Принципы воспитания в общей педагогике. Основные принципы воспитания

Принципы воспитания

Целенаправленная организация воспитательной работы должно осуществляться на основе единых принципов, которым должны следовать школа и воспитатели.

Принципы воспитания - руководящие положения, отражающие общие закономерности процесса воспитания и определяют требования к содержанию организации и методов воспитательного процесса

Процесс воспитания основывается на следующих принципах:

1 Целеустремленност ь воспитания Предусматривает направления воспитательной работы на достижение основной цели воспитания - формирование всесторонне развитой личности, подготовка ее к сознательной и активной трудовой деятельности.

2 Связь воспитания с жизнью Воспитательная деятельность школы должна ориентировать учащихся на согласование их жизнедеятельности с жизнью общества, посильное участие в нем, готовить их к трудовой деятельности

3 Единство сознания и поведения в воспитании Поведение чел овека - это его сознание в действии Воспитание такого единства сознания является сложным и противоречивым процессом, поскольку формирование навыков правильного по овединкы гораздо сложнее, чем воспитание сознания

4 Воспитание в труде Этот принцип строится на идее, что формирование личности напрямую зависит от ее деятельности Опирается он и на такую??психологическую качество, как стремление ребенка к активной деятельности

5 Комплексная подход в воспитании Основывается он на диалектическом взаимозависимости педагогических явлений и процессов Претворение его в жизнь предусматривает: единство цели, задач и содержания, форм, методов и приеме ей воспитания, а также единство воспитательных воздействий школы, семьи, общественности, средств массовой информации, улицы учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; единство воспитания и самовихован ния; постоянное изучение уровня воспитанности ученика и корректировки воспитательной робототи.

По комплексного подхода в воспитательном процессе создаются возможности для обеспечения единства всех составляющих всестороннего развития личности - умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического; познавательно-мировоззренческой (научные знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевой (высокие гражданские чувства, стремления, интересы, потребности), деятельностное (общественно необходимые умения, навыки и, привычки, способности, черты характера) сторон личности, а также единства всех функций процесса воспитания .

6 Воспитание личности в коллективе Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению Наилучшие условия для общения и обособления создаются в коллективе



7 Сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся Педагогическое руководство обусловлено отсутствием у учащихся жизненного опыта А, как известно, воспитание творческой личности возмож иве за существование условий для проявления самостоятельности и творчества, одобрения инициативы и самодеятельности учащихся

8 Сочетание уважения к личности воспитанника с разумной требовательностью к нему Именно на этом принципе укоренен главный смысл гуманистической педагогики по формированию необходимых взаимоотношений воспитателей и в воспитанников

9 индивидуальных подход к учащимся в воспитании

10 Принцип системности, последовательности и преемственности в воспитании Выходит из того, что для формирования сознания, выработка навыков и привычек поведения нужна система определенных последовательных воспитательных западе ей

11 Единство педагогических требований школы, семьи и общественности Эти требования должны охватывать все стороны учебно-воспитательной работы школы, все формы деятельности ученического и педагогического коллективов, семьи находить свое проявление в содержании, формах обучения и воспитания, в правилах поведения школьников, в стиле жизни школы, ее традициях

64. Методы, формы и средства осуществления воспитательного процесса .

Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Метод воспитания – это способ действия воспитателя. Воспитатель может действовать по-разному:
- «воздействовать на ребенка», и тогда маленький человек будет представляться ему «мягким воском»;
- «противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами;
- «содействовать», значит помогать;
- «взаимодействовать», то есть сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руку» (C.А.Смирнов).
Метод воспитания в педагогике рассматривается как способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанника.
Классификацию методов, выбирая в качестве основного критерия ведущее средство воспитания :
1. Воспитание словом.
2. Воспитание делом.
3. Воспитание ситуацией.
4. Воспитание игрой.
5. Воспитание общением.
6. Воспитание отношениями
.
В классификации, где предметом воспитания выступает социальный опыт ребенка , выделены следующие группы методов:
- методы формирования социального опыта детей;
- методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;
- методы самоопределения личности ребенка;
- методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.
В классификации главным критерием является функция метода по отношению к деятельности , следующие группы методов:
- методы формирования сознания;
- методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности;
- методы стимулирования деятельности.
Каждая научная классификация определяет общий признак, составляющий предмет классификации.

Под «формой» поним ается внешнее выражение какого-либо содержания. «Форма воспитательной работы » - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.

Форм ы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры .

Мероприятия - это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.

Дела - общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

По времени п роведения формы делятся на:

Кратковременные,

Продолжительные,

Традиционные.

По видам деятельности различаются:

Формы учебные,

Трудовые,

Спортивные,

Художественной деятельности.

По способу влияния педагога:

Непосредственные,

Опосредованные.

По субъекту организации:

Деятельность организуется педагогами, родителями, другими взрослыми,

Деятельность организуется на основе сотрудничества,

Инициатива в организации деятельности принадлежит детям.

Классификация форм воспитания взаимосвязаны, но в зависимости от выбранного педагога подхода и та же форма может быть отнесена к той или иной классификации.

65. Семейное воспитание. Типичные стили взаимоотношений в семье .

Семейное воспитание (оно же воспитание детей в семье) – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи для достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в чрезвычайном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего вне человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребёнка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь опережает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вынести довольно чёткую зависимость: успешность формирования личности обуславливаются прежде всего его семьёй. Чем лучше семья тем лучше она влияет на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какова семья, таков и выросший в ней ребёнок. Это зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно пообщаться с ребёнком, чтобы понять, в какой семье он воспитывался. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями установить, какие в семье вырастают дети. Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга. Подытоживая эти в общем-то хорошо известные воспитательные функции семьи, приходим к следующим выводам:

Влияние семьи на ребёнка сильнее других воспитательных воздействий. С возрастом оно слабеет, но никогда не утрачиваются полностью.

В семье формируются те качества, которые ни где, кроме как в семье сформированы быть не могут.

Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какова семья – таково общество.

Семья обеспечивает преемственность традиций.

Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

\ 4. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В современной практике семейного воспитания довольно определённо выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям .

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведёт к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношения с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребёнку, в погоне за детской привязанностью путём проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своём стремлении завоевать ребёнка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчётливого, умеющего «подыгрываться» к людям.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.

Понятие принцип воспитания. Характеристика основных принципов воспитания

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Система принципов гуманистической педагогики включает:

    личностный подход;

    сочетание личной и общественной направленности воспи тания;

    связь воспитания с жизнью, трудом;

    опора на положительное в воспитании;

    единство воспитательных воздействий.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Принцип сочетания личной и общественной направленности требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально ориентированного типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель выполняет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. У воспитателя недостает конкретного фактического материала для полноценного воспитания.

Реализуя этот принцип, следует избегать лозунгов, пустых призывов, многословия, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе полезной деятельности, где накапливается ценный опыт поведения и общения. Однако чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная), к которой привлекаются школьники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект. В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию общественно полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальным опытом.

Один из эффективных путей реализации принципа - введение специальных предметов и наполнение соответствующим содержанием всех школьных дисциплин. Надо лишь позаботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и уровню развития учеников. Уже в школе первой ступени дети легко усваивают такие понятия, как «конституция», «власть», «авторитет», «закон», «ответственность», «правительство» и др., если их формирование осуществляется на конкретных примерах, подтверждается практикой и закрепляется.

Принцип связи воспитания с жизнью требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

Чтобы реализовать принцип связи воспитания с жизнью, педагог должен добиться:

    понимания детьми роли труда в жизни общества и каждого человека;

    уважения к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;

    развития способности много и успешно, трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;

    понимания общих основ современного производства;

    сочетания личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбора профессии в соответствии с потребностями общества и своими желаниями;

    бережного отношения к общественному достоянию и природным богатствам.

Требования принципа опоры на положительное в воспита нии просты: педагоги выявляют положительное и, опираясь на хорошее, развивают другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Положительные качества ребенка (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и т.п.). Но детей сплошь «отрицательных», как и «положительных», не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, - посильная и значительная задача воспитания, направленного на облагораживание личности.

Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, будем соблюдать правила реализации принципа:

    Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот - выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо исправлять. Но главное все же - это формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.

    Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т.д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания.

    Опора на положительное имеет еще один аспект: создание положительного воспитательного фона – это и жизнедеятельность воспитанников, и стиль воспитательных отношений. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, - не может не оказывать благоприятного воздействия.

    Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.

П ринцип единства воспитательных воздействий , называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности, требует, чтобы все причастные к воспитанию действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.

    Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т.д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако всегда следует помнить и о других источниках воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.

    Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласно с формулой: по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.

    В практике нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с позицией семьи или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.

    Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время, что обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности. В воспитательной работе нужно опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Воспитатели следят за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителей.

    Способ достижения единства воспитательных воздействий - координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитателям не надо жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию социальными и государственными службами, людьми.

Таким образом, принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика направляет воспитательный процесс в соответствии с принципами личностного подхода; сочетания личной и общественной направленности воспитания; связи воспитания с жизнью, трудом; опоры на положительное в воспитании; единства воспитательных воздействий. и сущность мировоззрения. Основные типы мировоззренческих системРеферат >> Философия

Первоначало Анаксимандр называет апейрон. Основная характеристика апейрона заключается в том... принцип Хомяков выразил в понятии "соборность", ставшим одной из основных категорий... функции искусства, о важности эстетического воспитания . Прекрасное в человеке - ...

  • Характеристика методических принципов физического воспитания

    Контрольная работа >> Физкультура и спорт

    Такие принципы сформулированы применительно к закономерностям обучения (дидактические принципы ) и воспитания в узком смысле этого понятия (принципы педагогических...

  • Характеристика семейных правоотношений. Порядок регистрации брака

    Реферат >> Государство и право

    Регистрации брака». План. Введение Характеристика семейных правоотношений Принципы семейного права Правоспособность и дееспособность... в виду рождение и воспитание детей. Понятие семьи шире понятия брака. Брак - основная предпосылка семьи, ее...

  • Основные принципы воспитания

    Принципы воспитания представляют собой начальные установки, основные ориентиры, которые организуют и упорядочивают систему воспитательной работы. Принципы дают возможность предъявить общие требования к различным областям воспитательной деятельности и придать им единый, целостный характер.

    Принципы воспитания тесно связаны с принципами обучения. Но при этом есть определенные различия, своя специфика у каждой категории, вытекающая из своеобразия процессов воспитания и обучения.

    Основываясь на современных представлениях о воспитании можно выделить следующие основные принципы:

    • единство и взаимосвязь компонентов воспитательной системы;
    • ведущая роль педагога;
    • активная деятельность воспитанников;
    • связь воспитания с реальной жизнью;
    • опора на коллектив;
    • гуманизм;
    • самовоспитание.

    Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

    Принцип единства

    Принцип проявляется в целостности, единстве системы и взаимосвязи всех компонентов, которые образуют воспитательный процесс. Данный принцип формирует требование многостороннего воздействия на личность посредством системы целей, взаимосвязи самовоспитания и воспитания, разнообразия направлений и, соответственно, содержания, необходимости применять комплекс соответствующих воспитательных методов и средств.

    Этот принцип предполагает комплексное применение всех составляющих, воспитательного процесса , а не изолированное. Он требует учитывать все факторы, участвующие в воспитании: учебное заведение, семья, трудовой коллектив, общественность. Во влиянии этих факторов должна быть согласованность.

    Принцип ведущей роли педагога

    Педагог является воплощением единства и целостности воспитательного процесса. Он обеспечивает согласованность его частей, последовательное применение принципов воспитания. Личный пример педагога - это самое эффективное средство воспитательного воздействия. Безусловно, воспитательный процесс предполагает активность самих обучаемых, но организатором данной активности и всего процесса воспитания, его субъектом всегда остается педагог. Поэтому к воспитателю, педагогу предъявляются очень высокие профессиональные требования.

    Еще одна функция этого принципа заключается в недопустимости отступлений педагога от принципов воспитания. Недопустимо побуждение воспитанников к оказанию каких-либо личных услуг, поощрение угодничества, лести, подхалимства, попустительское отношение к одним и предвзятое отношение к другим воспитанникам. Такие нарушения безвозвратно подрывают авторитет педагога и наносят ущерб воспитательной деятельности.

    Принцип активной деятельности

    Принцип организации активной деятельности воспитанников подразумевает сочетание активного руководства педагога с активной деятельностью самих воспитанников.

    Данный принцип основывается на том, что эффективное развитие индивида происходит только в результате его активной собственной деятельности .

    Взаимосвязь воспитания и жизни

    Сегодня принцип взаимосвязи воспитания и реальной жизни истолковывается как оказание помощи индивиду в его всестороннем развитии, жизненном и профессиональном самоопределении.

    Реализации этого принципа способствует создание не только системы государственных учебных заведений, но и частных учебных заведений, в которых люди могут реализовывать свои интересы, не обязательно совпадающие с государственными.

    Принцип гуманизма

    Принцип гуманизма в процессе воспитания основывается, прежде всего, на вере в возможное достижение положительных результатов для каждого ребенка. Без веры сама воспитательная работа лишается своих основных ориентиров.

    Этот принцип основывается на положительных задатках, которые в определенной степени присутствуют у любого человека. Следует выявлять и развивать положительные черты в человеке и с опорой на них решать задачи нравственного, эстетического и умственного воспитания. Опытный педагог, руководствуясь данным принципом, не скупится на добрые слова, даже если это только аванс на будущее. Этим он внушает воспитаннику уверенность в себе и в своем будущем, создает атмосферу взаимного сотрудничества и поддержки.

    Гуманизм не исключает высокой требовательности в воспитании. Только при сочетании уважения, доверия и требовательности возможно эффективное решение задач воспитания.

    Принцип опоры на коллектив

    Эффект воспитания в значительной степени обусловлен воздействием групп в которых проходит процесс воспитания личности. Психологический климат таких групп является существенным фактором процесса воспитания. Этот принцип требует от педагога определять характер группы, регулировать социально-психологический климат в ней.

    Принцип самовоспитания

    Определение 1

    Самовоспитание - это целенаправленная, полностью самостоятельная деятельность, которая ведет к наиболее эффективному развитию, совершенствованию личности.

    Важность этого принципа продиктована изменением в современном социуме роли образования. Его роль сегодня выражается формулировкой: «Образование через всю жизнь», а не «Образование на всю жизнь».

    Данный принцип овладения воспитанниками основных приемов самовоспитания, в частности: самоанализом, саморегуляцией, самооценкой и самоконтролем.

    Замечание 1

    Все перечисленные принципы взаимосвязаны между собой, они определяют целостность и единство воспитания, помогают искать пути повышения эффективности воспитательного процесса.

    Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают идеологию общества, уровень его экономического развития и, в связи с этим, его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Поэтому принципы воспитания определяют: его стратегию и цели, содержание, методы, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

    Общие принципы воспитания : принцип гуманистической направленности, природосообразности, культуросообразности, принцип незавершимости.

    Принципы социального воспитания : принцип вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности.

    Дадим краткую характеристику каждому из общих принципов воспитания.

    Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

    Данный принцип существенно влияет на все аспекты социализации и обеспечивает: успешное освоение позитивных норм и ценностей; эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации; баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем; развитие рефлексии и саморегуляции; формирование чувства собственного достоинства; ответственности и пр.

    Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста. Целями же воспитания должны стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы. Для этого культивируются определенные этические установки по отношению к биосфере, планете, а также обращается внимание на формирование природоохранного и ресурсосберегающего мышления и поведения.

    Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание по принципу культуросообразности имеет целью приобщение человека к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом, выработку разнообразных способов адаптации к изменениям, которые происходят в нем самом и в окружающем мире, и умений находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Проблемой реализации этого принципа является несовпадение, а иногда и существенное расхождение общечеловеческих ценностей культуры и ценностей конкретных этносов. Поэтому условием эффективности воспитания по принципу культуросообразности является нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур.

    Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Каждый возрастной этап развития человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью (а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке есть что-то незавершенное, ибо, находясь в диалогических взаимоотношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно, воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности.

    Теперь рассмотрим более подробно принципы социального воспитания.

    Принцип вариативности социального воспитания определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества.

    Для реализации этого принципа создаются многообразные типы и виды воспитательных организаций, цели и программы деятельности которых, основываясь на общечеловеческих ценностях, учитывают этнические особенности и местные условия. Так создаются новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов.

    Принцип коллективности предполагает, что социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе. Процессы адаптации и обособления предполагают накопление опыта жизни в обществе, а также создание оптимальных условий для позитивного направления процессов самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

    Принцип диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс. Данный принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых. Содержанием этого процесса является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Диалогичность воспитания предполагает сохранение иерархии, которая обусловлена различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует соблюдения правил коммуникативной культуры.

    Принципы воспитания имеют следующие особенности. Во-первых, они обязательны и требуют полного и обязательного воплощения на практике. Во-вторых, принципы воспитания предполагают комплексное, т.е. одновременное, а не поочередное и изолированное их применение на всех этапах воспитательного процесса. В-третьих, все принципы воспитания равнозначны.

    Рассмотрим взгляды некоторых ученых-педагогов на принципы воспитания.

    Так, В.Г. Крысько выделяет такие принципы, как индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании; воспитание в группе и через коллектив; воспитание в процессе деятельности; сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них; опора на положительное в личности и группе; единство согласованности, преемственности в воспитании.

    В.С. Селиванов к принципам воспитания относит целенаправленность, научность, доступность, индивидуальность, связь с жизнью, систематичность, активность, прочность, наглядность.

    П.И. Пидкасистый к принципам воспитания относит ориентацию на ценности и ценностные отношения, принцип субъектности и принцип целостности.

    В целом к принципам организации педагогического процесса относятся: принцип гуманистической направленности; принцип связи с жизнью и производственной практикой; соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу; принцип научности; ориентированность педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; принцип обучения и воспитания детей в коллективе; преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.

    В педагогической науке, кроме того, выделяют принципы управления деятельностью воспитанников : принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; согласованности требований школы, семьи, общественности; сочетания прямых и параллельных педагогических действий; доступности и посильности; учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности; принципы прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

    ГОУ СПО «Кунгурское педагогическое училище»

    Принципы воспитания

    Принципы воспитания, как основные теоретические положения процесса воспитания, и их характеристика. Принципы воспитания в трудах выдающихся педагогов.

    Реферат по педагогике

    Салимова Юриса

    Галиулловича

    2008


    1.Вступление

    2.Специфика принципов воспитания

    3.Общественная направленность воспитания

    4.Опора на положительное

    5.Гуманизация воспитания

    6.Личностный подход

    7.Единство воспитательных действий

    8.Принципы воспитания в трудах А.С. Макаренко

    а)Воспитание в коллективе и труде

    б)Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины

    в)Воспитание детей в семье

    9.Заключение

    10.Список используемой литературы


    Введение

    Принципы воспитания в своём разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием.В жизни существует и содействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни. Педагогом должно учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей.

    Принципы воспитательного процесса (принципы воспита­ния) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспита­тельных задач.


    Специфика принципов воспитания

    Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания:

    1. Обязательность. Принципы воспитания - это не совет не рекомендация; они требуют обязательного и полного во­площения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, ус­траняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принци­пов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию,

    2. Комплексность. Принципы несут в себе требование ком­плексности, предполагающее их одновременное, а не пооче­редное, изолированное применение на всех этапах воспита­тельного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

    3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны» среди них нет глав­ных и второстепенных, таких, что требуют реализации в пер­вую очередь, и таких, осуществление которых можно отло­жить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

    В то же время принципы воспитания - это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководству­ясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов.Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принци­пов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

    Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспи­тания руководствуется следующими принципами:

    Общественная направленность воспитания;

    Связь воспитания с жизнью, трудом

    Опора на положительное в воспитании;

    гуманизация воспитания;

    личностный подход;

    единство воспитательных воздействий.

    Общественная направленность воспитания

    Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному вменению в жизни усвоенных правил» (Г. Сент-Джон). В различные времена содержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, личностную направленность. В отечественной педагогике также неоднократно изменялся. От общего принципиального положения - воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни - сохранилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его статусов, органов власти, формирование гражданских и остальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства. общества и личности реализация принципа затрудняется, ста­новится невозможной. У воспитателя недостает конкретного фактического материала для полноценного воспитания. Шко­ла - не госучреждение, а социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общее и личности. Нарушение этого взаимодействия приводит к застою школы. Школа как общественно-государственный» институт не может жить только на государственном дыхании, рано или поздно общество вновь должно прийти к ней на помощь. Должна быть преодолена отчуждённость общества от школы и школы от общества, изолированность школы от процессов, происходящих в общественной жизни, а также узость и корпоративность профессиональных педагогов. Педагоги должны осознавать себя не монополистами, а лишь уполномоченными народа в деле воспитания.

    Для преодоления процесса огосударствливания школы в развитых странах создана сеть частных (общинных)школ, реализующие цели определённых слоёв общества, которые могут и не совпадать с государственными. И, несмотря на то, что обучение в государственных школах бесплатное, а в частных - платное, большинство населения (от 50 до 80- 85% в различных странах) предпочитает платить за возмож­ность воспитания своих детей на общественно-личностных ценностях. Реализуя принцип общественной направленности воспи­тания, важно добиваться практически-мотивированного взаи­модействия с воспитанниками.

    При этом следует избегать лозунговой педагогики, многословия, ибо воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе (полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения.

    Однако, чтобы деятельность (трудовая, общест­венная, игровая, спортивная), к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельнос­ти. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект.

    В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию разнообразной общественнополезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного просвеще­ния. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.

    К сожалению, опыт эффективного гражданского воспитания у нас утерян, приходится обращаться к своему прошлому, зарубежным воспитательным системам, накопившим немало иного в этой области. «Главная задача школы - воспитание граждан, которые поддерживают государственные институты, уважают законы государства» (Г. Форд, бывший президент США). На достижение этой цели в школы направляются значительные финансовые средства. Президент США Клин тон победил на выборах именно потому, что пообещал избирателям вложить в развитие системы образования в четыре раза больше средств, чем его соперник.

    Один из эффективных путей реализации принципа - введение специальных школьных предметов и наполнение соответствующим содержанием других школьных дисциплин на практику американской школы, например, прочно воплощается преподавание мини-курсов продолжительностью от двух недель до нескольких месяцев, таких, как «Отношения между странами», «Социальные проблемы» и т.п. Для всех классов созданы подготовленные видными специалистами учебные пособия: «Закон и американское общество» (для IX - XI классов), «Выдающиеся процессы Верховного суда» для VII -VIII классов), «Важнейшие статьи Конституции» (для XI клас­са) и многие другие. Издаются тематические серии, состоящие из нескольких учебников: «Закон и город», «Землевладелец и арендатор», «Закон и потребитель», «Бедность и процвета­ние», «Преступление и правосудие» и т.д.

    В американских школах и школах других западных стран очень многое делается для формирования привлекательного образа общества и государства, воспитания положительного отношения к его идеалам и ценностям. Это, в частности, до­стигается внушением юным гражданам выгодных правитель­ству, хотя и не всегда бесспорных идей. «Наша страна не во всем еще достигла совершенства, но это наша Америка и мы ее любим» (учебник для VIII класса); «Несмотря на наши проблемы, большая часть мира считает нас своим лидером» (учебник для VII класса); «Если в наши дни вы поедете от одного побережья страны до другого, то большинство амери­канцев скажут вам, что любой из них имеет полную возмож­ность получить образование, высокооплачиваемую работу и иметь собственный дом» (учебник для VII класса).

    Наши возможности пока скромнее. Однако даже при не­достатке или отсутствии соответствующих пособий процессы происходящие в обществе, дают вполне достаточный материал для осуществления эффективного гражданского воспитания.

    В общественные процессы каждый человек включается раннего детства. Поэтому и гражданское воспитание начинается в юном возрасте. Чувство социальной ответственности разрабатывается несколько позже - в школе второй ступени. Всех этапах формирования социальных качеств надо

    заботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и развитию учеников. Уже в школе первой ступени дети усваивают такие понятия, как «конституция», «власть», «авторитет», «закон», «ответственность», «правительство» и др., если их формирование осуществляется на конкретных примерах, тут же подтверждается практикой и закрепляется. Школа второй и третьей ступени закрепляет, развивает необходимые 1тия, воспитывает убеждения, формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам.

    Актуальная задача - преодоление в ближайшие годы апатии, инертности и социального отчуждения молодежи. Для чего воспитатели должны добиваться ускорения темпов социализации, которые в последние десятилетия снизились. Часть молодых людей не торопится принимать на себя ответственность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собственную. Уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам распространены повсеместно. В этом повинно и общество, не предоставляющее молодым людям надлежащие условия для ускоренного развития, и система воспитания, отводящая молодым людям роль «недорослей», и семья, создающая условия для иждивенчества, долгих поисков своего а в жизни.

    «Не для школы - для жизни» - такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в об­менных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов, воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.

    Школа жизни - лучшая школа воспитания. Поэтому прин­цип связи воспитания с жизнью стал одним из основополага­ющих в подавляющем большинстве воспитательных систем Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и оперативного озна­комления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различ­ным видам общественно полезной деятельности.

    Подростки активно стремятся к взрослости, сама природа дает воспитателям возможность достичь необходимого педа­гогического эффекта. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкие привычки поведения; пластичность его нервной системы по­зволяет достигать высоких результатов при решении всех вос­питательных задач. И. П. Павлов указывал, что жизнедеятель­ность человеческого организма обусловлена влиянием ок­ружающей среды, условиями его существования. Это влияние он назвал «жизненным воспитанием». Такое воспитание - «школу жизни» - проходят все подрастающие поколения. В результате у них накапливается опыт поведения, вырабаты­ваются навыки, необходимые для включения в общественную жизнь.

    В некоторых воспитательных системах связь воспитания с жизнью трактуется суженно как приобщение воспитанников к труду, посильному участию в общественном производстве. Это обедняет процесс воспитания, закрывает пути для полноправ­ного участия детей и подростков в решении важных для любого человека проблем: демократизации общества, соблюдения прав человека, сохранения окружающей среды и многих других. Общественно полезный труд - это одно из важнейших средств социализации личности, включения ее в систему общественных отношений.

    Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

    Понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;

    Уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;

    Развитие способности много и успешно трудиться, жела­ния добросовестно и творчески работать на пользу об­щества и свою собственную пользу;

    Понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овла­девать общей культурой и основами научной организа­ции труда;

    Сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задача­ми общества и хозяйственными потребностями;

    Бережное отношение к общественному достоянию и при­родным богатствам, стремление приумножать своим тру­дом общественную собственность;

    Нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйствен­ности, безответственности, нарушениям трудовой дис­циплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварско­му отношению к природным богатствам. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом осуществля­ется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные сто­роны проявления этого принципа:

    1. Следует преодолевать абстрактность и догматизм в соци­альном и трудовом воспитании школьников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности. Нужно иметь прог­рамму осуществления требований принципа на уроках и во внеклассной воспитательной работе, соблюдать постепенность в его реализации.

    2. Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объясняет каждому воспитаннику, что его главный вклад в обществен­ное производство - учебный труд, помощь дома и в школе.

    Не надо препятствовать желанию подростков и юношей объединяться в производственные кооперативы, хозрасчетные бригады, подрабатывать во время каникул.

    3. Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе ребенка. Воспитатель, не учитывающий это, нарушает и сдерживает процесс социализа­ции личности.

    4. Реализация принципа требует широкого использования на уроках и во внеклассной воспитательной работе местного краеведческого материала.

    5. Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести ответствен­ность за принятые решения, у них быстрее и успешнее форми­руются гражданские качества.

    6. Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновле­ния содержания, организации и методики воспитания в соот­ветствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны.

    7. Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям обществу, чтобы он приносил удовлетворение.

    Опора на положительное

    Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов. Такие простые и емкие советы вос­питателям можно встретить в старинных педагогических ру­ководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги должны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

    Философская основа этого принципа - известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными(неумением держать слово, лживостью, ленью и т. п.). Сплошь отрицательных», как и стопроцентно «положительных» людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше поло­жительного и меньше отрицательного, - задача воспитания, направленного на облагораживание личности.

    Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приноси­ла быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.

    В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересо­ванное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают поло­жительные результаты.

    Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот - выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуж­дать и исправлять. Но главное все же - это формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.

    Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае - задача воспитателя.

    Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитатель­ного фона. Сюда относится жизнедеятельность воспитанни­ков и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (вы­ражение К. Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведении. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благо­приятного воздействия.

    Гуманизация воспитания

    К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип - гумани­зации. Он требует: 1) гуманного отношения к личности воспи­танника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных тре­бований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

    5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

    7) ненасильственного формирования требуемых качеств;

    8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, рели­гиозным и др.).

    Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит:

    «Все люди рождаются свободными и равными в своем до­стоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними.

    Личностный подход

    Во всех педагогических руководствах подчеркивается зна­чение двух принципов: учета возрастных особенностей воспи­танников и осуществления воспитания на основе индивиду­ального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных ха­рактеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Пос­ледние выражают очень важные для воспитания характерис­тики - направленность личности, ее ценностные ориента­ции, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взя­тый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изоли­рованно от названных ведущих качеств, не обеспечивают до­статочных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жиз­ненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

    Принцип личностного подхода в воспитании требует, что­бы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индиви­дуальные особенности темперамента, черты характера, взгля­ды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагнос­тировать и знал реальный уровень сформированное™ таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к по­сильной для него и все усложняющейся по трудности воспита­тельной деятельности, обеспечивающей прогрессивное разви­тие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на соб­ственную активность личности; 6) сочетал воспитание с само­воспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколь­ко умело организовывал и направлял ведущую к успеху дея­тельность.

    Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обя­зывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

    При личностном подходе учет возрастных и индивидуаль­ных особенностей приобретает новую направленность. Диаг­ностируются потенциальные возможности, ближайшие пер­спективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств - в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочно подчиняется его авто­ритету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, при­учать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в об­ществе. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы пе­дагогом. Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают высокие нравственные идеалы, чувство ответствен­ности. Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возмож­ностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за умень­шения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости синзетивных периодов.

    В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамен­та, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

    Учитывая возросший уровень знаний современных школь­ников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специ­альности, но и в области политики, искусства, общей культуры,

    должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

    Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте, требуют действовать с опере­жением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы я формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, 1то намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полу-достигнутым.

    Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных качеств - направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

    Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индиви­дуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нель­зя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

    Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

    Единство воспитательных воздействий

    Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений требует, чтобы все лица, организации, общественные институты причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявлял] воспитанникам согласованные требования, шли рука об рук) помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воз действие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам -Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рас считывать трудно. Воспитанник при этом испытывает, огромны психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузи сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние и личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

    Правила реализации принципа помогают воспитателям ох­ватить все стороны воспитательного взаимодействия.

    1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных орга­низаций, ученического коллектива и т.д. Среди этих много­образных влияний немалая роль принадлежит классному кол­лективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воз­действия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.

    2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздейст­вий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители зна­ют значительно лучше воспитателей, никакими другими педа­гогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласно с формулой - по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.

    Проверенное средство связи школы с семьей - дневник школьника. Педагогически правильное ведение этого доку­мента позволяет эффективно координировать усилия родите­лей и учителей. Сейчас в некоторых школах отказались от дневников, в других учителя не обращают внимание на то, что ребята ведут дневники неряшливо. Но ведь пока нет лучшего средства оперативной связи - индивидуальные компьютер­ные карточки, используемые в западных школах, вряд ли скоро придут в нашу школу. Поэтому нужно, наоборот, повысить роль дневника, сделав его главным оперативным документом, отражающим текущую жизнь школьника.

    3. Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.

    4. В практике воспитания нередко возникают конфликтные

    ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи, или, напротив, семья отрицательно относится к тре­бованиям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию.

    Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.

    5. Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллек­тива, общественных организаций, критикует поступки и дей­ствия других воспитателей и т.п.

    Все это не может не отра­жаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности. Поэтому воспитателям надо всегда помнить о необ­ходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.

    6. Практическая реализация этого принципа требует созда­ния единой системы воспитания, как на занятиях, так и во внеучебное время. Систематичность процесса воспитания обес­печивается соблюдением преемственности и последователь­ности в формировании черт личности.

    В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Воспита­тели следят за соблюдением этого требования в семье, кон­сультируя родителей.

    7. Способ достижения единства воспитательных воздейст­вий - координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитатели, класс­ные руководители не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к вос­питанию людьми: работниками молодежных и спортивных организаций, творческих союзов.

    А.С. Макаренко Воспитание в коллективе и в труде.

    Вопрос о воспи­тании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, ко­ренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.

    Большая заслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспита­ние в коллективе и через коллектив - это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю пе­дагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

    «Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста»,- говорит Макаренко в статье «Некоторые выводы из моего педагогического опыта». Воспитание в коллективе и че­рез коллектив он подробно освещает в художественно-педагогиче­ских и теоретических произведениях.«Марксизм учит нас,-, писал он,- что нельзя рассматривать личность вне общества, вне кол­лектива».

    Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полно­мочий и ответственности, определенным соотношением и взаимо­зависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив - часть советского общества: «через коллектив каждый его член входит в общество».

    «Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,- писал Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе».

    Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность, Это положение он назвал « Принципом параллельного действия».В этом принципе реализуется требование коллектива – «один за всех и все за одного». «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

    Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива».Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего.Развитие коллектива останаваливается. Коллектив всегда должен жить напряжённой жизнью, стремление к определённой цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость… Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то, и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе.Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных» – писал Макаренко в «Педагогической поэме».

    Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперёд.

    Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определённой целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даёт глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать своё руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.

    Такова в кратких словах сущность «системы перспективных линий» А.С. Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников уверенность в их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность и побуждает весь коллектив стремиться к новым достижениям.

    Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Эта сто­рона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т. п.) и во всей структуре и деятельности коллективов колонии имели Горь­кого и коммуны имени Дзержинского.

    Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он го­ворил: «Правильное советское воспитание невозможно себе пред­ставить как воспитание нетрудовое… В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

    Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Со­ветской стране труд должен быть творческим, радостным, созна­тельным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

    Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно раз­вивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских.

    Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники(старшего возраста) обучались в средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда. В процессе трудовой деятельности детей, говорил Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к ма­териалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переклю­чать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

    Большого внимания заслуживают указания Макаренко о тру­довом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети мо­гут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, произ­водить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок се­мейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.

    Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины.

    В «Лекциях о воспитании детей» Мака­ренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не

    ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициа­тивой и творческой волей».

    Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кон­чая социалистической Родиной. Он должен обладать чувством че­сти, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.

    Воспитание чувства долга, чести и дисциплины подчинено за­дачам социалистического строительства. Макаренко умел разви­вать у своих воспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины.

    В статье, озаглавленной «Воля, мужество, целеустремлен­ность», Макаренко писал: «Коммунистическую волю, коммунисти­ческое мужество, коммунистическую целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе». Он упраж­нял своих воспитанников в выносливости и выдержке. В колонии имени Горького воспитанники приучались легко переносить не­удобства и трудности. У них возник и получил всеобщее признание лозунг «Не хныкать, не пищать», всегда быть бодрым и мужест­венным.

    В буржуазной педагогике под влиянием Гербарта установилось ограниченное понимание дисциплины - только как дисциплины послушания. Она обычно ограничивалась отрицательными требо­ваниями: «не шали», «не ленись», «не опаздывай» и т. д. Подоб­ному пониманию дисциплины Макаренко противопоставляет свое требование активной дисциплины, или, как он выражается, «дис­циплины борьбы и преодоления». «В советском обществе,-гово­рил он,-дисциплинированным человеком мы имеем Право назы­вать только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности». Та­ким образом, дисциплина в понимании Макаренко-это не толь­ко дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, актив­ности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.

    Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. «У наших школьников иногда бывает еще дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления», - писал Антон Семенович. Он указывал, что шко­ла умеет, пожалуй, бороться с дезорганизаторами, но «такие типы характеров, как «тихони», «иисусики», накопители, приспособлен­цы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы… А на са­мом деле именно эти характеры вырастают в людей вредо­носных...»

    Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил: «Дисциплина-это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счете при­нимает форму дисциплины. Дисциплина- это глубоко политичес­кое явление, это то, что можно назвать самочувствием граждани­на Советского Союза». Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макарен­ко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что ре­жим является важным средством воспитания. В лекции «Дисцип­лина, режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом прояв­ляется его натура». Макаренко возражает против этого и требует:

    дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глу­боко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблю­даться.

    Отвергая неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории «свободного воспитания», будто «наказание воспитывает раба», Макаренко указывал, что, применяя наказа­ния, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные нака­зания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Ма­каренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми, про­буждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы коллектив признавал спра­ведливость этих наказаний. Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений.

    Воспитание детей в семье.

    А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, заняв­шихся разработкой этой важной проблемы.

    Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко счи­тал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая дея­тельность.

    Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспита­ние. Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ре­бенок - член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к бу­дущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятель­ности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботли­вость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность. Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни де­тей он отводил эстетическому воспитанию.


    Заключение.

    А. С. Макаренко-педагог-новатор, обогативший русскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и прие­мами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагоги­кой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспита­ние и др.).

    Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принци­пы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельнос­ти была преданность Родине и Педагогическим принципам.


    Список используемой литературы:

    1. И.П. Подласый «Педагогика» Москва,1996

    2. А.С. Макаренко «О воспитании» Москва,1988

    3. Б.Т. Лигачёв «Педагогика.Курс лекций» Москва,1996

    4. Константинов «История Педагогики»



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!