Рекомендации для девочек подросткового возраста, направленные на формирование репродуктивного здоровья и осознанной родительской позиции. Как быть здоровой девочкой подростком

Сегодня перед взрослыми людьми стоит большая и волнующая всех проблема - проблема высокой заболеваемости, как физической, так и психической, подростков. Увечья, полученные под колесами транспортных средств, суицидальные состояния, смертельно опасные инфекционные заболевания и многое другое, стало повседневной бедой поколения тинэйджеров. Нередко этим состояниям предшествует депрессия, которая часто остается незамеченной.

В докладе ВОЗ были приведены статистические данные, говорящие о том, что главной причиной всех заболеваний и инвалидности среди подростков, стало депрессивное состояние. Такому разрушающему воздействию современности подвергаются дети в возрасте 10 лет и выше. Летальность представлена дорожно-транспортными ситуациями, ВИЧ-заболеваниями и случаями суицида. Только на 2012 год подростковая смертность составила около 1,3 миллиона эпизодов.

На заседаниях ВОЗ был определен спектр вопросов, которые требуется разрешить в первую очередь. В этот список были внесены вопросы: алкогольной, наркотической и табачной зависимости; ВИЧ инфицирования; психологического состояния детей; сексуального статуса и репродуктивного состояния; насилия разного характера; травматизации, а также питания. На этом заседании были разработаны положения и правила, и приняты законы, направленные на принятие мер в вопросах охраны здоровья подростков .

ДТП – одна из основных причин подростковой смертности

Если рассматривать глобально, то именно ДТП являются основной причиной смертности, инвалидности и заболеваемости подростков. И в этой ситуации мальчики в несколько раз, а точнее в три, опережают девочек.

Именно они и составляют основную массу пострадавших. Решить эту проблему можно путем улучшения доступа к безопасному и надежному в эксплуатации общественному транспорту. Но не только эта мера поможет снизить процент бедствия. Немаловажно отрегулировать правила безопасности дорожного движения, например, организовать безопасные пешеходные зоны около школ, ввести дифференцированные права для водителей разного уровня, и, конечно же, ужесточить контроль водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

Бич современности – психологические и психические расстройства

Наравне с дорожно-транспортными проблемами стоит проблема депрессивных состояний подростков, которые очень часто предшествуют не только социальным недомолвкам, но и самоубийствам.

По статистическим данным, у половины населения планеты, которая подвержена психическому дисбалансу (к примеру, нарушенное психическое здоровье подростков ), проблемы начинают давать о себе знать уже с 13-14 лет. И купирование таких состояний, в момент их возникновения, может дать человеку шанс прожить свою жизнь без каких-либо психологических диструкций, которые также могут стать причиной ее прерывания.

Такая проблема, как осложнение беременности и родов, до определенного момента решалась с трудом. Но начиная с 2000 года количество проблемных беременностей и смертей при родах среди подростков значительно снизилось. Но до конца вопрос все же не удалось решить, и сегодня проблема осложнений и смертности при беременности и родах уступает только что самоубийствам.

А вот ВИЧ только усугубляет положение

Это количственное увеличение происходит за счет Африканского региона, в то время как остальные области могут наоборот похвастаться положительной динамикой. Сегодня это вторая причина смертности подростков.

Существует еще ряд инфекционных заболеваний, которые являются проблемой

Конечно, усиленная вакцинация в значительной степени снизила количество смертельных случаев в рамках данной причины, но все же проблема остается, и процент эпизодов практически не изменяется. Например, диарея, инфекционные заболевания нижних дыхательных путей и менингит притягивают на себя 18% случаев смертности.

Что изменилось в поведении подростков в связи с ухудшением здоровья в последние годы?

Доказано, что меньше чем один ребенок из ста ежедневно не менее одного часа находятся в активном физическом состоянии. Есть и такие страны, где каждый третий ребенок страдает от избыточного веса.

Но есть и хорошие результаты. Ряд стран справились с проблемой раннего курения среди подростков. И среди этих стран есть как экономически развитые, так и страны со средним и низким уровнем жизни.

Подростковый возраст является одним из важных периодов формирования правильного отношения к своему здоровью. Также обращается внимание и на репродуктивное здоровье подростков . Многие будущие проблемы этой сферы человеческой жизни именно в эти годы начинают зарождаться.

Инфекционные заболевания, вредные привычки, психический дисбаланс, проблемы с лишним весом – это и есть тот зыбкий фундамент, который будет разрушать подростка в будущем, при условии не правильного формирования.

Данные, собранные для доклада были получены из 109 стран. Очень многие страны занимаются точечными вопросами, уделяя недостаточного внимания другим проблемам.
А, к примеру, Индия, активно занялась работой над усовершенствованием статуса подростков. Для улучшения и облегчения работы немаловажно регулярно проводить статистические мероприятия, которые помогут оценить качество проведенной работы и наметить фронт будущей.

Организм девочки в подростковом возрасте претерпевает огромное количество изменений. Увеличение доли жира в теле в начале этого периода приводит к излишней озабоченности со стороны девочки. В это время также утверждается некая независимость, а порой и доминация подростка среди своих сверстников и увеличивается риск неправильного поведения. Чуть позже у ребенка начинается формирование отношения к сексу, противоположному полу и будущей карьере.

Особенное влияние на формирование направления развития подростка в этом возрасте имеют родители, учителя, да и общество в целом, также у них есть возможность помочь или предотвратить некоторые проблемы, которые могут возникнуть в этом нежном, но очень нервном возрасте.

Итак, я представляю вашему вниманию список из 10 проблем со здоровьем, с которыми может столкнуться любая девочка в подростковом периоде.

1. Ненормированное питание

В возрасте от 10-ти до 15-ти лет девочки-подростки должны потреблять в день примерно 2200 ккал, тогда как чуть позже, начиная с 16-ти лет и заканчивая 18-ю годами, для удовлетворения своих растущих потребностей и с постепенным снижением количества потребления жиров, в сутки девочка должна потреблять уже 2100 ккал. Как только линейный рост организма останавливается, необходимо снизить количество потребляемого жира так, чтобы большее количество энергии потреблялось уже не из него, а из углеводов (до 55% энергии). Таким образом, все следующим образом 15% -белок, 35% – жиры и 50% – углеводы, это позволит ей здорово развиваться, избежав дефицита железа и калия. Для девушек и женщин в репродуктивном возрасте норма жира должна составлять примерно 15 мг/сутки. Употребление большого количества жиров и небольшого количества углеводов в подростковом возрасте чревато риском сердечно-сосудистых заболеваний, а также даже некоторых видов рака.

2. Проблемы с весом

3. Пищевые расстройства

Неудивительно, что огромное количество девочек, посидев на какой-нибудь очень жесткой диете, в один момент уже просто либо губят свое тело, либо срываются и делают еще только хуже. До сих пор не до конца понятно, откуда появилась эта излишняя озабоченность своим телом, однако, некие гендерные стереотипы на экранах телевизора, в кино, книгах, журналах и даже игрушках провоцируют некоторые проблемы в психологическом развитии мира девочки-подростка. Некоторыми симптомами пищевого расстройства принято считать навязчивые занятия физическими упражнениями, подсчет калорий и граммов потребляемых жиров, голодания или очень жесткие ограничения в еде, навязчивый интерес к своему здоровью и остальным продовольственным вопросам, самоиндуцированная рвота, а также принятие слабительных, мочегонный таблеток или средств для похудения. Исследования показали, что когнитивная поведенческая терапия среди девочек-подростков сможет справиться с некоторыми психологическими проблемами и предотвратить навязчивые идеи и обжорство.

4. Курение

Статистика показывает, что огромную распространенность получило курение среди девушек в возрасте от 18-ти до 20-ти лет. Хотя, если обратить свое внимание на показатели в обществе в целом, можно заметить, что курить стало меньше человек. Однако, все же среди молодых девушек число курящих, к сожалению, заметно возросло. Подросток просто не осведомлен о влиянии курения на его организм, как, например, о разжижении костей, преждевременном появлении морщин на коже, увеличение случаев сердечно-сосудистых заболеваний, рака легких и других частей тела. Кроме того, курящие люди также должны знать о том, что после того, как они, наконец, бросят это дело, они получат огромное количество других преимуществ для своего здоровья. Постарайтесь .

5. Проблемы с кожей

Многие девочки-подростки считают, что загар делает их более здоровыми, однако, изменение цвета кожи вызывает существенные повреждения, вызванные ультрафиолетовым излучением. Следует подчеркнуть, что это влечет за собой опять же появление большего количества морщин в очень молодом возрасте. Чтобы сохранить свою кожу действительно здоровой, необходимо защищать ее, используя солнцезащитный крем. Обычно на этикетках указывается, что крем или другое средство защищает от ультрафиолетовых лучей типа А и B. Кроме того, необходимо убедиться, что фактор защиты от солнца (SPF) имеет значение не менее 15 единиц.

Период подросткового возраста у детей – это важный период сексуального созревания в жизни человека. У девочек он наступает в 9-10 лет, а у мальчиков – в 11-12 лет. Родители должны знать как сохранить здоровье подростка и осознавать, что сохранность здоровья ребенка – это процесс трудоёмкий, требующий их активного участия.

1. Следите за тем, чтобы подросток соблюдал режим дня. Ему нужно ложиться спать в одно и то же время. Позволяйте ребенку больше времени быть на свежем воздухе. Длительные прогулки на природе улучшают сон и укрепляют иммунитет. Не позволяйте долго сидеть перед телевизором или компьютером. Ненавязчиво расскажите о вреде курения, наркотиков и алкоголя.

2. Не забывайте о физических нагрузках – водные процедуры и спорт отлично оздоравливают подростков. Правильным шагом будет записать вашего ребенка в бассейн. Возможно, подросток захочет заняться другим видом спорта – разрешите ему это. Может быть, он любит играть в пинг-понг или обожает прыжки в высоту. Благодаря физкультуре, состояние здоровья ребенка будет только улучшаться, а органы и мышцы быстро развиваться. Поощряйте подростка за его стремление заниматься спортом.

3. Не доверяйте сомнительной вакцинации от вирусных болезней. Любые прививки, в том числе от гриппа, лучше не доверять делать отечественным врачам. Как правило, все прививки завозятся в нашу страну из-за границы, чаще всего это неликвиды, которые “подвисли” на складах сомнительных производителей с истекающим или истёкшим сроком годности.

Также внимательно изучайте химический состав каждой прививки – очень часто туда входят соли и растворы тяжелых химических элементов, которые даже через 10-15 лет могут привести к тяжёлым болезням печени или острой почечной недостаточности, а вы даже не будете подозревать, что причина этому – банальная детская прививка. И что пострадал ваш ребёнок из-за преступных коррупционных бизнес-схем в медицине, на которых отдельные люди из власти наживаются, другие же обретают тяжелые болезни и укорачивают срок собственной жизни уже в раннем возрасте.

4. Сбалансируйте питание полезными микроэлементами и витаминами. Включайте в ежедневный рацион фрукты, ягоды, овощи, каши, общеукрепляющие травяные чаи и настойки. Питание должно быть разнообразным, обязательно в составе должна быть рыба, мясо и молочные продукты. Не позволяйте ребенку съедать много сладкого. Из сладостей самый лучший вариант – это черный шоколад в небольшом количестве, который активизирует выработку в организме гормона счастья.

5. Особенность сегодняшнего поколения – это ускорение роста и развития детей по сравнению с прошлым поколением. Сначала половое созревание наступает у девушек. Парни в 14-15 лет и девчонки в 12-13 лет развиты не по годам, они по росту и весу не уступают даже совершеннолетним. Во избежание неприятных сюрпризов лучше самостоятельно объяснить подростку , чтобы не навредить себе и своему партнёру. Но помните, что их эндокринная и нервная системы еще находятся в стадии роста. Не переоценивайте физиологические возможности ваших детей, иначе это может привести к проблемам с их здоровьем.

Проблемы здоровья подростков 15-16 лет

Здоровье как категория бытия является во всем мире важнейшим приоритетом в жизни (А.В. Вехов, 2001). Если о других ценностях бытия (образование, быт, материальное благополучие и пр.) люди вынуждены заботиться, то отношение к здоровью формируется как элемент национальной культуры.

В современной научной (философской, психологической, социологической) и публицистической литературе зачастую наше общество описывается как духовно, душевно, психологически, нравственно нездоровое. В этом плане на образование, как на единственную целостную и сохранившуюся государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих задач сохранение психологического, физического и нравственного здоровья подрастающего населения страны.

Так, И.Е.Оранский (1999) подчеркивает, что здоровье - одна из важнейших человеческих ценностей. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности.

По определению ЮНЕСКО понятие «здоровье», в самых общих чертах, это психическое, физическое и социальное благополучие. Здоровье нового подрастающего поколения - особая боль и забота нашего общества.

Укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из важных государственных задач Республики Беларусь. Подростки - это особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является индикатором социального благополучия и медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.

Проблема приобретает в настоящее время особую остроту в связи с ухудшением показателей здоровья подростков на фоне демографического спада и постарения населения. Так, в Беларуси численность лиц в возрасте 15-19 лет за период с 2008 по 2012 годы сократилась на 23,3% - с 712411000 до 546438000 человек, их доля в 2012 году составила 5,8% от общей численности населения (в 2011г. - 6,2%,в 2010г. -6,6%, в 2009 г. - 7,0%, 2000г. -8,1%).

В подростковом возрасте (15-17 лет) наблюдаются самые высокие темпы роста заболеваемости почти по всем классам болезней, причем преимущественно по тем, которые формируют хронические заболевания. Уровень общей заболеваемости лиц 15-17 лет в 1,4 раза выше того же показателя у взрослых. Основными классами заболеваний, формирующими уровень первичной заболеваемости, являются болезни органов дыхания(61 -72% в структуре заболеваемости), внешние воздействия, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни нервной системы и органов чувств.

К наиболее актуальным медико-социальным аспектам проблемы здоровья подростков следует отнести связанные с репродуктивным и психическим здоровьем. Это, прежде всего, инфекции, передаваемые половым путем, и подростковая беременность. Из общего числа производимых в Беларуси абортов на подростковый возраст приходится 9-10%.Абсолютное число абортов, производимых подростками, постепенно снижается. Однако каждый десятый аборт проводится у подростков и молодежи в возрасте до 20 лет.

За последние 10 лет выявлены негативные тенденции в показателях физического развития подростков. Установлено достоверное снижение темпов роста. Снижается доля подростков с нормальным физическим развитием.

Особая роль принадлежит детской инвалидности, поскольку состояние здоровья детей и подростков определяет трудовой потенциал общества. Тяжесть первичной инвалидности в данной возрастной группе ниже, чем детей младшего возраста, за счет более низкого удельного веса детей-инвалидов с 3 и 4 степенью утраты здоровья. Однако среди детей 15 -17 лет доля наиболее тяжелой степени утраты здоровья увеличилась с 5,9% в 2002 г. до 11,7% в 2010г.

Подростки - это тот возрастной контингент, уровень смертности которого относительно невелик по сравнению с другими возрастными группами населения. В то же время, анализ подростковой смертности в Беларуси показал, что 75% от общего числа смертей можно было предотвратить, поскольку они были обусловлены несчастными случаями (34%), самоубийствами (30%) злоупотреблением или отравлением психоактивными веществами (6%), алкогольной интоксикацией (5%). Проблема самоубийств среди молодежи чрезвычайно актуальна во многих странах и является третьей по значимости причиной смерти среди молодых людей в Европейском регионе.

Заключение по параграфу 1.3

Статистические данные показываю что большие интелектуальные и статические влияния на школьников наряду с ограниченой двигательной активностью, несбалансибованным питанием, а так же ведением малоподвижного образа жизни ведут к ухудшению зрения, деятельности сердечно-сосудистой системы, нарушению обмена веществ, уменьшению сопротивляемости организма к воздействиям неблагоприятных факторов, и как следствие все это приводит к общему снижению уровния здоровья школьников. И одним из рациональных путей который позволит увеличить адаптационные возможности организма, повысить уровень здоровья, подготовить личность к результативной деятельности - это путь занятий физической культурой и спортом.

Заключение по ГЛАВЕ 1

Трудно переоценить значение игр для человека. Ведь он начинает использовать их практически с самого момента рождения. Они помогают ему познавать мир, развиваться. Спортивные игры сформировались именно на основе игровой деятельности, которая заложена в человеке. И такие игры связанные со спортом, состязаниями выделили в отдельную группу, которую назвали спортивные игры (или игровые виды спорта)

Игровые виды спорта - прекрасный инструмент который можно использовать как для совершенствования физической подготовленности занимающихся, так и как оздоровительный элемент. Очень велико его как командное так и индивидуальное влияние на личность спортсмена. Спортивные представляют ряд требований к воспитанию личности спортсменов. Тут и воспитание коллективизма, развитие способности жертвовать собственными интересами ради команды, чувства помощи и поддержки. Так же высокое место занимает значение игровых видов спорта в воспитании волевых качеств. Игровые виды спорта способствуют развитию гармоничной личности.

Что особенно важно для подростков 15-16 лет. Ведь именно в этом возрасте происходят многие изменения как в организме, так и в личности подростков. Происходит половое созревание, отмечается значительное развитие центральной нервной системы. Совершенствуется абстрактно-логическое мышление. Однако нервная система обладает пока еще низкой устойчивостью к действию высоких умственных и физических нагрузок, что обходимо учитывать при работе с подростками.

У подростка заметно повышается острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, а занятие игровыми видами спорта с динамической сменой игровых сцен, и необходимостью постоянного контроля широкой области игровой площадки способствует как их быстрейшему развитию, так и закреплению в процессе становления.

Но также в данный период подростки подвержены различным заболеваниям. К наиболее часто встречаемым можно отнести проблемы репродуктивного здоровья и психического состояния. Век компьютеризации - ведет подростка к малоподвижному образу жизни. Что влечет за собой вереницу как физических так и психологических проблем. Тут и избыточный вес, и неприязнь "живого" общения с другими людьми. По данным статистики за последние 10 лет выявлены снижение темпов роста, упала доля подростков с нормальным физическим развитием.

Содержание

Введение

Тенденция состояния здоровья подрастающего поколения.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи. В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психо-эмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д. Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье. Здоровье будущего поколения в наших руках, если мы не воспитаем в наших детях культуру здорового образа жизни то это может губительно повлиять на нашу нацию и на здоровье последующих поколений. Наше физическое состояние непосредственно влияет на состояние наших будущих или уже рожденных детей. Это очень глобальная проблема которая зарагивает общекультурные ценности и нормы, она на столько большая что имеет огромное множество проблем которые нам с вами предстоят решить. В своем реферате я затронула только часть проблемы валеологического воспитания подростков их культуры, а в частности такие общеизвестные проблемы как: наркомания, детский и подростковый алкоголизм, психические заболевания подростков и низкая физическая активность. На основании многочисленных источников можно выявить пути возможной профилактики и предупреждения этих проблем.

Факторы влияющие на состояние здоровья подростка

На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.

Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.

Здоровье детского населения представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, то есть является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом.

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

  1. значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);
  2. стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников;
  3. резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
  4. увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.

Организация правильного здорового питания детей и подростков имеет не только медицинское значение как фактор сохранения здоровья конкретного ребенка и его последующего развития, но и большое социальное значение как фактор, определяющий здоровье будущих поколений.

Значение питания в детском и подростковом возрасте обусловлено основными факторами, определяющими различие зрелого и детского организма, а именно - ростом и развитием. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии. В свою очередь, высокие потребности в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела детей вызывают необходимость правильного подбора пищевых продуктов и их соотношения, способов кулинарной обработки и других особенностей организации питания, обеспечивающего организм пищевыми веществами и энергией.

Рост - это увеличение физических размеров тела или его частей, связанное с увеличением размера или количества клеток. Под развитием понимают приобретение и совершенствование функций, связанных с дифференциацией и созреванием органов и систем. Рост и развитие детерминированы как внутренними факторами (генетическими, гормональными), так и факторами окружающей среды. В практической медицине под ростом детей подразумевают увеличение длины и массы тела. Так как измерение массы тела проще и доступнее, то задержка массы тела является индикатором задержки роста, хотя не всегда одновременно наблюдается действительная задержка роста тела в длину.

Здоровье подрастающего поколения

Фундамент здоровья молодежи формируется в детском и подростковом возрасте. Статистические данные свидетельствуют, что уровень заболеваемости подростков традиционно выше, чем всего населения. Самыми распространенными являются болезни органов дыхания. В структуре первичной заболеваемости подростков они занимают около половины всех случаев. На втором месте - травмы и отравления, на третьем - болезни кожи и подкожной клетчатки. Состояние здоровья молодых людей определяет множество факторов - как объективных: экология, здравоохранение, качество условий жизни, так и субъективных. Считается, что в молодом возрасте решающее значение имеют субъективные причины. А это - осознание ценности здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом, отсутствие таких привычек, как злоупотребление алкоголем и табакокурение.

Несмотря на очевидность вреда курения, судя по данным опроса учащейся молодежи, проведенного Комистатом в 2007 году (опрошено 960 подростков 15-17 лет), ежедневно курят 34 % опрошенных юношей. Регулярными курильщицами являются 22 % девушек. Каждый восьмой юноша и каждая двадцатая девушка отметили, что несколько раз в неделю или даже ежедневно употребляют пиво. Физкультуре и спорту уделяют внимание менее половины опрошенных подростков (45 %). Отвечая на вопрос о том, что сдерживает их от занятий физкультурой и спортом, 24 % ссылались на отсутствие свободного времени, 16 % - на большую нагрузку в учебном заведении, 15 % - на лень, а 10 % ответили, что никак не могут организоваться.Следствием пренебрежения физкультурой и высоких учебных нагрузок являются многие нарушения здоровья. В 2007 году в республике профилактические осмотры школьников 15-17 лет выявили понижение остроты зрения у 26% обследованных подростков, нарушение осанки - у 23%. Диагноз «сколиоз» был поставлен 5 % школьникам 15-17 лет.Результаты социологического исследования, проведенного Комистатом в 2008 году среди жителей республики (опрошено 2250 человек, среди них 122 - в возрасте 15-17 лет) показали, что в течение прошлого года ни разу не болели только 27 % опрошенных подростков. Несколько раз в году проблемы со здоровьем возникали у 43 % из них. Характеризуя состояние своего здоровья, 60 % подростков оценили его, как хорошее. Каждый третий ответил, что довольно часто болеет или чувствует себя нездоровым, а 5 % опрошенных указали на плохое состояние своего здоровье. Результаты проведенного опроса показали, что в минувшем году подростки имели проблемы со здоровьем чаще, чем респонденты в других возрастных группах (18-50 лет). Показатели заболеваемости населения превысили подростковые только у лиц старше 50 лет.По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека только на 15 % зависит от медицины. Поэтому каждый должен ощущать потребность быть здоровым и правильно относиться к своему здоровью. Прививать эту культуру необходимо с детства. Только тогда мы будем иметь здоровую молодежь, способную активно работать, созидая национальное богатство.

Семиотика - систематическое описание признаков, феноменов психических заболеваний, является важнейшей составной частью общей психопатологии, поскольку именно в семиотике отражаются наиболее специфические особенности данной группы заболеваний. Семиотика психических расстройств детского и подросткового возраста разработана значительно меньше, чем семиотика психических заболеваний взрослых, описание которой содержится в многочисленных книгах и статьях о психиатрии.

  1. Синдром ухода и бродяжничества
Данный синдром, весьма разнородный по генезу, но довольно однообразный по внешним проявлениям, выражается в повторяющихся уходах из дома или школы, интерната или другого детского учреждения с последующим бродяжничеством, нередко многодневным. Синдром встречается в возрасте от 7 до 17 лет, но наиболее часто в препубертате, преимущественно у мальчиков. По данным, он встречается у 0,5% школьников 10—11 лет. Как показывают работы ряда авторов Лапидес М. И., 1964; Коссова Е. А., 1971; Иванова Ф. И., 1972; Каспарова С. А., 1974; Большаков А. Г., 1981; Stutte Н., 1960, формирование данного синдрома психопатологически различно и отчетливо зависит от особенностей личности, ситуационных факторов и нозологической принадлежности синдрома. Особое значение имеют личностные особенности. Так, у детей и подростков с преобладанием астенических, эмоционально-лабильных, сенситивных черт характера первые уходы связаны либо со сверхценными переживаниями обиды, ущемленного самолюбия, представляя собой реакцию пассивного протеста, либо со страхом перед наказанием или тревогой по поводу какого-либо проступка. При психическом инфантилизме с эмоционально-волевой незрелостью наблюдаются преимущественно уходы из школы и прогулы, обусловленные боязнью трудностей, связанных с учебой. При преобладании аффективно-возбудимых и гипертимных черт характера у подростков уходы связаны с реакциями эмансипации. У подростков с шизоидными чертами в основе мотивации уходов лежит стремление избежать общения с людьми. Первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами связаны с осознаваемым или неосознанным стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения желаний. Перечисленные варианты начальных уходов и побегов можно отнести к группе реактивных. 2. Синдромы патологического фантазирования Синдромы патологического фантазирования — разнородная в психопатологическом отношении и отличающаяся разнообразием форм группа состояний, тесно связанных с болезненно измененным творческим воображением (фантазированием) ребенка или подростка. Эта группа синдромов выделена и описана в основном советскими психиатрами и психологами. Патологическое фантазирование свойственно преимущественно детям дошкольного и школьного возраста, а также младшим подросткам (13—14 лет). В отличие от подвижных, быстро меняющихся, тесно связанных с реальностью фантазий здорового ребенка патологические фантазии стойкие, косные, нередко оторваны от реальности, причудливы по содержанию, часто сопровождаются нарушениями поведения и явлениями дезадаптации. Данные ряда советских психиатров, упоминавшихся выше, и наш собственный клинический опыт свидетельствуют о том, что разным периодам детского и подросткового возраста свойственны различные синдромы патологического фантазирования. Это связано с возрастной эволюцией воображения от его ранних форм, проявляющихся в игровой деятельности, через преимущественно образное воображение к отвлеченным, словесно-логическим формам воображения. Наиболее ранней формой патологического фантазирования является описанное впервые Т. П. Симеон игровое перевоплощение, которое представляет собой рудиментарное проявление деперсонализации. Ребенок на время, иногда надолго (от нескольких дней до недель), перевоплощается в животное (волк, заяц, лошадь, собака), персонаж из сказки, выдуманное фантастическое существо, неодушевленный объект. Поведение ребенка имитирует облик и действия данного объекта. Мальчик 5 лет, перевоплощаясь в паровоз, мог часами изображать движение паровоза по рельсам, крутил руками, как колесами, двигался по одной линии, наклонив голову и корпус вперед, гудел, делал остановки, чтобы «загрузиться углем и водой». Ребенка было трудно отвлечь от этой «игры», переключить на что-либо другое. Прием пищи, необходимые режимные моменты он выполнял поспешно и механически, тут же возвращаясь к «игре в паровоз». Особая охваченность «игрой> свидетельствовала о лежащих в ее основе механизмах сверхценности. 3. Синдром гиперактивности индром гиперактивности стал систематически изучаться с 50-х годов XX столетия. Это сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целенаправленности и импульсивности поступков, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Кроме того, характерны нарушения школьной адаптации, связанные как с перечисленными нарушениями поведения и внимания, так ис частыми трудностями в усвоении школьных навыков (чтения, письма, счета). Нередки также расстройства засыпания. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее интенсивно проявляясь в конце дошкольного и в младшем школьном возрасте. У детей старше 9—10 лет проявления синдрома, прежде всего моторная возбудимость и двигательная расторможенность, постепенно сглаживаются, полностью исчезая после 14—15 лет. Синдром гиперактивности нозологически малоспецифичен. Наиболее часто он встречается при отдаленных последствиях ранних органических поражений головного мозга. В зарубежной, особенно англо-американской, литературе его часто отождествляют с так называемыми синдромами минимального мозгового повреждения и минимальной мозговой дисфункции. 4. Гебефренический (гебефренный) синдром выделен К. Kahlbaum и Е. Нескеr. В развернутом виде он типичен для старшего подросткового и юношеского возраста. Для него характерно немотивированное двигательное возбуждение с дурашливостью, гримасничаньем, клоунизмом, нелепыми выходками, неадекватным смехом. Больной кривляется, прыгает по кроватям, кувыркается, нелепо хохочет, обнажается, может внезапно ударить или обнять. Одновременно наблюдается речевое возбуждение, также вычурное, с манерностью интонации и произношения (больные своеобразно растягивают слова, произносят их сквозь зубы, говорят необычно высоким, пискливым голосом и т. п.), употреблением исковерканных слов, неологизмов. Нередко отмечается сексуальное возбуждение, сопровождающееся нескрываемым онанизмом. Двигательное и речевое возбуждение протекает на фоне «пустого», монотонного эйфорического настроения. Часто имеется разорванность мышления с речевой разорванностью. Гебефренное возбуждение, которое проявляется бессмысленным кривляньем, гримасами, кувырканьем, бросанием на пол вещей, плоскими шутками, негативизмом, во многом напоминает кататоническое возбуждение у подростков (см. часть первую). Кроме того, гебефренные расстройства часто сочетаются с кататоническим возбуждением и ступором (стереотипии, эхолалии, вербигерации, импульсивные поступки, мутизм, негативизм и т. п.). В связи с этим такие состояния определяют как гебефрено-кататонический синдром.

Профилактика и лечение психических заболеваний

Методы профилактики и контроля психических заболеваний предполагают действия во многих направлениях и требуют участия официальных лиц и граждан на национальном, региональном и местном уровнях. На национальном уровне усилия должны быть направлены на улучшение условий в психиатрических лечебницах и клиниках, создание новых больниц и центров общественного здоровья, подготовку персонала (психиатров, психиатрических медсестер, социальных работников, клинических психологов), проведение исследований по профилактике и лечению психических заболеваний, просвещение населения с целью стирания клейма, связанного с психическими заболеваниями. В последние годы люди все больше осознают, что эмоциональные расстройства можно вылечить или предупредить с помощью специальных мер. Это меняющееся отношение находит отражение не только в газетах и других периодических изданиях, но и в принятии широкомасштабных программ психической гигиены все большим числом сообществ, общественных организаций, религиозных общин и т.д. Для укрепления психического здоровья населения необходимо осуществление следующих основных мер: 1) инструктаж родителей и воспитателей, направленный на раннее распознание и понимание личностных расстройств у детей; 2) разработка программ психического здоровья для школ, на предприятий, городов и регионов; 3) создание детских клиник для оказания помощи детям с эмоциональными расстройствами и их родителям; 4) ознакомление всех, кто имеет отношение к воспитанию детей, образованию или оказанию социальной, медицинской и юридической помощи, с концепциями и принципами психологии и психогигиены и их практическим применением; 5) координация всех общественных сил, связанных с охраной здоровья детей и юношества, для того, чтобы начать новую главу в истории психиатрии, связанную с предупреждением психических заболеваний. Поскольку эмоциональные расстройства и в значительной мере психические заболевания связаны с тяжелыми переживаниями в детстве (жестоким обращением, социальным стрессом, физическим и психическим угнетением и т.п.), успех или неудача профилактических усилий зависят в конечном счете от ближайшего окружения детей, т.е. эмоционального климата в доме, семье, обществе.

Проблема низкой физической активности молодежи

Причины и статистика физической активности подростков

Физическая активность детей и подростков. Понятие “физическая активность” трактуется как деятельность индивида, направленная на достижение физического совершенства, и характеризуется конкретными качественными и количественными показателями. Физическая активность в большей степени отражает социально мотивированное отношение человека к физической культуре. Физическая активность должна рассматриваться как главная сфера формирования физической культуры личности. Социальный аспект проблемы формирования физической активности школьников связан с тем, что воздействие природных факторов на развитие физического потенциала подростков имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности самого человека.

Установлено, что в целом для девочек и девушек характерен более низкий уровень физической активности, чем для мальчиков и юношей того же возраста. Так, 64,8, 65,0% и 67,3% девочек и девушек 11, 13 и 15 лет соответственно занимаются физическими упражнениями недостаточно часто. Это не позволяет добиться развивающего (тренирующего) эффекта занятий физическими упражнениями. Процентное отношение мальчиков и юношей соответствующего возраста, которые занимаются физическим упражнениями недостаточно часто, составляет 44,7, 44,6 и 53,9%.

Невысокий уровень здоровья школьников обязывает сегодня считать внедрение здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий одним из стратегических направлений системы образования. В последнее десятилетие жизнь детей, и в особенности старших школьников, значительно усложнилась. Увлечённость общества инновационными учебными заведениями, своеобразная «мода на образованность» приводит к психофизическим перегрузкам учащихся, что сказывается и на общем состоянии здоровья, и на формировании личности в целом, поскольку эти процессы являются взаимосвязанными. Большой объём информации, который требуется освоить, приводит к значительному снижению физической активности. Имеются данные о том, что на школьный период приходится наибольший рост невротических реакций и неврозов, что связывают с увеличением удельного веса неврогенных факторов: повышенные эмоционально-коммуникативные нагрузки, нервное перенапряжение, постоянное психическое утомление учащихся старших классов на фоне выраженной у них гиподинамии. Закономерным итогом становится разбалансировка внутренних сил организма, нарушение деятельности высших нервных центров.

Основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации

Система физического воспитания, объединяемая Министерством образования, включает в себя: 65,7 тысяч образовательных учреждений общего образования, в которых занимаются физической культурой более 18 млн. школьников (95.8%); 3872 образовательных учреждений начального профессионального образования - около 1.5 млн. учащихся (93.5%); 2713 образовательных учреждений в среднем профессиональном образовании - около 1.4 млн. студентов (81,9 %); 622 учреждений высшего профессионального образования - около 1.5 млн. студентов (59.4 %.). В настоящее время в стране функционирует 158 врачебно-физкультурных диспансеров и 200 центров медицинской профилактики. Кроме этого, кабинеты (центры) спортивной медицины имеются и при отдельных спортивных объединениях и организациях. Физическая культура в образовательных учреждениях представлена как образовательная область, как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования целостного развития личности учащихся. Она направлена на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств и создает предпосылки для многообразных проявлений творческой активности. Являясь обязательным элементом образования, физическая культура способствует гармонизации телесного и духовного единства учащихся, формированию у них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие.

Одним из важнейших признаков является непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп учащейся молодежи на всех ступенях образования.Непрерывность и преемственность физического воспитания учащейся молодежи в системе образования обеспечиваются:

  • единой законодательной нормативно-правовой базой в области физической культуры, спорта и образования;
  • совокупностью преемственных примерных учебных программ различных уровней образования по физической культуре;
  • систематическим использованием средств физической культуры в режиме учебного и внеучебного времени;
  • сочетанием различных форм занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом в течение учебной недели;
  • системой гигиенического обучения и воспитания учащейся молодежи, формирования навыков здорового образа жизни;
  • обязательностью требований по контролю динамики физической подготовленности учащейся молодежи в образовательных учреждениях.

Учебный процесс по физическому воспитанию в образовательных учреждениях дополняется внеучебными формами занятий физической культурой в спортивных клубах и коллективах физической культуры. В настоящее время во внеучебных занятиях участвуют более 5 млн. учащихся, что составляет 18,6% от контингента обучающихся в системе образования.

С 1993 года Министерством образования Российской Федерации совместно с Госкомспортом России, Минздравом России и РАО проделана определенная работа по формированию нормативно-правового, кадрового и учебно-методического обеспечения процесса физического воспитания в системе образования:

  • в Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27.04.1993 г. и в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.1999 г. включены положения по развитию физической культуры и спорта в образовательных учреждениях;
  • в Национальную доктрину образования в Российской Федерации от 04.10.2000 г. включены вопросы формирования здорового образа жизни, физического развития и воспитания учащейся молодежи;
  • в региональные законы в области физической культуры в большинстве субъектов Российской Федерации включены положения о физическом воспитании учащейся молодежи;
  • в типовые положения об образовательных учреждениях включены вопросы организации процесса физического воспитания учащихся и студентов;
  • в государственные образовательные стандарты включены требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по физической культуре;
  • издан приказ Минобразования России от 01.12.99 №1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования";
  • издан приказ Минздрава России от 20.08.2001 №337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры";
  • разработано и издается новое поколение учебной и учебно-методической литературы по физической культуре для учащихся, студентов и преподавателей;
  • утверждены перечни учебного спортивного оборудования по физической культуре для общеобразовательных учреждений России;
  • формируется система текущего и итогового тестирования физической подготовленности учащихся и выпускников образовательных учреждений.

В системе физического воспитания учащейся молодежи работают 124,2 тыс. специалистов физической культуры. Средняя обеспеченность кадрами в расчете на одного специалиста в дошкольном образовании составляет 336 детей; в общеобразовательных учреждениях - 229 учащихся; в начальном профессиональном образовании - 312 учащихся, в среднем профессиональном образовании - 226 студентов; высшем профессиональном образовании - 197 студентов.

Подготовка кадров по физической культуре для системы физического воспитания учащейся молодежи осуществляется по одному направлению и семи специальностям в 216 образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, подведомственных Минобразованию России и Госкомспорту России.

В последние годы открыты четыре новые специальности: 2307 "Туризм", 0317 "Педагогика дополнительного образования" с квалификацией "Педагог дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности" - в среднем профессиональном образовании, 022500 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)" - в высшем профессиональном образовании, 0323 "Адаптивная физическая культура" - в среднем профессиональном образовании, 022400 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" - в высшем профессиональном образовании.

Для специальности "Адаптивная физическая культура" открыты новые должности для преподавания физического воспитания в образовательных учреждениях. Кроме этого, открыта подготовка кадров в вузах физической культуры по специальностям: 031100 "Педагогика и методика дошкольного образования", 031200 "Педагогика и методика начального образования".

Вместе с тем, в последние годы в системе образования наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащейся молодежи России. По данным научных исследований, лишь около 10% молодежи можно считать здоровыми, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием.

Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последние двенадцать лет количество граждан, годных к военной службе, сократилось почти на треть (с 92,7% до 67%). В то же время количество граждан, ограниченно годных и временно не годных к военной службе, возросло почти в 5 раз (с 4,5% до 22,3% и с 2,1% до 10,3% соответственно). Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке.

За последние два года в 2,4 раза увеличилось количество граждан, освобожденных от призыва на военную службу, в связи с диагностированием у них алкоголизма и наркомании.

Стратегия обеспечения здоровья детей, подростков и молодежи путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний является пассивной, не в полной мере отвечающей современным представлениям о повышении и сохранении высокого уровня здоровья.

Несмотря на количественный рост кадров в области физической культуры, спорта и туризма, органы управления образованием субъектов Российской Федерации отмечают недостаток специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, организаторов в сфере оздоровительной работы и туризма. Не хватает также учителей физической культуры для общеобразовательных школах и, особенно, сельских и малокомплектных школ.

Прогнозируемые изменения потребности в специалистах физической культуры, связанные с демографическими процессами, выдвигают острую проблему долгосрочного планирования подготовки кадров по физической культуре в высших и средних специальных учебных заведениях.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе являются: повышение физической и умственной работоспособности, освоение и развитие основных двигательных умений и навыков, воспитание правильной осанки и ее коррекция.

Заключение

В народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и жизнь, в первую очередь, зависят от него самого. Прежде всего, речь идет о формировании у человека здорового образа жизни, опирающийся на сознательное и ответственное отношение к своему здоровью, не сводящееся к борьбе с болезнями. Здоровый образ жизни - это знание правил санитарии, гигиены жилищ и экологии, строгое соблюдение гигиены тела, приобщение к физкультуре и спорту, гигиена физического и умственного труда, гигиена личной жизни.

И мы должны воспитать в наших детях культуру здорового образа жизни. Здоровье будущих поколений в наших руках и если мы не примем соответствующие меры по улучшению качества нации, то последствия могут быть плачевными.

Здоровы образ жизни - это четкие знания о вредных факторах и привычках (курение, алкоголь, наркотики) и сознательное негативное отношение к ним. Словом, главная цель- добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Список литературы

1. http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=27758&p_page=4

2. Романова О.Л. Первичная профилактика наркологических заболеваний у детей// Вопросы наркологии. 1993. N3. С.53-59.

3. Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во МГУ, 1984.

4. Гульдан В.В., Романова О.Л., Сиденко О.К. Представления школьников о

наркомании и токсикомании//Социологические исследования. 1989. №3. С.66-71.

5. Гурски С. Внимание - наркомания! М.: Медицина, 1988.

7. Курек Н.С. Медико-психологический подход к диагностике повышенного риска заболевания наркоманией у подростков и коррекция их эмоциональных нарушений//Вопросы наркологии. 1993. №1. С.66-71.

8. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997.

9.Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во МГУ, 1984.

10. Берн Э. Трансактный анализ в группе. М.: Лабиринт, 1994.

11. Латышев Г.В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. М.: Медицина. 1991.

12. Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. М.: Медицина, 1986.

13. Пятницкая И.Н. Наркомании. М.: Медицина, 1997.

14. Научная статья Ф. Ямбиков "Профилактика наркомании в подростковой среде"

15. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л.: Медицина, 1991.

16. http://psihicheskiezabolevanija.ru/

17. http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/39/1003905/1003905A.htm

18. http://stat.edu.ru/CD/section4/s4a1.htm



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!