Трейси шевалье - падшие ангелы.

Неделю назад ваш малыш еще молчал, а теперь его невозможно остановить, и говорит-то он развернутыми предложениями и словами, о существовании которых в его словарном запасе вы не подозревали. Все это впереди у каждого родителя, создающего нормальные условия для развития своего ребенка. Пока же он молчит или произносит несколько слов, а то и звуков.

Педиатры давно считают нормальным, когда ребенок начинает произносить первые слова в возрасте от полутора до двух лет. Именно в этот период ваш ребенок может начать разговаривать, осознано объединяя слова в предложения. Сроки и темпы овладения ребенком речью зависят от индивидуальных особенностей каждого из них, от условий создаваемых родителями. Некоторые дети говорят в 11 месяцев, а некоторые только в 2,5 года.

Как помочь малышу в этот период разговориться?

Развитие речи у детей начинается с пассивного овладения словом, т.е. ваш малыш учится вас понимать, когда этот этап пройден, начинается активное владение словом, т.е. ребенок начинает говорить. При правильном развитии речь у ребенка появляется внезапно, еще неделю назад он молчал, а вот уже говорит развернутыми предложениями. Количество понимаемых слов стало больше, и теперь возможно их использование.

Чаще всего родители считают, что речь малыша развивается, если малыш произносит слова, которые он повторяет за взрослым. Это, конечно, большой "плюс" в ходе развития, но такие слова подражаемые, а значит, малыш может не использовать их самостоятельно, поэтому они не указывают на то, что у малыша появился свой словарный запас.

Развить это желание можно, используя следующие рекомендации:

На первом этапе игры нужно заинтересовать ребенка какой-либо игрушкой, несколько раз повторить ее название, следя за тем, чтобы малыш смотрел на ваши губы, видел, как вы произносите слово. Затем предмет убирается на видное, но недосягаемое место для ребенка. В некоторых случаях это вызывает гнев и плач у детей. Правильным будет, если его внимание переключится на взрослого, который сможет помочь ему в достижении желаемого.

Второй этап - обращение ко взрослому. При этом,чтобы изъясниться, малышу придется применять речевые средства или жестикуляцию. Поведение ребенка будет направлено на выведение взрослого из состояния нейтралитета и обращения его внимания на себя. Главным условием удачного завершения этого этапа будет несгибаемость родителя в ожидании нужного слова от малыша, означающего этот предмет.

Третий этап – помочь малышу произнести слово. Для этого можно повторять и повторять название предмета. Если ребенок следит за вашей артикуляцией, значит, он не только слышит, но и "видит" слово, поэтому нужно четко проговаривать каждый звук. Если появились первые попытки произнести слово, это говорит о том, что вы все сделали правильно и ваш малыш созрел для разговоров. Занимайтесь с ним, и, таким образом, наработанный словарный запас ребенка побудит его сотрудничать с вами так, как вы и желали: при помощи слов. Без этой потребности и совместных игр первые слова сильно задержатся, а могут и не появиться вообще, тогда потребуется помощь специалиста. Побуждайте ребенка говорить.

Существуют и другие способы разговорить ребенка.С детьми от 2-х лет нужно играть в "вопросы", например:

Кто такой мягкий, пушистый, беленький или серенький, с длинными ушками?

Что бывает круглое? Теплое? Синее? И т.д.

Что у нас на кухне? В прихожей? И т.д.

Задавая подобные вопросы, вы обогащаете словарный запас ребенка, подталкиваете его к разговору и способствуете развитию мышления.

Можно играть в ассоциации. Например, вы называете предмет и просите ребенка ответить первое, что в голову придет. Задавайте ему побольше вопросов, а он научится задавать их вам.

Самым последним решением при задержке речевого развития станет обращение к медикаментозной терапии: уколы, настойки, сиропы. После приема таких препаратов у детей действительно происходит речевой прорыв, но прибегать к этому способу решения проблемы нужно только испробовав все иные меры.

Тем родителям, у которых прошли все мыслимые и немыслимые сроки, а ребенок все еще не говорит, хочется предложить помощь заговора наших прабабушек, которые не имели возможности обратиться к грамотным специалистам, а делали все по-своему, опираясь на народную мудрость.

Если вы действительно хотите получить при использовании заговора желаемый результат, просто поверьте в него всем сердцем и душой.

Это нужно и важно знать:

Заговор чтобы ребенок заговорил как и любой другой детский заговор произносится над кроватью ребенка в любое время, когда он спит крепким сном.

Перед кроваткой также желательно поставить на какой - либо табурет или журнальный столик несколько икон - перед ними и читаются слова заговора.

Зафиксируйте заговор для первого прочтения и запоминания на чистом листке альбомной бумаги и положите его на видное место.

Заговор чтобы ребенок заговорил №1

За морями - океанами на островке сказочном птица есть дивная, золотая. Говорит та птица без умолку - Говоруньей ее нарекают. Так приди, птица чудная, во сне дитятку моему да научи его говорить, чтоб мог имя светлое Божье прославлять и имена всех святых во веки веков! Да сбудется сказанное! Аминь."

Заговор чтобы ребенок заговорил №2

Слова заговора на питье для того, чтобы ребенок начал разговаривать.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я тебя зачала, 9 месяцев под сердцем носила, я тебя рожала, я тебя и говорить научу. Аминь».

Заговор чтобы ребенок заговорил №3

Когда ребенок долго не говорит, необходимо молится Иоанну Златоусту. Когда ваш малыш заснет, прошепчите над ним 7 раз слова заговора.

«Как ярко Златоустьев огонь горит – так свободно и хорошо раб Божий (имя) говорит. Перед своими, перед чужими, перед ближними, перед дальними. Без запинок, без заминок, без каши во рту, без стеснения, без смущения. Иоанн, помоги рабу Божьему (имя), чтобы речь его как мед лилась, как пламя горела, как песня слух услаждала!»

Заговор чтобы ребенок заговорил №4

Попросите крестного или крестную принести в подарок ленточку, для девочки - белую, для мальчика - синюю, в ответ подарите крестному нужную ему вещь, которая перед этим побудет немного в пеленке малыша. Ленточку скатайте в клубок и положите на ночь под иконку святого, чье имя носит ребенок. Утром нужно обрезать края ленточки ровно и пропустить ее три раза через кольцо, либо обручальное, либо любое без камушка. Потом разгладьте ее на столе и заговорите:

Как трава зеленеет, Как снег тает да в землю уходит, Так болести бы прочь из дома уходиш бы, Выметалися, высыпалися, Назад не верталися. Как трава растет, Так раб Божий (имя ребенка) растет, Чадушко-сладу шко, Матерняя отрадушка. Како дождь заморосит, Так раб Божий (имя ребенка) заговорит! Мое слово крепче стали, острее ножа, Как сказано - так и будет, Отныне и во веки веком. Приснодево Марие, помози! Пологом накрой, духом своим успокой. Аминь."

После этого на правой ручке ребенка завяжите ленточку некрепко тремя узелками, обвив ручку.

Не следует снимать ее до первого дождя, после дождика сразу снимайте - и вскоре малыш заговорит.

Заговор чтобы ребенок заговорил №5

В ясную ночь на полнолуние выведите ребенка на улицу.

Оглядитесь: рядом не должно быть людей и животных.

Постелите на землю свою вещь, поставьте на нее ребенка и скажите:

Смотри на луну: там ангелы живут, твою душу берегут. Там Христос стоит, на тебя, дитя, глядит, поздоровайся с ним."

Повторив эти слова трижды, возьмите в руки зеркало и направьте его так, чтобы отражение луны увидел ребенок.

Пусть он смотрит через зеркало на луну, а вы в это время снова прочтите заговор, добавив в конце такие слова:

,.Христос тебя любит. Будешь молчать, он тебя забудет."

Уведите ребенка в дом и уложите спать.

Приласкайте его и скажите по-матерински просто:

«Боженька тебя сильно любит, а ты молчишь. Он обидится на меня из-за тебя».

Если все сделать правильно, то обычно утром дитя начинает говорить.

Заговор чтобы ребенок заговорил №6

На море-окияне, на острове Буяне стоит золотая клетка, в ней сидит золотая птица-говоруша. Говоруша-говоруша, научи раба Божия младенца (имя) говорить, с тобой Бога славить и всех Его святых. Во веки веком. Аминь.

Заговор делается днем над спящим ребенком. Заговаривающий сначала крестит его, потом произносит заговор, затем снова крестит.

Заговор чтобы ребенок заговорил №7

Крестом крещу, рабу Божию младенцу (имя) заговорить велю. Слова запоминай, на ус мотай, уста отвори и говори! Слово мое крепко и лепко. Аминь."

Заговор делается днем над спящим ребенком. Заговаривающий сначала крестит его, потом произносит заговор, затем снова крестит.

Заговор чтобы ребенок заговорил №8

Исусовой Христовой благодатию, Приснодевиным Марииным повелением, моим хотением, раб Божий младенец (имя), не молчи, сам заговори, волю свою расскажи. Во веки веком и до веку. Аминь.

Заговор делается на утренней заре над спящим ребенком. Заговаривающий сначала крестит его, потом произносит заговор, затем снова крестит.

Заговор чтобы ребенок заговорил №9

Ты, раб Божий младенец (имя), на воздусях живешь, кричишь и орешь, пора пришла тебе говорить. Ты не рыба, чтоб молчать, ты не птица, чтоб верещать, не зверь дикий, чтоб рычать. Ты человек - говори. Во веки веком. Аминь.

Заговор делается вечером над спящим ребенком. Заговаривающий сначала крестит его, потом произносит заговор, затем снова крестит.

Побудить ребенка говорить и помочь ему может только взрослый, применяя методики или читая молитвы, главное, чтобы этот важный процесс и движение в развитии ребенка было своевременным!

О проведёнии обрядов нельзя никому рассказывать!!!

Держите в секрете даже от близких людей!!!

информация взята из разных источников интернета.

Книга посвящена актуальной теме – речевому развитию ребенка 1,5–3 лет.

Чтобы заговорить, ребенку необходима помощь взрослого. Начальный этап состоит из занятий, которые помогают наладить общение со взрослым, развивают подражание, слуховое внимание и восприятие ребенка, дыхание, мелкую моторику. Основной раздел книги – «Развитие речи» – ставит своей целью «разговорить» ребенка и описывает логопедические занятия и специальные приемы логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими неговорящими детьми. Представленный материал поможет создать речевую среду развития, накопить пассивный словарь. Развитие активной речи ребенка (именно то, чего с таким нетерпением ожидают близкие!) достигается путем развития у ребенка речевого подражания, использования ритма и т. д.

Книга является практическим пособием. Материал изложен кратко, в популярной и удобной форме, включает в себя описания занятий в виде занимательных игр.

Книга будет полезна как логопедам и воспитателям, так и родителям.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет" Янушко Елена Альбиновна бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Выкладываю кратенький обзор книги, из которого понятно ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, чтобы малыш заговорил.

1) Развитие эмоционального общения со взрослым(Игры на подобие «По кочкам, по кочкам»)

2) Развитие общего подражания (Игры на подобие «Ножками потопаем, ручками похлопаем»)

3 ) Развитие делового общения (Обучение ребенка выражать свои мысли любым доступным ему способом). Для этого используют методы побуждения к разговору: предлагать выбрать из нескольких вариантов, задавать наводящие вопросы, поддерживать инициативу малыша)

полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты:

на (предложение) - протягивать раскрытую ладонь;

дай (просьба) - сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз);

да (согласие) - кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить движение несколько раз);

нет (отрицание) - покачивание головой (можно повторить движение несколько раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону;

там (указание направления) - взмах кистью руки в направлении объекта, на который хотят указать;

вот (указание на близлежащий объект) - показать прямым указательным пальцем на предмет;

сюда (подзывание) - взмах ладонью по направлению к себе;

хорошо (одобрение) - сжать пальцы кисти в кулак, вверх поднят большой палец;

молодец (одобрение, похвала) - погладить по голове;

ай-ай-ай (порицание) - указательный палец выпрямлен, остальные пальцы ладони сжаты в кулак, колебательные движения рукой вверх-вниз;

тихо (призыв к молчанию, тишине) - прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам;

баю-бай (спать пора) - смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем;

привет (здороваемся) - берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии) машем рукой из стороны в сторону;

пока (прощаемся) - машем рукой (движения ладонью вверх-вниз);

большой (обозначение величины) - развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны);

маленький (обозначение величины) - приблизить друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки);

один (обозначение количества) - показать указательный пальчик.

Перечисленные жесты используются в разных играх и занятиях, описанных в нашей книге.

Помните, что при обучении малышей жестам необходимо соблюдать следующие условия: использовать можно только естественные общеупотребительные (понятные всем представителям данной культуры) жесты, не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка. Помните, что в норме жесты являются вспомогательным средством общения между людьми, употребляются ограниченно (жестовая речь является основным средством общения слабослышащих людей).

4) Развитие неречевого слуха (обращать внимание ребенка на звуки природы (листва, дождь), животных, предметов обихода(пылесос, масло на сковороде). Потом играть в игры «угадай что это?»

5) Развитие речевого слуха(Игры на подобие «принеси мячик» говорить тихо, с разной интонацией. Игры на подобие «говоришь одно делаешь другое»)

6) Развитие физиологического дыхания (Игры «подуй на свечу»)

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот - «набираем полную грудь воздуха»;

выдох происходит плавно, а не толчками;

во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

выдыхать следует, пока не закончится воздух;

во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

7) Развитие речевого дыхания (Поем гласные, шипим как змея, подражаем звукам различных животных (Ко-ко, Га-га)

8) Развитие моторики рук (Автор советует уделять большее внимание обучению ребенка обслуживать себя - кушать, одеваться, умываться)

9) Развитие понимания речи

9.1) Создание речевой среды (Постоянный разговор с ребенком в быту)

Примеры.

Умывание

Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку - вот так. А сейчас давай умоем лицо - вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек - вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

Сборы на прогулку

Все необходимые вещи разложены на стульчике.

Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны - вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.

На прогулке

Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал - и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажи, как много листиков. И т. д.

Приготовление обеда<

Во время совместного приготовления еды соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка.

Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю воду и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я нарезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюлю. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку.) А теперь посоли суп. Вот так.

Построим дом

Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков.

Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. Какой будет домик - большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда...

Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка

9.2) Накопление пассивного словаря. (Сначала просто называем вещи (стол, кровать, ножки) потом усложняем (за чем мы кушаем? На чем мы спим? Чем Сыночек ходит?)

10) Развитие активной речи ребенка путем подражания.

Подражание речи взрослого проходит несколько этапов :

I ) Повторение отдельных звуков , несущих смысловую нагрузку, в игре.

II )Повторение аморфных слов . Это слова-звукоподражания, слова-слоги, несущие собственную смысловую «начинку». К таким словам относятся подражания голосам животных - му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек - бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам - би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова: малыш может заменять ими любые слова, которые еще не может произнести.

III ) Повторение слов . Вначале это простые короткие слова - мама, папа, дай, на, киса, утя и т. д. На этом этапе возможно употребление «облегченных» вариантов слов: не «кошка», а «киса», не «утка», а «утя» и т. п. По мере развития речи ребенок учится произносить двух- или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно. Понимание речи и активный словарный запас ребенка стремительно увеличивается на протяжении этого периода. Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

IV ) Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе - 2-3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.

11) Использование ритма в развитии речи (использование стихов)

Птичка

Села птичка на окошко.<

«Посиди у нас немножко!

Посиди, не улетай!

Улетела: Ай!»

Дождик

Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки

«Когда мой ребёнок заговорит? Я (или кто угодно) в этом возрасте уже и стихи, и песни, и „Сон в летнюю ночь“ по ролям разыгрывала!». Вы смотрите на других детей, на себя в воспоминаниях, видите инстаграмы, где милые кудрявые малыши выдают день за днём то, что Чуковскому не могло и присниться. И всё больше с каждой минутой нервничаете: когда уже, когда, что с ним не так? Узнали себя? Усаживайтесь поудобнее, мы это тоже проходили.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Конечно, тут бы показать ребёнка хорошему неврологу или логопеду. Но мы все боимся страшного вердикта «задержка речевого развития», как боимся любой детской болезни или отклонения. Потому что не знаем, что с этим делать. Самый совершенный механизм вдруг даёт сбой - паника!

Спокойствие, только спокойствие

Сама по себе задержка речи не страшна - каждый ребёнок развивается по собственному расписанию

Даже принятые докторами нормы имеют погрешность в три-шесть месяцев (это только для одного ребёнка, но и у самих докторов нормативы часто отличаются друг друга). Почему не дольше, фиксировано ли это время? Как пишут известные учёные-нейробиологи Сандра Амондт и Сэм Вонг в своей книге «Тайны мозга вашего ребёнка», дело в том, что у маленьких детей нейронные связи в мозге, отвечающие за те или иные функции, развиваются стремительно. Поэтому этот отрезок времени - четверть или половина года в возрасте до трёх лет - на самом деле огромный срок. И наверняка структура уже выстроилась, но пока не проявилась. Либо же как раз наоборот - есть какие-то нарушения, и их нужно ловить прямо сейчас, пока не стало слишком поздно.

Поэтому - наблюдайте. Наблюдайте за поведением ребёнка, за его изменениями. Это, кстати, отличный способ заглушить переживания - записывать в блокнот ежедневные события и развлечения. Что-то вроде дневника. Наблюдения помогут увидеть динамику или её отсутствие. Возможно, вы удивитесь, когда увидите, что два понедельника назад «где» было просто звуком, а сегодня есть уже два «где» - для людей и для спрятанных предметов, и они совершенно разные фонетически. Кстати говоря, это уже речь.

Кроме того, станет наконец очевидно, как многому ребёнок учится, и что даже за один день происходит череда маленьких прорывов и скачков. Это касается не только слов, но и действий, степени понимания и запоминания, эмоций и их выражения и даже «мелких бытовых обязанностей», которым вы и не планировали учить ребёнка, а он однажды утром, пока вы делаете ему кашу, берёт и делает вам кофе.

Суть в том, что отставание в речи всегда идёт рука об руку с отставаниями в моторном - и в частности - в мелкомоторном развитии

«Возраст, в котором малыш начинает говорить, определяется взрослением тех участков мозга, которые контролируют движение. Произнесение осмысленных и понятных звуков требует достаточно сложных моторных навыков и значительной практики», - объясняют Амондт и Вонг. Поэтому если есть проблемы в речи, то они наверняка есть и в каком-то другом сегменте развития, и они так же бросаются в глаза, как и неумение (здесь мы говорим именно о неумении, а не о нежелании) выразить свою мысль словами.

Говорящие колобки пусть останутся в магазинах

Многофункциональные чудо-игрушки, роботы, обучающие говорить, карточки с однокоренными словами - это всё, мягко говоря, не имеет никакого отношения к развитию речи. Но это не значит, что ребёнку не нужно или нечем помочь «разболтаться». Советский физиолог Марионилла Кольцова ещё 40 лет назад объяснила, почему развитию речи отлично способствуют известные всем с детства пальчиковые игры. «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались - из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка.

Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи

Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи», - пишет она в книге «Ребёнок начинает говорить». И там же приводит несколько возможных вариантов игр с пальцами.

К ним же относятся завязывание-развязывание шнурков, перебирание крупы и «пальчиковый театр» - животные и сказочные персонажи, которые надеваются на пальцы.

Не молчите

Известный факт, что дети (особенно ещё не говорящие дети) отражают и ретранслируют родительское поведение практически во всех аспектах своей жизни - от настроения и поведения до манеры сидеть за столом. Речь не исключение. Поэтому моторика моторикой, но в первую очередь посмотрите на себя: а вы сами достаточно разговариваете с ребёнком? Если вы только отдаёте команды - идём гулять, поешь, убери игрушки - так дело не пойдёт. Совет прост и очевиден.

Старайтесь разговаривать с ребёнком обо всём. Если он не отвечает вам на вашем языке - это ещё не значит, что он не отвечает вам совсем или не понимает вас

Рассказывайте ему о том, что вы делаете прямо сейчас, о том, чем займетесь на прогулке, перед сном обсуждайте, как прошёл день. Проговаривайте слова, на которые он обратил внимание, обыгрывайте их. Покажите ему, как произнести сложное слово. Всё это не просто сентиментальные мелочи и не только про налаживание контакта и связи - это и про речь. В какой-то момент ему захочется повторить за вами одно слово, потом другое, третье, а потом ещё, и ещё, и ещё, и вы уже не сможете его остановить.

На его языке

Советский психолог Лев Выготский называл переход от безъязычного к языковому периоду развития периодом автономной речи («Вопросы детской психологии»). Это язык, созданный самим ребёнком на основе взрослого языка, но не повторяющий его и живущий по собственным законам. При этом ребёнок отлично понимает взрослую речь, то есть язык, на котором говорит окружающий его социум. Но значения его слов не совпадают со значением наших слов. Эти лексемы вообще сложно называть словами в привычном смысле - больше они похожи на обрывки слов, обозначающие часто целые категории (например, слово «бак», означающее в речи ребёнка «собаку», может одновременно быть волком, лисой, то есть всеми животными, похожими на собаку, а может «перекинуться» и на белку, потому что она такая же рыжая, как лиса, на владельца какой-то конкретной собаки и так далее).

Важно понимать, что такая речь - это необходимый и важный период, во время которого ребёнок осваивает язык как инструмент и систему, и по максимуму помогать ему в этом

Лингвист Стелла Цейтлин обращает внимание на то, что на этом этапе родителям не стоит пренебрегать так называемым языком нянь. Всевозможные «машинка би-би» и «собачка гав-гав» несут в себе важнейшую функцию: ребёнок понимает, что его понимают. В то же время достоверных сведений о причинно-следственных связях между речью, которую использовали родители в общении со своими маленькими детьми в этот период, и временем появления речи у ребёнка нет. Но есть достоверные сведения, что те дети, с которыми больше разговаривали, сами заговорили раньше и имели больший словарный запас.

Проблема поколения

Если вы всё ещё переживаете о том, что дочь подруги заговорила раньше вашего сына, а сами вы с года по ролям, то вот вам ещё один факт: вы не одни. В последние 10-15 лет педиатры, психологи и лингвисты отметили тенденцию к более позднему появлению речи у детей - после двух лет. Пока эта ситуация не изучена настолько, чтобы можно было точно назвать причины повсеместной «задержки», но некоторые специалисты делают предположения. Дело, по их мнению, может быть в том, что родители, пытаясь успеть за своими друзьями, коллегами и миром соцсетей, стали меньше общаться с детьми.

Второй причиной называют, как раз наоборот, бесконечную материнскую болтовню. «Ребёнку даже не нужно ничего говорить, его и так понимают и предугадывают все его желания», - говорят они и цитируют анекдот про того мальчика, которого до пяти лет всё устраивало.

Именно для сохранения золотой середины логопеды советуют не настаивать и не говорить за ребёнка всё, а побуждать его к говорению

Не просить напрямую сказать какое-то конкретное слово, а задавать наводящий вопрос. Например, вместо «скажи мяч» спросить ребёнка «во что ты играл с папой сегодня на прогулке? что у меня в руках?» или просто «что это?» Вместо «скажи Маша» - «как зовут твою маленькую сестру?». Даже если ответы не последуют, ребёнок, так или иначе, задумается о них и внутренне вам ответит. А если ответит на своём языке - не раздражайтесь и не отчаивайтесь, лучше похвалите и произнесите по-своему.

Не бойтесь врачей

Всё вышесказанное совсем не означает, что нужно избегать врачей и целыми днями заставлять ребёнка перебирать фасоль. Вообще-то самая главная заповедь современной мамы - если чувствуешь, что что-то не так, и не знаешь что, обратись к специалисту. Но чувства мамы тут понятны. Специалистов много, все они поют на разный лад, один невролог требует 15 слов от годовалого ребёнка, а второй не считает молчание и в два года критичной историей. И вообще все они чужие, проще спросить у подруги или залезть в интернет, там хоть и пугают, но как-то более отстраненно.

Неврологи, конечно, не преследуют цели напугать родителей. Они стремятся определить нарушения в развитии (если они есть) на ранней стадии

А так как задержка речи может говорить о многих тяжёлых заболеваниях или отклонениях, не заметных в первые два года жизни, на умение ребёнка говорить и на его стремление овладеть языком обращается пристальное внимание. Если же врач (невролог, психолог, логопед) посчитал, что это всё-таки ваш диагноз, то не стесняйтесь поинтересоваться у него, почему он сделал такое предположение - только по количеству слов или есть ещё какие-то признаки отставания, и есть ли острая необходимость в «стимуляции». И потом обязательно расскажите ребёнку о ваших дальнейших планах, вам он обязательно ответит.

Бонусом мы собрали советы неврологов, логопедов и психологов о том, что делать не надо, если вы считаете, что речь ребёнка опаздывает:

  • Не усаживайте ребёнка смотреть мультфильмы. Какими бы «развивающими» и продуманными они ни были - они несут в себе совершенно другую цель. Для маленького ребёнка мультфильмы - это прежде всего образ и только потом диалоги и мораль. А образов и историй у него полно и вокруг.
  • Не искажайте свою речь. «Машинка едет „би-би“» и «бибика вжик-вжик» - два совершенно разных предложения. В первом понятно, что машина едет и издаёт вот этот звук, но «бибика» - это совершенно лишнее. Если ребёнок сам придумает это слово - оставьте его ему. Но вы для него эталон, говорите качественно.
  • Не подкупайте. «Скажи „мама“ - дам конфетку» - не надо так. Речь нужна не для того, чтобы получать конфетки, и конфетки раздают не за выполнение условий.
  • Не шантажируйте. То же самое, только наоборот. Не лишайте ребёнка пряников за то, что он не говорит.
  • Не настаивайте и не заставляйте. Он может совсем замкнуться в знак протеста.
  • Не зацикливайтесь.

Предлагаемая вашему вниманию книга описывает начальный этап работы с неговорящими детьми 1,5–3 лет. Главная цель книги – описать игры и упражнения, а также специальные приемы работы, с помощью которых удается «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи.

В книге подробно рассматривается специфика работы с детьми раннего возраста, отстающими в речевом развитии. Такая работа требует от логопеда определенных навыков и особенного подхода к обучению, так как методика занятий с малышами коренным образом отличаются от занятий с детьми дошкольного возраста. В настоящее время предлагается широкий выбор книг и пособий для логопедических занятий с дошкольниками, а вот описание практического опыта работы с малышами встречается гораздо реже.

Известно, что именно в раннем возрасте (до 3–4 лет) наилучшим образом развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии.

Книга имеет практическую направленность, все теоретические аспекты проблемы намеренно опущены. Мы описываем исключительно практический опыт работы с безречевыми детьми раннего возраста. Советуем помнить, что для адекватного восприятия предлагаемого материала необходимо понимать механизмы, закономерности и этапы развития речи как в норме, так и в случае речевых нарушений.

Представленный вашему вниманию материал отобран по уровню эффективности: мы выбрали для книги только самые интересные игры, любимые детьми, дающие отличные результаты. Помимо эффективности, мы позаботились о простоте и удобстве: материал в книге строго систематизирован, игры и занятия с детьми описаны понятно и подробно, тексты и ход игры быстро запоминаются.

Описанные этапы работы вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка и целей занятий. Игры и занятия можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Отдельные игры могут стать основой целого занятия или его частью.

Мы искренне надеемся, что эта книга будет полезна как для специалистов, так и для родителей.

Логопедические занятия с детьми раннего возраста

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста

В ситуации, когда у малыша 1,5–2,5 лет отсутствует активная речь, перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?

Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит», и т. п.

Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5–5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно.

На наш взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5–3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов – логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенку.

В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям еще не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но нарушение развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект. Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз.

Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия.

При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В первом случае можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР), во втором случае – об общем недоразвитии речи (ОНР).

Особенности занятий с детьми раннего возраста

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.

Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже – в старшем дошкольном возрасте. А пока… если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!