Нод на тему весенняя одежда. План-конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему:«Наша одежда

"Такая разная одежда!"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Такая разная одежда!"
«Такая разная одежда» Подготовила воспитатель детского сада «Югорка» города Покачи Тюменской области Абучова М. М.
Непосредственная образовательная деятельность познавательно-эстетического характера в общеразвивающей группе «Ручеёк» детей пятого года жизни
Цель: содействие становлению субъективно-ценностного отношения к рукотворному миру предметов.
Задачи:
1. Уточнить функции и назначение разной одежды (для защиты, удобства и красоты). Совершенствовать умение разделять утилитарную и эстетическую функции одежды, формулировать суждения.
2. Конкретизировать знания о том, для чего человеку нужна разная одежда (в холодную и тёплую погоду; для работы) .
3. Активизировать творческое воображение.
4. Развивать речевое дыхание детей.
5. Развивать мелкую моторику рук детей.
Предполагаемый результат:
- активизация познавательного интереса, базис субъективно-ценностного отношения к одежде;
- обогащённые представления о назначении и функциях одежды,
- умения формулировать аргументированные суждения; создавать графическое изображение одежды;
- переживание познавательно-эстетических эмоций от результата своей работы на занятии (решение проблемно-поисковых ситуаций, высказывания, изображение одежды, работа с моделью) .
Предварительная работа:
Рассматривание, примерка одежды, выделение особенностей конструкции, формы, материала. Обогащённая практика узнавания и моделирования комплектов одежды по признакам назначения и функции. Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряженье, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду», «О чём может «рассказать» одежда? ».
Воспитатель общеразвивающей группы «Ручеёк» детей пятого года жизни Абучова М. М. Покачи 2012

Ход занятия
Дети заходят в зал парами и садятся на стульчики. Перед ними мольберт.
Здравствуйте ребята. Послушайте загадку и угадайте, о чём мы будем с вами сегодня говорить.
Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить - мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошёл.
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы - просто загляденье, о чём моё стихотворенье?
- Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда.
- Нужна ли одежда человеку? -Да!
-А для чего она нужна?
Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.
- Ребята, что изображено на рисунке? (СНЕЖИНКА)
- К какому времени года относится? (к зиме)
- Какую одежду мы носим зимой? (тёплую)
- Найдите и покажите карточки с зимней одеждой.
- Посмотрите на карточки. Все правильно показали?
- Как называется твоя одежда?
А что изображено на этом рисунке? Солнце. К какому времени года оно относится? К лету. Какую одежду мы носим летом? Лёгкую. Покажите картинки с летней одежду и назовите её.
А может быть кто-то из вас стихи знает об одежде?
Дима
Брюки — мальчикам нужны,
С ними мальчики дружны,
И зимой, и осенью
Ежедневно носят их.
Наиля
Для Антошки и Аркашки
Сшили новые рубашки,
Оба рады от души -
Так рубашки хороши.
Маша
Шапка с шарфиком сейчас
Нам подходят в самый раз,
Чтоб случайно не простыть
И здоровенькими быть.
- Молодцы, ребята.
Сегодня мы будем с вами говорить об одежде. Давным-давно люди не умели делать одежду. А использовали звериные шкуры. Прошло много лет, прежде чем человек научился делать красивую одежду из кожи, льна, шерсти.
Давайте посмотрим и назовём, какая бывает одежда. Что это? Юбка, кофта, рубашка. А для кого предназначена эта одежда? Для женщин. Значит она какая? Женская.
Назовите одежду, которую вы видите. Костюм, брюки, рубашка. Для кого она предназначена? Для мужчин. Значит она какая? Мужская. Назовите эту одежду. Штаны, ползунки. Для кого предназначена эта одежда. Для детей. Значит, одежда какая? Детская.
Давайте сразу скажем, как называется эта одежда? Спортивная. Правильно. Эта одежда предназначена для занятий спортом. А для чего мы занимаемся спортом? Чтобы быть здоровыми и не болеть. Верно. Молодцы.
Ребята, вся чудесная одежда, которую мы с вами носим, сшита руками мастериц. Одежду шьют на фабриках из разных тканей: меха, драпа, льна, хлопка. Сегодня я принесла хлопок. Он вырос в далёкой стране Индии. Там часто дует тёплый ветер. Давайте положим по кусочку хлопка на ладошку и подуем на него так, как дует тёплый ветер. При этом плечи мы не поднимаем и щёки не надуваем. (2-3 раза) .
Вам понравилось играть с хлопком? Да! Замечательно. Теперь садитесь на свои места.
Посмотрите на следующий слайд. Кто это? Люди. Назовите одежду, которая на них одета. Костюм, рубашка, брюки, галстук. Такой стиль одежды называется деловой. Как вы думаете, куда можно пойти в такой одежде? На работу. Верно.
А теперь я вам покажу одежду, которая расскажет вам том, кто её надевает. Кто это?
- Военные.
А как вы догадались? - По форме.
- А это кто? - Это врач. Как вы думаете, для чего врач носит белый халат? - Чтоб микробы не попадали на больного.
А это кто? -Строитель. Скажите, дети, для чего строитель носит каску? - Чтобы защитить голову, чтобы не пораниться.
Скажите, а это кто? - Это повар. Для чего повар носит белый халат? А колпак?
-А кто работает в таком костюме? Водолаз. Верно.
- А кто это? Это пожарный. Скажите, от чего защищает одежда пожарного? От огня.
Кого вы видите на этом слайде? Это моряк. Верно. А здесь кто изображён? Хоккеист.
Верно, ребята. Знаете, есть даже театральная одежда. Кто её носит? Клоуны.
Итак, одежда нас не только согревает и защищает, но и рассказывает нам о том, кто её носит.
Скажите, ребята, как можно назвать одежду, предназначенную для работы? Рабочая. - А ещё, ребята, она называется - специальная, или спецодежда.
Молодцы вы много знаете об одежде. Мы с вами немного отдохнём, но прежде вспомним, какое сейчас время года? - Весна! А что происходит в природе с наступлением весны? - Птицы прилетают, снег тает, травка зеленеет.
-Становитесь в круг. Мы проведём весёлую разминку.
Жур, жур, жур, журчит река,
Я теку из далека,
Мимо, мимо, мимо. Мимо.
Проплывают облака,
-«Вы куда? » -кричит река,
Облака: - «туда, туда»,
-Может снова приплывёте?
А они: - когда? Когда?
Гонит ветер нас с лихвой,
Только снится нам покой!
-Молодцы!
-Скажите. Вы любите собирать пазлы? -Да!
На столе лежат пазлы, с изображением одежды. Соберите и назовите её!
(дети садятся за столы и собирают)
Становитесь в круг, мы поиграем в игру «Скажи наоборот».
Я буду бросать вам мяч называть слова, а вы называйте противоположные, то есть наоборот.
Надевать - снимать, гладить - мять, пачкать - стирать, покупать - продавать, чистая - грязная, новая - старая, белая - чёрная, завязать - развязать, застегнуть - расстегнуть.
- Молодцы. А теперь я буду называть словосочетания, а вы попробуйте изобразить, какое у вас будет настроение.
- Покажите, что вы чувствуете, если на вас надето красивое платье или костюм? А если маленькая, тесная одежда? А если на вас надета пушистая, мягкая шуба? А если грязная одежда?
Ответьте, а какое произведение вы знаете о неряшливом мальчике, от которого сбежали брюки? Дети: «Мойдодыр». А кто автор этого произведения? К. И. Чуковский. А вы бы хотели чтобы сам автор рассказал вам эту историю? -Да! Тогда садитесь удобнее и слушайте.
Ребята, можно быть таким грязнулей? За одеждой нужно ухаживать. - Молодцы.
Мы с вами славно потрудились, вспомнили названия одежды, узнали для чего она служит и о чём может рассказать. Молодцы!

НОД по теме: "Зимняя одежда и обувь"

13 января 2015 года в группе "Котята" была организована НОД по ознакомлению детей с предметами зимней одежды. Занятие провела Кутахина Марина Викторовна.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели:

    учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диало- гической речи;

    учить отвечать на вопросы о назначении верхней одежды словом и предложения- ми, состоящими из 3-4 слов;

    обогатить и активизировать словарь по теме;

    закрепить знания о предметах верхней одежды.

Планируемые результаты: принимает участие в игровой ситуации «Одевание кук-лы на прогулку», в играх «Сравнение одежды и обуви»; отвечает на вопросы, может по просьбе взрослого рассказать об изображенном на сюжетной картинке, с интересом слушает рассказ воспитателя о том, как одеваться на прогулку зимой; владеет основными движе ниями при выполнении упражнения «На дворе мороз и ветер».

Материалы и оборудование: фланелеграф, картинки с изображением детей в зимней одежде и обуви, кукла и коробка с одеждой (шапка, шуба, шарф, варежки, сапоги, штаны, коф- та).

Для игры: карточки (мальчик в синем пальто, девочка в красном пальто), набор одежды с инего и красного цветов (шапки, шарфы, ботинки, варежки).

1. Организационный момент.

Воспитатель. Кукла Катя собралась на улицу. Поможем ей одеться? (Дети отвечают.)

2. Основная часть. Одевание куклы на прогулку.

Воспитатель. На улице зима. Холодно. Кукла Катя собирается на прогулку. Она достала коробку с одеждой. Давайте посмотрим, что здесь лежит? (Воспитатель достает одежду, пока- зывает ее детям, они называют, при затруднении воспитатель помогает.) Что это? (Шуба.) Ч то это? (Шапка.) На что надевают шапку? (На голову.) Это что? (Штаны.) На что надевают ш таны? (На ноги и туловище.) Это что? (Сапоги, ботинки.) На что надевают ботинки? (На ноги.) Что это? (Шарф.) Куда повязывают шарф? (На шею.) Это что? (Варежки.) На что надевают ва-р ежки? (На руки.)

Катя стала одеваться. Она надела шубу. Ребята, правильно Катя одевается? Как она теперь наденет кофту? Давайте поможем Кате одеться.

Воспитатель показывает детям, в какой последовательности нужно одеваться, просит детей помогать.

3. Рассматривание сюжетной картинки.

Внимание ребят привлекается к картинке с изображением детей в зимней одежде и обуви. Воспитатель. Кто нарисован на картинке? (Дети.) Сколько детей? (Много.) Во что одеты дети? Что у мальчика на голове? (Шапка.) Что у девочки на руках? (Варежки.) А это что? (Шу 6а.) Что повязано на шее у малыша? (Шарф.) Что надето на ногах у девочки? (Штаны.) На ногах у детей обувь. Во что обут мальчик? (В ботинки.) Во что обута девочка? (В сапоги.)

Дети слушают рассказ воспитателя, сопровождающийся показом одежды. «Пришла зима. На улице стало холодно. Чтобы не замерзнуть, дети стали тепло одеваться на прогулку. И кукла Катя тоже тепло оделась. Она надела кофту, штаны. Ноги обула в сапоги. На голову надела шап-ку. Теперь надела шубу и повязала шарф. На руки Катя надела варежки. Вот как тепло оделась кукла Катя. Теперь Катя на улице не замерзнет».

Физкультминутка

Дети выполняют движения, о которых говорится в тексте.

На дворе мороз и ветер, Ходьба ровная на месте.

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают, Потирают одну ладонь о другую.

Ручки, ручки согревают.

Не замерзнут ручки-крошки -

Мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем, Хлопают в ладоши.

Вот как ручки мы согреем!

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко. Топают ногами в такт словам.

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем!

и т. д.).

4. Игра «Сравнение одежды и обуви» (разные шапки, ботинки, варежки и т. д.).

Цели: упражнять детей в умении употреблять в речи названия предметов верхней одежды, в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.

Воспитатель показывает картинки с изображением шапок, шарфов, варежек, ботинок си-него и красного цвета, и картинки с изображением мальчика и девочки. На девочке красное пальто, на мальчике синяя куртка. Воспитатель предлагает детям выбрать одежду для девоч-ки красного цвета и одежду для мальчика синего цвета.

Воспитатель. Что это? (Шапка.) Какая шапка? (Красная.) Кому отдадим красную шапку? (Девочке.) Это какая шапка? (Синяя.) Кому отдадим синюю шапку? (Мальчику.) Давайте обуем девочку и мальчика. Саша, найди ботинки для мальчика. (Находит синие ботинки. При затруд-нении воспитатель помогает.) Оля, а ты найди ботинки для девочки. (Находит.) Что это? (Ва-режки.) Кому эти варежки дадим? (Мальчику.) Какие это варежки? (Синие.) А эти варежки кому дадим? (Девочке.) Какие это варежки? (Красные.) Что еще нужно повязать детям? (Шарфы.) Настя, найди шарф для девочки. (Находит.) Какой это шарф? (Красный.) Миша, найди шарф мальчику. Какой это шарф? (Синий.)

5. Рефлексия.

Воспитатель (берет куклу и выводит детей в раздевалку). Ребята, мы учили куклу Катю одеваться, а теперь она посмотрит, как вы сами умеете одеваться.

Кукла «смотрит», как дети одеваются. В случае необходимости воспитатель подсказыва-ет последовательность одевания.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое развитие.

Цель: Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей, дифференцировать ее по сезонам.

Задачи:

Социально-коммуникативные:

  • способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формировать умение применять полученные знания в практической деятельности.

Познавательное развитие:

  • формировать представления детей об одежде, обуви;
  • формировать умение классифицировать предметы;
  • развивать любознательность, познавательную мотивацию, творческую активность.

Речевое развитие:

  • обогатить пассивный словарь: национальная, сезонная, демисезонная одежда;
  • обогатить активный словарь: зимняя, летняя одежда.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Коммуникативная

1. Беседа о потребностях человека

Цель: уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей. Потребность в одежде присуща только людям.

2. Объяснение пословицы.

Цель: формировать умение высказывать свою точку зрения.

3. Игра «Будь внимателен»

Цель: формировать способность сосредотачивать внимание на одном виде деятельности. Способствовать развитию распределения и переключения.

Познавательно-исследовательская

Отгадывание загадок

Цель: закрепить знания о характерных признаках одежды. Закреплять в речи названия одежды.
Двигательная

Динамическая пауза «Моль»

Цель: Развивать двигательную активность
Восприятие художественной литературы

Чтение стихотворения

Цель: развивать умение внимательно слушать текст, вникать в его смысл

Методы и приемы:

Практические:

Рисование и аппликация на тему: «Одежда», Обувь», дидактическая игра «Будь внимателен».

Наглядные:

Показ предметных картинок с изображением национальной (традиционной) и современной одежды, обуви и предметов ухода за ними, наблюдение за людьми, одетыми по-разному.

Словесные:

Чтение стихотворения, пословиц, беседа, загадывание загадок, рассказы воспитателя и детей.

Материал и оборудование:

Картинки с изображением одежды, обуви и предметов ухода за ними, магнитная доска.

Предварительная работа:

  1. Чтение стихотворений, рассказов, пословиц по тематике.
  2. Рисование, аппликации на тему: Одежда».
  3. Беседа об одежде.
  4. Дидактические игры «Назови одежду».
  5. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Семья».
  6. Знакомство детей с разными видами одежды.
  7. Составление описательных рассказов.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность Ожидаемый

результат

Воспитатель задает вопрос:

Какие есть потребности у человека и животного? Назовите потребность, которая характерна только для человека. Почему?

Обобщает ответы…

Отвечают на вопрос Актуализирована заинтересованность детей.
Воспитатель предлагает отгадать загадки:

Знает умник и невежда Людям всем нужна … (одежда).

Если мерзнут даже зубы,

Значит, надевайте … (шубы).

Дождик льется не на шутку,

Надевают дети … (куртку).

Мы зимою по привычке,

Надевают … (рукавички).

Отгадывают загадки
Сегодня мы будем говорить об одежде, какой она бывает, из чего ее изготавливают. А девизом занятия предлагаю взять пословицу: «Встречают по одежке, а провожают по уму».

Предлагает объяснить, как ее можно понять?

Слушают Умеют высказывать свою точку зрения
- А что такое одежда?

Если открыть толковый словарь Ожегова, то узнаем, что «одежда – это несколько предметов, которые покрывают тело».

Из чего шили одежду раньше?

Из каких материалов шьют сейчас?

Отвечают Сформировать умение отвечать на вопросы
Воспитатель предлагает послушать стихотворение и демонстрирует рисунки с историей возникновения одежды. Обобщает прочитанное:

Подумайте, какая бывает одежда по назначению

Чем отличается одежда, в которой занимаются спортом от той, в которой идут в гости?

Какой должна быть домашняя одежда?

Слушают, смотрят

Отвечают на вопросы

А еще бывает одежда сезонная. Воспитатель обращает внимание на доску.

Почему на доске таблицы трех времен года?

Зимой мы носим зимнюю одежду, летом – летнюю, а осенью и весной демисезонную.

Думают, отвечают на вопрос Сформировать умение классифицировать одежду
Воспитатель предлагает детям динамическую паузу:

Моль, моль, моль – это вредная букашка

Моль, моль, моль – усатый таракашка,

Моль, моль, моль – это маленький жучок,

Который поедает все вдоль и поперек.

Моль, моль, моль съела папины штанишки,

Моль, моль, моль – съела мамино пальто,

Моль, моль, моль – все поела в доме книжки,

Надела пальто и пошла в кино.

На слова «Моль, моль, моль» дети хлопают в ладоши или топают ногами.

Дети садятся

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Будь внимателен». Умеют рассуждать и давать адекватное объяснение на поставленные вопросы.
На магнитную доску прикрепляет картинки, на которых изображена одежда и предметы ухода за ней. Дети внимательно смотрят
- Картинки нужно разделить на 2 группы Дети выполняют задание
- Какие это группы? (одежда и предметы ухода за ней).

Как нужно ухаживать за одеждой?

Отвечают на вопросы
- Как вы думаете, всегда ли одежда была такой, как сейчас?

Для чего людям нужна одежда?

Почему люди начали создавать искусственные и синтетические материалы для одежды?

Почему современные люди не хотят постоянно ходить в национальной одежде?

Высказывают свои суждения
Рефлексия:

Что нового вы сегодня узнали?

Конспект НОД по развитию речи: в подготовительной группе «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Программное содержание:

Активизировать и закрепить у детей словарь по теме: одежда, обувь, головные уборы.

Учить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Закрепить в словаре детей правильное употребление слов надеть и одеть.

Учить образовывать прилагательные от существительных.

Продолжать учить образовывать множественное число существительных.

Развивать фонематическое восприятие.

Учить согласовывать речь с движением.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Учить работать детей парами.

Активизация словаря: по теме.

Оборудование : предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов.

Ход занятия

Организационный момент.

Беседа. Ребята, где-то в группе воспитатель спрятала какой-то конверт. Нам его нужно найти. А чтобы легче было искать, я буду вам подсказывать.

Дети начинают вместе с педагогом играть в игру «Горячо-холодно» пока не найдут конверт. Молодцы, ребята, вы очень быстро нашли конверт (конверт открывается). А в конверте загадки. Отгадывая их, вы сможете узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии. Посмотрим, какие вы сообразительные и догадливые.

Основная часть

Лексико-грамматические игры и упражнения

    «Отгадай загадку»

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно отселился. (ВАРЕЖКИ)

Я как зонт не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою.

Ну, так что же я такое? (ПЛАЩ)

Я с полями, с козырьком.

С лентой алой и цветком.

Я защищаю голову

От солнца и холода. (ПАНАМА, КЕПКА, ШАПКА)

Зимой протянулся,

Летом свернулся (ШАРФ)

А как, ребята, одним словом можно назвать плащ, шарф, варежки (Одежда.)

А как одним словом можно назвать панаму, кепку, шапку (Головные уборы.)

Но в конверте не только загадки, но и небольшое стихотворение, в котором потерялись последние слова в каждой строчке. Помогите мне подобрать нужные слова.

Дети договаривают подходящие по смыслу слова.

    «Договори слово»

Полюбуйтесь-ка на нас: мы сегодня первый раз

В магазин ходили сами и купили туфли маме.

Моднице Иринке – новые……………… ботинки.

Братику Антошке – новые……………….сапожки.

Маленькому Леше – блестящие…………калоши.

Футболисту Вовке – удобные…………..кроссовки.

А милому папочке – домашние…………тапочки.

Догадались, ребята, о чем мы еще сегодня будем говорить на занятии кроме как об одежде и головных уборах. (Сегодня на занятии мы будем говорить еще и об обуви.)

    «Что наденем на прогулку?»

(Усвоение глагола надеть)

Педагог показывает картинки и задает вопрос: «Что наденешь ты, а что Таня?» Ребенок отвечает: «Я надену рубашку, а Таня – платье» и т.д.

    Физкультминутка.

« Новые кроссовки»

Как у нашей кошки (загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с большого, приседая на каждую строчку).

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

У сыночка Вовки – новые кроссовки

Вот так, вот так (Попеременно стучат то ладошками, то кулачками).

Новые кроссовки.

Вот так, вот так (делают выпады ногами на пятки, наклоняются).

Новые кроссовки.

    «Скажи по – другому»

Шляпа из соломы – соломенная

Шапка из меха – меховая

Шарф из шерсти – шерстяной

Ботинки из кожи – кожаные

Платье из шелка – шелковое

Сарафан из ситца – ситцевый

Сапоги из резины – резиновые

    «Один – много».

Тюбетейка - тюбетейки - тюбетеек.
Пилотка - пилотки - пилоток.
Каска - каски - касок.
Шапка - шапки - шапок.
Кепка - кепки - кепок.
Платок - платки - платков.
Панама - панамы - панам.
Шаль - шали - шалей.
Шляпа - шляпы - шляп.
Фуражка - фуражки - фуражек.
Косынка - косынки - косынок.
Берет - береты - беретов.
Колпак - колпаки - колпаков.
Шлем - шлемы - шлемов.

    «Назови ласково»

Шапка - шапочка.
Пилотка - пилоточка.
Платок - платочек.
Шлем - шлемик.
Панама - панамка.
Шляпа - шляпка.
Косынка - косыночка.
Берет - беретик.

    «Времена года»

Ребята, а какое сейчас время года?

А за осенью придет…

Раз скоро наступит зима, значит какая нам вскоре понадобится одежда?

Зимняя, теплая…

    «Скажи наоборот»

Надевать - снимать

Обувать - разувать

Покупать - продавать

Завязать - развязать

Застегнуть - расстегнуть

Гладить - мять

Повесить - снять

Обуваться - разуваться
Развитие связной речи

Составление описательных рассказов

«Платье – это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застежка. Оно красное с белыми цветочками».

«Рубашка – это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».

«Сапоги – это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голеница, молнии, носки, подошвы, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью».

Итог занятия

О чем, ребята, мы сегодня с вами говорили на занятии? (Об одежде, обуви и головных уборах.)

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Одежда, обувь, головные уборы».

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.

Задачи:

Формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»;

Расширять и активизировать словарь по данной теме;

Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку;

Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

Развивать умение согласовывать слова в предложении;

Развивать умение подбирать прилагательные к существительным;

Развивать умение классифицировать предметы одежды и обуви по различным признакам;

Развивать внимание, логическое мышление;

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитывать бережное отношение к своим вещам;

Воспитывать желание помогать;

Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, работать дружно.

Материалы и оборудование: предметные картинки, с изображением одежды, головных уборов, обуви, картинки с изображением четырех сезонов , мяч, магнитная доска.

Ход занятия:

"Маша-растеряша"
Жила-была девочка Маша. Была она страшная лентяйка и неряха. За вещами не следила, всегда их разбрасывала. Если Маша собиралась гулять, то целый час искала свои вещи. И вот однажды возле ее дома проходил Волшебник. Увидел в окно, какой беспорядок у Маши, и решил ее проучить.

Он взмахнул волшебной палочкой и все Машины вещи пропали. Ой, как стало Маше плохо! Ей на улицу гулять пойти хочется, а юбочку, колготки, кофточку, курточку, шапочку найти не может. Что же делать…? И решила Маша обратиться за помощью к нам. Ребята, давайте поможем Маше, научим её как правильно ухаживать за своими вещами и расскажем ей всё, что мы знаем про одежду.

Первое, что я предлагаю вам сделать – это помочь Маше навести порядок в шкафу.

Дидактическая игра «Наведи порядок в шкафу». (Разложить все вещи на три полки: одежда, обувь, головные уборы.)

Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….

Маша благодарит нас, за то, что мы помогли ей навести порядок и предлагает нам поиграть.

Игра с мячом «Одежда, обувь, головные уборы». ( Педагог бросает ребенку, стоящему в круге, мяч и называет родовое понятие (одежда, обувь, головные уборы), а дети должны назвать видовое понятие, относящееся к родовому. Затем педагог называет видовое понятие, а ребенок должен назвать одно родовое, к которому оно относятся.)

Ребята, Маша просит, чтобы мы ещё помогли ей, т.к.она навела беспорядок не только в своём шкафу, но и в мамином и теперь никак не может разложить всё по местам. Давайте поможем.

Дидактическая игра «Чья одежда – мамина или Машина?» ( Педагог выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске, выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.)

Игра «Назови ласково» (Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Педагог называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Машиной, причём называет его ласково.
- У мамы платье, а у Маши … платьице .
- У мамы туфли, а у Маши …
туфельки.
- У мамы брюки, а у Маши …
брючки.
- У мамы куртка, а у Маши …
курточка .

(шарф, юбка, кепка, кофта, сапоги, тапки, носки, жилетка, шапка, шуба и т.д.)

Маша рассказала мне, что она недавно сильно болела, но до сих пор не может понять отчего. Мама сказала ей, что Маша заболела, потому что надела на прогулку не зимнюю куртку, шапку и сапоги. Но Маша с ней не согласна, она говорит «разве куртка может быть зимней или не зимней? Ведь куртка – это одежда для прогулки, значит в ней можно гулять всегда.»

Подскажите, права ли Маша?

Дидактическая игра «Разложи вещи по сезону». (Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя, осенняя, летняя, весенняя).

Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...».

    Что будет, если летом носить меховую шапку?

    Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?

    Что будет, если в дождь обуться в тапочки?

    Что будет, если в жару не надеть панамы?

    Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?

    Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке?

Ребята, Маша спрашивает, мальчики и девочки могут носить одну и ту же одежду или нет?

Давайте покажем Маше, какая одежда для мальчиков, а какая для девочек.

Подвижная игра «Кому что». (мальчики выбирают одежду для мальчиков, а девочки для девочек; кто быстрее справится с заданием)

Игра «Четвёртый лишний».

Итоговая беседа.

Как нужно ухаживать за своей одеждой?

(содержать в чистоте, аккуратно складывать или вешать, если испачкалась-постирать, измялась-погладить, разорвалась-зашить)

Какая бывает одежда?

Для зимы – зимняя;

Для осени – осенняя;

Для лета - ….

Для весны - ….

Для детей - …

Для взрослых - …

Для спорта - …

Для праздника - …

Для дома - …

Для работы - …

Платье, колготки, рубашка – это …

Сапоги, туфли, тапки – это …

Шапка, панама, кепка – это…

Носки, шуба, джинсы – это …

Кроссовки, сандалии, ботинки – это …

Шляпа, платок, фуражка – это …

Что вам понравилось сегодня на занятии?

Что вызвало затруднения?

А вот Маше у нас понравилось всё, она благодарит вас за помощь и просится остаться у нас в группе.

Я думаю мы разрешим ей, если Маша пообещает нам бережно относиться к своим вещам и не разбрасывать их.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!