Пальчиковые игры: развитие тонкой моторики и стимуляция мозга! Первые уроки творчества — пальчиковое рисование.

Пальчиковые упражнения – это специальные игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и налаживается более тесный эмоциональный контакт со своими родителями.

Польза упражнений

По мнению специалистов, пальчиковая гимнастика положительно влияет на , мышления и . Известному педагогу и писателю В. А Сухомлинскому принадлежит фраза:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Исследования российского физиолога В.М Бехтерева, подтверждают, что упражнения, направленные на тренировку рук, оказывают сильное воздействие на функции ВНД и способствуют развитию умственных способностей.

Преимущества пальчиковых игр:

  • Активизация речевых зон коры головного мозга.
  • Формирование ритмичной и четкой речи без дефектов.
  • Развитие способности к концентрации и распределению внимания.
  • Улучшение памяти.
  • Овладение навыками рисования и письма.
  • Развитие творческой фантазии и воображения.
  • Повышение подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.

Правила проведения занятий

  1. Оптимальный возраст для проведения упражнений – от 1 до 3 лет, именно в этот период детьми хорошо усваиваются основные речевые навыки.
  2. Руки родителя, проводящего гимнастику, не должны быть холодными.
  3. Перед проведением упражнений ребенку нужно сделать разминку для рук, чтобы они стали более послушными.
  4. В процессе занятий необходимо следить за тем, чтобы у малыша были задействованы все пальцы.
  5. Упражнения должны сопровождаться щекотанием и поглаживанием ладоней ребенка.
  6. Все потешки и считалочки нужно читать с выражением.
  7. Замену игр следует проводить постепенно, если в них появились новые персонажи, ребенку необходимо сначала о них рассказать.
  8. Не стоит принуждать малыша выполнять задания, иначе в будущем они будут вызывать у него только негативные эмоции.
  9. Для достижения желаемого результата занятия с дошкольником нужно проводить регулярно.

Виды упражнений

Все упражнения можно разделить на несколько категорий:

  1. Гимнастика для кистей рук учит детей расслаблять и напрягать мышцы; переключаться с одного действия на другое, а также развивает у них способность к подражанию.
  2. Статические упражнения закрепляют приобретенные ранее навыки и требуют более точного их выполнения.
  3. Динамические игры позволяют научить дошкольников разгибать и сгибать пальчики, а также точно координировать свои движения.

В качестве массажеров могут выступать предметы, имеющие различные размеры, формы и текстуры. Это могут быть карандаши, игрушки из пластмассы и резины, мячи, камни или продукты, например, крупы.

  • Игры с предметами

В возрасте от 1,5 года до 3 лет детей можно научить следующим действиям:

  1. Перекатывать по ровной поверхности какие-либо круглые предметы.
  2. Сортировать крупы.
  3. Играть с пирамидкой, кубиками и мозаикой.
  4. Оценивать фактуру различных тканей.
  5. Рисовать пальчиками.
  • Потешки

Для занятий с детьми можно использовать разнообразные потешки и считалочки: «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая».

  • Составление фигурок

Для того чтобы развить у малыша воображение, его можно научить составлять различные фигуры из пальчиков. Например, взрослый начинает читать стишок, изображает предмет, который упоминается в тексте, а ребенок повторяет за ним все действия.

Каждая новая форма будет ассоциироваться у малыша с определенными образами, и стимулировать у него творческую фантазию.

  • Игры на развитие моторики
  1. Руки нужно соединить в замок , а затем начать крутить большие пальчики вокруг друг друга в ускоренном темпе, ладони, при этом, задевать нельзя.
  2. Это упражнение нужно выполнять вдвоем . Игроки соединяют правые руки, после чего каждый из соперников, пытается своим большим пальцем прижать сверху палец другого.
  • Упражнения для улучшения внимания и памяти
  1. Бабочка . Пальцы следует сжать в кулак, а затем по очереди их выпрямлять, начиная с мизинца. Указательный и большой палец, остаются в согнутом положении и объединяются в кольцо, а выпрямленными пальцами нужно делать быстрые движения.
  2. Осьминожки . Правая и левая рука передвигаются по морскому дну, медленно перемещая пальцы-щупальца. Как только два осьминога увидят друг друга, они замирают, после начинают путешествовать вдвоем.

Популярные книги и пособия

Сейчас выпускается множество различной литературы с описаниями упражнений, которые дети могут выполнять с родителями в домашних условиях. Например, хорошие практические рекомендации дает автор Светлана Шанина в своей книге «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка».

Много увлекательных заданий для дошкольников также предлагается в пособии «Пальчиковые шаги» от автора Е.Ю. Тимофеевой.

Большой популярностью пользуется методика Железновой, которая признана одной из лучших в педагогике. Автор предлагает обучение в игровой форме.

Дети играют в театр, в этом случае каждый пальчик изображает какого-либо персонажа: червяка, улитку, козу, паучка. Обучающая программа также включает в себя песни стишки, музыкальные сказки, массаж и другие эффективные методы, позволяющие активизировать интеллектуальные способности ребенка.

Пальчиковая гимнастика не только позволяет развить мышление и речь малыша, но и предоставляет прекрасную возможность установить с ним более близкий контакт

Когда родители сажают ребенка на колени, ласково разговаривают с ним и в игровой форме проводят различные упражнения, он получает массу впечатлений, столь важных для его умственного и эмоционального развития.

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Введение.

Изобразительное творчество-это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Строя отношения с воспитателем, владеющим языком искусства, ребенок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги. Через творчество ребенок адаптируется, «примеряет» себя к окружающему миру. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые спонтанно проявляются в символической, значимой для ребенка и, возможно, необычайной для всех остальных форме.

Исследования психолога Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако, для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

«Рука – вышедший наружу мозг» , - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Не маловажно, что уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Верно, поступают те взрослые, которые доброжелательно и серьезно относятся к первым рисункам своих детей, понимая, как это важно для их развития и воспитания.

Воображение является центральным психологическим новообразо-ванием дошкольного периода, оно возникает не спонтанно, а требует создания особых условий, которые непосредственно связаны с его компонентами и закономерностями развития.

Что же собой представляет воображение как центральное новообразование дошкольного возраста? Во-первых, воображение появляется на арене психического развития в качестве самостоятельной психической функции лишь в дошкольном возрасте. Появление воображения в качестве самостоятельной психической функции означает, что для ребенка становится понятной и адекватной задача что-то вообразить, то есть создавать воображаемую ситуацию.

Во-вторых, воображение позволяет видеть «целое раньше частей» . А целое непосредственно связано с контекстом (смысловым полем) предмета или явления. Например, ребенок, печатая ладошкой в одном случае «видит» ветку рябины, а в другом - крыло птицы, или жар-птицу.

В-третьих, воображение создает основу для того, чтобы ребенок переносил функции с одного предмета на другой, который этими функциями не располагает.

Создание условий для развития воображения стала для меня основной задачей. Одним из вариантов системы ускоренного развития воображения дошкольников являются занятия по освоению техники рисования нетрадиционным методом - рисование пальцем. Ковалев А.Г. отмечал

«В руке живописца синтезированы, или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщенными умениями, закрепленными в системе движений» .

Дети дошкольного возраста учатся пользоваться красками и при этом быть аккуратными, осваивают азы техники рисования пальцем (кончиком, подушечкой) , правильную постановку пальца при наборе краски, споласкивания пальца в воде после краски и осушение его о салфетку.

Нетрадиционная техника рисования пальцем воспитывает тактильные и термические чувства. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Небольшой площади поверхности кожи на пальцах соответствуют определенные участки коры головного мозга, в которых хорошо разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга рецепторов кожи. Любая чувствительность путем специальной тренировки может быть повышена, причем в этом процессе основная роль принадлежит не рецепторам, а мозгу.

Научная новизна работы заключается в том, что нетрадиционные способы рисования изучали многие педагоги и психологи (Выгодский Л.С., Субботина Л.Ю., Тихомирова Л.Ф., Кравцова Е.Е., Левин В.А. и многие другие) , но сам нетрадиционный способ рисования – пальчиковая палитра- недостаточно рассмотрен, так как именно в этой технике рисования задействованы тактильные ощущения - подушечки пальцев, ладошка, что имеет тесную связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями.

Целью нашей работы является развитие воображения дошкольников через занятия по освоению нетрадиционной техники рисования - пальчиковая палитра.

Задачи:

  • обучение детей дошкольного возраста технике рисования пальцем
  • обучение мастерству композиции
  • развитие тактильных ощущений через специальные упражнения
  • развивать цветовосприятие, творческое воображение

Воспитание эстетического вкуса.

В ходе деятельности по данной теме была проведена следующая работа:

  1. Изучен теоретический материал по данной проблеме.
  2. Выявлены особенности нетрадиционного способа рисования - пальчиковая палитра.
  3. Проведен анализ пальчиковых игр.
  4. Разработаны рекомендации для воспитателей и родителей.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные помогут при разработке индивидуальных и групповых занятий воспитателям и родителям при проведении занятий по изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники – пальчиковая палитра.

Глава I. Нетрадиционная техника рисования в ДОУ.

1. 1. Нетрадиционная техника рисования - пальчиковая палитра

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Я работаю в детском саду более 20 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки «образца» и «показа» приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педагогические технологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

В течение трех лет я посвятила изучению нетрадиционной технике рисования - пальчиковая палитра. Почему я выбрала эту тему? Исходя из наблюдений за детьми на занятиях по рисованию, я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей рисовать. Женя прятал руки за спину, отказываясь брать карандаш или кисточку. Я старалась уговорить, выяснить причину отказа. Оказалось, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника.

А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Я остановилась на нетрадиционной технике рисования – пальчиковая палитра. Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в своей группе. И что вы думаете? Наши «трусишки» , которых пугал вид карандаша и кисточки, придя на занятие и, обнаружив, что они отсутствуют, были удивлены. Первый их вопрос был: «А что мы будем сегодня делать?» Мой ответ: «Рисовать» – поверг их в удивление. Долго думали чем, ведь фломастеры и восковые мелки тоже отсутствовали. А когда узнали, что пальчиками, удивились еще больше. Темой занятия был «Разноцветный дождь» . И единственный страх - испачкать руки, исчез после первого же занятия рисования пальчиками. Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зеленую. И не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей получились красочные и веселые рисунки. Они начали с удовольствием работать и карандашами и кисточкой.

С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования, первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: «Что мы будем сегодня рисовать и чем?»

На первом занятии по рисованию рассказала детям сказку про «Пальчики» . «Жили-были на свете Пальчики, они скучали, потому что им приходилось рисовать Кисточкой. Однажды Кисточка сказала Пальчикам:

Я уезжаю в отпуск, поработайте за меня, пожалуйста.

Пальчики так обрадовались, что прямо захлопали от восторга. Кисточка попрощалась и уехала, а Пальчики принялись за работу. Когда она вернулась и вошла в группу, она замерла: сочные, оранжево - красные кисти рябины, освещенные солнцем. Вот что она увидела.

Нежно и ласково она погладила своими ворсинками уставшие Пальчики.

- «Отдыхайте... Впереди новый день» .

1. 2. Задачи и организация работы с применением нетрадиционных техник изображения

Педагогическая работа, направленная на развитие навыков рисования с применением нетрадиционных техник изображения, призвана решать следующие задачи.

  1. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов.
  2. Овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования.
  3. Использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности детей.

Большое значение для организации работы по развитию навыков рисования с помощью нетрадиционных техник имеет создание развивающей среды и соответствующей материальной базы.

При организации развивающей среды следует опираться на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике.

Экологичное родительство: В данной статье рассматриваются влияние руки на мозг. Предлагаются различные способы развития мелкой моторики у детей: массаж (самомассаж); пальчиковые игры; упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов; отработка графических навыков.

В данной статье рассматриваются влияние руки на мозг. Предлагаются различные способы развития мелкой моторики у детей: массаж (самомассаж); пальчиковые игры; упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов; отработка графических навыков.

Развитие мелко (тонкой) моторики у детей

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его ручных умений. По умелости детской руки специалисты , на основе данных современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга .

Влияние воздействия руки на мозг человека известно уже давно . В Китае распространены упражнения ладоней с металлическими и каменными шарами. Такие упражнения обладают не только тонизирующим эффектом, но улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональные улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Известный физиолог И.П. Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука» .

Изучая анатомические отношения тела, ученые, невропатологи и дефектологи пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движений пальцев рук . Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга.

Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга . Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга (исследование Т.П.Хризман и М.И.Звонаревой).

Описанные данные прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук . Естественно, этот факт должен использоваться в работе с детьми тогда, когда развитие речи происходит своевременно, и особенно тогда, когда имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.

Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание : к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности. Ведь именно уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению: обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Работая с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, я часто сталкиваюсь с такими проблемами, как слабое развитие кисти рук, малоподвижность пальцев, скованность, неточность и несогласованность движени й. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Такие дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Конечно же, это влияет на эмоциональное благополучие ребенка и его самооценку.

Не стоит упускать и тот факт, что мелкая (тонкая) моторика развивается постепенно . Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев и т.д.

Конечно же, начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста . Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, шапку и т.д.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе , в частности, письму. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Способы развития мелкой моторики рук ребенка

Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на части:

  1. Массаж (самомассаж).
  2. Пальчиковая гимнастика (игры с пальчиками).
  3. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
  4. Отработка графических навыков.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Массаж – совокупность приемов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде растирания, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека, как руками, так и специальными аппаратами с целью достижения лечебного или иного эффекта.

Самомассаж – нетрадиционное, но эффективное направление по развитию межполушарных связей головного мозга, повышению иммунитета, развитию мелкой моторики . Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также развитие речевой функции.

Массаж кисти и пальцев обеих рук способствует также развитию мышления, памяти, внимания, произвольному переключению движений, улучшает координацию, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, нормализует эмоциональное состояние.

Целесообразно использовать следующие приемы массажа : поглаживание, растирание, вибрацию. Начинать занятия массажем и самомассажем лучше с небольшой разминки - сгибания и разгибания пальчиков, движений кистей рук, сгибания и разгибания локтей. Каждое массажное движение обязательно выполнять по направлению к лимфатическим узлам, от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения нужно сделать спокойные расслабляющие поглаживания или лёгкие потряхивания кистей и пальцев рук.

Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха, массажного мячика с шипами. Для обыгрывания массажных движений можно использовать стихи, речевки, скороговорки, доступные и интересные детям.

Проводить массаж можно ежедневно или через день , 10 – 12 сеансов за курс. Длительность массажа с младшими дошкольниками 5-7 минут, с 3-4 –летними детьми - не больше 10 минут, с детьми 5-6 лет- 10-15 минут.

Пальчиковые игры

Игры с пальчиками - представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

1. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 мин (в среднем и старшем дошкольном возрасте 10-15 мин), а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.

2. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным.

3. Во время игр - занятий важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для Вас, очень сложно и трудно выполнить детям.

4. Все упражнения выполняются в медленном темпе. Взрослый следит за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

5. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно.

6. Выбирая пальчиковые игры, важно следить за тем, чтобы во время занятий пальцы успевали расслабляться и отдыхать, поэтому упражнения должны чередовать в себе элементы напряжения и расслабления. Именно такие движения будут способствовать работе мышц и давать требуемый результат.

7. Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.

Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов

Существует множество разнообразной занимательной предметной деятельности, которая также способствует развитию мелкой моторики:

    перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха; сложить картинку при помощи круп; отыскать игрушку спрятанную в ящику с крупой и тд.);

    игры с пуговицами (к примеру, нанизывание на крепкую нитку крупных пуговиц; собирание «веселой рожицы» и тд.);

    рисование пластилином;

    лепка;

    упражнения с бумагой:

Мять (для развития силы рук);

Рвать (для развития соотносящих движений);

Аппликация;

    игры – шнуровки (в таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, развивается пространственное ориентирование, усидчивость);

    игры с песком (песочная терапия). Специалисты уверяют, что такая терапия способствует улучшению мелкой моторики, коммуникативных навыков, формированию образного мышления и адекватной модели мировосприятия.

Отработка графических навыков

Следует помнить, что у младшего школьника потребность писать выражена слабо, и без побуждения и поддержки со стороны взрослого ребенок 6-7 лет практически не усваивает навык письма . Физиологические основы графической стороны письма развиты еще очень слабо, ребенку трудно и, следовательно, неинтересно . Поэтому формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.

Основные проблемы, с которыми сталкивается педагог в школе, когда приходит ребенок с неправильно сформированным графическим навыком:

    Низкий темп письма.

    Быстрая утомляемость при письме.

    Неровная, “дрожащая” линия.

    «Угловатое» письмо, трудности в написании овалов.

    Слишком сильный нажим.

    Трудности в воспроизведении формы графических элементов.

    Несоблюдение размера графических элементов.

    Несоблюдение наклона письма.

    Большое количество помарок и исправлений, “грязное” письмо.

    Нежелание выполнять письменные упражнения.

    Сползание букв со строки.

    Масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.

Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу.

Отработку графических навыков помогут развить такие упражнения как :

Рисование линий и фигурных дорожек

1) Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.

2) Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.
Как и в предыдущем задании, карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

3) Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

Рисование

    Рисование по точкам: Ребенка просят нарисуй фигурку по точкам, как на образце.

    Рисование по контурам: Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

    Рисование по клеточкам: продолжить узор по заданному образцу; закончить рисунок по клеточкам; по заданному образцу нарисовать рисунок на листе бумаги в клеточку.

    Выполнение штриховок

1) Штриховки с различным направлением движения руки:

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

2) Силуэтные штриховки:

Ребенка просят выполнить штриховку по заданному образцу. Необходимо сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, уметь выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

Графический диктант

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1) Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2) Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

На что следует обращать внимание при обучении ребенка правильному письму?

1) Соблюдение правильной позы при рисовании и письме.

2) Правильный захват карандаша (ручки).

3) Научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Еще в 1879 году французское гигиеническое общество опубликовало ряд правил по гигиене письма , которые не потеряли своего значения и сейчас.

    Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.

    Туловище, голову, плечи держать ровно.

    Опираться спиной на спинку стула.

    Не опираться грудью на стол.

    Ноги держать прямо, стопы на полу или подставке.

    Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.

    Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).

    Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).

Cтол и стул, за которыми сидит ребенок, должны соответствовать его росту . Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7-10 см от линии края стола.

Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и в коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол. Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20- 30 см от тетради (бумаги).

Для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше. Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.

Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. Наклонное положение тетради позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху.

Одно из главных правил письма - свободное движение пишущей руки, и обеспечивается оно, прежде всего, тем, как человек держит ручку . Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца.

Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Оптимальная длина ручки (карандаша) - 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. опубликовано

Список использованной литературы:

1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – 2004. – с.78-82

2. Горбатова Е. В. «Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» / В. В. Горбатова. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. - 24 с.

3. Емельянова Н. В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №2. - С. 18-22.

4. Новиковская О.А.Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М.АСТ, 2007, с.94

5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 48 с.

6. Ткаченко Т.А.. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. Издательство: Ювента, Год издания: 2008 г.

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Благодаря регулярным занятиям пальчиковой гимнастикой развивается , которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к и письму. Пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самого рождения! Эти 9 простых и полезных игр для разного возраста обязательно понравятся вашему малышу.

Пальчиковая гимнастика для самых маленьких

Сорока-белобока

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила: (взрослый делает круговые движения пальцем на ладошке ребенка)

Этому дала (загибаем мизинчик ребенка)

Этому дала (загибаем безымянный пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем средний пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем указательный пальчик ребенка)

А этому не дала (держим большой пальчик ребенка)

Ты дров не рубил, воду не носил, печку не топил, кашу не варил — нет тебе кашки!

Этот пальчик

Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);

Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);

Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);

Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);

Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);

Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)

Твоя ладошка

Твоя ладошка — это пруд,

По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

Имена для пальчиков

Пять пальцев на руке своей

Называть по имени сумей.

Первый палец — боковой (ребенок держит большой пальчик)

Называется Большой.

Палец второй —

Указчик старательный (ребенок держит указательный пальчик)

Не зря его называют Указательный.

Третий твой палец

Как раз посредине (ребенок держит средний пальчик)

Поэтому Средний дай ему имя.

Палец четвертый зовут Безымянный (ребенок держит безымянный пальчик)

Неторопливый он и упрямый.

Совсем как в семье

Братец младший любимец (ребенок держит мизинец)

По счету он пятый,

Зовется Мизинец.

На прогулку

Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола)

Что я делала?

В понедельник я стирала (кулачки трём друг о друга),

Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач (печём «пирожки»),

Весь четверг искала мяч (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»),

Чашки в пятницу помыла (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки),

А в субботу торт купила (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев).

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения (машем ладошками к себе).

Пальчиковая гимнастика для детей младшего школьного возраста

Сколько птиц?

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Мы расскажем: (на каждое название птицы загибают по одному пальцу)

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек (опять сжимают и разжимают кулачки).

Замок

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули… (тянем кисти в стороны)

Покрутили… (волнообразные движения)

Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли! (пальцы расцепились)

Семь сыновей

У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показывая «избушку»)

Семь сыновей (показать семь пальцев),

Все без бровей (очертить брови пальцами),

Вот с такими ушами (ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам),

Вот с такими носами (показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом),

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы),

Вот с такой бородой (показать руками большую бороду)!

Они не пили и не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку»)

На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев).

Фото: Sergey Novikov/goodmoments/Elena Vasilchenko/Shutterstock.com



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!