Мнемотехника для развития памяти взрослым: упражнения, тренировка. Как развить, улучшить память и внимание человека


Запоминание необходимой информации быстро и надолго - черта, свойственная далеко не всем.

Память устроена так, что человек плохо усваивает скучную информацию, которая не принесёт ему практической пользы в быту.

Но что делать, если запомнить её необходимо, а заучивание не даёт результатов? Начиная с первого класса, детям приходится изучать большие объёмы информации.

Сегодняшняя школьная программа отличается от советской сложностью и насыщенностью. Детям приходится прилагать огромные усилия, что бы ни отставать.

Улучшить память, сделать её безупречной поможет мнемотехника.

Зачем так важно тренировать память человеку?

Помимо школьной программы существует много других причин для того, что бы всерьёз заняться тренировкой памяти.

Физиологические плюсы хорошей памяти Практическая польза Профессии, где необходима хорошая память
Человек, развивающий свою мозговую деятельность, с большей вероятностью будет оставаться в трезвом уме в пожилом возрасте Список покупок не нужно записывать Актёры театра и кино, вынужденные запомнить новые роли и реплики
Запомнив имена новых знакомых и коллег, вы избавите себя от неловкой ситуации при встрече Учителя, преподаватели ВУЗов
Поможет не заблудиться в новой местности Работники спецслужб, агенты
Припоминать друзьям ситуации и фразы давно минувших дней - забавно Полиция
Медицинские работники
Бухгалтеры

Важно! Две трети всех знаний человек получает до 14 лет.

Сюда входят и навыки социального общения, которые ребёнок познаёт в школе и детском саду, знания о жизни и вселенной. Школьная программа дополняет список.

Потом наступает период полового созревания, когда инстинкты берут верх над разумом. Длительность этого периода индивидуальна. Процесс получения знаний уходит на второй план.

Когда период заканчивается, подросток уже выходит из стен школы. Студенческие годы наполнены любовными переживаниями.

Когда в силу вступает половое влечение, человек меньше способен поглощать знания. Половое созревание заканчивается раньше, но возраст репродуктивного здоровья длится до старости. Это обстоятельство не может не отвлекать.

По этой причине влюбившиеся школьники и студенты запускают учёбу, скатываются на тройки.

Описание и характеристика мнемотехники

Мнемотехника - ряд методик и приёмов, позволяющих человеку запоминать большие объёмы информации. Она содержит практические советы для улучшения памяти у детей и взрослых. Существуют тренинги по этой теме.

Эффективность мнемотехники широко распространена сегодня в специализированных учебных заведениях. История её появления уходит корнями в далёкое прошлое.

Интересный факт! Само понятие ввёл в обиход Пифагор. Мнемотехникой пользовался Юлий Цезарь.

Александр Македонский и Аристотель, изучали её для применения в военных целях.

Наши предки, составляя кириллицу, понимали, что если к каждой букве привязать слово, и связать их смысловым значением, запомнить будет проще.

Труды по развитию памяти в разные годы публиковали учёные с мировыми именами:

  • Андреев.
  • Гейссельхарт.
  • Лезер Франц.

Их книги пользуются популярностью и сегодня. Каждый из них предлагает свой способ применения мнемотехник.

Упражнения для развития памяти и внимания у взрослых

Упражнение «Дворец памяти» активно применяют взрослые люди. Он основан на работе фантазии и восприятии зрительных образов. Подойдёт людям с хорошей зрительной памятью.

Принцип заключается в мысленном построении дворца. Человек запоминает каждую комнату, обстановку внутри.

Важно! Когда наступает необходимость запомнить что-то, человек помещает информацию в одну из комнат, привязывая её к определённой обстановке.

Информация хранится внутри. Периодически возвращаясь во дворец, человек будет видеть свою привязку во всех деталях.

Другой метод мнемотехники предлагает связывать осязание и обоняние с объектами, которые нужно запомнить.

Детали запоминаются лучше, если они привязаны к другим органам чувств. Восприятие дольше остаётся в памяти, чем сухие факты.

Приемы улучшения памяти у детей

Если приступить к раннему развитию хорошей памяти у ребёнка, он с большей вероятностью добьётся высоких результатов в школе. Это - залог будущего успеха.

Польза развития памяти у младших школьников:

  • В раннем возрасте дети лучше схватывают информацию.
  • Заученные приёмы мнемотехники станут машинально использоваться на протяжении всей жизни.
  • Освоение трудной школьной программы будет проходить быстрее.
  • Развитие памяти поможет ребёнку в общении со сверстниками, улучшит коммуникативные навыки и работу мозга.
  • Поможет одержать победу в различных интеллектуальных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, тестах.
  • Усилит интеллектуальное развитие и концентрацию внимания, благодаря снижению нагрузки на процесс запоминания.

Все эти аргументы говорят в пользу раннего обучения детей простым методикам запоминания информации.

Если чадо легко справилось с практическим применением детских приёмов, можно приступать к изучению более сложных.

Основным является приём рифмы. Дети лучше запоминают информацию в форме стихов.

Какое правило русского языка взрослые помнят всю жизнь? Ответ: «цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка».

Будь все правила сложены в рифмы, люди стали бы более грамотными.

Улучшить память у детей помогут разные формы игр:

  • Шахматы.
  • Шарады.
  • Графический диктант.
  • Детские карты сокровищ.
  • Головоломки.

Популярные методики запоминания

Методики запоминания основываются на привязке информации к чему-то осязаемому.

Запоминание номера телефона можно провести несколькими способами:

  1. Произнести вслух. Слуховое запоминание поможет вспомнить цифры в течение нескольких минут.

    Что позволит легко перезвонить по номеру, который продиктовал собеседник, не записывая его на листок. Работа кратковременной памяти усилится.

  2. Использование зрительной памяти на цифры с разделением их. Некоторые номера кажутся простыми от того, что в них используются цифры, которые есть в номере нашего дома, дате рождения. Это тренировка фотографической памяти.
  3. Набирая номер на клавиатуре телефона можно составить слово, которое получится набрать, если нажимать на клавиши, используемые при его наборе.

Наиболее популярной и сложной методикой является построение дворца памяти.

Этот метод используют люди, которые обязаны много запоминать. Метод покажется вам простым и удобным после нескольких тренировок.

Полезное видео

Доводилось вам забывать пароли или имена новых знакомых? Для вас сложно за несколько секунд выучить номер телефона, а на заучивание страницы текста может уйти целый вечер? После прочтения этой статьи вы навсегда избавитесь от необходимости записывать список продуктов, а запомнить последовательность в несколько десятков случайных слов не составит труда.

Мнемотехника (мнемоника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Сегодня вы узнаете базовые принципы и научитесь запоминать последовательности слов.

Главный принцип: визуализация

Для того чтобы быстро и надолго запомнить информацию, ее нужно визуализировать. Другими словами, мы должны запоминать не само слово «кот», а его визуальный образ.

Правильный образ должен быть:

  • Объемным . Представьте кота. Это может быть питомец ваш или ваших друзей или вымышленный кот, которого вы раньше никогда не видели. Это неважно. Посмотрите на воображаемого кота. Он должен быть совсем как настоящий, а не плоский, как на экране телевизора.
  • Ярким . Чтобы образ надолго остался в памяти, нужно представлять его ярко. Ваш котик должен быть максимально запоминающимся.

Изображение с сайта news.day.az
  • Понятным . Вы должны знать, какое именно слово обозначает этот образ.

Потренируйтесь! Создайте визуальные образы для следующих слов: огурец, учитель, глобус, рыба, стул, удача, Пакистан.

Все было хорошо до последних двух слов, верно? Как можно представить абстрактное понятие или целое государство?

Для решения этой проблемы существует метод свободных ассоциаций . Первый визуальный образ, который вы представите, когда услышите «удача» – это и есть свободная ассоциация. Например, подкова – символ удачи.

С Пакистаном у меня ассоциируются очень красочные автобусы, характерные для этой страны:

Изображение с comm ons.wikimedia.org

Важно ! Все ассоциации сугубо индивидуальны . Если в случае со словом «удача» вы, например, вместо подковы или клевера представляете своего дядю Колю, очень удачливого человека – так тому и быть. Выши ассоциации могут быть странными и необычными. Так даже лучше.

После того, как вы научились визуализировать слова, настало время их запоминать. Мы рассмотрим несколько способов это сделать.

Способ первый: метод историй

Что легче запомнить – 20 случайных слов или смешной анекдот? Ответ очевиден.

Суть метода заключается в том, что вы должны составить из данных вам слов историю. Она может быть странной, нереальной, фантастической или откровенно абсурдной. Тем лучше.

Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щетка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Сколько времени уйдет у вас на запоминание обычной зубрежкой?

А теперь придумаем историю (не забывайте визуализировать!) для этих слов:

Почтальон Печкин верхом на тигре скачет через кукурузное поле. Печкин в страхе (обязательно добавляйте эмоции в свою историю! сопереживайте своим героям, можно даже придумывать короткие реплики) обернулся назад – за ним гнались разъяренные осы . Вдруг он натыкается на реку. «Что делать!? – крикнул в пустоту бедный почтальон. – Моста нет!». Но, к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода . Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов и как только осы стали приближаться, крестоносцы стали сбивать их меткими бросками мармелада . Печкин подбежал к старому арабу – получателю посылки и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща , в которой вместо ложки лежала зубная щетка . Неожиданно пошел дождь . Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны . Тысячи тюльпанов медленно опускались и как только касались земли, тут же превращались в пепел . Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчетливый рисунок лошадиной подковы (образ для слова «удача»).

Это не самый эффективный метод в арсенале мнемониста (200 слов я бы этим способом не стал запоминать), но у него есть свои преимущества:

  1. Не требует предварительной подготовки. Вам нужны только сами слова и ваше воображение.
  2. Отличный тренажер для творческого мышления и генерации нестандартных идей.
  3. Это очень увлекательно. Когда процесс запоминания становится веселым и интересным, он начинает приносить удовольствие.
  4. Простота. Вы можете научить этому методу своего ребенка, даже если он еще не пошел в школу. А поскольку дети мыслят , чем взрослые, и у них еще нет устоявшихся шаблонов мышления – в их руках это очень эффективный инструмент и они смогут придумывать такие истории налету.

Тренируйтесь! Придумайте свой рассказ для слов: автомобиль, крокодил, копье, Франция, чай, пират, велосипед, пирожок, кроссовки, Киркоров, газета, помидор. Напишите свой рассказ в комментарии и ознакомьтесь с продуктами воображения других читателей! Если у вас есть дети, составьте список слов для них.

Способ второй: цепочка

Суть метода состоит в соединении образов между собой. Как это сделать правильно?

Не обращайте внимания на пропорции

Все образы должны быть примерно одного размера. Допустим, вы должны соединить самолет и яйцо. Пусть яйцо будет огромным, а самолет маленьким, один в один как яйцо.

Соединяйте ярко

Яйцо и рядом с ним стоит самолет. Это слишком скучно, чтобы запоминать. Пускай самолет пробьет яйцо! Пусть нос самолета вонзится в скорлупу, пусть наш авиалайнер торчит из этого яйца как свечка в праздничном торте!

Обращайте внимание на последовательность

Если вам нужно запомнить слова в определенной последовательности, то используйте правило: первый образ всегда левее или выше последующего (мы читаем сверху вниз и слева направо – легко запомнить). То есть если мы запоминаем «самолет, яйцо», то вышеописанный пример подходит, а если «яйцо, самолет», то мы должны представить, как самолет стоит вертикально (почему бы и нет?) и на него надели сверху яйцо. Белок медленно стекает по фюзеляжу (не забываем про яркость!).

Когда запоминаете несколько слов цепочкой, вы должны абстрагироваться от всех образов, кроме того, который вы только что вспомнили и того, который идет следующим.

Например: рыцарь, шляпа, воздушный шарик, кирпич. Рыцарь сидит на шляпе и держит ее за край (как будто он на надувном круге в аквапарке). Эта же шляпа на воздушном шарике, как будто на чьей-то голове (можно представить нарисованное лицо на шарике, но это не обязательно). Воздушный шарик привязан к кирпичу, и они медленно летят вместе.

Вы не должны представлять всю конструкцию сразу. Представляйте сначала только рыцаря и шляпу, потом только шляпу и шарик (рыцаря во внимание уже не берем) и т.д. При припоминании так же держите в голове не больше двух образов одновременно. От одного к другому, от него к следующему.

Этот метод плох тем, что при забывании одного элемента цепочки, вы можете забыть остальное. Но если нужно запомнить десяток-два слов, а придумывать историю некогда – этот метод будет очень кстати. Также этот прием можно рассматривать как вспомогательный при рассмотрении следующего способа запоминания.

Тренируйтесь! Запомните цепочкой слова: волк, капуста, футболист, шахматы, бабушка, кольцо, молоко, хирург, картина, абрикос.

Способ третий: метод Цицерона

Это самый эффективный и популярный у мнемонистов метод. У него есть еще и другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума и т.п. Это одно и то же.

Суть в том, что мы создаем в своем воображении некое пространство с опорными образами. Звучит сложно, но на самом деле вы научитесь этому так же легко, как и методу цепочки.

Опорный образ – это образ, с которым вы будете соединять запоминаемые образы. Его еще называют локусом или просто опорником.

Почему он именно опорный? Представьте себе свою кухню: холодильник, кран в раковине, микроволновка и т.д. Вы не так часто переставляете эти предметы. Вряд ли вы каждую неделю находите новое место для холодильника. Вышеперечисленное и есть опорные образы.

Важно! Тарелка на столе – не опорный образ, потому что меняет свое местоположение, а декоративная тарелка на стене – опорный образ, потому что висит там всегда.

Суть метода в создании воображаемого пространства, но оно не обязательно должно быть создано с нуля. Вы можете представить свою квартиру – вы хорошо ее знаете и можете в ней мысленно пройтись в своем воображении.

Выделите в своей квартире (комнате, офисе или любом другом месте, которое вы хорошо знаете) несколько опорных образов: телевизор, люстра, настольная лампа, аквариум, стиральная машина и т.п.

Важно! Вы должны точно знать последовательность своего маршрута от одного опорного образа к другому. Я, например, всегда иду по маршруту прихожая-кухня-ванная-спальня. Внутри комнаты перемещаюсь от опорника к опорнику по часовой стрелке.

К каждому опорному образу присоединяете запоминаемый. Когда нужно будет вспомнить – проходите по маршруту и воспроизводите информацию в нужной последовательности. Можно даже в обратном порядке.

Важно! Вы можете менять запоминаемые образы. То есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации (во время тренировок запоминания, например). Старые образы при этом забываются. Вы будете помнить только последний запомненный образ. Причем если вы будете часто использовать одни и те же локации, то образы начнут путаться (можете вспомнить то, что запоминали два раза назад), в таком случае локациям нужно просто дать «отдохнуть» – не запоминать на них какое-то время, а использовать другой дворец памяти.

На одну локацию вы можете присоединять не один образ, а цепочку. По 5 слов на один опорник, например.

С методом Цицерона вы сможете запомнить огромные объемы информации достаточно быстро, а главное – надолго. Если это нужно, то их необходимо повторять.

Важно! Мнемонисты повторяют исключительно по памяти – это очень важно! В источник вы можете посмотреть только для проверки или в случае, если что-то забыли. Чем больше объем информации, тем чаще нужно повторять (5 слов можно запомнить на пару недель и без повторения, а вот 500 нужно повторить тут же, через 6 часов (перед сном, если это вечер), на следующий день, через 3 дня, через неделю, через две, через месяц).

Тренируйтесь! Выделите опорные образы и запомните на них следующие слова: комар, шоколад, окунь, борец, осень, бутылка, академия, шланг, бита, роза.

Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от количества локаций и вашей тренированности. Когда я в первый раз запомнил 160 цифр (о запоминании числовой информации расскажу в следующей статье), у меня жутко болела голова. Но уже через несколько недель для меня это стало привычным делом и я не испытывал никакого утомления от такого количества, я мог запомнить уже больше 400 цифр за раз.

Сегодня вы узнали, что такое мнемотехника, ее базовые принципы, а также научились запоминать последовательности слов. В следующих статьях вы узнаете, как запоминать цифры, даты, термины, иностранные слова, речь для выступления, колоду карт, имена и лица и т.п. Оставляйте свои вопросы и пожелания в комментариях.

Надеюсь, и в скором времени вы начнете удивлять своих знакомых феноменальной памятью.

Мнемотехника – запоминание на основе визуального мышления. Существуют разные способы применения этой техники. С помощью методов мнемоники запоминаются такие объемы информации, которые кажутся на первый взгляд не запоминаемыми.

Мнемоническое запоминание осуществляется в четыре этапа. Сначала происходит кодировка, соединение двух образов, запоминание последовательности, отправка в длительную память.

Мнемотехника (мнемоника): что это и как освоить

Метод быстрого запоминания называется мнемотехникой. Сочетание различных приемов позволяет запоминать обширные объемы информации. Приобрести такие способности мечтают многие ученики, инженеры, ученые и простые люди, в личных целях.

В последнее время по телевизору показывают удивительных людей, которые за одну минуту запоминают 100 вытащенных наугад карт или сотню мелких деталей. Такие способности выглядят для простых зрителей настоящим волшебством.

Секрет заключается в том, что эти люди владеют мнемоникой. Они не скрывают того, что закончили курсы мнемотехники и утверждают, что эти тренинги способны развить супер-память у любого желающего.

Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфические знания для этого не нужны. Тренировка поможет взрослым, подросткам и детям. В любом возрасте легко натренировать память, стоит только захотеть.

Обучение мнемотехнике начинают в любом возрасте. Насколько успешно будут усвоены приемы запоминания, зависит лишь от потраченного вами времени и приложенного старания.

Важнее всего понять закономерности запоминания, узнать базовые принципы и применять мнемотехнику практически. Следует постоянно совершенствовать свое умение, не останавливаться на достигнутом.

Мнемотехнику можно изучить самостоятельно, по источникам в интернете, бесплатно. В этой статье мы расскажем об общих возможностях использования мнемотехники и раскроем ее некоторые секреты.

Мнемоника

Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.

Некоторые эффективные методы известны вам с детства. Метод Акростих помогает ученику запомнить раз и навсегда цвета радуги. Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Первая буква каждого слова этого детского стишка совпадает с буквой цвета радуги. И все знают, что радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

С помощью этой методики наши предки заучивали буквы алфавита. Сейчас этот стих не используют, потому что и буквы уже называют по-другому.

Мнемофразы помогают помнить правила синтаксиса: надеваю одежду, одеваю Надежду. Уж замуж невтерпеж.

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Эти детские стишки помогут нам понять, как работает мнемотехника.

Для того, чтобы хорошо запоминать мастера мнемоники советуют пользоваться системой образов или ассоциаций . Так фамилию Эйнштейна связывают с физикой. Имя Иван похоже по звучанию на диван. Число одиннадцать внешне похоже на барабанные палочки и китайские палочки для еды. Любовь ассоциируется с сердцем.

Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом слова. К примеру:

  • Ананас;
  • Барабан;
  • Крокодил;
  • Вентилятор;
  • Кирпич.

Придумаем смешной рассказ про то как ананас играл на барабане, крокодилу это не понравилось, он побежал к барабану, но вентилятор сдул его с пути, и крокодил ударился об кирпич.

Причем, чем более бредовая история, тем скорее она запомнится.

Очень близкая к этой методике – Цепочка . Она предполагает образы выставить в уме в цепочку. Ананас держит барабан, крокодил кусает барабан, на его хвосте висит вентилятор, и кирпич лежит на подножье вентилятора.

Представив в уме такую веселую картинку вы быстрее запомните пять слов. Таким же способом можно запоминать и 10, 20, 100 незнакомых слов.

Самым продвинутым способом запоминания считается метод Локаций . Чтобы им воспользоваться, следует вспомнить в уме привычную обстановку вашей квартиры и обозначить для себя все места каким-то числом. Входная дверь будет номером 1, коврик с парой обуви – 2, кассета с чистой обувью – 3, вешалка с пальто – 4, полка для шляп – 5.

Если теперь на дверь прицепить ананас, на коврик положить барабан, в кассету засунуть крокодила, на вешалку повесить вентилятор и на полку между шляпами спрятать кирпич, мы тоже запомним эти слова, которые слышали недавно впервые.

Также можно вспомнить маршрут, по которому вы ходите каждый день на работу.

Упражнения мнемотехники для начинающих

Совет начинающей аудитории: сохранять спокойствие. Для изучения новой информации следует оставаться спокойным. Это необходимо для того, чтобы лишние эмоции, тревожное состояние не смешивалось с ассоциациями, которые вы выстраиваете в голове, для кодирования. К тому же будет сложно понять для себя, какой метод подходит вам больше.

Новичку полезно понять принципы мнемоники и выбрать подходящие приемы. Замечено, что запоминать разрозненные предметы, несвязанные цифры труднее. Легче запоминать связь между объектами. Хорошо связать уже известную информацию с новой.

Проще запоминаются логические, образные, эмоциональные, яркие ассоциации, а не сами объекты. По этим связям информацию легче найти в памяти и воспроизвести.

Если нет таких связей, их надо создать. В этом и есть суть заучивания в мнемонике.

Мнемотехника работает следующим образом:

  • берутся абстрактные данные;
  • между ними создаются связи – происходит кодирование;
  • запоминание, повторение в удобной форме;
  • декодирование, расшифровка;
  • воспроизведение нужных данных, которые надо было запомнить.

В такой последовательности происходит работа с данными. Новичкам не следует пугаться этого, вроде сложного процесса. Если практически начать применять советы мастеров, окажется, что это не так сложно, как кажется.

Мнемотехника позволяет новичкам использовать те образы и ассоциации, которые им ближе, удержать их в памяти легче.

Как запоминать списки

Описываемые техники помогают запоминать списки. Нам иногда приходится брать с собой длинный список продуктов в магазин, который неудобно держать в руке и запоминать трудно.

Список нужных вещей в дорогу, план выступления тоже выглядят как список. Анекдоты и истории, фокусы тоже люди любят запоминать. В виде списков можно запоминать полезную информацию.

Удобнее все это запомнить, пользуясь мнемоникой.

Эта техника позволяет запоминать списки ненадолго.

Первый десяток слов запомним по тому, на что они похожи по внешнему виду:

  1. Столб, фонарь;
  2. Лебедь;
  3. Попа, ухо;
  4. Стул перевернутый, флаг;
  5. Крючок;
  6. Вишня;
  7. Кочерга, клюшка;
  8. Женщина, гитара;
  9. Воздушный шарик;
  10. Гольф.

Второй десяток – по звучанию:

  1. Орден, Бог Один;
  2. Тварь;
  3. Трио;
  4. Черт;
  5. Пятка;
  6. Шест;
  7. Семечки;
  8. Дева;
  9. Деспот.

Нам надо запомнить список:

  1. Шуба;
  2. Свекла;
  3. Селедка;
  4. Картошка;
  5. Велосипед;
  6. Колбаса;
  7. Конфеты;
  8. Газировка;
  9. Варенье;
  10. Молоко.

Чтобы запомнить эти слова представим шубу, болтающуюся на фонаре, свеклу в клюве у лебедя, селедку, шлепающую попу, картошку, сидящую на стуле, велосипед, с крючком в шине. И для каждого слова надо придумать свою бредовую историю, связывающую его с цифрами от 1-10.

Чем история веселее, неожиданнее, тем скорее она запомнится. Мозг отмечает для себя все необычное, неординарное.

Следующий десяток списка свяжите с цифрами от 11 до 20.

Список:

  1. Телефон;
  2. Карета;
  3. Телевизор;
  4. Кровать;
  5. Осьминог;
  6. Рубашка;
  7. Варежки;
  8. Мышеловка;
  9. Пирог;

Представим орден с изображением телефона, карету в которой едет ужасная тварь. Телевизор, на экране которого танцует трио. Кровать, где спит Черт. Осьминог хватает пятку. Рубашка болтается на шесте. Варежки полны семечек. В мышеловку попались осы. Дева испекла пирог. Деспот кормит всех бочками меда.

Теперь попробуем воспроизвести список и увидим, что у нас это получится, даже в разброс.

Мнемотехника для развития памяти взрослым: лучшие упражнения

Приемы запоминания можно придумывать разные. Если количество букв в слове считать цифрой, то можно запомнить сложное длинное число. К примеру, корень из двух: 1,4142135623. Смешной стишок в этом поможет.

«Я Дуся, я дура, но я вот нашла корень из два».

Способы мнемотехники под названием Рифмизация помогают запомнить скучные законы по физике. «Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды», так звучит закон Архимеда.

Для заучивания иностранных слов подходят приемы созвучия. Слово Swing – раскачиваться, похоже на русское свин. Представляя себе раскачивающегося на качели поросенка, запомним надолго английское слово.

Длинные английские слова можно дробить на короткие для более легкого запоминания.

Методы мнемотехники для запоминания текстов

Цицерон, отправляясь на очередное публичное выступление, всегда шел по одной и той же дороге. Дорога была ему знакома, начиная от кустика до камушка. Ключевые слова, с которых начинались блоки, на которые делил тексты Цицерон, он произносил в уме в тех местах, которые помнил по маршруту.

Для запоминания текстов, выучите маршрут, по которому идете каждый день на работу или в школу. Ключевые слова следует связать с точками дороги, которую вы помните наизусть. Текст хорошо разделить на абзацы или главы, небольшие части. Тогда вы сможете удивить своих друзей и преподавателей, рассказывая текст без ошибок.

Лучшие книги по мнемотехнике

В этой книге собраны примеры упражнений, разных способов, для развития быстрого запоминания. Артур запомнил число Пи до 22529 знаков.

Цены на Думчев Артур Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти

Книга повествует о периоде времени, которое автор потратил на изучение собственных способностей к запоминанию. Целый год он раскрывал внутренние потенциалы, скрытые механизмы, защитные нюансы и тренировался.

Цены на Джошуа Фоер Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания

Цены на Тони Бьюзен Суперпамять

Любой человек при желании может помнить обширные объемы информации, в цифрах, событиях, списках, в виде текстов. Если вы не верите, советуем попробовать поработать со своей памятью по методу О’Брайена. Упражнения дадут уникальный результат через несколько недель.

Цены на Доминик О’Брайен Как развить Суперпамять

Денис Букин «Развитие памяти по методикам спецслужб»

Произведение выпущено для тех, кто плохо запоминает информацию. Улучшить возможности ума, стать смелее в коллективе, результативнее в карьере, семье, максимально улучшить потенциал мышления учит Денис Букин.

Путь к большому успеху открывает талант хорошо помнить и обрабатывать объемную информацию быстрее других. Эти таланты можно развивать, считает автор, предлагая необычные способы и интересные упражнения.

Цены на Кристин Лоберг, Майк Байстер Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное

У десяти процентов престарелых людей, перешагнувших семидесятилетие замечена болезнь Альцгеймера. Нил Барнард рекомендует полезную еду и упражнения, отодвигающие расстройство мышления, проявления слабоумия и утрату воспоминаний.

Цены на Нил Барнард Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти

Познакомившись с этим произведением, вы узнаете о работе головного мозга, о том, как сохранить ясность мышления до последних дней жизни. Решать интересные головоломки, необычные задачки и синтезировать новые связи нейронов в коре головного мозга, предлагает Анхельс Наварро.

Цены на Анхельс Наварро Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти

Достигнуть настоящих рекордов в различных сферах жизни, вы сможете, когда прочитаете это простое руководство. Раскроются потенциальные способности запоминания, возможности обрабатывать большой объем текста, цифр и чисел.

Цены на Гарри Лорейн, Джерри Лукас Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти

В современном мире, полном информации, ее запоминание многим людям дается нелегко. На этом фоне запоминание огромного количества данных, когда следует воспроизвести информацию точно и последовательно, приравнивается едва ли не к суперспособностям. Однако существуют приемы, которые помогут надолго закрепить в голове самую сложную информацию.

Достаточно вспомнить, что в Древней Греции выступление перед публикой «по бумажке» считалось позором, причем выступающему нужно было держать речь на протяжении довольно долгого времени и говорить без запинок. Еще тогда наши предки использовали мнемотехнику, или мнемонику. В чем особенность данного метода запоминания?

Что такое и в чем суть метода

Мнемотехника – это комплекс методик запоминания на основе визуального мышления. Давно замечено, что человеческий мозг не в состоянии быстро запомнить «сухую» информацию в точности и в подробностях. Вместе с этим почти каждый из нас наверняка без затруднений в подробностях может пересказать сюжет рассказа или книги, которыми увлечен. Мнемотехника учитывает эту особенность организма и учит не идти напролом в запоминании громоздкой информации, а вначале превращать ее в образ.

Основные мнемонические приёмы

Мнемотехника включает в себя большое количество приемов. Объясняется это тем, что с образами, как и с воображением, нельзя обойтись скупым набором шаблонов. Воображение вообще сложно поддается работе с шаблонами, поэтому вначале учащемуся требуется освоить уже имеющиеся приемы, а после – самому сознавать свои шаблоны.

К числу основных мнемонических приемов можно отнести:
- Метод буквенного кода . Данный прием требует образования смысловых фраз из заранее присвоенных букв к запоминаемой информации.
- Метод ассоциаций . Здесь требуется найти яркие и необычные аналогии, которые будут ассоциироваться с информацией, требующей запоминания.
- Подбор рифм . Не следует открещиваться от этого приема сразу под предлогом, что вы не написали ни одного стихотворения – на самом деле он прост. Метод требует создания рифмованных пар слов или небольших стихотворений.
- Применение созвучий особенно удобно применять при запоминании терминов или иностранных слов – требуется найти созвучные и уже известные слова или словосочетания.

- Метод римской комнаты , в котором запоминаемые предметы помещаются в хорошо известную комнату.

Как овладеть мнемотехникой?

Итак, природа мнемотехники понятна. Человеческий мозг лучше запоминает информацию, которую может представить аккуратно в деталях. Например, читающий книгу представляет перед глазами маленький мир. Информацию, которую представлять неинтересно, нужно переработать так, чтобы она все-таки представляла для сознания человека интерес. Как это сделать? Существует множество уловок.

Чтобы овладеть этой техникой запоминания, нужно развивать воображение и навыки манипулирования образами. Для этого существует мнемотехнический квадрат, который поможет запомнить, что правила в этой технике всего четыре, как и углов в квадрате.

Правило первое:

Представляемый образ должен быть объёмным. Ни в коем случае не картинка или рисунок. Если же требуется запомнить лист бумаги или фото – представьте его ребром, согните его или сожмите - но создайте объём, которые можно вертеть в голове так и эдак.

Второе правило:

Цветность образа. Если что, учеными доказано, что у большинства людей воображение чёрно-белое. Это абсолютно нормально и не мешает освоению мнемотехники. Всё, что требуется – четкое понимание точного оттенка цвета. Если воображаете зеленую сумочку, обязательно определите – тёмно-зелёная? Зелёный вырви-глаз? Благородного зеленого цвета и из крокодиловой кожи? Определите этот момент для себя.

Третье правило:

Четкий образ – никакой абстракции. Представляемый объект должен быть лишен «белых» неизведанных пятен. Для облегчения создания образа большие вещи уменьшайте до размера мяча, а маленькие – увеличивайте. Не нужно слепиться или пытаться объять необъятное.

Четвертое правило:
Все образы должны умещаться в руке.

С чего начать? С себя.

Какими должны быть первые тренировки, которые помогут овладеть этой техникой запоминания? Вначале научитесь превращать предметы в образы. Выцепите из своей жизни предмет, который можете увидеть в деталях, запомните его. До такой степени, что будете помнить его, оторвав взгляд. При этом важно не закрывать глаза. Можно перевести взгляд на однотонный предмет – например, под ноги или на стену дома.

Например, стоите на остановке по пути на работу. В этот момент будет приятно вспомнить свой диван или придумать роскошную кровать с периной из «Принцессы на горошине». При этом помните и соблюдайте четыре правила мнемотехнического квадрата. Представляйте кровать в 3D-формате, вертите в разные стороны, не забудьте мелочи вроде неровно заправленной простыни или поцарапанной кошкой деревянной ножки. Наконец, уменьшите кровать до размера мяча и поворачивайте её перед мысленным образом, рассматривая.

Также хорошие советы по тренировке воображения даются в данном видео:

Мнемотехника может похвастаться множеством приемов, с освоением которых порой придётся попотеть, зато овладевший ими ученик никогда больше не будет жаловаться на плохую память – мнемоника научит перерабатывать и запоминать как сложные информационных блоков, так и имена, пин-коды, пароли, фамилии, лица.

Важно постоянно совершенствовать свои навыки. Включите упражнения в повседневную жизнь, тренируйте манипулирование образами в разных настроениях, в любой ситуации - и в скором времени запоминание самой сложной информации уже не будет казаться недостижимой целью.

Что такое техники запоминания? Мнемотехника? Какие техники эффективного обучения существуют? Как они могут помочь современному человеку? Как они могут помочь школьнику? Студенту? Взрослому?

Для ответов на эти вопросы мы начинаем цикл статей, посвященных техникам эффективного обучения. Сегодня поговорим про первую из них — мнемотехнику.

Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды истории.

Выступления по бумажкам считались позорными и с появлением письменности. Будь ты политик, философ, актер амфитеатра.

Искусство запоминания развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов.

Но в чем же был секрет этих людей? Как они без запинки произносили многочасовые речи, помнили огромные формулы и тексты?

Они пользовались специальным приемом запоминания информации — мнемотехникой. За многие века она притерпела колоссальные изменения, но суть ее осталась прежней.

Техника, которая позволяет быстро и эффективно запоминать огромные объемы информации существует уже более 2500 лет.

Но в то же время парадокс налицо: почему, когда есть эффективные технологии, ребенок тратит 3 недели для того, чтобы запомнить страны Европы, когда это делается за 30 минут?

Почему на запоминание правил дорожного движения люди тратят несколько недель, вместо одного вечера?

Зачем ребенку ходить днями напролет зубрить стихотворение, когда это можно сделать за несколькоэлементарных действий и получить хорошую оценку.

Зачем зубрить таблицу умножения, когда ее можно понять и выучить за два вечера?

Почему нужно учить определения и формулы, когда их легко можно запомнить приемами мнемотехники?

Я убеждена, что техники эффективного обучения, в первую очередь мнемотехнику, просто необходимо интегрировать в нашу систему образования.

Мнемотехника — набор приемов, методов для более легкого запоминания информации. Простыми словами — это специальные приемы, позволяющие запоминать трудное и сложное.

Давайте разберем, что такое мнемотехника и как ей пользоваться.

Многие простые приемы мнемотехники вам наверняка знакомы.

Первый прием мнемотехники — Акростих

Когда на первые буквы запоминания информации придумыватся небольшая рифма или шуточная история

  • Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан (первая буква совпадает с буквами цветов)
  • Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку (падежи)

Второй прием — Мнемофраза

Фраза или предложение, которая позволяет легко запомнить нужную информацию.

  • Надеваю одежду, одеваю Надежду
  • Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам

Третий — мнемостих

«Чтобы ПИ запомнить, братцы,
Надо чаще повторять
Три, четырнадцать, пятнадцать
Девять, двадцать шесть и пять»

«Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть
И обидеть, и терпеть,
И зависеть и вертеть.
Вы запомните, друзья.
Их на -Е спрягать нельзя.»

Не обязательно использовать готовые мнемотехнические запоминалки, тем более, что готовых не так много, как нужно.

Их можно составлять самостоятельно.

Например, придумать фразу для того, чтобы запомнить с ребенком месяца. Посмотрите, как это сделала выпускница курса «Умный ребенок», Мария:

Мария совместила мнемофразу и акростих:

Зима –З (вся одета в зимнее- шуба, шапка и т.д) и внизу подписано ДЯФ (месяца – декабрь, январь, февраль)
Весна – В (добротная мамушка или большая мама)))) подписано МАМ (март – апрель – май)
Лето – Л (Лошадка с венком на голове бежит и кричит — ИИА (июнь,июль, август).
Осень – О (оранжевая О и подпись СОН (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Так же можно по первым буквам придумать фразу, чтобы запомнить планеты или стихотворение для запоминания алфавита, дней недели.

Это самые простые приемы мнемотехник. С помощью этих приемов нельзя запомнить номера телефонов, большие объемы информации, даты и формулы, ПДД или определения, но уже можно запомнить многое.

Для более сложной информации существуют более продвинутый уровень техник запоминания, которые позволяют учиться быстрее и эффективнее.

О них мы поговорим в следующих статьях

А еще более подробно техники запоминания информации мы будем изучать в это воскресенье в нашей новой программе «Сделайте ребенка умнее. Модуль «Память»

Всего за 1 день Вы узнаете все основные техники развития памяти для себя и ребенка.

  • Прямо во время программы Вы запомните большие объемы информации
  • Научитесь запоминать непонятные слова и выучите все провинции Китая
  • Запомните 10 статей уголовного кодекса
  • Запомните формулы по физике
  • Выучите определения по генетике
  • Будете помнить первую строку таблицы Менделеева
  • Запомните список покупок из 35 пунктов
  • Выучите алфавит в обратную сторону
  • А так же ключевые даты истории СССР

Каждый пункт из приведенных выше — это отдельная техника для отдельного вида информации

Благодаря этим техникам Вы и Ваши дети смогут выучить что угодно за минимально короткое время

Стоимость данной программы будет повышаться по мере приближения старта

График повышения цен на участие:

  • 10-11 июля — 4000 рублей
  • 12-13 июля — 5000 рублей
  • 14-16 июля до 12:00 — 6000 рублей
  • с 16 июля с 12:00 — 10 000 рублей

Присоединяйтесь к программе прямо сейчас, пока цена минимальна



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!