Татарские народные куклы своими руками. Мастер-класс «Куклы в национальных костюмах

Традиционная народная кукла

Кукла-оберег для счастливого материнства

Мастер-класс с пошаговым фото «Традиционная народная кукла-оберег для счастливого материнства»

Мастер класс предназначен для детей среднего и старшего возраста, воспитателей, педагогов, всех увлеченных народной куклой и ее историей.
Выполнила: Лаптева Светлана Христьяновна, воспитатель, ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск
Назначение: может быть трогательным подарком друзьям, родным и близким людям, ее можно торжественно вручить новобрачной паре с наилучшими пожеланиями любви, заботы, верности, служения своей семье.
Цель: создать традиционную народную куклу-оберег на счастливое материнство.
Задачи:
- научить выполнять тряпичную народную куклу по традиционной технологии;
- приобщать к русским народным традициям через знакомство с куклами-закрутками;
- воспитывать любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций;
- прививать навыки культуры труда и аккуратности;
- воспитывать бережное отношение к предметам своего труда.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.
Тряпичные куклы произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Устойчивые признаки тряпичных кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса), безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Важной деталью куклы была грудь – напоминание, о ее связи с культом плодородия и материнства. Кукла становилась оберегом. Мастера создавали куклы для своей семьи. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду.
Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Кукол берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком.
Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие - помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни.
Делая традиционные куклы, мы погружаемся в таинственный мир наших предков, в женские тайны - тайны материнства. Оказывается, в этом незатейливом занятии можно открыть такие глубины, о которых и не подозреваешь, секреты, дошедшие до нас из глубины веков.

Оберег для счастливого материнства, представлен в виде куклы с младенцами.
Оберег в образе женщины с младенцем на руках считался очень сильным и всегда дарился с пожеланиями благополучия, мира в семье и в душе, спокойного, радостного и уверенного существования. Он символизировал женщину, которая вышла замуж и родила детей. А способность рожать была особенно значимой для наших предков. Радость быть матерью отражала, что у такой женщины все благополучно. Куклу творили, когда хотели или уже ждали появления малыша. Дарили её также на свадьбу с пожеланиями здоровых детей, на рождение новой семьи, особо почетным гостям, когда хотели показать уважение.
Эта кукла, дошедшая до наших дней из глубины веков – прекрасный образец народного искусства, воспитывающий и заставляющий думать.

Приготовим необходимые материалы и инструменты.


Для выполнения работы нам необходимо:
- грубая хлопчатобумажная ткань;
- кусочки разноцветной и цветной ткани;
- канва;
- кружево:
- нитки красные мулине;
- ножницы;
- синтепон;
- игла.
Делаем скрутку. Для этого берем кусочек хлопчатобумажной ткани размером 30/38, сгибаем ткань пополам.


Туго и ровно скручиваем столбик. Высота столбика будет = 15 см. Столбик обвязываем красными нитками по всей высоте.


Голову округлим немного синтепоном, обозначим нитками шею.


Берем квадрат хлопчатобумажной грубой ткани размером 20/20 см


Квадрат однотонной ткани накладываем на голову.


Закрепляем красной нитью по линии шеи.


Теперь делаем руки. Подвернуть уголок на 1-1,5 см.


Сложить края к середине.


На расстоянии 1см от края делаем ладошку куклы и перетягиваем ткань ниткой.


Нитки после обвязки отрезать не надо.


Перевязываем туго ниткой на месте талии куклы.


Будем делать юбку. Возьмем кусочек цветной ткани размером 12/30 и по верхнему срезу сделаем строчку и небольшую сборку.


Обматываем куколку лоскутиком-юбочкой лицевой стороной внутрь.


Перевязываем туго ниткой по линии талии.


Выворачиваем на лицевую сторону, расправляем.


Берем кусочек канвы, делаем из нее фартук, выдергивая нитки по краю.


Вышьем на фартуке простенький рисунок, но можно и не делать его.


Закрепляем фартук. Располагаем его посередине юбочки, лицевой стороной внутрь, перетягиваем по линии талии.

ирина курка

Это пособие актуально в обучении и воспитании как детей дошкольного, так и школьного возраста. Нравственное воспитание- один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в которой живёшь и свой город. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств : любви к родному краю, Советской Родине, уважение к людям других национальностей . Историю, достопримечательности своего края должен знать каждый. Интересно узнать и о народах своего города, о их культуре, о народных костюмах . По иллюстрациям рассказывать детям- это скучно, гораздо интереснее когда информация подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее. Да и когда кабинет разнообразно оформлен, это плюс педагогу. Но народное образование слабо финансируется, поэтому многие пособия приходится делать своими руками. Предлагаю подробную технику выполнения куклы в азербайджанском костюме из простых , подручных материалов. По такой же технологии можно сделать любой национальный костюм .

Используемые материалы :

Пластиковая бутылка -1 литр,

Синтепон,

Ткань : бардовый и красный атлас, белый капрон,

Пряжа черного или коричневого цвета,

Метр, карандаш, ножницы, швейная машина,

Эскиз костюма .

Описание работы :

Прежде чем приступить к работе, необходимо найти иллюстрацию данного национального костюма .

Начинаем формировать голову. Сложив вдвое капрон (чтоб не просвечивал синтепон, вырезаем круг диаметром 25 см.

Куском синтепона обернуть крышку бутылки, сверху накрыть капроном и туго обмотать нитками.

Сформировать по форме голову, подтянуть ткань за края, получилась голова.


Измерив объём бутылки, рассчитаем выкройку.

Расчерчиваем прямоугольник где ширина : обхват бутылки+2см (на боковые швы) и всё разделить на 2.; а длина- высота бутылки до горлышка + 3 см (на подгибку и шов, горловина : обхват горлышка бутылки + 2 см. Чертим линии плеч и вырезаем.


По бумажной выкройке вырезаем детали из ткани. Получаем 2 детали основные (перёд и зад, два квадрата (рукава, и полоска, длинной равной обхвату горлышка бутылки и шириной 3-4 см.


Прошиваем рукава и набиваем синтепоном –получаем руки.

Сшиваем две детали основной выкройки по плечам и соединяем с руками


Выворачиваем, получается как платье.

Надеваем его на куклу .


Теперь приступим к изготовлению верхнего платья. По готовой бумажной выкройке разрезаем по линии талии. По верхней части бумажной выкройки выкраиваем верх задней части. Затем эту бумажную выкройку разрезаем пополам и выкраиваем две части переда. Раскраиваем две детали юбки клёш, затем одну часть разрезаем пополам. Остаётся вырезать рукава со шлейфом.


Сшив все детали, примеряем на куклу .

Если где нужно подравниваем ножницами, затем прикалываем булавками к нижнему платью только верх платья.

Берём ажурную тесьму и пришиваем по краю бардового платья, вокруг горловины скрепляя верхнее с нижним платьем.


Займёмся головой. Берём большую иголку и пряжу черного или коричневого цвета. Протягиваем отрезки пряжи через капрон, делая как бы пробор на голове.

Затем готовые получившиеся волосы заплетаем в косы.


Остаётся украсить голову. Вырезаем из бардовой ткани круг диаметром как голова и полоску длинной равной обхвату головы. Сшиваем их между собой, получаем головной убор. Обшиваем его тесьмой и пришиваем к голове. Дополняем изделие фатой- что соответствует аксессуару данного национального костюма .


В нашем городе живут люди разных национальностей : казахи, татары, русские, азербайджанцы, и др.


Используя такую технологию,я сделала в своём кабинете кукол данных национальностей . Детям очень нравятся, они с удовольствием пользуются, рассматривают их, куклы эти достаточно прочные, так как все детали сшиты между собой. Итак, закончен мастер- класс , прочитав который вы можете тоже изготовить такое пособие.

Спасибо за внимание!

Тема: Татарская национальная кукла

Научный руководитель: Султанова Алина Рустемовна

Участники: Минуллина Аделя

Хайрутдинова Лейсан

Мингазова Сюмбель

Иванова Арина

Цель исследования: Пробудить интерес к татарской народной культуре.

Задачи проекта:

    Познакомиться с историей возникновения народной куклы.

    Изучить виды кукол.

    Изучить технологию изготовления народных кукол.

    Изготовить обереговые и игровые куклы.

    Провести мастер-класс по изготовлению куклы

    Приготовить презентацию

Этапы реализации проекта:

    Знакомство с историей возникновения народной куклы.

    Изучение видов кукол.

    Изучение технологии изготовления кукол.

    Изготовление обереговых и игровых кукол.

Методы: исследовательские; социальный опрос и анализ результатов; практические.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у татарского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы.

Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки . Искусство это очень древнее. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи. Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые. С давних времен татары и русские жили вместе на одной территории. Торговали, отмечали праздники, перенимали опыт друг друга. Поэтому татарские народные игрушки похожи на русские.

Татарские женщины создавали кукол для своих детей и передавали их из поколения в поколение.

Во многих семьях татары держали кукол, которые были духами-помощниками, хранителями семейного счастья.

Кукол нельзя было выкидывать. Считалось, что кукла, сделанная своими руками, несет в себе частичку души автора. Поэтому все куклы бережно складывались в сундук для будущих поколений. Некоторые ставили их на окно, другие - в углу на полке, в корзинах, ящиках или в специальных домиках в подвале, на чердаке.

За куклами ухаживали, кормили, поили, приносили подарки. Обычно уходом за куклами занималась женщина- хозяйка дома.

Татары куклам имен не давали. Обычно кукла была безликой. Лицо куклы оставалось белым. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых, недобрых сил, а значит, безвредной для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

Все народные татарские куклы делались так, чтобы ребенок смог развить свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам.

Изучив технологию изготовления куклы безликой куклы из щепы, провели мастер-класс по её изготовлению для одноклассников. При изготовлении куклы недопустимо использовать колющие и режущие предметы. А ещё очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.

Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.

Выводы

    Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

    Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Результатом нашего проекта стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками и презентация.

«Татарская безликая кукла из щепы»

Введение

С давних времен татары и русские жили вместе на одной территории. Торговали, отмечали праздники, перенимали опыт друг друга. Тем самым, обуславливается то, что татарские народные игрушки и русские народные игрушки – очень похожи. Традиционная татарская кукла делается из древесной щепы, лоскутов и шерстяных ниток. Голова изготавливается из лоскута с набивкой, приматываемого к щепе нитью. Далее щепу обматывают шерстяными нитками разных цветов. Концы ниток не связываются, а скручиваются. Кукле–женщине делают платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». Имен татары и башкиры куклам не дают. Еще для этих игрушек характерно отсутствие нарисованных черт лица, что связано со старинными народными традициями.
«Все народные татаро-башкирские куклы делались так, чтобы ребенок мог задействовать свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам. В русском селе делались похожие куклы-скрутки, они тоже были без лица. Так почему же у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Куклы из чурбачков (щепы). В татарских селениях использовался изготовления кукол - на основе деревянных чурбачков. Как и в случае с куклами-скрутками, изготовление их просто и позволяет создавать как куклы разных размеров, так и разные образы. Попробуем сделать куклу-невесту.Но по такому же принципу можно создать самых разных персонажей - как действующих лиц фольклорной традиции (например, свадебного обряда), так и более современные образы.

Мастер-класс по изготовлению татарской народной безликой куклы из щепы (чурбачка).

План:

    Подготовка чурбачка. Чурбачок изготавливается из липы, высушивается, края ровно обрезаются.

    Голова для куклы:

Берем чулок или носок,

Чулок набиваем ватой или обрезками ткани,

Натягиваем чулок на чурбачок,

Сверху надеваем белый платок,

Завязываем нитками.

3) Изготавливаем руки:

Берем лоскут материи прямоугольной формы,

Сворачиваем в трубочку по длине,

Концы с двух сторон завязываем тесьмой.

4) Делаем платье:

Берем лоскут по ширине чурбачка,

Сворачиваем пополам,

Вырезаем отверстия для рук,

Вставляем руки,

Надеваем сверху на чурбачок,

Подвязываем ниткой.

5) Делаем косы:

Волосы изготавливаем из шерстяных ниток или чулков,

Заплетаем косы,

Привязываем к голове.

6) На голову надеваем платок или калфак.

Кукла готова!

Заключение

Кукла – это знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная татарская кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной татарской народной куклы.

Кукла-скрутка

Кукла-скрутка – это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. Древние образцы таких кукол найдены в Египте – в захоронениях в современниках пирамид. История же России не представляется без этих маленьких чудесных созданий: в каждой русской семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол, и были они игровыми, обрядовыми, обережными. Самые первые куклы делали из золы. Такая кукла называется «Баба» и была оберегом дома и очага.

Детская игровая кукла называлась «Степенгунока». Делалась она из стриженой травы.

Для изготовления куклы-скрутки нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Для их изготовления иголки и ножницы не используются.

В Свердловской областной межнациональной библиотеке вниманию всех пользователей представлена выставка Традиционной народной татарской куклы, автор Ирина Евгеньевна Панасова.

Ирина Евгеньевна Панасова родилась 28 сентября 1955 года в Свердловске. С детства любила рисовать и шить. Увлечение это передалось от прадеда и деда, которые работали портными и шили всё: от сапог до шапок. Ирина Евгеньевна искала себя в разных занятиях: занималась резьбой, лепкой, плетением, а после рождения дочерей серьезно увлеклась лоскутным шитьем. «Постепенно я поняла, что лоскут – это моё», – вспоминает Ирина Евгеньевна, – темы для работ выбираю не я. Это темы выбирают меня. Работа получается только тогда, когда она «созрела». Сейчас Ирина Евгеньевна занимается, в основном, изготовлением традиционной народной куклы: участвует в ярмарках, выставках и преподает.

Чтобы заинтересовать мам и бабушек в создании традиционной игрушки, Ирина Евгеньевна регулярно проводит мастер-классы, на которых рассказывает о традициях нашей страны, об истории тряпичной куклы разных народов, бытовавших в России, и показывает, как можно сделать её своими руками. А для того, чтобы серьезнее углубиться в процесс создания традиционной куклы и игрушки, в Музейном центре «Гамаюн» проводится специализированный годичный курс.

Витринная экспозиция татарской куклы знакомит зрителей с обычаями и традициями этого народа. Татар (самоназв.) – основное население Татарстана. Делится на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Самыми многочисленными являются татары волго-уральские.

В результате многолетних археологических раскопок было установлено, что территория, на которой расположена Татария, была заселена с древнейших времен. В связи с известными историческими событиями, начиная с XVI века, этническая история татар стала тесно связана с историей России.

Татары – единственный народ в среднем Поволжье, которые до вхождения в состав России имел свою государственность и уклад жизни. Но имелись и расхождения традиций этого народа, в зависимости от территориальной принадлежности. Кукла была одним из постоянных предметов детских игр у татарского населения. К примеру, во многих семьях чатских (сибирских) татар издавна держали кукол, считавшихся духами-помощниками, хранителями семейного благополучия. Делались такие куклы из разных материалов – дерева, глины, соломы, кожи, но главным образом, из тканей. Лица им рисовали или вырезали на дереве, затем одевали в специально сшитые длинные рубахи. Женские фигуры подвязывали платочками и поясами. Некоторые ставили кукол по несколько штук в доме на окно, другие – в углу на полке, в корзинах, ящиках или специальных маленьких домиках в подполье, а чаще на чердаке.

За куклами ухаживали, кормили и поили, приносили подарки. Обычно уходом за куклами занималась женщина-хозяйка дома.

Традиционные куклы татар (курчак) изучались этнографами и искусствоведами, аутентичные куклы хранятся в собраниях Художественно-педагогического музея игрушки (Сергиев Посад), Российского этнографического музея (СПб) и др.

Настоящая выставка представляет реплики на татарские народные куклы из музейных собраний России, наглядно знакомит с особенностями народного татарского женского и мужского костюма: разнообразием головных уборов (калфаки, платки, чулпы), нагрудных украшений и других элементов одежды. Также большой интерес вызывает традиционная композиция куклы, сидящей на деревянном окне, мягкие шерстяные игрушки-шарики, сделанные из шерсти коровы или овцы.

Выставка будет действовать в течение марта 2016 года.

Вход бесплатный! Приглашаем всех желающих!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!