Трудный ребенок. Как быть? Науменко Наталья, журнал "Твой психолог"

Как психолог для детей в детском саду я, наряду с консультациями, провожу коррекционную работу с детьми с так называемым «трудным характером». В этой статье я опишу ситуацию, которая с недавних пор разворачивается с одним из моих подопечных и повлиять на которую я, к сожалению, не имею никакой возможности, однако надеюсь, что моя статья убережет кого-то от трагических ошибок в воспитании собственных детей.

Не так давно воспитатели детского сада обратили мое внимание на одного из воспитанников, 6-летнего мальчика – назовем его Коля – представив его как гиперактивного ребенка с очень сложным характером. Мальчик не слушался воспитателей, огрызался и с детьми вел себя очень агрессивно , применяя кулаки. Чтобы решить, какие меры принять в его случае, я пришла на учебное занятие понаблюдать за его поведением лично.

Во время занятия мальчик не мог усидеть на месте, крутился-вертелся, суетился, одним словом, нарушал дисциплину. Воспитатели, пытаясь совладать с его поведением, выгоняли его на коврик, подальше от других детей, чтобы не мешал учебному процессу. Однако и на коврике он вел себя так же: суетливо ходил из угла в угол, открывал шкафчики, вынимая разные игрушки, и, не успев поиграть с ними, бежал в другой угол и доставал игры из других шкафчиков.

Со стороны это выглядело как метание из угла в угол. Как психолог для детей, я записала Колю на коррекционные занятия по устранению агрессивности и борьбе с гиперактивностью , как этого требовала администрация детского сада. Хотя с самого начала было очевидно, что для изменения поведения ребенка необходимо работать прежде всего с его родителями . «Безобразное» поведение ребенка – это всего лишь следствие неадекватного внутрисемейного воспитания.

Я хотела вызвать маму мальчика на консультацию, но начальство запретило, т.к. мама неадекватная, необразованная и вспыльчивая и с ней будет трудно найти общий язык. На мой удивленный вопрос «А чем же я тогда смогу помочь этому ребенку? Ведь мальчик всего-навсего отзеркаливает то, что происходит в семье…» мне дали понять, что есть план работы, которому нужно соответствовать…

Психолог для детей. Системное понимание

Коля стал регулярно ходить на коррекционные занятия. Уже при личном общении я обратила внимание на кожный покров мальчика. Вся его кожа была в мелких шрамах и в незаживших ранках, которые он постоянно раздирал. Мальчик рассказывал, что мама его не любит, постоянно кричит, бьет, даже душит, когда он доводит ее своим непослушанием.

Во время занятий Коля вел себя спокойно, как-то по-доброму, даже просил называть его другим именем, допустим, Сережа, т.к. у мамы есть подруга, а у той есть сын Сережа, и сережина мама своего сына очень любит, не ругает его. Когда я обращалась к нему по его имени, он поправлял меня, говорил, что «когда я с вами, я Сережа».

Стоило мне появиться в группе в те дни, когда у нас не было занятий, мальчик подбегал, брал меня за руку и говорил: «Заберите меня…»

Однажды, на очередном занятии, я дала Коле задание нарисовать свое настроение. Для рисунка он выбрал коричневый цвет. Мальчик рисовал одни коричневые разводы, наляпывая целые куски краски друг на друга. Когда картина была закончена, Коля с диким восторгом сказал: «Это какашки!»

Любому человеку, который получил знания по , сразу понятен как векторальный набор ребенка, так и те нарушения, которые происходят в каждом векторе в ходе подобного воспитания. Разберемся и мы с вами.

Трудными считаются дети, обладающие неблагоприятными чертами характера, которые значительно затрудняют их социальную адаптацию и развитие. Также трудным ребенком считается нервный малыш, которому свойственны чрезмерная возбудимость, раздражительность , плохой сон, плаксивость и впечатлительность. Нервозность также предполагает невропатию и невроз , к ней относят и психосоматическое неблагополучие, то есть заболевания внутренних органов, вызванные тягостными переживаниями. Однако не каждый трудный ребенок становится таковым из-за врожденной нервозности.

С психологической точки зрения, нервный очень трудный ребенок скорее таковым рождается, нежели становится из-за неправильного воспитания или сложной жизненной ситуации. Тогда как трудный ребенок, у которого нет проблем с нервозностью, скорее таковым становится из-за ошибок в воспитании, нежели таковым рождается.

Существует множество форм детской нервозности, также как и причин, по которым она возникает. За помощью к невропатологам и психиатрам одинаково обращаются, как родители, у детей которых наблюдается нервоз, так и родители детей со сложным характером. И в том, и в другом случае, воспитание ребенка значительно осложняется, именно поэтому родители не могут с ними справиться самостоятельно и обращаются за помощью к специалистам.

Трудный ребенок: причины

Нередко ребенок уже рождается нервным или трудным. Это происходит, потому как в оплодотворенной яйцеклетке встречаются два генетических кода, включающих, как сложные генетические линии предков, так и информацию о здоровье или болезнях родителей. В самой оплодотворенной яйцеклетке формируются, как способности, возможности, таланты, задатки и норма развития ребенка, так и отклонения от нее и врожденные патологии.

Внутриутробное развитие плода может быть как благополучным, и даже при негативной генетической предрасположенности позитивно повлиять на формирование личности малыша, так и дефектным, из-за которого изначально нормально развивающийся плод в итоге рождается трудным ребенком. Влияние оказывают и роды, ведь они могут быть нормальными, а могут быть и патологическими, то есть протекать с различными осложнениями, которые оставляют свой отпечаток на развитии новорожденного.

Воспитание любого ребенка требует здравого смысла от родителей и индивидуального подхода, а воспитание очень трудного ребенка требует к тому же еще и постоянного решения множества специфических индивидуальных задач , а также специальных знаний.

Перечень потенциальных причин, по которым ребенок может родиться трудным, либо таковым стать, включает:

  • Неполноценность плода или детородных органов женщины;
  • Осложненное протекание беременности или родов;
  • Чрезвычайно высокие требования, предъявляемые родителями к ребенку;
  • Слишком жесткое воспитание, постоянные ограничения или запреты, исходящие от родителей;
  • Эмоциональная неуравновешенность родителей или их склонность к пагубным привычкам (алкоголизм, наркомания);
  • Неблагоприятная атмосфера в семье;
  • Смерть одного или обоих родителей;
  • Затянувшаяся послеродовая депрессия матери.

Трудный ребенок: последствия

Трудный ребенок – это снижение работоспособности, изнуряющая усталость, плохое настроение, бессонные ночи, а также нервоз и депрессии у родителей. Зачастую первенец, оказавшийся трудным ребенком, становится единственным в семье, так как родители попросту боятся появления в семье еще одного такого же малыша. Постоянные проблемы, возникающие в период активного роста и развития такого ребенка, вызывают у родителей либо тревожную любовь, либо полное неприятие, неосознанную агрессию и отверженность по отношению к нему. И первое, и второе усугубляют и без того сложное положение, а малыш со временем превращается в очень трудного ребенка.

Сейчас трудный ребенок является наиболее частой причиной, по которой разрываются даже самые прочные браки. Так происходит, потому что его воспитание становится источником постоянных ссор и раздора в семье, родители зачастую обвиняют друг друга, тем самым делая жизнь в семье невыносимой.

Без квалифицированной помощи и единого подхода в воспитании уже сейчас трудный ребенок попадает в зону потенциального риска , ведь со временем он превращается в трудного подростка, а затем в неуравновешенную личность, склонную к правонарушениям, злоупотреблению алкоголя и наркотиков.

Как повлиять на трудного ребенка?

Итак, появление трудного ребенка в семье требует от родителей немалых усилий и терпения, правильного подхода в воспитании и квалифицированной помощи.

Во-первых, несмотря на строптивость и упрямство малыша, родителям нельзя думать, а тем более произносить вслух, что ребенок не достоин их любви. Проявление явных негативных эмоций или агрессии со стороны родителей навредит и без того трудному ребенку. Очень важно давать малышу понять, что, несмотря на все проступки или дерзкое поведение, родители очень его любят.

Во-вторых, нельзя принижать достоинство и самолюбие ребенка. Постоянная критика со стороны родителей может привести к открытой враждебности, он будет занимать позицию обороны и всячески сопротивляться попыткам мамы или папы договориться.

В-третьих, проявление любви к трудному ребенку ни в коем случае не означает, что такому малышу все дозволено. Родители должны четко разграничить в сознании ребенка, что делать позволено, а какое поведение неукоснительно ведет к наказанию и порицанию. Очень важно сохранять объективность, не наказывать ребенка без причины и не давить на него.

Существует небольшая уловка, которая способна усмирить даже самого строптивого трудного ребенка, возраст которого приходиться на 8-12 лет. Ребенку нужно объяснить, что при непослушании родители будут вынуждены контролировать каждый его шаг и относиться к нему, как к пятилетнему.

Зачастую плохое поведение для ребенка является единственным способом проявить свои волнения и тревоги, либо оно может быть попыткой преодолеть случившуюся стрессовую ситуацию. В особенности это касается детей, оказавшихся в приемных семьях. Приемный трудный ребенок может быть очень жестким и невыносимым, тем самым защищаясь от внешнего мира и проявляя свои переживания. Смерть родителей или длительное проживание в приюте являются сильным стрессом для ребенка. Сироты зачастую «уходят в себя», не подчиняются никаким правилам и сопротивляются любому проявлению заботы. Такому ребенку сложно довериться новым людям и поверить в то, что о нем действительно хотят заботиться. Родителям приемного трудного ребенка очень важно регулярно проявлять чуткость, такт, заботу и нежность, только так постепенно «лед тронется», и ребенок научится доверять окружающему миру.

Быть родителем трудного ребенка – непростая задача, однако зачастую причины ненормального поведения таких детей кроются в самих родителях. Очень важно разобраться, почему ребенок ведет себя так или иначе, не отчаиваться и, прежде всего, видеть в своем чаде союзника, а не противника.

Меняем слова «трудный ребёнок» на «СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЁНОК» — взрослым это под силу.

Трудный ребенок — это такой ребенок, который требует особого отношения, повышенного внимания семьи, воспитателя .

Трудновоспитуемо сть — это невосприимчивост ь индивида к усвоению позитивного социального опыта человечества, или резкие различия между общественными этическими нормами и поведением человека, его невосприимчивост ь к воздействию других людей к тем или других воспитательных воздействий.

Неправильное воспитание, полученное в семье, а также нездоровые отношения в ней, приводят к появлению трудных подростков. Русский учёный В.А. Сухомлинский видел основную причину неправильного воспитания, в первую очередь, в микросреде. По его словам, именно плохое воспитание становится главной причиной, почему ребёнок плохо учится, отстаёт, с трудом воспринимает нравственные нормы. Причём закладывается основа будущей личности в первые годы жизни.

На сегодняшний день в психологии есть термин «трудный ребёнок» , которым обозначается подросток, чья личность нуждается в корректировке. Когда непонятно, как разрешить конфликт в семье, нужно разобраться в причинах протестного поведения детей.

Основываясь на своём опыте в работе с абсолютно разными детьми, я могу сказать, что ребенка, которого не слышат и не слушают, нельзя будет назвать СЧАСТЛИВЫМ.

« В наш детский сад ходил мальчик Даня, 7 лет. У меня была другая возрастная группа детей, но Даня привлёк моё внимание, потому что среди всех он слыл «ТРУДНЫМ ребенком». Я долго наблюдала за ним на прогулке и во время занятий иногда удавалось увидеть то, как ребёнку плохо и что он абсолютно не выглядит счастливым. Он не мог усидеть на месте, не мог ни одно дело довести до конца, чем- то увлечься, при всех его попытках подойти к взрослым педагогам он был отвергнут, прогнан или наказан. Часто я видела его в одной и той же позе – он сидел на лавочке во время прогулки или на стуле в группе с грустными глазами, низко-низко свесив голову. Все его попытки завязать разговор, как со сверстниками, так и с педагогами заканчивались провалом, Даня начинал агрессировать – махать руками, ругаться ненормативными словами, плакать. За такое распущенное поведение он и прослыл Трудным ребёнком. Но никто никогда не задался вопросом – почему он себя так ведёт, будучи отвергнутым педагогами, людьми, которые в первую очередь должны были выслушать, понять и занять чем-то интересным ребенка, а не посылать восвояси заниматься баловством.

У него был настолько несчастный вид, что сразу было видно — ребёнку нужна помощь, и только взрослый может изменить это злополучное слово ТРУДНЫЙ на СЧАСТЛИВЫЙ.

Мне удалось поработать с Даней не так много времени, потому что подошло время идти в школу, но ряд рекомендаций удалось дать его родителям. С большой надеждой, что в школе он попадёт к НАСТОЯЩИМ педагогам, я провожала его с улыбкой на глазах. За то время, что мы успели пообщаться, я поняла, что для Дани было важно, чтобы его слушали и слышали, он был очень позитивным мальчиком со своим индивидуальным мировосприятием. Он очень тянулся к педагогам, которые не отвергали его, он очень тянулся к тем, кто отдавал ему тепло и любовь, к тем, кто слушал его и понимал, принимал его таким, какой он есть. Он очень увлеченно мог рассказывать кажется обо всём на свете, доверяя тебе, взрослому человеку, свои самые важные и волшебные мечты. Он захлёбывался в нашем общении, не мог наговориться, когда его слушали, он невероятно доверял, невероятно открывался тем, кто слышал и слушал его. Он улыбался, ни разу не сказав ни одного плохого слова, обнимал так крепко, что казалось любви в нем больше, чем во всех нас взрослых, которые не хотели услышать такое маленькое и такое красивое сердечко. Пусть мы упустили много времени, пусть за время детства в нашем саду педагоги не дали ему море положительных воспоминаний, но к счастью мы успели поменять главные слова в его жизни. Поменять ТРУДНЫЙ на СЧАСТЛИВЫЙ».


Детство – подготовка к взрослой жизни.

Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастет хорошим; а если плохо направленное — всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство – не всегда самое плохое. Плохое детство – это беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь . Не нужно допускать того, чтобы у детей было плохое детство.

Трудный ребёнок – это тот, кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребёнок – страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательног о, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованнос ти, нарушениям дисциплины.

Трудно самому ребёнку. Это его неудовлетворённа я потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, ещё больше отдаляет их среди других детей.

Традиционно главным критерием причисления ребёнка к трудным является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинирова нность. Это следствие того трудного для ребёнка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учёбы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребёнка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, самому себе.

Как психолог для детей в детском саду я, наряду с консультациями, провожу коррекционную работу с детьми с так называемым «трудным характером». В этой статье я опишу ситуацию, которая с недавних пор разворачивается с одним из моих подопечных и повлиять на которую я, к сожалению, не имею никакой возможности, однако надеюсь, что моя статья убережет кого-то от трагических ошибок в воспитании собственных детей.

Не так давно воспитатели детского сада обратили мое внимание на одного из воспитанников, 6-летнего мальчика – назовем его Коля – представив его как гиперактивного ребенка с очень сложным характером. Мальчик не слушался воспитателей, огрызался и с детьми вел себя очень агрессивно , применяя кулаки. Чтобы решить, какие меры принять в его случае, я пришла на учебное занятие понаблюдать за его поведением лично.

Во время занятия мальчик не мог усидеть на месте, крутился-вертелся, суетился, одним словом, нарушал дисциплину. Воспитатели, пытаясь совладать с его поведением, выгоняли его на коврик, подальше от других детей, чтобы не мешал учебному процессу. Однако и на коврике он вел себя так же: суетливо ходил из угла в угол, открывал шкафчики, вынимая разные игрушки, и, не успев поиграть с ними, бежал в другой угол и доставал игры из других шкафчиков.

Со стороны это выглядело как метание из угла в угол. Как психолог для детей, я записала Колю на коррекционные занятия по устранению агрессивности и борьбе с гиперактивностью , как этого требовала администрация детского сада. Хотя с самого начала было очевидно, что для изменения поведения ребенка необходимо работать прежде всего с его родителями . «Безобразное» поведение ребенка – это всего лишь следствие неадекватного внутрисемейного воспитания.

Я хотела вызвать маму мальчика на консультацию, но начальство запретило, т.к. мама неадекватная, необразованная и вспыльчивая и с ней будет трудно найти общий язык. На мой удивленный вопрос «А чем же я тогда смогу помочь этому ребенку? Ведь мальчик всего-навсего отзеркаливает то, что происходит в семье…» мне дали понять, что есть план работы, которому нужно соответствовать…

Психолог для детей. Системное понимание

Коля стал регулярно ходить на коррекционные занятия. Уже при личном общении я обратила внимание на кожный покров мальчика. Вся его кожа была в мелких шрамах и в незаживших ранках, которые он постоянно раздирал. Мальчик рассказывал, что мама его не любит, постоянно кричит, бьет, даже душит, когда он доводит ее своим непослушанием.

Во время занятий Коля вел себя спокойно, как-то по-доброму, даже просил называть его другим именем, допустим, Сережа, т.к. у мамы есть подруга, а у той есть сын Сережа, и сережина мама своего сына очень любит, не ругает его. Когда я обращалась к нему по его имени, он поправлял меня, говорил, что «когда я с вами, я Сережа».

Стоило мне появиться в группе в те дни, когда у нас не было занятий, мальчик подбегал, брал меня за руку и говорил: «Заберите меня…»

Однажды, на очередном занятии, я дала Коле задание нарисовать свое настроение. Для рисунка он выбрал коричневый цвет. Мальчик рисовал одни коричневые разводы, наляпывая целые куски краски друг на друга. Когда картина была закончена, Коля с диким восторгом сказал: «Это какашки!»

Любому человеку, который получил знания по , сразу понятен как векторальный набор ребенка, так и те нарушения, которые происходят в каждом векторе в ходе подобного воспитания. Разберемся и мы с вами.

И родителей беспокоит, в каком возрасте возникают первые трудности в воспитании детей и как с ними справиться…

Трудные дети действительно характеризуются плохим поведением и неумением контролировать себя, - говорит психолог Марианна Винокурова. - Они не отвечают за свои действия, зачастую совершая необдуманные и импульсивные поступки, легко возбудимые и вспыльчивые, довольно трудно идут на контакт со взрослыми, не признавая даже явных авторитетов. Кроме того, трудные дети нередко отличаются своей дерзостью, жестокостью и мстительностью. Они часто провоцируют драки, не желая идти на уступки или просто пытаясь продемонстрировать свое превосходство над более слабыми сверстниками.

Психологи давно заметили, что «трудные дети» недополучали в раннем детстве главного – искренней любви и внимания взрослых. Даже те из них, кто родились и росли в благополучных внешне семьях, были хорошо одеты и сыты, имели дорогие игрушки, испытывая недостаток общения с родителями, вырастали резкими, импульсивными, грубыми, неуживчивыми, с недоверием относились к окружающим. В подростковом возрасте именно дети этой «категории» чаще других совершают побеги из дома, вливаются в «плохие компании», попадают на учет в детскую комнату милиции. Через некоторое время возврат к нормальной системе ценностей для кого-то из них становится почти невозможным.

Каких детей называют «трудными»?

тех, кто испытывает сложности в общении со сверстниками и взрослыми;

детей с неадекватными проявлениями эмоций: чересчур буйных или, напротив, апатичных;

слабохарактерных, с недостатками волевых качеств, недисциплинированных;

с задержками в психическом и умственном развитии.

Мнение специалиста: "Трудный ребенок – не врожденный порок личности, а результат неправильного воспитания. Иными словами, ответственны за это именно взрослые, своими непродуманными действиями сформировавшие у детей асоциальное поведение"

Трудными не рождаются

Понятие «трудные дети» обсуждается на каждом шагу. Стоит только прислушаться: на детской площадке, в телеэфире, на родительских собраниях, в кругу семьи. Родителями, педагогами и в особенности психологами.

Считается, что трудные дети – это дети с нарушенной психикой. Малыши рождаются здоровыми. Но в силу обстоятельств, связанных с условиями жизни и неправильным воспитанием, в детском саду или в начальных классах школы они начинают замыкаться в себе, отдаляются от родителей, воспитателей и учителей. Нередко у таких детей начинает развиваться синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сопровождающийся невнимательностью, импульсивностью, неспособностью концентрироваться, а также периодически повторяющимися истериками и приступами гнева. Все это приводит к появлению проблем в школе, непониманию со стороны родителей и конфликтам с педагогами. Поэтому работа психолога с трудными детьми очень важна.

Трудные дети могут иметь различные сложности, некоторые испытывают проблемы в общении, некоторые характеризуются повышенной возбудимостью и даже агрессивностью, некоторые, наоборот, являются пассивными, слабохарактерными и безвольными. Некоторые же отстают от сверстников в умственном развитии.

Воспитание трудных детей отличается от обычного. Сами подростки своим грубым поведением препятствуют полноценному образованию. Такие дети резко выделяются индивидуальными особенностями, учесть которые зачастую может только спецшкола для трудных детей.

Преподаватели обычной школы просто-напросто не справляются с явным неуважением к себе, открытой ненавистью к учебе, постоянными конфликтами в классе, которые провоцируют бесшабашные невоспитанные дети. И в результате многие из таких детей впоследствии становятся на путь правонарушений, алкоголизма или наркомании, ломая собственную жизнь. Чаще всего трудные дети частенько не отличаются особыми умственными способностями, имеют проблемы с освоением даже самых элементарных понятий и правил.

Они нуждаются в особой помощи

Некоторые родители, не желая «открывать» себе глаза на ситуацию, говорят: «Наша любовь, воспитание и внимание поможет ребенку стать, как все». Да, любовь порой творит чудеса. Но полагать, что одно лишь воспитание и особое внимание со стороны родителей может помочь в данной ситуации, - ошибка.

Светлана Софронова, педиатр:

Очень часто психические отклонения у детей в переходном возрасте являются последствием перенесенных травм головы, тяжелых нейроинфекций, которые значительно ослабляют иммунитет ребенка, или минимальной мозговой дисфункции. Могут сказаться последствия алкогольной интоксикации плода во время беременности. Так вот одним из таких возможных последствий безответственного поведения будущей мамы, которая злоупотребляла алкоголем, будучи в положении, как раз и является умственная отсталость ребенка и проблемы с психикой, которые начинают проявляться в подростковом возрасте на фоне гормональной перестройки организма. Поэтому, если родители начинают замечать признаки психического расстройства у ребенка, что меняется его поведение, он перестает контролировать собственные эмоции и все это сопровождается понижением успеваемости в школе, срочно нужно бежать невропатологу или детскому психиатру. Помощь трудным детям должна быть своевременной. После тщательного обследования специалист сможет либо подтвердить, либо опровергнуть опасения родителей. Он же назначит лечение, без которого все педагогические методики влияния на такого ребенка не дадут никакого результата.

Трудные дети или трудные родители?

Иногда после обследования оказывается, что никакой патологии у ребенка нет, а его плохое поведение – лишь результат неправильного воспитания и недостаточного внимания со стороны родителей. Психолог утверждает: чаще всего одной из главных причин является неблагоприятный микроклимат в семье, постоянные ссоры родителей, которые не могут договориться по вопросам воспитания ребенка, выдвигая ему абсолютно противоположные требования.

Допустим, мама хочет вырастить экономиста, а папа – футболиста. И за постоянной руганью никому даже в голову не приходит, что ребенок увлекается музыкой, но не может реализовать свой талант, боится родителей и вдобавок чувствует себя виноватым во всех бедах. На его глазах рушится его собственная семья, ломается его личная жизнь, и естественно, все это отражается на его поведении и успеваемости.

А иногда причиной плохого поведения являются… учителя, которые изначально выдвигают завышенные требования к ребенку, постоянно ставят плохие оценки и тем самым отбивают всю тягу к учебе. Даже мотивируя это тем, что ребенок может лучше, просто ленится, и его нужно подтолкнуть, разбудить азарт, «хорошую» злость.

– Да, некоторых детей это подзадоривает, но для особо чувствительных такой провал в самом начале учебы оказывается фатальным. Ребенок начинает искать другие сферы применения своей энергии. Хорошо, если он ударяется в спорт, но нередко такие дети попадают в дурные компании, начинают курить, употреблять алкоголь, наркотики, пропадать из дому. И все из-за неправильных действий взрослых, не сумевших вовремя найти подход к тонкой и ранимой детской душе.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Как вести себя с особенным ребенком

Не разговаривайте с ребенком в приказном тоне, потому что любое указание он воспримет как давление. Постарайтесь поговорить с ним и подвести его к самостоятельному принятию правильного решения.

Используйте сильные стороны его личности, чтобы чаще говорить ему слова похвалы и поддержки. Не акцентируйте внимание на отрицательных качествах. Побуждайте проявлять лучшие черты характера. Вскоре поведение начнет меняться в лучшую сторону.

Сохраняйте спокойствие и доброжелательность, не срывайтесь и не будьте слишком строгими. Ребенок не сразу перестроится, многие поступки будут даваться ему с трудом, хотя бы на первых порах. Наберитесь терпения.

Покажите ребенку, что вы в него верите. У многих особенных детей со временем формируется комплекс: в детском коллективе их чаще всего объявляют виновниками происшествий, даже если зачинщиками были не они. Не продолжайте эту порочную практику.

Откажитесь от телесных наказаний: будьте мудрыми и гибкими.

Не угрожайте ребенку: это только усилит конфронтацию. Говоря с ним в тоне запретов и угроз, вы спровоцируете его неповиновение. Старайтесь договариваться.

Пытайтесь понять причины его гнева, чтобы в дальнейшем помочь ему справляться с негативными эмоциями.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!