Недоношенный ребенок 3 месяца развитие. Планомерное ли развивается кроха? Отставание в развитии не критично

Недоношенный ребёнок- ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель, то есть до 260 дня беременности.

Определение недоношенности только по весу и росту нельзя считать абсолютно правильным, особенно когда продолжительность беременности трудно установить. Данный способ классификации используется для стандартизации лечения и наблюдения, для нужд статистики. Встречаются дети, рожденные с большим весом и ростом, но с явными признаками незрелости, которая характерна для недоношенных детей. В практике, помимо этого, необходимо учитывать более широкий спектр позиций для оценки действительного возраста ребёнка.

Признаки недоношенности: слабый крик ребенка, поверхностное, ослабленное неритмичное дыхание, недостаточное развитие подкожного жирового слоя, в связи с чем кожа красная, сухая, морщинистая, обильно покрыта пушком; открыты малый и боковые роднички, ушные раковины мягкие и плотно прилегают к голове, >ногти не доходят до края фаланг пальцев, пуповина расположена ниже средины длины тела, половые органы недоразвиты - у мальчиков яички не спущены в мошонку, у девочек малые половые губы не прикрыты большими; движения скудные, гипотония (сниженный тонус) мускулатуры, физиологические рефлексы снижены, могут отсутствовать даже сосательный и глотательный рефлексы.

Созревание органов чувств у недоношенных детей.

Осязание: Система соматической чувствительности (чувств прикосновений, температуры и боли) развивается между 8 и 15 неделями беременности. В 32 недели беременности плод всегда реагирует на изменения температуры окружающей температуры, прикосновение и боль.

Вкус: Вкусовые почки морфологически созревают уже к 13 неделе беременности. В 24 недели беременности плод уже реагирует на вкусовые раздражители.

Слух у плода появляется в 20 недель беременности. В 25 недель беременности плод реагирует на интенсивные вибрационные и звуковые стимулы. Чувствительность и способность различать звуки по высоте достигают взрослого уровня к 30 неделе беременности. У доношенного новорожденного они ничем не отличаются от таковых у взрослого.

Зрение. К 24 неделям гестации все структуры зрения сформированы. Реакция зрачков плода на свет появляется при сроке беременности 29 недель. В 32 недели она становится устойчивой. В 36 недель гестации зрение плода ничем не отличается от зрения доношенного ребенка. Надо помнить, что зрение даже доношенных детей в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25-30 см от его глаз. Доношенный ребенок различает блестящие и красные предметы.

Обоняние : К 28-32 неделям гестации недоношенные дети начинают реагировать на сильные запахи.

Особенности течения периода новорожденности у недоношенных детей.

Течение периода новорожденности у недоношенных детей имеет некоторые особенности и зависит от степени физиологической зрелости.

У недоношенных новорожденных отмечается вялость, сонливость, слабый крик, физиологическая эритема выражена резко.

Физиологическая желтуха выявляется обычно несколько позднее в связи с яркой окраской кожи и затягивается нередко до 3-4 недель жизни.

Пуповина у недоношенных детей толстая, сочная, отпадает позднее (к 8-14-му дню жизни), заживление пупочной ранки медленное.

У многих недоношенных на 1-2-й неделе жизни наблюдаются отеки, которые располагаются большей частью на нижних конечностях и животе.

Терморегуляция недостаточно стабильная, обнаженный ребенок быстро охлаждается,температура тела может снижаться ниже 36°, а при повышенной окружающей температуре быстро наступает перегревание («кувезная лихорадка»).

Частота дыхания у недоношенных детей непостоянная, при движениях доходит до 60-80 в 1 мин., в покое и во сне значительно уряжается, могут наблюдаться длительные апноэ (остановки дыхания), особенно во время кормления. У недоношенных в первые дни жизни часто наблюдается ателектаз легких.

Тоны сердца могут быть приглушены, частота сердечных сокращений меняется в зависимости от условий и состояния ребенка (120- 140). При беспокойстве и повышении температуры окружающей среды частота сокращений сердца может доходить до 200 ударов в 1 мин.

Физиологическая потеря в весе восстанавливается ко 2-3-й неделе жизни. Прибавка в весе на первом месяце незначительна (100-300 г).

На 2-3-м месяце жизни, когда начинается интенсивная прибавка в весе, у недоношенных детей часто развивается анемия. При правильном питании с достаточным введением белка и витаминов она постепенно проходит. Снижение гемоглобина ниже 50 ед. требует специального лечения.

Недоношенный ребёнок требует пристального внимания, так как в процессе его выхаживания нередко возникает ряд проблем. Прежде всего, это относится к детям, родившимся с массой тела 1500 г и меньше («глубоко недоношенные») и, особенно менее 1000 г («экстремально недоношенные»).

В развитых странах недоношенных детей обычно выхаживают в отделениях интенсивной терапии. Педиатры, которые специализируются в выхаживании детей до 28 дня жизни, называются неонатологами.

Особо стоит сказать о вскармливании недоношенных детей. Детям, родившимся до 33-34 недели гестации, как правило, вскармливание проводят через зонд, введенный в желудок, потому что сосательный и глотательный рефлексы у них или снижены, или совсем отсутствуют. Кроме того, необходима координация этих рефлексов, которая развивается только к 33-34 неделе гестационного возраста. В качестве питания используются сцеженное грудное молоко или/и детские молочные смеси, специально приспособленные для таких малышей. Та часть питания, которую дети не усваивают в пищеварительных путях из-за сниженной активности пищеварительных ферментов и других функциональных и морфологических особенностей недоношенных детей, вводится в виде отдельных растворов белков, жиров и углеводов внутривенно (парентеральное питание).

Современная неонатальная интенсивная терапия включает сложнейшие методы контроля температуры, дыхания, сердечной деятельности, насыщения крови кислородом и функции мозга.

Условия выхаживания недоношенных детей.

Группа маловесных детей особенно зависит от воздействия внешних факторов. Они требуют идеальных условий выхаживания, для того чтобы добиться не только их выживания, но и благоприятного дальнейшего развития.

Одним из самых важных условий выхаживания недоношенных детей является оптимальный температурный режим. Чаще всего в кювезы помещают детей с массой до 1500 г. Если ребенок плохо сохраняет собственное тепло, то даже если он больше 1500 грамм, он может быть помещен в инкубатор.

Сразу после рождения ребёнка помещают в инкубатор с температурой воздуха от 34 до 35,5 градусов (чем меньше масса ребёнка, тем выше температура), к концу месяца температуру постепенно снижают до 32 градусов. Температурный режим в кювезе подбирают индивидуально. Для контроля температуры тела ребенка могут быть использованы специальные температурные датчики, с одной стороны соединенные с монитором, с другой прикрепленные с помощью пластыря к телу ребенка.

Также, тепловой режим, можно поддерживать с помощью специальных пеленальных столиков с источником лучистого тепла.

Ещё одним важным условием выхаживания является влажность воздуха и в первые дни она должна составлять 70-80%. Для этой цели в инкубаторах существуют специальные увлажнители.

Цель создания условий, благоприятных для развития ребенка, получающего интенсивную терапию, связана с минимизацией неблагоприятных воздействий, вследствие чего улучшается прогноз психомоторного развития.

Создание в отделениях интенсивной терапии благоприятных для развития новорожденных условий (оптимальный световой режим, устранение шума, сведение к минимуму болезненных манипуляций, тактильная стимуляция) благоприятно влияет на последующее развитие детей с тяжелыми заболеваниями.

Новорожденные очень ранимы. Реакция на повреждающие факторы у них общая, то есть задействует ответ сразу нескольких систем организма. Устранение боли и беспокойства уменьшает потребность крови в кислороде (и, следовательно, в коррекции режима искусственной вентиляции легких), уменьшает его энергетические затраты, улучшает переносимость питания, сокращает продолжительность госпитализации.

Включение родителей в лечебный процесс уменьшает у новорожденных болезненные ощущения и стрессовые реакции и благоприятно влияет на последующее развитие.

У новорожденных, находящихся в отделениях интенсивной терапии, продолжается развитие органов чувств. Негативные и позитивные факторы внешней среды влияют на проведение возбуждения по нервным путям.

В головном мозге недоношенного ребенка в тот период, когда он находится в отделении реанимации и интенсивной терапии (22-40 недель гестации) происходят критические изменения:

Воздействия окружающей среды влияют на формирование важных вышеперечисленных процессов в этот критический период. Если эти воздействия будут неадекватными, то они могут непоправимо нарушить процесс формирования нервной системы.

Получающий интенсивную терапию новорожденный подвергается воздействию света и звуков. Сами лечебные процедуры, необходимые для спасения его жизни, представляют собой большую нагрузку для недоношенного и тяжелобольного ребенка. Эти лечебные процедуры включают санацию дыхательных путей, вибрационный массаж грудной клетки, введение желудочного зонда и питание через него, катетеризацию вен, рентгенографию грудной клетки, УЗИ, офтальмоскопию, ежедневное физикальное обследование, определение показателей жизненно важных функций, гигиенические процедуры, взвешивание.

По приблизительным подсчетам, тяжелобольного новорожденного перекладывают и подвергают различным манипуляциям по уходу, лечению и контролю состояния более 150 раз в сутки. Таким образом, периоды непрерывного покоя не превышают у него 10 минут.

Что может уменьшить подобный стресс?

  • Создание комфортных условий, устранение шума и яркого света, удобное размещение в инкубаторе (кювезе) или в кровати.
  • Сотрудничество с родителями, укрепление их привязанности к ребенку.
  • Использование естественных успокаивающих и саморегулирующих факторов: сосок-пустышек, ухода по методу «кенгуру», пребывание близнецов в одной кровати (инкубаторе).
  • Укладка по средней линии во флексорной позе, пеленание, имитирующее ограниченное пространство в матке.
  • Проведение нескольких манипуляций по уходу в один и тот же промежуток времени, чтобы обеспечить ребенку более длительные периоды покоя.

Устранение шума и яркого света . Недоношенность сама по себе является фактором риска сенсоневральной тугоухости и глухоты. Она выявляется у 10% родившихся недоношенными и только у 5% родившихся доношенными. Шум нарушает формирование слуховых путей в центральной нервной системе, необходимых для развития речи.

Рекомендуемые в отделениях интенсивной терапии освещенность менее 6 фут-кандел (60 люкс), уровень шума менее 50 децибел (спокойная, негромкая речь), снижают риск тугоухости и улучшают последующее развитие тяжелобольных детей. В отделении интенсивной терапии, таким образом, допускается только спокойная речь без повышений голоса. Надо помнить, что дверцы кювеза надо закрывать аккуратно тихо, не стучать по инкубатору и другим близлежащим поверхностям.

Веки глаза новорожденных не защищает. По крайней мере, 38% белого света проходит через веки и раздражает ребенка.

Устранение боли и перегрузок :

Недоношенные дети очень чувствительны к грубым прикосновениям. Они реагируют на такие прикосновения тахикардией, возбуждением, повышением артериального давления, апноэ и падением насыщения гемоглобина кислородом, расстройствами регуляции физиологических процессов, бессонницей.

Однако недоношенные не способны на протяжении длительного периода времени реагировать на боль изменениями физиологических показателей и поведения. Реакции у них быстро истощаются, поэтому заметить их трудно. Шкалы оценки интенсивности боли, разработанные для доношенных новорожденных, к недоношенным неприменимы.

По данным одного исследования, три из четырех эпизодов гипоксии и падения насыщения гемоглобина кислородом связаны с манипуляциями по уходу и лечебными процедурами. Кроме того, в ответ на них происходит выброс стрессовых гормонов. Недоношенный, который прикрывает лицо руками, подает нам сигнал, что испытывает неприятные ощущения.

Очень важно постараться уменьшить стресс и болевые воздействия.

Безлекарственные методы минимализации болевых реакций и перегрузок у новорожденных включают использование соски-пустышки и соски с бутылочкой воды, пеленание, имитирующее замкнутое пространство матки, уменьшение воздействия света и шума, проведение нескольких манипуляций одновременно с тем, чтобы увеличить промежутки между ними и дать ребенку отдохнуть.

Правильная укладка недоношенных детей:

Когда ребенок находится в отделении интенсивной терапии новорожденных, важно создать условия, имитирующие замкнутое пространство матки («гнездо» из мягких материалов).

Нейронные связи укрепляются при многократной стимуляции и слабеют при ее отсутствии. После рождения недоношенный ребенок, покинув замкнутое пространство матки, перестает получать постоянную тактильную стимуляцию от ее стенок, поддерживающую развитие мышц. Слабые мышцы недоношенного малыша не могут противостоять силе тяжести. Он принимает распластанную позу с разогнутыми, отведенными и развернутыми кнаружи конечностями. Постепенно такая поза приводит к формированию аномального мышечного тонуса и постуральным (связанным с вынужденным положением тела) деформациям.

Так, нарастающее уплощение черепа с боков приводит к сужению и удлинению головы (так называемой скафоцефалии и долихоцефалии). Оно обусловлено тонкостью и мягкостью костей черепа, из-за чего он легко деформируется. Подобная деформация головы, по-видимому, не влияет на развитие головного мозга, но делает ребенка внешне непривлекательным и мешает его социализации. Однако при хорошем уходе деформацию удается в значительной степени уменьшить.

Длительное пребывание в одном и том же положении приводят к деформациям мышц и скелета, нарушающим последующее двигательное развитие и способность познавать окружающий мир, играть, овладевать социальными и другими навыками.

Придание новорожденному правильной позы предотвращает деформации черепа, туловища и таза, которые нарушают и замедляют последующее развитие. Поворачиваться сами новорожденные не могут, поэтому правильности позы следует уделять внимание. Ребенка надо укладывать в свернутую позу в «гнезде» и регулярно переворачивать с одного бока на другой. Допускается выкладывание недоношенных детей на живот, но только под контролем мониторного наблюдения и персонала.


Иногда дети появляются на свет раньше положенного срока. Родителям надо знать, как происходит развитие недоношенного ребенка по месяцам. Ведь таким малышам требуется больше внимания. В большинстве случаев прогноз благоприятный, и уже до конца первого года жизни они нагоняют сверстников. Вовремя замеченное несоответствие нормам позволит выявить проблему и с хорошей вероятностью ее преодолеть.

Особенности недоношенных детей

В зависимости срока рождения, веса и роста ребенка выделяют 4 степени недоношенности.

  1. Малыш, родившийся на сроке от 34 недель до 37 относится к первой степени, вес его при этом более 2 кг.
  2. От 32 до 34 недели - вторая степень, вес около 1,5 кг.
  3. В период от 29 до 32 недели появляются на свет малыши третьей степени недоношенности, весят они немногим более килограмма.
  4. Глубоко недоношенными считаются дети, которые родились до 29 недели и весом менее килограмма. Это четвертая степень.

Конечно, новорожденный в 34 недели отличается от крохи 27 недель. Но в любом случае внешне такие дети выделяются. Кожа у них темно-красная и морщинистая, подкожного жира почти нет. Не сформированы до конца и внутренние органы.

  • Нервная система. У малышей продолжают образовываться оболочки вокруг нервов, из-за чего нарушается восприятие импульсов некоторыми органами. У глубоко недоношенного ребенка может не быть сосательного рефлекса. Тогда приходится совершать действия, помогающие его стимулировать.
  • У рано появившихся на свет детей могут возникать различные дыхательные расстройства, связанные с тем, что легочная ткань не полностью расправилась. Таких новорожденных держат на аппаратах, поддерживающих дыхание, пока они не начнут дышать самостоятельно.
  • Сердечно-сосудистая система также работает несовершенно. Даже небольшой испуг у таких детей способен вызвать заметное повышение артериального давления. Поэтому недоношенного ребенка надо особенно беречь.
  • У преждевременно рожденных малышей чаще проявляется дисбактериоз из-за незрелости пищеварительной системы. Нарушение в двигательной функции кишечника приводит к регулярным запорам. Нормализация процесса переваривания пищи займет больше времени, чем у доношенного ребенка.
  • Костная система формируется рано, но может быть не закончена минерализация костей, что приводит к повышенному риску возникновения рахита.

Развитие на первом году жизни

Особенности недоношенного ребенка не могут не влиять на его развитие. После года разница между детьми, рожденными на разных сроках беременности, практически исчезает. Чтобы понять, правильно ли развивается малыш, нередко рекомендуется ориентироваться на его гестационный возраст. Например, если он появился на свет в 34 недели, то от реального возраста надо отнимать месяц. Вес и рост такой карапуз набирает ускоренно, догоняя ровесников. Поэтому таблица прибавок для доношенных ему не подходят.

Все дети развиваются в индивидуальном темпе, на каком бы сроке они ни родились. Но существуют определенные нормы для недоношенных малышей без выраженных патологий, которые помогают оценить состояние. Значительное отставание от них может свидетельствовать о каких-то проблемах. Поэтому необходимо каждый месяц первого года жизни внимательно наблюдать за грудничком.

  • 1-й месяц

Первый месяц очень непростой для младенца и его мамы. Ребенок может быть совсем неактивным, особенно если он рожден до 34 недели. Вес набирается медленно, возможно, будет компенсирована только потеря массы при рождении. Нередко грудничок нуждается в искусственной вентиляции легких. А если у него нет сосательно-глотательного рефлекса, то питание происходит с помощью специального зонда.

  • 2-й месяц

Вес начинает набираться стремительно, прибавка часто выше нормы у доношенных детей. Но малыш все еще слаб и быстро устает от малейшего усилия, даже от кормления. Питания он требует много, лучше всего подходит материнское молоко. Любое подозрительное поведение - это повод обратиться к врачу. Тревогу должен вызвать резкий крик в ответ на прикосновение, тем более судорожный синдром. В этот период появляется первое маленькое достижение - кроха пытается приподнять голову, когда лежит на животе.

  • 3-й месяц

Вес уже может удвоиться. Вероятно, малыш начнет фиксировать взгляд на предмете, у него начнут появляться мимические реакции. Мама должна особенно тщательно ухаживать за младенцем: одевать его по погоде, не допуская переохлаждения или перегрева, регулярно проветривать комнату, не давать подолгу спать в одной и той же позе.

  • 4-й месяц

Самое время для массажа. В этом возрасте младенец способен удерживать головку, улыбаться и задерживать на чем-то взгляд. Если подобного не происходит, то нужна консультация врача. Возможно, понадобятся дополнительные обследования. С ребенком нужно гулять длительное время.

  • 5-й месяц

У малыша приходит сильное напряжение ручек и ножек. Он двигает конечностями, улыбается, издает различные звуки, реагирует на шум, поворачивая голову, пробует захватить игрушку.

  • 6-й месяц

Вес к полугоду должен утроиться. Игрушку карапуз держит уверенно, он радостно смеется и гулит. Ориентируется на звук, даже если его источника нет в поле зрения. Дети, рожденные после 34 недели, способны к этому моменту догнать ровесников.

Не стоит торопить события и преждевременно усаживать малыша или ставить на ноги. Это может повредить неокрепшему позвоночнику.

  • 7-й месяц

Теперь за ребенком нужен глаз да глаз - он учится переворачиваться. Нельзя оставлять его на диване или родительской кровати одного. Идет активное психоэмоциональное развитие. Он начинает узнавать близких людей, различает предметы, с удовольствием играет и много гулит. Может пробовать ползти, взрослым стоит стимулировать эти попытки.

  • 8-й месяц

Малыш все больше двигается. Он пробует разные позиции, старательно подползает к заинтересовавшей его игрушке по-пластунски или на четвереньках, пробует сесть. Если мама попросит подать определенную вещь, то карапуз способен это сделать. Гуление все так же активно. Можно приучать к кормлению с ложечки.

  • 9-й месяц

Мышцы ребенка становятся все более сильными. Теперь он может сесть, хотя, скорее всего, ему пока нужна для этого опора. Также он пробует вставать на ножки, придерживаясь за что-либо. Следить за малюткой в это время нужно обязательно, из-за неуклюжести возможны частые падения.

  • 10-й месяц

Теперь у малыша хорошо получается стоять и даже понемногу ходить, придерживаясь за опору. Он проводить манипуляции с разными предметами, с интересом играет матрешками и вкладышами. Узнает свое имя, появляются новые звуки и даже слова. Стоит делать упражнения для речевого развития, много разговаривать с ребенком, читать стихи.

  • 11 месяцев

Карапуз свободно передвигается ползком, садится, когда захочет, учится стоять и делать первые шаги. Его интересуют логические игрушки. Прогрессирует и речь: появляются звукоподражания животным, малыш способен выполнять простые просьбы взрослых.

  • 12 месяцев

До года ребенок нагоняет своих сверстников по физическому и психическому развитию. Вес и рост лишь незначительно отличаются. Хотя если он был глубоко недоношен, то может потребоваться больше времени.

Как помочь полноценно развиваться преждевременно рожденному малышу?

Чтобы развитие недоношенного ребенка происходило согласно нормам, о нем надо усиленно заботиться. Тактильный контакт с мамой особенно важен для таких детей, он хорошо влияет на нервную систему. Необходимо поддерживать в помещении подходящий температурный режим и одевать малышей соответственно погоде. У них еще плохо работает система терморегуляции, а потовые железы еще не функционируют. Чтобы уберечь их от респираторных заболеваний, стоит ограничить в первые месяцы круг общения.

Важно обеспечить хорошее питание для новорожденного, ведь ему надо интенсивно наращивать вес и рост. Лучшая еда для недоношенного ребенка - это материнское молоко. Его проще переварить. Кроме снабжения питательными веществами грудное молоко помогает в выработке иммунитета, защищая малыша. Маме лактацию может быть непросто наладить, особенно когда грудничок так слаб, что у него не получается сосать, или находится в палате интенсивной терапии. Но существует множество примеров того, что регулярное сцеживание способствует выработке молока в достаточных количествах. При желании получится добиться длительного вскармливания, так необходимого младенцу. Также могут понадобиться специальные добавки, чтобы новорожденный получал все нужные витамины и микроэлементы.

Родители должны помогать ребенку нормально развиваться. Этому способствуют следующие условия.

  • Длительные прогулки на свежем воздухе. Если погода позволяет, то на улице рекомендуется проводить не менее 3 часов.
  • Массаж. Необходимо ежедневно проводить массаж и гимнастику самостоятельно, а каждые 2 месяца обращаться к профессионалам. Особенно важно делать это в течение первого года.
  • Много времени проводить с малышом: разговаривать, петь песни и рассказывать стихи, почаще брать на руки и выкладывать к себе на живот.
  • Выполнять рекомендации врача: проходить вовремя обследования, при необходимости принимать назначенные лекарства.

Даже при четвертой степени недоношенности у новорожденных хорошие шансы на полноценное развитие, хотя сначала им придется побыть в больнице. До года происходит нормализация работы всех органов и систем. Постепенно малыши восстанавливаются, набирают вес и нагоняют других детей.

Дети, родившиеся недоношенными, отличаются некоторыми особенностями по сравнению с доношенными малышами . Родителям нужно знать о них:

Недоношенные дети требуют особого ухода . При правильной заботе из них вырастают вполне здоровые мальчики и девочки. Они практически не отстают в развитии, однако развиваются по своей схеме. Природой им заложена задача в будущем догнать, а когда и перегнать своих доношенных сверстников. Поэтому в первый год жизни дети, родившиеся раньше срока, увеличиваются в весе и росте быстрее, чем доношенные детки.

Точная таблица для мальчиков и девочек по месяцам

Возраст Диапазон прибавки веса у девочек, гр Диапазон прибавки веса у мальчиков, гр Средняя прибавка роста, см
1 месяц 400-900 400-1200 3-3,5
2 месяца 400-1300 400-1500 3-3,5
3 месяца 500-1200 600-1300 3-3,5
4 месяца 500-1100 400-1300 2,5
5 месяцев 300-1000 400-1200 2,5
6 месяцев 300-1000 400-1200 2,5
7 месяцев 200-800 200-1000 1,5-2
8 месяцев 200-800 200-800 1,5-2
9 месяцев 100-600 200-800 1,5-2
10 месяцев 100-500 100-600 1
11 месяцев 100-500 100-500 1
12 месяцев 100-500 100-500 1

Шкала

Неонатологи выделяют 4 степени недоношенности детей:

Важно! Степень недоношенности ребенка определяют не только по его весу, а еще по степени развития органов. Иногда бывает, что дети с весом 2000 грамм рождаются значительно зрелей тех, что родились с массой 2500 грамм.

В первый год жизни разница в развитии с доношенными детьми составляет примерно 1-3 месяца . Это зависит от степени недоношенности крохи, а также генетическая предрасположенность ребенка. Примерно к 6 месяцам они начинают догонять своих сверстников.

Что и во сколько должны уметь умеренно недоношенные новорожденных по месяцам до года, когда начинают держать голову самостоятельно:

Что должны уметь малыши 3 и 4 степени с рождения до года?

Эти дети отличаются в своем развитии не только от доношенных детей, но и от умеренно недоношенных. Хорошо это видно в первые месяцы жизни. В это время ребенку особенно нужна медицинская поддержка и забота родителей. При правильном отношении к году малыш практически не отличается от других детей.

Как развиваются после 1 года: этапы

После года недоношенный ребенок внешне мало отличается от своих сверстников, но психоэмоциональное развитие будет отставать. Новорожденные, которые родились раньше срока, имеют свои особенности адаптации даже после года.

Врачи отмечают такие особенности:

  1. более позднее формирование речевого аппарата, неправильное произношение звуков, возможно, будет необходимость обратиться за помощью к логопеду;
  2. дети более плаксивы, капризны;
  3. хуже происходят процессы познания окружения и запоминания информации;
  4. недоношенному ребенку сложнее принять что-то новое, привыкнуть к новым людям.

Внимание! Полная зрелость недоношенного ребенка формируется обычно в 2-3 года. Раньше этого срока родителям не стоит паниковать. Но если этого не происходит к 3 годам необходимо обращаться за помощью к специалистам.

Малыш, который родился раньше срока, требует к себе особого внимания. Каждый набранный грамм – маленькая победа. Родителям необходимо строго контролировать вес малыша . Для этого может понадобиться приобрести электронные весы и взвешивать ребенка каждый день.

Выписывая недоношенного ребенка, врачи дают ряд рекомендаций по поводу ухода и питания малыша. Родителям следует четко придерживаться инструкций. Также следует помнить, что ребенок развивается по своей схеме, в зависимости от его степени недоношенности.

Степень недоношенности определяется, учитывая количество недель беременности и вес новорожденного.

Последствия

Невозможно точно определить, какие проблемы ожидают недоношенного младенца в будущем. Одни развиваются не хуже обычных детей, другие – частично или сильно отстают от своих одногодок.

На прогноз сильно влияет то, насколько рано ребенок родился . Из-за преждевременного рождения, малыш не может достигнуть необходимого развития в утробе матери.

Кроме возможных неприятностей при рождении, ребенок сталкивается с последствиями в будущей жизни. Часто им сопутствует болезненность и слабость. Зависимо степени недоношенности, могут возникнуть нарушения, ограничивающие способность жить и развиваться без помощи врачей:

Данные нарушения могут вызвать ряд осложнений, требующих быстрой диагностики и своевременной помощи:

  • открытый артериальный проток (у нормальных деток он закрывается на момент рождения);
  • отсталое умственное развитие, внутричерепное кровоизлияние, некротический энтероколит и др.

Дети, рожденные на 24-26 неделе более подвержены запоздалому двигательному и умственному развитию . Часто возникает церебральный паралич. Младенцы, рожденные на сроке, менее 28 недель, зачастую подвергаются ретинопатии (болезни с поражением зрения).

Большая часть психомоторных навыков у недоношенных малышей появляется с отставанием, что чаще выражено у детей, рожденных с массой тела менее 1500 граммов.

Показатели психомоторного развития быстрее сравниваются с доношенными детьми, чем показатели веса и роста. Для более эффективного развития, необходим индивидуальный комплекс занятий (гимнастика, речь, массажи и пр.).

7 месяцев (27-31 недель)

На данном сроке (27-31 недели) малютки имеют вес 1500-2000 граммов , большая часть из них также нуждается в помощи.

Ребёнок 7 месяцев находится в инкубаторе с определенной влажностью и температурой, где проводятся необходимые анализы и предоставляется медикаментозная поддержка.

Когда малыш достигает веса в 1700 граммов, его переводят в специально подогретую кроватку. С весом от 2000 граммов ребенок не нуждается в особенных условиях.

Семимесячных детей, преждевременно появившихся на свет, могут ожидать такие проблемы, как :

  • дефицит питания, замедленный рост, сепсис;
  • дистресс-синдром, гемолитические заболевания;
  • нарушенный церебральный статус, ядерная желтуха и др.

6 месяцев (22-26 недель)

Недоношенные дети, рожденные в 6 месяцев, обычно имеют вес тела от 1 до 1,5 килограмма.

Для ухода за ребенком 6-ти месяцев используют ИВЛ, дают кислород искусственно, питание вводят при помощи зонда и в вену.

Для скорейшего развития вводятся гормональные препараты, аминокислоты, глюкоза и др.

Шестимесячных детей, преждевременно появившихся на свет, могут ожидать такие проблемы, как :

  • частые соматические нарушения;
  • деформации и врожденные отклонения в развитии;
  • заболевания дыхательных и кроветворных органов;
  • болезни эндокринной и пищеварительной систем, нарушенный обмен веществ.

5 месяцев (18-21 недель)

Малыш весит меньше 1000 граммов , рождаются такие недоношенные дети в менее 5% всех случаев. Они часто нуждаются в медицинской помощи и искусственной поддержке дыхания.

Даже при условии тщательного выхаживания, многие из них становятся инвалидами и имеют большое количество осложнений.

Пятимесячных детей, преждевременно появившихся на свет, могут ожидать такие проблемы, как :

  • эндокринные болезни, расстройство питания, рахит;
  • гипотрофия, острый бронхит, пневмония;
  • болезни органов дыхания, кровеносной системы.

Смотрим видео о том, какие шансы дозреть имеет недоношенный ребенок, а также последствия преждевременных родов:

Проблемы в будущем

Если у новорожденного недостаточный вес, он нормализуется при достижении 1-2 лет . Психическое здоровье будет нормально развиваться через 2-3 года, в некоторых случаях – в 5-6 лет.

Маленькое чудо, родившееся раньше срока физиологического вынашивания с наименьшей массой, в акушерстве зовется недоношенным младенцем. Такие детки проходят множество испытаний и порой ведут настоящую борьбу на право выжить.

Физическое развитие недоношенных детей: таблица

То, как происходит развитие недоношенного ребенка по месяцам до года, наглядно представлено в таблице.

Вес, рост согласно степени недоношенности
1 степень 2 степень 3 степень 4 степень
Вес (гр) Рост (см) Вес (гр) Рост (см) Вес (гр) Рост (см) Вес (гр) Рост (см)
1 месяц 300 3-3,5 200 3,5-3,8 200 3,5-3,8 190 4,0
2 месяц 800 3,5 800 3,9 600 4 400 3,5
3 месяц 800 3,5 800 3,5 700 4,2 700 2,5
4 месяц 900 3,3 800 3,8 700 3,8 600 3,5
5 месяц 700 2,3 800 3,3 800 3 700 3,6
6 месяц 700 2 700 2,3 900 1,6 500 3,6
7 месяц 700 1,6 600 2,3 600 1,6 500 2,5
8 месяц 700 1,5 700 1,8 600 1,6 500 2,5
9 месяц 700 1,5 700 1,8 500 1,6 500 1,5
10 месяц 400 1,5 400 0,9 500 1,7 450 2,5
11 месяц 400 1,0 500 1 300 0,6 500 2,2
12 месяц 300 1,2 400 1,5 300 1,2 450 1,7

Определив, какое физическое развития малыша в норме, поговорим о психомоторном развитии ежемесячно.

Календарь развития недоношенных детей по месяцам

1-й месяц

Родители должны понимать, что психомоторное развитие недоношенного малыша первого года жизни отличается от деток, которые родились в срок. В первый месяц кроха, как правило, основное время проводит в спящем режиме. Это часто пугает родителей, но следует помнить о незрелости всех органов и систем ребенка, а особенно центральной нервной системы, что порой и является причиной сниженных рефлексов, включая чрезмерную сонливость.

2-й месяц

Второй месяц жизни недоношенного ребенка характеризуется возможными изменениями состояния здоровья малыша: патологические изменение психомоторного состояния, судорожный синдром и т.д. Родители должны быть внимательны к любым изменениям и своевременно обращаться к врачу. В этот период прибавка в весе намного ощутимее, чем в предыдущий месяц.

3-й месяц

Этот период характеризуется следующими навыками малыша:

  • он начинает фиксировать взгляд;
  • он делает неловкие попытки поднятия головы;
  • он реагирует на шум, тактильный контакт.

4-й месяц

Малыш уверенно поднимает голову и удерживает ее на короткий период. Издает звуки, пытается захватить игрушку, удерживая ее на несколько минут. Появляется симптом гипертонуса, который подается корректировке с помощью квалифицированного массажа.

5-й месяц

Рефлексы совершенствуются, малыш удерживает игрушку на долгое время, следит за движением предмета и фиксирует взгляд, поворачивает голову на звук.

6-й месяц

В этот период своей жизни малыш значительно прибавляет в весе. Поворачивается со спины на животик. Узнает близких, проявляет эмоции радости, улыбается, лепечет.

7-й месяц

Это время характеризуется следующими моментами:

  • малыш уверенно сидит;
  • улыбается осознано;
  • лепечет;
  • держит уверенно игрушку;
  • начинают прорезываться первые зубы.

8-й месяц

Месяц довольно насыщенный - малыш начинает самостоятельно изучать окружающий его мир, пытается ползать и дотянуться до заинтересовавшего его предмета. Возможно появление первого зуба. Ребенок различает интонацию речи взрослого: на более резкий тон может расплакаться, при мягком тоне проявляет радостные эмоции.

9-й месяц

В этом возрасте малыш уже окреп и в зависимости от степени недоношенности нагоняет своих сверстников, рожденных в срок, в психомоторном развитии. Он хорошо ползает, сидит, захватывает предметы, проявляет эмоции.

10-й месяц

В 10 месяцев малыш может делать попытки к первым шагам с помощью взрослых. Продолжается прорезывание зубов.

11-й месяц

Этот период жизни малыша насыщен новыми навыками, он может делать первые шаги самостоятельно, держать свою ложечку или кружку.

12-й месяц

Как правило, к году ребенок развивается согласно критериям психомоторного и физического развития доношенных детей. Однако бывают и некоторые отклонения, которые зависят от срока рождения, патологий и правильности реабилитации в течение первого года жизни.

Порой дети, рожденные с очень маленьким весом и с низкими шансами на выживание, при правильной реабилитации делают грандиозные успехи в развитии и ничем не отличаются в дальнейшем от своих сверстников. Необходимо помнить, что недоношенные детки относятся к группе риска и требуют особого медицинского наблюдения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!