Приказ о проведении деловой игры по экологии. Деловая игра для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ

Игра - конкурс «ЗЕЛЕНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Природа способна увлечь любого человека. Особенно велика тяга к природе у подростков. Их пленит загадочность и таинствен­ность леса, спокойствие и размеренность водной глади. Любые про­гулки и экскурсии в при­роду, рыбалки, походы воспринимаются подрос­тками как праздник, ко­торый, к сожалению, очень редок в нынешней учебно-воспитательной работе. Потребности студентов в общении с природой не могут быть удовлетворены за счет учебного процесса. Предлагае­мая игра, поможет разрешить эту проблему, а также систематизировать у подростков разо­бщенные знания о взаимоотношениях человека и природы.

Особенности и педагогические возможности игры

Это командное состязание, составленное из игровых конкурсов экологической тематики. В игре принимают участие 2-4 команды из студентов 1 курса. Конкурсы требуют от играющих особой собранности, быстрой реакции, артистичности, коллекти­вного сотрудничества и творчества, индивидуальной изо­бретательности и оригинальности.

В игре недостаточно владеть элементарными экологичес­кими знаниями. Очень важно уметь ориентироваться в определенных экологических ситуациях, аргументировано отстаивать свою точку зрения, убеждать других.

Игра носит познавательный и диагностический характер. С ее помощью преподавтель может получить информацию об уровне сформированности экологической культуры под­ростков и спроецировать ее дальнейшее развитие.

Игра положительно влияет на формирование целостного восприятия природы как исторически сложившейся слож­ной экосистемы, развитие которой ставится во все большую зависимость от человека. Игра позволяет студентам сосредоточиться на осознании необходимости чуткого, бе­режного и ответственного отношения ко всем природным комплексам - воде, воздуху, почве, видовому разнообразию живых организмов, в том числе и человеку. Она развивает чувство эмоциональной отзывчивости на состояние природной среды как среды жизни, чувство личной причастности и заинтересованности в ее чистоте, что позволяет пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с живой природой. Игра направлена на пробуждение и поддержание интереса к познанию природы, к усвоению закономерностей ее построения и развития. Студенты, включенные в игру, выступают в роли проводников экологических знаний по отношению к зрителям.

Подготовка к игре

Начинается игра с разработки организатором игры пакета заданий-конкурсов, организует деятельность вспомогательных служб, например пресс-центра «Эко» и т.п., помогает формировать игровые команды, составляет сценарий игры, продумывает технику подведения результатов соревнований, оговаривает состав жюри.

Команды, готовясь к игре, оформляют эмблемы и отличительные знаки в соответствии с выбранным назва­нием. Кроме того, каждая команда по правилам игры должна представить «экзаменационную работу» - экологический плакат.

Игровой материал

Для игры потребуются:

    пакеты с заданиями для коллективной работы. В каждом пакете должны находиться: кроссворд, набор пословиц, рисунки с изображениями растений, рассказ-небылица, тест, карточки для конкурсов, чистый лист бумаги для записей.

    «табель успеваемости» - табло дл выставления оценок, на котором расчертить 5 квадратов-«курсов» с указанием номеров.

    столы для работы команд и аттестационной комиссии, места для зрителей и экоцентра.

План мероприятия.

Цель урока: получить информацию об уровне сформированности экологической культуры студентов и спроецировать ее дальнейшее развитие, сформировать у студентов знания о природе как исторически сложившейся слож­ной экосистемы, развитие которой ставится во все большую зависимость от человека.

Задачи:

Образовательные:

а) студенты должны знать:

Основные экологические понятия и определения;

Взаимосвязи между живыми организмами;

Значение природы и ее компонентов в жизни человека;

Основные мероприятия, направленные на сохранение биологического разнообразия, среды обитания живых организмов.

б) иметь представление о влиянии деятельности человека на процессы, происходящие в природе.

Развивающие:

а) уметь ориентироваться в определенных экологических ситуациях, аргументировано отстаивать свою точку зрения, убеждать других;

б) развитие собранности, быстрой реакции, артистичности, коллекти­вного сотрудничества и творчества, индивидуальной изо­бретательности и оригинальности.

Воспитывающие:

а) осознание необходимости чуткого, бе­режного и ответственного отношения ко всем природным комплексам - воде, воздуху, почве, видовому разнообразию живых организмов, в том числе и человеку.

б) развитие чувства эмоциональной отзывчивости на состояние природной среды как среды жизни, чувства личной причастности и заинтересованности в ее чистоте, что позволяет пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с живой природой;

в) пробуждение и поддержание интереса к познанию природы, к усвоению закономерностей ее построения и развития.

Оборудование:

1. кодоскоп

2. табло оценок – табель успеваемости

3. пакеты с заданиями для коллективной работы. В каждом пакете должны находиться: кроссворд, набор пословиц, рисунки с изображениями растений, рассказ-небылица, тест «Воздействие человека на окружающую среду», карточка для конкурса «Найти пару», чистый лист бумаги для записей.

4. сообщения для экоцентра

5. столы для работы команд, жюри, места для зрителей и экоцентра.

1. Организационный момент:

Приветствие

Сообщение правил игры

Представление жюри

Правила игры

В результате игры студенты заканчивают экологический колледж, выполняя задания каждого конкурса, они переходят с курса на курс. Каждый курс содержит по 2 конкурса – задания.

В программу первого курса входит знакомство с экологией. В программе второго курса - «народная экология». На третьем курсе играющим предстоит «разго­вор» о многообра­зии жизненных форм природы и взаимоотношений между ними. Вопросы практической экологии заложены в про­грамму четвертого курса. Пятый курс колледжа - выпускной. По окончании колледжа подрост­кам предстоит сдать экзамен - представить и защитить плакат экологического содержания.

На каждый конкурс отводиться 3 – 5 минут.

Оценки выставляются жюри по пятибалльной системе. Они заносятся членами аттестационной комиссии в «табель успеваемости» после окончания каждого курса колледжа. По общим результатам «обучения» называется команда, которая показала самый высокий уровень знаний.

2. Поэтапное проведение игры

По приглашению ведущего игры (он же является ор­ганизатором всех конкурсов) в подготовленную аудиторию при­глашаются играющие, зрители, члены аттестационной комиссии и экоцентра и занимают отведенные им места. Ведущий знакомит присутствующих с правилами игры и представляет ее участников. Игра начинается.

1 курс.

1 конкурс. «Азбука экологии»

Командам предлагается разгадать кроссворд и ключевое слово.

1

5. Воздушная оболочка Земли.

2 конкурс. «Уход за огородными культурами».

Каждому из нас приходиться в жизни встречаться с природными закономерностями, которые изучает экология. Это и уход за комнатными растениями и за огородными культурами.

Командам предлагается рассказ – небылица барона Мюнхгаузена, в котором необходимо исправит ошибки.

«Летом я жил в деревне у своего дяди. На его большом огороде работы хватало всем. Утром набрать воду, в обед полить грядки, вечером прополоть. Дядя часто приговаривал: «Лучше один раз полить, чем два раза почву рыхлить». Каждый день приходилось обрывать цветки пустоцветы у огурцов, окучивать лук, пасынковать морковь, подвязывать усы у земляники, прореживать помидоры».

Информация экоцентра. Термин «экология» (перевод наука о доме) впервые был введен в науку в 1866 году Эрнстом Геккелем. Долгое время она развивалась, как составная часть биологической науки. В настоящее время в эпоху нарастающего экологического кризиса экология развивается все нарастающими темпами, превращаясь в самостоятельную науку. Современная экология развивается по следующим направлениям: биоэкология, экология ландшафтов, экология человека, социальная экология, практическая экология: охрана природы, рациональное природопользование.

2 курс.

3 конкурс. «Народная экология»

Народная экология сложилась благодаря длительным наблюдениям человека за взаимоотношениями растений животных и условий их жизни. Появились многочисленные экологические пословицы и поговорки. Вот, например, такая: «Что посеешь, то и пожнешь».

Командам предлагается взять из своего пакета народные изречения, разбитые на две смысловые части, каждая из которых написании на отдельном листе. Команды соревнуются на скорость сбора карточек в строго отведенное для этого время.

Народные изречения:

Много снега – много хлеба.

4 конкурс. «Зеленая аптека».

Человек часто при лечении болезней обращается к народной медицине, к лекарственным растениям. Командам предлагается задание: в наборе рисунков растений выбрать лекарственные и рассказать об их целебных свойствах.

Ромашка

Черемуха – вяжущее действие.

Подорожник

Мать-и-мачеха

Брусника

Облепиха

Информация экоцентра. Лечение травами человек использует с давних пор. Оно называется фитотерапией. Человечеству известно более 3000 видов лекарственных растений. Встречаются такие растения и на Кольском полуострове. Это калган, родиола розовая (золотой корень), береза (почки и листья), мать-и-мачеха, брусника, толокнянка (медвежье ушко), черника, тысячелистник, пижма и другие.

3 курс.

5 конкурс. «Найти пару».

Для каждого типа экологических взаимоотношений между живыми организмами подобрать пару.

1. Комменсализм (нахлебничество)

2. Комменсализм (квартиранство)

3. Аменсализм

5. Мутуализм (симбиоз)

6. Протокооперация.

7. Конкуренция

8. Хищничество.

А) Пчелы - луговые травы.

Б) Акула - рыбы-прилипалы.

В) Волк - олень.

Г) Человек - бактерии кишечной палочки

Д) Бобовые растения - клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

Е) Лианы - деревья, растущие в тропическом лесу.

Ж) Пенициллиновые плесневые грибы - бактерии.

З) Волки в стае.

6 конкурс. «Человек и окружающая среда»

Человек своей деятельностью часто губительно воздействует на природу. Заводы, фабрики, транспорт, города являются причинами обострившихся экологических проблем.

Командам предлагается выполнить тест «Воздействие человека на окружающую среду».

1. Основным источником возникновения парникового эффекта является:

А) топливная промышленность

В) химическая промышленность

Г) сельское хозяйство.

2. Причиной разрушения озонового является увеличение концентрации в атмосфере:

Б) сернистого газа Г) метана

3. Причиной возникновения кислотных осадков является увеличение концентрации в атмосфере:

А) углекислого газа В) фреонов

Б) сернистого газа Г) метана

4. Одним из последствий загрязнения водоема нефтью и нефтепродуктами является:

А) заболачивание водоема

Б) нарушение газообмена

В) затруднение проникновения солнечного света

Г) рост сине-зеленых водорослей.

5. Причиной возникновения парникового эффекта является увеличение концентрации в атмосфере: А) углекислого газа В) фреонов

Б) сернистого газа Г) метана

6. Впервые озоновая дыра была замечена над:

А) Антарктидой В) Европой

Б) Африкой Г) Северным Ледовитым океаном.

7. Причиной закисления водоема является:

А) нефтяное загрязнение

Б) промышленные выбросы, содержащие сернистый газ

В) промышленные выбросы, содержащие углекислый газ

Г) смыв с полей минеральных удобрений.

8. Основным источником образования кислотных дождей является:

А) топливная промышленность

Б) металлургическая промышленность

В) лесные пожары

Г) сельское хозяйство.

9. Причиной снижения прозрачности воздуха является увеличение концентрации в атмосфере:

А) углекислого газа В) фреонов

Б) сернистого газа Г) пыли

10. Смыв с полей минеральных удобрений приводит к:

А) заболачиванию водоема

Б) затруднению фотосинтеза водных растений

В) закислению водоема

Г) загрязнению ионами тяжелых металлов.

Информация экоцентра. О чистоте воды, воздуха, почв можно судить с помощью живых организмов – экологических индикаторов. Массовое размножение мотыля, личинок комаров, красных дафний указывает на сильное загрязнение водоема. Если в водоеме пропали раки, значит происходит закисление водоема. Индикаторами чистоты водоема из растений являются кувшинки, кубышки, ольхи черная и ива.

Индикаторами чистоты воздуха являются эпифитные лишайники, которые растут только в экологически чистых условиях. При концентрации сернистого газа в воздухе близкой к ПДК у хвойных растений наблюдается пожелтение хвои.

Индикаторами кислых почв являются хвощи, мокрица.

4 курс.

7 конкурс. «Охрана природы»

Какой бы вы хотели видеть окружающую вас природную среду? Вероятно, чистый воздух и чистая вода, плодородная земля, богатый животный и растительный мир, отсутствие опасных загрязняющих веществ. А какова реальная ситуация? Как ее изменить?

Командам предлагается задание: назвать основные мероприятия по охране растений и животных. Команды начинают называть мероприятия по очереди. Побеждает та команда, которая назвала больше мероприятий.

Информация экоцентра . Для охраны растений и животных создаются особо охраняемые природные территории, такие как заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. В Мурманской области организовано 3 заповедника:

Лапландский государственный биосферный заповедник. Он был организован в 1930 году для сохранения популяции северного оленя и расположен в центре Кольского полуострова.

Кандалакшский государственный заповедник. Он был организован в 1932 году для сохранения популяции птицы гаги. Его территория охватывает Баренцево и Белое

Заповедник «Пасвик». Он был организован в 1992 году для сохранения водно-болотных угодий реки Паз, водоплавающих птиц, а так же популяции лося на северном пределе ареала.

8 конкурс. «Человек и его здоровье»

По оценкам ученых, здоровье человека на 10% зависит от развития медицины, на 20% от наследственности, на 20% от состояния окружающей среды и на 50% от индивидуального образа жизни. Командам было заранее предложено творческое задание – написать письмо курильщику.

5 курс.

9 конкурс. «Защита экологического плаката».

Игрокам предстоит состязание – конкурс плаката. Студенты поясняют свой творческий замысел, дают обоснование выбранной темы, подчеркивают ее актуальность и практическое значение.

3. Подведение итогов игры. По общим результатам «обучения» называется команда, которая показала самый высокий уровень знаний.

Ответы

Конкурс «Азбука экологии»

2 Г

К

3 Б

О

4 А

Л

5 А

О

7 А

И

8 П

Я

1. Сообщество живых организмов и среды их обитания, составляющее единое целое на основе устойчивого взаимодействия между элементами живой и неживой природы.

2. Ученый, который впервые ввел в науку определение экологии.

3. Оболочка земли, где существуют живые организмы.

4. Территория, занимаемая особями одного вида.

5. Воздушная оболочка Земли.

6. Живые организмы, обитающие в воде.

7. Способность организмов приспосабливаться к новым условиям окружающей среды.

8. Совокупность особей одного вида, занимающих определенное пространство

Конкурс «Уход за огородными культурами».

Командам предлагается рассказ – небылица барона Мюнхгаузена, в котором необходимо исправит ошибки.

«Летом я жил в деревне у своего дяди. На его большом огороде работы хватало всем. Набрать воду вечером или утром , полить грядки вечером или утром , прополоть вечером или утром . Дядя часто приговаривал: «Лучше один раз рыхлить , чем два раза полить почву». Каждый день приходилось окучивать картошку , пасынковать помидоры , подвязывать огурцы , прореживать морковь ».

Конкурс «Народная экология»

Народные изречения:

Первый туман лета – верная грибная примета.

Май холодный – год плодородный.

Весной пролежишь – зимой с сумой побежишь.

Весенний день – год кормит.

Много снега – много хлеба.

Коль в мае дождь – будет и рожь.

Конкурс «Зеленая аптека».

Командам предложены лекарственные растения:

Ромашка – антисептическое, противовоспалительное, вяжущее, желчегонное, потогонное, обезболивающее, противоаллергическое, успокоительное средство.

Черемуха – вяжущее действие.

Подорожник – ранозаживляющее, противовоспалительное, отхаркивающее действие.

Мать - и –мачеха - потогонное, смягчающее, дезинфицирующее, противовоспалительное средство. Применяют для укрепления волос и удаления перхоти.

Брусника – вяжущее, желчегонное, дезинфицирующее действие. Ценный диетический продукт. Применяют при гастрите, диабете, воспалении почек, мочевого пузыря.

Облепиха – дезинфицирующее и ранозаживляющее средство. Применяют при лечении ожогов, различных ран и язв.

Конкурс «Найти пару».

Цель: повышение профессионализма педагогов в осуществлении экологического
образования дошкольников; способствовать приобретению ими опыта коллективной
работы.
Задачи:
­ Расширение представлений педагогов о возможных методах и приемах,
используемых в работе с детьми по экологическому образованию;
­ Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам экологии (явления
живой и неживой природы, растения, животные);
­ Развивать познавательный интерес у педагогов;
Вступительное слово:
Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим
направлением педагогики детства. Почему? Во­первых, экологически грамотное
поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на
планете Земля. Во­вторых, в процессе познания природы у детей вырабатывается
способность творчески мыслить, обостряется восприятие, воображение, появляется
желание приобретать новые знания. Любознательность и познавательный интерес
являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни,
природе. Основное условие их развития – широкое ознакомление детей с явлениями
окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения
к ним. Экология – наука об отношении растительных и животных организмов друг к
другу и к окружающей их среде.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных
способов взаимодействия детей с природой. Его результатом должно быть не только
не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной
отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать
природу. Человек, невидящий красоту природы, хуже, чем слепой: у него слепота
души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или
мужества.
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее
язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства
– в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне велик. Надо стараться
пробудить в детях, прежде всего. Интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за
явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А.
Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и
вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике
солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, ­ для этого надо
бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».
1 часть. Разминка.
1. Что означает термин “экология”?
2. Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашем городе?
3. В чем основная сущность экологического воспитания детей? Почему им надо
заниматься с дошкольного возраста?

4. Каково влияние экологии на здоровье детей?
5. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к
природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?
6. Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
7. В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать
охране природы?
8. Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в ДОУ.
9. Перечислите классиков русской и зарубежной литературы, воспевавших природу в
своих произведениях.
10.Перечислите известные вам пословицы и поговорки о природе.
11.Вспомните и кратко перечислите народные приметы о природе.
2 часть. Игра «Эти забавные животные»
Книга рекордов природы.
1. Самый длинный язык у….(хамелеона)
2. Самые умные животные … (дельфины)
3. Самое сильное обоняние у …(бабочки)
4. Больше всего глаз у … (мухи, стрекозы)
5. Лучше всех слышит … (сова)
6. Быстрее всех летает … (стриж)
7. Самый зоркий … (беркут)
8. Чемпионы по долгожительству … (черепахи)
9. Самые зубастые … (акулы)
10.Чемпион по глотанию… (удав)
Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.
1. Пескарь – живет в песке
2. Линь – линяет, меняет цвет с желтого на розовый
3. Синица – поет «зинь – зинь»
4. Кулик – кричит «куик»
5. Стрекоза ­ стрекочет
6. Щегол – денди, щеголь
7. Козодой – так и вьется вкруг пасущихся стад
8. Слепень – кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь.
9. Волк – тащит добычу волоком
10.Насекомое – насечки на туловище
3 часть: «Экологический уголок»
Расставьте по значимости (с помощью цифр) приведенные ниже принципы
создания экологического уголка в группе (на первое место поставьте самое
актуальное, на Ваш взгляд положение):
растений и животных;
камней, раковин и т.д.);
представителей живой природы,
обеспечение

Ядовитых растений, отсутствие
опасных видов животных, насекомых);
­ обеспечение для детей возможности
­ обеспечение для детей возможности
природы.
4 часть. Блиц – конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду»
По каким приметам в поведении животных и растений можно предсказать
погоду? Выигрывает команда, назвавшая больше всех примет. За каждый правильный
ответ – 1 балл.
­ Паук усиленно плетет паутину – к сухой погоде;
­ Уж на дороге греется – перед дождем;
­ Стрижи низко летают – дождь предвещают;
­ За сутки до оттепели мыши выходят из­ под подстилки на снег;
­ Собака катается по земле, мало ест и много спит – к вьюге;
­ Когда цветет черемуха – всегда жди холодов;
­ Если к утру трава сухая – к вечеру ожидай дождя;
­ Цветы перед дождем пахнут сильнее;
­ Из березы течет много сока – к дождливому лету;
­ С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – к хорошей
погоде;
5 часть. Решение педагогических ситуаций.
Ситуации задаются всему коллективу.


занята собственными мыслями.













узнаем ее название».


6 часть. Музыкальный калейдоскоп.
Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет
песни, в которых они присутствуют:
∙ Ромашки, лес
∙ птицы, вода
∙ береза, сопки
7 часть. Экспресс­вопросы.
Вопросы быстро задаются по очереди каждой команде, ответы должны быть
также моментальными:
1. Зачем белке длинный и пушистый хвост?
2. Какая ветка не растет на дереве?
3. Каким гребнем голову не расчешешь?
4. Может ли страус назвать себя птицей?
5. Чем заканчивается день и ночь?
6. У кого уши на ногах?
Подведение итогов игры.
От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит
многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе
должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что
любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что
можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным
слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с
родителями являемся первыми проводниками детей в природу.
Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях
приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их природоохранной
деятельности, проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и
привлекая к работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию
ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе. А это в свою
очередь способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности.
Список литературы:
1.Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и
методы.­ М.: ТЦ Сфера, 2008.
2.Бушнева И. М. и другие. Педагогические советы. ­ Волгоград: Учитель,
2010.Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию
дошкольников//Дошкольное воспитание№7­ с.58­63
3.Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.От рождения до школы.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ­ М.:
Мозаика ­ Синтез,2012.

4.Горбатенко О. Ф.. Система экологического воспитания в дошкольных
образовательных учреждениях. ­ Волгоград: Учитель, 2008.
5.Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика
экологичесукого воспитания дошкольников.­СПб.:Детство­Пресс,2003.
6.Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации
в детском саду ­ М.: Мозаика – Синтез, 2004.
7.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Книга
для воспитателей. ­ М.: Просвещение, 2004 Рыжова Н. А.Программа «Наш дом­
природа»­М.: «Карапуз­Дидактика»,2005.
8.Рыжова Н. А.Экологическое образование в детском саду. ­ М.: Карапуз, 2001.
9.Соломенкова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа
и методические рекомендации.­3­е изд., испр. и доп. ­ М.: Мозаика ­ Синтез, 2008.
10.Соломенкова О. А.Основные и дополнительные программы дошкольных
образовательных учреждений: метод. пособие. ­ М.: Айрис­пресс, 2007
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 31 «Теремок»
Деловая игра для воспитателей ДОУ
«Экология рядом с нами»

Подготовила и провела:
воспитатель 2 старшей группы

Лукаш Ю.П.
г. Гуково
2017 год
1. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и
громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была
занята собственными мыслями.
– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
– Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать, сломав молодую ветку смородины,
хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: – Кому нужны твои хлопоты, это же
просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
2. Вы вышли с ребенком на улицу. После ярких солнечных дней стало пасмурно и
ветрено. «Опять погода испортилась», ­ подумаете вы. А что скажите ребенку? О чем
вы будете с ним разговаривать?
3. Прогулка по лугу дарит возможность увидеть множество полевых цветов,
порою очень редких. Вам повстречались синеглазые колокольчики. Их так много, что
луг, будто тихонечко звенит от их покачивающихся головок. Рука ребенка тянется
сорвать цветок, другой. Какими будут ваши действия?
4. Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с
оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну
внимательно рассмотреть ее и запомнить внешний вид: «Дома мы посмотрим в книге и
узнаем ее название».
Правильно ли поступила мама? Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы
ребенка? Чему способствовала мама постановкой такой задачи?
­ наличие как можно большего числа видов
растений и животных;

­ наличие объектов неживой природы (почвы,
камней, раковин и т.д.);
­ обеспечение комфортных условий для всех

необходимой им среды обитания и ухода;
­ безопасность (отсутствие или недоступность

животных, насекомых);
­ обеспечение для детей возможности
ухаживать за растениями и животными;
­ обеспечение для детей возможности
наблюдать за объектами живой природы;
­ обеспечение для детей возможности
экспериментировать с объектами неживой
природы.
­ наличие как можно большего числа видов
растений и животных;
­ наличие объектов неживой природы (почвы,
камней, раковин и т.д.);

­ обеспечение комфортных условий для всех
представителей живой природы, обеспечение
необходимой им среды обитания и ухода;
­ безопасность (отсутствие или недоступность
ядовитых растений, отсутствие опасных видов
животных, насекомых);
­ обеспечение для детей возможности
ухаживать за растениями и животными;
­ обеспечение для детей возможности
наблюдать за объектами живой природы;
­ обеспечение для детей возможности
экспериментировать с объектами неживой
природы.

Методическая разработка по экологии «Экология и дети». Деловая игра для воспитателей ДОО

Цель :

Закрепить знания педагогов по теме экологического воспитания .

Познакомить с некоторыми формами работы с детьми в условиях ДОУ.

Сплочение педагогического коллектива, установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде.

Оборудование :

карточки с изображениями птиц, животных, кроссворды, маркеры. мяч, жетоны, медали, дипломы.

Правила игры:

Итоги игры подводятся подсчётом фишек, игроки команды, набравшей наибольшее количество - являются победителями игры и получают Диплом победителя «Деловой игры».

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал!

Я предлагаю разделиться на две команды»Апельсин» и «Радуга». (Раздаю эмблемы). Выбрать жюри (2 человека) за каждый правильный ответ команда получает жетон.

Вос.: Начинается наша игра с разминки

2 команда

Относительно новое название опытов в природе (Экспериментирование.)

1 команда

Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи)

2 команда

Она же и туристская, и экологическая. (Тропа)

1 команда

Какую лекарственную траву и слепой знает? (Крапива)

2 команда

Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)

1 команда

Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная)

2 команда

Что вы понимаете под термином экология? Каково значение этого слова?

Эко – дом, логия – наука.

Экология - наука о доме, об общем доме.

Часть – теоретическая

Что такое экология в вашем понятии.(ответы команд, за правильный ответ вручение жетона)

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, Земле.

Продолжим нашу игру. Задания для команд

1 задание «Что растет в краю родном?»

Ведущий называет деревья и кустарники. Хлопком отмечаются те растения, которые не растут в нашей местности. (за правильный ответ вручение жетона каждой команде)

1 команда:

Ель, береза, саксаул, облепиха, тополь. (саксаул)

2 команда:

Вишня, сосна, каштан, банан, дуб, кипарис. (каштан, кипарис)

Осина, рябина, мандарин, слива, ива, апельсин. (мандарин, апельсин)

2 задание. Всё о животных. (вручение жетонов)

Назовите животных, которые так или иначе связаны с производством лекарства. (барсук – жир; медведь – желчь; пчёлы – мёд, прополис; змея – яд; коза – молоко и т. д.)

2 команда

Назовите всех домашних животных и объясните, почему их одомашнили.

(Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, кролик, буйвол, як, овца, верблюд и т. д. Дают шерсть, мясо, молоко; используют для охраны; как транспортное средство)

3 задание «Кто кем будет?» (вручение жетонов)

Правила игры : ведущий бросает мяч игроку, который должен быстро ответить и возвращает мяч ведущему.

1 команда:

Цыпленок, котенок, мышонок, теленок, жеребенок, утёнок.

2 команда:

Бельчонок, щенок, кукушонок, волчонок, зайчонок, куколка.

4.задание.

Что – то мы засиделись. Ну – ка, девушки, выходите и талант свой покажите. Предлагаю включить свою фантазию, показать мимикой, походкой и звуками :

1. встревоженного кота;

2. грустного пингвина;

3. восторженного кролика;

4. разгневанного поросенка,

5. намокшую ворону.

6. кусачего крокодила

5.задание. «Найди и покажи» (вручение жетонов)

1 команде предлагается конверт с «портретами» 20 птиц, среди которых надо найти соловья.

2 команде предлагается конверт с «портретами» 20 животных, среди которых надо найти горностая.

6 задание:Викторина «Мы любим природу».

Набор вопросов для каждой команды:(вручение жетонов)

1 команда:

1. Кто пьёт кровь: комары - самки или комары – самцы? (самки)

2. Чем питаются комары – самцы? (нектаром)

3. Кто из змей безопасен для человека? (уж)

4. Вскармливают ли родители-ужи своих детёнышей-ужат? (нет)

5. Какая самая ядовитая змея в мире? (кобра)

6. Каких животных защищает цвет? (белка, заяц)

7. Где у кузнечика уши? (на ногах)

2 команда:

1. Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет – сигнал опасности.)

2.Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)*

3.Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

4. Какую траву любят кошки? (Валериана)

5.Трава от 99 болезней. (Зверобой)

6.Пингвин птица или животное? (Птица)

7. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

7 задание. Отгадайте о ком говорится?(вручение жетонов)

Кто это? (Это сова.)

Сова с 1964г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

2 команда

«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.» (Это жаба.)

Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.

Последний конкурс

8задание «Кроссворд»(вручение жетонов)

Уважаемые, коллеги наша игра подошла к концу.

Сегодня мы говорили об экологии . Хочется, чтобы наши посиделки остались в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.

Ведь спасая родную природу , ты душу свою спасаешь,

В сердцах благодарных потомков бессмертие обретаешь.

Прошу жюри объявить результаты конкурсов. (Вручение дипломов и медалей)

Марина Мокрецова
Педсовет - деловая игра на тему: «Знатоки экологии»

Цель игры :

1. Уточнить знания педагогов и их компетентность в вопросе формирования экологических знаний у дошкольников.

2. Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

Правила игры :

1. Принимать активное участие в игре.

2. Уметь слушать других.

3. Вырабатывать общее решение вопроса.

4. Соблюдать культуру речи и тактичность.

5. Не оспаривать оценки жюри.

Ход ИГРЫ.

Вед : Природа, человек, нравственность – понятия тождественные. Сегодня мы,

к сожалению, констатируем : многого не вернуть сегодня из того, что

растоптали, разорили и т. д. Мы осознаем, что все растраченное и

уничтоженное необходимо восстанавливать по крупицам. Выращивать,

защищать и оберегать.

Как донести до детей основы экологических знаний – об этом мы

сегодня вспомним в ходе проведения деловой игры «Знатоки экологии » .

Вед : Сейчас каждый из вас поучит фрагмент иллюстрации. Сложите из них

полные иллюстрации.

Вед : У нас с вами получилось две команды. Придумайте название своим

командам и выберите капитанов.

1 Задание – «Разминка» .

Вед : И начнем мы наш конкурс с небольшой разминки.

Вед : Назовите, какие вы знаете программы по экологическому воспитанию ?

Наш дом – природа. Н. Рыжова

Юный эколог . С. Николаева

Семицветик. Ашиковы

Паутинка. Васякина-Николаева и т. д.

Вед : Что вы понимаете под термином «экология » ? Каково значение этого слова?

Вед : Слово «Экология » образовано от греческих «экос» - дом и «логос» - наука. То есть

экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем.

Вед : Как можно сформулировать цель экологического воспитания ?

(Цель : научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его миром).

Вед : Раскройте эту цель более шире.

(Формирование осознано-правильного отношения к явлениям, объектам живой и

неживой природы.

Ознакомление с окружающим миром.

Формирование знаний и умений по осуществлению взаимодействия с окружающей

природой).

Вед : Пожалуйста, закончите фразу : «Для того чтобы экологическое воспитание и

образование принесли наибольший эффект и пользу в развитии детей…»:

Достаточно знаний по экологии

Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включать в себя все виды деятельности.

2 Задание - «Слово – эстафета» (каждая команда по очереди называет правила) .

Вед : Какие правила поведения в природе должны знать дети ?

Не ломать

Не рвать

Не разорять

Не разжигать костры

Не сорить и т. д.

3 Задание - «Знатоки методики » .

Вед : Попробуйте смоделировать, как экологическое воспитание можно

интегрировать с другими образовательными областями?

4 Задание - «Из бабушкиного сундучка» .

Прочитайте стихи, пословицы и поговорки о природе.

5 Задание – «Составь правильно вопрос» .

Вед : Для бесед с детьми мы используем вопросы, составленные нами заранее.

Подберите вопросы по теме :

«Деревья и кустарники»

«Домашние и дикие животные» .

6 Задание – «Почтальон принес посылку» (дегустация овощей и фруктов) .

Вед : Опишите то, что вы попробовали.

7 Задание – «Раздумье» .

Вед : Решите педагогические ситуации.

1. Дети пришли на прогулку на цветочную полянку. Каждый стремится сорвать цветок. Как предотвратить это? Какие методы помогут остановить желание детей сорвать цветок?

(Рассматривание цветов и насекомых, которые прилетают к ним за медом. Рассказывание сказки про цветы, их красоту, пользу для насекомых и животных, людей).

2. Во время катания на санках дети задевают растения и ломают их. Ваши действия?

(Ветки хрупкие, плачут. Письмо от веточек. Составление сказок, историй про веточки. Конкурс : «Кто проложит безопасную дорожку для катания на санках?» ).

Список используемой литературы :

Белая Н. Б. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении : Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004 (Серия «Библиотека руководителя ДОУ» .

Журнал «Дошкольная педагогика» № 10, 2012 г.

Рыжова Н. А. Программа «На дом – природа» М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» , ТЦ «СФЕРА» , 2006

Сидорова Евгения Александровна

МБДОУ «Юринский д/с «Теремок»

Музыкальный руководитель

Знатоки природы 1 слайд

1 ведущий: Добрый день дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех в этом небольшом зале на экологической проекте «Знатоки экологии»!

2 ведущий: Нет такого человека, которого бы не волновала судьба окружающей природы и, соответственно, его собственная судьба. Глобальный экологический кризис, угрожающий нашей планете, заставил людей задуматься над этой проблемой. Мы долго жили иллюзиями о том, что природа вечна, неисчерпаема, щедра и всегда будет осыпать бесплатными дарами своё любимое детище – человека. И безоглядно брали, расточительно использовали природные ресурсы. Сейчас нам нужно научиться пользоваться ими рационально, так, чтоб они не разрушались до конца, а могли восстанавливаться для будущих поколений, что бы воздух, вода, и земля нашей планеты оставалась чистыми, а человек в этом мире был здоровым, спокойным и мудрым. Вот почему здесь собрались те, кто знает и любит природу родного края.

1 ведущий: Начнем мы нашу игру с формирования команд. Предлагаем Вам взять по одному листочку, с обратной его стороны вы увидите номерок, соответствующий номеру вашей команды. Всего команд будет 2. Пожалуйста, присаживайтесь все на свои места за столами.

2 ведущий: Домашним заданием каждого было подумать над названием, девизом и эмблемой команды. Предлагаем Вам в течение нескольких минут в командах все это обговорить и представиться членам жюри и друг другу. Не забудьте выбрать капитана. За ходом игры будем наблюдать мы сами и Елена Павловна.

(как подготовятся к представлению команд)

1 ведущий: Итак, мы начинаем наш экологический конкурс. (Фанфары) Для проведения жеребьёвки прошу подойти ко мне по одному представителю из каждой команды (выходят). Вам надо вытянуть листок с номером и объявить, какой номер вам достался.

Итак, первое задание – это домашнее задание. Просим представить вашу команду.

2 ведущий: А теперь я хочу дать слово председателю жюри (выступление жюри).

А мы продолжаем и впереди конкурс « Не пора ли переодеться?» Назовите животных, которые в зиму меняют свою шубку. (После ответов на экране будет выставлена картинка с животными). 2-3 слайд

Слово жюри.

1 ведущий: 2 конкурс «Кто здесь лишний?»

Нужно назвать среду обитания животных и определить, кто в ряду лишний. Жюри будет оценена быстрота и правильность ответа.

на 4 слайде ПОЧВЕННАЯ СРЕДА, лишняя ящерица, она живет в наземно – воздушной среде. Роющие совы для всеобщего развития, они живут в почве.

на 5 слайде ВОДНАЯ СРЕДА, лишний аист, он считается наземно – воздушной птицей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!