Осенние Кузьминки — приметы и пословицы: особенности Осенних Кузьминок. Осенние Кузьминки — приметы и пословицы: особенности Осенних Кузьминок День кузьмы сегодня кто отмечает

Ткачук Людмила Сергеевна, учитель технологий
Наумова Олеся Борисовна, учитель технологии

Проект реализовался в урочное и внеурочное время учениками 5 - 9-х классов, их родителями, учителями.

На Руси 14 ноября отмечался праздник, который именовался "Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники". Это старый русский народный праздник, праздник урожая, праздник Рода, первый зимний праздник, начало зимы. В этот день устанавливается первый непрочный зимний путь, о чем свидетельствуют поговорки и пословицы:

  • "Демьянов путь - не путь, а только зимы перепутье",
  • "Закует Кузьма-Демьян, до весны не расковать",
  • "Демьян, окамени воды".

В народе этот день называли просто Кузьминки, да еще и приговаривали:

  • "Кузьминки - об осени поминки",
  • "Кузьминки - встреча зимы".

Праздник этот в честь святых братьев Кузьмы и Демьяна - покровителей плодородия, супружеского счастья и защитников кур.

На Руси праздник отмечался после окончания уборочных работ. Тяжелая страда позади. Хлеб убран, лен надерган. Начинаются долгие зимние посиделки, во время которых девушки не только пряли, ткали, вышивали, но и пели песни, рассказывали сказки, разгадывали мудреные загадки, иногда работа перемежалась играми и танцами.

На день Кузьмы и Демьяна устраивалась братчина. Девушки организовывали "ссыпку" и приглашали парней.

Обрядовым кушаньем являлись каша и куры. Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой приносить счастье и плодородие. Поэтому Кузьминки иногда называют "куриным праздником", "курьими именинами". Недаром в народе говорят:

  • "Батюшка Кузьма-Демьян - куриный бог",
  • "Кузьминки - курьи именины, девичий праздник",
  • "На Кузьму-Демьяна - курицу на стол".

Несмотря на то, что праздник Кузьминки (14 ноября) назван в честь мужчин Кузьмы и Демьяна, считается он женским, девичьим. Эти святые братья, чьи имена давно слились воедино и обрусели, зовутся в деревнях забавно и нелогично - "матушка Кузьма-Демьян".

Многие обряды Кузьминок связаны с любопытной христианской историей. Братья, жившие в третьем веке вблизи Рима, имели от Бога дар исцелений. Они лечили, изгоняли злых духов одним лишь именем Христа. Только за веру, без платы и награды, в полном соответствии с заповедью: "Даром получили, даром давайте". Однажды братья вернули к жизни умирающую женщину, и та в знак благодарности попросила их принять три яйца. Лекари отказались. Тогда женщина пришла тайно к Дамиану и Богом заклинала его принять яйца во имя Святой Троицы.

Ради такой великой клятвы Дамиан согласился. Косьма услышал об этом, думая, что брат нарушил строгий обет, так опечалился, что завещал не погребать его вместе с Дамианом. Когда же после одновременной кончины святых от руки завистливого врача-язычника люди решали, как поступить с телами, внезапно появился верблюд, когда-то спасенный целителями от бешенства, и проговорил человеческим языком, чтобы не сомневались и похоронили братьев вместе. Мол, Дамиан виноват, так как принял три куриных яйца ради имени Божия.

Потому-то обрядовая еда на Кузьминки - куриная лапша, курятина (сердце кочета с кузьминского обеда достается в семье самому слабому). Так Кузьма-Демьян стали почитаться не только как податели плодородия, устроители браков и учителя женских работ, но и как покровители кур. Отсюда куры - непременные спутники свадебных церемоний. Курник - обрядовый пирог, который подается молодым.

Исторически повествования описывают, как в Москве в Толмачевском переулке 14 ноября собирались вокруг церкви Косьмы-Дамиана женщины с курами. В деревнях хозяйки звали священника отслужить перед курятниками молебен, окропить кур святой водой. Потом рассылали кур в подарок родным, девушки носили птиц на боярский двор с челобитьем к барыне. Такие "челобитные" куры содержались в почете. Их кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Яйца, которые они несли, считались целебными.

На Кузьминки девчата гадают о замужестве с помощью петуха и кур. Раскидывают по полу сплетенные золотистые колечки из соломки с вкраплением зерна, примечают, где чьи. Птицы клюют колечки именно тех девушек, которым суждено скоро выйти замуж.

Раньше родители устраивали для дочери-невесты проверку на зрелость. 14 ноября мать выдавала ей ключи от всех кладовых и позволяла брать, что захочет из съестных запасов. Дочь сама готовила для семьи кушанья и накрывала праздничный стол. По этому угодению отец и мать судили, готова ли девушка замуж идти, рачительна ли, умеет ли гостей приветить.

О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: "Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать".

Перед Кузьминками девушки собирали складчину ссыпчину для застолья, наряжались, ждали парней и пели:

Матушка Кузьма-Демьян
По сенечкам ходила,
Гвозди собирала,
Свадебку ковала!
Крепко-накрепко ковала,
До седой головушки,
До долгой бородушки!

По народному представлению, Кузьма и Демьян слывут мастерами кузнечного дела. Люди верят, что именно они куют плуги и цепи, раздают их тем, кто их особенно почитает.

  • "Узловать Кузьма, развязать нельзя".

По поверью куют святые и обручальные кольца.

  • "Кузьма-Демьян приходит на свадьбу к нам со святым молотом".

Брачные цепи (узы), что соединяют двоих именно 14 ноября, разорвать невозможно, так как у святых братьев легкая рука.

Большой интерес у учеников вызывают народные приметы, связанные с этим днем.

  • "Снежный день на Кузьминки - будущей весной большой разлив",
  • "Если на "Козьму и Демьяна" лист остается на дереве, то на другой год будет мороз",
  • "Кузьма закует, а Михайло (21 ноября) раскует (Михайловские оттепели)",
  • "Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются".

Цели проекта:

  1. Повышение социальной значимости школы и социализации детей. Школа - это такое место, куда приходят дети, их родители и учителя. Мы хотим устроить уроки так, чтобы учащиеся, их родители и учителя могли не только деятельно общаться. Но и найти каждый себе занятие по интересам в процессе изучения материала и организации праздника. Причем выбрать вид деятельности и стать организатором этой деятельности.
  2. Внедрение элементов национально-регионального компонента в учебную программу в рамках стандарта основного общего образования по технологии (обслуживающий труд) для Красноярского края.
  3. Реализация авторской программы Наумовой О.Б. и Ткачук Л. С. “Трудовое обучение и производительный труд в 5-9 классах с углубленным изучением художественноприкладных промыслов народов сибирского региона”.

Тактические цели:

  1. Реализовать идею – через познание народных традиций к восстановлению семейных устоев.
  2. Реализовать миссию – повышение социальной значимости школы как центра образовательной, досуговой деятельности, объединяющей в единый образовательный процесс деятельность учащихся, родителей и учителей-предметников (технологии, истории, литературы, музыки, риторики).
  3. Повысить значимость образовательной области “Технология” в образовательном пространстве МОУ СОШ № 91.
  4. Скоорденировать и сорганизовать все заинтересованные стороны в организации учебно-познавательного процесса, социально одобряемого и эмоционально-ценностного досуга.

Целевая группа:

  1. Учащиеся школы и их родители.
  2. Жители микрорайона.
  3. Учителя школы и района.

Литература

  1. Бабунова И.В. “Технология” 56 класс, “Поурочные планы” по учебнику под редакцией Симоненко В.Д. Волгоград, изд. “Учитель” 2003г.
  2. Барлина З.И. “Русский дом”, Нижний Новгород, 1994.
  3. Еременко Т.И. “Альбом узоров для вышивки”, Москва, “ОЛМА-ПРЕСС” 2001.
  4. Журнал “Школа и производство”,№1 2001г.,№4 1994г.
  5. Золотые россыпи. Русские народные пословицы и поговорки. Красноярск, “Красноярский производственноиздательский комбинат “Офсет”, 1993.
  6. История костюма. Учебник для учащихся лицеев, училищ, колледжей. Ростов - на Дону: “Феникс” 2001.
  7. Кайсаров А.С.,Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. “Мифы древних славян. Велесова книга”. Саратов, “Надежда”, 1993.
  8. Крупская Ю.В. “Технология” Методические рекомендации, 5 класс. Москва, “Вента-Граф” 2005г.
  9. Марченко А.В. “Настольная книга учителя технологии”, Москва, “Астрель” 2005г.
  10. Павлова М.Б. и Питт Д.”Образовательная область “Технология”. Теоретические подходы и методические рекомендации.
  11. Павлова М.Б., Питт Д., Гуревич М.И., Сасова И.А.“Технология”. Метод проектов в технологическом образовании школьников”, Москва, “Вента-Граф” 2003 г.
  12. Панкеев И.“ От крестин и до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. Москва, “Эксмо”, 1997.
  13. Сасова И.А.“Технология” 5класс. Сборник проектов. Пособие для учителя. Москва. “Вента-Граф”, 2004г.
  14. Сборник нормативно-методических материалов по технологии. Москва, “Вента-Граф” 2004г.
  15. Симоненко В.Д.“Учебник “Технология” 5-9 класс. Москва, “Вента-Граф” 2001г.
  16. Сычева Л.В. “Вышивка”, Горно-Алтайск, МП “Альтернатива” ,1991.
  17. Фурлетова О.И. “Энциклопедия “Машинная вышивка”. Москва, Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, Москва,1999.

Другие названия праздника: Рукомесленники, Бессребреники, Кузьма и Демьян, Божьи кузнецы, Козьма и Демьян Курятники, Кузьма и Демьян – рукомесленники, Батюшка Козмодемьян, Курьи именины, Курячий праздник, Куриная смерть, Праздник девичества, Встреча зимы.

В представлениях восточных славян в этот день осень провожают, а зиму встречают. В Российской империи день Кузьмы и Демьяна больше отмечали девушки - снимали избу и справляли «курячьи именины».

Косма и Дамиан (Кузьма и Демьян) были родными братьями. Мать воспитала их в христианстве, и они проповедовали эту веру в родном городе. Когда браться достигли юношества, их отдали учиться врачебному делу. Каково же было удивление многих, когда они стали исцелять от болезней людей, обреченных на смерть. Однако плату за свои старания браться не брали.

Однажды они излечили от смертельного недуга женщину, и та в благодарность, во имя Господа Бога, попросила Кузьму принять у нее 3 яйца. Тот не смог отказать ей и принял дары. Тогда брат обиделся на него, сказав, что Кузьма нарушил данный ими обет и запретил хоронить себя рядом с ним.

После их смерти христиане задумались об исполнении завещания Демьяна. Пока они ломали головы, в толпе появился верблюд, которого браться когда-то спасли. Он заговорил человеческим голосом и повелел положить их вместе, поскольку дары женщины Кузьма принял не из корыстных побуждений. Так и были похоронены братья в одной могиле.

Традиции и обряды на Кузьминки осенние

Главные традиции 14 ноября — вечеринки, окончание свадебного сезона, прядение, кузнецам запрещено работать.

— Святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называли Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодых.

— 14 ноября было принято прикармливать дворового - духа, следящего за домашним скотом. Если дворовой был «лихим», обижающим животных, то проводили следующий обряд: садились верхом на самую нелюбимую дворовым лошадь, катались на ней по двору, при этом размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Другое помело обмакивали в деготь и размахивали им чуть ниже, надеясь попасть дворовому по лысине, с такой отметиной лихой дух сбегал со двора.

— Кузьминки были крестьянским праздником завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерновых нового урожая. Устраивалась братчина со всевозможными угощениями и обязательным пивом, которое варилось в этот же день с раннего утра пожилыми мужчинами и женщинами. Для проведения праздника отводилась отдельная изба, а продукты для бартчины собирались по всей деревне, причем особенностью было то, что часть продуктов должна была быть похищенной у кого-либо.

— Об этом обычае знали все, поэтому хозяйки специально оставляли без присмотра на столе в избе яйца, молоко, картошку и другие продукты, чтобы «похитить» их было легче всего. На Кузьминки хозяйкой в доме становилась девушка на выданье. Она готовила для всей семьи обрядовую еду, угощала всех. По обычаю, первой едой в этот день было круто сваренное яйцо, которое, по поверьям, ограждало людей от бесплодия. Другим обязательным блюдом на столах была куриная лапша.

— На Кузьму и Демьяна отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар боярыням (женам помещиков) кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете - кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.

Приметы и поговорки на Кузьминки осенние

  • Кузьминки - встреча зимы.
  • Если днем стоит теплая погода, то зима будет теплой.
  • Если пошел снег, то весной река разольется.
  • Если на Кузьминки осенние деревья полностью не сбросили листву, то зима будет лютой, а урожай не уродится.
  • Кузьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом.
  • Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать.
  • Кузьма закует, а Михайло раскует (часто 21 ноября бывала оттепель).
  • Кузьма-Демьян - кузнец, кует лёд на земле и на воде.
  • Из кузьмо-демьяновой кузницы мороз с горна идёт!
  • Батюшка Кузьма-Демьян - куриный Бог.
  • Кузьма и Демьян «куют» свадьбу.
  • Обычно в этот день бывают умеренные морозы.
  • К вечеру мороз ослабевает — к пасмурной погоде на следующий день.
  • Петух стоит на одной ноге — к морозу.

Легенда о Кузьмодемьяне

Кузьмодемьян, говорят старики, был первый человек у Бога, как мир был создан. Этот Кузьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.

В те времена в лесных дебрях и непролазных трущобах и болотах жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем существовал тяжёлый договор: люди должны были ежегодно посылать к немy на пожеренье по девице. Там, где Змей появлялся люди гинули, как трава под ногами скота, и как просо на солнце.

Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за жертвой, змей-людоед. Кузьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые железные двери кузницы. Когда Змей оказался y самой кузни, кузнец предложил емy: «Пролижи в дверях дыркy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную дверь кузни, а кузнец в это время pазогревает клещи. Когда Змей просунул язык в пролизанную им дыpy, кузнец схватил Змея за язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина - нашего… переделимся». На что Кузьмодемьян ответил: «Лучше переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей - бери только своих». Запряг его в выкованный им плуг и начал орать на нём гигантскую бороздy. Проорал ровную бороздy аж от Черниговской губернии так прямо до Днепра. И где они прошли остался вал со pвом на южной стороне, который есть и поныне. Как проорал до Днепра, змей дюже утомился и хотел пить. Дорвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнул.

Именины 14 ноября

Давид, Иван, Адриан, Петр, Александр, Денис, Федор, Дмитрий, Сергей, Кузьма.

Кузьма и Демьян - божьи кузнецы

Согласно православной традиции, различаются три двоицы святых братьев-бессребреников, носящих имена Космы и Дамиана. Соответственно православной церковью отмечаются три дня памяти в году каждой из двоиц. Это 1/14 июля - чествование римских врачевателей-бессребреников Космы и Да-миана, мучеников, убитых, согласно житию, по зависти их учителем-врачом в 284 году; 17/30 октября - день памяти мучеников бессребреников Космы и Дамиана, живших при царях Диоклетиане и Максимилиане, известных своими гонениями на христиан, эту двоицу святых называют аравлянами по происхождению (Аравийская страна) или киликийцами по месту страданий (г. Киликия); 1/14 ноября - почитание бессребреников и чудотворцев Асийских, родившихся в Малой Азии и воспитанных матерью-христианкой Феодотией. В житии последних приводятся многочисленные сказания о чудесах, совершенных братьями. Это и исцеление тяжелобольных, и вылечивание от бешенства верблюда, и спасение жнеца, в рот которому во время сна вползла змея, и избавление женщины от угрожавшего ей бесчестья и другие.

Мнения ученых относительно действительного количества двоиц святых братьев расходятся. Некоторые, в отличие от последователей православной церкви, полагают, что могло быть только две двоицы или одна, что по причине особого чествования святых в разные дни по случаю перенесения мощей, освящения церквей и тому подобного появились разные сказания, способствовавшие формированию представлений о трех разных парах братьев-бессребреников с приписыванием отличных друг от друга дат и мест их рождения и деятельности.

В народной традиции святые братья-бессребреники были чрезвычайно почитаемы, без особого различения трех двоиц. С принятием христианства на Руси в их честь строилось множество храмов и монастырей. В одном Великом Новгороде с XII по XVI в. существовало пять церквей Космы и Дамиана. Об их деяниях слагались легенды, одна из которых - «Чудо святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана о братчине» - появилась в Великом Новгороде в XIV веке и вошла в Четьи-Минеи.

В иконографии святых отражалась их причастность к врачебному мастерству: их изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарственных средств.

Традиционное сознание сохранило представление о Косме и Дамиане как «безмездных» врачевателях. В народе из Четий-Миней было известно, что они «прияша от Бога дар исцелений и подаваху здравие душам же и телесам, врачующе всякия болезни, и исцеляюще всяк недуг и всяку язю в людях». Соответственно этому Кузьму и Демьяна почитали как покровителей лекарей и знахарей и обращались к ним с просьбами и молитвами об исцелении людей или животных. Имена святых нередко встречаются в заговорных текстах, направленных на избавление от кровотечений, грыжи, трясовицы (лихорадки), ураза (ушиба), уроков (сглаза), укуса змеи, скорби, а также от «ногтя» (падучей болезни скота) и других недугов. Вот как, например, выглядит обращение в тобольском заговоре от зубной боли, где святые братья превращаются в единый персонаж: «Батюшка Козьма Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имярек) не боли».

Вместе с тем в народном восприятии свв. Кузьма и Демьян наделялись значительно более широким, чем в церковной традиции, спектром функций, а дни их памяти соотносились с кругом занятий крестьян и кузнецов - ремесленников, обслуживавших крестьянский труд.

В народе Кузьму и Демьяна считали «рукомесленниками», называя кузнецами-бессребрениками, а также святыми или Божьими кузнецами. Кузнечные мастера почитали их своими покровителями и отмечали осенний день их памяти - 1/14 ноября - как профессиональный праздник, в который никогда не работали. Представления о свв. Косме и Дамиане как кузнецах отчасти могут объясняться созвучием имени Космы в русской огласовке - Кузьма - со словами «кузня», «кузнец» и одноко-ренными им, если также учесть, что в народном сознании образы братьев зачастую сливались в одно лицо, называемое «Кузьма-Демьян». В загадке через имя Кузьма загадывается даже продукт работы кузнеца - кованая цепь: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». Кроме того, для крестьянина, основным занятием которого являлось земледелие, ремесло братьев - врачевание, по церковной традиции, и кузнечество, по народной, - в равной степени связывалось с представлениями об особом магическом знании, недоступном обычному человеку. Еще одним основанием для восприятия святых братьев кузнецами послужило, вероятно, то, что в рамках крестьянского календаря день их памяти в ноябре соотносился с наступлением зимы и соответственно холодов. Поэтому народ воспринимал Кузьму и Демьяна как природных кузнецов, заковывающих воду и землю в ледяные оковы и создающих зимнюю стужу. В русле этих представлений с днем памяти святых связано значительное число русских пословиц и поговорок, народных примет:

Кузьма-Демьян - божий кузнец, дороги и реки кует;

Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую

Русь в ней ледяные цепи куются;

Из Кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет!;

Козьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом;

Кузьминки - от осени одни поминки;

Кузьма и Демьян - проводы осени, встреча зимы, первые морозы;

Если на Козмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мороз.

Образы Кузьмы и Демьяна как кузнечных мастеров встречаются также в легендах и сказках. Согласно повествованиям, они куют сохи и плуги и раздают их людям, учат человека земледельческому труду. У восточных славян известны также поверья этиологического характера, в которых Кузьма и Демьян рисуются как кузнецы, выковывающие на небе звезды.

Через причастность святых братьев к кузнечеству и соответственно к стихии огня образы Кузьмы и Демьяна в народном сознании могли быть соотносимы с языческим культом бога-гро-мовника Перуна и, в частности, с его функцией противоборства с противником хтонической природы. Мотив противостояния святых братьев врагу, например, присутствует в северном поверье, согласно которому, цепи, скованные божьими кузнецами Кузьмою и Демьяном, Михаил-архангел налагает на дьявола. В восточнославянских фольклорных текстах противником святых кузнецов может выступать нечистая сила, Змей, черт. Так, в белорусской сказке «Иван Пупялов» заглавный герой, убив трех змеев и трех змеевых дочек, прячется в кузне Кузьмы и Демьяна от летящей за ним матери-змеихи, «раззявившей рот от неба до земли»; кузнецы убивают змеиху, защемляя ее язык раскаленными щипцами и колотя по нему молотами. Мотив спасения людей от змеи или змея Кузьмой и Демьяном и использования ее (его) силы во благо встречается в южнорусских, белорусских и украинских легендах. Вот как этот сюжет представлен в гомельской традиции:

Были некогда ковали Кузьма-Демьян. И была змея. Так она поедала людей. И добирается уже до них. «Что, брат, сделаем мы железную соху!» Сделали они соху и говорят змее: «Пролизнешь трое этих дверей, так мы тебе сядем на язык, ты нас и съешь!» Она раз лизнула, другой лизнула, и третий - и пролизала трое дверей. Они ее тогда цап! Да за язык ее клещами. Да один гвоздит по голове, а другой запрягает ее в соху. Как запрягли ее, так пахали на ней лес, пахали они поля, пахали все и не давали пить, пока не припахались к Непру. Как подошли к Непру, она как вырыла ров, как стала пить - и отпряглась.

В некоторых легендах братья-кузнецы первым плугом, выкованным ими, пашут землю на лютом змее «от моря до моря».


Чудо-Юдо. Русский рисованный лубок.

Как и в христианской традиции, в народных поверьях свв. Кузьма и Демьян почитались как покровители браков. При этом их воспринимали как кузнецов, которые выковывают свадебные венцы и сами свадьбы. Это представление отразилось в народном определении святых: «Кузьма-Демьян - свадебный кузнец». Благополучие и долговечность брака считались зависящими от качества работы святых кузнецов. Эта идея нашла воплощение в мотивах «изготовления» свадьбы в свадебной лирике, где сами Кузьма и Демьян зачастую изображаются как одно лицо, причем женского пола, что, возможно, связано с наследованием ими функции женского языческого божества, покровительствующего браку. Так, в свадебной песне к ним обращались:

Матушка, Кузьма-Демьян!

Скуй нам свадьбу

Крепко-накрепко,

До седой головушки,

До долгой бородушки!

Кузьма-Демьян

По сеням ходила,

Гвозди собирала,

Свадьбу ковала!

Ты и скуй нам, Кузьма-Демьян, свадебку!

Чтобы крепко-накрепко,

Чтобы вечно-навечно,

Чтобы солнцем не рассушивало,

Чтобы дождем не размачивало,

Чтобы ветром не раскидывало,

Чтобы люди не рассказывали!

В некоторых случаях через образ «Кузьмы-Демьяна» обозначается непосредственно свадьба:

Батюшка посаженый

И матушка посаженая

Благословите все от старого до малого

Кузьму-Демьяна сыграть.

Осенний день памяти Кузьмы и Демьяна - 1/14 ноября - входил в один из традиционных периодов проведения свадеб. В нижегородской традиции именно с него начинался свадебный сезон. Этот день назывался «Кузьминки» или «Кузьмоде-мьянки» и повсеместно в России считался девичьим праздником. Многие обряды и действия, которые совершались девушками в этот день, соотносились со свадебной обрядностью и идеей смены статуса представительниц взрослой девичьей группы.

В Кузьминки девушка, достигшая брачного возраста, становилась хозяйкой дома: она готовила еду и угощала свою семью; основным блюдом в этот день была куриная лапша. Вечером, а иногда и на протяжении трех дней девушки устраивали «кузьминскую» «ссыпчину», для чего заранее снимали избу, вместе собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку - и готовили праздничные блюда, среди которых обязательно была каша. Нередко для девичьей трапезы варили и козьмо-демьянское пиво.

В Нижегородской губернии в Кузьминки девушки группами ходили по дворам с украшенным веником, точно таким же, какой в свадебном обряде символизировал девичью красоту, и просили пшено, муку и тому подобное: «Подайте на Кузьму-Демьяна, на девичий праздник!» Продукты отдавали хозяйке, у которой снимали избу, и та варила кашу, делала «черепешники» (караваи с пшеном), блины. На Новгородчине девушки-подростки, собрав по домам крупу и масло для каши, варили ее в нескольких горшках и совместно ели: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем блюдо со скоромным маслом, а «на заглот-ку» - со свиным салом. В некоторых местностях девушки продавали кашу парням за несколько копеек, накладывая ее в чашки, а полученные деньги делили между собой.

После угощения начинались пение, пляски и игры молодежи, среди которых обязательно были так называемые «поцелуйные» - завершавшиеся поцелуем парня и девушки. В Нижегородской губернии девушки делали куклу: на ухват или сковородник надевали шушпан, приставляли руки из палочек, вели ее «на ходилках». С этой куклой они по очереди плясали, парни в пляске не участвовали, а лишь наблюдали за ней.

Кузьминская посиделка могла продолжаться всю ночь. Когда заканчивалось угощение, парни отправлялись «на промысел» - воровали соседских кур, причем традиционно кражи подобного рода крестьянами не осуждались.

Нижегородские девушки праздновали Кузьму-Демьяна три дня: два дня рядились молодцами, ходили на посиделки, пели, плясали. На третий день все снова рядились мужиками, а одна девушка изображала невесту. За деревней, на дороге, ее «венчали» с «парнем».

В Пензенской губернии и ряде других мест вечером в последний день праздника осуществлялся обряд «свадьбы и похорон Кузьмы-Демьяна», который до этого мог проводиться и во время летних Кузьминок (правда, летний день чествования Кузьмы и Демьяна отмечался, как правило, женщинами и считался «бабьим» праздником). Для совершения ритуала девушки изготавливали чучело, набивая соломой мужскую рубаху и штаны, приделывая к этой конструкции голову. На чучело надевали верхнюю одежду из сукна, опоясывали его кушаком и обували в старые лапти. Затем чучело усаживали посреди избы и устраивали шуточное «венчание» - «женили Кузьку» на одной из девушек. Действо завершалось тем, что «женатого Кузьку» укладывали на носилки и несли в лес, где его раздевали, разрывали на части, плясали на разметанной соломе от чучела и наконец сжигали ее. Значение этого обряда, близкого по структуре к характерным для земледельческих культур ритуалам проводов-«похорон» - проводы Масленицы, уничтожение троицкой березки, похороны Костромы и Ярилы и подобные, - соотносится с идеей продуцирования как применительно к силам природы, так и к человеку.

В целом девичий праздник, отмечаемый в день Кузьмы и Демьяна, характеризовался знакомством молодежи, играми и ухаживаниями, способствуя возникновению новых брачных пар. Тема брака поддерживалась также на уровне обрядовой пищи: основным угощением на Кузьминках были такие свадебные блюда, как каша, куриная лапша, жареные куры и петухи.

Приготовление в Кузьминки ритуальных блюд из курицы не только для девичьих трапез, но и во всех домах связано также с традиционными представлением о Кузьме и Демьяне как «курятниках» и «кочетятниках» - «куриных богах», покровителях кур. Поэтому день памяти святых братьев называли еще «курячьими именинами», «куриным праздником».

В Саратовской губернии в этот день «ломали кочетов» (резали петухов), во всяком доме считали обязанностью иметь на столе зажаренного петуха или курицу. Здесь и девушки для своей кузьминской ссыпчины приносили с собой жареных петухов и кур, которых, по заведенному обычаю, крали накануне вечером у своих родителей и родных. При этом считалось важным, чтобы никто не видал похищения, хотя никто и не стал бы преследовать этой кражи.

В Калужской губернии праздник в день Кузьмы и Демьяна назывался «Самокур». Здесь в этот день ходили по избам ряжеными - одевались цыганками, выворачивали шубы. Подходя к дому, ряженые пели песни, имеющие магическое значение:

Чтобы курочки водились,

На насеточку садились,

Ушастенькие, головастенькие!

Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Ряженым подавали хлеб, сало, деньги. Если скупые хозяева не одаривали обходчиков, то им пели: «Самокур, дери кур!»

Обычай отмечать «куриные именины» существовал у русских издавна. В Москве, например, женщины утром отправлялись с курами к церкви Космы и Дамиана. После обедни пожилые женщины служили молебны для благополучия домашней птицы. В народе говорили: «На Кузьму-Демьяна - курица именинница, и ей Кузьме-Демьяну помолиться надо». Хозяева отправляли родственникам кур в качестве подарка.

В деревнях Воронежской и Пензенской губерний «куриные именины» знаменовались молебнами, проводимыми в курятниках или около них, окроплением птицы святой водой, а также приношением кур и цыплят в церковь. В некоторых местах у русских было принято, чтобы женщины приходили с курами на барский двор и «с челобитьем» подносили их своей барыне на «красное житье». Та в ответ одаривала крестьянок лентами на «убрус-ник» (головное полотенце). «Челобитных кур» не убивали, а приносимые ими яйца считали целебными: их давали больным, страдающим желчной болезнью.

В день памяти святых братьев обязательно резали кур для приготовления обеда, что отразилось в народных поговорках: «На Кузьму-Демьяна куриная смерть», «Кузьма-Демьян да Жены-мироносицы - куриная смерть». На Тамбовщине говорили: «На Козмодемьяна курицу на стол!» По народным представлениям, приготовление блюд из кур и петухов являлось жертвой курьим покровителям Кузьме и Демьяну, способствующей тому, чтобы в крестьянском хозяйстве весь год велась птица. В Курской губернии с этой же целью было принято забивать трех курят, которых готовили и ели утром, в обед и вечером. Праздничная трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма-Демьян - сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Во время еды старались не ломать кости птицы, так как в противном случае, по поверьям, цыплята в хозяйстве будут рождаться уродливыми. В Ярославской губернии петуха для приготовления обрядового блюда выбирал и отрубал ему голову топором старший в доме. Ноги птицы бросали на крышу избы, чтобы водились куры. Самого петуха варили и съедали за обедом всей семьей.

В Рязанской губернии о жертве Кузьме и Демьяну было принято заботиться еще с весны. Для этого ходили по деревне и просили у каждой хозяйки по два яйца со словами: «пожалуйте мне курочку да кочетка!» Яйца бережно клали за пазуху, а собрав штук двадцать пять, возвращались домой. После заката солнца яйца складывали в шапку и молились: «Матушка Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени; курочку да петушка тебе зарежем!» После этого яйца клали в кошелку, куда сажали курицу. А осенью, в день Кузьмы и Демьяна выполняли данное обещание: резали и жарили курицу и петуха, либо двух петухов и съедали их. Этот обычай назывался «кур молить».

Святые братья нередко воспринимались как покровители не только домашней птицы, но и всего скота, о чем упоминал еще протопоп Аввакум в своем «Житии»: «Кузьма и Дамиян человеком и скотом благодействовали и целили о Христе. Богу вся надобно: и скотинка, и птичка во славу Его, Пречистаго Владыки, Его же и человека ради». В связи с этим известен обычай в день Кузьмы и Демьяна задабривать мучающего скотину лихого дворового, прикармливая его. А если тот не успокаивался, то брали помело, садились лошадь, которую дворовой особенно не любил, и ездили на ней по двору, размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не поби животину». К Кузьме и Демьяну обращались также пастухи с просьбой сохранить скот во время пастьбы.

За свв. Кузьмой и Демьяном в традиции закрепилась функция покровительства не только мужского ремесла - кузнечества, но и различных женских работ. Этих святых особо почитали женщины и девушки в связи с типичными женскими занятиями. Так, к ним обращались с просьбами о помощи, когда начинали жатву: «Кузьма и Демьян, идите с нами жать». Те, кто осенью позже начал сезон прядения, чтобы не отстать от тех, кто начал работу раньше, принимаясь за пряжу, говорили: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними». На Ярославщи-не девушки-подростки молились в день Кузьмы и Демьяна: «Научи меня, Господи, и прясть, и ткать, и узоры брать». В Саратовской губернии женщины в этот день приносили в церковь к концу обедни мотки ниток и, целуя крест, складывали свое рукоделье на амвон, отмечая таким образом «запрядки» - начало прядильного сезона. В тульской традиции к дню Кузьмы и Демьяна было принято завершать «обетные» работы: хозяйки продавали свои изделия из холста, а вырученные деньги использовали для покупки свеч к иконам и для подачи нищим и странникам. На Ря-занщине женщины перед началом любого дела обращались к святым братьям: «Кузьма-Демьян, матушка, помоги мне работать!»

Сфера покровительства свв. Кузьмы и Демьяна распространялась также на земледельческие работам. При засеве нередко обращались к святым: «Кузьма-Демьян - матушка полевая заступница, иди к нам, помоги нам работать!» В Ярославской губернии перед тем, как начать сеять лен, устраивали службу в честь Кузьмы и Демьяна. Во многих местах к осеннему дню памяти святых приурочивалось завершение молотьбы. Домолотки традиционно знаменовались приготовлением и вкушением праздничной каши. Одно из народных объяснений обычая варить «до-молотную» кашу содержится в вологодской легенде. Согласно повествованию, Кузьма и Демьян были простыми работниками,

которые охотнее всего нанимались молотить. При этом они никогда не требовали платы, а работали с уговором, чтобы только хозяева вдоволь кормили их кашей. Поэтому святых братьев называют «кашниками», а «домолотная каша» - обязательное блюдо, которым хозяева по окончании работы угощали молотильщиков. Работники, домолачивая последний овин, приговаривали: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок», а садясь за угощение, обращались к своим покровителям: «Кузьма-Демьян, приходи к нам кашу хлебать». В Московской губернии в день памяти святых хозяин на гумне произносил просьбу: «Кузьма-Демьян, батюшка ремесленный, пошли, Господи, счастья и талантов, для всех доброе здравие, для всех братцев, сестриц и для всей нищей братии».


| |

Православные верующие 14 июля вспоминают двух братьев-бессребреников – Косма и Дамиана Римских. Они жили в 3 веке в Риме при царе Карине. Братья лечили больных людей и животных, оказывали помощь бедным людям. И за все это они не просили никакой платы. Своими учениями они многих людей обратили к христианству.

Братьев называли «безмездными врачами». Но все-таки нашлись и такие люди, которым не нравилась их деятельность, и они опозорили и убили с особой жестокостью братьев.

В день Кузьмы и Демьяна люди у Космы и Дамиана просили помощи, чтобы те избавили их от разных болезней. Братья были покровителями лекарей, поэтому тот, кто каким-то образом относился к медицинской деятельности, молились им, ставили свечки и просили знаний, защиты и силы.

Этот день называют:

  • «Кузьма и Демьян»
  • «День Козьмы и Демьяна»
  • «Бабий праздник»
  • «Женский праздник»
  • «Кузьминки». Это название праздник получил от имени одного из братьев, которого чтят 14 июля – Космы. В народе это имя мало было знакомо, поэтому люди подобрали очень близкое к нему.

Сенокос в это время был на самой вершине, то есть все отправлялись косить траву. Говорили в народе: «Козьма и Демьян пришли - мы на покос пошли», «Кузьма-Демьян ни свет ни заря встают, баб на покос ведут».

Также на самом пике была прополка грядок, так как нужно было убирать все сорняки и уже начинать собирать первый урожай корнеплодов для продажи. Приговаривали: «Огород - бабий доход».

В этот день уже нужно было собирать малину и крыжовник, из которых потом варили компоты и крыжовник. Считали что малиновое варенье самое вкусное в этот период. А вот сам крыжовник также добавляли еще и в мясные блюда, особенно в тушеную курицу.

Летние Кузьминки считается женским праздником. После сделанной за весь день работы молодые девушки и женщины вечером собирались на гулянья. На пиру варили кашу-сыпчину или как ее еще называли «сборную кашу», куда добавляли все то, что каждый принес с собой (крупу, муку, молоко, яйцо), выпивали пиво. Также женщины пели песни, делились полезными советами и просто разговаривали. Еды готовили много, чтобы можно было угостить соседей и бедных.

Верили в приметы на Кузьму и Демьяна:

Если к вечеру серп луны чуть красного цвета – будет ветер, а если края чуть притуплены – начнутся ливни.

Верили: что приснится во сне в эту ночь, то скоро исполнится; что-то новое начинать не стоило – все равно не сбудется; до заката солнца нужно просить друг у друга прощение.

Именинники в этот день: Алексей, Ангелина, Аркадий, Василий, Демьян, Иван, Константин, Кузьма, Лев, Никон, Павел, Пётр, Тихон


Я отношусь к тем людям, которым нравятся народные песни, танцы, праздники. Объяснить причину невозможно. Может, в прошлой жизни жила в деревне или, может, потому, что часть моего детства связана с украинской деревней, где жили дедушка и бабушка.. Главное, что по возможности посещаю мероприятия и получаю удовольствие от этого. Да и работа моя (я педагог дополнительного образования в доме детского центра... так и хочется написать "Родник", ныне Дом Буркова, ибо с марта 2010 года присоединен к Дому Буркова, г. Тюмень) связана с народными промыслами.
За последнее время посетила фестиваль "Благовест", вечерку в институте культуры и вот недавно у нас проходил осенний праздник "Кузьминки".

Для тех кто не знает:
"Кузьминки» - по осени поминки, гласит пословица. Праздник «Кузьминки» по народному календарю - первый зимний праздник, встреча зимы. Назван он в честь святых Космы и Дамиана, особо почитаемых в деревне, где их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А еще «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были безвозмездными врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал.
«Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили их сковать свадьбу накрепко, как лед на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом - курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчинои» из разных круп. Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы, а блюда с курятиной были на столе обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур и этот же день звался «Курьи именины». По такому поводу устраивали петушиные бои, раздаривали кур как подарки, не забывали «цыплят по осени посчитать». Ребятишки выпрашивали у кухарок перышки от ощипанных кур - непременно с правого крыла, самые крайние, самые тугие, - из них выходили замечательные удобные кисточки для росписи деревянных игрушек. А озорные парни отправлялись под утро соседских кур воровать. Но к покражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.

Вела праздник Лапчинская (Вашкеба) Ольга Викторовна, руководитель клуба "Любители народной песни", очень интересный человек, профессионал, который может любого ребенка научить петь и привить любовь к музыке..

2. Был на празднике и главный герой - Кузьма, вот такой он у нас получился.

3. В интернете мы нашли информацию, что можно делать Кузьму и Демьяна вместе, вот так они выглядят. Но к нам приходил один Кузьма. Учтем на следующий год. Пригласим и Демьяна.

4. Были хороводы, игры, песни.

6.Наши девицы красавицы-рукодельницы.

А еще у меня есть запись видео одной песни, которую исполняли на празднике. Очень понравилась всем, но пока не освоила как ее сюда забросить. Песня сибирская народная - "Капустку садила, капустку рубила". А вот слова и ноты могу и сейчас вставить.

Сделали мы еще двух куколок на празднике: ребятишки делали "отдарок на подарок", а мамы сделали "филиповку"

Это очень интересные куклы.

"Отдарок на подарок" - это кукла которая учит благодарности, делают ее тогда, когда кого-то хотят отблагодарить, например за неожиданный подарок. А еще эта кукла являлась ритуальной при обряде перехода из статуса "дитя" в статус, где различают пол. В разных регионах посвящение в пол происходило от 3 лет до 5 лет.
«Филипповка» - шестирукий оберег рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм. Скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.Чтобы рукоделие денежку приносило на пояске этой куклы узелок-лакомник с зернышком и монеткой.

К сожалению, у меня нет фотографий, как мы делали этих кукол, и если кто-то еще фотографировал - буду рада, если добавите фотки и напишите свои впечатления о празднике.

А вот здесь рецепты блюд, которые готовили на праздник "Кузьминки".

Закуска «Птичка».

Куриные потроха тщательно промыть, мелко нарезать, обжарить с репчатым луком, посолить-поперчить, добавить тертый сыр, измельченные вареные яйца, томат-пасту, сметану и прокипятить. Выложить в форму, смазанную маслом, залить взбитым яйцом, присыпать тертым сыром, запечь в духовке. Все.

Котлеты куриные с сыром.

Мякоть курочки пропустить два раза через мясорубку, посолить-поперчить, хорошо перемешать. Из фарша скатать лепешки, на середину положить смешанное с тертым сыром сливочное масло, края лепешки соединить в круглую котлету. Готовую котлетку смочить во взбитом яйце, обвалять в панировочных сухарях и обжарить на сковородке на сливочном масле.

Праздничный пирог «Курник».

В старину «Курник» пекли либо на свадьбу, либо на «Курьи именины». Вариантов этого знаменитого пирога много, и неудивительно! Любили его с разными начинками попробовать и подать торжественно. Поневоле ахнешь, когда хозяюшка внесет высокий конусный пирог, изукрашенный листьями да цветами из теста, с кратером наверху, дымящимся аппетитным паром... Да что там говорить, давайте печь пирог. Тесто подойдет любое дрожжевое, а вот начинок будет несколько. Сначала раскатаем тонкий пласт теста размером несколько больше сковородки, в которой будем выпекать. Выложим пласт на сковороду, на тесто уложим первую начинку - отваренный и остуженный рис. Раскатаем второй, тонкий, как блинчик, пласт теста и закроем им первую начинку. На второй «этаж» «Курника» уложим кусочки отварной курочки и опять перекроем тонким блинчиком из теста. Третья начинка - обжаренные грибы. Бока нашей конусной башни будем закрывать теми же тонкими блинчиками внахлест, соединим и защипаем нижний пласт с боковыми блинчиками, а наверху оставим небольшое круглое отверстие. Из остатков теста вырежем украшения в виде листьев, колосьев, цветов, звездочек, разместим их на боках «Курника». Поверхность пирога надо смазать взбитым яйцом с помощью кисточки или куриного перышка. В отверстие «кратера» вольем полстакана куриного бульона, поставим пирог в печь. Выпечка занимает примерно 30-40 минут при 220 градусах, готовность проверяем лучинкой.
Приятного аппетита!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!