Ребёнок постоянно сваливает вину на других. Чувство вины у ребенка

Кто из нас не испытывал в своей жизни чувство вины ? Оно знакомо каждому, потому что вина – это базовая человеческая эмоция. Какие-то наши поступки вызывают у нас легкие укоры совести, а какие-то заставляют чувствовать себя виноватыми всю жизнь. Насколько мы способны проникаться этим чувством, зависит от многих причин: от особенностей характера до тяжести самих негативных поступков и событий.

В религии и философии чувство вины считается предпосылкой совести, оно лежит в основе личной и социальной ответственности, поэтому оценивается как важное положительное человеческое качество.

Психотерапевты же имеют дело с негативной стороной чувства вины, когда эта эмоция становится причиной, провоцирующим и отягчающим фактором различных неврозов, невротических состояний, психических и телесных болезней.

К сожалению, чувство вины может возникнуть и у совершенно невиновного человека. Например, у семилетнего мальчика на глазах утонул его любимый дядя. После этого несчастья ребенок долго не мог прийти в себя, часто видел во сне, как дядя упрекал его в том, что не спас его. Хотя тот был пьяный и утонул по собственной неосмотрительности, у мальчика закрепилось чувство вины за несовершенный поступок. Позже, когда он учился в институте, в драке с его участием убили лучшего друга.

От переживаний (опять не смог спасти, помочь!) у него в голове появились «чужие мысли» , «туман». Парень стал чувствовать, что «руки стали чужие» – видел, но не узнавал их. Его психика не выдержала переживаний мощного чувства вины. В течение 10 лет он жил в таком «тумане» , уйдя в себя. После психотерапии вместе с чувством вины исчезли все неадекватные ощущения и мысли.

Или другая история. Жила-была красавица и умница. Она привыкла к чрезмерному вниманию мужчин и легко разбивала сердца. Не раз была замужем и каждый раз по горячей любви. В детстве пережила страшное горе: умерла мама. А бабушка объяснила малышке (чтобы слушалась!), что мама умерла потому, что дочка ее не слушалась. И маленькая девочка тяжело переживала, приняв вину за смерть матери на себя.

А когда, влюбившись, она бросила очередного мужа, который из-за нее оставил жену и детей, умер от горя брошенный муж. Новый брак ожидаемого счастья не принес, потому что после смерти бывшего мужа красавица стала остро переживать чувство вины, знакомое ей с детства. А потом и сама смертельно заболела. В надежде на спасение она стала посещать церковь, молилась, но облегчения не почувствовала, пока не пришла на психотерапию.

С точки зрения религии здесь, вроде бы, все правильно: человек признает свою вину, кается, молится, молитвами и покаянием пытается смыть свой грех. А психотерапевт, чтобы спасти от тяжелых переживаний, провоцирующих болезнь, начинает свою работу с того, что помогает пациенту преодолеть преследующее с детства ложное чувство вины за проступок, которого не совершал.

Каков же механизм негативного влияния, разрушительного воздействия чувства вины на организм человека?

Как у детей, так и у взрослых чувство вины может существенно влиять на здоровье, если у них с малых лет сформировалась привычка брать на себя ответственность за свои и чужие поступки. Такая привычка может возникнуть, если ребенок получает серьезную психотравму и из-за страхов, магического мышления или неопытности берет на себя ответственность за это негативное событие. Особенно склонны брать на себя вину старшие дети, которые привыкли отвечать за младших братьев-сестер.

Кстати, поводом для вины может стать не только событие, но и поступок, чувство, мысль, противоречащие этическим нормам. А морально-этические нормы и убеждения впитываются ребенком в той среде, в которой он находится с рождения, и являются следствием воспитательных мер и родительских установок. Малыши прекрасно понимают, что такое хорошо и что такое плохо и что невыполнение правил ведет к порицанию и наказанию.

Дети, на которых в детстве обрушивается внезапное горе, беда, начинают считать это наказанием за какие-то свои собственные поступки. Чем страшнее и серьезнее несчастье, тем более виноватым может ощущать себя ребенок. Ребенок в таком состоянии с готовностью принимает ответственность на себя за поведение взрослых и даже за само негативное событие.

Далее детский опыт переживания тяжелых психотравм запускает вместе с тревогой страх, что беда может повториться. И у ребенка появляется готовность в дальнейшей жизни снова принять на себя ответственность за любые несчастья, происходящие вокруг.

Даже если в детстве тяжелая психотравма проходит, на первый взгляд, бесследно, она может дать о себе знать уже во взрослой жизни, когда повторяется похожая по тяжести переживаний травматическая ситуация. Появляющееся после этого знакомое чувство вины и невыносимости тяжелых переживаний приводят к срыву психозащитных механизмов, снижению иммунитета, которые, в свою очередь, и провоцируют неврозы и невротические состояния, психотические реакции или заболевания внутренних органов.

Родители часто и не осознают, к каким катастрофическим последствиям могут привести их слова, когда, например, в воспитательных целях повторяют: «Если не будешь слушаться, мама заболеет, бабушка умрет» и т.д. Даже такое тяжелое событие для ребенка, как развод родителей, матери могут использовать для того, чтобы акцентировать вину ребенка: «Папа ушел от нас, потому что ты плохо себя вел, если не будешь слушаться, то и я уйду или могу умереть!»

А какой ребенок всегда и во всем слушается родителей? И, не дай бог, что случись с мамой, например, – и впечатлительный, ранимый ребенок уже будет готов подсознательно принять на себя вину за болезнь или смерть. А это – путь к несчастьям и болезням.

Даже если ребенок в чем-то и виноват, нельзя зацикливать внимание на его вине и ошибках, лучше успокойте и отвлеките его, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Это так важно для его здоровья и успешного будущего!

Кто формирует у ребёнка чувство вины? Не вы ли сами? Тест в этой статье поможет вам узнать, соблюдаете ли вы чувство меры, когда учите его «что такое хорошо, что такое плохо».

Привычка быть виноватым не возникает на пустом месте. Нас готовят к этому с детства, и, надо сказать, из многих деток получаются прекрасные ученики. А потом, когда они сами становятся родителями (и учителями своих детей), эстафета продолжается. Младенцы виноватыми не бывают, потому что ещё не знают, что такое «плохо», а что такое «хорошо». Постепенно мы их этому обучаем.

Не учите детей быть виноватыми

А как же иначе? Каждый ребёнок должен научиться сдерживать свои импульсы, усвоить и соблюдать множество правил общественного поведения, отличать дурное от хорошего. Так мы делаем из ребёнка цивилизованного человека. В процессе такого научения мы одобряем или порицаем его. И этим, вольно или невольно, пробуждаем чувство вины.

Начинается это, когда первый раз родители говорят ребёнку «извинись». Извинись перед тётей за то, что сказал, что она толстая. Она обиделась (потому что это правда), проси прощения. Извинись за то, что ударил мальчика (хотя он первый начал). А ребёнок не чувствует себя виноватым - он сказал правду, то, что есть на самом деле, или старался защитить девочку. А ведь его учат быть честным и защищать слабых.

И поскольку ребёнок не может противостоять взрослым, ему приходится смириться и, может быть, считать, что он на самом деле виноват. И это первый шаг к внутреннему расколу. Родители учат говорить правду и заставляют извиняться за то, что он её произнес.

Они не объясняют, почему надо делать так-то и так-то, не следят, чтобы действия их ребёнка соответствовали принципам. Конечно, со временем ребёнок адаптируется к этой двойственности. Но у одних детей вина остаётся полезным сигналом, корректирующим поведение, у других перерастает в комплекс вины. (А это уже дискомфорт, напряжённость, страхи и потеря уверенности в себе.)

Тест "Чья вина?"

Кто формирует у ребёнка чувство вины? Не вы ли сами? Этот тест поможет вам узнать, соблюдаете ли вы чувство меры, когда учите его «что такое хорошо, что такое плохо». Вопросы в тесте расположены по возрастающему принципу (по возрасту: от малыша к подростку).

1. Вообще-то ваш малыш уже умеет проситься на горшок, но тут «согрешил» и намочил штанишки. Что вы скажете :

А. Хорошие детки штанишки не пачкают.

Б. Давай скорей переоденемся, попка любит быть сухой.

2. Знакомая тётя спрашивает ребёнка: «Кого ты любишь больше: маму или папу?» Малыш молчит. Что вы скажете тёте?

А. Ну, скажи тёте, кого любишь больше?

Б. Тётя, а ты какую свою ножку любишь больше, левую или правую?

3. В выходной день вы решаете, что пора навести порядок в детской, и говорите об этом ребёнку. Вы вместе взялись за дело. Но вдруг замечаете, что малыш, вместо того чтобы убирать игрушки на место, достал конструктор и с увлечением что-то там строит. Что сделаете вы?

А. Сдержу возмущение и объясню ему, что порядок наводится не так.

Б. Дам ещё поиграть немножко и предложу взяться за уборку; в конце концов, я сама виновата: надо было контролировать этот процесс.

4. Ваш ребёнок на улице закатил истерику. Вы срочно доставили его домой. Собираясь его наказать, что вы скажете:

А. Ты плохой мальчик/девочка, посиди и подумай.

Б. Ты плохо поступил/а, посиди и подумай.

5. К вам в гости пришла лучшая подруга. Пока вы с нею болтали на кухне, ваш ребёнок трудился в коридоре: разрисовывал акварелью её велюровые сапожки. Что вы сделаете, когда подруга уйдёт?

А. Поставлю его в угол (или посажу в «штрафное» кресло).

Б. Скажу, что теперь я не успею рассказать ему сказку, потому что пойду зарабатывать на новые сапожки подруге.

6. Сегодня в вашего ребёнка словно бесёнок вселился, он всё делает наперекор и совсем не реагирует на ваши взывания и замечания. Вы не выдерживаете и говорите: «Будешь так себя вести, уйду». Раздаётся телефонный звонок и оказывается, что вам и вправду надо срочно уйти. Как вы сообщите об этом ребёнку?

А. Как раньше сказала, так и сейчас повторю.

Б. Извини, я пошутила. Надеюсь, к моему возвращению этот тайфун угомонится?

7. Если ребёнок ведёт себя шумно, как лучше сделать ему замечание:

А. Как можно громче.

Б. Как можно тише.

8. Вы поставили варить курицу, но вам понадобилось срочно уйти. Вы просите ребёнка через пятнадцать минут выключить под кастрюлей газ, а он забыл. Что вы ему скажете?

А. Ну вот, вся семья останется без обеда.

Б. Будем спасать курочку; приступай, а я помогу…

9. Когда на вашего ребёнка находит и он всё делает наперекор, говорите вы ему «Уходи, я тебя не люблю!»?

А. Да, бывает.

Б. Никогда.

10. Предположим, у вас есть навязчивая привычка слишком часто мыть руки, или непрерывно проверять, выключен ли газ, или бесконечно прибирать в доме, или просто так прикасаться к вещам. Как вы думаете, ребёнок её унаследует?

Б. Да, у него есть нечто похожее.

11. Мысленно вы упрекаете ребёнка в том, что из-за него лишились чего-то приятного (свободы передвижения, хобби и т. п.)?

А. Да, и довольно часто.

Б. Да, иногда бывает, когда особенно достаёт.

12. Ваш мальчик слегка подрался с одноклассником, и на другой день тот почему-то не пришёл в школу. Ваш сын очень расстроен, и вы подозреваете, что из-за этого. Вы:

А. Пользуясь моментом, напоминаете о вреде драк.

Б. Предлагаете позвонить, выяснить, в чём дело, и извиниться.

13. Как вы думаете, какой вопрос важнее?

А. Кто виноват?

Б. Что делать?

А . Да, вы трудолюбиво взращиваете в ребёнке чувство вины. Вы часто обвиняете юного человека, но подумайте, может, на самом деле вы обвиняете себя?

Сами вы тоже часто чувствуете себя виноватым. И тогда становитесь или слишком жёсткими, или слишком мягкими, а всё, что «слишком», вредно для организма. Вряд ли стоит подходить к воспитанию так, «железно».

Переключайтесь; не надо ничего искоренять; да, и в вас, и в вашей детке есть какие-то не те черты. Но протест и негодование можно выразить мягче и корректнее. И, кстати, простите себя за то, что не прощаете себя. Надеемся, вы поняли.

А и Б примерно поровну. В вашем воспитательном методе есть одна странность.

Хорошее поведение вы считаете само собой разумеющимся, а плохое - наказуемым. В результате вы «недохваливаете» ребёнка, как ту лошадку, которую только подстегивают, но забывают покормить. Так совестливость может перерасти в чувство вины, а вина может сделать ребёнка закомплексованным взрослым, который всем обязан.

Начните с себя и сами постарайтесь избавиться от чувства вины. Расслабьтесь и учитесь прощать. Будьте снисходительны. И со временем ваш ребёнок тоже начнёт меняться.

Б. Нет, комплекс вины вашему ребёнку не грозит. Ребёнок рассчитывает на ваше понимание и поддержку, а если и чувствует себя виноватым, то старается исправиться. И ценно, что вы даете ему такую возможность и делаете акцент на хорошем, а не на плохом. Ну и чувство юмора во многом спасает ситуацию. Потому что невозможно заниматься самобичеванием и смеяться. НО! Не впадите в другую крайность! Полное отсутствие чувства вины - это уже бессовестность.опубликовано .

Заряна Некрасова " Перестаньте детей воспитывать (Помогите им расти) "

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Чувство вины – одно из тех переживаний, которые переносятся особенно тяжело. Психологи утверждают что зарождается оно в самом раннем детстве, благодаря родителям. Взрослые, сами того не желая, передают его по наследству своим малышам, которые в дальнейшем ощущают себя виноватыми во всех бедах либо впадают в другую крайность: живут под девизом «я никому ничего не должен», загоняя неприятное чувство в глубину души. Несмотря на то, что ощущение вины ложится на сердце тяжелым грузом, оно многостороннее и нуждается в анализе, а не полном изгнании из жизни.

Ощущение вины как мерило совести человека

Совесть – суперэго – не врожденное явление. Формируется оно у малышей с 2 до 7 лет под влиянием близких. Это комплекс тех правил и законов, которые положено соблюдать человеку, чтобы его приняло общество, а в первую очередь – семья. Это все бытовые и глобальные «нельзя», «можно», «надо» — рамки, в которые загнана каждая социализированная личность.

Если малыш начинает обижать животное, других детей или взрослых, здравомыслящие родители ему строго скажут: «Нельзя», даже если при этом никто не пострадал. Ведь малышу предстоит перестроить поведение с ориентира «хочу и буду» на «так ведет себя человек». Непросто отказаться от привычного и приятного «хочу» в пользу неизвестного «нельзя». «Я ударил Петю, который хотел отобрать у меня машинку? Так не надо было на нее покушаться!» — так рассуждает малыш. «Говорят, что Пете больно, он плачет! Петя меня не интересует. Меня больше беспокоит то, что мама расстроилась». Ребенок начинает стремиться к цивилизованному поведению именно ради близких, которые о нем заботятся, от которых напрямую зависит его благополучие.

Поэтому у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, дети вырастают с асоциальными понятиями.Но все же подавляющее большинство учит своих детей гуманным принципам социального взаимодействия. И когда эти принципы усвоены, превратившись из простых слов в запись на подкорке из раздела «совесть», тогда и можно рассуждать о чувстве вины.

Ощущение вины как сигнализация. Нарушил правила – виноват – исправь! Ключевой момент здесь – «исправь». Именно в возможности исправить содеянное и изменить свое поведение отличие обычного чувства вины от патологического.

Маленький ребенок еще не знает, как можно исправить свою ошибку. Он не умеет сам извиняться, договариваться, мириться. Это за него делают родители. Чтобы ребенок почувствовал стыд, ему нужно показать, к какому результату ведут разрушительные поступки: «Ты обидел Петю, теперь он не хочет с тобой играть». Замечая такую причинно-следственную связь, на пути к сохранению взаимоотношений малыш стремится больше не нарушать общепринятые правила.

Даже если ребенок не прав однозначно, не стоит сразу ругать, кричать и наказывать. Так автоматически снимается чувство вины. Если угрызения совести малыш так и не испытал, а наказание его постигло, единственным полученным уроком станет обида.

Вывод психологов следующий: обычное чувство вины всегда имеет причину. Тяжесть, которую оно несет, можно свести к минимуму или убрать вовсе, поняв, как в будущем поступать не стоит.

Вина - очень деструктивное чувство. Это то, что заменяет исправление ошибок. Или то, что остается после того, как уже разобраны причины, исправлены ошибки, извлечены уроки. Может быть даже уже получено прощение, но вот сам себя человек никак не простит. Вина душит, вина давит, не дает наслаждаться жизнью.

Гипертрофированное чувство вины мешает дальнейшему общению: «Мне тяжело с ним общаться, потому что я до сих пор чувствую свою вину перед ним». От чувства вины нужно избавляться. Но почему-то иногда чувство вины лелеется нами, как ценность. «Я должен чувствовать вину, потому что я нравственный человек» - заблуждается «виноватый», подменяя на вину действительно нравственное качество - ответственность.

Возможно, что причины кроются в воспитании. Ведь один из главных рычагов, которым пользуются родители и педагоги - это прививание чувства вины. Ошибочно считается, что так воспитывается ответственность. «Это ты во всем виноват! Как тебе не стыдно! Из-за тебя!» - увы, такая форма манипулирования встречается очень часто. Особенно эффективным считается винить и стыдить перед всем классом. Или перед собравшимися родственниками - семейный совет из родителей, бабушек, дедушек.

Родители, к слову сказать, не сознательно вредят психике своего ребенка. Они просто повторяют то, что сами часто слышали в своем детстве. У них нет другой модели воспитания. Они бы сами, наверное, были рады избавиться от ощущения вечной виноватости.

Ребенок смотрит на мир глазами взрослых и до определенного возраста безоговорочно верит им. «Если мама сказала, что я плохой, значит так и есть» Если мама обвиняет, то ребенок учится чувствовать себя виноватым - вредная, надо сказать, привычка, с психологической точки зрения.

* А что же тогда вместо вины? Чем регулировать поведение ребенка?

Есть понятие - нравственность, которое включает в себя ответственность. Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра, ответственности за свои поступки. Ответственность (если рассматривать с этической, а не юридической точки зрения) - это осознание взаимосвязи между личными действиями и результатом, это умение регулировать свое поведение, это способность влиять на ход событий. Ответственность - это не вина, а уверенность в себе.

Что происходит, если мы стыдим и навязываем чувство вины? Ребенок чувствует, что он нехороший, никудышный, никчемный. «А если я такой, то что с меня взять?» Парадокс: желая призвать к ответственности, на самом деле укрепляем безответственность, неуверенность в себе.

* Что делает виноватый? Корит себя. Раскаивается. Просит прощения. Зализывает раненую самооценку (или ковыряет рану еще больше – зависит от тяжести случая)

* Что делает ответственный? Исправляет ошибку.

Нет ничего плохого в том, чтобы просить прощения. Плохо, когда этим все и ограничивается, без исправления ошибок. Еще хуже, застревание в чувстве вины и ощущение себя, как «неправильного». Это блокирует энергию, которую можно было бы направить на исправление ситуации.

Представьте себе менеджера, допустившего ошибку в работе. Ответственный менеджер исправит её, проанализирует причину возникновения, внесет поправку в бизнес-процесс, чтобы минимизировать риск повторения ошибки. Если же менеджер уйдет в переживание чувства вины - «Как я мог! Я так всех подвел!

Не могу себе этого простить!» - то это помешает здоровой концентрации внимания. В результате он не только не исправит, а еще и новых ошибок наделает. Потом ему станет стыдно за себя, и он уволится, потому что «недостоин занимать эту должность».

Взрослые подменяют ответственность виноватостью, когда шумно обвиняя, не дают ребенку возможности исправить ошибку. Или когда заставляют ребенка просить прощения, не разобравшись в ситуации: «Ах, ты, бессовестный! Ты зачем Мишу ударил? Сейчас же проси прощения!»

Если для родителей вполне достаточно раскаяния ребенка («Ну, прости» - отмахивается подросток), то возникает привычка снимать с себя ответственность демонстрацией эмоций раскаяния. Но во взрослой жизни виноватость никого не интересует. (Разве что таких же, «раненых виной») Во взрослой жизни важно исправить ошибку, сделать выводы и не допускать повторения ситуации, а не картинно изображать раскаяние.

Вам встречались такие взрослые, которые раскаиваются, повторяют свой проступок, снова раскаиваются и так бесконечно? Эти люди вырастают из «виноватых» детей, которые так и не поняли разницу между виной и ответственностью. «О! Я бесконечно виноват перед тобой! Прости, прости, прости…»

Чувство вины очень похоже на чувство стыда, часто шагают рядом и оба про неуверенность. Но есть разница. Вина – это ощущение от действий, стыд – от восприятия самого себя. «Я виноват, в том, что совершил. Мне очень стыдно от того, что об этом узнали родители»

Чувство вины дуально чувству обиды. Эмоцию обиды часто демонстрируют, чтобы другой почувствовал себя виноватым. Как вина, так и обида - инструменты манипуляции, которых не должно быть в здоровых отношениях. «Он меня обидел, я буду старательно изображать обиду, чтобы он понял, насколько он виноват, пусть помучается чувством вины. А я его прощу, когда он очень красиво изобразит раскаяние» И эти игры «вина-обида» заменяют нормальную работу над отношениями и личностное развитие. О! Какие сладкие созависимые отношения можно построить на вечной виноватости и обиженности. Но это уже другая история… Про обиду как-нибудь в другой раз…

* Учите ребенка ответственности, не навязывая чувство вины и стыда.

1. Сообщения не должны содержать оценки самого ребенка: «Ты плохой! Ты безответственный! Ты неряшливый!» Оценивайте не ребенка, а его поступки: «Не самый лучший поступок. Здесь ты мог бы проявить ответственность. Ты можешь выглядеть лучше»

2. Отделяйте свои чувства от действий ребенка. Не «Ты позоришь меня!», а «Я чувствую себя некомфортно, появляется чувство неловкости» Не «Ты меня расстраиваешь!», а «Я расстраиваюсь, когда…»

3. Не анализируйте проступки ребенка при свидетелях. «Разбор полетов» только тет-а-тет. Иначе прививается чувство стыда, а не ответственность. Помните? Ответственность - это уверенность. Стыд - неуверенность.

4. Не приучайте формально просить прощения, а направляйте мысль ребенка в русло «Как теперь исправить ситуацию?»

5. Всегда помогайте ребенку понять взаимосвязь между его действиями и результатом.

6. Учите личным примером. Избавьтесь от своего чувства вины и стыда. Оставьте только ответственность – этого вполне достаточно.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Говорить «нет», не испытывая чувства вины Шейнов Виктор Павлович

Дети делают «виноватыми» своих родителей

Плач и крик

Плач и крик являются средствами воздействия на родителей не только в грудном возрасте.

На остановке автобуса при скоплении народа ребенок на руках у мамы надрывается в крике, требуя шоколадку. Мать пытается его успокоить. Но он, видя, что она стесняется внимания окружающих, голосит еще громче.

Дети точно знают, у кого они скорее вызовут чувство вины за «невнимание» к их потребностям.

Мать – ребенку:

Ну что ты все плачешь и плачешь?

Мама, я не тебе плачу, а бабушке.

Наблюдение за детьми приводит к выводу, что дети чаще плачут не по естественным причинам (больно, страшно), а добиваясь чего-то от взрослых.

Из книги Как исцелить свою жизнь автора Хей Луиза

ОДНАКО Я НЕ РУГАЮ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ЭТО Мы все жертвы жертв, и родители не могли научить нас тому, чего сами не знали. Если ваша мать не знала, как любить саму себя, или отец не знал, как любить самого себя, то для них было, естественно, невозможно научить вас, как любить

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

Вините своих родителей Не вините себя. Не вините своего мужа или жену. Вместо этого изо всех сил постарайтесь возложить вину за ваши неудачи, личные недостатки и проблемы в ваших отношениях с людьми на родителей. Все ваши поступки, которые не нравятся вашей жене или мужу,

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Взрослеющие дети в глазах родителей Тема отцов и детей вечна, как сама жизнь. Еще в Библии сказано о том, что надо чтить своих мать и отца. В научной литературе немало места отводится фамилистике, роли родителей в становлении человека. Значение матери и отца во взрослении

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Впитайте Сущностные Состояния от своих родителей 8. Теперь шагните в момент своего зачатия, таким образом, вы можете испытать существование, полностью окутанное [Сущностными Состояниями]. Теперь вы просто одна клеточка в мире, заполненном [Сущностными Состояниями]. Вы

Из книги 111 баек для детских психологов автора Николаева Елена Ивановна

№ 74. Байка «Дети обнажают ложь родителей» Мама дома с сожалением говорит, что завтра на работе нужно отмечать день рождения. Для этого нужно покупать много продуктов, желательно купить подешевле и т. д. Но потом она идет на работу, доброжелательно приглашает всех к столу.

Из книги Как эскимосы сохраняют своих детей в тепле, или Самый практичный подход к воспитанию вашего ребенка автора Хопгуд Мэй-Лин

9. Почему полинезийские дети играют без родителей

Из книги Правила любви автора Темплар Ричард

Правило 74. Не вините своих родителей Все маленькие дети обычно считают, что их родители делают все правильно. Если это не какой-нибудь вопиющий случай, до определенного момента ребенку не приходит в голову, что родители не всегда знают, что они делают. Но по мере

Из книги Говорить «нет», не испытывая чувства вины автора Шейнов Виктор Павлович

Руководители делают «виноватыми» подчиненных Манипуляция «Ну что, попался?!» Знакомый юрист рассказывает:Когда я был помощником директора объединения по кадрам, то неоднократно поступал следующим образом. Руководство мне обычно сообщало, кого решено повысить в

Из книги Как научиться жить на полную мощность автора Доббс Мэри Лу

Как повлиять на своих родителей Учитывая высокие налоги, связанные с полной передачей денег, вы или ваши родители имеете веские основания для создания ЛПС продленного действия, чтобы материально обеспечить детей или внуков. Большинство бабушек и дедушек, имеющих вклады,

Из книги За пределами одиночества автора Маркова Надежда Дмитриевна

Дети за родителей… Отвечают! Светлые волосы, светлые брови и ресницы, карие глаза, крепкий, коренастый. Виталик никогда не был доволен своей внешностью. В школе его дразнили белой вороной. Ему 36 лет, у него нет семьи, знакомиться с девушками он стесняется. Так и живет вдвоем

Из книги Семь смертных грехов родительства. Главные ошибки воспитания, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка автора Рыженко Ирина

Когда дети «растут» быстрее родителей… Еду в троллейбусе. Заходит мать и сын 6–7 лет. Рядом со мной одно место. Мать говорит сыну: «Садись». Он сопротивляется. Она повторяет строже, потом берет его за куртку и пытается усадить. Сын вырывается, говорит, что может и постоять,

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Из книги Сексуальные отношения [Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений] автора Шарфф Дэвид Э.

Глава 14. Дети родителей с сексуальными дисфункциями Ссоры родителей, их несчастный брак подготавливают почву для формирования у их детей сильнейшей предрасположенности к нарушениям сексуального развития или невротическому заболеванию. Зигмунд Фрейд, «Три очерка по

Из книги Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить автора Маховская Ольга Ивановна

Их кумиры, или Почему они их любят больше, чем своих родителей? Мой коллега Андрей Шарый, известный журналист, сотрудник знаменитого Радио «Свобода», создал серию книг «Кумиры нашего детства» со стильными названиями «Знак F» о Фантомасе, «Знак Z» о Зорро, «Знак 007» о Джеймсе

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!