Природа цвета. Три основных цвета

Основные цвета – это тона, с помощью которых можно получить все остальные оттенки.

Это КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ (для печати — это МАДЖЕНТА, ЖЕЛТЫЙ, ЦИАН, ЧЕРНЫЙ см. ниже)

Если смешать между собой красные, синие и желтые световые волны, то получится белый свет. Однако, с красками такое слияние работать не будет. Для художников существует отдельная таблица смешения, которая пересекается с комбинацией волн, но соблюдает свои правилам.

Желтый, красный, синий — разные , в которой на пике. Если их перевести в черно белый формат, то вы отчетливо увидите .

Сложно представить себе яркий темно-желтый тон, как и яркий светло-красный. За счет яркости в разных диапазонах светлоты создается огромная гамма промежуточных насыщенных красок: оранжевых, красно-оранжевых, салатовых, изумрудных, сине-зеленых, сиреневых, красно-фиолетовых, фиолетовых и др. Эти три краски образуют практически всю палитру, за исключением черного, белого, серого. Принимая их за первичную основу цветостроения стоит представлять, что вторичные цвета все же менее яркие, чем их родители, а оттенки, образованные от второго круга с помощью черного, белого либо оттенков, произведенных от первичного круга — еще более тусклые.

Построение оттенков из основных цветов

Пары из «упряжки» основных цветов образуют следующие краски второго круга:

ОРАНЖЕВЫЙ_____________ФИОЛЕТОВЫЙ_______________ЗЕЛЕНЫЙ____

ЖЕЛТЫЙ + КРАСНЫЙ = ОРАНЖЕВЫЙ (см. )
КРАСНЫЙ + СИНИЙ = ФИОЛЕТОВЫЙ
СИНИЙ + ЖЕЛТЫЙ = ЗЕЛЕНЫЙ (см. ?)


Если смешивать вторичные цвета, то есть оранжевый, фиолетовый и зеленый, с основными (которые уже присутствуют в составе цвета), то их порядок не изменится, они так же останутся во втором круге, так как мы тока изменяем количество содержания, а не качество:

ЖЕЛТО-ОРАНЖЕВЫЙ_____КРАСНО-ОРАНЖЕВЫЙ_____КРАСНО-ФИОЛЕТОВЫЙ___

ЖЕЛТЫЙ + ОРАНЖЕВЫЙ = ЖЕЛТО-ОРАНЖЕВЫЙ
КРАСНЫЙ + ОРАНЖЕВЫЙ = КРАСНО-ОРАНЖЕВЫЙ
КРАСНЫЙ + ФИОЛЕТОВЫЙ = КРАСНО-ФИОЛЕТОВЫЙ

ФИОЛЕТОВО-СИНИЙ___________СИНЕ-ЗЕЛЕНЫЙ___________САЛАТОВЫЙ___

СИНИЙ + ФИОЛЕТОВЫЙ = СИНЕ-ФИОЛЕТОВЫЙ
СИНИЙ + ЗЕЛЕНЫЙ = СИНЕ-ЗЕЛЕНЫЙ
ЖЕЛТЫЙ + ЗЕЛЕНЫЙ = САЛАТОВЫЙ

Добавление во вторичные тона основные, но которые не присутствуют уже в нем, приводят к смешению всех трех основных цветов. Результатом получается коричневый. Такие пары называют дополнительными.

ЖЕЛТЫЙ + ФИОЛЕТОВЫЙ (КРАСНЫЙ + СИНИЙ ) = КОРИЧНЕВЫЙ
КРАСНЫЙ + ЗЕЛЕНЫЙ (ЖЕЛТЫЙ + СИНИЙ ) = КОРИЧНЕВЫЙ
СИНИЙ + ОРАНЖЕВЫЙ (КРАСНЫЙ + ЖЕЛТЫЙ ) = КОРИЧНЕВЫЙ

Смешивая дополнительные оттенки, такие как фиолетовый + желтый, красный + зеленый, синий + оранжевый дают средне темный красно-коричневый оттенок. Если же смешивать не краску, а световые лучи, должен получится эффект серого света. Но так как краска, только отражает волну, то 100% замещения не будет.

Основные цвета краски для печати

Очень важно получать максимум тонов из минимального набора краски для цветной печати. На сегодня существует 4 необходимые краски для реализации всего спектра:

МАДЖЕНТА, ЖЕЛТЫЙ, ЦИАН, ЧЕРНЫЙ

Где маджента — оттенок фуксии, циан — ярко-голубой цвет, а белым является тон печатного материала.

Мы уже разбирали, что такое "базовые" цвета . Это цвета, которые сочетаются со всеми остальными, создавая относительно спокойные комбинации . Для каждого типажа это могут быть свои цвета, подробнее их можно посмотреть в главе гардероб для колоритов по оглавлению.

Там есть базовые цвета по сезону , по 6 характеристикам: и дальше. У каждого из 12 колоритов тоже есть свои базовые цвета - в основном это нейтральные мягкие цвета и темные цвета + оттенки светло-серого и белого. (разные оттенки палитры можно посмотреть в той же главе - разбор палитр. вот, например, холодное лето )

В основном, к базовым цветам относят
1) ахроматические цвета (белый, черный, и всю градацию нейтрального серого),

3) Оттенки коричневого и бежевого (серо-коричневый taupe, серо-бежевый, нейтральный бежевый, золотисто-бежевый, цвет верблюжьей шерсти camel, телесный, розово-бежевый, коричневый, кофейный, шоколадный, розово-коричневый и тд.)

4) Темные оттенки холодной части спектра (это не значит, что обязательно с холодным подтоном) - зеленого, синего, фиолетового:
Синий: (navy, цвет джинсы, королевский синий)
Темный цвет морской волны
Зеленый: (вечнозеленый, лесной зеленый, темный оливковый, цвет мха
Темный фиолетовый


Их не так уж и мало. Их обычно используют в базовом гардеробе - это основа, с которой будет сочетаться более яркие и сочные цвета.

Однако, то, что цвет является базовым, не означает, что он пойдет всем . Есть базовые цвета, которые мало кому идут - например, чисто белый или чисто черный. Базовые цвета для каждого колорита свои (подробнее смотрите ссылки наверху сообщения).

А есть "универсальные" цвета , которые могут носить практически все . Конечно, каким-то типажам они идут больше, каким-то меньше, но никого не портят. Они иногда совпадают с нейтральными цветами, но не всегда.

Это, в первую очередь off-white и оff-black - цвет белка глаз, серовато - белый и серо-черный цвет или цвет мокрого асфальта (pewter) и цвет слоновой кости (ivory ), для большинства колоритов эти 4 цвета являются заменой белому и черному.

Из серо-коричневой гаммы это средний серый , нейтральный бежевый , серо-коричневый (taupe) и stone (светлый серовато-бежевый)

Из более ярких и интересных цветов это цвет морской волны (teal) , темный нейтральный розовый (blush pink ), слегка смягченный фиолетовый без перекосов в синий и красный, нефритовый (jade).

Как можно заметить, универсальные цвета похожи на палитру мягких сезонов, особенно на мягкое лето. Это очень хорошо объяснимо - мягкие сезоны, особенно мягкое лето, это смесь всего - темного и светлого, теплого и холодного. Поэтому некоторые их цвета, в принципе, подходят почти всем. Хотя другие цвета мягких сезонов будут давать серую тень на лицо остальным колоритам, особенно ярким.

Цель урока: познакомить студентов с основными и дополнительными цветами.

План урока:

1. Основные три цвета.

2. Дополнительные цвета.

Студент должен:

знать: основные и дополнительные цвета.

Ответы на вопросы плана урока:

1 . Практика художников наглядно показывала, что очень многие цвета и оттенки можно получить смешением небольшого количества красок. Стремление натурфилософов найти «первоосновы» всего на свете, анализируя явления природы, всё разложить «на элементы», привело к выделению «основных цветов» , в качестве которых не сразу выбрали красный, зелёный и синий. В Англии основными цветами долго считали красный, жёлтый и синий, лишь в 1860 г. Максвелл ввел аддитивную систему RGB (красный, зелёный, синий). Эта система в настоящее время доминирует в системах цветовоспроизведения для электронно-лучевых трубок (ЭЛТ) мониторов и телевизоров. Цветовой круг можно разделить на три широких сектора: красный, зеленый и синий. Эти цвета называются основными, смешивая их в разных пропорциях получают любой другой цвет. Между основными цветами расположены еще три сектора, образованные дополнительными цветами: пурпурным (сине-красным), желтым и голубым (зелено-синим). На цветовом круге основной и дополнительный цвета находятся друг против друга. К примеру, пурпурный расположен против зеленого и является его дополнительным цветом. Каждый дополнительный цвет представляет собой смесь двух основных, а когда соединяются два дополнительных цвета, они образуют общий основной цвет. Например, голубой (синий и зеленый) и пурпурный (синий и красный) дают синий. Эта взаимосвязь между основными и дополнительными цветами называется «субтрактивной» и положена в основу обработки и печати цветных фотоматериалов.

2. Понятие «дополнительный цвет» было введено по аналогии с «основным цветом». Было установлено, что оптическое смешение некоторых пар цветов может давать ощущение белого цвета. Так, к триаде основных цветов Красный-Зелёный-Синий дополнительными являются Голубой-Пурпурный-Жёлтый - цвета. На цветовом круге эти цвета располагают оппозиционно, так что цвета обеих триад чередуются. В полиграфической практике в качестве основных цветов используют разные наборы. Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:


жёлтый – фиолетовый; жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый; оранжевый – синий; красно-оранжевый - сине-зелёный; красный – зелёный; красно-фиолетовый - жёлто-зелёный.

Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдём, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: жёлтый, красный и синий:

жёлтый - фиолетовый = жёлтый, красный + синий;

синий - оранжевый = синий, жёлтый + красный;

красный - зелёный = красный, жёлтый + синий.

Подобно тому, как смесь жёлтого, красного и синего даёт серый, так и смесь двух дополнительных цветов также превращается в вариант серого цвета. Можно вспомнить также опыт из раздела «Физика цвета», когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе «цветовая гармония» было установлено, что закон дополнительных цветов является основой гармоничности композиции, потому что при его соблюдении в глазах создаётся ощущение полного равновесия.

Вопросы для повторения:

1. Назовите основные цвета?

2. Дайте понятие «дополнительные» цвета?

3. Как образуются дополнительные цвета?

Литература:

1. Ящухин А.П. Живопись. М.: Просвещение. 1979.

2. Виннер А. В. Как работают мастера живописи, М., 1965.

3. Гренберг Ю. И. Технология станковой живописи, М., 1982.

Астроном, писатель, химик, физик, философ – Исаак Ньютон. И поставил он однажды опыт с призмой, через которую проходил обычный солнечный свет. Каково же было удивление естествоиспытателя, когда увидел он белого света – настоящую радугу. А затем в ходе дальнейших опытов уже другие ученые поняли, что в на самом деле существует всего – три основных цвета.

Каждый охотник желает знать…

Каждый - Красный

Охотник - Оранжевый

Желает - Желтый

Знать – Зеленый

Где - Голубой

Сидит - Синий

Фазан – Фиолетовый

В этой хорошо известной мнемонической зашифрованы все основные цвета спектра. Наблюдательные люди уже заметили, что здесь нет черного и белого. Но такие состояния в спектре обычно не рассматриваются, поэтому и в поговорку они не попали.

Однако из всего этого многообразия ученые выделили всего три основных цвета – синий, красный и желтый. А все остальные цвета, тона, полутона и оттенки получаются от смешения этих трех красок. Как это хорошо известно, к примеру, художникам, знакомым с палитрой и владеющим добиваться нужного оттенка .

Человек и цвета

Человеческий глаз способен воспринимать цвета, поскольку в сетчатке имеется три типа особых колбочек, работающих независимо. Они содержат различные пигменты, которые отвечают на определенные цвета, красный, зеленый и так далее.

На самом деле каждая колбочка реагирует на все световые волны (кроме ультрафиолета и инфракрасного), но «свой цвет» ощущается пигментом лучше. Дальше полученные сигналы передаются головному мозгу и уже он анализирует полученную информацию и выдает нам понимание того или иного оттенка.

Интересно, что основные цвета нельзя назвать свойством самого цвета, скорее они обусловлены способностью человеческого их различать. Кроме того, на это влияют различные технические , воспроизводящие цвет.

С точки зрения психофизиологии, ученые считают, что на самом деле «чистых» четыре – красный, зеленый, желтый и синий. Среди них желтый и синий образуют одну ось по контрасту цвета, а красный и зеленый – другую. Однако есть люди, которые не могут различать основные цвета или какие-то отдельные оттенки. Их называют дальтониками. Вопреки распространенному мнению, они не видят мир как черно-белую фотографию, а просто не могут хорошо воспринимать конкретные цвета.

Раскрыть многообразие цветовой гаммы в живописи.

ИЗО 2 класс Тема 1. Три основных краски, строящие многоцветие мира

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: Раскрыть многообразие цветовой гаммы в живописи.

Задачи урока:

Развитие умения самостоятельного определения темы и цели урока;

Знакомство с основными и составными цветами, понятием живопись через наблюдение цветовых сочетаний в природе;

Овладение первичными живописными навыками посредствам приема «живая краска».

Планируемые результаты:

Предметные:

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками;

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми;

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Характеристика деятельности обучающихся:

Наблюдать цветовые сочетания в природе;

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска»;

Овладевать первичными живописными навыками;

Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.

Оборудование:

Зрительный и музыкальный ряд: https://www.youtube.com/watch?v=uySNMYNk5TU, «Вальс цветов»

Литературный ряд: стихотворение А. Шлыгина «Разноцветный шар земной», «Три цвета».

Для обучающихся: гуашь, палитра, бумага, вода, таблицы по цветоведению. учебник изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс автора Е.И.Коротеева.

Организационный этап

Приветствие:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Знакомство с учебником «Искусство и ты» Б. Неменского., рабочей тетрадью.

Посмотрите в набор своих красок. Какие три краски вы бы назвали основными?

Под видеоролик о цветах https://www.youtube.com/watch?v=uySNMYNk5TU

учитель читает стихотворение А. Шлыгина «Разноцветный шар земной». (после просмотра обучающиеся отвечают на вопрос: Какие цвета, помимо трех основных, существуют вокруг нас?)

«Разноцветный шар земной»

Если б в поле расцветали только белые цветы. Любоваться бы устали ими скоро я и ты. Если б в поле расцветали только жёлтые цветы, Мы б с тобой скучать бы стали

От подобной красоты!

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки, Одуванчики и кашки, незабудки и дубки! У ромашки белый цвет, У гвоздики - красный. Цвет зелёный у листвы, Это так прекрасно!

Ответы детей.

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Первичное усвоение новых знаний.

Как много цветов и их оттенков наполняют наш мир! Как вы думаете, с помощью чего можно получить такое многоцветие мира? (смешения трех основных цветов). Как же быть, если у вас маленький набор красок, а вам нужно показать разные цвета и оттенки. Оказывается, можно это сделать, имея только три цвета: красный, жёлтый и синий. Сейчас мы все вместе побываем в роли волшебников и превратим эти три цвета в другие. Ребята на первом ряду будут смешивать на палитре синий с красным, на втором ряду - желтый с синим, а я смешаю желтый с красным.

При работе гуашью нужно брать на кисть больше краски, чем воды. На кисть берем один цвет, кладем на палитру, кисть промываем, при необходимости кисть промокаем тряпочкой, берем другой цвет и смешиваем с предыдущим.

Первичная проверка понимания

Проверим, что получилось. Слушайте внимательно стихи и отвечайте те ребята, чей цвет прозвучит.

Три цвета, три цвета, три цвета,

А где нам зелёный, оранжевый взять?

А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной (вот этой)

Получим мы цвет …(фиолетовый) (ответ 1 ряда)

А синий с жёлтым смешаем.

Какой мы цвет получаем? (зелёный) (ответ 2 ряда)

А красный плюс жёлтый, для всех не секрет,

Дадут нам конечно…(оранжевый цвет) (все вместе)

Новые цвета, которые мы получили, называются составными цветами.

Первичное закрепление.

Назовем их еще раз.

Составные цвета

Синий Красный Фиолетовый

Желтый Синий Зеленый

Желтый Красный Оранжевый

Кто запомнил правила работы гуашью и сможет повторить?

Объяснение задания

Красота природы вдохновляет композиторов сочинять музыку, поэтов и писателей писать стихи и рассказы, а художников - писать свои замечательные картины (показ репродукций с помощью презентации). В природе много ярких, сочных цветов и их сочетаний. Ты увидишь их на крыльях бабочек, в оперении птиц, в цветущих растениях. Самое главное для художника - увидеть красоту природы, людей, животных и суметь выразить свое к ней отношение в художественном произведении.

Перед выполнением задания полюбуйтесь цветами, их формой, цветом, оттенками цветов во время просмотра видеоролика «Вальс цветов»

П.И. Чайковского http://www.youtube.com/watch?v=9a4DnEWXMHM

Как вы думаете, что вам предстоит изобразить?

Изобразить цветы, используя основные и составные цвета.

Физкультминутка

(проводится учителем в любое время по необходимости и состоянию детей)

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Крылья сложили назад.

Задание. На столах лежат заготовленные формы цветов. Необходимо выполнить их в цвете приемом «живая кисть», т. е. без использования политры. В этом вам помогут букеты цветов, которые вы принесли. При работе соблюдайте правила работы кистью и гуашью (вспомнить еще раз, на столах лежат карточки с правилами работы).

Правила работы

Не бери на кисть много воды. Лишнюю воду промокни тряпочкой. Промывай кисть водой. Краски бери чуть больше, чем воды.

Три основных краски, строящие многоцветие мира.

Использование 3 основных цветов

Смешивание 3 основных цветов

Соблюдение правил работы гуашью

Самостоятельность

Аккуратность

Настроение (дорисуй смайлик):

Педрисунок («живая кисть»)

Самостоятельная работа.

Во время работы звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Составление коллективной работы.

Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца урока не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, выставленная учителем в конце урока, становится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит обучающимся чувство радости и гордости, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить любой интерьер.

Итог урока.

Просмотр и анализ детских работ. При подведении итогов урока учитель подчеркивает, как дети смогли передать красоту цветов, используя 3 основные цвета, как проявили свою наблюдательность, навыки работы гуашью.

Какие основные цвета изучили?

Как получить составные цвета?

Рефлексия.

Кто доволен своей работой сегодня? Прикрепите к вазе цветок желтого цвета.

Кто смог правильно передать цвета на рисунке, но были трудности при смешивании красок, прикрепите цветок синего цвета.

Кто не достаточно усвоил 6 цветов, прикрепите цветок красного цвета.

Домашнее задание.

Выполни задание в рабочей тетради на странице 4, 5.

Благодарю за урок!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!