Мнемотехника для развития памяти у детей. Практические приемы мнемотехники и тренировки памяти

Анна Давыдова
Приемы мнемотехники для детей-дошкольников: игры для развития памяти и речи

Дошкольное детство – особый период в развитии личности . В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима : мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

У детей отмечается недостаточность произвольной памяти , несформированность рациональных приемов запоминания . В это же время дети обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития . Формирование логической памяти может способствовать нормализации мнемонической деятельности в целом.

Нередко приходиться слышать, что у ребенка плохая память (или даже ужасная) . Но как часто тот же самый ребенок прекрасно запоминает стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы. Дети запоминают все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Если ребенок может запомнить то, что ему интересно, значит, у него не такая уж плохая память . Прежде чем запоминать, необходимо захотеть запомнить …

На помощь могут прийти мнемотехнические приемы запоминания .

Мнемотехника - методы и приёмы , облегчающие процесс запоминания информации. Происходит это путем кодирования информации в зрительные, графические или слуховые образы.

Таким образом, при работе с мнемонемическими приёмами , улучшается память , включается ассоциативное мышление и, что касается детей , развивается речь .

Существует огромное количество мнемотехник , разработанных, в частности, и известными людьми. Например, метод Цицерона, направленный на пространственное воображение, или метод Айвазовского, основанный на тренировке зрительной памяти .

Каждый из нас, возможно сам того не зная, знаком с мнемотехническими приёмами . Вот, например, мнемонемические фразы .

Иван родил девчонку, велел тащить пеленку (на запоминание падежей русского языка)

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (на запоминание последовательности цветов спектра радуги) . «Одеть Надежду, надеть одежду»

Ушинский, говорил : «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету»

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) можно использовать мнемотаблицы для развития мышления и воображения. Начинать стоит с простых табличек, на которых изображены предметы, обозначаемые одним словом или словосочетанием. Всего 4 таблички. Дальше задание усложняется. Воспитатель должен расположить карточки в виде квадрата. Следуя по дорожке квадрата, дети должны составить небольшой рассказ из двух-трех предложений. На первых порах можно задавать детям наводящие вопросы. Дальше уже можно предложить мнемотаблицы , с помощью которых составляется целый рассказ. Также по этим таблицам можно упростить задачу запоминания рассказа или стихотворения.

Основные приемы мнемотехники

Ребенку показывают карточку, на которой изображено несколько предметов и он должен придумать о них рассказ-этот способ используется для развития воображения .

Для развития памяти детям предлагают выучить стихотворение по карточкам, на которых каждой строчке стиха соответствует свое изображение.

Для тренировки логического мышления малышу дают карточки и предлагают распределить их по группам. К примеру, карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, допустим, стопка-продавец, весы, касса.

Если ребенок хорошо работает по готовым карточкам, следует предложить позаниматься наоборот, дать рассказ и пусть ребенок сам нарисует для него картинки.

При работе с данной техникой необходимо соблюдать определенные правила.

Правила при работе с мнемотехникой

1. Занятия проводить по принципу - от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам .

2. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.

3. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.

4. Не использовать более двух мнемосхем в день , а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка

5. Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.

1. Мнемостихи . Идея проста : на каждое слово или фразу рисуется картинка и весь текст записывается в виде иллюстрированной схемы (научным языком этот метод называется крокирование) . Логопеды предлагают начинать мнемотехнические занятия с ребенком от простого к сложному.

2. Мнемоквадраты .

3. Мнемодорожки

4. Мнемотаблицы

На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники , их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.

Младшая группа

В младшей группе можно использовать мнемотехнику для легкого запоминания последовательности разных процессов (здесь уже работает метод аудиализации, а не визуализации) . Например : последовательность мытья рук. Открыть кран взять мыло намылить руки сполоснуть руки закрыть кран вытереть руки полотенцем.

Этот же метод можно использовать при обучении последовательности одевания, чистки зубов и т. д.

С помощью мнемосхем хорошо рассказывать детям о животных, насекомых, птицах. С помощью мнемотаблиц можно составить загадку. Нужно закрыть несколько карточек, чтобы дети догадались, что на них изображено. Например : На картинке изображен заяц. Воспитатель закрывает следующую картинку и спрашивает, где живет заяц (в лесу) . Чем питается заяц? (травой, стеблями, корой деревьев) . Какого цвета шубка у зайца? (серая, белая) . После того как дети ответили на вопрос картинку нужно открыть. Если дети затрудняются ответить, воспитатель дает подсказки или отвечает сам.

Средняя группа

Все чаще в ДОУ этой техникой пользуются не только воспитатели и логопеды, но и другие специалисты : музыкальный руководитель, физработник, преподаватель ИЗО. Очень важно использование мнемотехники для дошкольников в работе дефектолога.

В средней группе мнемотехника может использоваться для развития внимания , фантазии, творческих способностей. Также, используя мнемотаблицы , детей можно учить запоминать стихи. С помощью мнемотехники у ребят развивается вкусовая , осязательная, зрительная, двигательная и слуховая память .

С каждым годом появляется все больше деток с ограниченным словарным запасом. Речь детей состоит из простых предложений с использованием нелитературных слов. Нередко бывает, что ребенок не может правильно сформулировать свой вопрос или ответ. Многие детки не способны пересказать даже небольшой текст. Использование мнемотехники для дошкольников помогает воспитателям решить эти проблемы.

Для мнемотехники в средней группе используют не только картинки, но и геометрические фигуры, условные обозначения, планы, силуэтные изображения. С помощью мнемотехники можно научить ребенка не только отгадывать, но и загадывать загадки, что тоже положительно скажется на развитии речи .

Старшая и подготовительная группа

В старшей и подготовительной к школе группах нужно продолжать использовать мнемотехнику для развития речи , легкого заучивания стихов и запоминания рассказов. Также эта техника может использоваться для изучения природных явлений, углубленных знаний о животных разных стран, изучения географии. Благодаря мнемотаблицам , детям не нужно будет специально что-то запоминать и заучивать. Когда нам говорят слово «стол» , в нашем мышлении сразу же встает образ. Нам не приходится вспоминать, что это такое. Также и в изучении с помощью мнемотехники .

Во многих современных детских садах вводят изучение иностранных языков. Здесь мнемотехника тоже может помочь . Например, чтобы ребенок легче запомнил какое-то иностранное слово необходимо подобрать русское слово похожее по звучанию на то, которое ему нужно запомнить. Этот метод в последнее время широко используется и дает очень хорошие результаты.

Замечено, что детки, которые учились по мнемотаблицам и схемам , становятся более общительными, коммуникабельными. Они преодолевают застенчивость, свободно держатся перед аудиторией, что немаловажно для подготовки к школе. Ведь там ребенку придется отвечать у доски перед всем классом.

Литература :

1. Большой энциклопедический словарь/под ред. Прохорова А. М. –М., 1997.

2. Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек . // Логопед, 2009, №5.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений : В 6 т. -Т. 3.-М., 1983.

4. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - М. 2004.

5. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. - Москва-Воронеж, 2000.

6. Клацки Р. Память человека . Структуры и процессы. - М. ,1978.

7. Когнитивная психология /Р. Солсо – СПб.:Питер, 2006.


Запоминание необходимой информации быстро и надолго - черта, свойственная далеко не всем.

Память устроена так, что человек плохо усваивает скучную информацию, которая не принесёт ему практической пользы в быту.

Но что делать, если запомнить её необходимо, а заучивание не даёт результатов? Начиная с первого класса, детям приходится изучать большие объёмы информации.

Сегодняшняя школьная программа отличается от советской сложностью и насыщенностью. Детям приходится прилагать огромные усилия, что бы ни отставать.

Улучшить память, сделать её безупречной поможет мнемотехника.

Зачем так важно тренировать память человеку?

Помимо школьной программы существует много других причин для того, что бы всерьёз заняться тренировкой памяти.

Физиологические плюсы хорошей памяти Практическая польза Профессии, где необходима хорошая память
Человек, развивающий свою мозговую деятельность, с большей вероятностью будет оставаться в трезвом уме в пожилом возрасте Список покупок не нужно записывать Актёры театра и кино, вынужденные запомнить новые роли и реплики
Запомнив имена новых знакомых и коллег, вы избавите себя от неловкой ситуации при встрече Учителя, преподаватели ВУЗов
Поможет не заблудиться в новой местности Работники спецслужб, агенты
Припоминать друзьям ситуации и фразы давно минувших дней - забавно Полиция
Медицинские работники
Бухгалтеры

Важно! Две трети всех знаний человек получает до 14 лет.

Сюда входят и навыки социального общения, которые ребёнок познаёт в школе и детском саду, знания о жизни и вселенной. Школьная программа дополняет список.

Потом наступает период полового созревания, когда инстинкты берут верх над разумом. Длительность этого периода индивидуальна. Процесс получения знаний уходит на второй план.

Когда период заканчивается, подросток уже выходит из стен школы. Студенческие годы наполнены любовными переживаниями.

Когда в силу вступает половое влечение, человек меньше способен поглощать знания. Половое созревание заканчивается раньше, но возраст репродуктивного здоровья длится до старости. Это обстоятельство не может не отвлекать.

По этой причине влюбившиеся школьники и студенты запускают учёбу, скатываются на тройки.

Описание и характеристика мнемотехники

Мнемотехника - ряд методик и приёмов, позволяющих человеку запоминать большие объёмы информации. Она содержит практические советы для улучшения памяти у детей и взрослых. Существуют тренинги по этой теме.

Эффективность мнемотехники широко распространена сегодня в специализированных учебных заведениях. История её появления уходит корнями в далёкое прошлое.

Интересный факт! Само понятие ввёл в обиход Пифагор. Мнемотехникой пользовался Юлий Цезарь.

Александр Македонский и Аристотель, изучали её для применения в военных целях.

Наши предки, составляя кириллицу, понимали, что если к каждой букве привязать слово, и связать их смысловым значением, запомнить будет проще.

Труды по развитию памяти в разные годы публиковали учёные с мировыми именами:

  • Андреев.
  • Гейссельхарт.
  • Лезер Франц.

Их книги пользуются популярностью и сегодня. Каждый из них предлагает свой способ применения мнемотехник.

Упражнения для развития памяти и внимания у взрослых

Упражнение «Дворец памяти» активно применяют взрослые люди. Он основан на работе фантазии и восприятии зрительных образов. Подойдёт людям с хорошей зрительной памятью.

Принцип заключается в мысленном построении дворца. Человек запоминает каждую комнату, обстановку внутри.

Важно! Когда наступает необходимость запомнить что-то, человек помещает информацию в одну из комнат, привязывая её к определённой обстановке.

Информация хранится внутри. Периодически возвращаясь во дворец, человек будет видеть свою привязку во всех деталях.

Другой метод мнемотехники предлагает связывать осязание и обоняние с объектами, которые нужно запомнить.

Детали запоминаются лучше, если они привязаны к другим органам чувств. Восприятие дольше остаётся в памяти, чем сухие факты.

Приемы улучшения памяти у детей

Если приступить к раннему развитию хорошей памяти у ребёнка, он с большей вероятностью добьётся высоких результатов в школе. Это - залог будущего успеха.

Польза развития памяти у младших школьников:

  • В раннем возрасте дети лучше схватывают информацию.
  • Заученные приёмы мнемотехники станут машинально использоваться на протяжении всей жизни.
  • Освоение трудной школьной программы будет проходить быстрее.
  • Развитие памяти поможет ребёнку в общении со сверстниками, улучшит коммуникативные навыки и работу мозга.
  • Поможет одержать победу в различных интеллектуальных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, тестах.
  • Усилит интеллектуальное развитие и концентрацию внимания, благодаря снижению нагрузки на процесс запоминания.

Все эти аргументы говорят в пользу раннего обучения детей простым методикам запоминания информации.

Если чадо легко справилось с практическим применением детских приёмов, можно приступать к изучению более сложных.

Основным является приём рифмы. Дети лучше запоминают информацию в форме стихов.

Какое правило русского языка взрослые помнят всю жизнь? Ответ: «цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка».

Будь все правила сложены в рифмы, люди стали бы более грамотными.

Улучшить память у детей помогут разные формы игр:

  • Шахматы.
  • Шарады.
  • Графический диктант.
  • Детские карты сокровищ.
  • Головоломки.

Популярные методики запоминания

Методики запоминания основываются на привязке информации к чему-то осязаемому.

Запоминание номера телефона можно провести несколькими способами:

  1. Произнести вслух. Слуховое запоминание поможет вспомнить цифры в течение нескольких минут.

    Что позволит легко перезвонить по номеру, который продиктовал собеседник, не записывая его на листок. Работа кратковременной памяти усилится.

  2. Использование зрительной памяти на цифры с разделением их. Некоторые номера кажутся простыми от того, что в них используются цифры, которые есть в номере нашего дома, дате рождения. Это тренировка фотографической памяти.
  3. Набирая номер на клавиатуре телефона можно составить слово, которое получится набрать, если нажимать на клавиши, используемые при его наборе.

Наиболее популярной и сложной методикой является построение дворца памяти.

Этот метод используют люди, которые обязаны много запоминать. Метод покажется вам простым и удобным после нескольких тренировок.

Полезное видео

Многих интересует, как научиться запоминать большие объемы информации – для учебы, для работы, для личных целей. И наверняка многие слышали, что сделать это позволяют различные приемы мнемотехники . Однако не все знают, как ими овладеть, их правильно использовать и как они вообще работают. В этой статье мы поговорим, что такое мнемотехника , на каких принципах она базируется, как ее применять и развивать , а также обсудим некоторые особенности различных приемов .

Мнемотехника: что это такое и кто может ей пользоваться

В целом мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации . Звучит интригующе, а если вспомнить, что некоторые, освоившие данные приемы, могут с ходу запомнить последовательность из 100 вытащенных наугад карт, так мнемотехника и вовсе выглядит как настоящее волшебство. Или у людей, способных запомнить список из нескольких десятков абстрактных слов, уже была суперпамять и такая система лишь усовершенствовала ее? Что ж, возможно, суперпамять у них и была, однако это не значит, что вы не сможете достичь таких же результатов, даже если, на ваш взгляд, ваша память оставляет желать лучшего.

Ведь одно из главных достоинств мнемотехнических приемов – овладеть ими может каждый желающий : для этого не нужны какие-то сверхспособности или специальные знания. А начинать тренировки не поздно в любом возрасте : использовать различные приемы могут и взрослые, и подростки, и дети. В основном успех зависит только от того, сколько сил и времени вы уделите развитию мнемотехник .

Самое главное здесь – понять для себя базовые принципы и использовать мнемотехнику на практике , оттачивая свое мастерство и не останавливаясь на достигнутом. Более того, на наш взгляд, приемы мнемотехники – это как раз та область, которой вполне можно обучиться самостоятельно: бесплатно, по онлайн-источникам. Скажем, в рамках этой статьи мы даем общие советы по использованию мнемотехник, а в других материалах вы найдете более подробные описания самых распространенных и эффективных приемов и методик. Однако прежде чем переходить к ним, ознакомьтесь с принципами работы и некоторыми секретами мнемотехник.

Приемы мнемотехники: основы, или Немного теории

Разберемся, как в принципе работает данная система запоминания. Вкратце суть мнемотехники можно передать следующим образом: нам сложно запомнить абстрактные и/или разрозненные данные (цифры, списки слов и иные последовательности, пункты речи и другие единицы информации) и легче запомнить связи между объектами, связи между новой информацией и уже имеющейся, ассоциации, наше эмоции по отношению к чему-либо и т.д. Иными словами, намного проще запомнить логические, ассоциативные, образные и другие связи между объектами, а не сами объекты . По этим связям нам проще найти информацию в памяти, а найдя – воспроизвести. Следовательно, если у каких-либо данных таких связей нет, их надо создать . Именно на этом и построена большая часть приемов мнемотехники.

Для того чтобы создать подобные связи, существуют различные приемы. Многие из них работают по такой схеме: некоей единице информации «присваивается» образ, и далее связываются данные образы . Чтобы вспомнить (воспроизвести) данную информацию, порядок действия будет обратный: вспоминаются связанные между собой образы, а затем – то, что под ними подразумевалось. Таким образом, фактически сначала мы кодируем, зашифровываем данные в форму, удобную для запоминания , а когда они нам понадобятся, мы достаем их из памяти и расшифровываем . Звучит сложно? На самом деле, когда вы освоите ту или иную методику на должном уровне, это будет происходить практически на автомате.

Может возникнуть вопрос, а зачем вообще городить этот огород? Давайте запоминать то, что надо, а не какие-то коды! Однако, как мы говорили, запомнить связи (в самом широком смысле этого слова) намного проще, а для абстрактных единиц информации иным образом (кроме как кодирования – раскодирования) их не создать. Кроме того, мнемотехника унифицирует процесс создания связей , ее использование становится неким навыком, который можно натренировать (иными словами, перевести процесс на автоматический уровень, о чем мы говорили выше), а это существенно ускоряет запоминание . Также мнемотехника позволяет вам использовать те образы и связи между ними, которые ближе именно вам, а следовательно, держать их в памяти будет намного легче.

Как долго мы можем хранить в голове такие «зашифрованные» послания? В целом – столько, сколько нужно . Использование мнемотехники помогает запомнить речь к презентации, список покупок или 50 слов на спор – то есть то? что надо один раз уложить в памяти и потом один раз воспроизвести (как правило, через непродолжительный промежуток времени). Однако аналогичные приемы могут использоваться и для того, что вы хотите сохранить на долгое время. При этом если вы будете более или менее часто воспроизводить данную информацию, то это наверняка приведет к тому, что она «врежется» в вашу память, то есть будет доступна без декодирования и вообще без мнемотехник. Таким образом, эти приемы помогут вам перевести те или иные сведения в долгосрочную память , выступая неким буфером. Однако пока они туда не перенеслись, время от времени вспоминайте, что вы закодировали, и воспроизводите необходимую информацию (подробнее чуть ниже). Для наглядности разберем на практике, как использовать приемы мнемотехники на основе описанной выше теории.

Как работают приемы мнемотехники на практике

Главным образом, запоминание в мнемотехнике происходит на основе визуального мышления : мы представляем образы и придумываем связи между ними. Впрочем, сразу заметим, что «главным образом» не значит «только так» – существуют и приемы другого рода. Однако пока остановимся на визуальном мышлении, так как на нем основаны многие известные методики, в том числе дворец памяти или дорога Цицерона.

Пример запоминания числовой информации

Например, чтобы запоминать длинные числа, мы можем присвоить каждой цифре в этом числе образ и связать их в определенной последовательности . Образы придумываются по ассоциациям, внешнему сходству цифры и предмета и т.д. – выбирайте то, что ближе вам. Как правило, 10 образов (по одному для каждой цифры) придумываются заранее, а затем используются для запоминания любых чисел. Допустим, 1 – это подъемный кран (внешнее сходство), а 3 – Змей Горыныч (3 головы + число 3 и буква З похожи). Тогда, чтобы запомнить число 13, нужно представить подъемный кран, которым управляет Змей Горыныч.

Если 5 – это ладонь или кулак (5 пальцев), а 0 – это площадь (внешняя форма), то 1350 – это подъемный кран, которым управляет Змей Горыныч, и прямо сейчас он устанавливает гигантскую статую в форме кулака Халка на центральной площади.
Представьте подъемный кран, в кабине сидит Змей Горыныч, он дергает за рычаги, а на металлическом тросе висит кулак Халка, который надо установить точно по центру площади. Если 1350 – пин-код от банковской карты, то при упоминании этой карты в голове должна всплывать описанная выше картинка. Чтобы лучше привязать ее к пин-коду, можно представить, что на кабине нарисовано большое изображение этой карты.

Чем более живой будет картинка в вашей голове, тем лучше – тем проще будет воспроизвести эти образы . Попробуйте добавить эмоций (Змей Горыныч уже третий час пытается попасть в центр площади, но все никак), движения («рассмотрите», как наш герой двигает рычаги, как покачивается висящая статуя), характеристики («потрогайте» холодную статую, натянутый трос от подъемного крана и т.д.). Считается, что движение и некая последовательность событий запоминается лучше, чем нечто статическое, кроме того, многие лучше запоминают необычные, смешные/печальные, даже абсурдные образы. Чтобы понять, что лучше работает в вашем случае, – надо поэкспериментировать и попробовать все.

Если число состоит из большого количества цифр (например, это номер банковской карты или номер телефона), то такое число имеет смысл разделить на части, а связи между образами превратить в рассказ. Например, от подъемного крана (1), которым управлял Змей Горыныч (3), оторвался кулак Халка (5), а по площади (0) в это время шел лебедь (2). Хорошо, что он успел отпрыгнуть – прямо на радугу (7). Он съехал по ней, как по горке (4), и внизу его встретила матрешка (8). И так далее.

Пример запоминания нечисловой информации

Существует аналогичная техника запоминания и для нечисловой информации – знаменитые дворец памяти, римская комната и дорога Цицерона. В рамках этих приемов запоминаемая информация делится на смысловые части, которые так же привязываются к неким образам (так называемым опорным пунктам) . Дорога Цицерона позволяет запомнить последовательность, поэтому ее имеет смысл использовать, когда вам нужно запомнить, например, список покупок или тезисы некоего выступления (собственно, эти мнемотехники были разработаны и активно использовались в Древней Греции, которая славилась отличными ораторами и развитым ораторским искусством). В свою очередь, дворец памяти с последовательностями не связан и помогает запомнить те или иные сведения вне зависимости друг от друга.

Мнемотехника и память: влияют ли они друг на друга?

Конечно, понятие «суперпамять» к мнемотехнике весьма близко, однако надо отдавать себе отчет, что к общему развитию памяти мнемотехника имеет достаточно опосредованное отношение . Например, она определенно не сделает из вас эйдетика (то есть не подарит вам фотографическую память). Мнемотехника – система запоминания информации, поэтому если вы хотите, например, удержать в голове содержание прочитанной книги, вам надо воспользоваться приемами этой системы. Скажем, встроить книгу в дворец памяти, разделив ее на части и привязав их к опорным образам. Также мнемотехника не поможет вам вспомнить, что вы делали неделю назад, если вы специально не поместите эту информацию в свой дворец.

Таким образом, если вас интересует общее укрепление и развитие памяти, вам стоит присмотреться и к другим методикам (некоторые из них описаны в статье «Можно ли развить эйдетическую память »), а мнемотехнику применять по ее прямому назначению – для запоминания конкретных единиц информации. С другой стороны, использование мнемотехник, безусловно, позволит вам развить возможности собственного мозга , в том числе визуальное и ассоциативное мышление, поэтому даром такие тренировки точно не пройдут.

В заключение несколько советов – они будет полезны и для тех, кто только планирует овладеть мнемотехникой, и для начинающих, и для тех, кто уже практикует различные приемы и хочет усовершенствовать их использование.

Как и на чем тренироваться

Если ваша цель – активное использование какого-либо приема мнемотехники для бытовых или рабочий целей, возьмите на заметку главное правило: впечатляющих результатов можно добиться только путем многочисленных тренировок . Запоминание с помощью мнемотехники (особенно на скорость или надолго) – это навык. Любой навык нужно развить и довести до автоматизма, чтобы выполнять те или иные действия легко и
непринужденно и чтобы этот навык не подвел в нужный момент. Причем тренировать важно оба процесса – и декодирование, и расшифровку .

Фактически, чтобы развивать мнемотехнику, ее надо просто использовать. Сначала на чем-то не слишком длинном и важном, с течением времени ставьте перед собой задачки посложнее . В качестве упражнений может послужить все, что угодно. Например, если вы хотите запоминать цифры, используйте номера телефонов, кредитных карт, удостоверений. Придумывайте длинные числовые пароли – и аккаунты защитите, и мнемотехнику разовьете. Хотя в начале своего пути, конечно, не забывайте о подстраховке : записывайте пароли или ставьте напоминания о том, кого когда надо поздравить.

Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно тренироваться на книгах, но рекомендуем выбирать нехудожественную литературу. В художественной, как правило, есть сюжет, а сюжет – это логическая (в той или иной степени) последовательность связанных событий. Наличие связей делает использование мнемотехники в данном случае «нечестной игрой». Вспомните лучше те области знаний, которые вы всегда хотели изучить (физика, история, география и т.д.), и совместите погружение в эту науку (в том числе на научно-популярном уровне) с тренировкой мнемотехник. Еще вариант – выделите во дворце памяти комнату для всей информации о коллегах: домашние животные, количество и имена детей и т.д. Это позволит вам при случае поддержать беседу и/или наладить взаимоотношения.

Выбор метода

Для достижения наилучших результатов необходимо найти наиболее подходящий метод запоминания . Для этого имеет смысл попробовать каждый и потренироваться на нем, и затем выбрать наиболее эффективный и удобный. Кроме того, можно модифицировать классические методы, чтобы получить то, что лучше всего подойдет под ваш тип мышления и восприятия . Скажем, дворцы памяти или дороги Цицерона в принципе рассчитаны на людей, у которых лучше развита визуальная память. Значит ли это, что тем, у кого она развита слабо, лучше даже не браться за мнемотехники? Нет, важно просто модернизировать исходный вариант так, чтобы он стал удобнее для вас.

Например, используйте в качестве подобия опорных пунктов не только зрительные образы, но и музыку, запахи или тактильные ощущения . Скажем, вам нужно запомнить речь для презентации. Разделите текст выступления на части и привяжите к песням в хорошо знакомом вам музыкальном альбоме, а собственно произнося речь перед аудиторией, мысленно переходите от трека к треку. Конечно, можно пойти и более сложным путем – сначала развить визуальную память, а потом осваивать мнемотехнику. Выбор за вами, однако тонко намекнем, что одно другому никак не мешает.

Выбор образов и связей

Также важно понять, какой принцип подбора образов к опорным пунктам и какая связь между образами для вас наиболее эффективны . Кому-то проще всего представить более или менее реальные предметы; кому-то легче запомнить комичные, контрастные образы, расположенные в явно неположенных местах; для кого-то важнее всего эмоциональная привязка или ассоциации с происходившими с ними в реальности аналогичными событиями. Некоторые предпочитают, чтобы
связанные образы так или иначе взаимодействовали, но для кого-то это не так принципиально, главное – чтобы образы были в движении.

Обратим ваше внимание и на то, что в некоторых источниках рекомендации слишком однозначны: представлять надо так-то, объекты должны быть такие-то, делать с ними надо то-то. На наш взгляд, столь суровые директивы можно использовать только в качестве опорных точек, чтобы понять, от чего отталкиваться. Преобразование исходной информации в образы – процесс в некотором роде личный , опирающийся на наш опыт, ассоциации и т.д., а они у всех разные. Скажем, кому-то может быть проще запомнить розового бегемота, потому что в детстве у него была такая любимая игрушка, а кому-то ближе паук размером с небоскреб, потому что он любит ужастики. Понять, что лучше для вас, можно, выполняя первый пункт – практикуясь.

Спокойствие, только спокойствие

Учиться, особенно поначалу, стоит в максимально спокойной обстановке (с эмоциональной точки зрения). Это значит, что практиковаться можно хоть в метро, если вы способны полностью абстрагироваться от окружающей обстановки. Пока вы только приноравливаетесь к тому или иному методу, не позволяйте непрошенным эмоциям (в том числе стрессу, тревоге и т.д.) и ассоциациям влиять на этот процесс. Во-первых, так сложнее понять, подходит вам тот или иной метод или нет, во-вторых, его использование в дальнейшем может быть связано с этими ассоциациями, что иногда мешает эффективному запоминанию.

Не забывайте от повторении

Не забывайте время от времени воспроизводить то, что вам что-то надо запомнить на долгий срок , но что вы не слишком часто это используете. Повторяйте фразы-запоминалки, ходите по дворцам памяти и дорогам Цицерона и т.д. Таким образом, вы покажите памяти, что это сведения для вас актуальны и от них рано избавляться, кроме того, они не будут задвинуты в самый дальний конец вашей памяти, откуда вам будет сложнее их достать.

Одна из ошибок новичков – закодировать информацию, пару раз ее повторить в ближайшие два дня, а потом благополучно забыть – и образы, и то, что за ними скрывалось. И в нужный момент вдруг выясняется, что дорогу Цицерона завалило, а половина дворца памяти обрушилась. Чтобы этого не произошло, тренируйтесь выуживать из памяти в том числе ту информацию, которую вы положили туда довольно давно (если она вам еще нужна). Этот навык будет полезен не только для мнемотехники, но и для общего укрепления памяти.

Доводилось вам забывать пароли или имена новых знакомых? Для вас сложно за несколько секунд выучить номер телефона, а на заучивание страницы текста может уйти целый вечер? После прочтения этой статьи вы навсегда избавитесь от необходимости записывать список продуктов, а запомнить последовательность в несколько десятков случайных слов не составит труда.

Мнемотехника (мнемоника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Сегодня вы узнаете базовые принципы и научитесь запоминать последовательности слов.

Главный принцип: визуализация

Для того чтобы быстро и надолго запомнить информацию, ее нужно визуализировать. Другими словами, мы должны запоминать не само слово «кот», а его визуальный образ.

Правильный образ должен быть:

  • Объемным . Представьте кота. Это может быть питомец ваш или ваших друзей или вымышленный кот, которого вы раньше никогда не видели. Это неважно. Посмотрите на воображаемого кота. Он должен быть совсем как настоящий, а не плоский, как на экране телевизора.
  • Ярким . Чтобы образ надолго остался в памяти, нужно представлять его ярко. Ваш котик должен быть максимально запоминающимся.

Изображение с сайта news.day.az
  • Понятным . Вы должны знать, какое именно слово обозначает этот образ.

Потренируйтесь! Создайте визуальные образы для следующих слов: огурец, учитель, глобус, рыба, стул, удача, Пакистан.

Все было хорошо до последних двух слов, верно? Как можно представить абстрактное понятие или целое государство?

Для решения этой проблемы существует метод свободных ассоциаций . Первый визуальный образ, который вы представите, когда услышите «удача» – это и есть свободная ассоциация. Например, подкова – символ удачи.

С Пакистаном у меня ассоциируются очень красочные автобусы, характерные для этой страны:

Изображение с comm ons.wikimedia.org

Важно ! Все ассоциации сугубо индивидуальны . Если в случае со словом «удача» вы, например, вместо подковы или клевера представляете своего дядю Колю, очень удачливого человека – так тому и быть. Выши ассоциации могут быть странными и необычными. Так даже лучше.

После того, как вы научились визуализировать слова, настало время их запоминать. Мы рассмотрим несколько способов это сделать.

Способ первый: метод историй

Что легче запомнить – 20 случайных слов или смешной анекдот? Ответ очевиден.

Суть метода заключается в том, что вы должны составить из данных вам слов историю. Она может быть странной, нереальной, фантастической или откровенно абсурдной. Тем лучше.

Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щетка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Сколько времени уйдет у вас на запоминание обычной зубрежкой?

А теперь придумаем историю (не забывайте визуализировать!) для этих слов:

Почтальон Печкин верхом на тигре скачет через кукурузное поле. Печкин в страхе (обязательно добавляйте эмоции в свою историю! сопереживайте своим героям, можно даже придумывать короткие реплики) обернулся назад – за ним гнались разъяренные осы . Вдруг он натыкается на реку. «Что делать!? – крикнул в пустоту бедный почтальон. – Моста нет!». Но, к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода . Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов и как только осы стали приближаться, крестоносцы стали сбивать их меткими бросками мармелада . Печкин подбежал к старому арабу – получателю посылки и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща , в которой вместо ложки лежала зубная щетка . Неожиданно пошел дождь . Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны . Тысячи тюльпанов медленно опускались и как только касались земли, тут же превращались в пепел . Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчетливый рисунок лошадиной подковы (образ для слова «удача»).

Это не самый эффективный метод в арсенале мнемониста (200 слов я бы этим способом не стал запоминать), но у него есть свои преимущества:

  1. Не требует предварительной подготовки. Вам нужны только сами слова и ваше воображение.
  2. Отличный тренажер для творческого мышления и генерации нестандартных идей.
  3. Это очень увлекательно. Когда процесс запоминания становится веселым и интересным, он начинает приносить удовольствие.
  4. Простота. Вы можете научить этому методу своего ребенка, даже если он еще не пошел в школу. А поскольку дети мыслят , чем взрослые, и у них еще нет устоявшихся шаблонов мышления – в их руках это очень эффективный инструмент и они смогут придумывать такие истории налету.

Тренируйтесь! Придумайте свой рассказ для слов: автомобиль, крокодил, копье, Франция, чай, пират, велосипед, пирожок, кроссовки, Киркоров, газета, помидор. Напишите свой рассказ в комментарии и ознакомьтесь с продуктами воображения других читателей! Если у вас есть дети, составьте список слов для них.

Способ второй: цепочка

Суть метода состоит в соединении образов между собой. Как это сделать правильно?

Не обращайте внимания на пропорции

Все образы должны быть примерно одного размера. Допустим, вы должны соединить самолет и яйцо. Пусть яйцо будет огромным, а самолет маленьким, один в один как яйцо.

Соединяйте ярко

Яйцо и рядом с ним стоит самолет. Это слишком скучно, чтобы запоминать. Пускай самолет пробьет яйцо! Пусть нос самолета вонзится в скорлупу, пусть наш авиалайнер торчит из этого яйца как свечка в праздничном торте!

Обращайте внимание на последовательность

Если вам нужно запомнить слова в определенной последовательности, то используйте правило: первый образ всегда левее или выше последующего (мы читаем сверху вниз и слева направо – легко запомнить). То есть если мы запоминаем «самолет, яйцо», то вышеописанный пример подходит, а если «яйцо, самолет», то мы должны представить, как самолет стоит вертикально (почему бы и нет?) и на него надели сверху яйцо. Белок медленно стекает по фюзеляжу (не забываем про яркость!).

Когда запоминаете несколько слов цепочкой, вы должны абстрагироваться от всех образов, кроме того, который вы только что вспомнили и того, который идет следующим.

Например: рыцарь, шляпа, воздушный шарик, кирпич. Рыцарь сидит на шляпе и держит ее за край (как будто он на надувном круге в аквапарке). Эта же шляпа на воздушном шарике, как будто на чьей-то голове (можно представить нарисованное лицо на шарике, но это не обязательно). Воздушный шарик привязан к кирпичу, и они медленно летят вместе.

Вы не должны представлять всю конструкцию сразу. Представляйте сначала только рыцаря и шляпу, потом только шляпу и шарик (рыцаря во внимание уже не берем) и т.д. При припоминании так же держите в голове не больше двух образов одновременно. От одного к другому, от него к следующему.

Этот метод плох тем, что при забывании одного элемента цепочки, вы можете забыть остальное. Но если нужно запомнить десяток-два слов, а придумывать историю некогда – этот метод будет очень кстати. Также этот прием можно рассматривать как вспомогательный при рассмотрении следующего способа запоминания.

Тренируйтесь! Запомните цепочкой слова: волк, капуста, футболист, шахматы, бабушка, кольцо, молоко, хирург, картина, абрикос.

Способ третий: метод Цицерона

Это самый эффективный и популярный у мнемонистов метод. У него есть еще и другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума и т.п. Это одно и то же.

Суть в том, что мы создаем в своем воображении некое пространство с опорными образами. Звучит сложно, но на самом деле вы научитесь этому так же легко, как и методу цепочки.

Опорный образ – это образ, с которым вы будете соединять запоминаемые образы. Его еще называют локусом или просто опорником.

Почему он именно опорный? Представьте себе свою кухню: холодильник, кран в раковине, микроволновка и т.д. Вы не так часто переставляете эти предметы. Вряд ли вы каждую неделю находите новое место для холодильника. Вышеперечисленное и есть опорные образы.

Важно! Тарелка на столе – не опорный образ, потому что меняет свое местоположение, а декоративная тарелка на стене – опорный образ, потому что висит там всегда.

Суть метода в создании воображаемого пространства, но оно не обязательно должно быть создано с нуля. Вы можете представить свою квартиру – вы хорошо ее знаете и можете в ней мысленно пройтись в своем воображении.

Выделите в своей квартире (комнате, офисе или любом другом месте, которое вы хорошо знаете) несколько опорных образов: телевизор, люстра, настольная лампа, аквариум, стиральная машина и т.п.

Важно! Вы должны точно знать последовательность своего маршрута от одного опорного образа к другому. Я, например, всегда иду по маршруту прихожая-кухня-ванная-спальня. Внутри комнаты перемещаюсь от опорника к опорнику по часовой стрелке.

К каждому опорному образу присоединяете запоминаемый. Когда нужно будет вспомнить – проходите по маршруту и воспроизводите информацию в нужной последовательности. Можно даже в обратном порядке.

Важно! Вы можете менять запоминаемые образы. То есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации (во время тренировок запоминания, например). Старые образы при этом забываются. Вы будете помнить только последний запомненный образ. Причем если вы будете часто использовать одни и те же локации, то образы начнут путаться (можете вспомнить то, что запоминали два раза назад), в таком случае локациям нужно просто дать «отдохнуть» – не запоминать на них какое-то время, а использовать другой дворец памяти.

На одну локацию вы можете присоединять не один образ, а цепочку. По 5 слов на один опорник, например.

С методом Цицерона вы сможете запомнить огромные объемы информации достаточно быстро, а главное – надолго. Если это нужно, то их необходимо повторять.

Важно! Мнемонисты повторяют исключительно по памяти – это очень важно! В источник вы можете посмотреть только для проверки или в случае, если что-то забыли. Чем больше объем информации, тем чаще нужно повторять (5 слов можно запомнить на пару недель и без повторения, а вот 500 нужно повторить тут же, через 6 часов (перед сном, если это вечер), на следующий день, через 3 дня, через неделю, через две, через месяц).

Тренируйтесь! Выделите опорные образы и запомните на них следующие слова: комар, шоколад, окунь, борец, осень, бутылка, академия, шланг, бита, роза.

Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от количества локаций и вашей тренированности. Когда я в первый раз запомнил 160 цифр (о запоминании числовой информации расскажу в следующей статье), у меня жутко болела голова. Но уже через несколько недель для меня это стало привычным делом и я не испытывал никакого утомления от такого количества, я мог запомнить уже больше 400 цифр за раз.

Сегодня вы узнали, что такое мнемотехника, ее базовые принципы, а также научились запоминать последовательности слов. В следующих статьях вы узнаете, как запоминать цифры, даты, термины, иностранные слова, речь для выступления, колоду карт, имена и лица и т.п. Оставляйте свои вопросы и пожелания в комментариях.

Надеюсь, и в скором времени вы начнете удивлять своих знакомых феноменальной памятью.

Большинству людей учеба кажется сложной задачей. Особенно если необходимо запоминать точную информацию типа дат исторических событий, таблицу Менделеева или списки. Из-за субъективной трудности этого процесса человеку кажется, что он неспособный, глупый. В результате, он вовсе забрасывает эту неблагодарную, по его мнению, затею.

Хотя причина трудностей при обучении не в плохой памяти, и не в глупости человека, а неэффективном использовании главного органа, ответственного за обучение – мозга. Мнемотехника (мнемоника) призвана помочь в минимальные сроки существенно повысить эффективность запоминания.

Что такое мнемотехника?

Под этим словом подразумевается набор приемов и методик, призванных улучшить запоминание сложной информации. Эти техники существуют достаточно давно. Так, первые сохранившиеся работы по мнемотехнике ученые датируют 86-82 годом до нашей эры. Мнемонические приемы были очень востребованными у ораторов, поскольку им приходилось толкать длинные речи, а использование вспомогательных средств считалось позорным.

Современная мнемотехника (она никакого отношения не имеет к пневмотехнике, иногда люди путают эти термины) шагнула значительно дальше, и основана на научных разработках. Сама она строится на ассоциативном принципе. Человек значительно лучше запоминает информацию, которая связана с другой. Именно поэтому зубрежка столь неэффективна. Мозг запоминает в первую очередь связи.

Второй постулат, на котором строится мнемотехника, – мозг наиболее качественно запоминает зрительную и пространственную информацию, поскольку это обуславливает самую лучшую выживаемость.

Кому нужна мнемотехника?

В какой бы области вы ни хотели развиваться, учиться очень важно. Сейчас, как никогда ранее актуально высказывание «кто владеет информацией – тот владеет миром». Те, кто не масштабирует свою компетентность, очень быстро оказываются не у дел. Особенно учитывая то, что мир постоянно развивается.

Вместе с этим прогрессом значительно увеличивается количество информации, которое нам нужно перерабатывать. И по этой причине мнемотехника понадобится всем без исключения. Но есть категории людей, для которых этот навык будет особенно необходимым:

  1. Школьники и студенты. И тем, и другим нужно ежедневно перерабатывать огромное количество информации, данной в сжатом виде. Кроме того, многие из них пишут шпаргалки. Мнемотехника помогает их выучить и списывать билет из своей головы. Вы согласитесь, что это значительно безопаснее, чем пользоваться бумажками. И ведь так учащийся ничего не нарушает. Он реально знает то, о чем пишет на экзамене.
  2. Преподаватели. Мнемотехника изначально создавалась под задачи ораторского искусства. Преподавателям нужно очень много выступать перед аудиторией, и для них также нежелательно использовать вспомогательные материалы, чтобы не терять контакт со студентами. Причем запоминание плана лекции – это самое простое, что может мнемотехника. Также, если вы сохраните план лекции у себя в голове, то почти не придется повторно к ней готовиться.
  3. Бизнесмены. Им часто приходится общаться с людьми, информацию о которых хочешь-не хочешь, а запомнить надо, чтобы не потерять ценного партнера. Мнемотехника поможет предотвратить эту беду.
  4. Желающие изучить иностранный язык. С помощью мнемотехники можно запоминать всю точную информацию: исключения, правила, слова, фразовые глаголы, формы неправильных глаголов и так далее.

Таким образом, мнемотехника пригодится абсолютно в любой сфере жизни. Она будет полезной начиная общением с людьми и запоминанием списка покупок и заканчивая изучением сложных дисциплин и иностранных языков.

Ассоциативный принцип мышления

Наше мышление строится по ассоциативному принципу. То есть, одна мысль тащит за собой другую, и так далее. Все они образуют цепочку связей, именно которые наш мозг и умеет запоминать.

Есть два вида запоминания: непроизвольное, когда связи улавливаются мозгом автоматически и произвольное, когда человек прикладывает усилия. Чаще всего необходимость осуществлять какие-то действия для запоминания появляется тогда, когда человек не может представить информацию. У него не создаются визуальные ассоциации, пусть даже еле уловимые и нечеткие.

В такой сложной ситуации у человека есть два выхода – зубрить (то есть, многократно повторять информацию) или придумывать свои визуальные ассоциации. Вот второй вариант и являет собой мнемотехнику.

Обучение мнемотехнике подразумевает доведение до автоматизма тех действий, которые приводят к запоминанию.

Зрительные образы – основа запоминания

Все, что нужно делать мнемонисту для сохранения нужной информации, – это кодировать ее в зрительные образы, так сказать, перевести ее на язык мозга. Образы должны соответствовать таким требованиям, чтобы они хорошо запоминались:

  1. Объем. То есть, вы должны быть способными прокрутить образ в голове и рассмотреть внутренним взором его с разных сторон.
  2. Размер. Образ должен быть крупным.
  3. Детальность. Если вы представляете цветы, то в идеале должны рассмотреть каждый лепесток, вплоть до его текстуры.
  4. Цвет. Образы должны быть цветными.

Ориентир – чтобы образ можно было подержать в руке. Несложно, правда? Поехали дальше.

Соединение образов

Мы помним, что мозг способен запоминать только связи. Поэтому нужно понимать, как соединять образы между собой. Вообще, это сложная наука, но мы расскажем вкратце, как это делать. Существует три способа соединения образов между собой:

  1. Соединение непосредственно одного образа с другим.
  2. Создание ассоциации.
  3. Соединение одной ассоциации с другой.

Независимо от того, какой способ используется, надо образы как бы «склеивать» друг с другом. Ну а детали могут отличаться. Например, можно приклеить один образ к другому непосредственно, а можно – к его части. Например, нам нужно запомнить, что надо купить хлеб и сок. В таком случае есть несколько вариантов:

  1. Соединить хлеб с соком параллельно друг к другу. В таком случае образы будут одинакового размера.
  2. Прикрепить хлеб к крышечке сока. В таком случае хлеб должен быть меньше. Помним, что образы должны быть крупными. Как выкрутиться из такой ситуации? Решается диллема просто. Мы представляем большую крышечку от сока и прикрепляем к ней хлеб такого же размера.

Последний вариант полезен, если с одним образом надо связать несколько других. Тогда к крышке можно прикрепить хлеб, к верхушке упаковки – сахар и так далее. Такой способ соединения образов можно использовать при изучении иностранных языков, где у одного слова может быть сразу несколько значений.

Приемы запоминания последовательности

Мнемотехника не сводится к запоминанию последовательности, но закреплять информацию в памяти, если она запоминалась с помощью описанных в этом разделе методик, значительно проще. В таком случае можно во время прогулки просто взять и быстренько повторить все, что вы узнали, ничего не забыв упомянуть.

К сожалению, мнемотехника не способна преодолеть ограничения нашего мозга. Со временем любая информация забывается, как бы она прочно ни сидела в мозгу. Поэтому повторять нужно. Перечислим некоторые приемы.

Метод Цицерона

Это мнемотехническая классика, о которой слышали очень многие. Суть метода проста – нужно представить маршрут, где на опорных образах размещается необходимая информация. Например, на дороге есть автобусная остановка, цветочный ларек, пешеходный переход, подземный переход. Каждый из созданных образов нужно прикреплять последовательно на каждом из этих объектов.

Например, словами маршрут по методу Цицерона, с помощью которого заучивался список покупок, можно описать так: на крыше автобусной остановки лежит огромная буханка хлеба, возле цветочного ларька стоит гигантская бутылка с водой, на пешеходном переходе вместо человека стоит банка с консервами. И так далее.

Настоятельно рекомендуется для метода Цицерона использовать тот маршрут, по которому вы ходите каждый день. Тогда проходя мимо этих объектов, вы автоматически будете вспоминать нужную информацию, и не так сложно будет ее повторять.

Прием «Цепочка»

Он хорошо подходит, если нужно запомнить ряд равнозначных образов, которые не зависят друг от друга и никак не связаны между собой. Сухая последовательность действий, например. Методом «Цепочка» хорошо запоминать, например, план выступления.

Недостаток приема – эффект стирания связей. Через некоторое время будете помнить только первые и последние объекты из последовательности. Если, конечно, не будете регулярно повторять.

Освоить прием очень просто. Надо попарно соединять образы друг с другом по типу цепочки (отсюда и название). Для удобства обозначим их цифрами. По этой методике образ 1 соединяется с образом 2, 2 с 3, 3 с 4. И каждый раз нужно, чтобы в воображении фигурировало только два образа.

То есть, сначала соединяем молоток с гвоздем, потом представляем в голове пару гвоздь-курица, потом – курица-паштет и так далее.

Прием «Матрешка»

Здесь образы «вкладываются» друг в друга, как в известной игрушке. Здесь применяется второй способ соединения образов. Вспоминаем сок и хлеб, который прикрепляется к крышечке упаковки с напитком.

Плюсы этого приема следующие:

  1. Каждый из образов свободен, к ним можно прикрепить другие, что позволяет сгруппировать информацию по смыслу. Этот прием позволяет запоминать, например, развернутый план.
  2. Информация запоминается структурированно, а образы формируются более качественно. Почему? Потому что мы крепим новый образ к детали старого. А мы помним, что образы должны быть детальными.

Каждый образ, на деталях которого записаны другие, представляет собой информационный блок.

Слово о важности повторения

Любая информация со временем стирается, если она не применяется в жизни. Особенно если она изучена только недавно. Мнемотехника – прекрасная совокупность приемов, позволяющая упростить запоминание. Но есть еще один процесс памяти, который идет параллельно с запоминанием – забывание. Это норма. Мозг забывает ненужную информацию, чтобы мы могли быть более гибкими и оперативно менять модели поведения и свое мировоззрение.

Учитывая наличие этого процесса памяти, выученную информацию нужно время от времени повторять, чтобы ее закрепить, а также чтобы предотвратить ее дальнейшее забывание.

Только что выученная информация теряет 40% в своем объеме или качестве в течение первого часа, если она воспринимается однократно.

Очень важный момент – повторять нужно активно. Это значит, что многократное восприятие информации очень неэффективно для запоминания. Повторение в мнемотехнике для эффективного запоминания осуществляется с помощью вспоминания нужного материала. После того, как вы выучили, предположим, билет на экзамен, его нужно повторять еще в течение трех дней.

Инструкция по правильному повторению в мнемотехнике:

  1. После запоминания любой информации методами мнемотехники нужно совершить контрольное припоминание: сверить изученный материал с первоисточником. Это нужно делать всегда, поскольку при кодировании информации могли быть совершены ошибки, особенно если вы новичок в мнемотехнике. Контрольное припоминание дает гарантию, что информация была заучена правильно. Без него вы не можете быть уверены, что правильно знаете материал. Подобные аналогии есть и в других сферах. Например, если человек плохо помнит мелодию, он даже не сможет сказать, что поет неправильно. Просто соответствующих связей нет в мозгу.
  2. Если были допущены ошибки, нужно повторно запомнить ту информацию, которая была заучена неправильно.
  3. И так повторять большое количество раз. Чем больше, тем лучше. Но даже если вы будете делать 5 повторений в день, то через месяц это будет 150 повторений. Информация будет закреплена очень прочно.

Видим, что ничего сложного. Активное повторение в мнемотехнике напоминает обычное повторение информации, которое мы знаем, но при этом главным становится воспроизведение данных, а не их восприятие.

Виды повторения в мнемотехнике

В зависимости от задач, повторять можно разными способами:

  1. Просмотр опорных образов. Этот способ повторения будет полезным, если нужно предотвратить забывание уже закрепленной информации или если необходимо быстро повторить большое количество данных. Его используют, если надо сохранить информацию, которая не используется больше, чем 1,5 месяца. Вы просто просматриваете образы у себя в воображении. При этом нужно подавлять внутреннее проговаривание, потому что от него толку мало, а времени оно отнимает много.
  2. Повторение с полной расшифровкой. Этот способ применяется для закрепления в памяти только что изученной информации. Его обязательно осуществлять в течение первых 3-4 дней после изучения материала. Нужно не только просматривать образы в воображении, но и проговаривать, что они означают. Фактически вы читаете виртуальную книгу, которая полностью находится в вашей памяти.
  3. Проговаривание и прорисовка. Эти методы задействуют двигательную память. Здесь нужно не представлять образ в голове, а как бы рисовать его глазами. Этот метод повторения полезен, если нужно довести какую-то информацию до рефлекторного уровня припоминания. Проговаривание – это похожий метод, только здесь нужно активно артикулировать. Информация, которая связана сразу с несколькими анализаторными системами, запоминается значительно лучше.

Понятие опорного образа в мнемотехнике

Опорный образ – это вспомогательный образ, необходимый для припоминания, но который не имеет своего конкретного значения. Через него осуществляется поиск нужных данных в мозгу. В книге В. Козаренка (он возглавляет самую известную школу мнемотехники в СНГ) приводится аналогия со струнами фортепиано. Их большое количество, и найти нужную можно с помощью настроенного соответствующим образом камертона.

Например, нам надо найти среди всех струн на пианино «ля» первой октавы. Берем камертон и подносим к струнам. Нужная нам станет звучать и вибрировать. Причина этого – резонанс.

Стоит учитывать и то, что нет конкретного места, в котором находятся определенные сведения. Мозг работает рефлекторно. Поэтому достать нужную информацию можно лишь предъявив соответствующий стимул, роль которого и играют опорные образы.

Это необязательно может быть зрительный образ. Слуховой, кинестетический также может сойти. Но вот скорость будет уже не той. Поэтому в мнемотехнике и используются в качестве опорных именно визуальные образы.

Создание систем опорных образов

Путем комбинирования описанных выше способов запоминания последовательности можно создавать систему опорных образов. Если вы ее будете применять, то она должна быть создана заранее. И предварительно ее требуется тщательно закрепить так, как описано выше. В принципе, они и сами хорошо закрепятся в памяти, если вы будете их использовать. Согласно пирамиде усвоения знаний 90% информации запоминается через действия. То есть, если мы что-то делаем с полученными знаниями, они наименьше забываются.

Вообще, вся мнемотехника, и системы опорных образов в частности, нужны для того, чтобы использовали информацию, пусть и в символической форме. Именно за счет этого и обеспечивается почти стопроцентное КПД.

Рассмотрим несколько способов формирования систем опорных образов:

  1. Самая простая система опорных образов – объекты, которые выделяются методом Цицерона. Помните, мы приводили в качестве примера остановку, цветочный ларек, два перехода? У вас могут быть свои образы, которые попадаются на дороге. Рекомендуется создать 100 образов, если вам приходится активно запоминать информацию. Но для начала достаточно 10-15.
  2. Метод Цицерона + выделение частей образа. Второе понятие вам незнакомо, но мы его уже рассматривали сегодня. Выделение частей образа – это пример с крышечкой от сока, которую мы приводили. Здесь последовательность действий проста. Сначала выделяем нужное количество образов по методу Цицерона, а потом в каждом из них находим еще по пять деталей, которые также можно использовать в качестве опорных. Например, представляем открытый холодильник. В таком случае, части будут следующие – дверь, верхняя, средняя, нижняя полки, морозильник. Если вы методом Цицерона выделили 100 объектов, то таким образом можно создать систему из 500 опорных образов.
  3. Все, описанное выше, плюс короткая цепочка из 5 произвольных образов, соединенных с каждым из опорных методов «Цепочка». В таком случае получается 12500 опорных образов, которые можно использовать для запоминания информации. Фактически у вас появляется внутренняя файловая система в голове.

Советуем подходить к созданию системы опорных образов творчески. Например, всю систему можно разделить на три блока. Первый используется для демонстрации фокусов с памятью, второй – для запоминания точной информации, которая может пригодиться в быту (телефонные номера, например), а третья – для запоминания учебного материала.

После того, как будет записана информация на опорном образе, новую записывать нельзя.

Мнемотехника для детей

Мнемотехника для развития памяти младших школьников почти не применяется. Дело в том, что этот навык сопряжен с огромным количеством интеллектуальных усилий, которые в силу возраста таким маленьким детям не подходят. Мнемоника им может показаться очень сложным и скучным занятием.

Это еще в большей степени касается мнемотехники для развития памяти дошкольников. В раннем возрасте нет той усидчивости, которая требуется для качественной тренировки этого навыка.

Начинать заниматься мнемотехникой для развития памяти можно подросткам, или когда человек станет взрослым. Кстати, уже в классе 8-9 она может стать эффективным средством обучения учеников, которое поможет изучить иностранные слова, длительные тексты даже на русском языке (чтобы пересказать их), для пополнения словарного запаса. Она пригодится абсолютно во всех дисциплинах, даже математике, хотя и с определенными ограничениями.

Что касается заучивания стихотворений, то мнемотехника поможет лишь выучить последовательность событий или элементов этого стиха, но дословно наизусть его можно выучить только путем зубрежки и по описанным выше правилам повторения.

Есть, конечно, адаптированные виды мнемоники с упрощенными заданиями для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, но они сильно уступают полноценной технологии запоминания.

В теории, мнемотехника поможет хорошо выучить таблицу умножения, но психология ребенка такого возраста требует дозированного подхода. На длительных временных отрезках зубрежка является не менее эффективным методом запоминания, но при этом она значительно проще в освоении маленькими учащимися, чем мнемотехника. Вообще, в любом случае информацию нужно повторять. Поэтому качественно закрепить информацию в памяти возможно только на длительных отрезках.

Мнемотехника пригодится по большей части в нескольких случаях:

  1. Если нужно знать большой массив информации уже сегодня.
  2. Если материал содержит большое количество точной информации.

Заключение

Настоящая мнемотехника начинается там, где есть система опорных образов. Поэтому рекомендуем проходить обучение в таком порядке, как описывается в этой статье. Сначала освоить правила соединения образов, потом – приемы запоминания последовательности. А потом потихоньку создавать свою систему опорных образов.

Конечно, это длительный процесс. Но у вас столько дней впереди. Дорогу осилит идущий, как говорится. Но развивать этот навык возможно только во время тренировки, и выполняя соответствующие упражнения.

Вообще, даже то, что описано в этой громадной статье – далеко не все. Мнемонические приемы запоминания охватывают значительно больше техник для качественного заучивания информации. Но стоит освоить хотя бы это.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!