Отношение к жизни должно быть. Отношение людей к жизни

Каждый человек рождается на свет с ощущением, что он хороший, имеет полное право на существование таким, какой он есть, и все делает абсолютно правильно. Также он ощущает, что мир вокруг него правилен и хорош, что правильны и хороши все окружающие его люди. Иными словами можно сказать, что каждый человек рождается на свет с чувством «Я в порядке – Вы в порядке», где под «Вы» подразумеваются и другие люди, и мир в целом.

Это и есть единственно правильная и продуктивная позиция по отношению к себе и к миру. Но она, увы, не единственная: кроме нее существуют еще три непродуктивные позиции. Рассмотрим их.

Продуктивное отношение к миру «Я в порядке – Вы в порядке»

В основе этой позиции лежит восприятие себя и других как достойных, хороших, полноценных людей, без ощущения своей или чьей-то ущербности, без превосходства и унижения. Это позиция Взрослого. Это самая естественное, нормальное и здоровое психологическое отношение к миру, характеризующее гармоничное отношение к себе и к другим.

Если вам удалось сохранить эту позицию в своей взрослой жизни – то у вас нет никаких проблем, вам нет нужды играть в игры и менять маски, вы можете быть самим собой, пребывать в любви к себе и ко всему миру и быть абсолютно счастливым. Несмотря на то что каждый младенец рождается с установкой «Я в порядке – Вы в порядке», это позиция Взрослого. Того Взрослого, который присутствует даже в ребенке как важнейшее состояние его Я.

Младенец приходит в мир с позицией Взрослого, потому что он еще не научился играть, не успел освоить роли Ребенка и Родителя.

Но, рождаясь с этой установкой, практически каждый ребенок проходит через отказ от нее. Однако у нас есть выбор: мы можем вернуться на эту позицию уже осознанно, в зрелом возрасте. Каждый, кто хочет успеха, должен сделать это – другого пути нет.

Успешным и благополучным может быть только тот, кто занял позицию и отношение к миру «Я в порядке – Вы в порядке»

Эта позиция, где человек уважает себя и других, признает значимость как собственной личности, так и других людей, является здоровой в психологическом отношении личностью, уверен в себе, позитивно настроен, способен адекватно оценить реальность и свои возможности в ней, поставить достойные цели и достичь их.

Большинство людей теряют установку «Я в порядке – Ты в порядке» уже в первые два года своей жизни.

Вот тогда мы и скатываемся на другие, совершенно непродуктивные позиции. Происходит это потому, что в жизнь малыша вмешиваются внешние факторы (и прежде всего влияние родителей), заставляющие его убедиться: что-то не в порядке – либо с ним, либо с окружающим миром, либо и с ним, и с миром сразу.

Как следствие уже в первые два года своей жизни ребенок меняет свою врожденное отношение к миру «Я в порядке – Ты в порядке» на один из следующих вариантов:

«Я не в порядке – Вы в порядке»;
«Я в порядке – Вы не в порядке»;
«Я не в порядке – Вы не в порядке».

Отношение к себе и миру «Я не в порядке – Вы в порядке»

В этой позиции человек ощущает, что он хуже других. Для него характерны комплекс неполноценности, чувство собственной ущербности и превосходства других. Это позиция Ребенка, который заведомо чувствует себя более слабым, несостоятельным по сравнению с другими. Человек, который так себя чувствует, независимо от возраста продолжает действовать и общаться с другими с позиции Ребенка и в итоге постоянно ощущает себя жертвой.

На эту позицию скатывается каждый ребенок, даже в самой благополучной семье, просто потому, что он слаб и беспомощен по сравнению со взрослыми.

Как только ребенок начинает осознавать сам себя и чувствовать, что он мало что может без помощи взрослых, что он не умеет многих вещей, которые умеют взрослые, что он зависит от взрослых, что они имеют над ним власть и что в одиночку, без них, он просто не в состоянии выжить – так он сразу начинает ощущать, что он «не в порядке» по сравнению с ними.

Поскольку такое отношение к миру закладывается раньше других, то именно она является самой сильной и распространенной, потому и преследует очень многих людей на протяжении всей их жизни.

Конечно, у кого-то эта установка выражена слабее и проявляется лишь изредка, а у других является основным фоном всей жизни и проявляет себя очень явно. Если родители сами ощущают себя «в порядке», то они могут со временем сгладить у ребенка его детское ощущение неблагополучия. Также своим собственным примером родители могут способствовать более позитивному отношению ребенка к себе.

Однако же на подсознательном уровне память о том времени, когда он ощущал себя «не в порядке», остается на всю жизнь и может так или иначе всплывать в самые неподходящие моменты.

Еще хуже обстоит дело в том случае, если в первые два года жизни родители ребенка (особенно мать, так как в этом возрасте именно ей принадлежит решающее влияние) или те, кто их заменяет, демонстрируют ребенку, что он недостаточно хорош такой, как есть. Если его ругают, наказывают, говорят, что он «несносный ребенок» и т. п. – у него формируются убеждения типа: «Я ничего не стою», «Я все делаю неправильно», «У меня никогда ничего не получится», «Я плохой», «Меня нельзя любить».

Результат – во взрослой жизни такой человек становится неудачником, он не уверен в себе, склонен к депрессии, ощущает свое бессилие и неспособность что-либо изменить.

Часто это люди, всю жизнь чувствующие себя беспомощными детьми, нуждающимися в чье-то опеке и поддержке. В самом худшем случае это люди, склонные к самоубийству.

Отношение к окружающему миру и себе «Я в порядке – Вы не в порядке»

Человек с этой позицией всеми силами стремится доказать миру, что он – лучше, выше других. Это позиция человека, который в глубине души чувствует себя ущербным и «забитым Ребенком» и, чтобы преодолеть это, действует прямо противоположным образом и как агрессивный Родитель демонстрирует свое превосходство.

Такое отношение к миру свойственно людям, пережившим чересчур суровое обращение в детстве. Например, если ребенка избивают или еще как-то проявляют жестокость по отношению к нему – он не может продолжать считать, что люди и мир вокруг него «в порядке».

«Вы плохие» – это убеждение все крепче укореняется в детском сознании. У него возникает желание наказать обидчиков, отомстить им. Такова защитная реакция детской психики против насилия и жестокости, но в результате возникает позиция озлобленности на весь мир. У ребенка формируются убеждения: «Люди ничего не стоят», «Мир жесток, и люди злы», «Чтобы выжить, нужно драться, давать сдачи», «Людей надо ставить на место», «Все вокруг виноваты».

Результат – во взрослой жизни такой человек пытается решать все проблемы с позиции силы, он скрывает свое глубокое ощущение собственной ущербности за видимостью превосходства, обвиняет других в своих бедах, считает, что если он пострадал от чьей-то жестокости, это дает ему право тоже быть жестоким.

Такие люди становятся авторитарными, агрессивными, жестокими родителями для своих детей. По отношению к другим и к миру, они могут стать агрессорами, деспотами, тиранами. В самом тяжелом случае это люди, склонные к криминальным проявлениям, способные на насилие вплоть до убийства.

Отношение к себе и к миру «Я не в порядке – Вы не в порядке»

В основе этой позиции лежит чувство разочарования и в себе, и в людях, ощущение, что в жизни ничего хорошего быть не может. Это само разрушительная позиция несчастного Ребенка, жертвы, которой не от кого ждать помощи, так как все другие тоже воспринимаются как ни на что не способные беспомощные жертвы.

Такое отношение к жизни может появиться у ребенка, который не получал ласки в первые два года жизни, будучи, например, лишенным родителей, или если родители ухаживали за ним лишь формально, по необходимости. .

Не получая никакой позитивной поддержки извне, ребенок оказывается в своего рода эмоциональной изоляции. Он не может чувствовать себя хорошим – так как не получает подтверждения этому извне.

Но он не может и сделать вывод о том, что другие люди хорошие, так как встречается только с их безразличием, равнодушием. В итоге у него формируются убеждения: «Я ничего не стою», «Другие люди ничего не стоят», «Жизнь ничего не стоит», «Все бессмысленно», «Все бесполезно», «Все плохо», «Мы все жертвы», «Ничего хорошего ждать не приходится».

Результат – став взрослыми, такие люди теряют интерес к жизни, часто опускаются на самое дно, превращаясь в бомжей, алкоголиков, ведут асоциальный образ жизни. От этой позиции очень недалеко до психических расстройств. В самых тяжелых случаях такие люди одинаково способны как к самоубийству, так и к убийству.

Проверьте, не застряли ли вы в какой-то из непродуктивных позиций.

Если вы обнаружили в себе склонность (в той или иной степени) к одной из трех непродуктивных жизненных позиций, если даже вы чувствуете, что основательно застряли в какой-то из них, – все не так безнадежно, как может показаться на первый взгляд.

Вы можете измениться. Для этого необходимо лишь одно условие: надо, чтобы вы захотели измениться.

Принять такое решение не всегда легко, так как у всех нас есть привычка неосознанно цепляться за свою раз и навсегда занятую позицию. Взять, к примеру, такой хорошо известный факт: если человек ощущает себя бедным и недостойным богатства (чувствуя, что он «не в порядке») – то он не разбогатеет, даже если на него внезапно свалится огромная сумма денег. Эти деньги он либо потеряет, либо прогуляет, либо еще как-то потратит впустую и снова окажется бедным.

Чтобы эти деньги пошли впрок, ему надо сначала сменить позицию на «Я в порядке – Вы в порядке», а для этого надо потрудиться, несмотря на внутреннее сопротивление переменам.

Каждая из трех непродуктивных позиций по-своему препятствует переменам.

Тот, кто придерживается установки и отношения с окружающим миром «Я не в порядке – Вы в порядке», рассуждает примерно так: «Все равно я ничего не смогу изменить, у меня нет на это сил и возможностей, и от меня ничего не зависит».

Установка «Я в порядке – Вы не в порядке» диктует примерно такой ход рассуждений: «Мне меняться – вот еще! С какой это стати? У меня и так все отлично. Пусть другие меняются».

Придерживающиеся отношений с миром «Я не в порядке – Вы не в порядке» рассуждают так: «Какой смысл во всех этих переменах? Все равно лучше ничего не будет, будет только хуже».

Узнаете себя в каком-то из этих примеров?
Да, если вы думаете примерно так, то прийти к необходимости перемен нелегко – и все же надо это сделать. Иначе ваш путь ведет в тупик, тогда как для вас существуют гораздо более благоприятные возможности, совершенно независимо от того, как далеко по пути в тупик вы уже успели зайти. Если вы занимаете одну из этих трех непродуктивных позиций – значит, вы живете и действуете из состояний Ребенка или Родителя, но никак не Взрослого. А ведь только Взрослый способен достичь успеха, благополучия и счастья в нашем мире.

Только позиция Взрослого изначально благополучна. Позиции Ребенка и Родителя (если они не контролируются Взрослым) – это позиции неблагополучия. Невозможно ощущать себя благополучным, успешным и счастливым, застряв на этих позициях. Невозможно прийти хотя бы к относительному успеху, действуя из этих позиций.

Позиция Взрослого, а значит, позиция благополучия только одна: «Я в порядке – Вы в порядке».

Особенности внутренних установок людей

Обычно по внешнему виду, поведению и образу жизни человека не так сложно понять, какую из четырех позиций он занимает. Это видно невооруженным глазом. И даже если внешний вид ничего не говорит о подобных установках человека, при общении друг с другом люди всегда чувствуют, с кем имеют дело.

Практически все наши взаимоотношения, и личные, и дружеские, и деловые, определяются позициями, занимаемыми участниками этих взаимоотношений. От этих позиций зависит и наш успех или неуспех в общении, и то, насколько мы чувствуем себя удовлетворенными этими отношениями, и то, какое место среди людей мы занимаем.

«Позиции очень важны в повседневных социальных взаимодействиях людей. Первое, что люди чувствуют друг в друге, – это их позиции. И тогда в большинстве случаев подобное тянется к подобному. Люди, хорошо думающие о себе и о мире (“+” “+”), обычно предпочитают общаться с себе подобными, а не с теми, кто вечно недоволен.

Люди, чувствующие собственное превосходство (“+” “–”), в основном любят объединяться в клубах и организациях. И поскольку, как говорят наблюдения, бедность любит компанию, то бедные также собираются вместе, чаще всего в барах.

Люди, чувствующие тщетность своих жизненных усилий (“–” “–”), обычно толкутся около пивных или на улицах, наблюдая за ходом жизни. В западных странах одежда чаще всего свидетельствует о жизненной позиции значительно ярче, чем о социальном положении.

Так, одни люди (”+” ”+”) одеваются аккуратно и неярко. Другие (”+” ”–”) любят “форму”, украшения, драгоценности, изысканные вещи, что подчеркивает их превосходство. Один человек (”–” ”+”) одет бедно, не совсем аккуратно, но не обязательно неряшливо, может даже носить чужую “форму”, а другой (”–” ”–”) ходит в своей “форме”, как бы демонстрирующей пренебрежение к любой одежде, ко всему, что за этим стоит.

Встречается так называемая шизофреническая униформа (”–” ”–”), где заношенное платье соседствует с элегантным бантом или галстуком, а драные туфли – с бриллиантовым кольцом».

Что же делать? Как изменить свое отношение к миру и к себе?

Мы чувствуем позиции других людей – но далеко не всегда даем себе отчет в своей собственной. Мешает увидеть себя со стороны страх правды о себе. Он свойственен всем людям. Но этот страх необходимо преодолеть. Без этого мы не сможем прийти к позитивным переменам и на всю жизнь останемся в плену той иллюзии, что никто этой правды не видит, раз ее не хотим видеть мы.

Лучше самому себе сказать правду, чем услышать ее от других людей. К тому же от признания правды о себе остается всего один шаг к позитивным переменам.

Соберитесь с духом и потратьте время на само диагностику. Скажите себе, что вы делаете это для собственного блага, и вслед за диагнозом обязательно последует действенное лечение.

Постарайтесь, насколько это возможно, войти в роль Взрослого и отодвинуть от себя детские эмоциональные реакции.

Постарайтесь, не обижаясь и не злясь на своих родителей, вспомнить, какую позицию вы заняли в детстве под их влиянием.

Сейчас для вас это не повод обижаться, расстраиваться или тем более вынашивать планы мести. Сейчас для вас это просто способ поставить себе беспристрастный диагноз. Не забывайте, что на диагнозе вы не остановитесь – за ним последует лечение.

Сейчас вы взрослый человек, и только от вас зависит, какой выбор вы сделаете: начнете расстраиваться, злиться и обижаться – или примете решение исправить старые ошибки и начать новую жизнь.

Пусть утешением вам послужит тот факт, что ваши родители вогнали вас в ту или иную позицию не специально. Они сделали это бессознательно, только потому, что в свое время то же самое сделали и с ними.

Большинство нормальных родителей не хотят детям зла. Они хотят детям добра – и не понимают, что подчас добиваются этого добра способами, которые приносят прямо противоположные результаты. И если вы не хотите в той же степени неосознанности передавать нежелательные установки дальше, уже своим детям – ваш долг осознать то, что сделали с вами, пересмотреть свои позиции и тем самым разорвать этот замкнутый круг.

Большинство родителей не хотят детям зла. Они хотят детям добра – и не понимают, что подчас добиваются этого добра способами, которые приносят прямо противоположные результаты.

Скоро начало учебного года. Как вы себя ощущаете, уважаемые коллеги? Как вообще относитесь к своей работе? Как к работе? Как к делу жизни? Как к подвигу? Как к мученичеству? Психологами замечено, как мы относимся к жизни, такой и будет наша жизнь.

Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные).

Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально здоровыми людьми? Из собственного опыта знаю, что очень небольшой. А почему так происходит?

Американцы говорят: «Мы работаем, чтобы жить. А вы, русские, живёте, чтобы работать». Так, мы живём, чтобы работать? И смысл нашей жизни только в работе? Или в самой жизни? Или в чём-то другом? В чём? Ответ каждый составляет сам или пользуется уже составленными до нас.
Жизнь психически нормального человека достаточно высокого уровня развития (выше среднего, по крайней мере) делится на три объёмные составляющие:

  1. Семья.
  2. Работа.
  3. Личная жизнь человека, отдельная от первых двух пунктов.

Смотри более подробно научно-популярную психологическую литературу на свой вкус. Рассмотрим каждый из названных пунктов.

Итак, семья . Если у человека нет семьи в детстве и отрочестве, то возникает синдром воспитанника детского дома. Если семьи нет во взрослой жизни, то человек страдает от одиночества. Следует отметить, что семья - это не только мама, папа, дочь и сын. Семья - это и только мама с дочкой, или мама с дочкой и бабушкой; или выросший сын, живущий вместе с родителями и дедушкой и т.п. Пожилая дама с собачкой, может быть, тоже семьёй. И ещё, в понятие семья я вкладываю всех имеющихся родственников, даже если они живут в разных городах. Всё равно у человека есть уверенность, что он не один на белом свете, а состав семьи может варьироваться.

Второй пункт наших размышлений - работа . Должна ли она непременно присутствовать в жизни человека? Здесь ответ каждый составляет самостоятельно. Только не будем забывать о синдроме уставшей домохозяйке, которая мечтает уйти из дома на работу. Или о пенсионерах и о том, как тяжелы и тягостны, иногда бывают, проводы на пенсию. Много споров бывает о том, должна ли женщина работать, не берусь дать однозначный ответ. Но что мне представляется неоспоримым, так это наличие у человека права выбора: работать или нет, а также права на личную жизнь, закрытую от любопытных глаз.

Итак, мы подошли к третьему пункту - личная жизнь, отдельная от первых названных пунктов. Только поймите меня правильно. Здесь не имеются в виду любовники и любовницы и встречи с ними в тайне ото всех. Ни в коем случае! Это - то, что библия называет блудом. У нас речь совсем не об этом. Личная жизнь - понятие очень широкое, ёмкое, объёмное. Личная жизнь у человека просто должна быть и всё. И каждый пусть сам решает, чем её наполнять. Здесь может быть спорт, религия, хобби, чтение, музыка, посиделки с подружками и рыбалка с друзьями, забота о собственном здоровье, прогулки и любование природой и, вообще, что угодно.

Если у человека нет личной жизни, то появляются раздражительность, агрессивность, психозы. Всё это вносится в семью и в производственные отношения. А у учителя - в школу, в отношения с учениками и коллегами. Нам, учителям, следовало бы всегда чётко различать и разделять, где заканчивается работа и начинается наша личная жизнь. С этим у нас как раз большие сложности.

*А, может быть, поучимся жить жизнь и работать работу?
Как часто мы всецело и самозабвенно, как мы думаем, отдаёмся своей работе, не имея в жизни ничего кроме неё. Мы все - в работе, чем очень гордимся. А, по-моему, этого надо стыдиться, так как получается, что мы - психологически обеднённые люди. Так что ж гордиться своей обеднённостью или даже ущербностью? Надо всеми силами пытаться изменить такое положение вещей. Заметьте, уважаемые коллеги, мы всё время говорим о работе: на работе и дома, на школьных учительских вечеринках и праздниках. Право же, коллеги, это просто невозможно всё время разговаривать на производственные темы! Не лучше ли все школьные проблемы оставить на работе, а, перешагнув порог школы, вступать в другую составляющую своей жизни, личную или семейную?

Если у нас это не получается, то мы, быть может, психологически безграмотные люди или психически не совсем здоровые или психологически зависимые или просто не умеем жить нормальной жизнью? Так тогда надо срочно этому учиться! Пока мы - учителя - ещё не успели (или о, ужас! уже успели?!) навредить многим другим людям своей психологической безграмотностью или своим психическим нездоровьем. Давайте сами себе поставим диагноз и срочно примемся за лечение заболевания.

А не ввести ли нам, учителям, мораторий на разговоры на производственные темы? Конечно, не стоит рассказывать всем всё о своей личной жизни. Давайте говорить о любимых делах и увлечениях. А если их нет? Давайте их искать и находить. Только мы сами можем сделать нашу жизнь интересной и насыщенной, либо нудной и скучной. Выбор за нами.

А что если попытаться составить «Календарь личной жизни», хотя бы на ближайший месяц? Можно подобный календарь составить и за прошедший месяц, чтобы понять, есть ли у нас в жизни что-нибудь кроме работы, достаточно ли интересная и содержательная у нас жизнь. Если нет, надо действовать немедленно, ведь только в наших силах её изменить. Необходимо это осознать, обдумать, проанализировать и начать что-то предпринимать. Ведь наша жизнь даётся нам один раз, и прожить её надо…, ну да вы сами для себя, должны решить как, лишь бы потом не было мучительно больно.

Не пора ли всем учителям взять в свою производственную деятельность врачебный принцип древнейших времён «Не навреди!» Хорошо бы слова «Научи, но не навреди!» стали бы девизом нашего ежедневного труда.
Цитаты из жизни:
«Работа для меня - всё!»
«Я живу только работой».
«Жизни себе не представляю без работы».
«Да разве мы за деньги работаем!»
«На больничный я не хожу. Я не могу себе этого позволить».

*А, может быть, научимся болеть болезни и здороветь здоровье? Смотри литературу по здоровому образу жизни на свой вкус.
Иногда подобные фразы произносятся, что называется, на зрителя. Мы говорим то, что на самом деле правдой не является. Правду говорить не принято. Примеры:
1. Неправда: «Я так переживаю, как мои ученики сдадут экзамен».
Правда: «Я очень волнуюсь, что меня поругают из-за плохих результатов моих учеников на экзамене».

2. Неправда: «Я живу только работой».
Правда: «Я боюсь, что если скажу, я работаю, чтобы жить, меня сочтут за недобросовестного работника, за халтурщика и халявщика».

3. Неправда: «Я не хожу на больничный, т.к. не могу бросить своих учеников. Только
бессовестные учителя могут ходить на больничный. Я работаю с полной отдачей сил даже в болезненном состоянии».
Правда: «Я не хожу на больничный, т.к. опасаюсь, что моё начальство будет меня недолюбливать, лишит меня премии к празднику, а на следующий год мне не дадут классы, которые я хочу. Поэтому, приходя на работу больным, я просто сижу за столом, задав детям задание. Учить я их, конечно, не могу. Могу только делать вид, что делаю это».

Предлагаю вышеприведённые цитаты из жизни немного подкорректировать:
Было - Стало
«Работа для меня - всё!» «Моя жизнь для меня - всё!»
«Я живу только работой». «Я живу полнокровной полноценной жизнью, в которой моя работа занимает достойное место».
«Жизни себе не представляю без работы». «Я работаю для того, чтобы жить и что-то отдавать людям, особенно детям».
«Да разве мы за деньги работаем!» «Заставлять людей работать без денег - безнравственно. Кстати, бесплатный труд не эффективен (экономическая формула)».
«На больничный я не хожу. Я не могу себе этого позволить». «На больничный я не хожу, т.к. нет такой необходимости. Я веду здоровый образ жизни».

Многие учителя часто повторяют фразу «Я не могу себе этого позволить!» А не могут они себе позволить очень многое. Они не могут себе позволить отдыхать, иметь хобби, ходить в театр, заниматься собственным здоровьем и т.п.

Однажды одна моя коллега, позвонив мне поздно вечером, с удивлением обнаружила, что меня не было дома. На следующий день она подошла ко мне и спросила: «Где это ты так поздно была вчера?» «А мы с мужем гуляем перед сном», - ответила я. «А вы не гуляете?» «Я не могу себе этого позволить!» Это было сказано возмущённо-обиженным тоном. Но почему же мы не можем себе позволить прогуляться перед сном? Это же просто смешно и нелепо! Нам никто этого не позволит, кроме нас самих.
Предлагаю спорное и неконструктивное утверждение «Я не могу себе этого позволить!» заменить на вопрос: «Что можно сделать, чтобы это стало возможно?» И искать, искать ответ на данный вопрос, если мы, конечно, хотим себе позволить жить жизнью нормального человека. Так всё-таки не можем или не хотим? Так давайте захотим себе это позволить и позволим, наконец!

*Давайте увлекаться увлечениями, а иногда бездельничать безделье!
И, вообще, долой из нашего учительского труда ежедневные подвиги! Любой подвиг для человека - это беда, несчастье, катастрофа и преодоление этого неимоверными усилиями. В школе не место бедам, несчастьям и катастрофам, а, следовательно, и их преодолению.
Предлагаю цитату из жизни «Нам денег не надо, работы давай!» немедленно скорректировать - «Нам личную жизнь, семью и работу давай!» Причём, что стоит на первом месте, что - на втором, а что - на третьем каждый расставляет самостоятельно.
*Давайте анализировать анализ и компоновать компоненты нашей жизни!
* Афоризм нашего времени: Школа - не волк, в лес не убежит.
Психологи советуют: измените своё отношение, и изменится мир вокруг. А, какое отношение к жизни у вас?
*He is happy that thinks himself so. Счастлив тот, кто считает, что он счастлив.
(Английская поговорка).

Какую жизнь я выбираю для себя?
Как мы относимся к себе? Как мы относимся к жизни? Не выбираем ли себе жизнь собственным отношением к ней? Конечно же выбираем! Да, бывают обстоятельства, независимые от нас. Но, нашу жизнь определяют не они, а мы сами. Мы и только мы выбираем и определяем, какой будет наша жизнь. И делаем это прежде всего своим отношением к ней. Только мы сами можем хныкать и воспринимать всё пессимистически. А можем быть жизнерадостными оптимистами или спокойно-уравновешенными реалистами.

Только мы можем жаловаться, что жизнь скучна и неинтересна. А можем строить свою собственную жизнь интересно и содержательно.
Можно постоянно сетовать на свою тяжёлую и безрадостную жизнь, постепенно превращая её в таковую. А можно жить счастливой жизнью. Можно радоваться жизни, ценить жизнь, праздновать её. Ведь счастье сидит у нас внутри, но мы, к сожалению, не всегда позволяем ему выбраться наружу, забивая собственным негативным мышлением.

Можно переживать по поводу того, что в наше время люди почти перестали просто и искренно общаться друг с другом и вообще не умеют дружить. А можно задуматься о собственном стиле общения с другими людьми. И ещё можно овладеть искусством общения и искать себе новых друзей и знакомых.

Можно воспринимать свою работу как крест, как испытание, как мученичество. А можно спокойно и профессионально работать. И при этом помнить, что наша главная работа - принимать решение за решением, какой именно будет наша жизнь, и как мы сами относимся к ней.

Можно с трудом подниматься по утрам и из последних сил плестись на работу. А можно радоваться, что эта работа у вас есть. Причём работа постоянная и работа с живыми людьми, которым ты очень нужен. Кстати, безработица - почти повсеместное явление современности.
Можно ежедневно обречённо тянуть учительскую лямку в школе. А можно просто и искренно общаться с детьми, даря им тепло своей души.

Можно мучиться каждый день, раздражаясь детскими шалостями. А можно с понимаем и терпением относиться к детской гипер-подвижности и супер-активности. Да, коллеги, я понимаю, что нам с вами уже давно не хочется носиться по коридорам, сбивая с ног встречных, а порой круша и ломая всё на своём пути. А нашим ученикам хочется! Ведь это же дети! Живые и здоровые дети, а не болванчики-истуканчики, обязанные сидеть 5-6 часов смирно, сложа руки и молча смотря нам, учителям, в рот.

Можно ругать своих учеников за допускаемые ими ошибки. А можно радоваться, что твои ученики так часто ошибаются. Это значит, они - не бездельники и чему-то учатся. А как им ещё учиться?

Можно ежеминутно жаловаться на неблагодарность детей. А можно осознать, что столько живых цветов и искреннего детского обожания получают лишь артисты - звёзды. И мы - учителя.

Можно раздражаться, видя, как дети смачно шлёпают по лужам, или пачкаются, или что-то ломают. А можно радоваться, что встретил маленьких исследователей и первооткрывателей.

Можно ежедневно сетовать на собственное бедственное материальное положение. А можно жить по средствам и экономить. Либо же прилагать усилия, чтобы своё материальное положение улучшить.

Можно постоянно злословить о своём начальстве. А можно делать собственную карьеру и самому становиться ДРУГИМ начальником.
Можно постоянно высказывать недовольство работой врачей и состоянием медицины, а можно вести здоровый образ жизни и самому заботиться и собственном здоровьем.

Можно переживать о прошлом, искренно скорбя о допущенных промахах и ошибках. Можно мечтать о будущем, лёжа дома на диване и рисуя в своём воображении красочные картинки, ничего при этом не предпринимая. А можно жить настоящим, ценить то, что имеешь, и работать на качественное улучшение собственного будущего.
Можно … А можно … Перед нами, уважаемые коллеги, огромное количество этих самых «можно». Выбор за нами. Нужно лишь сделать правильный выбор.

Просто пожелание: Оптимистичного вам жизневосприятия! Правильного вам выбора! Счастливой вам жизни!
Если, конечно, в ваших планах нет ничего другого.
Афоризм нашего времени: Грусть тебе не товарищ!

По материалам книги А.С. Бикеевой «Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель».
По вопросам приобретения книги можно обратиться:
http://www.fenixrostov.ru/publishing/sale/

Книги Алины Бикеевой:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4563986/

* Алина Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003г.
* Алина Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005г.
* Алина Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день. Москва, «Генезис», 2009г.
* Алина Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения. Санкт-Петербург, «Речь», 2011 г.
* Алина Бикеева Ребёнок + взрослый: рецепты общения, понимания, прощения. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012 г.

Http://www.phoenixrostov.ru/topics/book/?id=O0060969

Для того, чтобы изменить жизнь к лучшему, необходимо четко осознавать свое отношение к ней. Одно из самых лучших средств самопознания - тесты. Победительница 16 сезона «Битвы экстрасенсов» Виктория Райдос предлагает уникальный тест, который поможет каждому заглянуть вглубь себя.

В своем блоге экстрасенс пишет, что к жизни важно относиться с разумным оптимизмом: это качество помогает не раздувать из мухи слона, объективнее видеть масштабы проблемы и с легкостью находить выход из сложных жизненных ситуаций. Однако Виктория Райдос подчеркивает, что позитивный настрой не должен оборачиваться легкомыслием и беспечностью: игнорирование проблем приводит к тому, что человек начинает «плыть по течению» и полностью теряет контроль над своей судьбой.

Специальный тест от сильнейшего экстрасенса поможет выяснить ваше отношение к жизни и скорректировать его так, чтобы быть счастливым и добиваться успеха . На каждый из нижеприведенных вопросов следует выбрать один вариант ответа. За каждый пункт «а» вы получаете 2 балла, ответ «б» принесет вам 1 балл, а ответ «в» — 0. После прохождения теста посчитайте получившуюся сумму и выберете соответствующее вашим баллам описание жизненного кредо.

Вопрос 1. После очередного трудного дня вы ложитесь спать со следующими мыслями:

а) Сегодня был хороший день, а завтра будет еще лучше.
б) Сегодня был сложный, но продуктивный день.
в) Как хорошо, что этот день наконец-то закончился!

Вопрос 2. После утреннего пробуждения вы первым делом:

а) С воодушевлением поднимаетесь с постели, включаете музыку и с самыми позитивными мыслями собираетесь на работу.
б) Первые несколько минут остаетесь в кровати и продумываете список сегодняшних дел;
в) С большим трудом заставляете себя подняться с кровати, предвкушая очередной тяжелый и бессмысленный день.

Вопрос 3. Оценивая свою внешность, вы думаете:

а) Я прекрасен! Удивительно, насколько хорошо я выгляжу, несмотря на возраст!
б) У меня есть некоторые недостатки, но я поработаю над ними, и возраст совсем не будет помехой.
в) Мда... Время никого не щадит.

Вопрос 4. Вам стало известно, что кто-то из ваших знакомых переживает не лучшие времена. Ваша первая мысль:

а) Все это сущая ерунда. У него просто черная полоса. Потом обязательно наступит белая, и все наладится.
б) Очень жаль. Но я уверен, что при должных усилиях он обязательно преодолеет эту ситуацию.
в) Значит, не у меня одного все плохо!

Вопрос 5. Встречаясь со своими старыми друзьями, вы думаете:

а) Наша дружба никогда не рухнет! Это прекрасно, когда рядом есть друзья, ставшие почти родными людьми!
б) В нашей жизни многое поменялось, но перемены и расстояние не разрушили нашей дружбы, и это главное.
в) С каждым годом у нас все меньше общего. Думаю, со временем наше общение совсем сойдет на нет.

Вопрос 6. Когда вы сравниваете свои успехи с достижениями окружающих, вы приходите к выводу:

а) Даже если другие добиваются значительных высот, я все равно могу лучше! Просто мне это не нужно.
б) Все мои знакомые приблизительно на одном уровне. Я уверен, что каждый, в том числе и я, могут сделать еще больше — если поставят себе такую цель.
в) Ну почему везет им, а не мне?!

Вопрос 7. Вы сталкиваетесь с серьезной проблемой. Ваши мысли:

а) Что ни делается — делается к лучшему;
б) Это неприятно, но я обязательно справлюсь с трудностями;
в) Опять судьба подложила мне свинью.

Вопрос 8. Вы оцениваете свой жизненный путь и думаете:

а) Я счастливчик, и так будет всегда.
б) В жизни были и трудности, и моменты счастья. Но в целом все было хорошо.
в) В моей жизни было слишком много проблем. Сплошная черная полоса с редкими проблесками удачи.

Результаты теста

0-4 балла. Взгляд на мир через призму пессимизма — заранее проигрышная позиция. В красочном калейдоскопе жизни вы привыкли замечать только темные цвета, потому и жизнь кажется безрадостной, а проблемы — неразрешимыми. Если вы хорошо проанализируете свои эмоции, то и сами поймете, что многие трудности кажутся вам непреодолимыми только из-за сильного преувеличения масштаба проблемы. Не забывайте, что именно радость и позитив помогают идти по жизни с легкостью. Посмотрите вокруг: у вас есть близкие люди, у вас есть огромное количество возможностей для самореализации. Станьте хозяином своей жизни . Измените свой взгляд на мир, и мир вокруг вас волшебным образом изменится в лучшую сторону.

5-8 баллов. Ваш взгляд на жизнь достаточно оптимистичен, однако у вас есть существенная слабость: столкнувшись с проблемой, вы можете опустить руки и отказаться от борьбы за счастье. Постарайтесь преодолеть эту негативную черту, ведь именно она мешает вам развиваться и добиваться большего. Помните о том, что неразрешимых трудностей не бывает — бывает только отсутствие веры в себя. Поверьте в свои силы, перестаньте бояться сложностей, и вы обязательно добьетесь больших успехов. Обрести уверенность в себе помогут специальные аффирмации , а также поддержка близких и родных людей.

9-12 баллов. Ваше отношение к жизни абсолютно гармонично: вы трезво оцениваете ситуацию, уделяете должное внимание проблемам, и при этом вы всегда верите в лучшее. Это позиция счастливого человека, которому по плечу любые трудности. Способность быстро разобраться в ситуации и выбрать наиболее правильный путь решения проблемы, умение поддержать слово и делом обеспечивает вам глубокое уважение и любовь окружающих. Сочетание оптимизма и ответственности за свою жизни поможет вам добиться существенных жизненных высот. Главный совет: продолжайте придерживаться этой линии и ни в коем случае не позволяйте трудностям сломать вас.

13-16 баллов. Бесконечная жизнерадостность и огромный запас положительной энергии — это прекрасно. Но легкомысленность, которая зачастую сопровождает эти качества, может стать огромной проблемой и в карьере, и во взаимоотношениях с окружающими. Вера в лучшее не должна превращаться в игнорирование проблем: как бы удачливы вы не были, трудности никогда не разрешаться сами собой — для этого непременно нужно ваше участие. Осознайте, что именно вы несете ответственность за свою жизнь и свое счастье, иначе поверхностное отношение к собственному существованию рано или поздно принесет вам неприятности.

Чтобы добиваться успеха и быть счастливым, важно вовремя осознать, над какими чертами личности нужно поработать. С помощью тестов можно выяснить свои слабые стороны и своевременно начать работу над ними. Будьте хозяевами своей судьбы, самосовершенствуйтесь, верьте в лучшее и не забывайте нажимать на кнопки и

В нашей жизни будет больше искренности и радости, душевные и физические силы будут восстанавливаться быстрее и мы приблизимся к мечте: станем жить так, как нам грезилось в детстве. Если же, напротив, первоочередное внимание мы будем уделять отрицательным моментам, то надежда покинет нас и жизнь превратится в тоскливую и мрачную процедуру. Поскольку наше отношение к жизни определяется настроем, жизненной позицией (т. е. нашим мысленным взглядом на вещи), мы имеем право утверждать, что бытие всерьез зависит от настроя, от того как мы к нему относимся.

У Грегори было тяжелое детство. Хотя его семья материально была вполне обеспеченной, в ней было мало радости, мало смеха. Родители, не замечавшие ничего хорошего в жизни, были всегда мрачны и угрюмы. В течение первых двух лет обучения в колледже Грегори с каждым днем становился все более придирчивым. Его разговоры пестрели негативными замечаниями и были наполнены отрицательными эмоциями. У Грегори было мало друзей. Как-то на занятиях по искусствоведению он познакомился с Триш. В отличие от Грегори, она во всем умела заметить что-нибудь хорошее и пользовалась в колледже всеобщей любовью, ее часто приглашали на различные мероприятия. Вскоре молодые люди полюбили друг друга, проводили вместе почти весь день и Грегори постепенно начал замечать в окружающем его мире и приятное, и красивое. Спустя пять лет Грегори и Триш поженились.

Много лет спустя Грегори рассказывал: "Самое главное, что мне дал колледж, отнюдь не докторская степень. Там я встретил Триш. Она научила меня тому, что жизненный настрой важнее денег, положения в обществе, силы и всего остального. Триш заставила меня по иному взглянуть на мир".

ВЫ - ХОЗЯИН ЖИЗНЕННОГО НАСТРОЯ

Ваше отношение к жизни не может принадлежать никому другому. Оно - исключительно ваша собственность. Только вы властны над ним, только вы им распоряжаетесь. Ни работодатель, ни семья, ни ближайший друг - никто не вправе завладеть вашим настроем. Отношение к жизни является личным достоянием в такой степени, что, возможно, вы даже избегаете и говорить о нем. Вы храните его в тайне и оберегаете всеми силами. А можете сказать сами себе: "Если моей жизнью управляет мой жизненный настрой, так пусть же он работает мне во благо".

Самое интересное в нашем отношении к жизни - степень нашей власти над ним, основывающаяся на том, как мы используем свои интеллектуальные возможности, способность воспринимать окружающее. Если вы позволите "фокусу мысленного взора" соскользнуть на негативные факторы, то обязательно упустите массу интересного. Если же вы решите взять его настройку в свои руки и оставите негативные факторы за кадром, то увидите жизнь в ином ракурсе. Вам нужно всего лишь поверить, что жизненный настрой в значительной степени определяется тем, что вы лично считаете самым важным.

Если, к примеру, вы едете домой с работы в час пик в набитом пассажирами автобусе или попадаете в пробку на дороге и выбраться из нее не удается, на вас, вероятно, обрушивается лавина отрицательных импульсов. Скорее всего, домой вы вернетесь в мрачном расположении духа. Если же вы осознаете, что единственное разумное решение в такой ситуации - попытка расслабиться, или поедете домой пусть по более длинной, но менее загруженной дороге, послушаете любимую музыку или остановитесь полюбоваться закатом, вы "зарядите" мозг положительными импульсами и проведете приятный вечер.

Ладно, скажете вы, а что если обстоятельства толкают к тому, чтобы вы настроились отрицательно? Возможно ли и тогда сохранить власть над эмоциями?

Да. Постоянно тренируясь, вы обязательно научитесь избирательности и повсюду будете замечать положительные факторы. Например, возвращаясь домой, можно слушать любимую музыку, мечтать о приближающемся празднике или думать о чем-нибудь приятном. В таком случае вы сохраните контроль над жизненным настроем. ЕСЛИ ДЕЛА ИДУТ ПЛОХО

Большинство из нас смотрит на мир отнюдь не из инвалидной коляски. Мы живем, почти не зная физической боли. Те, же кто хорошо с нею знаком, очень часто относятся к жизни гораздо лучше, чем мы. Почему? Физически обделенные люди направляют все силы своего ума и духа на то, чтобы разглядеть положительные стороны окружающей жизни.

Джим Портер провел последние семь лет на больничной койке или в инвалидной коляске. Большую часть времени он испытывает сильную боль. И все-таки Джим любит жизнь. Как ему удается сохранить позитивное отношение к жизни? Вот что он ответил на мой вопрос: "Возможно, мои слова прозвучат странно, но все дело в настрое. Когда я стал инвалидом, медсестра, которая помогала мне приспособиться к новому образу жизни, сказала: "Главное, Джим, - движение. Ты сможешь все преодолеть и добиться от жизни радости, счастья, удовлетворения, а можешь стать апатичным и безучастным меланхоликом. Все будет зависеть от того, какими глазами ты посмотришь на создавшееся положение". Хотя сначала мне было трудно согласиться со словами медсестры, вскоре я понял, как она была права, и научился концентрировать свое внимание на положительных сторонах жизни. Надеюсь, вы согласитесь, что я выбрал правильную дорогу".

Читая книгу, вы осознаете, какое серьезное значение имеет жизненный настрой, вы взглянете на него совсем с другой точки зрения. И что еще важнее, вы освоите приемы и тактику контроля над отношением к жизни. Если вы, в конце концов, сделаете вывод, что жизнь во многом зависит от того, что вы хотите в ней увидеть, значит, вы на пути к победе. И чем дальше, тем глубже вы будете понимать, что ключ к тому, чтобы сделать жизнь лучше, богаче и интереснее - в ваших руках. Заключение

Все большее число людей обнаруживает, насколько могущественным средством улучшения качества жизни является жизненный настрой - самое мощное "оружие", имеющееся в нашем распоряжении.

Каждый из нас сам решает, как ему относиться к жизни, с какой точки зрения рассматривать те или иные события. Можно сказать, что жизнь напрямую зависит от нашего настроя.

Каким бы ни был жизненный настрой, какую бы жизненную позицию вы ни занимали, только вы имеете право контролировать их. Они принадлежать только вам. Если пользоваться властью с умом, жизненный настрой, отношение к жизни станут вашей главной бесценной собственностью.

Призма внутри нас!

Ваш мозг - священная копилка, в которую ничего не попадает без разрешения.

Арнольд Бенет
Восприятие есть процесс того, как мы относимся к обществу, в котором живем, как мы интерпретируем его культуру. Обычно восприятие начинается со зрительных ощущений, а затем переходит в интеллектуальную деятельность. Видим мы глазами, но истолковываем окружающее при помощи всех имеющихся в нашем распоряжении чувств. Вкусовые ощущения, осязание, обоняние и слух играют здесь очень важную роль.

По-настоящему понять процесс интерпретации окружающего очень сложно. Психологи всю жизнь разрабатывают различные теории, но объяснить все загадки не в силах и они. Очень часто они даже не могут объяснить свои умопостроения так, чтобы теории были понятны обыкновенным людям или хотя бы коллегам-психоаналитикам. Частично проблема заключается в том, что восприятие весьма избирательно по самой своей природе. Человек обычно способен принимать, ослаблять, объяснять, отвергать или подтверждать сигналы, поступающие из внешнего мира. Другими словами, четкое понимание того, почему люди в разной степени уделяют внимание положительным и отрицательным факторам отсутствует.

Двадцать лет после окончания средней школы Пэт жила с сознанием, что ей не удалось реализовать все свои способности . В неудачах она обвиняла бывшего мужа, начальника, всех членов семьи. Однажды подруга, знавшая Пэт почти десять лет, сказала ей: "Пэт, ты винишь в своих несчастьях весь мир. Почему бы тебе не заглянуть внутрь себя и не пересмотреть отношение к жизни? Честно говоря, ты всегда настроена настолько отрицательно, что, побыв с тобой немного, и я чувствую себя подавленной".

Результат? Пэт сумела развить в себе способность к избирательности, которую она назвала "выискивай и отсеивай". Стараясь обрести свободу, она научилась тщательно анализировать раздражители и отсеивать, те из них, что несли отрицательный заряд, выводили ее из себя или вызывали досаду. Таким образом, Пэт сосредотачивалась на положительных импульсах, "определявших ее день".

Теперь Пэт говорит: "Много лет я сидела в ловушке, которую подстроило мне повышенное внимание к неприятностям, и была несчастна. Спасибо подруге, я научилась "отсеивать мусор" и "видеть розы". Поверьте мне, в прежние времена, вы не захотели бы поддерживать со мной знакомство".



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!