Социальная психология семьи семейного воспитания. Психология воспитания в семье

Тема 1. Понятие техники семейного консультирования (срс – 20 часов).

Понятие о процессуально-технических параметрах семейного консультирования. Общие техники консультирования. Социометрические техники: «Семейная скульптура», «Семейная хореография», «Семейное пространство», «Соломенная башня». Структурные техники: «Семейный ритуал», Поведенческие техники: «Родительский семинар», «Конструктивный спор», «Супружеская Конференция» «Семейный совет». Техники, основанные на использовании воображения: «Семейные фотографии», «Метафора», «Завершение предложений», «Сравнение ценностей». Парадоксальные техники. Техники организации беседы в семейной терапии. Техники прослеживания последовательностей взаимодействия. Циркулярное интервью.

Основная литература:

Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – С.291-333.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /Под ред. Е.Г.Силяевой.- М., 2002.

Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. - М., 2003.- С. 169-194.

Дополнительная литература:

Райгородский Д.Я. Психология семьи. – Самара, 2002.

Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: «Ось-89», 2005.

Вопросы к экзамену (4 курс, 8 семестр) курс «Психология семьи и семейного воспитания»

    Объект и предмет психологического консультирования.

    Понятие «психологическое консультирование».

    Различные типы и уровни консультирования.

    Основные цели, задачи консультирования.

    Принципы психологического консультирования.

    Этапы психологического консультирования.

    Методы и приемы, используемые в консультировании.

    Требования к личности психолога-консультанта.

    Организация консультативной беседы (пространство, время)

    Первая фаза расспроса клиента. Способы и приемы работы на 1 фазе.

    Вторая фаза расспроса клиента.

    Гипотезы в психологическом консультировании. Способы их проверки.

    Организация психолого-коррекционного воздействия в беседе.

    Завершение беседы.

    Технологии ведения беседы.

    Рефлексия в психологическом консультировании.

    Эмоциональные техники консультирования.

    Использование альтернативных формулировок в консультировании.

    Перефразирование в психологическом консультировании.

    Техника интерпретации в психологическом консультировании.

    Использование парадоксальных вопросов в психологическом консультировании.

    Уточнение и углубление формулировки как техника в психологическом консультировании.

    Техника структурирования и руководство в психологическом консультировании.

    Техника молчания в психологическом консультировании.

    Фрустрация в психологическом консультировании.

    Активное слушание в психологическом консультировании.

    Признаки «плохого» и «хорошего» слушания.

    Невербальное общение в консультировании.

    Особенности индивидуального консультирования родителей по проблемам детей.

    Характеристика группового психологического консультирования родителей.

    Цели, нормы, принципы, отличительные особенности группового консультирования родителей.

    Перенос в психологическом консультировании.

    Контрперенос в психологическом консультировании.

    Сопротивление в психологическом консультировании.

    Способы организации взаимодействия с родителями в психологическом консультировании.

    Раппорт в психологическом консультировании.

Дисциплина для направления

050700.62 – Педагогика

Рабочая программа с методическими указаниями

СОГЛАСОВАНО Разработала

Начальник учебного доцент кафедры педагогики

Отдела ИНПО ___________ Звяглова М.В.

Жегурова В.В.

«____»_________2011 г. «___»__________2011 г.

Принята на заседании

Кафедры педагогики

Зав. кафедрой педагогики

Горычева С.Н.

1 Цели и задачи дисциплины

Данная дисциплина входит в блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Р.05) учебного плана направления 050700.62 – Педагогика, изучается на третьем курсе. Она тесно связана с такой дисциплинами как «Теоретическая педагогика», «Социальная психология», «Этнопедагогика и этнопсихология».

Целью изучения курса является формирование профессиональной компетентности студентов путем развития понимания психолого-педагогического феномена семьи и семейного воспитания, умений решать практические педагогические задачи, связанные с воспитанием детей в семье и разрешением семейных конфликтов.

Задачи курса :

Сформировать целостное представление о психолого-педагогических основах семьи и особенностях семейной социализации;

Сформировать представления об оптимальном стиле семейных взаимоотношений между субъектами семьи;

Развить проектировочные, рефлексивные, коммуникативные педагогические умения осуществлять взаимодействие с современной семьей.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студент, изучивший дисциплину, должен

Знать

· основные современные психолого-педагогические подходы по исследованию семьи;

· проблемы в области современных брачно-семейных отношений;

· основные закономерности, механизмы становления внутрисемейного пространства;



· основные причины дисфункционального развития личности, детерминанты развития ребенка в семье;

· особенности развития семьи, ее жизненный цикл;

· стратегии и стили семейного воспитания и типичные ошибки семейного воспитания;

Владеть навыками

· анализа информации о системе внутрисемейных отношений;

· разнообразными методиками исследования супружеских отношений;

· консультирования семьи и отдельных её членов.

Уметь

· проектировать и осуществлять исследование развития семьи, влияния семьи на отдельных её членов;

· находить причину неблагоприятного варианта развития семьи и ее членов, методологически грамотно выделять проблему, анализировать ее и находить варианты преодоления неблагоприятных вариантов развития личности человека, обусловленных особенностями семейного взаимодействия;

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности: учебно-воспитательную, научно-методическую и консультативную.

Психология семьи и семейного воспитания

Системный подход в описании семьи. Социальные и педагогические функции семьи. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Родительство как социокультурный феномен. Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительские установки, стратегии и стили воспитания. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей. Взаимоотношения между детьми в семье. Многодетные семьи. Распад семьи, развод, особенности воспитания детей в неполных семьях. Методы повышения педагогической культуры родителей. Правовые основы семейного воспитания. Психологическое консультирование родителей. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические. Понятие техники семейного консультирования. Объект, предмет и результаты психологического консультирования. Основные методы работы: наблюдение и беседа. Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

Тема занятий Лекции Семинары Сам.раб.
Феномен родительства
Особенности семейного воспитания детей в различных типах семей
Семья и социум
Психологическое консультирование родителей
Семейное консультирование
Семья, личность, общество
Проблема семейного насилия
Диагностика семьи: основные этапы и методы изучения
Организация работы с различными категориями семей
Техники семейного консультирования

3.1 Семейная педагогика в системе наук

Системный подход в описании семьи.Социальные и педагогические функции семьи.Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Структура семьи, функции и типология семей. Семья как институт первичной социализации и воспитания ребенка. Проблемы современной семьи. Психологическое здоровье современной семьи.

Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней. Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании. Понятия «семья» и «брак». Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте. Нетрадиционные (особые) семьи. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений.

3.2 Психология супружеских отношений

Типы супружеских отношений в браке. Адаптация супругов в семье. Динамика супружеских отношений, профили брака. Стадии развития семьи, стереотипы взаимодействия, семейные подсистемы и границы между ними. Семейные мифы.

Семейные ссоры и специфика супружеских конфликтов. Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений.

Феномен родительства

Родительство как социокультурный феномен. «Педагогическое образование родителей» и «воспитание родителей». Модели «воспитания родителей».

Основные компоненты родительства: семейные ценности, родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительская ответственность, стиль семейного воспитания.

Факторы, определяющие формирование родительства. Методы повышения педагогической культуры родителей.

Родительская любовь как единство любви матери и отца

Любовь матери как первая и наиболее значимая для ребенка сторона родительской любви. Специфика любви отца. Институты материнства и отцовства: исторические особенности возникновения и развития. Факторы, депривирующие развитие и проявление материнской и отцовской любви.

Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений

Исторический аспект взаимоотношений старшего и младшего поколений в обществе. Связь старшего и младшего поколений в обществе и семье как механизм психологического наследования. Личные отношения прародителей (бабушек и дедушек) и их детей и внуков.

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Основные аспекты понятия воспитательного процесса и воспитательного потенциала семьи…………………………………………………………………4

2. Основные задачи воспитания………………………………………………….5

4. Цели и проблемы семейного воспитания……………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………...16

Введение

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием.

Искусствоведов и педагогов, несомненно, привлекает тематика творческого воспитания детей; возможных будущих деятелей культуры, продолжателей каких-то устоявшихся традиций, потенциальных новаторов в различных областях искусства.

Семья - наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства, поэтому для нас является важным уловить те моменты, те особенности воспитания, которые способствуют развитию в семьях поистине творческих людей. Поэтому, данная работа, является особенно актуальной.

Основными показателями эмоциональных связей и отношений служат: единство в эмоциональных переживаниях, общность эмоционального настроя, доброжелательные отношения, притяжение друг к другу, любовь и желание быть вместе, уважение к старшим в семье, проявление заботы старших о младших членах семьи.

Признаком волевых отношений является способность членов семьи к объединению усилий при преодолении трудностей и жизненных невзгод.

Состояние внутри семейных отношений определяет возможность функционирования и эффективность всех компонентов воспитательного потенциала семьи.

Цель работы рассмотрение основных характеристик семьи, семейного воспитания: цели, содержание, методы и проблемы.

Выявит специфику особенностей семейного воспитания в семье, путем решения некоторых задач:

2) Основных задач воспитания.

3) Основных аспектов понятия воспитательного процесса и воспитательного потенциала семьи.

4) Целей и проблем семейного воспитания.

1. Основные аспекты понятия воспитательного процесса и воспитательного потенциала семьи

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания.

"Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу".

Сущность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.

Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки.

Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.

Особую роль в воспитательном процессе играет совместная деятельность детей и взрослых. Это поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей.

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

2. Основные задачи воспитания

Как всякий организованный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цель и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными.

Следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели включает осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту, и сам стремится все делать красиво.

В интересах физического воспитания родители должны приучать детей с раннего детства регулярно делать утреннюю физзарядку, вовлекать их в различные подвижные игры, спортивные занятия, вместе заниматься доступным туризмом. Важно по совету врача приучать ребенка к закаливанию, учить самого заботиться о своем здоровье, не допуская дурных привычек (курение, употребление алкогольных напитков, токсичных препаратов и т. п.). И во всем этом главное - пример родителей. Если отец курит, но запрещает курить сыну, вряд ли здесь получится что-то хорошее.

Воспитание детей в семье необходимым компонентом включает умственное развитие. Первые обращения матери к еще бессловесному младенцу уже закладывают начала умственного воспитания.

Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование и поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. - все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки к обучению в школе. Когда же ребенок становится школьником, долг родителей - создать надлежащие условия для его продуктивных занятий, тактично помогать в случае затруднений. И здесь особое значение приобретают неуклонное развитие любознательности и пытливости, самостоятельности мышления, ориентировка на непрерывное образование, приучение к чтению художественной литературы, периодической печати. Положительную роль в этом отношении играет поощрение занятий детей в предметных и других кружках в школе или внешкольных учреждениях - с учетом их интересов, склонностей и состояния здоровья.

Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются.

Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения.

Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих сил и возможностей стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитируют различные виды труда. Важная задача родителей - не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие.

Доступные формы самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение ему роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде - все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу. Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание.

Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, выставок, экскурсии по родным местам и многое другое.

Задача семьи - воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, - это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем сыне или дочери.

В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, специальное выявление его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении ребенка родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением, как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе - в общении с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет - ответы на эти и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной, неверной. Доверие - вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.

Литература l l Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – Спб. : “Речь”, 2000. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. – М. : “Сфера”, 2000. Стили родительского поведения// Школьный психолог. – 2000. - № 25. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М. : Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМОПресс, 2000. - 512 с. (Серия «Кафедра психологии»).

Требования к знаниям: студент должен знать социально – психологические особенности семьи как социальной институции, типы и виды семей и семейных отношений, социально – психологические проблемы создания и развития семьи, взаимоотношения родителей и детей, их типы и психологическую природу, специфику семейного воспитания. l Требования к умениям: студент должен уметь анализировать социально – психологические аспекты семейного воспитания l

Содержание учебного материала Понятие семьи. Взаимосвязь и различие понятий «брак» и «семья» . Историческая эволюция брачно – семейных отношений. Функции семьи в обществе. Особенности современной семьи. Перспективы семьи. l Социальная психология семьи. Создание семьи. Мотивы вступления в брак. Статусно – ролевые и позиционные отношения в семье. Динамика функционально – ролевых, эмоционально – оценочных и ценностно – смысловых отношений в семье. Семейные нормы, традиции, ценности. Условия стабильности и качества брака. Семейные конфликты. Причины распада семей. l Возрастная динамика семейных отношений. Молодая семья. Особенности начального периода семейной жизни. Ценности молодой семьи. Рождение и воспитание детей. Семья и проблемы профессиональной и индивидуальной реализации. Социально – психологические закономерности и этапы развития семьи. Трудности в совместной жизни супругов и их преодоление. l Типы семей и семейного воспитания. Семья как симбиоз и тактика опеки в воспитании детей. Семья как формальная кооперация; тактики диктата и невмешательства во взаимоотношениях родителей и детей. Семья как событийная общность и тактика сотрудничества, доверия в отношениях детей и родителей. Межпоколенные взаимоотношения в семье. l

Отечественные и зарубежные монографии, посвященные проблемам семьи и брака, перестали быть редким явлением (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Б. Н. Кочубей, В. Сатир, Д. Скиннер, Г. Навайтис и др.). l В большинстве исследований нашли отражение мотивы вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии. l Круг психологических работ, в которых предметом изучения становилась бы эволюция семьи, ее структуры, специфики отношений, как супружеских, так и детско-родительских, существенно ограничен. Из известных работ можно упомянуть исследования А. Г. Харчева и В. Н. Дружинина. l

Семья представляет собой такую систему отношений, которая объединяет не только супругов, но и других родственников или близких людей и друзей, необходимых супругам. l Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой, связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения (А. Г. Харчев) l Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственном потенциале. l Семья - группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами (С. И. Ожегов) l

l l l l Семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семья – сложное образование, которое имеет четыре характеристики: семья – малая социальная группа общества; семья – важнейшая форма организации личного быта; семья – супружеский союз; семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семья – это системно-функциональное объединение эмоционально- значимых людей на основе супружества, родства и родительства.

Семью создают отношения «родители-дети» . Семья основа на единой общесемейной деятельности. Она характеризуется общностью людей, связанных узами супружества, родительства, преемственностью семейных поколений, а так же социализацией детей и поддержанием существования членов семьи. l «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений супружества - родительства – родства. Выпадение одного из этих звеньев, по мнению ряда ученых, характеризует фрагментарность семейных групп. l Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать складывающие в ней взаимоотношения по типу: муж – жена; жена – дети; дети – родители; дети – дети. Могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений. l

В настоящее время существует два типа семей: зрелая семья и проблемная семья (В. Сатир) l l l l l В зрелой семье можно получить поддержку, положительные эмоции, отдохнуть есть последовательность, логика действий, простота, открытость, желание понять, помочь есть уважение и любовь. Члены семей чувствуют себя защищенными, уважаемыми и любимыми. Они и внешне выглядят отличительно от тех, кто живет в проблемных семьях. Эти люди свободны, спокойны, умиротворенны. В таких семьях принято прикасаться друг к другу и выражать свои чувства любви и привязанности. Зрелая семья способна конструктивно решать разногласия или конфликты, которые могут возникнуть, с желанием найти компромисс или сотрудничество. Люди в таких семьях искренние, их дела со словами не расходятся и не несут двойные посылы. Родители в таких семьях знают, что любой ребенок это дар, это ценность. l l l Проблемная семья видна сразу. Она холодная в отношениях друг с другом, дискомфортная. В такой семье каждому члену семьи одиноко, грустно и тоскливо. В такой семье чувствуется напряжение. При этом они могут быть по отношению друг к другу вежливыми и предупредительными. По мнению В. Сатир это происходит потому, что все источники жизни блокированы. люди страдают, это наблюдается по их выражению лица, по языку тела. Лица в данном случае могут быть печальными, мрачными или ничего не выражать, не эмоциональные, напоминающие маски. Как будто они отстранены от происходящего и находятся в своем внутреннем мире. В таких семьях не расположены по отношению друг к другу, как будто они вместе живут случайно. В таких семьях много назидания и контроля и совсем нет дружеской беседы, времени для приятного совместного времяпровождения. Члены семьи либо цепляются друг к другу, чем пытаются обозначить общность совместной жизни, либо все чаще задерживаются на работе, занимаются своими делами и интересами и совсем не уделяют время своим близким.

Положительные характеристики благополучных семей (К. Г. Роджерс) : l преданность и сотрудничество, l общение, предполагающее открытое самовыражение, l гибкость отношений, l самостоятельность.

в дисгармоничных семьях положительных моментов, моментов радости меньше, чем отрицательных. l Причем положительных моментов к другим людям, вне своей семьи проявляется больше, чем в собственной семье. l Установлению честных искренних отношений в семье мешают предубежденности, семейные мифы, которые могут передаваться из поколения в поколение. l Есть дети, родители, члены семей, у которых низкая самооценка. Одна из причин низкой самооценки может быть наличие физического, интеллектуального или психического дефекта. Такие люди неуверенны, ожидают подвоха, унижения, оскорбления со стороны других людей. Своим поведением они начинают защищаться и создавать ситуации, которые провоцируют людей именно на такое поведение, которое они ожидают и провоцируют. После чего уходят в свой закрытый мир, в одиночество, в изоляцию, становятся апатичными, равнодушными и депрессивными. Такие люди строят отношения по типу деспотичных и властных, либо по типу покорности и принижения. Такие люди всего боятся, так как одиночество и недоверие всегда рождает страх. Они чувствуют себя неполноценными, безнадежными, неперспективными. l

l Вступление в брак и создание семьи ныне настолько заурядное явление, что кажется, так было всегда. l Европейский тип брачности возник более 300 лет назад, но история возникновения моногамной семьи насчитывает многие и многие тысячелетия.

Традиционные брачносемейные отношения Альтернативные формы брачно-семейных отношений 1. законные (юридически оформленные, фиксированные) 1. 1. одиночество 1. 2. незарегистрированное сожительство 2. обязательно с желанием и наличием детей 2. 0. сознательно бездетный брак 3. стабильные 3. 0. разводы, повторные брачно-семейные отношения 4. мужская идеология (установка на главенство мужчины) 4. 0. открытый брак 5. сексуальная верность партнеров 5. 1. внебрачный секс 5. 2. свингерство 5. 3. интимная дружба 6. гетеросексуальность 6. 0. гомосексуальность 7. диадичность 7. 0. групповой брак, жилые сообщества и коллективные семьи

Незарегистрированное сожительство - эта форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием «гражданский брак» , что терминологически является неверным, т. к. именно законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что и фиксирует запись акта гражданского состояния (ЗАГС). l Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу. l Свингерством называют обмен брачными партнерами. В данном случае две супружеские пары образуют так называемую «шведскую» семью. l

l l l l В семейных отношениях существует пять проблемных сфер, это: домашнее хозяйство, распределение бюджета, воспитание ребенка (детей), проведение совместного досуга, общение. В. Сатир считает, что семейная жизнь – самый трудный вид деятельности в мире. Она считает, что отношения в семье, это совместная деятельность двух организаций на единый результат.

Э. Эриксон l Особенности переживания ребенком стадий своего созревания зависят от того, сумел ли реализовать основные потребности в любви и доверии, самостоятельности, в предприимчивости и признании.

Д. Боумрин, изучение особенностей родительского поведения у трех групп детей Компетентные – с устойчиво хорошим настроением, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения в группе, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций. l Избегающие – с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций. l Незрелые – неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустационных ситуациях. l

параметры родительского поведения l l Родительский контроль: предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также более успешное освоение родительских стандартов и норм. Родительские требования: побуждающие к развитию у детей зрелости: родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной и эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

параметры родительского поведения l l Информирование над контролем. – способы общения, стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения, и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, готовы выслушать их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко свои требования, чаще прибегают к косвенным способам – жалобам, крику, ругани. Эмоциональная поддержка. – Родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей. Испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

Компетентность ребенка l Адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку.

родительский стиль а) контроль: степень использования родителями власти для достижения согласия, а также оценка ими послушания как положительного качества. Один полюс был назван “контроль”, а противоположный “поддержка автономности”; l б) структурированность: обеспечение родителями детей ясными и последовательными принципами и правилами поведения; l в) вовлеченность: степень, в которой родители интересуются, знают и принимают активное участие в жизни своего ребенка. l

“поддержка автономности” 1) автономность как ценность; родители видят в автономности ребенка важную цель и условие воспитания в противовес признанию приоритетности послушания и конформности; l 2) воспитательные приемы: насколько применяемые методы мотивационного и дисциплинарного воздействия способствуют формированию автономности. Низко оценивались такие контролирующие методы, как физические наказания, использование поощрения для контроля поведения ребенка (вымоешь пол- пойдешь в кино). Высоко оценивалиь такие параметры, как аргументация и убеждение, ободрение и доброжелательная форма установления ограничений; l 3) недирективность, благодоря которой ребенок включается в принятие решения по поводу тех или иных проблем. l

Структурированность оценивалась по двум шкалам: l 1) наличие явных правил и норм поведения; l 2) последовательность применения этих правил.

Вовлеченность l оценивалась по трем шкалам: l 1) родительская информированность, степень знакомства с психологическими и поведенческими особенностями жизни ребенка; l 2) затраты времени на общение с ребенком; l 3) радость и удовольствие от общения с ребенком.

влияния родительских установок на мотивацию достижения - влияние подкреплений на мотивацию достижения, начиная с младшего школьного возраста опосредуется уровнем задаваемого родителями стандарта в отношении достижений ребенка, а также уровнем соответствия этого стандарта его индивидуальным возможностям; l -влияние подкреплений опосредуется также сроками формирования самостоятельности ребенка: слишком ранние и слишком поздние сроки неблагоприятны для становления мотивации успеха; l - большее значение, чем подкрепление имеет общая атмосфера воспитания- принятие родителями своего ребенка; l -недирективность в общении, отказ от контролирующих в пользу информирующих средств взаимодействия оказывает значимое положительное влияние на становление внутренней мотивации ребенка l

Гарбузов В. И. : 3 типа неправильного воспитания: А. Непринятие, эмоциональное отвержение, попытки «коррекции» , «улучшения» , Регламентация, навязывание ему единственно правильного поведения, непринятие до реального отказа, жесткий контроль, наряду с этим попустительство, равнодушие; l Б. (гиперсоциализация) – тревожно –мнительная концентрация внимания на ребенке, концентрация внимания на социальном статусе, на здоровье, ожидание успехов, стремление к многопрофильному обучению, недооценка реальных возможностей ребенка. l В. (эгоцентрическое) – кумир семьи, единственный смысл жизни, внимание всех членов семьи. l

А. В. Петровский l l l Диктат – систематическое подавление инициативы другого. Опека – отношения, при которых родители обеспечивают удовлетворение всех потребностей ребёнка. Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей» . Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отношений общим целям и задачам совместной деятельности.

А. Е. Лично, Э. Г. Эйдемиллер: l l l Гипопротекция – недостаток опеки и контроля за поведением ребенка доходящей до полной безнадзорности, скрытая Г. – при формальном контроле, реальная невключенность в жизнь ребенка, недостаток тепла и заботы. Фрустрация потребности в любви и принадлежности. Провоцирует бродяжничество, праздный образ жизни. Доминирующая гиперпротекция – обостренное внимание и забота с мелочны контролем, обилием запретов и ограничений, что усиливает безинициативность и нерешительность, неумение постоять за себя. Сензитивные, астено-невротические подростки, гипертимы - протест Потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу кумир семьи, потакание желаниям, обожание – высокий уровень притязаний, стремление к превосходству, с недостаточным упорством, психопатия истероидного круга.

А. Е. Лично, Э. Г. Эйдемиллер: l l Эмоциональное отвержение игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Постоянное недовольство. Иногда преувеличенная забота, но недостаток искренности, раздражение в общении, стремление избежать тесных контактов. Повышенная моральная ответственность – повышенные требования, не учитывающие возможности ребенка. Требования безкомпромиссности, честности, порядочности… Возложение на ребенка ответсвенности за жизнь и благополучие близкий (декомпенсация по психастеническому типу).

А. Я. Варга и В. В. Столин l l l «Принятие – отвержение» . Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его. «Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него. «Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности. «Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха. «Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей. Выражение любви: l Контакт глаз l Физический контакт l Пристальное внимание l Дисциплина

Стиль родительского поведения - особенности темперамента Р. и семейные стереотипы l 9 независимых переменных темперамента. l Активность: степень, темп, частота, с которой моторный элемент – в поведении. ритмичность: регулярность в проявлении основных биологических функций – сна, дефекации, приема пищи. Приближение- избегание: первая реакция на новые стимулы. Адаптивность – легкость изменения начальной реакции в требуемом направлении. Интенсивность реакций: энергетический уровень на эмоциогенные стимулы Качество настроения: количество положительных по отношению к отрицательным (плач, волнение, страх). порог чувствительности, реактивности: уровень внешней стимуляции для возникновения реакции. Отвлекаемость: в какой степени внешние раздражители меняют поведение. Концентрация внимания, выносливость, какое время способен заниматься, несмотря на отвлекающие факторы. l l l l

В отечественной психологии понятия личность и деятельность рассматриваются как внутренне связанные. Развитие деятельности человека приводит к появлению различных ее видов и форм, которые объединяются, соподчиняются. При этом происходит иерархизация побудителей деятельности – мотивов, благодаря которым осуществляются разные типы деятельности. Существует множество мотивов, различных по содержанию, произвольности, степени осознанности, первичных и вторичных, непосредственно и опосредствованно побуждающих и пр. Единая, взаимосвязанная система мотивов деятельностей, возникающая в их развитии, и составляет психологическую основу личности. Степень такого единства и связанности, широта связей и отношений человека с миром на основе разных видов деятельности служат исходными параметрами развития личности. Известно, что порой одинаковые мотивы по-разному реализуются в поведении, а разные мотивы могут иметь внешне одинаковые формы проявления. Например, участие в общественной работе, побуждаемое соперничеством, желанием первенствовать среди товарищей, не равнозначно стремлению школьника принести пользу коллективу.

Мотивы соперничества по отношению к общественной работе являются внешними, а не внутренними, соответствующими содержанию этой деятельности. В зависимости от мотива, которым руководствуется ребенок, формируются различные качества личности – в первом случае индивидуализм, во втором – дружеские общественные отношения. Поведение побуждается обычно не одним, а несколькими разными по содержанию и по строению мотивами, среди которых выделяются ведущие и подчиненные. Смена ведущих мотивов, формирование все более высоких нравственных мотивов и характеризуют развитие мотивационной сферы личности. Необходимое изменение соотношения мотивов, их иерархии обеспечивается целенаправленной организацией деятельности.

Своеобразие любой деятельности состоит в том, что результаты составляющих ее действий при некоторых условиях оказываются более значительными, чем их мотивы. Так, ребенок может своевременно выполнять домашние задания первоначально лишь для того, чтобы иметь время для игры. Но при систематическом получении положительных отметок, повышающих его ученический престиж, школьник начинает готовить уроки для того, чтобы иметь хорошие отметки, а затем его начинает привлекать сам процесс познания. Действие приготовления уроков приобрело другой мотив.

Здесь мы имеем перед собой общий психологический механизм развития действий, при котором, по словам А.Н. Jleoнтьeвa, происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности.

В каждом частном случае динамика действий проявляется в изменении вполне определенных мотивов. Например, в игровой деятельности у ребенка-дошкольника совершенствуются игровые действия (усложняется содержание и организация игры), а также ряд психических функций (повышается уровень развития восприятия, памяти, воли и т.д.). В частности, для проведения некоторых игр детям нужно специально знакомиться со свойствами и особенностями отношений людей, явлений природы и т.п.

Первоначально такое знакомство выступает лишь как конкретная цель действия, мотивированного игровой ситуацией. Но постепенно у старших дошкольников значение результатов такой познавательной активности как бы перерастает обусловливающие это действие игровые мотивы, и ребенок начинает интересоваться самими по себе сведениями об окружающем, вне ситуации игры. Произошел сдвиг мотива на цель, и тем самым действие «ознакомления» приобрело иной характер.

В отличие от мотивов, которые далеко не всегда осознаются и могут выступать в виде стремления, переживания, желания, цель деятельности – ее обязательный осознанный компонент. Цель несет особенно активную нагрузку. Поэтому в построении развернутой системы воспитания обязательно учитывают характер и степень воздействия цели на выполнение действий, на формирование умений и навыков. Это открывает путь к формированию определенных отношений детей к той или иной деятельности. Известно, что каждая развернутая деятельность предполагает достижение ряда конкретных целей, которые выделяются из общей цели. Когда роль такой общей цели выполняет осознанный мотив, он превращается в мотив-цель. Система устойчивой структуры преобладающих мотивов характеризует направленность личности школьника (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский),

В мотивах опредмечиваются те или иные потребности человека. Развитие личности предполагает формирование иерархической мотивационно-потребностной структуры, где доминируют высшие духовные потребности.

Вопрос о развитии потребностей, их социально-психологических характеристиках имеет важнейшее значение для психологии воспитания детей. Место ребенка в обществе существенно изменяется вместе с последовательно сменяющимися возрастными этапами, усложняется его деятельность, что обусловливает и существенные изменения потребностей, порождая новые и расширяя их круг. Решение задач формирования личности нового человека требует четко раскрыть связи потребностей и деятельности. Принципиально неверна схема связей, где исходным пунктом считают саму потребность: потребность – деятельность – потребность. Согласно точке зрения отечественной психологии (В.В. Давыдов, А.В. Петровский и др.), сами потребности возникают в процессе общественной деятельности: деятельность – потребность – деятельность. Поэтому так важно строить воспитательный процесс на основе развертывания деятельности ребенка, с учетом ее изменений в процессе развития.

Дети школьного возраста участвуют в различных типах многоплановой, многокомпонентной деятельности. Однако реальная жизнь ребенка не складывается механически из отдельных видов деятельности, а образует их системы, различные на отдельных возрастных этапах. Каждый из них характеризуется не только определенным составом различных видов деятельности, но и наличием ведущей деятельности, ведущим на данном этапе отношением ребенка к окружающим людям, к действительности.

Ведущая деятельность характеризуется определенными признаками. В форме этой деятельности возникают и внутри нее дифференцируются новые виды деятельности (например, обучение возникает в игре); в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре – воображение, в учении – отвлеченное мышление и т.д.); от этой деятельности зависят основные психологические изменения каждого периода развития ребенка (дошкольник, например, в игре осваивает главные общественные функции и нормы поведения людей).

Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Поэтому специальная организация ведущего типа деятельности выступает как основное условие, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, на формирование у него в процессе этой деятельности требуемой иерархии потребностей, мотивов и целей.

Изучение закономерностей смены на разных возрастных этапах ведущих типов деятельности, имеющих различные функции и различное воспитательное значение, позволило отечественным психологам (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) построить периодизацию психического развития современного ребенка как психологическую основу целостного процесса воспитания детей. Тем самым открылись возможности на основе изучения деятельности, с одной стороны, и динамики деятельности, смены ведущих ее типов – с другой, направленно искать механизмы и пути воздействия внешне организованной деятельности на формирование определенных иерархических связей мотивов, на развитие процесса целеобразования. Реальной стала задача определения путей перестройки, переорганизации каждого ведущего типа деятельности для оптимального формирования личности.

Контуры ведущих типов деятельности и соответствующих психологических новообразований, характеризующих основные периоды детства, в настоящее время уже очерчены. Так, в дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в общих, фундаментальных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка формируется и развивается воображение и символическая функция (Д.Б. Эльконин).

В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Она связана с усвоением научных понятий в тех или иных сферах знания, в ней формируются у детей основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности, как показано в трудах В.В. Давыдова, у детей семи – десяти лет возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия как важнейшие особенности сознания.

При переходе к подростковому возрасту вновь меняется ведущий тип деятельности. Учебная деятельность, сохраняя актуальность и значение, выступает по своей психологической роли лишь как одна из частных форм совокупной общественно полезной деятельности подростков. Ведущим типом деятельности можно считать теперь развернутую общественно полезную деятельность во всех ее вариантах: учебную, трудовую, общественно-организационную, художественную, спортивную. Эти формы деятельности присутствуют и в младшем школьном возрасте, но там они не имеют достаточной развернутости и системности. В подростковом же возрасте ребенок обязательно должен заниматься учебной и трудовой, художественной и общественно-организационной, спортивной и другими формами деятельности, имея реальные возможности для свободного перехода от одной формы к другим (естественно, по определенному плану, при соответствующей организации школьной жизни). Режим дня, разделение учебных и внеучебных занятий, занятий трудом, искусством, спортом и общественной работой – все получает свою особую организацию.

Общественно полезная деятельность соответствует основным психологическим потребностям подросткового возраста: приобретения детьми разных форм общения, умения организовывать и строить его в соответствии с теми задачами, которые возникают в различных жизненных ситуациях и формах деятельности. Построение у подростков развитой системы общения служит основой формирования у них сознательного отношения к другим людям, к окружающему. Развитая система общения выступает как та ситуация, в которой формируется сознательность подростков.

Ведущей деятельностью старшего школьного возраста становится особая форма учебной деятельности. Эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой – получает определенную профориентационную направленность. Важнейшее психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать нравственные идеалы, что свидетельствует о развитии самосознания.

В этой общей картине развития психики ребенка имеются свои закономерности, наиболее полно раскрытые в работах Д.Б. Эльконина. Он, в частности, показал, что все типы ведущей деятельности можно разбить на две группы. В первую группу входят те, в которых дети усваивают по преимуществу задачи, мотивы и нормы отношений между людьми. Эти деятельности различаются по конкретному содержанию, но в принципе представляют формы последовательного углубления детей дошкольного и подросткового возраста в общий смысл человеческой деятельности. У детей развивается здесь главным образом потребностно-мотивационная сфера. Во вторую группу входят типы деятельности по усвоению общественно выработанных способов действий с объектами материальной и духовной культуры. Здесь у школьников преимущественно формируются интеллектуальные, познавательные способности, операционно-технические возможности. Таким образом, периоды с преимущественным развитием потребностей и мотивов деятельности закономерно чередуются с периодами, где преимущественно развиваются познавательные способности.

Учет закономерностей развития психики ребенка, своеобразия ведущих типов деятельности, их взаимосвязи с другими видами деятельности школьников позволяет значительно оптимизировать воспитательный процесс.

Установка на формирование активной, самодеятельной личности, с высокими интеллектуальными и творческими возможностями, выдвигает перед педагогом-воспитателем задачу строить содержание, методы и организацию учебно-воспитательной работы на базе добытых в психологии данных.

Специальная организация ведущего типа деятельности выступает как основное условие, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, на формирование у него в процессе этой деятельности требуемой иерархии потребностей и мотивов. При переходе от одного возрастного периода к другому, более старшему, должны изменяться обстановка и система отношений детей друг с другом и детей со взрослыми. Представляя собой неразрывное единство, школа должна зримо разделяться на звенья, дифференцированные по формам организации и методам обучения, по характеру прав и обязанностей учащихся и отношений между учителями и детьми.

При едином содержании обучения и воспитания во всех звеньях каждое звено должно представлять собой четко выраженную ступень интеллектуальной и социальной взрослости учащихся: в основных элементах воспитательной и учебной работы, содержании общественных форм труда, формах самодеятельной организации коллективов, характере самоуправления и участия детей в планировании общешкольных дел и т.д.

В результате организованного воспитательного процесса у растущего человека возникает и закрепляется ряд качеств, необходимых для последующей активной производственной и гражданской деятельности и являющихся психологической основой его мировоззрения и нравственности. Эти качества выражаются в соответствующих потребностях и способностях, и прежде всего в потребности и способности трудиться, рационально организовывая и по мере необходимости совершенствуя свой труд.

Это потребность и способность строить общение в коллективе на основе развитых нравственных норм и идеалов, потребность и способность разумно и со знанием дела решать жизненные проблемы и т.д. Потребность, как уже подчеркивалось, реализуется только в деятельности. Поэтому целенаправленное построение системы воспитания требует организации ведущих типов деятельности, в наибольшей степени воздействующих на формирование личности.

Утверждение, что каждому возрастному периоду свойственна определенная ведущая деятельность, не означает отсутствия других видов деятельности. Например, у ребенка-дошкольника ведущая деятельность – игра, но имеются и элементы труда, и элементы учения. Однако не труд, не учение, а именно игра определяет тип психологических новообразований в дошкольный период.

Вместе с тем, игровая деятельность присутствует и в школьных возрастах, но не является уже определяющей, ведущей. Таким образом, выделяя главную, ведущую деятельность, психологи ни в коей мере не исключают значения и роли всех других видов многоплановой деятельности ребенка. Вовлекая детей в многогранную деятельность, необходимо оптимально использовать именно ведущие типы деятельности, характерные для того или иного периода детства, объективно отвечающие уровню психического развития, новообразованиям каждого возраста, стабилизируя, усиливая, развивая эти новообразования.

При всей непреходящей важности формирования ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода, особое значение имеет организация общественно полезной деятельности школьников. Она представляет существенное условие и средство формирования личности растущего человека. В ней раскрываются в наиболее развернутом виде важнейшие механизмы формирования мотивационно-потребностной сферы и нравственной направленности личности.

Общественно полезная деятельность – важное условие активного развития нравственных качеств личности, источник накопления опыта общественного поведения. В то же время, укрепляющиеся в процессе этой деятельности нравственные качества обеспечивают развертывание общественно полезной деятельности. В системе деятельности складываются разнообразные формы общения, и школьник овладевает ими. Этот взаимосвязанный процесс обеспечивает становление и развитие самодеятельного детского коллектива, вырабатывает ответственность детей за дела коллектива, дела общества. В процессе общественно полезной деятельности у детей, как отмечал еще П.П. Блонский, воспитывается сознание иллюзорности борьбы лишь за собственное благополучие, сознание коллективной ответственности вместо индивидуализма.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!