План-конспект занятия по рисованию на тему: Конспекты НОД по изобразительной деятельности. Конспект нод по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по изобразительной деятельности. Старшая группа

Тема: «Ветка вербы в вазе»

Образовательные задачи:
- Закреплять умение экономно и рационально расходовать материал.
- Закреплять умение скатывать кусочки ваты в небольшие комочки.
- Обогащать эмоциональную сферу.
- Закрепить знание о временах года.

Развивающие задачи:
-Развитие фантазии, воображения.
-Развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к природе.
- Воспитание самостоятельности.
- Формировать умение замечать недостатки в своей работе исправлять их.

Предварительная работа:
Беседа о весне. Рассматривание веточки вербы на улице. Вырезание веток для занятия. Лепка «Верба» с использованием бросового материала.

Демонстрационный материал:
Иллюстрации с изображением весны. Аудиозаписи, слайды. Веточка вербы в вазе.

Оборудование:
Цветной картон, трафареты ваз, вата, цветная бумага, фломастеры, ножницы, кисть для клея,
салфетка, клеёнка.

Ход занятия:

Воспитатель - Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать заниматься нетрадиционным способом аппликации. Какие мы с вами делали аппликации нетрадиционным способом?
Ответы детей - Подарки для мамы, Курочка, Аквариум с рыбками.
Воспитатель - Какой использовали материал?
Ответы детей - Паетки, ткань. Паралон.
Воспитатель - Молодцы, вы всё правильно сказали. А сейчас, я вам прочитаю стихотворение, вы внимательно послушайте, а потом скажите, про что это стихотворение.
Чтение стихотворения. А. Фет.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Воспитатель - Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение?
Ответы детей - Стихотворение о вербе. О весне.
Воспитатель - Расскажите, как природа просыпается весной?
Ответы детей - Тает снег. На ветках набухают почки. Появляются листочки. Появляются проталины. Бегут ручейки. Светит солнышко.
Воспитатель - Давайте мы с вами посмотрим слайды о весне и послушаем музыку. Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла времена года. «Весна»
Воспитатель - Ребята, что вы увидели на слайдах?
Ответы детей - Подснежники. Проталины и ручейки. Видна трава. Кусты вербы.
Воспитатель - Да, весна очень красивое время года. Весной всё просыпается от холодной зимы. Идёт показ ветки вербы и её описание.

Физкультминутка:
Ой-ой-ой!
Ой-ой-ой!
К нам пришёл волшебник злой.
Он руками помахал,
Всех детей заколдовал.
Дети голову склонили,
Замолчали и застыли.
Раз-два-три отомри.
Чтоб волшебник злой ушёл.

Воспитатель - Мы с вами рассмотрели веточку вербы и сейчас будем выполнять аппликацию. Для этого у вас на столах приготовлен разный материал.

(Объяснение воспитателя.)
Воспитатель - Сначала мы из коричневой бумаги нарезаем небольшие полоски для ветки вербы. Потом берём вазу, намазываем её клеем. Приклеиваем на картон. Не забывайте убирать лишний клей салфеткой. Теперь приклеиваем ветку. Затем скатываем из ваты небольшие комочки и приклеиваем их к ветке. Всем понятно как выполнять, тогда приступаем. Самостоятельная деятельность детей. Во время работы слежу за их деятельностью, по необходимости помогаю. После того, как все дети закончат свою работу, раскладываем аппликации на столах и рассматриваем их.

Итог занятия:
Обобщающие вопросы:
Воспитатель - Ребята, вам понравилось наше занятие?
Ответы детей - Да.
Воспитатель - Ребята, какие изменения происходят весной?
Ответы детей - Тает снег. Становится тепло. Появляются подснежники. Распускается верба. Бегут ручьи.

Воспитатель - Ребята, посмотрите, какие у нас получились красивые ветки вербы. Их так много и они все разные. Молодцы, вы очень старались. У меня для вас есть сюрприз. Воспитатель достаёт из мешочка наклейки с изображением цветов и раздаёт их детям.


Изобразительная деятельность включающая рисование, лепку и аппликацию имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. Для полноценного проведения рисования, лепки и аппликации педагогу необходимо знать методику проведения НОД и владеть техническими приемами и навыками.

Как правило, НОД по изобразительной деятельности проводится фронтально. Для успешного ее проведения большое значение имеет и хорошая заблоговременная подготовка к ней. Подготовка к НОД складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа, обьяснения воспитателя и подготовленности самого воспитателя.

Процесс НОД делится на три части:

1)Вступительная часть.

2)Руководство процессом выполнения работы детьми.

3)Заключительная часть-просмотр и анализ детских работ.

Структура первой части примерно такова:

1)Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.

2)Анализ изображаемого (натуры, образца) ,напоминание о виденном ранее, чтение художественной литературы, беседа с детьми. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач.

3)Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей пояснениях и приемах выполнения.

Перед тем, как приступить к работе, дети должны хорошо усвоить, с чего им следует начинать. В процессе выполнения детьми самой работы, воспитатель должен руководить занятием в целом, а так же уделять внимание отдельным детям. Иногда бывает полезно вскоре после начала НОД показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено.

После того, как налажена работа группы в целом, можно на время перейти к индивидуальному руководству. Однако спешить с помощью не стоит, надо дать возможность ребенку самому справиться с возникшими трудностями. Если он действительно не справляется, то следует ему помочь, в основном в форме наводящих вопросов, советом и лишь в редких случаях показом изображения, и то, только на отдельном листе, а не на рисунке ребенка. Если намечается какое-либо общее затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и прослушать дополнительное разьяснение.

Заключительная часть занятия - это просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем. Анализ детских работ проводится тотчас же после окончания занятия или допускается после прогулки. В младших группах анализ ограничивается общей одобрительной оценкой работ и должен идти от лица игрового персонажа.

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями. Рассмотрим приемы обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада.
Первая младшая группа . Прежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему.
В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняются. Рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п.
На обучение детей младшего дошкольного возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более близким, живым, интересным. В рисовании красками результатом деятельности для маленького ребенка является яркое пятно. Цвет - сильный эмоциональный раздражитель. В этом случае педагог должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Надо добиваться того, чтобы дети, работая с красками, стремились улучшить сходство с предметами..
Задачи обучения во второй младшей группе связаны главным образом с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашом и красками и умением изображать различные предметы.
Восприятие окружающей жизни - основа методики обучения. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности: «По дорожкам бегали», «Клубочки» Например, при рисовании прямых горизонтальных линий-дорожек дети вместе с воспитателем показывают в воздухе всей рукой направление линии: «Вот какая длинная дорожка!» После этого на бумаге дети показывают, какая дорожка, и, наконец, рисуют ее карандашом или красками. В таком последовательном многократном повторении одного движения есть система: постепенный переход от более развитых крупных движений всей рукой к движению только кистью (пальцем по бумаге) и к еще более ограниченному движению карандашом, при котором пальцы связаны определенным положением. Производя эти движения, дети могут сопровождать действия словами, например: «Дождик: кап-кап», «Вот какая длинная ленточка» и т. п. Разговоры детей во время работы нельзя запрещать, они активизируют мысль детей, будят их воображение. Рекомендуется включать в процесс рисования и другие средства воздействия, например музыку (звучание капель дождя). В процессе занятия малыши все время активны, в их сознании должен жить образ, который они воплощают в рисунке.
Эта активность вначале основана на подражании воспитателю. Он напоминает детям о предмете изображения, показывает новые движения, которыми необходимо овладеть детям. Сначала он производит движения рукой в воздухе, затем это движение повторяет вместе с детьми. Если кому-нибудь из ребят движение не удается, воспитатель помогает руке ребенка принять нужное положение и сделать соответствующее движение. Точно так же необходим вначале показ всех приемов рисования. Воспитатель показывает, как правильно держать карандаш или кисть, как набирать на кисть краску и вести ею по бумаге. Самостоятельно действовать дети смогут тогда, когда все основные приемы будут им знакомы.Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя. Но учебный рисунок даже для самых маленьких детей должен быть изобразительно грамотным, не упрощенным до схемы, соответствующим реальному предмету.
Например, при показе, как рисовать елку, воспитатель должен исходить из требований программы для данного возраста - передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в стороны ветви, зеленый цвет. Но эти признаки характеризуют и все другие деревья. Чтобы сохранить образ елки, воспитатель будет рисовать ствол линией, расширяющейся книзу, ветви (вверху - короче, внизу - длиннее) слегка наклонными, не фиксируя на этом внимания малышей. Важно, чтобы зрительный образ от рисунка не расходился с образом реального предмета, тогда в памяти детей сохранится правильное изображение.
Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение дошкольников рисованию на наглядных пособиях без применения показа.
Например, когда дети научились рисовать прямые линии и прямоугольные формы, педагог может предложить им нарисовать лопатки, не показывая приемы рисования. Воспитатель в начале занятия рассматривает с детьми лопатку, обводит рукой ее контуры, все время поясняя свои действия. Рисунок после такого рассматривания ребята выполняют самостоятельно. Кому трудно, воспитатель предлагает самим обвести рукой лопатку, чтобы почувствовать ее форму.
В некоторых случаях, когда нельзя показать детям предмет (ввиду его больших размеров или по другим причинам), для оживления их представлений можно использовать картинку или хорошо выполненный воспитателем рисунок.
Изображение предмета должно быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимания от главного.
Так же как и на предмете, воспитатель обращает внимание детей на форму, обводя ее пальцем, и на цвет предмета. В процессе занятия картинку следует убирать, так как она в этой группе не может служить образцом.
Во второй младшей группе используется в качестве специального приема художественное слово. Возможности его применения здесь ограниченны. Главным образом художественный образ используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя.
Воспитатель может начать занятие с загадки или чтения небольшого поэтического отрывка загадки и образы стихотворения должны быть просты и понятны детям.
Проводимый в конце занятий просмотр детских работ и несложный анализ способствует воспитанию активности у дошкольников. Для этого воспитатель выбирает рисунок, обращая внимание ребят на положительные стороны в нем, задает вопросы, одобряет проявленную в работе инициативу - внесение чего-то нового в рисунок. При этом он должен так увлечь ребят разбором рисунков, чтобы они не отвлекались и сосредоточили внимание на главном. При анализе содержания дети вместе с воспитателем должны учитывать и качество, аккуратность выполненного задания. Рисунки неудачные показывать и анализировать не следует, так как качественное выполнение в этом возрасте зависит часто не от желания ребенка, а от его общего развития и в особенности от развития движений.
Детям, имеющим более слабые умения в рисовании, следует уделять больше внимания в процессе занятия, поощрять их желание порисовать, когда им захочется.
Индивидуальный подход в этом возрасте особенно необходим, так как именно здесь начинают формироваться склонности и способности детей. Выявить их и развить - одна из основных воспитательных целей.
Перед воспитателем средней группы стоит задача - научить детей правильно изображать предмет, передавая его основные признаки, структуру, цвет.
В средней группе большее место начинает занимать использование натуры. Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями, например гриб (2 части), кукла-неваляшка (4 части).
При рассматривании предмета воспитатель привлекает внимание детей к форме и расположению частей, их размерам, цвету, различным деталям, чтобы облегчить детям правильность передачи строения. В средней группе, как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением.
В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. Натура используется и по окончании работы для сравнения с ней рисунков, хотя анализ в этой группе не может быть очень детальным и соответствует лишь программным требованиям.
Учитывая особенности четырехлетних детей, следует в различные приемы обучения включать игровые моменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет, при анализе работ она смотрит и оценивает рисунки.
В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Требования к их использованию остаются теми же, что и в младшей группе. Детей четырех лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисования на основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детских представлений о том или ином предмете. По содержанию используемые в средней группе картины, конечно, разнообразнее, чем в младшей группе, поскольку богаче сама тематика рисунков: кроме изображения отдельных предметов, здесь есть и несложные сюжетные сцены, соответствующие, заданиям сюжетного рисования.
Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предметапонятие о ритме, узоре и т. д.
Например, тема рисования - снеговик. Воспитатель впервые предлагает детям передать правильные пропорциональные соотношения и последовательность изображения. Он показывает детям приемы рисования всех трех шаров, начиная с большого нижнего и параллельно задает ребятам вопросы: какой шар теперь рисовать? Где?
Мелкие детали (глаза, рот, нос, шапку) рисовать не надо, чтобы не затягивать объяснение и оставить возможность ребятам проявить инициативу и закончить рисунок.
При всех последующих занятиях с подобным же программным материалом, но на другие темы (неваляшка, матрешка, кукла) показ не нужен, его можно заменить рассматриванием предмета, картинки.
В декоративном же рисовании он особенно необходим, так как дети впервые знакомятся с композицией узора. Понятие о том, что означает ритм в узоре и как его создавать в рисунке, ребенок может получить, только наглядно увидев, как ритмично движется рука воспитателя, нанося мазки на полоску бумаги. Затем ребенок в точности повторяет то, что делал воспитатель. В декоративном рисовании может быть использован образец рисунка, выполненный воспитателем, на основе которого он вначале знакомит детей с принципом построения узора, с теми элементами, которые в него входят, показывает, как надо работать. Когда же занятие является повторным, дети могут после рассматривания образца рисовать самостоятельно, так как не обязательно уже точное повторение его.
Если ребенок проявляет инициативу и создает что-то свое, воспитателю следует одобрить его работу, при анализе обратить внимание всех детей на то, что каждый из них смог бы тоже придумать что-нибудь интересное.
Использование художественного слова в средней группе занимает большее место, чем в предыдущих группах.
Художественный словесный образ можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в жизни.
Например, начиная занятие с чтения стихотворения:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят,-
воспитатель старается воспроизвести в памяти детей виденный ими листопад.
В средней группе анализ рисунков в конце занятия может быть построен по-разному.
Дети четырех лет не смогут дать детальный, обоснованный разбор рисунков, но они уже в состоянии самостоятельно выбрать рисунок, который им нравится, сказать, похож он или нет на изображаемый предмет или образец, аккуратно ли выполнен рисунок. Обосновать, почему красиво, похоже или нет, поможет воспитатель.
Дети средней группы могут заметить достоинства и недостатки в работах своих сверстников, но свою собственную работу оценить бывает еще трудно, так как сам процесс рисования доставляет им большую радость и чаще они бывают довольны результатом своего труда. Самокритичный подход к работе вырабатывается позднее, в 6-7 лет.

В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза, в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку.
В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Вначале натура проста - фрукты, овощи, но если в средней группе при рисовании яблока обращалось внимание на его основные признаки - круглую форму и цвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними,- форма круглая, удлиненная или сплющенная и т. д. Для того чтобы оттенить эти особенности, в качестве натуры можно предложить два яблока разной формы.
Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру - комнатные растения с крупными листьями и несложным строением: фикус. После рассматривания натуры воспитатель обьясняет детям последовательность изображения частей. Чтобы выяснить, поняли ли ребята обьяснение, воспитатель спрашивает кого-нибудь из них, с чего они начнут рисовать, и в начале занятия прежде всего подходит к тем, кто начал работать неправильно.
Натура используется и в конце занятия для сравнения результатов работы с предметом. Для воспитателя критерием оценки будут служить поставленные программные задачи, а для детей - конкретное сходство с натурой.
Использование картин на занятиях рисованием в старшей группе не только помогает воспитателю в уточнении представлений детей о том или ином предмете, но и знакомит их с некоторыми изобразительными приемами. Например, девочка играет в мяч - у нее нарисованы руки, поднятые вверх.
Иногда картину можно использовать в процессе рисования, когда ребенок забыл форму какой-либо части, детали предмета; после рассматривания воспитатель убирает ее во избежание копирования детьми. Картина, как и заменяющий ее рисунок воспитателя, не может служить образцом для детского рисунка и применяться для срисовывания. Образец, изготовленный воспитателем, используется в старшей группе главным образом в декоративном рисовании.
В зависимости от целей рисования методика использования образца может быть различной. Для точного повторения он дается в тех случаях, когда дети знакомятся с каким-либо новым композиционным приемом или элементом узора. Например, они учатся путем «примакивания» создавать цветок, симметрично располагая лепестки вокруг центра.
Но чаще в старшей группе образец используется только для объяснения поставленной задачи. Узор дети выполняют уже самостоятельно, используя по своему желанию все его элементы, цвет и т. д., не нарушая поставленной задачи.
Чтобы новое задание было уяснено детьми и они поняли, что рисунки могут быть разными, хорошо дать 2-3 образца и сравнить их между собой, выявив, что в них общее и в чем разница.
С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия воспитатель обращает внимание на те из них, где есть элементы творчества. Дети быстро почувствуют одобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работать самостоятельно. Полный показ всего рисунка в старшей группе применяют реже, чем в средней группе. Всегда следует какую-то часть работы оставить для самостоятельного решения детьми.
Показ может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения частей. Например, объясняя детям, как нарисовать грузовую машину, воспитатель начинает рисунок с кабины, которая является центром построения рисунка, затем рисует все основные части машины, детям остается самостоятельно изобразить лишь мелкие детали.
Употребляется и частичный показ. Например, при рисовании двух- или трехэтажного дома, где дети учатся, как изображать многоэтажные дома, располагая рядами окна, воспитатель не рисует весь дом. На заранее нарисованном прямоугольнике он показывает, как легкой линией отделить один этаж от другого и над этой линией рисовать ряд окон. Все окна тоже не следует рисовать, так же как не рисуются крыша, переплеты окон и другие детали. Детям предлагается вспомнить, какие дома они видели, и рисовать так, как им хочется. Можно использовать поэтапный показ выполнения изображения. Этот прием используется в основном в предметном рисовании, в изображении зданий, животных и т. д. Поэтапный показ помогает детям понять последовательность в рисовании или лепке того или иного предмета, а самостоятельный повтор помогает развивать художественно-творческие навыки, фантазию, воображение.
Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы.
Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Например, для героини сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» обязательны внешние признаки: шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки, все остальное при рисовании придумывает сам ребенок - позу девочки, ее лицо, прическу, одежду, обувь. Дошкольники старшей группы с помощью наводящих вопросов воспитателя при анализе работ уже могут подметить и положительные стороны в рисунке, и ошибки путем сравнения с натурой, образом или с имеющимися в сознании представлениями. Это говорит о возросшем интеллекте детей и способности к самостоятельному мышлению.
Они могут обосновать свой ответ, используя приобретенные знания о красивом сочетании цветов, расположении предметов, технике рисунка.
Неудачную работу не следует обсуждать коллективно, ее надо проанализировать индивидуально с ее автором. У детей пяти лет повышается критическое отношение к результатам деятельности, поэтому здесь возможно подводить их к анализу своей работы на основе сравнения ее с натурой или образцом.К способным детям, быстро усваивающим приемы и хорошо выполняющим задания, надо предъявлять большие требования по качеству и содержанию работы, выразительности рисунка. Постоянное захваливание детей так же вредно для их творческого развития, как и постоянное порицание, так как и то и другое мешает им стремиться к лучшим результатам. Здесь педагог должен соблюдать такт и чувство меры.
Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе.
Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное, чем в старшей группе. В декоративном рисовании используются предметы народного декоративного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, использованием цвета, различными элементами росписи. Образец дается в тех случаях, когда надо выделить какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения. Например, воспитателю надо научить детей рисовать завиток - непременный элемент хохломской росписи. Он рисует на полоске узор, состоящий из одних завитков, и предлагает ребятам скопировать его. Они по образцу воспитателя упражняются, вырабатывая ритм движения, создающий завиток. Так же могут быть выделены и другие элементы, требующие специальных упражнений для свободного овладения ими.
Показ приемов рисования в подготовительной группе проводится реже, чем в других группах, так как дети этого возраста многое могут усвоить на основе только словесного объяснения.
Если в этом есть необходимость, то воспитатель частично объясняет и показывает те или иные приемы рисования. При обучении новым техническим приемам показ необходим во всех группах. В подготовительной группе воспитатель учит детей работать красками и карандашами, например размывать краски на большой поверхности, накладывать мазки или штрихи по форме предмета и т. д.; пользоваться новыми материалами - сангиной, пастелью.
Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя, т. е. сам процесс работы над ним. Когда воспитатель рисует что-либо с натуры - пейзаж, дом или отдельные предметы, дети наблюдают за процессом работы, а воспитатель привлекает их к обсуждению: что теперь надо рисовать? Где? Какого цвета?. В подготовительной группе больше возможностей в использовании художественных словесных образов.
Воспитатель должен подбирать такие сказки, стихотворения для детей, где тот или иной образ представлен наиболее ярко. Дети в этом возрасте уже приобрели некоторый жизненный опыт и овладели определенными навыками в изобразительном искусстве. Именно поэтому словесный образ (без наглядного пособия) у них уже вызывает работу мысли и воображения.
Детям может быть дано задание коллективно выполнить работу, проиллюстрировать то или иное произведение, нарисовать те или иные эпизоды из мультфильмов. Например, выбрав тему из какого-либо произведения, каждый рисует по одному эпизоду.
Такая коллективная работа требует большой согласованности действий. При анализе рисунков дети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале воспитатель помогает вопросами, правильно или нет выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки.
У дошкольников подготовительной группы появляется самокритичность.Воспитатель должен поощрять в работах ребят выдумку, фантазию, способность мыслить самостоятельно, т. е. то, без чего невозможно сознательное, творческое отношение ко всякой работе и, в частности, к обучению в школе.

Конспект занятия по изобразительной деятельности. Старшая группа. Тема: «Сказочная рыбка»

Образовательные задачи:
- Уточнение представления детей о рыбах.
- Закреплять умение работать с бросовым материалом.
- Закреплять умение оформлять свою работу дополнительным материалом.
- Закреплять умение экономно и рационально расходовать материал.

Развивающие задачи:
- Развитие мелкой моторику рук.
- Развитие фантазии и воображения.
- Развивать усидчивость и творческие способности.

Воспитательные задачи:
- Формирование аккуратности и бережного отношения к материалам.
- Формировать умение замечать недостатки в своей работе и исправлять их.

Предварительная работа:
Рассматривание картин с изображением рыб (золотой рыбки). Беседа о рыбах.
Лепка «Золотая рыбка» с использованием бросового материала. Просмотр слайдов о рыбах. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Прослушивание шума морского прибоя.

Демонстрационный материал:
Слайды, аудиозаписи шум морского прибоя, картинки с изображением золотой рыбки.
Оборудование:
Голубой картон с изображением трафарета рыбки, паетки, лоскутки ткани, кисть для клея ПВА, клей, бумажные салфетки, ножницы, клеёнка.

Ход занятия:

Звучит шум морского прибоя.
Воспитатель - Ребята, прислушайтесь. Что это за шум?
Ответы детей. Это шумит море.
Воспитатель – Правильно. А сейчас, мы с вами немного пофантазируем. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Над головой у нас голубое небо, под ногами тёплый песок, впереди – море. Как красиво! Давайте вспомним сказку А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке».
Воспитатель - Ребята, о чём эта сказка?
Ответы детей. О старике, старухе, золотой рыбке.
Воспитатель - Да, эта сказка о золотой рыбке, которая исполняет все желания.
Воспитатель - В море живут самые разные рыбы. Есть рыбы съедобные для человека. Назовите, каких вы знаете рыб.
Ответы детей. Минтай, горбуша, окунь и т. д.
Воспитатель - Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат.
Воспитатель - Да, рыб в океанах и морях обитает много.
Воспитатель - А сейчас мы с вами посмотрим слайды с изображением рыб.
Воспитатель - Ребята, а каких рыб вы увидели на слайдах.
Ответы детей. Акула, дельфин, кит и т. д.
Воспитатель - Видите ребята, какой удивительный и очень красивый морской мир.
Воспитатель – Ребята, давайте вспомним, какие части тела есть у рыб и для чего они им служат.
У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать. Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза?
Ответы детей. Тело рыб покрыто пластинками - чешуей.
Воспитатель - Сейчас мы с вами немножко отдохнём.

Физминутка:
«Пароход»
От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать)
Он шагнул сперва назад, (шаг назад)
А потом шагнул вперед (шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке, (движения руками)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте)
Воспитатель - А сейчас, мы с вами будем выполнять аппликацию «Сказочная рыбка» У вас на столах лежат готовые трафареты рыбок. Вам надо с помощью паеток показать у рыбки чешую, хвост мы с вами сделаем из кальки. Затем покажем водоросли и камешки в аквариуме, для этого у вас есть полоски зелёной бумаги и лоскутки ткани. Всё понятно, тогда приступаем. Во время работы слежу за деятельностью детей, по необходимости помогаю. После выполнения аппликации, раскладываем работы на столах и рассматриваем их.

Итог занятия:
Обобщающие вопросы:
Воспитатель - Ребята, что нового вы узнали о рыбах?
Ответы детей. Рыбы бывают разные. Опасные для человека. Съедобные рыбы.
Воспитатель - Ребята, вам понравилось работать с необычным материалом?
Ответы детей. Да, интересно.
Воспитатель - Ребята, вам нравятся получившиеся рыбки ваших товарищей?
Ответы детей. Понравились.
Воспитатель - Сегодня вы очень хорошо постарались, и я приготовила вам небольшие подарки.
Воспитатель достаёт из мешочка наклейки разных рыб и раздаёт их детям.

Организация: МБДОУ №1 «Дружные ребята»

Населенный пункт: Сахалинская область, г. Поронайск

Актуальность.

Изобразительное направление выбрано не случайно – ведь результатом деятельности являются детские рисунки, которые можно не только хранить, экспонировать, сравнивать, но и которые по сути есть отражение развития ребенка – его интересы, отношение к окружающему миру, уровень развития познавательных процессов, творческой активности, в конце концов, уровень сформированности технических умений и навыков, что является показателем, прежде всего, обучаемости. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно- творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, познавательной активности, мышления и памяти детей. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности.

Новизна.

Непосредственно образовательная деятельность строится таким образом, что ребенок на занятии, сам создавая изображение, приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем мире (природных явлениях), в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями учиться осознанно их использовать. Данная НОД строится с учетом интеграции образовательных областей: «художественное творчество», «познание», «коммуникация», «здоровье», «безопасность», «социализация».

Цель работы:

  1. Создание условий для развития художественно – творческих способностей у детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  2. Развитие художественно - творческих способностей детей через интеграцию образовательных областей и всех видов деятельности.
  3. Развитие познавательной активности детей, используя эксперимент, наблюдение.

Задачи:

  1. Образовательные:

Формировать умение рисовать дождь, передавая его характер (сильный дождь – сплошные линии; слабый дождь – пунктирные линии)

Продолжать развивать умение прикладывать кисть всем ворсом к бумаге;

Закреплять знания о цвете.

  1. Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес к природе и природным явлениям;

Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, умение экспериментировать;

Развивать художественно-творческие способности и коммуникативные навыки детей.

  1. Воспитательные:

Воспитывать аккуратность при работе с кисточкой, краской;

Воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству со взрослым, с детьми, собственной деятельности, ее результату.

Ожидаемые результаты: формирование познавательного интереса через эксперимент, наблюдение; вовлечение каждого ребенка в активный процесс; формирование коллективных отношений; развитие художественно- творческих способностей детей через интеграцию всех видов деятельности.

Возраст : дети 3-х лет.

Основная часть.

Тип занятия: интегрированное.

Вид занятия : познавательное.

Методы обучения : исследовательский, словесный, наглядный, игровой.

Приемы : показ, чтение стихотворений, потешек, игровые изобразительные движения однородного характера с проговариванием: «сверху-вниз».

Предварительная работа: чтение сказки «Дождик», разучивание русских народных потешек, чтение и беседа по стихотворению А.Барто «Зайка», наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе, рассматривание иллюстраций на тему: «Весна пришла», д/и «Времена года».

Словарная работа: капает, туча, небо, льется, губка, дождь.

Дидактическое обеспечение занятия:

- раздаточный материал: комплект для экспериментирования по количеству детей: поднос, губка, два цветных стакана с разным количеством воды, глубокая емкость, салфетки для рук.

Комплект для рисования по количеству детей: кисточка, маленькая емкость с краской, подставка для кисточек, стаканы с водой, бумага А-4.

Демонстрационный материал: аудиозапись «Шум дождя», дидактическая игрушка «Шептунчик».

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Области: «художественное творчество», «познание», «коммуникация», «социализация», «здоровье», «безопасность».

Ход НОД:

(Дети встают перед воспитателем полукругом, воспитатель присаживается на стул).

В .:-Добрый день, дети! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас в гостях наш любимый друг Шептунчик. Давайте мы улыбнемся ему, а также улыбнемся друг другу и скажем все вместе: «Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора!» (Дети повторяют за воспитателем).

(звучит аудиозапись «Шум дождя).

В. : - Послушайте внимательно, а что же это у нас шумит?

Дети : - Дождь капает, шумит, идет.

В .:- Правильно, молодцы! Это шумит дождь. Дождик, дождик полно лить, малых детушек мочить! (Шум дождя прекращается)

В .: - А вы знаете откуда берется дождик?

Дети:- С неба капает, из тучки.

В. : - Правильно, из тучки, а как он появляется там хотите узнать?

В .:- Наш друг Шептунчик согласился помочь нам узнать эту тайну. Он приглашает нас к столам. (Дети подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, стаканы с водой и глубокие тарелочки). –Скажите, что лежит перед вами на подносе?

Дети : - Губка.

В .:- А как вы думаете, на что она похожа?

Дети :- На кирпичик, на тучку и т.д.

В .: - Правильно, молодцы! Она похожа на тучку. А тучка состоит из капелек. Сожмите ее и посмотрите, течет из «тучки» вода или нет?(Дети берут в руки губку-тучку и сжимают в руке).

В .: - Почему не идет водичка?

Дети .: - Потому что она сухая.

В.: - Правильно, губка-тучка сухая. В тучке очень мало капелек собралось и поэтому дождик не идет. Положите свою тучку на тарелочку. Перед вами стоят стаканчики. Какого они цвета?

Дети :-Белый, синий.

В. : - А сколько воды в белом стакане?

Дети :-Мало.

В .: -А в синем стаканчике?

Дети : - Много.

В .: -Правильно. Возьмите белый стаканчик и вылейте воду на вашу губку-тучку. Поднимите ее и отожмите.

(Дети проверяют свои предположения опытным путем).

В .: -Получается дождик?, Какой он сильный или слабый?

Дети :- Слабый.

В .:- Положите губку-тучку опять на тарелочку. Возьмите синий стаканчик и вылейте из него всю воду на тучку. Нажмите на нее пальчиками, пропитайте водой. Что теперь произойдет, если тучку отжать?

Дети : -Польется много воды.

В .: -А почему много воды польется?

Дети :-Потому что в ней много воды.

(Дети проверяют свои предположения).

В .: -Правильно. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке! А теперь какой дождь получился?

Дети: - Большой; сильный.

В .: -Правильно, сильный. Такой дождь называется проливной. Вот так соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из нее на землю, падают дождем. Спасибо нашему Шептунчику, он помог нам узнать, какие тайны хранит дождик. И давайте мы с ним поиграем. Игра называется «Тучка и капельки». (Проводится подвижная игра «Тучка и капельки». Дети-капельки, воспитатель-туча).

В .: Дети – капельки летите

И всю землю напоите – (дети бегают врассыпную под музыку).

Собрались капельки и потекли ручьем. Бежит, журчит ручей ничей. солнышко выглянуло, капельки испарились. И к маме-тучке возвратились (дети бегут к воспитателю).

В .: -А теперь, ребята, присаживайтесь на стульчики и мы с вами нарисуем дождь. Я предлагаю девочкам нарисовать слабый дождь, а мальчикам – сильный дождь. (Дети садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краски, альбомный лист бумаги. На лист бумаги приклеена заранее голубая тучка).

В .: -Ребята, что вы видите на своем листочке?

Дети .: - Голубая тучка.

В .: -Правильно. А теперь все возьмите кисточку тремя пальцами так, чтобы она находилась в вертикальном положении. Деревянная палочка у кисточки смотрит в потолок. Аккуратно набираем краску синего цвета на кисть и прикладываем кисть всем ворсом к бумаге. Дождь падает сверху, поэтому начинаем рисовать сверху-вниз в медленном темпе (Показ воспитателя). Девочки рисуют проговаривая «кап, кап, кап» пунктирные линии. А мальчики рисуют сплошные линии не отрывая кисть от листа. (Пока дети рисуют, воспитатель рассказывает фольклорные стихотворения, звучит аудиозапись «Шум дождя»).

В. :- Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей!

На цветочек, на листок.

Кап, кап, кап!

Тучка в небе синяя, - капай дождик сильный!

Заключительная часть. (Выставка рисунков)

В .: -Посмотрите, ребята на свои рисунки. У вас получилась замечательная картина природы! Молодцы!

В. : - А теперь, скажите-ка мне, какую тайну дождя мы раскрыли вместе с нашим другом Шептунчиком?

Дети : -Дождик берется из тучки; бывает сильный дождь; и слабый дождик бывает.

В .: - Правильно! И давайте свои рисунки мы подарим на память Шептунчику. (дети по желанию дарят рисунки Шептунчику)

Результативность.

С уверенностью можно сказать, что данная НОД интегрированного характера способствует развитию творческих способностей детей, формированию целостной картины мира, так как предмет рассматривается с нескольких сторон (теоретической, практической); у детей формируется познавательный интерес и занятие дает высокую результативность; переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс; объединяет общими впечатлениями и переживаниями, способствует формированию коллективных отношений; способствует совершенствованию грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи.

«Золотая хохлома»

Программное содержание:

Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;

Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.

Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, Гжели, Дымки; листы тонированной бумаги жёлтого и черного цветов (силуэты посуды), акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.

Ход занятия:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются? (дымковские и гжельские изделия)

Разделите их по группам. Рассмотрите внимательно, найдите похожие. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу. Рассмотрим незнакомые нам изделия (Хохломские). Что общего у них, что их объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки). Что отличает от изделий других групп? (хохломские изделия сделаны из дерева, а остальныеиз глины и фарфора.Хохломские - на черном и желтом фонах узорами украшены, а дымковские и гжельскиена белом фоне)

Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!

Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки).

Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем учиться рисовать такие узоры.

Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)

Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка). Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными). И получится гирлянда.

Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

Физкультминутка.

(следуя словам выполняем движения)

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Молодцы! Присаживайтесь!

Ребята, посмотрите. У меня здесь есть посуда: миски, ложки, вазы. У этой посуды золотой - желтый фон, черный фон.

Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите изделия узорами.

Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

Работа детей.

А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?

Выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других.

Теперь покажите самую красивую миску, вазу?

Ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями.

А теперь послушайте стихотворение о Хохломе:

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входит в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

« Белая береза- символ России».


Программное содержание:
Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России- берёзе. Познакомить детей с обычаями и обрядами, ритуалами,связанными с березой. Приобщать детей к Русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.

Материал: Берёзка, аудиозаписи, светец и лучина, спички, емкость с водой, веник березовый, туески, береста, березовый сок, разноцветные ленточки и бусы.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель : Сегодня в гостях у нас березка, мы будем веселиться вокруг березки, стихи читать, хороводы водить.

Берёза моя берёзонька,

Берёза моя белая, берёза кудрявая,

Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки,

На тебе, берёзонька, листья зеленые.

Под тобой, берёзонька, трава шелковая.

Близ тебя, берёзонька,

Красны девушки хоровод водят.

(Дети водят хоровод « Во поле берёза стояла »).

Воспитатель : Только мы развеселились, а тут дождь пошел.

(звучит музыка дождя).

Дождик,дождик, убывай,

Будет славный урожай:

В поле лен и бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В саду мак и сирень,

В огороде зелен хмель!

Радуга-дуга, радуга- дуга

Отворяй ворота- перекинься на луга,

Ключиком- замочком, коромыслом –колесом,

Шелковым платочком- золотистым мостом!

Воспитатель : а сейчас мы поговорим о нашей родной, русской берёзе. Берёза- символ России,олицетворяющий, выражающий чистоту, красоту родной земли. В старые времена, да и сейчас, начиная с 14 апреля, люди собирали берёзовый сок и поили им больных и немощных, очищали кровь, лечили желудочные заболевания. Берёза становилась центром многих русских праздников, гуляний, обрядов. Именно про это дерево сложена загадка:

С одного дерева, да четыре угодья:

Первое- от темной ночи свет.

Второе – некопаный колодец.

Третье- старому здоровье.

Четвертое- разбитому связь.

В старину, когда не было электричества, линий электропередач, лампочек, долгое время изба освещалась лучиной. При ее свете женщины и девушки пряли в долгие зимнее вечера, пели песни, слушали сказки. Теперь такое освещение, при котором все становилось таинственным и чудесным,ушло в прошлое. Дети, мы с вами тоже попробуем посидеть при лучине в зимние темные дни. Лучину вставляли в светец, под светцом всегда стояло корытце, туда падали обгоревшие кусочки и гасли в воде – можно было не боятся пожара в деревянной избе.

Посмотрите, как это было(зажигаю лучину, помещаю ее в светец, ставлю емкость с водой).

А это вторая отгадка – сок из « некопаного колодца». А почему так говорят – некопаный? Правильно, ведь сок у берёзы собирают, причем так, чтобы не нанести вред берёзе. Его и сейчас пьют, чтобы не болеть. Из молодых берёзовых листьев готовили витаминный напиток. Сейчас я вас угощу таким напитком (дети и гости угощаются чаем или приготовленным соком).

А это что?(показываю на берёзовый веник). Русская баня всегда была полезна и молодым, и старым, а какая баня без берёзового веника. Все хвори вылечит, душу радует, тело молодит. Незаменим в бане березовый веник, его предварительно распаривают в горячей воде. А потом парятся- хлещут себя веником, водой, в которой распаривали веник, прополаскивают волосы, чтобы стали легкими и шелковистыми. Ребята, сходите в баню со своими мамами и папами, потом расскажите о своих впечатлениях. Я вам сейчас покажу как нужно пользоваться веником(тихонько похлопываю детей). А сейчас мы пока уберем веник, оставим его до бани. На столе у нас еще одна отгадка. Почему в загадке говорится -разбитому связь? Правильно, с помощью бересты можно связать, отремонтировать разбитое или сделать новую емкость для ягод, грибов, напитков- легкую и небьющуюся посуду. Вот посмотрите, какие есть у нас в избе туески, вазочки для хранения сыпучих продуктов- соли, чая, круп. Чтобы их сделать, нужно приложить много старания и терпения.

Вот видите ребята, сколько в берёзе тайн хранится. И одно из них то, что хороша она в любое время года, а особенно весной и ранней осенью (показ иллюстраций). Как можно сказать об осенней берёзе (золотое платье, солнечная одежда).А весной береза похожа на девицу, с молодыми нежными листьями, висячими сережками. очень много есть песен, в которых славят красоту берёзы, ее сравнивают с красотой юной девушки, которая в песне называется Берёзкиной сестрицей. Послушайте стихотворение- под тихую спокойную музыку.

Ельня, Ельня берёзонька,

Ельня, Ельня кудревата,

Кудревата, беловата.

Похотел пан жениться,

На душе красной девице,

На берёзовой сестрице…

Раньше, в давние времена, когда наши бабушки и дедушки были совсем молодыми, существовал такой обычай- завивать ветки берёзы, либо сплетать их между собой, пригибая их к земле, приплетая к цветущим травам. При этом загадывали желания, загадывали о своей судьбе.

Одну берёзку срубали, Приносили домой, наряжали в лучшую одежду, украшали платками, бусами, лентами, которые снимали с себя. Нарядив берёзу, называли «гостенькой» , « цветком», «кумушкой». Сейчас мы с вами повторим этот обычай, обряд. Нарядим нашу берёзку. Дети снимают с себя бусы, ленты, надевают на берёзку.

Встанем в хоровод вокруг берёзки:

Встанем в хоровод вокруг берёзки.

Берёзонька весёленька,

Кудрявенькая, зелененькая,

Кудрявенькая, зелененькая,

Завивайся-ка да во весь год.

Нам весёлым быть да весь год!

Дети, когда люди наряжали берёзку, они говорили друг другу хорошие, добрые слова, хвалили друг друга, говорили о своей любви, о том, кто кому нравится. Давайте подружимся, чтобы никогда не ругаться, не обижаться, не ссорится.

(хором, стоя в парах, дети произносят слова).

Ай, кумушки- голубушки

Подруженьки мои

Кумитеся, любитеся,

Любите меня,

Пойдите во зеленый сад,

Возьмите меня,

Завьем венки на все деньки,

На все праздники!

Природа России

Цель . Закрепить знание детей о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

Наглядный материал . Физическая карта России. Иллюстрации с изображением лесов, рек, морей, гор; различных животных, населяющих леса России.

Ход занятия .

Воспитатель вывешивает на доску физическую карту России.

Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (Предположение детей ). Это карта. У нас в группе висит карта Белгородской области. А сегодня я вам принесла карту нашей страны. Как называется страна, где мы живем? (Россия ) Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Карта может многое рассказать о разных странах.

На этой карте изображена не только Россия, но и другие страны. А как можно узнать, где какая страна? (Предложение детей .) Можно прочитать название и найти границу. Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас указкой проведу по границе России, и вы увидите, какую территорию занимает наша страна. (Обводит границу России указкой, а затем предлагает это сделать двум-трем детям .) Большую территорию занимает наша страна? Я обведу границы других стран, которые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько территории других стран меньше России. (Обводит границы Польши, Румынии, Чехословакии и др .)

Итак, карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно даже сказать огромная. А что еще может рассказать карта?

Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки? (Предложение детей .) Это города. Посмотрите, сколько много городов в России. Назовите, какие вы знаете, города, и мы попробуем найти их на карте. (Дети называют города, и воспитатель показывает их на карте. ) Давайте вместе с вами прочитаем названия еще нескольких городов. (Предлагает тем, кто умеет читать, выйти и прочитать названия городов или сам показывает и читает названия разных городов России.Затем выставляет на стенд иллюстрации с изображением видов разных русских городов. ) Карта нам рассказала, что в России очень много городов.

Что же еще может рассказать карта? Что вы видите на карте? Что это синие волнистые линии, которых очень много? (Предложение детей .) Это реки. Рек в России тоже много. Какие реки вы знаете? (Оскол,Москва река, Волга и др .) Название рек тоже написаны на карте. (Читает название самых известных рек и показывает на карте, проводя указкой от истока до устья реки, - Волга, Лена, Енисей и др . Выставляет на стенд иллюстрации с изображением рек. )

А что обозначают голубые пятна? (Показывает моря ) Да, это моря и озера. Покажите, где вы видите моря? (Вызывает нескольких детей и предлагает им показать моря и вместе с ними читает названия морей. Обращает внимание детей на то, что еще есть и океаны, они больше морей. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением моря. )

Посмотрите, какого цвета на карте очень много? (Зеленого. ) А как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (Предположения детей .) Да, зеленый цвет – это лес. Посмотрите, как много лесов в России. (Выставляет иллюстрации с изображением леса .) В России самый огромный лес на земле – тайга . Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально. )

А что дают леса? (Ответы детей .) Лес – это дерево, из которого делают огромное количество разных предметов; бумагу, на которой печатают книги, из которой делают тетради, альбомы и многое другое. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Помните, мы с вами говорили, что хлеб - богатство России. Но хлеб – это богатство, которое человек добывает своими руками. А лес – это природное богатство, его много, но к нему нужно относится очень бережно.

Еще, какой цвет вы видите на карте? (Коричневый ) А что он обозначает? Да, это горы. У гор тоже есть названия, давайте прочитаем некоторые из них. (Предлагает кому-нибудь из детей показать горы и читает названия – Уральские горы, Кавказские горы и др .) А что дают горы? (Предложение детей .) В горах добывают полезные ископаемые. Значками на карте обозначено, где какие полезные ископаемые добывают. А что такое полезные ископаемые? (Предложения детей .) Это то, что находится в земле и что очень нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, которые нам необходимы для изготовления металлов; золото, алмазы, которые составляют богатство страны.

И еще на карте вы видите темно-желтый и желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, а в пустыне только один песок. (Выставляет иллюстрации с изображением степи .)

Вот мы с вами и рассмотрели карту нашей страны. Что же она вам рассказала о России, что мы с вами по карте прочитали? (Ответы детей )

Воспитатель, показывая на иллюстрации, выставленные на стенде по ходу занятия, подводит итог.

Наша страна Россия – очень большая. В России много городов. Природа России очень разнообразная – много рек, морей, лесов. Есть горы, степи. В России добывают много разных полезных ископаемых.

Писатель С. Баруздин написал книгу, которая называется «Страна, где мы живем». Я вам сейчас прочитаю одну главу из этой книги. В ней рассказывается о том, как мальчик Дима с писателем Баруздиным летал на самолете над Россией. Они пролетали над Сибирью и Дальним Востоком. Это вот здесь. (Показывает на карте Сибирь и Дальний Восток. ) Глава называется:

САМАЯ БОЛЬШАЯ, САМАЯ БОГАТАЯ

Сибирь и Дальний Восток – самая большая, самая богатая у нас в стране земля, больше всей Америки, - объяснял я.

Много часов мы летели над Сибирью и Дальним Востоком. И такое видели, что Дима только успевал задавать вопросы:

А это какая река?

Пришлось мне назвать все реки, над которыми мы пролетели: и Обь, и Иртыш, и Ангару, и Енисей, и Лену.

… Много городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Много старых, а много и новых: Братск, Ангарск, Амур, Солнечный, Мирный, Находка. В глухой тайге растут все новые и новые города и заводы.

… На самых больших сибирских реках строятся мощные электростанции. Плывут по рекам пароходы. Буксиры тянут плоты с лесом.

На озере Байкал, которое не меньше моря, люди ловят чудесную рыбу – омуля, а на бескрайних землях Сибири комбайны убирают богатый урожай.

На севере Сибири добывают алмазы, а смелые охотники чукчи охотятся на моржей.

Сегодня, ребята, мы поговорили о нашей стране – России. У нас очень красивая, богатая, большая страна. Когда вы станете взрослыми, вы сделаете так, чтобы она стала еще краше, еще богаче.

Дымковская игрушка

Цель. Расширение знаний детей о дымковской игрушке. Знакомство детей с историей возникновения дымковских игрушек. Воспитание интереса детей к изделиям народного промысла.

Задачи.

Продолжать знакомить детей с изделиями народных мастеров.

Закреплять и углублять знания о дымковской игрушке и росписи.

Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

Закрепить умения расписывать ярким узором фигуру коня; располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами или по всему силуэту.

Закрепить умение использовать в узоре элементы дымковской росписи – круги, колечки, точки, полоски, сетку, кольцо, волнистые дуги. Продолжать работу «тычком».

Воспитывать у детей чувство цвета, умение радоваться результатам своего труда.

Предварительная работа:

Рассматривание дымковских игрушек;

Рисование элементов дымковского узора;

Рисование дымковского узора на полосе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!