Проекты в детском саду составленные логопедом. Логопедический проект проект по логопедии (старшая группа) на тему

Лариса Старосельцева
Проект «Логопедические тропинки»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками.

Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки . Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки » , ведущие ребенка к полноценной развитой речи : формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике . Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда , ребенка, родителей и воспитателей.

Гипотезой проекта

выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Цель :

повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи :

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе

коррекции речи.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

4. Увеличить объем коррекционного воздействия,

5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям , приобщать

детей к процессу активного познания.

6. Побуждать детей к совместной деятельности.

7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по

коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский

потенциал.

8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и

родителей.

Тип проекта

По продолжительности – долгосрочный.

По составу участников проекта –подгрупповой .

Участники :

дети зачисленные на логопедический пункт ,

их родители, учитель-логопед .

По направленности деятельности участников проекта – практико-ориентированный.

Этапы и стратегия реализации проекта

I. Подготовительный этап

(информационно-аналитический) .

Задачи :

1. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

2. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.

3. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей ) .

4. Определение системы логопедических проектов , условий их реализации.

II. Основной этап реализации проекта

(практический) .

Задачи :

Реализация проекта в различных формах , методах и приемах совместной взросло-детской деятельности.

III. Заключительный этап реализации проекта

(итоговый) .

Задачи :

1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности

применения логопедических проектов в коррекционном процессе.

2. Презентация проекта «Логопедические тропинки » для учителей-логопедов Курского района и педагогов МБДОУ.

Ожидаемый результат :

1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повысится психолого -педагогическая компетенция педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.

3. Произойдет повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том , что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Список использованной литературы :

1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и

семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5 , 2005.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.,

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ . Сфера. М. 2005

4. Киселева Л. С. проектный метод в деятельности дошкольного

учреждения. Арти. М., 2005

5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических

занятиях. -М. 2007.

6. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для

детей с ОНР. М., 2012

Логопе­дический проект

«Логопедическая гостиная».

учитель-логопед МБ ДОУ ДС №11 «Сказка»

Пермский край, г. Оса.

Тип проекта : практико-ориентированный.

Участники проекта : учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители, музыкальный руководитель, воспитатели.
Содержание проекта:

Проект направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка - дошкольника путём их активного включения в коррекционный процесс.

Обоснование проекта: Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Очень важно сделать родителей активными участниками коррекционного процесса, и поэтому необходимо:

Помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,

Разъяснить и познакомить, в чем состоит логопедическая работа,

Научить использовать игровые приёмы по коррекции речи, для дальнейшего закрепления в домашних условиях.

Но на сегодняшний день существует ряд проблем:

Рост количества детей с речевыми нарушениями и отсутствие возможности оказания коррекционной помощи всем нуждающимся, в условиях логопункта ДОО;

Уровень знаний родителей о речевом развитии детей не позволяет осознавать им необходимость участия в коррекционном процессе и воздействовать на речь ребёнка в домашних условиях.

Исходя из вышеизложенного, видна актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста и повышение результатов коррекционной работы.

Задачи:

Выяснить образовательные потребности родителей и уровень знаний в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста,

Повысить интерес родителей к логопедической работе ДОО и помочь стать активными участниками коррекционного процесса,

Способствовать закреплению полученной информации на практических семинарах.

Ожидаемые результаты:

Родители активно включены в коррекционный процесс по устранению речевых недостатков детей.

Родители используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Эффективность данных результатов.

Для детей

Для родителей

Для педагогов

1.положительная динамика речевого развития;

2.успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;

3.индивидуальный подход к каждому ребенку.

1.положительная оценка деятельности ДОУ;
2.готовность и желание помогать ДОУ;
3.использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях.

1.положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
2.заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
3.удовлетворенность собственной деятельностью;
4.качественно организованная система повышения квалификации;
5.учет положительной динамики в речевом развитии детей.

1.благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
2.положительная динамика в дальнейшем развитии и сотрудничестве с родителями.

Возможные риски:

Трудности взаимодействия с родителями, не желающими проникнуться проблемой речевого развития ребёнка.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический

процесс, методические пособия для домашнего использования родителями,

диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и родителями.

Описание проекта:

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).

Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.

Подбор упражнений для развития мелкой моторики.

Подбор упражнений для развития речевого дыхания.

Подбор игр и упражнений на развитие фонема тического слуха.

Анкетирование родителей (см. Приложение 1 ). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем.
2 этап - основной (практический).

Разработать план методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закреплять в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

Проведение семинаров-практикумов, мастер-класса, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.

Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);

создание информационно-методического стенда «Советы логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);

Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).

Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т. п.)

Данные формы работы позволяют

Привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе; - установить между педагогами и родителями доверительные отношения;

Осознать родителям улучшение результатов в речевом развитии ребенка от совместной деятельности.
3 этап - заключительный (контрольно-диагностический).

Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района и области.

Перспективный план реализации проекта

Формы и
методы работы

Результат

Ответственный

1этап Подготовительный

Сентябрь

1.Анкетирование родителей.

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.

Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логопункт.

Анкета для родителей

Учитель-логопед

2 этап Основной

Семинар-практикум для родителей «Профилактика речевых нарушений. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой».

Протокол проведения семинара –практикума; отзывы родителей

Учитель-логопед

Мастер-класс «Речевое дыхание - основа правильной речи».

Обучение комплексу упражнений для развития речевого дыхания.

Протокол проведения мастер-класса, отзывы родителей

Учитель-логопед

Консультация
«Научитесь слышать звуки»

Тематическая консультация с практической частью по обучению комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Протокол проведения консультации, отзывы родителей

Учитель-логопед

Семинар-игротека «Ловкие пальчики»

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, знакомство с играми и упражнениями, изготовление пособий своими руками.

Протокол проведения семинара, отзывы родителей, дидактические пособия, выполненные родителями и детьми.

Учитель-логопед

«День открытых дверей»

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия (согласно плану ДОУ)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29

Долгосрочный логопедический проект

«Здоровячок-речевичок»

по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

Муртазина Айсылу Радиковна

учитель-логопед

МАДОУ детский сад № 29

г. Нефтекамск

Введение……………………………………………………………………………...3

Понятие о здоровье и здоровьесберегающих технологиях……………………….5

Этапы работы над проектом………………………………………………………...6

Подготовительный

Основной (практический)

Заключительный

Заключение………………………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………………………………11

Введение

ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. В последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребёнка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.

На основании анализа теоретической и методической литературы, а также данных констатирующего эксперимента были изучены направления и выбраны традиционные и нетрадиционные приёмы логопедической работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Сказка» г. Нефтекамск

Тип проекта: долгосрочный

Участники проекта:

Дети подготовительных групп № 3, № 4, родители, педагоги.

Время реализации проекта:

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.

Задачи проекта:

Рассмотреть современные подходы к сохранению и формированию здоровья дошкольников на логопедических занятиях.

Проанализировать принципы сохранения здоровья дошкольников в коррекционно-педагогическом процессе.

Описать профилактическую и коррекционную работу учителя-логопеда на занятиях.

Объект: процесс обучения и воспитания в детском саду.

Предмет: здоровьесбережение воспитанников ДОУ.

Гипотеза исследования - процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым, если на логопедических занятиях использовать современные здоровьесберегающие технологии.

Новизна исследования заключается в реализации современных инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Новые подходы, современные инновационные технологии нужны для того, чтобы сделать обучение осознанным, интересным, оптимизировать процесс обучения, содействовать оздоровлению детей.

Методы исследования:

изучение и анализ литературы

эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный

теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных)

диагностические методы

Ожидаемые результаты:

правильное речевое дыхание у детей;

сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

отсутствие напряжения и скованности у детей;

улучшение соматического здоровья детей, посещающих логопедический пункт;

использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Технология - пошаговая, заранее продуманная последовательность действий, направленных на достижение конкретного результата. Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идёт на пользу здоровья. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании по ФГОС:

Сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;

Создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребёнка;

Обеспечение комфортных условий жизни на протяжении всего времени нахождения ребёнка в детском саду.

Технологии здоровьесбережения:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

Принципы здоровьесберегающих технологий :

Принцип «Не навреди!»;

Принцип сознательности и активности;

Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

Принцип систематичности и последовательности;

Принцип доступности и индивидуальности;

Принцип всестороннего и гармонического развития личности;

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Этапы работы

1 этап - подготовительный

Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учётом современных требований и речевых возможностей детей.

Формы работы:

Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.

Выявление проблемы.

Определение системы мероприятий по реализации проекта.

Изучение уровня компетентности родителей по проблеме - анкетирование по теме: «Здоровый образ жизни».

2 этап - основной (практический)

Задачи: разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей, родителей и педагогов детского сада по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Форма работы:

Проведение консультаций для воспитателей «Комплекс артикуляционной гимнастики для каждой группы звуков», «Профилактика речевых нарушений», «Пальчиковая гимнастика в театрализованной деятельности как средство профилактики речевых нарушений».

Консультация для музыкального руководителя «Использование логоритмики на музыкальных занятиях».

Консультация для инструктора физической культуры «Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями».

Проведение мастер-класса для воспитателей «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Изготовление буклета для педагогов и родителей «Современные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Проведение консультаций для родителей «Дыхательная гимнастика - основа правильной речи», «Артикуляционная гимнастика дома».

Изготовление картотек (комплексов упражнений) «Развитие высших психических функций», «Дыхательная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», «Зрительная гимнастика», «Физминутки».

Использование традиционных и нетрадиционных приёмов здоровьесбережения на логопедических занятиях.

Традиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда

Упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления)

В подготовке к школе существенная роль принадлежит развитию высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью, поэтому учитель-логопед включает в коррекционную работу упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Логопедический и точечный массаж

Детям со значительными речевыми расстройствами для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при иглоукалывании, с той лишь разницей, что на биологически активные точки воздействуют пальцем или кистью.

5. Пальчиковая гимнастика

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

6. Зрительная гимнастика

Цель зрительной гимнастики - включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот - расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Физкультминутки

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаются физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников.

Нетрадиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда

Проект

Неделя логопеда в ДОУ

«Логопедическая палитра».

Паспорт проекта

Тема проекта : «Логопедическая палитра»

Вид проекта : краткосрочный

Тип : коррекционный, информационный, творческий, социальный, педагогический.

Руководители проекта: учителя-логопеды: Комарова М.А., Аверина О.Г.

Участники проекта : дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта:

Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников, в процессе творческой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Пропоганда логопедических знаний.

Задачи проекта:

  • Формирование практических умений и навыков у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).
  • ознакомить педагогов и родителей с работой логопеда в детском саду, в условиях логопункта;
  • использование современных технологии в логопедической работе;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
  • побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми ;
  • вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс;
  • использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
  • Вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них.

Актуальность проекта С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. П оэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из форм такой работы является “Логопедическая неделя”, во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта.

Развивать высшие психические функции; фонематическое восприятие; общую и тонкую моторику пальцев рук; творческие способности, координацию речи с движением .

Образовательный продукт:

Презентация проведенных мероприятий,

Выставка творческих работ воспитанников и стенгазета

Буклеты для родителей

Выступление на ГМО логопедов

Этапы реализации проекта:

Предварительный. Изучение методической

литературы. Подбор материалов для «методической копилки» и разработка

планов проведения недели «Логопедическая палитра».

Организационный. Педагогическая планёрка. Консультирование педагогов. Разработка планов. Объявление о проекте.

Основной. Проведение коррекционных занятий и мастер-классов по плану, создание презентаций.

Взаимодействие с родителями (групповые выставки, консультации, мастер-класс, день открытых дверей).

Итоговый. Презентация в ДОУ. Анализ результатов проекта.

Предполагаемый результат:

У детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.

. Неделя логопеда в ДОУ

«Речевая палитра»

«Если сильный язычок

И ловкие пальчики,

Будут чётко говорить

Девочки и мальчики»

Дни недели

Мероприятия

Участники

Ответственные

Понедельник

Открытие недели

  • Выставка «Моя любимая буква»
  • Стенгазета «Логопед глазами детей»
  • Подгрупповое занятие

«Сказка о весёлом язычке»

(подготовительная группа)

Воспитатели

Родители

Дети

Учитнля-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Воспитатели

Вторник

  • Мастер-класс для воспитателей

«С пальчиками играем, речь развиваем»

  • Подгупповое занятие

«Игротека пальчиковых игр»

(старшая группа)

Учителя-логопеды

Воспитатели

Учителя-логопеды

дети

Учителя-логопеды

Среда

  • День открытых дверей для

Родителей и воспитателей

  • Индивидуальные занятия

«В гостях у свистящей семейки»

(подготовительная группа)

Учителя-логопеды

Воспитатели

Родители

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Четверг

  • Тренинг для родителей

«Игровые упражнения для развития артикуляции и дыхания»

  • Буклеты для родителей
  • Занятия в микрогруппах

«Волшебный песок»

(старшая группа)

Учителя-логопеды

Родители

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Пятница

Закрытие недели

ГМО «Коррекция артикуляционной и мелкой моторики, как часть здоровьесберегающих технологий»:

  • Речевое развлечение

«Сюрпризы от Смешариков»

  • Сообщение «Коррекция артикуляционной и мелкой моторики,

как часть здоровьесберегающих технологий»

  • Мастер-класс

« «Бионергопластика «Развивать движения

Нужно - руки и язык подружим»»

Учителя-логопеды

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды


  1. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.М., 2008.

3. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика Синтез, Москва 2010.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» г. Советский» ХМАО-Югра

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Маленькие грамотеи» Логопедические игры в развитии фонематического слуха у детей 6 - 7 лет

МАЛЕНЬКИЕ ГРАМОТЕИ Практико-ориентированный проект учителя-логопеда Каравановой Ирины Анатольевны

Актуальность проекта Отсутствие полноценного восприятия фонем ведёт к следующим нарушениям: страдает фонетическая сторона речи слоговая структура слова словарный запас и грамматический строй речи невозможно становление звукового анализа и синтеза Что в дальнейшем приведёт к дислексии и дисграфии.

Тип проекта По составу участников: индивидуально-подгрупповой (для детей), групповой (для педагогов и родителей). По сроку реализации: долгосрочный (1 год) По целевой установке практико – ориентированный

Участники проекта: дети подготовительной группы «Калинка», посещающие логопедический пункт Воспитатели группы Родители Возраст детей: 6-7 лет с ФФНР, ОНР III уровня Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: недоразвитие фонематической стороны речи у детей 6-7 лет

Цель проекта Формирование фонематического слуха у детей 6 - 7 лет посредством дидактических игр

Задачи Для детей: Для педагогов: Для родителей: Развивать слуховое восприятие Формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов Учить дифференцировать звуки речи по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости. Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов. Обучать слогоделению. Познакомить с буквами. Обучение специальным методам и приёмам в проведении игр и упражнений по развитию слухового восприятия, фонематического слуха, развития ритмического чувства, речевого дыхания. Привлекать родителей к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. Познакомить родителей с использованием речевых игр по развитию фонематического слуха в домашних условиях.

Новизна проекта Включение игр и упражнений на развитие ритмического чувства Детям с фонематическими нарушениями довольно сложно выполнять задания на оценку и восприятия ритмов, за счёт нарушенного слухового восприятия. Даже при воспроизведении ритмов, состоящих из одной паузы, они допускают ошибки. Им сложно сосчитать количество хлопков, ударов, а затем их воспроизвести. Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара.

Предполагаемые результаты Для детей Для педагогов Для родителей Воспринимать сложные ритмы по словесной инструкции педагога. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Делить слова на слоги. Дифференцировать звуки по звонкости –глухости, твёрдости-мягкости. Определять позицию звука в слове. Знать буквы русского алфавита. Обогатить знаниями и умениями для проведения работы по развитию звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Обогатить и пополнить знаниями практического материала, необходимого для развития фонематического слуха у детей

Продукт проекта Для логопеда Для детей Для педагогов Для родителей Перспективное планирование дидактических игр и упражнений по развитию фонематических процессов у детей 6-7 лет Дидактические игры на развитие ритмического чувства, фонематического слуха Коллективный альбом «Моя любимая буква», индивидуальная тетрадь «Грамотная тетрадь» Картотека дидактических игр по развитию фонематического слуха, мастер-класс, консультации. Показ на родительском собрании приёмов проведения дидактических игр, фото коллаж «Мы играем», папки-передвижки, мастер-класс, буклеты игр.

Форма работы с детьми Дидактические игры и упражнения Работа в «Грамотных тетрадях» Составление коллективного альбома «Моя любимая буква»

игры Игры с детьми Развитие фонематического анализа Оценка и восприятие ритмов Развитие слухового восприятия Развитие звукового синтеза Определение позиции звука Слоговой анализ и синтез Дифферен-циация звука в слове Выделение звука в слове Знакомство с буквами

Форма работы родителями и педагогами Логопед Логопедический практикум Школа речевого развития Родительские собрания Папки-передвижки Мастер-класс Анкетирование Консультации Семинар-практикум

Этапы реализации проекта Диагностический (логопедическое обследование) Основной (реализация проекта) Заключительный

1 этап Диагностический Сроки поведения Вид деятельности Ответственный Сентябрь (с 1 по 15) Логопедическое обследование, сбор анамнестических данных о ребёнке, индивидуальные беседы с родителями, наблюдения за детьми Учитель-логопед

2 этап Основной (в течение учебного года, ответственный учитель-логопед) работа с детьми СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТВЕТСТВЕННЫЙ Сентябрь-май Дидактические игры и упражнения Учитель-логопед, педагоги Сентябрь-май Заполнение «Грамотных тетрадей», оформление коллективного альбома «Моя любимая буква» Учитель-логопед Май Итоговое мероприятие «В гости к Азбуке» Учитель-логопед, педагоги

Работа с педагогами Сроки проведения Вид деятельности Ответственный Сентябрь-октябрь Оформление картотеки дидактических игр на формирование и развитие фонематического слуха детей Учитель-логопед октябрь Консультация «Особенности развития фонематического слуха у детей» Учитель-логопед ноябрь Консультация с показом презентации «Игры на развитие чувства ритма у детей подготовительной группы» Учитель-логопед декабрь Логопедический практикум «Звуковой анализ слова» Учитель-логопед февраль Семинар-практикум «Уроки фонетики» Учитель-логопед март Мастер-класс «Развитие навыка звукобуквенного анализа у детей дошкольного возраста» Учитель-логопед Апрель Отчёт учителя-логопеда на педсовете по коррекционной работе с детьми Учитель-логопед

Работа с родителями Сроки проведения Вид деятельности Ответственный Сентябрь Анкетирование Учитель-логопед Октябрь Дни открытых дверей, выступление на родительском собрании «Речевая готовность ребёнка к школе», памятка для родителей «Календарь речевого развития дошкольника» Учитель-логопед Ноябрь Консультация в папку-передвижку «Фонематический слух – основа правильной речи» Учитель-логопед Декабрь Школа речевого развития «Уроки фонетики», памятка для родителей Занимаясь с ребёнком, помните…» Учитель-логопед Январь Выступление на родительском собрании «Влияние фонематического слуха на школьное обучение» Учитель-логопед Февраль Консультация в папку-передвижку «Развиваем фонематический слух у дошкольников» Учитель-логопед Март Консультация в папку-передвижку «Знакомство детей с буквами» Учитель-логопед Апрель Логопедический практикум «Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?» Учитель-логопед Май Выступление на итоговом родительском собрании с отчётом о проведённой коррекционной работе: «Наши успехи», фото коллаж «Мы играем», памятка для родителей «Проверьте на досуге…» Учитель-логопед

3 этап Заключительный Месяц Для детей Для педагогов Для родителей Апрель-май Итоговое занятие «В гости к Азбуке», срезы знаний по методике В. И. Яшиной Анкетирование Итоговое родительское собрание с видео показом «Наши успехи» , фото коллаж «Мы играем», анкетирование

Результаты работы Проведённый анализ изучения уровня речевой подготовки детей к обучению в школе по разделу изучения уровня практического осознания элементов языка показал следующие результаты звукопроизношение Звукобуквенный анализ Слоговой анализ и синтез Нарушение на начало года 100% На конец года отмечены положительные результаты 85% Нарушение на начало года 100% На конец года отмечены положительные результаты 78% Нарушение на начало года 100% На конец года отмечены положительные результаты 95%

Литература Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика –СПБ: Детство-Пресс, 2000 Бондаренко В. И. Дидактические игры в детском саду, М: Просвещение, 1991 Бугрименко Е. И., Цукерман Г. А. Уимся читать и писать, М: Знание, 1994 Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников-М: Школа-Пресс, 1999 Выгодская И.Г. Берковская Н. В., Звукоград, Буквоград, Златоустия М: Линка-Пресс, 1999 Медникова Л. С., К проблеме развития ритмической способности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью//Дефектология-2001г.№6 Спецкурс: «Обучение дошкольников грамоте»/ Журова Л.Е., Варенцова Н. С. и др. Под редакцией Дуровой Н. В. –М: А.П.О., 1994 Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателей детского сада: Из опыта работы. Под редакцией Гербовой В. В-2-е издание испр.- М: Просвещение, 1998 Яшина В. И. Изучение уровня речевой готовности детей к обучению в школе/ Спецкурс: Диагностика готовности детей к обучению в школе. М.: Ассоциация «Профессиональное образование» 1994

Приложение Анкеты для родителей Таблица обследования фонематической стороны речи Перспективный план дидактических игр по развитию фонематических процессов у детей 6-7 лет Картотека дидактических игр по развитию фонематических процессов у детей 6-7 лет для воспитателей Мастер-класс для педагогов и родителей с показом презентации «Развитие навыка звукобуквенного анализа слов у детей старшего дошкольного возраста» Консультации «Знакомство детей с буквами», «Влияние фонематического слуха на школьное обучение» Презентация игр «Игры на развитие чувства ритма у детей подготовительной группы» Школа речевого развития «Уроки фонетики» Коллективный альбом «Моя любимая буква» «Грамотная тетрадь» (индивидуальные тетради детей)

Работа с детьми Различаем звуки по звонкости-глухости Игра «Удочка»

Игры на формирование звукового анализа Сказка «Репка» (определение порядкового ряда) Звуковой анализ

Моя любимая буква Буквы из камешков и шнурков

Детский продукт проекта Индивидуальные тетради детей Коллективный альбом «Моя любимая буква»

Работа с педагогами Мастер-класс «Методика развития навыка звуко-буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста»

Работа с родителями

Логопедический практикум с родителями Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику

Спасибо за внимание!




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!