Ошибки добрачных отношений. О пагубном влиянии современной моды Проблема существование моды на слова

Как неузнаваемо может измениться значение слова! Ну кто бы мог подумать, что французское заимствование начала XVIII века - слово мода - означало когда-то то, что умеренно, скромно. Об этом неумолимо свидетельствуют этимологические словари: mode от латинского modus (манера; правило) - того же корня, что и греческое «мера».

Нынешнее понимание моды чуть ли не противоположно, потому что сейчас мода - это чаще всего подражание без чувства меры. Что такое мода? Стремление человека соответствовать чему-то. И эта тяга, это страстное желание может быть выражено весьма неумеренно. Конечно, в первую очередь я говорю о моде на слова. Распространение одного слова превращает его в назойливое насекомое, жалящее наш слух. Навязчивое повторение одних и тех же слов (проект, тренд, актуальный, инновации, озвучить, тусовка, эксклюзивный, формат, успешный, конкретно, позитив, креативный, бренд, в шоке, «в шоколоде», это не есть хорошо и пр.) говорит о бедности словаря, о слабом владении ресурсами родного языка. Модное слово - это когда самого слова хватает с избытком и в ущерб другим словам.

Для русского человека оценка «модное слово» всё же скорее отрицательная. Так мы отмечаем скрытую в модном слове незаслуженную популярность. Согласитесь, слова стипендия, сессия, учёба, маршрутка, семья, родители, здравствуйте, дом, сколько бы их ни повторять, будут частотными, востребованными, но только не модными. Почему? Да потому что применение этих слов оправдано необходимостью, чего не происходит с модным словом, смысл из которого выветривается на сквозняке моды.

Модные слова и выражения возникают, как эпидемия, внезапно, распространяются стихийно, а избавление от них - долгий процесс, болезнь должна изжить сама себя. Мода меняется, и уже ушли в небытие модные когда-то перестройка, как бы, власти предержащие, харизма, спонсор, о‘кей. Конечно, эти слова продолжают оставаться в языке, просто их популярность пришла в соответствие с необходимостью, и слово стало не модным, а обычным, нормальным.

Как происходит перерождение слов из простых в модные? Мне кажется, дело в одном свойстве человека - повторять сказанное другими. Да ещё если сказано не равным по социальному положению, а вышестоящим, то это увеличивает шансы слова стать модным. Причём ведь модным может быть не только заимствованное или жаргонное слово. В конце 90-х вдруг стало модно говорить о гуманитарной помощи и милосердии . Сейчас эти слова заняли своё место в современном лексиконе. Могу привести пример и не из российской жизни, ведь языковая мода не имеет границ. В 1999 году в Польше встречали на своей земле главу римско-католической церкви папу Иоанна II, поляка по происхождению. Отношение к этому человеку самое благоговейное, и его выступления ждали как некоторого откровения. В своей речи Иоанн II говорил о том, как много ещё вокруг бедных, которых надо замечать и которым надо помогать. На следующее утро частотность слов бедный, бедность возросла во много раз, слово надолго стало модным.

Про бессмысленное подражание другим есть пословица: Раз модно - пусть хоть трахома (трахома - это болезнь глаз, оставляющая рубцы). Так неужели страсть к моде сильнее здравого смысла?

Откуда берётся мода на слова? Автор «Словаря модных слов» Владимир Иванович НОВИКОВ считает, что из двух противоречивых желаний: из стремления человека выделиться из толпы и из склонности к подражанию. Об этом он говорил на Красноярской книжной ярмарке. И не только об этом. Владимир Иванович рассказал, что замысел словаря у него возник в 1961-м году, когда модным стало слово космонавт. В нынешнем издании словаря этого слова, конечно, нет (слова ведь тоже выходят из моды), там помещены другие, модные в наше время, слова и выражения. Но не это привлекает внимание.

Словарь интересен, прежде всего, авторским стилем. Мне первое издание попало в руки в более чем неподходящей ситуации - поблизости не было никакого копировального аппарата! А маленькие рассказы о том или ином слове просто завораживали: оборотами речи, точно и ладно сказанными оценками, увлекательными рассуждениями и неожиданными сопоставлениями, интересным контекстом, историческими и литературными отсылками. Всё это позволяло читать словарь как книгу эссе на тему того или иного слова. Но хотелось не только читать, а и сохранить на память наиболее понравившееся. Пришлось взяться за ручку и переписать часть текста в блокнот, создав тем самым рукописный вариант словаря В.И. Новикова. Вот он лежит передо мной, и не могу не привести наиболее яркие цитаты из него.

Например, об одном из жаргонных слов он написал, что оно обладает неизлечимым врождённым дефектом, в его основе злая и циничная метафора.

О другом - оно сделалось своего рода речевым олигархом, скупившим целую тьму значений.

Ещё об одном - слово из разряда непристойных (забытая оценка!).

Или вот ещё: В русский язык импортирован «менеджер» .

Невозможно было пройти мимо фразы: Трезвость не есть норма; тем более этой нормой не является пьянство.

О несуществующей «реформе языка» автор сказал, что всё это было бы смешно, когда бы не было в нашем обществе такого агрессивного лингвистического невежества.

Напомнил, что слово имидж приходило к нам через французский, и любителям русской литературы известно направление
20-х гг. имажинизм (имажинистами были С. Есенин, Н. Эрдман, А. Мариенгоф).

Про слово продвинутый заметил, что никакой словарь не может указать, сколько раз на дню допустимо произносить этот назойливый эпитет и до какой степени он может быть продвинут из разговорной речи в литературный язык.

Кстати сказать, я могла бы процитировать эти фразы и по книге, а не по своим рукописным записям, потому что на КРЯКК Владимир Иванович подарил по экземпляру нового издания словаря двум участницам встречи, которые задали лучшие вопросы; один экземпляр достался мне.

Однако с новым изданием будут связаны новые чувства и задумки. Одна из них - разобраться самой с модой на слова. Лишь бы не стало модой обсуждать модные слова!

Проблема сохранения культуры русского языка (проблема засорения языка) - готовые аргументы

Возможные тезисы:

  1. Изменения «великого и могучего» необходимы, несмотря на то, что это приносят людям неудобства
  2. Изменение русского языка особенно болезненно отражается на жизни старшего поколения
  3. Из-за появления новых слов в языке могут возникнуть сложности в понимании собеседника
  4. Русскому языку не грозит гибель, он настолько гибок, что сможет приспособиться к любым изменениям
  5. Действительно, мы не можем обойтись без заимствованных слов, тем не менее их чрезмерное употребление сильно затрудняет понимание текста (речи)
  6. Используя модные слова, люди засоряют свою речь, что осложняет общение между людьми
  7. Чрезмерное использование заимствованных слов засоряет речь

В книге «Русский язык на грани нервного срыва» Максим Кронгауз говорит о том, что наш мир меняется и поэтому появление новых слов, пусть даже заимствованных, - нормальное явление. Если язык не будет меняться, он перестанет выполнять свои функции. Лингвист приводит интересный пример: глобальное потепление привело к тому, что у эскимосов не хватало слов в языке, чтобы давать названия животным, переселяющимся в полярные области земного шара.

М. Кронгауз научно-популярная книга «Русский язык на грани нервного срыва»

В книге «Русский язык на грани нервного срыва» Максим Кронгауз пришел к выводу, что значительные изменения в нашем языке беспокоят в основном старшее поколение. Новых слов слишком много, и они размываются границы литературного языка, это пугает и раздражает людей, к этому языку привыкших.

М. Кронгауз научно-популярная книга «Русский язык на грани нервного срыва»

Эту проблему не обошел стороной и М. Кронгауз. Лингвист считает, что беспокойства о русском языке беспочвенны, но в то же время отмечает, что его стремительные изменения затрудняют общение людей, особенно, если они относятся к разным поколениям.

М. Кронгауз научно-популярная книга «Русский язык на грани нервного срыва»

Лингвист М. Кронгауз не видит угрозы для русского языка, читая, что ему не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни изменения, которые в нем происходят. Русский язык «переварит» все это, что-то сохранив, что-то отбросив, выработает, новые нормы, и на место хаоса придет стабильность.

А. Кнышев «В эфире ньюзости»

А. Кнышев не скрывает ироничного отношения к обсуждаемой теме. На примере рассказа «В эфире ньюзости», где ведущий новостей использует преимущественно заимствованные слова, что делает его речь крайне непонятной, он показывает, что станет с русским языком, если мы перенасытим его «словами-иностранцами».

А. Кнышев «В эфире ньюзости»

В небольшом рассказе А. Кнышев высмеивает людей, использующих в основном заимствованные слова, чтобы продемонстрировать свою «современность». На примере ведущего новостей, монолог которого сложно прочесть и практически невозможно понять, писатель-сатирик показывает, насколько нелепо звучит речь человека, бегущего за модой на слова.

А. Кнышев «В эфире ньюзости»

В рассказе А. Кнышева «В эфире ньюзости», ведущего передачи невозможно понять, так как его речь перенасыщена заимствованными словами. Конечно же, рисуя образ современного оратора, писатель намеренно утрирует, тем не менее юмористический текст еще раз доказывает, что людям сложнее понять говорящего, если он использует слишком много заимствованных слов.

Пример из жизни

Появление новых, в том числе заимствованных, слов необходимо. «Компьютер», «смартфон», «мультиварка» настораживали и смущали людей, но сегодня мы используем эти слова чаще, чем исконно русские «колодец» или «калач». Еще сложнее представить, что когда-то для россиян были непонятными «автомобиль» и «телевизор», не говоря о «картофеле». Мир меняется, и язык вынужден приспосабливаться, чтобы люди могли понимать друг друга.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

1) Семейные традиции (на основе описания фотографии). Опишите фотографию.

Не забудьте описать:

1. место, где происходит событие, изображённое на фотографии;

2) Поход в театр (музей) (повествование на основе жизненного опыта). Расскажите о том, как Вы побывали в театре или музее.

Не забудьте рассказать:

1. когда и с кем Вы ходили в театр или музей;

2. что это был за театр (музей);

3. почему Вы решили туда сходить;

4. что Вам особенно запомнилось;

5. какие впечатления остались у Вас от посещения.

3) Модно ли быть патриотом (рассуждение по поставленному вопросу)?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

1. Что такое патриотизм?

2. Существует ли мода на патриотизм?

3. Применимо ли к патриотизму слово «мода»?

4. Какой патриотизм можно назвать истинным, а какой ложным?

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Пояснение.

При выборе одной из трёх предложенных тем монологического высказывания продумайте, какая из них Вам ближе. Какую бы тему Вы не выбрали, к ней предлагается план. Старайтесь не упустить ни один из пунктов плана. Добавить к указанным пунктам что-то самостоятельно вполне допустимо

и приветствуется. Отведите на подготовку этого задания не более 1 минуты. На само высказывание можно отвести до 3-х минут.

Во время монолога правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно. Обращайте внимание на правильность построения предложений.

При выборе темы №1 Вам придётся создавать текст-описание по предложенной фотографии.

Описание - это тип текста, в котором называются, описываются признаки чего-либо или кого-либо: предметов, природы, мест, людей, животных. Эти признаки проявляются в один и тот же период времени. Большую роль в Вашем тексте-описании будет отведена объекту фотографии: неодушевлённый он или одушевлённый, возможно, это пейзаж, портрет или событие.

При выборе темы №2 Вам предстоит создавать текст-повествование. Повествование - это сообщение, рассказ об определенном событии в его временной последовательности. Особенной чертой повествования является то, что в нем говорится о действиях, следующих друг за другом. Для повествовательных текстов характерно наличие завязки (начало события), развития события, развязки (конец события). В создаваемом Вами тексте повествование будет идти от первого лица, потому что в задании предлагается составить рассказ по личным впечатлениям.

При выборе темы №3 Вам необходимо будет составить текст-рассуждение. Рассуждение - это тип текста, в котором что-то объясняется или доказывается, говорится о причинах действий, событий, явлений, устанавливаются взаимосвязи между действиями, событиями, явлениями. Помните, что текст-рассуждение - это всегда единство трёх составляющих: тезиса, доказательства и вывода. Приветствуется наличие в тексте-рассуждении собственной точки зрения и умение её отстоять.

Эссе о моде.(Часть 1.)

Мода.
Мода - слово, которое знает каждый.
Подразумевая в первую очередь европейскую цивилизацию, давайте обдумаем этот факт. Что же может значить это? Наверняка то, что слово является достаточно важным для нас. Ведь иначе бы его не знали так повсеместно.

И вправду. Если мужская часть населения к моде относится достаточно спокойно, то женская отнюдь не так хладнокровна. Ведь девочек с детства учат красиво выглядеть. А в современном обществе почему-то считается, что вы красивы тогда, когда модно выглядите. И наоборот, «не модный» означает «некрасивый».

Звучит это, конечно, совсем не «модно». И эта проблема последнее время настораживает многих людей. В частности, в техникуме моей сестренки проходят дебаты на тему «Мода порабощает и угнетает женщин». Интересная постановка вопроса. Давайте разберемся, что же это за зверь такой. Так ли он ужасен?

Что такое мода?

Мода - это явление культуры. Культура у человечества появилась, можно считать... , с самого появления самого человека разумного. Поэтому существует она очень давно. Пожалуй, в этом смысле ей, как явлению, более 50 тысяч лет. И по сути, мода говорит нам, что красиво, а что не красиво, что стоит одевать, а что не стоит, чем стоит душиться, а чем не стоит, и т.д. Все это очень сильно напоминает обычные правила и клиширование, стандартизацию.

Иными словами, мода с одной стороны позволяет людям легче понимать друг друга. Так, например, если мы видим мужчину в строгом костюме, то тут же полагаем, что он идет на какое-нибудь важное мероприятие. А женщина в вечернем платье представляется нам посетительницей, например, театра.

Но с другой стороны, мода несколько обезличивает человека. И очень забавно, в этом смысле, наблюдать за парадоксальным поведением девушек и женщин, которые хотят показать свою индивидуальность и при этом одеться максимально по моде. Это взаимоисключающие потребности.

Главная проблема моды.

Несмотря на то, что наиболее общие каноны меняются достаточно медленно, в мелочах мода изменяется чрезвычайно быстро. Это известно всем, кто стремится следовать последним пискам моды. Но одеваться по моде - занятие очень дорогое. И не все могут совместить модность и удовлетворение других потребностей. Такое расхождение желаний с возможностями негативно сказывается на личности модницы. Особенно в тем случаях, когда мода представляется человеку способом получить определенный статус в обществе. Здесь и далее говорю именно о прекрасной половине человечества потому, что в подавляюще большой степени этой проблеме подвержена она. Именно неадекватное восприятие моды и неправильное отношение к ней я считаю наиболее важной проблемой моды. (При этом, прошу обратить внимание на то, что саму моду я не считаю негативным явлением.)

Почему человек может так относиться к моде? Ответить здесь очень просто. Помните, что современное общество приравняло модность красоте? А ведь красота для женщины - источник власти над мужчинами, способ привлечь внимание, способ получить статус. Мужчины ведь любят красивых женщин. А статус женщины - это в первую статус ее мужчины.
Уверен, многие читатели (особенно девушки) готовы возмутиться по поводу предыдущего абзаца. «Да как так можно!», «Это бред!»... И да. :) Вы правы. На самом деле в жизни все сложнее и вовсе не сводится к одной лишь красоте. И эмансипация дает о себе знать в плане статусов.

Но, многие другие так не считают. Найдутся и те, кто согласится с тем же самым абзацем. И если вы согласились с ним, то попрошу вас вдумчиво прочитать нижеследующий текст(часть 2).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!