Проект по этикету «В мир хороших манер и доброты» — фотоотчет. Творческий проект на тему "этикет" Проект по технологии этикет

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Раменская средняя общеобразовательная школа № 4

Проект на тему

«Этикет»

Работу выполнила Турлаева Кира,

ученица 4 б класса.

Учитель Мещерякова Н.Н.

Цель проекта: выяснить, насколько этикет важен в повседневной жизни

человека.

ПЛАН

    Что такое этикет?

    Этикет в школе.

    Этикет за столом.

    Этикет дома.

    Этикет на улице.

    Роль этикета в жизни человека.

Что такое этикет?

Этикет – это волшебные правила, которые помогают стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…

Этикет имеет свою историю. Правила этикета создавались и оттачивались на протяжении веков. Более того, у разных народов в этикете есть свои национальные особенности.

Наиболее разумные, удобные и красивые правила человечество пронесло через века, закрепляя уважение, доброе отношение к людям как норму. Такие правила стали традициями людей разных национальностей, и воспитанный человек всегда их соблюдает.

Этикет в школе

Рассмотрим основные правила этикета или правила вежливости в школе.

    Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.

    В школу приходим всегда вовремя, без опозданий.

    Когда входишь в школу, не толкайся. Перед входом тщательно вытри ноги.

    Когда входишь в школу, в класс, нужно поздороваться сначала с учителем, потом с товарищами.

    Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, необходимо спросить разрешениеу учителя.

    Если в класс входит взрослый (учитель , директор или родитель ) дружно, но тихо и спокойно должны встать, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.

    Если учитель задаёт вопрос классу, и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь что-то спросить у учителя.

    Обращаясь с просьбой к учителю или товарищами, нужно употреблять вежливые слова: пожалуйста , спасибо .

    Каждый школьник должен беречь свою парту, не ломать, не писать, не царапать острым предметом.

    Выходить на перемену можно только после разрешения учителя.

    В коридоре нельзя бегать и кричать.

    Со всеми взрослыми, которых встречаешь в школе первый раз за день нужно здороваться.

    Если в дверях встретился взрослый, нужно уступить ему место.

    Если рядом с мальчиком идёт девочка, он должен пропустить её вперёд.

    Бумажки, огрызки, весь мусор нужно бросать в специальную корзину.

Этикет за столом

Уже у древних египтян были в почёте столовые приборы, а умение есть красиво и бесшумно считалось важным достоинством.

На Руси при дворе московских государей и великих князей столовые приборы подавались только почётным гостям, а сами хозяева брали кушанья с тарелки руками.

Всерьёз взялся обучать русских дворян хорошим манерам только Пётр I. Он составил и издал знаменитую книгу «Юности честное зерцало», в которой были изложены правила поведения в обществе и подробно описаны правила поведения за столом.

В наше время каждый воспитанный человек должен знать эти правила поведения за столом:

    Никогда не спеши первым занять место за столом.

    Помоги девочке сесть за стол, отодвинув для неё стул.

    Сев за стол, не отказывайся от еды. Хозяйку может обидеть такое пренебрежение к её стараниям. Если ты не голоден, попробуй всего понемногу.

    Не следует ударяться в другую крайность - поглощать всё без разбора, не обращая внимания на соседей.

    Если блюдо с угощением, которое ты хочешь попробовать, стоит далеко от тебя, не тянись за ним, а вежливо попроси, чтобы тебе его передали.

    Кушанья на тарелку клади небольшими порциями, не смешивая всё в бесформенную массу.

    Матерчатую салфетку не засовывай за воротник и не повязывай вокруг шеи. Разверни её и положи на колени перед тем, как подадут кушанье. Этой салфеткой не выти­рай ни рот, ни столовые приборы. Рот и руки следует вытирать бумажными салфетками. После еды бумажную салфетку положи в тарелку, а матерчатую - рядом с салфеткой.

    Во время еды старайся быть аккуратным. Ешь не торопясь, не разговаривай с полным ртом. Если тебя о чём-то спросили, то, прежде чем ответить, сначала прожуй и проглоти пищу.

    Учись правильно пользоваться столовыми приборами. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой. Не ешь с ножа: это не только некрасиво, но и опасно - можно порезать рот. Нож держи в правой руке, а вилку - в левой. Не перекладывай их из одной руки в другую, пока не съешь всё угощение.

    Если ты уронил нож, вилку или ложку, не поднимай их. В такой ситуации нужно попросить другой прибор и не стараться объяснить свою неловкость, привлекая к себе внимание.

    За столом не делай замечаний соседям. Обнаружив в своей тарелке случайно попавший в неё несъедобный предмет, избавься от него незаметно.

    Мясо нарезай в тарелке маленькими кусочками. Съешь один кусочек - отрежь следующий. Всю порцию нарезать не следует: мясо быстро остынет, а тарелка будет выглядеть неряшливо.

    Старайся есть бесшумно: не дуй на горячую пищу, не прихлёбывай, не чавкай, не стучи столовыми приборами.

    Из общего блюда бери ближний к тебе кусок, ни в коем случае не выбирая себе кусочек, который кажется тебе лучшим.

    Птицу - утку, гуся, курицу, индейку - бери с общей тарелки вилкой и отрезай небольшими кусочками.

    Рыбные косточки вынимаются вилкой или руками.

    Гарнир - картофель, макароны, овощи - набирай на вилку, помогая при этом ножом.

    Никогда не облизывай пальцы; вытирай их бумажной салфеткой.

    Не собирай хлебом соус на тарелке, каким бы вкусным он ни был.

    Косточки от ягод в компоте не выплёвывай на блюдце, а вынь изо рта ложечкой и положи на блюдце.

    После еды грязные нож, вилку, ложку клади только в свою тарелку.

    За столом сиди прямо, не наваливайся на него грудью и не ставь локти на стол.

    Если тебе нужно выйти из-за стола, попроси разрешения у хозяйки.

    Не оставляй чайную ложку в чашке с чаем или кофе. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

Соблюдай правила поведения за столом даже тогда, когда ты ешь один. Это поможет всем твоим навыкам превратиться в постоянные и полезные для тебя привычки.

Этикет дома

Нужно ли быть вежливым дома?

Тот, кто считает, что по возвращении домой можно вместе с верхней одеждой оставить в коридоре свою вежливость, никогда не станет воспитанным человеком.

Правила поведения при общении с другими людьми следует соблюдать всегда и везде, и прежде всего дома. Любая семья - это маленький коллектив близких людей. А для того чтобы создать в любом коллективе добрую атмосферу, каждый из его членов должен помнить об остальных, считаться с их привычками и слабостями, проявлять друг к другу внимание, стараться, чтобы всем вместе было хорошо. Большое значение в жизни семьи имеют взаимное внимание и забота, которые проявляются даже в мелочах.

Если ты научишься жить в согласии и ладу со своими близкими людьми, то приобретёшь навыки поведения в любом обществе.

Запомни основные правила домашнего этикета:

    Помни, что основа каждой семьи - уважение к старшим.

    Если тебе необходимо задержаться в школе, на прогулке или в гостях у друга, обязательно предупреди об этом родителей, чтобы не волновать их.

    Держи свои вещи в чистоте и порядке. Старайся, чтобы у каждой вещи было своё место.

    Обязательно возьми на себя некоторые обязанности по хозяйству и выполняй их без лишних напоминаний.

    Уважай труд тех, кто о тебе заботится. Чаще выражай искреннюю благодарность своим близким.

Этикет на улице

Готовясь выйти на улицу, внимательно осмотрите себя в зеркало.

Порядок ли с вашим гардеробом, как вешний вид?

Встретив знакомых, здороваетесь первыми. Если это люди старше вас или это женщина, первыми руку не протягивайте. Это не принято. Подавая руку, обязательно снимите с нее перчатку. Подавать руку в перчатке для рукопожатия – признак дурного тона.

Если на ваших глазах поскользнулся прохожий, поддержите его под руку или помогите подняться.

Если хотите что-то показать своему спутнику, то не показывайте пальцем – это можно сделать взглядом или поворотом головы.

Помните, что на улице считается неправильно и некрасиво громко смеяться, размахивать руками, кричать. А потому, разговаривая с друзьями, ведите себя непринужденно, но так, чтобы вы не привлекали внимания прохожих. Понятно, что совершенно недопустимы в вашей речи ругательства, мат – между прочим, рядом гуляют дети.

На улице некрасиво затевать с друзьями шутливые стычки, игры, “догонялки” – накопившуюся физическую энергию гораздо полезнее израсходовать, применяя физические упражнения в спортивном зале.

Конечно же, нельзя на улице плевать, мусорить – это некрасиво и неприлично.

Если вам понадобится задать какой-то вопрос прохожему, подойдите к человеку спокойно, с улыбкой. Вежливо начните разговор фразой: “Извините, пожалуйста” и уж затем нужный вам вопрос. И не забудьте поблагодарить человека за ответ.

Не забывайте о правилах поведения в общественных местах, чтобы не обращать на себя негативные взгляды прохожих.

Роль этикета в жизни человека

Зачем же в обществе существуют правила этикета?

Как ни странно, правила этикета существуют для того, чтобы упростить процесс общения и взаимопонимания. От соблюдения норм поведения напрямую зависит то, каким именно образом мы воспринимаемся окружающими людьми. Этикет представляет собой уже готовый набор форм учтивости, который позволяет не задумываться, и практически по автоматическому принципу, осуществлять коммуникацию внутри человеческого сообщества.

Этикет - это инструмент, с помощью которого можно достичь положительного результата от общения с себе подобными. Это свойство этикета сегодня не заменимо в повседневной жизни, поэтому правила этикета постоянно развиваются, и сегодня можно выделить правила поведения для общественного места, работы, для внутрисемейного общения, деловых конференций, церемоний и много другого. В основе этикета - разумное требование уважения и признания достоинства каждого индивида.



Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

«Здравствуйте!» Слово «здравствуйте» - имеет глубокий смысл. Оно означает: я приветствую вас, я желаю вам здоровья, рад видеть вас здоровым. Это приветствие действительно способно оказывать влияние на самочувствие тех людей, к кому оно обращено. Произнесенное с доброжелательной интонацией слово «здравствуйте» несет в себе заряд позитивной информации и способно вызывать у человека положительные эмоции. "Здравствуйте", сказанное с негативным оттенком, изначально разрушает контакт. Важно произносить это слово дружелюбно, с уважительной интонацией и позитивным настроем, глядя человеку в глаза, улыбаясь.

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Телефонные разговоры На телефонный звонок (особенно на работе) отвечайте сразу. Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой. Звонивший обязан назвать себя, если, не застав нужного ему человека, просит передать какое-нибудь сообщение. Не звоните по телефону утром до 9 часов или вечером после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка ждут и не легли спать). Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил. Никогда в начале разговора не спрашивать: "Кто говорит? Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Ведь чаще бывает виноват не человек, а автоматика. В очередной раз попав не по назначению, следует извиниться и уточнить номер телефона. Если вам в гостях необходимо позвонить, не забудьте спросить разрешения. При этом хозяину дома совсем не обязательно покидать вас (если такая потребность не становится очевидной). Если на 5-6-й сигнал вам не отвечают, вешайте трубку. Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи - "извините", "пожалуйста" и "спасибо", - особенно полезны при телефонных разговорах. Разговор по телефону должен по возможности быть кратким, спокойным и вежливым. Тем более если вы звоните по телефону-автомату. Помните: другие ждут своей очереди. Постарайтесь вести себя корректно.

Слайд 10

Описание слайда:

Нормы поведения на улице Главное правило поведения на улице - не доставлять неудобств и неприятностей окружающим. У нас в стране правостороннее движение, поэтому, находясь на улице, держитесь правой стороны. Старайтесь при ходьбе не задевать окружающих. Не ходите по тротуару против движения. Несите свои вещи так, чтобы не мешать шагающим навстречу, т.е. держите их (вещи) в правой руке и идите в этом случае справа (даже если вы идете с дамой). Не следует часто оборачиваться и оглядываться вслед проходящим женщинам, тем более если вы гуляете с дамой. Не останавливайте приятеля, который идет не один. Старайтесь не курить на улице. Если вы торопитесь и вам необходимо обогнать идущего впереди, то обходят его слева (при этом не забудьте произнести: "Позвольте пройти", "Будьте добры"). Если вам необходимо остановиться на улице (встретили приятеля, нужно достать какую-то вещь из сумочки и т.п.), отойдите в сторону. Если вы случайно заденете кого-либо или наступите кому-то на ногу, не затруднитесь вежливо извиниться. Если вам понадобилась на улице справка или указание, обращайтесь с вопросами к милиционеру, почтальону, водителю. А при отсутствии их поблизости можно вежливо спросить у прохожего, извинившись за затруднение. И получив справку, поблагодарить его. Если вас на улице о чем-то спросят, отвечайте вежливо, коротко и ясно. Не путайтесь в длинных объяснениях. Есть на улице неприлично. Ни в коем случае не входите с мороженым в автобус, троллейбус, трамвай, метро. Это верх неприличия! Старайтесь не чихать в общественных местах - в крайнем случае воспользуйтесь носовым платком (чихнув, извинения не просят). Будьте аккуратны на улице: не разбрасывайте где попало обертки от конфет, окурки и прочий мусор. Невежливо делать замечания в адрес прохожих по поводу их внешнего вида.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 Г. АПШЕРОНСК АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Этикет и этика»

(организация деятельности школы для успешной реализации школьной программы самоуправления «Школьный экспресс»)

Утвержден на заседании педсовета

Протокол № от

г. Апшеронск

1. Введение

Тема

Количество

часов

Дата

Знакомство

Поведение за столом

У тебя в гостях подруга

Прощание с гостем

Игра в гости

Прощание перед сном

Утреннее приветствие

Об уступчивости

Вежливая просьба

Вежливая просьба

Поведение у театральной кассы

В театре (кино, цирке)

В поликлинике

В детской библиотеке

Поведение в кафе

В парикмахерской

В парикмахерской

Утешение

У постели больного

Разговор с младшим как разговор сильного со слабым

Разговор с незнакомцем на улице

Обращение к взрослому знакомому

Вежливый разговор по телефону

Вежливый разговор по телефону

Разговор о животных и с животными

Поздравления и пожелания

Поздравления и пожелания

Прощание с близкими перед отъездом

Практические занятия

Практические занятия

Практические занятия

Практические занятия

Тематическое планирование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Черняховска «Детский сад комбинированного вида № 1»

Групповой, творческий, долгосрочный проект.

Актуальность темы.

Каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, принятым в обществе, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми и друзьями, коллегами по работе. Вот почему окружающим взрослым необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.
В понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит развивать в себе.
Этикет – это правила, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах (какими формулами вежливости пользоваться, как вести себя в общественных местах, за столом и т.п.) и по которым складывается о нём первое впечатление, имеющее зачастую решающее значение для дальнейшего общения.
Знание правил этикета и умение их использовать даёт возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.
В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существование детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.
В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирова¬ние общей культуры, развитие ин¬теллектуальных, нравственных, эстетических качеств. Поэтому мы с воспитателями подготовительной группы разработали и внедрили в практику проект «Эти¬кет с малых лет».
Вид проекта: групповой, твор¬ческий, долгосрочный.
Участники проекта: воспи¬татели, учитель-логопед, дети 6 - 7 лет, родители воспитан¬ников.
Образовательная область: социально-коммуникативное раз¬витие.
Задачи:
- формировать навыки культур¬ного поведения;
- повышать уровень комму¬никативной компетентности детей;
- привлекать родителей к куль¬турному воспитанию детей в семье;
- изучать понятия «этикет» и «культурный человек»;
- формировать культурное по¬ведение в разнообразных жиз¬ненных ситуациях;
- активизировать творческие способности, воображение, любознательность, мышление, коммуникативные навыки, по¬знавательный интерес к этиче¬ским правилам и нормам;
- закреплять знания детей о ре¬чевом этикете в определенных бытовых ситуациях;
- формировать умения само¬стоятельно анализировать и систематизировать получен¬ные знания, лексико-грам¬матические средства языка, расширять словарный запас, развивать связную речь, от¬рабатывать звукопроизношение;
воспитывать у детей нравственные качества, необходимые в обществе;
- проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи;
- создавать развивающую среду.

Предполагаемые итоги реализации проекта
1. Сформированность у детей:
- понятий «этикет» и «культурный человек»;
- умений правильно употреблять слова приветствий, благодарности, вести разговор с партнерами, не обижая и не унижая собеседников;
- знаний о правилах хорошего тона, выразительных средствах родного языка, культуре поведения, умения применять их в различных жизненных ситуациях;
- знаний о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;
- умений анализировать свои поступки и вырабатывать формы желаемого общения с людьми;
- нравственных качеств, необходимых в обществе;
- желания отражать свои чувства в художественно-творческой деятельности,
2. Активизация участия родителей в совместной с детьми жизнедеятельности группы, игровой и художественно-творческой деятельности.
Первый этап - целеполагание
В современном обществе для успешного существования чело¬века необходимо соблюдать пра¬вила поведения, принятые в определенных социальных кругах. В настоящее время распространен недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения.
Ознакомление с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Выдающийся педагог А.С. Макаренко отмечал, что взрослые воспитывают ребенка не только во время беседы с ним, но и когда радуются, общаются с другими взрослыми, читают газеты.
Все родители хотят, чтобы их ребенок был вежливым, но при этом демонстрируют совершенно противоположный пример. Они заставляют ребенка здороваться при входе в группу, а сами этого не делают.
Вежливость не рождается сама собой, ее воспитывают с раннего возраста в семье, детском саду. И кому как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом решать эту повседневную, образно говоря, ювелирную работу. В ДОУ педагоги формируют представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на взаимоотношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Они дают понятия о том, что культурный, воспитанный человек обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость. Немаловажную роль в культуре общения играет хорошо развитая речь - средство человеческого общения. Знание правил этикета позволит ребенку владеть хорошими манерами, выдержкой, быть тактичным и галантным.
Учить детей правилам поведения увлекательно, если делать это с любовью и фантазией. Ребенок много узнает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений. За¬дачи педагогов - расширять и корректировать знания детей, приводить их в систему. Начинать эту работу необходимо уже с раннего возраста. Мы считаем, что достичь успешных результатов по формированию навыков культурного поведения у дошкольников поможет проект «Этикет с малых лет».
Предлагаемые задания предусматривают моделирование по¬ведения ребенка в различных ситуациях, овладение им способами общения с людьми, обучение добру в непосредственном общении друг с другом, развитие организаторских способностей в игре.
Во время выполнения проектной работы создаются педагогические условия воспитания культуры поведения и общения у детей старшего дошкольного возраста.
Вся работа по проекту выстроена в соответствии с ФГОС ДО и направлена на формирование об¬щей культуры интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность детей дошкольного возраста.
Второй этап - разработка проекта
1. Доведение до понимания участников проекта важности проблемы.
2. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала.

3. Подготовка творческих ра¬бот для выставки.
4. Составление плана работы по реализации проекта.
Третий этап - реализация проекта
1. Диагностика уровня сформированности навыков поведения, взаимоотношения и эстетических представлений у детей.
2. Непосредственно образовательная деятельность.
Занятия по темам:
- «Азбука вежливости. Этикет. Что это?»;
- «С чего начинается утро, или Слово “здравствуй”»;
- «Давайте познакомимся»;
- «Вежливое путешествие»;
- «Поведение за столом» (практическое задание);
- «Как правильно пользоваться предметами личной гигиены»;
- «Кто опрятен-тот приятен»;
- «Наша дружная семья»;
- «Доставляй людям радость добрыми делами»;
- «А у нас гости!»;
- «У Мальвины день рождения»;
- «Как мы ведем себя в обществе»;
- «На улице, в музее, театре»;
- «Что такое дружба»;
- «С кем я хочу дружить».
3. Познавательные беседы на темы:
- «Кто и зачем придумал правила поведения»;
- «Разговор по телефону»;
- «Вежливый собеседник»;
- «Принимаем гостей»;
- «Чтобы у тебя было много друзей»;
- «Ваши добрые поступки»;
- «Правила поведения в общественном транспорте».
4. Решение проблемных ситуаций: «Правильно или нет» (ситуации по картинкам); «Вежливый кролик», «Болтливый ежик», «Грязный медвежонок», «Что делать в гостях, если...», «Гости у тебя дома», «Чтобы гости не скучали», «Культура внешнего вида».
5. Чтение художественной литературы:
- стихотворений Е. Алябьевой «Пожелайте людям добра», «Добрым быть приятно»; чтение рассказа В. Осеевой: «Волшебное слово»,
- циклов стихов А. Барто «Вовка-добрая душа», «Шла вчера я по Садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьева «Добрый день», В. Кривошеева «Доброе утро»;
- нравственно-этических сказок для детей: русская народная «Два жадных медвежонка», К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр»,
6. Рассматривание картинок и беседы по ним: «Уроки вежливости», «Я и мое поведение».
7. Разучивание пословиц, поговорок на тему «Вежливость, доброта».
8. Театрализованные игры:
- драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»;
- кукольный театр «Спасем доброту»;
9. Дидактические игры: «Собираемся в гости», «Дерево добра», «Кто знает больше вежливых слов», «Этикет - школа изящных манер» (ч. 1 -культура поведения; ч. 2 - использование столовых приборов), «Приятного аппетита», «Как правильно себя вести», «Телефонный разговор», «Похвали друга», «Угадай, как меня зовут», «Накрой стол к чаю».
10. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях», «Магазин», «Салон красоты», «Путешествие по городу», «Автобус», «Диалог», «Интервью», «Кафе».
11. Психогимнастика. Этюды: «Внимательный мальчик», «Так будет справедливо», «Вежливый ребенок», «Добрая девочка».
12. Коммуникативные игры: «Встреча двух друзей», «Приветствие», «Просьба», «Прощание», «Выбор и вручение подарка другу», «Приглашение на танец», «Только вместе!», «Все вместе!», «Знакомство».
13. Изобразительная деятельность:
- рисование на темы «Добро и зло», «У Меня сегодня такое настроение»;
- изготовление книги-самоделки «Наши добрые дела»;
14. Создание развивающей среды:
- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «У Мальвины день рождения»; «Кафе»;
- пополнение игр «Семья», «В гостях», «Магазин», «Салон красоты», «Путешествие по городу», «Автобус» атрибутами;
- изготовление дидактических игр: «Дерево добра», «Что такое хорошо и что такое плохо?».
15. Работа с родителями:
- анкетирование родителей по теме проекта;
- родительское собрание в форме беседы за круглым столом «Воспитание культуры поведения у дошкольников»;
- изготовление совместно с родителями книги-самоделки «Наши добрые дела»;
- организация фотовыставки «Добрый поступок».

Четвертый этап - заключительный
1. Анализ результативности.
Уровень сформированности привычек нравственного поведения
Норма поведения Знают норму % Сформирована устойчивая Знают норму, но привычка поведения, привычка поведения,% не сформирована, %
начало конец начало конец начало конец
Приветствие (привычка здороваться) 50 80 30 60 50 20
Привычка делиться с друзьями в игре 40 70 40 70 40 -
Навык культурного поведения за столом 40 90 30 70 40 40
Привычка осознанно извиняться за
нехорошие поступки 30 60 20 30 30 30
Привычка помогать взрослым по их просьбе 40 70 20 70 40
Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляла его через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни.
Так в совместной деятельности проводила игры-импровизации, игры-упражнения. Например, в игре-импровизации “Встреча гостей” учились с детьми, как можно поблагодарить хозяина за проведённый вечер. В другой игре учились здороваться, прощаться, благодарить.
Дидактические игры помогали детям закрепить знания о посуде, что она бывает столовая, чайная. Учились накрывать на стол.
Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры я показывала, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Так играя в “Семью” вместе с детьми учились, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях.
Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.
После чтения сказок, рассказов, стихов обсуждали с детьми поступки героев. Задавала вопросы, позволяющие думать и делать выводы. Кто из героев поступил правильно, а кто нет.
В результате целенаправленной работы можно сказать о некоторых достижениях. Когда мы начинали работу по формированию культуры общения и этикету, 50% детей из группы не здоровались, не прощались, не благодарили за помощь. Сейчас дети умеют здороваться, прощаться, говорить “Спасибо” выходя из-за стола. Дети с удовольствием предлагают свою помощь (развязать шарф, застегнуть сандалии), излагая просьбу, говорят “пожалуйста”.
Больше внимания дети уделяют своему внешнему виду: заправляют рубашки в шорты, в порядке ли обувь, девочки просят расчесать волосы.
На протяжении действия проекта велась работа по взаимодействию с семьей.
На первой встрече родителям была объявлена тема проекта, обозначена проблема и проведено анкетирование родителей по теме проекта.
На родительском собрании в форме беседы за круглым столом обсуждалась тема «Воспитание культуры поведения у дошкольников». Родители ознакомились с результатами диагностики уровня сформированности привычек нравственного поведения и убедились в том, что показатели недостаточно высоки. Были определены задачи общего взаимодействия по решению данной проблемы.
Практикум для родителей. «Игры, развивающие нравственные качества детей», помог родителям через игры почувствовать насколько, иногда бывает сложно подобрать нужные слова, сказать комплимент, выразить словами свои чувства и отношения к окружающим.
Изготовление совместно с родителями книги «Наши добрые дела»;
Для проведения в группе беседы по теме «Наша дружная семья», дети со своими родителями подготовили рассказы о своих семьях и генеалогическое семейное древо. Готовили работы для фотовыставки «Добрый поступок».
В родительском уголке размещались консультации «Уроки хороших манер», где родители могли познакомиться правилами этикета и в доступной форме поговорить об этом с ребенком дома.

Вывод. Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зави¬симости от требований и конкретной обстановки. Дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи негативного поведения по отно¬шению к сверстникам и взрослым, в том числе родителям. Занятия помогли многим посмотреть на себя со стороны.
Дети стали более внимательными на занятиях и во время бесед с ними, более общительными в играх, улучшилось их эмоциональное состояние.
Удалось активизировать родителей и включить их в работу по реализации проекта (фотографирование, поиск информации). Но самое главное, что мы смогли донести до родителей, убеждение в том, что именно они являются главным примером для своих детей, то есть родители воспитывают ребёнка собственной воспитанностью.
Считаю, что задачи по формированию культуры общения этикета должны проходить через все разделы общеобразовательной программы ДОУ и работу по данному направлению нужно продолжать в будущем учебном году. Детям нужно ещё многому научиться, чтобы стать воспитанными и культурными людьми.
2.Оформление материалов проекта.
Занятие «С чего начинается утро или слово: «здравствуй»».
Цель: ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия
Занятие: «Вежливое путешествие».
Цель: продолжать формировать положительные моральные качества. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам. Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.
Игровая ситуация «В автобусе», В магазине», «В больнице», в парикмахерской»
Занятие: «Поведение за столом» (практика).
Цель: Учить детей накрывать стол, расширять знания детей о правилах хорошего тона за столом. Воспитывать хорошие манеры.
Закреплять умение сохранять правильную позу во время еды.
Совершенствовать умение пользоваться столовыми приборами (ложки, вилки, ножи, тарелки разного назначения и др.).
Учить различным видам сервировки, стола, приемам складывания тканевой салфетки. Продолжать знакомить с тем, что как и чем едят.
: «Кто опрятен – тот приятен».
Цель: Занятие Учить детей быть опрятными, чистыми, уметь замечать красоту костюма, его оригинальность, стиль, моду. Аккуратно и бережно складывать и хранить одежду, соблюдать чис¬тоту места пользования вещами (шкаф, полки). Следить за внешним обликом, не забывать причесываться.
Занятие: «Наша дружная семья».
Цель: Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, способность замечать благородные поступки окружающих, культуру общения со взрослыми и сверстниками: спокойно играть, не мешая другим, быть общительными, делиться игрушками, помочь маме убрать вещи, братишке принести игрушки, бабушке подать тарелку и т.д.
Занятие: «У Мальвины день рождения».
Цель: Продолжать знакомство детей с понятием "этикет", приобретать навыки общения, поведения дома, на улице, в транспорте и т.д. Закреплять умение дарить и получать подарки. Развивать связную речь, способность к са¬мостоятельным суждениям, умение вести диалог. Воспитывать умение вести себя в обществе, стремление проявлять заботу о других, создавать радостно-эмоциональное настро¬ение.
Чтение художественной литературы.
Драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»
Коммуникативные игры: «Только вместе!», «Все вместе!»
Книга-самоделка «Наши добрые дела»
Родительская встреча за круглым столом «Воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»
Цель: воспитание детей, умеющих достойно себя вести в обществе и стать впоследствии гармонично развитой личностью.
Список использованной и рекомендуемой литературы

1.Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. М., 2013.
2.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2004.
3.Баринова Е.В. Уроки вежливости и доброты: Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Ростов н/Д., 2013.
4.Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6-7 лет. Практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2009.
5.Мулько И.Ф. Этика для детей 5-7 лет: Метод, пособие. М., 2012. Шорыгина Т. А. Беседы о этике с детьми 5-8 лет. М., 2009.

Название проекта

ЭТИКЕТ - РАБСТВО ИЛИ СВОБОДА

Тема исследования

КТО И ДЛЯ ЧЕГО ПРИДУМАЛ ЭТИКЕТ?

Актуальность проблемы

Почему мы эту тему взяли на исследование? Ежедневно нам приходится общаться в школе со своими одноклассниками, поведение некоторых можно назвать не хорошими. Если бы не существовало правил этикета, то люди не смогли бы понять, что такое хорошо и что такое плохо.

Цель

Расширить представление и пополнить знания о нормах и правилах этикета.

Задачи

Обогатить знания общегражданского этикета и познакомиться с правилами служебно-делового этикета.

Научиться воспитывать себя в рамках норм и правил этикета, что можно и что нельзя делать в конкретных ситуациях.

Узнать о видах этикета существующих в обществе.

Научиться оценивать себя и других.

Гипотеза

Если бы не было норм и правил этикета, то люди не могли бы понимать, чувствовать, уважать друг друга, устанавливать контакты.

Этапы исследования

Что понимается под этикетом, его развитие.

Откуда пришли правила учтивости и вежливости.

Зачем в обществе существуют нормы и правила этикета.

Объект исследования

Правила этикета.

Методы

поисковые

аналитические

практические

Наши результаты

Буклет по этикету.

Интервью в группе по этикету.

Выводы

Если бы не было правил этикета, то человек не смог бы органично влиться в общество.

Этикет - это не только правила хорошего тона, но и умение одеваться соответственно ситуации.

Источники информации

Б.В.Бушелов. Поговорим о вежливости.- М., Просвещение, 1988.

В.П.Шейнов. Секретарь: секреты профессии.- М., 2002.

И.В.Денисова. Наше поведение - взгляд со стороны. Справочник секретаря, 2003.

"Юности честное зеркало..." В книге: Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. - М., 2000.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!