Техника гильоширование – выжигание по ткани. Гильош – удивительная техника ювелирного дела

Всегда было интересно: как Фаберже делал свои прекрасные вещи?

Как у него получалось такое внутреннее свечение, которое в обыденной жизни меня мало где окружает?
Я расскажу, как делают это.


Знакомьтесь: технология гильоширования. Гильош - это штриховка на металле резцом, иногда покрытая сверху прозрачной эмалью.

Гильош создает удивительную игру света и пространства. Для меня гильош, как и весь Фаберже, - это окошечко в утерянный мир роскоши и силы.


Гильош впревые применил Бреге на корпусе своих часов, для того чтобы царапины, которые образуются в процессе эксплуатации, не так бросались в глаза. Этот гильош выглядел как окружности, уменьшающиеся по мере приближению к центру. Ширина канавок, образующих такие кольца, была около 0.3 мм. Позже гильош стали делать и на циферблатах, но текстуры имели уже более замысловатый вид.

С середины 18 века было создано множество сложнейших станков для нанесения гильоша.

Гильоширование может производиться двумя способами: токарной обработкой и фрезерной, с помощью так называемого фрезерного станка с пантографом.

Токарный станок для гильоширования - станок, на котором с помощью различных устройств резцу либо заготовке, закрепленной в патроне, придается движение с помощью шаблонов, копиров или более сложных устройств, например - "Розы шпинделя" (по-английски - "Rose engine").

В этом станке резец закреплен неподвижно, а патрон с закрепленным в нем циферблатом совершает всевозможные движения.

Фрезерный станок для нанесения гильоша - фрезерный станок с пантографом, который придает движение шпинделя от движения щупа по шаблону. (Отсюда)

Сейчас таких станков почти не осталось. Механика вытесняется ЧПУ. Ныне существующие механические станки с дедушкиной технологией произведены в период с 1850 по 1948 год.

Ископаемое механическое гильоширование наносят на циферблаты дорогих часов.

Например, Бушерон

Гильоширование – это довольно молодой вид рукоделия, который является не чем иным, как техникой выжигания по ткани. Она появилась только в 80-х годах прошлого века, и, тем не менее уже достаточно популярна!

Тонкости процесса

Гильоширование представляет собой технику выжигания узора. Делается она с помощью специального аппарата. Чаще всего рукодельницы выжигают по шелку или по любым другим синтетическим тканям. Все дело в том, что работать с натуральными не получится, ткань должна плавиться, но не гореть.

Возможности, которые открываются перед тем, кто освоил эту технику очень большие. Вы сможете создавать декоративные картины, используя получившуюся аппликацию. Можно делать своими руками ажурные салфетки, открытки, украшать записные книжки, одежду: воротнички, шарфики и прочее.

Что нужно знать для освоения техники гильоширования

Прежде чем начать работать с готовым изделием, вы должны знать, что для начинающих этот вид рукоделия может показаться сложным. Поэтому потренируйтесь на лоскуте из этой же ткани.

Чтобы освоить гильоширование, вам будет нужен прибор для выжигания. Также для работы необходимы другие инструменты: ножницы, пинцет, альбом с плотными листами бумаги, наждачная бумага для очистки иглы в процессе работы.

В Интернете вы найдете различные схемы для создания рисунков, из которых сможете выбрать то, что вам по вкусу. Учитывайте, что для данной техники выжигания необходимо соблюдать большую аккуратность и четкость орнамента.

Мастер-класс по гильошированию

Если вы хотите научиться данной технике, то для вас будет полезен мастер класс по гильошированию.

Перед началом работы вам необходимо будет выбрать подходящий эскиз. Если вы хотите нарисовать его самостоятельно, то желательно за основу взять картон.

Подберите синтетическую ткань, которая хорошо плавится и просвечивается. Тщательно прогладьте ее, сложите пополам, прикрепите к краям картона, где нарисована схема для гильоширования.

Приобретите специальный копировальный столик с подсветкой, которым обычно пользуются художники. По своей сути, он является стеклянным коробом с матовой стеклянной поверхностью, внутри которого встроены лампы.

С помощью этого столика вы можете начать выжигание по ткани. Для этого положите на стеклянную поверхность с подсветкой эскиз, а на него – ткань. Начинать работу нужно будет с середины изделия, это позволит избежать смещения в дальнейшем.

Возьмите выжигатель, включите его в сеть. Для начинающих гильоширование может быть весьма сложным, не забудьте проверить готовность иглы к работе на кусочке ткани. Сделайте пробные надрезы, и установите нужный для вас уровень температуры, используя регулятор напряжения.

Во время работы держите выжигатель так, чтобы кончик иглы был прямо перпендикулярен стеклу. Слегка дотрагиваясь иглой до ткани, делайте сквозные прорези. Двигая иглу, натягивайте ткань на том месте, где вы делаете прорез.

В процессе выжигания рисунка на горячей игле будет оставаться слой расплавленной ткани. Из-за этого ширина надреза будет становиться с каждым разом все больше, и качество работы ухудшится. Поэтому не забывайте наблюдать за кончиком иглы, периодически очищать его с помощью наждачной бумаги, кусочком натуральной ткани или лезвием.

Научившись данной технике, вы сможете осуществлять следующие процессы:

  • резка ткани сплошной линией;
  • выжигание маленьких отверстий;
  • формирование разрезов разной величины;
  • формирование точки любого размера;
  • спаивание нескольких слоев ткани с использованием элементов узора;
  • создание элементов для украшения, среди которых – точки, обколка, бусинки;
  • обработка краев изделия «зубчиками » и «фестонами ».


Также можно соединять элементы ткани «мережкой ».

Делать это можно двумя способами:

  • Линии контура нескольких слоев ткани выжигаются одновременно. По образованной линии разреза получается образование плотного сварочного шва.
  • «Точечная сварка ». С помощью иглы осуществляются легкие касания к нескольким слоям ткани так, чтобы в том месте, где вы касаетесь, ткань оплавилась, но при этом не было сквозного отверстия.

С помощью этих двух способов можно изготавливать различные изделия: салфетки, воротнички одежды, кружева для отделки, декоративные платочки, и даже картины, созданные гильошированием. Поверьте, с помощью этой техники можно изготовить массу всего интересного.

Девочки, некоторым стала интересна техника по гильошированию, поэтому решила открыть эту темку и дать небольшой мастер-класс. Может быть кого заинтересует этот вид рукоделия.
Основное описание начну после Нового года, а пока по сусекам поскребите, по амбарам пометите - может и найдете обычный выжигатель по дереву. В остальном небольшая модернизация ручки и иголки, и кусочки ткани типа капрона (подкладочная ткань), но желательно для начала чтобы просвечивала. Вот и всё. Остальное - ваш настрой, фантазия и желание сделают свое дело.
Начнём помаленьку...

Примеры гильоширования :


Начинаем вводную часть .

Я работаю в сфере торговли и вот, мои покупатели стали просить подшторки для окон. Раньше их делали в Ришелье, т.е. выбивали наши мамки или бабушки на машинках. И труд это был трудоёмкий и долгий. Во всяком случае мне так показалось, когда я спалила два двигателя швейной машинке.
Так вот, а где их взять в наше время? Поспрашивала я поспрашивала по знакомым и незнакомым и нашла одну женщину которая эти подшторки делала. Только она их выжигала. Стала она мне их тоже выжигать и продавать нашим бабулечкам. А так как я человек рукоблудный - мне стало интересно как это чудо сотворяется. И попросила эту женщину мне показать основы.
Девочки, это совсем не трудно. Необходим инструмент, твердая рука и большое желание.

Инструменты.

Показываю инструмент, которым пользуюсь я и который мне сделал один знакомый электрик.

Это ручка и иголка-

Как видите сделать такую штуку не сложно. Иголочка сделана из медной пластинки, обмотана проволокой от спирали, т.е. из нихрома и обточена. Можно взять просто саму проволочку, согнуть ее пополам сильно-сильно и обточить кончик - тогда проволочка должна быть потолще, чем она жестче, тем ровнее линии получаются. Я такой проволочкой пользуюсь когда напряжение слабое. А вообще есть другие иголки - я в интернете находила, из швейной иглы или из пояльника.
Ссылочки на сайты
http://www.chudosite.ru/art/pyrography/
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1342
http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/byda...-17-661257.html
Это сам приборчик сделанный из старого трансформатора

У меня есть еще один выжигатель сделанный из старого выжигателя по дереву, заменила я в нем иголку и тоже использую. В данный момент он на ремонте и показать не могу.
Еще потребуется ватман, маркер и светостол или его подобие, чтобы переводить рисунки на ватман. Я кладу на стол по углам книжки, на них стекло, а под стекло плоскую лампу дневного света для аквариума-это мой светостол - он мобильный и легко убирается. Еще светостол может пригодиться если выжигать из темной ткани и она плохо просвечивает.

Урок №1

Техника эта появилась в Европе во второй половине XIX века. В настоящее время для работы по этой технике используют синтетические ткани, такие как полиэфир, капрон, нейлон и т.д., обладающие способностью резаться и сплавляться под воздействием высоких температур. Техника позволяет создавать детали для украшения одежды, интерьера и т. д.

Главным инструментом для работы служит аппарат для выжигания по дереву, у которого петля заменена на иглу из нихромовой проволоки диаметром 0,6 - 1,0 мм. Во многих аппаратах, выпускаемых в настоящее время, такая игла входит в комплект. Вот еще один вид иглы.

Как это делаю я - начало процесса.

Беру рисунок который мне понравился

Увеличиваю на компьютере (здесь один альбомный лист), перевожу его через светостол на ватман фломастером или тонким маркером. Фломастеры быстро кончаются, поэтому я приспособила под это дело чертежный рапитограф. В него заливается тушь, после работы тушь выливается, рапитограф моется и в следующий раз опять готов к применению. Получается вот такой рисунок.

Я перерисовывала его маркером, чтобы вам было лучше видно.

Это будет белая салфетка. Размер в длину примерно 50 см, можно и больше. Можно наложить на нее аппликацию или сделать фон - но этот способ я опишу позже.

Далее берем кусок ткани, в данном случае белая подкладочная ткань из капрона. Нам нужна такая ткань, которую можно сложить в два слоя и видеть рисунок. Это обычно капрон светлых тонов, более темная ткань будет просвечивать только через светостол. Ткань необходимо сложить в два раза и отгладить теплым утюгом, чтобы не было складок.

Закрепим ткань на бумаге раскаленной иглой, прижигая в нескольких местах точками за границами рисунка. После этого приступаем к работе.Левой рукой прижимаем ткань как можно плотнее к ватману, правой стараемся обтыкать рисунок по контуру. Контур - это границы изделия или сам рисунок. Перемычки между контурами (бриды) не обтыкиваются. Таким образом получается вот такая заготовка.

В данном рисунке бриды будут только в середине цветка, поэтому я это место оставила без обработки.

Некоторые тонкости при работе.

1. Начинаем обтыкивать рисунок от центра к границам.

2. Чтобы не образовались пузыри, стараемся не натягивать ткань, а разглаживать всей рукой.

3. Если пузырьки все-таки образовались, постараться перегнать их к вырезаемому участку, потом он вырежется. Еще способ - после прокола иглой, быстренько прижать левой рукой.

4. Расстояние между точками припаивания я делаю примерно через 2-3 мм. Точки прожигаются насквозь, но не до фанатизма я аккуратненько, чтобы рисовался рисунок.
Пока потренируйтесь, завтра продолжение. А пока несколько рисунков для примера.


и пример оформления.

Кому потребуются четкие рисунки, присылайте в личку адрес - пришлю полным архивом.

Урок №2

Забыла сказать. Если вы планируете сделать только одну работу, то можно не переводить на ватман. Можно попробовать на обычном печатном листе, на один раз его хватит. Если побольше тогда ватман. Его хватает на 8-10 раз. Некоторые подкладывают рисунок под стекло и выжигают на светостоле. Но для этого и стекло должно быть соотетствующего размера, чтобы не двигать лишний раз работу. Зато рисунок останется в первозданном виде. Выбирайте сами.
Вот на этой фотографии (скатерть), видно то, что называется бридами.

Теперь продолжение выжигания салфетки. после того, как обтыкали весь рисунок, можно обрезать лишнюю ткань на границе рисунка. Отступив 2-3 мм обрезать одной сплошнои линией (фигурной или ровной).

Если обрежете не прерывая одной линией, то ткань отойдет легко и свободно. Старайтесь не сорвать саму работу.

Затем начинаем внутреннюю обработку - вырезаем участки. На рисунке показано все что вырезается черным цветом.

Вот какая салфетка получилась в готовом варианте

Рисунки беру везде: на сайтах, в журналах (они схожи с машинной вышивкой), еще в старых журналах типа "Работницы" раньше были вкладыши с шаблонами "ришелье" А где сама придумываю. Гильошированием ведь можно и апликации делать, и рисовать в технике "графика" (сразу говорю у меня пока не получается).
Книжку читаю, а там красивый арнамент - сканирую и обрабатываю в форисунок.
Например:
Сканер - обработка

Один из способов выжигания - это обтыкивается рисунок. При этом варианте точки будут видны. Просто надо стараться делать их равномерными. Этот метод самый простой - когда обтыкаешь рисунок, ткань уже не задирается, а крепко спаивается между собой. Обтыкиваются основные контуры рисунка, бриды не обтыкиваются они достаточно тонкие и если мы их протыкаем - они будут рваться при отделении салфетки от бумаги. Бриды - это перемычки между контурами. Они помогают держать рисунок, там где большие пустые пространства. Их делают толщиной примерно 3 мм. в рисунке они выглядят как ажур.
На рис.№2 хорошо видны эти бриды - они создают ажур вокруг основного рисунка и держат сам рисунок

Здесь я не пользуюсь протыкиванием, а вырезаю всё открытое пространство. Т.е. остается только контур, но делается это для того, чтобы потом наложить этот контур на ткань друго цвета.
Увеличиваю рисунок до нужного мне размера - большой, маленький. Если вам надо сделать например набор для кухни из 6-10 салфеток. Простая бумага выдерживает не больше двух эксперементов, т.е. надо распечатать примерно пять листов. В принципе если они вам больше не понадобятся, то можно и не переводить на ватман, а просто обвести потолще, чтобы лучше видеть. Я перевожу на ватман для того, чтобы воспользоваться рисунком не один раз - я делаю их на заказ.
Ткань надо сложить в два раза, потому что сама салфетка двойная, т.е. из двух слоев ткани. Если делать в один слой - она получается хлипкая и уж очень прозрачная. Кстати для этого она и протыкивается, чтобы спаять эти два слоя.
Края после протыкивания просто обрезаешь все той же раскаленной иглой приблизительно на одном расстоянии от края.

Ну вот - как-то так. Я, наверное объясняю не очень, но что не понятно -спрашивайте.

Есть способ, когда рисунок можно не обтыкивать и бриды не делать.
Вот пока еще не законченное:

При этом методе обработки - берем рисунок и вырезаем его по контуру (всё что касается только рисунка, остаётся, всё, что касается брид и свободных пространств вырезается).
P.S.Здесь уже работает ваша фантазия - убираете все, что вам хочется. Можно в самом рисунке поэксперементировать и вырезать например внутреннюю часть лепестков роз или листьев, возможно часть каких-то рельефов. Когда немножко освоите эту технику - фантазия начнет работать сама. Я обьясняю только основы и то, что освоила сама. Некоторые гильошированием создают шикарные картины, можно совместить с вышивкой лентами и т.д. и т.п.
Следующий этап - подбор фона ткани к вашему вырезанному контуру. По своему опыту могу сказать - шикарно смотрятся вещи, которые работают на контрасте.
Далее нам потребуется светостол или что-то похожее. Накладываем контур на ткань и в уголочках делаем сцепки с фоновой тканью несколькими точками. Обрезаем лишнюю ткань по границе работы.

Стараемся левой рукой прижимать краешки. Теперь через светостол делаем протыкивание и по границе контура и по линиям рисунка. В данном случае протыкивание играет роль декоративную. Получается вот такая вещь. по-моему красиво.

В последнее время в моду вошли резные элементы на ткани. Узорами с перфорацией украшают края воротничков, рукава, подолы платьев. Вы тоже можете следовать модным тенденциям, изучив гильоширование — технику художественной резьбы по ткани — и преобразив с его помощью старые вещи.

История творчества

Гильоширование как вид творчества признали сравнительно недавно — лишь в середине ХХ века. Российская рукодельница из Рыбинска Зинаида Котенкова разработала авторский способ выжигания на ткани лишь в 1980-е годы.

Метод заключается в использовании специального паяльника или инструмента для выжигания, чтобы вырезать узоры на ткани или приклеивать кусочки материи, образуя аппликацию.

В 1990 году Зинаида оформила авторское свидетельство, подтверждающее новаторство ее творческой идеи, которую можно использовать для создания самых разных изделий: скатертей и салфеток, закладок и панно, украшений для открыток и обложек блокнотов.

Готовый узор напоминает работу, выполненную вышивкой гладью в технике ришелье.

Рабочие инструменты

Гильоширование основывается на использовании горячих предметов - резаков или нагревателей. Начинающим рукодельникам достаточно иметь под рукой паяльник с заостренным рабочим концом.

Но если вы хотите научиться вырезать сложные витиеватые узоры, приобретите специальный прибор для выжигания по дереву . Запаситесь различными насадками — с тонкими, закругленными и широкими кончиками, которые помогут выполнить рисунки любой сложности.

Отдайте предпочтение резакам с функцией регулирования напряжения, чтобы можно было работать и с плотными, и с тонкими тканями. Кроме того, при сниженном напряжении вы сможете не только вырезать узоры, но и оплавлять материю для склейки элементов мозаики друг с другом.

За резаком удобно ухаживать, подтачивая его иглу каждый раз, когда она затупится, с помощью обычной наждачной бумаги.

Кроме того, гильоширование потребует у вас наличия стандартных инструментов, применяемых в творчестве: ножницы, пинцет — для более удобного перемещения мелких деталей, клей, трафареты и схемы.

И не забудьте про технику безопасности: гильоширование основано на работе с высокими температурами. Следите за тем, чтобы раскаленные поверхности инструмента не соприкасались с голой кожей, волосами, ногтями.

Рабочие материалы

Хитрость данного вида рукоделия заключается в том, что работа выполняется только на синтетических тканях. Они не горят, как натуральные, а начинают плавиться, благодаря чему подогретый кусочек материи можно отрезать или приклеить.

Чаще всего рукодельники используют следующие материалы:

  • Нейлон — материал прекрасно подходит как под основу, так и для изготовления отделочных деталей. К этой группе относятся синтетический атлас, трикотин, кримплен, рифленая плотная парча.
  • Капроновые ленты — с их помощью рисунок разбавляют яркими пятнами. Благодаря широкой цветовой палитре данного материала можно создать оттеночные переходы.

Кроме того, гильоширование приемлет использование искусственного шелка, люрекса, капрона, искусственного бархата, шифона.

Перед началом работы проверьте свойства ткани. Возьмите маленький лоскуток и подожгите его, чтобы понять, плавится материал или горит, оставляет ли рабочая игла на нем гарь и копоть.

Не забудьте о дополнительных рабочих материалах. К примеру, из картона и фольги легко сформировать шаблоны будущих деталей. А пуговицы, бусины и вышивка бисером прекрасно подойдут для украшения готовой работы.

Картины своими руками

Чтобы лучше запомнить, что такое гильоширование, попробуйте самостоятельно выполнить красивую картину из материи своими руками. Вам понадобится неплотная синтетическая ткань, бумага, лампа и стекло.

С помощью данного мастер-класса вы научитесь выполнять гильоширование двух слоев ткани, приклеивая лоскуты вспомогательной материи на основную.

  • Распечатайте рисунок будущей картины на листе бумаги. Следите, чтобы у него был толстый контур.

  • Установите стекло так, чтоб под ним можно было расположить подсвечивающую лампу. К примеру, стекло можно положить на 2 подпорки, а лампу поставить под него.
  • Подберите ткани, из которых будете создавать картину. В качестве основы выбирайте светлые материи — на них будут лучше смотреться яркие цвета.

  • Положите лист с распечатанным трафаретом на освещенное снизу стекло. Сверху уложите ткань, из которой вы планируете вырезать мелкие детали. Проведите нагретым резаком по внешнему контуру рисунка, вырезая элементы картины.

  • Старайтесь вырезать контур каждой детали, не отрывая руки от материи.

  • После того, как все детали вырезаны, разложите их в поле видимости так, чтобы осталось свободное рабочее пространство. Прикрепите основную ткань к трафарету с помощью швейных булавок и подсветите лампой.

  • Начните приклеивать те детали, которые окажутся перекрыты другими элементами сверху. Приложите лист к основной бумаге и с помощью легких быстрых движений резаком вдоль внешнего края, которые напоминают стежки от центра к краю, соединяйте элементы с основой.

  • После того, как вы приклеите все листья, начните крепить лепестки. Не держите долго паяльник на одном месте — вы можете пропалить как саму деталь, так и основную ткань, оставив некрасивые дырки.

  • Когда вы припаяете все детали к основе, можете начинать работу над внутренним контуром. Теми же движениями, создающими пропаянные отверстия в виде капелек, пройдитесь по внутренним линиям рисунка.

  • Завершите отделку — нагрейте паяльник чуть сильнее и начните вырезать контур салфетки. Его можно сделать как ровным, так и ажурным, как в мастер-классе.

Ваша салфетка готова! Изделие может стать отличным украшением стола или оригинальным подарком близкому человеку. Чтобы превратить салфетку в картину, просто поместите изделие под стеклянную рамку.

Теперь попробуйте освоить гильоширование в несколько иной технике. Данный видеоурок расскажет вам, как создать объемную брошь в виде тканевого цветка методом склеивания объемных деталей-лепестков.

На первых порах может показаться, что гильоширование — довольно трудоемкий процесс. Но вы очень быстро привыкнете к работе с миниатюрным паяльником и начнете получать удовольствие от процесса.

Термин «гильоширование» применяется в типографии, архитектуре, ювелирном деле и рукоделии – это один из способов декора. Основной акцент хочется сделать на гильошировании как рукоделии – выжигании узоров по ткани. Кто знает, вполне возможно, что после прочтения этой статьи у вас появится новое хобби.

История появления техники

Само слово «гильоширование» происходит от французского «guilloshis», которое переводится как «узор». Гильоширование применялось уже в XVI-XVII веках в Германии. В то время были в почете кружева и создавались они в огромном количестве. Не забывайте, что одежда шилась и декорировалась вручную, поэтому мастерицы, желая сэкономить время, изобрели интересную технику для создания кружев. Они нагревали иглы на открытом огне и выжигали ими ажурные рисунки на ткани. Эффект получался тот же, зато времени уходило гораздо меньше.

Использовалось гильоширование и для аппликаций: из бархата вырезали узоры и припаивали их к шелку теми же горячими иглами.

У нас техника официально появилась в 1990 году. Ее запатентовала Зинаида Петровна Котенкова, модельер, сотрудничавшая одно время с Вячеславом Зайцевым. До получения авторского права на методику Зинаида Петровна 10 лет осваивала и дорабатывала ее. Именно Котенкова придумала использовать для выжигания по ткани усовершенствованный паяльник или выжигатель по дереву.

Гильоширование в XXI веке: инструменты и ткани

Сегодня в продаже можно найти специальные электровыжигатели по ткани. Выглядят они как небольшой паяльник или выжигатель по дереву, но отличается тем, что на конце у него тонкая игла, а не плоский и широкий наконечник или железное ушко.

Работать можно только с теми тканями, которые плавятся под действием тепла, то есть, синтетическими:

  • искусственный шелк и атлас;
  • бархат;
  • органза;
  • нейлон;
  • кримплен;
  • плащевка;
  • трикотаж.

Не получаются узоры на шерстяных, вискозных, хлопчатобумажных и смешанных полотнах. Если сомневаетесь, подойдет ли ткань, попробуйте прижечь небольшой лоскут. Если волокна плавятся и склеиваются, можно приступать к созданию узоров.

Идеи для гильоширования

Техника гильоширования пригодится для украшения одежды и интерьера. С ее помощью можно выполнять ажурное выжигание, обрабатывать края изделий, вырезать детали для аппликаций. Так, гильоширование позволяет создавать настенные панно и картины и декорировать:

  • салфетки и скатерти;
  • носовые платки;
  • воротники для платьев и блузок;
  • пояса для платьев.

Пунктов всего 4, но вариаций в тысячи раз больше. Когда будете осваивать технику, воплощайте готовые идеи, если ничего не придет в голову. Позже, когда сможете уверенно управляться с инструментом, начнете реализовывать свои фантазии.

Выжигатель можно использовать для создания декоративных цветов. К примеру, можно взять органзу или атлас, вырезать горячей иглой по шаблону лепестки и основу – небольшой кружок. Лепестки сворачиваются и склеиваются выжигателем внизу или остаются прямыми (все зависит от их формы). Потом они осторожно по кругу, один за другим, приклеиваются к основе – от ее краев к центру. Цветами можно украшать платья, блузы, сумки, делать из них искусственные декоративные букеты, броши, заколки для волос.

Рабочее место для занятия гильошированием

Выжигатель вы купили и подобрали нужную ткань. Можно было бы приступать к работе, но, прежде, воспользуйтесь опытом мастеров и оборудуйте свое рабочее место с учетом их рекомендаций.

Выжигать на ткани рисунок по шаблону легче, когда снизу ткань хорошо освещена. В идеале для этого используется копировальный столик – деревянная рамка с лампой внутри, покрытая стеклом. Заменить ее может обычный компьютерный стол с полкой для клавиатуры. Полка выдвигается, на нее кладется лампа, а сверху на стол – толстое (не меньше 3 см) стекло. Один край стекла лежит на столе, а другой нависает над полкой. На нем и будете работать. Копировальным столиком может служить и ящик – положите внутрь лампу, накройте стеклом и зафиксируйте его скотчем.

Для изготовления аппликаций подсветка не нужна, но без стекла или гладкой керамической плитки не обойтись.

Еще парочка полезных советов:

  • положите рядом все необходимое: картон, бумагу, шаблоны для узоров, ножницы, наждачную бумагу (она нужна для очищения иглы выжигателя). Старайтесь, чтобы материалы всегда находились на одном и том же месте, так вы не будете тратить время на их поиски;
  • подставка для выжигателя должна находиться справа или слева, если вы левша, на таком расстоянии, чтобы ей было удобно пользоваться. По технике безопасности прибор придется периодически отключать – примерно один раз в 30 минут. Во время перерыва игла очищается от нагоревшей ткани.

Порядок работы

Порядок ваших действий после того, как подготовите рабочее место, зависит от того, что вы планируете делать – выжигать узоры по шаблону или аппликацию.

Выжигание узоров :

  1. На стекло кладется рисунок, сверху накрывается тканью. В процессе ее нужно крепко придерживать, чтобы она плотно прилегала к стеклу.
  2. Горячей иглой ведете по контурам рисунка, которые просвечивают сквозь ткань.

Выжигание аппликаций :

  1. Шаблон кладут на ткань и обводят иглой его внутренние или наружные контуры – в зависимости от того, какой рисунок используется.
  2. При необходимости, если в некоторых местах игла не прожгла ткань, операция повторяется.

Общие правила :

  1. Выжигатель нужно держать строго вертикально, чтобы между иглой и поверхностью образовывался прямой угол.
  2. Игла ведется непрерывно, при этом важно следить, чтобы ткань за ней не поднималась и не топорщилась. В результате должен получиться ровный отжиг с аккуратными оплавленными краями.
  3. Чистить иглу нужно горячей, соблюдая правила безопасности.

В процессе работы не забывайте делать перерывы. Это нужно не только для того чтобы дать возможность прибору остыть, но и чтобы проветрить рабочее помещение: в процессе плавки синтетических волокон появляется неприятный запах.

Как делать аппликации


Если с вырезанием узоров более-менее все понятно, то техника аппликаций часто вызывает у новичков вопросы.

Для аппликаций понадобятся контрастные ткани. Берете ту, из которой будет выполнен рисунок, кладете шаблон, обводите его иглой. Так получаете деталь (или несколько деталей) для аппликации. Прикладываете ее к ткани-основе и аккуратно, точечными движениями, припаиваете. Чтобы аппликация лучше держалась, ее можно придавить пальцем, пока ткань теплая.

Важно помнить, что шаблоны должны быть ровными и гладкими, то есть без загибов, заусениц и шероховатостей. Делаются они из картона, ватмана, тонкой жести.

Кому нельзя заниматься гильошированием?

Противопоказания к гильошированию действительно есть. Из-за запаха, который появляется при плавке тканей, не рекомендуется заниматься гильошированием астматикам, аллергикам и детям до 12 лет.

Гильоширование – довольно кропотливый вид рукоделия, он требует высокой концентрации внимания, усидчивости и ловкости рук. Но техника эта простая, ее может освоить любой, даже тот, кто считает себя далеким от творчества. Ловкость всегда приходит с опытом, так что если вы усидчивы, попробуйте освоить гильоширование. Получите интересный опыт, а это уже немало.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!