Ребенок присаживается. Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть: в каком возрасте это происходит у мальчиков и девочек

Новорожденная крошечка так быстро растет, вот уже и полгода скоро, а она никак не сидит сама. И у мамы возникает вопрос: а когда ребенок начинает сидеть и не пора ли мне что-то сделать для этого? Сколь бы сильно не хотелось родителям ускорить процесс самостоятельного сидения чада, от педиатров они услышат одно – не спешите, не торопите его.

Обычно малыши садятся самостоятельно ближе к 6–8 месяцам. К этому времени мышцы уже достаточно крепки и готовы к поддержанию тела в новом положении. Особую роль и в этом процессе играет индивидуальное развитие, поэтому не стоит требовать от малыша в шесть месяцев того, к чему он не готов физически.

Довольно часто, когда грудничок начинает сидеть в 9 или даже 10 месяцев, педиатры называют это нормальным и относят к индивидуальным особенностям развития.

Мнения педиатров о том, когда дети начинают сидеть самостоятельно, расходятся. Общепринятыми нормами считается возраст от 6 до 8 месяцев. При этом крепкие, активные дети вполне могут самостоятельно сесть уже в 5 месяцев. А вот пухленькие, крупные или рожденные раньше срока, наоборот, начинают присаживаться с запозданием – к 9–11 месяцам.

Не последнюю роль играет и пол ребенка. Девочка точно попробует начать садиться раньше. И получится это у нее даже в 4–5 месяцев. Тогда родителям следует немного попридержать кроху, дав ей еще месяц для окончательного укрепления опорно-двигательной системы.

А вот мальчики в этом плане больше вписываются в стандартные нормы и до полугода садяться редко.

Присаживать детей или нет?

Вот тут без вариантов – высаживать ребенка педиатры всего мира категорически не рекомендуют. Ведь то, во сколько месяцев начинает сидеть ребенок, полностью зависит от готовности его мышц поддерживать тело в таком положении. К тому же ортопеды уверенны – до полугода вертикальное положение крохи естественным не является.

Чем опасно ранее присаживание неподготовленного грудничка:

  • Чрезмерная нагрузка на позвоночник может вызвать его искривление, а с возрастом появятся боли в спине. Возможно развитие раннего радикулита и прочих проблем с позвоночником.
  • Также ранее присаживание вредит и мышцам, неготовым к нагрузкам. Появляется гипертонус, болезненные ощущения, что приводит к капризности.
  • Неокрепшие кости малыша склонны к деформациям. Ранее присаживание почти всегда приводит к деформации тазобедренных костей разной степени тяжкости.

Дабы избежать проблем с опорно-двигательной системой и формированием костей ребенка, специально заставлять ребенка сесть самому однозначно не нужно. Необходимо запастись терпением и подождать, потому что, только когда младенец начинает сидеть сам, можно с уверенностью говорить о его готовности к этому.

Поэтапное развитие навыка сидения у детей

До того момента, когда ребенок начинает сидеть без посторонней помощи, он проходит несколько последовательных этапов становления этого умения:

  1. Сначала, обычно ближе к 5–6 месяцам, грудничок постепенно учится приподнимать грудь с положения лежа на животе, уже может уверенно держать и поворачивать голову. Таким образом он тренирует мышечную систему, подготавливая ее к дальнейшему развитию. Именно от этого и зависит тот возраст, когда начинает сидеть малыш сам, без опоры. Важно поощрять его желание поползти, приподнять грудку, но присаживать ни в коем случае еще нельзя. Пока что он будет пытаться сесть, заваливаясь то на один, то на другой бок, то на спину. Это говорит о его неготовности к полноценному сидению.
  2. К 7-8-месячному возрасту, когда ребенок сидит более уверенно, можно ему немного помогать, обучая и стимулируя тренировки, попытки поменять положение. Довольно быстро он перестанет валиться в разные стороны, начнет с удовольствием пытаться сесть из положения лежа, опираясь на руки.
  3. Почти всегда ребенок сидит самостоятельно в возрасте 8–10 месяцев. Движения его уверенны, он с легкостью меняет положение на сидячее с лежачего на животе или боку. На этом освоения навыка можно считать завершенным.

Из этого делаем вывод о том, в каком возрасте ребенок должен сидеть без помощи посторонних. Наиболее часто это происходит в 6-9 месяцев, но и сидение в 5 или 10 месяцев тоже является вариантом нормального, индивидуально развития.

Фото с сайта pixabay.com

Как подготовить ребенка сидеть самостоятельно

Чтобы приблизить момент, когда новорожденный начинает сидеть, нужно приложить немного усилий и помочь ему. Для этого необходимо:

  • Развивать опорно-двигательную и мышечную систему малыша с помощью регулярных занятий без большой нагрузки.
  • Делать крохе расслабляющий массаж. Достаточно одного раза в сутки.
  • Почаще выкладывать на живот, стимулировать ползание.

Придерживаясь этих несложных советов можно приблизить момент, когда дети начинают сидеть самостоятельно.

Что делать, если малыш не научился сидеть к 9 месяцам?

Однозначно не стоит паниковать. Бывают случаи, когда грудничок начинает сидеть ближе к 10–11 месяцам из-за индивидуальных особенностей развития.

Тем не менее если к девятимесячному возрасту кроха не предпринимает попыток сесть самостоятельно, то необходимо проконсультироваться с неврологом, ортопедом, педиатром. Именно они точно скажут, есть ли повод для беспокойства. В качестве помощи назначат курс специальных упражнений, массажа.

Что не нужно делать при обучении ребенка сидеть самому?

Хотите узнать во сколько ребенку можно сидеть без вреда для здоровья? Присмотритесь к нему. Если он вовсю пытается удержаться сидя, а спинка его при этом не округлена, завалы в разные стороны становятся все реже и реже – значит, ребенок почти готов и скоро сядет самостоятельно.

Но даже в этом случае категорически запрещено:

  • Обкладывание подушками и прочими приспособлениями для поддержания тела в вертикальном положении.
  • Специальное садить ребенка до тех пор, пока он не сделает этого сам.
  • Ношение в кенгурушках и переносках, не обеспечивающих физиологическое положение тела.
  • Садить ребенка у себя на коленях.
  • Раннее сидение в коляске.

Пренебрежение этими запретами приведет к значительным проблемам со здоровьем ребенка.

Главное правило для родителей – не торопить события и ни в коем случае не усаживать ребенка, пока он сам этого не сделает.

Можно помочь малышу быстрее сидеть самостоятельно, занимаясь с ним легкими физическими упражнениями, обучающими присаживаться, делая ему массаж и поощряя ползание, лежание на животике. Только так современные мамы помогают своим деткам, заботясь при этом об их здоровье и полноценном развитии. Занимайтесь со своими детьми и все у вас будет вовремя. А это – самое главное!

Полезное видео о том, когда ребенок начинает сидеть

Ответа

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Здравствуйте, молодые родители. В каждой семье ждут с нетерпением, когда их карапуз научиться самостоятельно сидеть, его можно будет оставить в манеже , обложить игрушками, ребёнку значительно интереснее будет коротать время на прогулках, ведь теперь он сможет видеть, что вокруг происходит, ведь детки очень любознательны. Для малыша это очень важный этап в жизни.

Признаки готовности

Наблюдая за своим малышом, вы сможете заметить, что его организм достаточно окреп и правильно сформировался, обрёл все необходимые навыки крупной моторики для того, чтоб научится самостоятельно сидеть. Это время приблизительно припадает на шестимесячный возраст. Характерными признаками готовности являются:

  1. Малыш самостоятельно удерживает голову.
  2. С лёгкостью может совершать перевороты, как со спины на живот, так и обратно.
  3. Ребёнок, когда лежит на животе, приподнимает верхнюю часть своего туловища, опираясь на руки.
  4. Карапуз, когда лежит на спинке, приподнимает верхнюю часть своего тела хотя бы на короткое время.
  5. Может практически присаживаться, уцепившись ручками за руку взрослого человека.

Наличие данных умений говорит о том, что мышцы малыша готовы к появлению новой нагрузки в качестве самостоятельного сидения.

Этапы развития способности сидеть

Помню, как мы не могли дождаться, когда сыночек научиться сидеть самостоятельно. Это новый этап в развитии малыша. Мой совет – запаситесь терпением и не подгоняйте события. Вы должны понимать, что ничего не происходит за одну минуту. И, если считается, что детки в среднем садятся в 6 месяцев, это не значит, что как только ваш карапуз достигнет шестимесячного возраста – сразу сядет. Этот процесс происходит постепенно. У кого-то малыш начинает совершать первые попытки ещё до полугодовалого возраста, и быстрее других умудряется уверенно освоить этот навык, а кто-то только около семи месяцев начнёт совершать попытки, а уверенно сядет лишь в восьмимесячном возрасте. Мой ребёнок начал сидеть в возрасте шести месяцев и трёх недель, делал это уже достаточно уверенно и правильно. А первые попытки, когда он сидел, как неваляшка, он начал совершать с пяти месяцев и двух недель.

Давайте разберёмся, как в среднем происходят этапы становления этого навыка у детей в зависимости от их возраста:

  1. Как правило, малыш, которому только исполнилось полгода, уже пытается садиться. Однако это у него ещё не очень получается, для этого ребёнку приходится использовать две ручки, чтоб создавать себе опору. Практически всегда сидит он в таком положении считанные минуты, а потом заваливается, так как теряет равновесие. Многим малышам ещё сложно самостоятельно присесть, они используют мамину руку, на которой подтягиваются.
  2. В семимесячном возрасте большинство карапузов уже умеет сидеть, при этом им не нужно использовать опору. Малыш может даже крутиться в разные стороны, не теряя при этом своё равновесие.
  3. В восьмимесячном возрасте практически все дети уверено осваивают этот навык. Могут не только долго сидеть, но и самостоятельно принимать это положения из позиции «лёжа на животе» или «лёжа на спине».

Когда ребёнок самостоятельно садится

Бытует мнение, что разнополые дети садятся в разное время, однако это не всегда так. Очень часто время того, когда ребёнок первый раз садится, зависит от его индивидуальных особенностей и от того, как родители позаботились о подготовительном этапе, занимаясь упражнениями для укрепления скелетной мускулатуры. В среднем первые попытки сидеть припадают на полугодовалый возраст, однако деткам нужно время, чтоб научиться не только самостоятельно и уверенно сидеть, но и на то, чтоб наловчиться принимать сидячее положение из разных поз, и такой момент в среднем наступает аж в восьмимесячном возрасте.

Если вы всё-таки задаётесь вопросом, когда начинают сидеть мальчики, то это может быть возраст пяти месяцев. Однако, тут мы говорим о первых попытках ребёнка сидеть, опираясь двумя ручками.

Если вам интересно, когда начинают сидеть девочки – в шесть, семь месяцев.

Считается, что нельзя садить малыша до того, как он сам начнёт проявлять инициативу, лучше просто делать с ним упражнения для укрепления мускулатуры. Также не рекомендуется, чтоб девочки садились раньше полугодовалого возраста, потому что считается, что это способствует нарушению развития органов малого таза, для мальчиков этот период – до пяти месяцев.

Как нужно правильно сидеть

Когда ребёнок начинает сидеть самостоятельно, важно убедиться, что он делает это правильно. Ведь, если малыш будет неправильно удерживать голову, или позвоночник будет находиться в неправильном положении, он начнёт сильно уставать, к тому же это плохо повлияет на правильное развитие.

Так какие же признаки будут свидетельствовать о том, что карапуз сидит правильно:

  1. Голова должна быть слегка наклонена вперёд.
  2. Шея у ребёнка разогнутая.
  3. Поясница должна быть согнута.
  4. Грудной отдел позвоночника разогнут.
  5. Тазобедренные суставы карапуза должны быть согнуты, при этом они наклонены вперёд.
  6. Руки малыша выставлены вперёд и являются опорой в процессе сидения.
  7. Ножки ребёнка разведены в стороны, развёрнуты наружу.

Что нельзя делать

Когда карапуз ещё не научился самостоятельно сидеть, а, кажется, что уже давно пора, некоторые родители пытаются ускорить этот процесс. Беда в том, что они не знают, что своими действиями только усугубляют ситуацию и могут навредить своему малышу.

Так что же нельзя делать в данной ситуации:

  1. Вы ошибаетесь, если думаете, что малыша, который ещё сам не способен сесть можно умостить между подушками, и он сможет долго находиться в таком положении. Какое-то время в окружении опор со всех сторон ребёнок действительно просидит, однако при этом будет оказана сильная нагрузка на ещё неподготовленный позвоночник малыша.
  2. Не садите кроху под прямым углом к себе на колени.
  3. «Кенгуру» для вашего карапуза рано, если вы думаете сажать его в сидячем положении.
  4. В коляске малыш должен находиться в лежачем положении или полулёжа, но не сидеть. Позаботьтесь о том, чтоб угол наклона соответствовал этим требованиям.

Основные упражнения с новорождённым

Не все знают, но начиная с первых недель жизни, мама может делать с малышом упражнения, которые благоприятно повлияют на то, чтоб карапуз своевременно научился сидеть. Также важное влияние окажет регулярная гимнастика и расслабляющий, пусть даже и лёгкий массаж. Важно начинать с совсем маленькой и практически незаметной нагрузки, которая будет постепенно увеличиваться по мере взросления крохи. Кроме того, что физические упражнения будут благоприятно влиять на развитие опорно-двигательного аппарата, а, соответственно, и крупной моторики, они также будут способствовать укреплению защитных функций организма.

Новорождённому можно делать такое упражнение: выкладывать карапуза на животик, начиная после двух недель со дня рождения. Именно это упражнение поспособствует тому, что ребёнок начнёт удерживать голову, потом овладеет навыками самостоятельного переворота, а дальше навыки крупной моторики карапуза будут совершенствоваться вплоть до приобретения способности подниматься в сидячее положение и уверенно в нём находиться, а дальше и ходить.

Занятия для стимулирования

С четырёхмесячного возраста можно начинать практиковать упражнения, которые будут укреплять мышцы крохи, да ещё и поспособствуют своевременному, а иногда и раннему развитию способности сидеть самостоятельно:

  1. Повесьте над кроваткой кольца (размер, чтоб малыш мог ухватиться, просунуть в них ручку), на таком уровне, чтоб карапуз спокойно мог дотянуться. Со временем они заинтересуют малыша, он начнёт хвататься за них и потихоньку подтягиваться.
  2. Когда малыш лежит на спинке, можно ставить перед ним свои указательные пальцы, особенно если ребёнок в этот момент тянется к вам своими ручками. Малыш будет цепко хвататься, и подтягиваться, буквально на несколько секунд, а потом снова опустите кроху. Помните, что угол его подъёма не должен превышать 45 градусов, под ровным углом ему ещё вредно сидеть, это серьёзная нагрузка для неокрепшего позвоночника.

Мой сынок начал подниматься, держась за прутья в кроватке, когда ему было 5 месяцев, мне тогда казалось, что он уже сам не может дождаться, когда, наконец, научится сидеть. Ребёнку было любопытно, что вокруг происходит. При подтягивании он поднимался, создавая угол приблизительно 30 градусов, смотрел по сторонам не больше минуты и снова ложился. А потом переворачивался на животик и уже так пытался рассмотреть, что вокруг происходит.

  1. С раннего детства необходимо выкладывать карапуза на животик, а сейчас пришло время добавить действия этому упражнению. Когда ребёнок лежит на животике, поставьте свою ладонь так, чтоб малыш упёрся своими стопами в неё, при этом важно, чтоб ножки были согнуты в коленках. Теперь нужно поместить перед карапузом что-то яркое или его любимую игрушку. Малыш попытается дотянуться до неё, но не сможет, тогда ребёнок должен попытаться подползти, отталкиваясь от вашей руки.
  2. Во время принятия водных процедур, а их лучше уже совершать во взрослой ванне, позволяйте карапузу плюхкаться, барахтаться, удерживайте его, таким образом, чтоб создавалось впечатление, что малыш плывёт.
  3. Очень важное место занимает расслабляющий массаж, который необходим для всего тела ребёнка. Он поможет не только укрепить мышцы, но и поспособствует снятию избыточного напряжения.

Не расстраивайтесь, если вашему малышу уже 6 месяцев, а он всё ещё не пытается сидеть. Помните, что все детки индивидуальны и нет необходимости торопить события, особенно если вы видите, что в остальном ваш ребёнок нормально развивается, набирает вес. Также не переживайте, если ровесники вашей крохи уже уверенно сидят, а ваш малыш ещё только начинает сидеть, как неваляшка. Однако не стоит забывать и о физических упражнениях, купании и массаже, ведь эти процедуры стимулируют ребёнка сесть. Желаю вам терпения и благоразумия, пусть ваш карапуз сядет, когда будет достаточно готов к этому шагу, будьте здоровы!

Особо активные родители очень любят делиться с окружающими достижениями своих детей, поэтому нередко у молодых мамочек заранее формируется представление о том, в какое время должны происходить те или иные вещи, например, когда ребенок начинает ходить. Если же этот срок подошел, а малыш еще не сделал даже первого уверенного шага, начинается паника. На самом деле даже специалисты не устанавливают строгие временные рамки для важного события. В возрасте до 1,5 лет дети во многих вопросах развиваются индивидуально. Прорыв может случиться в любой момент, и помощь со стороны родителей малышам нужна крайне редко. Не нужно слепо верить страшным историям бабушек и подруг, лучше проконсультироваться с педиатром, который осмотрит ребенка и даст все необходимые указания.

В каком возрасте ребенок начинает ходить и как это происходит?

Возрастной промежуток, который считается оптимальным для первых шагов, – от 9 месяцев до 1,5 лет. У большинства это происходит примерно в годовалом возрасте. Во внимание принимаются только те шаги, которые ребенок делает самостоятельно, без помощи и ходунков. У всех это происходит по-разному. Одни сначала пытаются опираться на мебель, другие сразу встают на ножки и после нескольких попыток – идут. Оба варианта считаются физиологической нормой.

То, во сколько малыш делает первые шаги, зависит от многих факторов.

  1. Наследственность. Если кто-то из родителей пошел поздно, не нужно торопить малыша и ждать ранних успехов.
  2. Конституция ребенка. Пухлые и крепкие карапузы не так быстро привыкают к своему телу и не стремятся вставать, ползать им гораздо удобнее.
  3. Половая принадлежность. По статистике, девочки начинают ходить значительно раньше, чем мальчики.
  4. Темперамент и уровень активности. Спокойный ребенок может долго ползать, познавая мир на своем уровне, независимый и любопытный человечек постарается поскорее встать.

Стоит отметить, что первые детские шаги отличаются от походки взрослого и это не зависит от того, во сколько месяцев они были сделаны.

  • Стопы ставятся параллельно друг другу.
  • Шаги «штампуются». Особенности строения еще не позволяют стопе перекатываться с пятки на носок.
  • С центром тяжести еще возникают проблемы, поэтому первое время малыши часто падают. Следить за ребенком в это время нужно особенно пристально, но не нужно доходить до фанатизма. Скелет и мышцы грудничков отличаются повышенной эластичностью, поэтому риск возникновения переломов или растяжений минимален.
  • Бывает, что дети идут сразу на носочках, но этот момент требует отдельного рассмотрения.



Малыш пошел раньше или позже оптимального срока – хорошо это или плохо?

Случаи, когда ребенок начинает ходить намного раньше или позже установленных сроков, требуют индивидуального рассмотрения, т. к. могут указывать на определенные патологии развития.

  • Если малыш пошел в возрасте до 9 месяцев (обычно это случается в результате повышенной активности родителей), не стоит радоваться. К этому времени мышцы еще очень слабы, они не способны выдержать вес тела без последствий. Это особенно опасно для детей, страдающих от избыточного веса. Зачастую это приводит к искривлению ног в области голеней, формированию неправильного положения стоп при ходьбе.
  • Дети, в возрасте старше полутора лет, которые не ходят, сколько бы их ни ставили на ножки, могут страдать от ослабленного иммунитета или переживать последствия скрытой родовой травмы. В некоторых случаях речь может идти и об элементарных особенностях организма, приводящих к медленному укреплению мышц ног и позвоночника.

О каком бы состоянии ни шла речь, любые укрепляющие и стимулирующие манипуляции должны проводиться только после консультации со специалистом. Любая самодеятельность может усугубить ситуацию.



Как помочь ребенку сделать первые шаги?

Стимулировать ребенка к новым достижениям можно и нужно. Только делать это рекомендуется мягко, ненавязчиво и без фанатизма. Не стоит принуждать малыша, родители должны только помогать.

Существует несколько вспомогательных методик, которые не только помогут ребенку пойти, но и окажут положительное воздействие на общее состояние организма.

  • Регулярный массаж . Легкое поглаживание, поверхностное растирание и легкое постукивание по спинке, голеням и стопам ребенка позволит снять гипертонус мышц и укрепить при этом волокна. По поводу того, сколько делать повторений и какие именно упражнения использовать, необходимо проконсультироваться с ортопедом или детским физиотерапевтом.
  • Специальная гимнастика в комплексе со стимулирующими упражнениями . Оптимальным набором упражнений считается пассивное сгибание и разгибание ножек, стояние на носочках с помощью родителей. По мере укрепления мышц вводят приседания, подпрыгивания и потягивания с помощью опоры или при поддержке взрослых.
  • Применение игрушек-каталок . Этот вид вспомогательных предметов дети очень любят. Они с удовольствием опираются на яркие игрушки и толкают их перед собой, привыкая к технике движения. После этого переучить их на самостоятельную ходьбу довольно легко. Стоит учесть, что ходунки выполняют обратную функцию. Они не вызывают должного напряжения мышц и приводят к задержке развития навыка.
  • Создание соответствующей среды . У ребенка должно быть много свободного пространства. Малыши, проводящие все время в манеже, начинают ходить позже всего. Лучше предоставить карапузу всю комнату, позаботившись заранее о его безопасности и расставив мебель так, чтобы она служила надежной опорой. При этом располагать игрушки нужно таким образом, чтобы дети были вынуждены не просто ползти к ним, а подниматься на ножки и даже тянуться, стоя на носочках.

Особое внимание нужно уделить обуви малыша, который пошел. Если вначале ребенок будет чувствовать себя комфортно босиком, в пинетках или легких носочках, то со временем придется приобрести сандалики или ботинки. Изделия должны быть качественными, легкими, с гибкой и удобной подошвой. Никаких моделей «на вырост», только четко по размеру. Приветствуется наличие фиксирующего задника и маленького каблучка. Все части обуви, кроме подошвы, должны быть гладкими и легко собираться в складки.



Малыш ходит на цыпочках. Что делать?

Иногда ребенок сразу и без посторонней помощи начинает ходить на носочках. Это не должно беспокоить только в том случае, если ребенок выполняет данное упражнение чтобы привлечь внимание и покрасоваться или достать какую-то игрушку.

Причины состояния могут быть как физиологическими, так и патологическими.

  1. Зачастую на носочках ходят дети, у которых выраженный гипертонус мышц. В этом случае с проблемой помогут справиться физиотерапевтические мероприятия. Основной причиной состояния считается кислородное голодание детского организма в период беременности или во время родов.
  2. В некоторых случаях напряжение мышц происходит неравномерно, поэтому хождение на носочках кажется ребенку самым удобным. Это состояние проходит самостоятельно по мере повышения активности ребенка. Скорейшей нормализации навыка способствует хождение на четвереньках, приседания, активное ползание и лазание.
  3. Часто ребенок встает на цыпочки, просто чтобы стать выше и лучше рассмотреть то, что находится вне зоны его досягаемости.
  4. Иногда бег на носочках указывает на повышенную активность ребенка и невозможность выплеснуть накопленную энергию другим путем. В данном случае нужно просто добавить в режим малыша физические упражнения, которые позволят ему быстрее уставать.
  5. Симптом может быть последствием родовой травмы. В этом случае без вмешательства врачей не обойтись.
  6. Случается, что хождение на цыпочках указывает на начало развития детского церебрального паралича. В этом случае состояние сопровождается множеством симптомов, поэтому поставить диагноз очень легко. Это сможет сделать любой педиатр во время планового осмотра.

Своевременное исправление походки защитит от развития косолапости, заболеваний шейного отдела позвоночника, нарушения осанки и задержек в физическом развитии.

Даже если малышу уже исполнилось 1,5 года, а он еще не пошел, не стоит паниковать, нужно обратить внимание на его общее состояние. Веселые, озорные и активные дети, которые с удовольствием играют, ползают и сидят, скорее всего просто пока не испытывают потребности в ходьбе. В нужное время карапуз не просто встанет, а очень всех удивит своими умениями.

Время, когда ребёнок начинает сидеть сам, очень индивидуально. Многим папам и мамам хочется, чтобы их малыш быстро и правильно развивался, а опережающие достижения сверстников начинают вызывать беспокойство, особенно у молодых родителей.

Но не стоит ставить свои желания выше здоровья ребёнка. Есть определённые нормы развития детей, которые подтверждены знаниями специалистов в этой области. А вопрос, с какого времени малыш должен сидеть самостоятельно, очень серьёзный, ведь от этого зависит будущее здоровье ребёнка.

Примерные сроки

Позвоночник родившегося младенца не может находиться в отвесном положении - мышцы его тела ещё не развиты. Поэтому медики не рекомендуют специально усаживать кроху, он должен это сделать сам. Если малыш достаточно развит, то он обязательно сядет самостоятельно.

Постепенно растущий ребёнок развивает мышцы шеи и учится держать голову. С каждой неделей у него появляются новые навыки, вскоре дети учатся переворачиваться на спину. Следующим шагом будет умение садиться.

В среднем, попытки сесть начинаются в 5 месяцев. По поведению малыша понятно, что ему хочется это сделать, ведь когда ты сидишь, можно увидеть гораздо больше предметов! В этом случае, некоторые родители берут кроху за ручонки и тянут на себя, а он пытается сесть. При этом вряд ли он не может сделать это самостоятельно, хотя некоторым детям удаётся сесть из полулежачего положения.

  • Ребёнок в 5–6 месяцев будет постоянно падать в разные стороны при попытке сесть. Не надо паниковать - это нормально. Не следует постоянно помогать крохе, он должен самостоятельно пытаться удержаться. Главное - позаботьтесь, чтобы место, куда заваливается грудничок, было безопасным.
  • К 6 месяцам у многих детей мышцы становятся крепче, и они непродолжительное время сидят сами, периодически заваливаясь на бок или спину. Постепенно пребывание в таком положении становится более продолжительным и составляет около часа в день.
  • В семимесячном возрасте многие дети сидят самостоятельно, но всё равно непродолжительное время, ведь мышцы спины пока слабо развиты.
  • В 8–9 месяцев большинство детей уже сидят хорошо. Они могут менять положение тела самостоятельно, например, сесть из лежачего положения и лечь обратно.

Родители должны помнить, что это приблизительные нормы. Каждый малыш развивается в этом возрасте очень индивидуально, поэтому расхождение с нормой на несколько месяцев не считается нарушением. Замечено, что даже в одной многодетной семье у каждого ребёнка все достижения индивидуальны и могут отличаться на несколько месяцев, будь то мальчик или девочка.

Можно ли сажать ребёнка специально

Каждая мама хочет, чтобы её малыш развивался быстрее, и когда ребёнок начинает садиться, родители получают значительное облегчение.

Большинство детей в 5 месяцев уже могут держать спину если помочь им сесть. Некоторые родители торопятся поскорее обложить кроху подушками, думая, что это поможет закрепить результат. Особенно представители старшего поколения очень любят давать подобные советы. Но нужно проявлять максимум терпения и ждать, когда ваш малыш будет готов.

Специально усаживая малыша раньше того момента, пока он сам начнёт это делать, можно серьёзно навредить его позвоночнику. Если ребёнок не садится самостоятельно, значит спина ещё недостаточно окрепла и не готова к этой нагрузке. Но даже если кроха сел в 5–7 месяцев самостоятельно, нельзя фиксировать его в положении «сидя» подушками!

Как можно понять, что время, когда ребёнок должен самостоятельно сидеть, ещё не наступило? Грудничок падает на бок, его спинка во время сидения округляется. Не следует специально сажать детей раньше семимесячного возраста.

Раннее сидение - большая нагрузка на позвоночник, а он у грудничков ещё мягкий, хрящи могут с лёгкостью сдвинуться с места. Подобная спешка в дальнейшем чревата искривлением позвоночника, деформацией костей таза и другими негативными последствиями.

Роль массажа в сидении малышей

Вроде пришло время, малыш должен удерживаться в вертикальном положении самостоятельно, но никак не может этого сделать. Родители начинают тревожиться и выяснять, во сколько месяцев дети начинают сидеть у друзей, родителей и специалистов.

Даже если грудничку исполнилось полгода, а он не способен выполнить это действие, ничего страшного. Необходимо ждать, когда позвоночник станет крепче.

Ребёнку исполнилось 8 месяцев, но и в этом возрасте нет сдвигов? Пришло время ему помочь и начать делать массаж. Ведь когда малыш малоподвижен, все его мышцы находятся в расслабленном состоянии, поэтому им нужно помочь стать более крепкими. Особенно это относится к детям с дистонией.

Записаться на детский массаж можно в своей поликлинике, можно обратиться к хорошим частным специалистам, или выполнять процедуру самостоятельно. Важно воздействовать на область шеи, локтевые суставы и область спины.

Существуют несколько правил массажа:

  1. На руках не должно быть ничего постороннего, их нужно помыть.
  2. В процессе массажа нужно обязательно общаться с малышом, чтобы процедура вызывала у него только положительные эмоции. Движения рук должны быть мягкими, не вызывающими болевых ощущений. Нельзя надавливать на позвоночник.
  3. Делать массаж следует не ранее, чем через 30 минут после еды, кроха не должен быть голодным.
  4. Если малыш болеет, у него поднялась температура, плохие анализы мочи или кала, процедуру необходимо отложить до момента выздоровления или выяснения причин.

Массаж включает поглаживание, разминание и растирание, проводится в течение 20–30 минут. Выглядит техника примерно так (хорошо, если вы найдёте специалиста, который покажет вам технику):

  • Положите кроху на живот и гладьте спинку снизу вверх и в обратном направлении;
  • Затем, начинайте подушечками пальцев делать движения в виде спирали в разных направлениях вдоль рёбер. Выполняем данные манипуляции по 5–8 раз;
  • Разминание делаем в направлении от поясницы к шее на боковых мышцах спины 3–5 раз;
  • В конце поглаживаем спинку грудничка.
Когда ребенок начинает сидеть, следует понаблюдать за ним: в правильном варианте его голова должна быть слегка наклонена вперёд, а верхняя часть позвоночника и область шеи распрямлена. Руки являются опорой, поясница немного согнута, ноги разведены. Если он садится как-то иначе, значит этот навык ещё не сформирован.

Упражнения для укрепления мышц

Если малыш и в 9 месяцев не может сесть самостоятельно - это не повод для паники, но консультация с врачом не будет лишней. Он определит, нет ли каких-либо проблем со здоровьем.

Кроме этого, каждая мама должна знать несколько упражнений, способных помочь крохе. Например, такие:

  1. Малыш лежит на спине, возьмите его за ручки, он будет пытаться садиться. Несколько секунд удерживаем его в таком полулежачем положении. Повторяем упражнение. Можно поднимать то за одну, то за другую руку по очереди, очень аккуратно.
  2. Поверните сидящего ребёнка спиной к себе. Руками подоприте локти малыша. Он должен тянуться за предметами, доставать их и возвращаться в исходное положение.
  3. Посадите ребёнка к себе лицом. Держите его за ручки и раскачивайте из стороны в сторону. Можно напевать какую-нибудь детскую песенку.
  4. Упражнение «шагание» укрепляет мышцы. Держите малыша за подмышки, он начнёт передвигать ногами рефлекторно.
  5. Из положения лёжа подведите ножки/ручки ребёнка к стене - он начнёт отталкиваться. Эти упражнения укрепят мышцы ног, рук и спины.
  6. Тонус мышц улучшит упражнение «восьмёрка»: перемещайте кроху по водной поверхности в виде этой цифры. Также полезны приседания в воде.

Водные процедуры очень полезны - все мышцы малыша хорошо тренируются, а нагрузка на область позвоночника совсем небольшая. В ванной можно выполнять целый комплекс упражнений, а если возможно, то лучше записаться в бассейн.

Хорошо тренирует мышцы малыша катание на большом мяче, на спинке и на животике. Крохе очень понравятся такие упражнения, особенно если с ним постоянно разговаривать.

Если кроха хорошо ползает, а сидеть ещё не умеет, то не следует паниковать даже в 9 месяцев. Многие родители очень волнуются по этому поводу, а нужно просто немного помочь малышу. Главное, чтобы не было проблем с костно-мышечной системой или каких-либо неврологических нарушений. В своё время он сядет без посторонней помощи.

Постепенно учите кроху сидеть на детском стуле. Начать надо с нескольких минут, потом время увеличиваем. Наклон сиденья должен быть не больше 40–45 градусов.

Мальчики и девочки: есть ли разница

Вопрос о том, когда садятся мальчики, а когда девочки, вызывает много споров. В среднем, навык сидения у девочек формируется немного позже. Независимо от пола ребёнка, необходимо подождать, когда он начнёт сидеть сам.

Когда-то врачи считали, что если девочку сажать в четырёхмесячном возрасте, то у неё сформируется изгиб матки. В настоящее время доказано, что подобные нарушения появляются не по этой причине, но торопиться всё равно не следует. Девочку можно начать присаживать в 5 месяцев, а если в возрасте полугода она сама будет делать такие движения, то это нормально.

У мальчиков этот процесс можно начать немного раньше. Мышечный корсет будущего мужчины начинает укрепляться после 4 месяцев. Если малыш делает хорошую опору на руки и пытается сесть, ему следует немного помочь.

В целом, пол не влияет на то, в каком возрасте ребёнок начинает сидеть. Ребёнок садится по достижении определённого физического развития.

Для облегчения ухода за малышом в наше время существует немало приспособлений. Но родители должны знать, какие предметы помощи в определённом возрасте грудничка могут оказаться вредными.

  • Не рекомендуется использовать до 6 месяцев детские столики и автомобильные кресла без лежачего положения. Сегодня на рынке представлено множество моделей автокресел под любой возраст. Главное, чтобы малыш лежал или полулежал, но не сидел в нём;
  • Детская сумка «кенгуру» очень удобна для пап и мам, но её тоже не следует использовать для детей до полугода. Она будет отрицательно воздействовать на неокрепший позвоночник;
  • Если вы носите малыша на руках, то нужно слегка прижимать его к себе, чтобы он как бы лежал на вас. В таком положении нагрузка на позвоночник будет минимальной.

Все нормальные родители хотят, чтобы их дети были здоровыми и крепкими. Здесь важно помнить, что многое зависит от их отношения к ребёнку. Любые промахи в развитии крохи в самом раннем возрасте могут обернуться впоследствии серьёзными проблемами. Теперь вы знаете во сколько месяцев ребёнок начинает сидеть и чего нельзя делать, чтобы не навредить. Поэтому будьте внимательнее к здоровью своих детей!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!