Поддержка творческих способностей ребенка в изобразительной деятельности. Педразвитие

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Архиповой Елены Сергеевны

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» комбинированного вида р.п. Маслянино, 2016г.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет свою собственную фантазию. И нам, взрослым, не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. И поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка нам, педагогам, нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, поэтому выбрала направление в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и практически не зависит от умения и способности. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Поэтому главной целью своей работы вижу в формировании у детей творческой личности, через нетрадиционную технику рисования. Исходя из цели, я определила следующие задачи работы с детьми:

  • Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования
  • Формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования
  • Формирование эстетического вкуса, творчества и фантазии
  • Развитие ассоциативного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения
  • Совершенствование технического умения и навыков рисования
  • Выработка художественного вкуса и чувства гармонии.

Основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в детском саду по программе «Детство» определяет ключевые задачи в изобразительном развитии наших воспитанников:

  • Развитие у детей желания участвовать в образовательных ситуациях, и рисовать как совместно с взрослыми так и самостоятельно
  • Создание условий для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуашь, цветные карандаши и т.д.) , развитие мелкой моторики и умения использовать подручные инструменты.

Для реализации поставленных задач мною разработан перспективный план изобразительных занятий с детьми (приложение №1) . В него входит нетрадиционная техника рисования, которая способствует развитию у детей интеллекта, умению нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Так же я включила в занятия по изобразительной деятельности применение игровых приемов, которые способствуют повышению роста профессионального мастерства педагога, так как требуют от него мастерского владения данными технологиями в организации учебно-воспитательного процесса (приложение №2) . Наблюдения за детьми показали, что использование игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности детей развивают творческие способности дошкольников, повышают мотивацию обучающихся к их освоению, что в свою очередь приводит к качественному результату, а воспитательно-образовательный процесс становится интересным и непринуждённым. Цель данных занятий создать необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок посещающий детский сад на завершении ступени образования был не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому виду деятельности.

Вторая часть – пальчиковые игры, дидактические игры.

Третья часть - Самостоятельная, творческая работа детей на заданную тему, в ходе которой продолжается индивидуальная работа по формированию технических умений и навыков, знакомство с композицией рисунка.

Четвертая часть – итог занятия. Рассматривая получившиеся рисунки, стараюсь найти возможность выслушать всех детей, которые хотят рассказать о своих впечатлениях.

Во время обучения детей нетрадиционной технике рисования и применение нетрадиционных материалов практика показала, что техника способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно. Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком (приложение №3) .

Один раз в месяц провожу с детьми ознакомление с каким – либо разделом изобразительного искусства. Эта форма работы включает в себя различные виды искусства: музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры, которые осваиваются детьми в игре (приложение №4) .

Особенность эстетической игры в том, что создается мнимая ситуация, «действие в воображаемом поле» , которым может быть сказка, произведение музыкальное или живописное. «Отправляясь» в пространство картины, мы с детьми решаем, что нужно с собой взять, как одеться, кого можем встретить. Такое виртуальное путешествие дает возможность ребенку самому, при минимальной подсказке взрослого, раскрыть образное содержание картины.

Так дети по-разному «собирались» в путешествие по картинам И. И. Шишкина «На Севере диком стоит одиноко» , «Зима» . Для вхождения в игровую ситуацию придумываю сюжет, в котором ребенок примеряет на себя различные роли. Персонажем может быть капля дождя, лист, облако, ручеек и т. д. В процессе игры ребенок, синтезируя и творчески преобразовывая впечатления, создает собственные образы. Во время игровых действий, перед малышом ставятся творческие задачи: «Нарисуй, как танцуют (дрожат) линии. Нарисуй красками звучание духового оркестра (маленькой дудочки) » .

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Деятельность с детьми: это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

С 2016 года с детьми старшей и подготовительной группы провожу кружковую работу на тему «нетрадиционной техники рисование» . Часть 1, Часть 2, направленную на всестороннее, гармоничное развитие детей.

В программу входят нетрадиционные виды рисования: «Набрызг» - (рисование зубной щёткой) , «Расчесывание краски» - (рисование специальным гребешком или обыкновенной вилкой) , «Рисование поролоном» - (рисование кусочком поролоновой губки) , «Рисование штрихом» - (рисование простыми карандашами или цветными карандашами) , «Рисование музыки» , «Рисование нитками» , «Рисование солью» - (рисунок посыпается солью) , «Граттаж» - (способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом) , «Батик» - (рисование на ткани) и т.д.

Программа объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей детей.

Безусловно, успешное выполнение задач по формированию самостоятельной творческой деятельности зависит от предметно – пространственной среды, созданной в группах. Предметно – пространственная среда – это естественная, комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления - до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит: тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.

Создание уголка эстетического восприятия.

Создание художественного фонда – коллекций жанров живописи:

  • портрет
  • памятники
  • сказочно-былинный жанр
  • натюрморт
  • пейзаж.

Были изготовлены следующие альбомы:

  • голубой
  • розовый
  • композиция
  • элементы декора
  • дружные краски.

Приготовлены для детей следующие игры:

  • «Соедини по линиям и раскрась»
  • «Какое настроение?»
  • «Составь композицию»
  • «Составь фигуру»
  • Лото «Узнай элемент узора» .

А так же было создано дополнительно:

  • составь натюрморт в холодных и теплых тонах
  • Матрешки.

Однако я убеждена, что только при взаимодействии с родителями можно добиться наибольшего успеха в воспитании и развитии ребенка. Стараюсь объяснять родителям значение изобразительной деятельности для общего развития дошкольников. Рассказываю, какие успехи делает их ребенок, какие задачи решаются на конкретном занятии, в чем его трудности, чем могут и должны помочь родители. Напоминаю об условиях, которые следует создать для ребенка в семье. Приглашая на занятия, показываю, как взрослые могут вместе с детьми рассматривать предметы, иллюстрации, наблюдать изображаемые явления. Большого внимания требует объяснение родителям того, как нужно относиться к работам детей, чтобы побуждать ребят к творчеству. В этом очень помогает проведение совместных выставок родителей и детей, братьев и сестер. Регулярно обращаю внимание на творческий рост ребенка. Поэтому мной была разработана модель работы с родителями, которая включает в себя анкетирование (приложение№5) , совместную деятельность и участие в творческой деятельности. На ее основе составлен перспективный план работы с родителями на весь год (приложение№6) .

Результат анкетирования родителей показывает, что значительно повысилась их компетентность по организации творческой деятельности с ребенком, 65% родителей осознают значение развития творческих навыков у детей дошкольного возраста.

Своим опытом работы по формированию у дошкольников самостоятельной творческой деятельности я делюсь с коллегами на метод объединеньях

«Занятие рисованием способствует

разностороннему развитию личности ребенка».

Аристотель

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %.

Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью.

Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно - творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

А это значит, что руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками

Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели ставим следующие задачи :

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Также следует создать психологические условия , чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Обратимся к современной классификации методов, авторами которой являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин.

Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов . Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Далее обратимся к рассмотрению различных способов рисования, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить творческие занятия воспитателей с детьми, разнообразить развивающую среду, дизайн групп и детского сада.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись . Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.

Автором картины может стать любой человек, не зависимо от возраста, пола, профессии и социального статуса. Раскрытие творческих способностей идет в обход сознания человека по короткому пути – «сердце - кончики пальцев».

Наукой доказано, что пальцевая живопись оказывает терапевтический эффект. Это, безусловно, так, творческие люди меньше болеют, легче справляются со стрессовыми ситуациями, так как во время творческого акта происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства, которые находят материальное воплощение в картине. Терапевтический эффект наблюдается не только в момент создания полотна (нормализация пульса и артериального давления, антистрессорный эффект, гармонизация внутреннего состояния), но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой.

Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.

В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком. (Приложение №1, 2)

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками.

Вэтом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка.

Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком. (Приложение №3. Рис.1)

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.(Приложение №3. Рис.2)

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями , можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.

Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

Нужно нанести на листок немного краски, положить его окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги и плотно прижать, стараясь не двигать, иначе изображение получится смазанным.

Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа.

Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать недостающие детали. (Приложение №4)

В старшем дошкольном возрасте детимогут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов. (Приложение №5. Рис.1)

Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы - матрицы), живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.

Чтобы нарисовать картину в технике монотипия, нужно, нанести краски на гладкую ровную поверхность, следуя задуманному сюжету. Делать это нужно свободно и раскрепощенно. Необходимо работать быстро, чтобы краска не успела высохнуть ко времени печати. Когда картина готова, на расписанную поверхность накладывается белый лист бумаги и аккуратно прижимается руками, затем его тщательно разглаживают.

Теперь необходимо аккуратно снять лист с поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень неожиданный эффект – словно изображение состоит из нескольких слоёв.

Когда отпечаток слегка подсохнет, его дополняют несколькими деталями – рисунками водорослей, камешков, наиболее яркие пятна несколькими движениями превращают в морских рыбок.

Вот и всё – монотипия готова! (Приложение №5. Рис.2. Приложение №6)

Существует ещё одна разновидность данной техники - монотипия пейзажная , когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). (Приложение №7, №8)

С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе).

Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

В дальнейшем можно несколько разнообразить эту технику и получить цветной граттаж . Сначала протонировать лист бумаги цветной акварелью, а затем нанести воск и тушь. Тогда штрихи будут цветными. Хотите изобразить праздничный салют? Тогда на бумагу следует нанести цветные пятна акварелью, затем слой воска, слой туши. Теперь процарапать рисунок. И вот уже темное ночное небо расцвело красными, зелеными, синими огнями. (Приложение №9)

Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Эффективность проведённой работы прослеживается в результатах проведения диагностики по изучению уровня развития творческих способностей.

В исследовании участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста. Из которых 20 человек составили экспериментальную группу и 20 человек – контрольную группу. Исследование проводилось в начале года до проведения занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования и в конце года.

Для определения уровня развития творческих способностей детей использовалась методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок» и «Свободный рисунок». (Приложение №10)

Полученные результаты свидетельствуют о том, что:

В начале года дети обеих групп (экспериментальной и контрольной) показали одинаковый уровень развития творческих способностей:

Никто из детей не показал очень высокий уровень;

Только по 20 % детей показали высокий уровень развития творческих способностей, т.е. превратили от 14 до 18 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали достаточно красочные и оригинальные картины;

По 50 % детей показали средний уровень, т.е. превратили от 10 до 14 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии;

По 25 % детей показали низкий уровень развития творческих способностей, т.е. превратили от 5 до 9 изначальных изображений из 24 в новые образы и нарисовали нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия;

По 5 % детей показали очень низкий уровень, т.е. превратили до 4 изначальных изображений из 24 в новые образы и за отведенное время так и не сумели ничего придумать и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии.

В конце года произошли изменения:

15 % детей экспериментальной группы показали очень высокий уровень развития творческих способностей, т. е превратили от 19 до 24 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии; в контрольной группе детей с таким уровнем не выявлено;

Высокий уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе показали 60 % детей, в контрольной – 30 % детей;

Средний уровень - в экспериментальной группе показали 20 % детей, в контрольной – 55 % детей;

Низкий уровень - в экспериментальной группе показали 5 % детей, в контрольной – 10 % детей;

Очень низкий уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе не выявлен, в контрольной – составляет 5%.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

2. Показатели уровня развития творческих способностей детей после проведения фронтальных занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования изменились качественно и количественно.

3. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

4. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

Приложение к работе можно .

Ольга Шатая
«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Отчет по самообразованию

Тема самообразования : «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности ».

Цели :

Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве ;

Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности ;

- Развивать эстетическую оценку , стремление к творческой самореализации .

Задачи :

Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

Формировать эстетический вкус, творчество , фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Предполагаемый результат : если в работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной деятельности использовать нетрадиционные способы рисования , то формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Форма отчёта по проделанной работе :

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Актуальность работы заключается в следующем :

- изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник

рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей .

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей . А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству .

Работая с детьми, я пришла к выводу : ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия , и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство , поможет преодолеть такие качества, как : «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым» . Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей . Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения , творчества , проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке , дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом , сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности , ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта .

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно -выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества . Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения .

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности . Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности , такие как : знание особенностей творческого развития детей , их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, развивать у детей интеллект , учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность . По словам психолога Ольги Новиковой : «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей , так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Для развития творческих способностей детей мы использовали следующие способы нетрадиционного рисования :

1. Рисование пальчиками. (Сентябрь)

Средства выразительности : пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы : мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. Рисование ладошкой. (Октябрь)

Средства выразительности : цвет, фантастический силуэт.

Материалы : широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Тычок жесткой полусухой кистью. (Ноябрь)

Средства выразительности : фактурность окраски, цвет.

Материалы : жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

4. Рисование поролоном. (Декабрь)

Средства выразительности : пятно, фактура, цвет.

Материалы : мисочка с гуашью, поролоновая печатка (поролон, прикрепленный к палочке или карандашу, плотная бумага любого цвета и размера.

Способ получения изображения : ребенок опускает печатку из поролона в краску и наносит изображение на бумагу . Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

5.«Обрывание бумаги» (Январь)

Отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить . Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.

6.«Печать по трафарету» (Февраль)

Поролоновым тампоном наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.

7. «Рисование по мокрой бумаге» . (Март)

Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение . Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

8.«Пластилинография» (Апрель)

Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой) . Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

9. «Кляксография» (Май)

Капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей :

Сентябрь :

- «Моя любимая мамочка» ;

- «Орнамент из цветов» ;

Октябрь :

-«Весёлые бабочки» ; «Сказочные птицы» .

Ноябрь :

-«Желтые цыплятки» ; «Пушистые веточки»

Декабрь :

-«Зимний вечер» ; «Мишка»

Январь :

-«Весёлый попугай»

Февраль :

-«Лебеди» ; «Самолёты»

Март :

-«Весенний букет»

Апрель :

-«Арбузная долька» ; «Радуга»

-«Мой волшебные, цветные сны» , «Я фантазёр» .

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:

    замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);

    за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;

    без труда ассоциировать отдаленные понятия;

    стремление познавать;

    применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;

    целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;

    самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;

    образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.

Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.

На развитие творческих способностей у детей благоприятно влияют различные виды детской деятельности, которым достаточное внимание уделяется в детском саду, но если ваш малыш не посещает это учреждение, то это тоже не беда. Вы самостоятельно можете с ним заниматься и дома. И это совсем не сложно, а даже наоборот весьма увлекательно и интересно.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Одним из важных моментов для развития творческих способностей детей является интеграция видов изобразительной деятельности, что дает возможность находить свои варианты и способы изображения. Взаимосвязь видов изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования) – один из путей реализации интегрированного подхода к художественному воспитанию, условия обеспечивающие сочетание занятий разного вида. Интеграция видов творчества тесно связана с игрой. Игра является основой деятельности дошкольника и именно она дает возможность сочетать на занятиях виды изобразительной деятельности, обилие изобразительных материалов на одном занятии дает возможность создать «живой» образ. Опыт показывает, что одно из важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразность и вариативность проведения с детьми работы по изобразительной деятельности.

Методологически важным в связи с этим является то, что в процессе взаимодействия со взрослым ребёнок должен располагать необходимыми степенями свободы как в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических оснований, так и в достижении новых возможностей развития.

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых (педагогов, родителей) имеет неоценимое значение для всестороннего развития дошкольников. Изобразительная деятельность включается в педагогический процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей интерес художественно-творческой деятельности, способности к рисованию, лепке, аппликации. Руководя изобразительной деятельностью, воспитатель должен помнить, об общих для всех возрастных групп условиях, необходимых для успешного овладения ею и развития творчества детей.

Основываясь на положении отечественной психологии о роли деятельности формировании личности и положении Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, важным условием успешного овладения детьми изобразительной деятельности взаимосвязь воспитания, обучения, творчества. В связи с этим большое внимание надо уделять развитию самостоятельности, представление им широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражение личного опыта. Формирование детского творчества не возможно без развития эстетического восприятия, образных представлений, воображения. В основе этого лежит формирование сенсорных процессов и постоянное обогащение сенсорного опыта детей. Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания воспитательно-образовательной деятельности, в основе которого лежит познание действительности. Образ является стержнем всей воспитательной работы, построенной на основе интеграции. Одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и формирования художественных способностей приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые при условии их оптимальной организации могут обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить его жизнь интересным содержанием. Для успешной работы с детьми необходим творческий подход педагогов к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий детьми, к использованию разнообразных методов и приемов работы, особенно игровых.

Большей частью замысел у ребенка оформляется в процессе рисования. Даже в тех случаях, когда замысел предложен воспитателем, воплощение его в рисунке не дает совершенно одинакового результата у всех детей. Рисунки индивидуальны, отражают творческий потенциал каждого ребенка.

Творческие способности в передаче изображения зависят и от того, насколько хорошо дети владеют доступной им техникой рисования.

Таким образом, обучение приемам художественно-творческой работы может быть вполне реальным делом. Имея в своей основе обучение изобразительным умениям и техническим навыкам, оно позволяет осуществить основную цель – дать детям средства образного выражения, провести их через этапы творческого процесса, дать им возможность испытать радости и трудности, связанные с творческими достижениями.

Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве.

Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов.

Моей целью является: Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

Научить детей находить нестандартные решения любой проблемы;

Отработать задания, требующие от детей достаточного или высокого уровня творческого воображения;

Создать условия работы в группе, при которых дети сами стремятся создавать индивидуальные творческие работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Обобщение опыта работы на тему:

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС»

Подготовил:

Воспитатель МАДОУ детский сад «Улыбка» села

Бижбуляк

I квалификационной категории

И.Б. Клюшникова

с. Бижбуляк, 2015 г.

«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит,

Что нельзя воспитателю содействовать

его образованию и проявлению» Л.С. Выготский.

Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая:

Развитию способности нестандартно мыслить;

Готовности к активности творческого характера;

Умению создавать креативные продукты собственной деятельности;

Формированию эстетического отношения к миру.

Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно- эстетического развития младших дошкольников посредством:

Использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;

Взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;

Взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.

Творчество - не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков, вместе с тем, проблема остается одной из самых неразработанных.

Моя работа строится по следующим принципам:

Развитие интересов, креативности и творческих способностей детей;

Создание ситуации успеха, повышение собственной самооценки воспитанников;

Стимулирование возникновения доброжелательных взаимоотношений в группе.

Поэтому в своей деятельности я поставила следующие цели и задачи.

Цель: Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

Задачи:

Научить детей находить нестандартные решения любой проблемы;

Отработать задания, требующие от детей достаточного или высокого уровня творческого воображения;

Создать условия работы в группе, при которых дети сами стремятся создавать индивидуальные творческие работы.

Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве.

Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов. Однако если сравнивать роль воображения в детстве и зрелом возрасте, то, конечно же, в жизни ребенка воображение проявляется гораздо чаще и допускает гораздо более легкое нарушение реальности, чем у взрослого.

Одной из приоритетных задач современной системы образования становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:

Наследственность;

Специально организованное обучение;

Собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от умственной деятельности;

Окружающий социум (родители, педагоги, дети).

Для того, чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада.

Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора. На занятиях мы развиваем активность и самостоятельность детей. Помогаем вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось, учим сравнивать предметы, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как это они делали. Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок и песен.

Занимаясь художественно-практической деятельностью с детьми, знакомя их с произведениями искусства, решаются не только задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развивается интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественно-творческой деятельности, посильной детям дошкольного возраста, является одной из центральных задач развития детей в изобразительной деятельности. В связи с этим, основная задача взрослого – создать условия и помочь сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов в организации педагогического процесса, обеспечивающих успех развития и воспитания детей.

Прежде всего, это:

1. Создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, которая будет:

1.1.Способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений.

1.3.Вызывать желание экспериментировать с различными художественными материалами, тем самым, создавая основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

2. Создание системы творческих заданий для дошкольников по изобразительной деятельности в детской дошкольной организации, активизирующих творческое воображение, мышление, художественно-творческие способности и т.д.

3. Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы. Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.

4. Использование в работе с детьми игр и игровых упражнений на развитие эмпатии, что очень важно при создании художественного образа.

5. Использование в работе с детьми принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, что является актуальным и органичным в направлении интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка.

Большое значение имеет эстетическое оформление группы, подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, так как эмоциональное благополучие детей в процессе занятий влияет на конечный результат.

Подобный подход позволяет охватить образовательный процесс в целом. А педагогу дает широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития личности дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей; помогает сформировать умения мобильно включаться в поиск, присваивать новые способы действий, разбираться в заданной педагогической ситуации, выходить за ее пределы, творчески варьируя и прогнозируя результат.

Отсюда следует, главная задача детского сада состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. Следовательно, целенаправленная реализация тенденций развития системы поддержки и сопровождения талантливых детей, играет важную роль в раскрытии их творческого потенциала.

Полноценная жизнь ребенка в каждом дне: комфортное пребывание в социуме, совместная деятельность, и творческие достижения - эта триада развития ребенка заставляет соответствовать Миру Детства.

Для развития творческих способностей дошкольников необходимо:

Создать условия: подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними;

Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру;

Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям;

Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска;

Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами;

Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих.

Я хочу предложить вашему вниманию креативные раскраски.

Важная отличительная черта нового поколения раскрасок – сюжетность и интерактивность. Ребенок больше не является пассивной фигурой с карандашом в руке. Теперь он отважный первооткрыватель, участник или рассказчик историй, творец собственного фантастического мира.

Автор обращается к нему с каждой страницы раскраски с вопросом или заманчивым предложением: "Нарисуй жуков и улиток, прячущихся в листве", "Найди, у какой пироженки нет пары", "Преврати деревья в разноцветные пуговицы" и т.д.

Таким образом, раскраска не только вовлекает ребенка в забавный мир рисованных историй, но направляет его и помогает развивать свое творчество. Часто рисунки в них незакончены, истории обрываются на самом интересном месте, заставляя фантазию ребенка работать.

Раскраски нового поколения – это не только картинки, которые нужно разрисовать, но целые сборники заданий, игр и развлечений, способные надолго занять ребенка.

Изменились сюжеты и темы книг для раскрашивания. Все чаще они посвящены не абстрактным сценкам, а актуальным историям и сюжетам.

Например:

  • "Каракули-маракули" (автор Никалас Кэтлоу) (9 выпусков) - это мощный толчок к развитию творческих способностей, абстрактного и пространственного мышления, чувства цвета и свободы самовыражения ребенка.
  • "Читалка-рисовалка. Весёлое сказкотворенье всем на загляденье" (автор Александр Голубев)

В книге представлены разнообразные задания: найти отличия, пройти по лабиринту, дорисовывать недостающие детали, вписать в фон новые изображения.

Сказки любят все дети: и большие и маленькие. Даже если тебе два годика или целых сто.

Когда ты читаешь сказку, то все ее герои оживают. И некоторые оказались в этой книжке. Из своих сказок они принесли самые интересные задания - придется вспомнить сказку или даже прочитать заново. Дети на страницах встретятся с любимыми сказками, возможно по-новому взглянут на уже известных героев. Эта книга будет интересна детям, которые уже умеют самостоятельно рисовать, создавать целые образы.

Вывод: Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.

Роль педагога, во-первых, сформировать способность «Смотреть и Видеть, Чувствовать, Познавать, Творить», вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования);

во-вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

Сегодня я хочу рассказать вам об удивительных альбомах Таро Гоми для развития творческих способностей у детей. Они так и называются - альбомы для развития креативности. Возрастная категория 3+.

Таро Гоми - это японский иллюстратор и детский писатель. Больше 20 лет дети во всем мире учатся рисовать и развивают свою креативность по его альбомам.

Что такое альбомы для развития креативности?

Альбомы Таро Гоми - это не просто раскраски. Это сборник удивительных историй, которые придумает и изобразит ребенок.

В обычном альбоме для рисования перед ребенком лежит чистый белый лист. Что рисовать? Как рисовать?

Аналогично с раскрасками. Они очень быстро надоедают ребенку, потому как, кроме выбора цвета (да и тот иногда уже предопределен), фантазию особо проявить негде.

Каждая страница альбома по развитию креативности - это новая история. Малышу будет предложено продолжить ее и нарисовать. Вот где есть разгуляться фантазии! Кто летит на воздушном шаре? Что лежит в тарелке? Что не войдет в пылесос?

Страница альбома состоит из 3 частей:

  • задание
  • раскраска
  • место для свободного рисования

Почему альбомы так популярны?

Не только идея сочетать альбом для рисования и раскраску сделала альбомы Таро Гоми популярными.

Фишка этих альбомов - иллюстрации, а именно необычный стиль рисования. Раскраски несколько похожи на каракули, но именно поэтому они нравятся детям.

Здесь нет привычных нам, взрослым, четких линий, контуров, прорисовки.

Дети постарше часто переживают, что у них не получается рисовать красиво, малыши не всегда аккуратно раскрашивают, "выезжают" за контур. Иллюстрации в альбоме похожи на детские рисунки, и потому дети не боятся рисовать. Они могут рисовать так как умеют, а не так как требует образец.

В серии представлены три альбома:

  • Всякие вкусности
  • Животные
  • Истории.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС» Подготовил: Воспитатель МАДОУ детский сад «Улыбка» села Бижбуляк I квалификационной категории И.Б. Клюшникова

«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» Л.С. Выготский.

Принципы: - развитие интересов, креативности и творческих способностей детей; - создание ситуации успеха, повышение собственной самооценки воспитанников; - стимулирование возникновения доброжелательных взаимоотношений в группе.

Цель: Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

Задачи: - научить детей находить нестандартные решения любой проблемы; - отработать задания, требующие от детей достаточного или высокого уровня творческого воображения; - создать условия работы в группе, при которых дети сами стремятся создавать индивидуальные творческие работы.

Подходы в организации педагогического процесса, обеспечивающих успех развития и воспитания детей 1. Создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, которая будет: 1.1.Способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений. 1.2. Направлять их творческую активность. 1.3.Вызывать желание экспериментировать с различными художественными материалами, тем самым, создавая основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

Подходы в организации педагогического процесса, обеспечивающих успех развития и воспитания детей 2. Создание системы творческих заданий для дошкольников по изобразительной деятельности в детской дошкольной организации, активизирующих творческое воображение, мышление, художественно-творческие способности и т.д. 3. Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы. Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка. 4. Использование в работе с детьми игр и игровых упражнений на развитие эмпатии, что очень важно при создании художественного образа. 5. Использование в работе с детьми принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, что является актуальным и органичным в направлении интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка.

Альбомы Таро Гоми для развития креативности.

Альбомы Таро Гоми для развития креативности

Креативные раскраски

Креативные раскраски

Креативные раскраски

Креативные раскраски

Креативные раскраски

Вывод: Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества. Роль педагога, во-первых, сформировать способность «Смотреть и Видеть, Чувствовать, Познавать, Творить», вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); во-вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

Спасибо за внимание!




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!