Учебное пособие: Этическая беседа по нравственному воспитанию на тему "Чувства". Этические беседы с учащимися начальной школы Беседы на морально этические темы

Формирование нравственных качеств сегодня проходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима при этом глубокая общекультурная основа — нравственная культура, которая является условием осмысленной и плодотворной жизни, душевного здоровья личности. Какой должна быть культура человека, в двух словах не сказать. Это целая программа воспитания общества. Все начинается с детства, когда мама улыбается ребенку. Далее — школа, где от педагога зависит будущее общества.

Несмотря на то что правила приличия не всегда едины, подчас условны и относительны, их соблюдение необходимо, так как это предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным. Среди правил вежливости есть обязательные, соблюдаемые в интересах общества, и необязательные, которые каждый может соблюдать по своему усмотрению, сообразуясь со своими тактом и вкусом.

Правила поведения необходимо соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени.

Цель этических бесед — помочь школьникам в усвоении общих моральных норм и норм поведения, в соответствии с которыми следует строить свое поведение в конкретной ситуации, оценивать опыт свой и товарищей, общаться бесконфликтно и уметь принимать другое, отличное от своего мнение. Нравственные нормы — своеобразный регулятор поведения. Этические беседы, разумеется, не исключают обсуждения отдельных вопросов в связи с различными поступками детей и отношением их друг к другу и к взрослым.

К этической беседе готовятся и учитель, и дети. Учитель продумывает вопросы к беседе, предлагает детям что-то прочитать или вспомнить из прочитанного, припомнить известный им случай, касающийся отношений между людьми, и оценить различные поведенческие ситуации. Естественно, если атмосфера беседы будет непринужденной, и дети будут свободно высказывать свои мнения, хоть они могут оказаться противоречивыми. Пусть ошибочное мнение подвергнется обсуждению, не следует только осуждать ребенка за ошибку, нужно его и других детей подвести к правильному выводу. Но ни в коем случае учитель не должен преподносить детям готовый вывод. Очень важно, чтобы дети учились самостоятельно думать, сравнивать различные факты, характеризующие взаимоотношения людей, события, видеть их противоречивость и давать правильную оценку, связывая ее с этическими нормами. Если же дети не в состоянии сделать вывод самостоятельно, учитель может прибегнуть к иллюстрациям, примерам, которые помогут сформулировать нравственное правило. Нравственная норма, выработанная в опыте, прошедшая через эмоциональную сферу и осмысленная в беседе, а не просто преподнесенная готовой, становится регулятором отношений детей в их практической деятельности.

В ходе бесед о личной ответственности, доброжелательности, честности, справедливости важно с детьми сформулировать конкретные правила, регулирующие их отношения между собой и со взрослыми.

Эти правила можно поместить в классе:

Умей держать свое слово и обещание.

Не обещай, не подумав, можешь ли ты выполнить то, что обещаешь другому человеку, группе, коллективу.

Если пообещал и потом понял, что не можешь выполнить обещанное, сразу честно скажи об этом.

Если не научился держать слово, выполнять обещания и порученные тебе обязанности, начни с небольшого, но обязательно доведи дело до конца.

Не перекладывай свою вину на другого.

Не будь равнодушен к людям.

Не бойся предлагать свою помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным, пожилым.

Познакомьтесь с некоторыми «не» повнимательнее.

«Не» (А. Маркуша)

1. Не спеши первым сесть за стол.

2. Не разговаривай во время еды.

3. Не забывай закрывать рот, когда жуешь.

4. Не чавкай.

5. Не рвись первым выбегать в двери.

6. Не перебивай говорящего.

8. Не размахивай руками.

9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

10. Не передразнивай говорящего.

11. Не садись раньше старшего без его разрешения.

12. Не протягивай руку первым, подожди, пока старший поздоровается с тобой.

13. Не забудь снять шапку, входя в дом.

14. Не повторяй слишком часто «я».

15. Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

16. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

17. Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

18. Не чихай в пространство, чихай в носовой платок или закрывай при чихании рот ладошками.

19. Не держи руки в карманах.

20. Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе, туалетная комната.

21. Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

22. Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

23. Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

1. Значение и структура этической беседы по вопросам нравственного воспитания

2. Технологический проект беседы по вопросам нравственного воспитания

2.1 Обоснование темы

2.2 Технологический проект беседы на тему «Чувства»

Список использованной литературы


1. Значение и структура этической беседы по вопросам нравственного воспитания

Нравственное воспитание школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предмета и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В процессе нравственного воспитания школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с самого 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод. Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно.

Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших классах беседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрации использовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.

Проведение этических бесед включает в себя:

· подготовительный этап;

· проведение беседы;

· организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.

3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.

4. Продумываются вопросы беседы.

5. Подготовка учащихся к беседе:

а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;

в) определяются групповые задания.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями

В этических беседах со школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед:

1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;

б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок.


2. Технологический проект беседы по вопросам нравственного воспитания

2.1 Обоснование темы


Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день.

Прежде всего ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова.

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности о относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура – человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих.

И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее – это учителя, выдающие еще мудрость – в книге. Объединить нас может только высокая культура.

Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может помочь нам и в отсутствии её - причина многих бед.

Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять больше внимания подрастающему поколению.


2.2 Технологический проект беседы на тему «Чувства»


Цель: Воспитание чувства любви, внимания к своим близким

Задачи:

· образовательная:в ходе беседы изучить основные подходы к определению «чувства», дать определение данному понятию;

· развивающая: развивать умение правильно излагать свои мыли, размышлять;

· воспитательная: прививать любовь, уважение к окружающим людям, родным.

Понятия: чувство, эстетика, родственность, эмоции, ощущения, любовь.

Ход беседы:

Задание 1. Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы.

Пришли два юноши на цветущий луг.

Какая красота! – прошептал Сергей. – Смотри: на зеленом ковре будто кто выткал розовые, красные, голубые цветы!

Действительно – буйная трава! – сказал Матвей. – Сюда корову бы пустить – к вечеру будет два ведра молока.

И пчелы звенят, будто арфа, - прошептал Сергей, захваченный волшебной музыкой.

И ульи сюда бы вывезти. Меда, меда сколько бы наносили! – взволнованно проговорил Матвей.

И есть же такие люди, что не видят этой красоты, - подумал Сергей.

Пойду корову пригоню да ульи привезу, - сказал Матвей и отправился в село.

Ученики отвечают на вопросы:

1) Как воспринимали мир Сергей и Матвей? Для кого из мальчиков жизнь представлялась ярче, насыщеннее?

2) Кого из героев рассказа вы бы выбрали в друзья? Почему?

Задание 2. Попробуйте сформулировать, что такое чувства. Что может чувствовать человек? Какие чувства проявляются у вас особенно ярко?

Ученики отвечают.

Учитель приводит в пример известные высказывания.

Чувства – особый вид эмоциональных переживаний, связанных с представлением или идеей.

Чувства – это цвет мысли. Без них наши мысли – сухие, безжизненные контуры, а не картины. (Н.Шелгунов)

У: Основная реальность внутреннего мира человека – это ощущения, эмоции и чувства. Ощущения – это информация «на входе», которую мы воспринимаем извне. Эмоции – это переживания, которые можно считать информацией «на выходе», это реакция наших чувств на важные для них ощущения. Чувства – это как бы некие существа, населяющие наш внутренний мир. Они могут возникать, развиваться и угасать. Для каждого чувства существует некий круг ощущений, на которые оно реагирует. Для каждого чувства существует и свой круг эмоций, которые оно способно породить. Чувства человека взаимодействуют друг с другом, они могут поддержать друг - друга, могут конфликтовать и даже враждовать. Иногда одно - единственное чувство может подчинить себе все остальные.

Чувство любви. Настроения, сопутствующие чувству любви, могут быть чрезвычайно разнообразны: гордость, восхищение, доверие, нежность, печаль, огорчение, тревога, отчаяние. Едва ли найдется такое эмоциональное состояние, которое мы могли бы легко соотнести с этим чувством. Но первой эмоцией следует назвать радость, восторг, счастье, вызванное самим существованием любимого человека.

В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и гнев. (К.Ушинский)

Задание 3. Какие чувства включает в себя чувство родства?

Ученики пытаются ответить.

У: Чувство родства – наше отношение к родным и близким людям. Чувство родства – одно из самых ранних человеческих чувств и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни.

Самое глубокое из родственных чувств – материнское чувство. Любовь матери не зависит от качеств ребенка. Мать, и только она, может любить малыша не за какие-то достоинства, а просто за то, что он существует. В этот период у ребенка вырабатывается способность быть любимым; лишь потом появляется умение – уже взрослого человека – любить другого, например, мать. Материнская любовь – Это трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь.

Чтение стихотворения учеником (заранее выученное) «Берегите матерей»

Берегите матерей

Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги,

Их любовь во сто крат горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Материнской любви не объять,

И канонов я здесь не нарушу,

Коль скажу: «Мать готова отдать

Свою ласку, нежность и душу».

Мать возьмет на себя вашу боль,

Все терзанья, смятенья и муки,

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет навстречу вам руки.

Пусть за шалость накажет не строго,

Только ей никогда вы не лгите

И во имя великого Бога

Матерей своих берегите.

Не оставьте их без участья,

Сей наказ вы запомните, дети,

Ведь не может быть полного счастья,

Если мамы не будет на свете.

(А.Ремизова)

У: Чувства к родителям – сына к матери, сына к отцу (также и дочери) – все это довольно разные чувства.

У: Чувства братьев и сестер прививают нам вкус к отношению на равных. К старшему брату или сестре обратишься с тем, чего не выскажешь родителям. Младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу.

Чтение стихотворения учителем.

Будь у меня любимый старший брат,

Его советы слушал бы, робея,

Его защите братской был бы рад

До той поры, покуда я слабее.

Будь у меня любимый младший брат,

Его учил бы жизни, как умею,

И защищал, не требуя наград,

До той поры, покуда я сильнее.

(К.Ваншенкин)

Родственные чувства становятся для нас школой личных душевных свойств. На них мы раньше всего учимся любви, дружбе, подчинению и руководству, учимся быть мужчиной и женщиной. Семья – это наше первое и самое естественное общество.

Задание 4. Анализирование учениками высказываний

У: Чувство прекрасно – это способность человека ощущать и ценить красоту жизни.

Ф.М. Достоевский был во многом прав, утверждая, что мир спасет красота. Не сама по себе красота, разумеется, но человек, воспринимающий прекрасное как истинное содержание жизни.

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту. (В. Сухомлинский)

Сколько за детство красоты вошло, таков и ты. (А. Попов)

Подведение итогов

Ученики отвечают на вопросы учителя:

· Что же по-вашему обозначает слово «чувство»?

· Чем отличается от других понятий чувство родства?

· Зачем нам нужно чувство прекрасного?

· Какие Вы знаете виды чувств? Какое из них Вы считаете главным?

· Как соотносятся чувство любви и уважение?


Список использованной литературы

1. Коптева С.И. Инновационные технологии и психологическое сопровождение образования. Учебно-методическое пособие. Мн.: БГПУ, 2004.-104 с.

2. Основы школьной дидактики.Сост. В.А.Капранова, И.Г.Тихонова. Мн.: БГПУ,2004.

3. Процесс воспитания: теория, методика, практика: учеб.-метод, пособие / П845 В.А. Капранова, М.И. Дронь, Л.Л. Подольная и др. / под ред. В.А. Капрановой. -Минск: БГПУ, 2009.-138 с.

4. Справочник по теории воспитания в схемах и понятиях / сост.: Е.Л. Адарченко, Л.Н. Городецкая, Н.А. Хмельницкая. – Мозырь: Содействие, 2005. – 44 с.

5. Степаненков Н.К. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и дополн. – Мн.: изд. Скакун В.М., 2001. – 448.

6. Степаненков Н.К., Пенкрат Л.В. Педагогика: Методика проведения практических занятий. Учеб.-метод. Пособие. – Мн.: Изд. Скакун В.М., 2000. – 80 с.

7. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик, А.С. Чернявская. - Минск: Нац. ин-т образования, 2009. - 120 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Конспект этической беседы для 8-9 классов.

Тема: «Совесть – основа нравственности».

Форма проведения: этическая беседа.

Цель: - формирование нравственных норм;

Показ путей самовоспитания;

Разъяснение норм морали с целью формирования

Нравственных убеждений.

Оборудование: оформление классной доски

Место проведения: классная комната

План беседы

I. Организационный момент

II. Беседа

III. Подведение итогов

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Тема сегодняшней беседы: « Совесть – основа нравственности». Ребята давайте попробуем разобраться в нескольких вопросах, непосредственно связанных с темой сегодняшней беседы.

^ II. Беседа

1.Что такое совесть? (ответы детей)

Совесть - «чувство нравственной от-ветственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом» (Тол-ковый словарь русского языка).

Поэт В.А.Жуковский считал, что со-весть - это «наших дел закон и обвини-тель, свидетель и судья...».

А поэт Николай Рыленков посвятил ей такие строки:

Она скромна. Не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел.

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

^ Н.Рыленков. «Совесть»

Но совесть может вызвать у человека и чувства самоуважения, гордости за хоро-шее дело, благородный поступок. «Людь-ми с чистой совестью» называют тех, кто причастен к таким делам и поступкам. Не о них ли стихотворение Е.А.Благининой «Шинель»?

Почему ты шинель бережешь? -

Я у папы спросила.

Почему не порвешь, не сожжешь?

Я у папы спросила.

Ведь она и грязна и стара,

Приглядись-ка получше:

На спине вон какая дыра,

Приглядись-ка получше.

 -Потому я ее берегу,

Отвечает мне папа,

Потому не порву, не сожгу,

Отвечает мне папа,

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок, на врага

И его одолели.

Это и есть «чувство нравственной от-ветственности» человека перед собой, своими близкими, перед обществом. Сол-датская шинель напоминает отцу о его чистой совести, об исполненном долге.

^ 2. Какова роль совести в нашей жизни? (ответы детей)

Совесть все ведает, все видит, все зна-ет, все помнит о нас, о наших делах и по-ступках, даже если другие этого не заме-чают.

Она удерживает нас от дурных поступ-ков, подсказывает, как повести себя в той или иной ситуации. Она как бы освещает нам правильный путь, уводя от множест-ва соблазнов и дурных влияний. Недаром немецкий философ Гегель сравнивал совесть со светильником:

«Совесть - это моральный светильник, озаряющий хоро-ший путь; но когда сворачивают на пло-хой, то его разбивают».

А «разбивают» его в том случае, если человек потерял совесть и поступает пло-хо, таких в народе называют бессовестны-ми.

«Совесть побуждает человека к добру, истине и справедливости. На ней держат-ся мир и порядок в семье и обществе», - говорят мудрые люди.

^ 3. Откуда в человеке совесть? (ответы детей)

Церковь утверждает: от Бога. Ученые отвечают по-разному, но точного ответа на этот вопрос никто из них не дает. Не-мецкий философ Иммануил Кант (1724- 1804) удивлялся:

«Две вещи наполняют душу всегда но-вым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаше и продолжи-тельнее мы размышляем о совести, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»

Под «моральным законом во мне» он имеет в виду совесть, данную Богом. Из-вестный русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) полагал, что совесть формируется в душе человека из чувств стыда, жалости и благоговения. Стыд выражает наше отношение к при-родному началу в себе, освобождает че-ловека от эгоизма, власти плотских чувств. Жалость - это сострадание к дру-гим людям. Благоговение - признание Бога, почитание его вселенской мудрос-ти, власти, силы. Стыд, жалость, благо-говение в единстве составляют совесть, основу нашей нравственности (Шкоринов В.Т. Этика всеединства В. Соловьева // Очерки истории русской этической мысли / Академия наук СССР. - М.: На-ука, 1976. - С. 283-298).

Среди современных русских ученых есть пришедшие к мысли о бессмертии души человека. Нет предела познанию, многое еще нам неведомо. Главное - сохранить нашу душу чистой, а совесть чуткой.

^ 4. Как воспитать в себе совесть и сохра-нить ее чистой? (ответы детей)

Совесть воспитывается правдивостью, стыдливостью, честностью, как в больших делах, так и в малых. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев советует быть само-критичным, уметь признаваться себе в своих ошибках, даже если другие их не заметили. И необязательно об этом сооб-щать кому-то. А вот осуждение себя са-мого, своих неблаговидных поступков поможет очищению совести.

О том же говорил в свое время и Сене-ка. Помните его советы?

«...Сколько можешь, сам себя выво-ди на чистую воду, ищи против себя улик! Сначала выступи обвинителем, потом - судьей и только под конец хо-датаем. Иногда стоит самому себе быть обидчиком» (Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Тра-гедии. - М.: Художественная литерату-ра, 1986. - С. 75).

Самовоспитание обладает великой си-лой в становлении личности, в очищении совести, формировании нравственных принципов. Совесть воспитывается чест-ным трудом, доброжелательностью к дру-гим, ответственным отношением к своим обязанностям и дома, и в обществе. Она

Формируется любовью и «к родному пе-пелищу», и к «отеческим гробам». Эти чувства А.Пушкин назвал «животворящей святыней», утверждая, что «земля была б без них мертва». Здесь - уважение потом-ков к тем, кто прославил Родину своим подвигом, трудом, своим талантом. Здесь и память о горе и страданиях, о мечтах и надеждах, о вере ушедших поколений. Ведь Родина, а с нею и каждая семья, близкие люди переживают не только ра-дость побед, свершений, но и горечь по-ражений, и голод, катастрофы, тяжесть плена, крушение надежд. Как вы считае-те, какой самый дорогой праздник для нашего народа? (День Победы.) А почему его называют «праздником со слезами на глазах», вы задумывались? Огромные жертвы, потери и страдания выпали на долю народа в годы войны. Память о ней - это и есть «любовь к родному пе-пелищу», «любовь к отеческим гробам», «животворящая святыня».

«Личная память человека формирует его совесть, его уважение к предкам, па-мять о них делает человека личностью. Надо любить своих родителей, свою се-мью, свой дом, свою школу, свою Роди-ну, малую и большую...

Настоящая любовь к людям, к памят-никам ли никогда не останется без ответа» (Лихачев Д.С. Письма о добром и пре-красном. - М.: Детская литература, 1985).

^ III. Подведение итогов

А теперь помолчим и заглянем каждый внутрь себя. Спокойная ли у нас совесть или тревожная? Чуткая или уснувшая? При этом будем в уме держать реплику великого Льва Толстого: «Часто люди гор-дятся чистотой своей совести только по-тому, что обладают короткой памятью».

Обратимся к еще одно-му определению совести:

«Совесть - способность личности осу-ществлять моральный самоконтроль, са-мостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения и производить само-оценку совершаемых поступков...» (Сло-варь по этике. Изд. 4-е / Ред. И.С.Кон. - М.: Политиздат, 1981.)

Литература: «Воспитание школьников» журнал №8 2004г. Стр. 21- 23.

Этические беседы в ДОУ. Старший дошкольный возраст

Зарыты в нашу память навсегда
И даты, и события, и лица.
(В.Высоцкий)

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение слова «память».
Беседа "Что такое память?"
Память- воспоминание о чем-то или о ком-то; способность сохранять в сознании впечатления, опыт и воспроизводить их.
Принято делить время на прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим.

Род человеческий состоит из поколений. Человек смертен, но бессмертен народ. Его бессмертие – в преемственности поколений. Мудрость веков хранится в книгах и в нашей истории; богатства же народной души хранятся в памяти и в сердце каждого отдельного человека. Память поколений – это и есть живая история народа.

Знаете ли вы свою родословную? Знаете ли вы своих предков?

По словам Федора Михайловича Достоевского, нет ничего выше, сильнее, здоровее и полезнее впредь для жизни, как хорошие какие-нибудь воспоминания, вынесенные из детства, из родного дома. Есть ли у вас воспоминания детства. Что вам особенно памятно и дорого?
Память сохраняет только то, что вы сами даете ей на сохранение.
(М. Писарев)
Жизнь – не те дни, что прошли, а те, что запомнились.
(П.Павленко)

Есть у памяти свойство такое:
После самых суровых невзгод
Забывается быстро плохое,
А хорошее долго живет.
(К.Ваншенкин)

5. В народе говорят: хорошая работа два века живет. Согласны ли вы с этими словами? Знаете ли вы такую работу, которая два века живет? Приведите примеры.

Этическая беседа на тему: «Правда».

Правда – свет разума.
(Русская пословица)

Цель : помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «правда».
Беседа.
1. Вам часто приходится говорить и слышать правду. Что же такое правда? Попробуйте сформулировать определение.
Правда – то, что соответствует действительности, истина, правота, уверенность.
Правда – это общая совесть людей. (М. Пришвин).
2. С какой целью люди говорят неправду? Понимают ли они, что лгать не хорошо?
3. Приходилось ли вам обманывать? Что вы чувствовали при этом?
Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. (Евангелие от Матфея).

4. Завершите предложения:
Я предпочитаю говорить правду, потому что…..
После обмана на душе….
Когда я встречаюсь с неправдой, то….

5. Как вы понимаете восточную пословицу: «Ложь, предотвратившая беду, лучше правды, сеющей вражду»?
6. Рассмотрите ситуации. Как поступили бы вы?
Ситуации .
-- Безнадежному больному врач не говорит о последствиях болезни.
-- Тренер определяет, что ребенок, занимающийся в секции бокса, бесперспективен, наоборот, он похваливает его, вселяет уверенность в свои силы и возможности.
-- Жене погибшего в автомобильной катастрофе соседи сообщают о несчастье и говорят, что муж находится в больнице.
--Ученые выявили, что продолжительность жизни безнадежных больных не зависит от того, знают ли они об исходе своего заболевания. Все дело в том, как прожить эти последние дни и минуты своей жизни. В страхе или с надеждой. Лишать больного человека надежды – не гуманно.

Этическая беседа на тему: «Свобода».

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «свобода».
Беседа.
Свобода всегда считалось неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие.
1. Представьте, что вы встретили человека, который не знает, что такое свобода. Как бы вы объяснили ему это?
Свобода – возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами; отсутствие ограничений.

Свобода есть право делать то, что дозволено законом.
(Ш.Монтескье)

Когда мы задаем вопрос, свободен ли человек – важно уяснить, о чем идет речь, - о политическом положении или о внутреннем самоощущении. Человек, закованный в кандалы, может быть свободен непреклонным духом.
Например, известный отечественный писатель В.Шаламов, который долгие годы провел в тюрьме, рассказывал, что он никогда не чувствовал себя таким внутренне независимым и свободным, как в камере. Таким образом, свобода – это состояние души.

2. Как вы понимаете пословицу: «Человек сам себе не волен»? Для чего человек должен ограничивать свою свободу? Рассмотрите ситуации.
Ситуации .
- На уроке математике неудержимо захотелось есть(петь, плясать…)
- К вам пришли гости. Вы веселитесь, гремит музыка, а время уже позднее.
- Друзья зовут на дискотеку. Вам очень хочется, но у вас заболела мама.
- Нужно выбрать специальность в институте. Ваше мнение не совпадает с мнением родителей.
- Самые радикальные умы прошлого, выступавшие в защиту свободы, полагали, что свобода не абсолютна. Предоставьте человеку распоряжаться своей судьбой – и наступит век хаоса. Человек должен подчиняться общей воле, законам, сознательно ограничивать собственную свободу.

Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим. (Клаудиус)

Этическая беседа на тему: «Совесть».

В ком стыд, в том и совесть.
(Русская пословица)

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «совесть».
Беседа.
1. Что, по-вашему, важнее всего в человеке? Какое место в иерархии человеческих ценностей занимает совесть? Дайте определение совести. Попробуйте изобразить совесть в виде какого-нибудь символа.
Совесть – это наш внутренний судья. (Гольдбах)
Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л.Ландау)
В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица).
Совесть- это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека.
2. Какова природа совести? Как вы думаете, это чувство врожденное?
3. Испытывали вы муки совести? Что ощущает человек, в котором заговорила совесть?
4. Чего, по-вашему, стоит стыдиться в жизни и почему?
5. Стыдно врать другим людям, а должен ли человек быть честным с самим собой?
6. Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом?
Упражнение совести – это тонкая внутренняя работа ума и сердца.
7. Как пробудить совесть в бессовестном человеке?

Этическая беседа на тему: «Счастье».

Счастье вольная пташка: где захотела, там и села.
(Русская пословица)

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «счастье».
Беседа.
Что самое важное для человека? Крепкое здоровье и счастье. Именно этими пожеланиями пестрят наши поздравительные открытки. И это верно, ведь одно без другого невозможно. А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается?
1. Доводилось ли вам встречать счастливых людей? По каким признакам вы определили, что они счастливы? Считаете ли вы себя счастливым? В чем это выражается? От чего зависит?
Поверь мне. Счастье только там,
Где любят нас, где верят нам. (М. Лермонтов)
2. Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Что вы испытываете? Опишите свои ощущения.
3. Дайте определение понятию «счастье». Что включает в себя это понятие, каковы его составляющие?
Понятие «счастье» определяется как состояние высокой удовлетворенности жизнью.
4. Что же, по-вашему, может принести человеку счастье?
5. Подумайте, на какой ступени к наивысшему счастью вы находитесь? Стоит ли стремиться выше? Для чего?
6. Что вы делаете для того, чтобы стать счастливым? Зависит ли счастье от самого человека или от жизненных обстоятельств? Почему вы так считаете?

Этическая беседа на тему: «Честь».

Цель : помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «честь».
Беседа.
Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, радостью и горем, любовью и предательством. Можно по-разному определять цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.
1. Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь и достоинство, из чего они складываются?
Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей.
(Б Мандевиль)
Достоинство – это уважение человека к законам человечности в своем собственном мире. (И.Кант)

2. Какое место в иерархии ценностей, по-вашему, занимает честь? Почему вы так считаете?

3. Что значит бесчестный человек? Какие моральные качества у него отсутствуют? Попробуйте перечислить недостойные поступки, ведущие к потере чести, подумайте, как бы поступил достойный человек?

4. Можно ли заслужить, потерять честь? От чего это зависит?
Честь дороже жизни (Ф. Шиллер)
Моя честь – это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец. (В. Шекспир)
Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего он уважает себя.

5. Составьте Кодекс человеческой порядочности. Какие качества лежат в его основе?

Этическая беседа "Смелость"

Цель беседы: выяснить, каких людей мы называем смелыми, всегда ли нам удается перебороть свои страхи.
Вопросы к беседе:
1. Дайте определение понятию «смелость», подберите афоризм или составьте сами.
Бесстрашие – это необычайная сила души, возносящая ее над замешательством, тревогой, смятением, порождаемым встречей с серьезной опасностью. (Ларошфуко)

2. Опишите состояние, которое вы испытываете. Преодолевая страх. Всегда ли вам удается его побороть?
3. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы.
Ситуация
Однажды я вступился в драку за девчонку. Ничего хорошего из этого не вышло: порванное пальто, «фонарь» под глазом, нога перебинтованная. Две недели пролежал дома, да и то синяки не прошли. Хорошо еще, что не покалечили!
А эта девочка откуда-то узнала, где я живу, и принесла мне целую корзину земляники. Очень вкусная была та земляника!

3. Какие качества проявились в поступке мальчика? Почему земляника показалась ему особенно вкусной?
4. В результате своего поступка мальчик пострадал. Остановит ли это его в следующий раз при аналогичных обстоятельствах?
5. Происходило ли в вами что-либо подобное? Какой вывод вы сделали из происшедшего?

Задание1.
Представьте, что вы попали к фее Мудрости, у которой есть эликсир храбрости, честности, доброты и т.д. Какой бы из них вы попросили подарить вам? Что бы потом сделали с этим эликсиром?

Задание2.
Может ли быть нежным мужественный человек, или эти качества совершенно исключают друг друга?

Лисовая Светлана Юрьевна
Беседы с детьми на морально-этические темы

Введение

Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей сейчас испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки со стороны родителей.

Проблема духовности и нравственности активно разрабатывается в философской и психологической литературе. Исследования духовности у детей дошкольного возраста тесно взаимосвязаны с исследованиями в области нравственного воспитания личности (Л. И. Божович, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина, А. А. Рояк, а также с изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста (Л. В. Артемова, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова) . Однако анализ исследований по данной проблематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует. Оно приравнивается к нравственному и эстетическому воспитанию. Нет четких концептуальных основ духовного развития личности, отсутствуют ориентиры и принципы его построения, не создано целостной педагогической теории воспитания духовности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогическую науку и практику, в теоретической и практической разработке проблем духовности, а также в разработке содержания, методов, форм, условий духовного развития детей дошкольного возраста.

Для каждого человека важно научиться жить рядом и вместе с другими людьми. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве. В большом обществе, где возможна большая избирательность, и тем более в маленьком нужно уметь работать в коллективе, в команде.

Поэтому очень важно, чтобы дети с дошкольного возраста учились устанавливать контакты с другими людьми : и детьми и взрослыми , учились считаться друг с другом, помогать распределять работу, приходить на помощь, понимать возможности и потребности других людей.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнуют общественность во всем мире и в нашей стране в частности.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

Поэтому в настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.

I. Воспитание морально – этических качеств .

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию ;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

Интерес к проблеме воспитания морально – этических качеств , ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции : книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.

А без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание патриотических чувств.

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм - важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми . Воспитывая нравственные качества личности, должно проводиться немало различных мероприятий : беседы на этические темы , чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт. В группе детского сада существует три обязательных правила :

Нельзя бить и обижать людей;

Нельзя ломать и портить результаты труда других;

Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи;

При составлении тематического планирования по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей, следует учесть, что для ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Петухово, в прошлое города и т. д.) . Таким образом, каждая тема подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование) . Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Главной целью этой работы является создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Важно поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность. Воспитывать интерес, уважение и доброжелательное отношение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представление о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность – задача нелегкая, очень ответственная, но благодарная.

II. Морально – этическое воспитание детей дошкольного возраста.

Конечная цель разумного воспитания детей заключается

в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение

добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.

Н. И. Пирогов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы , а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи : через т. н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром. само содержание жизни в обществе. Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы». (Игумен Евмений. Духовность как ответственность) .

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром : на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей дошкольного возраста. Разрабатывая программу по духовно – нравственному воспитанию важно не перегружать ребенка и строго следовать возрастным особенностям.

Основные задачи работы педагогов

по духовно–нравственному воспитанию детей :

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали . Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

2. Создать условия для воспитания целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)

1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.

2. Экскурсии, целевые прогулки по городу.

3. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия) .

4. Беседы с детьми о правилах поведения.

5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.

6. Этические беседы .

7. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья» . Совместные творческие работы детей и родителей).

8. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.

9. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.

10. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.

11. Проведение совместных с родителями праздников.

Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!