Польза от игры с песком для малышей. Елисейка, клуб заботливых мамочек Чем полезны игры с песком

Летние игры с водой и песком для дошкольников

Развлечения летом с песком и с водой для детей дошкольного возраста

Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог - психолог, ДОУ № 5 «Светлячок» города Няндома Архангельской области.
Описание статьи:
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию статью о летних играх с песком и водой. Материал предназначен для педагогов, родителей и специалистов, работающих с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
В разгаре летняя пора, самое любимое время года наших дорогих детишек. Как много радости оно приносит! У детей масса свободного времени, повышенная любознательность, активность и огромное желание заняться чем – нибудь интересным. А нам, родителям, педагогам очень хочется, чтобы летний оздоровительный период приносил детям здоровье, полноценный отдых и огромный заряд положительных эмоций. В этом случае на помощь приходят игры с песком и водой. Они не требуют особых вложений, но польза от них колоссальная: в эти игры можно играть в солнечную погоду на улице, а в дождливую - в помещении.


М. Ершова
Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения –
Но это не беда.
Ссора – на мгновение,
А дружба навсегда.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.

Игры с песком и водой не только доставляют детям удовольствие, но и развивают, знакомят с окружающим миром, благотворно влияют на психику малышей, снимают напряжение, гасят негативные эмоции, тренируют терпение. Для принятия участия в играх с песком и водой требуется широкий спектр приспособлений.
Оборудование для игр с песком:
Чистый песок для песочницы. Это важный момент, желательно, чтобы песочница закрывалась крышкой и в нее не ходили животные. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется большая часть песочницы. Лучше, если он будет увлажненным.
Игрушки небольшого размера, можно из под киндеров, хорошо, если в состав войдут человеческие персонажи, домики, животные, машинки, растения, мосты, ворота, естественные предметы: ведерки, стаканчики, совочки, лейки, грабельки, палочки, листочки, формочки, ситечки, камешки, картонки, предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага) и многое другое.
Оборудование для игр с водой:
Емкости для воды: стаканчики, бутылочки, тазики, бассейны, предметы из разных материалов, губки, ложки, резиновые игрушки, шарики, мячики и многое другое. Будет весело, если изготовить вместе с детьми кораблики из скорлупок от орехов или кокосов.
Однако, для полноценной игры одного оборудования недостаточно. Для того, чтобы игры были интересными, развивающими нужна идея, эксперимент или сюжет. Вот некоторые игры, которыми Вы можете воспользоваться в работе с детьми.
Игры с песком:
По-скольку сегодня мы говорим о младшем и среднем дошкольном возрасте, то со сложными сюжетами лучше немного повременить, а начать со знакомства с песком и водой .
1.Для начала детям предлагается потрогать песок, пропустить его сквозь пальцы, сдуть с ладошки, рассмотреть песчинки, захватить песок в кулачки и выпустить из руки, как водичку.
2.Потрогать сухой песочек, а затем влажный, предварительно полив его из маленькой леечки. Обратить внимание на то, что сухой песочек сыплется из руки, а влажный нет; сухой песочек светлый, а влажный темный.
Игра «Отпечатки»
Цель: получение первого чувственного опыта.
1.На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют следы рук, пальчиков, ног, коленок. В процессе игры можно сравнить отпечатки взрослого и ребенка, вложить руку ребенка в отпечаток взрослого.


2.На ровной поверхности взрослый и ребенок оставляют отпечатки разных предметов: ведерка, лопатки, палочки, листочка и т.д. Когда отпечатков становится много, ребенок должен угадать, какому предмету принадлежит тот или иной отпечаток.
3.Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, стопами ног всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (цветочком, солнышком, травинкой, деревом и пр.);
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие тактильных ощущений
1.Взрослый показывает игрушки, которые будет использовать в игре. Далее просит ребенка отвернуться и прячет игрушки в песок. Ребенок поворачивается и отыскивает все игрушки.
2.Взрослый показывает игрушки ребенку, прячет их, а затем просит найти определенную игрушку, ощупывая игрушки под песком. В этой игре можно использовать игрушки – геометрические фигуры.
3.Взрослый и ребенок меняются ролями.
Игра «Я рисую на песке»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики, развитие речи.
1.Ребенок рисует пальчиками или палочкой солнышко, тучку, домик, человечка. Все рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ.
2.Конкурс «Песочных картин», при этом разрешается украшать свои произведения камушками, палочками, листочками и другим бросовым материалом.
Игра «Напои песочек»
Цель: развитие интереса к работе с песком, опытам.
Сухой песок хорошо впитывает воду, моим ребяткам очень нравится эта игра. Мы проводим ее и на улице и в кабинете. Предложите детям отсыпать из сухого песка большую горку, сделать кулачком углубление в верхней части горки и аккуратненько вливать туда воду тонкой струйкой. В горке образуется еще одно углубление, вода в нем похожа на озерко, которое постепенно впитывается в берега.


Игра «Маленький повар»
Цель: развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики.
Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: пирожки, рогалики, пирожные, тортики. Выпечку можно украсить. Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей. Для этой игры можно использовать формочки.


Игра «Ситечко»
Цель: знакомство с понятиями быстро – медленно, развитие сообразительности.
Для проведения этой игры Вам потребуется сухой песок.
1.Предложите ребенку насыпать в ситечко песок и дайте посмотреть, как он высыпается. Дети это могут делать бесконечно.
2.Предложите ребенку перемешать песок с игрушками, камешками, веточками, а затем достать все, что оказалось в песке при помощи ситечка. Наберите в ситечко песок с игрушками и поднимите, песочек высыплется, а игрушки останутся. На эту тему можно побеседовать (почему песочек убежал, а игрушки остались)
3.Предложите высыпать через ситечко сухой песок, а затем увлажненный. Побеседуйте о том, почему сухой песочек пробежал через ситечко, а сырой нет.
4.Подобные игры можно провести с воронкой. Можно взять 2 воронки: одну большую, другую маленькую и ставить опыты, из какой воронки песочек «выбежит» быстрее.
Игра «Туннель»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики.
Дети строят из влажного песка горку, уплотняют ее, а затем делают подкоп с 2-х сторон так, чтобы образовался вход и выход. Через тоннель дети могут провозить маленькие машинки или поезда. Кстати, для поезда можно сделать «железную дорогу» из палочек.
Игра «А у нас сегодня праздник»
Цель: создание эмоционально положительной атмосферы, обучение построению небольшого сюжета.
Дети используют в игре кукол, фигурки животных, разную мелочь для праздника. Попробуйте поиграть с ними в такую игру: дети и животные собрались на праздник. Часть детей собирает игрушечных друзей на праздник, усаживают их в машинки и везут на праздник. Часть детей занимается подготовкой места для праздника: украшают его, пекут пироги, раскладывают по тарелочкам, потом встречают гостей и угощают «выпечкой». В это время можно петь песенки, смеяться, а если есть музыка – даже потанцевать.
Игра «Гусеница»
Цель: развитие мелкой и крупной моторики.
Из влажного песка лепим комочки, как шарики и укладываем один за другим, так получится гусеница. На первом комочке можно сделать глазки и ротик.


Игры с водой
Игра «Кораблики»
Цель: развитие дыхания
1.Нужен таз с водой. В качестве корабликов могут выступать скорлупки от орехов, можно даже сделать парус этому кораблю. Деткам предлагается запустить свой кораблик и дуть на него, чтобы он плыл как по морю, заодно поработаете над дыханием.
2.Пускать кораблики из разного материала: кусочки пенопласта, щепки, травинки, перышки. Можно в процессе игры дуть и делать водоворот руками.
Игра «Рыболов»
Цель: развитие цветовосприятия, умения действовать по просьбе взрослого.
1.Предложите детям тазик с водой, набор для ловли рыбок (удочку и рыбок) и дайте им попробовать поймать свою золотую рыбку. Можно даже на улов загадать желание.
2.Положите в таз разные легкие игрушки, чтобы они плавали на поверхности, и дайте их выловить сачком или ситечком.
3.Бросьте в воду шарики разного цвета и попросите вылавливать шарики по Вашей команде, например: «Поймай красный шарик; красный и желтый шарик; поймай 2 шарика» и т.д.
Игра «Брызгалки»
Цель: развитие меткости, крупной моторики.
1.В этой игре Вам понадобится мишень и бутылка с отверстием в крышке. Детям нужно попасть в мишень струей воды, нажимая на бутылку.
2.Возьмите целлофановый пакет и сделайте в нем маленькие дырочки. Наберите в него воду и начинайте сжимать. Детям понравится смотреть, как из него бегут маленькие струйки воды. То же самое можно сделать и пластиковой бутылкой.
Игры – эксперименты
В ходе экспериментальной деятельности ребенка мы искусственно создаем ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, во время которого он учится анализировать, совершать какие-то небольшие умозаключения, чем, в свою очередь, стимулирует развитие речи.
1. Дайте детям по маленькой бутылочке с узким и широким горлышком и попросите опустить в воду, пусть они наблюдают, как туда затекает вода, где это происходит быстрее, а где медленнее.
2. Игра «Тонет – не тонет». Вам потребуется таз с водой. Подайте ребенку коробку с разными предметами и предложите бросать в воду по одной. Побеседуйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.
3.Предложите детям бросать камушки в миску, почти заполненную водой. Задайте им вопрос: «Вытечет ли вода из миски, если туда набросать камней».
4.Еще один интересный эксперимент: дайте ребенку 2 миски, в одну из них налейте воды, а вторую оставьте пустой. Предложите ребенку губкой «перенести» воду из одной миски в другую. Другой вариант: используйте вместо губки деревянную ложку.
Подводя итог статьи, можно с полной уверенностью говорить о том, что игры с водой и песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия ребенка. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка. Уважаемые коллеги, родители, надеюсь, что Вам пригодятся предложенные игры в работе с детьми. Песок обладает удивительным потенциалом. Игры с ним помогают детям развивать интеллектуальные способности, речь, фантазию, координацию движений.

Начинать эту увлекательную деятельность с ребенком желательно уже в возрасте около 1 года.

Итак, как организовать этот процесс, чтобы он приносил пользу?
  • Важно

Прежде чем научиться созидать, кроха пробует разрушать мамины поделки, и это вполне нормально. Таким образом он познает мир. Чуть позже дайте ему понять, что ломать постройки можно только с разрешения ее хозяина.

Для занятий на улице подойдут любая огороженная песочница или чистый участок пляжа. В домашних условиях можно насыпать обычный просеянный, промытый, прокаленный или специальный кинестетический песок в неглубокий лоток или тазик. В целях безопасности игра должна проходить под присмотром взрослого. Нам понадобятся: всевозможная бытовая утварь, совок, формочки и другие игрушки.

  • Играем с сухим песком
Сначала предоставьте малышу возможность ощутить сухое вещество на ощупь. Покажите ему, как песчинки рассыпаются сквозь пальчики. Посыпьте им кисть его руки, ласково приговаривая: "Течет красивою рекой наш песочек золотой". Когда она скроется из вида, весело ее раскопайте. Спрячьте свою ладонь и побудите кроху найти ее.

Карапузу непременно понравится пересыпать материал в прозрачную пластиковую бутылку при помощи воронки, а также просеивать его сквозь сито. Занятия с игрушечной песочной мельницей приведут его еще в больший восторг. Завораживает малюток даже рядовое перемещение субстанции из одной емкости в другую.

Изобразите вместе с ребенком волнистые и прямые линии. Затем предложите провести зайчика или мишку домой по импровизированной дорожке, начитывая стишок:

"Топ! Топ! Топ! Топ! -
По прямой дороге шагают широкие ноги.
Топ! Топ! Топ! Топ! -
По волнистой дорожке ступают узкие ножки"

  • Играем с мокрым песком
Смочив пульверизатором или лейкой благодатную субстанцию, пора приступать к творчеству. Для начала ознакомьте малыша с ее новым пластичным свойством. Продемонстрируйте, как сжимать песок, какие на нем остаются четкие оттиски. Возьмите детскую ладошку и оставьте ею след, потом сделайте отпечаток своей руки и сравните их.

Наибольшим успехом у карапузов пользуется лепка куличиков. Слепите их несколько штук, затем попросите кроху украсить их подручными средствами и вместе полюбуйтесь результатом. Со временем под руководством мамы он научится самостоятельно заполнять формочки и переворачивать их. Такими "пирожными " можно угощать кукол.

Широкую популярность у малюток приобрело сооружение горок, башенок и ямок. Выройте вместе норку для игрушечной зверушки, гараж для машинки. Возведите волшебный замок, мост через ручей и т.д. Можно нарисовать на плоской поверхности картинку, сделать аппликацию на картоне, предварительно смазав контур рисунка клеем.

Заряжаясь целительной энергией песка, дети на глазах умнеют, становятся спокойнее и увереннее в себе. Недаром психологи используют его в своей терапии.

Всем известна страсть малышей от 1 и лет до 5-6 к играм в песочнице . Лопатки и формочки покупаются ежемесячно, но постоянно исчезают в пылу дворово-прогулочных баталий. Ребенок возится в вожделенном песке руками, ногами и «всем туловищем» (цитата из «Деталей» Евгения Гришковца). Приходит домой - песок сыплется отовсюду: из карманов и сандилий, набивается в носки, уши, нос и под ногти…

А ведь уличный песок , с точки зрения гигиены, в лучшем случае - сомнительной чистоты . В худшем же - просто антисанитарный рассадник всевозможных микробов , вирусов и заболеваний. Не туда ли делают свои делишки дворовые кошки? Не поблизости ли выгуливают соседи своих ? Не смешивается ли с песком для детских игр грязь, пыль, мусор и пыльца с окрестных деревьев (которая у ребенка может )?

На городском пляже дела обстоят не намного лучше. Что же делать: крохе подходить к общедоступной песочнице ? Или устроить домашнюю, купив кинетический песок?

Этот самый песок - одна из наимоднейших новинок, изобретенных в Швеции и тут же завоевавших любовь «эко-мамочек» по всей Европе.

  • 98 % от всей предлагающейся массы - это чистейший , прошедший многоступенчатую санобработку, морской песок , безопасный для здоровья малыша;
  • оставшиеся 2 % — так называемая «химия»: загустители - связующие средства (как утверждают производители - совершенно не токсичного);
  • масса не требует использования воды , её не нужно ни поливать, ни высушивать;
  • она не липнет ни к рукам, ни к поверхности, на которой ребенок будет играть с кинетическим песком;
  • однако же эта самая «масса» свободно «протекает между пальцев» (цитата из отзывов) и мнется, словно «тесто» ;
  • продается «песок» в наборах (можно выбрать вес в килограммах, начиная с 1): в удобной эргономичной упаковке, вместе с мини-песочницей (разных размеров и форм, с крышкой или без) и несколькими формочками (можно выбрать те, что соответствуют интересам и возрасту-полу именно вашего ребенка ).

О пользе «песочных» игр на улице и дома

Перебирая, пересыпая руками или совочком, ложкой, формочкой, а также — копаясь в мелких сыпучих веществах (это могут быть не только песок и земля, но и гравий, всевозможные крупы, крупная морская соль (в идеале - окрашенная разными цветами), сахар и т.п.), малыши:

  1. прекрасно развивают мелкую моторику (что напрямую связано с общим развитием умственной и психической сферы);
  2. выплескивают «творческие порывы» , эмоциональное напряжение , отрицательные переживания ;
  3. способны надолго , оставив в покое маму с её «неотложными» хозяйственными делами.

Таким образом, кинетический песок купить - значит ребенка увлечь приятной и полезной деятельностью. Не просмотром бесконечных , якобы «развивающих» мультфильмов, не и не нажиманием кнопочек на папиных , а, в некоторой степени, «общением с природными материалами».

Если вы опасаетесь того, что песок окажется разбросанным по всей квартире, забьется в труднодоступные углы и, в конце концов, окажется у малыша в волосах и на зубах, то хитроумные шведские изобретатели предусмотрели решительно все. Стоит взять в руки кусочек «тестообразной» массы и провести им по «усыпанной» поверхности, как все песчинки прилипнут и чистота восстановится. По окончании игр все нужно сложить в упаковку и спрятать подальше от крохи, который наверняка захочет покопаться в песочке еще немного.

Естественно, есть кинетический песок нельзя . В этом плане он от уличного не отличвается ничем. Если у малыша склонность все тянуть в рот , проявите бдительность и не оставляйте играть одного!

Наш партнер ApiShops предлагает всем посетителям сайта купить кинетический песок по специальной цене.

Наступившее лето дарит детворе возможность целыми днями играть на открытом воздухе, а одним из самых любимых удовольствий конечно являются игры в песочнице . Вооружившись всеми необходимыми для игр с песком инструментами – ведерками, совочками, формочками для пасочек, малыши готовы часами возиться в , воплощая в песочных фигурах свои самые разнообразные фантазии. Да что там говорить, ведь и взрослых песок увлекает не меньше, чем детей, все мы наверняка видели настоящие произведения искусства, созданные любителями песочной скульптуры!

Почему же так привлекает игра с песком людей всех возрастов и есть ли какая либо польза от этого, мы поговорим в этой статье.

Впервые научное обоснование естейственной потребности детей играть в песке предложил известный швейцарский психоаналитик Карл Юнг, основатель направления аналитической психологии. Его исследования стали основой для широго применяегомо в наше время метода «терапии песком», известного у нас под английским названием сэндплей (Sandlay).

Прежде всего, игры с песком стабилизируют и улучшают эмоциональное состояние человека. Манипуляции с песком, даже просто пересыпание его в ладонях, завораживают человека, успокаивая при этом черезчур импульсивных и гиперактивных и раскрепощая скованных и зажатых детей.

Для усиления положительного эффекта от игр с песком также используют дополнительные элементы, это могут быть разные фигурки, шишки, камешки, палочки, игрушки. Играя в песочнице, малыш воссоздает и проигрывает различные жизненные ситуации как из собственного опыта, так и виденные им в окружающем мире или в сказках и мультфильмах, создавая при этом собственные сюжеты.

Немалую пользу игры с песком приносят физическому здоровью ребенка, ведь увлеченно возясь в песочнице, малыши находятся в постоянном движении на свежем воздухе, это отличная альтернатива столь частому в наше время просиживанию перед экранами телевизоров и мониторов. А в медицине есть даже есть отдельный раздел, называется он псаммотерапия и представляет собой прогревание песком . Когда летнее солнышко нагреет песочницу, детвора испытывает море удовольствия, закапывая в песок руки, ноги или друг друга.

Прогревание песком смело можно назвать чуть ли не универсальной терапевтической методикой, помогающей лечению и профилактике целого ряда заболеваний, назовем главное: улучшение обмена веществ, лечение рахита, аллергии, диатезов, заболеваний нервной системы, органов дыхания, суставов, хронического нефрита, последствий полиомиелита. Псаммотерапия улучшает деятельность сердца и функции почек. Конечно, следует отметить, что все хорошее полез но в меру и необходимоследить, чтобы играющий в песочнице малыш не перегревался.

Есть у песка и еще одно полезное свойство – это один из лучших массажеров для стоп! Давно известно, что на стопе у человека расположено множество массажных точек, соответствующих разным органам тела, поэтому ходьба босиком по нагретому песку невероятно полезна. А помимо массажа органов, хождение по песку еще и является профилактикой плоскостопия.

Поговорим подробнее о положительнои влиянии игр на умственное развитие ребенка

Игры с песком развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и тактильные ощущения, что непосредственно влияет на развитие речи, наблюдательности, памяти и воображения.

  • рисуем пальчиком на песке;
  • пересыпаем песок с ладошки на ладошку или из одного стаканчика в другой;
  • роем руками ямки в песке;
  • ищем в песке зарытые мелкие предметы;
  • лепим руками из мокрого песка различные фигурки, крепости, украшаем их камушками или ракушками;
  • насыпаем лопаткой песок в ведерко.

Играя с песком, ребенок дает полную волю своему воображению и развивает творческие способности, каких только крепостей и замков не напридумывали юные архитекторы!

Особо следует отметить навыки общения, приобретаемые ребенком во взаимодействии с другими детьми в песочнице, малыш приобретает опыт ориентироваться в социальной среде.

Играть в песке вместе с малышами могут и родители, совместное со взрослыми творчесто особенно полезно для ребенка, так что обязательно установите у себя на даче или во дворе дома этот простой и незаменимый предмет – песочницу.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!