Татарский национальный костюм для девочки. Татарские костюмы

Всегда было интересно, как раньше одевались татары, и почему традиционная одежда утратила свое значение?
«Старые хвалим года, но в новое время живем мы: то и другое должны мы одинаково чтить» - писал римский поэт Овидий.

Почитание «старых годов» должно воплощаться хотя бы в любопытстве к ним и использовании каких-то элементов прежней "моды". В том числе и в одежде.

В начале ХХ века под влиянием общеевропейских традиций произошли ещё более заметные изменения в женской одежде особенно в городах и некоторых слоях сельского общества.
Стабильными составляющими женского национального костюма повсеместно остаются лишь небольшие калфачки и мозаичная кожаная обувь -специфические в прошлом элементы традиционной одежды

В основе костюма казанских татар лежат древние тюркские формы в виде длинной рубахи туникообразного покроя у мужчин и женщин и свободные шаровары.
Женская рубаха украшалась воланами и мелкими оборками: нагрудная часть оформлялась аппликацией, специальным нагрудным украшением.
Поверх рубахи одевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из бархата, украшали по бортам и низу тесьмой и мехом. Предпочтение отдавалось ярким тонам
желтому, зеленому, голубому, сиреневому.

В целом костюм был многослойным и тяжелым за счет набора многочисленных декоративных деталей. Важным элементом декорировки костюма были металлические пояса с застежками, литые ажурные пуговицы. Монеты также были частью украшений, количество их достигало 15-20. Предпочитали екатерининские монеты и елизаветинские рубли.

Распространенным головным убором мужчин являлась полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усеченного конуса (кэлэпуш) искусно украшенная тамбурной, гладьевой вышивкой.

Женские головные уборы делились на: уборы девичьи и замужних женщин.

Девичьи традиционные головные уборы в основном представлены в виде шапок. При их ношении волосы, заплетенные в две косы, располагались на спине и оставались открытыми или слегка прикрывались накосным украшением (тезмэ) .

Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, уборы замужних женщин призваны были закрывать не только ее волосы, но и шею, плечи, спину. Поэтому они включали в свой состав различные покрывала, которое повязывали особым (полотенцеобразным) способом.

Особо оригинальным головным убором считалась вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью шапочка -калфак. В изготовление калфаков, которые входили в состав приданого и передавались по наследству, татарские женщины вкладывали много труда и
умения.


Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря.

Лицо женщины в соответствии с исламскими традициями было закрыто покрывалом.

В народе говорили, что из-за звона, производимого многочисленными тяжелыми подвесками, кольцами и серьгами, широкими браслетами, скорее можно услышать татарскую женщину, чем увидеть ее.


Украшения играли и роль оберега - так бирюза, по мнению татар, защищала от дурного глаза, а равное количество браслетов, надетое на обе руки, помогало сохранить любовь супругов в семье.
Изделия татарских мастеров, золотошвейное вышивание женских калфаков, мужских тюбетеек не раз получали золотые медали в Чикаго и Париже, расходились не только в городах России, но и в Азии и Западной Европе.

источники: http://www.mtss.ru
http://www.tatar.ru

Татарский национальный костюм - традиционная национальная одежда татар. Татарский костюм - собирательное понятие. Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар. На формирование единообразного современного вида национального костюма значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар. Сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов и ислам.

В настоящее время национальный костюм используется в основном в качестве сценического реквизита. Основу костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет,чекмень и казакин. В качестве верхней одежды часто надевалсяхалат. Слово халат имеет происхождение от арабского слова хильгат, верхний элемент рабочей одежды. Также была и чоба - легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень - приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда.

[править]Головные уборы

Среди мужских головных уборов особое место заняла тюбетейка.

Часть национальной интеллигенции в конце XIX - начале XX веков, следуя тогдашней моде подражания турецким традициям, начала надевать фески. Основным головным убором у женщин был калфак. Среди мусульманского духовенства у татар также было распространено ношение чалмы.

[править]Обувь

В качестве обуви у татар было широко распространено ношение ичиг (читек). В сельской местности представители бедных слоёв носили чабата (лапти)

ашкирские племена начинают формироваться в Приуралье, в IX-X веках смешиваются с населением Южного Урала (финно-угорские, сарматские племена). Башкиры расселились по южным отрогам Уральского хребта, в степном Зауралье.

Основу женского костюма составлял набор вещей из платья, нагрудной повязки, штанов. Сверху надевали камзол и фартук. Раньше платья были более объёмными: с широким станом, просторными, до кисти, рукавами, с длинным, почти до земли, подолом. Одежду украшали вышивкой и аппликацией. Но ближе к нашему времени платья молодых женщин стали более короткими, подол приоткрыл узорную обувь. Повседневный костюм дополнил фартук с грудкой, украшенный вышивкой, аппликацией.

Вышитый фартук хорошо сочетался с ярким головным покрывалом и нарядной обувью, его носили не только в будни, но и в праздники. И всё же, из-за непривычного покроя, «широкие в плечах» передники в состав обрядовой одежды не вошли.

Обязательной домашней и выходной одеждой башкирских женщин являлась приталенная длинная, до бёдер, безрукавка – камзол. В старину камзолы были закрытыми; с односторонней глухой застёжкой на навесные петли. Их украшали узкой лентой в край, иногда над лентой пришивали одиночные монеты. Современные укороченные безрукавки с открытым воротом стали распространённой модой лишь во второй трети ХХ века.

На камзолы шёл синий, зелёный, вишнёвый бархат, чёрный или цветной атлас. Их шили на подкладке, подчёркивая приталенный, расклешённый в полах силуэт. Молодые женщины на грудку, полы и по краю подола нашивали большое количество монет, группируя их по две, три или располагая рядами. На камзолах пожилых женщин монет было меньше – в основном на грудке и спереди на полах.

Возрастную и социальную градацию подчеркивали головной убор и украшения. Вместе с тем следует заметить, что не было резкой смены головного убора. Существовали обычаи, в связи с которыми решался вопрос о внесении в одежду определённых изменений в том или ином возрасте.

В прошлом большой отрезок жизненного пути – от перехода в дом мужа и до повзросления детей – женщина находилась под покрывалом кушъяулык. Позже этот срок сократился до одного-двух лет, затем – нескольких месяцев.

Как бы то ни было, в ХХ веке кушъяулык стал наиболее выразительным предметом сохранившегося костюма. Его декоративное оформление, глубоко традиционное в основе, получило дальнейшее художественное развитие. Покрывало кушъяулык состоит из сдвоенных фабричных платков. Яркими были уже фабричные платки с крупным цветочным орнаментом на красном фоне. Необычна была манера ношения покрывала: наброшенное на лицо широкой стороной, оно закрывало голову, плечи, фигуру. Лицо обрамляла прикреплённая к кромке вышитая полоса ткани, около 5-7 см шириной. На ней могла быть геометрическая гладь с плотным заполнением или тамбурная вышивка в виде извилистых линий и завитков. В орнамент вводились бисеринки, блёстки, мелкие монетки. Над головой платок имел подкладку. Удерживалось покрывало с помощью подбородника.

В наборе украшений главными являлись нагрудник и наспинник. Вначале нагрудник считали оберегом, но из-за утраты традиции он стал просто украшением. Нагрудник закрывал грудь и спускался ниже талии. Он удерживался с помощью ошейника и широкого пояса. Трапециевидная простёганная на подкладке основа была покрыта украшениями. На нагрудниках можно было увидеть кораллы, монеты и штампованные узорные жетоны.

Мужской костюм, по сравнению с женским, был более сдержан в красках. У мужчин существовала своего рода «униформа»: казакин определял костюм людей молодого и среднего возраста. Это была строгая одежда, слегка расклешённая в полах, со стоячим воротником и односторонней глухой застёжкой, длиной до колен или чуть выше, с узким длинным рукавом. Казакин был общепризнанной одеждой, его надевали и подростки. У некоторых молодых юношей на верхнем поле на уровне груди выделялся светлый квадрат – это знак того, что он стал женихом. Обычно верхнюю мужскую одежду ничем не украшали.

В группу основных головных уборов входили тюбетейка и шапка. Тюбетейку надевали уже на мальчиков; она становилась повседневным убором на протяжении всей жизни. Многие мужчины молодые и средних лет носили тюбетейки из цветной ткани. Пожилые носили тёмные тюбетейки.

В процессе работы я узнала, как выглядел женский и мужской костюм в середине ХХ века. Изучила отдельные элементы костюма. Выяснила, что для башкирского костюма характерны красный, синий, зелёный цвета, вышивка в виде зигзага или волны, украшения из монет и жетонов. Для себя я узнала много нового из истории башкирского народа.

Национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития. Костюм – наиболее яркий «индикатор» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.

Головным убором мужчин, как уже упоминалось, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному.

Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас.

Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики. Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками (тула оек).

Наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме, в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте. При всей цветовой экзотичности он не выпадает из общей мировой тенденции моды: стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей. Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.


Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Основополагающие элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. Общим признаком донациональных форм татарской одежды является монументальность. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. У женщин эту монументальность подчеркивали массивные нагрудные, накосные и наручные украшения и сложные, как правило, сочетающиеся с большими покрывалами, головные уборы. Нижним головным убором мусульманина являлась четырехклинная, полусферической формы тюбетейка. При выходе из дома в холодное время года мужчины поверх тюбетеек, а женщины поверх покрывал надевали полусферическую меховую или стеганую с меховым околышем шапку. Повсеместно бытовали мужские матерчатые кушаки и традиционная кожаная обувь: ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой. Рабочей обувью на селе были лапти. Их носили с суконными или вязанными чулками белого цвета.

В середине XIX в. у татар еще преобладала традиционная одежда. Об этом говорят музейные коллекции, литературные и архивные сведения, материалы этнографических экспедиций. Продолжали бытовать многочисленные этнотерриториальные, этноконфессиональные, а внутри них возрастные, социальные и др. комплексы костюма.

Большую роль в формировании этнотерриториальных комплексов народной одежды, наряду с особенностями этнической истории и неравномерностью социально-экономического развития групп этноса, природных условий обитания, этнического окружения и конфессиональной принадлежности, играла территориальная разбросанность татар, обусловленная сложной историей народа в целом. Так, территориальная удаленность мишарей Окско-Сурского междуречья, касимовских, астраханских, сибирских и других групп татар от татар казанских способствовала формированию у них, одновременно с общеэтническими, и местных особенностей костюма. Это преимущественно касалось одежды женщин, что объясняется их более замкнутым образом жизни и большей приверженностью к традиционным морально-этическим нормам.

Основу мужского и женского традиционного костюма составляют рубаха (к?лм?к) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Вплоть до середины XIX в. древняя туникообразная рубаха (из прямого, перегнутого поперек полотнища, без шва на плечах, с ластовицами, с широкими вставными боковыми клиньями, с центральным грудным разрезом) была общераспространенной.

У татар, особенно казанских, преобладала рубаха с воротником-стойкой. Отложной воротник чаще встречался на обрядовых свадебных рубахах мужчин (кия? к?лм?ге). Среди кряшен некоторое распространение получила рубаха с боковым грудным разрезом. В отличие от русской косоворотки разрез делался на правой стороне груди. От туникообразных рубах соседних народов - русских, мари, удмуртов - татарская рубаха отличалась длиной и шириной. Она шилась очень свободной, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась («Без креста и пояса, как татарин»). Белые домотканые рубахи украшались вышивкой, позуме?тной или многоцветной домотканой тесьмой. Женская туникообразная рубаха идентична мужской, что вообще характерно для древних форм одежды. Женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. В середине XIX в. у татарок из состоятельных слоев общества рубахи шились из дорогих покупных «китайчатых» тканей (легкого шелка, шерсти, хлопчатобумажной материи и тонкой парчи). Декоративное украшение таких рубах сводилось главным образом к использованию воланов, разноцветных шелковых и атласных лент и кружев, позументных кистей и тесьмы. Для казанских татарок и кряшенок была характерна рубаха с верхним воланом.

Для мишарок - с нижним. Красочной аппликацией - наличием ярких разноцветных матерчатых нашивок на груди, плечах, подоле - отличалась рубаха сергачских мишарей. Неотъемлемой принадлежностью старинной женской рубахи являлся нижний нагрудник (к?кр?кч?, т?шелдрек). Его надевали вниз под рубаху с традиционно глубоким (без приполка) грудным разрезом с тем, чтобы скрыть распахивающуюся при движении щель на груди.

Во второй половине XIX в. в обиход как мужчин, так и женщин входят рубахи современного покроя - из фабричной материи со скошенными плечами и круглыми проймами, обычно с отложным воротником. В декоративном оформлении большую популярность приобретают мелкие оборки (бала ит?к). Нередко вся поверхность подола женской рубахи украшалась горизонтальными рядами оборок. В начале XX в. рубахи такого покроя преобладали на всей территории проживания татар.

Штаны (ыштан) по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, получившую в этнографической литературе название «штаны с широким шагом». Мужские штаны шили обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины предпочитали однотонные. Праздничные и свадебные штаны для жениха (кия? ыштаны) шились из домотканины с мелкими и яркими браными узорами.

Весьма примечательной принадлежностью одежды в конце XIX - начале XX вв. являлись передники (алъяпкыч, алч?прак). Узорчатые домотканые или расшитые полихромным, нередко ковровым, тамбуром передники мусульманки носили поверх рубахи, а молодые кряшенки надевали их и с верхней одеждой. У мужчин неорнаментированные передники чаще бытовали в комплекте рабочей одежды. У пермских татар богато украшенные тамбуром передники составляли часть приданого невесты и использовались в качестве праздничного элемента в одежде жениха.

Верхняя одежда была исключительно распашной с рукавами или с проймами для продевания рук. В зависимости от назначения ее изготовляли из фабричной (хлопчатобумажной, шерстяной) ткани, из холста, сукна, полусукна домашней выработки, из меха (овчины, лисы и т.д.). Татары независимо от возраста и пола преимущественно носили двубортную с правосторонним (тюркским) запахом одежду, с цельной приталенной спинкой (чабулы кием), с клиньями на боках ниже талии. Ее обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками.

К такой одежде относятся: камзол - вид домашней одежды, к?з?ки - распространенный вид демисезонной одежды, бишм?т - утепленная ватой или овечьей шерстью зимняя одежда, чабулы чикм?н - рабочая одежда из сукна домашней выработки, чабулы тун - меховая, нередко крытая тканью, шуба. Одним из наиболее архаичных видов подобной одежды является чоба - легкая домотканая из чисто белого или в мелкую полоску льняного или конопляного полотна у мужчин и многоцветная - у женщин. Еще в начале XX в. она входила в число приданого невесты у татар Предкамья, Пермского и Уфимского Приуралья. Верхняя одежда с прямой спинкой (туры кием) широкая и длинная, туникообразного покроя, как правило, не имела застежек.

Ее носили свободной или подпоясанной кушаком: ?ил?н, чапан - мужская одежда для посещения мечети; туры чикм?н - демисезонная рабочая и дорожная одежда; толып, туры тун - зимняя дорожная одежда. У кряшен значительное распространение, как и у русских, имела верхняя одежда с отрезной по линии талии и присборенной спинкой (борчатка).

Обязательным атрибутом традицион¬ной верхней одежды татарина является пояс (билбау, ?з?р). Использовались в основном матерчатые пояса: самотканые, сшитые из фабричной ткани, реже вязаные шерстяные. Среди музейных коллекций имеются широкие позументные, ковровые, бархатные, а также из серебряных пластинок, соединенных между собой шарнирами, пояса (к?м?р) с массивными, богато украшенными серебряными пряжками. У казанских татар они рано вышли из употребления. Однако в костюме татар астраханских и сибирских, как, впрочем, и крымских, пояса с пряжками и металлическими накладками были широко распространены как в мужском, так и женском костюме.

Верхняя одежда женщин отличалась от мужской лишь некоторыми деталями декоративного плана: дополнительной отделкой мехом, позументом, вышивкой, художественной строчкой и т.д. Наиболее характерным для татарок видом легкой домашней и выходной одежды были камзолы, которые надевались поверх рубахи. Для придания спинке камзола большей приталенности ее часто кроили из двух половинок (с вертикальным осевым швом), расширяющихся от талии к бедрам с помощью боковых клиньев. Центральный и два боковых клина образовывали фалды в трехшовном камзоле (?ч билле). Молодые женщины шили камзолы пятишовными (биш билле). Использование для пошива камзолов разнообразных покупных тканей, фурнитуры, аксессуаров способствовало восприимчивости к инновациям, образованию чрезвычайного множества вариаций. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с короткими до локтей рукавами или без рукавов, с высокими бортами или с глубоким грудным вырезом, с запахом впереди или без запаха («встык»). Края бортов, подола, проймы рукавов украшались полосками позумента, галуна, пушистыми птичьими перьями или мехом. В восточных районах региона со временем становится традиционным украшать камзолы и монетками, но не так обильно, как у башкир. Монетки пришивались на отделку камзолов - тесьму (ука).

КАЛФАК — ТАТАРСКИЙ ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР

В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф Н. И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары».

В группе женских головных уборов выделяется богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования. Этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX – начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни прозаично, простой колпак.

Калфак, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам, одна половина вставлялась внутрь другой так, что форма старинного убора напоминала трико­тажную спортивную шапочку с треугольным верхом, к вершине которого пришивалась кисть. Калфак, достигавший в длину семидесяти сантиметров, надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок. В комплекте с таким калфаком носилась налобная повязка укачачак, которая и являлась его основным украшением.
Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. На­пример, появились калфаки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками, ношение которых зафиксировано, в частности, на литографии Г. Ф. -X. Паули из альбома «Народы России» (Санкт-Петербург, 1862 г.).

Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме были нитки жемчуга. В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора — покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создавала при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серег, воротниковых застежек с подвесками.
Двухцветные калфачки также шились из полосок бархата, в их украшении дошла до наших дней редкая «ушковая» техника тканевой а­ппликации.

Особым образом сложенные кро­шечные кусочки цветного шелка напоминают треугольные «ушки», – ими выкладываются пышные многолепестковые цветы и бутоны, с сердцевинками из блесток и жемчуга на золо­ченых и жемчужных стеблях.
В каждом ярусе массивного калфака расположена оригиналь­ная цветочная композиция, стыки бархатных полос замаскированы цепочками из лиххака – скрученной в пружину металлической нити.
Интересно, что прославленный татарский калфак был, по сути, нижним головным убором, то есть не носился автономно, а обязательно дополнялся покрывалом или платком.
В девичьем варианте калфака отчетливо выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать не только волосы, но также шею, плечи и спину.

Традиционный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью). Как указывает современный исследователь татарской одежды Р. Г. Мухамедова, бархатные калфачки с твердым околышем (мангайча — «налобник») и мягким верхом (капчык -«мешочек») в конце XIX – начале XX вв. вошли в комплекс женской и девичьей одежды татар.
Миниатюрные калфаки-наколки – особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно.
Промысел, организованный предпринимателями-татарами во второй половине XIX в. в Казани, обеспечил быстрое и широкое распространение бархатных калфаков в разных регионах с компактным проживанием татар. О хорошо воспринятых модных тенденциях можно судить по фотографиям того времени, на которых небольшой бархатный калфачок неизменно увенчивает прическу горожанки. В Казани было несколько крупных золотошвейных артелей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла».

В коллекции Музея изобразительных искусств РТ (Казань) хранятся два редких образца – шитые золочеными нитями бархатные калфачки-наколки с марками торговой фирмы «Исхак Карташев в Казани» (надписи сделаны как кириллицей, так и старинным татарским письмом на основе арабской графики).
Бумажная марка, наклеенная на подкладку, не только указывает имя производителя, но и содержит сведения о содержании серебра в золоченой нити — 94%. На её качестве стоит остановиться особо, поскольку поверхность, выложенная серебряной, тонко золоченной нитью, не имеет однородного слепящего блеска, но таинственно мерцает.

В узорных композициях околышей и верха закрепи­лись, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звездами, фор­мируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц.
Особенно популярным был мотив «золотое перо» с плавно изогнутой и вбирающей все разнообразие мотивов ветвью, которая украшала вер­хнюю поверхность больших калфаков из бархата. Этот мотив имел обычно глубокий темный тон – красный, синий, фиолетовый, зеленый.

Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных ком­позициях новые акценты, умело используя нити се­ребряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживают­ся компоненты, связанные с прежней охранитель­ной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.
В вы­соких налобниках поздних калфачков-наколок узор укрупняется, самостоятельную ценность приобретает повторенный трижды сложный мотив или отдельная композиция.
Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России.

1.Введение.

Әбием бүләк җибәргән,

Бүләкнең дә бүләге:

Энҗе калфак,чиккән камзул,

Татар кызы киеме!

Кая киим боларны?”-дип,

Озак уйлап тордым да...

Чәчләремне чолпы тагып

үрдем ике толымга.

Аннары калфак беркеттем

Башымның түбәсенә,

Күлмәк,камзолымны кигәч...

Күз генә тимәсен лә.

Авылга кунакка кайттым,

Татар киемен киеп,

Әбием куансын әле

Милләтем яши! “–диеп.

С раннего детства я вместе со своей семьёй езжу в деревню к своей любимой бабушке.Летом там у нас очень хорошо,особенно интересно бывает в татарской деревне на праздниках. Один из таких замечательных, традиционных праздников у татарского народа это Сабантуй бәйрәме.Моя бабушка, прислала мне подарки, сделанные своими руками: красивый калфак,вышитый татарским орнаментом камзул.Мне так понравилис ь бабушкины подарки, они такие необычные: и я подумала, примерив их, куда же я их буду надевать? В моих мыслях как песня стали рождаться эти строчки…И получилось такое стихотворение. Летом я надела бабушкины подарки на Сабантуй и с радостью и с гордостью я прочитала на сцене во время концерта эти замечательные строчки моего стихотворения. После праздника я задумалась, почему мои сверстники не надевают в повседневной жизни такую красивую, самобытную, национальную одежду? И мне захотелось побольше узнать об истории татарского костюма, одежде и обуви…

Более подробно о том, какой длинный исторический путь прошёл национальный татарский костюм, создаваемый и меняющийся тысячелетиями, становясь все краше, изысканнее из поколения в поколение я решила изучить и рассмотреть в своей работе.

Итак, цель моей работы: Исследовать различные виды, элементы национального татарского костюма. Исследовать национальный костюм сибирских татар, его виды, элементы на примере моей бабушки и её рукоделия.

Задачи:

1. Выявить особенности национального костюма.

Актуальность темы :

Наш город многонационален. Здесь живут русские, татары, башкиры, украинцы, марийцы, чуваши, удмурты и много-много различных национальностей. Источником для написания работы послужил материал о народонаселении нашего города, который был собран ребятами нашего кружка по изучению традиций татарского народа в прошлом году, литература о татарах, а также беседы с горожанами. Многие молодые люди не знают сегодня традицию и историю семьи, народа. В своей работе хотелось бы описать особенности национального костюма, по возможности восстановить некоторые элементы одежды, чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков, и я с гордостью могла бы сказать своим детям: «Это культура моего народа и я хочу, чтобы вы знали о ней»

Гипотеза : Исследование самобытности татарской национальной одежды и изучение национальных костюмов сибирских татар делает меня частью культуры и традиций татарского народа.

Структура работы:

Методы исследования:

    анализ научной литературы;

    наблюдение

    беседа

Объектом моего исследования стал традиционный комплекс мужской и женской одежды татар, национального костюма сибирских татар конца XIX – начала XX века.

Предметом же исследования мы выбрали локальные особенности, этнокультурные комплексы и связи татар, нашедшие отражение в их традиционном комплексе одежды .

2. Основная часть.

Глава 1.

Татары - одна из народностей Татарстана.

Татары - тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии.

Численность в России составляет 5554,6 тыс. чел. Являются второй по численности народностью в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этно - территориальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Татары составляют около половины населения. Татарский язык относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишярский), средний (казанско - татарский) и восточный (сибирско-татарский). Верующие татары (за исключением небольшой группы - кряшен, исповедующие православие) – мусульмане.

На территории Барабинской степи проживают Барабинские татары. Значительную часть составляет татары, переселившиеся в различные периоды освоения Сибири из европейской части страны, так называемые «Казанские татары».

Глава 2.

.

Каждая нация, стараясь выделиться от другой, придумывала свои, несомненно, уникальные и присущие только ей обычаи и традиции. Встречают, как вы знаете по одежке, поэтому «национальный костюм» как нельзя, кстати, должен олицетворять весь дух народа.

2.1.История татарского костюма.

За богатую многовековую историю татар образ национального костюма постоянно менялся, отражая черты той или иной подгруппы татарского народа. Правда, не только сами татары влияли на это изменение, естественно и серьезные события, влияющие как на государственный уклад татар, так и на территорию их проживания, вносили свою лепту. Однако можно выделить несколько групп и факторов, оказавших наибольшее влияние. Среди них поволжские татары, а так же соседствующие восточные народы и, конечно же, религия – ислам.

Итак, совместив в себе множество стилей и времен, татарский национальный костюм предстает перед нами яркой частицей истории.

Основу этой частицы составляют ыштан - шаровары и кулмэк – рубаха-платье, а так же чекмень, бешмет и казакин. Все это разновидности кафтанов, имеющих различные рукава и воротники, они, как правило, шились из легких тканей. Поверх рубахи обычно надевался халат или кафтан, кстати, само слово халат имеет арабские корни и очевидное сходство со словом хильгат – элемент арабской одежды. Также татары часто использовали чобу – легкую верхнюю одежду без подкладки длиной немного ниже колен, которая обычно изготавливалась из конопляных и льняных тканей. Женщины же зачастую использовали фартуки и жилеты.Кстати, верхняя распашная одежда татар не имеет застежек, поэтому обязательным атрибутом является пояс. Пояс мог шиться из ткани или вязаться из шерсти. Но не только это отличает татарских костюм от других. Издревле одежда татар отличалась своей трапециевидной формой, большим размером, а так же необычайной яркостью и большим количеством самых разнообразных украшений.

Глава 3.

Мужская и женская одежда.

Татарский костюм представляет собой систему народного и художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов платьев, жилетов. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь по цвету, форме, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

3.1 Особенности мужской одежды. Мужчины носили длинные, широкие рубахи (кулмек) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Рубаха с воротником-стойкой, отложной воротник чаще встречается на свадебных рубахах мужчин. Разрез делался на правой стороне груди. Рубаха сшилась длинной и широкой, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой или домотканой тесьмой. Позже, когда стали использовать фабричные ткани в обиход стали входить современные рубахи - со скошенными плечами и отложными воротниками. Штаны (ыштан) сшились из полосатой ткани. Праздничные и свадебные штаны шились из домотканой ткани с мелкими узорами.

Верхняя одежда распахивалась и была с рукавами или проймами для рук. Изготовляли ее сначала из холста, позже и из фабричных тканей, из меха (овчины, лисы и т. д.). Татары носили двубортную с правосторонним запахом одежду, с приталенной спинкой (чабу кием). Ее обычно сшили с наглухо закрытым воротником. Это камзол-вид домашней одежды, бишмет-утепленная ватой или шерстью зимняя одежда, чабу тун - меховая крытая тканью, шуба. Кроме того для посещения мечетей – чопан. Ношение пояса–было обязательным для мужчин. Пояса - вязанные, самотканнные, сшитые из ткани, бархатные и с металлическими украшениями.

3.2. Головные уборы мужчин.

У мужчин головные уборы различают домашние и выходные. К домашним относят тюбетейку, которая представляет небольшую шапочку, которая одевается на макушку. Сверху, когда выходили во двор надевали меховую шапку. Для сохранности формы и тюбетейку простегивали, закладывая между строчками прокрученный конский волос или шнур. Ткань использовали самую разную, но чаще это была бархатная ткань. Тюбетейки украшались вышивкой с растительным орнаментом. Иногда вышивали бисером. Такие яркие тюбетейки были у молодежи.

3.3. Особенности женской одежды.

В старину татарский женский костюм состоял из просторной однотонной рубахи, часто украшенной широкими воланами или оборками. Основу женского традиционного костюма составляют рубаха (кулмек) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. Позже рубахи шились из дорогих тканей (шелка, шерсти, хлопчатобумажной материи и тонкой порчи). Украшалась рубаха воланами, лентами и кружевами, кистями и тесьмой. Рубахи отдельно не носились. Татарская одежда дополнялась камзолами, сшитыми из тяжелых шелковых или бархатных тканей и украшенными тесемочной отделкой. На отделку камзолов пришивались монетки. Костюм принимал праздничный и более благородный вид за счет съемных украшений. Популярным являлся нарядный нагрудник «изю», прикрывающий сверху вырез платья. Вдоль закругленной стороны «изю» пришивалась декоративная тесьма, на которой крепились различные монеты, бляхи, броши. Завершенность национальному костюму придавали расшитые золотой нитью или бисером калфаки и мягкие ичиги.

Основным украшением сельского костюма, состоящего в основном из рубахи и передника, является вышивка. Еще с детства, освоив мастерство вышивки татарки, готовили себе приданное и свадебные подарки. Материалом для вышивки служили самодельные и покупные ткани, шерстяные, шелковые нити, мулине, бисер. Татарские рукодельницы владели разнообразными способами вышивки - разнообразная гладь, ковровый шов, шитье бисером, тамбурный шов.

Основой татарского орнамента являются цветочно-растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции, Характерной для татар является тема цветочного букета, символизирующая «древо жизни», или степного куста-источника благополучия, жизни. Букет состоит из нескольких стеблей, щедро усеянных элементами цветочных головок, бутонов, листьев, завитков.Древним и популярным является ленточный узор, располагающийся на узкой полосе. За счет вытачек и пройм костюм становится более облегающим и упрощенным, без громоздких перевязей и нагрудников. Национальная одежда или отдельные её элементы применяются и в наши дни.

3.4.Женские головные уборы

Девичьи уборы имели калфаковую и шапкообразную форму. Косы находились на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чеч тенкесе). Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак). Чаще всего он встречается у сельских, а не городских девушек. В городах получили большое распространение «городские» калфачки, вязаные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосами.

У замужних женщин были более традиционные головные уборы. В отличие от девичьих они закрывали не только голову женщин, но и её шею, плечи, и спину. Головной убор татарки состоял из трех частей. Это нижние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы должны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы были связаны с прической. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосы у них состояли из шапочки и накосника. Особый интерес представляют старинные монетные шапки. Это каркасная шапочка на твердой основе (такыя бурек) , которая имела вид высокого конуса, покрытого шелковой материей, ушитого золочёными кораллами и жемчугом. Сверху конус оканчивался золочёной верхушкой. Основной головной убор пожилой татарки представлял собой покрывалообразную косынку (орпек) длиной 2.5 метров. Изготовляли его из белого или нежно-кремового коленкора, тюля, украшали богатой многоцветной тамбурной вышивкой. Лицевая часть убора (битлек) оформлялась несколькими монетками. Поверх орпек надевалась традиционная для казанских татар шапка с широким меховым околышем и плоским верхом (камчат-бурек) или монетная шапочка (ука-бурек).

В женской одежде татарского комплекса имело присутствие тастар - полотенцеобразное, обычно белое, головное покрывало, окаймленное красной тесьмой, имеющее богато орнаментированные пришивные концы. Поверх тастара надевали монетную шапочку (кашпау). Молодые женщины надевали волосник башкигец в виде плотно облегающего голову капюшона, украшенного яркой аппликацией из кусочков материи. Поверх него повязывалось и завязывалось на затылке специальное покрывало в виде платка, сложенного на угол.

3.5.Украшения

Среди татарских украшений известны как мужские, так и женские. У мужчин были драгоценные перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений был значительно шире.

Серьги - это элемент в костюме. Впервые их надевали девочки в трех - четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости. Миндалевидные серьги с подвесками (татар сыргасы) представляют собой элемент костюма татар, бытовали они повсеместно. Татарки носили и носят кольцевые, трехбусинные серьги для украшения лица. Кроме своих традиционных, женщины - татарки носили и серьги, как у других народов.

« До сих пор женщины и мужчины носят амулеты – обереги (дога). Этим они защищают себя, своих детей, дом от сглаза, колдовства и нечистых сил. Амулет состоит из перевязи и кармашка. В этом кармашке находился «охранный» текст из Корана. Эти амулеты отличались по форме, декору, названиям. Кармашки могут быть разными по форме: треугольная, четырехугольная, округлая, неправильной формы». Эту информацию мне предоставила моя бабушка.

Шейно – нагрудные украшения татарки, носили не только, как украшения, но и прикрывали разрез женской рубахи. Кроме того татарки носили бусы. Они украшались монетами, вышивкой, различными пластинами, бляхами и т.д. Украшения рук – браслеты, перстни, кольца. Браслеты татарки носили постоянно: по одному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. «Кольца же, как нам объяснила Гатауллина Нафиса Гатауловна - жительница нашего микрорайона, одевались на все пальцы. Но если их не было в большом количестве, то надевали столько, сколько есть. Это были в основном серебряные кольца, а иногда можно было видеть кольца с драгоценными камнями».

Имелись также и головные украшения. Это, к примеру, накосник. Они были разные по форме, материалу и технике изготовления, по декоративному оформлению и способам ношения. При оформлении использовались монеты и различные бляхи.

3.6. Обувь.

Традиционная мужская и женская обувь имела различия. Женская обувь отличалась тем, что имела каблук, уменьшенный размер голенища, декоративное оформление бисером, каймой и многим другим. На босую ногу татары надевали чулки суконные (тула оек) и вязаные из шерстяных ниток, приготовленных из шерсти овец. Оригинальный вид нижней обуви у татар представляют собой наголенники (аякчу, аяк чолгау). Их используют в наше время пожилые люди для обертывания голени и носят с ичигами или суконными чулками. Раньше невесты своим женихам преподносили в подарок наголенники, сшитые или связанные самою и красиво украшенными концами. Верхняя обувь: кожаная, лыковая, валяная. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой подошвой (читек). Мужчины носили в основном с отворотом, однотонные черные ичиги, изготовленные из сафьяна и других материалов. У женщин же сапожки покороче и без отворотов. Праздничная женская обувь выполняется в традиционной технике кожаной мозаики. При выходе из дома на ичиги надевают кожаную обувь на твердой подошве, или надевают калоши, а зимой полуваленки. Ичиги представляют собой чулки, изготовленные из кожи. Особенно их носило старшее поколение. Иногда можно было встретить сапоги на твердой подошве (итек). У татар бытовали сапожки с белым суконным голенищем (сарык).

Женские сарык отличались от мужских, тем, что на них имелись аппликации и вышивки. Они были сделаны для красоты, и чтобы отличаться от других женщин. Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были и остаются в настоящее время калоши (кевеш, ката). А выходной обувью считались туфли (башмак). У женщин были и узорчатые, нередко с каблуком. Традиционными туфлями считались туфли с остроконечным и слегка поднятым носком. Женские башмачки изготавливались из бархата, богато расшивались золотой и серебреной канителью, также бисером, речным жемчугом.

Лыковая обувь, особенно лапти (чабата) , представляла у татар рабочую обувь, потому что она была лёгкой и удобной, в ней легко работалось при полевых работах, так и при домашних. Были лапти с «личиком» прямого и подошвой косого плетения (татар чабатасы ).

Зимой все носили валенки (киезитек, пима, пуйма). Они были и короткие, и высокие. А зажиточные татары носили цветные «кукморские» валенки.

3.7 .Женский костюм.

Оформляя свой костюм, татары могли использовать меха таких животных, как соболя, куницы, бобра и черно-бурой лисицы. Естественно, если сравнивать мужской и женский костюм, то можно сказать, что женщины носили массивные нагрудные, наручные и накостные украшения, а так же отличались наиболее сложными головными уборами.

Самым популярным женским убором татарок считается калфак . Калфак закреплялся на голове девушки с помощью специальной ленты – повязки, имеющей конец конусообразной формы с кисточками. Обычно этот конец девушки откидывали набок или назад. Следует так же отметить, что между возрастом женщины и видом головного убора прослеживалась некая зависимость.

Так, например , калфак замужней женщины был более сложной формы и имел больше цветов, а так же головной убор должен был прикрывать не только голову, но и шею, плечи и даже спину замужней татарки .

3.8.Мужской костюм

Головные уборы мужчин достаточно просты и делились в основном на выходные (верхние) и домашние (нижние). К нижним или домашним относится тюбетейка (түбәтәй ) – это совсем небольшая шапочка, которую надевали на макушку, а поверх нее носили чалму, меховые и матерчатые шапки – бурек и войлочные шляпы. В мужских уборах так же имелись отличия.

Вот, например, молодежь носила тюбетейки с вышивками ярких цветов, а взрослые мужчины предпочитали более скромные цвета. Со временем форма тюбетейки менялась, появились тюбетейки с плоским верхом и твердым околышем, которые сохранились и в наше время. Сейчас любой желающий может купить тюбетейку и подарить в качестве сувенира своим друзьям или родственникам.

Исконно татары носили кожаные сапоги и туфли, носы которых были загнуты вверх. Причем городские жители носили мягкие сапоги – ичиги, а сельчане и бедные слои носили чабата, внешне похожие на лапти. Даже сейчас многие люди используют красивые и удобные ичиги дома в качестве домашней обуви.

Конечно, сейчас национальные костюмы можно встретить разве что в музее, на выставке, сцене или празднике. Правда, и по сей день татарское искусство национального костюма развивается и создает не только современную одежду в национальном стиле, но и придумывает новые образы для театральных постановок, фольклорных и танцевальных ансамблей.

Несомненно, использование все больше и больше образов, связанных с традиционными костюмами, мы даем возможность нашей памяти сохранять наши исконные национальные традиции.

Глава 4.

Исследование национальных костюмов бабушки.

4.1.История национальных костюмов сибирских татар.

Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальным нагрудным украшением. В оформлении мужских и женских рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка.

Верхняя одежда Татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой,мехом.

Праздничная бархатная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Женская шапочка - калфак, вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп Татар.

4.2.«Традиционный комплекс одежды сибирских татар»

Комплекс мужской одежды сибирских татар традиционно состоял из нательной плечевой и поясной одежды (белья) - рубахи и штанов, верхней рубахи и верхних штанов, поверх которых надевалась верхняя плечевая распашная одежда (с рукавами или без них), а также различного рода сезонной теплой одежды. Завершали этот комплекс различного рода головные уборы, обувь, пояса, носки, шарфы и рукавицы.

Сибирские татары сохраняли свою традиционную национальную одежду в основном до середины XIX в. В одежде каждой из групп сибирских татар наблюдались некоторые особенности, связанные с естественно-географическими условиями районов обитания отдельных групп, а также с историческими контактами татарского населения данного района с другими народами.

Камзол (камсул) Основным видом мужской верхней одежды всех социальных слоев татар служил камзол (камсул). Обычно его шили из сукна в талию, длиной чуть ниже колен. Он был однобортным со стоячим воротником и застегивался на 5-6 пуговиц. Петли камзола прометывались.

Теплая одежда татар.

Всю верхнюю теплую одежду татары называли общим названием "тун". Термин "тун" всегда употреблялся вместе с названием материала, из которого шили тот или другой вид теплой одежды, например, лисья шуба (толге тун), полушубок (тире тун) и т.д.

В качестве сезонной теплой одежды у сибирских татарок бытовали стеженые пальто из хлопчатобумажных тканей (тун) , плюша или бархата (плюш тун), в зимнем варианте отделанные мехом (йонле тун ).

Мужские головные уборы сибирских татар . Мужские головные уборы сибирских татар можно разделить на 2 группы - летние и зимние, Головные уборы носили круглый год, постоянно, зимой поверх надевали теплые шапки. Это обстоятельство отмечено как характерное для тоболо-иртышских татар. Основным мужским головным убором сибирских татар, как и казанских татар-мусульман, была тюбетейка.

Обувь сибирских татар.

Сибирские татары, как и мужчины, так и женщины издавна носили ичиги (ату), полусапожки, шитые из бараньей или козлиной кожи, с мягкой подошвой.

Глава 5.

Мои этнографические исследования.

Мою бабушку зовут Ризванова На җ ия Ә хм ә ди кызы.

Она живет в деревне Им ә нлебаш Заинского района. В молодости она работала на ферме, очень любила петь и с удовольствием пела свои песенки коровкам, телятам. У неё много наград за хорошую работу. Она родила 3 детей,7 внуков сейчас она на пенсии. Моя бабушка занимается рукоделием и в своих костюмах сама поёт на концертах. Она участвует в различных песенных конкурсах, которые проводятся в Заинске. Моя бабушка свято чтит татарские, народные традиции, часто ходит в Мечеть, надевая свои татарские костюмы которые она сама создала своими руками .

Я горжусь своей бабушкой, она нас любит. Она нам вяжет носки, шали, кофты, даже варежки. Когда я вырасту,хочу быт ь похожей на неё, такой же активной в жизни, мастерицей, рукодельницей и свято чтить и соблюдать традиции моего народа-сибирских Татар. Я горжусь своей бабушкой и тем, что я тоже Сибирская татарка.

Ниже на фотографиях представлены работы моей бабушки-мастерицы, рукодельницы.

Фото № 1. «Женский бархатный камзол с вышивкой».


Этот прекрасный камзол выполнен нашей пробабушкой, которая сама его сшила и сделала вышивку на нем своими руками.

Моя мама надевае т этот камзол на детские праздники на работе, участвует на мероприятиях в городе.

Фото № 2. «Женские платья мелкими сборками»


Это платье (слева) тоже ручной работы,сшила его наша пробабушка и подарила бабушке на сабантуй. Әбика очень любит носить национальную одежду, украшения, ичиги, галоши. Калфак она сама вышивала.

Фото № 3,4,5. «Женские головные уборы». Тюбетейка с украшениями.

(Эту тюбетейка передаётся в нашей семье из поколения в поколение)

Белый платок для утренней службы в Мечети.

Нарядный платок для праздников.

Фото № 6,7,8.

Одежда для праздничных выходов, например «Курбан-байрам» и «Ураза-байрам»
Праздничный камзол. Вышитые праздничные платки.

Фото № 9. Ичиги красные с вышивкой.

Эти ичиги достались моей бабушке ещё от нашей пробабушки, которая в них танцевала в местном деревенском ансамбле на Сабанту й.

3. Заключение

В ходе изучения литературы, мы выяснили, что костюмы татар имеют свои особенности. Они отличаются от одежды других народов, близко живущих с татарами, и тем не менее их близкое соседство оказывает влияние на самобытность костюмов татар. В основном сильное влияние оказали – башкиры, удмурты, марийцы и русские.

Кроме того мы выяснили, что с течениями времени новыми введениями, открытиями и изобретениями в промышленности и кустарном производстве в одежде татар происходят большие изменения.

Как целостная система декоративно-прикладного творчества татарского народа предстаёт перед нами искусство национального костюма. Основные его пластические и декоративные элементы формировались в
течение столетий в соответствии с особенностями природно-хозяйственной, социально-экономической деятельности, эстетическими вкусами татарского народа и нравственно-религиозными нормами.
Степень рукотворности татарского костюма зависела от характера его слагаемых: элементов вышивки, ткачества, ювелирного искусства, участвующих в его композиции.

За счет набора предметов костюма и его многочисленных декоративных деталей складывалась достаточно многосложная, тяжеловесная структура, построенная на принципах «нанизывания», умножения деталей и декоративных эффектов.
В ансамбль костюма обязательно входили мозаичные ичиги или туфли с
криволинейными полихромными узорами, на голову надевали калфак, развивающий фактуру и цветовой ритм камзола.

Традиционный татарский костюм существует и сегодня в практике
фольклорно-музыкальных ансамблей. Художники-модельеры разрабатывают некоторые декоративные мотивы национального костюма нагрудников, воланов, оборок, рубах, шаровар, шлемовидной шапки, возрождают декоративные швы, своеобразную орнаментальную поверхность, постигая увлекательную многоступенчатость, многослойность строя классического костюма.

"Сегодня в повседневном быту встречаются лишь отдельные элементы традиционного костюма: мужские тюбетейки и способы повязывания женского головного платка "по-татарски" (в роспуск и на кромку), европеизированная в целом, но с элементами традиционного покроя и расцветки женская рубаха кулмэк, кожаная обувь (в том числе и узорная). Бытуют они в основном у сельских жителей, меньше у горожан. В настоящее время в Татарстане, как и в других регионах России, предпринимаются активные действия, направленные на возрождение традиций народного костюма в современных условиях. Профессиональные художники, модельеры пытаются внести национальный колорит в современную одежду, руководители фольклорных коллективов и музейные работники стремятся воссоздать (реконструировать) традиционные комплексы народного костюма" ("Татары", с.314).

К сожалению, в татарских деревнях, а особенно в татарских городах теряется опыт передаваемый из поколения в поколение. Постепенно происходит « обрусение» татарского народа. Многие традиции не подхватываются подрастающим поколением. Со временем может произойти так, что многое может быть забыто. Наша работа, это небольшой вклад в сохранение национальных традиций.

4. Исследовательская литература:


1.Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. – Казань: Татарское кН. Изд-во, 1993. – С.11
2.Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири. История и культура. Т.2. – Новосибирск: Наука, 1996, 1996. – С. 9.
3.Татары. Д.М.Исхаков, Р.К.Уразманова, Ю.Г.Мухаметшин, С.В.Суслова, 4.Н.А.Халиков (Казань) // Народы России. Энциклопедия. Гл.редактор В.А.Тишков - М.: Большая Российская энциклопедия. 1994. с.321-325 2. 5.«Татарская народная одежда». Татарское книжное издательство. Казань, 1997 ел.

Интернет ресурсы :

1. .

12 открытая юношеская

научно-исследовательская конференция

имени С.С.Молодцова

Секция: Краеведение

Исследовательская работа

Татарский национальный костюм

Набиуллина Регина

5 б класс, “СОШ №8”, г. Нижнекамск

Научный руководитель:

Ахмадиева Гульнара Радиковна,

Учитель татарского языка и литературы 1 кв. категории

Нижнекамск, 2014 г.

Оглавление:

    Введение_________________________________________ 1 стр.

    Основная часть :

Глава 1.Татары-одна из народностей Татарстана.___________ 3 стр.

Глава 2.Татарский национальный костюм._________________ 3 стр.

2.1.История татарского костюма___________________ 4 стр.

Глава 3.Мужская и женская одежда.______________________ 5 стр.

3.1. Особенности мужской одежды._________________ 5 стр.

3.2. Головные уборы мужчин.______________________ 6 стр.

3.3. Особенности женской одежды__________________ 6 стр.

3.4. Женсие головные уборы_______________________ 7 стр.

3.5. Украшения_________________________________ 8 стр.

3.6. Обувь______________________________________ 9 стр.

3.7. Женский костюм____________________________ 10 стр.

3.8. Мужской костюм___________________________ 11 стр.

Глава 4.Исследование национальных костюмов бабушки____13 стр.

4.1.История национальных костюмов

сибирских татар__________________ 13 стр.

4.2. “Традиционный комплекс одежды

Сибирских татар_________________ 13 стр.

Глава 5. Мои этнографические исследования_______________15-18 стр.

3.Заключение__________________________________________ 18 стр.

4. Исследовательская литература и интернет-ресурсы ______ 20 стр.

Заявка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №8”

Название организации

МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 8”

Адрес, телефон

г. Нижнекамск, ул. Юности, 14 В

Количество участников

Список участников :

1. Фамилия, имя автора

2. Класс

3. Учебное заведение

4. Секция

5. Название работы

6. Ф.И.О. научного руководителя, его должность, место работы, ученая степень

Набиуллина Регина

5 б

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Краеведение

Ахмадиева Гульнара Радиковна , учитель татарского языка и литературы, 1 кв. категория

Директор МБОУ “СОШ № 8” А. С. Сергеев

1.02.2014

Татарский национальный костюм

Набиуллина Регина

5 б класс, МБОУ “СОШ №8”, г. Нижнекамск

Научный руководитель: Ахмадиева Гульнара Радиковна,

Учитель татарского языка и литературы 1 кв. Категории.

Әбием бүләк җибәргән,

Бүләкнең дә бүләге:

Энҗе калфак,чиккән камзул,

Татар кызы киеме!

Кая киим боларны?”-дип,

Озак уйлап тордым да...

Летом я надела бабушкины подарки на Сабантуй и с радостью и с гордостью я прочитала на сцене во время концерта эти замечательные строчки моего стихотворения. После праздника я задумалась, почему мои сверстники не надевают в повседневной жизни такую красивую, самобытную, национальную одежду? И мне захотелось побольше узнать об истории татарского костюма, одежде и обуви…

Цель моей работы : Исследовать различные виды, элементы национального татарского костюма. Задачи:

1.Выявить особенности национального костюма.

2.Дать характеристику одежде, обуви, костюму татарского народа.

3.Изучить литературу по истории татарского народа и его национального костюма.

Актуальность темы : Наш город многонационален. Здесь живут русские, татары, башкиры, украинцы, марийцы, чуваши, удмурты и много-много различных национальностей. Источником для написания работы послужил материал о народонаселении нашего города, который был собран ребятами нашего кружка по изучению традиций татарского народа в прошлом году, литература о татарах, а также беседы с горожанами. В своей работе хотелось бы описать особенности национального костюма, по возможности восстановить некоторые элементы одежды, чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков, и я с гордостью могла бы сказать своим детям: «Это культура моего народа и я хочу, чтобы вы знали о ней».

Гипотеза : татарская самобытная национальная одежда делает меня частью татарского народа, его культуры.

Структура работы :

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников.

К сожалению, в татарских деревнях, а особенно в татарских городах теряется опыт передаваемый из поколения в поколение…. Наша работа, это небольшой вклад в сохранение национальных традиций.

Рецензия

на исследовательскую работу

«Татарский национальный костюм»

Ученицы 5 б класса МБОУ «СОШ №8»

г. Нижнекамска

Набиуллиной Регины

Цель исследовательской работы – исследовать различные виды, элементы национального татарского костюма для обеспечение благоприятной перспективы сохранения и развития татарской культуры и традиций татарского народа.

Работа написана в научном стиле. Показана актуальность сохранения изучения татарского костюма и культуры татарского народа в целях воспитания общечеловеческих ценностей у учащихся, у жителей города.

Содержание исследования соответствует теме. Основная мысль раскрыта полностью. Исследовательская работа состоит из введения, основой и заключительной частей, списка литературы. Сохранены принципы исследовательской деятельности. Работа составлена в соответствии с требованиями к исследовательской работе. В работе сохраняется последовательность изложенного материала.

Объект исследовательской работы – татарский национальный костюм. Он подлежат полному рассмотрению и анализу.

Содержание логически выстроено. Содержанием работы могут воспользоваться и историки, и литераторы, краеведы, музейные работники, учителя татарского языка и литературы.

Эту работу можно предложить администраторам различных организаций города для приобщения жителей города к культуре татарского народа, и воспитания в них эстетических и нравственных качеств.

Научный руководитель Г.Р. Ахмадиева

Директор школы №8 А.С. Сергеев



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!