«Медовый Спас — всего про запас!» Сценарий фольклорного праздника. «На пасеке»

Цели: Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями; накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров; развивать внимание, речь, эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений.

Ведущая - Лето:
Добрый день, мои друзья!
Вас рада нынче видеть я.
Я – жаркое Лето, богатое Лето,
В душистый венок из цветов я одета.
Вас встречаю у ворот –
Праздник нынче всех вас ждет!
Дружно за руки беритесь,
Все за мною становитесь.
Всё я знаю, всё смогу,
Вас на полянку поведу!

Солнце светит,
Полянку согревает,
Медовый Спас сегодня
Детишек собирает!

Ведущая:

Спасы – праздники большие,
Да Великие такие.
Сейчас идет Спас медовый,
Расскажу о нем толково.

Медовым Спас называется потому, что соты в ульях наполнены до отказа мёдом, пасечники приступают к его сбору. А пчёлам пора устраиваться на зимовку.

На Руси в этот день всех медом угощали и чаи распивали.

Ребенок:

Первый я - Медовый Спас.
Я медку припас для вас.
Мед цветочный, мед гречишный,
Терпкий, золотой, отличный.

Ведущая:

- А кто же в природе нам мед добывает?

Дети: Пчелы!

Ребенок:
Работать малой пчелке

Нисколечко не лень.

С цветочка на цветочек

Летает каждый день.

На много километров

От дома путь идет,

Но умненькая пчелка

Всегда свой дом найдет.

По крохам собирает

Цветочный аромат,

И станет мед душистым,

Чему я очень рад. Н. Мигунова

Ведущая:
Чтобы нам медок собрать,
Надо пчелок всем позвать.

Все:
Пчелки подружки сюда прилетайте
Мед для ребяток скорей собирайте.

Летят пчелки 3 девочки .

1 пчела:

Надо славно потрудиться,
Чтобы вместе веселиться
Целое ведро собрать,
Чтобы деток угощать!

2 пчелка:
Только где же тут цветы необычной красоты?
Розовые кашки, колокольчики, ромашки
Розы, васильки, репей…
Позовите их скорей!

Ведущая: Пчелки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мед – липовый с липового цвета, гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов.
И с собой гостей чудесных я к вам в гости привела. Я загадки загадаю, что за гости – угадайте!

Ведущая загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок. Дети находят цветок и «высаживают» на клумбу.

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке,
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик.)

То фиолетовый, то голубой
На опушке цветок повстречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)

Вот шершавый стебелек,
В середине уголек,
Лепестки блестят, как лак,
Распустился красный (Мак.)

Колосится в поле рожь.
Там цветок найдешь
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек.)

В огороде у дорожки,
Стоит солнышко на ножках.
Только желтые лучи,
У него не горячи. (Подсолнух.)

Ведущая:
Эй, цветочки, расцветайте,
И лужок наш украшайте.
Посмотри, честной народ
Цветы-то встали в хоровод.

Танец цветов и пчелок под музыку «Вальс цветов» .

3 пчела:
Ох, как славно потрудились,
Да еще повеселились.
Медок в улей понесем
Песню дружно все споем.

Ведущая:
У нас на поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчелки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведерко с цветочным нектаром.

Игра «Кто быстрее».

Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу кладут большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром». Сначала первые участники-«пчелы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчелку» и обегают цветок уже вдвоем и т. д. последняя берет ведерко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернется с ведром.

Ведущая:
Вот сколько нектара собрали пчелки.
-
А кто же из лесных жителей мед обожает?

Дети: Медведь!

Хозяйка:
Пчелки в улей полетели
Зажужжали, загудели
Мед по сотам разливают
Соты воском заливают.
Вдруг услышали медведь…
К ульям крадется,
Этот мишка косолапый
Слажкоежкою зовется.

Медведь:
Я несу с собой колоду
Я хочу отведать меду.
Очень я медок люблю
Я ваш улей разорю!

Пчелки:
Мишка, не озорничай
Детям этот мед отдай.
Нынче ведь Медовый Спас,
Будет праздник тут сейчас.

Медведь:
Буду я тогда скучать,
Коль нельзя озорничать!

Ведущая:
Мишенька, ты не скучай
Лучше с нами поиграй.

Игра « У медведя во бору» .

Медведь:
Ох и ловкие детишки,
Озорные шалунишки
Быстро бегают, играют
На полянке не скучают.
Пчелки:
Мишка, с нами поиграй
Голосочек наш узнай.

Пчелки вручают Медведю ведро на нем написано «Мед» - медведь пьет медок .

Ведущая:
Пчелки, мед еще несите
Деток медом угостите.

Пчелки:
Наступил Медовый Спас,
Угостить хотим мы вас.

Ведущая:

Чтобы все вы подрастали
Умными, большими стали.
Ведь полезен всем медок,
Угощяйся-ка, дружок.

Входят зайчата.

1.Ради праздника такого
Угостить вас мы готовы
Пряники медовые из печи, готовые!

2.Медом поливали, в сахаре купали
Вот не пряник, а успех
Угостить хотим мы всех!

Медведь: С праздником всех поздравляю,
И от всей души желаю
Каждый день вам подрастать,
Спасы дружно отмечать!

Ведущая: Не сердиться, не браниться,
Только доброму учиться!
Песни петь и танцевать,
Праздник весело встречать!

Галина Дятлова
«На пасеке». Сценарий праздника Медовый спас для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей : «Чтение художественной литературы» , «Музыка» , «Физическая культура» , «Коммуникация» , «Познание» .

Виды детской деятельности : игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская.

Цели : Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями ; накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров; развивать внимание, речь, эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений; обогащать словарный запас детей при разучивании стихотворений, загадок, песенок приуроченных к празднику .

Планируемые результаты : проявляет положительные эстетические чувства и эмоции; умеет поддерживать беседу, проявляет интерес к участию в играх и инсценировках ; активно и доброжелательно взаимодействует со сверстниками в решении игровых задач.

Материалы и оборудование : фонограммы – жужжание пчел, рев медведя, иллюстрации насекомых – шмеля, пчелы, осы, комара; искусственные цветы – роза, колокольчик, одуванчик, мак, василек, подсолнух; тарелочка с шишками; «Клумба» (ваза с песком) ; туесок с медом , бочонок.

Действующие лица :

Дед Тимофей – пасечник взрослые

Белочки дети

Дети входят в зал и становятся в круг.

Ведущий :

Вас встречаю у ворот –

Праздник нынче всех вас ждет !

Дружно за руки беритесь,

Все за мною становитесь.

Всё я знаю, всё смогу,

Вас на полянку поведу!

Хоровод «Прогулка» Е. Тиличеевой

Дружно за руки возьмемся, Дети идут по кругу, взявшись за руки

В лес зеленый мы пойдем.

По полянке мы пройдемся,

Песню весело споем.

Проигрыш Кружатся, поставив руки на пояс.

Нагибайся, погляди-ка, Выполняют «пружинку»

Что краснеет под кустом?

Ты не прячься, земляника, грозят пальцем

Все равно тебя найдем!

Проигрыш «Собирают ягоды»

Комары звенят над нами, поднимают и опускают руки, быстро

перебирают пальцами

Комары кусают в лоб, на последнее слово хлопают себя по лбу

Мы воюем с комарами,

Мы в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.

Проигрыш Хлопают в ладоши.

Звучит жужжание пчел.

Ведущий. Посмотрите, тропинка привела нас на пасеку . Вот и ульи стоят. А кто в них живет?

Дети отвечают.

Светит солнышко, жужжат пчелы…А вот и пасечник дед Тимофей идет .

Напевая входит дед Тимофей.

Дед Тимофей. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте, дедушка Тимофей!

Дед Тимофей.

Рад я приветствовать на пасеке своей гостей ,

Таких хороших да воспитанных детей .

На моей пасеке лету радуются – и цветы и насекомые. А вот сможете отгадать, о каких насекомых я загадаю загадки.

Хлопотлива и смела

Медоносная… (пчела)

Похожа на пчелу, но не пчела :

Четыре перепончатых крыла,

По спинке за полоской полоса,

С изящной тонкой талией (оса) .

Ночью с писком он летает,

Кровь тихонько попивает,

Превращая жизнь в кошмар.

Как зовут его?. (комар)

Кто с гуденьем сел на хмель?

Неуклюжий, толстый (шмель) .

Много вы знаете насекомых. Но самые мои любимые насекомые – пчелы. Я для них много домиков настроил – вот таких. (показывает ульи) . Называется пчелиный дом – улей. Про пчел народ пословицы и поговорки сложил. А вы их знаете?

Дети. «Около пчелки медок » , «И пчела не на себя работает» , «Трудится, как пчела» , «Одна пчела много меду не наносит» .

Ведущий. Ты, дедушка Тимофей, сам трудишься от зари до зари, как пчела. Отдохни, поиграй с нами.

Дед Тимофей. Играть я люблю. Вставайте скорее, играть будем, посмотрю кто из вас умеет быстро бегать.

Игра «Дедушка Тимофей»

Играющие встают в круг, дедушка Тимофей – в центре.

Здравствуй, дед Тимофей! Дети идут по кругу, взявшись за руки и поют

Посмотри ты на детей , дедушка выполняет движения : прикладывает

ладонь к глазам

не качай головой, укоризненно качает головой,

не тряси бородой, трясет «бородой» ,

ты не топай ножкой, топает одной ногой

постой на дорожке встает смирно

да послушай, что мы скажем прикладывает одну руку к уху

посмотри, что мы покажем! Приставляет к глазам руки, указательный и

большой пальцы соединены.

Затем дед Тимофей спрашивает, дети отвечают.

Дед Тимофей. Где вы, дети, были?

Дети. Во сыром борочке.

Дед Тимофей. А Что вы там делали?

Посидели на кочке Приседают

Постояли на пенечке, Встают прямо, подняв руки.

Голову почесали Чешут рукой голову.

Да от тебя убегали! Вытягивают руки вперед.

Дети убегают от деда Тимофея, он старается осалить как можно больше детей .

Дед Тимофей.

Пчелка, добрая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Меда принесет в свой дом.

Пчелки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мед – липовый с липового цвета, гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов. Посмотрим, знаете ли вы цветы.

Дед Тимофей загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок. Дети берут цветок и высаживают на клумбу (втыкают в вазу с песком) .

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке,

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик.)

То фиолетовый, то голубой

На опушке цветок повстречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)

Вот шершавый стебелек,

В середине уголек,

Лепестки блестят, как лак,

Распустился красный (Мак.)

Колосится в поле рожь.

Там цветок найдешь

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек.)

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножках.

Только желтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух.)

Дед Тимофей.

Посмотри, честной народ

Цветы-то встали в хоровод.

«Хоровод цветов» Ю. Слонова

Дед Тимофей. У меня на поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчелки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведерко с цветочным нектаром.

Игра «Кто быстрее»

Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу кладут большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром» . Сначала первые участники-«пчелы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчелку» и обегают цветок уже вдвоем и т. д. последняя берет ведерко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернется с ведром.

Дед Тимофей. Вот сколько нектара собрали пчелки. Пойду и я за угощением. А вы посидите, и немного отдохните.

Дед Тимофей уходит. Раздается рев медведя.

Тише, тише! Не шуметь!

К нам сюда спешит (медведь)

Входит Медведь.

По дороге мишка шел

И на пасеку пришел .

Здравствуйте, ребята!

Я – Мишка косолапый,

Немного толстоватый,

Так хочу я похудеть,

Но не знаю, как мне быть.

Ну-ка, Мишенька, вставай,

С нами танец начинай.

Пляска с медведем.

Я так весело плясал,

И ужасно я устал.

Не пора ли отдохнуть, перекусить да и вздремнуть?

К медведю подбегают белочки с тарелкой шишек.

Мы хотели Мишке

Дать на ужин шишки.

Вдруг как начал он реветь :

Я не белка! Я – Медведь!

Уберите ваши шишки!

Мед на ужин нужен Мишке!

Слушай, Мишка, не реви.

Лучше пчелку позови.

Где ты, пчелушка - пчела?

Ты скорей лети сюда.

К Медведю подбегает пчела.

Здравствуй, милая пчела.

Как здоровье? Как дела?

Все тружжусь и все жужжу!

Я на месте не сижу.

Русская народная песня «Ивановы пчелки»

Ивановы пчелки Дети взмахивают руками, как крыльями.

По полю летали.

По полю летали.

По полю летали, Взмахивают кистями рук.

Медок собирали . «Собирают мед»

Честь ему, хвала ему, Хлопают в ладоши и разводят руки в стороны-4р

Медок собирали .

Медок собирали , «Собирают мед» .

Мишку угощали. Кланяются, разводя руки в стороны.

Честь ему, хвала ему Хлопают в ладоши и разводят руки в стороны-4р

Мишку угощали. Мишку угощали.

Пчелка отдает Медведю бочонок с медом .

Медведь :

С праздником всех поздравляю ,

И от всей души желаю

Каждый день вам подрастать,

Спасы дружно отмечать !

Медведь уходит. В зал входит дед Тимофей. Несет туесок с медом .

Дед Тимофей.

Угощайтесь, ребятки,

Мед полезный, сладкий.

Дед Тимофей отдает ведущему и детям туесок с медом .

Дети, пчелки мои играли с утра, солнышку радовались, а теперь толкутся, гудят – не иначе жди ненастной погоды. Возвращайтесь-ка вы до дождя домой. До свидания!

Ведущий и дети прощаются с дедушкой Тимофеем и выходят из зала под жужжание пчел.

Список использованной литературы :

И. А. Лыкова : Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений/Издательство Карапуз-Дидактика /Москва 2007г.

А. Н. Зимина. Народные игры с пением. М., 2000.

А. Н. Зимина, Л. И. Мельникова. детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2000

М. И. Картушина. Русские народные праздники в детском саду . М., 2007.

Проведение в детском саду мероприятий, посвящённых православному празднику Преображение Господне (Яблочный Спас) стало традиционным. Но данный праздник мы так же объединяем с «Медовым Спасом» и «Ореховым Спасом».

Цель: Духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения.

Приобщение детей и родителей к православной культуре, возрождение традиции празднования «Спасов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения

«Спас медовый, яблочный и ореховый»

Воспитатель:

Все! Все! Все! Все на праздник!

Спешите скорей, спешите скорей, нет праздника нашего щедрей!

Ой, ты Спас, Маковей, для нас мёду не жалей!

Яблочный Спас- фрукты, овощи припас!

Ну, а Хлебный Спас-Успенья час,

Лето закрывает, осень встречает.

Добрый день, всем гостям, званным и желанным!

На Спасов день гулять -пировать

Мы вас приглашаем,

С нами вместе отмечать

Славный праздник урожая!

Нынче праздник у нас:

Яблочно-медовый и ореховый Спас!

Воспитатель: Ребята, в августе русский народ отмечает сразу три православных праздника, три Спаса: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.

Пчёлка весело жужжит,
На цветок садится,
Чтобы нам с тобой медком
Вкусным насладиться!

Мёд полезный, ароматный
Мишкам нравится лохматым.
Пчёлке я письмо пишу,
А в письме – жу-жу, жу-жу
Я ей мёду закажу!

(В. Троп)

Воспитатель интересуется у детей: откуда берётся мёд? (ответы детей).

«Первый Спас медовый – будьте все здоровы » . На Руси в этот день всех медом угощали и чаи распивали.

Первый Спас - Медовый, отмечается 14 августа. Издревле считали люди, что после этого дня пчёлы начинали приносить "неправильный" мёд, а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мёд считался особенно целебным. в этот день принято дарить друг другу баночки с мёдом, печь медовые пряники.

А мы с вами поиграем.

Игра «Пчелки» В тарелках с мукой лежат конфеты, кто быстрее перенесет ложкой

Воспитатель:

Королевич из садов

Всех порадовать готов.

Есть с румяненьким бочком

И с весёлым червячком.

Кругленькое с ямочкой

Наливное … . яблочко!

Второй Спас - Яблочный. Он отмечается 19 августа. На Руси считалось, до этого праздника не нужно кушать яблоки нового урожая. Когда наступало 19 августа - Яблочный Спас, люди с утра собирали в саду яблоки, потом относили их в церковь для освещения, после чего устраивали "пир горой". Помимо яблок освещают груши и виноград. На праздник готовятся яблочные пироги, яблочные компоты и варенья. В Яблочный спас принято угощать яблоками всех. Люди верят и в то, что на Яблочный Спас , яблоки становятся особенными. Откусив яблочко , можно загадать желание, и оно обязательно сбудется.

Яблоко- символ плодородия, семейного благополучия, поэтому своим подарком вы желаете тем, кому подарили всего самого наилучшего. Ещё считается, что в этот день мы провожаем лето и встречаем осень.

Игра «Угости друга яблочком » Два ребенка угощают друг друга яблоком с завязанными глазами.

Игра "Кто быстрее принесёт яблоки"

Дети делятся на две команды. Впереди на расстоянии от команд стоят две корзинки(по одной для каждой команды) с одинаковым количеством яблок. Даётся старт. Дети по одному бегут, берут по одному яблоку на блюдечко и приносят его в тарелочку своей команды. Кто быстрее перенесёт яблоки, тот и выиграл.

Воспитатель: По народным традициям Яблочный Спас означает приход осени. К этому дню заканчивалась жатва на полях, улетали последние ласточки, устраивался веселый праздник, плели венки из цветов и колосьев и водили хороводы.

Ребята, яблоко бывает круглое , сладкое, спелое…

А какие еще бывают яблоки ?

Конкурс «Хваленое яблоко »

Участвуют две команды по 4 человека, которые попеременно хвалят яблочко . Каждый игрок должен подбежать к ведущему, у которого яблоко и сказать хвалебное слово. Кто больше – тот победитель.

(Примеры : вкусное, душистое, нежное, сочное, наливное, румяное, красное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, твердое и т. д.)

Музыкальная разминка - танец

Воспитатель:

А теперь давайте узнаем, догонит ли ежик яблоко. А для этого сделаем круг. Будем быстро передавать по кругу яблоко, затем ёжика. Догонит ли ёжик яблоко?

Игра «Ежик и яблоко »

Воспитатель:

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке,

Заглянешь в середину-

Увидишь сердцевину,

Из плодов он твёрже всех,

Называется… . орех!

Кто любит орешки? Верно – белочка

Третий спас ореховый или Хлебный . В это время заканчивался сбор зерна. В этот день пекли первый каравай нового хлеба, обходили колодцы кругами, как бы замыкая теплое времечко.

Игра «Кто первее»

Для игры необходимо разделить детей на команды. Каждой группе понадобится один небольшой предмет (мячики). Первый игрок каждой команды становится перед стартом и зажимает между коленями выбранный предмет. По сигналу он должен допрыгать с зажатым мячиком до метки, а затем так же вернуться обратно. Предмет переходит к следующему участнику. Соревнование продолжается.

Музыкальная разминка - танец

Воспитатель: С праздником всех поздравляем,

И от всей души желаем

Каждый день вам подрастать,

Спасы дружно отмечать !


Ирина Харук

Сценарий фольклорного праздника для двух старших и двух подготовительных групп. В празднике отражены традиционные, обрядовые,народные игры свойственные только для этого празднества .

Спас – всего про запас !

Сценарий для старшего дошкольного возраста.

Цель : ознакомление детей с народным праздником – Спасом : Медовым , Яблочным, Хлебным (Ореховый) . Показать красоту праздника , познакомить с обрядовыми играми, приметами и обычаями. Воспитывать любовь к русской культуре.

Ведущий 1 :

В августе у мужика три заботы : и косить, и пахать и сеять. В августе отмечают : Медовый , Яблочный, и Хлебный (Ореховый) спас . Сегодня мы покажем как русские люди отмечали праздник спаса .

Ведущий 2 :

А почему их было три?

Ведущий 1 :

Все дело в том, что Спас –это праздник сбора урожая , а как известно, разные плоды поспевают в разное время. Вот и получилось из одного целых три праздника .

Ведущий 2 :

И вот на нашем празднике –ярмарке мы представим их все. Встретим хозяев праздника .

Песня : «К нам гости пришли» .

1 Зазывала : Привет детвора! Как у вас дела?

2 Зазывала : Нынче ярмарка у нас! Покупай все про запас !

1 Зазывала : Эй, народ не зевай, пятками доставай!

2 Зазывала : Пляши,гуляй, только рот не разевай!

Ведущий 1 : И так первый «Медовый спас » . Начинали качать мед. Считалось, что пчела заканчивала свою летнюю работу и не обижается на выкачку. Пчелки всех медом угощают , ведь он помогает от всех болезней.

Давайте посмотрим игру «Пчелы» в неё играли дети в старину.

Игра «Пчелы»

1 Зазывала : Яблоки ранет, яблоки! Кому яблоки!

Яблоки ранет, каких на свете лучше нет!

2 Зазывала : Кому яблоки продать? Кому дешево отдать? Грушевый! Ананас! Купи дочка про запас !

Ведущий 2 : А следующий спас называется –Яблочным.

А назывался он Яблочным потому, что с этого дня начинался сбор и заготовка яблок. Есть яблоки до этого дня нельзя было, в этот день яблоки несли в церковь и освещали. Только после этого вся семья садилась во дворе своего дома под развесистой яблоней. И чего только не бывало на этом столе –яблоки во всех видов : печеные, медом политые , фаршированные, яблочные пироги, оладьи, лепешки, яблочный квас, компот –вкусно и весело.

Ребятишки забавлялись –яблоки с горки катали –чьё дальше укатится.

Игра «Катание яблок с горки»

Считалка «Катилось яблочко»

Хоровод «Веселый хоровод»

Веселей, хоровод! Все ребята рады!

В руки к нам упадет яблоко из сада.

К нам из саду придет яблоко большое.

К нам оно приведет грушу за собою!

Песня : «Яблочко»

I.Яблочко, яблочко соку спелого полно.

Ой люли, ой, люли, соку спелого полно.

II.Так свежо и так душисто, так румяно золотисто.

III. Будто медом налилось видны семечки на сквозь.

Вот так справлялся медовый спас !

Зазывала : Вот орешки! Вкусные орешки.

Вкусные на меду.

Давай в шапку накладу!

Отгадайте загадку : Маленький мужичок –костяная шубка!

(это орех)

А это подоспел Ореховый Спас !

Заходят дети : Чики –чики –чикалочки

Едет Ваня на палочке

Дунька на тележке

Щелкает орешки.

Игра «Орехи» .

Загадка :

В лесу на полянке стоит орешник в зеленом кафтане.

Богач и невелик

А орешками наградит.

В день праздника орехи , свежее выпеченный хлеб несли в церковь для освещения, и только после освещения разрешалось все это есть. Деревенские ребятишки весь день грызли орехи и играли с ними.

1 Зазывала : Глядите, не моргайте, рот не разевайте.

Ворон не считайте, подешевле покупайте.

2 Зазывала : Давай, давай! По дешёвке выбирай

Небывалого случая три года ждут!

В этот день –Орехового Спаса на горе крестьяне продавали холсты, полотенце. Отсюда и название –«Спас на полотне » .

Игра «В холсты»

Двое играющих становятся друг против друга на поставленные под ноги чурки. Берут обеими руками за концы холста, свернутого жгутом. С возгласами «Тени холст будет толст» . Тянут друг друга к себе, стараясь столкнуть с чурок. Проигравший тот, кто потеряет равновесие и коснется ногой земли.

1 Зазывала. Все ли песни перепели! Пели –не напелися

Пели –не напелися, сели разревелися! Ой

2 Зазывала. Я иду по коридору, гуси серые за мной.

Здесь на ярмарке, веселой, как нам весело с тобой!

Ой подруга дорогая не пора ли нам сплясать

1 Зазывала. Гармонист играть нам станет, а мы будем танцевать. Два медовых пирожка , картошку рассыпучую.

Общая русская пляска

Песня «Будьте здоровы»

Ведущий 1 : Вот так разумно, мудро в старину у русских крестьян сочетался труд и отдых. Они умели потрудиться на своих полях и садах, взрастить плоды своего труда,а потом, когда был собран урожай –они умели словно повеселиться

Ведущий 2 : Закрома были полны у тех, кто хорошо поработал весной и летом –теперь долгая зима была не страшна.

Ну вот, ребятки теперь вы кое –что узнали о старинном русском празднике Спаса , о трех Спасах : Медовом , Яблочном,да Орехово –Хлебном. И теперь вам будет понятно русская поговорка.

Первый Спас –на меде стоит .

Второй Спас –яблоки едят .

Третий Спас –на зеленых холстах холсты продают.

А теперь милости просим к нашему столу!

(подводим детей к трем столам. Ну –ка попробуйте угадать, на каком столе от какого спаса угощения ) Дети

На первом столе –мед, медовые пряники , медовый квас .

На втором столе –яблочные пироги, яблоки.

На третьем столе –булочки, домашний хлеб, орешки.









(театрализованное представление)

Действующие лица:

2 крестьянки (ведущие);
2 внучки крестьянок;
Маша и Медведь (персонажи сказки «Маша и Медведь»);
4 девочки-пчёлки;
Мальчик-самовар;
Народный вокальный ансамбль

Звучат фанфары.

Ведущая 1: «Велика наша родная земля!» — так издавна говорили в народе. Простору на все четыре стороны много», немало на свете диковинных мест, но «лучше родной нет никакой!».
«Родина облачается небесами, подпоясывается зорями, застёгивается звёздами» вот какими словами говорили о родной земле, о той, «что всегда и в горсти мила», без которой человек, «что рыба без воды, что соловей без песни».
На Руси селом называлась та местность, где находилась церковь. Церковь
На сценической площадке участники театрализованной миниатюры.
Крестьянская семья.

1 ведущая: Ну, с зажином вас!
2 ведущая: Солнце ещё только встаёт! До вечерни нс одну сотню снопов свяжем.
1 ведущая (девочке) : А ты, Дарья, не стой, колоски следом подбирай, да связывай.
1 внучка: Да не получается!
2 ведущая: Ничего получится! А ты, Ольга, первый сноп заприметь.
2 внучка: Это ещё зачем, бабушка?
1 ведущая: Украсим его разноцветными лентами и в горницу поставим. С него обмолот начинать будем.
2 ведущая: А зерном тем корову накормить надо.
1 внучка: Зачем?
2 ведущая: Чтоб здоровой была, да приплод давала.
2 внучка: Ой, бабушка, а вон колосья-то среди поля пропустили.
2 ведущая: Вот и хорошо, будет из чего бороду деду свить.
2 внучка: Какому деду?
I ведущая: Который тут живёт. Холодно ему тут в лютую зиму, вот под бородой и коротает он её, приносит полю плодородие. Ну, да хватит разговоры разговаривать. С работой управиться сегодня надо пораньше.
I внучка : Что это с тобой, бабушка?
1 ведущая : Праздник сегодня.
I внучка : Что за праздник?
1 ведущая : В народе называют его поразному. Первый Спас, Медовый, или Маковый Спас, Спас на воде. Начинается он в первый день Успенского поста, 14 августа (1 августа по старому стилю). Это первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю Иисусу Христу.
I, 2 внучки (одновременно) : Расскажи, расскажи, бабушка!
1 ведущая : Припасла для вас
Я такой рассказ.
А вы — на праздник гостей собирайте,
Да звонкой песней созывайте!
Звучит песня «Праздники».
1 ведущая: Сколько к нам пришло народу!
Быть сегодня хороводу!
Песни пойте до утра,
А завтра нельзя — начало Успенского поста.
Много дел в поле, в огороде,
А пока побалуйтесь вы мёдом.
(авторские стихи)
Первый Спас — начало сева озимых. В народе говорили: «Спасов день пока¬жет, чья лошадка обскачет» (то есть покажет, кто раньше начал сеять). Медовым его называют потому, что в этот день на Руси «ломали» первый мед на пчельни¬ках. «Наш Спас много мёда припас». Потрудилась на славу «Божья работница» — пчелка. А кто главный в улье?
I, 2 внучки : Матка.
I ведущая : Правильно! В своём доме она — главная хозяйка, «хранительни¬ца домашнего очага». А вот во «….. улье» хранитель домашнего очага ……., старейший житель села, ему уже … лет. Когда в родительский дом приезжают двое детей, трое внучат, два правнука, то он на¬полняется жизнью и звучат задорные песни.

Звучит песня «Эх, гармошечка!».

Участник ансамбля «….»: Мы не случайно исполнили эту песню, ведь в вашем селе тоже есть гармонисты, и одного из них мы видим среди зрителей, он пришёл со своей гармошкой.

На сцену приглашается местный гармонист в его исполнении звучит песня.

Па сценическую площадку выходит 1 ведущая и дети с горшочками мёда.

I ведущая: Правду говорят в народе: «Кто пчеле рад, тот будет богат» и дом построил, и детей вырастил, и сад посадил, и сладко на душе от мёда, и поёт она под гармошку, и радостно становится, когда ребятня угощением пчеловода лакомится. Этот мёд нам предоставил ….. Вкусно!? (обращается к детям).
1 внучка: Ой, вкусно! Давай всех, кто к нам на праздник пришёл, тоже угостим.
2 внучка : Эй, Мишка, выходи
Людей мёдом угости!
К зрителям выходят персонажи русской народной сказки «Маша и Медведь» и угощают всех мёдом. Дети на сценической площадке благодарят пчеловода Анатолия Григорьевича Коваленко.
1 внучка: Дай, Господи, хозяину МНОГИЕ лета,
Многие лета-долгие годы!
2 внучка: А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
1 внучка: Божьих пчел водить, ярый воск топить-
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
1 ведущая: Угощайтесь, гости дорогие! «Спасовка-лакомка», «Медовый Спас — медовый стол», «У хорошего пчеловода нет плохого года», — так о празднике говорят в народе. Росу медвяной называют, уста — медоточивыми, а месяц — медовым.
1 внучка: А что такое медовый месяц?
1 ведущая: На этот вопрос знают ответ семейные пары, которые много лет прожили рука об руку.
На площадку приглашаются семейные пары,
которые прожили в браке 40, 45, 55 лет.
1 ведущая : В августе в селе ….родились:
На площадку приглашаются юбиляры (75, 80 лет).
1 ведущая: Дорогие юбиляры, вас поздравляет ваша односельчанка, которая приготовила особенные пироги.
По старым обычаям предков славяне пекут «мачники» — постные пироги с маком и мёдом. Мёд силу даёт, а мак от зла защищает. Жить вам в здравии, да согласии».
Юбиляры: А мы тоже приготовили подарок для ….. В честь малого водосвятия Медовый Спас называют еще и Спасом на воде. В этот день освящали новые колодцы, чистили старые, совершали крестный ход на реку, родники для освящения воды. Ваши пироги будут намного вкуснее с использованием святой воды. Здравия вам и благополучия (дарят бутылку со «святой водой»),
1 ведущая: Подарок есть и у нас
Песня прозвучит для вас!

Звучит песня «За деревней, за дубравой!»

На сценическую площадку выходит 1-я ведущая, внучки, девочки-пчёлки

I внучка: А вот и пчёлки прилетели.
1 ведущая: «Пчёлка — божья пташка». Если у кого заведутся пчёлы, это знак особенной Божьей милости к человеку. Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. «Без пчелы», — говорили в народе, — «не могла совершиться обедня». В старину верили, что мёд, продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. По легенде, пчёл на Русь «принесли странники соловецкие, в своих посохах святых».

1 пчёлка: Над селом мы все летали,
Краше места не видали.
Здесь усадьба одна есть,
Что и глаз нельзя отвесть!

2 пчёлка: Много там цветов растёт,
Значит, дел невпроворот.
Ну, сестрицы, не ленитесь,
В цветник к Ирине Георгиевне слетитесь.

3 пчёлка: Загудел пчелиный рой.
Мы спешим к тебе домой.
Соты мёдом наполняем
И хозяйку почитаем.

4 пчёлка: В гости всех мы приглашаем.
Медом нашим угощаем.
И в морозный зимний час Вспоминать мы будем вас.
(авторские стихи)

1 ведущая: О ком, о ком это вы здесь «жужжите»?
Пчёлки (вместе): Об …..
1 ведущая приглашает на сцену хозяйку лучшей усадьбы на селе.
1 ведущая: …, для вас мои внуки собрали особенный букет, который состоит из мяты, чабреца, календулы. Каждой из них народ приписы¬вал магическое значение, а засушенные цветы девушки вплетали в косы для укрепления волос.
Дети дарят букет лучшей хозяйке усадьбы.
Пчёлки: (вместе) На радость вам и на здоровье!
1 ведущая: А гостей на чай приглашаем!
Ароматным, сладким угощаем!
Вот наш русский самовар.
Рад ему и млад, и стар!
Среди зрителей появляется мальчик в костюме «Самовара»,
он угощает гостей чаем из трав.
1 ведущая: Пейте чай, да знайте, что на Руси с этого дня начинался сбор лекарственных трав. «Спас — всему час».

Звучит песня.

1 ведущая: «С первого Спаса - холодные росы». «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье». «Ласточка весну начинает, осень накликает». На первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети улетающим птицам кричали:
1 внучка: «Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы? Где твои детки? Где же твои сестрицы? Испей спасовой водицы! Улетать — не уле¬тай. До Спожинок доживай!».
1 ведущая: Прощаются с нами птицы. Говорим и мы вам до свидания, а ещё с радостью встретить два Спаса.
2 ведущая: Едва Медовый справлен Спас,
Светает Спас Преображенский.
Спас третий — с вечери Успенской.
Иванов день: всему свой час».
(Вячеслав Иванов)
1 ведущая: С Медовым Спасом! Радости и покоя! Пусть дни твои станут чистыми и светлыми! Всегда помни, что Создатель посылает испытания тем, кому желает блага. Так никогда не отступай же перед трудностями. И пусть покой, достаток и счастье не покидают тебя!
Благославляю этот час!
С праздником! Со Спасом вас!
Создатель все обиды вам прощает,
На жизнь в миру благославляет!
В пчелиной суете работ Вы отдохните от забот.
Медовый пряник, сбитень, квас Вам приготовил этот Спас.
Пусть будут помыслы чисты,
Как родники святой воды,
И медосочная роса Ложится прямо на уста!
Благославляю этот час.
С праздником! Со Спасом вас!

Е. Шарапова,
методист Центра культуры и досуга «МИР» Грибановского района

Post Views: 2 768



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!