Развитие творческих способностей ребенка. Эффективные методы развития творческих способностей у детей

Как развивать творческие способности ребенка, что для этого использовать и с чего вообще начать? Или зачем это вообще нужно? Вот главные вопросы, которые возникают, когда мы задумываемся о способности ребенка к творчеству. Эта статья будет посвящена рассмотрению этих вопросов, а так же будут предложены советы по развитию творческих способностей ребенка.

В современно мире многие родители не считают творчество важной составляющей воспитательного процесса. Но творчество нельзя полностью исключить из процесса развития ребенка, оно может развиваться одновременно с изучением всех направлений развития. Развивать творческие способности необходимо с раннего детства, возможно в дальнейшем во взрослой жизни Вашему ребенку это поможет в выборе профессии. Ведь сейчас очень востребованы профессии творческих людей – это актеры, певцы, дизайнеры, архитекторы и др. Но даже если Ваш ребенок не пойдет по пути творческой профессии, развитие творческих способностей позволит ему использовать творческий подход в решении тех или иных вопросах, возникающих в жизни. При этом он будет расти интересной личностью, способной справится с любыми жизненными трудностями.

Что такое творческие способности и когда нужно их развивать?

Творческие способности – это индивидуальные особенности каждого ребенка, которые определяются успешностью выполнения им творческой деятельности в различной сфере. Творческие способности характеризуются:
  • стремлением к изучению нового и необычного;
  • свободным воображением и фантазией;
  • развитой интуицией, вследствие чего появляется, что-то новое;
  • умением применять полученный опыт на практике;
  • способность впитывать много информации.

Конечно в каждом ребенке развитие творческих способностей может укладывается по разному. Кто-то больше в этом заинтересован и ему легче впитывать подаваемую информацию, кому-то это будет сложнее. Но если в ребенке развить хотя бы небольшие творческие способности, ему намного легче будет учится, общаться, преодолевать трудности.

Начинать развивать творческие способности лучше в раннем возрасте ребенка. Ведь именно тогда и формируются задатки, которые потом только совершенствуются и сопровождают нас на всем жизненном пути. Если у человека не были развиты творческие способности в детстве, вряд ли они появятся во взрослой жизни. Именно в детстве начинают хорошо развиваться воображение и фантазия, когда ребенок начинает что-то придумывать, какие-то истории с вымышленными персонажами. Эта как раз и есть та особенность – «умение, что-то сочинить», которая порождает творчество. Поэтому не нужно смеяться над этим или пресекать такие вымыслы, дайте ребенку возможность развивать свое воображение, все равно когда он станет постарше и поймет, что это лишь его воображение. Наблюдать такой пик творческой фантазии можно у детей в 3-4 года. Творческий ребенок может видеть обычные вещи по-своему. Так рассматривая картинки, ребенок может называть предметы не своими именами: стол назвать кроватью, кошку – зайцем и т.п., хотя раньше абсолютно правильно называл. Это не значит, что ребенок забыл названия картинок, просто ему захотелось пофантазировать. И здесь ничего страшного нет, в другой раз он все верно назовет, главное не нужно сразу переубеждать его в обратном, дайте волю его воображению.

Что же способствует развитию творческих способностей ребенка?

На развитие творческих способностей положительно влияют различные виды детской активности. Чаще они как раз закладываются в детском саду, когда ребенок играет в коллективе и они все вместе чем-то интересным занимаются. Но даже если ребенок не ходит в садик, можно самим заниматься с ним, развивая творческие способности. Рассмотрим следующие виды деятельности, которые Вам в этом помогут:
  • Развивающие игры и игрушки – покупайте ребенку самые интересные, развивающие игрушки – это мозаики, конструкторы, пазлы, шнуровки, сортеры – главное, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Подбирайте игрушки так, чтобы они приносили пользу в развитии ребенка.
  • Изучение окружающего мира – находясь на прогулке, обсуждайте с ребенком, что он видит, что происходит. Спрашивайте, а кто это, что он делает, а зачем он это делаете? Дайте ребенку поработать воображением. Комментируйте все Ваши действия, это будут важные уроки в развитии творчества ребенка. Так же находясь дома, обсуждайте окружение, следить за тем, что происходит на улице.
  • Занятие лепкой является важным составляющим в развитии творческого начала. С помощью лепки пластилина ребенок выражает свои фантазии, развивает мелкую моторику, изучает цвета и учится их смешивать. Пластилин поможет ребенку «выплеснуть» все, что творится в его маленькой головке.
  • Занятия по рисованию так же являются хорошим этапом в развитии творчества ребенка. Позвольте ребенку использовать для рисования: краски, фломастеры, карандаши, чтобы он сам смог рассмотреть, что получается в ходе рисования тем или иным предметом. Полученные рисунки рассматривайте вместе, обсуждайте, что же на них нарисовано.
  • Чтение книжек поможет развивать фантазию и воображение. Когда Вы читаете ребенку сказку, рассказ или стихи у ребенка складывается своя картинка о происходящем. Он представляет героя рассказа, а иногда и себя этим героем.
  • Изготовление поделок, аппликаций. Вы можете вместе с ребенком создавать первые картины: растирая пластилин по листу бумаги, катать шарики и приклеивать их к картине или клеить вырезанные части на картину. Научите ребенка вырезать разные предметы.

Полезные советы по развитию творческих способностей.

  • Создавайте ребенку обстановку, которая будет развивать творческие способности
  • Постоянно развивайте творческое воображение ребенка
  • Творите вместе с ребенком – лепите, рисуйте, читайте, изучайте.
  • Снабжайте ребенка всем необходимым материалом для реализации его творческих способностей: красками, пластилином, бумагой, клеи и др.
  • Поддерживайте ребенка в его начинаниях и хвалите за проделанную работу.
  • Не угнетайте фантазию ребенка

Сегодня в статье были рассмотрены способы развития творческих способностей ребенка, что такое творческие способности и чем они характеризуются. Учитывая предложенные виды деятельности по развитию творческого начала ребенка и полезные советы, Вы сможете правильно направить своего ребенка, чтобы у него начинали развиваться творческие способности, которые в дальнейшем помогут ему в принятии важных решений в его жизни.

Остается только добавить высказывания театрального деятеля Генрика Ибсена: «Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна.»

Многие люди полагают, что творчество является врожденным талантом, которым могут обладать лишь некоторые дети, в то время как другие его лишены. Но на самом деле творчество – это больше навык, чем врожденный талант, и родители могут помочь своим малышам успешно его развивать.

Будучи ключом к достижению успеха в практически любом виде деятельности, творчество является важнейшим компонентом здоровья и счастья, а также основным навыком, который важен для всестороннего развития детей. Творчество не ограничивается художественным и музыкальным выражением, оно имеет первостепенное значение также и в науке, математике и даже в социальном и эмоциональном интеллекте. Творческие люди более гибкие и умелые при решении проблем , что делает их способными лучше адаптироваться к технологическим достижениям и изменениям любого рода, а также помогает использовать новые возможности.

Многие исследователи полагают, что мы коренным образом изменили жизнь детей и нанесли ущерб их творческому развитию. Производители игрушек и развлечений предлагают детям бесконечное множество заранее продуманных персонажей, образов, реквизита и сюжетных линий, которые не требуют подключения воображения . Во время игры малышам больше не нужно представлять, что палка – это меч, или придумывать истории: они могут играть в звездные войны со специальным светящимся мечом джедая в уже готовых костюмах для каждого действующего лица.

Вот несколько советов о том, как развить творческие способности у детей:

1. Предоставьте малышам ресурсы, необходимые для творческого самовыражения. Главным ресурсом является время. Важно давать малышам достаточно времени на неструктурированные, управляемые самими детьми творческие игры без вмешательства взрослых и не требующие дорогостоящих материалов.

Пространство – это еще один ресурс, необходимый детям. Если вы не сторонник вездесущего творческого беспорядка, отведите детям специальное место, где они могут устраивать беспорядок.

Когда кто-нибудь в следующий раз будет спрашивать у вас совет о подарке вашему ребенку, предложите в качестве вариантов принадлежности для рисования, дешевый фотоаппарат, детали маскарадных костюмов, строительные игрушки и т. д. Храните все эти материалы в легкодоступном для ребенка месте.

2. Сделайте свой дом творческой лабораторией. Помимо предоставления времени и пространства необходимо всячески культивировать творческую атмосферу.

Придумывайте с детьми различные творческие идеи, но не поддавайтесь искушению оценивать идеи, высказанные ими самими. Например, за ужином вы можете провести коллективное обсуждение мероприятий в предстоящие выходные, побуждая детей придумывать занятия, которыми они никогда раньше не занимались. При этом не высказывайте своего мнения о том, какие идеи можно воплотить в жизнь, а какие нет, и не решайте, какие из них лучше, а какие хуже. Сосредоточьте внимание на самом процессе творчества – на генерации (а не на оценке) новых идей.

Побуждайте детей совершать ошибки и терпеть неудачи . Да, именно неудачи: дети, которые боятся неудач и осуждений, сдерживают собственное творческое мышление. Рассказывайте им об ошибках, которые вы совершили в последнее время, чтобы они осознали, что ошибаться – это нормально. Умение смеяться над собственными ошибками – это счастливая привычка.

Радуйтесь инновациям и творчеству детей. Завесьте все стены в доме рисунками и другими свидетельствами их творческого самовыражения. Рассказывайте малышам о своих любимых художниках, музыкантах и ученых. Делитесь с детьми своим увлечением архитектурой, фотографией или той новой рок-группой, которую вам сейчас хочется слушать постоянно. Осваивайте технические новшества, чтобы дети росли с убеждением, что перемены интересны и захватывающи, они вовсе не подавляют и не пугают.

3. Позвольте детям свободно и самостоятельно изучать их идеи и делать то, что они хотят. Не командуйте. Хватит жить в страхе из-за того, что с ними случится что-то плохое на детской площадке или они не поступят в престижный вуз. Вероятность того, что случится что-то плохое, очень мала, а поступление в престижный университет не гарантирует счастья в жизни.

Внешние ограничения – хождение по струнке – вредят гибкости мышления . В одном исследовании простая демонстрация того, как нужно собирать модель, уменьшила количество творческих способов, с помощью которых дети выполняли эту задачу.

4. Поощряйте детей читать для удовольствия и заниматься искусством. Ограничьте время, проводимое ими перед телевизорами и компьютером, чтобы у них появилось больше возможностей для творческой деятельности, например, для участия в спектаклях, обучения рисованию, чтения книг любимых авторов.

5. Давайте детям возможности выражать мысли, отличающиеся от ваших. Пусть они не соглашаются с вами. Поощряйте малышей искать разные способы решения одной задачи. Когда они успешно решат ее, просите детей снова решить эту задачу, но уже другим способом (прийти к тому же ответу, но совсем другим путем). Затем попросите их придумать все возможные решения той же задачи.

Дошкольный возраст – время становления и интенсивного развития творческого воображения у детей. Они фантазируют, сочиняют истории, придумывают свой собственный язык, намеренно изменяя знакомые им слова. Наиболее естественно происходит развитие творческих способностей в изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации. Применяя определенные приемы и техники, включаясь вместе с учениками в мир увлекательных фантазий, изобретая и воплощая удивительные сюжеты, места, неведомых зверей, родители и педагоги поддерживают творческую искру будущих школьников.

Становление гармоничной, здоровой личности невозможно без развития эмоциональной сферы, воображения. Поощрение проявления творчества в детстве – весомый вклад во взрослую жизнь человека, ведь любое дело принесет удовольствие, станет успешным, если вложить в него душу, проявить особый подход к его воплощению.

Умение фантазировать, воображать, создавать необычное играет важную роль в жизни ребенка – через творчество он самовыражается, показывает свой внутренний мир, открывает душу. Накопление опыта, особенно эмоционального становится важнейшим условием развития воображения – дочка или сын получает информацию (знания, умения, навыки), вместе с этим совершенствуются его мышление и память, затем ребенок учится комбинировать и применять полученный опыт в других сферах своей деятельности. Значение творчества в становлении гармонично развитой личности достаточно велико – доказано, что уровень общей интеллектуальной одаренности человека напрямую коррелируется с уровнем креативности.

Какие качества имеют в виду психологи, когда говорят о творческих способностях детей?

  • Желание узнавать новое, искать ответы на свои вопросы.
  • Умение придумывать, фантазировать, сочинять «на ходу».
  • Живой, подвижный склад ума, активность в любой деятельности.
  • Умение видеть банальные вещи под необычным ракурсом.
  • Развитая интуиция, способность угадывать.
  • Проявление инициативы.
  • Умение использовать опыт – применять полученные ранее в другой деятельности навыки и умения.
  • Решение задач новыми способами.

Эти свойства личности имеют одну основу – работу воображения и креативного мышления. Чем чаще ребенок фантазирует, чем больше он играет, занимается созидательной деятельностью, задатки перерастают в способности, творчество становится частью жизни маленького человека.

Развитие воображения на разных возрастных этапах

Тяга к созиданию, творческой деятельности, желание фантазировать и сочинять появляется у ребёнка в возрасте двух-трех лет. Согласно возрастной психологии, развитие творчества проходит несколько этапов:

  1. Маленькие люди до двух лет выражают свой потенциал самыми простыми способами: танцуют, увлеченно рисуют «каляки-маляки», художественно раскидывают сложенное мамой белье. По факту, любая разрушительная деятельность для годовалого карапуза является творчеством. Иногда родителям стоит выдохнуть и дать ему проявить себя таким нестандартным образом.
  2. На три-четыре года приходится пик активности развития и проявления творческих способностей учеников. Появляются сюжетно-ролевые игры, процесс созидания и фантазирования становится более осознанным.
  3. Пяти-шестилетки способны усваивать огромное количество информации, в этом возрасте на благодатную почву ложатся более сложные задания, упражнения и игры, направленные на стимулирование творческой «жилки».
  4. Дети семи-восьми лет начинают обучение в школе, где происходит целенаправленное развитие креативного мышления в различных сферах.

Раннее дошкольное детство – с 3 до 5 лет – часто «выпадает», оставаясь незадействованным. Родители только недавно успокоились после первых сложных лет карапуза – освоения ходьбы, речи, приучения к горшку. Следующим важным этапом считается старший дошкольный возраст – подготовка к школе, когда нужно много заниматься, расти физически и интеллектуально. Однако роль этих трех лет в формировании характера, психических процессов, других особенностей личности ребенка очень важна. Именно сейчас в игровой форме можно заложить фундамент для полноценной мыслительной деятельности, богатого воображения, крепкой памяти, эмоционального комфорта.

Создание развивающей среды

В благоприятных условиях развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста происходит естественным путем, «само собой», без применения специальных методик и техник. Формированию творческих навыков способствуют доброжелательная среда, отношения, способы взаимодействия ребенка с окружающим миром:


Темпы творческого развития индивидуальны. Каждая семья отличается своим подходом к воспитанию, организацией быта, условиями жизни. Не старайтесь подгонять сына или дочку под определенные стандарты, вместо этого обратите внимание на то, к чему лежит душа вашего ребенка, и помогите ему реализоваться в этой сфере.

Приемы развития детского воображения

Умение фантазировать, придумывать, присваивать знакомым предметам новые неожиданные значения – все это характеризует высшую степень развития воображения. Малыши 2-7 лет овладевают навыками создания аутентичных образов, сочинительства, постепенно учатся применять все более сложные мыслительные операции. Одновременное совершенствование интеллектуальной, эмоциональной сфер и расширение опыта позволяют повышать общий уровень креативности. Стимулировать развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста помогают несложные приемы, которые можно использовать в любой совместной деятельности:


Психологи рекомендуют родителям заниматься креативной деятельностью вместе с отпрысками. Не нужно контролировать сына или дочь, подсказывать или следить, чтобы он правильно держал кисточку. Гораздо больше эффекта будет достигнуто, если все члены семьи сядут за одним столом и молча нарисуют каждый свою картину или займутся раскрашиванием одного большого панно, лепкой сказочного города, аппликацией. Такие занятия успокаивают нервную систему взрослых, создают приятный спокойный климат дома: малыш видит положительный пример родителей, которым тоже нравится творить.

Активное развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности происходит наиболее успешно, если в процесс созидания включаются родители. Совместное рисование картин, раскрашивание или работа с пластилином повышают мотивацию ребенка, наполняют творчество яркими эмоциями, сближают всех членов семьи.

Игры и занятия

Постепенное развитие творческого воображения у дошкольников начинается в самом раннем возрасте, однако наиболее благоприятное время наступает примерно с трех лет. Очередной кризис развития дает мощнейший толчок для приобретения новых навыков, умения применять их на практике, решать более сложные задачи. Совершенствование творческих способностей происходит как спонтанно, так и под чутким руководством взрослых. Дошкольные педагоги предлагают использовать следующие методы, игры и упражнения.

Игровая деятельность:

  • игры в слова: подбираем синонимы или антонимы, называем ассоциации;
  • настольные игры;
  • конструкторы, головоломки, мозаики;
  • «Угадайка»: мама кладет в коробочку какой-то предмет, ребенку предлагается угадать его, задавая уточняющие вопросы;
  • «Две стороны медали»: он должен рассказать о плюсах и минусах какого-либо явления или вещи (например, Новый год – хорошо, что это праздник, плохо, что он бывает редко);
  • «Крокодил»: участники по очереди показывают разных животных, остальные угадывают»
  • «Что, если…»: взрослый предлагает воображаемую ситуацию – а что, если автобусы начнут ездить задом наперед – ребенок фантазирует на заданную тему, рассказывает, как он видит дальнейшее развитие событий;
  • сюжетно-ролевые игры разнообразных сюжетов и содержания.

Развитию воображения и фантазии способствует ограниченное количество игрушек – ребенок вынужден придумывать, каким образом можно использовать один и тот же предмет, присваивать новые функции давно знакомым атрибутам игры, наделять их разными необычными свойствами. Оперируя немногочисленным набором игрушек, ребенок самостоятельно развивает умение нестандартно мыслить и искать креативные решения.

Литература:

  • читайте ребенку много, особенно, если сами это любите;
  • тщательно подбирайте содержание книг, смотрите на качество иллюстраций;
  • учитывайте интересы детей, их увлечения и характер;
  • познакомьте малыша со своими любимыми произведениями (учитывая его возраст);
  • попробуйте чтение по ролям;
  • разговаривайте о прочитанном произведении, обсуждайте героев, события, свои эмоции;
  • разбирайте значение незнакомых ребенку слов;
  • ходите в библиотеки, на литературные встречи, организуйте у себя дома коллективные чтения с соседскими ребятами;
  • читайте сами в присутствии девочек и мальчиков.

Музыкальные фантазии:

  • слушайте классическую музыку, фольклор, звуки природы;
  • учите смешные, веселые песенки;
  • танцуйте под свою любимую музыку, пусть даже это будет рок или хип-хоп;
  • приобретайте детские музыкальные инструменты;
  • включите музыку и попросите мальчика или девочку закрыть глаза, а после – рассказать, что он услышал в этой мелодии, какие чувства она вызвала, о чем была музыка;

Если малыш проявит интерес к песням и танцам, запишите его в музыкальную школу или танцевальную студию.

Актерские эксперименты:

  • ставьте семейные спектакли;
  • разыгрывайте сценки из прочитанных книг;
  • готовьте реквизит для вашего театра: шейте костюмы, оформляйте сцену.

Изобразительное искусство.


Поощряйте развитие творческих способностей у детей – не ругайте их за покрытую краской одежду, пластилин в волосах, изрисованные фломастерами руки младшего брата. Со временем ребенок научится творить аккуратно, соблюдать чистоту, а пока чрезмерное стремление родителей к порядку лишь огорчает карапуза, ставит подножку его искреннему творческому порыву.

  • Дайте ребенку пластилин – мягкий и твердый, красивых ярких цветов, изготовьте вместе тесто для лепки. Делайте картины из пластилина, размазывая его по плотной бумаге,
  • Покупайте наборы для аппликации, доверьте маленькому человечку ножницы, на начальном этапе можно просто позволить ему нарезать листы бумаги в хаотичном порядке. Используйте разные виды клея, картон и тонкую бумагу.

Занятия требуют регулярности. Не нужно делать все и сразу. Выберите наиболее приятные для вашей семьи занятия и уделяйте им 15-20 минут в день. Разрешайте малышу заниматься творчеством самостоятельно – обустройте рабочее место рядом с мамой. Многие упражнения можно делать по пути в садик, в качестве ритуала перед сном, на прогулке.

Влияние педагога и родителей

Родители, преподаватели, воспитатели показывают допустимые модели поведения, отношение к миру и собственной личности. Правильный посыл от взрослых – «делай, ты можешь, я в тебя верю, попробуй» — способен превратить застенчивого несмышленыша в открытого, смелого, дерзающего художника, настоящего творца.

Ошибка мам, пап и и педагогов заключается в нацеленности на результат без концентрации на процессе.

Учитель сосредоточивается на правильных ответах, соответствии учебной программе, отметках, баллах и процентах – успех измеряется количественными показателями.

Наставник, ставящий своей целью развитие, уделяет внимание построению процесса обучения, выстраивая его так, чтобы раскрыть индивидуальность учеников, их таланты. Такие учителя стремятся акцентировать внимание на сильных сторонах детей, одновременно «подтягивая» слабые, поощряют использование нестандартных подходов к решению задач, не ругают за то, что кто-то выбивается из общей картины.

Чтобы ребенок добился хороших результатов, школа и родители должны прийти к синергии, действовать сообща, придерживаясь одних и тех же принципов. Родители должны вдумчиво выбирать воспитателей для своих отпрысков. Отношение педагога к ребенку, его личности, особенностям, характеру, поведению – важнейший фактор влияния на обучающий процесс.

Министерство образования Российской Федерации

Самарский социально-педагогический колледж

Курсовая работа

по педагогике

Тема: Развитие творческих способностей у детей

Работа выполнена

студенткой 5Е группы

Руководитель:

Нестерова О.М.

Самара 2003

I. Теоретическая часть

1. Введение

2. Значение периода детства для развития

творческих способностей

3. Развитие интереса к творчеству

4. Виды творческой деятельности

5. Методы развития творческих способностей у детей

II. Практическая часть

6. Заключение

7. Приложение

8. Список литературы

Введение

Воли не удастся никогда создать

мудрецов, если будете убивать

в детях шалунов.

Ж.-Ж. Руссо

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.

Кому нужны творческие способности?

Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….

Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей у детей. Цель данного исследования:

1) Изучение проблемы развития креативных способностей детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении педагога дополнительного образования.

2) Выявить эффективные приемы развития творческих способностей в условиях учреждения дополнительного образования.

3) Использовать специальные приемы для развития творческих способностей детей.

В ходе работы, мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.

2. Изучить и проанализировать разработанную проблему в психолого-педагогической литературе.

3. Выявить особенности творчества детей в условиях кружка «Умелые руки».

Значение периода детства для развития творческих способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.

Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.

Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово!

Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно.

А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития творческих способностей.

Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга.

Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременно и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекали его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считаем такое развитие нормальным!

Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить.

Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи.

Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года.

Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.

Развитие интереса к творчеству

Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.

Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности.

Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, - его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.

Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.

Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:

1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;

2. Функция формирования творческих способностей;

3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.

Можно выделить следующие основные условия проведения игр:

1. Наличие у педагога определенных знаний и умений.

2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

3. Необходимость включение педагога в игру.

4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.

5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.

Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.

Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес.

Правила игры

1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение: и ваше; и его. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удастся нас рассмешить или обрадовать.

2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.

3. Развивающие игры – игры творческие.

4. Увлечения детей приходят «воинами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре.

5. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс.

Виды творческой деятельности

Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Существуют различные виды творческой деятельности.

Художественно-эстетическая

1. ИЗО - музыка

2. шитье - вокал

3. вязание - хореография

4. макраме - драм. театр

Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности детское рисование.

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию.

Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия.

Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы.

В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.

Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные.

Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.

Методы развития творческих способностей у детей

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

Научности

Систематичности

Последовательности

Доступности

Наглядности

Активности

Прочности

Индивидуального подхода

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

1. Каждая игра представляет собой набор задач.

2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.

6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

Развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

Задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

Творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Наряду с принципами используют и методы:

Методы

практические наглядные

словесные

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Упражнения подразделяютсяна конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Практическая часть.

Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях в д./о. В д./о, «Умелые руки», руководителем, которого я являюсь, без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон.

Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, и в результате получается единая картина, которая занимает одно из мест на выставке.

В течение трех лет я использую в своей работе коллективный метод в развитии творческих способностей у детей. И намой взгляд это наиболее эффективный способ развития творчества.

Дети не только делают картины, нот и сочиняют сказки к этим картинам. Великолепно переданы колорит и дух сказки, разнообразие жестов, поз, выражений лиц, яркая и пышная растительность. И притом удивительное чувство композиции, пропорции. Также дети исполняют сложные, многофигурные композиции. Показывают детям мини-сценки детям из других д./о.

Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей. К этому выводу я пришла, основываясь на опыт своей работы.

Например, в начале своей трудовой деятельности мне, хотелось достичь «все и сразу». Но как?

На занятиях мы с детьми стали делать сразу большие картины, миновать начальные периоды. Но в процессе занятий я поняла, что дети еще к этому не готовы и тогда со следующего года мы с детьми стали работать по принципу от простого к сложному:

1. Выбор сюжета, картины;

2. Цветовая гамма;

3. Подбор материала;

4. Поэтапное выполнение картины.

В результате поэтапной работы нам удалось достигнуть высоких результатов. Они заключаются в том, что взрослые дети стали моими помощниками, т.е. они могли без моей помощи обучать малышей.

Кто они - вундеркинды или просто дети, способности которых вовремя замечены и своевременно развиты?

Я выбирала разные направления работы с детьми, и всегда находились ученики, достигавшие очень высоких результатов в каждом из видов деятельности.

Таким образом: поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей у детей.

Заключение.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:

1.Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.

2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.

3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.

4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

5. Работа с родителями.

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей

1. Методика" Солнце в комнате"

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответ­ствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится че­ловечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. По­смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей из­ображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари­совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правиль­ной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ­яснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол­нышко) -2 балла.

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру­гих,сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нари­совать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

2. Методика "Складная картинка"

О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей.

М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

Инструкция к проведению.

Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту кар­тинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслу­шав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка рас­правля­ется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего при­меняется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка психолог фиксирует об­щий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществля­ется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

1. Отсутст­вие ответа, не­принятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бы­вает") - 1 балл.

2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находя­щихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла.

3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых компози­ций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла.

Некото­рые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, кото­рую прини­мает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала по­хожа на мос­тик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

3. Методика "Как спасти зайку"

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель. Оценка способности ипревращение задачи на выбор в задачу на прео­бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

М а т е ри а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый ша­рик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчи­ком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на­чался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем толькомы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов), ихолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование предметного наличного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

4. Методика "Дощечка"

Основание. Детское экспериментирование.

Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

Инструкция к проведению.

Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".

Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

Обработка данных.

При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

Системность мышления.

Игра "Теремок"

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, ка­стрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Сле­дующий ребёнок просится втеремок, но может попасть туда, только если ска­жет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ре­бёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инстру­мент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

"Собери фигурки"

Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фи­гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав­лива­ются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло­жить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар­тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред­меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

"Нелепицы"

Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой кар­тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Игры на развитие ассоциативности мышления

Игра "Что на что похоже "

3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры догова­риваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и веду­щий на­чинает: "То, что я загадал похоже на..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадав­ший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий пред­мет для ассоциации.

"Сюрреалистическая игра "

(рисунок в несколько рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

"Волшебные кляксы "

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа вылива­ется не­много чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разво­рачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие пред­метные изо­бражения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто на­зовёт больше всего предметов.

Игра "Словоассоциации"

Взять любое слово, например, батон. Оно ассо­цииру­ется:

С хлебобулочными изделиями.

С созвучными словами: барон, бекон.

С рифмующимися словами: кулон, салон.

Создать как можно больше ас­социа­ций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на ас­фальте, ка­мушки на берегу.


Игры на развитие диалектичности мышления.

Игра "Хорошо - Плохо"

Вариант 1 .Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вы­зы­вающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положи­тельные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уко­лоться.

Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. На­пример, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к субъективной однозначной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положитель­ных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в кото­рые ста­вятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.

Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при кото­ром для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объ­ект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:

Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;

Живот болит - это хорошо, можно в школу не ходить;

Сидеть дома - плохо, скучно;

Можно пригласить гостей - и т.д.

Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала, может быть, ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количест­венных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну кон­фету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.

Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время урока или даже на перемене.

Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет вы­работка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ре­бёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) тол­стый, ленивый - (?) трудолюбивый, острый - (?) тупой. Затем можно взять лю­бую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти та­кой объ­ект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На по­следнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать про­тиворе­чия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).


Список литературы

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.

3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы пси­холо­гии. - 1990 №4. стр. 5-9.

5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.

6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.

7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.

8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспита­ние. - 1967 №12. стр. 73-75.

9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы пси­хологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

11. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг­ностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

13. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

14. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.

15. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.

16. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство рос­товского университета. - 1993. 32 стр.

17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвар­дия, 1989. стр. 255-299.

18. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.

19. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. - До­школьное воспитание. -1989 №6. стр. 69-72.

20. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".

21. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.

22. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - До­школь­ное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.

23. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В. "Поваренная" книга воспи­тателя. - Норильск, 1994. 50стр.

Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру. Однако многие родители начинают задумываться о развитии способностей своего чада только тогда, когда тот начинает ходить в школу. В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка? Психологи называют различные сроки - от полутора до пяти лет.

Этапы формирования способностей у детей

Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:

  • один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
  • три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.
  • пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Любой посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

Занятия живописью направлены на развитие у детей творческого начала. О том, как научить ребенка основам рисунка, рассказывает психолог и педагог по живописи Мария Климакова.

  • семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим , желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.
  • 9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.
  1. Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
  2. Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции. Чтобы этого не происходило, взрослым придется учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
  3. Предоставьте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Для этого постарайтесь обеспечить его всем необходимым (например, карандашами и красками, если он рисует, или спортивной одеждой, обувью и инвентарем, если он занимается спортом) и позвольте по мере возможности самостоятельно планировать занятия.
  4. Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу.
  5. Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию. Помните, ваш сын или дочь при любой неудаче ждут от вас поддержки, а не осуждения или критики.
  6. Подготовьте ребенка к занятиям спортом или творческой деятельностью, объяснив своему чаду, почему ему стоит прислушиваться к мнению тренера и какой результат он получит, посещая те или иные занятия.

  1. Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.
  2. Проследите, чтобы ребенок регулярно посещал занятия. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби – например, почитайте ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, или расскажите о собственном положительном опыте.

Всем известно, что самая лучшая форма обучения для детей – игровая. Я-родитель представляет вашему вниманию развивающую игру для дошкольников, направленную на формирование и развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

Екатерина Кушнир

У каждого ребенка может быть не один, а несколько талантов. Я-родитель предлагает понять, какой талант у вашего ребенка и как его развить.

Комментарии:

Отправить

с 1 года можно начать занятия с конструктором. Лучшая развивающая игрушка это конструктор! Конструктор - это любимая игра у моего сына. Он отлично развивает мелкую моторику и фантазию ребенка. Сначала у нас был дешевый конструктор, но нас он не совсем устраивал. Позже у нас появилась эта новинка от Чикко. Разница на лицо. Этот конструктор безопасен. Он не имеет острых углов, химического запаха. В комплект входит 40 блоков различной, формы, размера и цвета. Блоки крупные и их ребенок не проглотит. С помощью этого конструктора вы с ребенком сможете построить по очереди 5 транспортных средств- машину, паровоз, вертолет и 2 вида самолета. Машинки получаются крупными и ими можно играть. У паровоза и машинки есть колеса и их можно катать по полу. А после того как вы построите паровоз, вы сможете его оживить. Это можно сделать с помощью специального приложения установленного на ваш смартфон.

с 1 года можно начать занятия с конструктором. Лучшая развивающая игрушка это конструктор! Конструктор - это любимая игра у моего сына. Он отлично развивает мелкую моторику и фантазию ребенка. Сначала у нас был дешевый конструктор, но нас он не совсем устраивал. Позже у нас появилась эта новинка от Чикко. Разница на лицо. Этот конструктор безопасен. Он не имеет острых углов, химического запаха. В комплект входит 40 блоков различной, формы, размера и цвета. Блоки крупные и их ребенок не проглотит. С помощью этого конструктора вы с ребенком сможете построить по очереди 5 транспортных средств- машину, паровоз, вертолет и 2 вида самолета. Машинки получаются крупными и ими можно играть. У паровоза и машинки есть колеса и их можно катать по полу. А после того как вы построите паровоз, вы сможете его оживить. Это можно сделать с помощью специального приложения установленного на ваш смартфон.

с 1 года можно начать занятия с конструктором. Лучшая развивающая игрушка это конструктор! Конструктор - это любимая игра у моего сына. Он отлично развивает мелкую моторику и фантазию ребенка. Сначала у нас был дешевый конструктор, но нас он не совсем устраивал. Позже у нас появилась эта новинка от Чикко. Разница на лицо. Этот конструктор безопасен. Он не имеет острых углов, химического запаха. В комплект входит 40 блоков различной, формы, размера и цвета. Блоки крупные и их ребенок не проглотит. С помощью этого конструктора вы с ребенком сможете построить по очереди 5 транспортных средств- машину, паровоз, вертолет и 2 вида самолета. Машинки получаются крупными и ими можно играть. У паровоза и машинки есть колеса и их можно катать по полу. А после того как вы построите паровоз, вы сможете его оживить. Это можно сделать с помощью специального приложения установленного на ваш смартфон.

с 1 года можно начать занятия с конструктором. Лучшая развивающая игрушка это конструктор! Конструктор - это любимая игра у моего сына. Он отлично развивает мелкую моторику и фантазию ребенка. Сначала у нас был дешевый конструктор, но нас он не совсем устраивал. Позже у нас появилась эта новинка от Чикко. Разница на лицо. Этот конструктор безопасен. Он не имеет острых углов, химического запаха. В комплект входит 40 блоков различной, формы, размера и цвета. Блоки крупные и их ребенок не проглотит. С помощью этого конструктора вы с ребенком сможете построить по очереди 5 транспортных средств- машину, паровоз, вертолет и 2 вида самолета. Машинки получаются крупными и ими можно играть. У паровоза и машинки есть колеса и их можно катать по полу. А после того как вы построите паровоз, вы сможете его оживить. Это можно сделать с помощью специального приложения установленного на ваш смартфон.

Детки развиваются, благодаря и качественным игрушкам.
Телефон купили дочке, когда ей было 6 месяцев. Очень порадовало качество пластика, который просто неубиваем. В свои шесть месяцев дочка его крутила, кусала, бросала, но с ним ничего не произошло. Эта игрушка рассчитана для деток от 6 месяцев и до трех лет. Телефон русско-английский, говорит на двух языках, переключается кнопкой из одной стороны в другую, которая находится сверху возле антенки. На передней панели расположены четыре кнопки с цифрами в виде птички, дельфина,собачки и лягушки, в центре находится оранжевая кнопка, на которой изображен телефон, нажимая на нее, ребенок слышит звуки звонка и голос, который говорит: " Алло, кто это?". Чуть выше кнопок в виде полукруга есть кнопка с изображением земного шара, при нажатии на нее из телефона доносится песня, а сам земной шар начинает кружиться. Все кнопочки мигают разноцветными огоньками, которые очень красиво светятся в темноте. Если ребенок не играет телефоном, он говорит:" Пока, пока". Чтобы полностью отключить телефон на задней панели находится переключатель. телефон работает от двух батареек типа ААА. Телефоном дочка играет постоянно - это одна из самых наших любимых игрушек!!



Спасибо очень интересная статья, поделюсь самыми интересными вещичками для первого года жизни - Я считаю, что развивать малышей нужно с самого рождения, поэтому первую игрушка у нас появилась когда крохе исполнился месяц. Для такой важной роли мы выбрали прорезыватель марки Chicco в виде бабочки. У нее есть глазки и добрая улыбка. Малыш доволен - подолгу с ней занимается.

Когда мы немного подросли нам подарили ходунки-трансформеры Chicco 123, рассчитаны от 6мес. до 3 лет. Там такая чудесная игровая панель, со светом и звуком, разные кнопочки и вставки. Сейчас нам 2 года и мы пользуемся уже 3 ступенью - каталкой-квадрациклом! Впервые встретила такую универсальную игрушку которая не надоедает!

И еще расскажу немного о косметики которой мы пользуемся, тоже марки Chicco - стала замечать что у годовасика появился налет на зубках и купила эту пасту, она оказалась очень вкусная как конфетка - малой с удовольствием открывает ротик)) Нам очень понравилась! Со своей задачей справляется на ура!
Может кому нибудь пригодятся наши советы, а то порой покупаешь малышу вещь, а она оказывается совсем не нужна))



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!