Подобрать интересную тему для дискуссии со студентами. Темы для дебатов и дискуссий

Дебаты как инновационная образовательная технология. Из опыта работы

Ляшенко Валентина Владимировна

учитель географии и экономики

МБОУ СОШ № 20 г. Воронеж

Какие ассоциации возникают у вас при слове «Дебаты»?

Спор, дискуссия, столкновение мнений, выборы президента…

Для современных школьников дебаты представляют интересную программу и познавательную и интеллектуальную игру, в которую можно играть в семье, в классе и на турнирах и чемпионатах разного уровня.

Причем, в отличие от других интеллектуальных, творческих и спортивных игр, «Дебаты» не только способствуют большей заинтересованности учащихся в учебном материале, но и дают равные, реальные возможности каждому участнику развить в себе лидерские качества, научиться рассматривать проблемы с разных точек зрения, аргументировано доказывать свою позицию, признавать право на существование других взглядов, выступать на публике .

Таким образом, дебаты представляют собой современную инновационную образовательную технологию, основным направлением которой является подготовка человека к адекватному восприятию мира и жизни в нем; на развитие обучающегося, на раскрытие его личностного потенциала. Овладев данной технологией, учащиеся в полном объеме реализуют также личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной общеобразовательной программы в соответствие с требованиями ФГОС.

Дебаты как учебная технология обладают следующими важными свойствами:

1) проходят согласно определенным правилам, что обеспечивает возможность управления ходом дискуссии и более адекватного оценивания работы участников;

2) предоставляют участникам возможность привлекать широкий круг сведений и фактов для аргументирования своей точки зрения;

3) развивают навыки критического мышления, т.е. навыки формулирования проблемы, обоснования и анализа обсуждаемых мыслей и идей;

4) развивают исследовательские и организационные навыки (приводя аргументы, участник должен подкреплять их доказательствами, апеллируя к различным источникам, а форма его выступления непосредственно влияет на эффективность сообщения);

5) высвечивают проблему с различных точек зрения и ориентируют на поиск возможных путей ее решения.

В отличие от других средств обучения, дебаты требуют мгновенного включения всего комплекса способностей и умений, поскольку игровая основа дебатов не позволяет участникам использовать при принятии решений готовые алгоритмы. В ситуации неопределенности нужно действовать сразу и быстро находить эффективные способы решения проблем.

При использовании данной технологии применяются такие методы обучения как творческий, исследовательский, проблемного изложения, поисковый, а также методы воспитания – убеждение, самообразование, самовоспитание, саморазвитие и самореализация.

Дебаты можно проводить как на уроке – при закреплении ранее изученного материала, так и во внеурочное время.

В нашей школе мы проводим ежегодный турнир «Дебаты» в рамках декады истории и географии. Турнир состоит из отборочного этапа (игры между командами каждого класса), полуфиналов (игры между командами параллельных классов) и финала (игра между командами-победителями полуфиналов). Желательно, следующую игру проводить через 4-5 дней, чтобы командам дать время на основательную проработку темы. Чем глубже будет проработана тема – тем интереснее пройдет игра!

Дебаты начинаются с темы. Тема - это спорное суждение, которое формирует основу для дебатов, звучит как утверждение. Темы могут быть разные – от предметных до межпредметных, а также просто интересных подросткам на данном этапе их жизни.

Пример тем для дебатов, связанных с применением знаний по географии:

    Туризм наносит вред обществу;

    Большие размеры территории России тормозят ее экономическое развитие;

    Земле угрожает глобальное потепление;

    Гастарбайтеры нужны России;

    Экономика должна быть экономной;

    В России преобладает американский образ жизни;

    Забота об окружающей среде – роскошь, которую мы больше не можем себе позволить;

    Развивающиеся страны нуждаются в сильной диктатуре и т. д.

Также популярны и другие темы, например: «Лучше быть умным, чем добрым», «ЕГЭ необходимо отменить», а на тему «Фастфуд полезен для здоровья» лучше всего начинать проведение игр в 8-х классах.

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям: четкость и конкретность формулировки; однозначность понимания; перспективность для обсуждения; значимость для учащихся. Исходя из опыта проведения дебатов в школе, при выборе темы мы руководствуемся следующими правилами: на отборочные и полуфинальные игры темы соответствуют объему изучаемого материала по географии, истории и обществознанию, а на финальной игре зачастую тему предлагают сами учащиеся, выбирая наиболее значимые для них в настоящий момент проблемы. Так, например, бурно прошли дебаты на темы:

«Для женщины главное - семья»,

«Подростки 21 века – потерянное поколение» (тему предложили сами учащиеся!),

«Высшее образование должно быть платным!»

«Служба в армии: год в топку или долг Родине?»

Существенный момент – тема дебатов не должна быть очень сложной.

Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.

1. Подготовка дебатов .

Сложность дебатов как формы обучения заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе, которая включает в себя следующие этапы:

    Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.

    Определение исходного тезиса дебатов.

    Подбор, изучение и анализ основной литературы.

    Распределение ролей.

    Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов, поддержек – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта.

    Разработка экспертами критериев оценки.

    Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

На этапе подготовки дебатов особенно велика роль учителя как наставника, помощника, направляющего начала, особенно для команд-новичков, впервые участвующих в турнире, а также для учащихся 8 и 9-х классов, так как они еще не вполне могут проявить глубину и широту суждений по некоторым вопросам общественной жизни. Допускается привлечение в качестве наставников для команд и учащихся 11 класса, прошедших трехлетнюю «школу дебатов» в предыдущих турнирах.

На какой стороне – «Утверждения» или «Отрицания» будет выступать команда – решает жребий. Поэтому при выборе темы для следующей игры учащиеся должны быть готовы к отстаиванию каждой позиции.

Трудности, с которыми часто сталкиваются учителя и ученики:

Низкий уровень развития речи учащихся;

Низкий уровень коммуникативной культуры;

Низкая мотивация к самостоятельной деятельности;

Отсутствие навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения; неумение выделять главное, существенное.

Но тренер команды всегда должен помнить, что любая технология – это всего лишь средство достичь более высоких целей, ради которых эта технология и была разработана. Всё преодолимо! Нужно только набраться терпения, увлечь ребят, иногда бывает достаточным поприсутствовать на интересной игре более опытной команды или сыграть самим в первый раз.

2. Проведение дебатов .

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление.

В основу игры положена имитация классических парламентских прений. Существуют две стороны, условно называемые правительство и оппозиция (утверждение и отрицание). Правительство предлагает некий законопроект. Цель оппозиции – доказать судьям и парламенту, что данный законопроект не может быть принят. В качестве парламента выступают все собравшиеся слушатели (зрители), а в качестве судей учителя – именно они выносят окончательное решение.

Участие в дебатах побуждает к поиску новых личностных ресурсов в условиях партнерского взаимодействия. Необходимо помнить о корректном поведении спикеров. Это связано в первую очередь с тем, что участникам предписано избегать агрессивности, непродуктивного «перехода на личности», любой другой деструктивности. Это значит, что для аргументации своей точки зрения участник должен владеть различными эффективными стратегиями убеждающей коммуникации, нередко и отличным чувством юмора. Таким образом, дебаты представляются эффективным средством формирования личностно значимой позиции современных школьников.

3. Обсуждение игры. Судейство

Не победить, а убедить – вот, что достойно славы» (В.Гюго)

Судейство в дебатах осуществляется нечетным количеством судей. Игра не может закончиться вничью (за исключением случаев предварительной договоренности организаторов турнира): судья должен вынести решение в пользу одной из команд.

Решение судьи является окончательным, команды не могут аппелировать, как бы им иногда этого не хотелось сделать – ведь судейство нередко субъективно, а порой и судьи принимают решения не всегда единогласно!

Квалифицированное судейство - искусство не проще искусства полемики. Ведь осуществлять судейство, стимулируя дальнейший рост качества игры, развивая познавательную активность ее участников, а главное - обеспечивая объективность оценки непросто.

Очень важно, чтобы судья выступал лишь внимательным слушателем диалога команд, как бы временно "забыв" свои знания по данной теме.

В медицинской терминологии используется термин "обнуляться", т.е. свести свой предыдущий опыт в данной области к нулю. Тем самым он дает равные шансы командам доказать свою правоту. Для команд задача состоит убедить аудиторию, а не дебатировать с хранящим молчание в течение всей игры человеком, которому наверняка известна истина. К сожалению, случается, что судья вольно или невольно включается в игру, мысленно оппонируя тому или иному аргументу, приводя свои собственные "за" и "против", а еще хуже, используют свои убеждения в качестве критерия истины.

При вынесении своего вердикта судья обязательно должен аргументировано объяснить, почему он принял данное решение, почему одна команда была более убедительна, чем вторая!

Решение судьи, комментарии и прочая информация записывается в протокол, который по окончанию игры может быть представлен игрокам по их желанию.

Итог игры предсказать невозможно: иногда, казалось бы, изначально более слабая команда оказывается намного убедительнее опытных соперников. Большую роль здесь играет уверенность спикеров в правильности своей позиции, эмоциональность выступлений, точные вопросы, юмор и находчивость.

И в заключении хотелось бы сказать. За несколько лет работы по данной технологии в школе стало заметно, что дебаты набирают все большую популярность не только среди учащихся старшего звена, но и среди учителей-предметников, которые приходят на финальные игры даже в свой методический день. Обсуждение итогов финальной игры проходит эмоционально и с разнообразными комментариями.

Существует несколько форматов проведения дебатов. Мы ориентируемся на Всемирный формат школьных дебатов, с которым команда нашей школы впервые познакомилась на Международном турнире дебатов в Комарово.

Участие в данном турнире, а также победы в Парламентских дебатах, проводимых в течение двух лет Молодежным Парламентом Воронежской области, 3 место на 1 чемпионате «Дебаты 2015» среди команд общеобразовательных учреждений г. Воронеж, причем все 3 спикера команды вошли в десятку лучших спикеров города, встречи на Дебатах со студентами Воронежского Государственного Педагогического Университета, позволяют школьникам не только выходить на более высокий уровень, но и повышают уверенность в своих силах, самооценку и дальнейшее определение жизненного пути. Так, участница международного турнира в Комарово (Санкт-Петербург), ученица нашей школы Грошева Яна, работает помощником одного из депутатов Воронежской областной Думы.

Опыт проведения и участия в дебатах разного уровня позволяет сделать вывод о значимости и важности данной технологии, как для школьников, так и для студентов.

Желаю успехов всем начинающим на этом тернистом, но столь увлекательном пути!

    Дебаты: Учеб.-метод. комплект. – М.: Бонфи, 2001. – 294 с. (Толерантность: объединяем усилия) – Содержание: Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам: Учеб. пособие для педагогов и учащихся; Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках: Учеб.-метод. пособие для учителя.

Интернет-ресурсы

    Международная образовательная ассоциация «Дебаты» (IDEA) http :// ru . wikipedia . org / wiki /Международная_образовательная_ассоциация_«Дебаты» + http :// www . idebate . org /

Всемирный формат школьных дебатов http :// ru . wikipedia . org / wiki /Всемирный_формат_школьных_дебатов

Компьютерные игры - добро или зло? (дебаты)

ЦЕЛЬ:
научить эффективно отстаивать свою точку зрения, слушать других и уметь вести дискуссию с оппонентом в спокойной, доброжелательной манере.
ЗАДАЧИ:
Расширить общекультурный кругозор.
Развивать интеллектуальные способности.
Развивать исследовательские и организационные навыки.
Развивать коммуникативные умения.
Развивать ораторские способности.
Развивать умение работать в команде.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Выбираются 2 команды по 5 человек в каждой.
Жетоны – красные и зеленые.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительное слово ведущего.

(5 минут)
Добрый день!
Какие ассоциации возникают у нас при слове «дебаты»? Спор, дискуссия, столкновение мнений, выборы президента…
Для 100 тысяч студентов и школьников и 20 тысяч преподавателей «Дебаты» являются интересной и познавательной интеллектуальной игрой. И мы сегодня увеличим эти цифры.
Сейчас у нас состоятся дебаты. Тема: «Поколение рунет – выбирает интернет»
В игре принимают участие две команды: Команда утверждения_____________________
и Команда отрицания ___________________________

Надо помнить, что дебаты – это спор ради победы. И этот спор оценивается. Здесь будет проигравший и победивший. Поэтому задача команд в течение дебатов попытаться убедить судей в своей правоте.
Вы задаетесь вопросом: «А кто судьи?»
Приветствуем их:
Главный судья: _________________________________________
Члены судейской коллегии:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уважаемые судьи, вы на основе приведённых аргументов и качества презентации (звучания голоса, чёткости и различных ораторских приёмов) вынесете своё решение от том, кто выиграл.
По ходу игры Вы будете заполняют судейский протокол, в котором оценивают аргументы и способ доказательства этих аргументов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает

Следит за соблюдением регламента дебатов и правилами игры будет Дебатский Таймкипер -__________

Победа в дебатах всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры. И помните: главное не победа, а участие

2. Разминка

Начнем с разминки. Я задам Вам вопрос, а вы на него отвечаете экспромтом. И так вопрос: «Что такое компьютерная игра? И какие виды компьютерных игр вы знаете?

3. Выступление участников – заявление позиций.

Тема дебатов: «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?»
Для выступления Вам отводится 4 минуты. За это время вы должны высказать свою позицию по данному вопросу.

4. Перекрёстные вопросы (10 минут)

Нам Ваши позиции ясны, переходим к перекрестным вопросам участников друг другу. Каждая команда задает вопросы соперникам, времени на обдумывание ответов у вас нет, но, Ваш ответ не должен превышать одной минуты. (по 3 вопросов)

5. Вопросы гостей в аудитории

(5).
Переходим к следующему этапу наших дебатов это вопросы гостей – есть желающие задать вопросы нашим командам?

6. Оппонирование, т.е. оспаривание аргументов оппонента по 2 минуты

Переходим к следующему этапу.
Оппонировать - Выступать с возражениями кому-либо в публичной беседе, на диспуте.
Выступать с критическим разбором чего-нибудь,

7. Заключительное слово участников (1 мин.)

Сейчас мы выслушаем наши команды, которые в течении одной минуты постараются подвести итог сегодняшних выступлений.

8. Подведение итогов.

Жюри подсчитывает баллы заработанные каждой командой, а гости могут тоже принять участие в подведении итогов. У Вас есть красные и зеленые жетоны. Проголосуйте за победителей дебатов. Если вы считаете компьютерные игры вредн, то в ящик опустите красный жетон, иначе – дайте зеленый свет играм.

9. Объявление решения судей.

Слово для оглашения итогов предоставляется главному судьи.
Слово для оглашения результатов зрительского голосования предоставляется __________________

10. Заключительное слово ведущего.

Ребята! Вы сегодня были на высоте! И не важно кто победил, я считаю, что победу одержал каждый из Вас, ведь сегодня вы научились отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни. В дебатах вы научились не только говорить, но и слушать своих оппонентов. Я думаю, что сегодняшняя игра помогла получить знания и умения, необходимые для успешной жизнедеятельности в современном обществе. Действительно, дебаты учат многому, и не просто учат, а развивают. Удачи вам! Спасибо за игру!
С

УДЕЙСКИЙ ПРОТОКОЛ

Название команды утверждения_______________________________________________

Название команды отрицания_________________________________________________
содержательность аргументов
правильность тезисов умение задавать вопросы красноречивость жестикуляция зрительный контакт Убедительность соблюдение регламента наличие речевых ошибок излишняя агрессивность Уважение к сопернику
Итого:

Разминка команда утверждения
команда отрицания
Заявление позиций команда утверждения
команда отрицания
Перекрёстные вопросы команда утверждения
команда отрицания
Вопросы гостей в аудитории команда утверждения
команда отрицания
Заключительное слово участников команда утверждения
команда отрицания
Оппонирование
команда утверждения
команда отрицания
команды утверждения _______________
Общий балл: Судья ___________ ____________________________
команды отрицания______________ подпись расшифровка

ИТОГОВЫЙ СУДЕЙСКИЙ ПРОТОКОЛ ДЕБАТОВ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

Команда утверждения команда отрицания
Протокол № 1
Протокол № 2
Протокол №3
Протокол №4
Протокол №5

(могут быть использованы и для убеждающих выступлений )

Что дал России большевизм

Нужно ли платное образование

Как следует изучать историю

Научить можно всех

Кто не может быть студентом

Нужно ли нам изучать (учебный предмет)

Нужны ли вступительные экзамены

Почему мы плохо знаем иностранные языки

Есть ли стыдные профессии

Нужна ли религия обществу?

Есть ли будущее у народной музыки (или другого музыкального направления)

Полезно ли вегетарианство

Должна ли быть в обществе безработица

Как надо относиться к нищим, бомжам

Всем ли надо иметь среднее образование

Нужна ли свободная посещаемость

Нужен ли суд присяжных

Способна ли тюрьма исправить

Нужна ли смертная казнь

Нужна ли школьная форма

Строить ли атомные электростанции

Должна ли свобода быть полной?

Может ли рынок быть регулируемым

Есть ли польза от многопартийности

Непобедима ли коррупция

Должна ли земля быть частной собственностью

Можно ли избежать конфликта поколений

Как жить, не ссорясь

Есть ли у нас демократия

Может ли свобода слова быть полной

Надо ли запретить аборты

Почему люди пьют

Можно ли победить пьянство

Можно ли искоренить преступность

Можно ли победить коррупцию

Нужна ли обществу сильная вертикаль власти

Афоризмы для учебных выступлений

Человек, который изо всех сил старается прожить без врагов, теряет друзей (Ю. Яковлев, писатель).

Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев).

Подлецы редко бывают веселыми людьми (М. Горький).

Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери (Г. Сковорода).

Попробуйте сказать, что хотите, - всегда найдутся люди умные и образованные, которые станут говорить противное (Н. Г. Чернышевский).

Опыт - как клюка, помогает ходить, но мешает летать.

Посредственность обыкновенно осуждает все, что выше ее понимания (Ларошфуко).

Указую господам сенаторам речь в присутствии держать не по писаному, а только своими словами, дабы дурь каждого всякому видна была (Петр I).

Я прожил долгую жизнь и не снес ни одного яйца. Но это совсем не значит, что я не могу судить о качестве яичницы (Б. Шоу).

Не бывает мрачных времен, бывают только мрачные люди (Р. Роллан).

Если голодному человеку вы дадите рыбу, то он будет сыт один день, но если вы научите его ловить рыбу, он будет сытым всю жизнь (индийская мудрость).

Даже лишенный собственных мыслей и собственной индивидуальности человек в ту минуту, когда его наделяют властью, приобретает сущность и содержание... Власть, кредит, слава создают индивидуальность и лицо тому, кого природа лишила этих свойств (Л.. Фейхтвангер).

Если кто-то плюнул сзади на мой фрак, дело моего лакея смыть плевок (А. Пушкин).

Я точен, когда иду на свидания, потому что заметил, что те, которые ждут, не думают ни о чем другом, как о недостатках людей, заставляющих их дожидаться (Буало).

Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа).

Когда глупые люди делают что-то, чего они стыдятся, они оправдываются тем, что выполняют свои обязанности (Б. Шоу).

Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее (В. Гете).

Просто невероятно, как сильно могут повредить правила, едва только наведешь во всем слишком строгий порядок (Г. Лихтенберг).

Опираться нужно только на то, что оказывает сопротивление (Стендаль).

С людьми нужно обращаться лучше, чем они того заслуживают.

Кто не видит хорошего в других, тот не имеет его сам.

Если меня лягнул бы осел, разве я стал бы подавать на него в суд? (Сократ)

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В. О. Ключевский).

Правила поведения для подчиненных: Пункт 1. Босс всегда прав. Пункт 2. Если босс неправ, см. пункт 1. Пункт 3. Пункты 1 и 2 обсуждению не подлежат.

Утверждение не станет истиной лишь оттого, что мы повторяем его снова и снова. Оно не приблизится к истине, даже если поставить его на голосование (С. Паркинсон).

Не спорь с собеседником, по какой стороне улицы идти, - иди по той стороне улицы, по которой хочет он, но веди его туда, куда надо тебе.

В смутные года всегда слепец идет за сумасшедшим (В. Шекспир).

Три заповеди успеха в делах: никому не верь, ни него не бойся, ничего ни у кого не проси (С. Федоров).

Всегда найдутся эскимосы, которые разработают для жителей Конго инструкцию, как вести себя во время жары (С. Лец).

Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входит еще узда и кнут (С. Лец).

Чем мельче жители, тем более великой кажется им империя (С. Лец).

Говорят, у потерявшего зубы несколько свободнее язык (С. Лец).

Свобода есть возможность делать все, что законы позволяют (Екатерина II).

Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить (Г. Форд).

Наши неудачи поучительнее наших удач (Г. Форд).

Постоянная важность- признак посредственности (Вольтер).

Если в голове нет мыслей, то глаза не видят фактов (И.Павлов)

Среди нас есть люди, находящиеся на разных ступенях развития (М.Жванецкий)

Не может быть утверждения более нелепого и вредного для человечества, как то, что все люди равны. В природе нет двух предметов, абсолютно равных (Г. Форд).

На производстве действует принцип: «Дай мне мое, а я еще и прихвачу». Он принят на вооружение всеми сотрудниками - от правления компании до рабочих (Н. Тичи, М. Деванна, американские менеджеры).

Политический руководитель отвечает не только за то, как он руководит, но и за то, что делают руководимые им (В. И. Ленин).

Нация рушится изнутри, если ее граждане начинают просить у правительства то, что могут получить сами (Р. Рейган).

Гремит пустая посуда (Я.А.Коменский).

Есть два способа разложить нацию: первый - это наказывать безвинных, второй - не наказывать виновных (Ф. Энгельс).

Люди высокой культуры не враждебны к чужому мнению и не агрессивны (Д. С. Лихачев).

Кто много мыслит, тот непригоден в качестве члена партии: своей мыслью он легко пробивает границы партии (Ф. Ницше).

Для глупого лба по праву необходим, в виде аргумента, сжатый кулак (Ф. Ницше).

Сильные струи увлекают за собой много камней и хвороста, сильные умы - много глупых и запутанных голов (Ф. Ницше).

У всякого дела - четыре стадии: 1. Шумиха. 2. Неразбериха. 3. Наказание невиновных. 4. Награждение непричастных.

Не удастся все время дурачить народ (А. Линкольн).

Трудно определить, что такое демократия. Она подобна жирафу. Раз посмотришь - и уже больше ни с чем не спутаешь.

Люди - плавающие горшки: один бьется о другой (В. Гете).

Надо, чтобы руководитель, специалист и интеллигент были одним и тем же лицом (М. Жванецкий).

Для того, чтобы иметь много денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь совести (Талейран).

Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами (Н.Озеров, поэт).

Ум теряет все свое очарование, если он проникнут злостью (Р. Шеридан).

Посторонние люди оказываются справедливее друзей (Л. Вовенарг).

Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным мстят (Паганини).

Обычно люди только в крайнем случае отдают должное достоинствам других (Л. Вовенарг).

Ум острый, но не широкий выскакивает вперед на каждом шагу, но двигаться вперед не может (Р. Тагор).

Не стыдно учиться, стыдно не знать.

Люди ненавидят тех, кому они вынуждены лгать (В Гюго).

Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть (Л. да Винчи).

Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости (А. Шопенгауэр).

Бездарные люди - обычно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного и не зная, что и как делать, они требуют от других совсем невозможного (В. О. Ключевский).

Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора (Ларошфуко).

Все купцы в мире исповедуют одну религию (Г. Гейне).

Я поставил себе в правило верить лишь в то, что понимаю (Б. Дизраели).

Страсть к власти идет не от силы, а от слабости (А. Фромм).

Вести народ легче, чем сдвинуть его с места (Д. Финк).

Агрессия – оборотная сторона страха.

Когда нечего красть, вор - блюститель закона (Талмуд).

Кто никогда не наживал врагов, тот никогда ничего не делал (П. Муни).

Седина - признак старости, а не мудрости.

Знания, за которые платят, запоминаются лучше.

Я никогда не отказываю. Я никогда не возражаю. Я просто забываю (Б. Дизраели).

Обращение с евреями в каждой стране - термометр ее цивилизованности (Наполеон).

Каждый человек - как буква в алфавите; чтобы образовать слово, надо слиться с другими.

Покорная жена повелевает мужем (Б. Дизраели).

Молчаливая женщина - подарок Божий (Апокрифы).

Если бы не способность забывать, человек так никогда бы и не отделался от печали (А. Бахья).

Бога мы сердим нашими грехами, людей - достоинствами.

Восток - истинный хитрец, он почитает маньяков как пророков, мы же смотрим на пророков, как на маньяков (Г. Гейне).

Каждая догма имеет свой час, вечны лишь идеалы (И. Зангвил).

Когда из комнаты уходит зануда, кажется, будто кто-то входит.

Иллюзия, то есть заблуждение, а не знание-вот что приносит удовлетворение и счастье (С. Цвейг).

Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности (А. Эйнштейн).

Нет такой истины, которая не может быть искажена (Спиноза).

Искусство начинается там, где познание сливается с любовью или ненавистью (Л. Фейхтвангер).

Истина не становится значительнее от частого повторения (М. Маймонид).

Обаяние первой любви обусловлено незнанием того, что она может когда-нибудь кончиться (Б. Дизраели).

Никакая любовь, кроме любви интеллектуальной, не может быть вечной (Спиноза).

То, что мы называем общественным мнением, является, в сущности, общественной эмоцией (Б. Дизраели).

Если бы люди догадывались, что о них думают другие, они бы перебили друг друга.

Чем больше нищеты, тем больше надежды (Шолом-Алейхем).

Национализм - разновидность детской болезни: это корь человечества (А. Эйнштейн).

Там, где много людей, много и невежества (У. Д’Акоста).

Люди ненавидят то, чего, не понимают (А. Ибн Эзра).

Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили (А. Эйнштейн).

Я пребываю в одиночестве, которое тягостно в юные годы, но сладостно в зрелые (А. Эйнштейн).

Многие жалуются на свою внешность, и никто - на мозги.

Что может знать рыба о воде, в которой плавает всю жизнь? (Эйнштейн).

Бойся того, кто боится тебя.

Умирать за убеждения - дело воина. Миссия писателя - передавать их другим (Л. Фейхтвангер).

Споры не означают ошибочности утверждения, равно как всеобщее согласие - его правильности (Б. Паскаль).

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают больше, нежели те, которые пришли в голову другим (Б. Паскаль).

Юность - не пора жизни, а свойство ума (С. Ульман).

Счастье - это состояние души.

Человек устает от всего и даже от любви. Эту истину полезно пропагандировать, потому что многим молодым, да и старым людям она, по-видимому, неизвестна (А. Моруа).

Есть одна вещь, которая важнее свободы - это порядок (В. Гете).

Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их (А.Чехов).

Кто решился действовать, тому обычно сопутствует удача. А кто только и делает, что рассуждает обо всем и медлит, вряд ли окажется победителем (Геродот).

Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле, мы не бессильны, а безвольны (Ф.Ларошфуко).

Безвыходность положения чаще всего заключается не в отсутствии выхода из него, а в неспособности его найти (Э. Севрус).

Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие (Аристотель).

Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают (Г. Лихтенберг).

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай (А.Чехов).

Самое большое преступление – это безнаказанность (Б.Шоу).

Самая большая ошибка заключается в том, когда человек считает себя во всем абсолютно безупречным (Т.Карлейль).

Остерегайтесь незначительных расходов; маленькая течь потопит большой корабль (Б.Франклин).

Мы знаем бесполезных вещей больше, чем необходимых (Л.Вовенарг).

Тому, кто не умеет ладить с людьми, нельзя заниматься бизнесом, потому что именно люди нас окружают (Ли Якокка)

Здоровый нищий счастливее больного короля (А. Шопенгауэр)

Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут (А.Паре).

Небольшая сумма, данная взаймы, делает должника другом, большая – врагом (Сенека).

Человек молод и стар в зависимости от того, каким он себя ощущает (Т.Манн).

Лучший способ избавиться от врага – сделать его другом (Генрих IV).

Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять его хорошо (И.Гете).

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей (Ф.Вольтер).

Не тот друг, кто жалеет, а тот, кто помогает(Т. Фуллер)

Нет ничего опаснее дурака, который пытается изобразить умного (И. Гете)

Самая глупая женщина может сладить с умным мужчиной, но с дураком может сладить лишь самая умная (Р. Киплинг).

Завистник сам себе враг, созданного им самим, потому что страдает от зла (Ш. Монтескье).

Руководить надо так: расставить людей и не мешать им работать (проф. И.П.Распопов).

Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок (И.Гете).

Любовь подобна удаче: она не любит, чтобы за ней гонялись (Т.Готье).

Образ жизни, который ведут некоторые люди, убедительно подтверждает гипотезу о том, что они произошли от обезьяны (Э.Севрус).

В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных (Ф.Бэкон)

Собственно говоря, лишь очень немногие живут сегодняшним днем. Большинство готовится жить позднее (Д.Свифт).

Надо много учиться, чтобы понять, что знаешь мало (М.Монтень).

Афоризмы об общении и риторике

Кто не умеет говорить, карьеры не сделает (Наполеон).

Риторика – это искусство управления умами людей (Платон).

Речь – это показатель ума (Сенека).

Поэтами рождаются, ораторами становятся (Цицерон).

Мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их (Г.Гейне).

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают больше, нежели те, которые пришли в голову другим (Б.Паскаль).

Мнения, которые мы высказываем о других, свидетельствуют о том, что представляем из себя мы сами (А.Граф).

Речи с кафедры студентов считаю полезными только и единственно для тех из них, которые сами готовятся служить по ученой или учебной части; для прочих же считаю сие решительно вредным и не могу дозволить продолжать сего, ибо оно вселяет в них привычку и желание блистать красноречием, что противно духу наших постановлений и вовсе бесполезно (Николай I.) (Мнения русских о самих себе. Сост. К. Скальковский. М., 2001,с. 246)

Спор нельзя устранить другим спором, так же, как бешенство одного нельзя устранить бешенством другого. Необходимо убеждать (Антисфен).

В хорошем рассказе, как и на военном корабле, не должно быть ничего лишнего (А. Чехов).

Убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа (Б.Бартон).

В устную речь можно вложить еще более тонкий смысл, чем в письменную (Ж.Лабрюйер).

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах (Плутарх).

Длинная речь также не продвигает дела, как длинное платье не помогает ходьбе (Ш.Талейран).

Язык – самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем рана от слова.(П.Кальдерон)

Мы еще не созрели для публичных обсуждений (Е.Ламанский, управляющий госбанком России. Конец 19-го века).

Если хочешь быть известным - задавай вопросы.

Если человек способен выслушивать оскорбление с улыбкой, он достоин стать вождем (Н. Брацлав).

Тот, кто много разговаривает, говорит обычно о себе.

Дураков опровергают фактами, а не аргументами (И. Флавий).

Люди обзаводятся мнениями так же, как дети усваивают азбуку, - путем многократного повторения (Браунинг).

Люди делятся на две половины. Одни, войдя в комнату, восклицают: «О, кого я вижу»; другие: «А вот и я!» (Э. Ван Берен).

Джентльмен - это человек, который может не соглашаться, оставаясь при этом приятным (Американское изречение).

Из двух сорящихся более виноват тот, кто умнее (В. Гете).

Кто много говорит, тот говорит много глупостей (П.Корнель).

Мудрено пишут только о том, чего не понимают (В.Ключевский).

Любой текст от сокращения выигрывает (проф. З.Д.Попова).

Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа (М.Жванецкий).

Сила у тебя, Федя, в словах есть, но ты расставить их не умеешь (М.Жванецкий).

Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать (К.Морли).

Сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью (П.Сопер).

В публичной речи надо сказать, что нужно, и не сказать, что не нужно (Цицерон).

Не следует требовать от оратора точных доказательств, точно так же, как от математика не следует требовать эмоционального обсуждения (Аристотель).

Бывают люди, которых надо ошеломить, чтобы убедить (Гельвеций).

Большего всего лают беспородные собаки.

Не говори « у меня мало времени, а то бы я рассказал вам…», так как эта трудность преодолевается оратором на этапе подготовки.

Оратора, соблюдающего регламент, все любят.

У того, кто соблюдает регламент, всегда хороший доклад.

С регламентом не спорят.

Кто говорит кратко, тот говорит правильно.

Соблюдающий регламент дарит слушателям несколько минут жизни.

Есть люди, которых нельзя слушать; есть люди, которых можно слушать; а есть люди, которых нельзя не слушать.

Основная использованная литература

Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2001.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче... М., 1984

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.

Далецкий Ч. Практикум по риторике. Москва, 1996.

Зимняя И.А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. М., 1970.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять па людей, выступая публично. М., 1989.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.

Криксунова И. Создай свой имидж. СПб.,1997.

Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. Екатеринбург, 1999.

Купина Н.А., Матвеева Т.В. Русское красноречие. Хрестоматия. Екатеринбург, 1997.

Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996.

Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

Педагогическая риторика /Под ред. Н.А.Ипполитовой. М., 2001.

Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.

Снелл Ф. Искусство делового общения, М., 1990.

Сопер Поль А. Основы искусства речи. М. , 1992.

Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2010.

Стернин И.А. Практическая риторика. Изд.5, доп. и испр. М., «Академия», 2008.

Стернин И.А. Деловое общение. Воронеж, 2009.

Тарасов Е.Ф. Анализ лекционной аудитории. М., 1984.

Ушакова Н.В. Козлов Н.И., Егидес А. П. Основы психологии общения. М., 1990.

Эрнст О. Слово предоставляется вам. М., 1998.

Юнина Е.А., Сагач Г.М. Общая риторика. Пермь, 1992.

От автора
Тема 1. Понятие публичного выступления. Виды публичных выступлений
Тема 2. Основные требования к публичному выступлению
Тема 3. Работа над речевой формой выступления
Тема 4. Подготовка к публичному выступлению
Тема 5. Начало выступления
Тема 6. Поведение оратора в аудитории
Тема 7. Поддержание внимания в ходе выступления
Тема 8. Завершение публичного выступления
Тема 9. Аргументация
Тема 10. Информационное выступление, его основные особенности
Тема 11. Рекламное выступление
Тема 12. Рассказ о себе
Тема 13. Рассказ о событии
Тема 14. Протокольно-этикетное выступление и его основные особенности
Тема 15. Представление гостя
Тема 16. Похвальное слово
Тема 17. Развлекательное выступление, его основные особенности

Поиск на сайте:
Тема 18. Убеждающее выступление, его основные особенности
Приложения
Темы для учебных публичных выступлений
Темы для дебатов и дискуссий

Все родители хотят, чтобы ребенок вырос успешной и самодостаточной личностью. Кто-то усиленно читает советы о том, кто-то делает акцент на финансовую грамотность, кто-то - на учебу. В борьбе за место под солнцем все средства хороши. И начинать подготовку к жизни нужно с самого детства, а потом перейти на новый «левел» в подростковом возрасте. Есть пять важных тем, о которых родители обязательно должны поговорить с подростком. Уделите им времени по максимуму.

ОТНОШЕНИЯ

Возможно, это одна из самых сложных тем для обсуждения с кем-либо, а особенно с подростком. Отношения бывают разными: личными, дружественными, профессиональными, интимными, духовными, эмоциональными. И от того, как дети поймут все эти «уровни», зависит, как сложится их жизнь. Отношения могут сделать человека счастливым, а могут и разрушить его счастье. Даже если у родителей богатый опыт в вопросе отношений, для подростков это может не иметь значения. Хотя, если бы они прислушивались к ним, их жизнь была бы гораздо проще. Да, иногда лучший учитель - собственные ошибки. Но все же с подростками нужно говорить о том, как создавать и развивать здоровые отношения. Это очень щепетильная тема, поэтому стоит научиться .

УВАЖЕНИЕ К СЕБЕ И ДРУГИМ ЛЮДЯМ

Об уважении стоит говорить с детьми с самого раннего возраста. Конечно, когда ребенку 6 лет, эта тема звучит иначе, нежели, когда ему 13 или 14. Уважение к себе и другим зависит от понимания того, что человек сам руководит своей жизнью. Объясните подростку, что, позволяя людям использовать его, он не сможет расти и развиваться. Также поговорите с ребенком о том, кто он и почему отличия между людьми - всего лишь отличия, и если человек другого роста или цвета кожи, это не значит, что он хуже или лучше. Учите подростка видеть и принимать людей такими, какие они есть, не осуждая. Именно так можно повысить уважение к себе и другим.

ОБУЧЕНИЕ

Обучение, а не только образование, важно. В подростковом возрасте у детей есть время, чтобы подумать над тем, чем они хотят заниматься, когда вырастут, в какой хотят поступить ВУЗ и над другими вопросами о будущем. Во многих странах уже со средней школы начинается «проработка» разных вариантов, детям дают возможность найти себя и быть более подготовленными, когда придет время поступать в высшее учебное заведение. Родителям стоит поощрять подростков, чтобы они посещали открытые лекции, стажировки и использовали другие возможности. Но также объясняйте, что обучение не заканчивается с получением диплома. Обучение - это образ жизни.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В современном мире детям и взрослым необходимо умение обращаться с деньгами. Родители могут действительно помочь подросткам, развивая и денежные привычки. Разговор с подростком о финансах убережет его от массы головных болей в будущем. Говорить о деньгах никогда не слишком рано. Начните со сберегательного счета. Предложите откладывать половину от любых доходов или денежных подарков. Подросток, который умеет обращаться с деньгами, понимает их стоимость. В этом возрасте можно рассказать ребенку о банковских счетах, сбережениях, кредитах наличной и безналичной оплате.

Деловая игра для подростков «Дебаты»


В игре принимают участие две команды по 8-10 человек. Предварительно обе команды знакомятся с правилами игры, договариваются о теме дебатов (она должна быть актуальной и интересной подросткам). Сообща команды выбирают или разрабатывают тезис, который будет лежать в основе спора. Смысл спора заключается в маленькой частице отрицания «не», которая и провоцирует команды на поиск аргументов и контраргументов. При этом команды готовят материалы для обеих позиций, так как вопрос об игровой роли решается только в день встречи путем жеребьевки.

Во время встречи одна из команд представляет систему доказательств (кейс) в защиту выдвинутого тезиса и пытается убедить участников и Совет справедливых в правильности своей позиции - это команда «Утверждение» («У»). Вторая команда критикует позицию оппонентов и стремится обосновать аргументами свою позицию - антитезис. Соответственно, эта команда - «Отрицание» («О»). Окончательное решение принимает Совет справедливых, в который помимо организаторов акции входят приглашенные специалисты по теме дебатов, а также по одному представителю от играющих команд.

Игровые роли: в каждой команде выбирается по три спикера и по одному представителю направляется в состав Совета справедливых. Обязательно нужен протоколист, который бы на доске или листе ватмана фиксировал основные тезисы спикеров. Ведет игру один или двое ведущих, их подготовка имеет большое значение. Спикеры выступают по очереди, каждый из них ведет только свою часть спора, командам выделяется время для вопросов в определенное время. Судейство в дебатах имеет важное значение, поэтому критерии оценок должны быть очень четкими.

Педагогические возможности. Дебаты берут свое начало из древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас дебаты используют для получения знаний и умений, необходимых для активной жизни в современном демократическом обществе.

Игра «Дебаты» помогает подросткам развить умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии. «Дебаты» формируют готовность противостоять «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Игра позволяет тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, слышать и правильно воспринимать другого человека, помогает достичь понимания того, что другая позиция тоже имеет право на существование. Как командная, игра учит взаимодействию, работе в команде, развивает умение делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать и поддерживать друг друга.

Отличительными признаками дебатов являются: соблюдение строгого временного лимита, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки.

Игра требует серьезной информационной подготовки, поэтому состоит из нескольких этапов:

1. Советы, как лучше подготовиться к игре, объяснение правил игры «Дебаты», формирование команд.

2.Встреча команд: обсуждение и выбор темы-тезиса. Тема должна соответствовать следующим условиям: четкость в формулировке, отсутствие разночтения, перспективность для обсуждения, значимость для участников и зрителей. Кроме того, тезис должен звучать так, чтобы простым прибавлением частицы «не» из него могло получиться противоположное утверждение.

3.Самостоятельная работа команд: формирование кейса - системы аспектов, аргументов, поддержек, которые пригодятся команде для доказательства правильности и обоснованности своей позиции. Поиск и отбор необходимой информации, посещение консультационных пунктов. Подготовка демонстрационных материалов (таблиц, карт, схем).

4. найденных материалов, обсуждение, распределение ролей на игру.

5.Дебаты.

6.Подведение итогов игры, выступление Совета справедливых. Поощрение игроков.

Способ формирования команд - жеребьевка. Чтобы команды получились равносильными, можно провести небольшую викторину, где ребята лучше узнают друг друга, увидят возможности каждого. В состав команды могут входить 8-10 человек.

Организацию игры берет на себя творческая (инициативная) группа. Ребята вместе с педагогом дорабатывают идею игры, составляют план подготовки и проведения дела, распределяют между собой обязанности, намечают дату и время проведения.

На сборе-старте организаторы проводят небольшую игру-викторину для знакомства участников и проявления ими своих знаний и умений. Затем рассказывают, почему они выбрали именно игру «Дебаты», объясняют ее правила и особенности. Чтобы команды получились равносильными, можно провести жеребьевку, причем отдельно среди мальчиков и среди девочек.

После того как команды сформировались, можно приступить к обсуждению и выбору темы-тезиса . Тема должна быть четкой по формулировке, перспективной для обсуждения, актуальной для участников и зрителей. Кроме того, тезис должен звучать так, чтобы простым прибавлением частицы «не» из него могло получиться противоположное утверждение.

Например, тезис «Дети стали хуже». Ищем, куда лучше вставить частицу «не», чтобы получилась интересная для обсуждения тема: «Не дети стали хуже», «Дети не стали хуже», «Дети стали не хуже». Выбираем подходящий вариант.

Во время самостоятельной работы команды занимаются формированием кейса. Участники команд сначала обговаривают общую идею, обсуждают, как лучше представить выбранный тезис и его антипод, какими фактами, статистикой и цитатами можно его доказать. Вспоминают, что и где они видели и слышали, какую информацию можно включить, каким материалом можно воспользоваться, где его можно найти. Затем формируются три рабочие группы: первая готовит материал, определяет, как лучше объяснить тему дебатов, какой аспект из этой темы лучше вынести на обсуждение, подбирает необходимые ключевых понятия. Например, в теме «Дети стали хуже» надо найти ответы на вопросы: о каких детях будем говорить (возраст, социальное положение, если «хуже», то в чем - здоровье, умственные и творческие способности).

Вторая группа ищет аргументы для подтверждения своей позиции, т.е., если дети стали хуже, то в чем, чем мы можем это подтвердить.

Третья группа подбирает варианты контраргументов, которые могут выдвинуть соперники, и ищет на них ответы. Идет сбор информации, подыскивается необходимый реквизит.

Начинают свою работу консультационные пункты. В них могут работать как члены творческой группы, так и привлеченные ими «знатоки» - люди, хорошо разбирающиеся в тех или иных вопросах (ребята - представители регионов, взрослые).

После самостоятельной работы команды собираются на своем рабочем месте, группы отчитываются, что удалось сделать, начинают разработку своего выступления. Можно использовать таблицы, графики, мультимедийный проектор. Выбираются спикеры и представитель команды в Совет справедливых (жюри).

Наступает время дебатов. Ведущий приветствует собравшихся, говорит о важности той работы, которую провели команды, оглашает порядок выступления, договаривается о регламенте, представляет Совет справедливых. Начинает игру спикер команды «Утверждение». После обозначения позиций команды первыми спикерами никакие изменения и дополнения другими спикерами уже привнесены быть не могут!

Ниже в таблице приведено содержание всего процесса игры.

Ход игры

Игровая роль

Команда «Утверждение»

Команда «Отрицание»

Время

Спикер-1

Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему («Мы считаем, что…) и те аспекты, которые предлагают вынести на обсуждение (Нам кажется, что сегодня следует обсудить…).

Предлагает ввести в игру ключевые понятия (Когда мы говорим…, то это значит…, мы имеем в виду…).

Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему («Мы не согласны с позицией наших оппонентов, и считаем, что…), предлагает свои аспекты, которые хочет вынести на обсуждение (Нам кажется, что сегодня следует обсудить…).

Соглашается с ключевыми понятиями команды оппонентов или предлагает ввести новые.

Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса (протоколист их фиксирует).

5 мин.

Ведущий-1

Уточняет ключевые понятия, названные каждой командой. Приводит команды к договоренности.

Ведущий-2

Уточняет основной аспект разговора: «Итак, на наших дебатах сегодня речь пойдет о…»

Спикер-2

Дает развернутую аргументацию всех трех тезисов, названных первым спикером своей команды.

7 мин.

Ведущий-1

Предлагает раунд вопросов, которые задают вторым спикерам игроки противоположной команды. Вопросы должны быть вежливыми по форме, начинаться со слов «Правильно ли я вас понял…», «Как вы думаете…», «Не кажется ли вам, что…». Ответ на вопрос должен быть обоснованным.

Спикер-3

Опровергает доводы и аргументы команды соперников.

Завершает свою речь повтором позиции своей команды: «Таким образом, что бы ни говорили наши соперники, мы считаем…»

Опровергает доводы и аргументы команды соперников. Завершает свою речь повтором позиции своей команды: «Таким образом, что бы ни говорили наши соперники, мы считаем…»

7 мин.

Ведущий-2

Предлагает участникам команд выступить с новыми аргументами в защиту своего тезиса, если они у них есть. Каждый игрок имеет право высказать не более одного аргумента. Аргументы должны быть сформулированы в одно предложение.

6 мин.

Спикер-1

Делает резюме выступления своей команды и называет те аргументы своих спикеров, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции своей команды.

3 мин.

Ведущий-1

Делает резюме выступлений обеих команд. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, обращает внимание на те моменты, которые стали камнем преткновения.

Совет справедливых

Подводит итоги. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, сравнивает аргументацию команд, отмечает сильные и слабые места выступлений обеих команд, объективность приведенных аргументов и поддержек.

Награждает как отдельных спикеров, так и команду-победительницу

3 мин.

Итого

по времени

1,5 часа

Затем члены творческой группы проводят коллективное обсуждение игры: спрашивают участников, понравилась ли им игра, что нового они узнали, где и как можно применять данную форму игры, чему она учит, помогает, способствует.

После этого каждому участнику выдается по одному значку, который он должен вручить тому человеку из своей группы, который, по его мнению, внес наибольший вклад в работу команды. Ребята, получившие наибольшее количество значков, становятся участниками третьего этапа акции.

Свое слово должны сказать и члены творческой группы, наблюдавшие за работой советов. Они могут предложить в состав новой команды еще несколько человек, хорошо проявивших себя в ходе подготовки или во время дебатов.

Темы для дебатов:

Детские организации - лучший путь воспитать личность.

Телевидение разрушает нравственность молодого поколения.

В городе жить лучше, чем в деревне.

Коррупция ведет к стабильности государства.

Владимир Путин - эффективный лидер.

Надо запретить Интернет.

Надо сделать Интернет бесплатным.

Школьная форма оправдана.

Атомные электростанции оправданы.

Смертная казнь в России нужна.

СМИ - под жесткий контроль государства.

Граждане России имеют возможность участвовать в корректировке законов.

Учащейся молодежи нужна материальная поддержка государства.

Альтернативная военная служба и предоставление отсрочек по призыву в связи с учебой и семейным положением нужны.

Социальное неравенство между подростками существует.

Проблема взаимоотношений между детьми и родителями разрешима.

Употребление нецензурных выражений в обществе растет.

Каждый сегодняшний подросток может стать руководителем государства.

Лучше начинать с простых тем, например

Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным.

Жить в большом городе лучше, чем в маленькой деревне.

Жалость унижает.

Людям нужны сказки.

Жизнь - это игра.

Человек - царь природы.

Родители должны нести ответственность за преступления своих детей.

Обучение в старших классах должно быть профильным.

Зима лучше, чем лето.

Зоопарки нужно запретить.

Интернет, СМИ, взаимоотношение подростков между собой и с родителями, интересуют их больше всего.

Начинаем с детьми играть на тему "В современном обществе модно быть воспитанным человеком". Трудновато для восприятия, но понравилось!

Интересно прошли в школе дебаты по темам:

Служба в армии- за и против.

Моя будущая профессия- для души или для денег.

Легко ли быть молодым?

В рамках изучения обществознания на уроках проводила дебаты:

Смертная казнь - за и против.(10 кл)

Кто виноват, что подростки становятся преступниками- сами дети или взрослые?(7 кл)

Что лучше для прогресса - реформы или революции?(8 кл)

Кризис семьи-реальность? (9 кл)

Демократическое ли государство РФ?(11 кл)

Мы немного упростили ход. Ученикам 8-9 класса разрешили выступать 3 минуты, отменили отказ от вопроса (меньше правил и больше ответственности). Главное, чему учим детей (и взрослых, которые участвуют в качестве зрителей или судей) - это вежливость и спор с аргументами, а не со спикером. Пресекаем сразу оценивание, осуждение, высказывания по поводу речи выступающего. Это очень важно, иначе ребёнок, особенно стеснительный, больше не станет играть.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!