Национальный праздник Ысыах – символ якутской культуры. Родные просторы Новый год у якутов

Ысыах - обряд кропления - вошел как один из определяющих слагаемых в якутский календарный праздник - праздник расцвета природы.

Хоровод осуохай- Этот архаичный танец возник из коллективных движений-поклонов. Круговой танец - ритмическое сопровождение пения семисложных стихов. Слово «ункуу» - «танец» - происходит от глагола «унк» - «молиться», «поклоняться». Участники праздника, взявшись за руки, чувствовали положительную биоэнергию друг друга, и этот положительный импульс уже кодировал сам ритуал.В июньские дни вся Якутия отмечает Ысыах - светлый праздник народа Саха.

Предания утверждают, что первый ысыах был устроен Эллэй Боотуром. Он прибыл в долину Туймаада приблизительно в 1128-1130 годах. Приведем текст, записанный ученым Г.В.Ксенофонтовым со слов жителя Кангаласского улуса в 1921 году: “Эллэй налил кумыс чорон, положил туда куски масла, стал ногой на подстилку из конской кожи и, обратившись лицом на восток, поднял чашу вверх. Затем подошел к огню и вылил трижды на него из чаши немного кумыса в качестве угощения Юрюн Айыы Тойону. Слегка повернулся по солнцу правее и поднял свою чашу в честь Хомпоруун Хотой Айыы и также троекратно полил кумыс в огонь. Дальше, повернувшись еще правее, держал чашу, именуя Джесегей Айыы Тойона. Всего поднимал чашу семь раз. Когда Эллэй совершал обряд, люди видели белую птицу, которая кругами парила под облаками над урасой. Так вот до теперешней поры якуты, впервые научившись от Эллэя, имеют обыкновение поднимать чашу и поминать Айыы Тойона”.

На Ысыах люди приходят с добрым сердцем и чистой душой. Никто из его участников не должен был принести отрицательный заряд. Иначе люди верили, что ритуал мог оказаться недействительным и даже нанести вред.

В старину день ысыаха признавался как якутский новый год. Народ славил приход лета и плодородие земли, готовился к сенокосу, ведь именно на нем хозяйство содержалось всю зиму. Когда якуты жили аласами, богатые устраивали праздник для всех земляков. В этот день забивали скот, готовили кумыс из кобыльего молока, мудрые старцы пели олонхо, дюди вставали в круг танца осуохай. Мужчины соревновались в силе и ловкости, сильнейшие завоевывали призы, походили конные скачки. Смысл ысыаха заключался в том, что в этот день народ объединялся, невзирая на то богат он или беден.

В начале 90-х годов ысыах объявлен государственным праздником Якутии. Сейчас он символ единения, праздник дружбы всех жителей многонациональной республики.

Национальный праздник Ысыах- это уникальное духовное богатство народа Саха, символизирующее торжество жизни и природы на земле Олонхо. Это праздник, который отражает традиционную картину мира и мировоззрение саха, праздник, которого все с нетерпением ждут весь год. В нем ярко проявляются весь национальный колорит и фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка, обряды и обычаи, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ремесла и архитектура, народная философия.

В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь - сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной.Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной- девять ветвей Священного дерева Аар Кудук Мас источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику.

Рядом сэргэ обычно устраивают круг - тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В ценре тюсюлгэ распологают алтарь в виде миниаюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.

Кумыс в представлении Саха является священным напитком и символом илгэ - белой благодати изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров.

Это главный сакральный символ на празднестве Ысыах. На Ысыахе существовало строгое правило: отведать свежий кумыс собравшимся на праздник разрешалось лишь после главного молитвенного обращения к божествам и духам и кропления кумысом. Кумыс как пища богов на празднике - это прямая диалогическая связь между людьми и сферой высших божеств айыы.

Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда.

Праздник начинается с древнего ритуала - окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Исполняет алгысчыт.

Ысыах состоит из нескольких частей: - церемония открытия праздника, куда входят обряд очищения местности и распитие кумыса. В сопровождении девяти юношей и восьми девушек в центр тюсюлгэ входит алгысчыт. Он обращается к верховным божествам, заклинает их о ниспослании всем собравшимся благополучия и процветания. На заключительные слова алгысчыта все встают и поднимают руки вверх, повторяя вслед за ним “Уруй! Айхал! Туску!”. Юноши и девушки преподносят чороны с кумысом гостям.

Осуохай - обрядовый танец должен состоять из девяти кругов, символизирующих Солнце.

Осуохай — традиционный хороводный круговой танец якутов. Во время него танцующие, взяв друг друга за руки перемежаются с ноги на ногу двигаясь в неторопливом темпе. Темп движения непостоянный, регулируется ведущим и ускоряется на припеве. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен и регулирование темпа движения хоровода.

В 2012 году на национальном празднике якутов ысыах, был установлен рекорд Гинесса по количеству людей одновременно исполняющих танец.

Якутские национальные виды спорта на праздновании Ысыаха

Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку - кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай - якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюся (мясными лытками) и ценными подарками.

Якуты - большие любителя конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.

Кроме того, ысыах празднуется два дня. В ночь с первого на второй проходит обряд встречи солнца. Считается, что с первыми лучами восходящего солнца происходит магическое сближение мира людей и мира богов. Через лучи люди заряжаются энергией и силой.

Слово Ысыах означает «изобилие». Якутский Ысыах - самый главный праздник в Якутии, он связан с культом солнечных божеств, плодородия. Между 10 июня и 25 июня (дата каждый год меняется) в столице Якутии – городе Якутске отмечают приход тепла и возрождение природы - национальный праздник «Ысыах Туймаады». Во время этого праздника у туристов есть возможность понаблюдать за традиционными молениями, увидеть скачки и попить настоящий кумыс.

Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов - делить год на две половины, а сам Ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.

Праздник Нового года был тесно связан со временем приплода скота и изобилием мяса, молока и молочных продуктов. В этом отношении и якутский Ысыах представлял собой скотоводческий праздник, в котором ярко отразились изменения, происходившие в хозяйственной деятельности якутов. Ысыах был приурочен к той поре, когда вдоволь было молочной пищи и мяса и можно было дать себе короткий отдых перед сенокосом.
Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай , означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям.

Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника - обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока - кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.

По якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день - первый день солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального праздника Ысыах - встрече Нового года.

В довоенное время Ысыах проводился 22 июня - в день летнего солнцестояния. После1941года, по нравственным соображениям (дата Ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 1941-45 гг.) Ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.

Что нужно обязательно сделать на Ысыахе:

  1. СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ЖЕНЩИНА ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА НАДЕТЬ НОВУЮ ОДЕЖДУ.Прийти на праздник в старом или обыденном – нонсенс. Если нет возможности каждый год шить новое платье, то в наряде должна присутствовать какая-то свежая деталь, ранее неиспользованный аксессуар, украшение – сережки, ожерелье, илин кэбиhэр – все, что угодно. И это правильно – природа наряжается во все новое, и женщина, как символ обновленной матушки-Земли, тоже. В советские времена приходилось слышать, как иные женщины, собираясь на праздник, горько шутили – в этом году ничего нового на мне нет, зато мысли у меня новые, не то, что в прошлом году. Ну что ж, тоже выход. Главное, понимание, зачем это и для чего.
  2. ПОСЕТИТЬ В НАЧАЛЕ ПРАЗДНИКА АЛГЫС (БЛАГОСЛОВЕНИЕ).Думаем, что не надо объяснять почему.
  3. ВСТУПИТЬ В ХОРОВОД И ПРОЙТИ С ТАНЦУЮЩИМИ ХОТЯ БЫ ОДИН КРУГ. Земле же не лень было сделать один оборот вокруг солнца? Кроме того, считается, что участие в осуохае заряжает энергией на целый год. Может, поэтому в иных улусах его танцуют несколько суток подряд при большом стечении народа.
  4. ВСТРЕЧА СОЛНЦА.Приветствуя появление земного светила в утро его наибольшей силы, ловя ладошками первые лучи, мы устанавливаем связь с Космосом и поклоняемся Создателю. Можете в этот момент просить все, что угодно – разумеется, искренне и с верой.
  5. КУМЫС И МЯСО – ПОПРОБОВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО, В НАСЛЕГАХ ИХ РАЗДАЮТ ВСЕМ.Никто не должен остаться голодным, даже если пришел без денег. Вообще оказаться на Ысыахе без денег – нехорошо. Это как в Новый год сидеть без шампанского. Можно. Но не канонично. Многие специально откладывают деньги, урезая свой бюджет, чтобы потратить их на Ысыахе. Необходимо попробовать остальные якутские блюда, купив их там же. Иногда шутят, что «Ысыах» означает не столько «окропление», сколько «разбрасывание» («ыс») – в первую очередь, денег.

Конные скачки, концерты, спортивные соревнования, развлечения и многое другое, из чего состоит Ысыах – факультативно. А теперь о запретах.

Что запрещено на Ысыахе:

  1. НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ПЬЯНЫМ НА ЫСЫАХЕ– Айыы (светлые божества) огорчаются.
  2. В ДНИ ЫСЫАХА НЕЛЬЗЯ СЕРДИТЬСЯ, РАЗДРАЖАТЬСЯ, ССОРИТЬСЯ– по той же причине.
  3. ПО НЕИЗВЕСТНОЙ ПРИЧИНЕ СУЩЕСТВУЕТ ЗАПРЕТ НА ПРИСУТСТВИЕ НА ЫСЫАХЕ СОБАК.Это старинный обычай.
  4. «ЧЕРНЫМ ШАМАНАМ» ЗАПРЕЩЕНО ПОСЕЩАТЬ ЫСЫАХ.Тоже из глубин веков.
  5. НЕ ОТКАЗЫВАЙТЕСЬ ОТ УГОЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЯ, ВЕСЕЛЬЯ!

«На Ысыахе давалась уникальная возможность «прорыва» своей судьбы: человек на празднике творения Вселенной и человека как бы «стирал» свое прошлое и переигрывал заново судьбу».

17 июня на территории музея-заповедника «Коломенское» состоится традиционный национальный государственный праздник якутского народа — Ысыах.

На этот раз Московский Ысыах обретет ледяное дыхание Полюса Холода — яркий колорит, самобытность и дух национального праздника Ысыах в Москве представит внушительная делегация посланцев из Верхоянского улуса — мирового Полюса Холода, единственного места постоянного проживания человека на планете, где зафиксированы самые низкие температуры за всю историю наблюдений.

Верхоянцы представят культуру якутского народа лучшими танцевальными коллективами, мастерами фольклорных жанров, народными умельцами и уникальными блюдами национальной кухни.

Впервые Ысыах заявил о себе в столице десять лет назад, в год 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства. Тогда в честь этой даты в Коломенском было установлено памятное Сэргэ — свидетельство многолетней дружбы и единства народов России, символ гостеприимства. Сегодня поляна у Сэргэ в Коломенском — ежегодное место встречи якутян, москвичей и гостей столицы во время празднования Ысыаха.


Каждый Ысыах в Москве — уникален, неповторим и незабываем, неслучайно он собирает тысячи гостей и участников. В этом году он посвящен знаменательной исторической дате — 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства.

Программа, как всегда, очень насыщена и привлекательна. Конечно, особый интерес у гостей Ысыаха вызывает национальная обрядовая церемония, которую проводит алгысчыт из Якутии: он разжигает огонь, взывая к светлым богам Айыы снизойти к людям милостью. Это действо, по обычаю, проводится в часы самого высокого солнцестояния — с 11 до 12 часов дня.

Впервые на Московском Ысыахе пройдет Фестиваль фольклорных жанров, который объединит профессионалов и любителей игры на хомусе, исполнителей тойука и чабыргах.


Неотъемлемой частью национального праздника встречи лета являются спортивные состязания по якутским видам спорта. Традиционно на Московском Ысыахе пройдет турнир по мас-рестлингу, боотуры будут соревноваться в якутской борьбе хапсагай, в якутских прыжках и вертушке.

Пожалуй, только на якутском Ысыахе можно увидеть весь цвет национальных костюмов народов, населяющих Россию, в национальных костюмах придут на праздник гости из других республик и стран мира. Грандиозным событием станет и гала-концерт с участием мастеров искусств Якутии и республик Российской Федерации.

Неизменный интерес гостей праздника вызывает «Город мастеров» — выставка-продажа изделий народных промыслов, сувенирной продукции, ювелирных украшений и изделий из природных материалов — меха, конского волоса, дерева, бивня мамонта и другие. В этом году гости Московского Ысыаха станут участниками мастер-классов по изготовлению изделий народных промыслов.


Национальная кухня — непременный атрибут празднования Ысыаха. В Коломенском гости Якутии смогут попробовать якутские оладьи, жеребятину, напиток кумыс и знаменитую якутскую рыбу.

Во все времена Ысыах гордился своим осуохаем. Осуохай на Московском Ысыахе — особый ритуал. Все гости праздника выстраиваются в огромный «жизненный круг», завершая грандиозное празднование древнего праздника народа саха.

Программа праздника:

Поляна «Сэргэ»

  • 11:00–12:30 — Открытие праздника, церемония благословения Алгыс, праздничный хоровод «Осуохай».
  • 15:00 — Фестиваль фольклорных жанров «Саха сайына» (якутские скороговорки чабыргах, хоровод осуохай, игра на хомусе).
  • 18:00 — Заключительный осуохай «Хоровод дружбы», закрытие праздника.

Спортивные поляны «Игры Боотуров»

  • 12:05 — Торжественное открытие спортивных соревнований.
  • 12:15–17:00 — Спортивные состязания по якутским национальным видам спорта (хапсагай, якутские прыжки, якутская вертушка).
  • 12:20–17:30 — Открытый Всероссийский турнир по мас-рестлингу.
  • 17:30 — Награждение победителей.

«Концертное түhүлгэ»

  • 13:00–15:00 — Концертная программа «Урун тунах ыьыагынан!» («С прекрасным праздником!»).
  • 15:00–16:00 — Гала-концерт «В семье единой народов» с участием творческих коллективов г. Москвы и Московской области, регионов России.
  • 16:00–18:00 — Праздничное шоу — концерт «Таастаах Дьааныттан Эҕэрдэ!» («Поздравления с каменистых берегов Яны»), конкурс «Уьун суьуох» («Длинная коса»), дефиле в национальных костюмах «Краски Туймаады».

Поляна «Сардаана»

  • 13:30–17:00 — Конкурсы, игры и викторины для детей «Кустук» («Радуга»).

Площадь «Город мастеров»

  • 10:30–17:00 — Выставка-ярмарка изделий народных промыслов, сувениров и ювелирной продукции, мастер-классы по изготовлению изделий народных промыслов.

Ысыах (як. Ыһыах) - день празднования Нового Года в Якутии, Праздник Лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками.

Жители российской Республики Саха (Якутия) празднуют Новый Год дважды, вместе со всеми россиянами - зимой, и еще по древней традиции - летом. Якутия - крупный регион Сибири, почти половина ее территории расположена за Северным полярным кругом. Зимой здесь температура порой опускается до минус 60 градусов, а лето очень короткое. Оно наступает в конце июня. Именно на это время и приходится праздник.

Якутский Ысыах (дословно можно перевести как изобилие) связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. В довоенное время Ысыах проводился 22 июня - в день летнего солнцестояния. После 1941 г., по нравственным соображениям (дата Ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 1941-45 гг.) Ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.

Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов - делить год на две половины, а сам Ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.

Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.

Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима, - говорит она. - И единственная возможность встретиться всем родом - это здесь». Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника - обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока - кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека. Учитывая все эти планы, было принято решение посвятить республиканский национальный праздник Ысыах героическому эпосу "Олонхо" – шедевру устного нематериального наследия человечества. Одновременно с республиканским Ысыахом 1-4 июля в с. Сунтар пройдут IV Спортивные игры народов Республики Саха(Якутия).

Ответы Вице-президента республики А.Акимова на вопросы пресс-центра IV Спортивных игр народов РС (Я).

– Александр Константинович, не могли бы Вы рассказать о значении Ысыаха, который в этом году посвящен Олонхо, и в чем его отличие от других подобных мероприятий? – Прежде всего, тем, что в этом году республиканский Ысыах посвящается нашему эпосу Олонхо и, тем самым, открывает 10-летие Олонхо, объявленное Указом президента республики. Значение и важность этого мероприятия продиктованы тем, что в конце прошлого года многолетняя исследовательская работа якутских ученых, специалистов увенчалось признанием всем мировым сообществом нашего олонхо – как шедевра всечеловеческого масштаба. Это воплощение в жизнь мечты не одного поколения нашей интеллигенции, ученых, писателей, художников, изучавших и занимавшихся осмыслением эпоса Олонхо. Не зря говорят, что в Олонхо заключены мудрость, философия нашего народа, мудрость веков. И мы вступаем в XXI век с этого символического акта. Этим летом нашу республику посетит генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. Мы обсудим с ним дальнейшие шаги по сохранению и изучению олонхо, другие проекты. Этот визит важен для нас как еще один пример поддержки мировым сообществом нашего культурного и духовного достояния. Игры народов, включаясь в общую программу, канву этого мероприятия, становятся еще более весомыми и значительными. Богатыри Олонхо были такими же сильными, выносливыми, что и наши современные спортсмены. Ведь в Олонхо описаны и состязания в силе, ловкости. Этим я хочу подчеркнуть, что стремление к физическому совершенству было в крови наших предков. Олимпийские медали Романа Дмитриева, Павла Пинигина, Александра Иванова и других наших выдающихся спортсменов – вот откуда берут свое начало! – Не случайно местом проведения выбрано село Сунтар? – Да, можно так сказать. В Сунтаре, по мнению многих наших исследователей, ученых, общественности, наиболее полно сохранились вековые традиции и культура народа саха, в частности, каноны проведения национального праздника Ысыах и хороводного танца Осуохай. Благодаря подвижническому труду Сергея Афанасьевича Зверева – Кыыл Уола были приумножены народные традиции. Пора вернуться к истокам, привлечь сам народ к участию в мероприятиях праздника, возрождать вековые традиции народного единения. Об этом говорилось на последнем заседании Оргкомитета в Сунтарах, например, Андрей Саввич Борисов подчеркивал именно эти моменты. И я согласен с ним. Сунтарский улус – родина Тимофея Степанова, нашего знаменитого художника. Темой многих его работ были сюжеты Олонхо. Имена просветителя и мецената Георгия Терешкина, народного писателя Леонида Попова, поэта Кюндэ, династии Самсоновых широко известны якутянам. – Сунтар славится и своими именитыми спортсменами… – Да. Любители спорта, вольной борьбы знают и почитают имена первых наших чемпионов Альберта Захарова, Владимира Данилова, Семена Зедгенизова, Алквиада Иванова, Петра Попова и других. Это целая эпоха в спорте! Александр Иванов, наш третий участник Олимпийских Игр, родом из Сунтарского улуса и этим летом его родина примет участников Игр народов Якутии. – Сунтар знаменит еще и своими музеями… – Музеи наших выдающихся педагогов, краеведов Бориса Андреева, Георгия Бессонова, Николая Иванова когда-то гремели не только по республике, но и на весь Союз ССР. И потому сегодня к приему гостей готовятся и организаторы туризма. Разработаны туристические маршруты: Крестях – Тойбохой – Сунтар – Эльгяй – Кутана – Ыгыатта. Не стоит забывать, что первый алмаз был найден, а первый бриллиант был огранен на земле Сунтарской. Разве не интересен этот факт для развития туризма! – Во время проведения Международных спортивных игр "Дети Азии" в г. Якутске, III Спортивных игр народов Якутии в п. Хандыга Томпонского улуса и XVII Спартакиады по национальным видам спорта на призы Василия Манчаары в с. Майя Мегино – Кангаласского улуса участников размещали по объектам образования и культуры. Производили капитальный и текущий ремонт зданий, озеленяли и облагораживали территории. Объекты получили "вторую жизнь", качественно улучшилась социальная инфраструктура районов… – Этот уникальный опыт оправдал себя. Игры меняют облик наших сел и поселков. Поэтому предусмотрены работы по ремонту и реконструкции существующих объектов, где будут проходить соревнования и культурные мероприятия, а также места размещения и питания участников и гостей. Хандыга, Майя, Мирный, теперь Сунтар получили и получают обеспеченные всем необходимым спортивные объекты и станут точкой притяжения для спортсменов близлежащих улусов, республики, будут способствовать развитию физической культуры, занятий спортом. Это делается ради молодого поколения. Такова политика нашего президента и правительства по преобразованию села, закреплению молодежи, куда входит программа газификации, строительства сельских школ и больниц. – Любому человеку запоминаются церемонии открытия – закрытия, культурная программа того или иного мероприятия, зрелищность и содержательность которых во многом определяют его успех. На древней земле Олонхо – в Сунтарском улусе, где традиционно проводятся знаменитые ысыахи, наверняка планируется что-то грандиозное? – Культурная программа составлена разнообразно и интересно. Как всегда этим занимаются профессионалы во главе с Андреем Борисовым. Непосредственно над сценарием работает группа во главе с известной поэтессой, тележурналистом Сайа – Натальей Михалевой и молодым, талантливым режиссером Саха театра Сергеем Потаповым. В Программе важное место займут открытие Дома Олонхо, Культурно-этнографического комплекса имени С.А. Зверева, республиканский фестиваль исполнителей Олонхо и республиканский фестиваль запевал национального танца Осуохай. В культурной программе всего примут участие свыше двух тысяч профессиональных работников и членов самодеятельных коллективов. Министерством культуры Республики Саха (Якутия) совместно с Управлением культуры Сунтарского улуса для подготовки культурных мероприятий в рамках проведения Игр утверждена концепция открытия и закрытия IV Спортивных игр народов Республики Саха (Якутия), сценарный план открытия Республиканского ысыаха "Алгыс тўстэниитэ". В культурной программе упор сделан на участие местных коллективов. И не только из Сунтарского улуса, также будут представлены коллективы Мирнинского, Нюрбинского, Верхневилюйского, Вилюйского, Горного улусов, ансамбли "Еркен", "Сандал", "Гулун", труппа Саха цирка из г. Якутска, Национальный театр танца. Примут участие и другие известные артисты и группы. Например, рок-группа "Ай-тал". – Участие каждого жителя улуса, республики в подготовительных работах имеет исключительное значение для проведения таких крупных и значительных мероприятий на должном организационном уровне. Александр Константинович, что бы Вы хотели сказать якутянам? – Вы правы. Якутяне всегда поддерживают проведение республиканских мероприятий, и они становятся самыми настоящими народными праздниками. Возьмите, к примеру, прошлогодние ысыахи Победы. На каком подъеме и энтузиазме прошли! В республике возрождены традиции меценатства. Например, в Сунтаре мы все знаем выдающиеся примеры меценатства: Нина Герасимова, построившая в в улусном центре церковь, Владимир Крыжановский, построивший в Кутане школу. Я назвал только самые крупные их пожертвования. В этом году мы должны воздать дань памяти таких выдающихся деятелей, как Василий Васильевич Никифоров – Кюлюмнюр, Дмитрий Кононович Сивцев – Суорун Омоллоон. Это не просто юбилейные даты, а возможность осмыслить их деятельность, творчество. Ведь они оказали огромное влияние на духовное развитие республики. Мы надеемся на поддержку общественности и всего населения республики. Ысыах Олонхо – это праздник единения и взаимопонимания, дружбы народов, это диалог культур. И всем нам надо объединиться во имя благородных целей и задач национального праздника "Ысыах" и Спортивных игр народов республики и провести их достойно, на высоком организационном уровне! Якутия всегда славилась своими богатыми традициями, северным гостеприимством, доброжелательностью, многовековой дружбой народов, уважением к традициям и истокам. Помните стихи народного поэта Якутии Семена Данилова: Новых дерзаний и новых идей торжества – Древних костров продолженье, итог вдохновенный, Свет несказанный… Как он философски воспел связь времен, преемственность и движение вперед! А еще "быть с веком наравне" – какие строки! Вот этими замечательными словами хочу в завершение пожелать всем якутянам успехов и удач!

В прошлом году. В населенных пунктах Якутии начали отмечать национальный праздник народа саха - Ысыах, ставший в республике всенародным. Администрация каждого муниципального образования самостоятельно определяет дату праздника. Например, в Якутске Ысыах будут отмечать два дня - 24 и 25 июня. Праздник пройдет в местности Ус Хатын. Нынешний Ысыах посвящен героическому эпосу народа саха - Олонхо, который был объявлен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. Праздник имеет глубокие корни, богатые традиции, отличается богатой плаитрой обрядов и ритуалов. Издревле предки якутов собирались на Ысыах в конце июня, перед началом летней страды. Начинается праздник с обряда кормления огня, благословения - алгыса и церемонии кумысопития. Неизменными до сегодняшнего дня остались многие составляющие Ысыаха - украшение тюсюльгэ (площадки), конные скачки, состязания ботуров, обряды очищения, встречи солнца и другие. Традиционно проводятся во время Ысыаха конкурсы запевал осуохая, тойуксутов, олонхосутов, исполнителей на хомусе. В Якутске праздник начнется ранним утром церемонией встречи гостей. На разных тюсюльгэ в этот день будут работать различные выставки-ярмарки: национальной кухни, изделий народных мастеров и ремесленников. Свои концертные номера подготовили все ведущие творческие коллективы Якутии - детские, народные и профессиональные. Большое театрализованное действо "Славься, земля Олонхо!" откроет Ысыах. Ежегодно в Ысыахе принимают участие все национальные общины города, представители различных землячеств и диаспор. Также нынче в рамках праздника пройдут конкурс мантровой песни, фестиваль молодежной культуры, конкурс красоты "Туйарыма Куо", конкурс на самую длинную косу, на лучший национальный костюм. Как всегда, большое внимание привлекут спортивные состязания по якутской борьбе хапсагай, мас-рестлингу, национальным прыжкам куобах, кылы и ыстанга. Самого универсального спортсмена Якутии выявит турнир Игры Дыгына. Одним из любимейших зрелищ гостей Ысыаха являются конные скачки. В этом году призовой фонд соревнований составил около трех миллионов рублей. Всего ожидается шесть заездов на разные дистанции. Традиционно свой приз на дистанции 2000 метров выставляет президент республики Вячеслав Штыров - два миллиона рублей. В ночь на 25 июня начнется программа "Белые ночи Туймады". Молодежь, не обремененная пока браком, готовится к мероприятию под названием "Имэн". Испокон веков во время Ысыаха друзья и родственники знакомили друг с другом молодых незамужних девушек и холостых парней. С некоторых пор это действо возрождено и вызывает большой интерес якутян. С церемонии встречи солнца начнется в три часа утра второй день Ысыаха. Сразу после этого гостей праздника будут угощать блюдами якутской национальной кухни, пройдут различные обряды. В воскресенье будут подведены итоги большинства конкурсов, состоятся церемонии награждения победителей. Завершится праздник обрядом благодарения духов местности Ус Хатын. Ожидается, что на Ысыах в Якутск прибудут почетные гости со всей России и нескольких зарубежных стран, в частности, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков.

Кюн Керсютэ - обряд встречи солнца, одно из главных событий на празднике Ысыах. Момент восхода в первый день солнцестояния якуты считают великим чудом. До войны этот обряд приходился на самый длинный световой день с 21 на 22 июня. Однако после 1941 года по этическим соображениям общий Ысыах сместили на неделю вперед. Теперь его сначала локально празднуют в местных улусах, а потом собирают общий. Согласно официальным данным, в течение последних десяти лет Ысыах посетило около полутора миллионов человек...

Кастрюля с сухим лошадиным навозом называется Тюптэ. Обычно его жгут, чтобы отгонять комаров, но на празднике у этого действия свой смысл, связанный с символом этого Ысыаха - лошадью:

3.

Запах терпимый, но точно не благовония:

4.

5.

6.

В представлении якутов есть три мира: нижний, где живут злые духи, средний, где находятся люди и верхний, где обитают божества. Верхний мир состоит из девяти ярусов и на каждом живет свой бог. На самом верхнем девятом небе обитает главный бог Юрюнг Аар Тойон. Считается, он создал все: и якутов, и землю, и скот. Чуть ниже живет Дьесегеей Айыы, покровитель лошадей. А лошадь - это священное животное, которое почитают в Якутии, как коров в Индии (с той лишь разницей, что якуты не брезгуют жеребятиной):

7.

В этом году Ысыах был посвящен Дьесегеей Айыы. Этот бог посылает людям скотину, но может отобрать и обратно, если прогневается. Помогает вести хозяйство, наделяет человека силой, талантом, мастерством.

Тем временем женщины с горшками стали собираться в группу, а на место обряда вывели лошадь:

8.

9.

Обряд встречи солнца очищает участников праздника от всего плохого и заряжает энергией на год вперед. Люди набирают силу и радуются, что пережили девять месяцев холодов:

10.

Шамана в белом зовут Алгысчыт. Он разводит костер, благословляет людей и желает всего хорошего. Причем во всех подробностях: детей, успехов в хозяйстве и карьере, здоровья скоту и т.д.

11.

Уруй-Айхал - приветственные слова, обращенные солнцу. После каждого пожелания народ многократно повторял за шаманом эту фразу:

12.

В небе стали появляться первые солнечные лучи:

13.

Все моментально вытянули руки к солнцу, продолжая повторять за шаманом приветственные слова:

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Через какое-то время ритуал закончился и всех пустили прикоснуться к шаманскому костру.

21.

Потом все стали собираться на танец осуохай, повторяя слова песни за запевалой Алгысчыта:

22.

В прошлом году именно в этот момент был установлен рекорд Гиннеса, когда одновременно танцевали 15 тысяч человек:

23.

Танец идет по кругу по часовой стрелке и повторяет движение солнца:

24.

Много молодых девчонок и парней:

25.

Причем, напомню, время - пять утра. Не самая подходящая пора для танцев:

26.

27.

Наши девчонки - Нина (слева) и Айта (вторая слева) - тоже пустились в пляс. Кстати, Айта консультировала меня, когда я писал посты про Ысыах, за что ей большое спасибо!

28.

Танцующий в центре - Михаил Куликов, первый заместитель министра по федеративным отношениям и внешним связям Якутии, - даже он присоединился к обряду:

29.

Некоторые складывали сумки в центр и танцевали - прямо как у нас на дискотеках:

30.

31.

32.

Как только солнце появилось, все остановились и вытянули руки. Удивительное зрелище:

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

Затем все пошли к Алтан Сэргэ. Не было никакой очереди, все просто подходили прикоснуться:

41.

42.

43.

Вот такой удивительный праздник. Эта поездка состоялась при поддержке Министерства по федеративным отношениям и внешним связям республики Саха и Министерства предпринимательства и туризма республики. Спасибо!

44.

Кроме праздника Ысыах мы плавали по Лене, забирались и пролетали над Ленскими столбами и отдыхали в баре в вечной мерзлоте. Обо всем об этом в следующих постах!

*Пока я нахожусь без связи в Гренландии, материал публикуется повторно*



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!