Социально - коммуникативное развитие детей старшей группы. Тема занятия "Дружбой дорожи!"

Ольга Шушкова
Коммуникативная деятельность в старшей группе

Коммуникативная деятельность в старшей группе . Февраль.

Упражнение «Доброта»

Ведущий. В каждом из нас в той или иной степени развито чувство доброты, доброе отношение к людям. Что вы можете сказать доброго и хорошего о сверстниках, учителях, родителях? У вас есть 5 минут для того, чтобы подготовиться к рассказу. Вы самостоятельно выбираете человека, желательно, чтобы он был знаком другим участникам или присутствовал в группе . Ваш рассказ должен быть кратким и конкретным, при этом нужно подчеркнуть, что вы цените в каждом из тех, о ком рассказываете.

Упражнение «Волшебная подушечка»

Упражнение «Мамино ожерелье»

Участники стоят в кругу и держатся за руки. Инструкция. Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас – бусинка. Ожерелье находится на шее мамы, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (подростки ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались (все разбегаются в разные стороны) . Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки вместе. (Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руки, ловит третьего и т. д. Образуется цепочка. Ювелир соединяет бусинки в ожерелье.) Все бусинки собрались! Как хорошо, когда мы вместе!

Игра «Привет»

Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом : «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило : здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы . Представили себе, как это происходит? (Когда все поздоровались друг с другом, и группа привыкла к этому ритуалу, можно запустить второй круг – с другим приветствием, например : «Как хорошо, что ты здесь!» ) Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений. А можно говорить :! Привет! Меня зовут Иван. А тебя как зовут?" А когда уже кого-то знает, как зовут, то можно просто подтверждать это : "Меня зовут Иван, а тебя - Ирина! И ответ : "Да, меня зовут Ирина, а тебя - Иван"! Тогда не только в игре происходит физическое сближение, но и имена запомнятся легко, что повлияет на коммуникативность .

Публикации по теме:

Коммуникативная культура педагога дошкольной образовательной организации Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего.

Картотека игр. Социально-коммуникативная область 5. Игра "Разговор с руками" (Шевцова И. В.) (Для гиперактивных детей) Цель: научить детей контролировать свои действия. Содержание: Если.

Составление описательных рассказов об овощах. Коммуникативная деятельность для детей средней группы «Богатый урожай» Тема: «Богатый урожай» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе составления описательных рассказов об овощах Задачи: - обеспечить.

Коммуникативная игра-танец «Будем Родине служить» к Дню защитника Отечества для детей дошкольного возраста Коммуникативная игра-танец "Будем Родине служить" к Дню защитника Отечества для детей дошкольного возраста. Разработал музыкальный руководитель.

Коммуникативная игра «Ожившие игрушки» "Ожившие игрушки"упражнение. Спросите у ребенка,Как он думает,что происходит в магазине игрушек ночью. Выслушайте его,предложите представить,что.

Конспект НОД «Коммуникативная» по разделу программы «Грамота» в подготовительной группе Конспект НОД «Коммуникативная» по разделу программы " Грамота"в подготовительной группе. Тема «Спасение Марьи Царевны» Образовательная область.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГРЯЗНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РУЧЕЁК»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

«Кто я такой и что могу –

сам и вместе со всеми?»

ВОСПИТАТЕЛЬ: ИЛЛАРИОНОВА

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

ГРЯЗНОВО, 2016

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

«Кто я такой и что могу – сам и вместе со всеми?»

ЗАДАЧИ.

    Образовательные:

УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ В ПРИПОМИНАНИИ ИМЕН РОДИТЕЛЕЙ; ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТАТУСЕ В СЕМЬЕ (РОДИТЕЛИ-ДЕТИ, ДЕВОЧКИ-ДОЧКИ И ВНУЧКИ, МАЛЬЧИКИ – СЫНОВЬЯ, ВНУКИ);

    Развивающие:

РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНОЕ СЛУХОВОЕ И ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ В ПАРАХ И В КОЛЛЕКТИВЕ; ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ОТВЕЧАТЬ ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ НА ВОРОСЫ ВЗРОСЛОГО; УМЕНИЕ ОБРАЗОВЫВАТЬ ГЛАГОЛЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ОТ ГЛАГОЛОВ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА 1-ГО ЛИЦА. УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ СВЕРСТНИКУ, УМЕНИЕ ПРОДОЛЖАТЬ НЕПОЛНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СОСТОЯЩЕГО ИЗ 2-Х ЧАСТЕЙ, УМЕНИЕ ПОДБИРАТЬ АНТОНИМЫ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ.

    Воспитательные:

ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ К ДРУГУ; СОЗДАВАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ, РАСКРЫТЬ РЕБЕНКУ МИР ЧУВСТВ И ПЕРЕЖИВАНИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ПОКАЗАТЬ ДЕТЯМ, ЧТО ВСЕ ЛЮДИ ЧЕМ-ТО ПОХОЖИ И ЧЕМ-ТО ОТЛИЧАЮТСЯ; ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ СО СВЕРСТНИКАМИ.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ.

КУКЛА Баба Яга, мяч.

Ход занятия

    Организационный момент.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Всех(обводящий группу жест) и каждого по отдельности. Я рада видеть – отгадайте кого? – я на него сейчас смотрю.

Ответы детей.

Правильно, Сашу. Пусть Саша теперь сядет. А теперь –на кого я посмотрю – тот тихонько садиться на свое место…

Дети выполняют задание.

Я посмотрела, как вы садились, молодцы!

    Игра «Слушалки и смотрелки».

А сейчас мы поиграем в одну игру. Называется она «Слушалки и смотрелки». Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Правильно, в этой игре нужно смотреть, что делаю я – и выполнять то же самое. Только будьте внимательны, если я буду говорить одно, а делать другое, тогда нужно сказать: «Стоп!». Попробуем?

Я стою… а вы- что делаете… Ответы детей.

Я подпрыгиваю…, а вы- что делаете? Дети – мы подпрыгиваем.

Я приседаю(подпрыгивает). Дети кричат «Стоп».

Хорошо, что вы меня остановили. Ведь я говорила одно, а дела – другое. То есть я обманывала. Играем дальше.

Я шагаю на месте, а выт – что делаете…(мы шагаем)

Я хлопаю в ладоши(приседает). Дети кричат: «Стоп».

Молодцы! Вы снова не дали себя обмануть.

Что вам помогло? Ответы детей.

А еще то, что вы были внимательны.

    Игра «Кто что любит».

А теперь посмотрим, кто из вас самый внимательный. Я буду передавать мяч по кругу(Встаньте в круг) и говорить, что я люблю. Потом – тоже самое будете делать вы. Нужно постараться запомнить, кто, что любит. (берет мяч). Я люблю, когда дети играют дружно. А ты, что любишь? (передает мяч рядом стоящему ребенку)

Давайте вспомним, кто, что любит?

    Беседа о семье

А еще каждый из вас, и я тоже, любит своих родителей. Кто такие «родители»? Ответы детей.

Спросите у своего соседа, как зовут его родителей? Только нужно спрашивать по очереди. Сначала один спросит, другой – ответит. Потом наоборот. Что бы всем было слышно, никто не был обижен. На счет три – начинаем. Раз, два, три! (дети работают в парах)

А теперь, ответьте, за, что вы любите своих родителей? Я начну, а вы продолжите.

Я люблю своих маму и папу, за то, что…

Ответы детей.

Я люблю своих маму и папу, потому что…

Ответы детей.

Я люблю своих родителей, но…

Ответы детей.

Молодцы, хорошо отвечаете.

    Беседа о детях.

А себя вы тоже любите? Поднимете руку те, кто себя любит.

Реакция детей.

А теперь поднимите те, кто себе не нравится.

Реакция детей.

За что вы себя не любите? Ребята, а есть, за что любить Диму? Валю?

Ответы детей.

Разве мы такие не внимательные, что даже не сможем увидеть не чего хорошего? Кто мне поможет сказать хорошие слова о Диме?

Ответы детей.

Теперь о Вале? Ответы детей.

Молодцы, я вами горжусь. Вы - замечательные дети!

    Физкультурная минутка.

«Шел козел по лесу…»

    Игра с Бабой Ягой «И мы»

Появляется Баба Яга (кукла, которой управляет воспитатель).

Баба Яга. Кто это сказал, что они замечательные дети? А я – самый замечательный ребенок! (Дети возмущаются)

Я не чем от вас не отличаюсь – вот голова есть, руки есть – ноги, юбочка.

Воспитатель. Нет, ты не такая, как наши ребята,

Ты старая, а они… (дети добавляют)

Ты безобразная, а они … (дети добавляют)

Ты злая, а они… (дети добавляют)

Ты грязнуля, а они… (дети добавляют)

Ты обманщица, а они… (дети добавляют)

Баба Яга. Это, что же, я совсем-совсем плохая, ни чего хорошего во мне нет? (плачет) может быть, поэтому меня никто не любит.

Воспитатель. Наши дети умеют видеть хорошее, даже в тех людях, которые себе не нравиться. Сейчас Дима и Валя тебе помогут. Ребята, посоветуйтесь и подскажите, что хорошего есть в Бабе Яге.

(дети совещаются и отвечают)

Баба Яга. Мне это нравиться. Теперь я буду исправляться и еще буду лучше. Что бы меня все-все любили.

Воспитатель. А хочешь с нами поиграть?

Баба Яга. А га! Кто кого догонит и съест?!

Воспитатель. Нет, хорошие люди в такие игры не играют. (смотрит на группу детей)

Это игра называется «И мы». Ведущему нужно говорить, что то о себе, а остальные, если это к ним подходит, хлопают в ладоши, улыбаются и кричат «И мы». Ели же не подходит, то они топают, хмурятся и кричат «А мы – нет». Поняла?

Баба Яга. Чур, а начинаю! Я – сказочное существо. (Дети топают, кричат «А мы – нет»).

Баба Яга. Так кто же вы?

Дети. Мы люди.

Баба Яга. Я – баба… (Дети топают, кричат «А мы – нет»).

Баба Яга. Что вы мне все перечите, топаете, да топаете. Съем если не будете хлопать! Я дочка… (часть детей хлопает, часть топает)

Что – то я не запомнила, кого съесть грозилась. Еще раз попробую.

Я – девочка. … (часть детей хлопает, часть топает) вот, уже двух детишек запомнила. Вот та девочка с хвостиками все время топала, и вот эта, в красной юбочке.

Воспитатель. нет, ты была невнимательна.

Баба яга. Нет внимательна! Я спросила, кто здесь девочки- они топают, значит, они переодетые мальчики. Ну-ка, отвечайте, кто вы такие: может шпионы, какие-нибудь из другого царства-государства! (дети объясняют, кто они: перечисляют необходимые признаки).

Баба Яга. Ну, тогда понятно, что вы можете быть только девочками. Вы же не мальчики, что бы сыночками быть. А вот ответьте мне на вопрос, можете ли вы быть внуками? (дети отвечают) и что у вас есть свои бабушки и дедушки? А у меня_ никого нет! Может кто-то согласится быть моим внуком или внучкой? Я его или ее в лес уведу, суп научу варить из мухоморов, покажу как нужно людей и зверей, пугать. Что, никто не хочет? Вот кого сейчас догоню того и заберу к себе в лес. (подвижная игра «Догонялки»)

Баба яга. Что-то ваши дети друг друга выручают. Да еще и быстро бегают. Устала за ними гоняться. Да и доброй мне надоело быть.

Воспитатель. Тогда уходи от нас по добру по здорову. Мы не хотим дружить с теми, кто не хочет исправляться, кто хочет делать зло всю жизнь.

Баба яга. Тоже мне напугала! Я сама кого хочешь, напугаю.

Воспитатель. Давайте покажем, что мы не боимся! (дети хором кричат «мы тебя не боимся»)

Баба яга. Так мы не договаривались. Я пугаю – они не боятся. Так не интересно. Пойду от вас в другой детский сад детей пугать. Может быть там получиться, а то придется на пенсию уходить, если не чего не будет получаться. (уходит).

    Итог занятия.

Воспитатель. Дети как вы думаете, Баба Яга, правда на пенсию ушла? (дети отвечают) Почему у нее не получилось вас напугать?

Поймать вас?

Обмануть вас?

(Дети отвечают)

Значит, мы сегодня не зря занимались! Мы стали немножко лучше: умнее, внимательнее, смелее.

Ваши родители будут гордиться вами!

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Расскажу я вам, друзья, как живет моя семья"

Область – социально – коммуникативное развитие.

Описание материала: данный материал будет интересен не только воспитателям старшей группы; воспитатели других возрастных групп также могут использовать в своей работе предлагаемую форму рефлексии, бумажный конструктор "Семья".

Цель: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.

Оборудование и материалы:
- компьютер, проектор, экран;
- мультимедийная презентация;
- видеоролик «Что такое семья» (1,5 мин). Данный видеоролик создается заранее при помощи детей из подготовительной группы. Взрослый просит детей рассказать о том, что такое семья. Но при объяснении слово «семья» произносить нельзя (как задание из игры «Устами младенца»)
- фотогазета “Милая мама» с портретами мам детей группы.
- конструктор «Семья»: бумажные куклы на магнитной ленте, изображающие членов семьи (папа, мама, дети – мальчики и девочки разных возрастов)
- панно – рефлексия. Желательно на обоях (примерно 2 м) нарисованы различные семьи, где у каждого члена семьи не нарисованы губы.


- фломастеры красного и черного цветов по количеству детей, магнитная доска.

Предварительная работа:
- создание вместе с детьми фотогазеты «Милая мама»;
- совместный мини – проект одного из детей группы со своими родителями на тему «Я играю с папой» (рассказ, сопровождающийся мультимедийной презентацией);
- совместный мини – проект одного из детей группы со своими родителями на тему «Моя большая семья» (рассказ, сопровождающийся мультимедийной презентацией);
- беседа о семье; о маме, об играх с папой;
- составление рассказов о маме с опорой на мнемотаблицу;
- рисование на тему «Моя мама», «Мой папа», «Моя семья».Воспитатель : Ребята, перед началом нашей беседы, я хочу вас познакомить с добрым животным. Хотите услышать, как бьется его сердце? Тогда встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки.
Мы с вами – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе, а его доброта пусть останется с нами до конца сегодняшнего дня.

Воспитатель : Ребята, сегодня группа «Солнышко» приготовила для вас сюрприз. Они решили рассказать вам о том, что такое … А вот о чем они решили вам рассказать, вы должны догадаться сами. Но не забывайте, что мы должны дослушать рассказ до конца, даже если кто-то вдруг поймет, о чем речь. Внимание на экран.

ВИДЕО « СЕМЬЯ – ЭТО…» (1,5 мин)

Воспитатель : Итак, о чем же рассказывали ребята группы «Солнышко»? (о семье).
Действительно, сегодня мы поговорим о семье. (1 слайд) . А как вы думаете, что такое «семья»?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. (2 слайд) Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь. (3 слайд) В семье могут жить люди разного возраста- и маленькие, и пожилые.
(4 слайд) Бывают семьи большие, а может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу.
А кто живет в ваших семьях? А мы узнаем это, разгадав загадки. (5 слайд)

Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? -
Лишь заботливая… (мама)

Воспитатель : Любая мама любит своего ребенка и заботиться о нем. Следит за тем, чтобы он не заболел, вовремя покушал, укладывает спать, читает сказки. У каждого из вас тоже есть мама, которая вас очень любит. А вы любите свою маму?
Посмотрите, эту фотогазету мы сделали вместе с вами. Это портреты ваших мам. Вот они какие у нас красивые, молодые, радостные. А кто хочет рассказать о своей маме?

Рассказы детей о маме, чей портрет есть на фотогазете, по желанию.

Какие интересные получились рассказы о мамах. Но давайте продолжим разгадывать мои загадки о членах семьи. (6 слайд)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый...(папа)

И действительно, с папой всегда интересно. Не зря говорят с мамой хорошо, а с папой весело! А во что вы любите играть с папой?

Индивидуальные ответы детей.

А вот Матвей С. не только расскажет, но и покажет, во что он любит
играть с папой.

Презентация мини-проекта «Я играю с папой» (рассказ ребенка по фотослайдам)

Спасибо, Матвей. Нам было очень интересно. Вы с папой настоящие друзья!
А сейчас и мы немножко поиграем и сделаем семейную зарядку. Встаем на ножки возле стульчиков.

Физминутка (7 слайд)
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей (шагаем на месте)
Встанем рядом по порядку,
Каждый делает зарядку: (имитируем движение: «Равняйсь! Смирно!)
Мама руки поднимает, (далее движения по тексту)
Папа бодро приседает,
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева
А я сам бегу трусцой и качаю головой
Молодцы, садитесь.

А сейчас слушайте следующую загадку: (8 слайд)
Бывают послушными,
Бывают не очень,
Но каждый родитель,
Любит их точно! (дети)

Воспитатель : Семья немыслима без детей. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом. Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Ребята, а сколько детей может быть в семье?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Вы правильно все сказали. Детей может быть один или два. А, если в семье детей много, то такая семья называется многодетная. (9слайд)

А сейчас, ребята, посмотрите вот на эту доску. (Обращает внимание детей на магнитную доску с конструктором «Семья») Что это за картинки? Это мама, папа и их дети разного возраста. Из этих картинок каждый из вас сможет составить свою семью. Вот посмотрите, я хочу рассказать вам о своей семье.

Рассказ воспитателя по конструктору «Семья». Воспитатель составляет свою семью - папа, мама, старший сын, младший сын. Затем рассказывает о каждом члене семьи – как зовут, где работает, учится, что делает дома.

А кто хочет при помощи этих картинок представить нам свою семью, рассказать кто старший, кто младший, сколько детей в семье и как вы друг другу помогаете.

Рассказы детей о своей семье с использованием конструктора «Семья»

Воспитатель : Ребята, а кто запомнил, сколько детей в моей семье? У Ани? У Кирилла? А как вы думаете, для семьи лучше, когда детей много или мало? Почему?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Конечно, ребята, когда детей в семье много, у мамы и папы всегда есть помощники, и детям всегда есть с кем поиграть.
А мы продолжаем нашу беседу о семье. Мы с вами уже вспомнили, что в семье есть мама, папа, дети. А вот кто еще, вы узнаете, разгадав сразу две загадки. (10 слайд)

Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? - Родная... (бабушка)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый... (дед)

Воспитатель : Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний. Ребята, у всех нас есть маленькая семья и большая.Маленькая семья - это мама, папа и вы- дети. А большая семья - это не только мама, папа и их дети, но и бабушки, и дедушки. Они могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные – ваша большая семья. А есть ли у среди вас ребята, кто живет с бабушкой и дедушкой в одном доме?
Индивидуальные ответы детей.

А Виолетта Ш. приготовила для нас рассказ, как же они живут большой и дружной семьей с бабушкой и дедушкой.

Презентация мини-проекта «Моя большая семья» (рассказ ребенка по фотослайдам)

Воспитатель : Спасибо, Виолетта. А скажи нам по секрету, в вашей семье бывают ссоры? А как ты думаешь, что нужно делать, чтобы их не было?

Ответ ребенка.

Воспитатель : Чтобы в семье не было ссор, нужно уважать интересы каждого, не брать чужие вещами без разрешения,вместе выполнять домашнюю работу, помогать, уступать, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение и всегда быть вежливым. А вы знаете такие волшебные слова? А вот это мы сейчас и проверим.

Игра «Загадки в стихах: волшебные слова» (11 слайд) Воспитатель читает начало, а дети хором называют вежливые слова в рифму.

Говорить друзьям не лень, улыбаясь…(добрый день)
Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)
Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)
До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).

Воспитатель : Молодцы! А я хочу сказать «спасибо» всем ребятам за такие интересные рассказы о ваших семьях. Я узнала, много интересного о том, как вы живете. А что сегодня вам понравилось больше всего? (12 слайд)

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Ребята, мне сегодня очень понравилась наша беседа с вами. А теперь я хочу узнать, понравилось ли вам. Посмотрите, у меня есть рисунок, где нарисованы разные семьи: мамы, папы, детки. Но их лица ничего не выражают. Так вот, если вам понравился наш разговор о семье, то возьмите красный фломастер и нарисуйте одному из человечков улыбку. Ну а, если вам было скучно, неинтересно или вы чего-то не поняли, то возьмите черный фломастер и нарисуйте грустный ротик.

Проводится рефлексия. Следует обратить внимание, если какой-нибудь ребенок выбирает черный фломастер. Попросить его объяснить этот выбор.

Воспитатель : Посмотрите, какие радостные, веселые семьи появились у нас на картине с вашей помощью. Я очень рада, что у нас нет ни одного грустного человечка. (А, если такой человечек вдруг есть, то объяснить детям, что у всех людей и детей бывает разное настроение, и может быть, в следующий раз он обязательно улыбнется.)
И я очень хочу, чтобы и в ваших семьях были тёплые дружеские отношения. А наш разговор, к сожалению, подошел к концу, всем спасибо. (13 слайд)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА

КОМСОМОЛЬСКОЕ ДОУ «ТОПОЛЕК»

Конспект занятия

Социально – коммуникативное развитие детей старшей группы

«Дружбой дорожи!»

Подготовила

Демьянова О.В.,

воспитатель Комсомольского

ДОУ «Тополек»

Тема: «Дружбой дорожи!»
Образовательная область : социально-коммуникативное развитие
Цель занятия : обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Задачи образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»:
- развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру
- умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других
- развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения
- формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других,
- формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку,
- закреплять умение участвовать в совместной игре.
- развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»:
- обобщить знания детей по теме дружба.
- формировать умение из частей составлять единое целое.
Задачи образовательной области: «Развитие речи» :
- закреплять знания пословиц и стихов о дружбе
Задачи образовательной области: «Физическая культура» :
- закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз
Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :
- совершенствовать навыки рисования цветными карандашами;

Оборудование и материалы:

кукла Незнайка, музыкальный центр, аудио-песня «От улыбки»

В. Шаинского, разрезные картинки, проектор, презентация слайдов, альбомные листы, цветные маркеры, фломастеры, магнитная доска, магниты, надпись «Дом Дружбы», «кирпичики» - надписи: «Улыбка», «Помощь», «Доброта», «Мир», «Честность», клубок ниток для игры «Паутина добрых слов», трафареты «улыбок», памятки – буклеты «Основные законы дружбы», разноцветные картонные кляксы, цветные ленты и воздушные шары.

Ход занятия


Вводная часть

Воспитатель:

Здравствуйте - желаю Вам здоровья!
В слове этом - мудрость, доброта,
Что всегда соседствуют с любовью,
И души славянской красота!

Дети:

Привет, бонжур, или хелло,
Не важно, лишь бы всем везло!
Ведь час приветствий наступил,
Нам всем он радость подарил,
Приятно ведь, что все вокруг
Тебе добра желают вдруг!
И мы вам здравствовать желаем,
И с добрым днем всех поздравляем!

Воспитатель:


- Ребята, сегодня к нам пришел гость. А кто это вы догадаетесь, послушав загадку:

Уверенный в себе, хоть неумейка

И от природы он большой зазнайка

А ну-ка, угадать его сумей-ка

Известен всем под именем…(Незнайка)

Ребята Незнайка пожаловался, чтоон не знает что такое дружба и с ним никто не хочет дружить.

Основная часть


Беседа на тему «Что такое дружба?»
В :- Ребята, а вы знаете, что такое дружба?

Вот послушайте как говорил о дружбе древний ученый, философ Аристотель: «Дружба – это отношения между людьми, которые духовно близки, имеют общие интересы и симпатичны друг другу. Близкая дружба – это дружба с немногими, а относиться к другу нужно как к самому себе».
- А вы - дружные ребята? (да)
- А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга, выручаем, поддерживаем, ценим).
- А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов)
- Как вы думаете, какого цвета дружба? (разноцветная, яркая, радужная, светлая, солнечная).

А какой у дружбы запах? (родной запах мамы, домашнего пирога, апельсина, яблока, конфет, торта, чая, цветов).
- С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, кирпичом, скалой).

Ребята, отношения между друзьями должны быть теплые, нежные (как мама, пушинка, облачко, снежинка, вата, котенок).
- Почему мы называем другом только некоторых людей? Потому что все не могут быть друзьями. У нас могут быть знакомые, соседи, товарищи, одноклассники, однокурсники, сотрудники, земляки.

Дети, а кого вы считаете самым близким другом? Правильно ваша мама, ваши родители самые близкие друзья.

Пословица: «Нету лучшего дружка, чем родная матушка»
В: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, Незнайке, какие мы дружные. Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов.

Воспитатель предлагает встать детям в круг:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.

В: - Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес?
- А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям?
- У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Насте. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот из вас, у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.
(Дети выполняют задание).
- А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Выберите кляксу понравившегося вам цвета.

Ребята, а вы знаете, что у дружбы есть секреты? Давайте их разгадаем и расскажем о них Незнайке. С помощью секретов – кирпичиков мы построим Дом Дружбы.

Хотите узнать первый секрет дружбы.
- Хотите узнать первый дружбы секрет?
- Тогда слушайте песенку.
Звучит песня «От улыбки» В. Шаинского
- Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу. - Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно, улыбка . Дети выкладывают слово – кирпичик «УЛЫБКА» на доске. Воспитатель раздает детям и гостям трафареты «улыбки» и предлагает найти себе друга среди гостей с такой же улыбкой.

Следующий секрет дружбы.

Показ картинки на слайде двух детей, один из которых помогает другому.
В: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Этюд «Помощь» (ученик и ученица с рюкзачками встречаются после уроков и мальчик предлагает девочке свою помощь- донести рюкзак до дома).

Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь.

Ребята, а кому мы еще можем помочь? (маме, папе, бабушке, дедушке, родне, знакомым, воспитателю, учителю и даже постороннему, если он просит о помощи).

Игра с залом «Мы начнем, а вы продолжите».

В: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4. Один за всех и все за одного.
5. Дружба – самое дорогое сокровище.
6. Дружба - дороже денег.
7. Без друга в жизни туго.
8. Друзья познаются в беде.

9. Человек без дружбы, что дерево без корня.

Динамическая пауза «Если есть хороший друг».

Если друга ты найдешь – 2 хлопка

С ним нигде не пропадешь

Замечательная вдруг

Жизнь покажется вокруг

Да! Да! Да!
Песенка чудесная

Песенка моя

Потому что рядышком

Все мои друзья

Взялись за руки с тобой

Улыбнулись враз

Песенка чудесная

Подружила нас.

Следующий секрет дружбы.

В: А теперь хочу узнать, как вы можете трудиться. Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку. Ребята выполняют задание. Складывают портрет Незнайки из частей. Молодцы ребята хорошо справились с заданием. Вы очень дружно выполнили задание. А вы еще не догадались какой это секрет дружбы? Тогда мы разрешим с вами проблемную ситуацию:
«Максим принес в детский сад новую игрушку - машинку. Bceм детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Максиму подбежал Артем, выхватил машину и стал с ней играть.

В: Ребята, как вы считаете правильно ли поступил Артем?

Дети: Артем должен был вежливо попросить игрушку.

В: Есть правила, которые помогают жить мирно. Хотите их узнать?
Не смейся над товарищами
Не жадничай, делись игрушками, угощением
Уступай, умей находить общий язык с другом
Не злись на тех, кто делает что – то лучше, чем ты

* Выручай, помогай, поддерживай
А Максиму и Артему мы предложим помириться.

«Мирилка»:
Дети : Давай не будем ссориться, никогда, никогда,
Давай с тобой помиримся навсегда, навсегда.

В: - Хорошие слова? Не забывайте их!
- А теперь вы догадались, что за третий секрет? Как назовем этот секрет? Мир. Выкладываем слово – кирпичик на доске.


Следующий секрет дружбы
В: Ребята, чтобы разгадать следующий секрет дружбы послушайте стихотворение:

Разговор о доброте с ребенком

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека…
В: Вы догадались, что за секрет дружбы? (ответы детей). Это доброта.
- Каким надо быть по отношению к другу? (добрым)
- Есть такая пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.

Доброе слово – дом построит, а злое разрушит. Доброе слово – окрыляет.

Выкладываем слово - кирпичик на доске.

Следующий секрет дружбы
В: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.
– Я вам сейчас расскажу историю: «В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.
– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.
– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.
– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.
– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
– Не может быть! – воскликнула Лиза – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Лиза к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?
– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
– Не делай так больше Маша! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом! »
В: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.
– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность.
- Пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Сегодня мы разгадали секреты дружбы, надеюсь мы помогли Незнайке и теперь он будет со всеми дружить и выполнять эти правила. Давайте вспомним их: посмотрите какой Дом Дружбы у нас получился

ДОМ ДРУЖБЫ

УЛЫБКА

ПОМОЩЬ

ДОБРОТА

ЧЕСТНОСТЬ

В:
Заключительная часть.
В: Ребята, сегодня вы помогали друг другу как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).

Дети:

Дружба – слово не простое

Дружба – слово дорогое

Мы хотим вам дать совет

Лучше дружбы в мире нет!

В: Ребята, а сейчас я предлагаю вам нарисовать подарок своему другу.
(проблемная ситуация. Цветных фломастеров заведомо меньше, чем детей. Дошкольники должны выйти из этой ситуации без помощи педагога.)

Воспитатель читает стихотворение М. Познанской «Ромашка».

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на тонкой ножке –

Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

В: Я желаю, чтобы у каждого из вас был такой преданный и верный друг, как у нежной Ромашки. Ребята, давайте поблагодарим своих друзей за то, что они есть, за их помощь, поддержку, любовь, преданность. А еще мы поблагодарим своих родителей, бабушек, дедушек, крестных, воспитателей, своего ласкового котенка и пушистого щенка. И выразим благодарность солнышку, деревьям, цветам и всему, что нас окружает и, что нас радует.

А, чтобы вы помнили правила дружбы я вам подарю памятки «Основные законы дружбы».

Дети исполняют песню «Дружба крепкая».

Список использованной литературы

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе.
2. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя, Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраст. - М. 2007
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. СИНТЕЗ,

Цель: формирование уважительного, бережного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления о доминирующих интересах и мечтах сверстников своего и противоположного пола;

— способствовать проявлению заботы по отношению к сверстникам;

— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: дневник старшей группы, оформление которого было начато на этом занятии «Чем похожи мальчики и девочки»; на каждого ребенка — подписанные заранее листы бумаги (1/8 листа А4); цветные карандаши или фломастеры.

Воспитател ь. Ребята, мы с вами начали оформление дневника своей группы (показывает его детям). Замечательный получился дневник! Прочитаешь его и сразу узнаешь, сколько в нашей группе детей, сколько девочек и сколько мальчиков. Оказывается, у наших мальчиков и девочек много общего: они любят играть, петь, танцевать, ухаживать за животными; все дети любят свой дом, родителей. Ребята, а чем отличаются мальчики и девочки?

Дети . Мальчики и девочки любят играть в разные игры, любят читать разные книги, девочки любят рисовать принцесс, а мальчики — машины.

Воспитатель . Правильно, ребята, у девочек и мальчиков разные интересы, мечты. Вот об этом я предлагаю вам рассказать в дневнике нашей группы.

Воспитатель раздает детям листы бумаги (1/8 листа А4).

Нарисуйте свою любимую игру; игрушку; то, что вы больше всего любите рисовать, любимый вид спорта.

Дети по очереди рассказывают о том, что они будут изображать, а затем рисуют. Рисунки вклеивают в дневник, делают соответствующие надписи. Например, добавив рисунки детей по теме «Моя любимая игра», воспитатель пишет: семеро мальчиков и одна девочка нашей группы любят играть в футбол, пять девочек — играть в куклы, любят собак, трое мальчиков любят собирать конструктор.

Оказывается, у девочек и мальчиков нашей группы разные интересы. Какие игры больше любят мальчики нашей группы?

Дети отвечают.

В какие игры чаще играют наши девочки?

Дети отвечают.

Что любят рисовать мальчики? А девочки?

Дети отвечают на вопросы.

Ребята, в нашей группе есть девочка, которая любит играть в футбол, и есть мальчики, которые любят играть в дочки-матери. Интересы друг друга нужно уважать, не следует мешать человеку заниматься тем, что ему нравится. Предлагаю спеть песню о разных интересах мальчиков и девочек.

Дети поют песню «Из чего же сделаны наши мальчишки...» (муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Хелемского).

А сейчас мы продолжим оформлять следующие страницы дневника. Мальчики и девочки любят мечтать, т.е. представлять то, чего еще нет, но может быть. Ребята, расскажите, о чем вы мечтаете, и изобразите это.

Дети по очереди рассказывают, а затем, рисуют на листе бумаги свои мечты. Рисунки наклеивают на следующую страницу дневника.

У девочек и мальчиков нашей группы разные мечты. О чем мечтают мальчики?

Дети. О путешествиях, подвигах.

Воспитатель. Да, ребята, мальчики часто мечтают о путешествиях в дальние страны, подвигах, которые они могли бы совершить, о том, какими смелыми, отважными и сильными мужчинами они станут, когда вырастут. Послушайте об этом стихотворение. Его нам прочитает Ваня.

Ваня читает стихотворение С. Богомазова «Мечтают мальчишки летать». Затем мальчики исполняет песню «Вместе веселей» (муз. Е. Архиповой, сл. М. Лаписовой).

А о чем мечтают девочки?

Дети. О том, какими они будут красивыми, заботливыми мамами, хорошими женами.

Воспитатель . Да, ребята, девочки часто мечтают о том, какими они будут красивыми, добрыми и заботливыми. Послушайте об этом стихотворение. Его нам прочитает Света.

Света читает стихотворение В. Кайданова «С детства мы любим играть и смеяться».

Для оформления следующей страницы нашего дневника расскажите и нарисуйте о том, на кого из сказочных героев вы хотели бы быть похожими?

Дети по очереди рассказывают о том, что хотят изобразить, а затем рисуют своих любимых сказочных героев. Воспитатель приклеивает рисунки на следующую страницу дневника.

Ребята, на кого из сказочных героев хотят быть похожими наши мальчики?

Дети . На храброго Ивана-царевича, на верного и находчивого Буратино.

Воспитатель . На кого из сказочных героинь хотят быть похожими наши девочки?

Дети . На добрую и трудолюбивую Золушку, на заботливую Белоснежку.

Воспитатель . Ребята, а чтобы мечта сбылась, нужно стараться походить на героев любимых сказок: быть щедрыми, послушными, заботливыми, делать так, чтобы радовать собой и своими поступками других людей. Молодцы! Вы сегодня много сделали для оформления нашего дневника. Эту работу мы с вами обязательно продолжим в следующий раз.

Работу по оформлению дневника можно продолжить. Темы могут быть самыми разными: «Как мы растем» (об изменениях роста, массы тела детей), «Мои успехи», «Кем работают мои родители?», «Кем я буду работать, когда вырасту», «Мое любимое занятие в детском саду», «На каком виде транспорта я люблю передвигаться», «Улицы, на которых мы живем», «Достопримечательности села», «Что мы знаем о России?», «Что мы знаем о других странах?», «Что означает слово "мир"?» и т.д.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!