Семья сообщество людей основанное на супружестве. Отличие современной семьи от семьи прошлых лет

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью Так же, семья – это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства

Жизненный цикл семьи l Жизненным циклом семьи называется последовательность значимых, этапных событий в существование семьи. Этот цикл начинается с заключения брака и заканчивается в период его расторжения. Стабильные (крепкие семьи) имеют только один момент – заключение брака, и не имеют другого – развода. Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующим: заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребёнок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребёнка и называется стадией роста семьи

Вторая стадия роста семьи l Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребёнка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребёнок, обзавёдшийся собственной семьёй

Третья стадия l На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие друг за другом по годам рождения дети по очереди покидают семью. Её называют зрелой фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. Они занимают место, опустевшее после отъезда взрослых детей. Отчий дом вновь наполняется детским голосом и заботами о подрастающим поколение. Но теперь это отношения между внуками и прародителями – бабушками и дедушками. В разных семьях и разных странах третья стадия продолжается неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек.

Четвёртая стадия l Когда внуки взрослеют, они начинают вести самостоятельный образ жизни, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвёртая стадия – стадия затухания. Она заканчивается смертью одного или обоих супругов

Заключительная стадия l Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую – брачная пара остаётся наедине с собой. Разница лишь в возрасте. Вначале молодая пара, теперь она состарилась, отчий дом покинула молодёжь

Проживание семей l В Европе и Америке пожилых пар, живущих отдельно от детей, больше, чем в других странах, по двум причинам: а) молодым легче найти жильё, б) в обществе преобладают индивидуалистические ценности. В России, особенно на селе, гораздо больше трехпоколенных семей: пожилая пара живёт совместно с повзрослевшими детьми, которые заботятся о ней духовно и материально. А эта значит, что стадии «пустого гнезда» у такой семьи нет.

Нуклеарная семья Современная семья – первичная социальная и экономическая ячейка, включающая родителей и одного ребёнка. Её называется нуклеарной семьёй, потому что демографическим ядром семьи, отвечающий за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальная и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тёти и т. п. – относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, много поколенной. Последнее прилагательное уточняет, что семья расширяется за счёт 3 -4 поколений прямых родственников, а не за счёт присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т. п. l По мере того, как общество переходит от доиндустриальной к индустриальной и постиндустриальной стадиям развития, традиционная многопоколенная семья всё больше вытесняется современной двухпоколенной, или нуклеарной, семьёй. В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей l

Аспекты семьи Выделяют следующие аспекты семьи: l Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми. l Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически - общим семейным бюджетом. l Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания. l Биологическая: состоит из родителей и детей. Социальный аспект в определении понятия семьи доминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма о том, что «семья даёт нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество» . На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Например, во Франции «в понятие семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком» , а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка» . Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения.

Семейный цикл l l С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства: предродительство - период от заключения брака и до рождения первенца репродуктивное родительство - период между рождениями первого и последнего детей социализационное родительство - период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией) прародительство - период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей

Семейные традиции l l l Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В. Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи. В. Сатир здоровыми считала семьи, в которых: каждый член воспринимается как равный другим; доверие, честность и открытость являются существенными; внутрисемейное общение является конгруэнтным; члены поддерживают друга; каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом; отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе; существенное место занимают традиции и ритуалы; члены принимают особенности и уникальность каждого из них; уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни); чувства каждого члена принимаются и прорабатываются. Система традиционных для русской национальной культуры верований, по мнению старших школьников, содержит убеждения, что «мужчина и женщина в семье должны выполнять различные роли» , «мужчина - оплот семьи, источник благосостояния и защитник, тот, кто решает проблемы» , «главная сфера деятельности женщины в семье - домашний труд и воспитание детей» , «женщина должна быть терпеливой, уступчивой и готовой к самопожертвованию» , «родители обязаны заботиться о воспитании детей» , а «дети должны уважать своих родителей» . Как важное убеждение, отмечается отрицательное отношение к неверности супругов: «муж и жена должны быть верными другу, любить друга и поддерживать и в радости, и в горести, в болезни и в старости» . К традиционным формам поведения в семье школьники отнесли то, что «право сделать предложение о создании семьи принадлежит мужчине (жениху)» ; «многие семейные события (вступление в брак, рождение детей, уход из жизни членов семьи) освещаются церковью» , то есть существуют обряды венчания, крещения, отпевания; «решающее слово при решении любых вопросов принадлежит мужчине» . Наибольшие затруднения вызвал вопрос ведущего дискуссии о том, каковы национальные традиции в воспитании детей. Кроме того, оказалось, что даже те школьники, которые знают о различиях в религиозных обрядах, связанных с семейной жизнью (свадьба, крещение детей) в различных религиозных конфессиях, не знают, в чём именно состоят эти различия. Главным различием указывается «более жёсткое подчинение жены мужу у мусульман» , «женщины в семье мусульман имеют меньше прав, чем в православных семьях» . Большинство школьников не смогли объяснить смысл тех обрядов, которые указывались ими, как национальные семейные традиции: смысл обрядов венчания, крещения и отпевания. «Это, безусловно, связано с тем, что в 52 % семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5 %), либо следуют традициям непостоянно (47 %). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58, 3 %) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа. » Этнокультурные брачные и семейные традиции так или иначе преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьёй, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Сегодня из семейных традиций нам остался только семейный отдых.

Международный день семьи Существует так же всемирный праздник – день семьи. Международный день семей других официальных языках (на ООН: англ. International Day of Families, фр. Journée internationale des familles) - отмечается ежегодно 15 мая начиная с 1993 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции о Международном годе семьи (Резолюция № A/REC/47/237 от 20 сентября 1993 года). Ежегодно публикуются послания Генерального секретаря ООН по текущей теме Международного дня семей. В послании 2005 года, например, говорится о большой роли семьи в поддержке ВИЧбольных, о необходимости помощи детям, заботящимся о больных родителях

Распад семей l l l l С течением времени многие семьи распадаются. Мотивы развода это – субъективные причины, названные самими разводящимися или экспертами. Мотивы отражают только чувства, переживаемые супругами на период развода, а не реальные проблемы, приведшие к нему. Об этом хорошо знают отечественные социологи. Они основывают свои исследования на материалах бракоразводных дел. Известно, что в суде супруги не редко называют не реальную причину распада брака, а мотив, облегчающий эту процедуру. Среди них наиболее частыми являются: Отсутствие общих взглядов и интересов. Несходство характеров. Любовь к другому человеку. Супружеская неверность. Алкоголизм и связанный с ним грубость и побои. Отсутствие нормальных жилищных, а так же материальных условий. Вмешательство родителей в семейные дела супругов.

Повод к разводу l Надо учитывать и повод к разводу. Им может стать какой-либо пустяк, переполнивший чашу терпения и послуживший сигналом к активным действиям. Поссорились и бросились к загсу писать заявление о разводе. Многие, конечно, одумываются, но и многие идут до конца. Сегодня среди ученых начинает преобладать точка зрения, что развод не отрицает института брака. Он отрицает определённый тип отношений в браке – отношений, построенных на нелюбви супругов, авторитарном подавление одного другим, унижении личного достоинства и неравенстве полов. Развод играет очень важную роль в жизни общества. Он символизирует свободу личности. Без него брак превратился бы в принудительное сожительство. Если человек не нашёл счастья в браке, ему нужно предоставить шанс попытаться сделать это ещё раз

Основания и причины развода l Во многих странах достаточным основанием и одним из самых частых мотивов при разводе служит именно супружеская неверность. В нашей стране примерно четверть всех причин разводов связанно с нарушением супружеской верности. Измена затрагивает область супружеских чувств, являясь антиподом любви. Для современной семьи любовь - важнейший мотив для вступления в брак, нередко единственное основание для создания и существование семьи. Измена же отражает разные противоречия, конфликты дисгармонию между супругами. Супружескою неверность можно встретить в семьях с благополучными и устойчивыми отношениями, чаще - в конфликтных проблемных семьях, а также в семьях с критическими, практически разрушенными отношениями супругов. l Мотив “измены” наблюдается чаще всего при расторжении молодых браков, что свидетельствует скорее о незрелости, легкомыслии супругов, о непонимании семейных ценностей и такого понятия как ”священность семейных уз”. Огромную роль здесь играет этическое воспитание и общая культура людей. Во все времена культура мужчины, его честь и достоинство определялись культурой его отношений к женщине. Истинная культура заключается в том, чтобы видеть и уважать в женщине прежде всех человека, друга и личность. Кроме того, супружеская верность во многом зависит от добрачного поведения: мужчины и женщины, имеющие добрачные половые связи, легче нарушают обет супружеской верности. Это связано с тем, что ранний половой опыт, скорее всего не основанный на настоящей любви, снижает оценку сексуальных отношений и чувство долга, обязательства по отношению к другому партнеру. Чувство супружеского долга - это осознание человеком своих обязательств перед брачным партнером, отождествление своих личных интересов с интересами семьи. Но признавать чувство долга - это еще не все. По этому поводу очень точно писал Н. А. Добролюбов “Не того можно назвать человеком истинно нравственным, что только терпит над собой веление долга, какое-то тяжелое иго. . . , а именно того, кто заботится слить требование долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самого сознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно необходимы, но и доставляли внутреннее наслаждение“. Таким образом, верность, преданность - это нравственный долг перед другим партнером.

Вывод l Брак, с точки зрения социального воспроизведения общества и его нравственной чистоты, одно из самых гениальных изобретений человечества. Семья – это спасительная гавань в жизненных перипетиях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности, в магазинах всё дорого, на работе идут сокращения, родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым место на свете

Презентация Марчук Анастасии, ученицы 8 «В» класса МАОУ СОШ № 5 Проверил: Сергей Александрович Галицкий

Семейное право.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семейное право – самостоятельная отрасль права, регулирующая личные и производные от них имущественные отношения возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, а также принятия детей на воспитание.

Основные принципы семейного права: добровольность брачных отношений; единобрачие; равенство супругов; забота государства о защите материнства, детства и отцовства; приоритет семейного воспитания детей; недопустимость непроизвольного вмешательства в дела семьи.

Брак – добровольный, равноправный союз мужчины и женщины заключенный с соблюдением определённых правил с целью созданию семьи.

В соответствии с законодательством российской федерации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В качестве таковых могут выступать консульские учреждения за границей.

Лица, желающие заключить брак, подают в ЗАГС в письменной форме заявление. Причём необходимо подача заявления от каждого брачующегося. Регистрация брака происходит по истечению одного месяца с момента подачи заявления (по общим основаниям) в присутствии лиц вступающих в брак. Вместе с тем, по просьбе лиц и наличии уважительных причин этот срок может быть изменён в большую или меньшую сторону, но не более 1 месяца. Но при наличии особых причин, брак может быть заключён в день подачи заявления. К таким причинам относится беременность, рождение ребёнка, угроза жизни одному из брачующихся.

Личные права супругов: право выбрать фамилию в качестве общей; выбор профессии, рода занятия и места жительства; право на решение совместных вопросов жизни семьи; право на расторжение брака.

Имущественные права супругов: делятся на две группы – законный режим имущества и договорной режим имущества.

Прекращение брака установлено в статье 16-ой семейного кодекса. Основаниями для расторжения брачного договора являются: смерть одного из супругов; объявление судом одного из супругов умершим; расторжение брака по заявлению одного или обоих супругов; расторжение брака по заявлению опекуна супруга признанного судом недееспособным. Брак может быть расторгнут в суде или в органах ЗАГСа. В органах ЗАГСа брак расторгается если отсутствуют имущественные споры и если нет совершеннолетних детей. Брак прекращается с момента вступления в силу решения суда.

Возникновение прав и обязанностей между родителями и детьми возникает с момента рождения детей. При рождении детей необходима государственная регистрация. Происхождение ребёнка от матери устанавливается медицинскими средствами, а происхождение ребёнка от отца либо в судебном порядке или добровольном. В случае добровольного признания отцовства, отцом записывается мужчина, состоящий в зарегистрированном браке с матерью новорожденного ребёнка. Кроме того, отцом ребёнка может быть записан бывший супруг матери, если ребёнок родился в течение трёхсот дней с момента: расторжения брака; признания брака недействительным; смерти.


Лишение родительских прав обоих родителей или одного из родителей. Основания: виновное, противоправное поведение, выражающееся в форме действия или бездействия; уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей, в том числе уклонение от уплаты алиментов; отказ родителей взять своего ребёнка из родильного дома, медицинского учреждения и так далее; злоупотребление родителей своими родительскими правами; жесткое обращение родителей с детьми, включая психическое и физическое насилие над детьми; заболевание родителей хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершение родителями умышленного преступления против жизни и здоровья детей, либо супруга. Лишить родительских прав может только суд. Исковое заявление о лишении родительских прав может направить один из родителей, прокурор или орган опеки и попечительства.

Под опекой и попечительством понимается забота о детях, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и защиты интересов. Опекун устанавливается над ребёнком до 14-ти лет, с 14-ти до 18-лет устанавливается попечительство.

Приёмная семья – форма устройства детей сирот на основании договора о передаче ребёнка, либо детей, на воспитание в семью, между органами опеки и попечительства и приёмными родителями.

7.2. Брак и семья

Под браком понимается санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Юридической основой семьи является оформление брачных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии с существующими в обществе законами. Морально-религиозная основа семьи опирается на авторитет церкви.

Семья – первичная, элементарная ячейка общества, представляющая собой отношения между мужем и женой, родителями и детьми, семья функционирует как устойчивая социальная общность. Семья выполняет ряд функций:

Репродуктивная (производство человека, рождение детей, продолжение человеческого рода);

Воспитательная (воспитание детей, их социализация, передача им традиций, трудовых навыков);

Хозяйственно-бытовая (различные виды домашнего труда, его организация, разделение между членами семьи);

Рекреативная (обеспечение досуга, организация отдыха);

Психологическая защита (взаимное уважение, супружеский и родительский долг, взаимопомощь).

Семья – сложное явление, включающее в себя не только естественные отношения полов, но и экономические и нравственные взаимосвязи между мужем и женой, родителями и детьми. У каждого человека есть потребность интимного общения, в котором он может выразить свои взгляды и чувства, найти поддержку, утешение, совет, заинтересованность, сопереживание, помогающие в решении общественных и личных проблем. В браке, основанном на любви, в семье создается особая атмосфера откровенности, доверительности, взаимоуважения.

Добровольность и равноправность отношений между мужчиной и женщиной должна быть в принципе везде, особенно в семье. Брак не должен быть ни результатом экономической необходимости, ни результатом родительского принуждения. Брак в идеале должен быть основан на любви.

Любовь любовью, но одним из важных факторов семейных отношений является быт. Под бытом в широком смысле понимается область непроизводственной жизни, условия, в которых находится человек вне производственной и общественной деятельности. Быт не сводится к домашнему уюту, не ограничивается семейными отношениями. Быт – это многообразные формы повседневной жизни людей: как и где они питаются, одеваются, как отдыхают, каков распорядок жизни, обычаи и привычки, общение друг с другом и т. д.

Брачно-семейные отношения исторически изменяются. Рассмотрим основные этапы эволюции брачно-семейных отношений.

Первобытное общество складывалось из родов – группы людей, связанных кровным родством. В роде ограничивалась свобода полового общения, не допускались связи между родителями и детьми, братьями и сестрами. Возник групповой брак, в котором брачные отношения были между родами. Все женщины одного рода были общими женами всех мужчин другого рода и наоборот. Дети входили в род своей матери. В роде пришедший извне мужчина находился в определенном подчинении у женщин. Это состояние получило название матриархат.

Возникновение частной собственности, развитие скотоводства, земледелия, в которых главное место занимал мужчина, привело к возрастанию общественного значения труда мужчин. Мужчина становится главой семьи. Частная собственность породила стремление собственников – мужчин умножать накопленные богатства и передавать по наследству своим детям. Возникает моногамная патриархальная семья, своеобразная община во главе с отцом – патриархом, вместе с его детьми, внуками и т. д.

Патриархальная семья характерна для периода разложения первобытного и возникновения рабовладельческого общества. Частнособственническая моногамия утвердилась как результат возникновения частной собственности, а отнюдь не как торжество взаимной любви. Заключение браков было делом, которое решалось не самими вступавшими в брак, а их родителями, и заключались они по экономическому расчету. О взаимной любви вступающих в брак обычно никто не спрашивал, желания их не принимались во внимание, если они расходились с экономическими расчетами.

Брак в рабовладельческом обществе был только между свободными гражданами. Супружеские отношения между рабами считались лишь сожительством. Рабовладелец мог разъединить мужа и жену, родителей и их детей, продавать их в разные руки и т. п.

При феодализме в рамках моногамной семьи несколько возросла роль и авторитет законной жены. Это объяснялось тем, что глава семьи – феодал – подолгу отсутствовал, находясь на службе у сеньора, в военных походах и хозяйство ложилось на плечи жены. Но в крестьянской семье жена была полностью подчинена мужу и доля ее была нелегкой.

Брак в феодальном обществе стал фактически нерасторжимым. Церковь присвоила себе монопольное право заключать браки. Христианская мораль еще сильнее приковала жену к мужу.

Из книги Оседлать тигра автора Эвола Юлиус

27. Брак и семья Тесная связь между общественной и личной жизнью и областью нравов становится более явной, если рассмотреть проблему межполовых отношений, брака и семьи в современном существовании.Кризис, который претерпевает в наши дни институт семьи, имеет столь же

Из книги Зеркало отношений автора Джидду Кришнамурти

Из книги Смысл творчества (Опыт оправдания человека) автора Бердяев Николай

ГЛАВА IX ТВОРЧЕСТВО И ЛЮБОВЬ. БРАК И СЕМЬЯ Обыденное «христианское» сознание вполне сходится с обыденным «мирским» сознанием в признании лишь трех состояний пола: подзаконной семьи, аскетизма и разврата. Ничего иного в сфере пола не допускает это среднеобыденное

Из книги Смысл творчества автора Бердяев Николай

Глава IX Творчество и любовь. Брак и семья Обыденное «христианское» сознание вполне сходится с обыденным «мирским» сознанием в признании лишь трех состояний пола: подзаконной семьи, аскетизма и разврата. Ничего иного в сфере пола не допускает это среднеобыденное

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

Из книги Шок будущего автора Тоффлер Элвин

ВРЕМЕННЫЙ БРАК Именно падение статистических шансов на любовь и выражается в высоком проценте разводов и раздельной жизни супругов в большинстве высокотехничных стран. Чем выше темп перемен и продолжительность жизни, тем ниже становятся эти шансы. Что–то должно

Из книги Боги, Герои, Мужчины. Архетипы мужественности автора Бедненко Галина Борисовна

БРАК ПО РАСЧЕТУ Стремясь к власти, мужчина-Зевс охотно вступает в брак по расчету. Чувства для него не так важны, как возможность увеличить свое могущество и влияние. Брак для него - просто еще один эффективный способ приблизиться к цели. Это было в порядке вещей не только

Из книги Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов автора Ницше Фридрих Вильгельм

Седьмой раздел. Брак и семья 377Совершенная женщина. - Совершенная женщина - более высокий человеческий тип, нежели совершенный мужчина: зато и нечто куда более редкостное. - Естественная наука о животных предоставит способ сделать это положение достоверным.378Дружба и

Из книги Общество риска. На пути к другому модерну автора Бек Ульрих

Брак и сексуальность Во всех промышленно развитых странах Запада отмечается рост числа разводов. Хотя в ФРГ - скажем, по сравнению с США - эти цифры не слишком высоки, в настоящее время и у нас распадается едва ли не каждый третий брак (в крупных городах едва ли не каждый

Из книги Об истине, жизни и поведении автора Толстой Лев Николаевич

11 МАРТА (Брак) Как пища есть необходимое условие жизни отдельного человека, так брак есть необходимое условие жизни человечества; и как злоупотребление пищей порождает зло для отдельного человека, так и злоупотребления брака порождают величайший вред для отдельного

Из книги Философия права автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

А. Брак § 161Брак как непосредственное нравственное отношение содержит в себе, во-первых, момент природной жизни, а так как это нравственное отношение есть субстанциальное отношение, то он имеет в себе жизнь в ее целостности, а именно в качестве действительного рода и его

Из книги Юлиус Эвола, Рене Генон и христианство автора Колон Даниэль

КАТОЛИЧЕСКИЙ БРАК «Гибридизм», объявленный Эволой как христианская концепция, осуждающая сексуальность, также, по словам нашего автора, являлся особой формой католической доктрины брака. Эвола обнаружил ничтожную смесь «священного и мирского» и «буржуазный

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

4. Любовь, брак, семья Семья и проблемы межличностной совместимости. Семья составляет существенное звено в цепи социального бытия, ведь каждая нация и государство слагаются из отдельных семей: семья является первым базисом государства. Семья - это первичная ячейка

Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм

14. Ранний брак Некоторые молодые люди, пытаясь оправдать свою распутную жизнь, говорят: «Вот если бы можно было жениться в таком юном возрасте, как раньше, тогда все было бы хорошо, а так долго ждать не может никто, приходится довольствоваться другим».Я думаю так: кто не

Из книги Эрос и мораль автора Бердяев Николай

Творчество и любовь. Брак и семья Обыденное «христианское» сознание вполне сходится с обыденным «мирским» сознанием в признании лишь трех состояний пола: подзаконной семьи, аскетизма и разврата. Ничего иного в сфере пола не допускает это средне-обыденное сознание, и

Из книги Мораль XXI века автора Салас Соммэр Дарио

Брак без любви Грехом я буду называть нарушение космических моральных законов Природы. То же значение имело это слово и в Древней Греции. Греки считали, что человек совершает грех, если по причине собственного невежества не может достичь полной самореализации и

СЕМЬЯ

СЕМЬЯ, основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя мн. социальные функции, С. играет важную роль в обществ. развитии "Общественные порядки, - писал Ф. Энгельс, - при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются... ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи" ( К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 26) Через С. сменяются поколения людей, в ней осуществляется "производство самого человека, продолжение рода" (там же, с. 26). В С. происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, а также в значит. части реализуется обязанность заботиться о старых нетрудоспособных членах общества С. является также ячейкой организации быта и важной потребительскои единицей. Кроме этого, С. выступает как один из осн. объектов демографической политики. Первая из задач эффективной демографич. политики, указанных в решениях 26-го съезда КПСС, - "способствовать упрочению семьи как важнейшей ячейки социалистического общества" (Материалы 26-го съезда КПСС, М. 1981, с 136)

Основу С. составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между мужчиной и женщиной, даже юридически оформленным, а представляет отношение между мужем и женой, родителями и детьми. "( К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27), что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется прежде всего тем, что С. обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде всего обществ. потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем С. рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

С. выражается через такие понятия, как функции С., ее структура и ролевое поведение членов С. Функции семьи отражают систему взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и личности - с другой. В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых им к С. как социальному институту, призванному удовлетворять определ. социальные потребности, изменялись как содержание, так и значимость ее социальных функций. Важнейшими функциями семьи всегда были рождение и воспитание детей Важная в прошлом функция семьи - предоставление определ. социального статуса всем ее членам - стала менее значимой, по мере того как личные способности, образование, умения стали значить больше, чем семейные связи и происхождение. В докапиталистич. и капиталистич. обществах одной из осн. функций С. является передача по наследству частной собственности. По мере обобществления труда и индустриального развития изменились и такие функции С., как экон. обеспечение, совместное владение имуществом. Совокупность функций, к-рые выполняет совр С., можно свести к следующим - репродуктивная, воспитательная, хоз. экон. рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха), коммуникативнал и регулятивная (включая первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета в С.).

Под структурой С. понимается вся совокупность отношений между её членами, включая, помимо отношений родства, систему духовных, нравственных отношений, в т. ч. отношений власти, авторитета и т. д. Выделяют т. н. авторитарную структуру и в связи с этим авторитарные семьи, к-рые характеризуются жестким подчинением жены мужу и, как правило, строгой дисциплиной во взаимоотношениях родителей и детей. Демократич. семьи основаны на распределении ролей в соответствии не с традициями, а с личностными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении обязанностей и воспитании детей, на сознании, а не принуждении. Важную роль в совр. брачно-семейных отношениях играют правовые отношения, регламентирующие закреплённые в юридич. нормах взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей друг к другу. Ролевое взаимодействие в С. есть совокупность норм и образцов поведения, к-рые характеризуют одного члена С. в его отношениях с др. её членами. Осн. ролевые отношения в С. - мужа и жены, отца (матери) и детей, братьев и сестёр, а также свёкра (свекрови), тестя (тёщи) и невестки (зятя) и т. д. характеризуются различными особенностями взаимоотношений, которые существенно различаются в традиц. и в совр. С. Традиц. роли, при которых женщина вела дом, х-во, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто - единоличным собственником земли и имущества, и обеспечивал экон. самостоятельность С., заменились ролями, при к-рых подавляющее большинство женщин в одних странах и существенная их часть в других стали участвовать в производств. деятельности, экон. обеспечении С. и принимать равное участие в общесемейных решениях. Это повлияло на все стороны функционирования С. и особенности брачно-семейных отношений, способствовало освобождению и развитию личности женщины-матери, равенству супружеских отношений, но вместе с тем воздействовало на демографич. поведение, приводя к снижению уровня рождаемости и росту уровня разводимости. Для совр. семьи характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Если в прошлом были распространены браки по сговору родителей, то теперь подавляющее большинство составляют браки, в к-рых молодые люди самостоятельно принимают решение о вступлении в брак и сами выбирают брачных партнёров. Происходит процесс усложнения взаимоотношений между старшим и средним поколениями в семье и одновременно с этим растёт число нуклеарных семей. Изменяются отношения между родителями и детьми. Во-первых, традиц. нормы и ценности, во многом поддерживаемые традиц. семьёй, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, устанавливаемыми в процессе межличностного общения в отд. семьях. Во-вторых, происходит изменение структуры лидерства в семье и характера отношений между супругами и между родителями и детьми. Наконец, основой совр. брака становятся не экон. или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

В бурж. лит-ре распространены представления о возможности замены существующих брачно-семейных отношений новыми формами семьи, об их распаде и "смерти" С. Марксистско-ленинская социология убедительно доказывает, что нынешние тревожные тенденции развития брачно-семейных отношений (снижение уровня рождаемости, рост частоты разводов, увеличение числа неполных семей, рост числа одиноких) характеризуют не их распад, а сложности социально обусловленной трансформации института С. и её функций и становления её как малой социальной группы.

С. как важнейшая социальная ячейка является объектом исследования мн. обществ. наук - социологии, экономики, права, этнографии, психологии, педагогики, демографии. Каждую из наук, в соответствии с её предметом, привлекают специфич. стороны функционирования и развития С. В центре внимания экономики находится С., или домохозяйство, как экономич., гл. обр. потребительская, ячейка; социология сосредоточивает внимание на анализе С. как социального института, осн. на браке и выполняющего определ. социальные функции; этнографич. исследования связаны с изучением особенностей уклада жизни и быта семей с разл. этнич. характеристиками; для демографии осн. интерес представляет роль семьи и семейной структуры нас. в воспроизводстве населения. В зависимости от аспекта изучения могут несколько различаться определения С. и подчёркиваться те или иные её особенности. Так, для демографии наличие юридически оформленных отношений между супругами не имеет решающего значения, в то время как для правоведения оно находится в центре внимания; для педагогики изучение семьи без детей лишено смысла, хотя для социологии оно представляет определ. интерес и т. д. Вместе с тем, изучая разл. стороны одного и того же объекта - С., все эти науки взаимодействуют и взаимно обогащают друг друга. Несмотря на то что в каждой из наук существует собств. подход к типологии семей, сформировались нек-рые общие принципы выделения типов семейной организации и типов С. В зависимости от формы брака выделяются типы семейных организаций: и . Моногамия представляет собой форму брака, в к-рой один мужчина может быть одновременно женат только на одной женщине. В 20 в. во всех экономически развитых обществах моногамия является обязательной нормой признаваемого обществом брака. В тех странах Азии и Африки, где социальные и юридич. нормы не предписывают моногамии, она также является наиболее распространённым типом брачных отношений. Полигамия - брак, при к-ром допускается, чтобы один человек имел одновременно двух или неск. брачных партнёров; более распространена полигиния.

В зависимости от структуры родственных связей выделяют разл. типы семей. Наиболее распространённым типом является простая, или нуклеарная семья, представляющая собой супружескую чету с детьми, не состоящими в браке. Если нек-рые из детей в С. состоят в браке, образуется другой её тип - расширенная, или сложная семья. Она включает и более поколений или же две или более нуклеарных семей, живущих вместе и связанных общим х-вом, независимо от того, принадлежат ли они к одному или разл. поколениям. Важным основанием для типологии семей, в частности нуклеарных, является наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью (в состав к-рой входят оба супруга) и неполную семью, где один из супругов отсутствует. Для характеристики семей в историч. перспективе, а также для анализа семей, живущих в нек-рых странах Африки и Азии, применяются другие подразделения типов семейной организации. Выделяется патриархальная семья, в к-рой отец является формальным главой С. и осуществляет в ней власть. Матриархальная С. представляет собой форму семейной организации, в к-рой формальный глава С. - мать. Такой тип С. встречается довольно редко и среди антропологов нет единой точки зрения, существовали ли общества, в к-рых преобладала чисто матриархальная С.

С позиций этнографии наиболее существенно разделение семей по этнич. признакам. В СССР наиболее значительны различия между семьями народов тюркского происхождения, с одной стороны, и народов, населяющих Европ. часть страны, - с другой. Эти различия проявляются в составе С., числе детей в ней, уровне разводимости, доле одиноких людей брачного возраста и т. д.

В демографии С. изучается как ячейка воспроиз-ва нас., в связи с чем на первый план выдвигается ее репродуктивная функция, к-рая рассматривается в тесной связи с др. социальными функциями С. В то же время объектом изучения является сам процесс образования и развития семей, или демографич. развитие С. При этом рассматриваются изменения в составе С., оказывающие непосредств. влияние на воспроиз-во нас. вступление в брак, рождение детей, развод или смерть к.-л. из членов С., возникновение молодой С. Развиваясь, С. проходит ряд этапов, последовательность к-рых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи. Выделяется разное число фаз этого цикла: образование С. - вступление в первый брак; начало деторождения - рождение первого ребенка; окончание деторождения - рождение последнего ребенка; "пустое гнездо" - вступление в брак (и выделение из семьи) последнего ребенка; прекращение существования С. - смерть одного из супругов. На каждом этапе С. обладает специфич. социальными и экон. характеристиками. Жизненный цикл С., к-рый называют иногда моделью С. или моделью развития С., исследуется обычно на шкале возраста супругов (или одного из них) либо возраста С., под к-рым понимается продолжительность брака супружеской четы, образующей ядро С. Нормальная последовательность фаз семейного цикла может нарушаться вследствие смерти к.-л. из членов С., разделения или воссоединения родственников или прекращения брака. В этих случаях приобретает значение время и причина прекращения брака (смерть супруга или развод), вступление во второй брак и т. д. Частота и причины таких изменений, а также их влияние на дальнейшее развитие С. изучены мало. На протяжении семейной жизни каждый член С. последовательно меняет своё семейное состояние, будучи сперва ребёнком (см. ), затем супругом, родителем супруга, иногда - прародителем, в связи с чем меняются его социальные роли в С. и соотв. его место в семейной структуре нас. Изменение семейного состояния часто связано с переходом в другую С. Переход С. из одной стадии в другую меняет ее демографич. состав, под к-рым понимается распределение членов С. по тем или иным признакам, существенным с точки зрения воспроиз-ва нас. Наибольшее значение имеют такие характеристики состава С., как наличие в ней супружеской четы или только одного из супругов, их возраст, число и возраст детей и т. д. Таким образом, демографич. состав семей определяет их демографич. типы, характеризующие стадию семейного цикла, и перспективы демографич. развития С. Переход из одной стадии в другую сопряжен, хотя и не всегда, с изменением типа С. (напр., вступление старшего ребенка в брак меняет тип С., а рождение еще одного ребёнка его не меняет).

Демография изучает не отд. С., а их совокупности. Поскольку процесс образования и развития С., перехода их из одной стадии в другую происходит непрерывно, нас. всегда состоит из С., находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Распределение этих С. по типам, соответствующим разным стадиям, а их членов - по семейному состоянию, образует семейный состав населения. В каждый данный момент он соответствует возрастно половой и брачной структурам нас., сформировавшимся под влиянием демографич. процессов в прошлом, и находится под непосредств. воздействием брачности и прекращения брака, рождаемости и смертности. Число вновь заключаемых браков, а в значит. мере и вновь образующихся С., зависит от того, сколь ко в нас. людей, к-рые могут вступить в брак, в каких они возрастах, а также от уровня брачности и от того, остаются ли молодожены с теми или иными из своих родителей или выделяются в самостоят. С. Прекращение браков вследствие разводов или овдовений, а также выделение взрослых детей из родительских С. меняют состав С. и прекращают существование части семей. Аналогичную роль играют рождаемость и смертность, увеличивая одни и уменьшая др. семьи. Непрерывный процесс образования и распада С. тесно связан с др. демографич. процессами, что дает иногда основание рассматривать воспроиз-во нас. как воспроиз-во семей. В совр. демографии эти связи изучены, однако, недостаточно.

Большинство демографич. событий, в частности рождений, происходит в семьях и дифференцировано в зависимости от брачного и, по видимому, также от семейного состояния (напр., смертность состоящих в браке ниже, чем никогда не состоявших в браке, вдовых или разведенных) и поэтому семейный состав служит одним из факторов воспроиз-ва нас. Таким образом, число С., их величина и состав рассматриваются в демографии, с одной стороны - как предпосылка тех или иных демографич. событий, с другой - как их результат. Поведение демографическое непосредственно зависит от условий и образа жизни С., в связи с чем детерминация и факторы демографич. процессов изучаются обычно на микроуровне, т. е. на уровне отд. С. Однако демографич. значение они приобретают, будучи взятыми в совокупности семей. Поэтому качеств. анализ этих факторов в теоретич. аспекте должен быть органически взаимосвязан с количеств. анализом частоты их возникновения в разных группах нас., что может указать и на закономерности, не проявляющиеся на уровне отд. семей. Таким образом, демографич. развитие семей требует статистич. исследования.

Осн. источником данных о С. служат переписи населения, выборочные демографич. обследования и эмпирические социологич. исследования. В исторической демографии сведения получают из метрических или приходских книг с помощью восстановления истории семей метода (ВИС). Для отграничения при переписи или обследовании нас. одной С. от другой важное значение имеет определение С. как единицы учета. Наиболее распространено определение С. как группы людей, связанных родством, совместно проживающих и имеющих общий бюджет; оно рекомендовано ООН и применяется в переписях большинства стран, учитывающих С., в т. ч. и в СССР. Обычно С. рассматривается применительно к постоянному населению, в СССР при переписях в составе С. учитываются только те, кто проживал в данном месте не менее 6 месяцев (или отсутствовал не более этого срока, за исключением учащихся, живущих по месту обучения, и лиц, проходящих срочную службу в армии, к-рые в состав С. не включались). Люди, живущие вне семьи, считаются одинокими либо (в СССР) отдельно проживающими членами С. Живущих вне С. следует отличать от не состоящих в браке как категории брачного состояния. В переписях нек-рых стран единицей учёта служит не С., а домохозяйство, как преимущественно экономич. единица, состоящая из лиц, совместно проживающих и ведущих общее х-во, в состав домохозяйства могут входить и не родственники. Согласно определению ООН, домохозяйство может состоять из нескольких С. или из одной или неск. С. вместе с одним или несколькими не связанными родством лицами. В рамках домохозяйства С. определяется как единица, члены к-рой связаны между собой кровным родством, усыновлением или браком, иногда в более узком смысле - как ядро С. В большинстве экономически развитых стран С. и домохозяйства совпадают и преобладающая часть домохозяйств состоит из одной С. напр., в США (1976) только 3,5% домохозяйств имели в своем составе лиц, не связанных родством. С. (и соотв. домохозяйство) как единицу учета, ввиду многозначности термина, иногда называют статистич. С., или переписной С. Иногда, чтобы подчеркнуть социально экон. характер связей, употребляют термин "семейное домохозяйство".

Строгая система статистич. показателей С. отсутствует. Чаще всего семейный состав нас. характеризуют распределением С. по величине, по типам, по числу ядер С., иногда в сочетании с распределениями членов семей по тем или иным социально демографич. признакам (возрасту, брачному состоянию, семейному состоянию и др.). Распространённым показателем является средняя величина семьи (частное от деления числа членов всех С. на число семей), иногда применяется и обратная величина - коэффициент семейности. Для экономич. характеристики С. употребляется показатель семейной нагрузки - число иждивенцев, приходящихся в среднем на одного члена С., имеющего занятие или самостоятельный источник средств существования.

Об эволюции семьи за достаточно длительный период трудно судить из-за отсутствия массовых данных переписей нас. (домохозяйства и семьи стали учитываться в переписях западноевроп. стран лишь с сер. 19 в.) и изменения определений от переписи к переписи. Как показывают исследования, общая тенденция в изменении величины и состава С. в значит. степени предопределила изменения характера воспроиз-ва нас. в ходе демографической революции; в то же время каждому ее этапу соответствовала определ. структура и тип семьи (см. ). На этапе снижения смертности, при сохранении высокой рождаемости, наблюдался умеренный рост доли крупных и сокращение доли небольших семей, относит. стабильность доли простых семей, увеличение доли одиноких при небольшом увеличении средней величины С. На этапе снижения рождаемости увеличивается доля мелких и сокращается доля крупных С., растет доля простых и сокращается доля сложных семей, средняя величина С. уменьшается. Согласно исследованиям амер. демографа Н. Райдера, ср. величина С. до начала демографич. перехода составляет 3,15, в переходный период - 4,67, после его завершения - 3,37. Об изменении средней величины С. (домохозяйства) с последней трети 19 в. в отд. странах дают представления след. данные.

Тенденция к сокращению величины С. проявляется одновременно с сокращением рождаемости или с нек-рым отставанием. Существенную роль в уменьшении величины С. играет связанный с индустриализацией и урбанизацией процесс нуклеаризации С., приводящий к преобладанию в семейной структуре нас. простых С. В развивающихся странах Азии и Лат. Америки снижение смертности, не сопровождавшееся снижением рождаемости, привело к росту средней величины С.

Формы и состав семей (и домохозяйств) в разных странах различны и зависят от социально-экон. условий, а также от распространенности разл. форм брачно-семейных отношений. В экономически развитых странах преобладают простые С., состоящие из супружеской четы с детьми, в развивающихся странах - относительно много сложных С., что отражает влияние традиций патриархальной С. На распределении С. по типам и величине сказываются также различия в характере демографич. процессов. В развивающихся странах Азии, Африки и Лат. Америки, где уровень рождаемости высок и распространены сложные С., больших, крупных семей сравнительно много. В странах зарубежной Европы, Сев. Америки (кроме Мексики), а также в Японии, где уровень рождаемости низок и преобладают нуклеарные С., больших семей относительно мало (табл. 1). Согласно прогнозам ООН, отмеченные различия в распределении семей по величине в группах стран сохранятся, по крайней мере, до кон. 20 в. Если внутри С. выделяются ядра семьи, то можно сгруппировать их на состоящие из одного семейного ядра или из неск. ядер.

Осн. часть семей в большинстве стран (табл. 2) - простые, содержащие лишь одно семейное ядро [выделяется Индия, отличающаяся своеобразием структуры домохозяйств (семей)].

В СССР, по переписи нас. 1979, насчитывалось 66,3 млн. семей, из к-рых 42,4 млн. в гор. поселениях и 23,9 млн. в сел. местности.

За период 1959-78 общее число семей в СССР выросло на 16 млн., или увеличивалось в среднем на 800 тыс. семей в год, причём число семей росло быстрее числ. нас., что отражает тенденцию к обособлению молодых семей и сокращению величины С., как в гор., так и в сел. нас. (табл. 3). Ср. величина семьи колеблется по союзным республикам: от 3,1 в гор. нас. Латв. ССР и Эст. ССР до 6,6 в сел. нас. Тадж. ССР (1979). В распределении С. по величине можно выделить три крупных региона: первый, с преобладанием малых С., включает Латвию, Эстонию, Украину и большую часть РСФСР; второй, с преобладанием средних С., - Белоруссию, Литву, Грузию, Молдавию; третий, с преобладанием больших С., - республики Ср. Азии, Армению и Азербайджан, а также авт. республики РСФСР. Различия между этими регионами объясняются в основном разным числом детей в С. и неодинаковой распространённостью семей сложного состава.

В изменении величины С. (табл. 4) наблюдается тенденция к росту числа небольших (из 2-3 чел.) и крупных семей (7 и более чел.). Доля крупных С. невелика, однако их абсолютное число составило в 1979 3,2 млн., в их состав входило ок. 27 млн. ч.

Помимо семей, при переписях нас. учитывались лица, не входящие в состав никакой семьи (одиночки), и лица, постоянно проживающие отдельно от семьи, но сохраняющие с ней материальную связь (отдельно проживающие члены семьи). В эти категории входят: учащиеся, живущие без родителей по месту обучения; пациенты больниц для хроников; живущие в домах для престарелых; призванные в Сов. Армию; не имеющие семьи пенсионеры и др. лица, живущие одиноко. В 1959-78 числ. лиц этих категорий увеличилась и к 1979 составила ок. 30 млн. человек (11% нас.). Это или молодые люди, ещё не создавшие семьи, или пожилые, не имевшие семьи или живущие отдельно от своих детей. Как среди одиночек, так и среди отдельно проживающих гораздо больше молодых мужчин. Пожилые в этих категориях - в осн. вдовы и разведенные женщины, не имевшие детей или живущие отдельно от них.

По данным переписи 1979, в СССР преобладают простые С., имеющие в своем составе супружескую чету с детьми (любого возраста) или без них. На семьи такого типа приходится 52,6 млн. (ок. 80%) семей, причём из них примерно 1/3 состоят из одной супружеской четы с детьми, а 1/5 включает ещё и одного из родителей супругов и др. родственников.

Семей, состоящих из двух и более супружеских пар, в 1979 было 2,9 млн., или 4,3% всех семей. Это в основном семьи, в к-рых состоящие в браке дети живут вместе с обоими родителями, реже - состоящие в браке братья и сестры. Процент семей такого типа более высок в республиках с высоким уровнем рождаемости, поскольку в связи с более ранним вступлением в брак супруги там в среднем моложе. Семьи с тремя и более супружескими парами крайне редки - по приближенной оценке 0,02% всех С. Семьи с супружескими парами (простые и сложные) составляют 83,7% всех семей в стране и охватывают почти 9/10 всех лиц, живущих в семьях. Довольно значительна категория С., не имеющих в своем составе супружеской пары. В неё входит 9 млн. неполных семей, состоящих из женщин (реже - мужчин) с детьми (любого возраста). Примерно 1/8 их часть включает одного из родителей женщины или мужчины, а незначит. часть - также прочих родственников. Кроме того, не имеют в своём составе супружеской пары ок. 1,8 млн. т. н. прочих семей, состоящих, напр., из двух сестёр, бабки и внучки и т. д. Неполные и прочие семьи в 1979 составляли 16,3% всех семей и имели в своём составе 29 млн. человек, т. е. немногим более 10% нас.

Процессы этнич. ассимиляции и консолидации наций приводят к образованию значит. числа этнически смешанных С., объединяющих лиц разных народов. Они образуются в результате этнически смешанного брака в первом либо втором поколении и объединяют в основном лиц из народов, близких по особенностям культуры и быта. В 1959 таких семей было 10,2%, в 1970 - 13,5%, в 1979 - 14,9%. В гор. поселениях, где больше возможностей межнац. общения, доля смешанных семей (1979) была больше: 18,1% против 9,2% в сел. местности.

Средняя величина С. коренных национальностей союзных республик колеблется по республикам довольно значительно: в сел. местности, напр., С. таджиков в среднем почти вдвое больше латышских. Гораздо менее значит. различия в средней величине рус. С., как правило, ср. величина рус. С больше в тех союзных республиках, где больше величина С. коренной национальности.

В 80-е гг. формирование С. начинается в относительно более раннем возрасте и не всегда сопряжено с достижением полной самостоятельности молодых супругов. В то же время становится всё более распространённой простая семья, состоящая из родителей и детей, что отражает стремление к раздельному проживанию старшего и младшего поколений.

Одним из существ. факторов динамики состава семей и сокращения величины семьи служит снижение уровня рождаемости. Вызванный глубокими социальными преобразованиями, происшедшими в стране, этот процесс начался ещё в 30-е гг. и постепенно охватил широкие слои нас. Большое влияние на уровень рождаемости оказало массовое вовлечение женщин в общественное произ-во, не всегда подкреплявшееся эффективной работой детских учреждений и системы бытового обслуживания нас. Однако главным фактором перехода к малодетной семье как результата изменения самого типа рождаемости послужило коренное изменение положения женщин в обществе и в семье и связанный с этим переворот в общественном сознании.

Всё это свидетельствует о глубоких качеств. сдвигах, происшедших в социальных функциях семьи. С. в значит. мере утратила свою производств. функцию, оставаясь преим. ячейкой потребления и организации домашнего быта. Благосостояние совр. семьи уже не связано прямо с числом её членов и больше зависит от личного труда каждого вне семьи, чем от совместного труда в семейном х-ве. Вместе с тем чрезвычайно выросла роль С. в организации досуга её членов, в создании специфич. атмосферы домашнего очага, духовной близости, заботы и взаимопомощи. Серьёзные изменения произошли и в традиц. функции С. по воспитанию детей и передаче им трудовых навыков, к-рую С. ныне всё больше делит со специализиров. обществ. учреждениями.

Изменилась и структура С.: на смену авторитарной С., осн. на беспрекословном подчинении главе (кормильцу), на неравенстве, бесправии, приходит новый тип С. - равноправное содружество духовно близких людей, свободных от материальной зависимости и принуждения, связанных уважением, симпатией и взаимной помощью.

Прогрессивным в целом изменениям в социально-демографич. функциях С., как и всякому развивающемуся обществ. явлению, свойственны определённые противоречия развития - недостаточная подготовленность молодёжи к браку и семейной жизни, неустойчивость части семей, особенно молодых, чрезмерная иногда нагрузка, к-рую несут работающие матери, воспитывающие детей. Рост потребностей и, в частности, повышение требований, предъявляемых родителями к условиям воспитания и содержания детей, побуждает нек-рые С, ограничиваться меньшим числом детей, чем родители хотели бы иметь. Всё это может иногда приводить к неблагоприятным социальным и демографич. эффектам. Именно поэтому широкая программа социальных мероприятий, намеченных 26-м съездом КПСС, включает как органич. составную часть меры демографич. политики, направленные на укрепление С.

Выполнение этой программы обеспечит необходимые социальные предпосылки для рационализации воспроиз-ва нас. в интересах как каждой С., так и всего общества. В то же время дальнейшее развитие науч.-технич. революции в СССР, органич. соединение её с преимуществами социализма будут сопровождаться постепенным преодолением отмеченных трудностей, а следовательно, стабилизацией социалистич. С. как формы индивидуальной жизнедеятельности людей и важнейшего фактора морального, социального и экономич. прогресса общества.

Маркс К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; его же, Проект закона о разводе, там же, т. 1; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же; Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3; Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25; его же, О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме", там же, т. 30; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; Материалы XXVI съезда КПСС, М. 1981; Ковалевский М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности, СПБ, 1895; Морган Л., Первобытное общество, пер. с англ., М. 1900; Квиткин О. А., Основные линии разработки переписи семей 1926 г., в кн.: Всесоюзная перепись населения 1926 г., т. 56, в. 1, М.-Л., 1931; Всесоюзная перепись населения 1926 г., т. 55 - 56, в. 1-3, М.-Л., 1931-33; Вольфсон С. Я., Семья и брак в их историческом развитии, М. 1937; Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г., СССР (сводный том), М. 1962; Косвен М. О., Семенная община и патронимия, М. 1963; Цеткин К., Из записной книжки, в кн.: Воспоминания о В. И. Ленине, т. 5, М. 1970; Юркевич Н. Г., Советская семья, Мн., 1970; Дарский Л. Е., Формирование семьи, М. 1972; Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г., т. 7, М. 1973; Семенов Ю. И., Происхождение брака и семьи, М. 1974; Брак и семья. Демографический аспект, М. 1975; Чуяко Л. В., Браки и разводы, М. 1975; Васильева Э. К., Семья и её функции, М. 1975; Герасимова И. А., Структура семьи, М. 1976; Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР, М. 1977; Xарчев А. Г., Мацковский М. С., Современная семья и её проблемы, М. 1978; Демографические проблемы семьи, М. 1978; Брачность рождаемость, семья за три века, М. 1979; Демографическое развитие семьи, М. 1979; Харчев А. Т., Брак и семья в СССР, 2 изд., М. 1979; Xоменко А. П., Семья и воспроизводство населения, М. 1980; Численность и состав населения СССР по данным Всесоюзной переписи населения 1979 г., М. 1984; Голод С. И., Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты, Л., 1984; Мurdосk G P., Social structure, N Y, 1949; Sussman M. В., Sourcebook in marriage and the family, 3 ed., N. Y., 1968; Bell R., Marriage and family interaction, 3 ed., Homewood (III), 1971; Aldоus J., Hill R., International bibliography of research in marriage and the family, 1900-64, Minneapolis, 1967; Household and family in past time, Camb., 1972; Demographic yearbook, 1976, 1982, N. Y., 1977-84.

Энциклопедия «Народы и религии мира»


  • Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

    3.14. Семья и брак

    3.14. Семья и брак

    Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Как социальный институт, семья взаимодействует с государством и другими социальными институтами. Социология рассматривает семью с двух основных позиций: как малую социальную группу ; как социальный институт.

    1. Как малая социальная группа – предметом исследования являются внутрисемейные отношения (отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи).

    2. Как социальный институт – акцент делается на взаимоотношения семьи и государства (общества), а также социальные функции семьи.

    Семья, более широкое понятие и социальное явление, включает в себя, как правило, и институт брака. Однако возможны случаи, когда брак и семья существуют как бы сами по себе. Такие внебрачные отношения в семье принято называть гражданским браком.

    Семья – единая социальная общность, целостность которой обеспечивается за счет взаимодополняемости полов, социальных функций и ролей.

    Семейный социальный статус – один из видов социальных статусов в обществе и определяет место индивида не только в семейной структуре, но и в общей структуре общества. Семейные статусы подразделяются на: супружеские (жена, муж); родительские (мать, отец); детские (сын, дочь, брат, сестра); межпоколенные (дед, бабушка, внук, внучка и т. д.).

    Семейная социальная роль – предписываемое и ожидаемое поведение, обусловленное занимаемым семейным статусом.

    Социальные функции семьи

    * Репродуктивная – рождение детей, воспроизводство биологического вида. Благодаря этой функции семья не только воспроизводит самое себя, но и обеспечивает замещение уходящих поколений новыми членами общества.

    * Социализация личности .

    * Экзистенциональная – функция заботы и защиты своих членов, обеспечение их социальной и психологической безопасности.

    * Экономическая и хозяйственно-бытовая – совместное производство материальных благ и их распределение, организация совместного проживания членов семьи и поддержание их физического здоровья и благополучия.

    * Функция первичного социального контроля – моральная и социальная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности.

    * Рекреативная – функция восстановления и укрепления физических, моральных и духовных сил человека.

    * Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры общества. Путем приобретения новых социальных статусов в семье («мужа», «жены», «отца», «матери» и др.) индивид замещает в социальной структуре статусы своих предшественников (родителей) и тем самым воспроизводит социальную структуру.

    * Досуговая – организация рационального досуга для всех членов семьи.

    * Гедонистическая (от греч. – удовольствие) – функция взаимного удовольствия, наслаждения, любви, счастья и т. п.

    Брак – 1) исторически сложившиеся, социально регулируемые отношения между мужчинами и женщинами, устанавливающие их взаимные права и обязанности в семейной организации; 2) нормативно-правовой институт, регулирующий отношения между всеми членами семьи, между семьей и государством.

    Типы брака

    * групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (наиболее характерен для ранних стадий развития первобытного общества);

    * полигамный брак – брак одного супруга с несколькими. Полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (Юго-Восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова);

    * моногамный брак – брак одного мужчины с одной женщиной. Такие браки являются наиболее характерными для христианского мира и для демократических стран, в которых существует правовое равенство полов. Но такие браки встречаются в 5 раз реже, чем полигамные;

    * парный брак – равноправный брачный союз мужчины и женщины, имевший место в период перехода от матриархата к патриархату (период варварства);

    * экзогамные браки – основаны на обычаях, запрещающих браки внутри определенной социальной общности, например, внутри рода, фратрии, общины. Такие браки предполагают создание супружеских отношений вне данной родственной группы;

    * эндогамные браки – основаны на обычаях заключения браков внутри определенной социальной общности – племени, касты, нации, конфессии и т. д.

    Существуют также такие разновидности брачных отношений, как: брак по любви, брак по расчету, священный брак, династический брак, гражданский брак, покупной брак, брак с похищением, неравный брак, повторный брак и другие.

    Социальные функции, свойственные браку

    – социальное одобрение и юридическое оформление прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям, а также детей к их родителям;

    – регулирование сексуальных отношений между мужчинами и женщинами в обществе;

    – регулирование экономических и хозяйственно-бытовых отношений между супругами, а также между всеми членами семьи;

    – регулирование отношений между семьей и государством;

    – правовое оформление социального статуса каждого члена семьи. Например, зарегистрировав брак, человек в тот же миг приобретает статус «жены» или «мужа», «совладельца» и/или «наследника» определенных материальных ценностей (состояния).

    Типологизация семьи

    1. По критериям доминирования в семейной организации:

    Матриархальная семья – женщины занимают доминирующее положение в семье. Родословная идет по женской линии.

    Патриархальная семья – главенствующую роль в семье играет мужчина-собственник. Женщина в такой семье, как правило, также является собственностью мужа. Родословная идет по мужской линии.

    Эгалитарная семья – равные властные отношения супругов со взаимозаменяемыми социальными ролями.

    2. В зависимости от сложности семейной структуры:

    Расширенная семья – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.).

    Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей.

    3. В зависимости от количества детей в семье: малодетные (1–2 ребенка); среднедетные (3–4 ребенка); многодетные (5 и более детей); бездетные (супружеские пары, не желающие или не имеющие возможности обзавестись детьми); неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей).

    Наиболее характерными для современного состояния общества являются два основных типа семьи: патриархальная и эгалитарная .

    Признаки патриархальной семьи

    Приоритет общесемейных (родовых) интересов над индивидуальными.

    Основным критерием вступления в брак является не личный выбор молодых, а экономические и другие интересы патриархальной семьи.

    Сложный социальный состав, как правило, включающий в себя несколько поколений мужчин с женами, детьми и другими родственниками.

    Многодетность. Иметь большое количество детей в условиях натурального способа производства выгодно с экономической точки зрения.

    Запрет индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл (предупреждение и прерывание беременности).

    Слабая социальная и географическая мобильность. Дети усваивают и наследуют социальные статусы и роли своих родителей и остаются в семье.

    Все имущество семьи находится в коллективном владении и наследуется по мужской линии.

    В традиционной патриархальной семье все отношения строятся на основе обычаев и традиций, не учитывающих индивидуальные особенности и предпочтения супругов и других членов семьи.

    Признаки эгалитарной семьи

    Приоритет индивидуальных интересов над общесемейными (родовыми).

    Основным критерием вступления в брак является личный выбор самих брачующихся.

    Простая двухпоколенная социальная структура, состоящая, как правило, из родителей и детей.

    Малодетность. Удлинение периода социализации детей и увеличение расходов на их содержание, воспитание и обучение, а также стремление супругов самореализоваться в иных внесемейных видах деятельности, ослабление репродуктивной мотивации.

    Индивидуальное планирование рождаемости.

    Интенсивная социальная и географическая мобильность. Каждый член семьи (как и семья в целом) может выбирать и неоднократно менять вид деятельности и место жительства.

    Правовое равенство во владении и наследовании семейного имущества.

    Основные признаки кризиса современной семьи

    – Поздние браки.

    – Малодетные и бездетные семьи. Поздние браки и желание супругов самореализоваться в бизнесе, творчестве и других внесемейных видах деятельности не позволяет им уделять достаточное количество времени на рождение и воспитание детей. Личный эгоизм супругов побеждает природные чувства сохранения и воспроизводства своего рода.

    – Снижение брачности. Увеличение общего количества людей, которые никогда не вступали в брак.

    – Увеличение числа разводов. В демократическом обществе развод является одним из атрибутов личной свободы.

    – Рост числа неполных семей. Увеличение числа разводов и внебрачных рождений приводит к росту неполных семей.

    – Увеличение числа детей-сирот, а также беспризорных и безнадзорных детей. Кризис семьи, внебрачные роды приводят к тому, что роженицы отказываются от своих детей; другие родители лишаются родительских прав из-за того, что они не в состоянии (по тем или иным причинам) исполнять свои родительские обязанности.

    – Детское сиротство, беспризорность и безнадзорность, являясь следствием кризиса института семьи, на следующем этапе становятся одной из причин этого кризиса. Повзрослевшие дети, выросшие вне семьи или в неблагополучной семье, как правило, и сами не в состоянии создать полноценную семью.

    – Снижение отцовской воспитательной роли. Увеличение числа разводов и внебрачное рождение детей приводят к увеличению количества неполных материнских семей. В таких семьях отцовское воспитание фактически отсутствует. Дети, выросшие в материнских семьях, усваивают стереотипы материнского воспитания и переносят их на воспитание своих детей. О кризисе современной семьи свидетельствуют также факты появления и юридического оформления в некоторых демократических странах так называемых однополых квазисемей, которые, по причине однополости «брачных» партнеров, не могут иметь совместно нажитых детей.

    Государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в Конституции Российской Федерации. Основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию детей несут семья и государство. Разработаны и осуществляются следующие федеральные программы:

    1. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 гг., включающая подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».

    2. Национальная программа демографического развития России на период 2006–2015 гг.

    3. С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. оказывается форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей – материнский (семейный) капитал.

    4. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008–2015 гг.

    5. Национальная благотворительная программа «Поддержка семьи и ребенка на 2012–2017 гг.».

    6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.».

    7. 24 мая 2013 г. в г. Москве состоялся Учредительный съезд Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».

    Из книги Большая книга афоризмов автора

    Брак См. также «Замужество и женитьба», «Мужья и жены», «Развод», «Свадьба», «Холостяки» Брак - это продолжение любви иными средствами. Геннадий Малкин В любви теряют рассудок, в браке замечают потерю. Моисей Сафир Браком по любви мы называем брак, в котором

    Из книги Женщины способны на всё: Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

    Брак НЕВЕСТА В наше время нельзя прожить с мужчиной и полугода, чтобы тебя не объявили невестой. Брижит Бардо Невеста - это одни права и никаких обязанностей; жена - это одни обязанности и никаких прав. Владимир Масс и Михаил Червинский Невеста - это женщина, которой

    Из книги Любовь - это дыра в сердце. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

    БРАК ПО РАСЧЕТУ, БРАК ПО ЛЮБВИ Браком по любви мы называем брак, в котором состоятельный мужчина женится на красивой и богатой девушке. Пьер Боннар Грамотные люди могут жениться по объявлению, а безграмотные только по любви. Дон-Аминадо Брак по любви? Ну, можно ли быть

    Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег Олегович

    Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Путеводитель по жизни: Неписанные законы, неожиданные советы, хорошие фразы made in USA автора Душенко Константин Васильевич

    Брак Мужчина, который любит женщину очень сильно, просит ее выйти за него замуж – то есть изменить свое имя, бросить свою работу, рожать и воспитывать его детей, ждать его, когда он приходит с работы, переезжать с ним в другой город, когда он меняет работу. Трудно

    Из книги Энциклопедия юриста автора

    Брак БРАК - надлежаще оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи. Существуют три основные теории, объясняющие природу Б.: Б. как таинство, договорная теория и теория Б. как специфического правового института. КаждаяБрак 1. Супружеские отношения, законно оформленные.2. Испорченные, недоброкачественные, с изъяном предметы производства.Соседство этих двух понятий выглядит несколько анекдотично, Однако реалии бытия позволяют воспринимать его как естественную Связь двух сторон

    Из книги Полное собрание законов Мерфи автора Блох Артур

    БРАК - ГОЛЫЕ ФАКТЫ И ИСТИНЫ - ЭТОТ КОНТРАКТ ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ДОРОГО…Разговоры - штука дешевая. Обручальные кольца - нет.ЗАПАДНЯ БРАКАВ брак намного легче вступить, чем из него выйти.ШАНСЫ НА БРАК1. У одинокой 30-летней женщины только 20-процентный шанс выйти замуж.2. У

    Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

    Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег Олегович

    5.3 Брак – В наше время мужчины боятся брака. – Да, ты знаешь, я до брака вообще не ведал, что такое страх. Разговор двух современных мужчин Хорошее дело браком не назовут. Мужской каламбур Образуя семью, мужчина и женщина вступают в определенные отношения. Эти отношения

    Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

    Семья См. также «Брак», «Родственники» Счастье – это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая, любящая семья в другом городе. Джордж Бернс* Семья – это группа людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы. Этьен Рей* Трудно кормить одновременно свою

    Из книги Большая книга афоризмов о любви автора Душенко Константин Васильевич

    Брак – это… Брак есть содружество мужчины и женщины, содружество всей жизни, общение в праве божеском и человеческом.? Дигесты Юстиниана, свод римского права (VI в.)Брак – не сожительство, а согласие.? Ульпиан, римский юрист (ок. 170 – 228)Брак – обетование счастья и принятие

    Из книги автора

    Брак по любви, брак по расчету Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке лишь потому, что она симпатична, это все равно что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша.? Антон Чехов, русский писатель (XIX в.)Жениться без любви так же



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!