План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: план-конспект занятия «роспись праздничного пасхального яйца» по фгос. Интегрированное занятие по рисованию в средней группе на тему «Пасха к нам пришла

В средней группе дошкольники находятся в начале долгого и интересного пути познания и освоения навыков творческой деятельности. Задача воспитателя - использовать весь комплекс методов и приёмов для развития у детей художественного вкуса, эстетического восприятия окружающего мира, интереса к созданию собственных маленьких шедевров: от самых простых линий и форм до более сложных композиций. Изучаемая тема должна находить отражение в занятиях по изобразительной деятельности (рисовании, аппликации, лепке) в совокупности с использованием традиционных и нетрадиционных техник. В нашем случае речь пойдёт о теме «Яички простые и золотые».

Педагогические советы по организации занятий по рисованию в средней группе

Дети среднего дошкольного возраста начинают проявлять познавательный интерес к творчеству. Используя различные речевые обороты, дети учатся высказывать своё мнение относительно понравившейся им картины и приводить элементарные аргументы в пользу художественных средств, которые использовались для передачи изображений.

Воспитатель начинает знакомить детей с народными игрушками: дымковской, филимоновской. Они настолько яркие и выразительные, что сразу привлекают ребят своими красочными образами. В средней группе вводятся занятия по декоративному рисованию, на которых во время предварительной беседы воспитатель показывает произведения русских традиционных народных промыслов. Дети декорируют платья для куклы, платки, фартуки, сарафаны для матрёшки разными узорами. Для развития детского воображения можно посоветовать вырезать из белого картона или бумаги очертания дымковской или филимоновской игрушки, которые дети кладут на декорированные узорами листы бумаги. Взору детей открывается интересная расписная игрушка, напоминающая народную.

Перед тем как изобразить предмет, педагог учит ребят умению освоить его форму, изучить образ вцелом, не упуская из виду важные для этого предмета детали. Для придания выразительности детским рисункам, можно предлагать им бумагу разной формы и цвета. Композиционные и сюжетные варианты предлагает воспитатель, так как для детей четырёхлетнего возраста это задание представляет определённую сложность особенно в начале учебного года. Однако во второй половине года педагог постепенно должен вовлекать детей в процесс придумывания сюжетно-композиционной структуры рисунка. Таким образом, воспитатель ставит задачу мотивировать детей изображать не только персонажей, а дополнять сюжет другими деталями. Например, при рисовании цыплят нарисовать травку, цветочки.

На занятиях по рисованию можно использовать традиционные техники рисования с помощью цветных карандашей, восковых мелков, гуаши, акварельных красок. Можно сочетать средства рисования: акварель и восковые мелки. Из нетрадиционных техник интересным может быть пальчиковое рисование, тычкование (для декорирования яичек).

Развивать интерес к изобразительной деятельности

Тема «Яички простые и золотые» позволяет развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности, то есть наряду с рисованием, воспитатель может задействовать лепку, например, на тему «Курочка Ряба снесла яички», и аппликацию на тему «Разноцветные пасхальные яички», «Украсим яички для бабушки». Одной из интереснейших нетрадиционных техник является лепка из солёного теста, которое имеет ряд преимуществ перед использованием пластилина. Солёное тесто совершенно безопасно, хорошо лепится, не прилипая к рукам, не пачкает рабочую поверхность и легко отмывается, и главное то, что поделки из такого теста можно сушить и расписывать на занятиях по рисованию или во время совместной деятельности воспитателя и детей. Традиция лепки из солёного теста, известная ещё на Руси, возрождается, предоставляя возможности для творчества.

Педагог может предложить индивидуальные задания детям, которые проявляют особый интерес и способности к рисованию. Например, украсить яички узором, используя нетрадиционные техники рисования (пальчиковое, рисование ватными палочками). Можно также нарисовать цыплёнка, который вылупился из яичка, с помощью техники рисования ладошками. Увлекательным должна показаться детям идея использования манки, когда рисуется контур яичка, потом намазывается клеем и посыпается манкой. Такого рода задания превращают учебное занятие в настоящий творческий процесс, а ребята чувствуют себя художниками.

Учить придумывать композиции

Композиция играет важную роль в художественном развитии детей начиная с младшего дошкольного возраста. В каждой последующей возрастной группе композиционные решения усложняются, появляется художественный замысел, который ребёнок пытается выразить через разные виды изобразительной деятельности. Дети 4–5 лет нуждаются в чутком педагогическом руководстве, то есть воспитатель предлагает им различные композиционные решения, творческие задания, придумывая каждый раз что-то новое. Когда дети в начале учебного года осваивают простые техники изображения предметов различной форме, то на занятии по рисованию простых и золотых яичек сложно говорить о большой вариативности композиционных решений. Однако во второй половине года дети уже осваивают навык декоративного рисования, владения разными техниками рисования кистью, то можно говорить об усложнении сюжетной и композиционной линиях. Одним из интересных вариантов может стать коллективная композиция из пасхальных яиц или разноцветных яичек в корзинке. Композицию может дополнить цыплёнок или пасхальный зайчик.

Мотивировать к творчеству

В начале занятия воспитатель несколько минут отводит на активизацию познавательной деятельности детей, используя различные игровые приёмы. Объединяя богатый мир игры с учебным процессом, воспитатель делает интересным выполнение любого задания. Таким образом, у детей должна быть игровая мотивация. В качестве мотивирующего начала можно использовать теневой театр с постановкой сказки «Курочка Ряба», дидактическую игру с любимыми персонажами. Воспитатель совместно с детьми может разыграть сценку по сказке, или когда в гости приходит курочка с цыплятами. Детям будет интересно, так как они сами будут вовлечены в постановку. Педагог может начать занятие с рассказывания сказки или чтения рассказа, разучивания стихов, использовать музыкальное сопровождение.

Примеры авторских конспектов занятий по рисованию в средней группе

При составлении конспекта занятия необходимо обратить внимание на последовательность и виды работ, которые планируется задействовать и правильно распределить время на каждый учебный этап:

  1. Предварительная работа (2–3 минуты)
  2. Основная часть (10–13 минут)
  3. Физкультминутка (1–2 минуты)
  4. Заключительная часть (подведение итогов) (2 минуты)

О.Н. Мищук. Занятие по рисованию на тему «Простые и золотые яички для курочки Рябы»

Развивая интерес к творчеству, мы воспитываем личность.

Пример конспекта занятия по рисованию

Вид деятельности Тема/Материалы
Рисование «Яичко простое и золотое»
Материалы.
Белая, жёлтая гуашь, листы бумаги светло-зелёного, светло-голубого цвета, кисти, банки с водой.
Закрепить знания об овальной форме, понятия «острый», «тупой».
Учить рисованию овальных предметов. Упражнять в умении закрашивать изображение не выходя за контур.
Развивать детское воображение.
Этап занятия Содержание НОД
Предварительная работа Рассмотреть особенность внешнего вида яичка с целью закрепления знания о том, что один конец у него острый, другой - тупой.
Основная часть Беседа с детьми
Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним на занятие пришла в гости курочка Ряба. Она пришла прямо из сказки. Предлагает детям вспомнить её содержание, показывая теневой театр. Дети вспоминают, что в конце сказки мышка разбила яичко, и курочка обещала снести золотое яичко для дедушки и бабушки.
Педагог говорит, что, так как курочка была не простая, а сказочная, то она решила прийти к вам, ребята, в гости, чтобы вы тоже почувствовали себя героями сказки и нарисовали яички для бабушки и дедушки. Одно простое и одно золотое.
Воспитатель предлагает прочитать курочке стихотворение.
Курочка-Пеструшка, добрая толстушка,
По двору гуляет, деток созывает:
– Ко-ко-ко, ребята, где же вы, цыплята,
Жёлтые комочки, дочки и сыночки?
Поспешите к маме: кушать будем с вами
Семечки и крошки, доставайте ложки.

Вот ещё загадки отгадайте.

Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад.
(Курица)
Закудахтала она: «Я большая птичка!
Поглядите, принесла жёлтое яичко!»
И пошла на улицу
Похвалиться … (Курица)
«Цып-цып-цып! Кудах-кудах!» –
Слышим мы на улице.
Созывает всех цыплят
Рябенькая … (Курица)

А теперь давайте нарисуем нашей курочке яички.
Воспитатель спрашивает, какой формы яйцо. (Овальное).
Показать картинки с изображением яиц, курочки Рябы с яичками.
Вспомнить, что они уже рисовали и лепили предметы овальной формы. Сначала воспитатель предлагает в воздухе показать движение пальчиком или кистью, как они будут рисовать яичко.

Объяснение схемы рисования.

Физкультминутка Гимнастика «Маленький цыплёнок»
Озорной цыплёнок жил,
Головой весь день крутил.
Влево, вправо повернул,
Ножку левую согнул,
Потом правую поднял
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать
Поднимать и опускать.
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Наклонился влево, вправо.
Хорошо на свете, право!
Давайте рассмотрим, какие красивые у вас получились яички. Вам нравятся ваши рисунки? Курочка Ряба тоже довольна, кудахчет: «Ко-ко-ко, какие ребятки молодцы! Дедушка с бабушкой будут рады таким яичкам».
Отдают курочки свои рисунки.
Выставка детских работ. В центре композиции изображение курочки Рябы, вокруг детские работы. Разместить можно на большом листе бумаги или на стенде.

Объяснение этапов рисования простых и золотых яичек

Особое внимание педагогу следует уделить объяснению всех этапов рисования яйца.

  1. Расположить лист бумаги горизонтально. С левой стороны листа рисуем простое яичко, с правой - золотое. Можно рисовать на одном листе простое яичко, на другом - золотое. (Рисунок 1, 2).
  2. Начать рисовать белой гуашью простое яичко сверху, закругляя кончик, вести кисть плавно, не останавливаясь, расширяя яичко внизу (тупой кончик яичка), вернуться в верхнюю точку, сужая яичко сверху.
  3. Закрасить яичко белой гуашью. Напомнить, что красить нужно аккуратно, в одном направлении, не выходя за контур. (Рисунок 3).
  4. В такой же технике нарисовать золотое яичко жёлтой гуашью. (Рисунок 4).

Тонированный светло-голубой лист бумаги
Торированный светло-зелёный лист бумаги

Картинки для показа детям

Курочка Ряба снесла яички простые и золотые

Курочка снесла простое яичко Белое яичко Коричневое яичко Курочка снесла золотое яичко Сверкает на солнце Для бабушки и дедушки сказочное яичко Сказочные яички

Если в первой половине учебного года дети рисуют достаточно простые по форме предметы, то к весне у них уже есть навык декоративного рисования, то есть они могут украшать рисунки узорами (точки, кружочки, полоски, штрихи). Поэтому в преддверии празднования светлого весеннего праздника Пасхи у педагога есть прекрасная возможность не только рассказать детям о празднике - истории, особенностях празднования, символах, – но и организовать интересное тематическое занятие. Первый этап - лепка пасхальных яичек, потом их роспись. Лепить яички можно на занятии по лепке или во время совместной деятельности воспитателя и детей. Расписывать вылепленные яички на занятии по декоративному рисованию.

О.Н. Мищук. Занятие по декоративному рисованию на тему «Готовимся к Пасхе»

Конспект занятия по декоративному рисованию

Организационная образовательная деятельность
Вид деятельности Тема/Материалы Задачи/Программное содержание
Рисование Декоративное рисование
Материалы.
Гуашь разных цветов, заготовки яичек из солёного теста, кисти, банки с водой.
Учить декорировать предметы овальной формы.
Расширить кругозор, знания о русских праздниках, культуре, традициях.
Развивать воображение.
Воспитывать аккуратность.
Этап занятия Содержание НОД
Предварительная работа Рассказать о Пасхе, традициях её празднования, символике.
Рассмотреть картинки с расписанными яйцами.
Обсудить, какие элементы узора можно использовать для декорирования пасхальных яичек.
Основная часть Беседа с детьми
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла.
К. Фофанов

Воспитатель рассказывает о Пасхе.
Пасха - это главный праздник всех христиан, очень светлы и добрый. В этот день все люди пекут пасхальные куличи, делают творожную пасху и красят яйца.
Яйцо - это символ жизни и её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят родственникам и друзьям со словами: «Христос воскрес!» В ответ нужно сказать: «Воистину воскрес!», поцеловать друг друга в знак прощения и любви к близким людям.
Воспитатель читает стихотворение о пасхальном яйце.
Посмотрите, что за чудо,
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
– Пасха - праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!
Т. Лаврова

Пасха - символ весны, веры, любви.
А в гости к нам сегодня пришёл пасхальный кролик, который является символом Пасхи в других странах. Он проделал длинный путь, чтобы прийти к нам в гости. Давайте, ребята, порадуем его и распишем яички, которые мы с вами сделали из теста. Они уже высохли и ждут, что мы их красиво украсим пасхальными узорами.

Воспитатель показывает картинки с расписными пасхальными яйцами. Обсуждает с детьми, какие элементы можно использовать для украшения. Воспитатель просит проявить фантазию и аккуратность во время расписывания яичек.

Объяснение схемы рисования.

Физкультминутка Гимнастика «Маленькие ребятки»
Мы руками – «хлоп- хлоп»,
Мы ногами – «топ- топ»,
Мы плечами – «чик- чик»,
Мы глазами – «миг- миг»,
Раз туда, раз сюда
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два
Заниматься нам пора.
Заключительная часть (подведение итогов) Воспитатель предлагает детям рассмотреть, какие у них получились красивые яички, и устроить выставку, чтобы мамы и папы могли посмотреть на их работы.
Если яички были объёмные, то после высыхания их можно сложить в корзину и поставить рядом с пасхальным кроликом.
Если яички плоской формы, то можно завязать разноцветные ленточки и вместе с детьми украсить веточки вербы, которые им принёс на праздник пасхальный кролик.

Объяснение этапов декорирования пасхальных яичек

Особое внимание педагогу следует уделить объяснению всех этапов росписи пасхального яйца.

  1. Воспитатель замешивает солёное тесто, и дети лепят яички, которые будут декорировать на занятии по рисованию. В тесто можно добавить гуашь или натуральные красители (морковный или свекольный сок), тогда яички получатся цветные. (Рисунки 1, 2).
  2. В зависимости от общего уровня подготовки детей и индивидуальных особенностей, они могут лепить плоские заготовки яйцевидной формы или объёмные. Если заготовки плоские, то воспитатель может проделать дырочки вверху, чтобы потом готовые работы можно было повесить на стенд. (Рисунки 3, 4, 5).
  3. Плоские заготовки кладутся на рабочую поверхность, объёмные дети держат за оба конца пальцами левой руки и расписывают. Потом воспитатель помогает им перевернуть заготовку, и дети украшают яичко с другой стороны. В конце работы поставить яички на подставку для дальнейшего высыхания. В качестве подставки можно использовать пробки от пластиковых бутылок. (Рисунки 6, 7).
  4. Рисуя полосы, кисть ведём плавно, не отрываясь от поверхности.
  5. Цветочки рисуем в технике примакивания.
  6. Точки и кружочки рисуем кончиком кисти. Можно также выполнить их в нетрадиционной технике тычкования ватной палочкой.

Замешивание солёного теста Лепка из теста Яичко из теста Слепили яички Заготовки для декорирования Роспись пасхальных яичек Роспись пасхальных яичек

Картинки для показа детям

Кролик и цыплёнок Кролик украшает яичко Кролик идет в гости Кролик готовится к Пасхе Кролик дарит пасхпльное яйцо Веселый кролик ждет гостей

Расписные пасхальные яички

Яркие узоры Красные-прекрасные Точки-цветочки
Нежные ромашки Цветная Пасха Завитки Полосочки Нежность Радостная Пасха Кружочки Полосочки и точки Разные узоры

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Роспись праздничного пасхального яйца» по ФГОС

1. Жукова Любовь Петровна

2. МБДОУ №70 - детский сад комбинированного вида

3. Воспитатель

4. Художественное творчество

5. Старшая-подготовительная группа

6. Цель занятия: создать условия для развития: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Пасха

7. Задачи:

-обучающие: Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Учить составлять узор из народных орнаментов, учить самостоятельно находить приемы выполнения элементов узора, их сочетание и колорит.

-развивающие: Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение, творчество и художественный вкус детей.

-воспитательные: воспитывать уважительное отношение к традиционным русским праздникам и аккуратность в работе.

8. Формы работы воспитанников индивидуальная

9. Необходимое оборудование: ноутбук учителя, иллюстрации, пасха, кулич, расписные яйца, коллекция пасхальных яиц, гуашевые краски разных цветов; кисточки; подставки под кисточки; ватные палочки; стаканчики с водой; салфеточки;

10. Структура и ход занятия.

Ход занятия.

1. Организационный (3мин.)

Весна, радостная пора. Ее наступления ждут, ей радуются люди. Да и как не радоваться весне!? Природа просыпается от долгого зимнего сна и оживает.

В эти весенние дни колокольный звон в христианских храмах возвещает о наступлении « великого праздника».

Вопрос детям:

Назовите мне, какой же главный христианский праздник, мы с вами скоро будем отмечать?

Воспитатель:

Праздник «Пасха» называется «красным». В древней Руси это слово означало не только цвет, но и красивый.

«Красная пасха» - праздник победы жизни над смертью.

Вопрос детям:

Как готовятся люди к этому празднику?

Ответы детей:

Пекут куличи, красят яйца.

Воспитатель:

Крашенное яйцо стало символом этого праздника - символом жизни.

Вопрос детям:

Почему яйцо стало символом жизни?

Ответы детей:

− Из яйца появляется живое.

Воспитатель:

На Руси использовались 2 вида праздничных яиц:

Крашенки - крашенные яйца.

Писанки - расписные яйца.

Яйца хранились целый год, яйцо, играло роль оберега, считалось, что оно может уберечь от пожара, засухи, грозы, беды.

Актуализация знаний. Повторение

Показать несколько орнаментов, которыми дети могут украсить пасхальные яйца, объясните их символические значения:

Волнистые линии, обозначающие воду;

Круги, символизирующие солнце;

Две параллельные линии с точками между ними (вспаханная земля, засеянная зерном).

По аналогии дети могут придумать и другие орнаменты, которыми они украсят свое яйцо.

Значение символов на писанке.

Солнце .

Солнце Жизни давних людей было очень сложным. Трудно было пережить холодную зиму, дождаться нового урожая. Приход долгожданной весны воспринимался как рождение нового солнца, освобождения небесного светила, от сил темноты. Поэтому с символом солнца связано все лучше, что есть в человеческой жизни. Среди языческих богов Даждьбог - солнечный бог - был одним из главных. В христианстве солнце также стало символом Бога, поскольку Бог - это Свет.

Крест.

Один из солнечных знаков, символ вселенной, четырех сторон мира, четырех ветров, четырех времен года. Происходит от схематического изображения птицы, в древности солнце представлялось птицей, которая летит по небу. В христианстве крест - символ страдания, смерти и воскресенья, которым церковь все начинает, благословляет и освящает.

Трирог .

Один из самых старых символов солнца, а также знак святого числа "три".

Свастика, сварга.

Знак святого огня, солнца и вечного движения. Один из старейших знаков вообще. Первые его изображения находят на изделиях первобытных охотников, а это много тысяч лет назад! По народным представлениям сварга предвещала добро и защищала от темных сил. Разновидности свастики широко используются не только в писанкарстве, но и в вышивке, керамике, резьбе по дереву.

Ружа, рожа, Розетта, звезда.

Символизирует солнце и утреннюю зарю. Содержит в себе косой крест, прямой крест, а также левостороннюю и правостороннюю свастики. В народной символике - неизменный символ любви. Подарить писанку из ружей означало признаться в любви.

Бесконечник, или кривулька.

Знак одной из главных стихий - воды. Будучи необходимым для всего живого, вода одновременно могла быть злой и неумолимой во время весеннего половодья. Удивляясь силе и многогранности свойств воды, наши предки ее знаком обозначали вечность.

Грабельки, расчески, треугольнички с гребешками.

Принадлежат к символам, которые связаны с водой. Изображают облака и дождь. Писанки с грабельками изготовляли в засуху, думая, что написав этот знак, можно вызвать долгожданные небесные воды.

ОЛЕНЬ

Символ достатка, богатства. Существует еще со времен первобытных охотников, когда мясо этого животного было основной пищей, кожа была нужна для пошива одежды и строительства жилья, а из костей и рогов изготовляли оружие и украшения. В народной мифологии небесный олень на своих рогах несет солнце.

Лошадь .

Символ лошади также связан с поклонением солнцу. По древним преданиям солнце едет по небу на колеснице, запряженной огненным лошадьми. В христианстве конь - образ бесстрашного прорицателя веры, безудержного, готового к самопожертвованию.

Птица.

Символ зарождения жизни, плодородия, приплода, достатка, полуземное, полунебесное существо. Петух считался проводником Божьего солнца и сторожем против зла, голубки - символом любви, верности и согласия. В христианстве птица - символ вознесения к Богу.

Утиные лапки, Божья ручка, перчатка.

Птичий след также был оберегом, как отпечаток руки языческого Бога-Солнца, который, как мы уже рассказывали, в древности ассоциировалось с птицей. Подобные знаки символизировали власть, покровительство, целостность - все то, что связывалось с уважением к руке.

Дерево жизни, или вазон.

По народным верованиям, посреди рая стоит большое дерево - Дерево Жизни. Оно покрывает собой весь рай, имеет листья и плоды всех деревьев. Именно на нем находятся три брата - Солнце, Луна и Дождь. С приходом христианства этот символ приобрёл своё глубокое значение, связанное с моментом грехопадения первочеловеков. Обозначает ось мироздания, которая соединяет в себе три мира - подземный, земной и небесный, так называемые сказочные "три царства". Символ вечно обновляющейся природы.

Дерево жизни обозначает также развитие рода - отец, мать и ребенок. Поэтому, как правило, дерево имеет три веточки. В христианстве - символ Божьей мудрости.

Сосенки, ели, елки.

Считаются символами вечной молодости, здоровья, роста и бессмертия.

Дубовые листья.

Дуб в украинских традициях всегда ассоциировался с силой и могуществом. Дубовые листья - излюбленный мотив в вышивке мужских рубашек.

По дохристианским верованиям, мировым деревом был именно дуб. В дуб чаще попадает молния, и поэтому он еще и символ бога-громовержца.

Символы цветов писанки.

Древнейшими считаются писанки одного цвета. Впоследствии возникли многоцветные писанки, в которых применялись различные природные красители. Такие краски, в отличие от современных, имели приятные мягкие оттенки. Но цвет в писанке появился не только ради красоты, но и получил свое символическое значение, происхождение которого не случайно.

Желтый, золотистый, оранжевый цвета писанки влияют на человека подобно солнечным лучам и дарят радостный, светлый настрой. В писанке эти цвета символизируют тепло, надежду, небесное светило, урожай в хозяйстве.

Красный цвет на писанках пожалуй является самым многозначительным. Недаром в народном языке он сблизился с понятием красивого слова "красный" - "хороший" стали взаимосоответствующими. Красный цвет символизирует добро, радость жизни, для молодых - надежду на счастливый брак. Именно красное яйцо является главным символом Воскресения, жертвенности и небесного огня.

Зеленый цвет означает весеннее пробуждение природы, надежду на хороший урожай.

Голубой - небо, воздух, а также здоровье.

Бурый, коричневый - землю и ее скрытую жизненную силу.

Черный цвет - цвет ночи, потустороннего, всего неизвестного и таинственного. В писанке, будучи фоном, проявляет силу других цветов. Так же, как в жизни, тьма дает возможность понять, что такое свет. Также символизирует бесконечность жизни человека, продолжение бытия после смерти.

Многоцветная писанка является символом семейного счастья, мира, благополучия.

Темные писанки писали на проводы, как выражение уважения к тем, кто отошел в мир иной.

3. Формулирование проблемы, планирование деятельности

Воспитатель показывает образцы росписи яиц. На яйце элементы располагаются симметрично. Делиться яйцо на части вдоль или поперек одной, двумя или несколькими линиями. Потом в эти сеточки рисуют узор. (после объяснения образцы убираются)

Вопрос к детям:

Какими элементами расписаны яйца?

Ответы детей

Яйца расписывались геометрическими элементами - точка, ромб, линии; растительными элементами - ветка, цветок, колосок, трилистник.

Кто затрудняется ответить подсказать.


«Украсим пасхальное яичко»

Цель: Развитие у детей представления о культурных традициях русского народа.

Задачи:

  1. Пробудить у детей интерес к традициям православной культуры.
  2. Познакомить с историей и традициями праздника Пасха.
  3. Развивать умение создавать оригинальные способы украшения пасхальных яиц.
  4. Продолжать развивать творчество, образное представление, эстетическое восприятие и навыки работы с различным материалом.
  5. Воспитывать любовь к Родине и пробуждать уважение к традициям своего народа.
  6. Вызвать у детей радость от результата совместной деятельности.

Интеграция областей: познание, художественное творчество.

Словарная работа: Пасха, возрождение, исход, Воскресение, крестный ход, Иисус Христос, писанка, крашенка, кулич.

Предварительная работа:

    Беседа о весне, о праздниках.

    Рассматривание альбома и иллюстраций с изображением пасхальных яиц.

    Разучивание потешек и стихотворений наизусть: «На скорлупке хрупкой, тонкой..» и т.д.

    Чтение сказки «Курочка Ряба».

    Изготовление и украшение подставок для яиц.

    Лепка яиц из пластилина и глины.

    Выставка детских работ.

Демонстрационный материал: Ноутбук, презентация для детей «Светлый праздник Пасха», изображение Красной Шапочки, яйца (разукрашенные: деревянные, пластмассовые, бумажные), игрушки: курочка, цыплёнок, корзинка, украшенная соломенная тарелочка, праздничные салфетки, полотенца, украшенная ветка «вербы», пасхальные открытки, образцы для украшения яиц,

Раздаточный материал:

  • Деревянные яйца по количеству детей.

    Художественная акриловая краска и тарелочки под неё.

    Кисточки.

    Ватные палочки.

    Стаканчики для палочек, кисточек и воды.

    Праздничные салфетки, влажные салфетки.

    Термическая салфетка для каждого ребёнка.

    Подставки под яйца.

    Пасхальные наклейки, цветочки из ленточек.

    Клей и ножницы.

Ход занятия:

Педагог: Ребятки, сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие — путешествие в прошлое! Вы узнаете о традициях русского народа в дни особенного праздника и научитесь радовать своих родных. Скажите, пожалуйста, какие народные праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Масленица.

Педагог: Некоторые люди до сих пор соблюдают традиции каждого их этих праздников. Давайте вспомним, что делают на Новый год?
Дети: На Новый год наряжают ёлку.

Педагог: на Рождество? (колядуют, гадают, дарят подарки).
Педагог: на Масленицу? (провожают зиму, встречают весну, пекут блины).
Педагог: А ещё какой праздник вы знаете, который люди, особенно верующие, весной очень ждут и старательно к нему готовятся?
Дети: Это праздник — ПАСХА.

Педагог: Правильно. Садитесь, пожалуйста, на стульчики (на столе — ноутбук)
Я вам немножко расскажу об этом празднике (дети садятся)

Педагог: Я очень люблю весну, а вы любите? (Ответы детей)

Педагог: Почему?
Дети: Весной тает снег, бегут весёлые ручейки, распускаются на деревьях почки.

Педагог: Поэтому кратко можно сказать, что весной всё оживает! Наверное, потому все люди очень радуются весне и встречают такой же весёлый праздник- праздник Пасхи. (Слайд с весёлой картинкой)

Педагог: Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)

Педагог: Ребята, к нам в гости пришла курочка, давайте порадуем Курочку весёлым танцем.

Физминутка

Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней – ребятки,
Жёлтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, Ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зёрнышко ищите».

Съели толстого жука,
Дождевого червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
(Повторяем 2 раза)

Педагог: В наше время имеются самые разнообразные средства украшения яиц. Такую краску можно купить в магазине (показываю образцы). К Пасхе готовятся все: верующие люди, и те, кто просто радуются весне – это дети и даже герои сказок.

Педагог: Вот и Красная Шапочка приготовила чудесные яички для своих друзей! Нравятся они вам? Посмотрите, какие замечательные узоры она использовала для украшения! (на магнитной доске образцы расписных бумажных яиц)

Педагог: Красная Шапочка и вам предлагает сделать для ваших родных пасхальный подарок-сувенир. Какой сувенир вы хотели бы сделать сегодня? (Ответы детей).

Педагог: Я советую вам разрисовать красками яички, а кто пожелает, может украсить чем-то ещё. Получится замечательный подарок! Хотите порадовать своих родных? (Ответы детей). Для этого Красная Шапочка принесла вам вот такие деревянные яички.

(Выношу корзинку с деревянными яйцами разного цвета).

Вы можете украсить своё яичко, используя её узоры.

Педагог: Приглашаю теперь вас в мою мастерскую. (дети садятся за столы)

Педагог: Посмотрите, ребятки, здесь есть всё необходимое для вашего творчества:
ваши подставочки для яиц, красивые краски, удобные тоненькие кисточки, ватные палочки, маленькие цветочки, различные пасхальные наклейки, даже клей.

Педагог: Чем можно раскрашивать ваши «крашенки»? (кисточкой, палочкой, фломастерами, маркером и т.д.). Возьмите свою подставочку, которую мы с вами сделали заранее. Теперь выбирайте яйцо, которое вам нравится, ставьте его на подставку.

Педагог: Советую расписать своё яйцо либо так, как предложила Красная Шапочка, либо придумать свои узоры.
Напоминаю, что вы можете его украсить, нарисовав цветочки, волнистые линии, полоски, точки, геометрические фигуры, даже -церковь или придумать и нарисовать свою пейзажную картинку. Не забывайте про солнышко и солнечные узоры.

Педагог: Когда-то росписи делали только, надев чистую одежду, с чистыми руками и чистыми мыслями. Поэтому и я каждому из вас положила влажную и праздничную салфеточку

Педагог: Расписывайте и думайте о том, для кого вы готовите свой сувенир, (так в старину делали). В работе вам поможет ваша фантазия и образцы для рисования. Желаю вам успешной работы!

Оказываю помощь детям. Хвалю.

В процессе работы повторяем выученное стихотворение:

На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей и красоты,
Крашу кисточкой я тонкой
Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресения
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравлением..
И скажу: «Раскрасил сам!».

Педагог: Вы старались, вы трудились, и яички на славу у вас получились!

(Рассматриваем) Думаю, что Красной Шапочке они тоже очень нравятся!

Подведение итогов

Педагог: Получились, действительно, чудесные сувениры! Ставьте их на красивую, заранее вами украшенную цветами, тарелочку, которую мы сейчас поставим на праздничный стол. Если в группе есть ваша мама, то вы можете подарить ей своё яичко и сказать добрые слова (дети дарят свои сувениры). Остальные ребятки свои сувениры подарят дома.

Педагог: Спасибо вам, ребятки, за работу, творчество и фантазию.

Поздравляю с наступающим праздником Пасхи.

Пусть в ваших маленьких душах живёт любовь к друзьям и своим близким!
Ведь Пасха-это праздник всеобщей любви и милосердия.

А сейчас я всех подарком одарю, никого не обделю (дарю детям сувениры).

Татьяна Кандаурова

Программные педагогические задачи: познакомить с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением; развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа.

Планируемые результаты: проявляет интерес к народному обрядовому празднику Пасха, ее обычаям, традициям; уважительно относится к традициям русского народа. Развивает творческие способности через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Словарная работа: народный праздник, Великая Пасха, кулич, крашенки, писанки.

Оборудование и материал: яйца крашеные, яйца силуэтные (из бумаги, гуашевые краски, кисточки, стаканчики с водой, ватные палочки, печатки, деревянные заготовки в форме яиц, аудиозапись колокольного пасхального звона.

Подготовительная работа: беседа с детьми о великом празднике Пасха, его исторических корнях; рассматривание иллюстраций, рассматривание репродукции «Дети, катающие пасхальные яйца»- автор Кошелев Н. А. ; пасхальная выставка с участием родителей, раскраски - пасхальные яйца, слушание духовного стиха «Бедная птичка в клетке сидит…». Игры- забавы с детьми: «Катание яиц с горочки», «Самое крутое яйцо», игра-эстафета «Перенеси яйцо».

Интеграция образовательных областей: Познание, Речь, Коммуникация, Социализация, Художественное творчество.

Ход занятия.

Организационный момент:

Звучит в записи праздничный колокольный звон.

Всюду радостный трезвон.

Сообщает людям он,

Что настал великий час –

Праздник Пасхи у нас!

Приглашаю детей занять места за столами.

Вот и наступил этот великий праздник – Пасха. Великая Пасха. - Очень многие люди, и ваши родители тоже, готовились к нему: красили яйца (показываю крашеные яйца, пекли куличи (показываю кулич, делали творожную пасху.

А как по-другому называется праздник Пасха?

Дети. Воскресение Христа.

Помните, мы с вами говорили, что когда-то очень давно, Бог послал на Землю людям своего сына - учить людей быть добрыми, трудолюбивыми помогать нуждающимся. Но учение Христа не всем нравилось. Злые, жестокие люди y6или Иисуса Христа.

А через три дня и три ночи Иисус Христос воскрес из мёртвых. День, когда Иисус Христос воскрес, назвали Пасхой. И он стал самым радостным и счастливым днём для всех людей.

Поэтому в день Пасхи говорят друг другу: «Христос Воскресе!» и отвечают: «Воистину Воскресе!»

А что при этом дарят?

Дети. – яйцо!

Да, ребята, символом Пасхи стало яйцо.

Существует и легенда о том, как яйцо стало символом Воскресения Христова. Когда Иисус воскрес, его ученица, Мария Магдалина, отправилась с этой вестью к самому императору Тиберию.

Без подарков к императору ходить было не принято, а у Марии не было ничего, кроме обычного куриного яйца. Придя к императору, Мария объявила ему о воскрешении Иисуса. Рассмеявшись, Тиберий сказал: "Скорее белое яйцо у тебя в руках станет красным, чем я поверю, что твой рассказ правдив". Но не успел римлянин произнести эти слова, как яйцо в руках Марии Магдалины стало алым. С тех пор христиане в день Пасхи дарят друг другу красное яйцо как символ счастливой вести.

Раньше яйца красили только в красный цвет.

А сейчас красят в разные цвета и даже их расписывают.

Ребята, а если яйца называют «крашенки», это значит, что с ними делали?

Дети. -Красили.

А если -«писанки»?

Дети. – Расписывали.

Обращаю внимание детей на картинки – расписные яйца.

А у нас с вами есть вот такие деревянные заготовки в форме яйца. Но они белого цвета…

Ребята, закройте глаза и представьте, что мы с вами превратились в мастеров, тех самых, которые так красиво расписывают пасхальные яйца.

Откройте глаза, посмотрите, уже все готово, для того чтобы приступить к росписи?

Дети. – Да, всё готово!

Тогда давайте сделаем пальчикам разминку.

Дети выходят из-за столов.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко, выйди из-за речки, (раскрыть ладони)

Солнышко, солнышко, сядем на крылечке, (сложить руки полочкой)

Посчитаем лучики? Раз, два, три… (загибают пальцы)

Не закроют тучи яркие лучи, (скрестить руки перед собой)

Мы тебя давно все ждём, посвети своим лучом (хлопки в ладоши)

Солнышко, вставай, свои лучики бросай! (постепенно поднять и опустить руки)

Ребята, когда человек красит пасхальные яйца, он думает о хорошем и светлом, желает здоровья всем своим родным и близким людям, друзьям.

Под аудиозапись духовного стиха дети расписывают свои заготовки.

(Детям, неуверенным, нерешительным, помогаю советом.)

Вот какие чудо - писанки у вас получились! От этих узоров даже настроение стало лучше.

Вы уже решили, кому подарите такое чудесное яйцо?

Дети. Я – маме, а я – сестрёнке…

Думаю, что они будут очень рады!

А я желаю вам любить своих родных, друзей, природу, окружающую вас! Желаю вам прекрасных радостных чудес! Христос Воскрес!

Дети. - Воистину Воскрес!

После занятия знакомлю детей с игрой «Катание яиц с горки»

Фотоотчёт

Грунтуем деревянные заготовки


Роспись деревянных заготовок гуашью.


Творчество


Игры с пасхальными яйцами – «крашенками»

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественно-эстетическое творчество» (рисование), «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.

Цели деятельности педагога : Познакомить детей со светлым праздником Пасха. Воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам. Развивать у детей художественно-творческие способности. Словарная работа: Пасха, пасхальное яйцо, золотое, расписное.

Материалы и оборудование : блюдце с крашеными яйцами, картинки с расписными яйцами, пасхальными куличами; тонированный лист бумаги с изображением яйца, краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки на каждого ребенка.

  1. Чтение стихотворения.

Пасхальное яйцо

Посмотрите, что за чудо,
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,

Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.

Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
- Пасха - праздник самый светлый!

А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!

Ребята, о каком празднике в этом стихотворении говорится. (Пасха)

Пасха - считается главным христианским праздником. А скажите, что за чудо, положила мама в блюдо? (Яйцо). Какое яйцо? (Золотое, расписное).

Праздник Пасхи празднуется каждый год. Люди начинают готовиться к нему заранее: наводят порядок в своих домах, пекут куличи, сдобу, красят яйца (показ картинок).

Ребята, а почему в Пасху мы красим яйца?

Яйцо - это маленькое чудо, это символ новой жизни. Снесёт курочка яичко, и оно похоже на камушек - словно неживое, а в нём жизнь. Живой цыплёнок, который вылупится из яйца. Раскрашивание яиц - древний славянский обычай. Вот почему на Пасху принято дарить крашеные яйца и произносить слова Христос Воскрес, Воистину Воскрес! Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос Воскрес! » В ответ следует сказать: «Воистину Воскрес! » — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками. Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - эти яйца назывались крапанки. А еще есть яйца - писанки. Они раскрашиваются от руки сюжетными или орнаментными узорами.

В пасхальную неделю люди ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. А давайте, ребята, мы с вами тоже поиграем!

  1. Подвижные игры.

Игра «Самый ловкий». Дети встают в круг, количество яиц на одно меньше чем детей. Под веселую музыку дети бегают по кругу, когда музыка заканчивается, каждый должен взять яйцо. Тот, кому не досталось, выходит из игры.

Эстафета «Перенеси яйцо в ложке».

  1. Рисование.

А сейчас мы с вами станем настоящими мастерами и сами раскрасим яйца.

Дети садятся за столы и раскрашивают нарисованные яйца на листе бумаги.

  1. Рефлексия.

О каком празднике мы сегодня говорили?

Что принято дарить друг другу на этот праздник?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!