом.

Как появляется зависимость?

Психологи понаблюдали за страдающими компьютерной зависимостью людьми, и пришли к интересным и одновременно довольно пугающим выводам. Так, обнаружилось большое сходство между компьютерной и химической зависимостью, имеющие почти одинаковые симптомы. В обоих случаях у человека резко сужаются зрачки при виде желанной цели.
Дети также перестают успевать в школе, перестают следить за своим внешним видом, страдают различными степенями ожирения из-за неправильного питания и малоподвижного образа жизни, а иногда, наоборот, теряют вес, поскольку просто забывают поесть. Наличие свободного времени превращается для них в пытку, поскольку они не знают, что делать.
Чтобы не допустить такого развития событий сделать нужно не так уж много: до трёх лет не подпускать малыша к телевизору, и ещё дольше - к компьютеру (желательно до 10 лет). Ведь предрасположенность к разного рода зависимостям появляется как раз в этом возрасте. Но, к сожалению, в наше время это остаётся практически недостижимой задачей.

5 правил безопасного детского загара

Лето у нас не очень длинное, и родители хотят, чтобы дети по максимуму побыли на солнце, напитавшись...

Механизм зависимого поведения

У ребёнка зависимое (аддитивное) поведение формируется в результате перехода из реальной жизни к виртуальной, неважно, с применением химических агентов или без оного. Суть же самого явления в том, что подросток заменяет реальные роли виртуальными, которые ему ближе по духу или просто более удобны. Игра в интернете начинает компенсировать ему то, чего он не добирает в реальной жизни. Если подросток физически слаб и неспособен на отпор сверстникам, то он скрывается от них в компьютерном мире.
Тем подросткам, кому недостаёт реального общения, притягательной становится жизнь в социальных сетях, где они могут легко примерять на себя различные маски и роли. Это может вызвать очень неприятную проблему самоидентификации личности. Здесь они могут подружиться с людьми, которые кажутся надёжными на первый взгляд. Но когда приходит трудная минута, а помощи ни от кого из интернет-друзей не будет оказано, то у подростка наступает жестокое разочарование и здесь.

Как избежать компьютерной зависимости?

Чтобы подросток не впадал в зависимость от интернета или компьютера, есть несколько простых, но эффективных правил:

  • Нужно строго регламентировать время пребывания подростка у компьютера. Одновременно родители могут проверять, чем же занят ребёнок в Сети.
  • Важен личный пример родителей - если папу не оторвать от монитора, то и его отпрыск будет стремиться к тому же.
  • Следует правильно планировать семейное свободное время, больше уделяя внимания пребыванию на природе.
  • Желательно плотнее заполнить свободное время ребёнка: нанять репетитора, отправить на кружки, больше уделять времени учёбе - тогда на зависимости просто не останется времени.
  • Радикальным решением может быть использование программ, ограничивающих работу подростка за компьютером.

Заподозрив у ребёнка компьютерную зависимость, родители должны принять неотложные меры. Можно записаться к психологу, который поможет составить план действий. Ведь часто из лучших побуждений родители поступают неправильно. Не рекомендуется мгновенный запрет на компьютерные игры, который только обострит ситуацию. К этому нужно идти постепенно, понемногу сокращая время сидения перед монитором. Нужно присматриваться к виду игр, к которым чадо особенно тяготеет. Ведь есть среди них и достаточно полезные - с образовательной направленностью или развивающие интеллект. Поэтому не всё проведённое за компьютером время можно огульно называть зависимостью - интернет играет значительную роль в современном образовании.

Лечение компьютерной зависимости

Избавление от компьютерной зависимости является комплексной задачей, требующей согласованных действий специалистов из разных областей медицины. Основное значение здесь приобретает социальная реадаптация человека, но её могут провести только опытные психотерапевты и психологи. Психотерапию здесь может дополнить применение медикаментозных препаратов, чтобы полученные результаты быстрее закреплялись.

Помощь родственников

Вне зависимости от конкретной причины, вызвавшей компьютерную зависимость, помочь ребёнку справиться с ней должно его окружение. Первыми обязаны прийти на помощь родители, которые должны максимально постараться, чтобы вытащить в реальный мир подростка. Помочь родителям могут друзья ребёнка и его одноклассники - он должен чувствовать в этот период, что не одинок, что, помимо виртуальной, у него есть ещё и не менее интересная реальная жизнь. Закрепить достигнутые улучшения можно путешествиями, праздниками, вылазками на природу. Но первым условием победы над зависимостью является факт её признания. Окружение должно убедить подростка, что у него есть большая проблема, а он должен убедиться, что это так. Только тогда возможно адекватное лечение и ощутимые результаты.
Нередко к компьютерной зависимости приводят отсутствие возможности для самовыражения и неуверенность ребёнка в себе. В этом случае близкие должны поддержать отпрыска и вместе с ним разобраться в его проблемах. Неправильно будет просто критиковать его за излишнее сидение за компьютером. Так проблема может только углубиться, а ребёнок отдалится от родителей. При наличии у ребёнка игровой зависимости нужно постараться его понять, и даже… разделить его интерес к играм на компьютере. Это поможет родителям приблизить к себе ребёнка, его доверие возрастёт, поэтому он с большей вероятностью последует родительским советам и будет откровеннее делиться с ними собственными проблемами. Зато критику он будет воспринимать за отказ в понимании его интересов, из-за чего может замкнуться или даже стать агрессивным.

8 средств для безопасности ребенка на улице

Родители маленьких детишек в России не очень много знают о предметах для обеспечения детской безопас...

Не поддаваться на уговоры

Лечение компьютерной зависимости у подростков может сопровождаться подобием «ломок», которые могут оказаться не только болезненными для ребёнка, но и тяжёлыми для родителей. Последние будут подвергаться со стороны чада нескольким атакам, причём не только словесным, но и с рукоприкладством. Подросток сам станет уговаривать позволить ему хотя бы полчаса поиграть, обещая взамен что угодно. Но нельзя идти у него на поводу, ведь он, как и наркоманы, своего слова ни за что не сдержит.
Родители должны выдерживать непоколебимую и чёткую позицию. Этот период тяжёл для родителей и тем, что они должны будут найти развлечения для ребёнка, чтобы он хоть на какое-то время забывал про своё увлечение. Простым и эффективным элементом лечения является увеличение времени на совместные дела и общение с подростком. Необходимо скорректировать распорядок дня, хотя к этому не так уж быстро удаётся привыкнуть. Зачастую родители, не видя улучшений, опускают руки. Но не стоит этого делать, а нужно проявить терпение, поскольку улучшение рано или поздно наступит. Если же самостоятельные попытки не приносят успеха, следует воспользоваться помощью профессионалов.

Лекарственные средства в борьбе с компьютерной зависимостью

В случае подобных проблем могут оказаться полезными несколько групп препаратов. Разумеется, для компьютерной зависимости не предусмотрено специфического лечения. Главной задачей назначаемых препаратов выступает устранение нарушений, сопутствующих компьютерной зависимости или ухудшающих её течение. Например, если у страдающего компьютерной зависимостью человека наблюдаются признаки депрессии, то ему предписывается курс приёма антидепрессантов. Излишнее возбуждение и нервозность могут устранить успокоительные препараты.
Большую пользу для избавления от компьютерной зависимости могут принести и растительные препараты, которые помогают нивелировать возбуждение нервной системы и положительно сказываются на деятельности головного мозга:

  • экстракт родиолы розовой;
  • экстракт женьшеня;
  • экстракт душицы;
  • средства «Икан» и «Кордицепс»

После приёма растительных препаратов повышается социальный интерес пациента, повышается его самооценка и нормализуется сон. К тому же у некоторых растительных препаратов есть заметное стимулирующее иммунитет действие, они улучшают работу внутренних органов и позволяют легче адаптироваться к изменениям условий среды. Но приём препаратов должен происходить только после согласования с врачом.
Пренебрежительное отношение к питанию на фоне компьютерной зависимости вызывает в организме недостаток микроэлементов и витаминов. Поэтому в комплексное лечение этой проблемы должны включаться разнообразные витаминные и минеральные комплексы. Вообще, препараты, содержащие селен и витамины Е и А очень полезны не только для лиц, страдающих выраженной компьютерной зависимостью, но и для тех, кто просто вынужден долгое время пользоваться этой техникой. Эти вещества повышают метаболизм в головном мозге, не дают образовываться избытку опасных для всего организма свободных радикалов, которые образуются при активной мыслительной работе мозга.
Для лечения физических проявлений компьютерной зависимости (синдром сухого глаза, нарушения зрения, нарушения осанки, дисплейный синдром) необходимо правильно организовать рабочее место, не забывая о соблюдении режима работы. Чтобы уберечь повреждение зрения необходимо оснастить компьютер качественным монитором и периодически делать гимнастику для глаз.

0 0

Прогресс современного мира идет семимильными шагами. Еще совсем недавно люди имели только телевизоры в домах, а на сегодняшний день у каждого есть по мобильному телефону, причем последней модели, и по компьютеру. Доступность новой техники, которая вошла не только в личную жизнь человека, но и в остальные сферы, привела к тому, что психологам нужно бороться с новым видом зависимости – компьютерная зависимость, которая может проявляться своими признаками у подростков, у мужчин и у женщин. Лечение начинается с выяснения причин, которые достаточно легко выявить.

Компьютерная зависимость – относительно новое понятие. Под ней понимается тяга человека к постоянному проведению времени за компьютером. Поскольку данная технология имеет несколько моделей своего проявления в виде компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов и айфонов, все входит в общее название «компьютеры».

Психологи отмечают, что современный человек все больше времени начинает проводить за компьютером, и тому есть множество причин:

  1. Компьютеры заменили бумажные архивы, книги и библиотеки. Теперь не нужно далеко ходить, чтобы получить нужную информацию.
  2. Компьютеры заменили магазины. Теперь покупки можно совершать кликами и безналичными средствами.
  3. Компьютеры заменили телевизоры. Уже нет необходимости ждать времени, когда покажут любимый сериал или фильм. В любой момент можно посмотреть то, что хочется.
  4. Компьютеры заменили отношения. Теперь можно дружить и общаться с людьми из любых уголков планеты. Если нет любовных отношений, то можно зайти на сайт знакомств. Если не удовлетворяют интимные отношения либо они вовсе отсутствуют, тогда можно воспользоваться порно-сайтами или видеочатами с определенными услугами.

Компьютер заменил многие сферы жизни. Теперь человеку нет нужды выходить из дома, если он может что-либо сделать через компьютер.

Однако в появлении компьютерной зависимости у подростков психологи отмечают еще одну особенность – возможность получать нужные эмоции посредством онлайн-игр или виртуального общения.

Подростки могут плохо ладить с родителями, не иметь друзей в реальной жизни, не сходиться во мнениях с одноклассниками, быть двоечниками и неудачниками по жизни, однако все нужные эмоции и одобрения получать в . Подросток может начать играть в игру, где он будет самым лучшим. Так, мальчишки увлекаются различными стрелялками, бродилками, стратегиями, войнушками, чтобы выплеснуть свою энергию, при этом показать свою силу и мужественность. Девочки могут увлекаться различными стратегиями по развитию своего дела, мини-играми, где нужно обустроить дом, накраситься, купить наряды или сходить в ночной клуб.

На сегодняшний день велико разнообразие тематик компьютерных игр. Остается только выбрать то, что интересно, чтобы начать играть и чувствовать себя успешным человеком.


Также существует большое количество чатов, социальных сетей, форумов и сайтов знакомств. Здесь подростки могут знакомиться, общаться, выставлять исключительно красивые фотографии, которые демонстрируют их красоту, успешность, интересную жизнь и пр.

Компьютеры плотно вошли в жизнь каждого человека. Зависимыми становятся не только подростки, но и дети, взрослые люди. Однако проблема появления зависимости в подростковом возрасте заключается в том, что человек перестает обучаться, развиваться, обретать профессию и окончательно адаптироваться к реальной жизни.

Что такое компьютерная зависимость у подростков?

Под компьютерной зависимостью у подростков понимается патологическое пристрастие молодого человека проводить время за компьютером. Причем он не использует технологию с целью решения какой-то своей проблемы, выполнения задачи, получения информации. Он прибегает к компьютеру, чтобы развлечь себя, получить положительные эмоции, убежать от реальных проблем, забыть о них и вообще перестать контактировать с окружающим миром, который ему неподвластен.


Компьютерная зависимость развивается в любом возрасте. Даже взрослые люди ею страдают, что можно отметить повсеместно. Даже находясь на работе, люди могут играть в «Косынку», сидеть в социальных сетях, просматривать комментарии к своим фотографиям или играть в компьютерные игры. Стоит отметить, что сильный пол более подвержен компьютерной зависимости, нежели слабый.

Подростковая зависимость от компьютеров плоха тем, что полностью отрывает молодое поколение от реальной жизни. Здесь выделяют игровую и интернет зависимости. Подросток может постоянно с кем-то переписывать, играть в компьютерные игры или смотреть фильмы, сериалы. Зависимость отличается тем, что при попытке отвлечь человека от его компьютерной деятельности можно натолкнуться на его агрессивность и яростное нежелание делать что-то другое.

От компьютерной зависимости нет лечения и профилактики, причиной чего становится то, что современный мир уже включил компьютеры в разные области жизни. Многие профессии включают знание компьютера и постоянную работу с ним. В школах постоянно преподают информатику, то есть изучение основ компьютерной грамотности. В каждом доме есть компьютеры, за которыми могут сидеть родители, а подростки просто повторяют их поведение.


Весь мир компьютеризирован. Поэтому полностью отлучить подростка от компьютеров не получится. И здесь необходимо искать иные подходы того, как сделать человека менее зависимым от данных гаджетов.

Что провоцирует развитие компьютерной зависимости у подростков?

Чтобы разобраться с проблемой компьютерной зависимости у подростков, необходимо знать, что провоцирует ее развитие. И здесь специалисты сайта психотерапевтической помощи сайт выделяют следующие причины:

  • Нехватка общения с людьми, с которыми ребенок хотел бы общаться. Неблагополучные отношения с родителями, непонимание со сверстниками, неприятие ими.
  • Склонность подростков впитывать все интересное и новое. А компьютер пока еще является той игрушкой, которая становится новой в их жизни, особенно когда они ее получают в подарок и могут ею играться неограниченное количество времени.
  • Нехватка внимания со стороны родителей. Здесь также важными становятся общение с родителями, насколько взрослые понимают и поддерживают подростка в любых его желаниях или мыслях.
  • Предрасполагающие качества характера: неуверенность в себе, застенчивость, закомплексованность, трудности в общении.
  • Стремление быть, как все. Если друзья увлекаются компьютерными играми и знают все последние тенденции, то и подросток начинает этим увлекаться, чтобы быть в тренде, в компании, не отставать.

Причины можно рассматривать и в том, что сами родителя подростка являются компьютерно зависимыми. Это не следует исключать. Если мама и папа сами постоянно проводят время за компьютером, то и ребенок будет идти по их стопам. Невозможно будет объяснить ему необходимость заниматься другими делами, если его собственные родители не соблюдают те же правила и рекомендации.

Симптомы подростковой компьютерной зависимости

Распознать компьютерную зависимость у подростка достаточно легко. Симптомами является то, что он практически все свободное время пытается провести за компьютером. Он даже отказывается от еды, сна и не желает идти в школу, чтобы только посидеть за компьютером. Приходя домой, он машинально включает компьютер. Он не задумывается над тем, чтобы еще чем-то заняться. Более того, он постоянно сидит в социальных сетях или играет в игры.

Симптомами компьютерной зависимости выступают:

  1. Психологические признаки:
  • Пренебрежение друзьями и учебой.
  • Неспособность запомнить информацию на уроках, сосредоточить свое внимание.
  • Неспособность собраться с мыслями, быть спокойным, пока не сидит за компьютером. Обычно ребенок становится опустошенным и агрессивным, когда он не за своим компьютером сидит.
  • Увеличение количества времени, которое требуется ребенку, чтобы просидеть за компьютером.
  • Быстрая утомляемость.
  1. Физические признаки:
  • Бессонница.
  • Покраснение и сухость глаз.
  • Боль в спине и голове.
  • Потеря аппетита.

Ребенок становится забывчивым и рассеянным. Он не может выполнять другие дела. Он забывает, что и кому обещал. Он отказывается от встреч и других дел, чтобы только посидеть за компьютером.

Также ребенок начинает иначе смотреть на реальный мир. Меняется его мировоззрение в зависимости от того, какую информацию он впитывает через компьютер. Мир становится нереальным в глазах подростка, который зависим от компьютера.


Проблему в компьютерной зависимости специалисты видят в том, что подросток находит свое утешение в виртуальном мире. Там он может быть, кем захочет, не прилагая усилий, что отличается от реальной жизни. В виртуальном мире нет никаких проблем, успех достигается очень быстро. Если что-то не получается, можно переиграть. Нередко виртуальный мир становится моделью поведения подростка, который переносит ее на реальный. Другими словами, подросток начинает копировать поведение тех героев, которыми увлекается в виртуальном мире, и позволяет себе проявлять агрессию, вступать в драки, даже применять оружие, как это делают его герои.

Лечение компьютерной зависимости у подростка

Отсутствует специализированное лечение, которое помогло бы избавить от компьютерной зависимости подростка. Следует понимать, что условия современного мира не будут способствовать полному устранению компьютера из жизни ребенка. Поэтому следует проводить разъяснительные беседы и профилактику:

  1. Не ругать и не отказывать ребенку в сидении перед компьютером.
  2. Побольше времени проводить с подростком, участвовать в его жизни, общаться.
  3. Говорить о роли компьютера в жизни человека.
  4. Ограничивать время провождения перед компьютером.

Если признаки зависимости говорят о неспособности родителей повлиять на ребенка, тогда нужна помощь психотерапевта.

Резко ограждать ребенка от компьютера нельзя. Нужно постепенно сокращать время провождения перед компьютером. Наказывать его ограждением от компьютера тоже нельзя. Лучше проводить время с ребенком и предлагать ему другие виды деятельности. Также самим родителям нужно быть независимыми от компьютера. Если ребенка отучать от того, чем страдают сами родители, тогда это будет бесполезным мероприятием.

Итог

Оставлять ребенка наедине со своей зависимостью не следует. Нужно понимать, что ребенок не считает необходимым прекращать проводить много времени перед компьютером. Он сам не будет избавляться от зависимости. Поэтому родители должны говорить о настоящей роли компьютера в жизни человека и показывать на собственном примере это.

Интернет зависимость у подростков – довольно распостраненная проблема в сегодняшнем мире. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир, пытаясь уйти от проблем реальности или в поиске развлечений. Безусловно, нельзя отрицать, что компьютер может принести массу пользы для ребенка – это бесценный источник информации, учебного материала, увлекательных книг, фильмов, способ найти новых друзей по всему миру и т.д. В сети несложно найти редкие и ценные книги, которые мало у кого есть дома. Многие игры несут в себе довольно значимый развивающий потенциал – к примеру, логические игры и головломки превосходно развивают способность анализировать, находить связи и восстанавливать логические цепочки. Общение в социальных сетях позволяет улучшить комуникатывные навыки и выучить иностранные языки.

Увы, все эти замечательные возможности компьютера имеют обратную сторону в виде стойкой зависимости подростков от компьютера. Мы говорим о подростках, потому что они, в силу возрастных особенностей, наиболее подвержены развитию таких психологических расстройств, но не следует забывать, что зависимость от компьютера может развиться и у младших школьников, и у взрослых людей.

Интернет-зависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимоть от социальных сетей или игровую зависимость.

Игровая зависимость у подростков

Наиболее опасными психологи считают ролевые игры. Особенно те, в которых игрок видит игровой мир не со стороны, а как бы глазами своего героя. В таком случае уже после нескольких минут игры у игрока наступает момент полного отождествления себя с игровым героем.

Довольно опасными считаются игры, в которых требуется набрать большое количество очков – они также могут провоцировать развитие игровой зависимости у подростков.

Зависимость подростков от социальных сетей

Опасность социальных сетей в анонимности и возможности скрывать свою личность, примеряя различные роли по своему желанию. Подростки играют роль того, кем бы им хотелось быть, уходя от реальности и проживая в сети чужую, совершенно непохожую на реальность, жизнь. В некоторых случаях это приводит к раздвоению личности и потере чувства реальности.

Признаки интернет зависимости у подростков:

  1. Потеря контроля над предметом зависимости, ребенок перестает контролировать себя и время нахождения перед компьютером.
  2. «Доза» (то есть время нахождения за компьютером) постепенно увеличивается.
  3. Преобладание «тоннельного» мышления. Все мысли только об игре или социальной сети и том, как побыстрее добраться до компьютера.
  4. Отрицание наличия проблемы, категорический отказ от помощи.
  5. Недовольство реальной жизнью, ощущение пустоты в реальном мире.
  6. Проблемы с учебой.
  7. Игнорирование близких, друзей, лиц противоположного пола, интерес концентрируется только на предмете зависимости.
  8. Расстройства сна, кардинальное изменение режима.
  9. Агрессия в случае недоступности предмета зависимости, невозможности «употребить».

Как видите, компьютерная зависимость у подростков проявляется так же, как и любой другой вид зависимости (наркомания, алкоголизм, игромания и т.д.) и избавиться от нее бывает так же трудно. Именно поэтому так важна профилактика каких бы то ни было зависимостей у подростков. Если ребенок отказывается идти к психологу за помощью (а именно так обычно и бывает), родители сами должны обратиться к специалистам за консультацией. Ведь семья – это одно целое. Зависимость кого-то из ее членов неизбежно отражается на всех остальных. И в то же время, начав изменять себя, вы можете помочь своему ребенку вернуться к нормальной жизни.

Профилактика интернет-зависимости у подростков

Профилактика компьютерной зависимости у подростков в целом не отличается от профилактики других видов зависимого поведения. Наиболее важный фактор – эмоциональная обстановка в семье и духовная связь между ее членами. Вероятность развития зависимости меньше, если ребенок не чувствует одиночества и непонимания со стороны близких.

Покажите ребенку разнообразие жизни, развлечения, не связанные с компьютером. Проводите время с детьми, гуляйте с ними в парке, ходите на каток или в походы, постарайтесь наладить дружественные отношения. Найдите для себя и своих детей источник приятных эмоций, не связанный с компьютером.

И самое главное – любите своих детей и не забывайте показывать им это.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!