Мастер- класс «применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности доу, в контексте фгос». ала

Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии в ДОУ

Шубина Наталья Юрьевна

музыкальный руководитель МБ ДОУ № 3 «Яблочко» п. Тульский

Майкопский район Республика Адыгея

Музыка является составной частью жизни человека, и потому она должна быть разнообразной, как и мир, который вокруг нас. Инновационный подход к педагогическому процессу в детском саду расширяет возможности использования разнообразных музыкальных жанров. Музыка оказывает положительный эффект на дошкольников. Иногда агрессивные дети, заходя в музыкальный зал, изменяются, вслушиваются в музыку и успокаиваются. Во время пребывания детей в ДОУ необходимо создать самые оптимальные условия. Это является основной задачей педагогического коллектива, т.к. детский сад для ребенка – это его второй дом. Здоровье ребёнка - это его общее благополучное психическое и физическое состояние. Поэтому забота о здоровье ребенка главная задача семьи и государства. В современной педагогике создаются новые методы оздоровления детей. Основу этих методов составляют результаты исследования общего состояния здоровья детей с учетом индивидуальных особенностей.

К музыкально-оздоровительной работе в ДОУ относится музыкальное и физическое воспитание ребенка. Музыкальные занятия в ДОУ – это основная форма музыкальной деятельности каждого ребенка. При систематических занятиях формируются и развиваются музыкальные и творческие способности каждого дошкольника. Актуальным на сегодняшний день является использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в игровой форме. Например, начать музыкальное занятие нужно с радостных валеологических песенок-распевок, которые зададут хорошее настроение детям на целый день. При таком виде деятельности, как слушание музыкального произведения и разучивание слов песни, можно использовать игровой массаж, пальчиковую игру, пассивную музыкотерапию. Непосредственно перед пением песен следует заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий.

Утром при приеме детей можно включать записи классических и современных произведений с мажорным, радостным звучанием. В данный момент, музыка будет корректировать психофизическое состояние ребенка.

Музыкальные занятия следует начинать с валеологические песенок-распевок. Текст таких песенок очень прост. Добрые песенки-распевки поднимают настроение, помогают воспринять окружающий мир с легкостью, подготавливают голосовые связки к пению.

Например, валелогическая песенка-распевка «Здравствуйте!»:
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуй, мой носик! Пи-пи-пи.

Здравствуйте мои друзья!

Очень всех люблю вас я!

Органы слуха, дыхание, дикция, артикуляционный аппарат связаны между собой и осуществляют свою работу под контролем центральной нервной системы. И важное место на музыкальном занятии следует отводить дыхательной гимнастике . Во время занятия следует следить за правильным подъёмом грудной клетки при взятии дыхания. Вдох не должен быть слишком большим и частым. Живот при вдохе не должен втягиваться. Выдох не должен быть коротким. Добор воздуха надо делать незаметно. Следует обращать внимание на правильную осанку при пении. Несоблюдение этих правил приводит к нарушению функции речевого дыхания. Создано очень много методик по восстановлению и развитию этой функции. Необходимо добиваться от детей осознанного управления дыханием. Это очень сложный и трудоемкий процесс. Для этого надо использовать специальные упражнения, которые будут тренировать и регулировать работу дыхательных мышц. С этой целью можно использовать упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачёва и А. Стрельниковой. Благодаря систематическому использованию таких упражнений, певческие способности ребенка развиваются в нужном направлении. В своей работе я использую звуковые дыхательные упражнения и упражнения без звука, произнесение текста активным шепотом, дыхательные упражнения под музыку, которыенаправленына развитие динамического слуха, равномерного вдоха и выдоха.

Например, упражнение «Ладошки »:
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.

Упражнение для развития дыхания без звука.

«Вдох и выдох». Дети кладут ладошки на живот. Педагог поднимает руку вверх и говорит: «Вдох!» Дети делают энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Руки должны почувствовать, как при этом вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «выдох» дети выдыхают воздух через чуть приоткрытые губы.

Звуковые дыхательные упражнение.

1.Самовар : глубоко вздохнуть и, медленно выдыхая, произнести «пых».

2.Чайник : глубоко вздохнуть, затем, прерываясь, медленно выдыхать и произносить «пых, пых, пых, пых…»

3.Большой филин : глубоко вздохнуть и, выдыхая, резко произнести «ух!»

4.Маленький филин : глубоко вздохнуть, резко прерываясь, выдыхать и произносить «ух-ух-ух-ух-ух…»

5.Волки : глубоко вздохнуть и, выдыхая, произносить звук «у-у-у», при этомкак бы поднимая звук снизу вверх.

6.Пчела : вдохнуть и на выдохе произносить звук «ж-ж-ж-ж-ж…», губы должны то складываться в трубочку, то растягиваться в улыбку.

7.Комар : вдохнуть и на выдохе, высокой ноте, произносить звук «з-з-з-з-з», то усиливая звук, то ослабляя.

8.Эхо : глубоко вдохнуть и громко на выдохе произнести «ты кто-кто-кто…». С каждым произношением слова «кто» голос должен становится тише.

9.Качаем малыша: вдохнуть и на выдохе произносить «а-а-а, а-а-а…». звук должен быть как при укачивании малыша.

10.Скрипят деревья : на выдохе произносить звук «и-и-и…». Губы при этом растягиваются в улыбку.

11.Пьем чай: втягивать воздух в себя и произносить «Фуп!».

С целью создания эмоционального настроя, мотивации детей к выполнению данных упражнений, а также активизации их внимания можно объединить подобные упражнения единым игровым сюжетом, например, рассказ о «путешествии к бабушке».

У Бабушки в деревне.

Приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила гостей за стол, поставила самовар. Самовар грелся и закипел: «пых,пых» (упр.1 ). А рядом с ним маленький чайничек «пых, пых, пых»..(упр.2). Бабушка налила детям чай в кружки, а он горячий. Что бы не обжечься, нужно подуть: «фу»(выдыхаем ).

В доме летают комары (упр.7 ). Но мы не боимся комаров и пьем вкусный чай (упр.11). Попили чай и пошли гулять. На улице тепло, пчелы вокруг летают (упр.6 ). Вкусно пахнет цветами…(«вдыхаем запах цветов» ). Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется силуэт. Мы громко крикнем:«Ты кто?». А эхо нам ответит: «Кто-кто-кто…»(упр.8). Вдруг мы услышали вой волков (упр.5). И решили пойти скорей домой. Пока дошли до дома – наступил вечер, и бабушка велела нам идти спать. А чтобы мы быстрее уснули, бабушка спела нам колыбельную (упр.9).

Произнесение текста активным шепотом способствует активизации дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхание.

Дыхательные упражнения под музыку выполняются под звучание любого вальса. На усиление звучания ученик делает вдох, на затихание – выдох. Ладони лежат на животе. Ребенок должен почувствовать, как на вдохе живот «идет вперед», а на выдохе возвращается в исходное положение.

Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений. Цель таких упражнений – выработка четкости, легкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения. Практика пения вокально-артикуляционных упражнений усиливает эффективность работы логопеда, поскольку процесс пения, так же как и речевой, основан на работе одних и тех же групп мышц.

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции.

Цель этих упражнений конкретизируется в следующих задачах:

Освобождение артикуляционных мышц от скованности, напряженности;

Развитие подвижности артикуляционного аппарата;

Преодоление дефектов произношения;

Развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при чем четко произнося согласные звуки;

Развитие способности петь слово интонационно чисто.

Важность использования в работе вокально-артикуляционных упражнений с детьми подчеркивали ведущие детские хормейстеры. Так, заслуженный артист РСФСР Георгий Струве говорил о важности работы над артикуляционным аппаратом детей, особенно младшего возраста.

Основной целью артикуляционной гимнастики служит выработка правильных движений артикуляционных мышц, правильного произнесения отдельных гласных, слогов, затем слов и целых фраз. Вокально-артикуляционные гимнастика, состоящая из специальных упражнений, направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе. В работе над артикуляционным аппаратам следует использовать упражнения Е.Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного. Например, комплекс упражнений мышц мягкого нёба и глотки «Жаба Квака»:

Жаба Квака с солнцем встала,
Сладко-сладко позевала. Дети зевают.
Травку сочную сжевала. Имитируют жевательные
Да водички поглотала. Движения, глотание.
На кувшинку села, песенку запела: Произносят звуки
«Ква-а-а-а! Квэ-э-э-э! Ква-а-а-а!» отрывисто и громко.
Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М.Картушиной способствует развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например, фонопедическое упражнение «Погреемся»:

Мёрзнут на ветру ладошки,
Мы погреем их немножко!
Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а!» Далее чередуют: на правую – бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот.
Упражнение для профилактики горла «Таня плачет»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
-Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч!
Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее».

Логопедические распевки основаны на пропевании чистоговорок и попевок, направленных на овладение различными звуками. Можно использовать их с артикуляционными жестами. Об этом методе рассказывается в пособиях Т.С. Овчинниковой «Логопедические распевки». Например, чистоговорка «Шипящие звуки»:

Шу-шу-шу, ша-ша-ша –

Мама моет малыша.

Жу-жу-жу, жа-жа-жа –

Мы увидели ежа.

Чу-чу-чу, ча-ча-ча-

Очень печка горяча.
Щу-щу-щу, ща-ща-ща-

Ловим щуку и леща.
Эта логопедическая распевка исполняется в диапазоне квинты.

Эффективно использовать на музыкальном занятии игровой массаж . Учеными установлено, что людям приятно хлопать в ладоши, ходить босиком. Делая самомассаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом и развивает позитивное отношение к своему телу. Ребёнок учится этому в игре. Такие упражнения игрового массажа предлагают А.Уманская, М.Картушина, А.Галанов. Благодаря самомассажу повышается иммунитет организма, нормализуется деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Доказано, что самомассаж снижает риск заболевания верхних дыхательных путей. Например, самомассаж ладоней рук «Ёжики»:

Дети гладят рукой массажную щетку для волос
Гладила мама ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат»
Самомассаж спины «Черепаха» :
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха:
кусь-кусь-кусь! Никого я не боюсь!

В конце поворачиваются к друг другу и «пугают»:У!У!

Пальчиковые игры помогают задействовать большое количество рецепторов, находящихся на пальцах, что способствует усилению работы речевых центров. В качестве примера можно назвать игры «Неумеха», «Мышка», «Гриб-грибок», «Кошка» М. Картушиной и др. Разберем пальчиковую игру «Неумеха»:

Каша, каша, простокваша, Дети «варят кашу» (водят указательным

Неумеха утка наша. пальцем одной руки по раскрытой ладони

другой)

Вместо каши на обед

Приготовила омлет. На последний слог хлопают ладонью по

другой.

Музыкотерапия является одной из важной составляющей частью музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Педагог подбирает такое музыкальное сопровождение, которое способно скорректировать психофизическое состояние детей во время их двигательно-игровой деятельности. Правильно подобранный музыкальный материал повышает иммунитет детей, помогает снизить агрессивность, снять головную боль и мышечное напряжение, дыхание становится ровным и спокойным. Н.Ефименко предлагает использовать музыку в течение всего дня: утром во время приема детей, в момент дневного засыпания, при подъеме после дневного сна. Так же использовать музыку на любом занятии в качестве фона и в свободной деятельности. Продолжая тему оздоровительно-профилактической направленности музыкального сопровождений, необходимо использовать методику музыкально рефлекторного пробуждения детей после сна. Здесь следует учитывать тип нервной системы ребенка. Для этого отводится 10 мин. Для плохо спящих детей - 1-2 мин и 6 -8 мин - для тех, кто спал крепко. В таком индивидуальном пробуждении заложен большой коррекционно-профилактический эффект. Для пробуждения детей, надо использовать тихие, нежные, спокойные мелодии, чтобы пробуждение не вызнало отрицательных эмоций. Необходимо использовать постоянную музыкальную композицию, которая выработает у детей своеобразный рефлекс. Через месяц музыкальную композицию можно заменить на другую.

Следует обратить внимание во время пробуждения детей на текст, произносимый педагогом на фоне музыки. Педагог должен произносить слова нежно и мягко.

Говоря о нетрадиционных формах использования музыки, следует помнить, что музыка должна использоваться дозировано. В своей работе следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Не все занятия должны быть обязательно озвучиваться посредством живого аккомпанемента или фонограмм.

2. Музыкальное сопровождение может быть частичным:

В начале занятия для создания соответствующего ассоциативного фона;

Для организации детей, повышения их внимания, сосредоточенности, для стимуляции эмоциональной активности;

В конце занятия как завершающий итоговый фрагмент;

3. Музыкальное сопровождение может быть комбинированным, сочетать как живой аккомпанемент, так и самостоятельную игру детей на простейших музыкальных инструментах (ложках, погремушках), прослушивание аудиозаписей.
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях будет эффективным, если педагог учитывает интересы детей, индивидуальные и возрастные особенности каждого ребёнка. Исходя из этого, следует обратить внимание, что успех занятий состоит из совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Литература:

    Матевосова В. Искусство пения. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://w.w.w.ykazka.ru/clubs.

    Манштейн.Электронный ресурс. Режим доступа: http://w.w.w.ykazka.ru/clubs.

    Пекарская М. Вокальный букварь // Электронный ресурс: w.w.w. vocal.Ru

    Сергеева П.А. Народная песня как способ формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру. –Майкоп, 2005. – 86 с.

Наш детский сад "Буровичок" работает как школа - лаборатория по оздоровлению детей. Основной задачей МДОУ является повышение неспецефической сопротивляемости организма за счет адаптации к повышающимся нагрузкам средствами физического воспитания и других оздоровительных мероприятий с целью уменьшения количества острых заболеваний верхних дыхательных путей, а также длительности их и тяжести. У таких детей слабое дыхание, которое не позволяет мне, как музыкальному руководителю, получать хорошие результаты в вокально-речевой и музыкально-ритмической двигательной активности.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей ребенка.

Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :

  • Валеологические песенки-распевки;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Оздоровительные и фонопедические упражнения;
  • Игровой массаж;
  • Пальчиковые игры;
  • Речевые игры;
  • Музыкотерапия.

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй!" М.Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например:

Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Например:

"Машина"

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р" . Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

"Цветок".

(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

"Собачка"

(закаливание зева)

И.П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)

Артикуляционная гимнастика.

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например:

"Жаба Квака"

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглатала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Игровой массаж.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Например:

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.

Пальчиковые игры.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Музыкотерапия.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

  1. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
  2. И.С.Бах. "Шутка".
  3. И.Брамс. "Вальс".
  4. А.Вивальди "Времена года"
  5. Й.Гайдн. "Серенада"
  6. Д.Кабалевский "Клоуны"
  7. Д.Кабалевский "Петя и волк"
  8. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
  9. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
  10. И.Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

  1. "Антошка" В.Шаинский
  2. "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
  3. "Будьте добры" А.Санин
  4. "Веселые путешественники" М.Старокадомский
  5. "Все мы делим пополам" В.Шаинский
  6. "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
  7. "Если добрый ты" Б.Савельев
  8. "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
  9. "Настоящий друг" Б.Савельев
  10. "Песенка о волшебниках" Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

  1. Л.Боккерини "Менуэт"
  2. Э.Григ "Утро"
  3. А.Дворжак "Славянский танец"
  4. Лютневая музыка XVII века
  5. Ф.Лист "Утешения"
  6. Ф.Мендельсон "Песня без слов"
  7. В.Моцарт "Сонаты"
  8. М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
  9. М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
  10. К.Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации

  1. Т.Альбиони "Адажио"
  2. И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
  3. Л.Бетховен "Лунная соната"
  4. К.Глюк "Мелодия"
  5. Э.Григ "Песня Сольвейг"
  6. К.Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

  1. Н.Римский-Корсаков "Море"
  2. Г.Свиридов "Романс"
  3. К.Сен-Санс "Лебедь"

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Литература.

  1. Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.
  2. Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.
  3. Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

Мастер- класс

«Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ, в контексте ФГОС».

Цель:

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности.

Задачи:

Раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;

Познакомить с методикой их проведения;

дошкольников в музыкальной деятельности;

Распространить педагогический опыт по применению

здоровьесберегающих технологий;

Познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях, с целью повышения их профессиональной компетентности.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я хотела бы, провести с вами мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ.

Начать нашу встречу я хочу со знакомства. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Я предлагаю вам встать в круг. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т.д.

(знакомство-приветствие).

Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу нашего мастер-класса, я предлагаю вам присесть.

На сегодняшний день ФГОСы диктуют нам новые условия, новые правила, акцент делается на всестороннее развитие ребенка и конечно же на применение здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности.

А начнем мы с вами с точечной гимнастики «Будь здоров», которую мы с детьми используем практически на всех музыкальных занятиях. Данная гимнастика очень эффективна в период обострения заболеваемости у детей, тем более дети ее могут выполнять и самостоятельно дома.

Сядьте поудобнее и начнем…(звучит спокойная релаксирующая музыка)

Детский точечный массаж делается не дольше 15 минут. Он проводится с помощью надавливаний и вращательных движений в разные стороны. Если манипуляции имеют профилактическую цель, то воздействие должно быть слабым, лечебную - посильнее.

Точка Область воздействия Результат
1 Стимулируется скорейшее выздоровление и активное выведение мокроты при кашле, бронхите. Улучшается кроветворение.
2 Область вилочковой железы Укрепляется гортань. Нормализуется работа вилочковой железы, повышается способность сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям.
3 Под ушком, в области нижней челюсти Точечный массаж этой зоны нормализует обмен веществ ребенка, процесс обращения крови, ее гормональный и химический состав. Способствует: укреплению защитных функций глотки, гортани, исчезновению хрипоты, улучшению голоса.
4 Шея за ухом Стимулируются защитные функции задней поверхности глотки и гортани, активизируется обмен веществ во всем теле. Происходит нормализация вегетососудистого тонуса. Прекращает кружиться и болеть голова.
5 Зона 1 грудного и 7 шейного суставчиков позвоночника

Укрепляются защитные функции органов дыхания (бронхов, трахеи, гортани, глотки), пищевода, а также сердечно-сосудистая система.

6 Две симметричные области у основания крыльев носа Точечный массаж этой зоны активизирует работу гипофиза. Происходит стимуляция защитных функций носоглотки, гайморовых пазух. Ускоряется развитие речи ребенка, исчезают ушные боли, происходит профилактика заикания, уменьшается разбалансированность вестибулярного аппарата.
7 Парные зоны, расположенные в начале бровей Улучшается кровообращение полости носа, зрение. Исчезает косоглазие. Проходят боли в голове. Активизируется внимание, память.
8 Точки на ушках, между раковиной и личиком С помощью массажа улучшается слух, нервная система, происходит нормализация массы тела и роста.
9 «Прищепки»- щиплем уши сверху вниз Происходит общее укрепление всех органов
10 «Чебурашка»- тянем уши вверх, вниз, в стороны общее укрепление организма
11 На кистях, между указательным и большим пальцами стимуляция работы мозга
12 Точка между бровей (третий глаз) Стимулирует умственную деятельность, работу мозга, укрепляет иммунитет
13 Точка «крупинки» косточки на основании носа Улучшается носовое дыхание, кровообращение
14 Точка на подбородке от стресса и страха Улучшается работа нервной системы и всего организма

Манипуляции необходимо выполнять строго в последовательности от первой точки до последней. Массаж парных точек проводится одновременно. Если какие-то движения вам были неприятны, то необходимо снизить силу воздействия. Если вы испытываете болезненные ощущения, нужно проверить органы, соответствующие этим точкам, а на сами места воздействовать чаще, доводя их чувствительность до нормальной.

Следующим этапом нашего мастер класса будет кудалини -йога. Эта форма объединяет в себе несколько видов деятельности - стретчинг, релаксацию и ритмопластику. Йога для детей очень похожа на игру, в которой дети изучают свое тело, превращаясь в животных, растения и предметы. Все упражнения рекомендуется выполнять с закрытыми глазами.

(Звучит релаксирующая музыка)

Упражнение «Ом»- руки сложены у сердечного центра, произносим ом и слушаем вибрацию всего тела.

1 упражнение – «Голова»- повороты головой вправо и влево, на вдох -вправо, на выдох - влево, используется брюшное дыхание.

2 упражнение- «Езда на верблюде»- и.п. сидя, на вдох вытягиваем и открываем грудь вперед, на выдох-округляем спину, имитируя покачивание при езде на верблюде.

3 упражнение – «Шторы»- акцент делаем только на выдрхе, выполняется скрещивание рук перед собой.

4 упражнение- «Свеча»- дыхание спокойное, руки сложены ладошка к ладошке над головой, ладошки открываются, имитируя горение свечи.

5 упражнение- «Свеча сзади»- руки сложены ладошка к ладошке за спиной.

6 упражнение- «Стрела»- руки тянутся вперед ладошка к ладошке, имитируя полет стрелы.

7 упражнение- «Орел»- руки в стороны одна ладошка смотрит вверх, другая- вниз, руки меняем по очереди.

8 упражнение- «Дерево»- и.п. – стоя на одной ноге, вторая прижата к другой ноге, руки на вдох прижимаем ладошка к ладошке над головой, на выдох- открываем, движения повторяются несколько раз.

9 упражнение – «Водопад» - завершающее на вдох руки поднимаем вверх, на выдох- опускаем вниз- имитируя падающий водопад. После выполнения упражнений рекомендуется спокойно посидеть и послушать свое дыхание, отгоняя посторонние мысли, как походящие облака.

При разработке данного комплекса дыхательной гимнастики я учитывала:

  • эффективность каждого упражнения для оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей.

Итак, начнем… для начала сделаем глубокий вдох и глубокий выдох.

1 упражнение- «Дышим разными ноздрями»- вдох через правую выдох через левую ноздрю, по очереди закрываем то одну, то другую ноздрю пальцем.

2 упражнение – «Дыхание огня» - быстро дышим носом, при это используем брюшное дыхание йогов.

3 упражнение- «Кошечки» - руки перед грудью, как лапки кошечки, вдох через рот, выдох через нос, нюхаем мяско, рыбку, молочко.

4 упражнение – «Насос»- вдох через нос, выдох через рот, имитируем накачивание колес.

5 упражнение «Шарики»- на вдох поднимаем руки вверх, на выдох опускаем вниз на звук «с».

6 упражнение «Пастушок»- подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

7 упражнение - «Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 секунды), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох (3-4 раза).

8 упражнение - «Охота» - закрыть глаза и по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, яблоко, варенье и т.д.)

9 упражнение - «Пушка» - на вдох поднимаем руки вверх, задерживаем дыхание, накапливая весь негатив, который в вас скопился, на выдох опускаем руки на слог пух, освобождаясь от всего негатива.

Рефлексия

Уважаемые коллеги мы сегодня с вами плодотворно поработали и ознакомились с некоторыми здоровье сберегающими технологиями, которые я применяю в своей практике. А теперь я хочу на память о нашей встрече подарить вам буклеты, которые будут служить вам подсказкой в вашей работе.

Наша память сохраняет из 100% информации:

10% - то, что мы слышим;

50% -то, что мы видим;

90% - то, что мы делаем.

Вносите в вашу образовательную деятельность больше действий, творите, выдумывайте и вас и ваших воспитанников всегда будет ждать только успех.

Всем удачи!

Спасибо за внимание!

Использование здоровьесберегающих технологий

на музыкальных занятиях в ДОУ

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности.

Однако, современные тенденции в обществе свидетельствуют об обратном - растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.

Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.

Музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.

На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

Система музыкально-оздоровительной работы базируется на программах и методических пособиях :

по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И.Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной; технологии Е.Железновой «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры», «Игры для здоровья», Т. Лобановой «развивающие игры, как здоровьесберегающая основа», В.В.Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата», Е.А.Алябьева «Коррекционные занятия», А.П.Зарина «Музыка и движения в коррекционной работе»

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.

Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Результатами этой работы являются:

1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
4. Повышение уровня речевого развития
5. Стабильность физической и умственной работоспособности.

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия. Музыкальный и физкультурный зал, спортивная площадка, музыкальные уголки в группах оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. На некоторых технологиях я хотела бы остановиться подробнее.

Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Доброе утро!

Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны
И сегодня весь день /Хлопают в ладоши
Будет веселее.

Мы подгладим лобик /Движения по тексту
Носик и щечки
Будем мы красивыми /Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки / выполняя «фонарики»

Разотрем ладошки /Движения по тексту
Сильнее, сильнее
А теперь похлопаем
Смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем
Улыбнемся снова
Будьте все здоровы!

Я использую валеологичесие песенки как в начале занятия, так и вместо привычной физминутки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Основными задачами дыхательных упражнений являются:

1. Укреплять физиологическое дыхание детей

2. Тренировать силу вдоха и выдоха
3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)
4. Развивать продолжительный вдох.

Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать правильно. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.

В работе с дошкольниками я использую несложные упражнения Александры Николаевны Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.


Упражнение «Ладошки»

(по А.Н.Стрельниковой)

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.

(На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох)

Чудак
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.

Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.

Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы в нашем детском саду – игроритмические упражнения . Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой, их используют их музыкальных занятиях. Игра и движение - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества.

Дождь
Дождик слабенький бывает, вот такой… /тихо и редко хлопает в
/ладоши (половинные)
Ну-ка, хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение

А бывает дождик сильный, вот такой… /хлопает в ладоши сильней
/(четвертные)
Снова хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение

А ещё бывают в небе чудеса –
гром гремит и начинается ГРОЗА! /топает и хлопает
/одновременно (восьмые).
/Дети подхватывают движения

Лужи
Шлеп-шлеп-шлеп - /Дети ритмично постукивают
Иду по лужам. / ладонями по ногам.
Хлюп-хлюп-хлюп - / Ритмично притопывают ногами.
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап - /Поднимают руки вверх и рит-
/ мично щелкают пальцами -
Мне зонтик нужен. с /одновременным движением рук сверху вниз.
Оп-оп-оп - /Скрещивают руки на груди и
Вода по спинке. / ритмично похлопывают по предплечьям.

Буль-буль-буль - /Выполняют ритмичную пру-
Упала шапка. / жинку.
Ой-ой-ой, / Качают головой, руки к голове.
Кругом вода.
Да-да-да, / Ритмично кивают головой.
Себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!

Игровой массаж . Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Ребенок может легко научиться этому в игре. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция), или же музыка звучит просто фоном.

Использование игрового массажа А.Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Дождик
(дети встают друг за другом «паровозиком»)

Дождь, дождь, надо нам
Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине

Гром, гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками

Град, град, сыплет град
Все под крышами сидят /постукивают пальчиками

Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками

(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)

Вот на улице мороз

Вот на улице мороз! /Поглаживают руки
Ну-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами /держатся за мочки ушей
/и вращают их вперед, затем назад.
По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали, /Руки - скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали! /Топают ногами.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. На музыкальных занятиях используются пальчиковые игры Е. Железновой, О. Узоровой, которые проводятся под музыку. Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа). Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми - русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Кошка

Посмотрели мы в окошко /делают пальцами обеих рук «окошко»
По дорожке ходит кошка / «бегают» указательным и средним пальцами
/правой руки по левой руке.
С такими усами /показывают «длинные усы»
С такими глазами /показывают «большие глаза»
Кошка песенку поет
Нас гулять скорей зовет /»зовут» правой рукой

Песочный домик

Вот песочница большая /разводят руки в стороны
С крышею в горошек /руки «домиком» над головой
Из песка мы строим дом /стучат кулачком о кулачок
В доме пять окошек /показывают раскрытую ладошку – «пять»
Первое – для зайчика /загибают по очереди пальчики
Второе – для совочка
В третьем куколка стоит
В четвертом – два грибочка.
В пятом кругленьком окошке
Уложили спать мы кошку /ладошки «спят» под щечкой
Только кошке места мало /грозят пальчиком
Прыг! И домик наш сломала /шлепают ладошками по коленям.

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе логопеда и воспитателя, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текста движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.

Листопад

Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)

И летят, летят, летят! (качают руками)

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М.Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Рекомендуется использование музыки во время утреннего приема – ведь отрыв от дома и родителей является пусть небольшой, но каждодневной травмой для ребенка. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Особое внимание мы уделяем музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н.Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.

Зайчата
(комплекс упражнений для пробуждения)

Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках
Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем, ручку левую потянем.
Глазки открывает, с ножками играем.

Поджимаем ножки, выпрямляем ножки
А теперь бежим скорей по лесной дорожке.

С боку на бок повернемся,
И уже совсем проснемся!

Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка .
Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.
Музыка воспринимаемая слуховым рецептором , воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.И. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность и отдых человека.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. Музыкальный ритм движения улучшает осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду и направление Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физические занятия, активизирует детей, заметно повышает качество выполняемых ими упражнений. Звучащее музыкальное произведение повышает работоспособность сердечно сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Так же развивается музыкальность у детей, эмоциональная отзывчивость, слух. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности. Таким образом, музыка– одно из средств физического развития детей. А здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Поэтому оздоровление детей становится приоритетным направлением в детском саду. О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор, Аристотель, Платон считал, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Врач Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
НАПРИМЕР
Фонопедические упражнения
Упражнение «Капризка»
Я не буду убираться! Я не буду кушать!
Целый я буду ныть, никого не слушать!
Затем дети сначала кричат: «А-а!»,
затем воют: «У_у!»,
а потом визжат: «И-и!»
Купили в магазине резиновую Зину, резиновую 3ину в корзине принесли. А.Барто.
Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.
Она сказала: -Ш-ш-ш-ш!
Потом сказала: - С-с-с-с!
3атем сказала: -Х-х-х-х!
Потом устало: - Ф-ф-ф-ф!
Потом так странно: - К-к-к-к!
И так обычно: - Т-т-т-т!
Потом легонько: - П-п-п-п!
И очень твердо: - Б-б-б-б!
Музыкотерапия
Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности - Классические произведения:
1. Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка».
2. Вивальди А. «Времена года».
3. Гайдн И. «Серенада».
4. Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк».
5. Лядов А. «Музыкальная табакерка».
6. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо».
7. Мусоргский М. «Картинки с выставки».
8. Рубинштейн А. «Мелодия».
9. Свиридов Г. «Военный марш».
10. Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета).
Детские песни:
1. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).
2. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский).
3. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).
4. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М.Минков).
5. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский).
6. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков).
7. «Лучики надежды и добра» (ел. и муз. Е. Войтенко).
8. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляц­ковский, Б. Савельев).
9. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Глад­ков).
10. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).
11. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Эн­тин, Г. Гладков).
Музыка для пробуждения после дневного сна - Классические произведения:
1. Боккерини Л. «Менуэт».
2. Григ Э. «Утро».
3. Дворжак А. «Славянский танец».
4. Лютневая музыка XVII века.
5. Лист Ф. «Утешения».
6. Мендельсон Ф. «Песня без слов».
7. Моцарт В. «Сонаты».
8. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов»,
«Рассвет на Москва-реке».
9. Сен - Сане К. «Аквариум».
10. Чайковский П. «Вальс цветов», «Зимнее утро»,
«Песня жаворонка».
11. Шостакович Д. «Романс».
12. Шуман Р. «Май, милый май!».
комплекс профилактических упражнений«ВЕСЕЛОЕ ЛЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!(ходьба с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый еж:П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела детям меда принесла.З-з-з! З-з-з!Села нам на локоток,З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.З-з-з! З-з-з!(звук и взгляд направлять по тексту)
Пчёлку ослик испугал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!На весь лес он закричал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Гуси по небу летят,Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крыльяподнимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,Сесть и сладко позевать.
(дети садятся на ковер и несколько раз зевают,стимулируя тем самым
гортанно-глоточный аппарати деятельность головного мозга)
Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Начинать музыкальные занятия с жизнеутверждающей валеологической распевки, дающий позитивный настрой на весь день.
Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыко-терапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий, Позволяет рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.
Современные методы здоровьясбережения на музыкальных занятиях помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.
Валеологические знания, полученные на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!