Короткие предложения для детей. Тексты для чтения

Ваш малыш выучил буквы, активно складывает слоги и небольшие слова. Пришла пора перейти к более сложным, но интересным заданиям - чтению текстов. Но здесь родителей и педагогов ожидают некоторые сложности. Предлагать дошкольнику текстовые карточки без учета особенностей возраста, степени наработки навыка слогочтения нельзя. О том, как выбрать тексты для чтения для дошкольников, где найти и как правильно распечатать тексты для чтения по слогам для младших и старших дошкольников, расскажем в нашей статье.

Возрастные особенности дошкольников

Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
При подготовке к школе, родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:

  • Основная потребность детсадовцев - общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
  • Ведущая психическая функция - воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
  • Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
  • Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
  • Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
  • Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.

Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.

Как работать с текстами

Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника - новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:

  1. Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников - 4-5 предложений.
  2. Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
  3. Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
  4. Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
  5. Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.





Тексты для детей 4-5 лет

Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.

Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.

Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный.

  • Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
  • В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
  • Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
  • Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.










Задания

После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:

  1. Короткий пересказ.
    Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.
  2. Ответь на вопросы.
    Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
    Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.
  3. Нарисуй картинку.
    Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание.
  4. Что было дальше?
    Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.

Тексты чтения с картинками и заданиями:




















Тексты для детей 6-7 лет

Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.

  • Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
  • После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
  • Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.

Тексты с хвостами:






На страницах нашего клуба родителей сравнительно недавно было размещено пособие, являющееся первой частью курса «Учимся читать». Оно посвящено знакомству маленького, будущего читателя с буквами русского языка. Прочитать его описание, а также вы может по приведенной ссылке. Сейчас мы размещаем вторую часть этого курса – пособие «Учимся читать: читаем слова и предложения». С помощью этой книги гораздо проще, легче сформировать у ребенка уже достаточно прочные навыки чтения, которые в последующем станут основой для скорочтения и понимания прочитанного.

Краткое описание книги / пособия «Учимся читать: читаем слова и предложения»

Книга поможет ребенку повторить уже изученные буквы. Сначала будут встречаться те, что используются чаще всего, а после – встречающиеся уже реже. Каждый переход от буквы к букве – это повтор, это еще одна возможность закрепить в детской памяти буквенный образ, включив и зрительную память. После повтора букв ребенок уже перейдет к этапу чтения слов, словосочетаний и даже предложений.

Все слова для чтения ребенку дают в строгой последовательности, исходя из сложности из слоговой структуры. Сначала сокровищу нужно будет прочитать слова простые, типа курица, топор, коза, чайка и т.д. Следующим этапом будет чтение уже более сложных слов. Так плавно увеличивается нагрузка, что не влечет перенапряжения.
Много внимания в книге уделено и развитию зрительного внимания ребенка, но без помощи мамы и папы малышу все-равно не справится. На плече родителей ложится задача по формированию у малыша четкого, ясного и правильного проговаривания каждого слога, каждого слова. При этом обязательно следите за тем, чтобы именно конец слова ребенок проговаривал особенно ясно и четко. Это поможет ему невольно обращать своё внимание на согласование слов в предложении и предупредит возможное появление ошибок при чтении в будущем.

Другие вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей.

Все книги хранятся на нашем «Яндекс.Диске» и наличие платы за их загрузку, а также вирусов и других гадостей полностью исключено.

Вы можете найти в одноименно разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке, а также в альбом на страницах клуба в социальных сетях:

Публикации по теме:

    При подготовке ребенка к школе его умение читать является чуть ли не главным, основным требованием. Однако, как знает любая мама,...

    Любой родитель мечтает видеть своего малыша веселым, способным и умным. Радоваться вместе с ним его успехам достижениям, его уверенности в...

    Аннотация к книге: Великолепная книга для детей дошкольного возраста. В ней содержится необходимый набор знаний, которые ребенок должен освоить до...

    Аннотация к книге — энциклопедии для ребенка: Эта уникальная книга поможет малышу сделать первые шаги в познании замечательного мира вокруг...

    Каждый родитель прекрасно знает выражение о том, что молчание – это золото, но от умения ребенка правильно и четко выражать...

ИГРЫ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ.

ИГРЫ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ.

CОСТАВЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Напишите на карточках слова, в разных грамматических формах. Предложите ребенку подобрать подходящие слова и составить словосочетания (соединить стрелочками или положить их рядом, если слова написаны на разрезных карточках). Например:
НОВАЯ ПЛАТЬЕ ПРИШЛА ВРЕМЯ
НОВЫЙ ГОД ПРИШЕЛ ДЕТИ
НОВОЕ ИГРУШКИ ПРИШЛИ СЫН
НОВЫЕ КВАРТИРА ПРИШЛО ДОЧКА
Помните о "лишнем" варианте ответа для повышения интенсивности задания! Как это сделать в таких заданиях? Для первого задания: или уберите одно слово ("новое", например) или добавьте слово ("машина", например). Так же и для второго задания: добавьте или уберите одно слово.

КАКОЕ СЛОВО ПОТЕРЯЛОСЬ?

Упражнение помогает научиться осмысливать значение предлогов. Напишите словосочетания, в которые входят предлоги, сами предлоги напишите на отдельных карточках. Предложите ребенку "вернуть" "маленькие словечки" на место. Усложненный вариант: ребенку не даны предлоги, он сам догадывается, какое слово пропущено, и вписывает его. Например:
ЧАЙ _ САХАРОМ
КОШКА _ ДИВАНЕ
КОСТЮМ _ ШКАФУ
СОБАКА _ ЗАБОРОМ
ПРИШЛА _ МАГАЗИНА
КНИГА _ ЖИВОТНЫХ
НА, В, С, ИЗ, ЗА, О, ОТ ("лишний" вариант ответа).

ПОДБЕРИ ОКОНЧАНИЕ.

Напишите словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного или глагола в прошедшем времени и существительного, окончания прилагательных и глаголов напишите на отдельных карточках, ребенок должен разложить окончания на места. Предусматривайте "лишние" варианты ответов! ГРОМК_ ЗВУКИ
ГРОМК_ ПЕСНЯ
ГРОМК_ ПЕНИЕ
ГРОМК_ ГОЛОС
-ОЕ, -АЯ, -ИЕ, -АЯ, -ИЙ.

ВРЕМЯ БЕЖАЛ_
МАЛЬЧИШКИ БЕЖАЛ_
ВЕРА БЕЖАЛ_
-А, -О, -И.
При прочтении предположений в первое время может возникнуть эффект многократного повторения прочитанных слов. Также как и в случае повторения слогов при прочтении слов, это помогает ребенку легче понимать прочитанное и не забывать первые слова к моменту прочтения и понимания последних слов предложения ("Лена, ела, Лена ела, малину, Лена ела малину"). Препятствовать такому чтению не нужно: в скором времени ребенок научится быстро понимать прочитанное предложение и без повтора слов.
Но для облегчения чтения предложений можно использовать предложения, в которые вместо некоторых слов вставлены картинки, тогда количество слов, которые необходимо осмыслить при чтении, будет меньше, а значит, прочитать предложение станет проще.

Перед тем как давать ребенку читать предложение, убедитесь, что оно не содержит сложных длинных слов. Если такие слова в предложении встречаются, предложите прочитать их ребенку заранее, в случае необходимости помогите ему прочитать и понять это слово.Предложение + картинка

РАЗРЕЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Для этого задания нужно написать предложения на карточках и разрезать их на слова. Ребенок читает слова и составляет предложение из них. Можно добавлять к комплекту слов предложения лишние слова, не подходящие по смыслу или форме слова, например:
Света из в рисовала альбоме

Рисовала Света тарелке альбоме в

Рисовала Света альбоме рисовал в
Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки по содержанию предложения, это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами.

Когда ребенок освоит чтение предложений, можно начинать читать короткие тексты. При работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.
Для облегчения понимания прочитанного важно задавать как можно больше разнообразных вопросов по тексту, при этом ребенок может ответить своими словами или прочитать ответ из текста.
На этом этапе обучения чтению также можно провести занимательные игры с ребенком.

НАЗВАНИЕ ДЛЯ РАССКАЗА.

Цель: учиться читать текст, учиться понимать прочитанное, развивать речь.
Возраст: с 5 лет.

Как играть?
Предварительно для игры выберите текст из 4-6 простых предложений. Прочитайте его сами, придумайте название. На листе бумаги напишите 3-4 варианта названия рассказа, причем только один из них должен подходить к его содержанию. Например, к приведенному ниже рассказу вы можете предложить следующие названия: На море / За ягодами / Хорошо в лесу / Заблудились.
ОДНАЖДЫ КАТЯ ХОДИЛА С ДЕДУШКОЙ В ЛЕС. ТАМ ОНА НАРВАЛА ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЕВ. КАТЯ СДЕЛАЛА КРАСИВЫЙ БУКЕТ. А ДЕДУШКА НАШЕЛ МНОГО ОПЯТ. ДОВОЛЬНЫЕ ОНИ ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ.
Предложите ребенку прочитать рассказ и выбрать подходящее название для него.

СОСТАВЬ РАССКАЗ.

Цель: учиться составлять текст из предложений, развивать мышление.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря" или "Азбуки"), бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Как играть?
Подберите текст из З-6 предложений. В каждом предложении количество слов не должно превышать 6. Напишите цветными фломастерами или карандашами предложения из текста на отдельных полосках бумаги. Или сначала напишите весь текст, а затем разрежьте его на предложения. Получится аккуратнее, если для набора текста рассказа воспользоваться возможностями компьютера.
Пример предложений для игры: СПЕКТАКЛЬ БЫЛ ДЛИННЫЙ / ОНИ ПОПРОСИЛИ МАМУ ВЗЯТЬ ЕЩЁ БИЛЕТЫ / ИРУ И СВЕТУ СЕГОДНЯ МАМА ПОВЕЛА В ТЕАТР / ДЕВОЧКАМ ПОНРАВИЛОСЬ В ТЕАТРЕ / ДЕВОЧКИ НАДЕЛИ НАРЯДНЫЕ ПЛАТЬЯ / НА СЦЕНЕ ПЕЛИ И ТАНЦЕВАЛИ АРТИСТЫ/.
Попросите ребенка прочитать отдельно каждое предложение, догадаться, о чем весь рассказ, и разложить предложения в правильном порядке. Такой вид работы помогает формировать понимание причинно-следственных связей событий.

ПРИДУМАЙ ОКОНЧАНИЕ РАССКАЗА.

Ребенок читает рассказ, но не до конца. Придумывает, чем может закончиться рассказ, проверяет свое предположение, дочитывая до конца. Не забудьте похвалить ребенка и в том случае, если он угадал правильно, и в том, если он придумал свое оригинальное окончание рассказа.
РАССТАВЬ ТОЧКИ.
Цель: учиться определять границы предложений в тексте, учиться понимать прочитанное, развивать речь.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря" или "Азбуки"), бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Для проведения игры напишите на листе бумаги или распечатайте на принтере текст, состоящий из 3-6 предложений. Знаки препинания не расставляйте (желательно, чтобы в тексте встречались только точки). Расскажите ребенку, что из этого рассказа убежали все точки, поэтому стало невозможно понять его смысл. Предложите ребенку прочитать "странный" рассказ и попытаться определить, где заканчивается одна фраза и начинается следующая, то есть расставить правильно точки.
Например:
ЛЕНЕ КУПИЛИ КУКЛУ НА КУКЛЕ БЫЛО БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ ДЕВОЧКЕ КУКЛА ПОНРАВИЛАСЬ ОНА ЕЁ КАТАЛА НА КОЛЯСКЕ ВЕЧЕРОМ ДЕВОЧКА БРАЛА КУКЛУ С СОБОЮ СПАТЬ
Или другой пример:
ЮРА С МАМОЙ БЫЛИ В РОЩЕ ТАМ КРУЖИЛСЯ ЦЕЛЫЙ РОЙ КОМАРОВ МАЛЬЧИК ЗАКРЫВАЛСЯ ОТ НИХ РУКАМИ МАМА РАЗОЖГЛА КОСТЁР КОМАРЫ БОЯТСЯ ДЫМА ЭТО БЫЛО СПАСЕНИЕ ОТ НИХ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ + КАРТИНКА.
Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Взрослый придумывает и записывает на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят.

ЗАПИСОЧКИ.

Цель: учиться читать простые предложения, учиться понимать прочитанное.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: небольшой "сюрприз" (это может быть новая игрушка, книжка или журнал, карандаши или краски, шоколадка, билет в театр или что-то другое, что вам захочется подарить ребенку), бумага для записочек, конверты, фломастер.
Как играть?
Напишите в первой записке: "Посмотри под книгой". Эту записку не прячьте, ее нужно будет первой вручить ребенку в начале игры. В записке, которую впоследствии спрячете под книгу, напишите: "Посмотри под подушкой". В записке, которую будете прятать под подушкой, напишите: "Загляни в холодильник" и т. д. Первый раз сделайте 3-4 записки. В последней записке надо написать, где находится сам сюрприз. Перед началом игры разложите записки в конверты, а конверты в запланированные для них места. Скажите ребенку, что приготовили для него сюрприз, только спрятали его, и предлагаете поиграть - найти сюрприз по подсказкам. Или расскажите, что ребенку пришло письмо от любимого героя из сказки, но прочитать письмо должен он сам, т. к. на конверте написано его имя. Сколько радости будет у вашего ребенка, когда он найдет сюрприз! И главное - удовольствие он получит не только от самого сюрприза, но и от процесса его поиска.
Через некоторое время записки могут стать немного длиннее, например: "Проверь почтовый ящик", "Подойди к двери", "Встань к ней спиной", "Сделай 5 шагов прямо". Можете использовать инструкции, состоящие из нескольких последовательных команд, например: "Присядь и посмотри вправо", а затем еще и более сложные по содержанию команд, например: "Посмотри в верхнем ящике комода", "Вытащи записку из левого кармана куртки". Количество записок-команд, которые необходимо выполнить для нахождения сюрприза, также можно постепенно увеличивать.

Варианты:
В игры такого рода очень хорошо играть на природе - в парке, в лесу, на дачном участке. Для организации игры на природе используйте записочки подобного содержания: "На ветке березы", "Смотри на пеньке", "Ищи под елкой", "Прочитай, что написано на песке" и т. д.
Игра поможет разнообразить и отдых на детской площадке. Предложите команде ребят найти сюрприз. Используйте записочки-команды подобные следующим: "Три шага вправо от качелей", "Спрятано под горкой", "Смотри на карусели", "Копайте посередине песочницы" и т. д.

ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Цель: учиться читать простые предложения, пополнять словарный запас, развивать речь.
Возраст: с 5 лет.
Как играть?
На карточках из бумаги или картона напишите несколько предложений, близких по форме, но отличающихся по смыслу. Последние слова в предложениях не пишите, оставьте для них место. Например:
КОРОВА ЖУЁТ ___________ .
СОБАКА ГРЫЗЁТ ___________ .
НАСТЯ ЕСТ __________ .
Последние слова предложений напишите на отдельных карточках таким же цветом и шрифтом, что и предложения (СЕНО, КОСТЬ, КАШУ). Предложите ребенку внимательно прочитать предложения и добавить (разложить) в них подходящие по смыслу слова. При выполнении задания могут получиться "забавные" предложения, порадуйтесь вместе с ребенком!
Для игры можете использовать ниже приведенные предложения и им подобные.
СОБАКА СПИТ В ________ .
САША ЛЁГ В _________ .
ПАЛЬТО ВИСИТ В _________ . (БУДКЕ, КРОВАТЬ, ШКАФУ)

ПРОДАВЕЦ РАБОТАЕТ В ________ .
УЧИТЕЛЬ УЧИТ В _________ .
ВРАЧ ВЕДЁТ ПРИЕМ В __________ . (МАГАЗИНЕ, ШКОЛЕ, БОЛЬНИЦЕ)

СНЕГ ИДЁТ _________ .
КУПАТЬСЯ МОЖНО __________ .
ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ __________ .
ПОЧКИ РАСПУСКАЮТСЯ __________ . (ЗИМОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ, ВЕСНОЙ)

ЛЕТАЕТ БЫСТРО ________ .
ПЛАВАЕТ В МОРЕ ________ .
ПРОКОЛОЛА КОЛЕСО ________ .
ПО РЕЛЬСАМ ЕДЕТ ________ . (САМОЛЕТ, КОРАБЛЬ, МАШИНА, ПОЕЗД)

ЗАГАДКИ.

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать мышление.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: бумага, предметные картинки, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Учиться читать можно и с помощью загадок. Ни одного ребенка не оставит равнодушным загадка. Но те загадки, которые встречаются в детских книжках, еще нескоро будут доступны вашему малышу для самостоятельного чтения. Попробуйте составить доступные загадки сами.
К выбранным предметным картинкам придумайте загадки, состоящие из нескольких простых предложений. Каждую картинку разрежьте на две части: одну сделайте значительно больше другой, разрезайте по горизонтали или вертикали. На больших частях картинок с обратной стороны напишите предложения-загадки. На меньших частях картинок с обратной стороны напишите слова-отгадки. Предложите ребенку прочитать простые предложения и по описанию догадаться, о чем идет речь. Затем найти подходящее слово, соединить две части. Если отгадка подобрана правильно, то на обратной стороне сложенных частей получится отгадка-картинка.
Используйте для организации каждой новой игры по 3-8 загадок, желательно каждый раз составлять загадки на какую-либо одну общую тему.

На тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ" можно загадать следующие загадки:
Даёт молоко. Её детей зовут козлятами. (КОЗА)
Любит хозяина. Живёт дома или в будке. (СОБАКА)
Пушистая и ласковая. Ловит мышей. (КОШКА)
С рогами. Даёт молоко. Не коза. Мычит. (КОРОВА)
Любит капусту и морковку. Похож на зайца. (КРОЛИК)

Для темы "ТРАНСПОРТ" подготовьте такие загадки:
Пассажирский городской транспорт. Ездит по рельсам. (ТРАМВАЙ)
Используют для перевозки грузов. Умеет сам сваливать груз. (САМОСВАЛ)
Плавает. Без трубы и без паруса. Нужны вёсла. (ЛОДКА)
Умеет летать. Поднимается вверх вертикально. (ВЕРТОЛЁТ)
Начинается на букву М. Ездит под землёй. (МЕТРО)

Для темы "ДЕРЕВЬЯ" можете использовать эти загадки:
Всегда зеленая. Не ёлка. (СОСНА)
Осенью на нем не бывает красных листьев. Плоды - жёлуди. (ДУБ)
Носит серёжки. Кора белого цвета. (БЕРЁЗА)
Лиственное дерево. Ягоды красного цвета. (РЯБИНА)
Дерево. Первая буква Т. Последняя буква Ь. (ТОПОЛЬ)

Подобным образом вы можете составить загадки на любую интересующую ребенка тему.

Цель: учиться читать предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь, развивать мышление.
Возраст: с 5 лет.
Как играть?
Напишите или распечатайте на принтере предложения из списка. Предлагайте ребенку читать их по одному и придумывать, что могло быть после описанного события. Хвалите ребенка, если он смог назвать несколько вариантов ответа.
Используйте эти и подобные предложения:
В КОМНАТЕ ПОГАС СВЕТ.
ПЕТЯ РАЗБИЛ ВАЗУ.
НА УЛИЦЕ СТАЛО ТЕПЛО.
ПОШЕЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ.
АНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ ШЕСТЬ ЛЕТ.
ТОЛЯ ЕЛ МОРОЖЕНОЕ НА УЛИЦЕ.
ВО ДВОРЕ ПОДРАЛИСЬ МАЛЬЧИШКИ.
МЫ КУПИЛИ БИЛЕТЫ НА ПОЕЗД.
ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК С УРОКА.
МАМА ПРИШЛА С РАБОТЫ.

Вариант:
Предложите ребенку придумывать причины, по которым могли произойти события, описанные в предложениях.

СНЕЖНЫЙ КОМ.

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать скорость чтения.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Подготовьте полоски бумаги одинаковой ширины. На каждой напишите слова для составления одного предложения.
Выложите перед ребенком сначала одно слово, дайте прочитать. Например, САДОВНИК. Затем добавьте второе слово, связанное по смыслу с первым. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК. Добавьте третье слово и снова дайте ребенку прочитать. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ. Добавьте новое слово, опять предложите ребенку прочитать предложение. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ЦВЕТЫ. Так добавляйте до 5-7 слов. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ.
Такое упражнение позволит ребенку преодолеть страх перед чтением длинных предложений, т. к. при постепенном увеличении количества слов в предложении ребенку легче читать и понимать прочитанное.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАССЫПАЛОСЬ.

Цель: учиться читать простые предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Как играть?
Для этой игры напишите на карточках несложные предложения, разрежьте каждое предложение на слова. Расскажите ребенку, что предложения рассыпались, их нужно снова составить. Ребенку необходимо прочитать каждое слово и выстроить слова в смысловом порядке.
Выбирайте или придумывайте предложения, состоящие из 3-6 слов. Например:
КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО.
СКОРО НАСТУПИТ ВЕСНА.
НАТАША РИСОВАЛА В АЛЬБОМЕ.
ДЕТИ ПОЗДРАВИЛИ МАМУ ОТКРЫТКОЙ.
ЛЕТОМ МЫ ПОЕДЕМ НА ДАЧУ.
КОРАБЛЬ БЫСТРО ПОДПЛЫВАЛ К БЕРЕГУ.
КАРЛСОН ПРИЛЕТЕЛ К МАЛЫШУ В ГОСТИ.
УЧИТЕЛЬНИЦА ПОХВАЛИЛА УЧЕНИКОВ ЗА ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.
Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки, соответствующие содержанию предложения. Это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами. Также можно некоторые слова предложений заменять предметными картинками.
Чтобы сделать задания более веселыми, добавьте к каждому комплекту слов по 1-2 лишних слова, не соответствующих смыслу предложения.
Например:
КОРАБЛЬ, ПОДЛЕТАЛ, ПОДПЛЫВАЛ, БЫСТРО, К, БЕРЕГУ, МАГАЗИНУ.
Вариант:
Перепутайте слова 2-3 предложений. Пусть ребенок составит предложения одновременно. Помните, что в этом случае слова предложений должны быть обязательно написаны одним цветом и шрифтом.

ДЕЛАЙ РАЗ, ДЕЛАЙ ДВА.

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, учиться запоминать прочитанное.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Напишите на отдельных карточках короткие предложения-команды. Например: "Подними руки вверх", "Хлопни три раза", "Присядь пять раз", "Сделай два наклона вперед", "Попрыгай на правой ноге", "Сделай четыре шага назад", "Опусти левую руку", "Пробеги до двери", "Повернись к окну", "Пройди как медведь", "Постой на левой ноге", "Повернись вокруг себя" и т. д.
Предложите ребенку сделать зарядку. Встаньте напротив ребенка и показывайте карточки с командами в произвольном порядке, пусть ребенок читает предложения и выполняет команды. Сначала предлагайте выполнять по одной команде, затем показывайте 2-3 карточки подряд и только после этого разрешайте ребенку выполнять команды, вспоминая их порядок.
Постепенно увеличивайте количество команд в одном задании до 4-6. Можете повторять одну и ту же команду несколько раз подряд или поочередно с другими командами.

ВЫСТАВКА КАРТИН.

Цель: учиться читать предложения, формировать навык осмысленного чтения предложений.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: сюжетные картинки, бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Например: "В магазине", "На детской площадке", "День рождения", "Помогаю маме", "Семья" и т. д. Придумайте и запишите на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), пусть ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят.
Предложения можно приклеивать к картинкам, постепенно пополняя список предложений, составленных по теме картинки.

СОСТАВЬ ПОСЛОВИЦЫ.

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, пополнять словарный запас, развивать мышление.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: белый или цветн
ой картон, циркуль, простой карандаш, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Из картона вырежьте круги максимально большого размера. Все круги разрежьте пополам. В половинках каждого круга напишите пословицы, деля их на две смысловые части. Например: ДОЖДЛИВОЕ ЛЕТО / ХОРОШО ТАМ / ЛУЧШЕ ПОЗДНО / ШИЛА В МЕШКЕ / ХУЖЕ ОСЕНИ / ГДЕ НАС НЕТ/ ЧЕМ НИКОГДА / НЕ УТАИШЬ. Эту работу проделайте без участия ребенка.
Разложите перед ребенком половинки З-6 пословиц, попросите собрать пословицы, прочитать и объяснить их смысл.
Вы можете использовать для игры пословицы из перечня или подобные им:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Мал муравей телом, да велик делом.
Мал золотник, да дорог.
Как аукнется, так и откликнется.
Добрый пример лучше ста слов.
Поспешишь-людей насмешишь.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Безусловно, полезным будет одновременное составление пословиц на одну тему. Например, на тему "Дружба":
Дружба - не гриб, в лесу не найдешь.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Стой за правду горой, тогда и друзья с тобой.
Верную дружбу и топором не разрубишь.

Или на тему "Учеба":
Делу - время, а потехе - час.
Тяжело в учении - легко в бою.
Хочешь больше знать - надо меньше спать.
Кто много читает, тот много знает.
Возьми книгу в руки - не будет скуки.
Красна птица пером, а человек умом.
Век живи - век учись.
Такой подход к организации игры позволит ребенку понять смысл пословиц во всех его тонкостях. А взрослому даст больше возможностей для объяснения.
Вариант:
Предложите ребенку, соединив начало и конец разных пословиц, составить пословицы с новым содержанием, пусть даже и шуточным. Например:
Любишь кататься - не сиди на печи.
Век живи - не суйся в воду.
Поспешишь, тогда и друзья с тобой.
Добрый пример не утаишь.
Слово не воробей, в лесу не найдешь.

ВСТАВЬ ОКОНЧАНИЯ.

Цель: учиться читать предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Из картона вырежьте полоски шириной примерно 3-5 см. На них напишите предложения с пропущенными окончаниями. Например, такие:
РЕЧКА ГЛУБОК_, А РУЧЕЕК МЕЛК_.
СЛОН БОЛЬШ_, А МЫШКА МАЛЕНЬК_.
СОЛЬ СОЛЕН_, А САХАР СЛАДК_ .
НЕБО ГОЛУБ_, А СОЛНЦЕ ЖЕЛТ_ .
ДОМА ВЫСОК_, А ИЗБУШКИ НИЗК_.
ГИРЯ ТЯЖЕЛ_, А ШАРИК ЛЕГК_ .
БЕЛКИ РЫЖ_, А ЗАЙЦЫ БЕЛ_.
На карточках такой же ширины, что и полоски с предложениями, напишите окончания: АЯ, ОЙ, ЯЯ, ОЕ, ЕЕ, ИЙ, ЫЙ, ИЕ, ЫЕ.
Попросите ребенка разложить нужные окончания к каждому предложению. Для проверки правильности выполнения задания предлагайте ребенку прочитывать каждое предложение целиком после расстановки окончаний.
Вариант:
Если ребенку пока трудно читать длинные предложения, это упражнение можно провести и со словосочетаниями.
Напишите на карточках слова:
М0КР_ ДОРОГА,
МОКР_ БЕЛЬЕ,
МОКР_ РУКИ,
МОКР_ ЗОНТ
или
НОВ_ ДОМ,
НОВ_ КНИГА,
НОВ_ ДРУЗЬЯ,
НОВ_ ПРЕПЯТСТВИЕ.
Используйте те же карточки с окончаниями.

В этой статье освящается тема "Простые тексты для чтения" .

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
В первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений.

Обучение чтению ребенка

На современном этапе развития принято думать, что полноценное обучение ребенка должно начинаться с 6-7 лет. В данном возрасте дошкольник уже достаточно, может ухаживать за собой, многое умеет. Увеличивается активное восприятие, оно достигает 7-10 минут.

Хотя в последнее время появились педагогические и психологические исследования, которые утверждают, что обучение малыша нужно начинать в младшем дошкольном возрасте. И наилучшим моментом, когда следует начинать обучение, считается возраст 3-х лет. Нельзя не согласиться с тем, что в трехлетнем возрасте ребенок кажется совсем маленьким. Поэтому можно ожидать вопрос родителей «Зачем так рано?». Ответ на него прячется в особенностях развития младшего.

Логика, пространственное мышление и память

Главное не пропустить этот этап развития ученика, ведь именно с трехлетнего возраста формируются задатки пространственного и логического мышления. ребенок начинает осознавать, что предметы объемны, может их представить и описать. Логическое начало тогда, когда ваш сын или дочь задают череду вопросов, вытекающих один из другого. Например, диалог такого рода:

– Папа, что это? (ребенок показывает на «лежачего полицейского» на дороге, через который осторожно перекатывается автобус).

– А почему полицейский? – не успокаивается ребенок.

– Это «лежачий полицейский», – говорит папа.

– Потому что он лежит на дороге.

– А почему лежачий? – спрашивает ученик.

Кроме логики и пространственного мышления у ребенка активизируется память. Ребенку важно понять ответы на все вопросы, которые он получил Поэтому ученик может многократно спрашивать у родителей одно и то же. Он учится, он запоминает. Вам следует только помочь малышу в этом. Возраст «почемучки» позволяет достаточно легко научить ребенка основам чтения.

Статья была посвящена теме "Простые тексты для чтения" .

Чтение для дошкольников – всегда новый, интересный процесс. И это неудивительно, ведь они открывают для себя целый мир, ранее неизведанный, незнакомый.

Сначала дети знакомятся с буквами и звуками, затем учатся складывать их в слова. И вот наступает момент, когда ребенок пробует читать самостоятельно. Нельзя сразу с этой целью давать малышу сложные тексты, да еще не разделенные на слоги. Возникшие трудности в чтении могут совершенно отбить охоту учиться дальше. Так что будем учиться читать, взяв за основу рассказы и сказки, специально адаптированные для дошкольников.

Рассказы для детей

Если вы не знаете, с каких текстов начать, можете купить или скачать и распечатать у нас на сайте сборники текстов под общим названием «Читаем по слогам». Подобная литература специально адаптирована для детей. Это не означает, что рассказы известных писателей в ней как-то изменены: подборка текстов в таких книгах ориентирована на ребят дошкольного возраста, а слова в текстах разделены на слоги для чтения, что значительно облегчает процесс обучения для ребенка.

На нашем сайте есть также отдельные тексты со специальным делением на слоги. Их тоже можно распечатать и предлагать детям для чтения.

Какие же рассказы лучше подойдут для детей?

Конечно же, это произведения тех писателей, которые специализировались на детской тематике: М. Пришвин, К. Паустовский, А. Барто, Н. Носов, Лев Кассиль, С.Маршак и др. Не обязательно читать рассказы полностью: для маленьких детей достаточно будет выбрать один небольшой отрывок, разделить его на слоги и представить для чтения.


Как привить любовь к чтению?

Как заниматься родителям с детьми по таким текстам?

Не стоит оставлять ребенка наедине с рассказом, если он еще плохо читает. Это может отбить всякий интерес к последующему обучению, если у малыша возникнут трудности, а он не сможет с ними справиться. Сядьте рядом с ребенком и начните читать вместе. Для детей очень важно, чтобы взрослые проявляли интерес к их делам. Попутно просите малыша помочь вам и прочитать то или иное слово. Когда дочитаете до конца, обсудите отрывок: пусть ребенок перескажет, что он понял из текста. Не оставляйте прочитанное без внимания: малыш должен осознать, что читает он не для папы или мамы, а для себя, для собственного понимания.


Скачать набор карточек со словами можно .

Учимся читать отдельные слова по слогам. Прочитай имена детей.

Сказки

Однако лучшее пособие для обучения детей чтению – это сказки. Их любят все, не только дети. Возьмите сначала ту сказку, которую ребенок хорошо знает: так ему будет легче читать, будучи знакомым с сюжетом.

Наиболее известными писателями, посвятившими себя сказочному творчеству, являются Г.Х.Андерсен, А.С.Пушкин, Ш.Перро, братья Гримм. Наверняка, когда ваш ребенок еще не умел читать, слушал сказки этих писателей в вашем исполнении. А сегодня он будет читать сказки эти по слогам.

Девочка 3-х лет читает по слогам:

Для чтения отлично подойдут и сказки для детей современных писателей, например, Л.Успенского. Они порой более отвечают запросам времени: в них действуют существа, населяющие наш технологический мир, оживают окружающие нас приборы. И все же не лишайте ребенка возможности познакомиться со старыми добрыми сказками, ведь на них выросли целые поколения.

Читая сказки, стихи по слогам, вы не только обучаете детей, но и знакомите с огромным культурным наследием предыдущих эпох . Чтение развивает в малыше любознательность, уважение к труду других людей, стремление узнавать новое. Все это обязательно пригодиться детям во взрослой жизни. Но главное, вы будете уверены, что воспитаете в них добро и человечность.

Вы можете скачать бесплатно подборку из более чем 35 книг (сказки, рассказы, стихи, простые тексты и раскраски) по СЛОГАМ или выбрать отдельные готовые тексты для себя ниже.

Маленький рассказ про белочку. Отрывок из книги про Винни-Пуха и Пяточка.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!