Специфика организации режимных моментов.в группах детей раннего возраста. Организация и анализ режимных процессов в группах раннего возраста

Шушнова Виктория Максимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ЦРР-д/с №12 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г.Железногорск-Илимский, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Дата публикации: 06.10.2017
Раздел: дошкольное образование

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО

СЛОВА

ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОВЕДЕНИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В

ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Шушнова Виктория Максимовна

Воспитатель

МБДОУ ЦРР - детский сад №12 "Золотая рыбка"

Ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят

у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки

чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро

отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые

при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются

в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально - ведь

привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого

количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений,

и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Это естественно

в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким

образом реагирует на переживания и нервное напряжение.

Что же всё таки такое адаптация?

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и

приспособление к условиям.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо:

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, сформировать у ребенка

положительную установку, желание идти в детский сад.

2.Согласовать действия родителей и воспитателей.

Правильно

организовать

адаптационный

деятельность,

направленную на формирование эмоционального

контакта “ребенок - взрослый” и

“ребенок - ребенок".

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия

детей к воспитателю.

И этого можно добиться благодаря использованию художественного

слова. Художественное слово является естественной средой, в которой малыш находится и

развивается. Она понятна, знакома и ясна ему. С самых первых дней его жизни он слышит

колыбельные песни, которые поёт ему мама, знакомится с поэзией пестования, поэзией

ласковых прикосновений к нему. Современные исследователи А.Усова, В.А. Зебзеева,

Н.В. Кирюхина, О.Г. Заводчикова

отмечают терапевтический эффект художественного

слова. В силу своих художественных особенностей художественное слово близко детям,

доступно

пониманию,

воспроизведению

самостоятельной

деятельности.

способствует

появлению

удовлетворения,

эмоционально

благоприятную обстановку для детей. Слушая и участвуя в произведениях фольклорного

характера,

отвлекаются

грустных

печальных

веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку

задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это помогает переключить внимание

ребёнка, обеспечивает психологическую разгрузку. Уходят тревожность, страх, угнетенное

состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих

силах, ощущение радости. Таким образом художественное слово помогает установить

эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Припевки, потешки, маленькие

народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их,

чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание,

сопровождения

художественное

незаменимо. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия

(«Ой, лю – ли»), колыбельные, которые каждый из нас знает. С незапамятных времен в

доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца.

Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную

своему ребенку:

Баю-баю, спи, дружок,

Повернись на правый бок.

Только ты один не спишь,

Закрывай глаза, малыш!

Лунный лучик-озорник

Сквозь окошечко проник,

Примостился на подушке,

Шепчет песенку на ушко.

Поэтому в период адаптации, когда эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, и он

испытывает массу отрицательных эмоций, особенно важно использование

художественного слова.

Цель моей работы – способствовать

благоприятному прохождению

детьми раннего

возраста периода адаптации в детском саду.

Достижению цели способствует реализация следующих задач:

1. Установить доверительные отношения с детьми, снять негативные переживания и

эмоциональное напряжение используя потешки, песенки, игры-забавы, пестушки;

2. Развивать игровую деятельность малышей;

3. Расширить содержательную и эмоциональную сторону режимных моментов.

Данную работу я начинаю с момента поступления малыша в дошкольное учреждение.

Для того, чтобы снять негативные переживания по поводу разлуки с матерью, отвлечь,

развеселить,

привлечь

внимание

использую

небольшие

стихотворные тексты, сопровождающие малыша в течение дня.

Кто залез мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок?

Ну-ка, ну-ка вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай!

Зачастую они придумываются «на ходу» и носят ситуативный характер взаимодействия с

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

Витенька хороший, Витенька пригожий!

побуждает

эмоционально

откликаться

происходящее

педагогу установить доверительные отношения со своими воспитанниками.

Ай-лю-лю, ай-лю-лю,

я тебя, малыш, люблю

Ай, люблю, да, люблю,

ай-лю-лю, ай-лю-лю.

Зачастую при работе

с детьми раннего возраста, приходится сталкиваться с детскими

капризами по поводу отказа от выполнения тех или иных важных режимных процедур –

умывания, кормления, одевания

укладывания на сон. Избежать данных неприятностей

мне позволяет включение художественного слова в режимные моменты.

Бай-бай, бай-бай,

ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди-наших деток не буди.

На следующем этапе взаимодействия, художественное слово способствует развитию

первых сюжетных игр малышей. Малыш подходит к заинтересовавшей его игрушке,

рассматривает,

манипулирует

художественное

позволяет

ненавязчиво усилить его радость от общения с игрушкой. В предметных действиях с

игрушкой у малыша вначале можно наблюдать довольно ограниченный набор действий,

большинство из них манипулятивные. Но стоит взрослому прочесть уместное в данном

случае небольшое стихотворение, как бессмысленные действия малыша превращаются в

погладить,

покормить,

покатать

Включение

художественного слова в детскую игру, позволяет заметно повысить её эмоциональный

уровень, делает её более интересной и продолжительной.

Приболел наш Петушок,

Погладим Пете гребешок,

Погладим Перышки ему-

лучше станет петушку.

Художественное слово помогает расширить содержательную и эмоциональную сторону

режимных моментов. Одним из наиболее важных профессиональных умений является

организация

планирование

режимных

моментов.

понимать

обоснованный

распорядок

предусматривающий

рациональное

распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При организации режима я соблюдаю следующие правила:

1.Каждый из режимных моментов проходит на фоне игры.

2.Создаю у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса.

3. Осуществляю любой режимный процесс без суеты, не причиняя детям неприятных

ощущений, сопровождаю свои действия ласковой, неторопливой речью.

4. При проведении любого режимного процесса формирую уверенность ребенка в том,

все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо

заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.

Утром, встретив ребят, можно проговорить:

Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Ждет здесь Ксюшу верблюжонок,

Сашу ждет большой слоненок…

Детям весело в саду!

С ними я сюда приду!

Утренняя

гимнастика

«Звонкая

погремушка» ,"Музыкальные игрушки", "Зарядка с кубиками", если

"Большие ноги

пойдут по дороге"и "Лошадки скачут".

При режимном моменте умывание можно использовать как показ с объяснением, так и

художественное слово.

«Чище мойся, воды не бойся»

"Ручки мыли, глазки мыли.., а теперь мы чистые зайчики пушистые"

"Кран откройся, нос умойся"

Раз, два, три, четыре, пять-

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький…

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и играть.

При подготовке к обеду можно обыграть вот такие стихи:

А у нас есть ложки

волшебные немножко.

Вот- тарелка, вот - еда

не осталось и следа

Мы едим всегда красиво,

После скажем всем «Спасибо».

Посадим на ложку

Капусту, картошку и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке капусты, картошки.

И нет на тарелке - гляди!

При подготовке ко сну и полднику детям можно пропеть, проговорить вот такие строчки:

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

А для того чтобы пробуждение прошло спокойно, дети просыпались с хорошим

настроением можно использовать вот такие стихи:

Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!

Поздороваться Солнышко вышло с тобой!

Посмотри, как оно улыбается

Новый день, новый день начинается

Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?

А для того чтобы быстрее запомнить стихи, потешки и развивать речь я использую в

работе мнемотаблицы.

С детьми раннего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается

принцип: сохранения формы.

Этот тип модели используется при начальном знакомстве с моделью.

Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно

их усложняя.

Игра - «Что это?».

Карточка

разделена

изображен

реальный

(например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение

этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают

его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает

внимание детей на схематическое

изображение и сравнивает его с реальным

предметом.

запоминает,

реальный

схематическом изображении.

2. Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото».

Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет,

отдельно

карточки

схематичными

изображениями

предметов.

подобрать

изображенному предмету.

3. Следующий этап - игра: «Угадай».

ребенком

расположены

схематические

изображения

различных

предметов

(неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено

на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.

4. «На что похоже?». На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема -

модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько

похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К

этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик.

Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек».

Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с

карандашами, книга, окно.

Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат,

треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.

Теперь можно перейти к рассказыванию сказок. Вначале – с картинками. Затем, с

использованием

схем-моделей.

рассказывает

например

«Колобок»,

сопровождая

выкладыванием

фланелеграфе

иллюстративных

картинок.

Аналогично

проводится

рассказывание

например, «Теремок». Перед

рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о

которых мы говорили в начале: «Что это?», «Лото».

Списочный состав в моей группе - 22 ребенка.

У 18 детей, что составляет 82%- легкая степень адаптации. У 4 детей, что составляет

18%-средняя степень адаптации. Эти дети спокойно входят в группу, настроение у них

бодрое, веселое, идут на контакт со взрослым, проявляют интерес к играм, окружающему.

Чувствуют себя эмоционально комфортно.

Ежедневное использование художественного слова в работе с детьми раннего возраста

показало

возможность

установления

доверительных

отношений

детьми, снятия

негативных переживаний

и эмоционального

напряжение используя

потешки, песенки, игры-забавы, пестушки. Дети с желанием идут в детский сад, легко

расстаются с родителями. Дети легко идут

на контакт при обращении, проявляют

инициатив.Охотно играют вместе, выполняют несколько игровых действий с предметом

и переносят знакомые действия с одного предмета на другой. Самостоятельно подбирают

атрибуты

используя

качестве

предметов-заместителей.

Расширилась содержательная и эмоциональная сторона режимных моментов. Дети по

первым словам потешки, стишков, песенок уже знают, что за этим последует.

Дети умеют

убирать игрушки, владеют навыками гигиены, самостоятельно едят, приводят себя в

небольшой

взрослых.

Художественное

воспитательное значение, помогает малышам ярче познавать окружающий мир, позволяет

внести элементы новизны и разнообразия, сделать любой режимный момент или игровую

деятельность интереснее и динамичнее.

Используемая литература:

«Воспитание детей раннего возраста» – под ред. Г.М.Ляминой.

«Режим дня в детском саду» - Т.Л.Богина, Н.Т.Терехова.

«Кроха» - пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет»,

«Организация режимных процессов в ДОУ» - В.А.Зебзеева

«Адаптация ребенка в детском саду» О.Г. Заводчикова

"Первый раз в детский сад". – Воронеж, 2007. – Гринева И.А., Жомир М.Ю.

"Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. "–

  • 1. Должен ли режим дня в детском саду и семье быть единым?
  • 2. Каким образом при организации режимных процессов учитываются особенности ВНД детей раннего возраста?
  • 3. Какие методы используются при формировании предметного действия у ребенка раннего возраста?

Н.М. Щелованов рассматривал режим дня как правильное распределение во времени и рациональную последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка.

Установив пределы работоспособности нервной системы детей разного возраста и продолжительность сна, необходимую для ее полного восстановления, определив оптимальные интервалы между кормлениями и т.п., ученый составил режимы дня для каждого микропериода раннего детства. Его последователи (Н.М. Аксари- на, М.Ю. Кистяковская и др.) разработали методику проведения режимных процессов в условиях дошкольного учреждения. Данные материалы находят применение и в современной практике. В частности, не потеряли актуальности выдвигаемые авторами принципы постепенного (малыми подгруппами) включения детей в режимный процесс, привлечения их к посильному участию, а затем и самостоятельному выполнению отдельных действий и т.д.

При одновозрастном комплектовании групп уход за малышами занимает существенную часть времени взрослых. Поэтому особую значимость приобретает насыщение режимных моментов оздоровительными и образовательными задачами.

Реализуя режим дня, сотрудники детского сада обеспечивают полное и своевременное удовлетворение органических потребностей воспитанников, тщательный гигиенический уход, поддержание чистоты тела и одежды, воспитание потребности в опрятном внешнем виде; формируют у малышей положительное, а к концу раннего детства и осознанное отношение к каждому из процессов и доступные культурно-гигиенические навыки, закладывая основы гигиенической культуры и здорового образа жизни.

Кроме того, при проведении режимных процессов педагог уделяет внимание развитию речи детей и их ориентировки в окружающем: малыши усваивают название, назначение предметов и их частей (шапку надеваем на голову, а шарф - на шею, у шапки есть помпончик, завязки...), учатся различать словесные обозначения близких по ситуации действий, составляющих их операций (вымыть - вытереть руки; застегнуть - завязать...), узнают различные свойства используемых предметов (мыло твердое, пахнет, образует пену...), учатся устанавливать причинно-следственные связи (идет дождь, поэтому нужно надеть сапоги и капюшон...), а также вежливо просить о помощи и благодарить за содействие.

Эффективность реализации поставленных задач зависит, прежде всего, от правомерности и уместности применения педагогом тех или иных методов и приемов.

Взаимодействуя с ребенком второго года жизни, взрослый стремится поддерживать его положительное эмоциональное состояние. Для этого он одевает, умывает, кормит малыша не спеша, не причиняя неприятных ощущений, сопровождая свои действия ласковыми обращениями, выразительным чтением стихотворений и прибауток соответствующей тематики. С этой же целью взрослый красиво сервирует стол, использует посуду и полотенца с привлекательными рисунками, мыло в форме игрушки, включает теплую воду и т.п. Чтобы не вынуждать детей к пассивному ожиданию, их приглашают в умывальную поочередно, помогают садиться за уже накрытый стол, организуют одевание на прогулку и возвращение с нее небольшими подгруппами.

Не следует усаживать за стол или вести в спальню плачущего или возбужденного ребенка, организовывать непосредственно перед едой или сном шумные игры. Если малыш увлеченно играет, то педагог не прерывает его действия, а побуждает к их логическому завершению («Оленька, ты кашу сварила мишке? Вкусная, наверное, каша! Ой, посмотри, твои ручки-то кашей измазались. Пусть мишка пока кушает, а мы пойдем, вымоем руки и посмотрим, какая каша в твоей тарелочке лежит»).

Дети третьего года жизни охотно откликаются на предложения воспитателя показать мишке, зайке и т.п., как они умеют мыть руки, кушать, одеваться. Привлекая малышей к режимному процессу, педагог использует подходящие четверостишия («В кране булькает водица: приглашает нас умыться...», «Это - ложка, это - чашка, в чашке гречневая кашка...»), рассказывает краткие истории, к примеру, о зайчиках, которые принесли капусту для щей. Периодически взрослый обращает внимание воспитанников на здоровьесберегающий аспект режимных процессов («Надо, надо умываться...», «Тот, кто пьет молоко...»), подчеркивает результативность действий (руки вымыли: они стали чистые, но мокрые; руки вытерли: они стали сухие, а полотенце влажное). Иногда педагог создает проблемные ситуации, связанные с исчезновением какого-либо предмета (мыла, полотенца, ложки и т.п.), что позволяет актуализировать представления детей о его функциях и свойствах (без мыла грязь не смывается и на полотенце остаются темные следы; палочками суп есть невозможно...).

В дошкольном учреждении благодаря четко установленному порядку следования режимных процессов, наличию в окружении позитивных примеров для подражания, удобному расположению раковины, зеркал, столов и т.д. воспитанники не только проявляют позитивное отношение к режимным процессам, но и стремятся к самостоятельному выполнению соответствующих действий.

Уже годовалый малыш проявляет выраженный интерес к освоению действия с ложкой. Применение специальных насадок помогает ему научиться правильно ее удерживать. Первоначально педагог использует метод пассивных движений, обхватывая кисть ребенка своей рукой и совершая действие целиком. В дальнейшем взрослый выполняет вместе с ним лишь наиболее сложную операцию - зачерпывания, предоставляя малышу возможность продолжить действие самостоятельно. Поскольку ребенка утомляет однообразие действий, педагог при необходимости докармливает его.

Обучая пить из чашки, взрослый подбирает предмет с удобными ручками, вначале наливает немного жидкости, контролирует угол наклона. Формируя умение применять салфетку, педагог от метода пассивных движений переходит к показу действия, а затем и словесному напоминанию о необходимости его выполнения. Кроме того, взрослый как можно чаще хвалит малыша за проявления самостоятельности, аккуратности, не заостряя его внимание на неправильных действиях. К примеру, если ребенок берет пищу рукой, то педагог говорит: «Возьми ложку, вот так. Как хорошо у тебя получается, молодец».

Значительно сложнее происходит формирование навыков умывания и одевания, что связано с многооперациональностью их состава. Так, чтобы вымыть руки, ребенку нужно суметь включить кран, взять мыло, смочить его, намылить ладони и поместить мыло обратно в мыльницу, потереть ладони, намылить тыл кисти и т.д., то есть совершить достаточно большое количество операций в строго определенной последовательности. Поскольку эти операции предъявляют различные по степени сложности требования к зрительно-моторной координации движений, то и доступными для освоения они становятся в разное время. В связи с этим педагог учит детей выполнению отдельных операций в порядке их усложнения, одновременно формируя представления об их месте в целостной цепочке.

На начальном этапе обучения ребенка выполнению той или иной операции воспитатель обычно использует сопряженный или отраженный показ, предусматривающий воспроизведение малышом движения по подражанию в процессе демонстрации («Вот так потрем ладошки») или сразу после нее («Сейчас я смываю мыльную пену, а теперь ты»). При этом не следует одновременно показывать более трех операций. Показ сочетается со словесным обозначением разучиваемой операции, которое может иметь образный характер («Ручки обнимают друг друга», «Перекатываются, как саночки по горке», «Наденем белые перчатки на каждый пальчик и манжетки сделаем»).

Если ребенок затрудняется в технически точном совершении операции по подражанию, то взрослый обращается к приему пассивных движений (оказания непосредственной двигательной помощи). И наоборот, успешное выполнение малышом разучиваемой операции по показу дает возможность переходить к использованию словесных приемов.

Последовательные прямые указания педагога помогают ребенку представить порядок совершения операций, но их запоминанию в большей степени способствуют такие приемы, как: напоминание, опережающее указание, комментирование, констатация, использование рифмовок («С двух сторон мы ручки мыли, про манжетки не забыли», «Ручки в кулачок сожмем и водичку отожмем»). По мере того как малыши осваивают большинство операций, выполнение действия начинает предваряться вопросами педагога, способствующими осознанию ими алгоритма, причинно- следственных связей (Что сначала сделаем? Кран откроем, а потом что будем делать? Как узнаем, что уже можно смывать водой? Что будем делать, чтобы пол остался сухим?).

На любом этапе обучения необходимо замечать старания ребенка, непременно одобрять их, хвалить его за то, что он делает правильно, за малейшие продвижения на пути к самостоятельности.

Процесс обучения детей одеванию-раздеванию строится аналогичным образом, но требует предварительного определения способа действия с тем или иным предметом одежды или обуви, который будет доступным для малышей и рациональным для условий дошкольного учреждения. Так, чтобы воспитанникам не приходилось подолгу разбираться с тем, на какую ногу нужно надеть сандалик, педагог приучает их, сев на стульчик, ставить ноги вместе, а затем, поочередно вынимая их из расстегнутой обуви, размещать так, чтобы сандалии оказались между ступнями. После этого, наклонившись, ребенок задвигает сразу пару сандалий под стул. Аналогично действуя в обратном порядке: одновременно выдвинув пару обуви из-под стула и поставив между ступней, малыш уже не путает правую и левую сандалии.

При организации как одевания, так и умывания взрослые должны стремиться каждый раз предоставлять детям возможность самостоятельно выполнять те операции, которыми они уже овладели, помогать им осваивать новые. Для того чтобы четко представлять уровень достижений того или иного воспитанника, целесообразно вести специальные диагностические карты, отражающие динамику освоения операционального состава каждого действия. Такие карты помогают педагогам не только согласовывать свои требования к ребенку, но и вовлекать в педагогический процесс его родителей.

Таким образом, деятельность педагогов по организации режима дня в группах раннего возраста не сводится исключительно к уходу за детьми, удовлетворению их физиологических потребностей, предусматривая целенаправленное формирование у них основ гигиенической культуры, развитие речевого общения. При проведении режимных процессов сотрудники дошкольного учреждения соблюдают основные педагогические принципы и правила, применяют адекватные ситуации методы и приемы обучения, что позволяет поддерживать позитивное эмоциональное состояние детей и эффективно решать поставленные образовательные задачи.

Контрольные задания:

  • 1. Составьте блок-схему, отражающую образовательную деятельность, осуществляемую педагогами в процессе ухода за детьми.
  • 2. Составьте таблицу, характеризующую приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни и включающую примеры их использования в педагогической практике.
  • 3. Составьте диагностическую таблицу, позволяющую определить степень овладения ребенком действиями умывания и одевания.

Конспект режимного момента в группе раннего возраста.

«Обед».

Цель: продолжать формировать навыки культуры еды у детей раннего возраста.

Задачи:

1.Продолжать формировать культуру поведения во время еды: правильно пользоваться ложкой, умение аккуратно пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.

2. Воспитывать вежливость (благодарить за еду, потребность в чистоте и аккуратности).

Предварительная работа:

1 . Ситуативные беседы о пользе здоровой пищи, правилах поведения за столом.

2. Дидактические игры: «Угостим куклу чаем», «Сварим суп», «Как Зайчик в гости ходил» и т.п.

3. Чтение художественных произведений И. Токмакова «Ай да суп!»,

«Каша», русские народные песенки и потешки: «Разложили кашку»,

«Сорока, сорока».

Индивидуальная работа:

Полина- закрепить умение сидеть прямо.

Ваня – мотивировать к приёму пищи.

Лёня – закреплять навыки правильно держать ложку.

Ход режимного момента:

Помощник воспитателя сервирует столы, дети, помыв руки, в это время находятся с воспитателем.

Воспитатель вносит куклу в одежде повара.

Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Таня. Как вы думаете, кто она? (повар)

Давайте вместе повторим – «повар».

А почему вы так решили?

Чем занимается повар? (ответы детей)

Воспитатель: а как вы думаете, что нам сейчас дадут на обед? (ответы детей - суп, второе, компот).

Воспитатель: Правильно, суп. А из чего можно сварить суп? (ответы детей).

Правильно, в суп кладут мясо, картошку, морковку, лук. Маша, что кладут в суп? (воспитатель выкладывает на магнитную доску по очереди картинки продуктов, из которых варят суп).

Пока мы с вами беседовали, Ирина Георгиевна накрыла на столы и пригласила нас обедать.

Разместив детей за столами, воспитатель говорит о том, что предложено сегодня детям на обед, (меню на обед) желает им приятного аппетита и говорит потешку:

Глубоко – не мелко,

Кораблики в тарелках,

Луку головка –

Красная моровка,

Петрушка, картошка,

Крупки немножко,

Вот кораблик плывёт,

Заплывает прямо в рот.

Воспитатель обращает внимание на положение осанки детей во время приёма пищи, осуществляет индивидуальную работу по закреплению навыков пользования столовыми приборами.

Воспитатель: Не забываем, что ложку мы держим в правой руке, а хлеб в левой. За столом сидим прямо, спина прямая, ноги стоят тоже прямо.

Во время приёма пищи воспитатель провидит индивидуальную работу с детьми: хвалит детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки (пользование салфеткой после приёма пищи). А также рассказывает о том, из чего состоят блюда.

Воспитатель: Молодцы! Аккуратно кушаете. Танечке нравиться, как вы едите.

Помощник воспитателя организует постепенную смену блюд

Воспитатель:

Тили- час, тили- час

Вот обед у нас сейчас

Скушаем за маму ложку,

Скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку,

Воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне…

Вот и кончился обед.

Воспитатель: Молодцы! Не забывайте, что мы после еды вытираем рот салфеткой и говорим: «Спасибо!» Дети, которые закончили приём пищи, встают из-за стола, говорят «спасибо», идут раздеваться. Когда все дети вышли из-за стола, воспитатель помогает детям готовиться ко сну.

Задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков осуществляются в течение всего дня: при умывании, приёме пищи (завтрак, обед, полдник и ужин). Планируя культурно-гигиенические навыки в процессе умывания, нужно руководствоваться программой воспитания своей группы и учитывать особенности развития детей данной группы. Заранее следует определить в плане те или иные методические приёмы: объяснение и показ отдельных действий умывани, напоминания, указания, оценка действий детей, практическая помощь, использование потешек, стихотворений (коротких), отгадывание загадок, контроль над действием детей . Организация умывания проводится постепенно, небольшими подгруппами детей. Перед тем, как дети пойдут умываться, объяснить детям (напомнить, уточнить) правила поведения. Перед началом умывания закатать рукава, хорошо намылить руки и смыть их над раковиной, не брызгать воду на пол, а отжимать воду с рук тоже над раковиной. Поддерживать в умывальной чистоту и порядок. В процессе умывания следить, чтобы у раковины были 2-3 человека, чтобы дети не толкали друг друга. Обратить внимание, чтобы дети пользовались своим личным полотенцем, аккуратно вешали его на своё место. С малышами можно уточнить название умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина и т. д.), цвет, форма, материал (из чего сделана мыльница) и другие свойства (вода тёплая, холодная). Приём пищи – это завтрак, обед, полдник и ужин. Подготовка к приёму пищи включает следующее: сервировка стола дежурными, умывание. Обязательно нужно дать оценку дежурным, уточнить названия блюд, отметить заботу взрослых, создать положительное настроение. В процессе еды постоянно следить за осанкой детей, при необходимости напоминать детям о правильной осанке, добиваться, чтобы дети съедали всю пищу, малышей докармливать. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки еды (не набирать полную ложку еды, не брать пищу руками, не крошить хлеб, есть, не торопясь, не разговаривать во время еды и т. д.).

Примерные конспекты проведения режимных процессов в 1 половине дня в группе (утренний прием, умывание, кормление, подготовка к прогулке (одевание), возвращение с прогулки (раздевание), подготовка ко сну и укладывание спать)

Утренний прием
Цель : создать бодрое эмоциональное состояние на весь день, обеспечить спокойное расставание детей с родителями.
Проведение :
За 10-15 минут прихожу в группу, проветриваю помещение, готовлю игрушки, материал для самостоятельной деятельности детей.
Доброжелательно встречаю каждого ребенка, с улыбкой здороваюсь с ним и родителями. Спрашиваю родителей: «Как спал ребенок?», «Как его самочувствие?», «С каким настроением шел в садик?» или задаю вопрос самому ребенку: «Как дела? Будешь сегодня с нами играть? Чем ты сейчас хочешь заниматься?»
Затем завожу ребенка в группу и предлагаю ему занятие (куклы, машинки, кубики, мозаику). Во время приема, если ребенок не хочет расставаться с родителями, использую музыкальные и заводные игрушки («Смотри, куда пошла наша игрушка, а пошли за ней»).



Умывание
Цель: учить детей плавно подставлять руки под струю воды, растирать руки, пользоваться мылом, находить свое полотенце, самостоятельно вытирать руки, приучать не бояться воды.
Проведение:
В то время, когда няня расставляет завтрак на столы, я подзываю к себе 2-3 детей, которые медленно едят и говорю: «Ребята, мы сейчас будем кушать, а кушать надо всегда чистыми руками. Хотите, чтобы ваши ручки были чистыми? Давайте их помоем».
Веду детей в умывальную комнату и говорю: «Закатываем рукава, чтобы не намочить их, а теперь открываем кран с теплой водичкой. Слежу (если надо помогаю), чтобы дети открыли кран. Когда во всех кранах потекла вода, использую художественное слово:
Льется чистая водица
Мы умеем с вами мыться
- Ставим под воду ручки лодочкой (показываю детям). А теперь возьмите мыло и намыливайте ручки круговыми движениями.
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ручки,
Вот такие ладушки
Ладушки – ладошки.

«Маша, мой лицо и шейку, мылься мылом хорошенько, воду ты не разливай, сухо руки вытирай!».

В процессе умывания спрашиваю детей: «Какая водичка?»
- Снова подставляем ручки под воду и хорошо смываем мыло. Стряхиваем оставшуюся водичку в раковину и закрываем кран. Теперь каждый подходит к своему полотенцу и насухо вытирает ручки со всех сторон, полотенце обратно вешаем на свои места.

Вот и стали чистыми наши руки! Молодцы, детки!

Кормление
Цель: Обеспечить рациональное питание всех детей, учить их правильно есть, воспитывать культурно-гигиенические навыки еды (самостоятельно и аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, задвигать стул, благодарить после еды, полоскать рот), воспитывать благоприятное отношение к приему пищи.
Проведение :
- Дети, все, кто помыл ручки, садитесь за столы. Сядьте ровно, ножки поставьте прямо, локти на стол не кладем.
Все ровненько сидят,
Ножки вместе стоят,
Глазки в тарелку глядят,
Локти убраны со стола,
Тихо кушает детвора.
Дети! Пришел сегодня в гости

Не доктор Айболит

Пришел сегодня в гости-
Хороший Аппетит!
Всем приятного аппетита!»
Во время еды слежу, чтобы дети правильно держали ложку, ровно сидели, кушали молча.
Рассказываю, как полезно, когда дети кушают: они быстро растут, никогда не болеют.
Детей, которые не едят, пытаюсь убедить в том, что нужно хотя бы немного покушать (если у них нет причины не есть).
Ребенку, который поел, напоминаю: «Даша, возьми салфетку и вытри ротик, не забудь сказать «спасибо» и задвинуть стульчик».

Подготовка к прогулке (одевание)
Цель: обеспечить своевременный сбор на прогулку все детей; сформировать правильную последовательность при одевании, развивать речь детей (закреплять название предметов одежды, действий).
Проведение:

Предлагаю детям закончить игры и собираться на прогулку, говорю, что на улице нас ждет много интересного. Перед выходом на прогулку напоминаю детям посетить туалет. Затем беру подгруппу детей, и мы вместе выходим в раздевалку.
Спрашиваю детей о последовательности одевания, при необходимости обращаю внимание на наглядную модель одевания на прогулку. Начинаю одевать детей на прогулку, соблюдая принцип постепенности: колготки, носки, штаны, ботинки, кофту, шапку, куртку, варежки, шарфик. Во время этого использую художественное слово:
Одеваемся по порядку,
Привыкаем к порядку.
Спрашиваю детей:
- Данила, а какого цвета у тебя штаны?
- Ваня, а что мы одеваем на голову?
Если дети не могут ответить, помогаю им.
Побуждаю детей одеваться самим: «Коля, покажи, как ты умеешь одевать штаны».
- Дети, чтобы одежда была чистой, нам нужно аккуратно гулять, не бегать по лужам.

Воспитываю культуру взаимопомощи друг другу.

Возвращение с прогулки (раздевание).
Цель: обеспечить своевременный приход с прогулки, формировать культурно-гигиенические навыки раздевания (аккуратно складывать вещи и класть их в шкаф, не толкаться возле шкафчиков), развивать речь (закрепить названия предметов одежды, действий).
Проведение:
Всех детей при входе в садик прошу вытирать ноги (показываю, как это нужно делать)
- Какие вы все веселые пришли с прогулки! Хотите пойти в группу поиграть? Давайте аккуратно разденемся.
Снимаю со всех детей шарфы и развязываю шапки, дальше предлагаю им раздеваться самим.
- Сначала снимаем куртку, затем шапку, кофту, штаны, ботинки, колготки и, наконец, носки.
Слежу за опрятностью детей после прогулки: «Даша, посмотри, какие у тебя грязные штанишки! А какие ты надевала штанишки?» (чистые).
Обращаюсь и к другим детям: «Юля, а что ты сейчас снимаешь? Кристина, а куда ты повесишь свою курточку?»

Предлагаю сразу пройти в умывальную комнату и вымыть руки и лицо после улицы.

Подготовка ко сну.
Цель: создать спокойную атмосферу в комнате, закрепить культурно-гигиенические навыки (аккуратно сложить одежду: вешать ее на стул, не толкаться возле стульев, обеспечить спокойный сон).
Проведение: Веду детей по очереди в туалет, затем в спальню.
- Ребята, сегодня мы так хорошо поиграли и наши ручки, глазки и ножки устали и хотят отдохнуть. Возьмите свои стульчики, и будем раздеваться. Дети, а все помнят, как нужно складывать свою одежду на стульчики?
Помогаю детям раздеваться. Первых в кроватку кладу детей, которые дольше засыпают.
Положим под спинку мягкую перинку
Сверху на перинку чистую простынку
Положим под ушки белые подушки.
И накроем одеялом,
Чтобы дети крепко спали.
- Ребята, кто разделся, ложитесь в кроватки и укрывайтесь одеялом.
Когда все дети лежат в кроватках, спокойным, тихим голосом говорю:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки – на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят –поспят, всему миру спать велят.
Теперь ложимся на бочок и закрываем глазки.
Приятных снов!
Во время сна детей слежу за ними (чтобы не раскрывались, чтобы не упали).

Подъем и закаливание

Цель: обеспечить радостное и бодрое эмоциональное настроение детей после сна. Воспитывать положительное отношение к процессу подъема.
Проведение.

В 15-00 говорю спокойным голосом:
- Дети, вот вы и поспали, и уже пора вставать. Я думаю, что вам всем снились интересные сны.
К детям, которые не проснулись, подхожу и тихонько говорю, что пора вставать.
- Ребята, а теперь давайте каждый станет возле своей кроватки.
Провожу закаливающие процедуры:
- Дети, покажите свои ручки – «вот они», а теперь спрячем руки за спину – «где ручки»? «Вот они!» (Показываем ручки) Молодцы! Дети, а теперь посмотрите в это окошко (показываю окно), нет там ничего. А сейчас посмотрите в другое окно, там мы видим машину. Посмотрим опять в первое окно - ничего нет, а теперь во второе. Ребята, давайте с вами спрячемся за кроватки (приседаем возле кровати), а теперь покажем какие мы большие (встаем во весь рост). Какие вы молодцы! Большие, уже выросли. Сейчас давайте возьмем с вами сандалики в руки и пойдем к своим стульчикам с одеждой.

Одевание
Цель: учить одеваться в правильной последовательности; побуждать к самостоятельности в процессе одевания, учить замечать и исправлять неопрятности в одежде, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Проведение:
Дети садятся на свои стульчики, я помогаю детям одеваться, соблюдая принцип постепенности: колготки, юбки и штанишки, сандалики, кофту. Во время одевания использую художественное слово:
Одеваемся по порядку,
Привыкаем к порядку.
Спрашиваю детей
- Ваня, а что ты сейчас одеваешь?
- Катя, а кто купил тебе такое красивое платье?
- Оля, скажи, пожалуйста, какого цвета у тебя кофта?
Если дети сами не могут ответить, помогаю им. Побуждаю детей одеваться самим.

Первый год жизни условно делится на следующие этапы :

I этап - от рождения до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется пе­риод новорожденности - первые 3-4 недели);

1У этап - от 9-Ю мес. до I года

В соответствии с этапами развития на 1-ом году жизни устанав­ливаются четыре возрастных режима. Установить своевременную сме­ну сна и бодрствования на I мес жизни еще нельзя, тая как эти процессы у новорожденного аритмичны, они возникают многократно в сутки и продолжительность их разная. В этом возрасте необхо­димо наладить только правильный ритм кормления, т.е. кормить ребенка всегда в одно и то же время, через одинаковые интервалы. К концу I мес. устанавливается суточный режим: ребенок начинает бодрствовать преимущественно днем, а спать ночью. Именно с этого возраста важно установить не только режим кормления, но и режим сна и бодрствования. Для этого необходимо класть спать ребенка в одно и то же время и создавать условия для быстрого засыпания и глубокого сна (спокойная обстановка, сок на воздухе), во время бодрствования создавать условия для активного деятельного состоя­ния ребенка. В 1-ые месяцы жизни малыша кормление, бодрствование и сон должны чередоваться через одинаковые промежутки времени, так как это облетает привыкание к режиму. Режим должен быть та­ким, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а потом спал до следующего кормления. Если в период приучения ребенка к режиму дня он сам не просыпается к началу кормления, его нужно будить. Последовательность чередования режимных моментов меняется у детей 1У -го етапа - от 9-Ю мес до I года. Последовательность теперь такая: бодрствование - кормление - сон. Осуществляется переход детей на двухразовый сон, который сохраняется до 1,5 лет.

С первых дней жизни у детей необходимо воспитывать положи­тельное отношение ко всем режимным процессам. Естественной и на­иболее правильной едой для младенца является грудное молоко мате­ри. Важно, чтобы ребенок ел в спокойном состоянии, с аппетитом. съедал всю порцию. Перед едой детям делают туалет. Когда вводит­ся докармливание, то малыш получает еду из бутылочки с соской, которая по форме напоминает сосок женской груди. В 4,5-5 мес, когда вводится полугустая еда (овощное пюре, творог), необходимо приучивать детей есть с ложки. В это время ребенок должен нахо­диться в полусидячем положении. В 6-7 мес. нужно учить пить детей из чашки фруктовые соки, кефир, чай. Как только малыш научится сидеть, его нужно кормить за столом. Необходимо правильно органи­зовать сон ребенка. Постель должна быть ровной и твердой. Дневной сен ребенка в любую пору года целесообразно проводить на свежем воздухе. Неспокойным детям можно давать пустышку, однако, когда ребенок загнет, пустышку нужно вынимать изо рта. Когда ребенок спит, взрослые разговаривают вполголоса, свет не должен падать ему на лицо, радио и телевизор нужно выключить. С 8 мес. ребенка приучают к горшку. Он должен быть удобным. Целесообразно исполь зовать специальный стульчик. Высаживают ребенка на горшок толь­ко в те моменты, когда у него есть потребность. Не следует дол­го держать ребенка на горшке, это может вызвать отрицательное отношение к высаживанию.

.30. Особенности воспитания и развития детей первого года

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ - основные умения, которые определяют развитие ребенка в данный момент и являются благоприятными предпосылками для следующего развития.

Наиболее важным и ответственным периодом в жизни каждого ребенка является первый год жизни. Его отличительные особенности :

­ более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития,

­ тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития,

­ проявление сенсомоторной потребности,

­ ярко выраженная эмоциональность,

­ большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям,

­ потребность в общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.

Задачи воспитания:

Обеспечение полноценного физического развития детей, охрана и укрепление их здоровья, формирование движений, воспитание элементарных навыков аккуратности и опрятности, положительного отношения к режимным процессам;

С целью умственного воспитания своевременное формирование ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, развитие умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;

Формирование предпосылок нравственного поведения, т.е. положительных привычек, предупреждение появления отрицательных, поощр ение активности и самостоятельности во всех видах деятельности, воспитание доброжелательного отношения ко взрослым и детям;

Для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музыкального воспитания.

Первый год жизни условно делится на следующие этапы :

I этап - от рождения до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется период новорожденное™ - первые 3-4 недели);

П этап - от 2,5-3 мес. до 5-6 мес;

Ш этап - от 5-6 мес. до 9-Ю мес;

1У этап - от 9-Ю мес. до I года.

На I этапе ведущими линиями развития являются:

Развитие зрительного и слухового сосредоточения;

Развитие эмоционально-положительных реакций, формирование "комплекса оживления";

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ - сочетание эмоциональных (улыбка), голосовых (гукание) и двигательных (движения рук и ног) реакций.

Формирование умення лежать на животе, приподняв голову и опираясь на предплечья.

Для П этапа характерны следующие линии развития:

Формирование зрительных и слуховых диффереицировок;

Развитие умения тянуться к игрушкам, брать их в руки;

Дальнейшее совершенствование умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.

На Ш этапе ведущими линиями развития являются:

Формирование умения совершать целенаправленные действия с предметами;

Дальнейшее совершенствование лепета;

Начало становления пассивной речи (слышит, понимает, но не раэ-говаривает);

Развитие ползания.

Для 1У этапа характернмми являются такие линии развития:

Формирование результативных действий с предметами;

Появление первых осмысленных слов;

Дальнейшее развитие пассивной речи;

Формирование умения самостоятельно ходить.


Похожая информация.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!