Прочное ли плетение лав. Виды плетения цепочек: как правильно сделать выбор ювелирного украшения

Крещение - одно из основных таинств православия. Этот обряд заключается в принятии христианской веры. Он призван защитить человека от влияния тёмных сил и направить его жизнь в светлую духовную сторону. Существует мнение относительно правильности принятия христианства уже во взрослом, осмысленном возрасте. Однако православные священники утверждают обратное. Будучи крещёным во младенчестве, человек рано обретает ангела-хранителя, очищается от первородного греха и навсегда принимается в святую церковную обитель.

Православная церковь рекомендует проводить обряд крещения младенцев на 8-й или на 40-й день после их появления на свет. Новорожденных детей, пребывающих в опасной болезни, стоит окрестить как можно скорее. Перед крестинами нужно определиться в выборе православного имени для младенца. Святой, носящий такое же имя, становится его заступником перед высшими силами. Православное имя должно знать ограниченное количество людей, это сделает человека неуязвимым перед злом и недоброжелателями.

Крещение ребенка в церкви

Многих интересует, в какие дни и как проходит крещение ребёнка в церкви. Правила практически одинаковы в каждом православном храме. Для крестин можно выбирать любой день недели. Исключением являются большие церковные праздники, когда по причине большой загруженности батюшка не сможет провести церемонию.

Подготовка к таинству

Подготовка к таинству подразумевает приобретение крестильного комплекта, предварительные беседы с духовным лицом и выбор крёстных отца с матерью. В крестильный набор входят рубашка (пелёнка), нательный крест и иконка с изображением святого заступника. Для младенцев женского пола добавляются шапочка или платочек. Крестильная рубашка (крыжма) считается чудодейственным оберегом и должна храниться в течение всей жизни своего обладателя.
С её помощью народные целители снимают проклятия и помогают в лечении серьёзных заболеваний.

Крыжма для крещения

Крыжму можно купить или пошить самостоятельно. Это может сделать как родная мама, так и будущая крёстная. Предпочтение отдаётся белому цвету ткани как символу чистоты и непорочности.

Нательный крестик по традиции покупает крёстный отец. Он должен быть из недорогого металла. Разрешается иметь крест из серебра, так как этот металл способен очищать и отгонять нечисть. А вот золото не считается чистым, поэтому золотые крестики нежелательны. Можно приобрести такой крестик в дальнейшем, не забыв освятить его. После совершения таинства нательный крест положено носить постоянно как символ веры.

Крёстные родители часто раздумывают, что лучше покупать к кресту - цепочку или шнурочек? В церковных лавках продаются верёвочки – гайтанчики, специально предназначенные для его ношения. Они безопасны и удобны в использовании и особенно хорошо подходят маленьким детям.

Родным и крёстным родителям стоит предварительно посетить батюшку и задать ему все необходимые вопросы по предстоящей церемонии. Он детально расскажет, что нужно для правильного участия в ней. Для проведения фото или видеосъёмки нужно получить у него обязательное одобрение и благословение. В день крестин при себе надо иметь свидетельство о рождении малыша. На его основании будет выдаваться свидетельство о крещении.

Выбор крёстных родителей

Выбор крёстных не должен делаться из меркантильных соображений. Священники советуют приглашать для этого верующих людей, которые в дальнейшем способны стать для крестника духовными родителями и наставниками, а при необходимости заменить ему родных отца с матерью. Они должны обязательно принадлежать к православной вере.

Будущие крёстные приглашаются в храм для беседы с батюшкой. Священнослужитель расскажет им, как проходит крещение ребёнка, разъяснит их роль в проведении обряда и в духовной жизни будущего крестника. Церковные правила строго определяют категорию лиц, которые не могут быть крёстными родителями:

  • родители ребёнка;
  • атеисты и представители других религий;
  • сотрудники храма;
  • несовершеннолетние;
  • лица, состоящие между собой в браке.

Женщинам запрещено присутствовать в святой обители во время критических дней. Перед проведением таинства крёстные обязаны соблюдать трёхдневный пост, исповедоваться и причащаться.

Крещение детей в церкви

Правила церкви возбраняли ранее родителям детей находиться с ними во время проведения обряда. Сегодня порядок проведения церемонии несколько изменился и православный священник может окрестить младенца в их присутствии.

Всем участникам обряда нужно уделить внимание своему внешнему виду. Он должен соответствовать церковным требованиям. В одежде предпочтительны сдержанные тона. На всех присутствующих должны быть нательные кресты, а в руках крестильные свечи.


Женщинам не полагается быть в коротких открытых платьях или юбках. Голова покрывается платком или косынкой. Броские украшения и яркий макияж исключены. Дети женского пола также должны быть с покрытой головой. Мужчины допускаются в храм без головного убора.

Крестины детей обоих полов проходят по одним и тем же правилам. Первое священное действие – возложение руки священника на малыша. Такой жест символизирует обретение покровительства Бога. Крёстные отвечают от имени крестника на некоторые вопросы батюшки, затем священник помазывает ребёнка церковным маслом (елеем).

После помазания крёстные родители с малышом на руках должны пройти к купели. Священник освящает воду и трижды погружает в неё младенца. Если крестят мальчика, то к купели его подносит крёстная, а если девочку – крёстный. После омовения нужно надеть крестильную рубашку и покрыть голову. Священник совершает обряд миропомазания, которое бывает только один раз в жизни.

Правила крещения в церкви

Затем с детской головы состригается небольшая прядь волос. Младенца обносят 3 раза вокруг купели. Это означает, что он принял православную веру и соединился с ней навсегда. Вся церемония сопровождается постоянным чтением молитв.

По возвращении из святой обители все приглашённые собираются за праздничным столом. Во время торжества детям дарят подарки и тёплые искренние пожелания.

Длительность и стоимость обряда

Длительность и стоимость обряда варьируются. Многие родители интересуются, сколько длится крещение ребёнка в церкви. Во многом это зависит от батюшки. Чаще всего проведение ритуала занимает от 30 минут до 2 часов.

Основные материальные расходы ложатся на плечи кровных отца и матери, хотя когда-то был обычай полностью всё оплачивать крёстному. Стоимость крещения в церкви указывается в прейскуранте с расценками церковных услуг. Его можно найти в иконной лавке. Узнать, сколько стоит крещение ребёнка в церкви, можно у её работников. Традиционно сумма колеблется в пределах 600 – 2000 рублей.

Каждый решает сам, верить ему в приметы или нет. Существуют поверья, связанные с крестинами. Наши мудрые предки советовали поступать следующим образом:

  • не сообщать посторонним людям о дате предстоящих крестин;
  • в храм допускать только чётное количество гостей;
  • перед проведением крестин пересчитать все деньги в доме - это обеспечит чаду безбедную жизнь;
  • в день крестин, как и в дни церковных праздников, не выполнять никаких работ;
  • никому не открывать двери дома, пока не вернутся из храма все участники обряда;
  • не брать в крёстные беременную женщину;
  • в праздничный день в доме не шуметь и не ссориться;
  • после застолья последними из гостей должны уходить крёстные мать с отцом.

Православные священники учат, что одного только факта крещения недостаточно для входа в Небесное Царство. Важна дальнейшая жизнь во Христе и участие во всех церковных таинствах. Церковь призывает родителей крещёных детей жить в её лоне и подавать достойный пример растущему поколению.

Правила крещения ребенка в церкви: видео

Крещение - это одно из главных таинств каждого христианина, во время крещения на человека сходить Божья благодать и он присоединяется в ряды церкви. Крещение является вторым рождением человека, его духовным рождением.

Что необходимо для обряда крещения?

  • Крестильная рубашка. Ее покупает крестная мать ребенка, в качестве крестильной рубашки также может выступать любая новая одежда белого цвета, но все же лучше купить специальную рубашку в храме. Для девочек покупают еще и чепчик.
  • или белая чистая пеленка или полотенце, для того чтобы завернуть в него малыша после купели.
  • Нательный крестик (лучше всего на ленточке). Крестик можно приобрести непосредственно в церкви или же в церковной лавке. Если крестик был приобретен в магазине, то следует его предварительно освятить, перед проведением обряда это делает батюшка. Очень важно знать, что есть такие крестики, на которых изображено распятие по католическому образцу, такие крестики не подлежат освящению. Католические крестики можно отличить без проблем, на них ноги Иисуса к кресту прибиты одним гвоздем (как будто скрещены), а не двумя.
  • Икона православного святца, в честь которого будет назван ребенок. Такую икону при крещении очень часто дарить храм.

Когда же лучше всего крестить ребенка?

Нет никаких ограничений по поводу крещения человека. Можно его крестить в первые недели или месяцы жизни, а можно и в зрелом возрасте. Но все же церковь настаивает на том, чтобы крестить ребенка в раннем возрасте. Ведь таким образом с малыша снимается первородный грех, и он присоединяется к рядам церкви. У Иисуса было особое отношение к деткам. Апостолам он говорил: «Не запрещайте деткам приходить ко мне, пустите их ко мне, ибо есть Божье Царство» . По этой причине родителям не нужно откладывать крещение своего малыша, чтобы он смог получить Божью благодать как можно раньше. Если же по каким-то причинам человека не окрестили в детстве, то это можно сделать и взрослому. В таком случае необходимо пройти катехизацию, после которой с взрослого человека снимаются все грехи, в том числе и первородный.

По правилам церкви, крестить ребенка лучше всего на сороковой день после его рождения. Именно сорок дней женщина, родившая ребенка, находится в некой нечистоте, поэтому ей запрещен вход в храм. А ведь для маленького ребенка так важно, чтобы мама была рядом, особенно в такой незнакомой обстановке. Поэтому через сорок дней с момента рождения малыша над женщиной читается специальная молитва, она полностью становится очищенной и имеет право присутствовать на таинстве. Бывает и такое, что обряд крещения проводят раньше, иногда и в роддоме. Это случается в основном из-за болезни малыша. Существует мнение, что лучшим возрастом для крещения ребенка является три-шесть месяцев. В таком возрасте ребенок сможет спокойно перенести обряд. В возрасте семь-восемь месяцев малыш уже способен узнавать «чужих» и «своих», он может расплакаться, испугавшись незнакомой обстановки. Это затруднит обряд крещения и родителям, и самому ребенку, и священнику. Но каждый родитель вправе сам выбирать, когда ему лучше крестить свою кроху.

Как проходит сам обряд крещения?

Многие родители расстроены тем, что по правилам церкви им запрещено во время обряда находится в церкви. Но этого правила на сегодняшний день практически не придерживаются. Поэтому и крестным родителям, и мамам, и папам нужно знать заранее порядок проведения таинства крещения.

Родителям с ребенком, гостям и крестным лучше приезжать в храм немного раньше запланированного времени, чтобы спокойно настроиться на такое важное событие, ознакомиться с обстановкой, начать крещение в умиротворенном состоянии, а также, чтобы священник не ждал. Когда подается знак к началу, то крестные родители вносят малыша в церковь. Девочку на руках должен держать крестный папа, а мальчика - крестная мама. Ребенок при этом не должен быть одет, родители его закутывают в белую пеленочку. Очень часто священники просят родителей, чтобы детям надевали подгузники, так всем спокойней.

В процессе проведения крещения крестные с ребенком на руках, а также со свечами, стают у купели. Крестные родители повторяют все, что им говорит священник: они читают «Символ Веры», трижды отрекаются от дьявола и дают обещание выполнять все Божьи заповеди. После этого освящается вода, священник берет у крестных ребенка и три раза погружает его в купель, при этом произносит такие слова: «Крещается раб (раба) Божий (Божья), имя ребенка, во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь» . Не нужно переживать, что малыш может простудиться, ведь в церкви, в основном, тепло, в купели температура воды становит +36-37 градусов.

Вместе с обрядом крещения проводится и другой обряд - миропомазание. Ребенку, которого уже окрестили, священник крестообразно помазывает глаза, лоб, рот, ушки, ноздри, ноги, руки, грудь, при этом произнося «Печать Святого Духа. Аминь» . Миропомазанье совершается с помощью специального масла - мира. После того, как миропомазанье завершено, ребенка принимает на руки крестный родитель (обязательно одинакового пола с крещаемым), который его заворачивает в крыжму. Далее священник надевает ребенку крестик. После окончания обряда крестный надевает малышу крестильную рубашечку, подготовленную заранее. Одежда белого цвета, которую надевают на крещаемого, символизирует то, что он очистился от грехов через святое таинство.

Батюшка крестообразно остригает волосики ребенка, с каждой стороны головы выстригают небольшую прядку. Это символизирует покорность Господу. Также остриженные волосы являются небольшой жертвой, которую ребенок приносит Богу за то, что он подарил ему новую, духовную жизнь. При постриге священник произносит такие слова: «Постригается раб (раба) Божий (Божья), имя ребенка, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь» .

После того, как крещение и миропомазанье закончилось, то ребенка три раза обносят вокруг купели. Это значит, что ребенок с этого момента стал новым членом Церкви.

Если крестят мальчика, что священник его вносит в алтарь, а если крестят девочку, то он ей помогает приклониться к иконе матери Божьей.

Как отпраздновать крещение?

После того, как ребенка посвятили, приглашенные и семья ребенка отправляются в дом малыша. Там они традиционным застольем отмечают крестин. На праздничном столе должны обязательно быть печеные сладкие пироги. В давние времена на крестины традиционно готовили кашу с сахаром, молоком и маслом. На сегодняшний день не принято на стол подавать кашу, но можно подать на десерт вкусную крупяную запеканку, с добавлением ягод, экзотических фруктов и сладкого соуса. В старые времена молодому папе готовили отдельную кашу, она должна была быть острой и соленой, даже обжигающей. В эту кашу добавляли горчицу, хрен, перец. Так иногда поступают на крестных и на сегодняшний день, папу малышки или малыша заставляют скушать небольшую порцию очень соленой и острой каши. Съедание такой обжигающей каши приравнивалось к тяготам родам, хоть частично. Поэтому отцу в день крещения предлагали на себе испытать эти тяготы.

Также на праздничном крестильном столе должно обязательно быть много сладостей. С давних времен крестины всегда были детским праздником, поэтому на его празднование приглашали большое количество деток разного возраста. Для них приготавливали Ки, угощения - пряники, фрукты, орехи, печенье. В честь празднования крестин хорошей идеей будет приготовления тортика в форме креста.

Что подарить на крестины?

Очень много традиционных подарков, которые следует дарить на крестины, не являются практичными. Традиционно крестный отец дарить своему крестнику (крестнице) серебряную ложку, а крестная мать - крыжму и крестильную рубашку. Если вы крестные родители, то можете подумать о таком подарке, который станет нужным ребенку, когда он вырастет. Это может быть спецаотный набор посуды из серебра, можно открыть маленький накопительный счет в банке. Подарок крестных родителей должен иметь особый смысл. Если вы просто гость, то можно подарить на крестины одежду, игрушки, книги.

Если вы планируете подарить ребенку красивое украшение, то рекомендовали бы Вам сделать выбор в сторону серебрянных изделий, именно оно является традицией крестинных подарков. Очень часто на крестины дарят первую Библию или книги на религиозные темы. Также можно подарить что-нибудь ручной собственной работы, к примеру, сделать именную вышивку на одежде ребенка или выгравировать его инициалы на украшении из золота или из серебра.

Крестить или не крестить младенца — извечный вопрос и каждый сам решает, как будет лучше для его чада. С одной стороны, младенец еще не может решать, к какой вере ему присоединиться и будет ли он вообще верующим человеком, а с другой стороны, обряд крещения очищает душу ребенка от грехов прошлой жизни и от первородного греха. С момента крещения малыш приобщается к церкви, за него можно помолиться в тяжелых жизненных ситуациях и Всевышний поможет в их разрешении.

Если родителями принято решение окрестить младенца, стоит знать, как проходит обряд крещения ребенка в православии, правила обряда, чтобы это таинство не стало банальной процедурой, которую прошли, потому что все так делают.

Прежде всего назначить дату его проведения. Традиционно малышей крестят на восьмой либо же на сороковой день после появления на свет. Строгих правил по поводу того, когда крестить свое чадо, нет, но затягивать с этим не надо. Малыш пока не понимает где свои, а где чужие, и потому не испугается священника или крестных родителей, сам процесс для него пройдет менее болезненно с психологической точки зрения. К тому же, до трехмесячного возраста у малышей еще сохраняются рефлексы, благодаря которым он может задержать дыхание во время окунания его в купель.

Если же ребенок родился слабеньким и болезненным, то его крестят как можно скорее после рождения, чтобы Всевышний помог малышу окрепнуть и выздороветь. Крестить детей можно в первый же день после рождения. Если говорить о выборе самой даты крещения, то здесь тоже нет строгих ограничений. Таинство можно проводить в любой день, даже в пост и праздники. Только не забудьте предварительно обсудить дату с батюшкой, чтобы он смог найти время для обряда, ведь иногда служба в церкви идет долго и крестить малыша ему будет попросту некогда.

Что надо для крещения?

Список предметов небольшой. Рассмотрим каждый из них подробнее:

  • Крестик. Он обязательно должен быть православным, то есть с распятием спереди и с надписью “Спаси и сохрани” сзади. Так гласят правила проведения православного обряда крещения. Если это просто ювелирное изделие с камнями, то такой крестик — не более чем украшение и крестить ним нельзя. Если не уверены, что сможете выбрать подходящий крестик, покупайте его в церковной лавке, тогда точно не ошибетесь. Материал, из которого изготовлен крестик абсолютно не имеет значения, поэтому совсем не обязательно покупать золотой крестик.
  • Крыжма. Это по сути отрез ткани, в который заворачивают малыша после купели. Эта ткань в будущем сохраняется и достается тогда, когда человек болеет или к у него случаются какие-то жизненные неприятности. Крыжма — это оберег. Сегодня роль крыжмы все чаще исполняет махровое полотенце с вышитыми крестами, что не запрещено церковью. В некоторых храмах так и пишут в списке необходимых вещей — полотенце с крестами.
  • Крестильная рубашка. Необязательный атрибут, но таинство длится минимум полчаса и крещаемый не может быть голым все это время. К тому же крестильные рубашки очень нарядные и добавляют торжественности всему действу. Рубашку тоже принято сохранять после обряда, хотя она не имеет такой силы, как крыжма.
  • Свечи. Батюшка предварительно скажет сколько и каких свечей понадобится для таинства. Их количество зависит от того, сколько крестных вы берете.
  • Икона святого, по имени которого крестится малыш. В некоторых церквях такую икону принято жертвовать, а в некоторых ее освящают и она становится оберегом для крещаемого.

Это лишь приблизительный список того, что нужно для обряда. Более точный перечень вам дадут в храме, где вы собираетесь крестить младенца.

Как подготовиться будущим крестным

За три дня до таинства положено соблюдать пост. Если будущие крестные родители недостаточно воцерковлены, то стоит также исповедаться и причаститься. К тому же приемнику надо знать молитву “Слово веры”, которая читается во время таинства. Вполне вероятно, что батюшка попросит крестных прочитать ее. Православный человек обязан не просто заучить эту молитву на память, но также уметь объяснить ее значение.

Также перед обрядом проводится беседа, в которой батюшка рассказывает будущим крестным об их важной миссии, ведь сегодня далеко не все знают и понимают, зачем они крестят ребенка и какая это большая ответственность — духовное воспитание малыша.

Как проходит обряд крещения

Перед проведением таинства священник освящает купель, читая над ней молитвы. Он благословляет воду, которая смоет грехи с крещаемого.

Таинство начинается с оглашения, в процессе которого над младенцем читаются специальные молитвы-запрещения. После этого наступает черед отречения от сатаны и соединение с Христом. Здесь молитву должен читать крещаемый, но так как младенец не может пока этого сделать, за него произносят слова его крестные. Далее следует непосредственно Крещение, во время которого малыша трижды окунают в купель, произнося при этом такие слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».

Если у ребенка есть восприемники обоих полов, то до купели его держит крестный противоположного с ним пола, а из купели принимает крестный или крестная одного пола с младенцем. После купели на крещаемого надевают крестик и новую белую одежду, символизирующую очищение его от грехов.

Сразу за таинством Крещения проводят еще одно таинство — Миропомазания. Миро — это особое освященное масло. Младенцу мажут священным миром части тела, после чего крестные с ребенком на руках трижды обходят вокруг священной купели, следуя за батюшкой. Такая процедура символизирует радость от принятия Крещения и от соединения с Господом.

Далее после прочтения молитв остатки мира стираются с кожи малыша и наступает очередь пострижения. Священник состригает несколько локонов с головы младенца. Делается это в форме креста, то есть с четырех сторон. Состриженные волосики наклеиваются на лепешку из воска и погружаются в купель. Эта процедура символизирует жертву младенца в честь его Крещения. Это своеобразная благодарность за отпущение грехов и начало духовной жизни малыша.

В завершение обряда священник произносит молитву за ново крестившегося и его крестных родителей.

Если только что крещенному малышу уже исполнилось сорок дней от роду, сразу проводят обряд воцерковления, которое значит первое приношение ребенка в церковь. Во время данного обряда батюшка берет малыша на руки и проносит по церкви. Воцерковление мальчиков и девочек несколько отличается. Мальчиков вносят в алтарь через Царские врата, так как они потенциально могут стать священнослужителями, а девочек не вносят, так как женщина не может быть священником в будущем. И мальчиков и девочек прикладывают к иконам Спасителя и Божьей матери. Завершается обряд воцерковления причащением младенца.

Вообще причащение проводится не только во время воцерковления. Будет очень хорошо, если мама принесет младенца на причастие хотя бы раз в месяц. Тогда малыш станет сильнее, будет реже болеть.

Платить или не платить?

Сегодня едва не в каждом храме озвучивают стоимость обряда, но на самом деле плата за таинство не обязательна. Никто не может вам отказать в крещении, если у вас нет денег. Но мы живем в современном мире, где такие пожертвования — основная статья доходов храма, без которых он просто не смог бы существовать. Поэтому лучше заплатить за обряд, если есть такая возможность. Эта обязанность, как правило, возлагается на крестного папу ребенка.

Как принято отмечать крестины?

Традиционно после таинства все его участники отправляются в дом родителей малыша. Издавна крещение было детским праздником, поэтому на него принято приглашать много детей, а на стол ставить сладости — пироги, пряники и прочие вкусности. В давние времена на крестинах угощали сладкой кашей на молоке со сливочным маслом. Сегодня кашу на стол не подают, но можно заменить ее любым другим сладким блюдом на основе крупы. А папе готовили особенную кашу — щедро солили ее и сдабривали хреном, перцем. Такая каша призвана была испытать папу на прочность муками родов, ведь съесть тарелку такого угощения непросто, как и родить малыша. Обычай достаточно интересный, так что можете его взять на вооружение.

Что дарить на крестины?

В честь этого праздника можно дарить любые подарки. Часто гости стараются подарить что-нибудь полезное, что пригодится родителям и малышу. Но если говорить именно о духовных подарках, то стоит рассмотреть такие варианты, как икона, Библия, религиозные книги. Крестная мама дарит малышу крыжму и крестильную одежду, а крестный папа — маленькую ложечку из серебра. Подойдите к подарку творчески — на ложечке можно выгравировать имя или инициалы младенца, а на крыжме или рубашке также можно вышить имя малыша. Это те вещи, которые останутся крестнику на всю жизнь и будет приятно, что это именно его вещи, с его именем.

Заключение

Теперь вы знаете, как проходит крещение ребенка в церкви и что для этого надо. Но на этом приобщение малыша к церкви не заканчивается. Скорее наоборот — это лишь начало духовной жизни. Задача родных и крестных родителей — рассказывать малышу о Боге, о церкви, ходить с ним в храм на служения, а не только в праздники, тогда ребенок вырастет духовным, добрым человеком.

В статье использованы фото с сайта pinterest.com

«…Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие…» (Ин. 3,5).
«…Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет…» (Мк. 16, 16)

Церковные Таинства являются Божественным установлением, и совершает их Сам Господь. Таинством называется такое священное действие, в котором видимыми знаками и символами тайно (непостижимым образом) подается человеку благодать Святаго Духа, или спасительная сила Божия.

Само слово «таинство» указывает, что оно не подлежит исследованию разумом, а принимается верующим сердцем.

Дверью в Церковь Христову служит Таинство Крещения: только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и потому это Таинство называется еще «духовным рождением». Для некрещеного человека врата рая закрыты. Сам Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. (Ин. 3.5) - И перед вознесением на небо благословил их, - Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…» (Мф 28, 19).

Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и последующего, самого главного священнодействия, троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Вода издревле была символом очищения, а погружение в нее - символом покаяния. Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сначала вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры; кадило - благоухание Святого Духа. Белые одежды новокрещенного - освобожденную от власти греха и сатаны новую жизнь или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной; и, наконец, нательный крест – крестное последование Христу и знак веры в Его победу.

Требования к участникам Таинства Крещения младенцев

Младенцы не могут осознанно приступить к Таинству Крещения, поэтому крещение детей совершается по вере родителей и восприемников (крестных родителей), которые становятся полноправными участниками этого Таинства наряду с младенцами.

К Таинствам Церкви допускаются только крещеные люди православного вероисповедания не отпавшие от церковного общения. Отпадение от Церкви происходит не только вследствие совершения тяжких (смертных) грехов, но и в тех случаях, когда люди достаточно долго не приступали к Таинствам Святаго Причащения и Покаяния. Не Причащался – фактически не желал иметь части с Богом. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54). Поэтому прежде участия в Таинстве Крещения таким отпавшим от церковного общения людям надо воссоединиться с Церковью через покаяние. В Таинстве Исповеди человек получает прощение за содеянные грехи и воссоединяется со Святой Соборной и Апостольской Церковью. Здесь следует отметить, что Покаяние подразумевает не только перечисление содеянных грехов, но и твердое решение изменить свою жизнь. По гречески покаяние звучит как «метанойя», что буквально переводится как «перемена ума». Перемена ума - это осознание противности твоего нынешнего состояния и желание переродиться, желание измениться к лучшему, что исключает формальное отношение к этому Таинству.

Эти подготовительные требования относятся не только к родным родителям ребенка (в крайнем случае, к одному из них), но и к крестным родителям. Кроме того, приступающий к Таинствам Церкви, несомненно, должен знать основы Православного вероисповедания: во что он верит и на Кого уповает. Поэтому, как минимум, необходимо хорошо понимать толкование на Символ Веры и прочитать хотя бы одно Евангелие (например, от Марка).

Крещение младенцев без подготовки родителей допустимо только «страха ради смертного», т.е. в случае угрозы жизни ребенка (тяжелая болезнь, срочная сложная операция).

Если Вы живете полноценной церковной жизнью и приступали к Таинству Святого Причастия не позднее, чем год назад, то непосредственно перед крещением младенца исповедоваться и причащаться не обязательно.

Обряд, предшествующий крещению,- прочтение очистительной молитвы над матерями

В течение первых сорока дней после рождения ребенка матери «по обыкновенному закону естественного очищения», являющемуся для нее как бы печатью первородного проклятия женщине, воспрещается вход в храм. На сороковой день мать предстоит у входа в храм, держа на руках младенца, готовая принести его и свое материнство Богу. В своих молитвах Церковь объединяет два материнства: человеческое и материнство Пречистой Девы, родившей истинного Законоположника. Молитва наполняет человеческое материнство неповторимой радостью и полнотой Божественного Материнства Марии. Младенец, которого Она носила и с которым как Мать была полностью соединена, исполнил Ее благодатью. Теперь эта благодать наполняет Церковь, и ее получает каждая мать, приносящая свое дитя Богу.

Что происходит во время крещения?

Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.

Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований. Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись.

Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием. Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка, и если будет нерадиво исполнять свои обязанности, то будет строго наказан.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

Крестные родители - восприемники

Обычай иметь восприемников при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию. Греческое слово «анадехоменос» (восприемник) имеет также значение «поручитель за должника». Святой Иоанн Златоуст в одной из своих огласительных бесед так разъясняет роль восприемников: «Если хотите, обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и, напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность. Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник явится благоразумным, то поручителю облегчит бремя; если же станет неразумным, то ему большую опасность уготовит. Поэтому и некий мудрец наставляет, говоря: «Если поручишься, заботься, как обязанный заплатить» (Сир. 8, 16). Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь. И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и они станут соучастниками славы, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели; а если впадут в праздность, будет им многое осуждение. Ибо потому существует обычай называть их отцами духовными, чтобы они узнавали через сами дела, какую любовь должны проявить в наставлении о духовном. И если похвально привести к рвению о добродетели тех, кто никак не является родственником, то насколько же более должны исполнить положенное в отношении того, кого мы принимаем как чадо духовное. Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая вам угрожает опасность, если впадете в беспечность».

Родителям необходимо помнить, что к решению окрестить ребенка они должны приложить сознательное обещание Богу воспитывать его по правилам Православной Церкви. Но, кроме их обязательства, требуется и обязательство крестных родителей. Оно выражается в крещенском обете крестных за младенца перед Богом и Церковью: «отрицаюсь от сатаны, сочетаюсь Христу». Поэтому при крещении младенца особое внимание нужно обратить на крестных и на их веру.

Вообще, необходимым считается только один восприемник: мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но, по сложившейся традиции, бывает двое восприемников: мужчина и женщина.

При крещении младенцев восприемники держат на руках своих крестных детей на протяжении всего Таинства. Предпочтительно, чтобы мальчика держал крестный отец, а девочку крестная мать, но если это затруднительно, то можно держать по очереди. После троекратного погружения младенца в купель он передается на руки крестному или крестной (в зависимости от пола крещаемого). Именно потому, что после погружения в купель крестный (-ая) принимает младенца из рук священника, и пошло славянское название восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде. Крестные родители стараются научить крестников вере и благочестию, приобщают к Таинствам православной церкви и до конца своих дней молятся за них.

Часто люди несерьезно подходят к избранию крестных родителей для своего ребенка. Огромное большинство крестных не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста. Такой восприемник станет для ребенка лишь формальным крестным, хотя Церковь возлагает на него большую ответственность за духовное воспитание новокрещаемого.

Совершенно недопустимо, чтобы крестными становились люди, отпавшие от Церкви вследствие совершения тяжких (смертных) грехов. (Наиболее «обычные» из них - это блуд (плотская близость мужчин и женщин без заключения законного брака), прелюбодеяние (измена мужу, жене), аборты (убийство собственных детей), ответственность за которые разделяет и мужчина. Также тяжким грехом является измена Господу Богу через обращение к другим религиям, сектам, духовным целителям, экстрасенсам, колдунам, предсказателям, астрологам и пр.) . Прежде участия в Таинствах Церкви таким людям надо воссоединиться с Церковью через покаяние в Таинстве Исповеди.

Это относится не только к крестным, но и к родителям. Для тех, кто не воцерковлен, исповедь обязательна!

Нужно понимать, что выбирать восприемников родители должны в зависимости от тех духовных качеств, которые захотят увидеть в будущем в своем ребенке. Поэтому просить стать крестными нужно именно тех людей, которые отвечают этим качествам. Родителям также нужно помнить и о том, что, предлагая другим людям быть крестными, они накладывают на них большую ответственность, касающуюся воспитания ребенка в православной вере.

Поэтому, прежде чем предложить кому-то стать крестными родителями своего ребенка, нужно определить для себя: сможет ли данный человек понести такую ответственность, не будет ли это лишним грехом, за который придется держать ответ на Страшном Суде.

При том, что восприемники отвечают перед Богом за воспитание своих крестников, родители несут всю полноту ответственности за духовное, душевное и телесное развитие своих детей, и крестные являются лишь помощниками в этом.

Впоследствии, по достижении ребенком сознательного возраста, восприемник должен объяснить ему основы Православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном и духовном состоянии. Это еще раз показывает, что нужно выбирать крестных из людей крещеных и православно верующих, знакомых с содержанием Священного Писания, живущих церковной жизнью в ее Таинствах.

Желательно, чтобы за некоторое время до крещения ребенка крестные родители исповедовались и причастились.

Желательно, чтобы от участия в Таинстве Крещения в качестве восприемников были отстранены дети, так как они еще сами слишком мало знают и не могут быть истинными воспитателями своего крестника. Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини, также и родители не могут быть восприемниками собственных детей.

В духовном родстве брак запрещен между восприемниками и воспринятыми в Таинстве Крещения, а также с родителями воспринятых. То есть крестный отец и крестная мать не могут вступать в брак ни с крестниками или крестницами, ни с их родными по крови отцами и матерями. Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же крещаемого) могут состоять в браке между собой.

Чин оглашения

Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.

Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…». Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7). Далее трижды благословляет и, возложив руку на главу крещаемого, читает молитву. Рука священнослужителя - рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Три запрещения на нечистых духов

Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению. Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.

Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое - отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».

Отречение от сатаны

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.

Исповедание верности Христу

Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.

Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями - злом, кроющимся в сердце его.

Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.

СИМВОЛ ВЕРЫ

1Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5И воскресшаго в третий день по Писанием.
6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
9Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11Чаю воскресения мертвых,
12и жизни будущаго века. Аминь.

Символ веры содержит все основные христианские истины. В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении. Если человек не согласен хотя бы в малости с Символом Веры, т.е. не имеет должной веры, то ему нельзя приступать к Таинству Крещения лично и даже крестить собственных детей. Чему он их научит? Ответственность за обучение истинам веры младенцев несут их восприемники и родители и, если они забывают об этом, то совершают тяжкий грех. Подробное толкование на Символ Веры можно найти в любой книге «Закон Божий».

Со времен апостольских христиане пользовались «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В IV веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить. Таким образом возник ныне употребляемый Православной Церковью Символ веры. Он был составлен Отцами I и II Вселенских Соборов. I Вселенский Собор принял семь членов Символа веры, II - остальные пять. I Вселенский Собор состоялся в 325 г. по Р. X. в Никее для утверждения истинного учения о Сыне Божием против ложного учения Ария, что Сын Божий создан Богом Отцом. II Вселенский Собор - в Константинополе в 381 г. для утверждения истинного учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. При изучении Символ разделяют на 12 членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно - о Боге Сыне, в восьмом - о Боге Духе Святом, в девятом - о Церкви, в десятом - о крещении, в одиннадцатом - о воскресении мертвых, в двенадцатом - о вечной жизни.

Таинство Крещения

Освящение воды

В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».

Освящение воды для Крещения - одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.

В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях. Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода - первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2). Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила - таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода - символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.

Освящение елея

После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство. Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11). Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).

Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.

Погружение в купель

Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения - погружение в купель.

Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами: Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь (первое погружение). И Сына, аминь (второе погружение). И Святаго Духа, аминь (третье погружение). Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест - знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками - здесь и теперь - жизни вечной.

Облачение новокрещенного

Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом. Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы. В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4). Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, - это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест. И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение.

В христианском понимании смерть - это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле. Смерть - это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь - единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4).

Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.

Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его. Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его.

Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь...» (св. Григорий Нисский).

Таинство Миропомазания

После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых.

Святое миро - это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям.

Священник помазывает святым миром уже крещеного человека. Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги.

Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу. Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших. Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши - чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста - чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины. Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги - для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь - чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13). Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни. Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».

Миропомазание - новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель.

Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша - Святая Церковь - без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища. Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.

Чтение Священного писания и шествие вокруг купели

После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели.

Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся...» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим. С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.

Завершающие обряды Крещения

Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания - смывание святого Мира и пострижение волос - совершаются сразу же после чтения Евангелия.

Первый обряд - это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу. Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце.

Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты - волос. Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) [имя] во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Заключение

Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение Вашего ребенка с Богом продолжилось, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.

Ребенка можно причащать в любом православном храме. Младенцу (до 7 лет) перед Причастием не требуется исповедь, и не обязательно быть всю службу в храме. Его можно приносить/приводить после начала богослужения в зависимости от его духовного возраста. Совсем маленьких детей можно причащать после кормления (но не сразу после; детям в храме перед причастием не следует давать грызть баранки, сухари и пр.). При кормлении следует исключить мясную пищу. По возможности раньше старайтесь начать причащать детей натощак, приучая их к навыкам поста, т.е. после полуночи в день причастия не следует ребенку давать есть и пить. После 4-х лет причащать можно только натощак.

С раннего возраста старайтесь прививать детям навыки богообщения, знания о вере и Церкви через чтение молитв, Священного Писания для детей (Библия, Святое Евангелие), чтение житий святых, закона Божиего и другой духовной литературы. Научайте детей видеть присутствие Божие во всех проявлениях окружающего нас мира.

Памятка родителям

Для Крещения ребенка необходимо:

1) приобрести в храме:
- освященный крестик на тесемочке (если крестик куплен в ювелирном магазине, то его необходимо освятить);
- крестильную рубашку;
- крестильную икону (обычно покупают крестные): для мальчика - Спасителя, для девочки - Пресвятой Богородицы (эта икона должна быть красивой и дорогой (в меру средств), ведь она будет с ребенком всю жизнь и именно этой иконой вы потом благословите его при вступлении в брак).

2) принести с собой:
- пеленку и полотенце для ребенка;
- бумажную салфетку или платок, чтобы вытирать лицо ребенка.

При Крещении детей мальчику необходим крестный отец, девочке - крестная мать, можно пригласить того и другого. Возраст крестных родителей должен быть старше 16 лет.

Женщинам следует заходить в храм в скромной одежде, без губной помады, иначе, когда Вы будете целовать иконы и крест, на них останутся следы помады. Если в Вашем гардеробе только короткие юбки, т.е. выше колена, то лучше придти в брюках и повязать в храме выдаваемую юбку.

Женщины (мать и крестная) в месячной нечистоте не могут участвовать в таинствах до окончания этих дней.

Если вы хотели бы провести фото- или видеосъемку во время таинства Крещения, то следует заранее спросить на это благословение священника, который будет совершать таинство.

Приложение: молитвы за детей

Ежедневная молитва
Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена) и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена), и просвети их ум светом разума Святаго Евангелия Твоего, и настави их на стезю заповедей Твоих, и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш.

Молитва о детях (преподобного Амвросия Оптинского)
Господи, Ты Един вся веси, все можеши и всем хощешь спастись и в разум Истины прийти. Вразуми детей моих (имена) познанием истины Твоея и воли Твоея Святыя и укрепи их ходити по заповедям Твоим и меня, грешную, помилуй.

Молитва ко Господу Иисусу Христу о крестниках
Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестниках моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей крестников моих (имена) и обрати их на покаяние.

Спаси, Господи, и помилуй крестников моих (имена), и просвети их ум светом разума Святаго Евангелия Твоего, и настави их на стезю заповедей Твоих, и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш.

Молитва к Божией Матери об обращении заблудшего крестника (святителя Гавриила Новгородского)
О, Всемилостивая Госпоже, Дево Владычице Богородице, Царица Небесная! Ты рождеством Своим спасла род человеческий от вечного мучительства диавола: ибо от Тебя родился Христос, Спаситель наш. Призри Своим милосердием и на сего (имя), лишенного милости Божией и благодати, исходатайствуй Матерним Своим дерзновением и Твоими молитвами у Сына Твоего, Христа Бога нашего, дабы ниспослал благодать Свою свыше на сего погибающего. О, Преблагословенная! Ты надежда ненадежных, Ты отчаянных спасение, да не порадуется враг о душе его!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!