Цель:
- познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й`],буквой Й, й;
- развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;
- воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку.
- учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й`] всловах;
- способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения и рассказывания;
- работать над межпредметными связями.
Оборудование для учителя:
- Демонстрационный плакат "Буква Й, й".
- Картинный словарь, иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, чайника, трамвая, троллейбуса, зайки.
- Демонстрационные звуковые схемы.
- Аудиокассета "Занимательное азбуковедение" автор В.Волина сказка "Два хвостика".
- Конверт с письмом из библиотеки.
- Фотография "Ордена славы".
Оборудование для учащихся:
- Учебник "Русская азбука" В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин1 класс 2 часть
- Учебник "Русская азбука плюс"В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин1 класс.
- Звуковые схемы.
- Конверты с буквами имён героев сказок К.И.Чуковского
Ход урока
I. Организационный момент.
Посмотрите на наших гостей. Поприветствуем их.
II. Проверка домашнего задания.
- В "Русской азбуке плюс" чтение по ролям диалога "Ёлкино платье".
- Театрализация диалога "Шутка" из "Русской азбуки".
- Работа над интонацией речи учащихся.
III. Актуализация опорных знаний.
- Какой сейчас год?
- Какое время года?
- Какой день недели?
- Какое сегодня число?
2). 19 января - большой прздник - Крещение. И сейчас стоят настоящие Крещенские морозы. Это название пришло к нам давно. И 100, и 200 лет назад на Крещение стояли сильные морозы, как и сегодня. Поэтому люди их так и назвали Крещенские морозы.
3). Посмотрите в окно.
IV. Выделение нового звука
1). Расскажите, какой сегодня день?
Зимний, морозный, холодный, пасмурный.
Какой звук вы произносите в конце всех слов? [й`].
2). Представьте, что вы порезали пальчик.
Как вы вскрикните? - Ай! Ой!
Какой звук вы произносите в конце этих слов? [й`].
3). А чем надо помазать ранку? - Йодом.
Какой звук вы произносите в начале слова йод? [й`].
4). Звук [й`] мы уже встречали в начале слова или после гласных. Он обозначался буквами е, ё, я.
Расскажите, что вы знаете про звук [й`].
Это звук согласный, всегда мягкий, звучит звонко.
V . Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы научимся распознавать звук [й`] вне слияния в конце слогов, в середине и в конце слов, научимся читать и печатать букву й и слова с этой буквой.
Тема урока "Звук [й`], буква Й, й".
VI. Фонетическая подготовка.
1). В картинном словаре определить положение звука в слове?
На доске иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, трамвая, троллейбуса,
Вывод: чаще всего звук [й`], обозначающий букву й, встречается в середине и в конце слова. В начале слова й встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.
2). Игра "Узнай звук".
Если есть в слове звук [й`], хлопайте в ладоши, если нет руки кладёте перед собой.
Слова: лиса, чайник, игрок, лицо, ножницы, соловей, автобус, хитрый, ноки, машина, змей, имя, чай, получай.
3). Игра "Замени звук в середине слог".
- чашка - чайка
- леска - лейка
- лапка - лайка
- галка - гайка
- речка - рейка
VII. Знакомство с буквой Й, й.
Посмотрите, как пишется буква Й, й.
- На что похожа буква Й?
- В чём разница?
2). Стихотворение.
Букву Й зовут "И кратким".
Й как И в твоей тетрадке.
Чтоб Й не путать с И
Сверху галочку пиши.
Заучивание четверостишья.
3). На ленте букв буква й изображена зелёным цветом. Для чего? Чтобы помнили, что звук [й`] согласный, всегда мягкий.
VIII. Работа с буквой.
1). Напечатать буку Й на доске. Вот так пишется эта буква.
2). Если буквы станут в ряд
Сразу все заговорят.
Игра "Дополни словечко".
На доске слоги:
тво сво сто
Дети дополняют слова буквой й.
3). Игра "Буква потерялась". На доске написаны слова. Дети вставляют букву й.
- ша_ба
- добры_
- _огурт
- изуча_те
4). Сегодня утром в класс пришло письмо от нашего библиотекаря. Она пишет, что кто - то перепутал буквы в названиях сказочных героев К.И.Чуковского и просит вас ей помочь.
Работа в парах. Игра "Собери рассыпавшиеся имена".
- Айболит
- Бармалей
- Мойдодыр
IX. Физкультминутка.
Кот играет на баяне,
Зайчик наш на барабане,
Ну а ослик на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если будешь помогать,
Будем вместе мы играть.
X. Прослушивание аудиозаписиз сказки "Два хвостика".
Послушайте сказку про мальчика - художника. И подумайте, как мы можем помочь бедному зверьку, которого нарисовал мальчик?
На обратной стороне доски написано слово заика. Дети исправляют букву И на Й. Объясняют, какой хвостик забыл написать мальчик.
XI. Работа со звуковыми схемами.
Слого-звуковой анализ слова зайка. Если в середине слова звук [й`], то слог всегда заканчивается этим звуком. Составление схемы на доске и на партах.
Вывешивается иллюстрация зайки.
XII. Работа с учебником. Развитие речи.
1). Откройте учебник "Русская азбука" на с. 36 - 37.
Обратить внимание, что буква Й бывает и заглавная и строчная.
2). Чтение пословиц, объяснение смысла.
3). Работа с иллюстрацией. Воины русской армии разных времён.
Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть земли. Но русская армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватить землю русскую.
Как называется одежда древних воинов? - Кольчуга.
А что защищало голову? - Шлем.
В верхней части страницы изображены солдаты армии царя Петра. У них другая форма.
- Во что они одеты?
- Какое у них оружие?
А на с. 37 изображены воины последней войны.
- Какая у них форма?
- Какое оружие?
4). Чтение текста про дедушку. с. 37
- Кем был дедушка на войне?
- Что есть у дедушки?
- Что говорит мама о дедушке?
- Как вы понимаете эту фразу?
Демонстрация фотографии "Ордена славы".
XIII. Итог урока.
- Что вы можете рассказать о звуке [й`]?
- Как называется буква?
- С какой буквой не надо путать й?
8. /Азбука - Стихи/На что похожа буква Ж.doc
9. /Азбука - Стихи/На что похожа буква З.doc
10. /Азбука - Стихи/На что похожа буква И.doc
11. /Азбука - Стихи/На что похожа буква Й.doc Ее поди-ка. Вся в колючках, будто еж, Потому и ежевика. Ежевика, е
А столба наискосок, А
Буква б проснется рано. Буква б - б
Вно букву в алена Держит Трубку телефона. В
Г схожа с цаплею по виду и на одной стоит ног
На что похожа буква
На что похожа буква
На что похожа буква
На что похожа буква
На что похожа буква И?
На что похожа буква
скачать doc
Й
- 3-зачем меня за-за-заикой сделал? Я не заика, я - зайка!
На что похожа буква
Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится.
(Е. Тарлапан)
Йог на гвозди лег,
Позабыв, что он йог.
Йог, помажься йодом,
Снова станешь йогом!
(В. Лунин)
Я надела поясок,
И надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И - наискосок.
Ты ей шапку подари -
Станет краткой
Буква И.
(А. Шибаев)
Тополь над горой стоит.
Птичка к тополю летит.
(Г. Виеру)
Фонетическая зарядка.
Как вскрикивают от испуга? (Ой!)
Кто внимательный?
Запомните слова с и, которые встретятся вам в сказке. Что вы знаете о й-о г а х?
«Что вы знаете о йогах?» - так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька - йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях. На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел амороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не
пить.
- Надо попробовать!-решил Мыша.-Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?»
Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад:
- Ой-е-е-е-ей!!!
Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает:
«Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет».
(Г. Юдин)
Узнайте звук.
Хлопните один раз в ладоши , если услышите [и] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.
Кто больше? Придумайте слова со звуком [и] в начале (йод), в середине (майка), в конце (май).
Сказка про Й
Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве И - тонкий, короткий, букве У - трубный, протяжный. Остальные глас-
ные тоже получили по звуку.
Одно «И краткое» ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки,- размышляло оно, слушая, как гласные совещаются.- Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее».
Спохватились гласные, что «И краткому» никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать?
- Знаешь что? - говорят ему.- Сходи-ка ты к согласным. У них звуков больше, может, и на твою долю хватит.
Подумало «И краткое», зевнуло. Потом еще зевнуло и еще подумало.
- А мне,- говорит,- эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит.
- Как же ты будешь жить без звука? - недоумевали гласные.
- А что, разве нельзя?
- Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется. Поколебалось «И краткое», поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит:
- Я согласный!
- Какой тебе звук? - спрашивают у него согласные.
Стоит «И краткое», раздумывает: звонкий взять - голова будет болеть от звона, шипящий взять - будешь шипеть, наживешь врагов; нет, лучше уж ничего не брать. Так «И краткое» решило и сказало:
- Все эти звуки мне ни к чему. Я не согласный.
Ну, не согласный, так не согласный, решили согласные, насильно быть согласным не заставишь.
- До свидания,- говорят,- ищи себе работу по нраву. Без работы в алфавите не проживешь.
Ходит «И краткое», ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмет! Он и не гласный, и не согласный, нет у него определенной профессии.
С трудом перебивается «И краткое» на подсобных работах. То поможет гласному Л в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб остальное что-нибудь самостоятельно - этого нет. Трудно «И краткому», хоть криком кричи. Может, он и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у полугласного.
Два хвоста
Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и ма-а-аленьким-маленьким хвостиком. И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался.
Вот тут-то и начались чудеса...
Зверек вдруг заговорил!
- Бе-бе-безобразие! - сказал он.
- Почему безобразие?
- Ко-ок-конечно! - рассердился зверек.
Мальчик удивился:
- В чем дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь...
- Му-му-мучитель ты, вот кто! - замычал зверек.- Что ты со мной сделал?..
- Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал?
- Нет, узнать можно.
- Так в чем же дело?
- 3-зачем меня за-за-заикой сделал? Я не заика, я - зайка!
Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве И. И зверек перестал заикаться.
- Спасибо,- сказал он.- Теперь каждый скажет, что я - зайка!
(А. Шибаев)
Не гласная, не согласная
Заскучали буквы в алфавите.
- Споем? - сказала одна своей соседке.
- Я не умею,- грустно сказала та.
- А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..
- Й...Й...Й...
- И правда не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.
- Я не гласная.
- Согласная, что ли?
- И не согласная.
- Кто же ты?
- Я...я - полугласная.
А такие разве бывают?
Одна я такая...
Ну, и кому ж ты, полугласная, нужна?
Всем нужна. Видишь, я тоже стою в алфавите.
Стой - жалко, что ли.
Не «стой», а «стой». Вот я и пригодилась!
Ну хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?
Сама догадайся...
(А. Шибаев)
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Веселые стихотворения
Йод хороший,
Йод не злой.
Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» -
Чуть завидев с йодом склянку
Йод порой, конечно, жжет,
Но быстрее заживет
Йодом смазанная ранка.
(В. Лунин)
Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(Солнечный зайчик)
На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
(Чайник)
Закипит - исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! - кричит.
(Чайник)
Загадки
К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной.
(ручей)
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держится на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь -
На себе их все найдешь.
(Репей)
Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки.
(Репей)
Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(Солнечный зайчик)
На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
(Чайник)
Закипит - исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! - кричит.
(Чайник)
На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
(Швейная машина)
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)
Пословицы
Не имей сто рублей,
А имей сто друзей.
Новых друзей наживай,
А старых не теряй!
Всяк свою работу делай,
На другого не кивай.
Фольклор, потешки
Щ е н о к
Мы играли в «каравай»,
Кого любишь, выбирай.
Каравай был невысок,
Третий шел ему годок.
Он играть не умел,
На пол сел и заревел.
Считалки
Крутим прыгалки быстрее -
Выбегаем веселее.
Ты прыжки свои считай,
Зацепился - вылетай.
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько гвоздей - говори поскорей,
Не за-ду-мы-вай-ся!
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.
Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.
Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается
Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.
Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком
Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная
Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж
Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука
По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок
Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К
Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш
Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем
На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки
Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
Посмотри на колесо
А увидишь букву О
На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле
Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"
У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У
Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки
Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′
Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя
Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл
На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы
Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась
Над лугами в синеве
Пролетает буква Э
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я
Тема: «Звук /Й/. Буква Й. /1 класс /
Цели и задачи урока:
1.Продолжить работу по формированию фонетического слуха, осознанного чтения и развитию речи.
2.Воспитывать внимание к слову, любовь к родному языку.
3.Развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обогащать словарный запас.
Оборудование: пособие «Город букв», набор элементов для составления буквы Й, «Занимательное Азбуковедение», набор карточек для работы в парах.
Ход урока:
Организационный момент
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станет вчетверо умней. (Книга)
-Почему так говорят: «Испокон веков книга растит человека».
-С древних времен книга помогает людям стать умными, знающими, грамотными. Книга растит наш ум, увеличивает объем наших знаний.
- А как же мы должны беседовать с книгой ? (читать)
Сообщение целей и задач урока
Итак, мы продолжаем путешествие по городу букв. И сегодня мы познакомимся с новой буквой. С какой?.. Вы узнаете, если выполните первое задание.
Мы будем играть со словами. А вы определите какой одинаковый звук в этих слова?
- Чем похожи буквы И и Й? (написанием)
- А одинаковую ли работу выполняют эти буквы?
- Какая работа у И? А у Й?
Краткое и – эта буква с секретом,
Хоть и похожа на и, но при этом
И-и-и можно долго тянуть, даже петь,
Й тебе спеть ни за что не суметь.
Вывод: Какую работу выполняет буква Й?
Игра « Кто внимательный»
- Хлопните в ладоши, если услышите звук /й/ в словах:
лиса, чайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, чай, имя Дмитрий.
- Итак, какую работу выполняет буква Й?
Физминутка
Раз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
- Может ли буква Й образовывать слог? Почему? А буква И?
Докажем:
Скажи. Кто дала так боится,
Как палки – пес,
Как камня – птица. (Лентяй)
- Звуко – буквенный разбор слов лентяй – лентяи
- Посмотрите на схемы внимательно. Почему в слове лентяй два слога, а в слове лентяи – три?
- Итак, может ли буква Й образовать слог? Почему? А буква И?
Самостоятельная работа (в парах)
Раздели слова на слоги
Попугай – попугаи
герой – герои
урожай – урожаи
сарай – сараи
каравай – караваи
трамвай - трамваи
Вывод: Почему буква Й не образует слог?
- Чем отличаются буквы И и Й?
- Куда мы поселим Й в город букв?
- Буква Й – буква с секретом, потому что Й в начале слова встречается редко:
ЙОД, ЙОГУРТ, ЙОГ
- Идеал ее внимания – середина и конец слова.
(Обращаю внимание: буква Й, а не звук /Й/)
Тренировка в чтении слогов и слов с буквой Й
АЙ ОЙ ЕЙ АЙ
МАЙ МОЙ ЛЕЙ ЛАЙ
В каком из этих слов скрыто два слова?
Мой руки. Мой карандаш . (картинки)
- Вот какие тайны скрыты в нашем языке. Слова могут писаться одинаково, а значения у них разные.
- Чтение слов с буквой Й в середине слова:
майка - Чем похожи эти слова ?
гайка - Какое слово лишнее? Почему ? (линейка – три слога)
лайка - Назови пары слов, в которых произношение отличается
лейка одним звуком .(мойка-майка, лайка-зайка)
рейка - В каком слове звук /й/ можно заменить на /и/, чтобы получилось
змейка новое слово ? (зайка – заика)
- А теперь послушайте сказку «Два хвоста»
«Занимательное Азбуковедение» с.141
Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и мА-а-аленьким -маленьким хвостиком.
И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался.
Вот тут-то и начались чудеса…
Зверь вдруг заговорил!
Бе – бе – безобразие! – сказал он.
Почему безобразие?
Ко – ко - конечно! – рассердился зверек.
Мальчик удивился:
В чем дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь…
Му – му – мучитель ты, вот кто! – замычал зверек. – Что ты со мной сделал!
Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал?
Нет, узнать можно.
Так в чем же дело?
Зачем меня за-за –заикой сделал? Я не заика, я – зайка!
Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве И.
И зверек перестал заикаться.
Спасибо, - сказал он. – Теперь каждый скажет, что я – зайка!
- Так что же может произойти, если у буквы Й забыть приписать хвостик?
(Другое слово или ошибка)
- Сделайте так, чтобы в первом слове было два слога, а во втором – три.
/Зайка – Заика/
- Какого зверька нарисовал мальчик ? (зайку)
Работа по развитию речи
Зайка - ….Какой он ? (косой, длинноухий, маленький, серый, трусливый, пугливый, боязливый)
- Как зайку можно назвать по другому ? (зайчишка, зайчонок, заинька, зайчик)
- А может ли зайчик прыгать по стене?
По квартире зайчик
Прыгает как мячик:
По кровати,
По стене…
И по шкафу,
И по мне…
Ух, какой прыгучий
Этот солнца лучик!
- Так что же означает слово зайчик?
Зайчик - лесной зверек отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами.
Зайчик – лучик солнца (света)
- Так вот, два слова пишутся одинаково, а значение у них разные.
- Солнечный зайчик любит играть. Давайте и мы поиграем.
Физкультминутка
- Игра «Угадай кто это?»
1. Серый, злой, голодный.
2. Бурый, косолапый, неуклюжий.
3. Усатый, полосатый, хвостатый.
Составить пары слов (работа в группах)
чай холодный
край родной
клей обойный
змей воздушный
ручей узкий
иней серебристый
попугай красивый
улей большой
урожай богатый
рой пчелиный
чайник электрический
сарай старый
- На какой вопрос отвечают слова второго столбика?(какой)
- Эти слова делают нашу речь красивее, ярче, богаче.
Подведение итогов урока
- С какой буквой познакомились?
- Какую роль выполняет буква Й?
- Сколько звуков / й / в слове: стройка, строитель, крайний.
- Найдите ее среди других букв и обведите:
А, е, у, и, н, т, ы, ц, п,л, ш, м, й, ч.
- Исправь ошибки:
Краи
Сараи
Клеи
Соловеи
Муравеи
Обои
Василии
Учишколы:
Г. Санкт – Петербурга