Пояснительная записка. Использование игровых приемов для развития связной речи у дошкольников

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Берёзка» п. Зеленоборск Логопедический квест как форма организации коррекционной работы по развитию речи дошкольников с нарушениями речи Гагарина Е.А. Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Берёзка» п.зеленоборск 2017г.

2 В процессе модернизации системы дошкольного образования сегодня складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. Сегодня активно функционируют логопункты в детских садах, группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, группы раннего развития для детей с задержкой речевого развития. Совершенствуется базовое содержание логопедической практики, осуществляются творческие разработки, активно используются информационнокоммуникативные технологии. Все это свидетельствует о внедрении инноваций в логопедическую деятельность. Инновационные технологии это новейшие внедренные методы и инструменты, приемы, средства, которые обладают повышенной эффективностью по результатам интеллектуальной деятельности педагога. В педагогическом процессе инновации выступают в качестве новых внедрений в организацию взаимодействия логопеда и ребенка. Инновационные формы (лгоритмика, логосказка, драматическое творчество, мнемотехника) работы с каждым годом расширяют возможности логопедов в работе с дошкольниками с ОНР. В соцкультурном пространстве современности внимание детей, в том числе и детей дошкольного возраста, зачастую рассеяно. Не секрет что дошкольников с ОНР отмечает низкий уровень развития словаря, использования речевых конструкций, бедность речи, низкий уровень мотивации и коммуникативного развития. В целях развития заинтересованности, мотивирования и создания условий для углубленного развития речи и формирования новых знаний, логопедическая помощь может осуществляться в контексте игры. Одним из таких современных игровых форматов, позитивно воспринимаемых молодежью, является квест. Возможно ли использование квестов в работе с детьми дошкольного возраста? Да! А с детьми с нарушениями речи! Безусловно, да! Только содержание, задания, и условия организации игры необходимо выстроить в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями дошкольника. В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут. Следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес, дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого). В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается решение задач для продвижения в определенной сюжете. Для того чтобы добиться цели, дети должны последовательно решать определенные задачи или загадки, выполнять упражнения.

3 Традиционную форму проведения коррекционных занятий можно заменить на логопедические квесты. Например, коррекционную работу по развитию связной речи можно организовать через проведение квета, используя при этом на разных этапах опорные схемы, пиктограммы, мнемотаблицы, методы наглядного моделирования и т.д. Структура логопедических квестов: 1. Совместное прочтение пиктографического текста. 2. Исследование фрагментов сказочной истории. 3. Задание, направленное на формирование образного мышления (рассказ от лица какого-либо персонажа). 4. Коллективная игра На слайдах нашей презентации фотографии квеста «Югра - любовь моя». В рамках празднования юбилея Ханты- Мансийского округа в детском саду был проведен квест. Он посвящается родному округу Югре, который является Родиной наших воспитанников. На праздники были приглашены глава городского поселения Набатов И.А., заведующий межпоселенческой библиотекой Волкова И.А., инструктор по противопожарной безопасности Хафизова Р.В., учитель средней общеобразовательной школы Кадырова Г. А.. В смотре - конкурса приняли участие воспитанники старшей подготовительной групп детского сада. Предварительно дети разделились на команды по 10 человек. Каждая команда имела свое название («Щучьи зубы», «Глухариный нос», «Лисьи лапы» и т.д.). Название команд было неслучайным. Дети на занятиях познакомились с национальными узорами и орнаментами народов ханси и манси. Этим и объясняется выбор детей. Старт конкурсу был дан в музыкальном зале. Детям представили жюри и ответственных по станциям. Каждая команда начинала движение, согласно маршрутному листу. Детям надо было пройти 5 станций («Кто, кто в городе живет?», «Сказочная», «Все обо всем», «Развлекательная», «Угадай-ка»), получить отметку в маршрутном листе о выполнении задания и вернуться в музыкальный зал. Побеждала та команда, которая быстрее всех пройдет все станции и получит наибольшее количество балов. Каждая станция требовала от детей определенных знаний о жизни и традициях коренных жителей народов Югры, их национальных праздников, а также проявить знания о достопримечательностях родного края, растительного и животного мира. На станции «Сказочная» участники отвечали на вопросы викторины по сказкам народов Севера, отгадывали национальные загадки хантов. На станции «Развлекательная» ребятам надо было назвать и организовать национальную игру, назвать национальные праздники обских угров. Открыл церемонию награждения глава городского поселения Набатов И.А.. Он поздравил всех маленьких участников конкурса. За участие в мероприятие самые активные были награждены дипломами. Завершился праздник импровизированным танцем коренных народов Севера, чаепитием, с большим брусничным пирогом. Сегодняшний квест мы назвали «Все цвета «Радуги». Программа, в которой впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условия для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства. Цель игры: 1. Обеспечение развития ребенка через интегративный подход согласно требованиям ФГОС ДО посредствам проведения квест-игры. Задачи:

4 1. Способствовать всестороннему развитию детей; 2. Развитие социально-коммуникативных качеств путём коллективного решения общих задач; 3. Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации; 4. Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития; 5. Создание положительного эмоционального настроя. Решение перечисленных задач мы решили реализовать через интеграцию 5-ти образовательных областей: - познавательное развитие; - речевое развитие; - социально-коммуникативное развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Участникам квеста необходимо с помощью 5 подсказок определить какой предмет лежит в сюрпризной коробке. Назвать его и указать основную функцию предмета. Подсказки можно получить на станциях предварительно выполнив задания. Все команды передвигались согласно маршрутным листам. Строго соблюдая последовательность составленного маршрута. Новизна: Квест- технология- актуальна в контексте требований ФГОС ДО, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных образовательных технологий. У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме. Наши наработки по данной теме показали, что в процессе внедрения в практику квесттехнологии в детском саду: - создается атмосфера эмоционального подъема и раскрепощённости у всех участников образовательного процесса; - воспитатели и специалисты стали проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях детей; - в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах, снимается чувство страха за ошибку. Предполагаем, что участие детей в таких командных играх научат выпускников детского сада слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к

5 согласию. У дошкольников сформируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам. Мы считаем, что квест может стать отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 263» Центрального района г. Барнаула Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста. «Сказка

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в соответствии ФГОС ДО Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать

«Социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста в МАДОУ д/c 38 «Росинка» посредством театральной деятельности». Март 2015 Выполнила воспитатель МАДОУ д/c «Росинка» 38 Красовская Светлана

ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Дуюнова И. В., за МБДОУ «Детский сад 10 комбинированного вида г. Нового Оскола Белгородской области» Информационно компьютерные

Тематика выпускных квалификационных работ для студентов специальности 050144 Дошкольное образование (углубленная подготовка) форма обучения: очная, заочная 1. Активизация мыслительной деятельности дошкольников

Работы ресурсного центра на 2015 учебный год работы координационного совета Тема Месяц 1 Утверждение, корректировка плана работы ресурсного центра на 2015г. Заключение договоров между РЦ и площадками Подготовка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 104 «СОЛОВУШКА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ Мастер-класс «Использование интерактивных игр при обучении детей чтению» Учитель-логопед:

Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация детский сад 69 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевого развития воспитанников Принято

МБДОУ д/с 37 «Якорек» г. Геленджик Учитель-логопед: Беляева Е.В Педагогическое мастерство овладение лучшими образцами и эталонами уровень педагогической деятельности педагогическое общение профессиональное

Конспект НОД в подготовительной группе «Если хочешь быть здоров, закаляйся!» Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательская, коммуникативная, художественно-эстетическое. Задачи: 1)Познавательное

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1 «Якорёк» комбинированного вида» Сценарий проведения регионального мастер класса «День студента» (в рамках социального партнёрства

L o g o О преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГТ И ФГОС Заместитель начальника Управления образования по вопросам содержания и экспертизы качества образования

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 60 города Благовещенска» Воспитатели: Овчинникова Юлия Павловна Шаруда Татьяна Леонидовна г. Благовещенск 2016 г. Актуальность:

«Инновационный подход по взаимодействию с семьей в работе клуба «Контакт» Авторы проекта: Агеева Ирина Станиславовна, учитель- логопед Воронина Светлана Викторовна, педагог- психолог Муниципальное дошкольное

ПРИНЯТ Протокол педсовета 4 от 25.05. 2012 г. УТВЕРЖДАЮ Заведующая МДОУ 84 Е.Н. Янковская Приказ 34-а от 25.05. 2012 г. Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.

«Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями «Закрепляем, играя!» Дуркина М. В., учитель-логопед МАДОУ «ДС КВ 16» г. Усинска. На современном этапе работы с дошкольниками к деятельности учителя-логопеда

Консультация по ФГОС «Что такое ФГОС дошкольного образования?» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» Дельфин» «Использование ИКТ на коррекционно-развивающих занятиях, как средства оптимизации коррекционнопедагогического процесса

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад 131» 344001, г. Ростов на-дону, пер. Сулинский, 2, тел. 244-90-08, E-mail: rosinka- [email protected] Отчет о

Выступление из опыта работы Тема самообразования «Развитие эмоциональной сферы детей посредством создания игровых условий» Калинина Н.Е., воспитатель МАДОУ д/с «Росинка» Введение В настоящее время, заботясь

Проект «9 Мая День Победы» Патриотическое воспитание дошкольников актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально

Лыкова Ирина Александровна доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования автор

Годовой календарный учебный график МДОУ «Центр развития ребёнка детский сад 188» на 2016-2017 учебный год УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МДОУ «ЦРР - детский сад 188» М.Л. Гольденберг Приказ 93от 29.08.2016г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Павлова Кристина Евгеньевна студентка Бахина Анастасия Владимировна ст. преподаватель ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» г. Омск, Омская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Творческое название проекта «Скоро, скоро он придет, добрый праздник Новый год» Разработчик: Андреева Марина Васильевна, воспитатель МБДОУ 180 «Парусок», г. Архангельск Тема проекта: «Новый год» Вид проекта:

Игровое пособие «Сказка из лукошка» для развития связной речи детей дошкольного возраста Номинация «Путешествие по сказкам, потешкам и прибауткам» ЗАЯВКА на участие в районном фестивале педагогических

ПОЛОЖЕНИЕ о логопедическом пункте 1.Общие положения 1.1. Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в муниципальном автономном

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа 593 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Родителям о ФГОС ДО Уважаемые родители! С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Что такое Федеральный государственный

Оценка критерия 3. Актуальность условий для реализации инновационной образовательной программы в дошкольной образовательной организации (посещение ДОО экспертами) Стартовые условия муниципального бюджетного

Наименование мероприятия 1. Производство телевизионных сюжетов, разъясняющих порядок приема в организации Дата проведения январь Название СМИ Участники мероприятий Телевизионный сюжет о порядке приема

Конспект НОД с дошкольниками в старшей группе по теме «Головные уборы», познавательное развитие 1. Интеграция образовательных областей Образовательные области Познавательное развитие Речевое развитие Социально

Проект на тему «Район моей мечты» для старшей группы детского сада. (детско-родительский, творческий, краткосрочный). Подготовила воспитатель: Турпищева Е.Р. Актуальность: Чувство Родины начинается с

Муниципальное автономное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 21 «Звездочка» ПРОЕКТ Развитие спектра практико ориентированных форм взаимодействия с родителями воспитанников как

Уважаемые коллеги и друзья! 1-2 декабря 2015 года Представительство Россотрудничества в Словении проводит образовательные события для руководителей и педагогов русских школ, а так же для детей и их родителей.

ПЕДСОВЕТ 2 ТЕМА «СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ» Старший воспитатель Ващенко Е.Г. МКДОУ детский сад «Теремок» Купинского района 1

ПРИНЯТ на заседании Педагогического совета протокол от «10» сентября 2015 г. 1 УТВЕРЖДЕНО приказ от «01» сентября 2015г. 58 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК на 2015 2016 учебный год муниципального бюджетного дошкольного

Семинар учителей немецкого языка "Организация обучения иностранным языкам в условиях перехода на ФГОС основного общего образования" Горбунова Сания Умяровна, руководитель районного методического объединения

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 26 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Комитет по образованию Администрации г. Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 15 «Медвежонок» Мероприятие в рамках экспериментальной площадки

ГБОУ СОШ 1874 дошкольное отделение «Радость» ИНФОРМАЦИОННО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» автор проекта Острикова О.Ю. 2010-2014 г.г. Разработка цикла интегрированных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида 17 «Одуванчик» ОТЧЁТ О ВЫПОЛНЕНИИ ГОДОВОГО ПЛАНА РАБОТЫ ДОУ НА МАРТ 2015 ГОДА

Психологическое сопровождение детей в ДОУ Целью психологического сопровождения ДОУ является: - создание условий для полноценного психического и личностного развития детей, -сохранение и укрепление психофизического

МБДОУ детский сад компенсирующего вида 36 «Аленький цветочек» Консультация для воспитателей Тема: «Использование дидактических игр и приемов в решении задач коррекции звукопроизношения». Составила: учитель-логопед

Гуськова Наталья Викторовна Воспитатель Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 59 «Ягодка» г. Тамбов СОВРЕМЕННЫЕ

Проект по развитию социальнопсихологического сопровождения и реабилитации детей-инвалидов «Понимаю, принимаю, поддерживаю» Пояснительная записка Одним из главных приоритетов в сфере образования является

УТВЕРЖДЕНО директор МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад 179» О.С.Ефимова Приказ 19 от 12.01.г. приложение 1 Положение о проекте «Победа!» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью психолого педагогического сопровождения ребёнка в учебно воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем

Комплексное сопровождение детей с умственной отсталостью в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида Учитель-дефектолог МДОУ д/с 12 Плужник В.Н. Наше дошкольное образовательное учреждение

Описание образовательной программы МКДОУ «Детский сад 12 «Мичил» с. Намцы МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия) МКДОУ «Детский сад 12 «Мичил», с. Намцы рассчитан на 2 группы, но в связи с ликвидацией

Выступление заведующего МБДОУ Центр развития ребенка детский сад 58 Киселевой Валентины Николаевны на круглом столе «О готовности дошкольной образовательной организации к переходу на ФГОС дошкольного образования»

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ Институт системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» Родителям о примерной основной общеобразовательной

1 2 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада 23 «Родничок» г. Туапсе муниципального

Мини-проект «День рождения Деда Мороза» Подготовила Седова М.П., воспитатель МБДОУ д/с 62 Новочеркасск 2015 Тема проекта Участники проекта Вид проекта Паспорт проекта «День рождения Деда Мороза» Срок реализации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Николаевская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрена и рекомендована Педагогическим советом МБОУ «Николаевская СОШ» протокол 1от 30.08.2013

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Банк» Парахина Галина Анатольевна воспитатель. Паспорт сюжетно-ролевой игры Наименование сюжетно-ролевой игры Основные разработчики игры Номинация: Цель и

Степанова Эльвера Наилевна методист Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ханты- Мансийского района «Начальная общеобразовательная школа п. Горноправдинск» п. Горноправдинск, Ханты-Мансийский

РФ от 15.05.2013г. 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Уставом

«Выразительные возможности цвета.» (Практикум семинар для воспитателей) Цель - развитие изобразительных умений и навыков младших дошкольников возраста через обогащение знаний детей о цвете. Воспитатель:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 234» комбинированного вида г. Барнаул ПРИНЯТО: на заседании педагогов протокол от «* /» f 2014 г УТВЕРЖДЕНО: МБДОУ о 234» Строилова

Аналитическая справка по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования в МБДОУ - центре развития ребенка детском саду

2.6. Программа внеурочной деятельности Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности для обучающихся с тяжѐлыми нарушениями речи (далее ТНР) составлена на основе Федерального закона от 29 декабря

Муниципальное казенное учреждение городского округа город Воронеж «Центр развития образования» Отчет Скуридиной Е.А., методиста отдела социально-психологического сопровождения УВП и здоровьесбережения

Проект на тему «Будь здоров» 2 младшая группа «Малинки» Разработали воспитатели: Задорожная Лилия Стефановна Попова Наталья Викторовна Паспорт проекта Вид проекта: краткосрочный, групповой, информационно

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану БДОУ г. Омска «Детский сад общеразвивающего вида 377» на 2014-2015 учебный год Учебный план бюджетного дошкольного образовательного учреждение города Омска «Детский

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад 36 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара ПОРТФОЛИО Воспитатель Ф.И.О. квалификационная категория Сыктывкар, 2012г. Муниципальное автономное

«Особенности организации и проведения занятий с использованием ИКТ» «Использование мультимедийных презентаций на занятиях с дошкольниками с ОНР» Вертийко Ирина Александровна Первая кв. категория, учитель-логопед

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГАО УСПО МО «ГУБЕРНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Организация внеурочной деятельности

МКДОУ «Детский сад комбинированного вида 4 Катюша» ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЛОГОРИТМИКЕ (на примере развлечения «В гостях у Снеговика) г. Лодейное Поле 2014 г. Музыкальный руководитель Ильина Т.Н. Логоритмика

Рецензенты:

Л.А.Григорович, к.п. н. г. Москва

М.А.Ковардакова, к. п. н. г. Ульяновск

В методическом пособии представлены технологии развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ.

Материал является результатом многолетней исследовательской деятельности педагогических коллективов Ульяновского социально-педагогического колледжа №1 и экспериментальных дошкольных учреждений по ТРИЗ и РТВ России, Беларуси и Украины.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Предлагаем педагогам образовательных учреждений разработанные нами технологии для детей дошкольного возраста, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

Пособие включает в себя:

Раздел 1 "Обучение детей созданию образных характеристик объектов", в котором представлены технологические цепочки, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 3 - 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор. Раздел 2 "Составление дошкольниками рифмованных текстов". Педагогическое воздействие для решения этой дидактической задачи организовано как последовательность творческих заданий. Данная технология развивает у детей способность к созданию рифмованных текстов. Раздел 3 "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине" представлен как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может составить несколько творческих рассказов по картине. Раздел 4 "Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания" содержит алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них способностей составлять сказки различных типов.

Квест как форма организации образовательной деятельности в группе для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Учитель-логопед: Деева ОА

МБ ДОУ дс кв «Кирпичики»

Квест - это игровая педагогическая технология. Педагогами и психологами давно доказано, что хорошо организованная игра сама по себе - лучшее средство достижения детьми эстетического наслаждения от творческого напряжения своих интеллектуальных и физических сил. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.

В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, который базируется на основополагающих принципах:

    полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащение (амплификация) детского развития;

    построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

    содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

    поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

    возрастная адекватность дошкольного образования(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;

Так же и принципы коррекционной системы обучения и воспитания детей определяют необходимость связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с общим недоразвитием речи, которые прямо или косвенно препятствует эффективной коррекции их речевой деятельности.

Поэтому образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для учителя-логопеда и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Квест (заимствование англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально - один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей)

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений, в том числе речевых умений.

Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, дидактической игры, и соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.

Квест- технология имеет ряд особенностей:

    образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;

    целенаправленно мотивируется речевая, интеллектуальная и эмоциональная активность ребенка.

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. учитель-логопед определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

По типу образовательных задач (классификация Б.Доджа и Т.Марча) квесты могут иметь следующие формы: перевод – создание рассказа по заданной теме; планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий; аналитическая задача – поиск и систематиза­ция информации; таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

Все вышеперечисленные образовательные задачи могут решаться группой или индивидуально; быть как кра­ткосрочными – одно занятие, так и долго­срочными.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать бесчисленное множество речевых, интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт. Это может быть: решение ребусов, кроссвордов, головоломок; тематическое прохождение препятствий, и т.д.

Достоинства квестов для детей дошкольного возраста с ОНР:

    Позволяет логопеду выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.

    Квест дает возможность введения в игру разнообразных речевых заданий, а так же позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.

    Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

    Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.

    Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

    Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.

    В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.

    В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого.

«Поможем Снеговику!»

Цель : Формирование правильной устной речи с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.

Задачи

    Расширять представления о новогоднем празднике.

    Развивать связную речь.

    Стимулировать детей к речевым высказываниям

    Развивать умение следовать инструкции, ориентироваться в пространстве.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Упражнять в употреблении прилагательных к заданному существительному.

    Автоматизировать изолированное произношение звуков С, Ш, Х.

    Повышать групповую сплоченность, разучивать различные движения.

    Развивать конструктивные способности.

Интрументарий :

Для педагога : конверт с письмом; игрушки – ёж, заяц, снеговик, снежок; следы зайца; пуфы – снежные сугробы; картинно-графический план «Новый год».

Для детей: соедини по точкам «Ёлочка» на каждого ребенка; простой карандаш, цветные карандаши.

Ход квеста.

Дети находятся в приемной.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, к нам залетело письмо, давайте его прочитаем.

- Здравствуйте, ребята, совсем скоро наступит мой любимый праздник. Дедушка Мороз обещал мне подарок, если я смогу рассказать, как ребята в детском саду отмечали Новый год. Даже фотографии прислал, но я не знаю, что с ними делать. Помогите мне, пожалуйста, составить по картинкам рассказ. Уж очень мне хочется подарок. Найти меня вам поможет, мой колючий друг.

Спасибо, ваш Снеговик.

Воспитатель:

Ну что, дети, поможем Снеговику? Как вы думаете, кто нам поможет его найти? Кто у нас колючий? (ёжик).

Где мы найдем ёжика? (в лесу).

На чем мы можем добраться до леса? (предположения детей)

Нас много, предлагаю доехать до леса на автобусе. Занимайте свои места!

(Дети становятся парами, имитируя посадку в автобусе. Воспитатель водитель, в руках руль).

Ребята, когда наш автобус поедет, колеса у него начнут шуршать, давайте будем говорить – Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

(Воспитатель с детьми, «въезжают» в группу, которая оформлена как зимний лес.)

Ребята, вот мы и доехали. Где же наш ёжик? (Дети находят рядом с «норкой» игрушку - ёжика)

Воспитатель: (от имени ёжика)

Сам я не знаю, где найти снеговика, но точно знаю, кто сможет вам помочь. Но вы должны со мной поиграть. Я буду бросать снежок, тот, кто его поймает должен сказать, какая бывает зима.

(дети ловят «снежок» и подбирают прилагательные к слову зима)

Спасибо, вам ребята, вы молодцы. А найти снеговика вам поможет мой длинноухий и косоглазый друг, а мне пора в норку, спать ложиться.

(ёжик прячется под елку)

Воспитатель:

Ребята, как вы думает, кто же нам сможет помочь? (заяц)

Давайте его искать. (На полу разложены заячьи следы)

- Ой, смотрите, а вот и его следы. Давайте по ним пойдем.

Под кустиком дети находят игрушку – зайчика)

Воспитатель: (от имени зайца)

Ребята, куда это вы путь держите?

(дети рассказывают о помощи снеговику)

Я вам помогу, но сначала вы помогите мне. Я для дедушки Мороза нарисовал картинку, а снежинки в некоторых местах стерли его. Если вы правильно соедините точки на моем рисунке, тогда сами узнаете, где прячется Снеговик.

(Дети выполняют упражнение «соедини по точкам», воспитатель следит за осанкой и напоминает правила работы с карандашом)

Ребята, что я нарисовал дедушке Морозу? (ёлку)

Помогите мне сделать рисунок цветным. (Дети раскрашивают елочку, украшают её по желанию).

Спасибо вам ребята, побегу на почту – отправлю ваши рисунки. А вы теперь знаете, где прячется Снеговик.

(Заяц « прячется»)

Воспитатель:

Ребята, как вы думает, где же нам найти Снеговика? (около ёлки)

Ой, посмотрите, а чтобы до нее дойти нам надо через сугробы перелезть, а под ногами у нас снег будет хрустеть Х-Х-Х-Х

(дети переступают через пуфы-сугробы и произносят звук Х)

Дойдя до ёлки, находят снеговика

Воспитатель: (от имени снеговика)

Ребята, наконец-то вы пришли. Вы мне поможете? Вот фотографии дедушки Мороза, помогите, пожалуйста, составить мне рассказ – как дети справляли Новый год. Не забывайте, что стрелка обозначает слово-действие.

(Дети составляют рассказ по картинно-графическому плану «Новый год», авторы Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.)

Снеговик записывает рассказ детей.

Спасибо вам, ребята, побегу отправлю письмо дедушке Морозу. Теперь-то он мне точно подарок пришлет.

(Снеговик «убегает»)

Воспитатель:

Ребята, мы сделали хорошее или плохое дело? Кто помог нам найти Снеговика? Ой, дети, мы так далеко зашли в лес, что автобус до нас не доедет. Отсюда мы сможем уехать только на лыжах. Надеваем лыжи и поехали С-С-С-С-С.

(Дети имитируют бег на лыжах, произносят звук С.

Возвращаются в приемную)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!