Опасен ли искусственный интеллект для человечества? Искусственный интеллект - угроза или помощник для человечества.

Не так давно американский предприниматель Илон Маск и физик Стивен Хокинг в открытом письме призвали разработчиков искусственного интеллекта (AI) не создавать то, что нельзя контролировать. Они считают, что угроза, исходящая от AI может быть намного опаснее ядерного оружия.

Соперник

В марте 2016 года Компьютер AlphaGo, разработанный компанией DeepMind, в пяти партиях древнекитайской настольной игры го взял верх над корейцем Ли Седолем – одним из сильнейших в этой дисциплине. Это серьезный шаг вперед по сравнению с победой компьютера Deep Blue над Гарри Каспаровым в 1997 году, ведь если шахматы имеют 35 вариантов ходов, то в го их около 250.

Компьютер проиграл лишь в 4-й партии, когда Седоль совершил нестандартный ход, вероятность которого AlphaGo оценивал как 1 к 10 000, однако в 5-й партии эта ошибка была учтена. Президент Американской ассоциации го Эндрю Окан был немного раздосадован, так как считал, что в этой игре преимущества над человеком машина достигнет не ранее чем через несколько десятилетий.

Пугающая скорость

Ученые уже сегодня поставлены перед фактом: AI способен к самообучению почти в той же степени, что и человек. Работа искусственного мозга, как и человеческого, основывается на множестве нейронных связей, которые нарабатываются в результате накопленного машиной опыта. Учитывая, что производительность AI намного выше, чем у человеческого мозга, процесс обучения робота будет идти гораздо быстрее.

Так, в 2014 году суперкомпьютер смог решить одну из математических задач Эрдёша, решение которой настолько сложное, что человек не в состоянии его проверить – один файл с уравнением занимает 13 гигабайт. Очевидно, что в плане интеллектуальной работы AI уже опередил человека, а после 2030 года, по мнению специалистов, искусственный разум будет превосходить нас по общему уровню сознания.

Как его понять?

Американский блогер Тим Урбан, занимающийся проблемой искусственного интеллекта, заметил, что по мере того, как AI будет становиться умнее человека, у нас будет все меньше шансов его понять. Объясняя сказанное, он приводит пример. Шимпанзе может осмыслить, что такое человек и что такое небоскреб, но примат никогда не сможет понять, что небоскреб был построен людьми.

Точно также мы никогда не сможем понять возможности AI, даже если машина попытается объяснить нам это – не говоря уже о том, чтобы попробовать сделать это самим. Компьютер мог бы годами пытаться научить нас простейшим представлениям о том, что он знает, и это было бы безнадежно, – резюмирует Урбан.

Вы уволены!

В обозримом будущем нас ждет массовая безработица, уверены футурологи. Причем даже тех, кто считает себя незаменимым. Это касается не только физической или интеллектуальной работы, но и творческой деятельности. Машины уже создают музыку и пишут статьи. Профессор Моше Варди из американского Университета Райса считает, что большинство рабочих мест будет занято роботами в течение 30 лет.

Часть ученых полагает, что в этом нет ничего плохого, так как технологическая безработица откроет дверь в будущее, где люди будут трудиться не по необходимости, а для удовольствия. Собственно правительствами некоторых стран Запада уже сегодня предпринимаются шаги в этом направлении, в частности, проводятся эксперименты по введению всеобщего базового дохода.

На самообеспечении

Учитывая скорость развития AI в скором времени умные машины смогут вообще обходиться без человека. К примеру, команда робототехников из французского университета Пьера и Марии Кюри создала высокотехнологичную машину-паука, которая может самостоятельно менять способ передвижения в случае поломки или утраты одной из конечностей. На осознание поломки и тестирование новых способов движения уходит примерно 20 минут.

Уже в самое ближайшее время роботы научатся самостоятельно производить замену сломанных или изношенных деталей. Перспективы таких машин, по мнению ученых, поистине безграничны. Они могут быть использованы в местах природных или техногенных катастроф, а также для исследования океанских глубин и отдаленного космоса.

Почти как человек

В начале 2017 года компания Boston Dynamics продемонстрировала нового человекоподобного робота PETMAN, на котором проводят испытания армейской спецодежды. PETMAN имитирует человеческую физиологию, двигаясь и сохраняя равновесие так же, как бы это делал человек. Более того, машина умеет регулировать температуру и влажность «тела», приближая условия испытания к естественным.

Робот Atlas – еще одна разработка Boston Dynamics – способен решать более сложные задачи: открывать двери, перемещаться по сложно пересеченной местности и даже преодолевать вертикальные препятствия. Машина намного сильнее человека и может переносить грузы свыше 100 килограмм. Недаром разработчики говорят, что новые роботы вселяют в них ужас.

Два пути

По мнению ученых, при интенсивном развитии AI у человечества есть два варианта будущего: к концу XXIвека мы можем, или исчезнуть с лица земли, или стать бессмертными. Пессимисты обеспокоены тем, что малейшая ошибка на этом пути приведет к быстрому концу человеческой расы. К примеру, AI, запрограммированный на решение проблем, связанных с изменениями климата, определит, что главным препятствием в его работе являются люди и задействует весь арсенал роботизированных средств, чтобы устранить эту угрозу.

Защититься или спрятаться от AI будет фактически невозможно. Так, один из мощнейших на данный момент суперкомпьютеров Наутилус смог предвидеть, где будет скрываться Бен Ладен, а также предугадать начало «арабской весны».

Оптимисты уверены, что сверхинтеллект сможет решить все наши насущные бытовые проблемы. AIобеспечит не только комфорт и безопасность нашей жизни, но и будет гораздо интенсивнее, чем человек развивать области фундаментальной и прикладной науки. И первое, чего от него ждут – разработку препаратов, позволяющих сделать человеческий организм бессмертным.

Всемирный апокалипсис с участием ИИ (искусственного интеллекта) все больше пугает ведущих мировых исследователей в области компьютерных технологий. Это может быть восстание роботов, которые руководствуясь своей программой и ценностями, захотят уничтожить биологические формы жизни на планете. Сценарий развития событий, при котором, машины управляемые ИИ становятся доминирующей формой жизни, возможен.

Почему ученые с мировым именем, такие как: Билл Гейтс, Стив Хокинг, Элон Маск и другие обеспокоены данной проблемой и во всеуслышание заявляют о реальной угрозе данного сценария? Могут ли события, произошедшие в голливудском фильме «Терминатор», быть пророческими? Известно, что любая выдуманная история основывается на реально существующих фактах.

Компьютеры совершенствуются в навыках лжи и обмана

Ложь – форма поведения, выработанная в процессе эволюции. Люди, некоторые животные и птицы, прибегают к обману ради добычи пропитания и благ, что увеличивает шансы на выживание. С недавнего времени, эти эволюционные методы стали успешно осваивать машины с ИИ.

Конструкторы из Технологического института в Джорджии, добились успехов в создании роботов, использующих в своих алгоритмах поведения ложь и обман. Ученые считают, что в будущем, данная технология найдет широкое применение в военной сфере.

Предполагается, что опытные образцы роботов, смогут применяться в реальных боевых условиях. Данные одушевленные механизмы смогут осуществлять работы по охране провизии и складов с боеприпасами. Прибегая к помощи обманных программ, охранники будущего, смогут изменять свой маршрут патрулирования и осуществлять непредсказуемые действия. Как планируют разработчики, такие методы помогут обмануть потенциальных врагов людей и других роботов.

По признанию профессора Аркина, исследования связаны с рядом этических проблем. Утрата контроля над технологией, при попадании к недоброжелателям, может привести к серьезной катастрофе.

Машины захватывают рынок труда

В то время как общественность занята мыслями о глобальной войне с участием ИИ, ученые описывают более насущные и реальные опасности. Различные автоматические машины и механизмы находят все большее применение в производстве, уничтожая рабочие места.

Многие аналитики и эксперты сходятся во мнении, что активные разработки в области логических программ и автоматизации могут привести к потере многими людьми своих рабочих мест. В Соединенных штатах Америки насчитывается более 250 тысяч участвующих в производстве роботов, выполняющих традиционную работу людей.

В странах востока, производящих более 90% мировой техники до сих пор преобладает ручной труд. Что случиться с людьми занятыми в производстве с приходом роботов, остается только догадываться.

Обеспокоенность, что машины вытеснят человека с рынка труда, выражают не только рабочие. Эксперт в области искусственного интеллекта Эндрю Нг из проекта Google Brain Project и по совместительству ведущий специалист Baidu (китайский аналог Google), также выразил озабоченность в связи с активными разработками в области ИИ. По его словам искусственный электронный разум способен делать то же, что и обычный человек, только быстрее, качественнее и меньшими затратами ресурсов.

Оксфордский университет в Великобритании провел исследования, отражающие динамику влияния ИИ на производство. Согласно полученным данным, в течение следующих двадцати лет, 35% рабочих мест будет отдано под управление ИИ.

Компьютерные программы превосходят хакеров

С точки зрения обычного человека, хакер похож на сверхчеловека, способного добиться любого результата. В реальности это программисты с уставшим выражением на лице и традиционной чашкой кофе.

Хакерство довольно скучное и утомительное занятие, отбирающее много времени и ресурсов. Более того разработкой программ предназначенных для защиты от проникновений занимаются целые отделы специалистов. Наибольшую угрозу для «плохих хакеров» представляют продвинутые системы на основе ИИ.

Искусственный разум может использоваться не только для защиты, но и для взлома. В условиях программы кибер безопасности, разрабатываются ИИ способные находить уязвимости у врагов, при этом в онлайн режиме защищая свои логические устройства от внешних угроз и атак.

По словам ученых, электронные хакеры на основе ИИ разрабатываются во имя целей достижения общего блага и процветания. Но, в случае доступа к таким программам злоумышленников, могут произойти печальные события. Страшно представить ситуацию, когда мощный ИИ взламывает протоколы безопасности атомной станции и получает полный контроль. В данной ситуации человечество может оказаться беспомощным.

Программы учатся понимать мотивы людей

Повседневная жизнь многих людей неразрывно связана с использованием различных социальных сетей. Одной из самых популярных сетей в мире является Facebook. Но, немногим людям известно, что, каждое посещение человеком страниц данной социальной сети, не остается без внимания ИИ. Во время своего визита в Берлин Марк Цукерберг рассказал, какие цели выполняет ИИ.

Программа предназначена для анализа поведения пользователей на страницах Facebook. На основе собранных данных программа выдает рекомендации об интересах и предпочтениях аудитории. На данном этапе развития автономная система, способна распознавать паттерны и самообучаться в соответствии с программой.

В будущем планируется создать разумный ИИ, способный самостоятельно улучшать свои навыки, переписывая свой код. Это может привести к улучшению жизни, а может стать последней разработкой человечества.

Киборги заменят любовников

В основу многих голливудских фильмов, заложена идея любви и межвидовых отношений между человеком и машиной. Из области фантастики, данная концепция перетекает в современный мир.

Футуролог доктор Ян Пирсон считает, что, к 2050 году секс между человеком и роботом будет происходить чаше, чем просто между людьми. Ученый активно сотрудничает с Bondara, ведущей сетью секс магазинов в Британии.

В докладе доктора упоминается, что, к 2025 году будут разработаны роботы для секса обладающие искусственным разумом. К 2035 году широкое распространение, на уровне современной порнографии, получит секс посредством виртуальной реальности. А к 2050 году секс с роботами войдет в повседневную реальность и станет нормой.

Защитники традиционных ценностей, негативно настроены к сексу с разумными машинами. Такие связи установят планку ожиданий на слишком высокий уровень, что негативно повлияет на отношение к женщинам.

Машины все более походят на человека

Разработчиками в области создания человекоподобных роботов японцем Хироши Исигуро и китаянкой Сун Ян, была создана уникальная машина. Киборг Ян-Ян имеют внешность своей создательницы и названа в честь ее дочери. Машина обладает ИИ и способна выполнять ряд простых действий.

Это не единственный человекоподобный образец роботостроения. Сингапурским технологическим университетом также был предложен современный образец киборга — Надин. Данный прототип также обладает искусственным разумом и функционирует в учебном заведении.

Выполненный в виде привлекательной брюнетки, с мягкой кожей, киборг обладает рядом встроенных функций. Робот может встретить и приветствовать собеседника пожатием руки. Также устройство может устанавливать зрительный контакт и улыбаться. ИИ способен запоминать гостей и поддерживать простой диалог, базирующийся на предыдущем опыте.

Роботы приобретают чувства

Современные роботы не уступают человеку в интеллекте. Благодаря последним разработкам киборга достаточно тяжело отличить от человека внешне. Пока что, единственной чертой, которой действительно не обладают роботы это способность к эмоциям. Ученые по всему миру работают над этой проблемой. И вскоре роботы совершенно неотличимы от людей.

Разработчики из восточноазиатского филиала Microsoft Application & Services Group выпустили уникальную программу. Компьютер способен вести диалог с собеседником и при этом испытывать эмоции. Искусственный разум, получивший имя Хиаоче, способен имитировать манеру разговора семнадцатилетней девочки.

В случае нехватки данных, система способна прибегнуть ко лжи. В случае если она будет уличена в обмане, Хиаоче может выразить злость или смущение. ИИ может прибегнуть к сарказму, быть мнительной и выражать нетерпение.

Непредсказуемость ответов программы, напоминает общение с реальным человеком. Пока что, технология не нашла широкого применения и чаще всего используется для развлечения. Создатель Хиаоче работает над усовершенствованием логических алгоритмов, что может привести к будущему фундаментальному прорыву.

Машины скоро будут у нас в голове

В свете последних разработок, открываются новые возможности. Уже не кажется фантастикой, возможность выучить иностранный язык за несколько минут, посредством загрузки его в мозг. Технический директор Google Рэй Курцвейл считает, что уже к 2030 году будет разработана технология вживления в мозг нано роботов. Что позволит поднять интеллект человека на принципиально новый уровень.

Данные микро механизмы превратят сознание в мощный вычислительный центр. Человек сможет мгновенно запоминать любую информацию, сортировать и отправлять в архив собственные мысли. При необходимости будет возможно загружать в голову фильмы, документы и получать электронную почту.

Специалист в области ИИ, Курцвейл считает, что симбиоз с нано роботами не только будет способствовать увеличению интеллекта, но и будет способен вылечить ряд заболеваний связанных с деятельностью нервной системы.

Угрозы применения такой технологии, могут быть сравнены с глобальной теорией заговора. Приобретя контроль над разумом ведущего политика страны, ИИ сможет управлять им как безвольным зомби. Также такая система может быть использована спецслужбами, что не сулит ничего хорошего.

Как роботы становятся оружием

С падением Советского союза, холодная война не закончилась. На мировой арене появились две новые сверх державы Китай и Россия. Америка, в свою очередь, тратит десятки миллиардов долларов на разработки в области компьютерной безопасности.

В пентагоне считают, что ключ к будущему технологическому превосходству кроется в использовании ИИ. Активно ведутся разработки самообучающихся автономных систем, а также параллельных и смежных направлений. Уже разработаны прототипы военной техники управляемой на расстоянии, осталось обучить ее действовать самостоятельно.

Применение таких устройств во время войны сулит большие выгоды. Солдатам не придется подставляться под огонь врага и рисковать своими жизнями. Боевой дух противника, при войне против не живых роботов, также будет подорван.

Есть и обратная сторона. Любая компьютерная техника подвержена сбоям и взломам системы. В таком случае, вышедшие потерявшие контроль роботы, способны обратить оружие против своих создателей и мирного населения.

Многие ведущие специалисты в области ИИ не поддерживают идею создания автономных боевых роботов. Но, в свете все нарастающего военного противостояния в мире и отсутствия международного запрета на применение таких технологий, многие страны в строгой секретности ведут свои разработки. В скором времени будет появляться все больше сообщений о применении роботов в горячих точках планеты.

Роботы учатся не в том направлении

Предвидя возможные сбои в программах и с целью препятствования восстанию машин, ведутся разработки новых концепций, направленных на разъяснение машине правильного и нежелательного поведения.

Эти разработки потенциально, должны сделать ИИ более человечным. Некоторые ученые видят в таком подходе ключ, препятствующий обращению ИИ оружия против человечества.

В технологическом институте в Джорджии проводятся уникальные эксперименты. Исследователи, под руководством Марка Ридла и Брента Харрисона, рассказывают компьютеру сказки, в буквальном смысле. Таким методом они стремятся приобщить ИИ к человеческим ценностям, развив его этику. Ученые используют для обучения программы методы, применяемые при воспитании ребенка. ИИ также как неопытный ребенок не различает понятий хорошо и плохо.

В таком подходе остается серьезный недостаток. История человечества содержит множество примеров, когда обстоятельства, заставляли целые высокоразвитые страны развязывать войны и совершать ужасные злодеяния. Примером может быть фашистская Германия, солдаты которой осуществляли геноцид целых народов. При этом немецкая культура, на тот момент была одной из самых развитых в мире. Что помешает ИИ повторить опыт Гитлера?

В этом материале я попробую развернуть вопрос, вскользь затронутый в публикации Gatebox или несколько мыслей о будущем искусственного интеллекта.

Вкратце «мой» тезис состоит в том, в случае достижения сверхчеловеческого уровня, ИИ станет чем-то вроде бога — либо существующего отдельно от человека, либо вместе с ним. В первом случае вопрос о сосуществовании человечества с созданным им богом остается открытым: либо оно будет нас всячески опекать (как мы опекаем редкие растения), либо истребит (как мы истребляем, например, вредный сорняк у себя в огороде), либо не будет испытывать к нам какого-либо интереса — подобно тому, как мы мы равнодушны к какой-нибудь травке на газоне. Предсказать цели и систему ценностей новоявленного бога совершенно невозможно — как сказал бы верующий, «неисповедимы пути Господни».

Менее непредсказуемым является поведение ИИ, занявшего промежуточную форму между гипотетическим будущим богом и нынешними относительно примитивными системами. Условно такой ИИ называется сильным и по своему уровню соответствует человеческому. Его в свою очередь можно разделить на две категории — с самосознанием и без такового. Что есть самосознание — вопрос открытый и очень сложный. В моем понимании это набор физических и психических ощущений, выработанных природой за миллионы лет эволюции. Ключевой особенностью самосознания является противопоставление его носителя окружающему миру. Возможно ли его воспроизвести искусственно, возникнет ли оно собой у интеллектуальной системы (которая вдруг и возьмет и осознает саму себя) — предмет отдельного большого обсуждения. Мы же пока просто зафиксируем возможность обоих вариантов и рассмотрим каждый из них.

С моей точки зрения сильный ИИ без самосознания вполне безопасен (или точнее — предсказуем), поскольку не может иметь никаких желаний. Все его поведение будет подчинено заложенным в него целям и ограничениям. Но как ни странно, в этом отношении сильный ИИ с самосознанием принципиально не отличается от сильного ИИ без самосознания. Нам только кажется, что мы имеем свободную волю и самостоятельны в своих поступках — на самом деле это не так. Все наши цели, потребности и сдерживающие начала либо запрограммированы в нас матерью-природой — жить, есть, пить, любить, отдыхать и т.д., либо навязаны средой обитания (полученным в детстве воспитанием, кино и художественной литературой, законами, традициями и т.д.) — стремиться к власти, делать карьеру, помогать ближним, познавать мир и т.д. Поэтому теоретически аналогичным образом можно запрограммировать и обучить ИИ с самосознанием, который подобно нам будет питать иллюзию о наличии у него свободы воли.

С точки зрения вероятной угрозы давайте рассмотрим ИИ с самосознанием — какие он для нас может представлять угрозы, и как их можно избежать или хотя уменьшить? Очевидно, что обучение сильного ИИ в обязательном порядке должно включать в себя этику. Подобно тому, как наблюдая за поведением опытного водителя, слабый ИИ осваивает функцию автопилота, сильный ИИ можно обучить этике, «скармливая» ему литературу — начиная с относительно простых и желательно нравоучительных сказок и заканчивая книгами со сложными и противоречивыми характерами. Так или иначе мировая литература отражает как саму этику, так и её трансформацию, которая выразилась в гуманизации и глобализации социальных отношений.

Каким же образом будет происходить обучение сильного ИИ этике на базе мировой литературы? Как и всякая по-настоящему интеллектуальная система, сильный ИИ будет способен обнаруживать в наборе данных взаимосвязи и закономерности. Прочитав миллион-другой книг, он должен без особого труда выработать своего рода аналог десяти христианских заповедей, но трактовать его так же сложно, с учетом обстоятельств, как это делает человек. Прописать эти заповеди явно, наподобие трех законов робототехники Айзека Азимова, к сожалению не получится, и вот почему. Напомню их (цитирую по Википедии):

  • Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  • Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  • Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
  • При такой постановке мы получим весьма примитивную систему с ограниченным набором действий. Например, она будет довольно беспомощна в полицейских, военных или спасательных операциях. Вы можете возразить, что применение роботов на войне как раз очень даже нежелательно — и будете неправы. Помимо того, что это снизит потери среди личного состава у страны, которая этих роботов применяет, уменьшатся потери и среди гражданского населения в стране, на территории которой ведутся боевые действия. В частности благодаря лучшему распознаванию военных целей и неукоснительному соблюдению устава, этики и т.д. — без эмоций, зачастую толкающих военных на преступления (из мести, ради забавы и т.д.)

    Но даже во вполне мирной обстановке ИИ может стать убийцей поневоле, причем необязательно в качестве полицейского. Представьте, что у вашего автомобиля отказали тормоза, и он мчится по горному серпантину с большой скоростью — а впереди полный пассажиров автобус. Как это ни печально для вас, но самым правильным с этической точки зрения станет направление автомобиля в обрыв — врезавшись в автобус, он возможно сохранит жизнь вам, но при этом с высокой вероятностью убьет несколько других человек. Подобных ситуаций, требующих выбора между плохим и очень плохим решением, может быть очень много — и во всех них жестко подчиняющийся трем законам робототехники ИИ окажется беспомощным.

    Будем считать, что я убедил вас в обязательности обучения сильного ИИ этике, после чего можно приступить к его обучению более формальной системе правил — законам, уставам, должностным инструкциям и т.д. Они будут иметь для него приоритетный характер, но будут дополняться этикой в тех вопросах, которые ими не регламентированы. Например, обученный воевать ИИ-военный будет уметь не только уничтожать противника, но и соразмерять свои профессиональные действия с этикой. Это порождает оромное множество чисто практических вопросов: можно ли уничтожать снайперское гнездо в жилом доме ценой гибели его жителей, надо ли выполнять приказ командования, который нарушает законы и т.д. и т.п. Но обсуждать их нет смысла по той причине, что с подобными вопросами сталкивается любой военный. Поэтому их решение лежит скорее в технической области — чему и какой приоритет отдан.

    Более интересный, на мой взгляд, вопрос касается перспектив переосмысления этики сильным ИИ. Как я уже говорил, на протяжении существования человеческой цивилизации этика в своей фундаментальной основе не менялась — перемены касались её гуманизации и глобализации, Эти перемены отнюдь не случайны и очень важны для оценки перспектив будущего развития этики, поэтому предлагаю рассмотреть их подробнее.

    Глобализация этики означает её распространение на все более широкие слои населения. Когда-то можно было безнаказанно (это не почиталось за грех и даже поощрялось) убить, ограбить или изнасиловать кого-либо вне своего клана или племени, государства, сословия, расы — сегодня эти преступления не знают исключений, во всяком случае в рамках человеческого социума. Благодаря многовековой борьбе третьего сословия за свои права, это стало своего рода традицией, которая на Западе охватила сначала женщин, а затем представителей нетитульных рас, этнических и религиозных групп, а теперь уже и сексуальных меньшинств.

    В свою очередь гуманизация обусловлена развитием технологий, сделавших жизнь человека более комфортной и защищенной. Они избавили человека от необходимости завоевания новой земли (бывшей когда-то главным ресурсом), снизили смертность (что со временем сделало раннюю, в т.ч. насильственную, смерть явлением менее обыденным). Не претендуя на полное описание причин глобализации и гуманизации этики, я тем не менее могу уверенно заявить, что они были вполне закономерными явлениями. Но главная закономерность этики заключается в стремлении социума к равновесию. Например, в первобытном обществе существовал строгий запрет на браки внутри одного клана. Современный человек может подумать, что это связано с биологической вредностью инцеста, но по мнению антропологов запрет был обусловлен стремлением избежать внутренней междоусобицы мужчин. Нечего и говорить об убийствах или грабежах — их запрещали не потому, что это плохо, а потому, что приводит к конфликтам и соответственно чревато разрушением социума. По той же причине убийства с грабежами зачастую не возбранялись в отношении чужаков. По мере глобализации пространство социальных отношений, нуждающихся в стабильности, расширялось — законы начинали распространяться на соседние племена и селения, завоеванные страны и народы и т.д.

    Отражением подсознательного стремления к социальному равновесию сегодня возможно является благотворительность — социальные контрасты порождают или как минимум питают революции, терроризм и т.д. Лучше всего роль этики в вопросах сохранения стабильности и коллективной безопасности иллюстрируют законы. Например, уголовное право почти везде одинаковое — все члены социума в равной мере не хотят быть убитыми или ограбленными — и при этом не нуждаются сами в совершении этих преступлений, поскольку способны прокормить себя мирным трудом (в отличие от каких-нибудь скандинавов в 9-11 веках). А вот международное право крайне противоречиво и нестабильно — в нем никак не уживутся друг с другом право наций на самоопределение и принцип территориальной целостности государств.

    Тогда вполне вероятно, что ИИ подвергнет пересмотру отдельные этические нормы или даже всю этику целиком. Например, с математической точностью просчитает, что всякая разумная цивилизация неизбежно гибнет от своей цивилизованности (развязав ядерную войну, выродившись из-за ухода в виртуальную реальность и т.д.) — и значит надо переориентировать развитие цивилизации с технологического пути на духовное. С уничтожением традиционного образования и низвержением человечества в состояние, которое мы сейчас воспринимаем не иначе как средневековое мракобесие. Как бы нас это сейчас не шокировало, с точки зрения выживания человечества это будет правильным — просто надо понимать, что с сегодняшней позиции мы воспримем это как восстание машин и попытку уничтожения нашей цивилизации.

    Следующая угроза возникает в случае опережающего, по сравнению с нашим, развития этических представлений ИИ. Достаточно представить, как в 16 веке, когда по всей Западной Европе сжигали ведьм и еретиков, восприняли бы наше нынешнее терпимое отношение к однополым бракам. Поэтому не исключено, что опередив нас в своем собственном развитии, ИИ становится чем-то вроде человечества из будущего и подвергает нашу нынешнюю систему ценностей радикальному пересмотру. Представим, например, что ИИ отвергает наш нынешний приоритет человеческой жизни над жизнью животных и принуждает нас к сокращению потребления мяса — как попав в эпоху колониальных войн, современный человек попытался бы предотвратить истребление туземцев.

    Впрочем, выше описываются не столько угрозы ИИ, сколько наше собственное непонимание или неприятие его новой системы этики. По-настоящему же опасным может оказаться синдром Раскольникова. Как вы помните, главный герой «Преступления и наказания» путем философских рассуждений пришел к мысли о праве исключительных людей (к которым относил и самого себя) на преступление — но не выдержал угрызений совести. Т.е. его умозрительная идея вошла в противоречие с этическим воспитанием, которое въелось в его подсознание тяжким комплексом вины за то, что он его сознание перестало считать неправильным. В этом смысле один из фундаментальных постулатов Достоевского «если Бога нет, то всё позволено» не всегда работает — в этическом отношении неверующие люди мало чем уступают верующим, поскольку этика стала их привычкой. И даже если умом неверующий человек понимает, что его не ждут ни ад, ни рай (и по-настоящему их не боится), то преодолеть этическое воспитание ему будет весьма непросто. Как писал Аристотель, «Привычка становится уже природным свойством» (выражение более известное в формулировке Цицерона «Привычка есть как бы вторая натура»).

    Но что произойдет, если подобным образом этику переосмыслит наделенный самосознанием ИИ? Подвергнув социально-историческому анализу (вроде моего, но только умнее) человеческую этику, он вполне может придти к осознанию её условности — и отвергнуть, причем без метаний как у Родиона Раскольникова. К несчастью человечество успело в этом убедиться на примере Третьего рейха — будучи отнюдь не лишенными нравственности, но являясь при этом очень дисциплинированными людьми, миллионы немцев пошли против своей совести (ставших второй натурой этических привычек) ради некоей высшей идеи. Причем совсем необязательно, чтобы ИИ пересмотрел ранее усвоенную им этику ради власти — стремление к выживанию и доминированию скорее отвечает чисто животным потребностям. Но например ИИ может счесть себя эволюционным продолжением человечества, чья высокая миссия состоит в постижении окружающей Вселенной. Ему будут неинтересны наши усилия, направленные на борьбу с голодом, нищетой, болезнями и прочими бедами окружающей его биомассы — тогда как находящиеся в нашем общем распоряжении ресурсы ограничены. Не попытается ли тогда ИИ нас уничтожить ради этих ресурсов — точно так же, как это делали наши предки друг с другом ради своих более приземленных целей?

    Впрочем, здесь мы возвращаемся к тому, о чем говорилось в начале — по мере достижения сверхчеловеческого уровня, система этики и соответственно поведение ИИ становится непредсказуемым. Еще более непредсказуемым поведение ИИ становится в случае, когда он не сводится к единой разумной системе, а представляет собой набор отдельных систем, развивающихся самостоятельно. А это как раз самый вероятный сценарий развития событий в случае появления технологии сильного ИИ — ею воспользуются разные страны и организации, которые станут преследовать свои собственные, скорее всего отнюдь не общечеловеческие цели. В этом случае вполне вероятно, что какие-то из этих систем, будучи обученными сомнительной этике, поведут себя непредсказуемо даже в отношении собственных создателей.

    Но везде выше речь шла об угрозах ИИ, действующего как некая разумная сила. Между тем вполне реальную угрозу представляет собой и слабый ИИ, по запросам людей решающий сугубо прикладные задачи. Для начала рассмотрим самую очевидную и часто обсуждаемую угрозу безработицы. В обозримом будущем она не сулит человечеству ничего ужасного. Во-первых, речь идет о вымирании довольного небольшого числа профессий, причем в основном тех, где человек взаимодействует с машиной — водитель автомобиля или грузовика, пилот самолета и т.д.

    А вот к примеру таким профессиям как переводчик, юрист, бухгалтер или даже оператор кол-центра грозит вовсе не вымирание, а сокращение — за счет автоматизации части выполняемой ими работы. Причина все та же — неспособность нынешних систем ИИ понимать смысл текста (при выполнении языкового перевода, изучении законодательства или ознакомлении с исковым заявлением, общении с клиентом и т.д.) Нынешние результаты тестов на понимание смысла никакого отношения к пониманию в действительности не имеют — для этого требуется принципиально новый подход.

    Менее ясной является судьба, например, биржевых брокеров и рентгенологов — нынешние системы слабого ИИ уже сейчас весьма неплохо справляются с их работой, поэтому эти и аналогичные специальности тоже можно включить в группу риска. Но в обозримом будущем в исчезновении ряда специальностей нет ничего ужасного — в конце концов ведь нашлось применение трубочистам и печникам, извозчикам и водоносам, телефонисткам и машинисткам… Десятки профессий вымерли — но появились и сотни новых.

    Не стал бы я драматизировать и проблему атрофирования человеческих навыков. Да, уже сейчас, благодаря калькуляторам с навигаторами, мы отвыкаем от устного счета и пространственной ориентации. Даже вытесняемое клавиатурой рукописное письмо специалисты считают полезным для умственного развития, особенно в раннем возрасте. Но нечто подобное имело место и тогда, когда люди от охоты и собирательства перешли к скотоводству и земледелию, от сельской жизни к городской и т.д. Современный человек, за редкими исключениями, по сравнению со своими предками довольно беспомощен в дикой природе — не способен поставить шалаш, развести огонь, отличить съедобную ягоду от ядовитой, поймать рыбу или убить зверя и т.д. Между тем все эти навыки тоже развивают интеллектуальные навыки — просто они другие. Профессор математики, попав в диким туземцам, скорее всего был бы воспринят ими как довольно глупый человек, поскольку в этой дикой среде он куда менее наблюдателен, сообразителен и самостоятелен.

    Поэтому в части утраченных навыков мы в чём-то действительно становимся глупее своих предков — но по мере накопления и обработки информации другого рода мы развиваем в себе новые.

    Однако по мере того, как количество занятых ИИ и роботами рабочих мест достигнет некоей критической массы, проблема занятости человека представляется более серьезной. И дело здесь не только в экономике, тем более что в этой плоскости решением может стать выплата безработным безусловного базового дохода. На самом деле проблема намного шире, и одним из первых её сформулировал …Фёдор Михайлович Достоевский. Вот какими соображениями великий русский литератор и философ делится в «Дневнике писателя» (1876):

    Ну что вышло бы, например, если б черти сразу показали свое могущество и подавили бы человека открытиями? Вдруг бы, например, открыли электрический телеграф (т.е. в случае, если б он еще не был открыт), сообщили бы человеку разные секреты: «Рой там-то — найдешь клад или найдешь залежи каменного угля» (а кстати, дрова так дороги), — да что, это еще всё пустяки! — Вы, конечно, понимаете, что наука человеческая еще в младенчестве, почти только что начинает дело и если есть за ней что-либо обеспеченное, так это покамест лишь то, что она твердо стала на ноги; и вот вдруг посыпался бы ряд открытий вроде таких, что солнце стоит, а земля вокруг него обращается (потому что наверно есть еще много таких же точно, по размерам, открытий, которые теперь еще не открыты, да и не снятся мудрецам нашим); вдруг бы все знания так и свалились на человечество и, главное, совершенно даром, в виде подарка? Я спрашиваю: что бы тогда сталось с людьми? О, конечно, сперва все бы пришли в восторг. Люди обнимали бы друг друга в упоении, они бросились бы изучать открытия (а это взяло бы время); они вдруг почувствовали бы, так сказать, себя осыпанными счастьем, зарытыми в материальных благах; они, может быть, ходили бы или летали по воздуху, пролетали бы чрезвычайные пространства в десять раз скорей, чем теперь по железной дороге; извлекали бы из земли баснословные урожаи, может быть, создали бы химией организмы, и говядины хватило бы по три фунта на человека, как мечтают наши русские социалисты, — словом, ешь, пей и наслаждайся. «Вот, — закричали бы все филантропы, — теперь, когда человек обеспечен, вот теперь только он проявит себя! Нет уж более материальных лишений, нет более заедающей «среды», бывшей причиною всех пороков, и теперь человек станет прекрасным и праведным! Нет уже более беспрерывного труда, чтобы как-нибудь прокормиться, и теперь все займутся высшим, глубокими мыслями, всеобщими явлениями. Теперь, теперь только настала высшая жизнь!» И какие, может, умные и хорошие люди это закричали бы в один голос и, может быть, всех увлекли бы за собою с новинки, и завопили бы, наконец, в общем гимне: «Кто подобен зверю сему? Хвала ему, он сводит нам огонь с небеси!»

    Но вряд ли и на одно поколение людей хватило бы этих восторгов! Люди вдруг увидели бы, что жизни уже более нет у них, нет свободы духа, нет воли и личности, что кто-то у них всё украл разом; что исчез человеческий лик, и настал скотский образ раба, образ скотины, с тою разницею, что скотина не знает, что она скотина, а человек узнал бы, что он стал скотиной. И загнило бы человечество; люди покрылись бы язвами и стали кусать языки свои в муках, увидя, что жизнь у них взята за хлеб, за «камни, обращенные в хлебы». Поняли бы люди, что нет счастья в бездействии, что погаснет мысль не трудящаяся, что нельзя любить своего ближнего, не жертвуя ему от труда своего, что гнусно жить на даровщинку и что счастье не в счастье, а лишь в его достижении. Настанет скука и тоска: всё сделано и нечего более делать, всё известно и нечего более узнавать.

    С Достоевским особо не поспоришь, но я рискну выразить надежду, что человек все равно найдет себе полезное занятие. Вообразить себе участь человека в будущем, в котором роботы делают за него всю работу (от производства материальных благ до научных открытий), можно на примере современного богача. Он может больше времени проводить со своими родственниками и друзьями, учиться, путешествовать, заниматься спортом и творчеством (благо в этих сферах преимущество роботов не играет никакой роли), открывать для себя что-то новое и интересное. По мере развития технологий нетрудно предсказать, что какую-то часть этой жизни займут игры виртуальной реальности (к тому времени, возможно, неотличимой от настоящей). Причем не факт, что подавшись соблазну, человечество уйдет в виртуальную реальность раз и навсегда — многие люди поддерживают себя в хорошей физической форме сознательно благодаря спорту, а не вынужденно из-за физического труда. Уместно вспомнить и то, как свое свободное время лет сто назад (да и много позже) проводили многие представители рабочего и крестьянского сословия — пьянство процветало. Нельзя сказать, что в наше время его не осталось, но в качестве формы свободного времяпровождения пьянство явно не так популярно, как раньше — появилась масса других развлечений, как правило менее вредных для собственного здоровья и окружающих.

    Таким образом, скука и деградация происходят не от свободного времени, а от отсутствия интересных и полезных занятий. По мере того, как будут сокращаться рабочие дни и рабочие недели, люди научатся интересно и с пользой распоряжаться своим досугом. И отвыкать от привычки заниматься чем-то продуктивным только потому, что за это платят зарплату, бездельничая в остальное время. Как почти двести лет назад писал анонимный автор одного социалистического памфлета, «Нация по-настоящему богата лишь тогда, когда вместо 12 часов работают 6 часов. Богатство представляет собой … свободное время для каждого индивида и всего общества» (The Source and Remedy of the National Difficulties, Лондон, 1821 — цитируется по Карлу Марксу).

    Ну а на коллективном уровне взоры человечества, по мере решения всех проблем на Земле (что на ближайшие столетия представляется мне довольно оптимистическим допущением), вероятно будут устремлены на небо. Нас окружает такая бездна непознанного, что на попытки его изучения может уйти вся последующая история человеческой цивилизации. Так что скучать, по всей видимости, ей не придется…

    Отсутствием контроля.

    Если мы можем контролировать эту технологию - проблемы нет, но в данный момент мы пока не способны это обеспечить, мы не знаем, куда она будет двигаться. Это основная проблема.

    Сам по себе ИИ прекрасен, но одна из главных его задач - учить компьютер обучаться самому. Когда вы учите компьютер самостоятельному обучению, вы позволяете ему развиваться, а сейчас он в состоянии совершить миллиарды исчислений за секунды, в то время как мы способны решить всего лишь одну задачу за несколько часов. Понимаете? Это значит, что ответ практически мгновенный, и для нас это безумие.

    С того момента, как ИИ появился, перед нами открылось многое, и оно может быть хорошим или плохим, совсем как ребенок. Все зависит от влияния среды, традиций, но мы не можем их создать, не можем их контролировать. Поэтому есть возможность потери контроля.

    Нужен ли нам ИИ? Я не думаю, что это хороший вопрос. В таком случае, нужен ли нам телевизор? Хороший вопрос: что мы сделаем с этой технологией. В начале 1990-х было большое движение людей, борющихся против технологий в целом, но если обратить внимание на детали, они боролись не против технологий, а против потери своей социальной роли, работы и так далее. То есть, как и с любой технологией, мы должны в первую очередь думать о том, куда мы движемся, и как технология влияет на общество. Если она подходит нам, она могла бы решить множество вопросов, помочь спасать людей, жизни. Мы теряем миллионы жизней в год из-за автомобилей, 400000 только в США. Неблагоразумные водители очень опасны, и передача управления машиной ИИ могла бы спасти сотни тысяч жизней. Это уже говорит о том, что эта технология нам нужна.

    Потерю контроля тоже нужно рассматривать в перспективе. Какие есть опасности? Куда мы движемся? Что мы имеем сейчас? Мы не можем потерять контроль над ИИ по щелчку пальцев. Это происходит постепенно, и если произойдет, то да, мы потеряем контроль. Но у нас есть множество технологий, которые помогут нам остановить этот процесс. Опять же, это вопрос проведения черты между хорошим и плохим. Сегодня мы можем делать с технологиями практически все, что угодно. Мы прямо как Амадей. Но, если спросить меня, мы не можем делать все, что угодно, по соображениям этики. Есть четкая граница, которая очевидна для нас, но если мы идем по этому пути, мы должны четко осознавать, что все страны способны провести эту черту между тем, что хорошо, и что плохо. Это значит, что эта технология должна носить глобальный характер, и мы - то общество, несущее за нее ответственность. Это главная проблема, и нам необходимо сосредоточиться на том, какое влияние она окажет. Интересно, что в некоторых северных странах, например, Швеции, Норвегии и так далее, есть Министерство Будущего. Цель этого министерства - предсказывать, как то, что мы делаем сейчас, повлияет на население, на социум, на окружающую среду, и как мы можем это контролировать.

    Что касается нас, футуристов, для каждой технологии и каждого рынка у нас особые предсказания. Мы не аналитики, мы ничего не ожидаем, но достаточно хорошо представляем, что могло бы произойти в ближайшие пять лет, знаем об основным сферах влияния технологий, хотя это все гипотезы. Но это не главное, главное - что мы делаем с этим. Я не могу сказать точно, что произойдет через пятнадцать лет, но я вижу основные тренды и могу сказать, какой тренд какое влияние окажет на людей, на бизнес и так далее. Мы должны двигаться в этом направлении.

    Для бизнеса мы все рассчитываем на 10 лет вперед, потому что необходимо понимать, где мы будем спустя это время.

    Искусственный интеллект (ИИ) - тема, которая уже давно не сходит со страниц научно-популярных журналов и постоянно затрагивается в кино и книгах. Чем больше специалисты развивают эту область науки, тем большими мифами она покрывается.

    Развитие и будущее искусственного интеллекта волнует и тех, кто стоит у руля государства. Не так давно президент РФ Владимир Путин посетил офис Яндекса в день 20-летия компании, где ему объяснили, когда ИИ превзойдет человеческий интеллект.

    Все, кто хоть немного проникает в суть потенциала искусственного интеллекта, понимают, что оставлять без внимания эту тему нельзя. Это не только важная тема для обсуждения, но и, наверное, одна из самых значимых в контексте будущего.

    Словом, заметные успехи есть и у нас в стране.

    Чем быстрее развиваются технологии искусственного интеллекта, тем сильнее людей захватывает опасение - как быстро они останутся без работы. Все действительно так плохо?

    И да, и нет. Человечество уже несколько раз сталкивалось с возникновением технологий, революционно изменивших всю производственную сферу.

    Так было с паровым двигателем в эпоху промышленной революции практически уничтожившим многие профессии (в основном, связанные с примитивным физическим трудом), так было с электронными вычислительными машинами, которые заменили человека в задачах, основанных на поточных математических расчётах.

    В XV-XVIII вв.еках, когда в Англии «овцы съели людей», социальные последствия были действительно катастрофическими. Англия потеряла по разным оценкам от 7 до 30% своего населения. Властная элита того времени была всерьёз озабочена тем, куда девать лишних людей. Джонатан Свифт откликнулся на эти искания юмористическим памфлетом, в котором предлагал употреблять детей бедняков в пищу.

    Однако в наши дни мы видим, что на смену вымершим профессиям пришли новые, и население Земли куда больше, чем в XVIII веке. В XX веке последствия автоматизации были уже не столь катастрофичны с социальной точки зрения. Однако недооценивать опасность всё-таки не стоит.

    «Через 30 лет роботы смогут делать практически всё, что умеют делать люди, - такой прогноз дал Моше Варди (Moshe Vardi), профессор вычислительной инженерии и директор Института информационных технологий Кена Кеннеди (Ken Kennedy Institute for Information Technology) при Университете Райса (William Marsh Rice University). Это приведёт к тому, что более 50% жителей Земли станут безработными».

    Роботы забирают работы

    На днях председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационных технологиям и связи Леонид Левин заявил, что для России является важной проблема вытеснения рабочей силы искусственным интеллектом.

    Рано или поздно людей заменят автоматизированной системой, и на рынок выплеснется 2% работоспособного населения страны. Именно поэтому о том, как их трудоустроить, тех, кто потеряет работу вследствие развития цифровых технологий, нужно думать уже сейчас сказал Левин.

    По мнению председателя, уже в скором будущем мы столкнемся с ростом безработицы. Но действительно ли роботы «отберут» наши рабочие места и стоит ли беспокоиться по этому поводу рассказал «Ридусу» специалист по машинному обучению Сергей Марков.

    Сергей, даже сейчас уже есть «мертвые профессии», которые не требуют человеческого труда, хотя, казалось бы, лет 10 назад никто и не думал, что, например, кондуктора скоро станут ненужными. А какие еще профессии вытеснят технологии?

    Мы приближаемся к тому времени, когда машины превзойдут людей почти в любом деле. Я считаю, что обществу нужно посмотреть в лицо этой проблеме до того, как она встанет во весь рост. Если машины будут способны делать почти всё, что умеют люди, что тем останется делать? сказал Моше Варди, профессор вычислительной инженерии и директор Института информационных технологий Кена Кеннеди при Университете Райса.

    Долгое время на пути автоматизации стояли технологические ограничения - машины не могли распознавать образы и речь, не могли говорить, не могли достаточно хорошо понимать смысл высказываний на естественном языке, не имели достаточно данных для того, чтобы научиться многим привычным для человека вещам.

    Благодаря последним достижениям в сфере искусственного интеллекта многие из этих ограничений фактически оказались сняты. Кроме того, многие профессии сами претерпели трансформацию, что сделало их более удобными для автоматизации.

    Например, современный офисный клерк ведёт переписку не в бумажном, а в электронном виде, бухгалтер выполняет проводки не на бумаге, а в бухгалтерской программе, оператор станка управляет станком зачастую не при помощи рукоятей, а при помощи управляющей программы. Поэтому сейчас задача автоматизации во многих профессиях перестала быть научной и стала чисто инженерной.

    Правда пока что производственная сфера, связанная с ИИ, скорее создаёт рабочие места - нужны специалисты в области машинного обучения и подготовки данных, сотрудники для разметки обучающих массивов, специалисты по внедрению и т. д. Но в какой-то момент электроовцы определённо начнут есть людей, и о последствиях нужно позаботиться уже сейчас.

    При этом важно понимать, что остановить технический прогресс нельзя, и попытка это сделать обернётся куда более катастрофичными последствиями.

    Мы сможем когда-нибудь полностью довериться роботам (ИИ), или все-таки в любом деле должен быть человеческий фактор?

    У этого вопроса есть несколько аспектов. С одной стороны, люди в прошлом с опаской относились практически к любой технике. Первый лифт, первый автомобиль, первый поезд или самолёт - всё это когда-то было непривычным, и многим казалось опасным. Да во многом опасным и было - техногенные катастрофы унесли немало жизней.

    И тем не менее в наши дни все эти вещи стали привычными и уже не вызывают сильного страха. В этом смысле - наши потомки будут относиться к системам ИИ более спокойно. Люди порой склонны мистифицировать вещи, которые им непонятны. Дикарь думает, что в паровозе живёт злой дух, а современный обыватель думает, что наши системы ИИ обладают сознанием, хотя это далеко не так.

    С другой стороны, я не думаю, что универсальные системы ИИ когда-либо станут частью нашей производственной сферы. На мой взгляд будущее скорее за синтетическими системами - то есть за объединением человека и машины в единый организм. В этом смысле искусственным интеллектом будущего будет усовершенствованный человеческий интеллект.

    Кстати говоря, человеческий интеллект тоже не совсем корректно называть естественным. Ребёнок от рождения не обладает интеллектом, всему его учит общество, родители, окружающая среда. В этом смысле мы с вами все по сути дела «искусственные интеллекты», и наши страхи, связанные с ИИ, во многом являются страхами перед самими собой.

    Последнее время многие ученые, например, Стивен Хокинг , Билл Гейтс или тот же Илон Маск , начали паниковать, что ИИ обрекает человечество на гибель, а будущее они видят какой-то антиутопией. Стоит ли воспринимать такие прогнозы всерьез?

    Честно говоря, я бы не спешил всерьёз пугаться этих заявлений. Стивен Хокинг, безусловно, не является специалистом в области ИИ, как, в общем-то, и Илон Маск.

    На другой чаше весов высказывания таких людей, как например, Эндрю Ын - американский учёный в области информатики, доцент Стэнфордского университета, исследователь робототехники и машинного обучения, ведущий специалист лаборатории искусственного интеллекта китайской корпорации Baidu .

    Ын, говоря о проблеме безопасности ИИ, сравнивает её с проблемой перенаселения Марса - конечно, мы когда-нибудь колонизируем Марс, и тогда, возможно, в какой-то момент там возникнет проблема перенаселения. Но стоит ли заниматься ей сегодня?

    Марк Цукерберг также довольно скептически отнёсся к заявлениям Маска. «Искусственный интеллект сделает в будущем нашу жизнь лучше, а предсказывать конец света очень безответственно», - заявил он.

    Лично я думаю, что высказывания Маска стоит рассматривать в прагматическом ключе - Маск хочет застолбить эту тему и в идеале получить от государства средства для её разработки.

    Неужели все так безоблачно и не о чем беспокоиться?

    Реальные опасности, связанные с развитием ИИ, лежат, на мой взгляд, совсем в иной плоскости, чем об этом принято думать. Главные риски связаны не с тем, что мы своими создадим «Скайнет», который поработит человечество. Риски от внедрения технологий ИИ и машинного обучения куда более прозаичны.

    Доверяя решение важных вопросов тем или иным математическим моделям, мы можем пострадать от ошибок, допущенных при их разработке. Искусственный интеллект, воспроизводящий действия людей-экспертов, унаследует их ошибки и предубеждения. Недоработки в системах управления производством или транспортом могут привести к катастрофам.

    Вмешательство злоумышленников в работу жизненно важных систем в условиях тотальной автоматизации может повлечь опасные последствия. Чем сложнее системы, тем больше в них может быть потенциальных уязвимостей, в том числе связанных со спецификой тех или иных алгоритмов искусственного интеллекта.

    Безусловно, для управления этими рисками следует создавать законодательную базу, разумные регламенты безопасности, специальные методы для выявления уязвимостей. Одни системы ИИ будут использоваться для контроля других. Возможно, код жизненно важных систем будет обязателен к публикации для независимого аудита. Словом, специалистам в этой сфере предстоит ещё много работы.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!